Руководство по бюджетному планированию предприятий

Содержание

  • Бюджетирование на предприятии
  • Цели и функции бюджетирования
  • Различные подходы
  • Необходимая среда для внедрения
  • Реализация бюджетирования
  • Последовательность процессов
  • Необходимость автоматизации
  • Исполнение и контроль
  • Руководство к действию

Бюджетирование на предприятии

Бюджет предприятия – это количественный план, выраженный в денежных единицах, подготовленный и утвержденный на определенный период. Он показывает цель – планируемую величину доходов и расходов, которые должны быть оптимизированы в течение этого периода, а также величину привлекаемого капитала, необходимого для достижения цели. Бюджетирование предприятия позволяет систематизировать процесс планирования и рационально осуществлять контроль финансово-экономического состояния компании. В его основе лежит составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетов.

Подходы к планированию зависят от масштаба предприятия. Небольшие компании в Москве и других регионах России не испытывают необходимости в долгосрочном прогнозировании и планировании как функциях управления деятельностью. Зачастую они принимают оперативные управленческие решения в момент возникновения внешней ситуации, которая может повлиять на результативность деятельности. Однако эффективное управление бизнесом предприятия невозможно без планирования, поэтому даже малые предприятия прибегают к составлению краткосрочных планов.

По мере развития управленческие процессы на предприятии усложняются, поэтому необходимо осуществлять процесс бюджетирования шаг за шагом. Структура компании становится разветвленной, возникает необходимость делегирования полномочий руководителям подразделений, что требует последующего контроля исполнения функций и четкой постановки задач. С чего начать бюджетирование и планирование на предприятии?

Цели бюджетирования и функции бюджетирования

Основными целями бюджетных систем являются координация, распределение ресурсов, оценка эффективности и общее бюджетное планирование операций.

  • Планирование

Компании используют систему бюджетирования для планирования роста и развития бизнеса в течение определенного периода времени. Человек, который отвечает за систему бюджетирования, использует бюджеты для определения возможностей и инвестиций, а также их стоимости. Например, если продавец пиццы хочет расширить франшизные соглашения, он должен разработать систему бюджетирования, которая показывает коммерческое пространство, необходимое для дополнительных операций, стоимость обучения новых владельцев, маркетинговые расходы и деньги, необходимые для покупки дополнительного оборудования.

  • Координация

Системы бюджетирования поощряют менеджеров и руководителей внутри компании координировать и удерживать затраты в определенных рамках в течение всего финансового года. Без системы бюджетирования у менеджеров нет ограничений на свои действия или действия своих сотрудников. Например, менеджер одного производственного отдела имел возможность использовать весь бюджет заработной платы для своих собственных нужд, оставив менеджера другого отдела без возможности нанимать дополнительных работников. Система бюджетирования требует, чтобы менеджеры договаривались друг с другом и планировали соответственно.

  • Распределение ресурсов

Эффективное распределение ресурсов является одной из основных целей, которые преследуют компании при разработке своих систем бюджетирования. У компании есть конечный объем капитала и активов, которые она может потратить на операции в течение года. Система бюджетирования распределяет ресурсы по всей компании, откладывая достаточный капитал для неожиданных проблем. Например, компания может потерять инвентарь из-за стихийного бедствия или какой-либо другой проблемы. При этом в эффективной системе бюджетирования будет выделен капитал для такого форс-мажора, который позволит компании покупать больше запасов без существенных потерь дохода.

  • Оценка производительности

Менеджеры используют систему бюджетирования компании, чтобы определить, работает ли компания эффективно и в пределах своих выделенных ресурсов. Например, если рекламный отдел компании последовательно пересматривает бюджет, анализ может показать, что компания слишком много платит за рекламные объявления в журналах. Системы бюджетирования устанавливают большинство финансовых показателей, по которым оцениваются сотрудники и менеджеры.

Различные подходы к бюджетированию

Существуют различные подходы к бюджетированию, например, подход «выход/вход», подход, основанный на активности, инкрементальный подход, подход «минимального уровня», процессное бюджетирование, стратегическое бюджетирование, и т.д.

