Руководство по эксплуатации* содержит сведения о конструкции, характеристиках автобуса МАЗ 215, его составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.
Выходные дни: Руководство по эксплуатации МАЗ 215
2
Руководство по эксплуатации*
содержит
сведения о конструкции, характеристиках
автобуса МАЗ 215, его составных частей и
указания, необходимые для правильной и
безопасной эксплуатации, технического об
—
служивания, текущего ремонта, хранения и
транспортирования.
В первых трех разделах содержится ин
—
формация по управлению и правилам экс
—
плуатации автобуса. Эта информация пред
—
назначена в основном для водителя, поэтому
обязательно должна находиться в автобусе у
водителя.
В четвертом и пятом разделах содержится
информация по устройству и техническому
обслуживанию систем и составных частей
автобуса. Информация предназначена для
обслуживающего персонала.
Устройство и порядок обслуживания со
—
ставных частей и систем автобуса (двига
—
теля, ГМП, ПЖД, подогревателя воздуха,
дисковых тормозов,
ведущего моста, пере
—
дней оси, кондиционера, централизованной
системы смазки, системы автоматического
пожаротушения и т.д.) приведены в эксплу
—
атационной документации на эти составные
части и системы.
Руководство
разработано
коллективом
службы главного конструктора по автобусам
ОАО «МАЗ».
Свои замечания и предложения по содер
—
жанию Руководства высылайте по адресу:
Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ».
Перепечатка, перевод и размножение, даже
выборочно, без письменного разрешения
ОАО «МАЗ» запрещены.
* В дальнейшем Руководство
3
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее Руководство по эксплуатации
предназначено для водителей и обслужи
—
вающего персонала эксплуатирующих ор
—
ганизаций. В нем содержится техническое
описание и правила эксплуатации автобуса
МАЗ 215.
Руководство распространяется на авто
—
бусы различных комплектаций.
Автобус МАЗ 215 – городской сочленен
—
ный автобус, с низким расположением пола,
категория М3, класс I согласно классифика
—
ции Правил ЕЭК ООН №107 и
ГОСТ 31286.
Автобусы изготавливаются в климатичес
—
ком исполнении У1 по ГОСТ 15150 и пред
—
назначены для эксплуатации по автомобиль
—
ным дорогам общего пользования и улицам
населенных пунктов допускающим осевые
нагрузки указанные в таблице 1.2, и соот
—
ветствующим по своему эксплуатационному
состоянию требованиям стандартов (в РБ
СТБ 1291).
Обслуживание составных частей авто
—
буса, выпускаемых другими предприятиями,
следует производить в соответствии с указа
—
ниями инструкций по эксплуатации этих со
—
ставных частей.
В настоящем Руководстве приняты неко
—
торые условные обозначения и сокращения:
АБС (ABS) – антиблокировочная система;
ПБС (ASR) – противобуксовочная сис
—
тема;
АКБ – аккумуляторная батарея;
АЦСС – автоматическая централизован
—
ная система смазки;
БК – блок коммутации;
БУ – блок управления;
ГМП – гидромеханическая передача;
ГУР – гидроусилитель руля;
ЖК-дисплей
–
жидкокристаллический
дисплей;
КЛ – контрольная лампа;
КИП – контрольно-измерительные при
—
боры;
ПЖД – подогреватель жидкости двига
—
теля;
ЭМК – электромагнитный клапан;
ЭБУ– электронный блок управления.
Руководство разработано по состоянию
производства автобусов на 1.02.2014 года. В
связи с постоянной работой по совершенс
—
твованию автобусов, направленной на повы
—
шение их надежности, в конструкцию могут
быть внесены изменения, не отраженные в
настоящем издании.
В настоящем Руководстве по эксплуатации
используются
следующие
указания
по
технике безопасности:
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
!
Служит для ука
—
заний по технике безопасности, несоб
—
людение которых опасно для жизни и
здоровья людей.
ВНИМАНИЕ
!
Служит для указаний
на
способы и приемы, несоблюдение ко
—
торых может привести к нарушениям в
работе изделия (риск повреждения из
—
делия), или требуется повышенная осто
—
рожность в обращении с изделием или
материалами.
4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
При работе на смотровой яме, а также в
случае применения подъемных устройств,
колеса автобуса должны быть надежно за
—
стопорены. При необходимости следует
применять предохранительные подставки.
Перед проведением работ по ремонту или
монтажу электрооборудования необходимо
обесточить электрооборудование в целом.
Перед проведением любых работ в мотор
—
ном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключе
—
ния срабатывания системы автоматического
пожаротушения, отключить АКБ от борто
—
вой сети, отсоединив провод «массы» от
клеммы АКБ.
Выполнение ремонта на автобусе с запу
—
щенным двигателем не допускается, за ис
—
ключением производства контрольных и ре
—
гулировочных работ, требующих включения
двигателя (если работы проводятся в отсеке
двигателя или ПЖД, то перед проведением
работ необходимо отключить разъем пита
—
ния базового блока системы автоматичес
—
кого пожаротушения).
Поскольку охлаждающая жидкость и тор
—
мозная жидкость ядовиты, следует строго
соблюдать правила обращения с ними.
При проведении электросварочных ра
—
бот на автобусе отключить АКБ от бортовой
сети, соединить провода «+» и «-» между
собой и разъединить разъемы электронных
блоков управления (управления двигателем,
ГМП, АБС, ПЖД). Присоединять провод
«массы» сварочного аппарата в непосредс
—
твенной близости от места сварки. Запреща
—
ется прокладывать кабель сварочного аппа
—
рата параллельно электропроводке автобуса.
При проведении сварочных и сверлиль
—
ных работ в местах укладки пластмассовых
трубопроводов предохранять их от высо
—
ких температур (свыше 60 °C) и сварочных
брызг. Не допускается наличие воздуха под
давлением в пневмосистеме при ее ремонте,
а также при проведении работ, связанных со
сваркой и сверлением.
После ремонта сильно поврежденного ав
—
тобуса перед его пуском в эксплуатацию вы
—
полнить все технические контрольные изме
—
рения, предусмотренные для автобуса.
Запрещается покидать рабочее место во
—
дителя при работающем двигателе и неза
—
действованным стояночным тормозом.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Строго соблюдать требования безопас
—
ности, приведенные в Руководстве по экс
—
плуатации «Система автоматического пожа
—
ротушения транспортного средства» .
Строго соблюдать требования пожарной
безопасности для предприятий и органи
—
заций, осуществляющих техническое об
—
служивание и ремонт автотранспортных
средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).
В процессе ремонта приборов электро
—
оборудования применение бензина и дру
—
гих взрывоопасных растворителей категори
—
чески запрещается. При проведении таких
работ следует пользоваться неогнеопасными
растворителями. Сборку необходимо выпол
—
нять после предварительной сушки деталей.
Избегать попадания различных моечных
растворов в соединительные панели, пучки
проводов и обмотки приборов электрообору
—
дования.
Не допускается скопление на двигателе и
обшивке моторного отсека грязи, смешан
—
ной с маслом или топливом, не допускается
оставлять в моторной шахте обтирочные ма
—
териалы.
Запрещается курить и пользоваться от
—
крытым пламенем при работе в моторной
шахте и отсеке ПЖД.
Запрещается эксплуатация автобуса при
наличии подтекания топлива, масла и дру
—
гих эксплуатационных жидкостей.
Запрещается эксплуатация автобуса при
повреждении изоляции проводов электро
—
оборудования.
Запрещается разогревать двигатель от
—
крытым пламенем.
