Руководство по длительности

Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительности нот – это тема нашего сегодняшнего разговора.

Вы, наверное, замечали, что ноты не только пишутся на разных линейках нотного стана, но еще и по-разному выглядят? Одни почему-то закрашенные и с хвостами, другие – без хвостов, третьи вообще внутри пустые. Это и есть различные длительности.

примеры длительностей нот в музыке

Основные длительности нот

Сначала мы предложим вам просто рассмотреть все часто встречающиеся в музыке длительности и запомнить их названия, а чуть позже разберемся с их значением в музыкальном ритме и с тем, как их чувствовать.

Основных длительностей не так уж и много. Это:

основные длительности нот

ЦЕЛАЯ – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный. В музыкальных кругах целые ноты любят обзывать «картошками».

ПОЛОВИННАЯ – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Например, если целую ноту держать 4 секунды, то половинную – всего 2 секунды (все эти секунды сейчас чисто условные единицы, чтобы вы только лишь поняли принцип). Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка (картошка) у нее не такая жирная, а еще у нее имеется палочка (правильно говорить – штиль).

ЧЕТВЕРТНАЯ – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Значит, если целая звучит 4 секунды, половинная – 2 секунды, то четвертная будет играться всего лишь 1 секунду. Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.

ВОСЬМАЯ – как вы уже, наверное, догадались, восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой). А длиться она будет, соответственно, всего половину секунды (0,5 с). Восьмая или, как любят говорить музыканты, восьмушка – это хвостатая нота. От четвертной она отличается наличием хвоста (гривы). Вообще, по-научному, этот хвост называется флажком. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (правильно говорить – ребро).

ШЕСТНАДЦАТАЯ – в два раза короче восьмушки, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 штучек таких нот. А на одну секунду приходится по нашей условной схеме аж четыре шестнадцатых нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмушку, только вот хвоста у нее целых два (две косички). Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра (две «крыши», две перекладины).

запись восьмых и шестнадцатых под одим ребром

Конечно, существуют и длительности более мелкие, чем шестнадцатые – например, 32-е или 64-е, но пока ими забивать голову не стоит. Сейчас самое главное – понять базовые принципы, тогда остальное придет само собой. Кстати, есть длительности, которые больше целой (например, бревис), но это тоже тема отдельного разговора.

Соотношение длительностей между собой

На следующей картинке будет показана схема-таблица дробления длительностей. Каждая новая, более мелкая длительность возникает при делении более крупной на две части. Этот принцип называется «принципом четного деления». Целая нота делится на число два в разных степенях, то есть на 2, 4, 8, 16, 32 или другое, большее количество частей. Отсюда, кстати происходят и названия «четвертная», «восьмая», «шестнадцатая» и другие. Рассмотрите эту таблицу и постарайтесь ее понять.

таблица длительностей нот

Пожалуй, самым важным в изучении длительностей является понимание их соотношения между собой. Дело в том, что музыкальное время условно, оно не измеряется точно выверенными секундами. И поэтому мы не можем сказать точно, сколько будет длиться целая или половинная нота в секундах. Примеры, которые мы приводили, условны – всего лишь один из возможных вариантов. Что же тогда делать? Как тогда точно соблюдать ритм?

Что такое музыкальное время?

Оказывается, в музыке есть своя единица измерения времени. Это удар пульса. Да, в музыке, как и у любого живого организма, бьется пульс. Удары пульса равномерные, но они могут быть разные по скорости. Пульс может биться быстро, учащенно, а может – медленно, спокойно. Таким образом, получается, что биение пульса как единица измерения времени непостоянна, изменчива. Она зависит от темпа произведения. Но одновременно это измерение является очень важным. Почему?

Допустим, что пульс в пьесе бьется четвертями (то есть четвертными нотами). Тогда, зная соотношение длительностей между собой можно высчитать и почувствовать, как будут звучать другие ноты. Например, половинные будут занимать по своей продолжительности два удара пульса, целая – четыре удара пульса, и на один удар пульса надо успеть произнести две восьмушки или четыре штуки шестнадцатых нот.

длительности и удары пульса

Ритмические упражнения на разные длительности

Давайте теперь постараемся познать все то же самое, только уже на практике.

УПРАЖНЕНИЕ №1. Допустим, что пульс у нас отбивается ровными четвертями на ноте СОЛЬ. Все, что мы здесь описываем, будет представлено и на нотном примере, под которым также размещена аудиозапись. Послушайте, как это звучит. Уловите этот ровный ритм. Хлопайте его в ладоши, щелкайте пальцами или отбивайте ручкой по столу, а после того, как мелодия закончится, попытайтесь продолжить этот же ритм или повторить самостоятельно без аудио.

ritm-upr-001

УПРАЖЕНИЕ №2. Теперь попробуйте уловить звучание других длительностей. Например, половинных. Половинные звучат, конечно же, в два раза медленнее, чем четверти, которыми у нас в данном случае отбивается пульс. В начале следующего примера вы услышите удары пульса четвертями – мы напомним таким образом вам этот тепм. Четвертные ноты прозвучат четыре раза, а затем пойдут половинные длительности. В каждой половинной постарайтесь уловить, прочувствовать продолжение тех же самых ударов. То есть второй удар в половинной ноте вам нужно как бы представить, ощутить внутри себя.

ritm-upr-002

Получилось? Если да, то хорошо. Если нет, то попробуйте другой вариант упражнения. Сейчас на нотном примере вы увидите двухголосие. Нижний голос будет тихо играть ровными четвертями на ноте СОЛЬ в басовом ключе, а верхний голос после первых четырех ударов переключится на половинные, которые будет играть погромче на ноте СИ. Таким образом, в каждой половинной вы сможете услышать реальный отголосок второго удара пульса, который будет подыгрывать второй голос. После этого варианта упражнения вы можете вернуться к первому варианту.

ritm-upr-003

УПРАЖНЕНИЕ №3. Сейчас нужно будет ловить ритм из восьмых нот. Восьмые ноты исполняются быстрее, чем четвертные, и поэтому на каждый удар пульса будет приходиться сразу по две восьмушки. В приведенном ниже примере сначала, как всегда, пройдут четыре удара четвертями, а затем пойдет пульсация восьмыми. Вы при этом стучите про себя пульс ровными четвертями. Почувствуйте, как на один ваш удар приходится две восьмых ноты.

