Руководство по эксплуатации маз 251

3

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее Руководство по эксплуатации

предназначено для водителей и обслужива

ющего персонала эксплуатирующих органи

заций. В нем содержится техническое опи

сание и правила эксплуатации автобусов

МАЗ 251062.

Руководство распространяется на авто

бусы различных комплектаций:

– МАЗ 251062 – категория М3, класс III

согласно классификации Правил ЕЭК ООН

№107 и

ГОСТ 31286.

Автобусы изготавливаются в климатичес

ком исполнении У1 по ГОСТ 15150 и пред

назначены для эксплуатации по дорогам об

щей сети.

Обслуживание составных частей авто

буса, выпускаемых другими предприятиями,

следует производить в соответствии с указа

ниями инструкций по эксплуатации этих со

ставных частей.

В данном Руководстве приняты некоторые

условные обозначения и сокращения:

АБС (ABS) – антиблокировочная система;

ПБС (ASR) – противобуксовочная сис

тема;

АКБ – аккумуляторная батарея;

БК – блок коммутации;

БУ – блок управления;

ГУР – гидроусилитель руля;

КЛ – контрольная лампа;

КИП – контрольно-измерительные при

боры;

КПП – коробка перемены передач;

ПЖД – подогреватель жидкости двига

теля;

ПГУ – пневмогидроусилитель;

Руководство разработано по состоянию

производства автобусов на 01.06.2015 года.

В связи с постоянной работой по совершенс

твованию автобусов, направленной на повы

шение их надежности, в конструкцию могут

быть внесены изменения, не отраженные в

настоящем издании.

В настоящем Руководстве по эксплуата

ции используются следующие указания по

технике безопасности:

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ!

Служит для ука

заний по технике безопасности, несоблюде

ние которых опасно для жизни и здоровья

людей.

ВНИМАНИЕ!

Служит для указаний

на

способы и приемы, несоблюдение которых

может привести к нарушениям в работе из

делия (риск повреждения изделия), или тре

буется повышенная осторожность в обраще

нии с изделием или материалами.

4

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе на смотровой яме, а также в

случае применения подъёмных устройств,

колеса автобуса должны быть надёжно за

стопорены. При необходимости следует

применять предохранительные подставки.

Перед проведением работ по ремонту или

монтажу электрооборудования необходимо

обесточить электрооборудование в целом.

Перед проведением любых работ в мотор

ном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключе

ния срабатывания системы автоматического

пожаротушения, отключить АКБ от бор

товой сети, отсоединив провод «массы» от

клеммы АКБ.

Выполнение ремонта на автобусе с запу

щенным двигателем не допускается, за ис

ключением производства контрольных и ре

гулировочных работ, требующих включения

двигателя (если работы проводятся в отсеке

двигателя или ПЖД, то перед проведением

работ необходимо отключить разъем пита

ния базового блока системы автоматичес

кого пожаротушения).

Поскольку охлаждающая жидкость и тор

мозная жидкость ядовиты, следует строго

соблюдать правила обращения с ними.

При проведении электросварочных ра

бот на автобусе отключить АКБ от бортовой

сети, соединить провода «+» и «-» между

собой и разъединить разъёмы электронных

блоков управления (управления двигателем,

управления подвеской, АБС,

ПЖД). Присо

единять провод «массы» сварочного аппа

рата в непосредственной близости от места

сварки. Запрещается прокладывать кабель

сварочного аппарата параллельно электро

проводке автобуса.

При проведении сварочных и сверлиль

ных работ в местах укладки пластмассовых

трубопроводов предохранять их от высо

ких температур (свыше 60 °C) и сварочных

брызг. Не допускается наличие воздуха под

давлением в пневмосистеме при её ремонте,

а также при проведении работ, связанных со

сваркой и сверлением.

После ремонта сильно повреждённого ав

тобуса перед его пуском в эксплуатацию вы

полнить все технические контрольные изме

рения, предусмотренные для автобуса.

Запрещается покидать рабочее место во

дителя при работающем двигателе и неза

действованном стояночном тормозе.

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Строго соблюдать требования безопас

ности, приведенные в Руководстве по экс

плуатации «Система автоматического пожа

ротушения транспортного средства».

Строго соблюдать требования пожарной

безопасности для предприятий и органи

заций, осуществляющих техническое об

служивание и ремонт автотранспортных

средств (на территории РБ – ППБ 01-2014).