Запрещается
использование
открытого
пламени в салоне и кабине водителя.
Запрещается хранить и перевозить в авто
—
бусе горючие жидкости и газы.
Запрещается во время эксплуатации и хра
—
нения автобуса наличие в моторном отсеке и
отсеке ПЖД любых материалов, не предус
—
мотренных конструкцией автобуса.
5
Запрещается движение со спущенным од
—
ним или двумя спаренными колесами.
Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз
—
душные отопители в закрытых помещениях
из-за опасности отравления и удушья.
Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз
—
душные отопители на автозаправочных стан
—
циях и в местах, где могут образовываться
горючие пары и пыль (например, вблизи
топливных, угольных, древесных складов и
т.п.).
При появлении сигнала «ПОЖАР» на
пульте управления системой автоматичес
—
кого пожаротушения у водителя во время
движения водитель обязан:
– немедленно остановить автобус, от
—
крыть все двери, нажать кнопку аварийного
выключателя, высадить пассажиров и уда
—
лить их на безопасное расстояние;
– действовать в строгом соответствии с
требованиями Руководства по эксплуатации
«Система автоматического пожаротушения
транспортного средства».
– люки моторного отсека можно откры
—
вать не ранее, чем через 5 минут после
включения системы пожаротушения (при
—
знак включения — выход белого аэрозоля из
отсека) с целью исключения повторного воз
—
горания из-за уменьшения концентрации аэ
—
розоля вследствие его утечки и разбавления
свежим воздухом;
– после тушения очага возгорания остатки
аэрозоля удалить проветриванием, осевший
аэрозоль удалить сухой или влажной про
—
тиркой;
– заходить в автобус можно только после
проветривания салона.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
ОГРАНИЧЕНИЯ
К управлению автобусом допускать во
—
дителей прошедших обучение правилам
эксплуатации автобуса МАЗ 215. Особое
внимание должно быть уделено изучению
требований Руководства по эксплуатации
«Системы автоматического пожаротушения
транспортного средства».
Прежде чем приступить к эксплуатации
автобуса, необходимо внимательно изучить
его устройство, указания по эксплуатации,
техническому обслуживанию и уходу, изло
—
женные в данном Руководстве и Руководс
—
твах по эксплуатации составных частей ав
—
тобуса.
Нормальная работа агрегатов и механиз
—
мов автобуса обеспечивается, если топливо,
масла и другие эксплуатационные матери
—
алы применяются в соответствии с указани
—
ями, приведенными в «Химмотологической
карте» настоящего Руководства. Необходимо
соблюдать объем и периодичность техничес
—
кого обслуживания, указанные в настоящем
Руководстве, с корректировкой периодич
—
ности в зависимости от дорожных и кли
—
матических условий эксплуатации согласно
ГОСТ 21624-81 с отражением проведенных
работ в сервисной книжке.
В период обкатки автобуса строго выпол
—
нять указания, приведенные в данном Руко
—
водстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как
дальнейшая его работоспособность в боль
—
шой степени зависит от того, насколько хо
—
рошо приработаются детали в начальный
период эксплуатации.
Во время движения следить за показани
—
ями контрольно-измерительных приборов и
за сигналами контрольных ламп.
Не начинать движение автобуса при дав
—
лении воздуха в контурах пневматичес
—
кого привода тормозных механизмов ниже
550 кПа (5,5 кгс/см
2
), т.е. пока не погаснут
контрольные лампы, сигнализирующие о па
—
дении давления воздуха.
Запрещается запуск двигателя без масла и
охлаждающей жидкости.
Запрещается заливать масло выше верх
—
ней метки на щупе.
.. ..
2
Руководство по эксплуатации*
содержит
сведения о конструкции, характеристиках
автобуса МАЗ 215, его составных частей и
указания, необходимые для правильной и
безопасной эксплуатации, технического об
—
служивания, текущего ремонта, хранения и
транспортирования.
В первых трех разделах содержится ин
—
формация по управлению и правилам экс
—
плуатации автобуса. Эта информация пред
—
назначена в основном для водителя, поэтому
обязательно должна находиться в автобусе у
водителя.
В четвертом и пятом разделах содержится
информация по устройству и техническому
обслуживанию систем и составных частей
автобуса. Информация предназначена для
обслуживающего персонала.
Устройство и порядок обслуживания со
—
ставных частей и систем автобуса (двига
—
теля, ГМП, ПЖД, подогревателя воздуха,
дисковых тормозов,
ведущего моста, пере
—
дней оси, кондиционера, централизованной
системы смазки, системы автоматического
пожаротушения и т.д.) приведены в эксплу
—
атационной документации на эти составные
части и системы.
Руководство
разработано
коллективом
службы главного конструктора по автобусам
ОАО «МАЗ».
Свои замечания и предложения по содер
—
жанию Руководства высылайте по адресу:
sgk.doc-amaz@maz.by.
Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ».
Перепечатка, перевод и размножение, даже
выборочно, без письменного разрешения
ОАО «МАЗ» запрещены.
* В дальнейшем Руководство
3
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее Руководство по эксплуатации
предназначено для водителей и обслужи
—
вающего персонала эксплуатирующих ор
—
ганизаций. В нем содержится техническое
описание и правила эксплуатации автобуса
МАЗ 215.
Руководство распространяется на авто
—
бусы различных комплектаций.
Автобус МАЗ 215 – городской сочленен
—
ный автобус, с низким расположением пола,
категория М3, класс I согласно классифика
—
ции Правил ЕЭК ООН №107 и
ГОСТ 31286.
Автобусы изготавливаются в климатичес
—
ком исполнении У1 по ГОСТ 15150 и пред
—
назначены для эксплуатации по автомобиль
—
ным дорогам общего пользования и улицам
населенных пунктов допускающим осевые
нагрузки указанные в таблице 1.2, и соот
—
ветствующим по своему эксплуатационному
состоянию требованиям стандартов (в РБ
СТБ 1291).
Обслуживание составных частей авто
—
буса, выпускаемых другими предприятиями,
следует производить в соответствии с указа
—
ниями инструкций по эксплуатации этих со
—
ставных частей.
В настоящем Руководстве приняты неко
—
торые условные обозначения и сокращения:
АБС (ABS) – антиблокировочная система;
ПБС (ASR) – противобуксовочная сис
—
тема;
АКБ – аккумуляторная батарея;
АЦСС – автоматическая централизован
—
ная система смазки;
БК – блок коммутации;
БУ – блок управления;
ГМП – гидромеханическая передача;
ГУР – гидроусилитель руля;
ЖК-дисплей
–
жидкокристаллический
дисплей;
КЛ – контрольная лампа;
КИП – контрольно-измерительные при
—
боры;
ПЖД – подогреватель жидкости двига
—
теля;
ЭМК – электромагнитный клапан;
ЭБУ– электронный блок управления.
Руководство разработано по состоянию
производства автобусов на 1.02.2014 года. В
связи с постоянной работой по совершенс
—
твованию автобусов, направленной на повы
—
шение их надежности, в конструкцию могут
быть внесены изменения, не отраженные в
настоящем издании.
В настоящем Руководстве по эксплуатации
используются
следующие
указания
по
технике безопасности:
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
!
Служит для ука
—
заний по технике безопасности, несоб
—
людение которых опасно для жизни и
здоровья людей.
ВНИМАНИЕ
!
Служит для указаний
на
способы и приемы, несоблюдение ко
—
торых может привести к нарушениям в
работе изделия (риск повреждения из
—
делия), или требуется повышенная осто
—
рожность в обращении с изделием или
материалами.