ritm-upr-004

И второй вариант этого упражнения. С двухголосием, во втором голосе от начала и до конца сохранена пульсация ровными четвертями на ноте СОЛЬ. В верхнем голосе идет переключение на восьмушки.

ritm-upr-005

УПРАЖНЕНИЕ №4. Эта задача познакомит вас с ритмом шестнадцатых нот. Их на один удар пульса приходится сразу четыре штуки. Разгоняться мы будем постепенно. Сначала будет 4 удара четвертями, затем 8 ударов восьмушками, и только потом пойдут шестнадцатые. Шестнадцатые здесь для удобства собраны в группы по четыре штуки под одну «крышу» (под одно ребро). Начало каждой группы совпадает с ударом основного пульса.

ritm-upr-006

И второй вариант этого же упражнения: один голос — в скрипичном ключе, другой — в басовом. У вас все должно получиться.

ritm-upr-007

Как считать длительности нот?

Когда начинающие музыканты разучивают произведения для своего инструмента, им часто приходится считать вслух. Считаются именно удары пульса. Счет может вестись до двух, до трех или до четырех. Причем, для того чтобы легче было делить удар пульса пополам при игре восьмыми длительностями, после каждого счета вставляется разделительный слог «и». Вот и получается, что музыкантский счет выглядит так: РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И или РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, а иногда просто РАЗ-И, ДВА-И.

Как в этом разобраться. Здесь все довольно просто. Целая нота просчитывается до четырех, так как в ней помещается четыре удара пульса (РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И). Половинная – это два удара, поэтому она просчитывается до двух (РАЗ-И, ДВА-И или ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И, если половинная приходится на третий и четвертый удары пульса). Четвертные считаются по одной штуке на каждый счет: одна четверть на РАЗ-И, вторая четверть на ДВА-И, третья – на ТРИ-И, и четвертая – на ЧЕТЫРЕ-И.

счет музыкальных длительностей

Эта добавка «И» существует для удобного счета восьмушек. Одиночные восьмушки встречаются редко, чаще они попадаются парами или по четыре штуке. И тогда одна восьмушка считается на само число счета (на РАЗ, ДВА, ТРИ или ЧЕТЫРЕ), а вторая восьмушка всегда на «И».

Правописание штилей

Напоминаем, что ШТИЛЬ – это палочка у ноты. Эти палочки присоединяют к головке и направляют как вверх, так и вниз. Направление штилей зависит от положения ноты на нотном стане. Правило очень простое: до третьей линейки палочки смотрят вверх, а начиная с третьей и выше – вниз.

правило правописания штилей


На сегодня это все, но тема ритма таит в себе еще немало интересных открытий. Мы обязательно обратим ваше внимание на них в следующих выпусках. А теперь еще раз просмотрите пройденный материал, подумайте, какие вы хотите задать вопросы. Все что придумали, напишите в комментариях.

И напоследок – порция хорошей музыки для вас. Пусть это будет знаменитая Прелюдия соль минор Сергея Рахманинова в исполнении пианистки Валентины Лисицы.

Помимо частоты звучания любая нота имеет еще и длительность звука. С помощью различных длительностей нот создается ритмический рисунок. Важно научиться понимать обозначение длительностей, даже если у музыканта нет навыка чтения нотной записи.

Содержание

  1. Длительность нот: общая информация
  2. Все длительности нот и пауз
  3. Как считать длительность нот
  4. Стандартная длина
  5. Ноты с точкой
  6. Ноты с лигой
  7. Обозначение длительности нот на письме
  8. Необычные длительности

Длительность нот: общая информация

Любому гитаристу необходимо научиться понимать, какое обозначение имеет каждая длительность нот на письме. Эти знания помогут с легкостью считать длительности и правильно исполнять ритмический рисунок мелодии.  Без элементарного знания длительностей нот невозможно передать пульсацию мелодической линии и различные нюансы.

Все длительности нот и пауз

Нотная запись музыкальных произведений помещается в такты. Такт – музыкальная единица, в которую помещены чередующиеся между собой сильные и слабые доли разных длительностей. Количество нот разных длительностей определяется метрическим размером композиции. На нотном стане такт обозначается вертикальной чертой.

Основные длительности: целая ноты, половинная ноты, четвертная ноты (четверть), восьмая. Они наиболее часто используются в музыкальном творчестве. Есть и другие, главное: любая нота делится кратно двум. Так, восьмая нота содержит в себе две шестнадцатых, шестнадцатая – две тридцать вторых и так далее. Чем меньше длительность ноты, тем быстрее она звучит.

Существует определенная таблица-схема, в которой указано соотношение долей между собой. Таблица построена по принципу четного деления нот. То есть, целая нота делится два, затем на четыре, восемь и т.д. Для любого музыканта, играющего на гитаре, фортепиано или другом музыкальном инструменте важно понять соотношение длительностей нот между собой. Это понимание дает возможность исполнять произведения в нужном темпе, с нужным ритмом и ритмическим рисунком.

Музыкальный размер подразумевает определенное количество нот с разной длительностью в одном такте. Например, в размере 2/4 умещается 1 половинная нота, 2 четверти или 4 восьмых ноты. Несомненно, в такте могут быть ноты разной длины. В том же размере 2/4 может быть, например, 1 четвертная нота и 2 восьмых, или 1 четвертная и 4 шестнадцатых. В четырехдольном размере умещается целая нота или 2 половинных, или 1 половинная и 2четвертных и т.д.

длительности нот

Стоит отметить, что если речь идет о простом размере, то нота одной длительности может звучать различно по длине звука. К примеру, в размерах 4/4 и 8/8 целая по длительности нота занимает весь такт в варианте с 4/4  и только половину такта во втором.

Длительности пауз также имеют свои обозначения. Пауза – это временный перерыв в звучании композиции, то есть молчание в музыке. Паузам также присущи длительности, идентичные нотным длительностям: целая, половинная, четвертная пауза, восьмая пауза и т.д.

