Руководство по эксплуатации маз 215


Руководство по эксплуатации*  содержит сведения  о  конструкции,  характеристиках автобуса МАЗ 215, его составных частей и указания,  необходимые  для  правильной  и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.


Выходные дни: Руководство по эксплуатации МАЗ 215


2

Руководство по эксплуатации*

содержит

сведения о конструкции, характеристиках

автобуса МАЗ 215, его составных частей и

указания, необходимые для правильной и

безопасной эксплуатации, технического об

служивания, текущего ремонта, хранения и

транспортирования.

В первых трех разделах содержится ин

формация по управлению и правилам экс

плуатации автобуса. Эта информация пред

назначена в основном для водителя, поэтому

обязательно должна находиться в автобусе у

водителя.

В четвертом и пятом разделах содержится

информация по устройству и техническому

обслуживанию систем и составных частей

автобуса. Информация предназначена для

обслуживающего персонала.

Устройство и порядок обслуживания со

ставных частей и систем автобуса (двига

теля, ГМП, ПЖД, подогревателя воздуха,

дисковых тормозов,

ведущего моста, пере

дней оси, кондиционера, централизованной

системы смазки, системы автоматического

пожаротушения и т.д.) приведены в эксплу

атационной документации на эти составные

части и системы.

Руководство

разработано

коллективом

службы главного конструктора по автобусам

ОАО «МАЗ».

Свои замечания и предложения по содер

жанию Руководства высылайте по адресу:

Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ».

Перепечатка, перевод и размножение, даже

выборочно, без письменного разрешения

ОАО «МАЗ» запрещены.

* В дальнейшем Руководство

3

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее Руководство по эксплуатации

предназначено для водителей и обслужи

вающего персонала эксплуатирующих ор

ганизаций. В нем содержится техническое

описание и правила эксплуатации автобуса

МАЗ 215.

Руководство распространяется на авто

бусы различных комплектаций.

Автобус МАЗ 215 – городской сочленен

ный автобус, с низким расположением пола,

категория М3, класс I согласно классифика

ции Правил ЕЭК ООН №107 и

ГОСТ 31286.

Автобусы изготавливаются в климатичес

ком исполнении У1 по ГОСТ 15150 и пред

назначены для эксплуатации по автомобиль

ным дорогам общего пользования и улицам

населенных пунктов допускающим осевые

нагрузки указанные в таблице 1.2, и соот

ветствующим по своему эксплуатационному

состоянию требованиям стандартов (в РБ

СТБ 1291).

Обслуживание составных частей авто

буса, выпускаемых другими предприятиями,

следует производить в соответствии с указа

ниями инструкций по эксплуатации этих со

ставных частей.

В настоящем Руководстве приняты неко

торые условные обозначения и сокращения:

АБС (ABS) – антиблокировочная система;

ПБС (ASR) – противобуксовочная сис

тема;

АКБ – аккумуляторная батарея;

АЦСС – автоматическая централизован

ная система смазки;

БК – блок коммутации;

БУ – блок управления;

ГМП – гидромеханическая передача;

ГУР – гидроусилитель руля;

ЖК-дисплей

жидкокристаллический

дисплей;

КЛ – контрольная лампа;

КИП – контрольно-измерительные при

боры;

ПЖД – подогреватель жидкости двига

теля;

ЭМК – электромагнитный клапан;

ЭБУ– электронный блок управления.

Руководство разработано по состоянию

производства автобусов на 1.02.2014 года. В

связи с постоянной работой по совершенс

твованию автобусов, направленной на повы

шение их надежности, в конструкцию могут

быть внесены изменения, не отраженные в

настоящем издании.

В настоящем Руководстве по эксплуатации

используются

следующие

указания

по

технике безопасности:

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

!

Служит для ука

заний по технике безопасности, несоб

людение которых опасно для жизни и

здоровья людей.

ВНИМАНИЕ

!

Служит для указаний

на

способы и приемы, несоблюдение ко

торых может привести к нарушениям в

работе изделия (риск повреждения из

делия), или требуется повышенная осто

рожность в обращении с изделием или

материалами.

4

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе на смотровой яме, а также в

случае применения подъемных устройств,

колеса автобуса должны быть надежно за

стопорены. При необходимости следует

применять предохранительные подставки.

Перед проведением работ по ремонту или

монтажу электрооборудования необходимо

обесточить электрооборудование в целом.

Перед проведением любых работ в мотор

ном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключе

ния срабатывания системы автоматического

пожаротушения, отключить АКБ от борто

вой сети, отсоединив провод «массы» от

клеммы АКБ.

Выполнение ремонта на автобусе с запу

щенным двигателем не допускается, за ис

ключением производства контрольных и ре

гулировочных работ, требующих включения

двигателя (если работы проводятся в отсеке

двигателя или ПЖД, то перед проведением

работ необходимо отключить разъем пита

ния базового блока системы автоматичес

кого пожаротушения).

Поскольку охлаждающая жидкость и тор

мозная жидкость ядовиты, следует строго

соблюдать правила обращения с ними.

При проведении электросварочных ра

бот на автобусе отключить АКБ от бортовой

сети, соединить провода «+» и «-» между

собой и разъединить разъемы электронных

блоков управления (управления двигателем,

ГМП, АБС, ПЖД). Присоединять провод

«массы» сварочного аппарата в непосредс

твенной близости от места сварки. Запреща

ется прокладывать кабель сварочного аппа

рата параллельно электропроводке автобуса.

При проведении сварочных и сверлиль

ных работ в местах укладки пластмассовых

трубопроводов предохранять их от высо

ких температур (свыше 60 °C) и сварочных

брызг. Не допускается наличие воздуха под

давлением в пневмосистеме при ее ремонте,

а также при проведении работ, связанных со

сваркой и сверлением.

После ремонта сильно поврежденного ав

тобуса перед его пуском в эксплуатацию вы

полнить все технические контрольные изме

рения, предусмотренные для автобуса.

Запрещается покидать рабочее место во

дителя при работающем двигателе и неза

действованным стояночным тормозом.

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Строго соблюдать требования безопас

ности, приведенные в Руководстве по экс

плуатации «Система автоматического пожа

ротушения транспортного средства» .

Строго соблюдать требования пожарной

безопасности для предприятий и органи

заций, осуществляющих техническое об

служивание и ремонт автотранспортных

средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).

В процессе ремонта приборов электро

оборудования применение бензина и дру

гих взрывоопасных растворителей категори

чески запрещается. При проведении таких

работ следует пользоваться неогнеопасными

растворителями. Сборку необходимо выпол

нять после предварительной сушки деталей.

Избегать попадания различных моечных

растворов в соединительные панели, пучки

проводов и обмотки приборов электрообору

дования.

Не допускается скопление на двигателе и

обшивке моторного отсека грязи, смешан

ной с маслом или топливом, не допускается

оставлять в моторной шахте обтирочные ма

териалы.

Запрещается курить и пользоваться от

крытым пламенем при работе в моторной

шахте и отсеке ПЖД.

Запрещается эксплуатация автобуса при

наличии подтекания топлива, масла и дру

гих эксплуатационных жидкостей.

Запрещается эксплуатация автобуса при

повреждении изоляции проводов электро

оборудования.

Запрещается разогревать двигатель от

крытым пламенем.