4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
При работе на смотровой яме, а также в
случае применения подъемных устройств,
колеса автобуса должны быть надежно за
—
стопорены. При необходимости следует
применять предохранительные подставки.
Перед проведением работ по ремонту или
монтажу электрооборудования необходимо
обесточить электрооборудование в целом.
Перед проведением любых работ в мотор
—
ном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключе
—
ния срабатывания системы автоматического
пожаротушения, отключить АКБ от борто
—
вой сети, отсоединив провод «массы» от
клеммы АКБ.
Выполнение ремонта на автобусе с запу
—
щенным двигателем не допускается, за ис
—
ключением производства контрольных и ре
—
гулировочных работ, требующих включения
двигателя (если работы проводятся в отсеке
двигателя или ПЖД, то перед проведением
работ необходимо отключить разъем пита
—
ния базового блока системы автоматичес
—
кого пожаротушения).
Поскольку охлаждающая жидкость и тор
—
мозная жидкость ядовиты, следует строго
соблюдать правила обращения с ними.
При проведении электросварочных ра
—
бот на автобусе отключить АКБ от бортовой
сети, соединить провода «+» и «-» между
собой и разъединить разъемы электронных
блоков управления (управления двигателем,
ГМП, АБС, ПЖД). Присоединять провод
«массы» сварочного аппарата в непосредс
—
твенной близости от места сварки. Запреща
—
ется прокладывать кабель сварочного аппа
—
рата параллельно электропроводке автобуса.
При проведении сварочных и сверлиль
—
ных работ в местах укладки пластмассовых
трубопроводов предохранять их от высо
—
ких температур (свыше 60 °C) и сварочных
брызг. Не допускается наличие воздуха под
давлением в пневмосистеме при ее ремонте,
а также при проведении работ, связанных со
сваркой и сверлением.
После ремонта сильно поврежденного ав
—
тобуса перед его пуском в эксплуатацию вы
—
полнить все технические контрольные изме
—
рения, предусмотренные для автобуса.
Запрещается покидать рабочее место во
—
дителя при работающем двигателе и неза
—
действованным стояночным тормозом.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Строго соблюдать требования безопас
—
ности, приведенные в Руководстве по экс
—
плуатации «Система автоматического пожа
—
ротушения транспортного средства» .
Строго соблюдать требования пожарной
безопасности для предприятий и органи
—
заций, осуществляющих техническое об
—
служивание и ремонт автотранспортных
средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).
В процессе ремонта приборов электро
—
оборудования применение бензина и дру
—
гих взрывоопасных растворителей категори
—
чески запрещается. При проведении таких
работ следует пользоваться неогнеопасными
растворителями. Сборку необходимо выпол
—
нять после предварительной сушки деталей.
Избегать попадания различных моечных
растворов в соединительные панели, пучки
проводов и обмотки приборов электрообору
—
дования.
Не допускается скопление на двигателе и
обшивке моторного отсека грязи, смешан
—
ной с маслом или топливом, не допускается
оставлять в моторной шахте обтирочные ма
—
териалы.
Запрещается курить и пользоваться от
—
крытым пламенем при работе в моторной
шахте и отсеке ПЖД.
Запрещается эксплуатация автобуса при
наличии подтекания топлива, масла и дру
—
гих эксплуатационных жидкостей.
Запрещается эксплуатация автобуса при
повреждении изоляции проводов электро
—
оборудования.
Запрещается разогревать двигатель от
—
крытым пламенем.
Запрещается
использование
открытого
пламени в салоне и кабине водителя.
Запрещается хранить и перевозить в авто
—
бусе горючие жидкости и газы.
Запрещается во время эксплуатации и хра
—
нения автобуса наличие в моторном отсеке и
отсеке ПЖД любых материалов, не предус
—
мотренных конструкцией автобуса.
5
Запрещается движение со спущенным од
—
ним или двумя спаренными колесами.
Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз
—
душные отопители в закрытых помещениях
из-за опасности отравления и удушья.
Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз
—
душные отопители на автозаправочных стан
—
циях и в местах, где могут образовываться
горючие пары и пыль (например, вблизи
топливных, угольных, древесных складов и
т.п.).
При появлении сигнала «ПОЖАР» на
пульте управления системой автоматичес
—
кого пожаротушения у водителя во время
движения водитель обязан:
– немедленно остановить автобус, от
—
крыть все двери, нажать кнопку аварийного
выключателя, высадить пассажиров и уда
—
лить их на безопасное расстояние;
– действовать в строгом соответствии с
требованиями Руководства по эксплуатации
«Система автоматического пожаротушения
транспортного средства».
– люки моторного отсека можно откры
—
вать не ранее, чем через 5 минут после
включения системы пожаротушения (при
—
знак включения — выход белого аэрозоля из
отсека) с целью исключения повторного воз
—
горания из-за уменьшения концентрации аэ
—
розоля вследствие его утечки и разбавления
свежим воздухом;
– после тушения очага возгорания остатки
аэрозоля удалить проветриванием, осевший
аэрозоль удалить сухой или влажной про
—
тиркой;
– заходить в автобус можно только после
проветривания салона.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
ОГРАНИЧЕНИЯ
К управлению автобусом допускать во
—
дителей прошедших обучение правилам
эксплуатации автобуса МАЗ 215. Особое
внимание должно быть уделено изучению
требований Руководства по эксплуатации
«Системы автоматического пожаротушения
транспортного средства».
Прежде чем приступить к эксплуатации
автобуса, необходимо внимательно изучить
его устройство, указания по эксплуатации,
техническому обслуживанию и уходу, изло
—
женные в данном Руководстве и Руководс
—
твах по эксплуатации составных частей ав
—
тобуса.
Нормальная работа агрегатов и механиз
—
мов автобуса обеспечивается, если топливо,
масла и другие эксплуатационные матери
—
алы применяются в соответствии с указани
—
ями, приведенными в «Химмотологической
карте» настоящего Руководства. Необходимо
соблюдать объем и периодичность техничес
—
кого обслуживания, указанные в настоящем
Руководстве, с корректировкой периодич
—
ности в зависимости от дорожных и кли
—
матических условий эксплуатации согласно
ГОСТ 21624-81 с отражением проведенных
работ в сервисной книжке.
В период обкатки автобуса строго выпол
—
нять указания, приведенные в данном Руко
—
водстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как
дальнейшая его работоспособность в боль
—
шой степени зависит от того, насколько хо
—
рошо приработаются детали в начальный
период эксплуатации.
Во время движения следить за показани
—
ями контрольно-измерительных приборов и
за сигналами контрольных ламп.
Не начинать движение автобуса при дав
—
лении воздуха в контурах пневматичес
—
кого привода тормозных механизмов ниже
550 кПа (5,5 кгс/см
2
), т.е. пока не погаснут
контрольные лампы, сигнализирующие о па
—
дении давления воздуха.
Запрещается запуск двигателя без масла и
охлаждающей жидкости.
Запрещается заливать масло выше верх
—
ней метки на щупе.
2
Руководство по эксплуатации*
содержит
сведения о конструкции, характеристиках
автобуса МАЗ 215, его составных частей и
указания, необходимые для правильной и
безопасной эксплуатации, технического об
—
служивания, текущего ремонта, хранения и
транспортирования.
В первых трех разделах содержится ин
—
формация по управлению и правилам экс
—
плуатации автобуса. Эта информация пред
—
назначена в основном для водителя, поэтому
обязательно должна находиться в автобусе у
водителя.
