Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту мотороллеров отечественного производства
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотороллеров Вятка ВП-150.
- Издательство: Вятский мотороллерный завод
- Год издания: —
- Страниц: 134
- Формат: PDF
- Размер: 30,2 Mb
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотороллеров Муравей ТГА-200-01.
- Издательство: Тульский машиностроительный завод
- Год издания: —
- Страниц: 56
- Формат: PDF
- Размер: 6,6 Mb
Руководство по ремонту мотороллеров Муравей.
- Издательство: ПОНЧиК
- Год издания: 2002
- Страниц: 78
- Формат: PDF
- Размер: 34,5 Mb
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотороллеров Тулица.
- Издательство: Тульский машиностроительный завод
- Год издания: —
- Страниц: 200
- Формат: DjVu
- Размер: 3,0 Mb
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотороллеров Электрон В-150М.
- Издательство: Вятско-Полянский машиностроительный завод
- Год издания: —
- Страниц: 101
- Формат: PDF
- Размер: 1,8 Mb
Руководство по ремонту мотороллеров моделей В-150М, ВП-150 и Т-200М.
- Издательство: Машиностроение
- Год издания: 1967
- Страниц: 292
- Формат: DjVu
- Размер: 8,2 Mb
Описание устройства и руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту грузовых мотороллеров моделей МГ-200 и ТГ-200.
- Издательство: —
- Год издания: —
- Страниц: 172
- Формат: PDF
- Размер: 94,6 Mb
Описание устройства и руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту мотороллеров моделей ВП-150 и Т-200.
- Издательство: Машгиз
- Год издания: 1959
- Страниц: 257
- Формат: PDF
- Размер: 32,7 Mb
Данная брошюра знакомит читателя с этим видом транспорта, приводит историю возникновения и последующего развития мотороллера.
- Издательство: ДОСААФ
- Год издания: 1958
- Страниц: 23
- Формат: PDF
- Размер: 690 Kb
- Файлы
- Академическая и специальная литература
- Транспорт
- Мотоциклетная техника
- Руководства по эксплуатации и ремонту мототехники
Мотороллер Тулица
-
Файл формата
djvu - размером 5,82 МБ
- Добавлен пользователем tkuhar, дата добавления неизвестна
- Описание отредактировано
Инструкция по эксплуатации легкового мотороллера. — Тула: Машиностроительный завод им. В. М. Рябикова. — 199 с.
Настоящая инструкция знакомит водителя с технической характеристикой и основными правилами ухода за машиной при ее эксплуатации.
Хорошие качества мотороллера в полной мере проявляются лишь при умелом управлении и внимательном уходе.
- Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
- Регистрация
Для езды по городу, чтобы максимально экономить время и деньги на топливо, многие используют двухколёсные транспортные средства. Это мопеды, мотоциклы и мотороллеры.
Конечно же, существует множество современных моделей. Но есть и такие разработки, которые прекрасно сохранились ещё со времён Советского Союза. Одним из таких мотороллеров справедливо считается Тулица. Причём запомните, что ударение в названии нужно ставить на букву У.
Это советская двухколёсная техника, которая эксплуатируется многими людьми до сих пор. Причём не только в России, но и далеко за её пределами. В своё время Тульский машиностроительный завод (ТМЗ) был одним из главных производителей двухколёсных транспортных средств.
Стоит более подробно познакомиться с мотороллером Тулица, узнать его историю, взглянуть на основные технические характеристики.
Содержание
- Немного истории
- Общие характеристики
- Особенности двигателя
- Трансмиссия
- С какой скоростью рекомендуется двигаться
- Как устроена ходовая часть
- Электрооборудование на Тулице
- Заправочные ёмкости и их объём
- Данные для регулировок
- Какие недостатки есть у конструкции Тулицы
Немного истории
Здесь вдаваться в какие-то исторические подробности нет особого смысла.
Как уже говорилось, Тулица является мотороллером, который производили во времена СССР. Первые экземпляры сошли с конвейера в 1979 году.
Тулица стал наследником более ранней модели мотороллера, который назывался Турист. Выпускали новинку в основном в двух цветах. Это приятный оттенок зелёного и светло-серый цвет.
На конвейере модель продержалась не так долго. Всего 10 лет, поскольку производство остановили в 1989 году.
Если сравнивать с предшественником, то есть с Туристом, то Тулица получил более мощный мотор и 12-вольтную аккумуляторную батарею вместо прежних 2 батарей по 6 вольт. Ещё над колесом больше не было ящика для инструментов, а на левой части капота появились дополнительные жалюзи. Тулица получил и новый глушитель, как у мотоциклов. Причём такое же решение применяли на мотороллерах Турист-М.
