Руководство по качеству качества росаккредитации

Оглавление

  • По вопросу 1.1
  • По вопросам 1.2 и 1.2.1
  • По вопросу 1.3
  • По вопросу 1.4
  • По вопросу 1.5
  • По вопросам 1.6 — 1.8
  • По вопросу 1.9
  • По вопросу 1.10
  • По вопросам 2.1, 2.1.1
  • По вопросу 2.2
  • По вопросу 2.3
  • По вопросу 2.4
  • По вопросу 2.5

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ

ПИСЬМО
от 19 января 2021 г. N 781/05-МП

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление правового обеспечения и международного сотрудничества Федеральной службы по аккредитации в пределах установленной компетенции рассмотрело обращение и по поставленным вопросам сообщает следующее.

По вопросу 1.1.

С 1 января 2021 г. вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации» (далее — Приказ N 707).

В рамках системного толкования Приказа N 707 в пункте 4 указанного приказа вместо указания на подпункт 23.2 Критериев аккредитации, утвержденных приказом N 707 (далее — Критерии аккредитации), должен применяться подпункт 24.2 Критериев аккредитации.

Таким образом, подпункт 23.2 Критериев аккредитации вступил в силу с 1 января 2021 г. одновременно с Приказом N 707.

По вопросам 1.2 и 1.2.1.

Согласно пункту 23.3 Критериев аккредитации лаборатории должны выполнять требования документов по стандартизации, в том числе ГОСТ Р 58973-2020 «Правила к оформлению протоколов испытаний», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.08.2020 N 593-ст (далее также — ГОСТ Р 58973-2020).

Датой введения в действие ГОСТ Р 58973-2020 является 1 июля 2021 года.

Учитывая изложенное, заявители, аккредитованные лица могут начать внедрять в свою деятельность ГОСТ Р 58973-2020 в соответствии с требованиями системы менеджмента лаборатории и ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (далее — ГОСТ ISO/IEC 17025-2019).

При этом соответствие заявителя, аккредитованного лица требованиям ГОСТ Р 58973-2020 будет оцениваться в рамках предоставления соответствующих государственных услуг в области аккредитации и в рамках осуществления федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, начиная с 1 июля 2021 года.

Согласно области применения ГОСТ Р 58973-2020 указанный стандарт распространяется на процедуры оформления протоколов испытаний испытательной лабораторией (центром), выполняющей испытания продукции для целей подтверждения соответствия. ГОСТ Р 58973-2020 предназначен для применения испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации и другими заинтересованными лицами.

Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 58973-2020 протокол испытаний для целей подтверждения соответствия оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. При оформлении протокола испытаний для целей подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) протокол испытаний оформляют также с учетом требований к содержанию, изложенных в соответствующих технических регламентах Евразийского экономического союза (Таможенного союза).

С учетом изложенного, исходя из системного толкования норм Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее — Федеральный закон N 412-ФЗ) и Критериев по аккредитации, полагаем, что соблюдение аккредитованной на ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 лабораторией, а также заявителей, претендующих на аккредитацию в качестве испытательной лаборатории (центра) по ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, требований вышеуказанных документов по стандартизации является обязательным.

По вопросу 1.3.

Пунктом 24 Критериев аккредитации установлены дополнительные требования к лабораториям, выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в целях обязательного подтверждения (оценки) соответствия, а также к лабораториям, выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации.

Абзацами первым и вторым подпункта 24.2 Критериев аккредитации установлено, что:

работниками лаборатории, непосредственно выполняющими работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, состоящими в штате по основному месту работы, должно обеспечиваться проведение исследований (испытаний) и измерений по не менее чем половине включенных в область аккредитации международных, региональных стандартов, национальных (государственных) стандартов, включенных в перечни международных, региональных стандартов, национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятых технических регламентов и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции;

работник (работники) лаборатории, непосредственно выполняющий (выполняющие) работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, может (могут) работать по трудовому договору в составе только одной лаборатории.

На основании изложенного работники, непосредственно выполняющие работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, могут быть оформлены в одной аккредитованной испытательной лаборатории или по трудовому договору по основному месту работы, или по трудовому договору о выполнении работ по внешнему или внутреннему совместительству в соответствии со статьей 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации, — в количестве и пропорциональном соотношении, соответствующих требованиям абзаца первого подпункта 24.2 Критериев аккредитации.

Вместе с тем для работников, осуществляющих деятельность в аккредитованной лаборатории по основному месту работы, местом работы по совместительству (при наличии) не может являться другая лаборатория (того же или иного юридического лица). Также для работников, осуществляющих деятельность в аккредитованной лаборатории по договору совместительства, основным местом работы не может являться другая лаборатория (того же или иного юридического лица).

При этом полагаем, что положения абзаца второго подпункта 24.2 Критериев аккредитации распространяются на испытательные лаборатории, аккредитованные (претендующие на получение аккредитации) в национальной системе аккредитации, и не содержат ограничений для осуществления их работниками деятельности в иных лабораториях, в том числе в неаккредитованных производственных и научных лабораториях, лабораториях образовательных учреждений.

Также принимая во внимание, что формулировка абзаца второго подпункта 24.2 Критериев аккредитации распространяется на работников лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, полагаем допустимым осуществление работником, непосредственно выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в одной аккредитованной испытательной лаборатории (центре), деятельности в другой аккредитованной испытательной лаборатории (центре), не связанной с работами по исследованиям (испытаниям), измерениям, в том числе с отбором образцов, при условии соблюдения всеми сторонами требований ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 в части обеспечения беспристрастности лабораторной деятельности, включая идентификацию рисков для беспристрастности, возникающих в результате отношений персонала (пункт 4.1.4 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019).

По вопросу 1.4.

Подпунктом 29.2 Критериев аккредитации установлено требование о наличии в штате органа инспекции работников, участвующих в выполнении работ по проведению инспекции, по всем направлениям деятельности в соответствии с областью аккредитации, работающих на основе трудового договора в составе одного органа по инспекции. Не менее трех работников, участвующих в выполнении работ по проведению инспекции, должны работать в органе инспекции в штате по основному месту работы.

Позиция в части возможности работы работника аккредитованного органа инспекции, участвующего в выполнении работ по проведению инспекции, в другом аккредитованном органе инспекции, аналогична позиции в части работников аккредитованных лабораторий (вопрос 1.3). В связи с этим полагаем допустимым осуществление таким работником в другом органе инспекции деятельности, не связанной с проведением инспекций, при условии всеми сторонами требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции» (далее — ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012) в части обеспечения беспристрастности инспекционной деятельности, включая идентификацию рисков для беспристрастности, возникающих в результате контактов персонала (пункт 4.1.3 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012).

Дополнительно отмечаем, что действующим законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации не установлены запреты для руководителя органа инспекции самостоятельно выполнять работы по проведению инспекций в области аккредитации (при соблюдении требований к его компетентности), вместе с тем полагаем, что руководитель может самостоятельно выполнять работы по проведению инспекций только в случае обеспечения беспристрастности инспекционной деятельности и отсутствия конфликта интересов, а также если запрет для этого не вытекает непосредственно из требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012.