В четвертом и пятом разделах содержится
информация по устройству и техническому
обслуживанию систем и составных частей
автобуса. Информация предназначена для
обслуживающего персонала.
Устройство и порядок обслуживания со
—
ставных частей и систем автобуса (двига
—
теля, ГМП, ПЖД, подогревателя воздуха,
дисковых тормозов,
ведущего моста, пере
—
дней оси, кондиционера, централизованной
системы смазки, системы автоматического
пожаротушения и т.д.) приведены в эксплу
—
атационной документации на эти составные
части и системы.
Руководство
разработано
коллективом
службы главного конструктора по автобусам
ОАО «МАЗ».
Свои замечания и предложения по содер
—
жанию Руководства высылайте по адресу:
Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ».
Перепечатка, перевод и размножение, даже
выборочно, без письменного разрешения
ОАО «МАЗ» запрещены.
* В дальнейшем Руководство
3
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее Руководство по эксплуатации
предназначено для водителей и обслужи
—
вающего персонала эксплуатирующих ор
—
ганизаций. В нем содержится техническое
описание и правила эксплуатации автобуса
МАЗ 215.
Руководство распространяется на авто
—
бусы различных комплектаций.
Автобус МАЗ 215 – городской сочленен
—
ный автобус, с низким расположением пола,
категория М3, класс I согласно классифика
—
ции Правил ЕЭК ООН №107 и
ГОСТ 31286.
Автобусы изготавливаются в климатичес
—
ком исполнении У1 по ГОСТ 15150 и пред
—
назначены для эксплуатации по автомобиль
—
ным дорогам общего пользования и улицам
населенных пунктов допускающим осевые
нагрузки указанные в таблице 1.2, и соот
—
ветствующим по своему эксплуатационному
состоянию требованиям стандартов (в РБ
СТБ 1291).
Обслуживание составных частей авто
—
буса, выпускаемых другими предприятиями,
следует производить в соответствии с указа
—
ниями инструкций по эксплуатации этих со
—
ставных частей.
В настоящем Руководстве приняты неко
—
торые условные обозначения и сокращения:
АБС (ABS) – антиблокировочная система;
ПБС (ASR) – противобуксовочная сис
—
тема;
АКБ – аккумуляторная батарея;
АЦСС – автоматическая централизован
—
ная система смазки;
БК – блок коммутации;
БУ – блок управления;
ГМП – гидромеханическая передача;
ГУР – гидроусилитель руля;
ЖК-дисплей
–
жидкокристаллический
дисплей;
КЛ – контрольная лампа;
КИП – контрольно-измерительные при
—
боры;
ПЖД – подогреватель жидкости двига
—
теля;
ЭМК – электромагнитный клапан;
ЭБУ– электронный блок управления.
Руководство разработано по состоянию
производства автобусов на 1.02.2014 года. В
связи с постоянной работой по совершенс
—
твованию автобусов, направленной на повы
—
шение их надежности, в конструкцию могут
быть внесены изменения, не отраженные в
настоящем издании.
В настоящем Руководстве по эксплуатации
используются
следующие
указания
по
технике безопасности:
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
!
Служит для ука
—
заний по технике безопасности, несоб
—
людение которых опасно для жизни и
здоровья людей.
ВНИМАНИЕ
!
Служит для указаний
на
способы и приемы, несоблюдение ко
—
торых может привести к нарушениям в
работе изделия (риск повреждения из
—
делия), или требуется повышенная осто
—
рожность в обращении с изделием или
материалами.
4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
При работе на смотровой яме, а также в
случае применения подъемных устройств,
колеса автобуса должны быть надежно за
—
стопорены. При необходимости следует
применять предохранительные подставки.
Перед проведением работ по ремонту или
монтажу электрооборудования необходимо
обесточить электрооборудование в целом.
Перед проведением любых работ в мотор
—
ном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключе
—
ния срабатывания системы автоматического
пожаротушения, отключить АКБ от борто
—
вой сети, отсоединив провод «массы» от
клеммы АКБ.
Выполнение ремонта на автобусе с запу
—
щенным двигателем не допускается, за ис
—
ключением производства контрольных и ре
—
гулировочных работ, требующих включения
двигателя (если работы проводятся в отсеке
двигателя или ПЖД, то перед проведением
работ необходимо отключить разъем пита
—
ния базового блока системы автоматичес
—
кого пожаротушения).
Поскольку охлаждающая жидкость и тор
—
мозная жидкость ядовиты, следует строго
соблюдать правила обращения с ними.
При проведении электросварочных ра
—
бот на автобусе отключить АКБ от бортовой
сети, соединить провода «+» и «-» между
собой и разъединить разъемы электронных
блоков управления (управления двигателем,
ГМП, АБС, ПЖД). Присоединять провод
«массы» сварочного аппарата в непосредс
—
твенной близости от места сварки. Запреща
—
ется прокладывать кабель сварочного аппа
—
рата параллельно электропроводке автобуса.
При проведении сварочных и сверлиль
—
ных работ в местах укладки пластмассовых
трубопроводов предохранять их от высо
—
ких температур (свыше 60 °C) и сварочных
брызг. Не допускается наличие воздуха под
давлением в пневмосистеме при ее ремонте,
а также при проведении работ, связанных со
сваркой и сверлением.
После ремонта сильно поврежденного ав
—
тобуса перед его пуском в эксплуатацию вы
—
полнить все технические контрольные изме
—
рения, предусмотренные для автобуса.
Запрещается покидать рабочее место во
—
дителя при работающем двигателе и неза
—
действованным стояночным тормозом.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Строго соблюдать требования безопас
—
ности, приведенные в Руководстве по экс
—
плуатации «Система автоматического пожа
—
ротушения транспортного средства» .
Строго соблюдать требования пожарной
безопасности для предприятий и органи
—
заций, осуществляющих техническое об
—
служивание и ремонт автотранспортных
средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).
В процессе ремонта приборов электро
—
оборудования применение бензина и дру
—
гих взрывоопасных растворителей категори
—
чески запрещается. При проведении таких
работ следует пользоваться неогнеопасными
растворителями. Сборку необходимо выпол
—
нять после предварительной сушки деталей.
Избегать попадания различных моечных
растворов в соединительные панели, пучки
проводов и обмотки приборов электрообору
—
дования.
Не допускается скопление на двигателе и
обшивке моторного отсека грязи, смешан
—
ной с маслом или топливом, не допускается
оставлять в моторной шахте обтирочные ма
—
териалы.
Запрещается курить и пользоваться от
—
крытым пламенем при работе в моторной
шахте и отсеке ПЖД.
Запрещается эксплуатация автобуса при
наличии подтекания топлива, масла и дру
—
гих эксплуатационных жидкостей.
Запрещается эксплуатация автобуса при
повреждении изоляции проводов электро
—
оборудования.
Запрещается разогревать двигатель от
—
крытым пламенем.
Запрещается
использование
открытого
пламени в салоне и кабине водителя.
Запрещается хранить и перевозить в авто
—
бусе горючие жидкости и газы.
Запрещается во время эксплуатации и хра
—
нения автобуса наличие в моторном отсеке и
отсеке ПЖД любых материалов, не предус
—
мотренных конструкцией автобуса.
5
Запрещается движение со спущенным од
—
ним или двумя спаренными колесами.
Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз
—
душные отопители в закрытых помещениях
из-за опасности отравления и удушья.
Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз
—
душные отопители на автозаправочных стан
—
циях и в местах, где могут образовываться
горючие пары и пыль (например, вблизи
топливных, угольных, древесных складов и
т.п.).