Стоит сказать, что устройство двигателя у Тулицы было аналогичным, как и у более ранних моделей. Но систему впуска модернизировали. За счёт этого и удалось поднять мощность.
Несмотря на прекращённое производство в 1989 году, множество всё ещё живых экземпляров мотороллера Тулица сохранилось до сих пор. Поэтому многие интересуются вопросами их устройства и технических характеристик в текущем 2021 году.
Общие характеристики
Согласно техническому паспорту и руководству по эксплуатации, основные характеристики у мотороллеров модели Тулица следующие:
- колёсная база составляет 1400 мм;
- дорожный просвет в условиях полной загрузки, а также нормальных показателей давления в шинах будет не меньше 125 мм;
- длина 2080 мм;
- ширина с учётом руля и зеркал не больше 950 мм;
- высота 1200 мм;
- вес без нагрузки (сухой) будет до 140 кг;
- максимальная нагрузка с учётом водителя составляет 170 кг;
- максимально мотороллер может развивать скорость 97 км/ч;
- при движении 30 км/ч тормозной путь в условиях полной нагрузки будет 7 метров;
- на скорости 45-50 км/ч по шоссе мотороллер будет расходовать 3,2 литра на 100 км;
- на скорости 73 км/ч расход горючего увеличивается до 4,5 литров на 100 километров пути.
Получается, что у Тулицы вполне себе приемлемые характеристики и эксплуатационные показатели, несмотря на то, что последние экземпляры этой техники выпускались более 30 лет назад.
Чтобы детальнее познакомиться с транспортным средством, нужно также изучить и другие его характеристики, пройтись по двигателю, коробке передач, ходовой части и так далее. В завершении вы узнаете, какие основные недостатки конструкции имеет этот мотороллер под названием Тулица.
Особенности двигателя
Начнём детальное знакомство с двигателя на мотороллерах Тулица. Сам мотор здесь устанавливался только одного типа. Но некоторые элементы могли отличаться.
К числу основных параметров силового агрегата можно отнести следующие пункты:
- это одноцилиндровый двигатель с диаметром цилиндра 62 мм;
- ход поршня составляет 68 мм, а степень сжатия тут 66 единиц;
- цилиндр имеет рабочий объём в 199 см3;
- максимальная мощность мотора составляет 14 лошадиных сил;
- крутящий момент у него 1,6 кгс м;
- используется совместная с топливом система смазки;
- зажигание функционирует от аккумуляторной батареи, то есть система тут батарейная;
- двигатель может работать с карбюраторами КА-36Ф или же К-62Г;
- в качестве топлива используется смесь из бензина и масла;
- топливо требуется марки А76;
- в качестве масла подойдёт состав типа М-8В, М6/10Г или МС-20;
- в конструкции двигателя предусмотрен инерционно-масляный тип воздушного фильтра;
- система охлаждения здесь принудительная и работает от вентилятора;
- система запуска мотора при постоянном токе и может осуществляться с помощью кикстартера или династартера.
Конечно, это далеко не современный тип двигателя. Но всё равно конструктивно он достаточно простой, что обеспечивает высокие показатели надёжности и долговечности. С ним тех особых сложностей в плане обслуживания и ремонта. Во многом за счёт этого мотороллеры Тулица до сих пор могут ездить по дорогам общего пользования.
Трансмиссия
Если говорить о силовой передаче, то есть трансмиссии, то здесь можно выделить несколько основных характеристик и показателей:
- в конструкции предусмотрено сцепление демпферного типа с многодисковым устройством;
- находится сцепление в масляной ванне;
- сама коробка передач имеет 4 ступени;
- переключение скоростей ножного типа, то есть передачи меняются за счёт нажатия ногой;
- передаточное число от ДВС к коробке составляет 2,353;
- передача от двигателя на сцепление реализуется с помощью цепи типа ПВ-9 с 50 звеньями;
- передача от коробки на заднее колесо также цепное, используется цепь ПР-12,7 с 90 звеньями;
- передаточное отношение на Тулица составляет 2,235.
Этих исходных данных должно быть вполне достаточно, чтобы понять суть и возможности советского мотороллера.
С какой скоростью рекомендуется двигаться
Показатели скорости отличаются согласно паспортным данным и руководству по эксплуатации, в зависимости от того, новый это мотороллер или же уже обкатанный.
