Руководство по итоговому собеседованию

Что нужно знать о порядке
проведения экзамена

v  Разрешается
делать пометки на контрольно-измерительных материалах, то есть карточках с
заданиями, а также использовать черновики. Конкретный способ использования
черновиков определяет школа или департамент образования вашего города.

v 
Скорее всего, экзамен будет принимать не тот учитель, который
преподает у вас русский язык.

v 
На сдачу экзамена отводится в среднем 15 минут,
но если у школьника проблемы с речевым аппаратом,
на собеседование ему дают до 30 минут.

v 
Экзамен должен проходить в специально оборудованных аудиториях.
Во время экзамена будет вестись аудиозапись.

v  Спецификацию
и критерии оценивания итогового собеседования можно найти на 
сайте ФИПИ.
В этих документах подробно расписан порядок проведения экзамена и критерии
оценивания.

Из чего состоит
собеседование

В итоговом собеседовании по русскому языку четыре
задания:

1. чтение текста,

2. пересказ текста с использованием дополнительной информации,

3. монолог,

4. диалог с экзаменатором.

За собеседование
ставят зачёт или незачёт, максимальное количество баллов — 19. Для
получения зачёта достаточно набрать не меньше 10 баллов. При этом
не имеет значения, за выполнение каких заданий
вы их получите. Вы сдадите зачёт, даже если не сделаете
одно или два задания, но наберёте 10 баллов на остальных.
Если же не сдадите с первого раза, у вас будет ещё две
попытки.

I часть. Чтение
текста

Что
требуется.
 В первом
задании нужно прочесть текст объемом 170–180 слов. Все тексты на экзамене будут
посвящены известным российским спортсменам, писателям и ученым. На подготовку к
чтению даётся 2 минуты.

https://media.foxford.ru/wp-content/uploads/2018/08/%D0%B3%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD-%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%E2%80%94-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpg

Советы

 За эти
2 минуты обратите внимание на важные детали: имена, названия, даты,
а также выделите микротемы — главные мысли каждого абзаца.

Во время
подготовки вы можете делать в тексте необходимые пометки.

Обратите внимание на:

·    
незнакомые
имена и фамилии;

·    
незнакомые
или сложные слова;

·    
географические
названия;

·    
формы
числительных.

1.     
 Все незнакомые или сложные слова перечитайте несколько раз
и убедитесь, что правильно ставите ударения.

v 
Очень важно прочитать верно
слово, над которым стоит знак ударения
 —
за ошибку в его чтении снимают один балл
.

v 
При чтении числительных обратите
внимание
на правила склонения,
за ошибку в форме числительного тоже снимают один балл. (Приложение
1)

2.     
При чтении оценивается интонация и темп.

v 
Интонация должна совпадать с пунктуацией.
Делайте небольшие паузы на месте точек и запятых, используйте
вопросительную или восклицательную интонацию, если в тексте стоят
соответствующие знаки препинания.

v 
Темп чтения должен быть средним. Не
нужно торопиться и проглатывать слова или читать слишком медленно. Произносите
предложения неторопливо, спокойно и уверенно.

v 
АББРЕВИАТУРЫ расшифровывать не нужно. Если написано «СМИ», «МГУ» и т.п., то так и произносим без
расшифровки. Если даны инициалы человека (А.С. Пушкин), то произносим фамилию
без инициалов (Пушкин).

Баллы. За
чтение можно получить максимум 2 балла.

II часть. Пересказ текста

Что
требуется
. Пересказывать вы будете тот же самый текст, который только что
прочитали. На подготовку к пересказу даётся 2 минуты.

К пересказу
предъявляются два основных требования:

1. Он
должен быть подробным.
Это не значит, что вы
должны выучить все определения или использовать те же самые слова.
Главное
— упомянуть все микротемы
. Как
правило, в тексте столько же микротем, сколько абзацев.

2. Вы
должны использовать при пересказе дополнительную информацию с отдельной
карточки.
На ней вы получите цитату, характеризующую
персонажа текста.
Эту цитату нужно уместно и
логично вставить в пересказ.
Думаем, в какое
место поставить цитату!

При
пересказе оценивается четыре момента:

·    
все
ли микротемы переданы;

·    
допущены
ли фактологические ошибки;

·    
насколько
точно в пересказ включено высказывание;

·    
сделаны
ли ошибки при цитировании. (Приложение 2)

Советы

v  Вы будете
видеть текст 2 минуты во время подготовки к чтению
и 2 минуты во время подготовки к пересказу.

