Загрузить PDF
Загрузить PDF
Художники и другие мастера веками гравировали дерево и металл, и этому искусству посвящено множество книг. В наши дни лазерные аппараты и другие машины наносят гравировку на пластик, драгоценные камни и другие сложные материалы. Несмотря на все обилие возможностей, вы можете заниматься гравировкой самостоятельно, имея в распоряжении скромный набор инструментов.
-
1
Выберите инструмент. Можно использовать молоток и зубило, но ручные или пневматические штихели или резцы стоят не так дорого и позволяют наносить рисунок очень аккуратно.[1]
Если у вас уже есть необходимый инструмент (например, марки «Дремель»), вы можете использовать его.- Существует огромное количество насадок самых разных форм. Универсальной считается V-образная насадка.[2]
- Слишком мягкие металлы обычно гравируют циркулем или отделочным ножом, но с этими инструментами сложно добиться точности и аккуратности.
- Существует огромное количество насадок самых разных форм. Универсальной считается V-образная насадка.[2]
-
2
Выберите металлический предмет для тренировки. Если вы раньше никогда этим не занимались, возьмите что-то, что вам не жалко. Тренируйтесь только на вещах, которые вы не боитесь испортить. Мягкие металлы (медь, латунь) проще поддаются гравировке, чем сталь или другие твердые металлы.
-
3
Очистите металл. Влажной тряпкой протрите поверхность, затем сотрите воду сухой тряпкой. Если металл все еще загрязнен, потрите его тряпкой с мылом, затем высушите.
- Если металл покрыт защитным покрытием, как это часто бывает с латунью, снимать этот слой не нужно. Однако гравировка затронет это покрытие, поэтому когда вы закончите работу, вам нужно будет нанести новое покрытие, если вы хотите, чтобы цвет остался равномерным.[3]
- Если металл покрыт защитным покрытием, как это часто бывает с латунью, снимать этот слой не нужно. Однако гравировка затронет это покрытие, поэтому когда вы закончите работу, вам нужно будет нанести новое покрытие, если вы хотите, чтобы цвет остался равномерным.[3]
-
4
Нарисуйте или напечатайте текст либо рисунок. Если вы работаете с маленьким предметом или это ваш первый раз, выбирайте простой рисунок с четкими линиями. Сложную работу будет трудно выполнить, не имея опыта, и рисунок может получиться смазанным и неопрятным. Вы можете попробовать нанести рисунок прямо на металл или напечатать рисунок в нужном размере, а затем перенести его на поверхность (ниже мы расскажем, как это сделать).
- Если вы хотите выгравировать буквы, постарайтесь сделать их максимально ровными. Нарисуйте линии с помощью линейки.[4]
- Если вы хотите выгравировать буквы, постарайтесь сделать их максимально ровными. Нарисуйте линии с помощью линейки.[4]
-
5
Перенесите рисунок на металл (при необходимости). В этом абзаце мы расскажем, как перенести рисунок с бумаги на металл. Если вы уже нанесли рисунок прямо на поверхность изделия, переходите к следующему шагу. Если вы не можете найти нужные материалы, поищите в интернете другие способы перенесения рисунка. Помните, что практически везде нужны будут особые инструменты.
- Покройте поверхность, с которой вы будете работать, лаком или шеллаком. Подождите, пока поверхность подсохнет (но не до конца высохнет).
- Нарисуйте рисунок на пленке из полиэстера (к примеру, майларовой) мягким графитовым карандашом.
- Накройте рисунок скотчем. Тщательно прижмите пленку ногтем или валиком, затем снимите пленку. Рисунок останется на скотче.
- Положите скотч на металл. Прижмите его ногтем или валиком и снимите. [5]
-
6
Зафиксируйте металлическое изделие. Гравировать будет значительно проще, если изделие будет зажато в тиски, и это также не даст ему выскочить. Можно использовать зажим с ручкой и держать его в руке, но это опасно тем, что можно пораниться. Если вы используете электроинструмент или молоток с зубилом, для чего нужны две руки, лучше найти зажим, который будет сам держать ваше изделие.
-
7
Начните резать металл по рисунку. Используя имеющийся инструмент, начните превращать рисунок в гравировку. Для начала попробуйте держать инструмент под одним и тем же углом все время. Режьте прямой линией в двух направлениях, пока след не станет заметным, а потом углубитесь. Пусть этот участок станет началом работы. Затем переходите к другим линиям. Если вам нужно вырезать букву с закруглением, сначала прорежьте прямую линию. Закончив с этим, переходите к изгибам.[6]
-
8
Учитесь. Гравировка — это искусство, которому люди учатся всю жизнь. Если вы заинтересованы в новых техниках, машинной гравировке или ищете рекомендации по расширению коллекции инструментов, у вас есть возможность получить эту информацию.
- Поищите форумы гравировщиков в интернете. Если вас интересует какой-то конкретный вид гравировки, вы сможете найти разделы, посвященные драгоценным металлам, стали и другим материалам, на подобных форумах.
- Читайте книги о гравировке. В книгах информация будет более подробной. Если вы не знаете, с чего начать, спросите об этом на форуме.
- Общайтесь с местными гравировщиками. Запишитесь на курсы или попробуйте поискать мастерскую, в которой проводят мастер-классы. Если вы серьезно настроены, попробуйте предложить свои услуги ученика или поступите в училище.[7]
Реклама
-
1
Подберите вращающийся инструмент. Практически любой соответствующий инструмент сможет резать дерево. Можно использовать фрезу для обработки дерева, настроив ее соответствующим образом. Ее следует применять для простых работ по дереву. С инструментом, который нужно держать в руках, будет проще менять угол наклона, благодаря чему вы сможете попробовать применять разные техники.
- Надевайте защитные очки, чтобы не дать опилкам попасть в глаза.
- Если вам предстоит сложная работа с большим количеством деталей, используйте станок с ЧПУ (с числовым программным управлением).