1. Подход «выход/ вход»

Подход, основанный на выходе/входе, предусматривает бюджеты материальных затрат и затрат в зависимости от запланированных действий на уровне единицы. Этот подход часто используется для услуг, мерчендайзинга, производства и дистрибуции, в которых определяющим является соотношения между усилиями и достижениями.

Например, если каждая единица производства требует 2 упаковки основных материалов, которые стоят 5 000руб., а запланированный объем производства составляет 25 единиц, предусмотренные в бюджете затраты и затраты на основные материалы составляют 50 упаковок (25 единиц X 2 упаковки на единицу) и 250 000 руб. (50 упаковок х 5 тыс. руб.).

Бюджетные поступления («входы») зависят от запланированных результатов («выходов»). Подход «выход/вход» начинается с запланированных «выходов» и затем в обратном порядке рассчитывается бюджет «входов». Недостатком этого подхода является то, что его трудно использовать для затрат, которые не являются прямыми и не зависят от коэффициентов затрат на уровне единицы продукции.

2. Подход, основанный на конкретных действиях

Этот подход является типом «вход/выход», но он уменьшает искажения в процессе трансформации посредством акцента на «ожидаемой стоимости» запланированных действий, которые будут осуществляться для процесса, отдела, службы, продукта или другой бюджетной цели. В данном подходе, накладные расходы предусматриваются в бюджете на основе ожидаемого расхода на различные мероприятия.

Значение каждого из коэффициентов затрат, используемое в каждой бюджетной задаче (например, бюджет продукта или услуги), определяется и умножается на стоимость единицы измерения стоимости затрат. Результатом является оценка затрат на каждый продукт или услугу на основе коэффициентов затрат, а также традиционные коэффициенты на основе объема, такие как прямые трудозатраты или единицы потребляемых прямых материалов.

Основы бюджетирования, состоящего из конкретных действий, предусматривают прогнозирование затрат на бюджетные цели, используя коэффициенты затрат на деятельность, от которых будет зависеть бюджет каждого продукта или услуги. При оценке предлагаемого бюджета руководство должно сосредоточить свое внимание на определении оптимального набора видов деятельности, а не только на отношениях «вывода/ввода».

3. Подход «минимального уровня»

Поскольку доля непеременных затрат возрастала для большинства компаний в течение всего двадцатого столетия, увеличивающаяся часть расходов предусматривалась в бюджете с использованием менее точного поэтапного подхода. Это означает отсутствие качественного бюджетного контроля дальнейшего увеличения издержек. Менеджмент предпринял попытку улучшить контроль расходов, используя ряд вариантов поэтапного подхода. Подход минимального уровня является одной из попыток контролировать на уровне подразделения рост затрат.

Используя подход минимального уровня, организация устанавливает базовую сумму для статей бюджета и требует объяснения или обоснования для любой бюджетной суммы, превышающей минимальную (базовую). Вероятно, это будет минимальная сумма, которая необходима для поддержания жизнеспособности программы или организационной единицы.

Например, корпоративный директор по разработке продукта нуждается в некоторой базовой сумме, чтобы избежать отмены текущих проектов. Также в бюджет предприятия могут быть включены дополнительные суммы, сначала для поддержки текущего уровня разработки продукта, а далее – для реализации новых проектов.

Необходимая среда для внедрения систем стратегического и оперативного бюджетирования

Планирование бюджета предприятия позволяет оперативно реагировать на влияние внешних факторов, управлять внутренними резервами компании, определять стратегические цели и пути их достижения.

Компании внедряют бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии в тот момент, когда для их применения сформировалась соответствующая среда. Для принятия обоснованного решения о применении систем планирования топ-менеджеры руководствуются следующими факторами:

  • В компании сформировалась определенная структура с ответственными руководителями, которым делегированы управленческие полномочия;
  • Предприятие обладает достаточным собственным капиталом или имеет возможности для привлечения заемных средств, чтобы сформировать бездефицитный бюджет;
  • Руководители высшего звена обладают достаточными знаниями и опытом, чтобы определить стратегические цели бюджетирования и сформировать комплекс взаимосвязанных бюджетов;
  • Менеджмент предприятия готов рассматривать план бюджета на уровне проекта, формируемого по нескольким сценариям: оптимальному, пессимистическому, оптимистическому. Такой подход необходим, чтобы выработать модель наиболее подходящую для конкретного предприятия.