В процессе ремонта приборов электро

оборудования применение бензина и дру

гих взрывоопасных растворителей категори

чески запрещается. При проведении таких

работ следует пользоваться неогнеопасными

растворителями. Сборку необходимо выпол

нять после предварительной сушки деталей.

Избегать попадания различных моечных

растворов в соединительные панели, пучки

проводов и обмотки приборов электрообору

дования.

Не допускается скопление на двигателе и

обшивке моторного отсека грязи, смешан

ной с маслом или топливом, не допускается

оставлять в моторной шахте обтирочные ма

териалы.

Запрещается курить и пользоваться от

крытым пламенем при работе в моторной

шахте и отсеке ПЖД.

Запрещается эксплуатация автобуса при

наличии подтекания топлива, масла и дру

гих эксплуатационных жидкостей.

Запрещается эксплуатация автобуса при

повреждении изоляции проводов электро

оборудования.

Запрещается разогревать двигатель от

крытым пламенем.

Запрещается

использование

открытого

пламени в салоне и кабине водителя.

Запрещается хранить и перевозить в авто

бусе горючие жидкости и газы.

Запрещается во время эксплуатации и хра

нения автобуса наличие в моторном отсеке и

отсеке ПЖД любых материалов, не предус

мотренных конструкцией автобуса.

5

Запрещается движение со спущенным од

ним или двумя спаренными колёсами.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз

душные отопители в закрытых помещениях

из-за опасности отравления и удушья.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз

душные отопители на автозаправочных стан

циях и в местах, где могут образовываться

горючие пары и пыль (например, вблизи

топливных, угольных, древесных складов

и т.п.).

При появлении сигнала «ПОЖАР» на

пульте управления системой автоматичес

кого пожаротушения во время движения во

дитель обязан:

– немедленно остановить автобус, от

крыть все двери, нажать кнопку аварийного

выключателя, высадить пассажиров и уда

лить их на безопасное расстояние;

– действовать в строгом соответствии с

требованиями Руководства по эксплуатации

«Система автоматического пожаротушения

транспортного средства».

– крышку люка моторного отсека можно

открывать не ранее, чем через 5 минут после

включения системы пожаротушения (при

знак включения – выход белого аэрозоля из

отсека) с целью исключения повторного воз

горания из-за уменьшения концентрации аэ

розоля вследствие его утечки и разбавления

свежим воздухом;

– после тушения очага возгорания остатки

аэрозоля удалить проветриванием, осевший

аэрозоль удалить сухой или влажной про

тиркой;

– заходить в автобус только после провет

ривания салона.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ

ОГРАНИЧЕНИЯ

К управлению автобусом допускать во

дителей, прошедших обучение правилам

эксплуатации автобуса МАЗ 251. Особое

внимание должно быть уделено изучению

требований Руководства по эксплуатации

«Системы автоматического пожаротушения

транспортного средства».

Прежде чем приступить к эксплуатации

автобуса, необходимо внимательно изучить

его устройство, указания по эксплуатации,

техническому обслуживанию и уходу, изло

женные в данном Руководстве и Руководс

твах по эксплуатации составных частей ав

тобуса.

Нормальная работа агрегатов и механиз

мов автобуса обеспечивается, если топливо,

масла и другие эксплуатационные матери

алы применяются в соответствии с указани

ями, приведенными в «Химмотологической

карте» настоящего Руководства. Необходимо

соблюдать объем и периодичность техничес

кого обслуживания, указанные в настоящем

Руководстве, с корректировкой периодич

ности в зависимости от дорожных и климати

ческих условий эксплуатации с отражением

проведенных работ в сервисной книжке.

В период обкатки автобуса строго выпол

нять указания, приведенные в данном Руко

водстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как

дальнейшая его работоспособность в боль

шой степени зависит от того, насколько хо

рошо приработаются детали в начальный

период эксплуатации.

Во время движения следить за показани

ями контрольно-измерительных приборов и

за сигналами контрольных ламп.

Не начинать движение автобуса при дав

лении воздуха в контурах пневматичес

кого привода тормозных механизмов ниже

550 кПа (5,5 кгс/см

2

), т.е. пока не погаснут

контрольные лампы, сигнализирующие о па

дении давления воздуха.

Запрещается запуск двигателя без масла и

охлаждающей жидкости.