Запрещается

использование

открытого

пламени в салоне и кабине водителя.

Запрещается хранить и перевозить в авто

бусе горючие жидкости и газы.

Запрещается во время эксплуатации и хра

нения автобуса наличие в моторном отсеке и

отсеке ПЖД любых материалов, не предус

мотренных конструкцией автобуса.

5

Запрещается движение со спущенным од

ним или двумя спаренными колесами.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз

душные отопители в закрытых помещениях

из-за опасности отравления и удушья.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз

душные отопители на автозаправочных стан

циях и в местах, где могут образовываться

горючие пары и пыль (например, вблизи

топливных, угольных, древесных складов и

т.п.).

При появлении сигнала «ПОЖАР» на

пульте управления системой автоматичес

кого пожаротушения у водителя во время

движения водитель обязан:

– немедленно остановить автобус, от

крыть все двери, нажать кнопку аварийного

выключателя, высадить пассажиров и уда

лить их на безопасное расстояние;

– действовать в строгом соответствии с

требованиями Руководства по эксплуатации

«Система автоматического пожаротушения

транспортного средства».

– люки моторного отсека можно откры

вать не ранее, чем через 5 минут после

включения системы пожаротушения (при

знак включения — выход белого аэрозоля из

отсека) с целью исключения повторного воз

горания из-за уменьшения концентрации аэ

розоля вследствие его утечки и разбавления

свежим воздухом;

– после тушения очага возгорания остатки

аэрозоля удалить проветриванием, осевший

аэрозоль удалить сухой или влажной про

тиркой;

– заходить в автобус можно только после

проветривания салона.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ

ОГРАНИЧЕНИЯ

К управлению автобусом допускать во

дителей прошедших обучение правилам

эксплуатации автобуса МАЗ 215. Особое

внимание должно быть уделено изучению

требований Руководства по эксплуатации

«Системы автоматического пожаротушения

транспортного средства».

Прежде чем приступить к эксплуатации

автобуса, необходимо внимательно изучить

его устройство, указания по эксплуатации,

техническому обслуживанию и уходу, изло

женные в данном Руководстве и Руководс

твах по эксплуатации составных частей ав

тобуса.

Нормальная работа агрегатов и механиз

мов автобуса обеспечивается, если топливо,

масла и другие эксплуатационные матери

алы применяются в соответствии с указани

ями, приведенными в «Химмотологической

карте» настоящего Руководства. Необходимо

соблюдать объем и периодичность техничес

кого обслуживания, указанные в настоящем

Руководстве, с корректировкой периодич

ности в зависимости от дорожных и кли

матических условий эксплуатации согласно

ГОСТ 21624-81 с отражением проведенных

работ в сервисной книжке.

В период обкатки автобуса строго выпол

нять указания, приведенные в данном Руко

водстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как

дальнейшая его работоспособность в боль

шой степени зависит от того, насколько хо

рошо приработаются детали в начальный

период эксплуатации.

Во время движения следить за показани

ями контрольно-измерительных приборов и

за сигналами контрольных ламп.

Не начинать движение автобуса при дав

лении воздуха в контурах пневматичес

кого привода тормозных механизмов ниже

550 кПа (5,5 кгс/см

2

), т.е. пока не погаснут

контрольные лампы, сигнализирующие о па

дении давления воздуха.

Запрещается запуск двигателя без масла и

охлаждающей жидкости.

Запрещается заливать масло выше верх

ней метки на щупе.

.. ..

2

Руководство по эксплуатации*

содержит

сведения о конструкции, характеристиках

автобуса МАЗ 215, его составных частей и

указания, необходимые для правильной и

безопасной эксплуатации, технического об

служивания, текущего ремонта, хранения и

транспортирования.

В первых трех разделах содержится ин

формация по управлению и правилам экс

плуатации автобуса. Эта информация пред

назначена в основном для водителя, поэтому

обязательно должна находиться в автобусе у

водителя.

В четвертом и пятом разделах содержится

информация по устройству и техническому

обслуживанию систем и составных частей

автобуса. Информация предназначена для

обслуживающего персонала.

Устройство и порядок обслуживания со

ставных частей и систем автобуса (двига

теля, ГМП, ПЖД, подогревателя воздуха,

дисковых тормозов,

ведущего моста, пере

дней оси, кондиционера, централизованной

системы смазки, системы автоматического

пожаротушения и т.д.) приведены в эксплу

атационной документации на эти составные

части и системы.

Руководство

разработано

коллективом

службы главного конструктора по автобусам

ОАО «МАЗ».

Свои замечания и предложения по содер

жанию Руководства высылайте по адресу:

sgk.doc-amaz@maz.by.

Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ».

Перепечатка, перевод и размножение, даже

выборочно, без письменного разрешения

ОАО «МАЗ» запрещены.

* В дальнейшем Руководство

3

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее Руководство по эксплуатации

предназначено для водителей и обслужи

вающего персонала эксплуатирующих ор

ганизаций. В нем содержится техническое

описание и правила эксплуатации автобуса

МАЗ 215.

Руководство распространяется на авто

бусы различных комплектаций.

Автобус МАЗ 215 – городской сочленен

ный автобус, с низким расположением пола,

категория М3, класс I согласно классифика

ции Правил ЕЭК ООН №107 и

ГОСТ 31286.

Автобусы изготавливаются в климатичес

ком исполнении У1 по ГОСТ 15150 и пред

назначены для эксплуатации по автомобиль

ным дорогам общего пользования и улицам

населенных пунктов допускающим осевые

нагрузки указанные в таблице 1.2, и соот

ветствующим по своему эксплуатационному

состоянию требованиям стандартов (в РБ

СТБ 1291).

Обслуживание составных частей авто

буса, выпускаемых другими предприятиями,

следует производить в соответствии с указа

ниями инструкций по эксплуатации этих со

ставных частей.

В настоящем Руководстве приняты неко

торые условные обозначения и сокращения:

АБС (ABS) – антиблокировочная система;

ПБС (ASR) – противобуксовочная сис

тема;

АКБ – аккумуляторная батарея;

АЦСС – автоматическая централизован

ная система смазки;

БК – блок коммутации;

БУ – блок управления;

ГМП – гидромеханическая передача;

ГУР – гидроусилитель руля;

ЖК-дисплей

жидкокристаллический

дисплей;

КЛ – контрольная лампа;

КИП – контрольно-измерительные при

боры;

ПЖД – подогреватель жидкости двига

теля;

ЭМК – электромагнитный клапан;

ЭБУ– электронный блок управления.

Руководство разработано по состоянию

производства автобусов на 1.02.2014 года. В

связи с постоянной работой по совершенс

твованию автобусов, направленной на повы

шение их надежности, в конструкцию могут

быть внесены изменения, не отраженные в

настоящем издании.

В настоящем Руководстве по эксплуатации

используются

следующие

указания

по

технике безопасности:

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

!

Служит для ука

заний по технике безопасности, несоб

людение которых опасно для жизни и

здоровья людей.

ВНИМАНИЕ

!

Служит для указаний

на

способы и приемы, несоблюдение ко

торых может привести к нарушениям в

работе изделия (риск повреждения из

делия), или требуется повышенная осто

рожность в обращении с изделием или

материалами.

4

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе на смотровой яме, а также в

случае применения подъемных устройств,

колеса автобуса должны быть надежно за

стопорены. При необходимости следует

применять предохранительные подставки.