При появлении сигнала «ПОЖАР» на
пульте управления системой автоматичес
—
кого пожаротушения у водителя во время
движения водитель обязан:
– немедленно остановить автобус, от
—
крыть все двери, нажать кнопку аварийного
выключателя, высадить пассажиров и уда
—
лить их на безопасное расстояние;
– действовать в строгом соответствии с
требованиями Руководства по эксплуатации
«Система автоматического пожаротушения
транспортного средства».
– люки моторного отсека можно откры
—
вать не ранее, чем через 5 минут после
включения системы пожаротушения (при
—
знак включения — выход белого аэрозоля из
отсека) с целью исключения повторного воз
—
горания из-за уменьшения концентрации аэ
—
розоля вследствие его утечки и разбавления
свежим воздухом;
– после тушения очага возгорания остатки
аэрозоля удалить проветриванием, осевший
аэрозоль удалить сухой или влажной про
—
тиркой;
– заходить в автобус можно только после
проветривания салона.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
ОГРАНИЧЕНИЯ
К управлению автобусом допускать во
—
дителей прошедших обучение правилам
эксплуатации автобуса МАЗ 215. Особое
внимание должно быть уделено изучению
требований Руководства по эксплуатации
«Системы автоматического пожаротушения
транспортного средства».
Прежде чем приступить к эксплуатации
автобуса, необходимо внимательно изучить
его устройство, указания по эксплуатации,
техническому обслуживанию и уходу, изло
—
женные в данном Руководстве и Руководс
—
твах по эксплуатации составных частей ав
—
тобуса.
Нормальная работа агрегатов и механиз
—
мов автобуса обеспечивается, если топливо,
масла и другие эксплуатационные матери
—
алы применяются в соответствии с указани
—
ями, приведенными в «Химмотологической
карте» настоящего Руководства. Необходимо
соблюдать объем и периодичность техничес
—
кого обслуживания, указанные в настоящем
Руководстве, с корректировкой периодич
—
ности в зависимости от дорожных и кли
—
матических условий эксплуатации согласно
ГОСТ 21624-81 с отражением проведенных
работ в сервисной книжке.
В период обкатки автобуса строго выпол
—
нять указания, приведенные в данном Руко
—
водстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как
дальнейшая его работоспособность в боль
—
шой степени зависит от того, насколько хо
—
рошо приработаются детали в начальный
период эксплуатации.
Во время движения следить за показани
—
ями контрольно-измерительных приборов и
за сигналами контрольных ламп.
Не начинать движение автобуса при дав
—
лении воздуха в контурах пневматичес
—
кого привода тормозных механизмов ниже
550 кПа (5,5 кгс/см
2
), т.е. пока не погаснут
контрольные лампы, сигнализирующие о па
—
дении давления воздуха.
Запрещается запуск двигателя без масла и
охлаждающей жидкости.
Запрещается заливать масло выше верх
—
ней метки на щупе.
..
..
2
Руководство по эксплуатации*
содержит
сведения о конструкции, характеристиках
автобуса МАЗ 215, его составных частей и
указания, необходимые для правильной и
безопасной эксплуатации, технического об
—
служивания, текущего ремонта, хранения и
транспортирования.
В первых трех разделах содержится ин
—
формация по управлению и правилам экс
—
плуатации автобуса. Эта информация пред
—
назначена в основном для водителя, поэтому
обязательно должна находиться в автобусе у
водителя.
В четвертом и пятом разделах содержится
информация по устройству и техническому
обслуживанию систем и составных частей
автобуса. Информация предназначена для
обслуживающего персонала.
Устройство и порядок обслуживания со
—
ставных частей и систем автобуса (двига
—
теля, ГМП, ПЖД, подогревателя воздуха,
дисковых тормозов,
ведущего моста, пере
—
дней оси, кондиционера, централизованной
системы смазки, системы автоматического
пожаротушения и т.д.) приведены в эксплу
—
атационной документации на эти составные
части и системы.
Руководство
разработано
коллективом
службы главного конструктора по автобусам
ОАО «МАЗ».
Свои замечания и предложения по содер
—
жанию Руководства высылайте по адресу:
Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ».
Перепечатка, перевод и размножение, даже
выборочно, без письменного разрешения
ОАО «МАЗ» запрещены.
* В дальнейшем Руководство
3
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее Руководство по эксплуатации
предназначено для водителей и обслужи
—
вающего персонала эксплуатирующих ор
—
ганизаций. В нем содержится техническое
описание и правила эксплуатации автобуса
МАЗ 215.
Руководство распространяется на авто
—
бусы различных комплектаций.
Автобус МАЗ 215 – городской сочленен
—
ный автобус, с низким расположением пола,
категория М3, класс I согласно классифика
—
ции Правил ЕЭК ООН №107 и
ГОСТ 31286.
Автобусы изготавливаются в климатичес
—
ком исполнении У1 по ГОСТ 15150 и пред
—
назначены для эксплуатации по автомобиль
—
ным дорогам общего пользования и улицам
населенных пунктов допускающим осевые
нагрузки указанные в таблице 1.2, и соот
—
ветствующим по своему эксплуатационному
состоянию требованиям стандартов (в РБ
СТБ 1291).
Обслуживание составных частей авто
—
буса, выпускаемых другими предприятиями,
следует производить в соответствии с указа
—
ниями инструкций по эксплуатации этих со
—
ставных частей.
В настоящем Руководстве приняты неко
—
торые условные обозначения и сокращения:
АБС (ABS) – антиблокировочная система;
ПБС (ASR) – противобуксовочная сис
—
тема;
АКБ – аккумуляторная батарея;
АЦСС – автоматическая централизован
—
ная система смазки;
БК – блок коммутации;
БУ – блок управления;
ГМП – гидромеханическая передача;
ГУР – гидроусилитель руля;
ЖК-дисплей
–
жидкокристаллический
дисплей;
КЛ – контрольная лампа;
КИП – контрольно-измерительные при
—
боры;
ПЖД – подогреватель жидкости двига
—
теля;
ЭМК – электромагнитный клапан;
ЭБУ– электронный блок управления.
Руководство разработано по состоянию
производства автобусов на 1.02.2014 года. В
связи с постоянной работой по совершенс
—
твованию автобусов, направленной на повы
—
шение их надежности, в конструкцию могут
быть внесены изменения, не отраженные в
настоящем издании.
В настоящем Руководстве по эксплуатации
используются
следующие
указания
по
технике безопасности:
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
!
Служит для ука
—
заний по технике безопасности, несоб
—
людение которых опасно для жизни и
здоровья людей.
ВНИМАНИЕ
!
Служит для указаний
на
способы и приемы, несоблюдение ко
—
торых может привести к нарушениям в
работе изделия (риск повреждения из
—
делия), или требуется повышенная осто
—
рожность в обращении с изделием или
материалами.
4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
При работе на смотровой яме, а также в
случае применения подъемных устройств,
колеса автобуса должны быть надежно за
—
стопорены. При необходимости следует
применять предохранительные подставки.
Перед проведением работ по ремонту или
монтажу электрооборудования необходимо
обесточить электрооборудование в целом.
Перед проведением любых работ в мотор
—
ном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключе
—
ния срабатывания системы автоматического
пожаротушения, отключить АКБ от борто
—
вой сети, отсоединив провод «массы» от
клеммы АКБ.
Выполнение ремонта на автобусе с запу
—
щенным двигателем не допускается, за ис
—
ключением производства контрольных и ре
—
гулировочных работ, требующих включения
двигателя (если работы проводятся в отсеке
двигателя или ПЖД, то перед проведением
работ необходимо отключить разъем пита
—
ния базового блока системы автоматичес
—
кого пожаротушения).