длительности пауз

Обязательно стоит иметь в виду, что длительность как нот так и пауз не измеряется в соответствии с временными единицами. Иными словами они не измеряются в секундах, минутах и т.д.

Как считать длительность нот

Любая нотная единица вмещает в себя разное количество метрических ударов. В полной ноте их 4, она имеет такой счет: «раз – и – два – и – три – и – четыре – и»;

Половинная: «1 – и  — 2– и»;

Четверть: «1 – и»;

Восьмая: «раз»;

Шестнадцатая: на счет «раз» звучит 2 шестнадцатых.

Для правильного счета длительностей нужно понять метрический размер песни. От этого параметра зависит количество чередующихся сильных и слабых долей в одном такте. Доля – единица музыкального метра, сравнимая с секундой. Но в отличие от секунды ее длительность меняется в зависимости от темпа мелодии.

Так, в размере 2/4 сильной является первая доля, в четырехдольном размере как правило, первая и третья, в ¾ — первая и т.п. В партиях это можно отследить по ударной линии. Например, бочка обычно звучит на сильную долю. Гитара в это время может совершать возврат к начальным аккордам песни.

Стандартная длина

стандартная длина ноты

Отсчет длительностей нужно начинать с сильной доли. Считать необходимо на четыре: «1и – 2и – 3и – 4и ». В ансамблевой музыке на каждый «раз» должна звучать бочка, а на каждую «и» — малый барабан. По ходу развития мелодии нужно определить момент, где берет начало и заканчивается звучание основных аккордов текстуры. Производить счет нужно до тех пор, как звучание не окажется в тонике. Данным способом можно определить размер песни. Далее можно приступать к подсчету длительностей звучащих нот.

гитара и ноты

Лучше всего для начала определиться, какую ноту какой партии нужно считать. Выбрав музыкальный отрезок, нужно отсчитать количество нот, звучащих между долями такта. Как правило, в ударной партии четко звучат четвертные длительности. Допустим, что в гитарном партии между ударными четвертями звучат 2 ноты, то они, соответственно будут являться восьмыми длительностями. Таким способом можно определить длительность нот, если нет нотной записи и табулатуры композиции. Стоит обращать внимание и на то, как соотносятся между собой ноты различной длительности.

Практиковаться в считывании длительностей лучше всего начинать с несложных песен, где звучит простая ударная линия. В таких произведениях отчетливее слышно чередование долей и легче определяются такты. Как пример, можно начать с репертуара музыкальной команды AC/DC.

Ноты с точкой

Помимо основных длительностей нот, есть и другие. К таким можно отнести ноту с точкой. Точка указывает на то, что длительность ноты продлевается на половину от ее продолжительности. Точка может быть не одна. Начинающие музыканты часто путаются в таких обозначениях, но на самом деле здесь нет ничего сложного.

ноты с точками

Пример: половинная ноты с точкой = половинная + четверть (счет: раз – и – два – и — три — и);

Половинная нота с двумя точками = половинная + четверть + восьмая (раз – и – два – и – три – и — четыре);

Четверть с точкой = четверть+ восьмая (раз – и — два);

Восьмая с точкой = восьмая + шестнадцатая (раз – и/2, то есть на «и» приходится две 16-ых);

Четверть с двумя точками = четверть + восьмая + шестнадцатая и т.д.

На то, чтобы быстро научиться правильно считывать такие длительности, нужна практика. По мере тренировок у каждого музыканта начинает вырабатываться навык чтения любых ритмических рисунков.

Ноты с лигой

Лига – это линия в форме дуги, которая объединяет 2 ноты или более. Ноты с лигой можно встретить в табулатурах с нотным станом. Лига, объединяющая ноты, встречается в нескольких случаях:

Когда нужно добиться непрерывного звучания между граничащими нотами двух тактов.

ноты с лигой

В случае, если должны играться ноты разной высоты.

лиги

Обозначение длительности нот на письме

Целая нота на письме обозначается не закрашенным кружком без штиля. Располагается на строке нотного стана в зависимости от звука, который она обозначает.

Половинная нота также обозначается не закрашенным кружком, но уже со штилем. Штиль – это линия, которая ставится справа или слева от ноты. Он может быть направлен вверх или вниз в зависимости от высоты обозначаемого звука: если нота звучит выше «си» первой октавы, то штиль ставится вниз слева от ноты. Если нота звучит ниже «си» первой октавы – штиль пишется вверх справа от ноты.

Четвертная нота представляет собой черный круг со штилем.

Восьмые ноты в записи имеют на штиле один флаг. Далее, в зависимости от длительности нот определяется количество флагов на штиле. Например, у 16-ой ноты их два, у 32-ой – три и т.д. Также, в нотной записи встречается две и более ноты в одном такте, объединенные линиями между ними, так называемыми ребрами. Количество ребер, как и флагов на штиле, обозначается длительность нот: чем их больше, тем меньше длительность нот.

ноты и паузы

Необычные длительности

В музыке есть и другие длительности, кроме основных. Они образуют так называемый полиритм. К таким относятся дуоли, триоли, квартоли, квинтоли, секстоли. Самыми часто встречающимися являются дуоли и триоли.

квитоли

Дуоли – 2 ноты, равные по звучанию трем нотам этого же вида. Обозначаются либо квадратной скобкой над двумя нотами, либо нотой с точкой.

Триоли –3 ноты, по звучанию равные двум нотам той же длительности.

Квартоли – 4 ноты, равные по длительности трем нотам.

Квартоли – 5 нот, равные по длительности четырем нотам.

Секстоли – 6 нот, звучание которых по длительности равно пяти нотам.

Все эти длительности, кроме дуоли, в нотах на письме обозначаются квадратной скобкой, объединяющей ноты и цифрой.

Играя дуоль, триоли или др., необходимо на один метрический удар уместить две, три и так далее нот. Длительности могут быть и другими, в зависимости от музыкальной задумки композитора.