Запрещается заливать масло выше верх

ней метки на щупе.

Запрещается открывать крышку с паро

вым клапаном на расширительном бачке.

6

Запрещается запускать двигатель от вне

шнего источника питания присоединением

проводов на клеммы стартера.

Запрещается

использование

зарядной

станции или пускового устройства для пуска

двигателя.

Запрещается начинать движение при рабо

тающем зуммере.

Запрещается эксплуатация автобуса с не

исправным или отказавшим гидроусилите

лем рулевого управления.

Запрещается движение автобуса «в накат»

при неработающем двигателе и выключен

ной передаче, так как в этом случае резко

возрастает усилие на рулевом колесе и не

пополняется запас сжатого воздуха в пнев

мосистеме автобуса.

Запрещается движение на спусках при вы

ключенной передаче.

Запрещается движение по затопленным

участкам дрог.

На спусках необходимо исключить дви

жение автобуса при оборотах двигателя

выше допустимых, т.е. стрелка тахометра

не должна заходить на красную зону шкалы

прибора.

Запрещается воздействовать на педаль

подачи топлива при включенном моторном

тормозе.

Запрещается отключать провода от выво

дов генератора и аккумуляторной батареи

при работающем двигателе.

Во избежание повреждения привода КПП

и привода сцепления запрещается оставлять

после останова двигателя включенной пере

дачу, а также выключать сцепление при от

сутствии воздуха в контуре потребителей

воздуха.

При мойке автобуса запрещается направ

лять струю воды на решетку воздухозабор

ника, а также на изделия электрооборудова

ния и места соединения электропроводов.

В зимнее время при мойке автобуса за

прещается направлять струю воды на тор

мозные аппараты. В случае замерзания

конденсата в пневмоприводе тормозов за

прещается отогревать аппараты, трубопро

воды и воздушные ресиверы открытым пла

менем.

При возникновении опасности замерзания

воды в кухне или баке системы водоснабже

ния кухни следует полностью удалить воду

из кухни и бака.

Автобус оборудован системой, препятс

твующей началу движения при открытых

дверях. В целях безопасности перевозки

пассажиров настоятельно рекомендуем не

эксплуатировать автобусы с выключенной

или неисправной системой автоматического

включения остановочного тормоза при от

крытых дверях пассажирского салона.

..



..

3

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее Руководство по эксплуатации

предназначено для водителей и обслужива

ющего персонала эксплуатирующих органи

заций. В нем содержится техническое опи

сание и правила эксплуатации автобусов

МАЗ 251062.

Руководство распространяется на авто

бусы различных комплектаций:

– МАЗ 251062 – категория М3, класс III

согласно классификации Правил ЕЭК ООН

№107 и

ГОСТ 31286.

Автобусы изготавливаются в климатичес

ком исполнении У1 по ГОСТ 15150 и пред

назначены для эксплуатации по дорогам об

щей сети.

Обслуживание составных частей авто

буса, выпускаемых другими предприятиями,

следует производить в соответствии с указа

ниями инструкций по эксплуатации этих со

ставных частей.

В данном Руководстве приняты некоторые

условные обозначения и сокращения:

АБС (ABS) – антиблокировочная система;

ПБС (ASR) – противобуксовочная сис

тема;

АКБ – аккумуляторная батарея;

БК – блок коммутации;

БУ – блок управления;

ГУР – гидроусилитель руля;

КЛ – контрольная лампа;

КИП – контрольно-измерительные при

боры;

КПП – коробка перемены передач;

ПЖД – подогреватель жидкости двига

теля;

ПГУ – пневмогидроусилитель;

Руководство разработано по состоянию

производства автобусов на 01.06.2015 года.

В связи с постоянной работой по совершенс

твованию автобусов, направленной на повы

шение их надежности, в конструкцию могут

быть внесены изменения, не отраженные в

настоящем издании.

В настоящем Руководстве по эксплуата

ции используются следующие указания по

технике безопасности:

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ!

Служит для ука

заний по технике безопасности, несоблюде

ние которых опасно для жизни и здоровья

людей.

ВНИМАНИЕ!

Служит для указаний

на

способы и приемы, несоблюдение которых

может привести к нарушениям в работе из

делия (риск повреждения изделия), или тре

буется повышенная осторожность в обраще

нии с изделием или материалами.