Перед проведением работ по ремонту или

монтажу электрооборудования необходимо

обесточить электрооборудование в целом.

Перед проведением любых работ в мотор

ном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключе

ния срабатывания системы автоматического

пожаротушения, отключить АКБ от борто

вой сети, отсоединив провод «массы» от

клеммы АКБ.

Выполнение ремонта на автобусе с запу

щенным двигателем не допускается, за ис

ключением производства контрольных и ре

гулировочных работ, требующих включения

двигателя (если работы проводятся в отсеке

двигателя или ПЖД, то перед проведением

работ необходимо отключить разъем пита

ния базового блока системы автоматичес

кого пожаротушения).

Поскольку охлаждающая жидкость и тор

мозная жидкость ядовиты, следует строго

соблюдать правила обращения с ними.

При проведении электросварочных ра

бот на автобусе отключить АКБ от бортовой

сети, соединить провода «+» и «-» между

собой и разъединить разъемы электронных

блоков управления (управления двигателем,

ГМП, АБС, ПЖД). Присоединять провод

«массы» сварочного аппарата в непосредс

твенной близости от места сварки. Запреща

ется прокладывать кабель сварочного аппа

рата параллельно электропроводке автобуса.

При проведении сварочных и сверлиль

ных работ в местах укладки пластмассовых

трубопроводов предохранять их от высо

ких температур (свыше 60 °C) и сварочных

брызг. Не допускается наличие воздуха под

давлением в пневмосистеме при ее ремонте,

а также при проведении работ, связанных со

сваркой и сверлением.

После ремонта сильно поврежденного ав

тобуса перед его пуском в эксплуатацию вы

полнить все технические контрольные изме

рения, предусмотренные для автобуса.

Запрещается покидать рабочее место во

дителя при работающем двигателе и неза

действованным стояночным тормозом.

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Строго соблюдать требования безопас

ности, приведенные в Руководстве по экс

плуатации «Система автоматического пожа

ротушения транспортного средства» .

Строго соблюдать требования пожарной

безопасности для предприятий и органи

заций, осуществляющих техническое об

служивание и ремонт автотранспортных

средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).

В процессе ремонта приборов электро

оборудования применение бензина и дру

гих взрывоопасных растворителей категори

чески запрещается. При проведении таких

работ следует пользоваться неогнеопасными

растворителями. Сборку необходимо выпол

нять после предварительной сушки деталей.

Избегать попадания различных моечных

растворов в соединительные панели, пучки

проводов и обмотки приборов электрообору

дования.

Не допускается скопление на двигателе и

обшивке моторного отсека грязи, смешан

ной с маслом или топливом, не допускается

оставлять в моторной шахте обтирочные ма

териалы.

Запрещается курить и пользоваться от

крытым пламенем при работе в моторной

шахте и отсеке ПЖД.

Запрещается эксплуатация автобуса при

наличии подтекания топлива, масла и дру

гих эксплуатационных жидкостей.

Запрещается эксплуатация автобуса при

повреждении изоляции проводов электро

оборудования.

Запрещается разогревать двигатель от

крытым пламенем.

Запрещается

использование

открытого

пламени в салоне и кабине водителя.

Запрещается хранить и перевозить в авто

бусе горючие жидкости и газы.

Запрещается во время эксплуатации и хра

нения автобуса наличие в моторном отсеке и

отсеке ПЖД любых материалов, не предус

мотренных конструкцией автобуса.

5

Запрещается движение со спущенным од

ним или двумя спаренными колесами.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз

душные отопители в закрытых помещениях

из-за опасности отравления и удушья.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз

душные отопители на автозаправочных стан

циях и в местах, где могут образовываться

горючие пары и пыль (например, вблизи

топливных, угольных, древесных складов и

т.п.).

При появлении сигнала «ПОЖАР» на

пульте управления системой автоматичес

кого пожаротушения у водителя во время

движения водитель обязан:

– немедленно остановить автобус, от

крыть все двери, нажать кнопку аварийного

выключателя, высадить пассажиров и уда

лить их на безопасное расстояние;

– действовать в строгом соответствии с

требованиями Руководства по эксплуатации

«Система автоматического пожаротушения

транспортного средства».

– люки моторного отсека можно откры

вать не ранее, чем через 5 минут после

включения системы пожаротушения (при

знак включения — выход белого аэрозоля из

отсека) с целью исключения повторного воз

горания из-за уменьшения концентрации аэ

розоля вследствие его утечки и разбавления

свежим воздухом;

– после тушения очага возгорания остатки

аэрозоля удалить проветриванием, осевший

аэрозоль удалить сухой или влажной про

тиркой;

– заходить в автобус можно только после

проветривания салона.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ

ОГРАНИЧЕНИЯ

К управлению автобусом допускать во

дителей прошедших обучение правилам

эксплуатации автобуса МАЗ 215. Особое

внимание должно быть уделено изучению

требований Руководства по эксплуатации

«Системы автоматического пожаротушения

транспортного средства».

Прежде чем приступить к эксплуатации

автобуса, необходимо внимательно изучить

его устройство, указания по эксплуатации,

техническому обслуживанию и уходу, изло

женные в данном Руководстве и Руководс

твах по эксплуатации составных частей ав

тобуса.

Нормальная работа агрегатов и механиз

мов автобуса обеспечивается, если топливо,

масла и другие эксплуатационные матери

алы применяются в соответствии с указани

ями, приведенными в «Химмотологической

карте» настоящего Руководства. Необходимо

соблюдать объем и периодичность техничес

кого обслуживания, указанные в настоящем

Руководстве, с корректировкой периодич

ности в зависимости от дорожных и кли

матических условий эксплуатации согласно

ГОСТ 21624-81 с отражением проведенных

работ в сервисной книжке.

В период обкатки автобуса строго выпол

нять указания, приведенные в данном Руко

водстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как

дальнейшая его работоспособность в боль

шой степени зависит от того, насколько хо

рошо приработаются детали в начальный

период эксплуатации.

Во время движения следить за показани

ями контрольно-измерительных приборов и

за сигналами контрольных ламп.

Не начинать движение автобуса при дав

лении воздуха в контурах пневматичес

кого привода тормозных механизмов ниже

550 кПа (5,5 кгс/см

2

), т.е. пока не погаснут

контрольные лампы, сигнализирующие о па

дении давления воздуха.

Запрещается запуск двигателя без масла и

охлаждающей жидкости.

Запрещается заливать масло выше верх

ней метки на щупе.

2

Руководство по эксплуатации*

содержит

сведения о конструкции, характеристиках

автобуса МАЗ 215, его составных частей и

указания, необходимые для правильной и

безопасной эксплуатации, технического об

служивания, текущего ремонта, хранения и

транспортирования.

В первых трех разделах содержится ин

формация по управлению и правилам экс

плуатации автобуса. Эта информация пред

назначена в основном для водителя, поэтому

обязательно должна находиться в автобусе у

водителя.

В четвертом и пятом разделах содержится

информация по устройству и техническому

обслуживанию систем и составных частей

автобуса. Информация предназначена для

обслуживающего персонала.

Устройство и порядок обслуживания со

ставных частей и систем автобуса (двига

теля, ГМП, ПЖД, подогревателя воздуха,

дисковых тормозов,

ведущего моста, пере

дней оси, кондиционера, централизованной

системы смазки, системы автоматического

пожаротушения и т.д.) приведены в эксплу

атационной документации на эти составные

части и системы.