Конечно, найти сейчас абсолютно новый мотороллер Тулица практически невозможно. Хотя специалисты по восстановлению могут предложить разные и очень интересные варианты.
Для сравнения посмотрим, какую скорость нужно соблюдать, выбирая передачу на новом и обкатанном мотороллере.
Логично будет начать с новой техники. Здесь рекомендуемые показатели такие:
- на первой передаче следует разгоняться от 5 до 15 км/ч;
- вторую передачу держат на скорости 15-25 км/ч;
- включив третью скорость, можно разогнаться до 25-35 км/ч;
- на четвёртой от 35 до 55 км/ч.
Как видите, пока техника не пройдёт обкатку, на ней не рекомендуется разгоняться более чем до 55 километров в час.
Что же касается обкатанного мотороллера Тулица, то здесь значения по скорости на передачах с 1 по 4 будут следующими:
- на первой передаче от 5 до 20 км/ч;
- вторая передача разгоняет мотороллер от 15 до 35 км/ч;
- на третьей можно смело ехать 30-60 км/ч;
- на четвёртой водитель разгоняется от 50 до 90 км/ч.
Соблюдая эти рекомендации по скорости движения, вы сможете максимально эффективно использовать возможности двигателя, а также не вредить трансмиссии и коробке передач.
Как устроена ходовая часть
Из основных характеристик тут нужно выделить следующие:
- конструкция рамы сварная трубчатая;
- передняя подвеска длиннорычажная, имеет пружинно-гидравлические амортизаторы;
- задняя подвеска рычажная, также с пружинно-гидравлическими амортизаторами (является унифицированной с амортизаторами на передней подвеске, но кроме пружин);
- разъёмные колёса;
- шины с ободами являются взаимозаменяемыми;
- на тормозах используются колодки, а их диаметр составляет 150 мм;
- шины могут иметь размер от 4 до 10 дюймов;
- давление в шинах зависит от наличия или отсутствия пассажиров, а также отличается в зависимости от колеса;
- на переднем колесе давление с пассажиром должно быть 1,2 атм, а без пассажира 1 атм;
- на заднем колесе при наличии пассажира давление следует делать 2,5 атм, а без пассажира 1,5 атм.
Тут ничего нового и удивительного нет. Но при этом ходовая часть также является достаточно простой, надёжной и доступной для обслуживания и ремонта своими руками. Это в значительной мере упрощает эксплуатацию такого двухколёсного транспортного средства советского образца.
Электрооборудование на Тулице
Электросхема на мотороллерах Тулица также не выделяется ничем сложным. Это стандартное на то время решение. Преимущество заключается в том, что даже без большого опыта в вопросах электрооборудования транспортных средств, обслужить и отремонтировать Тулицу можно своими руками.
Электрооборудование мотороллера состоит из:
- источника электроэнергии, которым выступает аккумуляторная батарея на 12 В;
- катушки зажигания;
- реле-регулятора;
- династартера;
- включателя зажигания;
- переключателя поворотных сигналов;
- переключателя света с кнопкой сигнала;
- включателя;
- сигнала;
- фары;
- конденсатора;
- ламповых указателей поворота;
- включателя стоп-сигнала;
- заднего фонаря со стоп-сигналом;
- спидометра;
- свечи зажигания;
- переносной лампы;
- прерывателя света.
Если сравнивать с современными мопедами и мотоциклами, то электрооборудование на Тулице действительно максимально простое, а набор самих компонентов минимальный. Вряд ли это можно считать весомым недостатком или существенным преимуществом.
Что касается контрольных приборов, то тут можно выделить лишь фонари контрольных ламп.
Заправочные ёмкости и их объём
Поскольку мотороллер Тулица предусматривает обслуживание и ремонт в процессе эксплуатации, то не удивительно, что тут предусмотрено использование различных рабочих жидкостей.
Конструкция и устройство Тулицы предусматривает наличие следующих заправочных ёмкостей с соответствующими заправочными объёмами:
- топливный бак рассчитан на 12 литров рабочей смеси;
- резерв составляет 500 мл;
- в картер коробки передач помещается 700 мл смазочного масла;
- для амортизаторов предусмотрен объём в 55 м3, куда следует заливать масло И-20А;
- корпус воздухофильтра рассчитан на 100 см3 масла типа АСп10у.
Поскольку речь идёт о карбюраторном двигателе мотороллера Тулица, здесь не предусмотрен отдельно масляный картер, отвечающий за смазку подвижных элементов ДВС. Эти задачи выполняет рабочая смесь, которая включает в себя топливо и моторное масло.