Принципы реализации процесса бюджетирования

Каждая компания разрабатывает индивидуальную модель, вне зависимости от того, функционирует она в Москве или в других крупных и малых городах России. Однако все системы включают ряд обязательных элементов:

  • состав и структуру бюджетов;
  • методы бюджетирования по расчету показателей;
  • регламент согласования и утверждения проектов;
  • процедуры контроля исполнения, а также анализа отклонений;
  • организационное обеспечение процесса.

Эффективный процесс бюджетирования может быть реализован на основании применения принципов:

  • целевой направленности процесса планирования;
  • обеспечения соответствия учетной политике компании;
  • учета специфики деятельности компании, отраслевых и локальных особенностей рынка и региона;
  • учета направлений распределения и использования прибыли;
  • возможности составления прогнозного баланса;
  • соответствия принципам калькулирования себестоимости.

Работоспособная система участниками процесса бюджетирования на предприятии может быть реализована только при наличии соответствующей инфраструктуры. Первоочередное значение имеет аналитический компонент – методическая и методологическая база. Управленческие кадры должны обладать высокой квалификацией, чтобы применять такие методологии в повседневной деятельности. Система управленческого учета служит базой для аналитического компонента. Она регистрирует факты хоздеятельности, поэтому позволяет получить оперативную информацию в любой момент времени о реальном финансовом состоянии предприятия, движении ТМЦ, хозяйственных операциях, финансовых потоках.

Процесс планирования в компании реализуется через специально созданную организационную структуру, которая и является организационным компонентом. Программно-техническим компонентом является использование средств автоматизации для реализации процесса планирования. Такой подход обеспечивает хранение значительных массивов информации, оперативную обработку данных, проведение анализа и отслеживание динамики показателей.

Последовательность процессов

Наличие всех вышеперечисленных компонентов позволяет осуществить бюджетирование деятельности предприятия. Последовательность процессов состоит из этапов:

1.Определение финансовой структуры компании:

  • видов деятельности, по которым будет осуществляться учет;
  • центров финансовой ответственности.

2.Разработка современных технологий бюджетирования (и предварительная постановка управленческого учета):

  • определение основных видов бюджетов;
  • создание комплекса планов для ЦФО (бизнес-подразделений).

3.Определение форматов бюджетов:

  • формирование статей доходов и расходов в БДР;
  • распределение затрат в категории прямые и постоянные.

4.Формирование регламента процесса планирования (процедура):

  • определение сроков подготовки проектов, представления, анализа и корректировки, консолидации всех видов планов;
  • критерии и порядок оценки планов;
  • положения об анализе отклонений.

5.Определение перечня и структуры служб, занятых процессом планирования, распределение полномочий и зоны ответственности, согласование и утверждения порядка их взаимодействия.

Необходимость автоматизации

Процесс бюджетирования может быть успешным, если произведена качественная подготовка к нему. При этом он может быть сложным и трудоемким, если не внедрены системы автоматизации. В современных условиях разработчики систем обработки информации предлагают универсальные решения. Именно к таким относится программный пакет «WA:Финансист».

Бесплатно получить программные продукты вполне реально, и даже научиться их эффективно применять, прочитав множество книг по организации процесса планирования. Но результат внедрения не апробированных систем и дилетантских подходов к реализации систем бюджетирования на основе теоретических знаний может быть весьма сомнительным. Универсальные решения, основанные на эффективных практиках, предлагает «WA:Финансист». Эта система уже давно и успешно применяется на многих предприятиях в Москве и в других регионах РФ.