-
2
Выберите насадку. Есть много разных насадок, которые крепятся на инструмент и позволяют получить разные рисунки. Закругленные и цилиндрические насадки подходят для полых и плоских поверхностей соответственно, а насадки в форме капли позволяют очень точно проработать детали, изменяя угол наклона.[8]
Есть и особые насадки, предназначенные для редких видов работы. -
3
Нарисуйте рисунок на дереве или перенесите его с бумаги. При работе с деревом возможность проработать мелкие детали зависит лишь от ширины инструмента и точности вашей руки. Если вы не готовы рисовать прямо по дереву, нанесите рисунок на тонкую пленку из полиэстера и прикрепите ее к дереву.[9]
-
4
Начните вырезать рисунок. Включите инструмент и аккуратно опустите его на дерево. Медленно и плавно двигайтесь по всей поверхности. Чтобы получить трехмерное изображение, не нужно опускать инструмент слишком глубоко, поэтому нанесите легкий рисунок, а потом пройдитесь сверху еще раз, если вам не понравится результат.
-
5
Покрасьте дерево (по желанию). Если вы хотите, чтобы рисунок был заметен лучше, попробуйте покрасить его. Покрасьте окружающую поверхность другим цветом, чтобы рисунок выделялся на фоне. Краска или прозрачный лак также защитят дерево от износа.
Реклама
-
1
Подберите инструменты. Есть много ручных инструментов, которые вы могли бы использовать в работе. Чтобы получить изображение с множеством деталей, как в книгах 19 века, возьмите 2-3 инструмента разного назначения. Вот основные инструменты, которые подходят для этого:[10]
- Резцы используются для проведения плавных линий.
- Граверные иглы позволяют провести линии, которые могут расширяться и сужаться в зависимости от угла наклона инструмента.
- Гравировальный инструмент с круглыми или квадратными концами может вырезать большой кусок дерева, чтобы расчистить место для рисунка. Если вы не планируете печатать рисунок, этот инструмент вам не потребуется.
-
2
Нанесите на дерево тонкий слой чернил. Возьмите баночку с черными чернилами и кисточкой или тряпкой нанесите тонкий слой.[11]
Это выделит рабочую область, поэтому важно, чтобы чернил было мало, иначе они испортят поверхность. -
3
Убедитесь, что поверхность готова. Дайте чернилам высохнуть. Когда поверхность станет сухой, промокните ее, чтобы проверить, не остаются ли следы. Если остаются, уберите излишки бумажным полотенцем.[12]
-
4
Укрепите дерево (по желанию). Если подложить под дерево небольшой мешочек с песком, дерево будет надежно держаться, в какую бы сторону вы ни давили. [13]
Не стоит прикреплять дерево к столу, поскольку вам придется двигать его в процессе работы. -
5
Возьмите в руки инструмент. Держите его как компьютерную мышку, слегка согнув ладонь. Аккуратно надавите на одну сторону металлического стержня указательным пальцем, затем надавите на другую сторону большим пальцем. Пусть опилки лежат на ладони. При резьбе вы будете вжимать инструмент внутрь, чтобы создалось необходимое давление.[14]
-
6
Начните резать дерево. Прижмите инструмент к поверхности под тупым углом и начните работу. Второй рукой медленно поворачивайте дерево. Старайтесь прорезать не более 1 сантиметра за раз, а потом поправляйте положение руки.[15]
Ровные линии придут с опытом.- Если инструмент быстро упирается в поверхность и не движется дальше, значит, угол слишком большой.[16]
- Некоторые инструменты можно повернуть так, чтобы угол плавно изменился, и линия получится толще или тоньше. Чтобы этому научиться, потребуется много практики, но в целом это очень полезный навык.
- Если инструмент быстро упирается в поверхность и не движется дальше, значит, угол слишком большой.[16]
-
7
Попробуйте работать по-разному. Можно сначала вырезать контур рисунка, слегка выйдя за линии, чтобы позже проработать детали более точным инструментом.[17]
Есть много способов создания тени, но лучше всего смотрятся параллельные линии, которые наслаиваются друг на друга как капли дождя.[18]
-
8
Нанесите чернила. Когда рисунок будет вырезан на дереве, вы сможете переносить изображение на бумагу столько раз, сколько вам будет нужно. Купите тюбик масляных черных чернил для печати для этих целей. Выдавите небольшое количество на плоский закругленный участок и ручным валиком размажьте чернила по всей поверхности. Добавляйте чернила по мере необходимости и продолжайте раскатывать их, пока поверхность не станет ровной.[19]
[20]
-
9
Перенесите рисунок на бумагу. Разложите лист на влажном дереве, стараясь не двигать его после того, как он будет уложен. Потрите заднюю поверхность бумаги валиком или любым другим гладким и плоским предметом. Затем поднимите бумагу, и вы увидите на ней рисунок. Повторяйте этот процесс столько раз, сколько вам потребуется, добавляя необходимое количество чернил.
- Если валик плохо двигается, попробуйте потереть им о волосы. Жир с волос смажет его, и ему будет проще скользить.[21]
- Поищите специальный валик для печати, поскольку валиком называются многие другие инструменты.
- Если валик плохо двигается, попробуйте потереть им о волосы. Жир с волос смажет его, и ему будет проще скользить.[21]
-
10
Почистите инструменты. После того как завершите работу, сотрите чернила с дерева и инструментов с помощью тряпки и уайт-спирита или овощного масла.[22]
Сложите деревянную заготовку в отдельное место, если планируется пользоваться ей в будущем.Реклама
Что вам понадобится
Металл:
- Металлические предметы (в том числе для тренировки)
- Карандаш и бумага для рисунка
- Пленка из полиэстера (например, майларовая)
- Мягкий графитовый карандаш
- Скотч
- Инструмент для гравировки: молоток и зубило, штихель или пневматический молоток
Дерево:
- Вращающийся электроинструмент
- Деревянный предмет
- Пленка из полиэстера (например, майларовая)
- Краска и/или лак (по желанию)
Ручная резьба и печать:
- Плоский кусок дерева
- Ручка с черными чернилами
- Черные чернила для печати на масляной основе
- Валик (или гладкий плоский предмет)
- Инструменты для ручной работы (рекомендуется использовать 2-3 инструмента разной формы)
- Бумага
- Уайт-спирит или овощное масло
- Чистая тряпка
Советы
- Чтобы нанести гравировку на стекло, воспользуйтесь маленьким ручным инструментом с алмазным напылением. Работайте в очках и респираторе, чтобы пыль от стекла не попала в глаза и рот. Если вам нужен более простой способ нанесения рисунка, попробуйте вытравить изображение на стекле с помощью специальной пасты.
