Руководство по эксплуатации маз 5551 самосвал

МИНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД

АВТОМОБИЛИ

МАЗ

555102, 5551А2, 5551А3, 555142,

555145, 555147, 533702, 5337А2,

533703, 533742, 533745, 533747,

543302, 5433А2, 543403

Руководство по эксплуатации

555100-3902002 РЭ

Минск, 2011

2

Руководство содержит краткое описание устройства автомобилей МАЗ,

указания по их эксплуатации, уходу за ними и регулировке узлов и агрега-
тов.

Предназначено для водителей и работников автомобильного транс-

порта, связанных с эксплуатацией указанных автомобилей.

Необходимые сведения по двигателю производства Ярославского мо-

торного завода и Минского моторного завода, сцеплению и коробке пере-
дач приведены в отдельной инструкции, которая прилагается к каждому
автомобилю.

Общая редакция осуществлена главным конструктором объединения

П.Э. Шабановым.

В связи с постоянной работой по совершенствованию автомобилей,

направленной на повышение их надежности и долговечности, в конструк-
цию могут быть внесены незначительные изменения, не отраженные в
настоящем издании.

Внимание водителя!
Прежде чем приступить к эксплуатации автомобиля, внимательно оз-

накомьтесь с данным руководством и другой эксплуатационной доку-
ментацией, которая прикладывается к автомобилю.

Руководство по эксплуатации не является документом, определяю-

щим комплектность автомобиля при поставке потребителю.

3

МАЗ-5551ХХ — двухосный автомобиль-самосвал с металлическим кузо-

вом (рисунок 1), опрокидываемым при помощи гидравлического меха-
низма, предназначен для перевозок нерудных строительных сыпучих гру-
зов: песка, грунта, гравия, щебня, песчано-гравийной смеси по автомо-
бильным дорогам не общего пользования, допускающим максимальную
массу на ведущую ось 11,5 т (13 т для комплектации с усиленной рамой).

При эксплуатации по автомобильным дорогам общего пользования

масса перевозимого груза должна быть ограничена для обеспечения дей-
ствующих дорожных нормативов.

Автомобили могут поставляться без кузова и механизма опрокидыва-

ния для комплектации специализированным оборудованием.

Предусмотрена комплектация автомобиля с трехсторонней разгрузкой

кузова для работы с прицепом-самосвалом, предназначенные для пере-
возки в основном сельскохозяйственных грузов по дорогам общей сети и
внутриведомственным автомобильным дорогам, допускающим осевые
массы, указанные в технической характеристике.

На автомобили (по заказу потребителя) может быть установлено до-

полнительное оборудование: ходоуменьшитель, система контроля рас-
хода топлива (СКРТ), система регистрации расхода топлива (СРРТ), а так-
же могут быть установлены дополнительные боковые надставные борта
высотой 300 мм, позволяющие увеличить объем платформы с 12,5 м

3

до

15,5 м

3

. Описание этих узлов и систем смотри «Приложение И» (стр. 294).

МАЗ-5337ХХ — двухосный грузовой автомобиль (рисунок 2), имеет ме-

таллическую платформу с откидными боковыми и задним бортом и пред-
назначен для перевозок различных грузов по автомобильным дорогам
общего пользования, допускающим максимальную массу на ведущую ось
11,5 т.

Рисунок 1 — Автомобиль-самосвал

МАЗ-5551А2

Рисунок 2 — Автомобиль грузовой МАЗ-5337А2

4

Рисунок 3 — Шасси автомобильное МАЗ-5337А2

Рисунок 4 — Тягач седельный МАЗ-5433А2

Рисунок 5 — Автомобиль-тягач лесовозный МАЗ-543403

Страницы

Краткое описание: В данной статье вы найдете подробное руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля МАЗ 5551. Описаны основные узлы и детали, советы по техническому обслуживанию и ремонту. Получив знания из нашей статьи, вы сможете самостоятельно проводить мелкий и крупный ремонт своего автомобиля.

Статья:

Автомобиль МАЗ 5551 относится к категории грузовых автомобилей и предназначен для перевозки различных грузов на дальние расстояния. Данная модель продается на территории России и СНГ уже более 10 лет, имеет большую популярность благодаря своей надежности, простоте в эксплуатации и отличным техническим характеристикам. Однако, как и любой автомобиль, МАЗ 5551 нуждается в регулярном техническом обслуживании и иногда может потребоваться ремонт.