Исполнение и контроль

Главным на предприятии является сводный бюджет, который включает в себя совокупность всех операционных и финансовых видов планов, в том числе по ЦФО. Его главная цель – запланировать все показатели хозяйственной деятельности на том уровне, который компания хотела бы достичь в течение определенного периода. В этой связи, на этапах исполнения планов особо актуальным становится контроль за отклонениями от намеченных целей и своевременное осуществление корректирующих действий, чтобы не выйти за рамки основной стратегии. Вне зависимости от масштаба деятельности компании или ее географического месторасположения – в Москве или других регионах России, стратегическое бюджетирование всегда зависит от глобальных направлений.

Функции бюджетирования в части контроля базируются именно на анализе отклонений фактических показателей от плановых. Особое внимание на предприятиях уделяется планированию и учету затрат, калькулированию и бюджетированию, мерам по их оптимизации. В этой связи главное внимание акцентируется на контроле отклонений по показателям затрат: по материалам, трудозатратам, сырье, логистике, сбыту, энергоносителям и другим видам.

Анализ отклонений может свидетельствовать о влиянии негативных или позитивных факторов, так же, как и сами отклонения могут быть положительными или отрицательными. Основная цель определить их влияние на результат финансовой деятельности компании. К благоприятным отклонениям, несомненно, следует относить те, которые способствуют росту выручки, объема производства и продаж, а также снижению затрат.

Контроль исполнения планов является одним из наиболее важных процессов, его можно разделить на три основные категории, которые осуществляются последовательно этап за этапом:

  • предварительный;
  • текущий;
  • заключительный.

Достижение намеченных стратегических целей возможно при успешном выполнении планов. Поэтому актуальность наличия системы, способствующей оперативному получению информации от всех структурных подразделений или участков производства и своевременной обработки, приобретает особое значение. Кроме того, должна существовать налаженная обратная связь между руководителями высшего звена и менеджерами среднего уровня. Этот процесс может быть оптимизирован посредством внедрения систем автоматизации.

Бюджетирование: руководство к действию

Среди достоинств бюджетирования имеется и социальная составляющая, так как оно способствует инициативе. Ведь намеченные цели побуждают к действию, персонал компании готов работать с большей отдачей, так как имеет механизмы и инструменты для качественного выполнения своих функций.

Стратегическое и процессное бюджетирование шаг за шагом позволяет системно совершенствовать процесс управления, максимально вовлекая в это действие все заинтересованные стороны, и в первую очередь непосредственных исполнителей – работников предприятия.

Стратегические цели компании могут быть достигнуты путем эффективного планирования, ведь это единственный способ, который конкретизирует количественные и стоимостные показатели и пути их достижения. По сути, увязать стратегию с конкретными целями посредством простого составления перечня необходимых мероприятий, достаточно сложно. Этому процессу посвящена отдельная область менеджмента – система сбалансированных показателей (ССП). Как превратить стратегию в конкретные мероприятия, указания руководства и в системную цепочку (схему) действий, смысл которых был бы понятен исполнителям на всех уровнях? Для этого могут быть использованы определенные подходы, которые являются завершающими шагами за шагами бюджетирования:

  • Все показатели должны быть адекватными, воспринимаемыми кадрами на всех уровнях. Они должны быть увязаны с реальным процессом деятельности предприятия. Такой подход способствует рациональному формированию бюджетов на базе ССП.
  • Использование ССП имеет особое значение для управления компанией, что позволяет прогнозировать значения конкретных статей доходов и расходов, осуществлять контроль достижения лимитов, и анализировать их исполнение по завершению планового периода.
  • Некоторые показатели могут быть использованы в качестве нормативов, другие – в виде ориентиров.

Взаимосвязь ССП и бюджетирования прямая, поскольку это взаимодополняющие инструменты. Бюджеты первичны, так как являются основой финансово-экономических показателей и определяют систему ответственности на всех уровнях, они – апологеты процесса прогнозирования и анализа. ССП является развитием бюджетирования, следующим эффективным шагом в процессе совершенствования управления предприятием. В тоже время, существует и обратная взаимосвязь: желание управлять компанией (организацией) в соответствии с ССП, неизбежно приведет руководство к решению о системном планировании.

Схема бюджетирования

Рисунок. Схема бюджетирования.