Также следует учитывать, что абзацем третьим подпункта 29.2 Критериев аккредитации установлено, что руководитель органа инспекции, его заместитель (заместители) должны работать в органе инспекции в штате по основному месту работы.

На основании изложенного руководитель органа инспекции, одновременно участвующий в выполнении работ по проведению инспекции, в указанном качестве может являться только работником, оформленным по договору выполнения работ по внутреннему совместительству (статья 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации), и в связи с этим не будет являться лицом, обеспечивающим соответствие органа инспекции требованиям абзаца первого подпункта 29.2 Критериев аккредитации.

Дополнительно отмечаем, что работник, участвующий в работах по проведению инспекций в области аккредитации, должен соответствовать Критериям аккредитации и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012, в том числе в части образования, опыта работы, навыков и профессиональных знаний.

По вопросу 1.5.

С 1 января 2021 г. на заявителей, аккредитованных лиц распространяются требования Критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707.

На основании изложенного с 1 января 2021 г. к опыту работы работников испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в целях обязательного подтверждения (оценки) соответствия, а также лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации, предъявляются требования, установленные подпунктом 24.1 Критериев аккредитации.

По вопросам 1.6 — 1.8.

В соответствии с пунктом 3 Приказа N 707 абзац второй подпункта 24.4, абзац второй подпункта 29.5, абзац второй пункта 43 Критериев аккредитации не применяются в отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу указанного приказа.

Исходя из буквального толкования пункта 3 Приказа N 707 следует, что требования абзаца второго подпункта 24.4, абзаца второго подпункта 29.5, абзаца второго пункта 43 Критериев аккредитации будут применяться только в отношении лиц, проходящих процедуру аккредитации, а также аккредитованных после вступления в силу Приказа N 707.

По вопросу 1.9.

С 1 января 2021 г. на заявителей, аккредитованных лиц распространяются требования Критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 707.

По вопросу 1.10.

Подпунктом 23.3 Критериев аккредитации установлено, что лаборатории должны выполнять требования ГОСТ Р 58973-2020.

В соответствии с требованиями пункта 5.22 ГОСТ Р 58973-2020 протокол испытаний должен быть заверен печатью организации.

По вопросам 2.1, 2.1.1.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны безвозмездно представлять в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее — ФГИС Росаккредитации) сведения о результатах своей деятельности, об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности, состав, порядок и сроки представления которых установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.

С 1 января 2021 г. вступило в силу Положение о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации (далее — Положение), утвержденное приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 N 704 (далее — Приказ N 704).

Подпунктом «в» пункта 1 Положения установлено, что аккредитованные лица представляют в Федеральную службу по аккредитации сведения о наличии и использовании испытательного оборудования, вспомогательного оборудования, средств измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, необходимых для выполнения работ в соответствии с областью аккредитации, с указанием сведений об аттестации, поверке и/или калибровке применяемого оборудования, об изменении прав собственности, владения и пользования, о документах, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, испытательного оборудования, средств измерений, эталонов единиц величин, включая электронные документы или электронные образы (скан-копии) указанных документов.

Отмечаем, что упомянутые в вопросе 2.1 рассматриваемого обращения сведения об изменении сведений об аттестации, поверке и/или калибровке применяемого оборудования в течение срока использования оборудования представляют собой сведения именно о результатах периодической (плановой) аттестации либо о результатах повторной аттестации оборудования, и, соответственно, о состоянии оборудования в текущий момент времени, которое непосредственно влияет на результаты работ, выполняемых аккредитованным лицом с использованием такого оборудования.

Обращаем внимание, что согласно пункту 4 Положения испытательные лаборатории (центры) представляют в Федеральную службу по аккредитации сведения о проведенных испытаниях, при этом такие сведения в обязательном порядке включают сведения об оборудовании, средствах измерений, использованных при проведении испытаний в целях выполнения работ по обязательному подтверждению соответствия, — применительно к каждому выданному протоколу испытаний.

С учетом изложенного передача сведений во ФГИС Росаккредитации необходима в целях оперативного мониторинга национальным органом по аккредитации всех изменений, происходящих в деятельности аккредитованного лица по сравнению с исходными сведениями, заявленными при аккредитации или проверенными при проведении процедуры подтверждения компетентности, в том числе, в целях подтверждения продолжения соответствия материально-технической базы аккредитованного лица, используемой в процессе его деятельности, и является обязанностью аккредитованного лица.

В отношении передачи сведений о поверке средств измерений в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (далее — Фонд ОЕИ) отмечаем, что Приказом N 704 не установлены исключения для аккредитованных лиц в части обязанности передавать сведения во ФГИС Росаккредитации в случае, если указанные лица также обязаны передавать сведения в информационные системы других федеральных органов исполнительной власти.

При этом необходимо учитывать, что Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в данные сведения, предоставления содержащихся в нем документов и сведений (далее — Порядок) утвержден приказом Минпромторга России от 28.08.2020 N 2906.

Согласно пункту 24 Порядка сведения о результатах поверки средств измерений, предусмотренные подпунктом «л» пункта 5 указанного Порядка, на основании части 6 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее — Федеральный закон N 102-ФЗ) передаются в Фонд ОЕИ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводящими поверку средств измерений.

Таким образом, аккредитованные испытательные лаборатории (центры), использующие при осуществлении деятельности поверенные средства измерений, не являются лицами, обязанными передавать сведения о проведенной поверке в Фонд ОЕИ.

Кроме того, целью передачи сведений о поверке средств измерений в Фонд ОЕИ лицами, проводящими поверку, согласно пункту 2 вышеупомянутого Порядка, является обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективной и достоверной информации согласно части 1 статьи 20 Федерального закона N 102-ФЗ, используемой в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности.

Согласно пункту 3 Порядка указанные выше сведения находятся в открытом доступе для просмотра и предоставляются в рамках государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

При этом сведения ФГИС Росаккредитации в части, регулируемой Приказом N 704, являются закрытыми (не размещаются в открытом доступе), и предназначены для использования национальным органом по аккредитации в целях мониторинга и контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Соответственно, лица, обязанные передавать сведения о поверенных средствах измерений в Фонд ОЕИ и во ФГИС Росаккредитации, а также цели и сроки предоставления таких сведений, различаются.

На основании подпункта «а» пункта 11 Положения аккредитованные испытательные лаборатории (центры) должны представить во ФГИС Росаккредитации сведения об изменении сведений об аттестации оборудования, поверке и/или калибровке средств измерений в течение 10 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения.

По вопросу 2.2.

Подпунктом «б» пункта 4 Положения установлено требование о предоставлении аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) во ФГИС Росаккредитации сведений о результатах участия в межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаниях.

Согласно подпункту «и» пункта 11 Положения указанные сведения представляются в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующих результатов межлабораторных сличительных испытаний.