Итак, перейдем к рассмотрению основных узлов и деталей, которые могут быть подвержены неисправностям и требуют вмешательства механика.

Двигатель. Двигатель МАЗ 5551 имеет 4 и 6-цилиндровую версию, мощностью от 110 до 150 л.с. Основные неисправности связаны с работой системы охлаждения, смазки, топлива и зажигания. Для предотвращения проблем необходимо регулярно менять масло и фильтры, следить за уровнем охлаждающей жидкости, проверять электрооборудование.

Трансмиссия. Автомобиль оснащен механической или автоматической коробкой передач. Часто возникают проблемы со сцеплением, тормозами и дифференциалом. Чтобы избежать неисправностей, следует следить за состоянием трансмиссионного масла и регулярно проводить диагностику.

Подвеска. Основные проблемы могут возникать с амортизаторами, пружинами и шаровыми опорами. Регулярно проверяйте состояние подвески, следите за уровнем масла.

Тормозная система. Система тормозов МАЗ 5551 оснащена гидравлическим приводом. Часто возникают проблемы с тормозными колодками, дисками и цилиндрами. Необходимо регулярно проверять состояние тормозных дисков и колодок, менять тормозную жидкость каждые 2 года.

В заключение, хочется отметить, что регулярное техническое обслуживание и своевременный ремонт позволят продлить срок службы вашего автомобиля МАЗ 5551. Надеемся, что наша статья станет полезной для автовладельцев и поможет избежать проблем в эксплуатации данной модели грузовика.

Руководство по эксплуатации автомобилей

В этом разделе Вы можете ознакомиться с техническими данными интересующего Вас автомобиля, либо скачать необходимое руководство по эксплуатации

СЕРВИСНАЯ КНИЖКА МАЗ

Руководство по эксплуатации автомобилей 457041 РЭ

Модели: 457041, 457043

Руководство по эксплуатации автомобилей 650108 РЭ
Модели: 651608, 6516A8, 6516A9, 6516B9,651669, 6516V8

Руководство по эксплуатации автомобилей 438041 РЭ
Модели: 438041, 438043

Руководство по эксплуатации автомобилей 642290 РЭ
Модели: 642205, 642208, 6422А5, 6422А8, 630303, 630305, 630308, 6303А3, 6303А5, 6303А8, 651705, 6517А5, 543203, 543205, 543208, 5432А3, 5432А5, 5432А8, 533603, 533605, 533608, 5336А3, 5336А5, 5336А8, 551605, 551608, 5516А5, 5516А8

Руководство по эксплуатации автомобилей 4371ЗP2 РЭ
Модели: 4371P2

Руководство по эксплуатации автомобилей 4371W1 РЭ
Модели: 4371W1, 4371W2

Руководство по эксплуатации микроавтобуса МАЗ 281, грузового автомобиля МАЗ 365
Модели: 281, 365

Руководство по эксплуатации автомобилей 5551110 РЭ
Модели: 555102, 5551А2, 5551А3, 555142, 555145, 555147, 533702, 5337А2, 5337А3, 533742, 533745, 533747, 543302, 5433А2, 543403

Руководство по эксплуатации автомобилей 631705 РЭ
Модели: 631705, 631708, 642505, 642508, 531605

Руководство по эксплуатации автомобилей 643008 РЭ
Модели: 643009, 6430A9, 643008, 6430A8, 643005, 6430A5, 6430A4, 631208, 6312A8, 544009, 5440A9, 544008, 5440A8, 544005, 5440A5, 544004, 5440A4, 544003, 5440A3, 534005, 5340A5, 544004, 5440A4, 544003, 5440A3

Руководство по эксплуатации автомобилей РЭ МАЗ 5440М9, 6512М7, 6516М9
Модели: 541М95, 651М71, 751М96

Руководство по эксплуатации автомобилей 437040 РЭ
Модели: 437040, 437041, 437043, 437141, 437143

Руководство по эксплуатации автомобилей 857100 РЭ
Модели: 856100, 856101, 856102, 857100, 857101

Руководство по эксплуатации автомобилей 437030 РЭ
Модели: 437030, 437130

Руководство по эксплуатации автомобилей 4371N2-3902002 РЭ часть 1
Руководство по эксплуатации автомобилей 4371N2-3902002 РЭ часть 2
Модели: 4371N2