- Драгоценные камни, камень, пластик и прочие материалы также поддаются гравировке, но для работы с ними нужны особые инструменты из-за их твердости либо особые условия рабочего места (например, низкие температуры).
Реклама
Предупреждения
- Всегда читайте инструкции к электроинструменту перед использованием или попросите кого-нибудь опытного о помощи.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 19 718 раз.
Была ли эта статья полезной?
Вы когда-нибудь задумывались, как производители преображают твердые металлические поверхности? Гравировка металла — вот ответ! В этой статье мы рассмотрим этот сложный и увлекательный процесс, углубимся в лазерную технологию, ее преимущества и ограничения.
Мы также дадим полезные советы, которые помогут придать вашему готовому изделию идеальный внешний вид, которого оно заслуживает. Отправляйтесь с нами в путешествие, где мы раскроем классические методы гравировки металла — от алюминия до титановых балок.
Что такое гравировка металла?
Гравировка металла — это универсальный процесс создания замысловатых рисунков на металлических поверхностях. От автомобильной и медицинской промышленности до энергетики, аэронавтики и ювелирного дела — детали с лазерной гравировкой используются повсеместно благодаря своим превосходным возможностям маркировки.
Благодаря этой технике вы можете выделить свою продукцию с помощью персонализированных логотипов или надписей, будь то серийные номера, коды, графика — все, что только можно придумать.
Как выполняется гравировка металла?
Гравировка металла — это процесс создания рисунка или узора на поверхности металлического предмета. Он может быть выполнен вручную с помощью специализированных инструментов или с помощью станка.
Процесс заключается в удалении металла с поверхности изделия для создания желаемого рисунка.
Существует несколько методов гравировки металла, в том числе:
- Ручная гравировка: это традиционный метод, который предполагает использование ручных инструментов для вырезания рисунка на металле. Наиболее распространенным инструментом, используемым для ручной гравировки, является гравер — тонкий заостренный инструмент, который вдавливается в металл для создания желаемого рисунка.
- Ротационная гравировка: этот метод предполагает использование вращающегося инструмента, например, фрезера, для вырезания рисунка на металле. Ротационный инструмент устанавливается на станке и движется по кругу, прорезая металл.
- Лазерная гравировка: этот метод предполагает использование лазера для удаления металла с поверхности предмета. Лазер фокусируется на небольшом участке металла, испаряя материал и создавая желаемый рисунок.
Независимо от используемого метода, процесс гравировки металла включает в себя тщательный контроль глубины и ширины выгравированных линий для создания желаемого дизайна.
На каких металлах можно гравировать?
Большинство металлов можно гравировать в той или иной степени, хотя некоторые гравируются легче, чем другие. К числу распространенных металлов, на которых часто гравируют, относятся:
Алюминий
От промышленного применения до гламурных трофеев — алюминий является универсальным материалом, идеально подходящим для создания практически любого типа изделий.
Благодаря его способности передавать яркие и четкие гравировки даже на самых грубых формах, использование этого металла становится все более популярным выбором среди инженеров и дизайнеров.
Независимо от того, каким будет ваш конечный проект — от панелей управления до табличек — вы можете быть уверены, что алюминий вас не подведет.
Гравировка алюминия никогда не была такой простой, благодаря совместимости этого металла с различными технологиями гравировки.
Эстетичные рисунки не только легко и быстро создаются, но и невероятно прочны, способны выдерживать высокие температуры и обработку поверхности, например, дробеструйную, без каких-либо повреждений.
Нержавеющая сталь
Хотя гравировать на ней сложнее, нержавеющая сталь обладает рядом преимуществ. Этот материал упругий, долговечный даже после воздействия воды и коррозии.
При работе с нержавеющей сталью незаменимым инструментом является шпиндель с цанговым зажимом. Повышенная жесткость шпинделя с цанговым зажимом позволяет выполнять более чистые и глубокие пропилы с гораздо меньшим количеством отходов.
Резка нержавеющей стали с помощью лазерного гравировального станка не всегда является хорошей идеей, поскольку лазер может иногда удалять защитное покрытие. Поэтому в качестве замены производители используют лазерный отжиг.
Латунь
Промышленная латунь имеет толщину и твердость, которые затрудняют гравировку. Толстая латунь, от 10 мм до 15 мм, лучше всего подходит для сложной гравировки. Для достижения наилучших результатов при гравировке на этом металле рекомендуется заполнить гравировку краской.
Серебро, золото и олово
Эти металлы довольно мягкие и простые в обработке. Они прекрасно подходят для большинства видов гравировки, в том числе для изготовления ювелирных изделий.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты при работе с этими материалами с использованием техники алмазной гравировки. В этих материалах можно делать глубокие пропилы, используя то же оборудование, что и для резки латуни. Смазочно-охлаждающие жидкости не часто нужны при работе с серебром, золотом или оловом.
Популярные модели лазерно-гравировальных станков:
Виды гравировки металла
Существует четыре основных вида гравировки металла: ручная гравировка, машинная гравировка, лазерная гравировка и химическое травление. Давайте рассмотрим каждый из них по очереди.
Ручная гравировка
Ручная гравировка — самый старый вид гравировки металла, который практикуется и сегодня. Этот метод использует ручные инструменты для вырезания замысловатых узоров на поверхности металла.