Потом его заберут, однако вы сможете использовать те записи,
которые успели сделать для себя в поле для заметок.

v  ПОЭТОМУ обязательно подчёркивайте в тексте ключевые слова и
старайтесь их запомнить. Ключевые слова помогут в пересказе

v  Ответьте
на вопрос:
«Какова главная мысль в каждом
из абзацев?» Так вы определите микротему. Вычлените из каждого абзаца по одной
мысли (по 1-2 небольших предложения) и соедините мысли воедино.

v  Посчитайте количество абзацев и держите это число в уме при
пересказе, чтобы не упустить микротемы. (можете загибать пальцы на каждой
микротеме).

v  В
экзаменационных текстах в большинстве случаев 4 абзаца.

v  Если вы в ходе пересказа вспомнили, что пропустили микротему,
вы можете ее добавить.

v  Если Вы ошибётесь в названии, в году, в каких-то цифрах, то
будет засчитана фактическая ошибка. Поэтому озвучивайте цифры и названия,
только если на 100% уверены, что они верны
или
если в тексте есть дата, а вы её не запомнили, используйте обобщения, например:
«В 1960-х годах», «в середине XX века».
. Это поможет избежать фактической ошибки.

v Чтобы вставить цитату в текст  нужны слова-связка
(«недаром» / «неслучайно» / «не зря»). Лучше использовать
прямое цитировании, дабы избежать ошибок в косвенном (см. приложение 2)

v  КАК ЗАКОНЧИТЬ ПЕРЕСКАЗ?
Если последний абзац (вывод) начать с вводного словосочетания «таким
образом», то текст с большинстве случаев будет звучать цельно и логично.

!Это самое сложное задание итогового
собеседования. Готовьтесь к нему на протяжении всего учебного года: читайте
книги, смотрите спектакли и фильмы и обязательно пересказывайте их своим
родителям и друзьям!

Баллы. За
пересказ можно получить максимум 4 балла.

Также при чтении и пересказе отдельно
оценивается правильность речи:

·     нет
грамматических ошибок — 1 балл;

·     орфоэпических
ошибок нет или допущено не более одной орфоэпической ошибки в слове,
в котором не проставлено ударение, а также между предложениями
нет слишком длинных пауз — 1 балл;

·     при
пересказе нет или не более трёх речевых ошибок — 1 балл;

·     отсутствие
искажения слов (например, «кристаллы» и «графия» вместо «кристаллография»
или «Верденский» вместо «Вернадский») — 1 балл.

Всего
за оценку речи в первых двух заданиях можно получить максимум 4 балла.

III часть. Монолог

Что
требуется. 
В третьем задании вам даётся
карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну.

Среди
тем обязательно представлены все три типа речи: описание, повествование
и рассуждение
.

 В первом
случае
нужно описать фотографию, во втором — рассказать
о событии
из жизни, в третьем — порассуждать
о поставленном вопросе
.

Выбирайте
тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте
тот тип речи, которым вы лучше всего владеете.

Ваша
речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более
3 минут
.

 Одна
фраза 
— это одно простое предложение. Если предложение состоит
из двух частей, то каждая часть считается за одну фразу.

https://media.foxford.ru/wp-content/uploads/2018/08/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3-1.jpg

https://media.foxford.ru/wp-content/uploads/2018/08/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B31-1.jpghttps://media.foxford.ru/wp-content/uploads/2018/08/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B32-1.jpg

https://media.foxford.ru/wp-content/uploads/2018/08/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B33-1.jpg

Баллы. За монолог можно
получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям:

1. Соответствие коммуникативной задаче.

Вы получите 1 балл, если в вашем монологе
не менее 10 фраз, нет фактических ошибок, есть ответы на все
вопросы в карточке. При этом вопросы нужно использовать только как опору
для монолога, а не строить текст по формату «вопрос/ответ»:
читать вопрос — отвечать на него, читать следующий — отвечать.
В противном случае текст получится несвязным, и вы потеряете
балл.

2. Учёт речевой ситуации.

1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту.
Нужно избегать любых слов-паразитов.

3. Речевое оформление.

Вы получите
1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность
и последовательность изложения и если в ней нет логических
ошибок. Также у текста обязательно должно быть заключение,
а конструкции не должны быть однотипными: например, «Я очень
люблю вышивать. Также я очень люблю ходить в кино. Я люблю
читать книги перед сном».

Советы

v
Монолог — это цельный связный текст, у которого
обязательно должно быть заключение. Чтобы не потерять баллы за это
задание, не забудьте в конце подытожить сказанное.

v
Перед Вами будут лежать «подсказки» – пункты
плана из карточки, в которых написано, о чём следует рассказать. Однако Вы не
обязаны следовать этим пунктам.

СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ 3

IV часть. Диалог

Что
требуется.
 Четвёртое задание начнётся сразу после того, как
вы завершите монолог, поэтому на подготовку времени не будет.
Во время диалога экзаменатор-собеседник будет задавать вопросы по той
теме, которую вы выбрали в третьем задании.

Задание
для диалога из демоверсии ФИПИ

https://media.foxford.ru/wp-content/uploads/2018/08/%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D0%BD%D0%B0-%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%9E%D0%93%D0%AD.jpg

Оценивать
ваш ответ будет не собеседник, а эксперт — учитель русского
языка. Эксперт может присутствовать на экзамене, но не имеет
права задавать вопросы или еще как-то вмешиваться в ход проведения
экзамена. Он лишь наблюдает и оценивает. Очное присутствие эксперта
не обязательно — он может проверить ответы по аудиозаписи
в течение пяти дней.