Руководство

разработано

коллективом

службы главного конструктора по автобусам

ОАО «МАЗ».

Свои замечания и предложения по содер

жанию Руководства высылайте по адресу:

Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ».

Перепечатка, перевод и размножение, даже

выборочно, без письменного разрешения

ОАО «МАЗ» запрещены.

* В дальнейшем Руководство

3

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее Руководство по эксплуатации

предназначено для водителей и обслужи

вающего персонала эксплуатирующих ор

ганизаций. В нем содержится техническое

описание и правила эксплуатации автобуса

МАЗ 215.

Руководство распространяется на авто

бусы различных комплектаций.

Автобус МАЗ 215 – городской сочленен

ный автобус, с низким расположением пола,

категория М3, класс I согласно классифика

ции Правил ЕЭК ООН №107 и

ГОСТ 31286.

Автобусы изготавливаются в климатичес

ком исполнении У1 по ГОСТ 15150 и пред

назначены для эксплуатации по автомобиль

ным дорогам общего пользования и улицам

населенных пунктов допускающим осевые

нагрузки указанные в таблице 1.2, и соот

ветствующим по своему эксплуатационному

состоянию требованиям стандартов (в РБ

СТБ 1291).

Обслуживание составных частей авто

буса, выпускаемых другими предприятиями,

следует производить в соответствии с указа

ниями инструкций по эксплуатации этих со

ставных частей.

В настоящем Руководстве приняты неко

торые условные обозначения и сокращения:

АБС (ABS) – антиблокировочная система;

ПБС (ASR) – противобуксовочная сис

тема;

АКБ – аккумуляторная батарея;

АЦСС – автоматическая централизован

ная система смазки;

БК – блок коммутации;

БУ – блок управления;

ГМП – гидромеханическая передача;

ГУР – гидроусилитель руля;

ЖК-дисплей

жидкокристаллический

дисплей;

КЛ – контрольная лампа;

КИП – контрольно-измерительные при

боры;

ПЖД – подогреватель жидкости двига

теля;

ЭМК – электромагнитный клапан;

ЭБУ– электронный блок управления.

Руководство разработано по состоянию

производства автобусов на 1.02.2014 года. В

связи с постоянной работой по совершенс

твованию автобусов, направленной на повы

шение их надежности, в конструкцию могут

быть внесены изменения, не отраженные в

настоящем издании.

В настоящем Руководстве по эксплуатации

используются

следующие

указания

по

технике безопасности:

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

!

Служит для ука

заний по технике безопасности, несоб

людение которых опасно для жизни и

здоровья людей.

ВНИМАНИЕ

!

Служит для указаний

на

способы и приемы, несоблюдение ко

торых может привести к нарушениям в

работе изделия (риск повреждения из

делия), или требуется повышенная осто

рожность в обращении с изделием или

материалами.

4

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе на смотровой яме, а также в

случае применения подъемных устройств,

колеса автобуса должны быть надежно за

стопорены. При необходимости следует

применять предохранительные подставки.

Перед проведением работ по ремонту или

монтажу электрооборудования необходимо

обесточить электрооборудование в целом.

Перед проведением любых работ в мотор

ном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключе

ния срабатывания системы автоматического

пожаротушения, отключить АКБ от борто

вой сети, отсоединив провод «массы» от

клеммы АКБ.

Выполнение ремонта на автобусе с запу

щенным двигателем не допускается, за ис

ключением производства контрольных и ре

гулировочных работ, требующих включения

двигателя (если работы проводятся в отсеке

двигателя или ПЖД, то перед проведением

работ необходимо отключить разъем пита

ния базового блока системы автоматичес

кого пожаротушения).

Поскольку охлаждающая жидкость и тор

мозная жидкость ядовиты, следует строго

соблюдать правила обращения с ними.

При проведении электросварочных ра

бот на автобусе отключить АКБ от бортовой

сети, соединить провода «+» и «-» между

собой и разъединить разъемы электронных

блоков управления (управления двигателем,

ГМП, АБС, ПЖД). Присоединять провод

«массы» сварочного аппарата в непосредс

твенной близости от места сварки. Запреща

ется прокладывать кабель сварочного аппа

рата параллельно электропроводке автобуса.

При проведении сварочных и сверлиль

ных работ в местах укладки пластмассовых

трубопроводов предохранять их от высо

ких температур (свыше 60 °C) и сварочных

брызг. Не допускается наличие воздуха под

давлением в пневмосистеме при ее ремонте,

а также при проведении работ, связанных со

сваркой и сверлением.

После ремонта сильно поврежденного ав

тобуса перед его пуском в эксплуатацию вы

полнить все технические контрольные изме

рения, предусмотренные для автобуса.

Запрещается покидать рабочее место во

дителя при работающем двигателе и неза

действованным стояночным тормозом.

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Строго соблюдать требования безопас

ности, приведенные в Руководстве по экс

плуатации «Система автоматического пожа

ротушения транспортного средства» .

Строго соблюдать требования пожарной

безопасности для предприятий и органи

заций, осуществляющих техническое об

служивание и ремонт автотранспортных

средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).

В процессе ремонта приборов электро

оборудования применение бензина и дру

гих взрывоопасных растворителей категори

чески запрещается. При проведении таких

работ следует пользоваться неогнеопасными

растворителями. Сборку необходимо выпол

нять после предварительной сушки деталей.

Избегать попадания различных моечных

растворов в соединительные панели, пучки

проводов и обмотки приборов электрообору

дования.

Не допускается скопление на двигателе и

обшивке моторного отсека грязи, смешан

ной с маслом или топливом, не допускается

оставлять в моторной шахте обтирочные ма

териалы.

Запрещается курить и пользоваться от

крытым пламенем при работе в моторной

шахте и отсеке ПЖД.

Запрещается эксплуатация автобуса при

наличии подтекания топлива, масла и дру

гих эксплуатационных жидкостей.

Запрещается эксплуатация автобуса при

повреждении изоляции проводов электро

оборудования.

Запрещается разогревать двигатель от

крытым пламенем.

Запрещается

использование

открытого

пламени в салоне и кабине водителя.

Запрещается хранить и перевозить в авто

бусе горючие жидкости и газы.

Запрещается во время эксплуатации и хра

нения автобуса наличие в моторном отсеке и

отсеке ПЖД любых материалов, не предус

мотренных конструкцией автобуса.

5

Запрещается движение со спущенным од

ним или двумя спаренными колесами.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз

душные отопители в закрытых помещениях

из-за опасности отравления и удушья.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз

душные отопители на автозаправочных стан

циях и в местах, где могут образовываться

горючие пары и пыль (например, вблизи

топливных, угольных, древесных складов и

т.п.).

При появлении сигнала «ПОЖАР» на

пульте управления системой автоматичес

кого пожаротушения у водителя во время

движения водитель обязан:

– немедленно остановить автобус, от

крыть все двери, нажать кнопку аварийного

выключателя, высадить пассажиров и уда

лить их на безопасное расстояние;

– действовать в строгом соответствии с

требованиями Руководства по эксплуатации

«Система автоматического пожаротушения

транспортного средства».