4

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе на смотровой яме, а также в

случае применения подъёмных устройств,

колеса автобуса должны быть надёжно за

стопорены. При необходимости следует

применять предохранительные подставки.

Перед проведением работ по ремонту или

монтажу электрооборудования необходимо

обесточить электрооборудование в целом.

Перед проведением любых работ в мотор

ном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключе

ния срабатывания системы автоматического

пожаротушения, отключить АКБ от бор

товой сети, отсоединив провод «массы» от

клеммы АКБ.

Выполнение ремонта на автобусе с запу

щенным двигателем не допускается, за ис

ключением производства контрольных и ре

гулировочных работ, требующих включения

двигателя (если работы проводятся в отсеке

двигателя или ПЖД, то перед проведением

работ необходимо отключить разъем пита

ния базового блока системы автоматичес

кого пожаротушения).

Поскольку охлаждающая жидкость и тор

мозная жидкость ядовиты, следует строго

соблюдать правила обращения с ними.

При проведении электросварочных ра

бот на автобусе отключить АКБ от бортовой

сети, соединить провода «+» и «-» между

собой и разъединить разъёмы электронных

блоков управления (управления двигателем,

управления подвеской, АБС,

ПЖД). Присо

единять провод «массы» сварочного аппа

рата в непосредственной близости от места

сварки. Запрещается прокладывать кабель

сварочного аппарата параллельно электро

проводке автобуса.

При проведении сварочных и сверлиль

ных работ в местах укладки пластмассовых

трубопроводов предохранять их от высо

ких температур (свыше 60 °C) и сварочных

брызг. Не допускается наличие воздуха под

давлением в пневмосистеме при её ремонте,

а также при проведении работ, связанных со

сваркой и сверлением.

После ремонта сильно повреждённого ав

тобуса перед его пуском в эксплуатацию вы

полнить все технические контрольные изме

рения, предусмотренные для автобуса.

Запрещается покидать рабочее место во

дителя при работающем двигателе и неза

действованном стояночном тормозе.

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Строго соблюдать требования безопас

ности, приведенные в Руководстве по экс

плуатации «Система автоматического пожа

ротушения транспортного средства».

Строго соблюдать требования пожарной

безопасности для предприятий и органи

заций, осуществляющих техническое об

служивание и ремонт автотранспортных

средств (на территории РБ – ППБ 01-2014).

В процессе ремонта приборов электро

оборудования применение бензина и дру

гих взрывоопасных растворителей категори

чески запрещается. При проведении таких

работ следует пользоваться неогнеопасными

растворителями. Сборку необходимо выпол

нять после предварительной сушки деталей.

Избегать попадания различных моечных

растворов в соединительные панели, пучки

проводов и обмотки приборов электрообору

дования.

Не допускается скопление на двигателе и

обшивке моторного отсека грязи, смешан

ной с маслом или топливом, не допускается

оставлять в моторной шахте обтирочные ма

териалы.

Запрещается курить и пользоваться от

крытым пламенем при работе в моторной

шахте и отсеке ПЖД.

Запрещается эксплуатация автобуса при

наличии подтекания топлива, масла и дру

гих эксплуатационных жидкостей.

Запрещается эксплуатация автобуса при

повреждении изоляции проводов электро

оборудования.

Запрещается разогревать двигатель от

крытым пламенем.

Запрещается

использование

открытого

пламени в салоне и кабине водителя.

Запрещается хранить и перевозить в авто

бусе горючие жидкости и газы.

Запрещается во время эксплуатации и хра

нения автобуса наличие в моторном отсеке и

отсеке ПЖД любых материалов, не предус

мотренных конструкцией автобуса.

5

Запрещается движение со спущенным од

ним или двумя спаренными колёсами.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз

душные отопители в закрытых помещениях

из-за опасности отравления и удушья.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз

душные отопители на автозаправочных стан

циях и в местах, где могут образовываться

горючие пары и пыль (например, вблизи

топливных, угольных, древесных складов

и т.п.).

При появлении сигнала «ПОЖАР» на

пульте управления системой автоматичес

кого пожаротушения во время движения во

дитель обязан:

– немедленно остановить автобус, от

крыть все двери, нажать кнопку аварийного

выключателя, высадить пассажиров и уда

лить их на безопасное расстояние;

– действовать в строгом соответствии с

требованиями Руководства по эксплуатации

«Система автоматического пожаротушения

транспортного средства».