Обозначения таких нот часто встречается в записи для пианино и других инструментов, но в табулатурах для гитары они также встречаются. Поэтому необходимо их знать и уметь считывать.

Меню

Здесь вы узнаете длительность музыкальных нот. Без ритма музыка бессмысленна, а прочитать ритм без понимания длительности нот невозможно. От нот до табулатур для гитары , вся музыка требует ритма.

Хорошая новость заключается в том, что музыкальная концепция длительностей нот на удивление проста. Давайте посмотрим на различные типы нот, которые вы найдете в музыке.

Целая нота

Целая нота — самая продолжительная нота в музыке. Длительность всех остальных нот основана на длительности всей ноты.

В нотной записи эта нота изображается в виде незакрашенного горизонтального овала. При написании целой ноты следите за тем, чтобы не закрасить середину.

целая нота

Целая ноты

Продолжительность всей ноты, как и всех других нот, зависит от размера. Вы можете прочитать больше об этом в нашем руководстве по тактовому размеру.

Половинная нота

Как следует из названия, половинная нота имеет половину продолжительности целой ноты. Если целая нота состоит из четырех ударов, половинная нота будет равна двум.

Чтобы посмотреть на вещи по-другому, две половинные ноты имеют ту же длительность, что и одна целая нота.

Половинные ноты рисуются так же, как и целые ноты, но со штилем прикрепленным к правой или левой стороне ноты. Еще раз убедитесь, что вы не закрасили центр. Если вы это сделаете, это изменит значение ноты.

Половинная нота

Половинная нота

Размещение штиля

Если вы не уверены, с какой стороны должен идти штиль или в каком направлении он должен указывать, вот общее правило:

Если нота находится на средней (третьей) линии нотного стана, ножка ноты должна быть направлена ​​вниз и должна быть нарисована с левой стороны.

Если нота ниже средней линии нотоносца, ножка должна быть справа и направлена ​​вверх. Дополнительные рекомендации см. в приведенных ниже примерах.

Четвертная нота

Следующая в иерархии длительности нот четвертная нота имеет четверть длительности всей ноты.

Если целая нота длится четыре доли в соответствии с тактовым размером, четвертная нота длится одну.

И наоборот, четыре четвертных ноты имеют ту же общую длительность, что и одна целая нота.

Отсюда следует, что две четвертные ноты составляют половинную ноту.

Четвертная нота рисуется так же, как и половинная, но центр закрашивается.

Четвертная нота

Четвертная нота

должен быть размещен в соответствии с теми же рекомендациями, которые мы использовали для половинных нот.

Восьмая нота

Двигаясь дальше, вы, вероятно, догадались, что это будут восьмые ноты:

  • Восьмая часть длины целой ноты
  • Четверть длины половинной ноты
  • Половина длины четвертной ноты

Другими словами, в целой ноте восемь восьмых нот.

Восьмые ноты рисуются точно так же, как четвертные, и по тем же правилам основы.

Единственным отличием является «флажок», который добавляется к основе заметки.

Восьмые ноты

восьмая нота

Когда ряд восьмых нот рисуется рядом, их штили обычно соединяются. Это не меняет их ценности; две соединенные восьмые ноты по-прежнему имеют общую стоимость одной четвертной ноты.

Шестнадцатая нота

Шестнадцатая нота, конечно, длится шестнадцатую часть длительности целой ноты.

Чтобы нарисовать шестнадцатую ноту, просто нарисуйте восьмую ноту и добавьте еще один флажок.

Шестнадцатая нота

Шестнадцатая нота

Как и в случае с восьмыми нотами, шестнадцатые также часто группируются вместе, с двумя штилями вместо одного.

Шестнадцатые ноты

Тридцать вторые ноты и далее

Технически эта система могла бы существовать вечно, бесконечно разделяясь на две части.

Хорошая новость в том, что обычно это не так. Как мы упоминали ранее, шестнадцатые ноты обычно самые маленькие из тех, что вы можете увидеть.

В некоторой классической музыке иногда встречаются тридцать вторые ноты (половина шестнадцатой), но это скорее редкость, чем норма.

Чтобы нарисовать тридцать вторую ноту или больше, просто добавьте по одному флажку к .

По этой системе 32-я нота имеет три флага. У 64-й ноты будет четыре, у 128-й — пять, а у 256-й — шесть.

Вы, вероятно, никогда не будете использовать эти заметки, но, по крайней мере, это интересный факт.

Тридцать вторая нота

Тридцать вторая нота

Пунктирные ноты

И последнее, но не менее важное: пунктирные ноты. Любая нота может быть нотой с точкой; точка просто говорит вам удерживать ноту в полтора раза больше обычного значения.

Например, целая нота с точкой будет иметь длину, равную трем половинным нотам. Если бы продолжительность всей ноты составляла четыре удара, целая нота с точкой длилась бы шесть ударов.

Простой способ понять ноту с точкой состоит в том, что она стоит трех следующих кратчайших нот. Например…

  • Целая нота с точкой соответствует трем половинным нотам .
  • Половинная нота с точкой соответствует трем четвертным нотам .
  • Четвертная нота с точкой соответствует трем восьмым нотам .

…и так далее и тому подобное.

Пунктирные ноты обеспечивают удобный и аккуратный способ записи длительности, для которой обычно требуются связанные ноты.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - note-dot.png

Вывод

Мы надеемся, что это руководство по различным видам музыкальных нот и их длительности оказалось для вас полезным. Понимание этой простой концепции откроет двери как для чтения, так и для написания музыки.


Делим целую ноту пополам, получается половинная. Считается нота раз и два и.

Длительности нот


Так же идем по принципу деления пополам. Получается четвертная нота. Считается раз и.


Следующие ноты – восьмые. Считаются просто раз. (На одну долю приходится одна нота)


И 16-е ноты считаются таким образом чтобы на одну долю приходилось два звука.


Длительности нот и пауз

Длительности нотДлительности нот

1 274

длительность нот

Вы — начинающий музыкант, и с удовольствием осваиваете нотную грамоту, но у вас возникли проблемы с разбором очередного музыкального произведения и правильным счетом? Ничего, у кого есть вопрос — всегда найдет ответ.

