Руководство по исполнению бюджет

ИНСТРУКЦИИ по работе с программой «Исполнение бюджета»

Активация учётной записи пользователя для работы в программе «WEB-Исполнение»

Закрузка сертификата (кратко)

Настройка электронной подписи в WEB исполнении (подробно)

Руководство пользователя 

Уведомление об уточнении выплат

Сведения об обязательствах

Сведения о бюджетной росписи

ПОФ распорядителей

ПОФ учреждений

Выплаты по пп

Просмотр учреждением полученных электронных выписок

Плановые показатели БУ/АУ

Составление, утверждение и доведение сводной бюджетной росписи

Сводная бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

При составлении и ведении сводной бюджетной росписи бюджета ее показатели утверждаются по главным распорядителям средств соответствующего бюджета.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Составление, утверждение и доведение бюджетной росписи

Бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета) (ст.6 БК РФ).

Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом (ст.219.1 БК РФ).

Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.

Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.

Показатели бюджетной росписи по расходам и лимитов бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных ст.190 и 191 БК РФ.

В случае и порядке, установленных финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), при организации исполнения бюджета по расходам может предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования) (ст.226.1 БК РФ).

Принятие и учет бюджетных и денежных обязательств

Бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст.6 БК РФ).

Лимит бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (гражданско-правовые обязательства) или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (публичные нормативные обязательства).

Подтверждение денежных обязательств

Денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения (ст.6 БК РФ).

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами.

Санкционирование оплаты денежных обязательств

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

Подтверждение исполнения денежных обязательств

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Организация бюджетного учета исполнения бюджета представляет собой сложный многоступенчатый процесс. В нем участвуют распорядители, получатели бюджетных средств и Казначейство. Но задача заказчика сводится к минимуму: ему необходимо проводить закупки, регистрировать контракты и платить поставщикам. Разбираемся, как учитывать исполнение бюджета.

Как организован учет исполнения бюджета

Нормативно порядок учета операций по исполнению бюджета, регистрации бюджетных и денежных обязательств получателей бюджетных средств регулируется Приказом Минфина № 258н от 30.10.2020. В процессе исполнения бюджета участвуют:

  • администраторы — те, кто управляет бюджетными средствами;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств — те, кто выделяет деньги и доводят их до получателей;
  • получатели средств бюджета — бюджетники, казенные и автономные учреждения, организации и ИП — производители товаров, работ, услуг, которых финансируют из бюджета;
  • финансовые органы, Казначейство — те, кто контролирует исполнение бюджета и санкционирует расходы.

ВАЖНО!

Заказчики — всегда получатели бюджетных средств (ПБС). Но распорядители и главные распорядители тоже получают деньги из бюджета на закупки. Тогда они автоматически становятся ПБС и заказчиками.

Суть процесса такова: администраторы работают с информацией о бюджете и перераспределяют финансовые потоки, руководствуясь действующим законодательством. Например, закон о бюджете на 2023 г. и плановые 2024-2025 гг. — № 466-ФЗ от 05.12.2022. Законодательный акт ежегодно обновляют.

Распорядители бюджетных средств (часто это учредители бюджетных организаций-заказчиков) получают информацию о потребностях подведомственных учреждений в финансировании. Они изучают экономическую обоснованность запроса и выделяют деньги для работы в текущем финансовом году.

Получатели тратят деньги на зарплату, налоги, закупки — это финансово-хозяйственная деятельность учреждения. Порядок исполнения бюджета на текущий год и двухлетний плановый период отражается в плане финансово-хозяйственной деятельности. Кроме бюджетных средств, в ПФХД включают и внебюджет — доходы от платных услуг организации.

После того как заказчику утвердили лимиты и довели финансирование, он проводит закупки. По итогам торговых процедур заключаются контракты. После поставки товаров, работ, услуг заказчик рассчитывается с поставщиком и фактически исполняет выделенный бюджет, оплачивая контракт.