Советы.

v Внимательно
слушайте собеседника и отвечайте на заданные вопросы, не уходя от темы.
 

v 
Давайте ПОЛНЫЕ ответы
(желательно от 2 предложений).

БаллыЕсли
вы успешно провели диалог и ответили на все вопросы,
вы получаете 1 балл. Второй балл начисляется за уместность
употребляемых слов и выражений. Как и в случае
с пересказом, в диалоге нужно избегать сленга и слов-паразитов.

Речь
в третьем и четвертом задании также оценивается отдельно,
по тем же критериям, что в чтении и пересказе: соблюдение
грамматических, орфоэпических, речевых норм, богатство лексикона
и разнообразие конструкций. Отсутствие ошибок в сумме дает максимум
4 балла.

Важно, что если вы сами себя исправили, то это
не считается за ошибку.

За
монолог и диалог можно получить максимум 9 баллов.

Приложение
1

Все числительные склоняются по
падежам

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Сколько?

Какой?

Скольких?

Какого?

Скольким?

Какому?

Сколько?

Какого?

Сколькими?

Каким?

О скольких?

О каком?

шесть

двое

восьмой
восьмая
восьмое

шести

двоих

восьмого
восьмой
восьмого

шести

двоим

восьмому
восьмой
восьмому

шесть

двоих

восьмого
восьмую
восьмого

шестью

двоими

восьмым
восьмой
восьмым

о шести

о двоих

о восьмом
о восьмой
о восьмом

Склонение количественных
числительных

Целые числительные:

1)     Числительное один склоняется как местоимение этот.

2) Числительные два, три, четыре имеют особую форму склонения:

Именительный
падеж

два, три, четыре

Родительный падеж

двух, трех, четырех

Дательный падеж

двум, трем, четырем

Винительный падеж

два, три, четыре (одушевл: двух, трех, четырех)

Творительный падеж

двумя, тремя, четырьмя

Предложный падеж

о двух, о трех, о четырех

3) Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются
как существительные 3-го склонения

4)
Числительные сорок, девяносто, сто имеют лишь две падежные
формы:
— в
именительном и винительном падежах
– сорок, девяносто, сто;

— в остальных падежах – сорока, девяноста, ста.

5) Числительные
от пятидесяти до восьмидесяти и
от двухсот до девятисот при склонении изменяют обе части:

Именительный
падеж

пятьдесят, двести

Родительный падеж

пятидесяти, двухсот

Дательный падеж

пятидесяти, двумстам

Винительный падеж

пятьдесят, двести

Творительный падеж

пятьюдесятью, двумястами

Предложный падеж

о пятидесяти, о двухстах

6) Числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются
как существительные.

У составных
количественных числительных
склоняются
все слова:

Именительный падеж

тысяча девятьсот восемьдесят шесть

Родительный
падеж

тысячи девятисот
восьмидесяти шести

Дательный
падеж

тысяче девятистам восьмидесяти шести

Винительный
падеж

тысячу девятьсот
восемьдесят шесть

Творительный
падеж

тысячей девятьюстами восмьюдесятью шестью

Предложный
падеж

о тысяче девятистах восьмидесяти шести

Дробные числительные:

В дробном числительном склоняются обе части: первая – как количественное числительное, обозначающее целое число, вторая – как порядковое числительное во множественном числе:

Именительный падеж

две
пятых

Родительный
падеж

двух
пятых

Дательный
падеж

двум
пятым

Винительный
падеж

две
пятых

Творительный
падеж

двумя
пятыми

Предложный
падеж

о двух
пятых

Собирательные числительные:

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют
такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе:

Именительный падеж

пятеро
(друзей)

Родительный
падеж

пятерых
(друзей)

Дательный
падеж

пятерым
(друзьям)

Винительный
падеж

пятерых
(друзей)

Творительный
падеж

пятерыми
(друзьями)

Предложный
падеж

о
пятерых (друзьях)

Склонение числительного оба:

Числительное оба имеет общие формы для мужского и среднего рода и
особые для женского рода
:

Мужской и средний род

Женский род

Именительный
падеж

оба

обе

Родительный
падеж

обоих

обеих

Дательный
падеж

обоим

обеим

Винительный
падеж

оба, обоих

обе, обеих

Творительный
падеж

обоими

обеими

Предложный
падеж

об обоих

об обеих

Склонение порядковых числительных

У составных
порядковых числительных
склоняется
только
последнее слово:

Именительный падеж

тысяча
девятьсот восемьдесят шестой

Родительный
падеж

тысяча
девятьсот восемьдесят шестого

Дательный
падеж

тысяча
девятьсот восемьдесят шестому

Винительный
падеж

тысяча
девятьсот восемьдесят шестого (одушевл)

тысяча девятьсот
восемьдесят шестой (неодушевл)

Творительный
падеж

тысяча
девятьсот восемьдесят шестым

Предложный
падеж

о тысяча
девятьсот восемьдесят шестом

Особенности склонения простых порядковых
числительных:

1) При указании даты после порядкового числительного
название месяца ставится в родительном падеже:

Родительный падеж

Именительный
падеж

десятое

августа

Родительный
падеж

десятого

августа

Дательный
падеж

десятому

августа

Винительный
падеж

десятое

августа

Творительный
падеж

десятым

августа

Предложный
падеж

о десятом

августа

2) Порядковое числительное в названиях событий, праздников
после слов праздник, дата, день ставится в именительном падеже и
пишется с большой буквы:

Мы готовимся к празднику Восьмое марта.