Руководство по эксплуатации автомобилей 5440Е9-3902002 РЭ часть 1
Руководство по эксплуатации автомобилей 5440Е9-3902002 РЭ часть 2
Модели: 534019, 5340E9, 544018, 544019, 5440E9, 631018, 631019, 6310E9, 643018, 643019, 631218, 631219, 650118, 650119, 6501E9, 6513E8, 651618, 6516E8, 5340M4, 6312M4, 5550M4

Руководство по эксплуатации автомобилей 5440С9-3902002 РЭ часть 1
Руководство по эксплуатации автомобилей 5440С9-3902002 РЭ часть 2
Модели: 5340B2, 5340B3, 5340B5, 5340B7, 5340B9, 5440B3, 5440B5, 5440B7, 5440B9, 5550B2, 5550B3, 5550B5, 6312B3, 6312B5, 6312B7, 6312B9, 6430B7, 6430B9, 6501B5, 6501B7, 6501B9, 6516B9, 5340H2, 5340H3, 5340H5, 5340H9, 6312H3, 6312H5, 6312H9, 6501H5, 6501H9, 6516H9, 5340C2, 5340С3, 5340C5, 5440C5, 5440C9, 5550C3, 5550C5, 6312C3, 6312C5, 6430C9, 6501C5, 6501C9, 6516C9

Руководство по эксплуатации автомобилей 5550N5-3902002 РЭ часть 1
Руководство по эксплуатации автомобилей 5550N2-3902002 РЭ часть 2
Модели: 5550N5

Руководство по эксплуатации автомобилей 534026-3902002 РЭ часть 1
Руководство по эксплуатации автомобилей 534026-3902002 РЭ часть 2
Модели: 534025, 534026, 544028, 544029, 555025, 631226, 643028, 643029, 650126, 650128, 650129, 5550S5, 6312S6, 6501S6

Издательство РусьАвтокнига выпустило хорошее руководство по ремонту автомобилей МАЗ различных модификаций. В этой книге есть все, что необходимо для ремонта и обслуживания данных моделей грузовиков. Также, она будет полезна и сотрудникам сервисов, в особенности, если вам пришлось обратиться в какой-то из них впервые.

Наличие мануала «МАЗ-5336, МАЗ-5337, МАЗ-5432/33, МАЗ-5516, МАЗ-5551, МАЗ-6303 и МАЗ-6422: Устройство, ремонт и техническое обслуживание» в авто, позволит водителю самому разобраться с неисправностью в случае ее возникновения. Пособие разделено на удобные разделы, что позволит быстро найти нужную категорию и вариант решения проблемы.

МАЗ-5336, МАЗ-5337, МАЗ-5432/33, МАЗ-5516, МАЗ-5551, МАЗ-6303 и МАЗ-6422: Устройство, ремонт и техническое обслуживание Скачать Бесплатно

Скачать61,1 Мб

ПОКАЗАТЬ ВСЕСВЕРНУТЬ

Вы здесь

Руководства и инструкции » МАЗ » МАЗ 555102, 5551А2, 5551А3, 555142, 555145, 555147, 533702, 5337А2, 533703, 533742, 533745, 533747, 543302, 5433А2, 543403 2011

117

Электронная система управления двигателем оснащена встроенной

системой самодиагностики и не требует технического обслуживания кро-
ме контрольной проверки после ремонта и регулировки, или ремонта и
регулировки узлов с ними связанных.

Расположение элементов системы в кабине показано на рисунках 63,

64, 65, расположение датчиков и жгута электронной системы управления
(ЭСУ) на двигателе — на рисунках 66, 67, схема электрическая принципи-
альная ЭСУ двигателя — на рисунке 69; список светомигающих кодов
(далее «блинк-кодов») — таблица 4.2; возможные неисправности и спо-
собы их устранения — таблица 4.3.

В качестве датчика включенного состояния моторного тормоза исполь-

зуется электрический выключатель ВКП-2, приводимый в действие левой
ногой водителя.

Особенности пуска и эксплуатации двигателей, оснащенных ЭСУ
Для пуска двигателя необходимо:

— внешним осмотром убедиться в комплектности автомобиля, нали-

чии топлива, охлаждающей жидкости и т.д.;

— включить главный выключатель аккумуляторных батарей;
— установить нейтральную передачу в коробке передач;
— повернуть ключ замка-выключателя стартера и приборов в положе-

ние «I» (включено).