Данные для регулировок
Владельцу Тулицы следует запомнить или записать следующие данные:
- между контактами прерывателя зазор должен быть в диапазоне от 0,4 до 0,7 мм;
- между электродами свечей зажигания зазор следует поддерживать в пределах от 0,5 до 0,6 мм;
- показатели свободного хода рычага сцепления варьируются от 5 до 20 мм;
- параметры свободного хода рычага, но уже ручного тормоза, будет от 5 до 15 мм;
- для свободного хода рычага ножного тормоза данные составляют 5-15 мм;
- при выставлении зажигания показатели опережения до верхней мёртвой точки будут 3,2-2,8 мм;
- на заднем колесе стрела провиса цепи привода должна составлять 15-25 мм.
Опираясь на эти параметры и данные, каждый владелец Тулицы сможет своими руками выставить основные настройки и обеспечить эффективную работу всего мотороллера.
Какие недостатки есть у конструкции Тулицы
Не совсем объективно будет говорить о том, что техника старая, она существенно отстаёт от современных разработок и так далее. Нет, речь пойдёт о минусах, которые были характерными и актуальными ещё во времена активного роста популярности Тулицы. Фактически на пике славы.
К числу основных недостатков, о которых говорят сами владельцы и специалисты в мототехнике, относятся следующие моменты:
- Большой вес мототехники не позволяет комфортно использовать центральный упор при стоянках. Поэтому хрупким дамам такой мотороллер не всегда подходит.
- Есть претензии к кикстартеру. Он быстро изнашивается, а также имеет недостаточно эффективный механизм.
- Возникали вопросы касательно центра тяжести. Практика показала, что центр тяжести оказался слишком смещён вперёд. Это вносит свои коррективы в удобство управления.
- На руле используется довольно слабый упор, с помощью которого фиксируют поднятый капот. А такая необходимость возникает, чтобы осмотреть двигатель, либо запустить мотор, используя кикстартер.
- На большинстве мотороллеров Тулица используется слишком жёсткое сцепление. Это доставляет дискомфорт при эксплуатации, а также делает мотороллер менее безопасным во время движения. Дополнительно жёсткость сцепления ведёт к активному износу и последующему обрыву тросика сцепления.
- Расход топлива на практике достаточно большой. На 100 километров пути может уходить по 4,5-5 литров горючего. И это при том, что сейчас целый ряд автомобилей, даже без гибридной силовой установки, могут расходовать столько же, и даже меньше.
- Избыточный вес. Конструкция имеет массу более 150 килограмм в снаряжённом состоянии. А это негативно отражается на динамических характеристиках советского мотороллера.
Покупать подобную технику или нет, это уже дело лично каждого.
Теперь вы знаете про основные технические и эксплуатационные характеристики мотороллеров советской эпохи Тулица, а также можете сделать для себя определённые выводы.
Конечно, в наше время мотороллер уже вряд ли можно считать актуальным. Но и езда на такой раритетной технике доставляет определённое удовольствие, вызывает чувства ностальгии у многих людей.
Что думаете о мотороллерах Тулица? Кому приходилось на них ездить? Какие впечатления от советской техники? Насколько характеристики являются актуальными в 2021 году?
Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту мотороллеров Муравей, Тулица, Вятка, Электрон и других.
03.09.2016
10 843 просмотров
Некоторые руководства по ремонту и обслуживанию отечественных мотороллеров Вятка, Тулица, уравей и прочих.
Вятка |
Вятка ВП-150. Инструкция по уходу и эксплуатации. Формат: PDF, размер: 30,2 Mb. скачать |
Муравей |
Грузовой мотороллер «Муравей». Инструкция по эксплуатации и уходу. Формат: PDF, размер: 6,6 Mb. скачать |
Муравей. Ремонт в дороге. Ремонт в гараже. Формат: PDF, размер: 34,5 Mb. скачать
|
|
Тулица |
Тулица. Инструкция по эксплуатации. Формат: DjVu, размер: 3 Mb. скачать |
Электрон |
Электрон В-150М. Инструкция по эксплуатации и обслуживанию. Формат: PDF, размер: 1,8 Mb. скачать |
Прочее |
В-150М, ВП-150, Т-200М . Ремонт мотороллеров. 1967 г. Формат: DjVu, размер: 8,2 Mb. скачать |
Грузовые мотороллеры ТГ-200 и МГ-150. Формат: PDF,
размер: 94,6 Mb. скачать |
|
Мотороллеры ВП-150 и Т-200. 1959 г. Формат: PDF,
размер: 32,7 Mb. скачать |
Дорогие друзья!