Приложение
2

v  Пример:
«Кулибин – Архимед наших дней» (Г.Р. Державин)
ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:
Недаром Державин утверждал: «Кулибин – Архимед
наших дней».

КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:
Недаром Державин утверждал, что Кулибин –
Архимед времени, в котором он жил.

(При косвенном цитировании нельзя
сказать «наших дней», потому что Кулибин жил более 200 лет назад, а мы
должны перевести цитату в косвенную речь. В этом можно запутаться).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА:
как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова
заменяются знаками препинания или кавычками. 

Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное
безумие»


Логичнее использовать ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ, А
НЕ КОСВЕННОЕ!


Приложение 3

КАК ОПИСЫВАТЬ
ФОТОГРАФИЮ?

v  Обратите внимание на название темы. Именно от темы
нужно отталкиваться и строить монолог.
Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?

СЛОВА-СИНОНИМЫ:

● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить,
передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить,
разглядеть, рассмотреть.

КЛИШЕ:

● Предложенная для описания фотография интересна тем, что…
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ

1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка /
последний звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.)
(Если это улица или природа, то описать погоду и время дня).
5. Мне кажется, фотографию сделал …(учитель / родитель / друг ребят,
которые изображены на фото).
6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много
выпускников)
7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны,
сосредоточенны), потому что …
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства
и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

Пример готового описания

События, изображенные на фотографии, происходят в школе.
Мероприятие состоится на школьном дворе. Судя по изображенной обстановке, дети
празднуют окончание учебного года. Это можно понять, рассмотрев присутствующих
на празднике школьников. Все они одеты в парадную школьную форму: мальчики в
черные костюмы, девочки в платья и белые фартуки. На голове девочек красуются
белоснежные банты. В кадре фотографа оказались выпускники. Можно рассмотреть на
детях выпускные ленты. В руках они держат воздушные шары. На первом плане
изображены двое выпускников: мальчик и девочка. Ребята дают свой последний
школьный звонок. На заднем плане видно родителей, которые с замиранием сердца
смотрят на своих повзрослевших детей. Атмосфера праздника доброжелательная.
Этому способствует солнечная погода и радостное настроение школьников. 

КАК
СОСТАВИТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ?

Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:

● Как событие планировалось?
● Как велась подготовка?
● Как событие начиналось?
● Когда произошло событие?
● Где произошло событие?
● Кто были участниками события?
● Чем завершилось событие?
● Каковы были эмоции у участников события
(понравилось? хотели бы его повторить ещё раз?)?

● Почему именно это событие стало для Вас
запоминающимся?

СЛОВА-СВЯЗКИ:

● Однажды…
● Сначала…
● Потом…
● Далее…
● Затем…
● После этого…
● В итоге…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССКАЗА

1. Я хочу рассказать об одном интересном
событии – …

2. Туда я отправился вместе
с (классом/семьёй/друзьями).

3. Наша (поездка/экскурсия) состоялась (указать
примерную дату).

4. К этому мероприятию мы готовились
заранее: … (читали об этом / изучали материалы / собирали вещи).

5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во
время (поездки/экскурсии/путешествия/мероприятия) мы побывали (в
/ на)…

7. Кроме того, мы увидели …
8. Самым интересным
оказалось …, так как … (получили много впечатлений /
получили полезный опыт)

9. Мне (понравилась эта / понравился
этот / понравилось это) …, потому что … (мы хорошо провели
время / мы узнали много нового)

10. Мне бы хотелось снова принять участие в
подобном мероприятии.

Ребятам предлагается
рассказать о походе или экскурсии, участниками которых они были.

Выбрать для рассказа можно
абсолютно любую экскурсию или поход. К тому же школьники регулярно посещают
различные выставки, музеи, ходят на природу с родителями или классом. Если же
вспомнить ничего не получается, просто придумайте сюжет сами. Проявите фантазию
и представьте, что вы были на экскурсии в музее бабочек или ходили в поход с
одноклассниками. 