Пунктом 3.6 межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17043-2013 «Оценка соответствия. Основные требования к проведению проверки квалификации» установлено, что участник — лаборатория, организация или физическое лицо, которые получают образец для проверки квалификации и представляют результаты на рассмотрение провайдеру проверки квалификации.

Таким образом, лаборатория представляет во ФГИС Росаккредитации результаты межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаний в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующих результатов лабораторией.

При этом на основании пункта 7 и подпункта «и» пункта 11 Положения сведения об итоговом отчете о результатах проверки квалификации представляют во ФГИС Росаккредитации аккредитованные в национальной системе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводящие межлабораторные сличительные испытания (также в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующих результатов провайдером МСИ).

По вопросу 2.3.

Критерии аккредитации не конкретизируют, какими документами заявитель, аккредитованное лицо может подтвердить наличие оборудования, средств измерений и т.д. на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающим право владения и пользования, согласно требованиям подпункта 24.4 Критериев аккредитации.

Вместе с тем статьей 3 Федерального закона N 412-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Право собственности и иные законные основания, предусматривающие право владения и пользования имуществом, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами в установленной сфере. Таким образом, документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание, предусматривающее право владения и пользования оборудованием, средствами измерений и т.д., должны соответствовать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

Основания для приобретения права собственности установлены главой 14 ГК РФ.

Обращаем внимание, что для государственных и муниципальных учреждений (организаций), в силу срока давности приобретения оборудования, в том числе в условиях действия утративших силу нормативных правовых актов СССР и Российской Федерации, не имеющих возможность подтвердить право собственности на указанное оборудование в соответствии с действующим законодательством, кроме внутренних документов, устанавливающих факт нахождения оборудования на балансе учреждения (организации), возможно приобрести право собственности на такое имущество в рамках приобретательной давности по решению суда в соответствии со статьей 234 ГК РФ.

При этом в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» факт нахождения имущества на балансе лица сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения. Таким образом, факт нахождения имущества на балансе лица носит учетный, а не правоподтверждающий характер.

Дополнительно отмечаем, что подпунктом «в» пункта 1 Положения не установлено требование в части представления во ФГИС Росаккредитации документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, вспомогательного оборудования, при этом предусмотрено представление сведений о наличии и использовании такого оборудования.

По вопросу 2.4.

Положение не устанавливает особенностей предоставления сведений о проведенных испытаниях, включая сведения о выданных отчетах об испытаниях (протоколах испытаний), как отнесенных, так и не отнесенных к государственной тайне.

Вместе с этим, как отмечалось ранее, аккредитованные лица в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ обязаны представлять в национальный орган по аккредитации с использованием ФГИС Росаккредитации сведения о результатах своей деятельности.

Обращаем внимание, что подсистема ФГИС Росаккредитации для предоставления сведений о результатах деятельности аккредитованными лицами, включающая в себя в том числе компонент для внесения сведений о выданных протоколах исследований (испытаний) и измерений, а равно сведения, содержащиеся в ней, не подлежат размещению в открытом доступе.

По вопросу 2.5.

Реализация пакетной загрузки данных в компоненте предоставления сведений о протоколах ФГИС Росаккредитации запланирована на 2021 год.

И.о. начальника
Управления правового обеспечения
и международного сотрудничества
М.С.ПИГАЛИЦЫН

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 26 ноября 2021 г. N 2050

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.03.2028 Правила утрачивают силу (п. 5 данного документа).

ПРАВИЛА

ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ

АККРЕДИТОВАННОГО ЛИЦА

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе порядок подачи и рассмотрения заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (далее — заявление) и прилагаемых к нему документов и сведений, основания для возврата заявления без рассмотрения, порядок прекращения осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица на основании его заявления, порядок проведения оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, порядок применения схем аккредитации, порядок формирования и утверждения программы выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (далее — программа выездной оценки), включая случаи проведения дистанционно с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и видео-конференц-связи (далее — удаленная оценка), а также случаи и порядок проведения свидетельской оценки.

2. В случае прохождения аккредитованным лицом вместе с прохождением процедуры подтверждения его компетентности процедуры расширения области аккредитации, изменения места (мест) осуществления деятельности, актуализации области аккредитации при указании об этом в заявлении и приложении к нему документов в соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее — Федеральный закон об аккредитации) на основании части 6 статьи 24 Федерального закона об аккредитации оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации осуществляется в соответствии со статьей 24 Федерального закона об аккредитации и с настоящими Правилами и проводится одной экспертной группой.

3. Для проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованное лицо представляет в национальный орган по аккредитации заявление и прилагаемые к нему документы и сведения.

Заявление представляется аккредитованным лицом по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

4. Заявление направляется посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее — федеральная система в области аккредитации) в виде электронного документа и подписывается электронной подписью, предусмотренной частью 1 статьи 17 Федерального закона об аккредитации (далее — электронная подпись).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1319)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если заявление и прилагаемые к нему документы и сведения подписаны лицом, уполномоченным в силу федерального закона или учредительных документов выступать от имени аккредитованного лица (представителем аккредитованного лица), к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление и прилагаемые к нему документы и сведения.

КонсультантПлюс: примечание.

В 2022 — 2023 г. срок подачи заявления определяется в соответствии с Постановлением Правительства от 12.03.2022 N 353.

5. Заявление и прилагаемые к нему документы и сведения подаются аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации не позднее чем за 20 дней до наступления срока прохождения процедуры подтверждения компетентности, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации.

В случае прохождения аккредитованным лицом процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (в течение первого года со дня аккредитации) заявление подается аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации не ранее чем за 4 месяца до наступления даты первого года со дня аккредитации.

В случае если срок прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (каждые 5 лет со дня аккредитации), наступает ранее чем через один год после процедуры, предусмотренной пунктом 2 части 1 указанной статьи (не реже чем один раз в 2 года, начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности), в сроки процедуры, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (не реже чем один раз в 2 года, начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности), проводится процедура, предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (каждые 5 лет со дня аккредитации), с направлением аккредитованным лицом заявления в национальный орган по аккредитации.

В случае направления аккредитованным лицом заявления, не соответствующего требованиям абзаца третьего настоящего пункта, национальный орган по аккредитации возвращает заявление и прилагаемые к нему документы и сведения без рассмотрения.

Уведомление о возврате заявления и прилагаемых к нему документов и сведений без рассмотрения по основанию, установленному настоящим пунктом, направляется аккредитованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации заявления в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с указанием причин возврата заявления и прилагаемых к нему документов и сведений без рассмотрения (в том числе с использованием средств федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее — федеральная система в области аккредитации).

6. При прохождении аккредитованным лицом вместе с процедурой подтверждения компетентности процедуры расширения области аккредитации (далее — процедура подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации) оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации в части расширения области аккредитации осуществляется с учетом Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. N 2050 «Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации).

По результатам проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации национальным органом по аккредитации принимаются решения в части процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и в части процедуры расширения области аккредитации.