Все мероприятия в формате ССП реализуются конкретными подразделениями. В большинстве случаев они являются ЦФО, поэтому имеют свой бюджет. Любая деятельность в рамках ССП отражается в основных планах компании или отдельных подразделений. Исходя из этих взаимосвязей, можно точно определить причинно-следственную связь того, что бюджетирование – это фундамент реализации стратегии компании.

Управлять ресурсами предприятия непросто. Нужно составлять финансовые планы, контролировать движение выручки и расходов, соотносить стратегические и управленческие решения с
экономическим положением компании и многое другое. Менеджменту справиться с этими задачами помогает финансовое планирование и бюджетирование. Что из себя представляет данный
процесс, какие бюджеты бывают и с чего начать бюджетирование на предприятии? Попробуем разобраться.

Основы бюджетирования на предприятии

Основная задача бюджетирования — обеспечить деятельность организации необходимыми ресурсами, в том числе финансовыми. Заключается оно в двух простых вещах: распределить имеющиеся
ресурсы и спланировать новые поступления в будущем.

С глобальной точки зрения, бюджетирование помогает организации достичь стратегических целей и выиграть в конкурентной борьбе. Ведь когда у компании есть ресурсы, можно уверенно
наращивать обороты, осваивать новые ниши, одним словом — развиваться. Поэтому к финансовому планированию в любой организации приступают только после разработки стратегии.

Последовательность финансового планирования

Когда известна стратегическая цель, финансовый отдел оценивает объем необходимых ресурсов для ее достижения и способы их привлечения.

Понятие финансовое планирование немного шире, чем бюджетирование (так как первое включает в себя второе).

  • Финансовые планы определяют показатели, которых нужно достичь предприятию к определенному периоду.
  • Бюджеты — конкретизируют экономические планы организации, распределяют ресурсы между подразделениями и позволяют оценить вклад каждого менеджера в успех компании.

Бюджет — это план деятельности предприятия на будущий период в денежном представлении. В нем указаны ожидаемые доходы и расходы и размер капитала. необходимый для реализации
целей бизнеса.

Бюджетирование еще называют инструментом финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов бизнеса. Ценность его в том, что система бюджетов позволяет анализировать
прогнозируемые и фактические показатели не только по всей компании в целом, но и по отдельным подразделениям, проектам или центрам учета.

Обычно бюджетированию подлежат такие показатели:

  • объем сбыта
  • выручка, издержки, прибыль
  • налоги, сборы и взносы в различные фонды
  • кредитная нагрузка
  • оборотные средства
  • инвестиции и пр.

Важно! Финансовые планы необходимо составить так, чтобы компания оптимизировала расход ресурсов и получила как можно больше чистой прибыли.

Какие бюджеты бывают

Финансовые планы и бюджеты составляют на разные промежутки времени. Они бывают:

  • долгосрочные — от 1 года
  • краткосрочные — на месяц, квартал, год.

Долгосрочное планирование определяет допустимые темпы расширения предприятия и повышение стоимости бизнеса. А краткосрочное — обеспечивает постоянную платежеспособность
предприятия.

В плане последовательности — бюджеты формируют вначале для каждого подразделения, а потом сводят их в основной бюджет по предприятию. В Америке его называют Master Budget.

Схема бюджетирования предприятия

Схема бюджетирования предприятия

Рассмотрим, что входит в эти бюджеты и для чего они нужны.

  1. Операционное бюджетирование. Это, по сути, план деятельности предприятия на год. Сюда входят такие бюджеты:

    • бюджет продаж — в нем фиксируется, сколько товара предприятие планирует сбыть в течение месяца или квартала. Делается с разбивкой по видам и группам продукции. Помогает
      составить остальные бюджеты организации.
    • бюджет производства — позволяет корректировать объемы сбыта, производства и товарных запасов с учетом плана продаж.
    • бюджет затрат предприятия на оплату труда — учитывает как сдельную, так и фиксированную части зарплат.
    • бюджет коммерческих расходов — к ним относятся затраты на маркетинг, партнерские выплаты, транспорт и пр.
    • бюджет управленческих расходов — сюда входят выплаты налогов, коммунальных услуг, процентов по кредитам, содержание бухгалтерии и пр.
  2. Балансовый бюджет. Этот документ отражает планируемые суммы активов и пассивов на отчетный период.
  3. Финансовый бюджет. В нем указывают возможные источники денежных средств и то, как их планирует использовать компания. К нему также относятся:

    • инвестиционный бюджет — в документе запланированы вложения в развитие бизнеса, например, расходы на закупку нового оборудования или открытие нового филиала.
    • кассовый бюджет — это смета ожидаемых поступлений и расходов финансовых поступлений за отчетный период.