Поскольку охлаждающая жидкость и тор
—
мозная жидкость ядовиты, следует строго
соблюдать правила обращения с ними.
При проведении электросварочных ра
—
бот на автобусе отключить АКБ от бортовой
сети, соединить провода «+» и «-» между
собой и разъединить разъемы электронных
блоков управления (управления двигателем,
ГМП, АБС, ПЖД). Присоединять провод
«массы» сварочного аппарата в непосредс
—
твенной близости от места сварки. Запреща
—
ется прокладывать кабель сварочного аппа
—
рата параллельно электропроводке автобуса.
При проведении сварочных и сверлиль
—
ных работ в местах укладки пластмассовых
трубопроводов предохранять их от высо
—
ких температур (свыше 60 °C) и сварочных
брызг. Не допускается наличие воздуха под
давлением в пневмосистеме при ее ремонте,
а также при проведении работ, связанных со
сваркой и сверлением.
После ремонта сильно поврежденного ав
—
тобуса перед его пуском в эксплуатацию вы
—
полнить все технические контрольные изме
—
рения, предусмотренные для автобуса.
Запрещается покидать рабочее место во
—
дителя при работающем двигателе и неза
—
действованным стояночным тормозом.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Строго соблюдать требования безопас
—
ности, приведенные в Руководстве по экс
—
плуатации «Система автоматического пожа
—
ротушения транспортного средства» .
Строго соблюдать требования пожарной
безопасности для предприятий и органи
—
заций, осуществляющих техническое об
—
служивание и ремонт автотранспортных
средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).
В процессе ремонта приборов электро
—
оборудования применение бензина и дру
—
гих взрывоопасных растворителей категори
—
чески запрещается. При проведении таких
работ следует пользоваться неогнеопасными
растворителями. Сборку необходимо выпол
—
нять после предварительной сушки деталей.
Избегать попадания различных моечных
растворов в соединительные панели, пучки
проводов и обмотки приборов электрообору
—
дования.
Не допускается скопление на двигателе и
обшивке моторного отсека грязи, смешан
—
ной с маслом или топливом, не допускается
оставлять в моторной шахте обтирочные ма
—
териалы.
Запрещается курить и пользоваться от
—
крытым пламенем при работе в моторной
шахте и отсеке ПЖД.
Запрещается эксплуатация автобуса при
наличии подтекания топлива, масла и дру
—
гих эксплуатационных жидкостей.
Запрещается эксплуатация автобуса при
повреждении изоляции проводов электро
—
оборудования.
Запрещается разогревать двигатель от
—
крытым пламенем.
Запрещается
использование
открытого
пламени в салоне и кабине водителя.
Запрещается хранить и перевозить в авто
—
бусе горючие жидкости и газы.
Запрещается во время эксплуатации и хра
—
нения автобуса наличие в моторном отсеке и
отсеке ПЖД любых материалов, не предус
—
мотренных конструкцией автобуса.
5
Запрещается движение со спущенным од
—
ним или двумя спаренными колесами.
Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз
—
душные отопители в закрытых помещениях
из-за опасности отравления и удушья.
Запрещается эксплуатировать ПЖД и воз
—
душные отопители на автозаправочных стан
—
циях и в местах, где могут образовываться
горючие пары и пыль (например, вблизи
топливных, угольных, древесных складов и
т.п.).
При появлении сигнала «ПОЖАР» на
пульте управления системой автоматичес
—
кого пожаротушения у водителя во время
движения водитель обязан:
– немедленно остановить автобус, от
—
крыть все двери, нажать кнопку аварийного
выключателя, высадить пассажиров и уда
—
лить их на безопасное расстояние;
– действовать в строгом соответствии с
требованиями Руководства по эксплуатации
«Система автоматического пожаротушения
транспортного средства».
– люки моторного отсека можно откры
—
вать не ранее, чем через 5 минут после
включения системы пожаротушения (при
—
знак включения — выход белого аэрозоля из
отсека) с целью исключения повторного воз
—
горания из-за уменьшения концентрации аэ
—
розоля вследствие его утечки и разбавления
свежим воздухом;
– после тушения очага возгорания остатки
аэрозоля удалить проветриванием, осевший
аэрозоль удалить сухой или влажной про
—
тиркой;
– заходить в автобус можно только после
проветривания салона.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
ОГРАНИЧЕНИЯ
К управлению автобусом допускать во
—
дителей прошедших обучение правилам
эксплуатации автобуса МАЗ 215. Особое
внимание должно быть уделено изучению
требований Руководства по эксплуатации
«Системы автоматического пожаротушения
транспортного средства».
Прежде чем приступить к эксплуатации
автобуса, необходимо внимательно изучить
его устройство, указания по эксплуатации,
техническому обслуживанию и уходу, изло
—
женные в данном Руководстве и Руководс
—
твах по эксплуатации составных частей ав
—
тобуса.
Нормальная работа агрегатов и механиз
—
мов автобуса обеспечивается, если топливо,
масла и другие эксплуатационные матери
—
алы применяются в соответствии с указани
—
ями, приведенными в «Химмотологической
карте» настоящего Руководства. Необходимо
соблюдать объем и периодичность техничес
—
кого обслуживания, указанные в настоящем
Руководстве, с корректировкой периодич
—
ности в зависимости от дорожных и кли
—
матических условий эксплуатации согласно
ГОСТ 21624-81 с отражением проведенных
работ в сервисной книжке.
В период обкатки автобуса строго выпол
—
нять указания, приведенные в данном Руко
—
водстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как
дальнейшая его работоспособность в боль
—
шой степени зависит от того, насколько хо
—
рошо приработаются детали в начальный
период эксплуатации.
Во время движения следить за показани
—
ями контрольно-измерительных приборов и
за сигналами контрольных ламп.
Не начинать движение автобуса при дав
—
лении воздуха в контурах пневматичес
—
кого привода тормозных механизмов ниже
550 кПа (5,5 кгс/см
2
), т.е. пока не погаснут
контрольные лампы, сигнализирующие о па
—
дении давления воздуха.
Запрещается запуск двигателя без масла и
охлаждающей жидкости.
Запрещается заливать масло выше верх
—
ней метки на щупе.
.. ..
Если Вы сомневаетесь в правильности выбора автозапчастей на сайте или не нашли нужных мы предлагаем оформить заявку с помощью формы предварительного заказа или связаться с менеджером нашей компании по указанным телефонам для уточнения деталей.
*
Имя
*
Телефон
*
E-mail
*
Модель автотехники
VIN-код
*
Перечень запчастей и/или комплектующих
Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению
Заказать
Подробное описание и устройство
Сочлененный автобус МАЗ‑215 задумали к чемпионату мира по хоккею 2014 года, который проходил в Минске. В таких пятидверных «гармошках» возили болельщиков к стадионам: они рассчитаны на 183 пассажиров, а широкие двери обеспечивают быструю посадку. К новой машине решили присмотреться и в России: Санкт-Петербург заказал несколько таких МАЗов — на пробу.
Справка. В результате сейчас автобус активно эксплуатируется в разных странах. Автобус в пятидверной комплектации широко используется в Минске и Гомеле, несколько машин эксплуатируется в Барановичах, Бобруйске, Бресте, Пинске, Новополоцке. Партии автобусов экспортировались в автопарки Монголии (20 автобусов в Улан-Баторе), России (Санкт-Петербург), Сербии (Белград), Украины (Киев, Одесса, с осени 2021 года — Мариуполь).