Пример готового повествования :

В один из жарких июльских
дней мы с родителями отправились в поход с ночевкой. Вся наша дружная семья
решила отправиться на озеро порыбачить. Готовиться к походу мы начали еще за
день. Вместе с папой и старшим братом мы готовили снаряжение: палатки и
рыболовные снасти. Мама в это время занималась женскими делами: собирала посуду
и теплые вещи, готовила съестные припасы. Еще мы взяли с собой мяч для игры в
волейбол. Эта игра является самой любимой для каждого из нас. В поход мы
отправились пешком. Рюкзаки за плечами казались нам легкими, а глаза горели радостью
и нетерпением. Самым интересным для меня была ночевка в палатках и вкусная уха,
приготовленная на костре. Мы прекрасно провели время, и на следующий день
вернулись домой  отдохнувшие и счастливые. 

КАК СОСТАВИТЬ
РАССУЖДЕНИЕ?

1. Сформулируйте тезис (мысль,
которую вы будете доказывать).
2. Подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис).
3. Сделайте вывод.

Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:

● В чём причина данного явления?
● Что из этого следует?
● К чему приводит данное явление?
● Что оно значит?

КАКОВА СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ?

Структура такая же, как и в сочинении:

тезис → доказательства → вывод

СЛОВА-СВЯЗКИ:

● Я думаю…
● Возможно…
● Вероятно…
● По-видимому…
● Таким образом…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССУЖДЕНИЯ

1. Мне предложили
порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (прочитать первый предложенный вопрос).
5. Думаю, что … (ответ на первый предложенный вопрос).
6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
8. Кроме того, (изложить информацию из последнего вопроса).
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

Пример готового рассуждения

По моему мнению, следовать
моде – это стараться выглядеть в соответствии с мировыми тенденциями модной
индустрии. Следование моды заключается в выборе современной одежды, украшений,
прически. Конечно, важно быть модным. Но в этом вопросе нужно быть осторожным.
Одежда должна быть не только модной, но и подходящей к возрасту и фигуре. К
тому же не стоит забывать и об удобстве и комфортности одежды. Следовать моде
можно не только в подборе одежды. Современные тенденции могут быть выражены в
обустройстве дома, в интересах и увлечениях. Многие люди обладают хорошим
вкусом. Иметь хороший вкус – это значит отличать красивое от вульгарного,
уместное от неуместного. Обладающий хорошим вкусом человек может правильно
подобрать одежду, соответствующую обстановке. Я считаю, что обладающий хорошим
вкусом человек всегда выглядит модно и современно.

Приложение 4

ПРИМЕРЫ ПЛОХИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет
Вашу жизнь?
– Облегчает.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, не хотел бы.

ПРИМЕРЫ ХОРОШИХ ОТВЕТОВ:

– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Я считаю, что Интернет скорее облегчает мою жизнь, чем усложняет. К примеру,
Интернет очень помогает мне в учёбе. Если меня интересует какой-то вопрос, то
ответ на него довольно легко и быстро можно найти в Интернете.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, постоянно жить в одном времени года я не хотел бы. Хоть мне и
нравится больше всего лето, но если представить, что, например, 10 лет подряд
будет только лето, то я буду очень скучать по остальным временам года, по
снегу, по прохладе. Каждое время года по-своему интересно.

ИТОГ: Недостаточно ответить одной фразой. Желательно в ответ включить не
менее двух предложений, аргументировав (пояснив) своё мнение.

КЛИШЕ:

● Я думаю, что…
● Я считаю, …
● Как мне кажется, …
● По-моему, …
● По-видимому, …
● Следовательно, …
● Итак, …
● Таким образом, …

Loading…

Итоговое собеседование является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20.

Участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.

На проведение итогового собеседования с одним участником итогового собеседования отводится примерно 15-16 минут.

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания.

Часть 1 состоит из двух заданий.

Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста:

·      Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – до 2-х минут.

·      В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – до 2-х минут.

Часть 2 состоит из двух заданий.

Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2.

Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога.

В задании 3 предлагается:

·      выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.

В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – примерно 15-16 минут.

ПОМНИТЕ!

·      На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись.

·      Во время проведения итогового собеседования Вы имеете право делать пометки в контрольных измерительных материалах.

·      Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорите ясно и чётко, не отходите от темы. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.

СДАДИМ НА otlichno.jpg

Дата публикации — 21.12.2022

Методические рекомендации к проведению

Итогового собеседования по русскому языку в 9 классе

Впервые девятиклассники некоторых российских школ прошли итоговое собеседование по русскому языку в 2017-2018 учебном году. Введено оно было с целью усилить коммуникативную составляющую при обучении русскому языку в школе. Действительно, цифровой век обогатил нашу жизнь различными гаджетами, помогающими в различных сферах жизни. Но в то же время засилье телефонов и компьютеров лишило подростков живого общения, а это в свою очередь сузило рамки межличностного общения. Назначение итогового собеседования – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты итогового собеседования могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.   
Итоговое собеседование проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

Выполнение испытуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь). Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы состоит из двух частей и содержит 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом.

Часть 1

Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.

Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Часть 2

Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.

Задание 4 – участие в диалоге.

Все задания итогового собеседования относятся к базовому уровню сложности.