– люки моторного отсека можно откры

вать не ранее, чем через 5 минут после

включения системы пожаротушения (при

знак включения — выход белого аэрозоля из

отсека) с целью исключения повторного воз

горания из-за уменьшения концентрации аэ

розоля вследствие его утечки и разбавления

свежим воздухом;

– после тушения очага возгорания остатки

аэрозоля удалить проветриванием, осевший

аэрозоль удалить сухой или влажной про

тиркой;

– заходить в автобус можно только после

проветривания салона.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ

ОГРАНИЧЕНИЯ

К управлению автобусом допускать во

дителей прошедших обучение правилам

эксплуатации автобуса МАЗ 215. Особое

внимание должно быть уделено изучению

требований Руководства по эксплуатации

«Системы автоматического пожаротушения

транспортного средства».

Прежде чем приступить к эксплуатации

автобуса, необходимо внимательно изучить

его устройство, указания по эксплуатации,

техническому обслуживанию и уходу, изло

женные в данном Руководстве и Руководс

твах по эксплуатации составных частей ав

тобуса.

Нормальная работа агрегатов и механиз

мов автобуса обеспечивается, если топливо,

масла и другие эксплуатационные матери

алы применяются в соответствии с указани

ями, приведенными в «Химмотологической

карте» настоящего Руководства. Необходимо

соблюдать объем и периодичность техничес

кого обслуживания, указанные в настоящем

Руководстве, с корректировкой периодич

ности в зависимости от дорожных и кли

матических условий эксплуатации согласно

ГОСТ 21624-81 с отражением проведенных

работ в сервисной книжке.

В период обкатки автобуса строго выпол

нять указания, приведенные в данном Руко

водстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как

дальнейшая его работоспособность в боль

шой степени зависит от того, насколько хо

рошо приработаются детали в начальный

период эксплуатации.

Во время движения следить за показани

ями контрольно-измерительных приборов и

за сигналами контрольных ламп.

Не начинать движение автобуса при дав

лении воздуха в контурах пневматичес

кого привода тормозных механизмов ниже

550 кПа (5,5 кгс/см

2

), т.е. пока не погаснут

контрольные лампы, сигнализирующие о па

дении давления воздуха.

Запрещается запуск двигателя без масла и

охлаждающей жидкости.

Запрещается заливать масло выше верх

ней метки на щупе.

..



..

2

Руководство по эксплуатации*

содержит

сведения о конструкции, характеристиках

автобуса МАЗ 215, его составных частей и

указания, необходимые для правильной и

безопасной эксплуатации, технического об

служивания, текущего ремонта, хранения и

транспортирования.

В первых трех разделах содержится ин

формация по управлению и правилам экс

плуатации автобуса. Эта информация пред

назначена в основном для водителя, поэтому

обязательно должна находиться в автобусе у

водителя.

В четвертом и пятом разделах содержится

информация по устройству и техническому

обслуживанию систем и составных частей

автобуса. Информация предназначена для

обслуживающего персонала.

Устройство и порядок обслуживания со

ставных частей и систем автобуса (двига

теля, ГМП, ПЖД, подогревателя воздуха,

дисковых тормозов,

ведущего моста, пере

дней оси, кондиционера, централизованной

системы смазки, системы автоматического

пожаротушения и т.д.) приведены в эксплу

атационной документации на эти составные

части и системы.

Руководство

разработано

коллективом

службы главного конструктора по автобусам

ОАО «МАЗ».

Свои замечания и предложения по содер

жанию Руководства высылайте по адресу:

Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ».

Перепечатка, перевод и размножение, даже

выборочно, без письменного разрешения

ОАО «МАЗ» запрещены.

* В дальнейшем Руководство

3

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее Руководство по эксплуатации

предназначено для водителей и обслужи

вающего персонала эксплуатирующих ор

ганизаций. В нем содержится техническое

описание и правила эксплуатации автобуса

МАЗ 215.

Руководство распространяется на авто

бусы различных комплектаций.

Автобус МАЗ 215 – городской сочленен

ный автобус, с низким расположением пола,

категория М3, класс I согласно классифика

ции Правил ЕЭК ООН №107 и

ГОСТ 31286.

Автобусы изготавливаются в климатичес

ком исполнении У1 по ГОСТ 15150 и пред

назначены для эксплуатации по автомобиль

ным дорогам общего пользования и улицам

населенных пунктов допускающим осевые

нагрузки указанные в таблице 1.2, и соот

ветствующим по своему эксплуатационному

состоянию требованиям стандартов (в РБ

СТБ 1291).

Обслуживание составных частей авто

буса, выпускаемых другими предприятиями,

следует производить в соответствии с указа

ниями инструкций по эксплуатации этих со

ставных частей.

В настоящем Руководстве приняты неко

торые условные обозначения и сокращения:

АБС (ABS) – антиблокировочная система;

ПБС (ASR) – противобуксовочная сис

тема;

АКБ – аккумуляторная батарея;

АЦСС – автоматическая централизован

ная система смазки;

БК – блок коммутации;

БУ – блок управления;

ГМП – гидромеханическая передача;

ГУР – гидроусилитель руля;

ЖК-дисплей

жидкокристаллический

дисплей;

КЛ – контрольная лампа;

КИП – контрольно-измерительные при

боры;

ПЖД – подогреватель жидкости двига

теля;

ЭМК – электромагнитный клапан;

ЭБУ– электронный блок управления.

Руководство разработано по состоянию

производства автобусов на 1.02.2014 года. В

связи с постоянной работой по совершенс

твованию автобусов, направленной на повы

шение их надежности, в конструкцию могут

быть внесены изменения, не отраженные в

настоящем издании.

В настоящем Руководстве по эксплуатации

используются

следующие

указания

по

технике безопасности:

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

!

Служит для ука

заний по технике безопасности, несоб

людение которых опасно для жизни и

здоровья людей.

ВНИМАНИЕ

!

Служит для указаний

на

способы и приемы, несоблюдение ко

торых может привести к нарушениям в

работе изделия (риск повреждения из

делия), или требуется повышенная осто

рожность в обращении с изделием или

материалами.

4

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе на смотровой яме, а также в

случае применения подъемных устройств,

колеса автобуса должны быть надежно за

стопорены. При необходимости следует

применять предохранительные подставки.

Перед проведением работ по ремонту или

монтажу электрооборудования необходимо

обесточить электрооборудование в целом.

Перед проведением любых работ в мотор

ном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключе

ния срабатывания системы автоматического

пожаротушения, отключить АКБ от борто

вой сети, отсоединив провод «массы» от

клеммы АКБ.

Выполнение ремонта на автобусе с запу

щенным двигателем не допускается, за ис

ключением производства контрольных и ре

гулировочных работ, требующих включения

двигателя (если работы проводятся в отсеке

двигателя или ПЖД, то перед проведением

работ необходимо отключить разъем пита

ния базового блока системы автоматичес

кого пожаротушения).

Поскольку охлаждающая жидкость и тор

мозная жидкость ядовиты, следует строго

соблюдать правила обращения с ними.

При проведении электросварочных ра

бот на автобусе отключить АКБ от бортовой

сети, соединить провода «+» и «-» между

собой и разъединить разъемы электронных

блоков управления (управления двигателем,

ГМП, АБС, ПЖД). Присоединять провод

«массы» сварочного аппарата в непосредс

твенной близости от места сварки. Запреща

ется прокладывать кабель сварочного аппа

рата параллельно электропроводке автобуса.