– крышку люка моторного отсека можно

открывать не ранее, чем через 5 минут после

включения системы пожаротушения (при

знак включения – выход белого аэрозоля из

отсека) с целью исключения повторного воз

горания из-за уменьшения концентрации аэ

розоля вследствие его утечки и разбавления

свежим воздухом;

– после тушения очага возгорания остатки

аэрозоля удалить проветриванием, осевший

аэрозоль удалить сухой или влажной про

тиркой;

– заходить в автобус только после провет

ривания салона.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ

ОГРАНИЧЕНИЯ

К управлению автобусом допускать во

дителей, прошедших обучение правилам

эксплуатации автобуса МАЗ 251. Особое

внимание должно быть уделено изучению

требований Руководства по эксплуатации

«Системы автоматического пожаротушения

транспортного средства».

Прежде чем приступить к эксплуатации

автобуса, необходимо внимательно изучить

его устройство, указания по эксплуатации,

техническому обслуживанию и уходу, изло

женные в данном Руководстве и Руководс

твах по эксплуатации составных частей ав

тобуса.

Нормальная работа агрегатов и механиз

мов автобуса обеспечивается, если топливо,

масла и другие эксплуатационные матери

алы применяются в соответствии с указани

ями, приведенными в «Химмотологической

карте» настоящего Руководства. Необходимо

соблюдать объем и периодичность техничес

кого обслуживания, указанные в настоящем

Руководстве, с корректировкой периодич

ности в зависимости от дорожных и климати

ческих условий эксплуатации с отражением

проведенных работ в сервисной книжке.

В период обкатки автобуса строго выпол

нять указания, приведенные в данном Руко

водстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как

дальнейшая его работоспособность в боль

шой степени зависит от того, насколько хо

рошо приработаются детали в начальный

период эксплуатации.

Во время движения следить за показани

ями контрольно-измерительных приборов и

за сигналами контрольных ламп.

Не начинать движение автобуса при дав

лении воздуха в контурах пневматичес

кого привода тормозных механизмов ниже

550 кПа (5,5 кгс/см

2

), т.е. пока не погаснут

контрольные лампы, сигнализирующие о па

дении давления воздуха.

Запрещается запуск двигателя без масла и

охлаждающей жидкости.

Запрещается заливать масло выше верх

ней метки на щупе.

Запрещается открывать крышку с паро

вым клапаном на расширительном бачке.

6

Запрещается запускать двигатель от вне

шнего источника питания присоединением

проводов на клеммы стартера.

Запрещается

использование

зарядной

станции или пускового устройства для пуска

двигателя.

Запрещается начинать движение при рабо

тающем зуммере.

Запрещается эксплуатация автобуса с не

исправным или отказавшим гидроусилите

лем рулевого управления.

Запрещается движение автобуса «в накат»

при неработающем двигателе и выключен

ной передаче, так как в этом случае резко

возрастает усилие на рулевом колесе и не

пополняется запас сжатого воздуха в пнев

мосистеме автобуса.

Запрещается движение на спусках при вы

ключенной передаче.

Запрещается движение по затопленным

участкам дрог.

На спусках необходимо исключить дви

жение автобуса при оборотах двигателя

выше допустимых, т.е. стрелка тахометра

не должна заходить на красную зону шкалы

прибора.

Запрещается воздействовать на педаль

подачи топлива при включенном моторном

тормозе.

Запрещается отключать провода от выво

дов генератора и аккумуляторной батареи

при работающем двигателе.

Во избежание повреждения привода КПП

и привода сцепления запрещается оставлять

после останова двигателя включенной пере

дачу, а также выключать сцепление при от

сутствии воздуха в контуре потребителей

воздуха.

При мойке автобуса запрещается направ

лять струю воды на решетку воздухозабор

ника, а также на изделия электрооборудова

ния и места соединения электропроводов.

В зимнее время при мойке автобуса за

прещается направлять струю воды на тор

мозные аппараты. В случае замерзания

конденсата в пневмоприводе тормозов за

прещается отогревать аппараты, трубопро

воды и воздушные ресиверы открытым пла

менем.

При возникновении опасности замерзания

воды в кухне или баке системы водоснабже

ния кухни следует полностью удалить воду

из кухни и бака.