Из-за своей трудоемкости ручная гравировка, как правило, стоит довольно дорого, но при этом она может быть очень детальной и точной. На изделиях ручной гравировки часто можно увидеть витиеватые узоры или каллиграфию, которые было бы трудно или невозможно выполнить другими методами.
Машинная гравировка
Машинная гравировка использует автоматизированный инструмент для вырезания замысловатых узоров на металлических поверхностях.
Инструмент следует запрограммированному шаблону, поэтому этот метод позволяет осуществлять массовое производство с неизменным результатом каждый раз. Машинная гравировка может быть достаточно детализированной, но ей, как правило, не хватает точности и изящества, которые достигаются при ручной гравировке.
Лазерная гравировка
Лазерная гравировка выполняется на лазерно-гравировальных станках с помощью сфокусированных лучей света, а не физических инструментов.
Лазерные лучи чрезвычайно точны и могут создавать невероятно сложные детали без ущерба для точности и согласованности нескольких изделий.
Хотя изделия с лазерной гравировкой, как правило, стоят дороже, чем те, которые создаются другими методами, их чистые линии и точные детали делают их востребованными во многих областях, включая ювелирное дело и производство медицинского оборудования.
Химическое травление
Химическое травление — это альтернатива традиционным формам гравировки металла, при которой используются кислоты или химические вещества для удаления материала с поверхности металлической детали, на которую наносится травление, с целью создания на ней рисунка или узора, вместо того чтобы удалять материал непосредственно с помощью инструментов, как в других вышеупомянутых процессах.
Химическое травление обеспечивает превосходную детализацию и при этом дает меньше отходов, чем другие методы, поскольку в процессе травления необходимо удалить минимальное количество материала, что делает этот тип маркировки особенно подходящим для небольших деталей.
Даже небольшое количество отработанного материала может оказать существенное влияние на стоимость или производительность, например, в электронных компонентах или очень крошечных механических деталях, таких как шестеренки часов, где несколько сотых миллиметра уже могут иметь значение для того, насколько точно они прилегают к другим деталям внутри собранного устройства.
Лазерная гравировка и лазерное травление: в чем различия?
Если вы рассматриваете возможность использования технологии лазерной гравировки или травления для своего следующего проекта, вам может быть интересно, в чем разница между этими двумя процессами.
Давайте рассмотрим, чем лазерная гравировка и травление отличаются друг от друга.
Процесс лазерной гравировки
Лазерная гравировка — это субтрактивный производственный процесс, в котором используется мощный лазерный луч для отсечения материала от заготовки. Он включает использование управляемого компьютером лазера для создания детальных рисунков на таких материалах, как дерево, металл, стекло, пластик, бумага и кожа.
Глубина надрезов может варьироваться в зависимости от материала, с которым ведется работа, и желаемого результата.
Гравированные поверхности имеют тенденцию быть гладкими по сравнению с вытравленными поверхностями из-за их точного характера. Кроме того, лазерная гравировка позволяет создавать очень сложные узоры и рисунки, которые невозможно получить традиционными методами.
Процесс лазерного травления
Лазерное травление также является субтрактивным производственным процессом, но при этом используется луч еще меньшей мощности, чем при гравировке. Этот процесс осуществляется путем сжигания слоев материала по одному, создавая травленую текстуру на обрабатываемой поверхности.
Лазерное травление дает гораздо менее точные результаты, чем лазерная гравировка, но все же позволяет создавать красивые рисунки благодаря способности придавать глубину и текстуру таким материалам, как дерево, металл и стекло.
Этот метод обычно используется для декоративных целей, а не для точного применения из-за более низкого уровня детализации по сравнению с гравировкой.
Часто задаваемые вопросы:
Сколько стоит лазерная гравировка?
Стоимость лазерной гравировки зависит от нескольких факторов, включая количество гравируемых предметов и сложность дизайна.
Некоторые мастерские могут брать почасовую оплату или предлагать скидки при больших объемах заказов, поэтому всегда лучше спросить заранее.
Сколько времени требуется для выполнения гравировки?
Это зависит как от размера и сложности вашего рисунка, так и от того, насколько ваш проект соответствует возможностям конкретного лазерного гравера. Простая работа должна занимать менее 30 минут, в то время как более сложная может занять до нескольких часов.
Некоторые проекты даже требуют нескольких проходов с различными настройками для достижения оптимальных результатов, что также добавит дополнительное время к вашему графику.
Есть ли какие-либо проблемы с безопасностью при лазерной гравировке?
Да! Всегда соблюдайте осторожность при работе с любым оборудованием, выделяющим тепло, или электроинструментами, например, лазерным гравером.
При работе с любым оборудованием всегда надевайте защитные очки и строго следуйте всем инструкциям по технике безопасности, предоставленным производителем оборудования, чтобы избежать несчастных случаев и травм.
Заключение:
Как видите, между процессами лазерной гравировки и травления есть как сходства, так и различия.
При принятии решения о том, какой из методов лучше подходит для вашего проекта, важно учитывать такие факторы, как бюджетные ограничения, желаемые результаты и тип материала, на который наносится гравировка или травление.
В целом, если вам нужны детальные результаты, достаточно четкие для точного применения, выбирайте лазерную гравировку, если же вы ищете более творческие эффекты, выбирайте лазерное травление.
Однако независимо от того, какой процесс вы выберете, оба предлагают удивительные возможности для персонализации предметов или создания уникальных произведений искусства! С помощью лазеров любой может превратить простые материалы в произведения искусства.
Станки, которые могут вас заинтересовать:
Лазерно-гравировальный станок LTT-Z4060
Лазерный гравер широко применяется в изготовлении печатей, штампов и сувенирной продукции и являются самым доступным из всех лазерных граверов, предлагаемых на российском рынке из аналогичных. Благодаря компактности лазерно-гравировального оборудования, возможно его использование в небольших мастерских и офисных помещениях.