При проведении сварочных и сверлиль

ных работ в местах укладки пластмассовых

трубопроводов предохранять их от высо

ких температур (свыше 60 °C) и сварочных

брызг. Не допускается наличие воздуха под

давлением в пневмосистеме при ее ремонте,

а также при проведении работ, связанных со

сваркой и сверлением.

После ремонта сильно поврежденного ав

тобуса перед его пуском в эксплуатацию вы

полнить все технические контрольные изме

рения, предусмотренные для автобуса.

Запрещается покидать рабочее место во

дителя при работающем двигателе и неза

действованным стояночным тормозом.

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Строго соблюдать требования безопас

ности, приведенные в Руководстве по экс

плуатации «Система автоматического пожа

ротушения транспортного средства» .

Строго соблюдать требования пожарной

безопасности для предприятий и органи

заций, осуществляющих техническое об

служивание и ремонт автотранспортных

средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).

В процессе ремонта приборов электро

оборудования применение бензина и дру

гих взрывоопасных растворителей категори

чески запрещается. При проведении таких

работ следует пользоваться неогнеопасными

растворителями. Сборку необходимо выпол

нять после предварительной сушки деталей.

Избегать попадания различных моечных

растворов в соединительные панели, пучки

проводов и обмотки приборов электрообору

дования.

Не допускается скопление на двигателе и

обшивке моторного отсека грязи, смешан

ной с маслом или топливом, не допускается

оставлять в моторной шахте обтирочные ма

териалы.

Запрещается курить и пользоваться от

крытым пламенем при работе в моторной

шахте и отсеке ПЖД.

Запрещается эксплуатация автобуса при

наличии подтекания топлива, масла и дру

гих эксплуатационных жидкостей.

Запрещается эксплуатация автобуса при

повреждении изоляции проводов электро

оборудования.

Запрещается разогревать двигатель от

крытым пламенем.

Запрещается

использование

открытого

пламени в салоне и кабине водителя.

Запрещается хранить и перевозить в авто

бусе горючие жидкости и газы.

Запрещается во время эксплуатации и хра

нения автобуса наличие в моторном отсеке и

отсеке ПЖД любых материалов, не предус

мотренных конструкцией автобуса.

5

Запрещается движение со спущенным од

ним или двумя спаренными колесами.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз

душные отопители в закрытых помещениях

из-за опасности отравления и удушья.

Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз

душные отопители на автозаправочных стан

циях и в местах, где могут образовываться

горючие пары и пыль (например, вблизи

топливных, угольных, древесных складов и

т.п.).

При появлении сигнала «ПОЖАР» на

пульте управления системой автоматичес

кого пожаротушения у водителя во время

движения водитель обязан:

– немедленно остановить автобус, от

крыть все двери, нажать кнопку аварийного

выключателя, высадить пассажиров и уда

лить их на безопасное расстояние;

– действовать в строгом соответствии с

требованиями Руководства по эксплуатации

«Система автоматического пожаротушения

транспортного средства».

– люки моторного отсека можно откры

вать не ранее, чем через 5 минут после

включения системы пожаротушения (при

знак включения — выход белого аэрозоля из

отсека) с целью исключения повторного воз

горания из-за уменьшения концентрации аэ

розоля вследствие его утечки и разбавления

свежим воздухом;

– после тушения очага возгорания остатки

аэрозоля удалить проветриванием, осевший

аэрозоль удалить сухой или влажной про

тиркой;

– заходить в автобус можно только после

проветривания салона.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ

ОГРАНИЧЕНИЯ

К управлению автобусом допускать во

дителей прошедших обучение правилам

эксплуатации автобуса МАЗ 215. Особое

внимание должно быть уделено изучению

требований Руководства по эксплуатации

«Системы автоматического пожаротушения

транспортного средства».

Прежде чем приступить к эксплуатации

автобуса, необходимо внимательно изучить

его устройство, указания по эксплуатации,

техническому обслуживанию и уходу, изло

женные в данном Руководстве и Руководс

твах по эксплуатации составных частей ав

тобуса.

Нормальная работа агрегатов и механиз

мов автобуса обеспечивается, если топливо,

масла и другие эксплуатационные матери

алы применяются в соответствии с указани

ями, приведенными в «Химмотологической

карте» настоящего Руководства. Необходимо

соблюдать объем и периодичность техничес

кого обслуживания, указанные в настоящем

Руководстве, с корректировкой периодич

ности в зависимости от дорожных и кли

матических условий эксплуатации согласно

ГОСТ 21624-81 с отражением проведенных

работ в сервисной книжке.

В период обкатки автобуса строго выпол

нять указания, приведенные в данном Руко

водстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как

дальнейшая его работоспособность в боль

шой степени зависит от того, насколько хо

рошо приработаются детали в начальный

период эксплуатации.

Во время движения следить за показани

ями контрольно-измерительных приборов и

за сигналами контрольных ламп.

Не начинать движение автобуса при дав

лении воздуха в контурах пневматичес

кого привода тормозных механизмов ниже

550 кПа (5,5 кгс/см

2

), т.е. пока не погаснут

контрольные лампы, сигнализирующие о па

дении давления воздуха.

Запрещается запуск двигателя без масла и

охлаждающей жидкости.

Запрещается заливать масло выше верх

ней метки на щупе.

.. ..

Если Вы сомневаетесь в правильности выбора автозапчастей на сайте или не нашли нужных мы предлагаем оформить заявку с помощью формы предварительного заказа или связаться с менеджером нашей компании по указанным телефонам для уточнения деталей.


*
Имя

*
Телефон

*
E-mail

*
Модель автотехники

VIN-код

*
Перечень запчастей и/или комплектующих


Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению

Заказать

Подробное описание и устройство

Сочлененный автобус МАЗ‑215 задумали к чемпионату мира по хоккею 2014 года, который проходил в Минске. В таких пятидверных «гармошках» возили болельщиков к стадионам: они рассчитаны на 183 пассажиров, а широкие двери обеспечивают быструю посадку. К новой машине решили присмотреться и в России: Санкт-Петербург заказал несколько таких МАЗов — на пробу.

Справка. В результате сейчас автобус активно эксплуатируется в разных странах. Автобус в пятидверной комплектации широко используется в Минске и Гомеле, несколько машин эксплуатируется в Барановичах, Бобруйске, Бресте, Пинске, Новополоцке. Партии автобусов экспортировались в автопарки Монголии (20 автобусов в Улан-Баторе), России (Санкт-Петербург), Сербии (Белград), Украины (Киев, Одесса, с осени 2021 года — Мариуполь).

Общие черты. По многим кузовным элементам МАЗ‑215 унифицирован с хорошо известными в СНГ и Европе моделями МАЗ‑203 и МАЗ‑206. Облицовка кузова выполнена с применением оцинкованного стального листа, алюминиевых и стеклопластиковых панелей. Борта и крыша цельнотянутые. Передняя и задняя маски автобуса стеклопластиковые, закреплены на каркасе с помощью клея. Ветровое стекло трехслойное. Боковые стекла и заднее стекло закаленные, вклеенные.