На панели приборов в момент поворота ключа замка-выключателя

стартера и приборов в положение «I» (включено) должна кратковремен-
но загореться и через (2-3) сек. (в случае отсутствия неисправностей) по-
гаснуть контрольная лампа 1 (рисунок 65).

Для успешного пуска двигателя воздушная заслонка впускного патруб-

ка должна быть открыта (контрольная лампа 2 на рисунке 65 не должна
гореть). В противном случае необходимо поднять кабину и вручную от-
крыть заслонку аварийного глушения (останова) двигателя, отодвинув
рычаг 9 (рисунок 66) или 10 (рисунок 67) ручного управления заслонкой
вперед до упора. При этом должен раздаться характерный щелчок и дол-
жна погаснуть контрольная лампа 2 (рисунок 65).

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ пуск двигателя до того, как погаснет

контрольная лампа 1 (рисунок 65). В противном случае может произойти
срабатывание аварийной системы глушения (останова) двигателя и заго-
рание контрольной лампы 2.

Если после поворота ключа замка-выключателя стартера и приборов

в положение «I» («включено») контрольная лампа 1 не погасла через
(2-3) сек. или погасла и загорелась вновь, это означает, что в системе
имеется неисправность, причину которой необходимо выяснить и устра-
нить перед повторным пуском двигателя (таблица 4.3).

118

Электронная система управления двигателем сама рассчитывает ко-

личество топлива, необходимое для успешного пуска и прогрева двигате-
ля в зависимости от температуры окружающего воздуха. Для обеспече-
ния гарантированного пуска и нормальной работы двигателя НЕ РЕКО-
МЕНДУЕТСЯ НАЖИМАТЬ ПЕДАЛЬ ПОДАЧИ ТОПЛИВА при пуске и после
пуска, пока двигатель не прогреется на холостых оборотах (стрелка указа-
теля температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) должна находиться в зе-
леной зоне).

Соблюдение правил и мер предосторожности при эксплуатации ав-

томобиля с электронной системой управления двигателем
1) Категорически запрещается поворачивать ключ замка включателя
стартера и приборов в положение «0» (выключено) во время движения
автомобиля.

2) Перед пуском двигателя убедитесь в надежности присоединения АКБ

(аккумуляторной батареи).

3) Запрещается отсоединять АКБ при работающем двигателе.
4) Категорически избегать переполюсовки АКБ.
5) Сигнальная лампа заряда АКБ не должна гореть на работающем

двигателе.

6) Использование зарядной станции и пускового устройства для запус-

ка двигателя запрещается.

7) При ускоренной зарядке АКБ (повышенным током) следует отсоеди-

нять АКБ от бортовой сети.

8) При температурах свыше плюс 90

о

С (сушильная камера) необходимо

снять электронные блоки.

9) Разъем электронного блока управления отсоединять только при вык-

люченном положении замка выключения стартера и приборов.

10) Обслуживание и ремонт электронных систем производить на стан-

ции технического обслуживания.

11) Проведение электросварочных работ допускается при следующих

условиях:
– отсоединить провода от АКБ и соединить их вместе;
– сварка должна проводиться только постоянным током при строгом
соблюдении полярности;
– главный выключатель АКБ должен быть включен (т.е. его контакты
должны быть замкнуты);
– заземление электросварочного устройства должно быть выполнено
как можно ближе к месту сварки на надежно токопроводящем месте;
– не размещать кабель сварочного устройства параллельно с электри-
ческими проводами автомобиля;

119

– подлежащие сварке элементы должны иметь надежную электриче-
скую связь с минусовым электродом сварочного устройства.