Все, что нужно знать о гравировке
Содержание
- Что это такое?
- Виды
- Необходимые инструменты
- Как гравировать поэтапно?
- Особенности гравировки разных материалов
- Красивые примеры
Гравировка – во всех смыслах тонкий способ украсить самые разные типы поверхностей. Это древнее искусство, но назвать его неактуальным язык не повернется. Кажется, все наоборот: гравировка процветает и находит все новые сферы применения, и спрос на эту услугу только растет.
Что это такое?
Гравированием называется нанесение рисунка, орнамента, надписи на металлическую, деревянную, стеклянную, каменную и некоторые другие поверхности ручным или механическим способом, на ЧПУ (станок с числовым программным управлением) и не только. Рисунок при этом может быть как рельефным, так и углубленным. И хоть гравировка используется столетиями, ее смысл и суть особо не изменились.
Сувениры, часы, браслеты, кольца, зажигалки, фляжки, авторучки – предметы, на которых выполняется гравировка, можно продолжать и дальше. И она делает стандартную вещь эксклюзивной, за что ее и ценят. Поверхность, которую обрабатывают, может быть как ровной, так и выпуклой, и изогнутой.
Основные инструменты, которые задействуются в процессе гравировки сегодня: гравер и боры. Но, главное, что появились разные виды гравировки: от ручной до лазерной и пескоструйной.
Особенно ценится художественная гравировка, потому что это уже не просто ремесло, а искусство. Ее можно попробовать делать и в домашних условиях, но такая работа сопоставима с ювелирной, не всем поддается.
Конечно, можно приравнять наскальную живопись к первой гравировке. А можно сказать, что все то же ювелирное искусство породило нанесение рисунка или орнамента на поверхность, ведь многие инструменты и техники граверы действительно переняли от ювелиров. Но к первому артефакту относят высеченную раковину, датированную промежутком в 540000-430000 лет назад, и найденную в Индонезии.
Гравировали люди на скорлупе страусиных яиц, на слоновой кости, на дереве, камне, а потом уже и на металле. Долгое время существовала только ручная гравюра, но научно-технический прогресс нашел ей не одну альтернативу. И как должное уважение к ручному труду, к абсолютному эксклюзиву, ручная гравировка возродилась в середине 20 века. Да еще и стала доступнее, благодаря появлению пневматических систем ручного гравирования.
Виды
Стоит дать более подробную характеристику каждому виду гравировки, а точнее, самым распространенным видам.
Ручная
Считается наиболее трудным методом, его чаще называют художественным гравированием, и, как уже говорилось, это действительно ближе к искусству. Это технический сложный метод, который требует у гравера хороших рисовальных навыков. Рука должна быть твердой, техника – отлаженной, потому как ошибки в ручном гравировании практически непоправимы. Исполнитель должен обладать выдержкой, мастерством, умением концентрироваться на процессе.
Здесь действуют все законы изобразительного искусства – ритм, симметрия, гармоничное штриховое сочетание. Художник обладает большим перечнем приемов, выбирая подходящее направление линий, их ширину и ход. Он работает над надписями и декоративными орнаментами, над многофигурными композициями, пейзажами и др. Художественные достоинства готовой работы должны быть неоспоримы: это набор плавных, коротких и длинных, параллельных или иным образом гармонично расположенных линий и штрихов.
Словом, этот вид гравировки действительно неповторим, а потому готовая работа стоить будет дорого.
Механическая
Чаще понимается как техника, предполагающая использование машинной гравировки. В домашних условиях обычно применяется бормашина, прибор, который частенько сравнивают с дрелью, только со специальной фрезой. Для такой гравировки продаются целые наборы с гравером и комплектом насадок. Для создания несложных надписей и рисунков на плоских поверхностях – хорошее решение.
А есть еще механическая фотогравировка, самый современный вид именно фотогравировки. Машина со специальными алмазными иглами создает на металле конические углубления. И от силы удара иголки будет зависеть глубина попадания иглы в металл. Обычно такое проделывают на плоских поверхностях, а также на мягких металлах. То есть на металлическую поверхность можно наносить даже фотографические изображения.
Алмазная
Это настоящая инновация, которая дает возможность наносить очень красивые, филигранные символы (тексты), логотипы и изображения на самые разные поверхности. И почти все металлы могут быть полотном для такого процесса, а еще кость, пластмасса, дерево, некоторые камни и т. д.
Гравирование в этом случае невозможно без специального алмазного резца на станке. Работой оборудования управляет мастер-гравировщик, используя специальную программу на компьютере, которая задает параметры, измеряет графики поверхностей, масштабирует текст либо рисунок под рабочее поле изменяемого предмета.
Если при обычной механической гравировке наносит рисунок вращающаяся фреза, то при алмазной резец двигается по поверхности материала, прорезая очень тонкие и изысканные углубления. На выходе – линейный рельеф на плоскости с достаточной глубиной, чтобы он не затирался. И это будет очень похоже на ручную гравировку, а в некоторых случаях даже превзойдет ее.
А так как алмаз имеет свойство оставлять светоотражающий след на поверхности, данный вид гравировки используется для оставления изображений и надписей на ювелирных образцах. Эстетика такой работы выше всяких похвал.
Лазерная
Для оформления сувенирной и рекламной продукции лучше такого способа не найти. Это и высокая скорость, и производительность, и достойный результат. Сфокусированный импульс излучения приводит к интенсивному нагреву-плавлению, потому и происходит на поверхности изменение физико-химических свойств, верхний слой поверхности снимается, возникает отпечаток там, где воздействует луч. Глубина гравировки определяется мощностью лазерного станка, а еще обрабатываемым материалом.
Применяемые лазерные маркеры могут быть газовыми или волоконными. Первые действуют для неметаллов, например, стекла, акрила или пластика. Вторыми гравируют по металлу.