Если представленный материал принес Вам пользу — поделитесь ссылкой в своих социальных сетях.
Будем Вам бесконечно благодарны.
Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту мотороллеров отечественного производства
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотороллеров Вятка ВП-150.
- Издательство: Вятский мотороллерный завод
- Год издания: —
- Страниц: 134
- Формат: PDF
- Размер: 30,2 Mb
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотороллеров Муравей ТГА-200-01.
- Издательство: Тульский машиностроительный завод
- Год издания: —
- Страниц: 56
- Формат: PDF
- Размер: 6,6 Mb
Руководство по ремонту мотороллеров Муравей.
- Издательство: ПОНЧиК
- Год издания: 2002
- Страниц: 78
- Формат: PDF
- Размер: 34,5 Mb
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотороллеров Тулица.
- Издательство: Тульский машиностроительный завод
- Год издания: —
- Страниц: 200
- Формат: DjVu
- Размер: 3,0 Mb
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотороллеров Электрон В-150М.
- Издательство: Вятско-Полянский машиностроительный завод
- Год издания: —
- Страниц: 101
- Формат: PDF
- Размер: 1,8 Mb
Руководство по ремонту мотороллеров моделей В-150М, ВП-150 и Т-200М.
- Издательство: Машиностроение
- Год издания: 1967
- Страниц: 292
- Формат: DjVu
- Размер: 8,2 Mb
Описание устройства и руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту грузовых мотороллеров моделей МГ-200 и ТГ-200.
- Издательство: —
- Год издания: —
- Страниц: 172
- Формат: PDF
- Размер: 94,6 Mb
Описание устройства и руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту мотороллеров моделей ВП-150 и Т-200.
- Издательство: Машгиз
- Год издания: 1959
- Страниц: 257
- Формат: PDF
- Размер: 32,7 Mb
Данная брошюра знакомит читателя с этим видом транспорта, приводит историю возникновения и последующего развития мотороллера.
- Издательство: ДОСААФ
- Год издания: 1958
- Страниц: 23
- Формат: PDF
- Размер: 690 Kb
Для езды по городу, чтобы максимально экономить время и деньги на топливо, многие используют двухколёсные транспортные средства. Это мопеды, мотоциклы и мотороллеры.
Конечно же, существует множество современных моделей. Но есть и такие разработки, которые прекрасно сохранились ещё со времён Советского Союза. Одним из таких мотороллеров справедливо считается Тулица. Причём запомните, что ударение в названии нужно ставить на букву У.
Это советская двухколёсная техника, которая эксплуатируется многими людьми до сих пор. Причём не только в России, но и далеко за её пределами. В своё время Тульский машиностроительный завод (ТМЗ) был одним из главных производителей двухколёсных транспортных средств.
Стоит более подробно познакомиться с мотороллером Тулица, узнать его историю, взглянуть на основные технические характеристики.
Содержание
- Немного истории
- Общие характеристики
- Особенности двигателя
- Трансмиссия
- С какой скоростью рекомендуется двигаться
- Как устроена ходовая часть
- Электрооборудование на Тулице
- Заправочные ёмкости и их объём
- Данные для регулировок
- Какие недостатки есть у конструкции Тулицы
Немного истории
Здесь вдаваться в какие-то исторические подробности нет особого смысла.
Как уже говорилось, Тулица является мотороллером, который производили во времена СССР. Первые экземпляры сошли с конвейера в 1979 году.
Тулица стал наследником более ранней модели мотороллера, который назывался Турист. Выпускали новинку в основном в двух цветах. Это приятный оттенок зелёного и светло-серый цвет.
На конвейере модель продержалась не так долго. Всего 10 лет, поскольку производство остановили в 1989 году.
Если сравнивать с предшественником, то есть с Туристом, то Тулица получил более мощный мотор и 12-вольтную аккумуляторную батарею вместо прежних 2 батарей по 6 вольт. Ещё над колесом больше не было ящика для инструментов, а на левой части капота появились дополнительные жалюзи. Тулица получил и новый глушитель, как у мотоциклов. Причём такое же решение применяли на мотороллерах Турист-М.
Стоит сказать, что устройство двигателя у Тулицы было аналогичным, как и у более ранних моделей. Но систему впуска модернизировали. За счёт этого и удалось поднять мощность.