7. Актуализация области аккредитации осуществляется посредством уточнения сведений, включенных в область аккредитации, определенную при аккредитации аккредитованного лица с учетом всех расширений области аккредитации и сокращений области аккредитации (при наличии) (далее — утвержденная область аккредитации), не влияющих на объем и содержание ее исходных сведений, в том числе не влекущих для осуществления деятельности аккредитованного лица необходимости в дополнительных (к заявленным при аккредитации, расширении области аккредитации в целях подтверждения соответствия критериям аккредитации) помещениях, и (или) в дополнительном оборудовании, средствах измерений и иных материально-технических средствах, и (или) в дополнительном образовании, опыте работы, навыках, профессиональных знаниях, штатной численности работников аккредитованного лица, при этом оценка указанных изменений проводится в рамках оценки их внедрения в документы системы менеджмента качества аккредитованного лица и его деятельность.

Актуализация области аккредитации осуществляется с учетом методических рекомендаций, утверждаемых в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона об аккредитации.

8. К заявлению прилагаются документы и сведения, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона об аккредитации (далее — перечень документов и сведений, прилагаемых к заявлению), в том числе:

а) утвержденная область аккредитации (в случае проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации к заявлению дополнительно прилагается заявляемая к расширению область аккредитации);

КонсультантПлюс: примечание.

Пп. «б» п. 8 вступает в силу с 01.09.2022.

б) анкета самообследования аккредитованного лица;

в) копии документов, а также сведения, подтверждающие соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

9. Область аккредитации формируется с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в виде электронного документа и подписывается электронной подписью аккредитованного лица (представителя аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.03.2023 правила не применяются в части соответствия области аккредитации, прилагаемой к заявлению, одной схеме аккредитации (за исключением процедуры подтверждения, если расширение области осуществляется по иной схеме) (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

Область аккредитации, прилагаемая к заявлению, должна соответствовать утвержденной области аккредитации и одной схеме аккредитации, принятой национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 Федерального закона об аккредитации с учетом международных стандартов.

В случае проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации заявляемая к расширению область аккредитации дополнительно формируется с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в виде электронного документа и подписывается электронной подписью аккредитованного лица (представителя аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи.

Заявляемая к расширению область аккредитации должна соответствовать требованиям, установленным для осуществления аккредитации в соответствии с Правилами осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 10 вступает в силу с 01.09.2022.

10. Анкета самообследования аккредитованного лица формируется с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в виде электронного документа и подписывается электронной подписью аккредитованного лица (представителя аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи в соответствии с формой и методикой, установленными национальным органом по аккредитации.

11. При подаче заявления, в том числе с расширением области аккредитации, изменением места осуществления деятельности аккредитованного лица, актуализацией области аккредитации, прилагаемые документы и сведения представляются аккредитованным лицом с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в электронной форме, в том числе в виде электронных образов (скан-копий) документов, и подписываются электронной подписью аккредитованного лица (представителя аккредитованного лица) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области электронной подписи.

12. Документы и сведения, составленные на иностранном языке, должны быть представлены в национальный орган по аккредитации с заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык.

13. Национальный орган по аккредитации не вправе требовать от аккредитованного лица указания в заявлении сведений, а также представления документов и сведений, не предусмотренных настоящими Правилами, а также формой заявления и перечнем документов и сведений, прилагаемых к заявлению.

14. Заявление и прилагаемые к нему документы и сведения регистрируются национальным органом по аккредитации не позднее одного рабочего дня со дня их поступления в национальный орган по аккредитации с использованием средств федеральной системы в области аккредитации.

Национальный орган по аккредитации в электронной форме информирует аккредитованное лицо о дате регистрации и реквизитах зарегистрированного заявления (регистрационном номере государственной услуги, присвоенном в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации).

15. Заявление и прилагаемые к нему документы и сведения, представленные аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации проходят проверку:

а) с использованием средств федеральной системы в области аккредитации, обеспечивающих форматно-логический контроль, в том числе в отношении сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах и сведениях;

б) посредством направления запросов в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) организации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в целях проверки (подтверждения):

факта внесения сведений об аккредитованном лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);

факта постановки аккредитованного лица на учет в налоговом органе;

наличия права собственности или иного законного основания, предусматривающего право владения и пользования помещениями, сведения о которых представлены аккредитованным лицом в документах, прилагаемых к заявлению и подтверждающих соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации;

соответствия оборудования и средств измерений, сведения о которых представлены аккредитованным лицом в документах, прилагаемых к заявлению и подтверждающих соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации, требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений (в том числе в части поверки);

наличия образования работниками аккредитованного лица, сведения о которых представлены аккредитованным лицом в документах, прилагаемых к заявлению и подтверждающих соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации;

наличия опыта работы у работников аккредитованного лица, сведения о которых представлены аккредитованным лицом в документах, прилагаемых к заявлению и подтверждающих соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации.

16. В случае возникновения технических причин, влекущих невозможность проведения и (или) завершения проведения проверки заявления и прилагаемых к нему документов и сведений в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, в том числе в связи с непоступлением в национальный орган по аккредитации ответов уполномоченных органов и организаций в установленный срок, национальный орган по аккредитации принимает решение о продолжении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с настоящими Правилами. При поступлении в национальный орган по аккредитации от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций в рамках ответов на запросы, предусмотренные подпунктом «б» пункта 15 настоящих Правил, информации, указанной в пункте 19 настоящих Правил, национальный орган по аккредитации на любом этапе процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица принимает решение в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

17. Заявление и прилагаемые к нему документы и сведения возвращаются национальным органом по аккредитации аккредитованному лицу без рассмотрения в следующих случаях:

а) нарушение установленных требований к заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и (или) представлению прилагаемых к заявлению документов и сведений, в том числе к их полноте (комплектности), оформлению и форме представления;

б) подписание заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и (или) прилагаемых к нему документов и сведений лицом (лицами), не уполномоченным (не уполномоченными) на его (их) подписание;

в) если на момент подачи заявления в национальный орган по аккредитации на его рассмотрении находится другое заявление от этого аккредитованного лица;

г) поступление в национальный орган по аккредитации заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности ранее чем за 4 месяца до наступления даты истечения первого года со дня аккредитации (в случае прохождения аккредитованным лицом процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации).

18. В случае проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации в части расширения области аккредитации заявление возвращается без рассмотрения по основаниям, предусмотренным для осуществления аккредитации в соответствии с Правилами осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации.

Национальный орган по аккредитации уведомляет аккредитованное лицо о возвращении заявления и прилагаемых к нему документов и сведений без рассмотрения в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации в системе электронного документооборота национального органа по аккредитации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с указанием причин возвращения заявления и прилагаемых к нему документов и сведений без рассмотрения (в том числе с использованием средств федеральной системы в области аккредитации).

19. В случае поступления от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций по результатам запроса в соответствии с подпунктом «б» пункта 15 настоящих Правил в национальный орган по аккредитации информации об отсутствии сведений об аккредитованном лице в Едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), и (или) о несоответствии указанных сведений сведениям, представленным в заявлении, и (или) прилагаемых к нему документах и сведениях, и (или) об отсутствии факта постановки аккредитованного лица на учет в налоговом органе национальный орган по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня поступления указанной информации принимает решение о прекращении действия аккредитации аккредитованного лица в соответствии с пунктами 2 — 4 и 8 части 1 статьи 22 Федерального закона об аккредитации (в случае проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации — также об отказе в расширении области аккредитации).