Поговорим о каждом задании.

1.Чтение вслух

Отметим, что для чтения на итоговом собеседовании учащимся будут предложены тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России. Это преследует важные воспитательные и познавательные цели. Текст сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащемуся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста.

Объем текстов варьируется в пределах 170–200 слов.

Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание участником собеседования содержания текста, что проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, фразовое ударение, словесное ударение, повышение/понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.

Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (например, Юрий Алексеевич Гага̀рин, Байкону̀р).

Одним из требований, предъявляемых к тексту для чтения, является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи.
К тому же числительное дано в тексте в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять
(к примеру, «Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам»).

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

ИЧ

Интонация

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста

0

ТЧ

Темп чтения

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче

0

Максимальное количество баллов

2

Если интонация соответствует пунктуационному оформлению текста, экзаменуемый получает балл. Темп чтения соответствует коммуникативной задаче, если время прочтения не превышает более 2-х минут.


Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Пересказ – связное изложение прочитанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса и развитию восприятия, памяти, внимания, мышления.

Традиционно пересказ является более легким видом монологической речи по сравнению с монологическим высказыванием, так как пересказ придерживается авторской композиции произведения, в нем используются готовый авторский сюжет и готовые речевые приемы.

Существуют различные виды пересказа: пересказ подробный и сжатый, выборочный и сплошной, с изменением лица рассказчика и др.

Объем текста для чтения составляет 160–200 слов, поэтому в задании 2 учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание. При подготовке к заданию учащийся должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно.

Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли цельный текст, высказывание должно быть введено в текст любым из способов цитирования. Учащийся во время пересказа имеет право зачитать высказывание.

Время, отведённое на подготовку, составляет 2 минуты. Обратим внимание на то, что учащийся, выполняя задание 1, уже обращался
к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке
к пересказу должен сосредоточиться на анализе дополнительной информации и включении ее в свой текст.

Критерии оценивания пересказа текста
с включением приведённого высказывания

Баллы

П1

Сохранение при пересказе микротем текста

Все основные микротемы исходного текста сохранены

2

Упущена или добавлена одна или более микротем

0

П2

Соблюдение фактологической точности при пересказе

Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет

1

Допущены фактические ошибки (одна и более)

0

П3

Работа с высказыванием

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично

1

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично,

или

приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа

0

П4

Способы цитирования

Ошибок нет

1

Допущены ошибки при цитировании (одна и более)

0

Максимальное количество баллов

4

Речевое оформление заданий 1 и 2 оценивается совместно.

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)*

Баллы

Г

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

1

Допущены грамматические ошибки (одна и более)

0

О

Соблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок нет,

или

допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)

1

Допущены орфоэпические ошибки (две и более)

0

Р

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет,

или

допущено не более трёх речевых ошибок

1

Допущены речевые ошибки (четыре и более)

0

Иск.

Искажения слов

Искажений слов нет

1

Допущены искажения слов (одно и более)

0

Максимальное количество баллов

4

* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1) ставится не более 2 баллов.

При оценивании правильности речи при чтении текста особое внимание следует обращать на соблюдение учениками грамматических норм (Г) (склонение имени числительного), орфоэпических норм (О) и искажений слов (Иск.).

При оценивании правильности речи при пересказе должно контролироваться соблюдение учащимися  грамматических (Г), орфоэпических (О) и речевых (Р) норм.

Оценивая правильность речи в заданиях 1 и 2 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 11.

Задание 3. Тематическое монологическое высказывание

Психологи, психолингвисты, лингвисты, изучающие устную речь, обращают внимание на то, что монолог как вид устного высказывания вызывает серьёзные затруднения у современных школьников. Эти затруднения обусловлены тем, что монолог относительно редкий вид речевого высказывания, который используется довольно ограниченной группой людей: преподавателями, лекторами, журналистами, политиками
и т.д. Но даже представители названных социальных групп и профессий, для которых монологическая речь является частью их профессиональной деятельности, чаще всего речь готовят: у них есть планы, наброски, тезисы, презентации. Можно говорить о том, что этот монолог стилизует устные формы речи с её повторами, паузами, для того чтобы создать иллюзию её спонтанности, естественности и усилить выразительность.

Во время беседы учащемуся предлагается три темы, из которых он может выбрать одну и построить своё высказывание, опираясь на предложенные вопросы. Три варианта соответствуют трем главным типам текста: описание, повествование и рассуждение. Конечно, учащийся не обязан в своем ответе использовать элементы только выбранного типа речи, но тем не менее содержание наводящих вопросов предписывает строить текст по определенной типологической модели.

В практике сложилось представление о том, что повествование является наиболее простым видом устного высказывания, а рассуждение – наиболее сложным. При анализе результатов итогового собеседования возникает искушение присвоить выбору учащегося некий коэффициент сложности. На самом деле вряд ли оправданно безотносительно к конкретной речевой задаче считать повествование более простым, чем рассуждение. Не следует забывать о том ключевом условии, которое мы сформулировали выше, –
о цели.
Учащийся выбирает не тип речи, а коммуникативную цель, которая реализуется определенным способом с помощью отобранных приемов.