Еще бюджеты делят на фиксированные и гибкие. В первом случае финансовые показатели не пересматривают (фиксированный вид считается классической формой бюджетирования). Гибкие
бюджеты можно корректировать.

В условиях неопределенности, компании практикуют средний вариант — «скользящие» бюджеты. Их обновляют каждый квартал. Пересчитывают плановые значения, что позволяет быстро
реагировать на изменения экономики.

С чего начать бюджетирование на предприятии

Система бюджетирования на предприятии строится поэтапно. И начинается этот процесс далеко до формирования бюджетов, а как мы уже говорили — со
стратегического планирования. Также основным условием для внедрения
бюджетирования будет налаженная работа финансового департамента и четко обозначенные показатели работы всех подразделений компании.

Так выглядит подготовка к внедрению системы бюджетирования на предприятии:

  1. Разработка стратегии

    Стратегический план позволяет определить образ и цель деятельности предприятия на долгосрочную перспективу.

  2. Финансовая структура организации

    Необходимо понять, если ли она вообще и как функционирует. Если она в хаотическом состоянии, нужно организовать ее работу.

  3. Показатели и отчетность

    Определить показатели для ЦФО и подразделений, и как будет построена по ним отчетность.

  4. Положение о бюджетировании

    Организовать бюджетный регламент и связать его с учетной
    политикой организации.

  5. Автоматизация бюджетирования на предприятии

    К ней приступают, когда система бюджетирования налажена и работает без сбоев.

Как организовать систему бюджетирования по этапам — мы писали в статье «Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии». В этот раз — рассмотрим самые сложные участки этой работы, которые стоит учесть перед формированием бюджетов.

  • Анализ показателей за предыдущий период. Менеджеры подразделений собирают данные и сдают их в финансовый отдел для расчетов. Обычно финотдел запрашивает такие данные:

    • о полученной выручке, отгрузках, задолженностях — для регулярного анализа
    • данные по основным статьям расходов (прибыли и убытки, инвестиции, фонд заработной платы) — в конце бюджетного периода
    • другие данные по запросу.

Например, финотделу нужно рассчитать целесообразность инвестиций в расширение производства или закупку нового оборудования. У руководителя подразделения могут запросить
показатели производительности труда на отдельной линии.

  • Подбор показателей. Важно определить объем планируемых показателей, чтобы отчеты были не слишком объемными.
  • Оперативное планирование. Вначале составляются краткосрочные бюджеты затрат по подразделениям.
  • Контроль за исполнением бюджетов. Тут помогают четкие индикаторы и лимиты, описанные в финансовых планах.

Иногда сложности возникают на этапе согласования планов между отделами. Например, отдел закупок запрашивает детальный план у отдела поставок продукции, но тот не может оперативно
его предоставить. Чтобы решить проблему, нужно согласовать между собой документы по каждому отделу, виду бюджета и сроки сдачи отчетности.

Что дает бюджетирование и кому это нужно

Считается, что финансовое планирование нужно только крупным компаниям, а небольшим фирмам достаточно вести учет доходов и расходов. Данный подход вполне оправдан. При небольших
оборотах составление детальных финансовых планов может усложнить работу предприятия.

Но с ростом бизнеса управлять финансовыми потоками без бюджетов будет сложно — прибыль и убытки станут «непредсказуемыми». Бюджетирование в таком случае позволит не только
навести порядок в имеющихся ресурсах, но и четко спрогнозировать их поступление в будущем.