Единицей счета при чтении любого нотного музыкального произведения является длительность. Длительность нот не является определенной константой, которая зависит от времени — ее нельзя измерить в секундах. Длительность нот может представляться только в отношении к длительностям других нот, и одно и то же произведение может играться быстрее или медленнее, но и в том и другом случае звучать правильно. Но как же научиться правильно и легко считать ноты?

Таблица длительности нот

как правильно считать ноты

Для того, чтобы определить длительность, нужно всего лишь посмотреть на знаменатель нотного размера, указанного в данном конкретном произведении. Размером называется последовательность повторяющихся ударов, разбивающих время на равные промежутки (доли). Так, если размер 4/4, длительность равна четырем, 6/8 — длительность равна восьми. Однако это правило может нарушаться в том случае, если используется один из таких размеров: 2/2, 3/2 и т. д. В этом случае очень часто за единицу счета берется не половина, а четверть.

Но прежде чем мы перейдем к счету, давайте все-таки разберемся, что означают ноты различного начертания. Начертание самих нот сообщает музыканту как долго и с какой частотой нужно играть звук заданной высоты в конкретном размере. Ниже таблица длительности нот и пауз.

длительность

И еще один рисунок для большей наглядности.

как считать ноты 2

На этом дробление нот не заканчивается, и за шестнадцатой следует тридцатьвторая, за ней шестьдесятчетвертая, стодвадцатьвосьмая, двестипятьдесятшестая. Но ноты, представленные в таблице выше встречаются наиболее часто.

Нота с точкой

Благодаря добавлению точки или точек длительность конкретной ноты может быть увеличена. Одна точка увеличивает длительность ноты в полтора раза, две точки — в 1.75 раза, три точки — в 1.875 раза.

Помимо точки длительность ноты может увеличить лига. Такая нота представляет собой две одинаковые ноты одной и той же высоты, связанные лигой. В этом случае играется только первая нота, а вторая лигуется с ней.

Как считать ноты?

как считать ноты

Если вы не умеете правильно считать ноты, то вы никогда не сможете сыграть незнакомое произведение по нотам правильно. Я не буду долго расписывать теорию, а на наглядном примере покажу, как удобно считать ноты в различных размерах, для этого я выбрала отрывки из нескольких музыкальных произведений, записанных в различных размерах и подписала правильный счет, где вы можете на наглядных примерах увидеть как считать ноты в размерах: 4/4, 3/4, 2/4, 3/8 и 6/8. Данный способ счета максимально удобен для меня, но если у вас есть другой, поделитесь им с читателями в комментариях.

Размеры 4/4, 3/4 и 2/4 в музыке

Размер нотного музыкального произведения можно увидеть в самом его начале, при этом в числителе дроби указывается число долей в такте, а в знаменателе — длительность, которой выражены эти самые доли.

как считать ноты 4

Как считать размер 4/4

Размер 4/4 — один из самых распространенных  музыкальных размеров. Размер С эквивалентен размеру 4/4. Данный размер состоит из четырех долей, при этом каждая доля по длительности равна четверти (четвертой ноте). Ниже примеры счета.

как считать ноты 5

Как считать размер 3/4

Размер 3/4 состоит из трех долей, каждая доля при этом равна четверти (четвертой ноте).

как считать ноты 6

Как считать размер 2/4

В данном случае длительность составляет четыре, но считаем мы до двух. (Раз и два и; раз да и да, два да и да). Размер 2/4 состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна четверти.

как считать нотыИли вот ниже чуть более сложный вариант (на изображение можно нажать и оно увеличится). В данном случае мы считаем не просто на «раз и два и», а на «раз да и да два да и да».

как счиать ноты 4

Размеры 6/8 и 3/8

Данные размеры обычно составляют большую сложность для начинающих музыкантов по сравнению с перечисленными выше тремя размерами. Единицей измерения в данных размерах является не четвертая нота, а восьмая, поэтому счет в таких размерах несколько отличается от счета в размерах с четверкой в знаменателе дроби.

Размер 3/8 в музыке, как считать?

Данный размер состоит из трех долей, каждая доля при этом равна восьмой. Считаем до трех: раз, два, три.

как считать ноты примеры 2

Размер 6/8 в музыке, как считать?

Размер 6/8 состоит из шести долей, и каждая доля равняется восьмой ноте. Считаем до шести: раз, два, три, четыре, пять, шесть.

как правильно считать ноты пример копи

Для начала все, чуть позже я напишу продолжение, где разберу другие размеры. Если статья была вам полезна, ставьте лайк!

Длительности нот и пауз

ЦЕЛИ:
  1. Знать соответствие длительностей и размеров.
  2. Знать, какие длительности существуют, отличие нот и пауз друг от друга в звучании и на письме.
  3. Знать, как имитировать длительности нот и пауз хлопками. Знать, как считать ногой и вслух.
  4. Знать определение Музыкального размера (2/4, 3/4, 4/4) и его обозначение на нотном стане.
  5. Знать соответствие длительностей и музыкальных размеров в такте.

Ноты и их запись

Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:

1 – флажок; 2 – штиль; 3 — головка

В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Длительности нот

Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает «четвертями».

Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами

Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается «И» .

В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).

Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота


Основных длительностей не так уж и много. Это:

Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.


Когда «восьмая» или «шестнадцатая» стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .

Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.

Триоли

До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.

Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами — точнее это восьмые триоли):

Триоли
Длительность всех нот — восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.

Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.

В этом случае при счёте «И» не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.

Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.

Триоли

Паузы

Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:

Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):

Пример с паузами

Тот же пример, но уже без пауз:

Пример без пауз

Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.

Размер такта

Размер такта (музыкальный размер) — количество долей определенной длительности, образующих такт.

Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.

Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)

Размер такта Произношение
2/4 Две четверти
3/4 Три четверти
4/4 Четыре четверти
6/8 Шесть восьмых
12/8 Двенадцать восьмых

Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.

Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:

Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.

Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.

Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях «и» не считается.

Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.

Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.

Проверь себя.
  1. Чем отличается целая нота от четвертной в письме?

Ответ:

Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.

  • Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?

Ответ:

Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.

  • Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?

Ответ:

По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.

  • Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
  • Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
  • Что означают цифры в размере композиции?

Ответ:

Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя — длительность этих нот.

  • Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?

Ответ:

Можно

  • Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?

Ответ:

В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.

  • Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4

Ответ:

12

На чтение 8 мин Просмотров 2.3к. Опубликовано

Помимо частоты звучания любая нота имеет еще и длительность звука. С помощью различных длительностей нот создается ритмический рисунок. Важно научиться понимать обозначение длительностей, даже если у музыканта нет навыка чтения нотной записи.

Содержание

  1. Длительность нот: общая информация
  2. Все длительности нот и пауз
  3. Как считать длительность нот
  4. Стандартная длина
  5. Ноты с точкой
  6. Ноты с лигой
  7. Обозначение длительности нот на письме
  8. Необычные длительности

Длительность нот: общая информация

Любому гитаристу необходимо научиться понимать, какое обозначение имеет каждая длительность нот на письме. Эти знания помогут с легкостью считать длительности и правильно исполнять ритмический рисунок мелодии.  Без элементарного знания длительностей нот невозможно передать пульсацию мелодической линии и различные нюансы.

Все длительности нот и пауз

Нотная запись музыкальных произведений помещается в такты. Такт – музыкальная единица, в которую помещены чередующиеся между собой сильные и слабые доли разных длительностей. Количество нот разных длительностей определяется метрическим размером композиции. На нотном стане такт обозначается вертикальной чертой.

Основные длительности: целая ноты, половинная ноты, четвертная ноты (четверть), восьмая. Они наиболее часто используются в музыкальном творчестве. Есть и другие, главное: любая нота делится кратно двум. Так, восьмая нота содержит в себе две шестнадцатых, шестнадцатая – две тридцать вторых и так далее. Чем меньше длительность ноты, тем быстрее она звучит.

Существует определенная таблица-схема, в которой указано соотношение долей между собой. Таблица построена по принципу четного деления нот. То есть, целая нота делится два, затем на четыре, восемь и т.д. Для любого музыканта, играющего на гитаре, фортепиано или другом музыкальном инструменте важно понять соотношение длительностей нот между собой. Это понимание дает возможность исполнять произведения в нужном темпе, с нужным ритмом и ритмическим рисунком.

Музыкальный размер подразумевает определенное количество нот с разной длительностью в одном такте. Например, в размере 2/4 умещается 1 половинная нота, 2 четверти или 4 восьмых ноты. Несомненно, в такте могут быть ноты разной длины. В том же размере 2/4 может быть, например, 1 четвертная нота и 2 восьмых, или 1 четвертная и 4 шестнадцатых. В четырехдольном размере умещается целая нота или 2 половинных, или 1 половинная и 2четвертных и т.д.

длительности нот

Стоит отметить, что если речь идет о простом размере, то нота одной длительности может звучать различно по длине звука. К примеру, в размерах 4/4 и 8/8 целая по длительности нота занимает весь такт в варианте с 4/4  и только половину такта во втором.

Длительности пауз также имеют свои обозначения. Пауза – это временный перерыв в звучании композиции, то есть молчание в музыке. Паузам также присущи длительности, идентичные нотным длительностям: целая, половинная, четвертная пауза, восьмая пауза и т.д.

длительности пауз

Обязательно стоит иметь в виду, что длительность как нот так и пауз не измеряется в соответствии с временными единицами. Иными словами они не измеряются в секундах, минутах и т.д.

Как считать длительность нот

Любая нотная единица вмещает в себя разное количество метрических ударов. В полной ноте их 4, она имеет такой счет: «раз – и – два – и – три – и – четыре – и»;

Половинная: «1 – и  – 2– и»;

Четверть: «1 – и»;

Восьмая: «раз»;

Шестнадцатая: на счет «раз» звучит 2 шестнадцатых.

Для правильного счета длительностей нужно понять метрический размер песни. От этого параметра зависит количество чередующихся сильных и слабых долей в одном такте. Доля – единица музыкального метра, сравнимая с секундой. Но в отличие от секунды ее длительность меняется в зависимости от темпа мелодии.

Так, в размере 2/4 сильной является первая доля, в четырехдольном размере как правило, первая и третья, в ¾ – первая и т.п. В партиях это можно отследить по ударной линии. Например, бочка обычно звучит на сильную долю. Гитара в это время может совершать возврат к начальным аккордам песни.

Стандартная длина

стандартная длина ноты

Отсчет длительностей нужно начинать с сильной доли. Считать необходимо на четыре: «1и – 2и – 3и – 4и ». В ансамблевой музыке на каждый «раз» должна звучать бочка, а на каждую «и» – малый барабан. По ходу развития мелодии нужно определить момент, где берет начало и заканчивается звучание основных аккордов текстуры. Производить счет нужно до тех пор, как звучание не окажется в тонике. Данным способом можно определить размер песни. Далее можно приступать к подсчету длительностей звучащих нот.

гитара и ноты

Лучше всего для начала определиться, какую ноту какой партии нужно считать. Выбрав музыкальный отрезок, нужно отсчитать количество нот, звучащих между долями такта. Как правило, в ударной партии четко звучат четвертные длительности. Допустим, что в гитарном партии между ударными четвертями звучат 2 ноты, то они, соответственно будут являться восьмыми длительностями. Таким способом можно определить длительность нот, если нет нотной записи и табулатуры композиции. Стоит обращать внимание и на то, как соотносятся между собой ноты различной длительности.

Практиковаться в считывании длительностей лучше всего начинать с несложных песен, где звучит простая ударная линия. В таких произведениях отчетливее слышно чередование долей и легче определяются такты. Как пример, можно начать с репертуара музыкальной команды AC/DC.

Ноты с точкой

Помимо основных длительностей нот, есть и другие. К таким можно отнести ноту с точкой. Точка указывает на то, что длительность ноты продлевается на половину от ее продолжительности. Точка может быть не одна. Начинающие музыканты часто путаются в таких обозначениях, но на самом деле здесь нет ничего сложного.