Несмотря на прекращённое производство в 1989 году, множество всё ещё живых экземпляров мотороллера Тулица сохранилось до сих пор. Поэтому многие интересуются вопросами их устройства и технических характеристик в текущем 2021 году.
Общие характеристики
Согласно техническому паспорту и руководству по эксплуатации, основные характеристики у мотороллеров модели Тулица следующие:
- колёсная база составляет 1400 мм;
- дорожный просвет в условиях полной загрузки, а также нормальных показателей давления в шинах будет не меньше 125 мм;
- длина 2080 мм;
- ширина с учётом руля и зеркал не больше 950 мм;
- высота 1200 мм;
- вес без нагрузки (сухой) будет до 140 кг;
- максимальная нагрузка с учётом водителя составляет 170 кг;
- максимально мотороллер может развивать скорость 97 км/ч;
- при движении 30 км/ч тормозной путь в условиях полной нагрузки будет 7 метров;
- на скорости 45-50 км/ч по шоссе мотороллер будет расходовать 3,2 литра на 100 км;
- на скорости 73 км/ч расход горючего увеличивается до 4,5 литров на 100 километров пути.
Получается, что у Тулицы вполне себе приемлемые характеристики и эксплуатационные показатели, несмотря на то, что последние экземпляры этой техники выпускались более 30 лет назад.
Чтобы детальнее познакомиться с транспортным средством, нужно также изучить и другие его характеристики, пройтись по двигателю, коробке передач, ходовой части и так далее. В завершении вы узнаете, какие основные недостатки конструкции имеет этот мотороллер под названием Тулица.
Особенности двигателя
Начнём детальное знакомство с двигателя на мотороллерах Тулица. Сам мотор здесь устанавливался только одного типа. Но некоторые элементы могли отличаться.
К числу основных параметров силового агрегата можно отнести следующие пункты:
- это одноцилиндровый двигатель с диаметром цилиндра 62 мм;
- ход поршня составляет 68 мм, а степень сжатия тут 66 единиц;
- цилиндр имеет рабочий объём в 199 см3;
- максимальная мощность мотора составляет 14 лошадиных сил;
- крутящий момент у него 1,6 кгс м;
- используется совместная с топливом система смазки;
- зажигание функционирует от аккумуляторной батареи, то есть система тут батарейная;
- двигатель может работать с карбюраторами КА-36Ф или же К-62Г;
- в качестве топлива используется смесь из бензина и масла;
- топливо требуется марки А76;
- в качестве масла подойдёт состав типа М-8В, М6/10Г или МС-20;
- в конструкции двигателя предусмотрен инерционно-масляный тип воздушного фильтра;
- система охлаждения здесь принудительная и работает от вентилятора;
- система запуска мотора при постоянном токе и может осуществляться с помощью кикстартера или династартера.
Конечно, это далеко не современный тип двигателя. Но всё равно конструктивно он достаточно простой, что обеспечивает высокие показатели надёжности и долговечности. С ним тех особых сложностей в плане обслуживания и ремонта. Во многом за счёт этого мотороллеры Тулица до сих пор могут ездить по дорогам общего пользования.
Трансмиссия
Если говорить о силовой передаче, то есть трансмиссии, то здесь можно выделить несколько основных характеристик и показателей:
- в конструкции предусмотрено сцепление демпферного типа с многодисковым устройством;
- находится сцепление в масляной ванне;
- сама коробка передач имеет 4 ступени;
- переключение скоростей ножного типа, то есть передачи меняются за счёт нажатия ногой;
- передаточное число от ДВС к коробке составляет 2,353;
- передача от двигателя на сцепление реализуется с помощью цепи типа ПВ-9 с 50 звеньями;
- передача от коробки на заднее колесо также цепное, используется цепь ПР-12,7 с 90 звеньями;
- передаточное отношение на Тулица составляет 2,235.
Этих исходных данных должно быть вполне достаточно, чтобы понять суть и возможности советского мотороллера.
С какой скоростью рекомендуется двигаться
Показатели скорости отличаются согласно паспортным данным и руководству по эксплуатации, в зависимости от того, новый это мотороллер или же уже обкатанный.
Конечно, найти сейчас абсолютно новый мотороллер Тулица практически невозможно. Хотя специалисты по восстановлению могут предложить разные и очень интересные варианты.
Для сравнения посмотрим, какую скорость нужно соблюдать, выбирая передачу на новом и обкатанном мотороллере.