Общие черты. По многим кузовным элементам МАЗ‑215 унифицирован с хорошо известными в СНГ и Европе моделями МАЗ‑203 и МАЗ‑206. Облицовка кузова выполнена с применением оцинкованного стального листа, алюминиевых и стеклопластиковых панелей. Борта и крыша цельнотянутые. Передняя и задняя маски автобуса стеклопластиковые, закреплены на каркасе с помощью клея. Ветровое стекло трехслойное. Боковые стекла и заднее стекло закаленные, вклеенные.
Автобус МАЗ-215. Фото Википедия
Одним из отличий от модели МАЗ-205 является наличие пяти дверей с девятью створками для пассажиров (в наиболее распространённой комплектации 215169) вместо четырёх дверей (215069). Количество мест для сидения — 38 (существуют варианты на 38, 39 и 40 мест), номинальная вместимость — 170 или 183 человека.
Узловая станция. МАЗ‑215 можно безошибочно опознать по горбу на крыше: там расположены системы охлаждения двигателя и расширительный бачок. Решение непривычное, но вполне технологичное. По современным экологическим стандартам (для автобусов они жестче, чем для грузовиков) двигатель необходимо снабжать большим количеством навесных узлов, которым в «подкапотном» пространстве уже не хватает места.
На предшественнике МАЗ‑205 всё было упрятано в моторный шкаф, из-за чего он получился объемным — почти в два окна! При разработке модели МАЗ‑215 недостатки учли. Громоздкий шкаф уступил место аккуратной тумбочке с вытяжкой, благодаря чему салон стал просторнее и светлее. А топливный бак переехал в удлиненный задний свес тягача и уменьшился в объеме.
Дополнительная, пятая дверь тоже потребовала иных компоновочных решений. Весь правый борт совершенно новый.
В остальном МАЗ‑215 унаследовал весьма удачные агрегаты предыдущих моделей — в частности, автоматическую коробку и ведущий мост ZF, тормоза фирмы Knorr-Bremse (с ABS, ASR и ESP). Рядный шестицилиндровый турбодизель Mercedes-Benz OM 926 LA V/3 (Евро‑5) развивает 326 л.с. и имеет ресурс свыше полутора миллионов километров.
Передняя подвеска зависимая, пневматическая, на двух пневмобаллонах и с двумя амортизаторами. Задняя — зависимая, пневматическая, на четырех пневмобаллонах, с четырьмя амортизаторами и механической системой регулирования уровня пола (подвеска оси второй секции имеет аналогичную схему). С таким шасси автобус ровно стелет даже по разбитому асфальту.
Автобус МАЗ-215 городской. Фото Википедия
Место водителя скомпоновано по-новому. По сторонам от руля две «тематические» панели переключателей: слева — управление электрооборудованием автобуса, справа — клавиши включения книлинга (наклон или приседание автобуса на остановке для удобства пассажиров), дверей и пульта коробки передач. Теперь так: коробка без рычагов, только переключатели.
В помощь водителю — комплексная система видеонаблюдения ВС‑2 витебской . Три камеры смотрят на двери, а четвертая следит за внутренним пространством в корме автобуса. Самой собой, автобус оснащен мощной системой кондиционирования. Проверял ее прошлым летом: даже в жару салон можно превратить в холодильную камеру.
Социальный пакет. МАЗ‑215 оснащен необходимым оборудованием для проезда людей с ограниченными физическими возможностями. Уровень пола понижается до 270 мм над уровнем дороги, есть откидные рампы-пандусы. На накопительных площадках предусмотрены мягкие спинки и фиксаторы для инвалидных колясок.
Агрегаты на выбор. У автобуса МАЗ‑215 есть несколько модификаций: возможны вариации не только агрегатной базы, но и компоновки. Например, вместо пятидверного варианта (215169) можно заказать четырехдверный (215069), а вместо автоматической коробки ZF — автомат фирмы Voith. Время ротации пассажиров в четырехдверной версии увеличится, зато появится дополнительная накопительная площадка. Уже разработан машинокомплект для пятидверного троллейбуса на базе кузова МАЗ‑215 — опытный образец проходит испытания.
Конструкция[ | ]
Автобус полностью низкопольный. Одним из отличий от модели МАЗ-205 является наличие пяти дверей с девятью створками для пассажиров (в наиболее распространённой комплектации 215069) вместо четырёх дверей. Количество мест для сидения — 38 (существуют варианты на 38, 39 и 40 мест), номинальная вместимость — 170 или 183 человека[5][4].
Конструктивным отличием от модели МАЗ-205 является использование другой компоновки двигателя в передней части салона, из-за чего на крыше передней части автобуса появился небольшой «горб», куда вынесена часть оборудования. Детали облицовки кузова выполнены из оцинкованной стали, алюминиевых и стеклопластиковых панелей. На автобус устанавливается дизельный двигатель Mercedes-Benz OM926LA с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха экологического стандарта Евро-5. Коробка передач автоматическая ZF 6AP1400B. Нагрузка на переднюю ось — 7000 кг, на среднюю — 11500 кг, на заднюю — 9500 кг. Полная масса — 28 000 кг, порожняя масса в снаряжённом состоянии — 16 600 кг. База — 5800+6862 мм. Подвеска всех осей зависимая, пневматическая, двухбалонная. Шины 275/70R22.5. Габаритный радиус поворота — не более 12,5 м[4][5][6]. По ряду узлов и агрегатов автобус унифицирован с МАЗ-203 и другими автобусами второго поколения[6]. Максимальная кинематическая скорость — 96 км/ч[4]. Ресурс пробега до первого капитального ремонта (в I категории условий эксплуатации) — не менее 600 000 км, ресурс двигателя — более 1 500 000 км[4][6].
Автобус в пятидверной модификации в Минске. На крыше видны «горб» и системы кондиционирования.
Существуют две комплектации — 215069 и 215169 — с различным количеством дверей (4 и 5) и четырьмя вариантами расположения сидений в салоне[4]. На основе автобуса был разработан троллейбус МАЗ-215Т[6]. Впоследствии на МАЗе была разработана модель с толкающим расположением двигателя (в прицепе) МАЗ-216.
В апреле 2021 года модель была исключена из каталога пассажирской техники МАЗ, что говорит об окончании выпуска модели.
Основные сведения, характеристики
- Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. ОАО «Минский автомобильный завод» — советская и белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.
- Назначение. Городской.
- Класс. Особо большой.
- Тип кузова. Несущий цельнометаллический сочлененный вагонной компоновки.
Примечания[ | ]
- МАЗ-215.*** — Список подвижного состава — Фотобус
- МАЗ-215.169 — Список подвижного состава — Фотобус
- Сербия, МАЗ-215.M69 — Список подвижного состава — Фотобус
- ↑ 123456
Руководство по эксплуатации - ↑ 12
МАЗ-215 в каталоге Минского автозавода
(неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 31 октября 2021. Архивировано 25 апреля 2021 года. - ↑ 1234
МАЗ-215 — самый большой городской автобус в СНГ: играй, гармонь - От Венесуэлы до Монголии. Где и в каком виде можно встретить белорусские автобусы и троллейбусы (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 1 ноября 2021. Архивировано 1 ноября 2021 года. - МАЗ поставил в Сербию автобусы на 2,2 миллиона евро
- Мариупольцам показали, как выглядит новый муниципальный транспорт города (ФОТО)
Технические характеристики
- Тип топлива. Дизель.
- Емкость топливного бака. 210.
- Снаряженная и полная масса, кг. 16000 и 28000.