Конечно, повествование, целостность которому придает событие, проще строится, потому что его развертыванием управляет логико-хронологическая последовательность: однажды… сначала… потом… Но при этом повествование обладает колоссальной информационной насыщенностью, вбирая в себя разные объекты реальности (место, время, люди, имена, поступки), без которых цель сообщения не может быть эффективно реализована.

Описанию трудно придать жёсткий порядок, устанавливающий последовательность перечисляемых признаков и свойств выбранного объекта, поэтому учащимся бывает так сложно строить тексты этого типа речи. Но вместе с тем там нет и того жесткого требования полноты, которую задает повествованию событийность.

Рассуждение оперирует категориями, и они не всегда имеют  соответствия в эмпирическом опыте учащегося, между понятиями устанавливаются сложные логико-смысловые связи (причина, следствие, противопоставление, аналогия и т.д.). Однако рассуждение имеет жесткую схему развертывания, которая организует высказывание.

Можно сказать, что все три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность, но они различаются целями, которые реализуются набором специфических средств.

Темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста и посвящены школе, семье, увлечениям подростков.

Монологическое тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию (фотографию и сформулированные
в задании вопросы по теме, если участник собеседования выбирает описание, и только сформулированные в задании вопросы по теме, если участник собеседования выбирает повествование на основе личного жизненного опыта или рассуждение по поставленной проблеме).

На подготовку учащимся даётся 1 минута, в течение которой они могут собраться с мыслями, продумать содержание своего монолога.

Критерии оценивания задания 3. Монологическое высказывание

Таблица 1

Критерии оценивания монологического
высказывания (М)

Баллы

М1

Выполнение коммуникативной задачи

Участник справился с коммуникативной задачей.

Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.

Фактические ошибки отсутствуют

1

Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

допустил фактические ошибки,

и/или

привёл менее 10 фраз по теме высказывания

0

М2

Учёт условий речевой ситуации

Учтены условия речевой ситуации

1

Условия речевой ситуации не учтены

0

М3

Речевое оформление монологического высказывания (МР)

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена

1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более)

0

Максимальное количество баллов

3

Оценивая задание по критерию М1 «Выполнение коммуникативной задачи», следует исходить из того, что учащийся должен создать монологическое высказывание объёмом не менее 10 фраз по выбранной теме, при ответе рекомендовано  ответить на четыре вопроса, сформулированных
в задании. Однако учащийся имеет право дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла, т.е. не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению. Во время итогового собеседования не стоит ограничивать творческий потенциал учащихся.

Вторым критерием (М2) оценивания задания 3 является учет учеником речевой ситуации.

Понятие речевой ситуации включает в себя: сферу речевого общения; предмет речи; условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение; социальные связи и личные отношения между говорящими; цели, задачи речевых действий, речевых поступков.

Сфера речевого общения и предмет речи определяют выбор функционально-смыслового типа речи и стиля.  При непосредственном общении с окружающими мы пользуемся разговорной речью; в сфере научной деятельности – научным стилем; в сфере общественных отношений – публицистическим стилем; в сфере официально-деловых отношений – официально-деловым стилем.

По своим внешним условиям речевое общение может быть официальным, требующим соблюдения всех норм, правил, всех формальностей (для него характерен бесстрастный, сдержанный тон), и неофициальным, в форме дружеской беседы приятелей, разговора с хорошо знакомым человеком один на один, разговора в семейном кругу.

На выбор языковых средств накладывают отпечаток социальное положение, социальные роли говорящих и их личные отношения: учитель и ученик (на уроке, перемене, в личной, доверительной беседе), директор школы и ученик, отец и сын, мать и дочь, ученик и ученик (знающие друг друга и незнакомые), ребенок и взрослый (родственник, знакомый, незнакомый). Во всех названных и во многих других случаях создаются ситуации, в которых необходим быстрый и правильный выбор функциональной разновидности языковых средств, соответствующих данной речевой, социальной ситуации речевого общения.

Важным компонентом речевой ситуации являются цели, задачи речевого общения. В зависимости от целей и задач общения используются средства соответствующей разновидности языка, соответствующего стиля. Речевая ситуация требует от коммуникантов соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения.

По третьему критерию (М3) оценивается речевое оформление монологического высказывания. Полное завершенное монологическое высказывание должно быть логичным, характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

Требования завершённости и логичности в применении к устному высказыванию, особенно в условиях спонтанной речи, имеют, безусловно, иной характер, чем в применении к письменной речи. Тем не менее они являются вполне обоснованными, так как учащемуся предлагается план ответа. Важно, что перед участником собеседования стоит задача создать целостный текст, а не просто ответить на вопросы, никак не связывая отдельные предложения в завершенный логичный текст.

Оценивание грамотности речи задания 3 ведётся по отдельным критериям совместно с заданием 4.