Логично будет начать с новой техники. Здесь рекомендуемые показатели такие:
- на первой передаче следует разгоняться от 5 до 15 км/ч;
- вторую передачу держат на скорости 15-25 км/ч;
- включив третью скорость, можно разогнаться до 25-35 км/ч;
- на четвёртой от 35 до 55 км/ч.
Как видите, пока техника не пройдёт обкатку, на ней не рекомендуется разгоняться более чем до 55 километров в час.
Что же касается обкатанного мотороллера Тулица, то здесь значения по скорости на передачах с 1 по 4 будут следующими:
- на первой передаче от 5 до 20 км/ч;
- вторая передача разгоняет мотороллер от 15 до 35 км/ч;
- на третьей можно смело ехать 30-60 км/ч;
- на четвёртой водитель разгоняется от 50 до 90 км/ч.
Соблюдая эти рекомендации по скорости движения, вы сможете максимально эффективно использовать возможности двигателя, а также не вредить трансмиссии и коробке передач.
Как устроена ходовая часть
Из основных характеристик тут нужно выделить следующие:
- конструкция рамы сварная трубчатая;
- передняя подвеска длиннорычажная, имеет пружинно-гидравлические амортизаторы;
- задняя подвеска рычажная, также с пружинно-гидравлическими амортизаторами (является унифицированной с амортизаторами на передней подвеске, но кроме пружин);
- разъёмные колёса;
- шины с ободами являются взаимозаменяемыми;
- на тормозах используются колодки, а их диаметр составляет 150 мм;
- шины могут иметь размер от 4 до 10 дюймов;
- давление в шинах зависит от наличия или отсутствия пассажиров, а также отличается в зависимости от колеса;
- на переднем колесе давление с пассажиром должно быть 1,2 атм, а без пассажира 1 атм;
- на заднем колесе при наличии пассажира давление следует делать 2,5 атм, а без пассажира 1,5 атм.
Тут ничего нового и удивительного нет. Но при этом ходовая часть также является достаточно простой, надёжной и доступной для обслуживания и ремонта своими руками. Это в значительной мере упрощает эксплуатацию такого двухколёсного транспортного средства советского образца.
Электрооборудование на Тулице
Электросхема на мотороллерах Тулица также не выделяется ничем сложным. Это стандартное на то время решение. Преимущество заключается в том, что даже без большого опыта в вопросах электрооборудования транспортных средств, обслужить и отремонтировать Тулицу можно своими руками.
Электрооборудование мотороллера состоит из:
- источника электроэнергии, которым выступает аккумуляторная батарея на 12 В;
- катушки зажигания;
- реле-регулятора;
- династартера;
- включателя зажигания;
- переключателя поворотных сигналов;
- переключателя света с кнопкой сигнала;
- включателя;
- сигнала;
- фары;
- конденсатора;
- ламповых указателей поворота;
- включателя стоп-сигнала;
- заднего фонаря со стоп-сигналом;
- спидометра;
- свечи зажигания;
- переносной лампы;
- прерывателя света.
Если сравнивать с современными мопедами и мотоциклами, то электрооборудование на Тулице действительно максимально простое, а набор самих компонентов минимальный. Вряд ли это можно считать весомым недостатком или существенным преимуществом.
Что касается контрольных приборов, то тут можно выделить лишь фонари контрольных ламп.
Заправочные ёмкости и их объём
Поскольку мотороллер Тулица предусматривает обслуживание и ремонт в процессе эксплуатации, то не удивительно, что тут предусмотрено использование различных рабочих жидкостей.
Конструкция и устройство Тулицы предусматривает наличие следующих заправочных ёмкостей с соответствующими заправочными объёмами:
- топливный бак рассчитан на 12 литров рабочей смеси;
- резерв составляет 500 мл;
- в картер коробки передач помещается 700 мл смазочного масла;
- для амортизаторов предусмотрен объём в 55 м3, куда следует заливать масло И-20А;
- корпус воздухофильтра рассчитан на 100 см3 масла типа АСп10у.
Поскольку речь идёт о карбюраторном двигателе мотороллера Тулица, здесь не предусмотрен отдельно масляный картер, отвечающий за смазку подвижных элементов ДВС. Эти задачи выполняет рабочая смесь, которая включает в себя топливо и моторное масло.