ноты с точками

Пример: половинная ноты с точкой = половинная + четверть (счет: раз – и – два – и – три – и);

Половинная нота с двумя точками = половинная + четверть + восьмая (раз – и – два – и – три – и – четыре);

Четверть с точкой = четверть+ восьмая (раз – и – два);

Восьмая с точкой = восьмая + шестнадцатая (раз – и/2, то есть на «и» приходится две 16-ых);

Четверть с двумя точками = четверть + восьмая + шестнадцатая и т.д.

На то, чтобы быстро научиться правильно считывать такие длительности, нужна практика. По мере тренировок у каждого музыканта начинает вырабатываться навык чтения любых ритмических рисунков.

Ноты с лигой

Лига – это линия в форме дуги, которая объединяет 2 ноты или более. Ноты с лигой можно встретить в табулатурах с нотным станом. Лига, объединяющая ноты, встречается в нескольких случаях:

Когда нужно добиться непрерывного звучания между граничащими нотами двух тактов.

ноты с лигой

В случае, если должны играться ноты разной высоты.

лиги

Обозначение длительности нот на письме

Целая нота на письме обозначается не закрашенным кружком без штиля. Располагается на строке нотного стана в зависимости от звука, который она обозначает.

Половинная нота также обозначается не закрашенным кружком, но уже со штилем. Штиль – это линия, которая ставится справа или слева от ноты. Он может быть направлен вверх или вниз в зависимости от высоты обозначаемого звука: если нота звучит выше «си» первой октавы, то штиль ставится вниз слева от ноты. Если нота звучит ниже «си» первой октавы – штиль пишется вверх справа от ноты.

Четвертная нота представляет собой черный круг со штилем.

Восьмые ноты в записи имеют на штиле один флаг. Далее, в зависимости от длительности нот определяется количество флагов на штиле. Например, у 16-ой ноты их два, у 32-ой – три и т.д. Также, в нотной записи встречается две и более ноты в одном такте, объединенные линиями между ними, так называемыми ребрами. Количество ребер, как и флагов на штиле, обозначается длительность нот: чем их больше, тем меньше длительность нот.

ноты и паузы

Необычные длительности

В музыке есть и другие длительности, кроме основных. Они образуют так называемый полиритм. К таким относятся дуоли, триоли, квартоли, квинтоли, секстоли. Самыми часто встречающимися являются дуоли и триоли.

квитоли

Дуоли – 2 ноты, равные по звучанию трем нотам этого же вида. Обозначаются либо квадратной скобкой над двумя нотами, либо нотой с точкой.

Триоли –3 ноты, по звучанию равные двум нотам той же длительности.

Квартоли – 4 ноты, равные по длительности трем нотам.

Квартоли – 5 нот, равные по длительности четырем нотам.

Секстоли – 6 нот, звучание которых по длительности равно пяти нотам.

Все эти длительности, кроме дуоли, в нотах на письме обозначаются квадратной скобкой, объединяющей ноты и цифрой.

Играя дуоль, триоли или др., необходимо на один метрический удар уместить две, три и так далее нот. Длительности могут быть и другими, в зависимости от музыкальной задумки композитора.

Обозначения таких нот часто встречается в записи для пианино и других инструментов, но в табулатурах для гитары они также встречаются. Поэтому необходимо их знать и уметь считывать.

Эта книга для тех, кто хочет реализовать свой собственный бизнес-проект. Один час – и вы в курсе всех интересующих вас вопросов: как придать бизнес-идее статус проекта, как выигрышно его представить, как грамотно составить бюджет проекта, как спланировать все этапы его реализации и, наконец, осуществить. Интерактивный подход в изложении материала позволяет быстро найти необходимую информацию. Нестандартный «пространственный» подход к построению структуры книги делает восприятие текста максимально эффективным. Смело реализуйте ваши замыслы с помощью книги «Как управлять бизнес-проектом»!

Оглавление

ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ

Это — один из наиболее простых критериев выделения типов проектов. Четкое определение временных рамок позволяет выделить начальную и конечную стадии осуществления проекта. Общая же длительность срока исполнения проекта дает возможность подразделить все существующие типы проектов на:

• краткосрочные, период осуществления которых не превышает 3 лет;

• среднесрочные — на их исполнение необходимо от 3 до 5 лет;

• долгосрочные — их осуществление потребует более 5 лет.

Меню

Здесь вы узнаете длительность музыкальных нот. Без ритма музыка бессмысленна, а прочитать ритм без понимания длительности нот невозможно. От нот до табулатур для гитары , вся музыка требует ритма.

Хорошая новость заключается в том, что музыкальная концепция длительностей нот на удивление проста. Давайте посмотрим на различные типы нот, которые вы найдете в музыке.

Целая нота

Целая нота — самая продолжительная нота в музыке. Длительность всех остальных нот основана на длительности всей ноты.

В нотной записи эта нота изображается в виде незакрашенного горизонтального овала. При написании целой ноты следите за тем, чтобы не закрасить середину.

целая нота

Целая ноты

Продолжительность всей ноты, как и всех других нот, зависит от размера. Вы можете прочитать больше об этом в нашем руководстве по тактовому размеру.

Половинная нота

Как следует из названия, половинная нота имеет половину продолжительности целой ноты. Если целая нота состоит из четырех ударов, половинная нота будет равна двум.

Чтобы посмотреть на вещи по-другому, две половинные ноты имеют ту же длительность, что и одна целая нота.

Половинные ноты рисуются так же, как и целые ноты, но со штилем прикрепленным к правой или левой стороне ноты. Еще раз убедитесь, что вы не закрасили центр. Если вы это сделаете, это изменит значение ноты.

Половинная нота

Половинная нота

Размещение штиля

Если вы не уверены, с какой стороны должен идти штиль или в каком направлении он должен указывать, вот общее правило:

Если нота находится на средней (третьей) линии нотного стана, ножка ноты должна быть направлена ​​вниз и должна быть нарисована с левой стороны.

Если нота ниже средней линии нотоносца, ножка должна быть справа и направлена ​​вверх. Дополнительные рекомендации см. в приведенных ниже примерах.