Задание 4. Участие в диалоге

В диалоге собеседники имеют свои персональные роли (учащийся – взрослый), и эти ролевые амплуа определяют заданную вопросно-ответную форму коммуникации, где оценивается не только содержательная сторона ответа, но и его оформление. Но эта оценка может иметь диагностический смысл тогда, когда диалог не превращается в «допрос», а воспроизводит естественную и привычную форму речевого взаимодействия, предполагающую свободное самовыражение.

По окончании монологического высказывания учащегося собеседник задаёт три вопроса по теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке собеседника. Обращаем внимание, на то, что вопросы подобраны таким образом, чтобы помочь расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи учащегося, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала. К примеру, если учащийся в монологе описывал фотографию (ведущий тип речи – описание), то в ответах на вопросы ему будет необходимо использовать такие типы речи, как повествование и рассуждение. Если в монологическом высказывании участник собеседования рассказывал о своём личном опыте (ведущий тип речи – повествование), то в ответах на вопросы он будет рассуждать, обобщать свой личный опыт и переводить его на уровень анализа общественных проблем

По критерию Д1 оцениваются ответы ученика на все вопросы, заданные собеседником, в целом. Для диалогической речи естественно, что на один вопрос может быть дан исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы. Чтобы ответить на другой вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз. Критерий Д1 учитывает успешность речевой коммуникации.

Учёт речевой ситуации, критерий Д2, позволяет обеспечить взаимодействие между экзаменатором-собеседником и учеником.

Обратим внимание на некоторые сложные моменты в организации диалога с учащимся.

Во-первых, необходим естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником. Не следует отдельно анонсировать переход к заданию 4 («Теперь мы переходим к следующему заданию. Вы должны будете полно ответить на мои вопросы»). Диалог, как и в обычной речи, должен создавать впечатление спонтанности, непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика.

Да, у собеседника есть подготовленные вопросы для проведения диалога, но в зависимости от содержания монологического высказывания учащегося он вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию. Не следует читать вопрос, необходимо создать ситуацию естественного общения.

Во-вторых, цель собеседника – эмоционально расположить учащегося к беседе, стимулировать его речевую деятельность. Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы типа: «Я не знаю»,
«У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать»
 и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика. То же речевое поведение собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся. К примеру, разберём диалог:

– Чьё мнение для Вас важно?

– Папы.

В данной ситуации получен односложный ответ на вопрос, который будет оценен 0 баллов. Чтобы избежать коммуникативной неудачи, собеседнику необходимо помочь ученику развить своё высказывание: выразить удивление, переспросить, уточнить его ответ.

– Папы? А почему? Какие важные советы Вы получили от него?

Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается интегрально.

Таблица 2

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)*

Баллы

Г

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

1

Допущены грамматические ошибки (одна и более)

0

О

Соблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок нет,

или

допущено не более двух орфоэпических ошибок

1

Допущены орфоэпические ошибки  (три и более)

0

Р

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет,

или

допущено не более трёх речевых ошибок

1

Допущены речевые ошибки (четыре и более)

0

РО

Речевое оформление

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции

1

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции

0

Максимальное количество баллов

4

* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 3, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (P2) ставится не более двух баллов.

Оценивая правильность речи при выполнении заданий 3 и 4 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.

Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.

Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20.

К числу типичных ошибок при выполнении участниками собеседования задания 4 можно отнести односложные ответы на вопросы собеседника.

К числу типичных ошибок собеседников при организации диалога задания 4 можно отнести:

  • неумение создать атмосферу «живой» беседы;
  • отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика;
  • вопросы задаются формально; читаются;
  • неумение стимулировать речь учащегося;
  • неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося, в которой он не боится устного ответа.

Учащийся получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов. 

24 ноября 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

Итоговое собеседование для девятиклассников пройдёт 8 февраля 2023 года.

Рособрнадзор опубликовал рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2023 году.

Рекомендации определяют сроки и продолжительность проведения итогового собеседования, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению и проверке итогового собеседования, порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования, рекомендуемый порядок проведения и проверки итогового собеседования, порядок обработки результатов итогового собеседования, срок действия результатов итогового собеседования, формы проведения итогового собеседования.

→ Письмо Рособрнадзора №04-435 от 22.11.2022: 04-435.pdf
→ Демоверсия итогового собеседования.
→ Критерии оценивания.
→ Варианты для подготовки.
→ Тексты на итоговом собеседовании в прошлом учебном году.

Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет примерно 15–16 минут.

В случае получения неудовлетворительного результата («незачёт») за итоговое собеседование участники итогового собеседования вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки – 15 марта и 15 мая 2023 года (вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Irobot braava 380 инструкция на русском
  • Руководства материнские платы gigabyte
  • Кухонный уголок береста 8 инструкция по сборке
  • Ренни инструкция по применению при беременности от изжоги при беременности
  • Vr park virtual reality glasses инструкция по применению