Необходимые инструменты
Настольный гравировальный аппарат для дома решает не один вопрос, то есть гравер все же придется приобрести. Лучше купить целый набор, чтобы организовать себе выбор линий разной толщины. И здесь уже надо будет действовать по инструкции: наносить на предмет узор вручную или с помощью копирки, а потом уже двигать фрезу так, чтобы узор перешел на поверхность предмета. Результат обычно закрепляют лаковым слоем или восковым.
А что можно применить из подручных материалов:
- зубочистку или спичку;
- лак для ногтей;
- соль;
- жидкость для снятия лака;
- стакан;
- зарядку для телефона.
Звучит сомнительно, но на деле все так: предмет, на котором будет домашняя гравировка, покрывается толстым слоем лака. Зубочисткой на нем процарапывается узор. В это время в стакан уже отправлены 2 большие ложки соли, они залиты водой, все перемешано. Зарядку от телефона к предмету нужно приложить плюсом, минусом – к другому металлическому предмету. Второй предмет отпускается в стакан с водой, устройство включается в розетку. И это длится 5 минут (или меньше, все зависит от глубины травления, которую хочется получить). Но, конечно, такие эксперименты не совсем безопасны, а потому использование бормашины – куда лучше альтернатива.
Цена стандартного такого прибора – 5-6 тысяч рублей, потому обычно бормашину покупают, если планируется не какая-то разовая работа. Также к оборудованию приобретается набор насадок и фрезерный набор. Все это стоит денег. Но купить оборудование имеет смысл не только для гравировальных экспериментов, прибор поможет, например, в заточке ножей, отверток, ножниц. Им можно отполировать металлические и пластиковые поверхности, а также зачистить или обточить мелкие детали.
Как гравировать поэтапно?
Начинать всегда нужно с самого простого, например, своими руками можно сделать гравировку на ложке. Для работы потребуется непосредственно сам прибор – гравер, насадка для создания контура рисунка, маркер и металлическая ложка.
Как происходит процесс:
- Хорошо, если насадка для контура будет с шарообразным наконечником, такой удобнее работать.
- Сначала на ложке делается рисунок, лучше, если наносится он перманентным маркером (иначе можно случайно стереть рисунок).
- Контур рисунка плавными, неспешными движениями надо обвести. Если в дизайне используется штриховка отдельных элементов, штрихи должны располагаться в одном направлении – так рисунок будет аккуратнее.
- Можно комбинировать орнамент с надписью, будет еще краше.
Это самый простой вариант, разминочка для того, кто хочет научиться гравировке. А чтобы сделать, к примеру, надпись на стеклянном стакане, нужно кроме гравера взять еще скотч, бумагу и карандаш. Нужная надпись красиво пишется на бумаге (а можно просто распечатать понравившийся вариант из интернета). Рисунок скотчем закрепляется на стакане. Гравером – строго на низких оборотах – обводится контур надписи. Это удобно делать насадкой-буром. Трафарет отклеивается, а рисунок заштриховывается. Потом обработанную поверхность надо будет хорошенько промыть, чтобы стеклянная пыль не осталась на стакане.
Конечно, такая работа зависит от уровня изобразительных навыков мастера: кто-то сможет сделать лишь нечто примитивное, а кто-то сразу сделает высокоэстетичную работу.
Гравировка по камню в домашних условиях поэтапно:
- Для того чтобы сделать брелок из камня, его нужно найти. Если он от природы имеет какую-то интересную форму, это уже хорошо.
- Поверхность камешка надо зашлифовать, что упростит дальнейшие действия. Берется насадка с алмазным диском, ею надо пройтись по всей поверхности камня.
- На готовой поверхности простым карандашом рисуют желаемое изображение.
- Насадка гравера меняется на фрезу с конусной головкой. Фрезой надо пройтись по контурам рисунка. В местах с толстыми линиями используется фреза с круглой головкой.
- Чтобы сделать изделие брелоком (или кулоном, например), надо карандашиком наметить место отверстия с двух сторон камня. Насадка гравера меняется на алмазное сверло. Камень отправляется в емкость с водой, чтобы отверстие оказалось залитым наполовину. Затем изделие переворачивается, сверлится с другой стороны.
- Если по краям образовались заусенцы, их надо обработать тем же сверлом, осторожно пройдясь по краям отверстия. Все готово!
Впоследствии можно переходить и на более дорогие материалы, ведь гравировка может украсить и кожу, и латунь, и фарфор.
Особенности гравировки разных материалов
Гравировальное оборудование работает с самыми разными материалами. Отлично гравируется древесина клена, красного дерева, ореха. Хвойные породы тоже пригодны, но смола легко воспламеняется, потому это не совсем безопасный путь. Тренируются в этом обычно на доске и фанере.
Не возникает проблем с гравировкой пластмассы – оргстекло, акрил, другие литые смолы хорошо взаимодействуют с гравировальным аппаратом. А лазер отлично справляется с гравированием по металлу. Камень, гранит, стекло, сталь более пригодны для алмазной гравировки.
Красивые примеры
Гравировка может быть графичной и цветной, миниатюрной и масштабной. Лучше посмотреть на готовые примеры удачных работ.
- На кольцах делают надписи и рисунки очень часто, особенно, используя какие-то личные фразы и символы. И часто это парная гравировка.
- Рисунок на дереве тоже выглядит изящно и может стать основной для крутого чехла на новый телефон. Кстати, отличная идея для подарка близкому.
- Рисунок или надписи на коже – удачный способ сделать уникальным любое изделие.
- Простой стеклянный стакан превратится в шедевр, если в руки его возьмет умелый гравер.
- Парные кулоны с флешкой – отличный подарок влюбленным – и романтичный, и функциональный.
- На этом брелоке еще и леттеринг во всей красе, есть где поработать и каллиграфу, и граверу.
- Памятные надписи на фарфоре – это тоже не заезженный вариант оформления подарка.
- Ну а такие минималистичные браслеты, кажется, сегодня очень модные. Если хочется нести с собой какую-то фразу, не обязательно делать татуировку. Гравирование в этом поможет.