В случае поступления от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций по результатам запроса в соответствии с подпунктом «б» пункта 15 настоящих Правил в национальный орган по аккредитации информации о несоответствии сведений о помещениях, оборудовании (средствах измерений), образовании и (или) опыте работы работников аккредитованного лица, представленных аккредитованным лицом в прилагаемых к заявлению документах и сведениях, сведениям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций национальный орган по аккредитации принимает решение о приостановлении действия аккредитации аккредитованного лица в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона об аккредитации (в случае проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации — также об отказе в расширении области аккредитации).

В случаях, предусмотренных абзацами первым и вторым настоящего пункта, предоставление государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица прекращается.

Национальный орган по аккредитации уведомляет аккредитованное лицо о решениях, предусмотренных настоящим пунктом, в течение 3 рабочих дней со дня поступления в национальный орган по аккредитации ответов от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций на запросы, предусмотренные пунктом 15 настоящих Правил, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с приложением соответствующего приказа (в том числе с использованием средств федеральной системы в области аккредитации).

20. Национальный орган по аккредитации принимает решение о приостановлении действия аккредитации аккредитованного лица на любом этапе процедуры осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в случае выявления факта представления аккредитованным лицом недостоверных, искаженных и заведомо ложных сведений в заявлении и (или) прилагаемых к нему документах и сведениях, а также в иных документах и сведениях, представленных аккредитованным лицом в ходе проведения указанной процедуры.

В случае проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации при выявлении случаев, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, в части расширения области аккредитации национальным органом по аккредитации принимается решение об отказе в расширении области аккредитации.

В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, предоставление государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица прекращается.

21. Подтверждение компетентности аккредитованного лица в срок, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (в течение первого года со дня аккредитации), проводится в форме документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, за исключением случаев, установленных пунктом 22 настоящих Правил.

22. Процедура подтверждения компетентности аккредитованного лица в срок, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (в течение первого года со дня аккредитации), проводится в форме выездной оценки соответствия в случаях, определяемых национальным органом по аккредитации с учетом оценки потенциальных рисков деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в областях аккредитации, в том числе если:

а) в течение первого года со дня аккредитации действие аккредитации аккредитованного лица было приостановлено национальным органом по аккредитации;

б) в течение первого года со дня аккредитации действие документов, выданных по результатам деятельности аккредитованного лица, приостанавливалось или прекращалось, а также указанные документы признавались недействительными органами государственного контроля (надзора) или национальным органом по аккредитации;

в) требуется проведение свидетельской оценки;

г) процедура подтверждения компетентности аккредитованного лица проводится с расширением области аккредитации или изменением места (мест) осуществления деятельности аккредитованного лица.

23. Подтверждение компетентности аккредитованного лица в срок, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (не реже чем один раз в 2 года, начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности), проводится в форме выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (за исключением случая проведения подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации).

Проведение подтверждения компетентности аккредитованного лица в срок, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (не реже чем один раз в 2 года, начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности), с расширением области аккредитации проводится в форме выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, а также документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (в части расширения области аккредитации).

Подтверждение компетентности аккредитованного лица в срок, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (каждые 5 лет со дня аккредитации), проводится в форме документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации.

24. По результатам проведения проверки заявления и прилагаемых к нему документов и сведений, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 17 — 20 настоящих Правил, национальный орган по аккредитации принимает решение о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в форме документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и (или) выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (с выездом по месту (местам) осуществления деятельности аккредитованного лица или в виде удаленной оценки), в соответствии с настоящими Правилами.

Выездная оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводится в виде удаленной оценки в случаях, установленных Правилами формирования и утверждения программы выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, включая случаи проведения удаленной оценки и случаи и порядок проведения свидетельской оценки, согласно приложению.

По решению национального органа по аккредитации выездная оценка аккредитованного лица в виде удаленной оценки проводится в случаях, не предусмотренных настоящим пунктом, с учетом оценки потенциальных рисков деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области аккредитации.

25. Экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений (в ходе проведения документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации), выездная экспертиза соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (в ходе проведения выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации) проводятся экспертной группой, в состав которой включаются эксперт по аккредитации, являющийся руководителем экспертной группы, и технические эксперты (при необходимости).

Мероприятия по оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации по месту (местам) осуществления им деятельности в области аккредитации (в том числе в виде удаленной оценки), осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации, в том числе его территориальных органов, определенными решением национального органа по аккредитации, а также необходимость проведения таких мероприятий определяются на основании методики, утверждаемой в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона об аккредитации.

Должностные лица национального органа по аккредитации, принимающие участие в мероприятиях по оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации по месту (местам) осуществления им деятельности в заявленной области аккредитации (в том числе в виде удаленной оценки), в том числе осуществляют наблюдение за проведением экспертной группой соответствующей экспертизы.

26. Состав экспертной группы, уполномоченной проводить документарную и выездную экспертизу соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, определяется национальным органом по аккредитации в течение 5 рабочих дней после завершения проверки заявления и прилагаемых к нему документов и сведений, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил.

Состав экспертной группы определяется в соответствии с методикой отбора экспертов по аккредитации для выполнения работ в области аккредитации и порядком формирования экспертной группы, утверждаемыми в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

Национальный орган по аккредитации в соответствии с методикой и порядком, указанными в абзаце втором настоящего пункта, осуществляет отбор эксперта по аккредитации, который является руководителем экспертной группы.

Эксперт по аккредитации осуществляет формирование и направление в национальный орган по аккредитации предложений о привлечении технических экспертов, необходимых для проведения экспертиз соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации в соответствующей области аккредитации. Предложения формируются экспертом по аккредитации из перечня технических экспертов, включенных в реестр технических экспертов, с учетом областей специализации, соответствующих заявленной области аккредитации, в соответствии с методикой и порядком, предусмотренными абзацем вторым настоящего пункта.

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 5 п. 26 вступает в силу с 01.09.2022.

Перечень технических экспертов, указанный в абзаце четвертом настоящего пункта, формируется с использованием средств федеральной системы в области аккредитации.

При проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в области обеспечения единства измерений в состав экспертной группы включаются технические эксперты, являющиеся работниками государственных научных метрологических институтов.

В случаях, предусмотренных методикой и порядком, указанными в абзаце втором настоящего пункта, в состав экспертной группы подлежат обязательному включению эксперт по аккредитации и (или) технические эксперты, для которых подведомственное национальному органу по аккредитации федеральное государственное учреждение является основным местом работы или с которыми оно осуществляет взаимодействие в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона об аккредитации.

27. Уведомление о составе экспертной группы направляется аккредитованному лицу, эксперту по аккредитации и экспертной организации национальным органом по аккредитации с использованием средств федеральной системы в области аккредитации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в срок, предусмотренный пунктом 26 настоящих Правил.