Исполнение и оплату госконтрактов контролирует Федеральное казначейство. Документы, подтверждающие исполнение, и заявки на кассовый расход заказчик передает в ТОФК — территориальный отдел Федерального казначейства, в котором у него открыт лицевой счет. Казначеи проверяют исполнительные документы, сверяют лимиты (финансирование) и, если все в порядке, санкционируют платеж (Приказ Минфина № 226н от 13.12.2017). В результате поставщик получает деньги за выполненную работу.

ВАЖНО!

Для контрактов с определенной стоимостью, которые заключены за счет целевых денег федерального или регионального бюджета, проводится обычное или расширенное казначейское сопровождение (Постановление Правительства № 2024 от 24.11.2021). Это форма дополнительного контроля: казначеи следят, чтобы не было растрат и нецелевого исполнения бюджета.

Учетом исполнения бюджета каждый участник бюджетного процесса занимается в пределах собственной компетенции. Заказчики передают казначеям сведения о заключенных контрактах, а специалисты ведомства вносят их в реестр контрактов в Единой информационной системе.

Кроме того, подведомственным организациям надо постоянно отчитываться об исполнении бюджета перед РБС и ГРБС. Многие распорядители требуют ежемесячный отчет об исполнении, такую форму они утверждают на локальном уровне. А каждый квартал и по итогам года надо подавать унифицированные формы об исполнении ПФХД — формы 0503737, 0503738, 0503760 и другие (Приказ Минфина № 33н от 25.03.2011).

Как исполнять бюджет для госзакупок

Закупки за счет бюджетных средств проводятся в рамках Федеральной контрактной системы. Все заказчики работают по двум основным документам — ПФХД и плану-графику закупок. Сначала доведенное финансирование распределяют в плане финансово-хозяйственной деятельности. Затем, в течение 10 дней после утверждения ПФХД, заказчики формируют планы-графики закупок и размещают их в ЕИС (ч. 7 ст. 16 44-ФЗ).

ВАЖНО!

Проводить закупки без выделенного финансирования и опубликованного плана-графика запрещено.

После проведения закупок для организации учета исполнения бюджета заказчики регистрируют бюджетные обязательства — БО (разд. II порядка № 258н). Регистрацией занимается ТОФК по документам-основаниям, полученным от заказчика. Документы-основания — это госконтракты, дополнительные соглашения, договоры. Для учета или изменения БО заказчики формируют сведения о бюджетном обязательстве и направляют его в ТОФК в электронном виде.

Реквизиты сведений о бюджетном обязательстве

Когда заказчик оплачивает поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, он формирует заявку на кассовый расход с реквизитами поставщика для распоряжения о совершении казначейскими платежами (аналог платежного поручения). В этом случае для исполнения бюджета на учет ставят денежное обязательство (разд. IV порядка № 258н).

Заказчик формирует сведения о денежном обязательстве не позднее рабочего дня после дня возникновения денежного обязательства (подписания документа приемки), после:

  • подтверждения поставки товаров, работ, услуг по уже проведенным платежам, которые требуют подтверждения, в том числе и по 100% авансированию;
  • исполнения денежного обязательства на основании документа о электронной приемке из ЕИС — одним распоряжением о казначейских платежах, а его сумма равна сумме денежного обязательства, которое ставят на учет.

Если денежное обязательство ставят на учет на основании документа о приемке по госконтракту, который сформировали и подписали без ЕИС, сведения о денежном обязательстве оформляют не позднее рабочего дня после дня проведения проверки на соответствие информации из ДО реестру контрактов.

Казначеи проверяют ДО, и если все соответствует, они санкционируют платеж. Деньги переводят в банк поставщика. А заказчик фактически исполняет бюджет. Следующий шаг — отражение обязательств в бухучете.

Как учитывать операции по исполнению бюджета

Для исполнения государственного бюджета бюджетный учет обязателен: все факты хозяйственной жизни, которые возникают в процессе и в результате реализации госконтрактов по 44-ФЗ, надо отражать в бухучете (письмо Минфина № 02-06-07/110108 от 11.11.2022).

Основные правила и методы бухучета для бюджетников описаны:

  • в Федеральном законе о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011;
  • СГС «Концептуальные основы» (Приказ Минфина № 256н от 31.12.2016);
  • инструкции № 157н;
  • инструкциях № 162н для казенных учреждений, № 174н для бюджетных учреждений, № 183н для автономных учреждений;
  • других федеральных стандартах учета для госсектора.