Автобус оборудован системой, препятс

твующей началу движения при открытых

дверях. В целях безопасности перевозки

пассажиров настоятельно рекомендуем не

эксплуатировать автобусы с выключенной

или неисправной системой автоматического

включения остановочного тормоза при от

крытых дверях пассажирского салона.

.. ..

Если Вы сомневаетесь в правильности выбора автозапчастей на сайте или не нашли нужных мы предлагаем оформить заявку с помощью формы предварительного заказа или связаться с менеджером нашей компании по указанным телефонам для уточнения деталей.


*
Имя

*
Телефон

*
E-mail

*
Модель автотехники

VIN-код

*
Перечень запчастей и/или комплектующих


Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению

Заказать

3

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее Руководство по эксплуатации

предназначено для водителей и обслужива

ющего персонала эксплуатирующих органи

заций. В нем содержится техническое опи

сание и правила эксплуатации автобусов

МАЗ 251062.

Руководство распространяется на авто

бусы различных комплектаций:

– МАЗ 251062 – категория М3, класс III

согласно классификации Правил ЕЭК ООН

№107 и

ГОСТ 31286.

Автобусы изготавливаются в климатичес

ком исполнении У1 по ГОСТ 15150 и пред

назначены для эксплуатации по дорогам об

щей сети.

Обслуживание составных частей авто

буса, выпускаемых другими предприятиями,

следует производить в соответствии с указа

ниями инструкций по эксплуатации этих со

ставных частей.

В данном Руководстве приняты некоторые

условные обозначения и сокращения:

АБС (ABS) – антиблокировочная система;

ПБС (ASR) – противобуксовочная сис

тема;

АКБ – аккумуляторная батарея;

БК – блок коммутации;

БУ – блок управления;

ГУР – гидроусилитель руля;

КЛ – контрольная лампа;

КИП – контрольно-измерительные при

боры;

КПП – коробка перемены передач;

ПЖД – подогреватель жидкости двига

теля;

ПГУ – пневмогидроусилитель;

Руководство разработано по состоянию

производства автобусов на 01.06.2015 года.

В связи с постоянной работой по совершенс

твованию автобусов, направленной на повы

шение их надежности, в конструкцию могут

быть внесены изменения, не отраженные в

настоящем издании.

В настоящем Руководстве по эксплуата

ции используются следующие указания по

технике безопасности:

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ!

Служит для ука

заний по технике безопасности, несоблюде

ние которых опасно для жизни и здоровья

людей.

ВНИМАНИЕ!

Служит для указаний

на

способы и приемы, несоблюдение которых

может привести к нарушениям в работе из

делия (риск повреждения изделия), или тре

буется повышенная осторожность в обраще

нии с изделием или материалами.

4

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе на смотровой яме, а также в

случае применения подъёмных устройств,

колеса автобуса должны быть надёжно за

стопорены. При необходимости следует

применять предохранительные подставки.

Перед проведением работ по ремонту или

монтажу электрооборудования необходимо

обесточить электрооборудование в целом.

Перед проведением любых работ в мотор

ном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключе

ния срабатывания системы автоматического

пожаротушения, отключить АКБ от бор

товой сети, отсоединив провод «массы» от

клеммы АКБ.

Выполнение ремонта на автобусе с запу

щенным двигателем не допускается, за ис

ключением производства контрольных и ре

гулировочных работ, требующих включения

двигателя (если работы проводятся в отсеке

двигателя или ПЖД, то перед проведением

работ необходимо отключить разъем пита

ния базового блока системы автоматичес

кого пожаротушения).

Поскольку охлаждающая жидкость и тор

мозная жидкость ядовиты, следует строго

соблюдать правила обращения с ними.

При проведении электросварочных ра

бот на автобусе отключить АКБ от бортовой

сети, соединить провода «+» и «-» между

собой и разъединить разъёмы электронных

блоков управления (управления двигателем,

управления подвеской, АБС,

ПЖД). Присо

единять провод «массы» сварочного аппа

рата в непосредственной близости от места

сварки. Запрещается прокладывать кабель

сварочного аппарата параллельно электро

проводке автобуса.

При проведении сварочных и сверлиль

ных работ в местах укладки пластмассовых

трубопроводов предохранять их от высо

ких температур (свыше 60 °C) и сварочных

брызг. Не допускается наличие воздуха под

давлением в пневмосистеме при её ремонте,

а также при проведении работ, связанных со

сваркой и сверлением.