28. Аккредитованное лицо вправе в течение 2 рабочих дней со дня получения уведомления о составе экспертной группы представить в национальный орган по аккредитации документы, подтверждающие несоответствие эксперта по аккредитации и (или) технического эксперта требованиям, установленным частями 6 — 8 статьи 11 Федерального закона об аккредитации, которые рассматриваются в течение 3 рабочих дней со дня их поступления в порядке, утвержденном в соответствии с пунктом 18 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

В случае прекращения прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица по его заявлению, предусматривающему прекращение прохождения процедуры подтверждения компетентности, представленному после осуществления национальным органом по аккредитации отбора эксперта по аккредитации, который является руководителем экспертной группы, национальный орган по аккредитации принимает решение о приостановлении действия аккредитации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона об аккредитации.

В случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, предоставление государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица прекращается.

29. Принятие решения о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в форме документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и (или) выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, утверждение состава экспертной группы, а также при необходимости перечня должностных лиц национального органа по аккредитации, принимающих участие в мероприятиях по оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, программы выездной оценки осуществляется приказом национального органа по аккредитации.

В приказе национального органа по аккредитации, указанном в абзаце первом настоящего пункта, указывается период прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.

Приказ национального органа по аккредитации, указанный в абзаце первом настоящего пункта, формируется в виде электронного документа и направляется аккредитованному лицу, эксперту по аккредитации и в экспертную организацию, которая для эксперта по аккредитации — руководителя экспертной группы является основным местом работы или с которой такой эксперт по аккредитации осуществляет взаимодействие для целей оказания услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с Федеральным законом об аккредитации, национальным органом по аккредитации с использованием средств федеральной системы в области аккредитации не позднее 3 рабочих дней после истечения сроков, установленных абзацем первым пункта 28 настоящих Правил.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.03.2023 договор аккредитованного лица с экспертной организацией может быть оформлен и заключен на бумажном носителе (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

30. Договор аккредитованного лица с экспертной организацией, которая для эксперта по аккредитации — руководителя экспертной группы является основным местом работы или с которой такой эксперт по аккредитации осуществляет взаимодействие, об оказании услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица, включая экспертизу представленных аккредитованным лицом документов и сведений, выездную экспертизу соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, оценку устранения аккредитованным лицом выявленных несоответствий критериям аккредитации, предусмотренный статьей 15 Федерального закона об аккредитации, формируется и заключается в электронном виде на специализированной электронной площадке.

Срок заключения аккредитованным лицом договора, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, составляет 3 рабочих дня со дня направления аккредитованному лицу, экспертной организации и эксперту по аккредитации приказа, предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил.

Экспертная организация направляет в национальный орган по аккредитации сведения о заключении (незаключении) указанного договора не позднее одного рабочего дня со дня истечения срока, установленного абзацем вторым настоящего пункта.

В случае непредставления в национальный орган по аккредитации указанного договора в течение 21 рабочего дня со дня направления аккредитованному лицу приказа, предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил, национальный орган по аккредитации принимает решение о прекращении предоставления государственной услуги по подтверждению компетентности аккредитованного лица и приостановлении действия аккредитации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона об аккредитации.

В случае заключения договора с аккредитованным лицом после истечения срока, установленного абзацем вторым настоящего пункта, и до истечения срока, установленного абзацем четвертым настоящего пункта, экспертная организация направляет в национальный орган по аккредитации сведения о заключении такого договора в течение 1 рабочего дня со дня заключения указанного договора.

В случае если по истечении срока, установленного абзацем четвертым настоящего пункта, этот договор не заключен, экспертная организация направляет соответствующие сведения в национальный орган по аккредитации в течение одного рабочего дня со дня истечения срока, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта.

31. Документарная оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводится в случаях, предусмотренных пунктом 21 и абзацем третьим пункта 23 настоящих Правил.

32. В ходе документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации осуществляется экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений.

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 2 п. 32 вступает в силу с 01.09.2022.

Экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений проводится экспертной группой с учетом анкеты самообследования, представленной аккредитованным лицом в соответствии с пунктами 8 и 10 настоящих Правил при направлении в национальный орган по аккредитации заявления.

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 3 п. 32 вступает в силу с 01.09.2022.

В анкете самообследования аккредитованным лицом указывается соответствие его документов и сведений критериям аккредитации, национальным стандартам Российской Федерации, межгосударственным стандартам, документам международных организаций в области аккредитации, руководствам по аккредитации, требованиям, установленным схемой аккредитации, принятой национальным органом по аккредитации в соответствующей сфере деятельности, иным документам, предусмотренным формой и методикой формирования анкеты, указанными в пункте 10 настоящих Правил.

33. Экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений проводится на предмет их соответствия критериям аккредитации с учетом области аккредитации:

а) при проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (в форме документарной оценки) — не позднее чем в течение 17 рабочих дней со дня заключения аккредитованным лицом договора, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил;

б) при проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации — не позднее чем в течение 10 рабочих дней со дня заключения аккредитованным лицом договора, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил;

в) при проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации — не позднее чем в течение 10 рабочих дней со дня заключения аккредитованным лицом договора, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил.

34. В случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 33 настоящих Правил, по результатам проведения экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений оформляется акт экспертизы.

В случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 33 настоящих Правил, результаты экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений в части процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (в части процедуры расширения области аккредитации — при наличии) предварительно вносятся экспертом по аккредитации в акт экспертизы, а также формируются в виде электронного документа, подписанного экспертом по аккредитации и техническими экспертами, и направляются в электронной форме аккредитованному лицу не позднее 3 рабочих дней после завершения проведения экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений (при наличии).

35. Выездная оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводится в случаях, предусмотренных пунктами 22 и 23 настоящих Правил.

36. В ходе выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации в том числе оценивается наличие у аккредитованного лица документов, связанных с целями, задачами и предметом такой выездной оценки, включая наличие разрешительных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и подтверждающих соблюдение требований к помещениям, материально-техническим средствам, работникам и распространяющихся на неограниченный круг лиц и (или) непосредственно на лиц, осуществляющих деятельность в области аккредитации.

В случае неисполнения аккредитованным лицом обязанности предоставить лицам, участвующим в выездной оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной оценки, а также обеспечить доступ указанных лиц на территорию, в используемые аккредитованным лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения и помещения, к используемым аккредитованным лицом оборудованию, веществам и материалам национальный орган по аккредитации принимает решение в соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона об аккредитации.

37. Выездная оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводится в соответствии с программой выездной оценки, формируемой и утверждаемой национальным органом по аккредитации согласно приложению и содержащей:

а) перечень работ по проведению выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, выполняемых экспертной группой;

б) перечень мероприятий по оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации по месту (местам) осуществления им деятельности в области аккредитации, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации (при необходимости).