А еще грамотно выстроенная система бюджетирования позволяет:

  • руководству и инвесторам увидеть, как обстоят дела в подразделениях и развивается бизнес в целом
  • эффективно управлять не только отдельными бизнесами, но и сочетанием разных видов деятельности
  • менеджерам получить четкие критерии оценки их работы
  • проверить достижимость целей и найти эффективные пути их реализации
  • оптимизировать распределение ограниченных ресурсов
  • согласовать деятельность всех структурных подразделений предприятия
  • повысить мотивацию сотрудников на достижение показателей
  • оценить запланированные и фактические результаты работы в конце отчетного периода.

Из недостатков — система бюджетирования трудоемкий процесс и понятна далеко не всем менеджерам. Иногда возникают трудности с выполнением планов, передачей информации от
руководящих звеньев к линейным сотрудникам, что может демотивировать команду. Такие сбои происходят из-за непонимания сути бюджетирования, его пользы и элементарных основ
построения системы бюджетов в компании.

Чтобы выстроить эффективную систему бюджетирования или подтянуть отдельные ее участки, предприятие может пригласить аутсорсинговую компанию. Привлеченные эксперты помогут выявить
слабые места в экономике предприятия, скорректировать финансовые цели и показатели. Однако эксперты не смогут выстроить систему бюджетов без помощи штатных менеджеров и
сотрудников. Поэтому как бы предприятие ни внедряло бюджетирование: с помощью аутсорса или своими силами — финансовое планирование будет эффективным, только если им будет
заниматься обученный и квалифицированный персонал.

Пройдите тренинг «Практика бюджетирования в компании: от составления до контроля за исполнением», чтобы стать экспертом-практиком по организации бюджетирования на
предприятии!

Как вы считаете, какая из перечисленных целей бюджетирования основная?

Бюджетирование на предприятии: инструкция

author__photo

Бюджетирование на предприятии: инструкция

Содержание

Любое предприятие, вне зависимости от его размеров и сферы деятельности, стремится заработать деньги и грамотно их вложить в развитие. Для этого необходимо составлять финансовые планы, следить за движением средств, объективно оценивать затраты и результаты деятельности компании. Все это – неотъемлемые этапы бюджетирования.

Что такое бюджетирование на предприятии

Бюджетирование – это комплексный процесс по формированию и распределению финансов, корректировке планов в зависимости от текущей экономической ситуации, управлению средствами с учетом различных показателей.

Понятие бюджетирования актуально не только для юридических, но и для физических лиц. Каждому человеку необходимо контролировать свои доходы и расходы, правильно распределять финансы, ставить цели и выделять бюджет на их реализацию.

Задачи

Грамотная организация бюджетирования на предприятии позволяет:

  • регулярно и своевременно планировать деятельность с учетом различных показателей;
  • разрабатывать и утверждать стратегии, помогающие экономить и грамотно расходовать средства компании;
  • внедрять инвестиции в качестве дополнительного источника прибыли;
  • оптимизировать уже имеющиеся в наличии каналы инвестирования;
  • определять текущее состояние предприятия для обеспечения мероприятий по улучшению его функционирования;
  • выявлять целесообразность запуска планируемых проектов;
  • продуктивно расходовать ресурсный потенциал компании;
  • повышать дисциплинированность и вовлеченность сотрудников;
  • автоматизировать систему постановки и выполнения задач;
  • контролировать следование законам и договорам.

Составляющие бюджетирования

Ключевая составляющая процесса – бюджетный цикл. Это отдельно взятый период финансового планирования. Бюджетные циклы могут повторяться с разной периодичностью в зависимости от масштабов и направления деятельности организации.

В каждом цикле выделяют три этапа – планирование, реализацию, завершение. 

  • Планирование. Специалисты оценивают текущее состояние компании, разрабатывают план внесения корректировок в ее деятельность. При планировании важно учитывать возможные риски и четко обозначать направление развития предприятия.
  • Реализация. Здесь важно следить за эффективностью предпринятых мер и оперативно корректировать действия при появлении нежелательных результатов или снижении эффективности организации.
  • Завершение. По завершении запланированных работ подводят итоги. На этом этапе специалисты анализируют и сравнивают показатели в начале и в конце бюджетного цикла. Также оценивают разницу между фактическими и запланированными индексами.