Работа системы
В основном режиме работы система обеспечивает оптимальное уп-

равление подачей топлива во время запуска двигателя и в процессе
движения автомобиля. В кабине автомобиля (поз. 4, рисунки 63, 64) на
специальном кронштейне расположен электронный блок, который об-
рабатывает сигналы от основных (частоты вращения, положения рейки
топливного насоса высокого давления, положения педали подачи топ-
лива) и дополнительных (температуры, давления наддува и т.д.) датчи-
ков и выключателей системы (схема на рисунке 69), принимает сигнал о
скорости автомобиля, управляет исполнительным механизмом топлив-
ного насоса высокого давления и контрольными лампами (поз. 1, 2, на
рисунке 65), а также осуществляет диагностику системы и двигателя. Все
неисправности системы хранятся в энергонезависимой памяти блока
ЭСУ и определяются с помощью диагностического оборудования.
Во время движения автомобиля возможно уменьшение скорости дви-
жения за счёт включения моторного тормоза. Выключатель моторного
тормоза расположен на полу кабины у кресла водителя (поз. 8, рисунки
63 и 64). Нажатием выключателя моторного тормоза достигается замед-
ление автомобиля в течение всего периода удержания выключателя.
Кроме основного режима, система обеспечивает дополнительные фун-
кции:
1) Ограничение максимальной скорости движения – электронный блок
ЭСУ анализирует текущую скорость автомобиля и не допускает её превы-
шения выше (88+2) км/ч.
2) Ограничение максимальных оборотов двигателя – электронный блок
ЭСУ измеряет обороты двигателя и не допускает их превышения выше
2000 об/мин.
3) Ускоренный прогрев холодного двигателя при запуске – при темпе-
ратуре окружающего воздуха ниже минус 10 °С, после запуска двигателя
ЭСУ автоматически устанавливает обороты 1000 об/мин и уменьшает их
до оборотов холостого хода по мере прогрева двигателя до плюс 40° С.
4) Аварийное глушение двигателя:
– при превышении максимальной частоты вращения коленчатого вала
ЭСУ включает механизм автоматического останова двигателя – клапан
аварийного глушения при помощи заслонки 8 (рисунок 66) или 9 (рисунок
67) перекрывает впускной патрубок. При срабатывании заслонки включа-
ется сигнальная лампа «ЗАБЛОКИРОВАНО» (поз. 2, рисунок 65).

120

Диагностика системы
Предусмотрено три вида диагностики:

а) Упрощенная (по состоянию контрольных ламп).
б) При помощи световых мигающих кодов.
в) Полная (с помощью специального контрольно-диагностическо-

го оборудования).

Упрощенная диагностика
При каждом включении/выключении напряжения для питания систе-

мы, а также на протяжении всего периода работы двигателя, система
ЭСУ производит самодиагностику и запись кодов возникающих неисп-
равностей в энергонезависимую память электронного блока. Информа-
ция о наличии неисправностей в системе отображается с помощью лам-
пы контроля и диагностики ЭСУ двигателя (поз. 1, рисунок 65). Если неис-
правность критическая (т.е. эксплуатация автомобиля запрещена), то за-
горается лампа контроля и диагностики ЭСУ двигателя (красная), сигна-
лизирующая о наличии серьезных неисправностей в системе управления
двигателем — запускать двигатель до проведения диагностики ЭСУ дви-
гателя и устранения неисправности КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Если же указанная лампа загорится во время движения, необходимо
прекратить движение автомобиля и заглушить двигатель, выключив на-
пряжение питания системы.

Причину неисправности необходимо выяснить и устранить перед по-

вторным запуском двигателя.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ, ЕСЛИ ГОРИТ

КОНТРОЛЬНАЯ ЛАМПА С СИМВОЛОМ ЕDC (ПОЗ. 1, РИСУНОК 65)!

Передвижение автомобиля в указанных выше случаях допускается толь-

ко путем буксировки, а запуск двигателя возможен после устранения не-
исправности на сервисном центре.

Диагностика и определение неисправностей при помощи световых

мигающих кодов

Диагностика неисправностей системы ЭСУ при помощи световых ми-

гающих кодов может быть произведена нажатием диагностической кноп-
ки 6, показанной на рисунке 65. При этом, коды неисправностей считыва-
ются по вспышкам контрольной лампы (поз. 1, рисунок 65), а тип неисп-
равности или неисправный компонент определяются по таблице свето-
вых мигающих кодов неисправностей (таблица 4.2)*.

* Примечание: Первая вспышка контрольной лампы соответствует правому

разряду двоичного числа, приведенного в табл. 2; вторая вспышка — следующе-
му за ним, левее и т.д. Необходимо учитывать данную особенность при проведе-
нии диагностики.

Комментарии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Антибиотик супракс инструкция по применению в таблетках взрослым
  • Инструкция по охране труда горничной гостиницы скачать
  • Снятие кузова дискавери 3 пошаговая инструкция
  • К косвенным методам руководства игрой относятся следующие методы ответ на тест
  • Как дрессировать кошек в домашних условиях инструкция