Автобус МАЗ-215. Фото Википедия

Одним из отличий от модели МАЗ-205 является наличие пяти дверей с девятью створками для пассажиров (в наиболее распространённой комплектации 215169) вместо четырёх дверей (215069). Количество мест для сидения — 38 (существуют варианты на 38, 39 и 40 мест), номинальная вместимость — 170 или 183 человека.

Узловая станция. МАЗ‑215 можно безошибочно опознать по горбу на крыше: там расположены системы охлаждения двигателя и расширительный бачок. Решение непривычное, но вполне технологичное. По современным экологическим стандартам (для автобусов они жестче, чем для грузовиков) двигатель необходимо снабжать большим количеством навесных узлов, которым в «подкапотном» пространстве уже не хватает места.

На предшественнике МАЗ‑205 всё было упрятано в моторный шкаф, из-за чего он получился объемным — почти в два окна! При разработке модели МАЗ‑215 недостатки учли. Громоздкий шкаф уступил место аккуратной тумбочке с вытяжкой, благодаря чему салон стал просторнее и светлее. А топливный бак переехал в удлиненный задний свес тягача и уменьшился в объеме.

Дополнительная, пятая дверь тоже потребовала иных компоновочных решений. Весь правый борт совершенно новый.

В остальном МАЗ‑215 унаследовал весьма удачные агрегаты предыдущих моделей — в частности, автоматическую коробку и ведущий мост ZF, тормоза фирмы Knorr-Bremse (с ABS, ASR и ESP). Рядный шестицилиндровый турбодизель Mercedes-Benz OM 926 LA V/3 (Евро‑5) развивает 326 л.с. и имеет ресурс свыше полутора миллионов километров.

Передняя подвеска зависимая, пневматическая, на двух пневмобаллонах и с двумя амортизаторами. Задняя — зависимая, пневматическая, на четырех пневмобаллонах, с четырьмя амортизаторами и механической системой регулирования уровня пола (подвеска оси второй секции имеет аналогичную схему). С таким шасси автобус ровно стелет даже по разбитому асфальту.

Автобус МАЗ-215 городской. Фото Википедия

Место водителя скомпоновано по-новому. По сторонам от руля две «тематические» панели переключателей: слева — управление электрооборудованием автобуса, справа — клавиши включения книлинга (наклон или приседание автобуса на остановке для удобства пассажиров), дверей и пульта коробки передач. Теперь так: коробка без рычагов, только переключатели.

В помощь водителю — комплексная система видеонаблюдения ВС‑2 витебской . Три камеры смотрят на двери, а четвертая следит за внутренним пространством в корме автобуса. Самой собой, автобус оснащен мощной системой кондиционирования. Проверял ее прошлым летом: даже в жару салон можно превратить в холодильную камеру.

Социальный пакет. МАЗ‑215 оснащен необходимым оборудованием для проезда людей с ограниченными физическими возможностями. Уровень пола понижается до 270 мм над уровнем дороги, есть откидные рампы-пандусы. На накопительных площадках предусмотрены мягкие спинки и фиксаторы для инвалидных колясок.

Агрегаты на выбор. У автобуса МАЗ‑215 есть несколько модификаций: возможны вариации не только агрегатной базы, но и компоновки. Например, вместо пятидверного варианта (215169) можно заказать четырехдверный (215069), а вместо автоматической коробки ZF — автомат фирмы Voith. Время ротации пассажиров в четырехдверной версии увеличится, зато появится дополнительная накопительная площадка. Уже разработан машинокомплект для пятидверного троллейбуса на базе кузова МАЗ‑215 — опытный образец проходит испытания.

Конструкция[ | ]

Автобус полностью низкопольный. Одним из отличий от модели МАЗ-205 является наличие пяти дверей с девятью створками для пассажиров (в наиболее распространённой комплектации 215069) вместо четырёх дверей. Количество мест для сидения — 38 (существуют варианты на 38, 39 и 40 мест), номинальная вместимость — 170 или 183 человека[5][4].

Конструктивным отличием от модели МАЗ-205 является использование другой компоновки двигателя в передней части салона, из-за чего на крыше передней части автобуса появился небольшой «горб», куда вынесена часть оборудования. Детали облицовки кузова выполнены из оцинкованной стали, алюминиевых и стеклопластиковых панелей. На автобус устанавливается дизельный двигатель Mercedes-Benz OM926LA с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха экологического стандарта Евро-5. Коробка передач автоматическая ZF 6AP1400B. Нагрузка на переднюю ось — 7000 кг, на среднюю — 11500 кг, на заднюю — 9500 кг. Полная масса — 28 000 кг, порожняя масса в снаряжённом состоянии — 16 600 кг. База — 5800+6862 мм. Подвеска всех осей зависимая, пневматическая, двухбалонная. Шины 275/70R22.5. Габаритный радиус поворота — не более 12,5 м[4][5][6]. По ряду узлов и агрегатов автобус унифицирован с МАЗ-203 и другими автобусами второго поколения[6]. Максимальная кинематическая скорость — 96 км/ч[4]. Ресурс пробега до первого капитального ремонта (в I категории условий эксплуатации) — не менее 600 000 км, ресурс двигателя — более 1 500 000 км[4][6].

Автобус в пятидверной модификации в Минске. На крыше видны «горб» и системы кондиционирования.

Существуют две комплектации — 215069 и 215169 — с различным количеством дверей (4 и 5) и четырьмя вариантами расположения сидений в салоне[4]. На основе автобуса был разработан троллейбус МАЗ-215Т[6]. Впоследствии на МАЗе была разработана модель с толкающим расположением двигателя (в прицепе) МАЗ-216.

В апреле 2021 года модель была исключена из каталога пассажирской техники МАЗ, что говорит об окончании выпуска модели.

Основные сведения, характеристики

  • Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. ОАО «Минский автомобильный завод» — советская и белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.
  • Назначение. Городской.
  • Класс. Особо большой.
  • Тип кузова. Несущий цельнометаллический сочлененный вагонной компоновки.

Примечания[ | ]

  1. МАЗ-215.*** — Список подвижного состава — Фотобус
  2. МАЗ-215.169 — Список подвижного состава — Фотобус
  3. Сербия, МАЗ-215.M69 — Список подвижного состава — Фотобус
  4. 123456
    Руководство по эксплуатации
  5. 12
    МАЗ-215 в каталоге Минского автозавода
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 октября 2021. Архивировано 25 апреля 2021 года.
  6. 1234
    МАЗ-215 — самый большой городской автобус в СНГ: играй, гармонь
  7. От Венесуэлы до Монголии. Где и в каком виде можно встретить белорусские автобусы и троллейбусы (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 ноября 2021. Архивировано 1 ноября 2021 года.
  8. МАЗ поставил в Сербию автобусы на 2,2 миллиона евро
  9. Мариупольцам показали, как выглядит новый муниципальный транспорт города (ФОТО)

Технические характеристики

  • Тип топлива. Дизель.
  • Емкость топливного бака. 210.
  • Снаряженная и полная масса, кг. 16000 и 28000.
  • Нагрузка на переднюю/среднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 7000/11500/9500.
  • Внешний габаритный радиус поворота, м. 12,5.
  • Рулевой механизм. ZF.
  • Тип рулевого управления. С гидроусилителем.
  • Тормозная система. Пневматическая, объединяющая дисковые тормоза всех колес, ABS и ASR.