Интересных экспериментов!
Гравер — универсальный прибор, использовать который могут не только профессионалы, но также любой желающий в домашних условиях. С его помощью можно легко справиться с мелкими бытовыми задачами:
- наточить ножи и ножницы, отвертки;
- почистить столовые приборы и металлические изделия;
- отполировать поверхности из металла и пластика (корпус и стекла часов, ювелирные украшения);
- обточить, обрезать или зачистить мелкие детали
Довольно обширный функционал в одной машинке, которая очень облегчает выполнение каких-то мелких бытовых задач.
Предлагаем восемь простых уроков по работе с гравером, которые сможет повторить даже начинающий мастер.
Урок №1. Гравируем красивый рисунок на ложке
Помимо чистки столовых приборов, эти приборы легко преобразить своими руками. Из обычной металлической ложки получится индивидуальная уникальная вещь, которую и подарить не стыдно.
Для работы понадобится гравер, насадка для контура рисунка, металлическая ложка и маркер.Насадку для контура лучше взять с шарообразным наконечником:
- Для начала требуется нарисовать рисунок на ложке. Делать это предпочтительнее перманентным маркером, чтобы в процессе работы случайно не стереть рисунок.
- Следующий шаг — обвести контур рисунка плавными движениями, без спешки. Если в дизайне будет использоваться штриховка отдельных элементов рисунка, важно знать, что штриховать надо в одном направлении, чтобы рисунок выглядел максимально аккуратным.
- Интересный результат получится, если комбинировать орнамент и надпись (написать имя человека, которому подарите), тогда получатель такого подарка точно придет в восторг от того, что вы сделали уникальный подарок именно для него.
Урок №2. Делаем гравировку на стакане
Для гравировки прекрасно подходят изделия из стекла. Обычная стеклянная кружка или стакан из супермаркета с помощью гравировки превратится в оригинальную вещь.
Шаг 1: берем гравер, скотч, стакан, бумагу и карандаш.
Шаг 2: продумываем рисунок или надпись, которую будем воспроизводить на стекле. Рисуем изображение на бумаге или распечатываем понравившийся вариант готового рисунка.
Шаг 3: закрепляем с помощью скотча рисунок на стакане.
Шаг 4: теперь берем гравер и, на низких оборотах, обводим контур рисунка. Для этих целей подходит насадка-бур.
Шаг 5: осталось отклеить трафарет и заштриховать рисунок.
В завершении работы не забудьте хорошо промыть обработанную поверхность, чтобы удалить мелкие частички стеклянной пыли.
Урок №3. Гравируем по коже
Кроме стекла и металла, гравировке поддаются кожаные изделия. В любой граверной мастерской предлагают такую услугу, но намного интереснее сделать собственными силами.
Шаг 1. Для гравировки по коже, первым делом, подготавливаем гравер, изделие, с которым будем работать, бумагу для переноса изображения, либо маркер/фломастер, чтобы нарисовать самостоятельно. Шаг 2. Наносим рисунок. Переносить рисунок на изделие из светлой кожи лучше с помощью иголки и копировальной бумаги. Для темной подойдет маркер. Если на изделие наносится текст или инициалы, обратите внимание, что изображение для переноса должно быть в зеркальной проекции, чтобы надпись правильно читалась. Проще всего сделать перевод в зеркальное отражение в графическом редакторе на компьютере.
Шаг 3. Выбираем насадку для гравера. Кожа — очень мягкий материал, поэтому для работы с ней подходит любая насадка, на которую нанесен абразив. Выбирать следует исходя из того, с какой удобнее работать .
Шаг 4. Медленными движениями, не сильно нажимая на изделие, заштриховываем контур рисунка. Если линии получились недостаточно широкими, меняем насадку на другую, с большим диаметром, и повторно проходим по линиям рисунка, тем самым увеличивая их ширину.Шаг 5. После завершения работы протираем изделие мягкой тканью, чтобы удалить пыль и частички кожи.
Урок №5. Украшаем деревянную полку в детской
Имея гравер, возможно освежить дизайн наскучившей мебели. На любую деревянную поверхность легко и быстро нанести рисунок или орнамент.
Шаг 1: распечатываем понравившийся рисунок и приклеиваем его к выбранной поверхности с помощью клея ПВА.
Шаг 2: После полного высыхания рисунка, приступаем непосредственно к гравировке. Для работы по дереву подходят насадки с тонким наконечником, с алмазным напылением. Не следует выставлять большие обороты на гравере (достаточно 20 тыс).Шаг 3: аккуратно обводим гравером все контуры рисунка, после чего снимаем трафарет. Если остались следы клея на поверхности, удаляем их влажной тряпочкой.
Если рисунок получился недостаточно четкий (на светлом дереве), выделяем текстуру морилкой.
Урок №6. Брелок из природного камня
Другой вариант интересного подарка — самодельный сувенир из камня.
Шаг 1. Ищем материал. Для изготовления подойдет любой камень, который часто попадается на речке или на пляже. Хорошо, если камень уже имеет какую-то форму. Если нет, то обрабатываем его с помощью гравера и набора насадок.Шаг 2. Поверхность камня необходимо слегка зашлифовать, это упростит дальнейшую работу. Для этого берем насадку с алмазным диском и проходим по всей поверхности камня.Шаг 3. Когда поверхность готова, простым карандашом или фломастером рисуем на ней изображение, которое хочется видеть в конечном результате. Шаг 4. Затем необходимо поменять насадку гравера на фрезу с конусной головкой. Проходим фрезой по контурам рисунка. В тех местах, где предусмотрены линии толще, чем контурные, используем фрезу с круглой головкой.
Шаг 5. Сувенир почти готов. Изделие само по себе уже уникальное и интересное, но лучше расширить его функциональность, превратив в брелок или подвеску-кулон.