Данные для регулировок
Владельцу Тулицы следует запомнить или записать следующие данные:
- между контактами прерывателя зазор должен быть в диапазоне от 0,4 до 0,7 мм;
- между электродами свечей зажигания зазор следует поддерживать в пределах от 0,5 до 0,6 мм;
- показатели свободного хода рычага сцепления варьируются от 5 до 20 мм;
- параметры свободного хода рычага, но уже ручного тормоза, будет от 5 до 15 мм;
- для свободного хода рычага ножного тормоза данные составляют 5-15 мм;
- при выставлении зажигания показатели опережения до верхней мёртвой точки будут 3,2-2,8 мм;
- на заднем колесе стрела провиса цепи привода должна составлять 15-25 мм.
Опираясь на эти параметры и данные, каждый владелец Тулицы сможет своими руками выставить основные настройки и обеспечить эффективную работу всего мотороллера.
Какие недостатки есть у конструкции Тулицы
Не совсем объективно будет говорить о том, что техника старая, она существенно отстаёт от современных разработок и так далее. Нет, речь пойдёт о минусах, которые были характерными и актуальными ещё во времена активного роста популярности Тулицы. Фактически на пике славы.
К числу основных недостатков, о которых говорят сами владельцы и специалисты в мототехнике, относятся следующие моменты:
- Большой вес мототехники не позволяет комфортно использовать центральный упор при стоянках. Поэтому хрупким дамам такой мотороллер не всегда подходит.
- Есть претензии к кикстартеру. Он быстро изнашивается, а также имеет недостаточно эффективный механизм.
- Возникали вопросы касательно центра тяжести. Практика показала, что центр тяжести оказался слишком смещён вперёд. Это вносит свои коррективы в удобство управления.
- На руле используется довольно слабый упор, с помощью которого фиксируют поднятый капот. А такая необходимость возникает, чтобы осмотреть двигатель, либо запустить мотор, используя кикстартер.
- На большинстве мотороллеров Тулица используется слишком жёсткое сцепление. Это доставляет дискомфорт при эксплуатации, а также делает мотороллер менее безопасным во время движения. Дополнительно жёсткость сцепления ведёт к активному износу и последующему обрыву тросика сцепления.
- Расход топлива на практике достаточно большой. На 100 километров пути может уходить по 4,5-5 литров горючего. И это при том, что сейчас целый ряд автомобилей, даже без гибридной силовой установки, могут расходовать столько же, и даже меньше.
- Избыточный вес. Конструкция имеет массу более 150 килограмм в снаряжённом состоянии. А это негативно отражается на динамических характеристиках советского мотороллера.
Покупать подобную технику или нет, это уже дело лично каждого.
Теперь вы знаете про основные технические и эксплуатационные характеристики мотороллеров советской эпохи Тулица, а также можете сделать для себя определённые выводы.
Конечно, в наше время мотороллер уже вряд ли можно считать актуальным. Но и езда на такой раритетной технике доставляет определённое удовольствие, вызывает чувства ностальгии у многих людей.
Что думаете о мотороллерах Тулица? Кому приходилось на них ездить? Какие впечатления от советской техники? Насколько характеристики являются актуальными в 2021 году?
Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту мотороллеров Муравей, Тулица, Вятка, Электрон и других.
03.09.2016
10 843 просмотров
Некоторые руководства по ремонту и обслуживанию отечественных мотороллеров Вятка, Тулица, уравей и прочих.
Вятка |
Вятка ВП-150. Инструкция по уходу и эксплуатации. Формат: PDF, размер: 30,2 Mb. скачать |
Муравей |
Грузовой мотороллер «Муравей». Инструкция по эксплуатации и уходу. Формат: PDF, размер: 6,6 Mb. скачать |
Муравей. Ремонт в дороге. Ремонт в гараже. Формат: PDF, размер: 34,5 Mb. скачать |
|
Тулица |
Тулица. Инструкция по эксплуатации. Формат: DjVu, размер: 3 Mb. скачать |
Электрон |
Электрон В-150М. Инструкция по эксплуатации и обслуживанию. Формат: PDF, размер: 1,8 Mb. скачать |
Прочее |
В-150М, ВП-150, Т-200М . Ремонт мотороллеров. 1967 г. Формат: DjVu, размер: 8,2 Mb. скачать |
Грузовые мотороллеры ТГ-200 и МГ-150. Формат: PDF,
размер: 94,6 Mb. скачать |
|
Мотороллеры ВП-150 и Т-200. 1959 г. Формат: PDF,
размер: 32,7 Mb. скачать |
Дорогие друзья!
Если представленный материал принес Вам пользу — поделитесь ссылкой в своих социальных сетях.
Будем Вам бесконечно благодарны.