38. В целях выполнения программы выездной оценки эксперт по аккредитации формирует, подписывает и направляет аккредитованному лицу, а также техническим экспертам, включенным в состав экспертной группы, план проведения выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, содержащий перечень мероприятий, проводимых в рамках выездной экспертизы, с указанием времени и места проведения конкретного мероприятия.

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 2 п. 38 вступает в силу с 01.09.2022.

Выездная оценка соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации проводится экспертной группой с учетом анкеты самообследования, представленной аккредитованным лицом в соответствии с пунктами 8 и 10 настоящих Правил.

39. В случаях, указанных в приложении к настоящим Правилам, в программу выездной оценки национальным органом по аккредитации включаются мероприятия по свидетельской оценке аккредитованного лица.

40. По результатам экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений и (или) по результатам выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации составляется акт экспертизы в электронной форме.

Форма и перечень сведений, содержащихся в акте экспертизы, а также порядок их заполнения утверждаются в соответствии с пунктом 12.1 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

При оформлении акта экспертизы по результатам проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица вместе с процедурой расширения области аккредитации сведения о результатах указанных процедур должны быть четко идентифицированы.

41. К акту экспертизы прилагается документ, содержащий описание области аккредитации, подписанный экспертом по аккредитации и техническими экспертами (членами экспертной группы), а также уполномоченным представителем аккредитованного лица.

42. Член экспертной группы в случае несогласия с актом экспертизы или с отдельными положениями акта экспертизы вправе приложить к этому акту особое мнение, о чем в нем делается соответствующая запись.

Аккредитованное лицо и (или) уполномоченный аккредитованным лицом представитель в случае несогласия с актом экспертизы вправе в течение 3 рабочих дней со дня ознакомления с актом экспертизы направить в национальный орган по аккредитации возражение по акту экспертизы, подписанное электронной подписью, с приложением материалов, обосновывающих возражение аккредитованного лица.

43. Акт экспертизы и документ, содержащий описание области аккредитации аккредитованного лица, прилагаемый к этому акту, направляются экспертом по аккредитации в национальный орган по аккредитации:

а) при подтверждении компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации (в форме документарной или выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации) — не позднее 20 рабочих дней со дня направления эксперту по аккредитации приказа, предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил;

б) при подтверждении компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации — не позднее 20 рабочих дней со дня направления эксперту по аккредитации приказа, предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил;

в) при подтверждении компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации — не позднее 28 рабочих дней со дня направления эксперту по аккредитации приказа, предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил;

г) при подтверждении компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации — не позднее 28 рабочих дней со дня направления эксперту по аккредитации приказа, предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил.

44. Национальный орган по аккредитации осуществляет рассмотрение акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации в течение 10 рабочих дней после поступления акта экспертизы, в порядке, утверждаемом в соответствии с пунктом 13 статьи 7 Федерального закона об аккредитации.

45. По итогам прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица решение принимается национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил, по итогам расширения области аккредитации — в соответствии с Правилами осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации.

46. Национальный орган по аккредитации по результатам проведения оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня завершения рассмотрения акта экспертизы, предусмотренного пунктом 44 настоящих Правил, принимает решение в соответствии с частью 10 статьи 24 Федерального закона об аккредитации.

47. Решение, предусмотренное пунктом 46 настоящих Правил, оформляется приказом национального органа по аккредитации.

48. По решению национального органа по аккредитации в целях принятия решения, указанного в пункте 46 настоящих Правил, при необходимости формируются технические комиссии и технические группы, действующие в соответствии с положениями о них, утверждаемыми национальным органом по аккредитации.

49. В случае если аккредитованное лицо при прохождении процедуры подтверждения его компетентности изменяет место (места) осуществления своей деятельности, сведения о новом месте (новых местах) осуществления деятельности аккредитованного лица вносятся в реестр аккредитованных лиц в течение 3 рабочих дней со дня принятия национальным органом по аккредитации решения в соответствии с частью 10 статьи 24 Федерального закона об аккредитации.

50. В случае если для принятия решения национального органа по аккредитации в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил требуется проведение дополнительного рассмотрения документов, сведений и иных материалов, имеющих отношение к оценке соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (в том числе с участием технических комиссий и технических групп, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил), получение пояснений от экспертной группы и ответов на запросы (в том числе по причине наличия признаков, свидетельствующих о представлении заведомо ложных и (или) недостоверных документов и сведений, подтверждающих соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации, и (или) о представлении заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, содержащихся в акте экспертизы, в том числе в документе, содержащем описание области аккредитации аккредитованного лица, прилагаемом к этому акту, представленных экспертной группой), общий срок осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица увеличивается на 20 рабочих дней.

51. В случае принятия национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил решения, предусмотренного пунктом 1 части 10 статьи 24 Федерального закона об аккредитации, национальный орган по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет аккредитованному лицу в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, приказ о подтверждении компетентности аккредитованного лица.

В течение 3 рабочих дней со дня подписания приказа об аккредитации сведения о подтверждении компетентности аккредитованного лица вносятся в реестр аккредитованных лиц.

52. В случае принятия национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил решения, предусмотренного пунктом 2 части 10 статьи 24 Федерального закона об аккредитации, национальный орган по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет аккредитованному лицу в форме электронного документа:

а) уведомление о приостановлении действия аккредитации с указанием срока устранения выявленных несоответствий деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, устанавливаемого с учетом пункта 7 части 1 статьи 22 Федерального закона об аккредитации;

б) приказ национального органа по аккредитации о приостановлении действия аккредитации с указанием реквизитов акта экспертизы;

в) перечень несоответствий аккредитованного лица критериям аккредитации, выявленных по результатам проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.

53. Сведения о приостановлении действия аккредитации по результатам проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица вносятся в реестр аккредитованных лиц в течение 3 рабочих дней со дня подписания соответствующего приказа национального органа по аккредитации.

54. В случае принятия национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил решения, предусмотренного пунктом 3 части 10 статьи 24 Федерального закона об аккредитации, национальный орган по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет аккредитованному лицу в форме электронного документа:

а) уведомление о необходимости устранения выявленных несоответствий деятельности аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц с указанием срока их устранения, устанавливаемого с учетом пункта 7 части 1 статьи 22 Федерального закона об аккредитации;

б) перечень несоответствий аккредитованного лица критериям аккредитации, выявленных по результатам проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.

55. В случае незавершения прохождения аккредитованным лицом процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в течение 6 месяцев после наступления срока, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации, национальный орган по аккредитации принимает решение о прекращении действия аккредитации аккредитованного лица в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 22 Федерального закона об аккредитации.

56. Общий срок осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации) составляет 48 рабочих дней.

Общий срок осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 Федерального закона об аккредитации и (или) при прохождении процедуры подтверждения компетентности с расширением области аккредитации) составляет 56 рабочих дней.

В случае отказа эксперта по аккредитации от проведения экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений или от выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации общий срок осуществления процедуры подтверждения компетентности, а также общий срок формирования экспертной группы каждый раз увеличиваются на 7 рабочих дней (но не более 4 раз).