Как сделать отверстие:
Урок №7. Чиним инструменты
Как легко и быстро, имея гравер, решить бытовую задачу. К примеру, вы собираетесь работать напильником, но его деревянная рукоятка не фиксирует рабочую часть, расхлябалась и болтается.Шаг 1: берем гравер, ставим сверло по дереву подходящего размера и освежаем отверстие в ручке напильника.
Не стоит делать его больше по диаметру, иначе хвостовик будет сложно закрепить.
Шаг 2: меняем насадку на отрезной диск, берем напильник и на хвостовике делаем поперечные насечки.Шаг 3: наносим эпоксидную смолу или клей.
Шаг 4: соединяем ручку напильника с хвостовиком.Шаг 4: даем высохнуть.
Теперь рабочая часть будет крепко зафиксирована и напильник прослужит еще долго.
Урок №8. Зачищаем текстуры
Еще один вариант использования гравера — зачистка текстурных поверхностей, обрабатывать которые вручную очень сложно и долго.
Шаг 1. Для того, чтобы справиться с этой задачей, устанавливаем на гравер насадки-щетки.
Шаг 2. Выставляем необходимое количество оборотов (около 20 тысяч).
Шаг 3. Обрабатываем загрязнения. В результате очень быстро получаем чистую поверхность.Напрашивается вывод: работа с гравером не требует каких-то сверхъестественных навыков. Самое главное — четко представить какой результат хочется получить. Достаточно приложить немного терпения и результат будет на пять баллов.
В этом материале я хочу вам рассказать о гравировке на металле. Этапы гравировки на металле почти ничем не отличаются от таких же на оргстекле, но всё-таки есть некоторые нюансы.
Инструменты и материалы
Для гравировки по металлу нам необходимо тоже самое, что и для гравировки по оргстеклу — всё тот же дремель и насадки, а именно: конусообразная и сферическая. В этом случае гибкий вал необходим, поскольку хоть металл и твёрже оргстекла, но работа с ним требует большей деликатности, а при работе с алюминием, так и вовсе без него не обойтись. Если хотите поэкспереметировать, то стоит взять полироль. Но берите защитную — никаких там паст ГОИ и тому подобнох. По этому пункту вроде всё.
Советы перед гравировкой
- Во-первых, очистите рабочее место и выберите поверхность такого размера, чтобы можно было без проблем оборачивать заготовку. В гравировке по металлу вам не понадобится направленный свет — хватит просто обычного освещения.
- Второе по важности — это комфорт. Сядьте так, дабы ваша рука могла свободно достать верха заготовки. Также уложите заготовку и проверьте её на прогиб. Может быть так, что в самый важный момент металл прогнётся и фрезу поведёт в ненужном направлении, запортачив при этом всю работу.
- Протрите хорошо поверхность, уберите всю пыль и избавьтесь от жира.
- Закрепите хорошо дремель. Если у вас есть штатив – хорошо, просто прекрасно. Но бывают случаи, что дремель лежит без фиксации, посему есть два выхода: или одним глазом гравировать, а другим посматривать на инструмент, или просто привязать его к столу чем-нибудь. К примеру, я держу дремель на коленке — так удобней всего для меня.
Итак, приступим к процессу. Сначала мы выбираем рисунок и печатаем один на самоклейке, а второй — на обыкновенной бумаге. Зачем второй я расскажу позже.
Отпечатанный рисунок для гравировки
Ко всему прочему, мне приходилось еще обводить дополнительно все линии, из чего я извлек дельную уловку. Дальше мы прикидуем расположение рисунка, а после этого клеим его. Желательно приклеивать, начиная с угла и продолжая по диагонали. Недопустимы никакие вздутия бумаги непосредственно на рисунке.
Для начала берём конусоидную насадку. На фотографии видно, как она потрепалась за время использования, но само жало ещё способно выдавать ровную линию.
Конусообразная насадка на гибком вале
Садимся за работу, крестимся трижды и начинаем. Во время работы не отвлекаться, не раздражаться и не задумываться. Самым оптимальным ход насадки будет, если вы расположите её под градусом и будете двигать её в сторону более острого угла. На рисунке, приведённом ниже, её нужно двигать в правый нижний угол.
Процесс нанесения гравировки на металл.
Вот несколько промежуточных фотографий работы.
На последней фотографии видно, как отодралась бумага. В основном, я снимаю её под горячей водой, но в этот раз в гараже не было ни капли жидкости, поэтому я в нетерпении просто содрал её. У кого получится аккуратней, тому стоит поэкспериментировать с этим делом. Можно, к примеру, всё это закрасить, получив оригинальный эффект. В итоге мы имеем неплохую, но незавершенную картинку, которая сама по себе одиноко смотрится на чёрном фоне.
Первый вариант гравировки на металле
А вот теперь берём тот самый неиспользованный рисунок и прикидываем на нём карандашом те места, где будем «заливать». После этого берём сферическую насадку и начинаем делать заливку. Итог таков:
Гравировка на металле с заливкой
Советы по гравировке на металле
- Если нужно выгравировать длинную линию, начинайте снизу и ведите дремель от себя. Каким-то образом линия получается очень ровной. Как я говорю: «С душой».
- Когда только начинайте гравировать, то возьмите ручку и прямо на рисунке наведите основные линии, исключая ненужные.
- Очень часто бумага попадает под фрезу и зажёвывается, после чего чисто машинально фреза может пойти не в том направлении. Во избежание этого стоит начинать линию чуть дальше и заканчивать чуть раньше. Потом при финальной доработке вы её наведёте.
- Если случилось так, что весь участок очень тяжелый, то просто на линиях поставьте точки, а в конце соедините их.
- Во время заливки не стоит хаотично сошкрябывать краску. Если линия заливки очень большая, то не стоит её заливать поступательно. Лучше всего пройтись от начала и до конца, не останавливая фрезу на отдельном участке.
- Опять-таки – не делайте очень маленьких деталей. Последствием может быть отшелушивание краски.
(Источник)