- Нагрузка на переднюю/среднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 7000/11500/9500.
- Внешний габаритный радиус поворота, м. 12,5.
- Рулевой механизм. ZF.
- Тип рулевого управления. С гидроусилителем.
- Тормозная система. Пневматическая, объединяющая дисковые тормоза всех колес, ABS и ASR.
Характеристики шасси
- Марка. МАЗ.
- Ведущий мост. Передний.
- Колесная формула. 8х4.
- Колесная база, мм. 5800+6862.
- Клиренс/дорожный просвет, мм. 130.
- Высота ступеньки над уровнем дороги, не более, мм. 340, при книлинге 270.
- Шины. 275/70R22.5.
- Колеса. Дисковые 8.25*22.5.
- Антиблокировочная система тормозов. Присутствует.
Характеристики двигателя/силового агрегата
- Модель. Daimler OM 926LA.
- Тип. Дизельный.
- Количество и расположение цилиндров. 6 рядное.
- Нормы экологической безопасности. Евро-5.
- Рабочий объем, л. 7,2.
- Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 240 (326).
- Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 1300 при 1200-1600 об/минуту.
- Расположение двигателя. Заднее.
- КПП. ZF 6HP604C автоматическая.
- Подвеска передней-задней оси. Зависимая, пневматическая, двухбаллонная-Зависимая, пневматическая, четырехбаллонная.
- Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 30-40.
- Максимальная скорость, км/ч. 85; 96.
Модификации[ | ]
Перечень модификаций
Название | Назначение | Тип КПП | Модель КПП | Модель двигателя | Экостандарт | Годы выпуска | Примечание |
МАЗ-215.067 | городской | автоматическая | ZF 6AP1400B | OM926LA | Евро-3 | 2015 | |
МАЗ-215.069 | городской | автоматическая | ZF 6AP1400B | OM926LA | Евро-5 | 2011 — 2021 | |
МАЗ-215.169 | городской | автоматическая | ZF 6AP1400B | OM926LA | Евро-5 | 2013 — 2014 | 4 двери |
МАЗ-215.М69 | городской | автоматическая | ZF 6HP604C | OM926LA | Евро-5 | 2016 |
Комплектация
Сочлененный троллейбус МАЗ-215Т, созданный на базе автобуса 215-ой модели. Фото МАЗ
- Независимый жидкостный подогреватель двигателя 30 кВт Webasto, используемый для предпускового подогрева двигателя и отопления салона
- Антиблокировочная система тормозов ABS
- Термошумоизоляционное покрытие потолка
- Антикоррозийная обработка днища и скрытых полостей
- Передняя ось и ведущий мост DANA с дисковыми тормозами
- Перегородка, отделяющая рабочее место водителя от салона из поручней без выхода в салон (с окном кассы)
- Сидение водителя на пневмоподушке, регулируемое, производства ОАО МАЗ
- Тонированные стекла с клапанными форточками
- Комплект наружных зеркал, производство Республика Беларусь
- Светотехника HELLA
- Шины импортоного производства
- Износостойкое покрытие пола Грабиол
- Откидная трап для заезда инвалидной коляски
- Оборудование для крепления одной инвалидной коляски
- Система принудительного наклона автобуса Клининг
- Оцинкованный лист на бортах и крыше
- Подвеска передней и задней оси зависимая пневматическая
- Кнопки требования остановок: 3 на поручнях, 3 на боковых панелях
- Противотуманные фары
- Независимый воздушный отопитель кабины водителя 2.0-2.2 кВт
- Автоматическая централизованная система смазки Linkoln
ООО «АВТО-ТРАНС» является официальным дилером МАЗ. Вот уже более восьми лет компания предлагает на российском рынке ТС, среди которых важное место занял МАЗ 215. Сетевые представительства АВТО-ТРАНС реализуют оптом и в розницу автобусы и запчасти к ним. Для столичного региона был открыт специализированный магазин. Приобрести можно как базовые модели, так и модификации под заказ. Предлагается доставка, выбор способа оплаты. Привлекательна для клиентов гибкая система скидок.
Технические характеристики
Параметры | Показатель |
Габаритные размеры, мм | 18750/2550/3150 |
База, мм | 5865/6937 |
Колея колес (передних/задних), мм | 2101/1888 |
Наружный радиус поворота не более, мм | 12500 |
Высота ступеньки над уровнем дороги, мм | 270* |
Высота пола на площадке средней двери, мм | 360 |
Полная масса, кг | 28000 |
Количество мест для сидения | 39 |
Номинальная вместимость, чел | 175-184 |
Максимальная скорость, км/ч | 75-96 |
Двигатель | Mercedes-Benz OM926LA (E-5) (EEV)** |
Мощность двигателя, кВТ (л.с.) | 240(326) |
Коробка передач | АКП ZF 6HP 604C (6ст.) |
Подвеска оси | зависимая пневматическая, балонная с системой «книлинга» |
Ведущий мост | ZF, портальный |
Тормозная система | пневматическая, двухконтурная с дисковыми механизмами с системой ABS/ASR |
Колеса | дисковые, 8.25×22.5 |
Шины | бескамерные 275/70R22.5 |
* — при задействованной системе «книлинга» | |
** — по заказу |
Комплектация
2 независимых жидкостных подогревателя двигателя 30кВт |
Антиблокировочная система тормозов ABS |
Противобуксовочная система ASR |
Рулевой механизм и рулевая колонка производства ZF |
Панель приборов водителя импортная (Continental) |
Термошумоизоляционное покрытие потолка |
Система видеонаблюдения |
Антикоррозийная обработка днища и скрытых полостей |
Откидной трап для заезда инвалидной коляски |
Оборудование и крепление для одной инвалидной коляски |
Система принудительного наклона кузова «Книлинг» |
Сидение водителя на пневмоподушке, регулируемое, производства ОАО «МАЗ» |
Износостойкое покрытие «Автолин» |
Оцинкованный лист на бортах и крыше |
Кнопки требования остановок |
Перегородка, отделяющая от салона рабочее место водителя с дверью в салон и не разделяющая передний дверной проем |
Тонирование стекла со сдвижными форточками |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ЗАКАЗЧИКА
Звуковая сигнализация заднего хода |
Износостойкое покрытие пола «Грабиол» |
Информационная система с внутрисалонным табло |
Независимый воздушный отопитель кабины водителя 2,0-2,2кВт |
Цифровой тахограф |
Габаритные размеры
Дополнительные опции
- Кондиционер;
- Независимый воздушный отопитель кабины;
- Холодильник;
- Магнитола;
- Система мониторинга;
- Зеркало переднего обзора;
- Центральный замок;
- Электрический привод зеркал;
- Электрический привод стеклоподъемников;
- Круиз-контроль;
- Солнцезащитный козырек;
- Шины СНГ или импортные;
- Циклон очистки воздуха;
- Сиденья СНГ или импортные;
- Автоматическое управление отопителем;
- Светоотражающая маркировка;
- Подлокотники сидений;
- Комплект ЗИП стандартный или полнокомплектный.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Руководство по эксплуатации* содержит сведения о конструкции, характеристиках автобуса МАЗ 215, его составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.
Если Вы сомневаетесь в правильности выбора автозапчастей на сайте или не нашли нужных мы предлагаем оформить заявку с помощью формы предварительного заказа или связаться с менеджером нашей компании по указанным телефонам для уточнения деталей.
*
Имя
*
Телефон
*
E-mail
*
Модель автотехники
VIN-код
*
Перечень запчастей и/или комплектующих
Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению
Заказать