Характеристики шасси

  • Марка. МАЗ.
  • Ведущий мост. Передний.
  • Колесная формула. 8х4.
  • Колесная база, мм. 5800+6862.
  • Клиренс/дорожный просвет, мм. 130.
  • Высота ступеньки над уровнем дороги, не более, мм. 340, при книлинге 270.
  • Шины. 275/70R22.5.
  • Колеса. Дисковые 8.25*22.5.
  • Антиблокировочная система тормозов. Присутствует.

Характеристики двигателя/силового агрегата

  • Модель. Daimler OM 926LA.
  • Тип. Дизельный.
  • Количество и расположение цилиндров. 6 рядное.
  • Нормы экологической безопасности. Евро-5.
  • Рабочий объем, л. 7,2.
  • Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 240 (326).
  • Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 1300 при 1200-1600 об/минуту.
  • Расположение двигателя. Заднее.
  • КПП. ZF 6HP604C автоматическая.
  • Подвеска передней-задней оси. Зависимая, пневматическая, двухбаллонная-Зависимая, пневматическая, четырехбаллонная.
  • Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 30-40.
  • Максимальная скорость, км/ч. 85; 96.

Модификации[ | ]

Перечень модификаций

Название Назначение Тип КПП Модель КПП Модель двигателя Экостандарт Годы выпуска Примечание
МАЗ-215.067 городской автоматическая ZF 6AP1400B OM926LA Евро-3 2015
МАЗ-215.069 городской автоматическая ZF 6AP1400B OM926LA Евро-5 2011 — 2021
МАЗ-215.169 городской автоматическая ZF 6AP1400B OM926LA Евро-5 2013 — 2014 4 двери
МАЗ-215.М69 городской автоматическая ZF 6HP604C OM926LA Евро-5 2016

Комплектация

Сочлененный троллейбус МАЗ-215Т, созданный на базе автобуса 215-ой модели. Фото МАЗ

  • Независимый жидкостный подогреватель двигателя 30 кВт Webasto, используемый для предпускового подогрева двигателя и отопления салона
  • Антиблокировочная система тормозов ABS
  • Термошумоизоляционное покрытие потолка
  • Антикоррозийная обработка днища и скрытых полостей
  • Передняя ось и ведущий мост DANA с дисковыми тормозами
  • Перегородка, отделяющая рабочее место водителя от салона из поручней без выхода в салон (с окном кассы)
  • Сидение водителя на пневмоподушке, регулируемое, производства ОАО МАЗ
  • Тонированные стекла с клапанными форточками
  • Комплект наружных зеркал, производство Республика Беларусь
  • Светотехника HELLA
  • Шины импортоного производства
  • Износостойкое покрытие пола Грабиол
  • Откидная трап для заезда инвалидной коляски
  • Оборудование для крепления одной инвалидной коляски
  • Система принудительного наклона автобуса Клининг
  • Оцинкованный лист на бортах и крыше
  • Подвеска передней и задней оси зависимая пневматическая
  • Кнопки требования остановок: 3 на поручнях, 3 на боковых панелях
  • Противотуманные фары
  • Независимый воздушный отопитель кабины водителя 2.0-2.2 кВт
  • Автоматическая централизованная система смазки Linkoln

ООО «АВТО-ТРАНС» является официальным дилером МАЗ. Вот уже более восьми лет компания предлагает на российском рынке ТС, среди которых важное место занял МАЗ 215. Сетевые представительства АВТО-ТРАНС реализуют оптом и в розницу автобусы и запчасти к ним. Для столичного региона был открыт специализированный магазин. Приобрести можно как базовые модели, так и модификации под заказ. Предлагается доставка, выбор способа оплаты. Привлекательна для клиентов гибкая система скидок.
Технические характеристики

Параметры Показатель
Габаритные размеры, мм 18750/2550/3150
База, мм 5865/6937
Колея колес (передних/задних), мм 2101/1888
Наружный радиус поворота не более, мм 12500
Высота ступеньки над уровнем дороги, мм 270*
Высота пола на площадке средней двери, мм 360
Полная масса, кг 28000
Количество мест для сидения 39
Номинальная вместимость, чел 175-184
Максимальная скорость, км/ч 75-96
Двигатель Mercedes-Benz OM926LA (E-5) (EEV)**
Мощность двигателя, кВТ (л.с.) 240(326)
Коробка передач АКП ZF 6HP 604C (6ст.)
Подвеска оси зависимая пневматическая, балонная с системой «книлинга»
Ведущий мост ZF, портальный
Тормозная система пневматическая, двухконтурная с дисковыми механизмами с системой ABS/ASR
Колеса дисковые, 8.25×22.5
Шины бескамерные 275/70R22.5
* — при задействованной системе «книлинга»
** — по заказу

Комплектация

2 независимых жидкостных подогревателя двигателя 30кВт
Антиблокировочная система тормозов ABS
Противобуксовочная система ASR
Рулевой механизм и рулевая колонка производства ZF
Панель приборов водителя импортная (Continental)
Термошумоизоляционное покрытие потолка
Система видеонаблюдения
Антикоррозийная обработка днища и скрытых полостей
Откидной трап для заезда инвалидной коляски
Оборудование и крепление для одной инвалидной коляски
Система принудительного наклона кузова «Книлинг»
Сидение водителя на пневмоподушке, регулируемое, производства ОАО «МАЗ»
Износостойкое покрытие «Автолин»
Оцинкованный лист на бортах и крыше
Кнопки требования остановок
Перегородка, отделяющая от салона рабочее место водителя с дверью в салон и не разделяющая передний дверной проем
Тонирование стекла со сдвижными форточками

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ЗАКАЗЧИКА

Звуковая сигнализация заднего хода
Износостойкое покрытие пола «Грабиол»
Информационная система с внутрисалонным табло
Независимый воздушный отопитель кабины водителя 2,0-2,2кВт
Цифровой тахограф

Габаритные размеры

Дополнительные опции

  • Кондиционер;
  • Независимый воздушный отопитель кабины;
  • Холодильник;
  • Магнитола;
  • Система мониторинга;
  • Зеркало переднего обзора;
  • Центральный замок;
  • Электрический привод зеркал;
  • Электрический привод стеклоподъемников;
  • Круиз-контроль;
  • Солнцезащитный козырек;
  • Шины СНГ или импортные;
  • Циклон очистки воздуха;
  • Сиденья СНГ или импортные;
  • Автоматическое управление отопителем;
  • Светоотражающая маркировка;
  • Подлокотники сидений;
  • Комплект ЗИП стандартный или полнокомплектный.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )


Руководство по эксплуатации*  содержит сведения  о  конструкции,  характеристиках автобуса МАЗ 215, его составных частей и указания,  необходимые  для  правильной  и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.



Если Вы сомневаетесь в правильности выбора автозапчастей на сайте или не нашли нужных мы предлагаем оформить заявку с помощью формы предварительного заказа или связаться с менеджером нашей компании по указанным телефонам для уточнения деталей.


*
Имя

*
Телефон

*
E-mail

*
Модель автотехники

VIN-код

*
Перечень запчастей и/или комплектующих


Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению

Заказать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Конский каштан капсулы инструкция по применению
  • Инструкция по действиям электрика при пожаре
  • Руководство по эксплуатации хундай туксон 2019
  • Инструкция по охране труда инженера программиста в школе
  • Bbk innovation sub инструкция на русском