В случае нарушения экспертом по аккредитации установленных сроков подготовки и утверждения акта экспертизы, а также подписания документа, содержащего описание области аккредитации, общий срок осуществления процедуры подтверждения компетентности увеличивается на срок, на который экспертом по аккредитации превышены указанные сроки.

В общий срок осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица не включаются сроки, предусмотренные абзацами третьим — шестым пункта 30 настоящих Правил, а также срок рассмотрения национальным органом по аккредитации представленных аккредитованным лицом документов, подтверждающих несоответствие эксперта по аккредитации и (или) технического эксперта требованиям, установленным частями 6 — 8 статьи 11 Федерального закона об аккредитации (в случае их поступления), предусмотренный пунктом 28 настоящих Правил.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации №707 от 26.10.2020 г. «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации» подготовлен в рамках реализации программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», паспорт которой был утвержден протоколом от 21.12.2016 N 12 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Проведение аккредитации лаборатории становится важным шагом на этом пути.

Среди заявленных целей реформы контрольной и надзорной деятельности — снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, а также рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

В Послании Президента Российской Федерации от 20.02.2019 была озвучена задача прекратить с 01.01.2021 действие всех существующих в настоящее время нормативных актов в сфере контроля, надзора и ведомственных региональных приказов, писем и инструкций. Следует обновить нормативную базу и сохранить только те документы, которые отвечают современным требованиям. Одной из таких задач является аккредитация испытательной лаборатории в Росаккредитации.

Для исполнения поставленной задачи Правительством РФ был утвержден План мероприятий (дорожная карта) от 29.05.2019 N 4714п-П36, а также принято постановление Правительства РФ от 30.01.2020 N 65, которым были признаны утратившими силу с 01.01.2021 акты Правительства РФ и их отдельные положения, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц. Именно поэтому многие сталкиваются с вопросом: что нужно для аккредитации лаборатории?

На основании п.2 указанного постановления Правительства РФ с 01.01.2021 подлежат отмене правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, в соответствии с перечнем приложения 2 указанного постановления.

В перечень правовых актов, не отвечающих современным требованиям и подлежащих отмене, включен приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации». Здесь возникает необходимость разобраться, какие документы для аккредитации лаборатории становятся необходимыми.

Однако на основании п.1 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» Минэкономразвития России должно утвердить по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации. Поэтому отмена приказа Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 должна сопровождаться разработкой нового правового акта, содержащего критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации. Таким образом был принят новый приказ №707 от 26.10.2020 г. «Об утверждении критериев аккредитации…»

Основные положения обновленных критериев аккредитации.

Критерии аккредитации лабораторий, заметено сократились в части перечня положений, которые ранее предусматривали широкие требования к элементам системы менеджмента качества (СМК) и организации деятельности в испытательных лабораториях (ИЛ). Теперь все положения новых критериев в основном сводятся к обязательному соответствию требованиям установленным в ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (далее — ГОСТ ISO/IEC 17025-2019). В этом контексте становится актуальной аккредитация лаборатории 17025.

Помимо вышеуказанного ГОСТа, для лабораторий также установлены условия п. 23 Критериев аккредитации, согласно которым, лаборатории должны будут выполнять требования политик ИЛАК в области стандартизации, а также правила к оформлению протоколов испытаний. Это подчёркивает важность процесса аккредитации лаборатории в Росаккредитации.

Критерии заметно расширили и конкретизировали требования к работникам лабораторий. Теперь, чтобы получить право выполнять работы в ИЛ в качестве полноценного специалиста необходимо иметь образование соответствующее профилю области аккредитации и опыт работы не менее двух лет для лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области обязательного подтверждения (оценки) соответствия. И не менее одного года для лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации. Это указывает на основные шаги процесса аккредитации испытательной лаборатории.

Что это может означать для круга заявителей:

Во-первых, требования к опыту сократились.

Во-вторых, теперь для того, чтобы специалисту лаборатории получить право выполнять работы без надзора наставника и подписывать протоколы испытаний, достаточно иметь подтвержденный опыт работы:

— от двух лет, для специалистов лабораторий, испытывающих продукцию, и которые оказывают услуги по испытаниям для органов по сертификации.

— от одного года для специалистов отраслевых лабораторий, где требование о наличии аккредитации определено сферой деятельности (например СОУТ, где требования к аккредитации определены Министерством труда).

Вместе со сменой условий и требований к квалификации специалистов лабораторий, в прошлое уходит и обязательное требование к наличию в лаборатории должностного лица Менеджера по качеству. Теперь данную функцию по умолчанию необходимо распределить между всеми специалистами лабораторий и назначить ответственных за те или иные элементы системы менеджмента качества.

Работник (работники) лаборатории, непосредственно выполняющий (выполняющие) работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, может (могут) работать по трудовому договору в составе только одной лаборатории.

Теперь специалисты лабораторий, состоящие в штате своей конкретной лаборатории, не смогут быть оформлены в штат иных лабораторий других юрлиц по совместительству.

Руководитель лаборатории и его заместители должны работать в лаборатории в штате по основному месту работы.

Это означает, что высшее руководство, оформляется на работу в лабораторию только по основному месту работы, то есть если ранее эту должность можно было совмещать, например с должностью директора по маркетингу, то теперь либо руководитель лаборатории, либо Директор по маркетингу.

Право владения и пользования помещениями, испытательным оборудованием, средствами измерений и стандартными образцами, а также иными техническими средствами и материальными ресурсами, указанными в абзаце первом п.24.4 Критериев, не может быть приобретено на срок менее одного года.

Если ранее некоторые арендодатели обходили стороной необходимость уплаты пошлины и необходимость регистрировать договор аренды в ЕГРН, то теперь, поскольку для ИЛ все договоры аренды необходимо будет заключать на срок не менее 1-го года, такие договоры должны быть зарегистрированы соответствующим образом. Это может существенно отразиться на лабораториях, где арендодатели осознанно отказываются от обязательной регистрации своих договоров.

Так же в прошлое ушли конкретные образцы форм, содержащих сведения об оснащенности лаборатории персоналом, помещениями и оборудованием. Теперь эти формы сведены к понятию «документа» с конкретным перечнем сведений, которые необходимо указывать для помещений, оборудования и персонала соответственно. Стоит так же отметить, что опыт работы специалистов теперь необходимо уточнять в части наименования организации в которой получен опыт и перечислять их все по порядку по отношению к полученному опыту в рамках деятельности, соответствующему заявленной области аккредитации.

Компания Nice Consulting проводит семинары, в том числе выездные, и обучение по индивидуальным программам. Наши семинары позволят получить актуальные новые знания, а также расширить имеющиеся знания специалистам испытательных лабораторий в связи с введением новых Критериев аккредитации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Fruit mask machine инструкция на русском языке
  • Антиангин инструкция по применению спрей инструкция по применению
  • Участие казахов в крестьянской войне 1773 1775 гг под руководством е пугачева
  • Что такое типовые инструкции по охране труда
  • Должностная инструкция материально ответственного лица образец скачать