Записи в регистры бухучета заказчики вносят по мере совершения операций и принятия к учету первичных или сводных документов — не позднее следующего дня после получения таких документов, в том числе и электронного актирования (п. 11 инструкции № 157н).

Поступление товаров, результаты выполненных работ и факт оказания услуг отражают в бухучете по первичным документам — товарным накладным, актам, другим отгрузочным регистрам. Бухгалтерские записи формируют на дату поступления нефинансовых активов или на последнюю дату периода оказания услуг. Общая проводка для бюджетных заказчиков — Дт 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» Кт 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

Приемка товаров, работ, услуг проводится в порядке и в сроки, прописанные в контракте (п. 7 ст. 94 44-ФЗ). Заказчик подписывает документ приемки или направляет поставщику мотивированный отказ от подписания. Если контракт заключили по результатам электронных процедур, проводится электроприемка — приемочные документы формируются, подписываются и направляются в ЕИС (п. 13 ст. 94 44-ФЗ).

Документы приемки являются основанием для формирования денежного обязательства. Как только заказчик подписывает приемочный документ, возникает обязанность оплаты по госконтракту.

Порядок отражения операций принятия и исполнения обязательств по госконтракту для бюджетных и автономных заказчиков показали в таблице.

Проводка Содержание операции
Дт 0 504 10 ххх Кт 0 506 10 ххх Утвердили плановые назначения на принятие расходных обязательств по ПФХД
Дт 0 506 10 ххх Кт 0 502 17 ххх Поставили на учет принимаемые обязательства при публикации извещения по конкурентной закупке — в размере НМЦК

Заключаем госконтракт — ставим обязательства на учет

Дт 0 502 17 ххх Кт 0 502 11 ххх Приняли обязательства — на сумму госконтракта, заключенного по итогам конкурентных процедур
Дт 0 502 17 ххх Кт 0 506 10 ххх Скорректировали принимаемые обязательства — на сумму экономии, образовавшейся по результатам закупки

Исполняем условие контракта об авансировании

Дт 0 502 11 ххх Кт 0 502 12 ххх Приняли денежное обязательство — на сумму аванса
Дт 0 206 хх 56х Кт 0 201 11 610

забалансовый счет 18

Перечислили аванс — подготовили распоряжение о совершении казначейского платежа

Отражаем поставку товаров, работ, услуг

Дт 0 106 хх 3хх Кт 0 401 60 3хх Отразили поставку товаров по документу о поставке
Дт 0 106 хх 3хх Кт 0 401 60 3хх Отразили поставку товаров по документу о поставке
Дт 0 106 хх 3хх
0 401 20 2хх
0 109 хх 2хх Кт 0 401 60 ххх
Отразили результаты работ по акту выполненных работ

Принимаем и оплачиваем товары, работы, услуги — ставим на учет денежное обязательство

Дт 0 401 60 ххх Кт 0 302 хх 73х Подписали документ о приемке в ЕИС
Дт 0 502 11 ххх Кт 0 502 12 ххх Поставили на учет денежное обязательство
Дт 0 302 хх 83х Кт 0 206 хх 66х Окончательно рассчитались с поставщиком и зачли ранее перечисленный аванс
Дт 0 502 11 ххх Кт 0 502 12 ххх Скорректировали денежное обязательство текущего года на сумму перечисленного аванса поставщику — методом «красное сторно»

Еще по теме:

  • казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета;
  • Минфин и Казначейство выпустили письмо о реализации изменений в Бюджетный кодекс;
  • как применяются на практике изменения в правилах исполнения бюджета.

Об авторе этой статьи

Александра Задорожнева

Александра ЗадорожневаБухгалтер, эксперт проекта
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ubuntu one руководство пользователя
  • Попустительский стиль руководства ситуации
  • Целестодерм крем инструкция по применению цена отзывы от чего помогает
  • Perfect fill up lador инструкция по применению средство для волос
  • Мануал для митсубиси грандис