После ремонта сильно повреждённого ав

тобуса перед его пуском в эксплуатацию вы

полнить все технические контрольные изме

рения, предусмотренные для автобуса.

Запрещается покидать рабочее место во

дителя при работающем двигателе и неза

действованном стояночном тормозе.

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Строго соблюдать требования безопас

ности, приведенные в Руководстве по экс

плуатации «Система автоматического пожа

ротушения транспортного средства».

Строго соблюдать требования пожарной

безопасности для предприятий и органи

заций, осуществляющих техническое об

служивание и ремонт автотранспортных

средств (на территории РБ – ППБ 01-2014).

В процессе ремонта приборов электро

оборудования применение бензина и дру

гих взрывоопасных растворителей категори

чески запрещается. При проведении таких

работ следует пользоваться неогнеопасными

растворителями. Сборку необходимо выпол

нять после предварительной сушки деталей.

Избегать попадания различных моечных

растворов в соединительные панели, пучки

проводов и обмотки приборов электрообору

дования.

Не допускается скопление на двигателе и

обшивке моторного отсека грязи, смешан

ной с маслом или топливом, не допускается

оставлять в моторной шахте обтирочные ма

териалы.

Запрещается курить и пользоваться от

крытым пламенем при работе в моторной

шахте и отсеке ПЖД.

Запрещается эксплуатация автобуса при

наличии подтекания топлива, масла и дру

гих эксплуатационных жидкостей.

Запрещается эксплуатация автобуса при

повреждении изоляции проводов электро

оборудования.

Запрещается разогревать двигатель от

крытым пламенем.

Запрещается

использование

открытого

пламени в салоне и кабине водителя.

Запрещается хранить и перевозить в авто

бусе горючие жидкости и газы.

Запрещается во время эксплуатации и хра

нения автобуса наличие в моторном отсеке и

отсеке ПЖД любых материалов, не предус

мотренных конструкцией автобуса.

5

Запрещается движение со спущенным од

ним или двумя спаренными колёсами.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз

душные отопители в закрытых помещениях

из-за опасности отравления и удушья.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз

душные отопители на автозаправочных стан

циях и в местах, где могут образовываться

горючие пары и пыль (например, вблизи

топливных, угольных, древесных складов

и т.п.).

При появлении сигнала «ПОЖАР» на

пульте управления системой автоматичес

кого пожаротушения во время движения во

дитель обязан:

– немедленно остановить автобус, от

крыть все двери, нажать кнопку аварийного

выключателя, высадить пассажиров и уда

лить их на безопасное расстояние;

– действовать в строгом соответствии с

требованиями Руководства по эксплуатации

«Система автоматического пожаротушения

транспортного средства».

– крышку люка моторного отсека можно

открывать не ранее, чем через 5 минут после

включения системы пожаротушения (при

знак включения – выход белого аэрозоля из

отсека) с целью исключения повторного воз

горания из-за уменьшения концентрации аэ

розоля вследствие его утечки и разбавления

свежим воздухом;

– после тушения очага возгорания остатки

аэрозоля удалить проветриванием, осевший

аэрозоль удалить сухой или влажной про

тиркой;

– заходить в автобус только после провет

ривания салона.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ

ОГРАНИЧЕНИЯ

К управлению автобусом допускать во

дителей, прошедших обучение правилам

эксплуатации автобуса МАЗ 251. Особое

внимание должно быть уделено изучению

требований Руководства по эксплуатации

«Системы автоматического пожаротушения

транспортного средства».

Прежде чем приступить к эксплуатации

автобуса, необходимо внимательно изучить

его устройство, указания по эксплуатации,

техническому обслуживанию и уходу, изло

женные в данном Руководстве и Руководс

твах по эксплуатации составных частей ав

тобуса.

Нормальная работа агрегатов и механиз

мов автобуса обеспечивается, если топливо,

масла и другие эксплуатационные матери

алы применяются в соответствии с указани

ями, приведенными в «Химмотологической

карте» настоящего Руководства. Необходимо

соблюдать объем и периодичность техничес

кого обслуживания, указанные в настоящем

Руководстве, с корректировкой периодич

ности в зависимости от дорожных и климати

ческих условий эксплуатации с отражением

проведенных работ в сервисной книжке.