Четвертная нота

Следующая в иерархии длительности нот четвертная нота имеет четверть длительности всей ноты.

Если целая нота длится четыре доли в соответствии с тактовым размером, четвертная нота длится одну.

И наоборот, четыре четвертных ноты имеют ту же общую длительность, что и одна целая нота.

Отсюда следует, что две четвертные ноты составляют половинную ноту.

Четвертная нота рисуется так же, как и половинная, но центр закрашивается.

Четвертная нота

Четвертная нота

должен быть размещен в соответствии с теми же рекомендациями, которые мы использовали для половинных нот.

Восьмая нота

Двигаясь дальше, вы, вероятно, догадались, что это будут восьмые ноты:

  • Восьмая часть длины целой ноты
  • Четверть длины половинной ноты
  • Половина длины четвертной ноты

Другими словами, в целой ноте восемь восьмых нот.

Восьмые ноты рисуются точно так же, как четвертные, и по тем же правилам основы.

Единственным отличием является «флажок», который добавляется к основе заметки.

Восьмые ноты

восьмая нота

Когда ряд восьмых нот рисуется рядом, их штили обычно соединяются. Это не меняет их ценности; две соединенные восьмые ноты по-прежнему имеют общую стоимость одной четвертной ноты.

Шестнадцатая нота

Шестнадцатая нота, конечно, длится шестнадцатую часть длительности целой ноты.

Чтобы нарисовать шестнадцатую ноту, просто нарисуйте восьмую ноту и добавьте еще один флажок.

Шестнадцатая нота

Шестнадцатая нота

Как и в случае с восьмыми нотами, шестнадцатые также часто группируются вместе, с двумя штилями вместо одного.

Шестнадцатые ноты

Тридцать вторые ноты и далее

Технически эта система могла бы существовать вечно, бесконечно разделяясь на две части.

Хорошая новость в том, что обычно это не так. Как мы упоминали ранее, шестнадцатые ноты обычно самые маленькие из тех, что вы можете увидеть.

В некоторой классической музыке иногда встречаются тридцать вторые ноты (половина шестнадцатой), но это скорее редкость, чем норма.

Чтобы нарисовать тридцать вторую ноту или больше, просто добавьте по одному флажку к .

По этой системе 32-я нота имеет три флага. У 64-й ноты будет четыре, у 128-й — пять, а у 256-й — шесть.

Вы, вероятно, никогда не будете использовать эти заметки, но, по крайней мере, это интересный факт.

Тридцать вторая нота

Тридцать вторая нота

Пунктирные ноты

И последнее, но не менее важное: пунктирные ноты. Любая нота может быть нотой с точкой; точка просто говорит вам удерживать ноту в полтора раза больше обычного значения.

Например, целая нота с точкой будет иметь длину, равную трем половинным нотам. Если бы продолжительность всей ноты составляла четыре удара, целая нота с точкой длилась бы шесть ударов.

Простой способ понять ноту с точкой состоит в том, что она стоит трех следующих кратчайших нот. Например…

  • Целая нота с точкой соответствует трем половинным нотам .
  • Половинная нота с точкой соответствует трем четвертным нотам .
  • Четвертная нота с точкой соответствует трем восьмым нотам .

…и так далее и тому подобное.

Пунктирные ноты обеспечивают удобный и аккуратный способ записи длительности, для которой обычно требуются связанные ноты.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - note-dot.png

Вывод

Мы надеемся, что это руководство по различным видам музыкальных нот и их длительности оказалось для вас полезным. Понимание этой простой концепции откроет двери как для чтения, так и для написания музыки.

Длительности нот


Делим целую ноту пополам, получается половинная. Считается нота раз и два и.

Длительности нот


Так же идем по принципу деления пополам. Получается четвертная нота. Считается раз и.

Длительности нот


Следующие ноты – восьмые. Считаются просто раз. (На одну долю приходится одна нота)

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 8.gif


И 16-е ноты считаются таким образом чтобы на одну долю приходилось два звука.

Длительности нот


Длительности нот и пауз

Длительности нот Длительности нот

26 794

Длительности нот и пауз

ЦЕЛИ:
  1. Знать соответствие длительностей и размеров.
  2. Знать, какие длительности существуют, отличие нот и пауз друг от друга в звучании и на письме.
  3. Знать, как имитировать длительности нот и пауз хлопками. Знать, как считать ногой и вслух.
  4. Знать определение Музыкального размера (2/4, 3/4, 4/4) и его обозначение на нотном стане.
  5. Знать соответствие длительностей и музыкальных размеров в такте.

Ноты и их запись

Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:

1 – флажок; 2 – штиль; 3 — головка

В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Длительности нот

Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает «четвертями».

Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами

Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается «И» .

В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).

Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота


Основных длительностей не так уж и много. Это:

Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.


Когда «восьмая» или «шестнадцатая» стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .

Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.

Триоли

До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.

Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами — точнее это восьмые триоли):

Триоли
Длительность всех нот — восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.

Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.

В этом случае при счёте «И» не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.

Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.

Триоли

Паузы

Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:

Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):

Пример с паузами

Тот же пример, но уже без пауз:

Пример без пауз

Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.

Размер такта

Размер такта (музыкальный размер) — количество долей определенной длительности, образующих такт.

Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.

Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)

Размер такта Произношение
2/4 Две четверти
3/4 Три четверти
4/4 Четыре четверти
6/8 Шесть восьмых
12/8 Двенадцать восьмых

Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.

Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:

Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.

Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.

Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях «и» не считается.

Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.

Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.

Проверь себя.
  1. Чем отличается целая нота от четвертной в письме?

Ответ:

Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.

  • Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?

Ответ:

Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.

  • Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?

Ответ:

По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.

  • Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
  • Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
  • Что означают цифры в размере композиции?

Ответ:

Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя — длительность этих нот.

  • Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?

Ответ:

Можно

  • Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?

Ответ:

В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.

  • Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4

Ответ:

12

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Свечи дип рилиф инструкция по применению
  • Руководство запуска dead island riptide по сети
  • Переход из ук в тсн инструкция
  • Проводной пульт daikin brc51a61 инструкция по эксплуатации
  • Кофемашина бош инструкция на русском языке чистка