В период обкатки автобуса строго выпол

нять указания, приведенные в данном Руко

водстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как

дальнейшая его работоспособность в боль

шой степени зависит от того, насколько хо

рошо приработаются детали в начальный

период эксплуатации.

Во время движения следить за показани

ями контрольно-измерительных приборов и

за сигналами контрольных ламп.

Не начинать движение автобуса при дав

лении воздуха в контурах пневматичес

кого привода тормозных механизмов ниже

550 кПа (5,5 кгс/см

2

), т.е. пока не погаснут

контрольные лампы, сигнализирующие о па

дении давления воздуха.

Запрещается запуск двигателя без масла и

охлаждающей жидкости.

Запрещается заливать масло выше верх

ней метки на щупе.

Запрещается открывать крышку с паро

вым клапаном на расширительном бачке.

6

Запрещается запускать двигатель от вне

шнего источника питания присоединением

проводов на клеммы стартера.

Запрещается

использование

зарядной

станции или пускового устройства для пуска

двигателя.

Запрещается начинать движение при рабо

тающем зуммере.

Запрещается эксплуатация автобуса с не

исправным или отказавшим гидроусилите

лем рулевого управления.

Запрещается движение автобуса «в накат»

при неработающем двигателе и выключен

ной передаче, так как в этом случае резко

возрастает усилие на рулевом колесе и не

пополняется запас сжатого воздуха в пнев

мосистеме автобуса.

Запрещается движение на спусках при вы

ключенной передаче.

Запрещается движение по затопленным

участкам дрог.

На спусках необходимо исключить дви

жение автобуса при оборотах двигателя

выше допустимых, т.е. стрелка тахометра

не должна заходить на красную зону шкалы

прибора.

Запрещается воздействовать на педаль

подачи топлива при включенном моторном

тормозе.

Запрещается отключать провода от выво

дов генератора и аккумуляторной батареи

при работающем двигателе.

Во избежание повреждения привода КПП

и привода сцепления запрещается оставлять

после останова двигателя включенной пере

дачу, а также выключать сцепление при от

сутствии воздуха в контуре потребителей

воздуха.

При мойке автобуса запрещается направ

лять струю воды на решетку воздухозабор

ника, а также на изделия электрооборудова

ния и места соединения электропроводов.

В зимнее время при мойке автобуса за

прещается направлять струю воды на тор

мозные аппараты. В случае замерзания

конденсата в пневмоприводе тормозов за

прещается отогревать аппараты, трубопро

воды и воздушные ресиверы открытым пла

менем.

При возникновении опасности замерзания

воды в кухне или баке системы водоснабже

ния кухни следует полностью удалить воду

из кухни и бака.

Автобус оборудован системой, препятс

твующей началу движения при открытых

дверях. В целях безопасности перевозки

пассажиров настоятельно рекомендуем не

эксплуатировать автобусы с выключенной

или неисправной системой автоматического

включения остановочного тормоза при от

крытых дверях пассажирского салона.

Руководство по эксплуатации автобусов МАЗ 103 и 107 (2017 г.)
Руководство по эксплуатации автобусов МАЗ 103 и 107 (2020 г.)

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобусов МАЗ 103 и 107, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 34.8 МБ


Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 105

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 105, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 20.5 МБ


Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 152.063

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 152.063, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 8.21 МБ


Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 171

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 171, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 14.5 МБ


Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 203

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 203, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 23.1 МБ


Руководство по эксплуатации автобусов МАЗ 206 и 226

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобусов МАЗ 206 и 226, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 13.7 МБ


Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 215

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 215, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 14.3 МБ


Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 216

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 216, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 18.4 МБ


Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 231 (2017 г.)
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 231 (2018 г.)

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 231, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 31.8 МБ


Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 232

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 232, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 15.5 МБ


Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 241

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 241, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 13 МБ


Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 251

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 251, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 13.4 МБ


Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 256

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 256, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 13.2 МБ


Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 257

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 257, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 8.79 МБ


Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 271

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 271, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 11.2 МБ


Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 303

       
  
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 303, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.

       
Формат материала — pdf. Размер — 17.5 МБ


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководств по эксплуат
  • Ренагель 800 мг инструкция по применению
  • Метипред ампулы цена инструкция по применению
  • Риномарис интенсив спрей инструкция по применению цена
  • Теопек это от чего инструкция по применению взрослым таблетки