Виды и методы

Выделяют три вида бюджетирования: финансовое, операционное, инвестиционное. 

Финансовое — предполагает планирование распределения средств внутри организации. Специалисты формируют полный перечень предстоящих расходов и доходов компании.

В него входят:

  • расчет возможной прибыли;
  • затраты на развитие бизнеса;
  • пути перемещения финансов.

Подобные списки необходимо составлять для обеспечения устойчивого финансового состояния компании. Четко представляя все предстоящие доходы и расходы, руководители предприятия могут заранее предпринять меры, которые помогут не допустить дефицита финансов.  

Операционное — предусматривает формирование и анализ следующих документов:

  • сметы по отдельным направлениям деятельности;
  • список косвенных налоговых затрат;
  • перечень ликвидного имущества;
  • бюджет производственных мощностей предприятия;
  • коммунальные затраты;
  • расходы на амортизацию.

Операционный план составляют с учетом всех видов деятельности, которые осуществляет компания.

Инвестиционное — включает в себя все, что относится к инвестированию:

  • процесс разработки и создания новых видов продукции;
  • действия, ориентированные на завоевание новых секторов рынка;
  • открытие и техническое обеспечение новых филиалов, отделений;
  • закупка и запуск спецтехники;
  • строительство объектов любого назначения.

Рекомендуется использовать все три вида бюджетирования в комплексе. Таким образом вы оцените эффективность работы предприятия, не упуская из виду деталей. Лучше всего начать с анализа работоспособности и производительности компании, а затем прописать сметы по каждому виду деятельности.

Оцените работу компании при помощи сквозной аналитики Calltouch. С помощью сервиса можно получать данные рекламных площадок, CRM-систем и других маркетинговых инструментов.

caltouch-platform

Сквозная аналитика Calltouch

  • Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
  • Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции

Узнать подробнее

platform

С чего начать бюджетирование

Система бюджетирования формируется постепенно. Основные этапы:

  1. Формирование стратегического плана. В нем определяют образ и цель работы компании в долгосрочной перспективе.
  2. Четкое разграничение финансовой структуры. Важно понимать, есть ли она вообще в организации и как функционирует. Если финансовая структура находится в хаотичном состоянии, ее необходимо упорядочить.
  3. Определение показателей и отчетности. Для центра финансовой ответственности и отдельных подразделений будут разные показатели. Формирование отчетности в них также может происходить по-разному.
  4. Разработка положения о бюджетировании. На этом этапе организуют бюджетный регламент. Его необходимо связать с учетной политикой предприятия.
  5. Автоматизация процесса бюджетирования. К этому этапу переходят только после того, как система учета бюджета начинает функционировать без сбоев.

Как повысить эффективность бюджетирования

Предприятия работают в постоянно меняющихся рыночных условиях. В некоторых нишах изменения происходят настолько внезапно, что маркетинговые планы становятся неактуальными еще на этапе разработки или утверждения.

Это обстоятельство затрудняет процесс бюджетирования для всех компаний вне зависимости от их масштаба и сферы деятельности. На помощь приходит сценарный анализ – методика, основанная на разработке различных прогнозов развития событий. Сценарный анализ позволяет создавать планы относительно организации бюджетирования, отталкиваясь от базовых предпосылок о том, какой из возможных планов более вероятен.

Сценарий – это описание перспективного будущего компании и вариантов развития событий. В сценариях учитывают как пессимистические, так и оптимистические результаты.

Анализ повышает эффективность процесса бюджетирования: для каждого варианта развития событий строят альтернативные планы, чтобы решить возможные проблемы и устранить ошибки. Если предприятие попадет в ситуацию, описанную в том или иным сценарии, руководство будет заранее знать, какие меры предпринимать. Таким образом, сценарный анализ помогает быстрее находить пути выхода из кризисных ситуаций и улучшает качество принимаемых решений.

Коротко о главном 

Любой компании, вне зависимости от ее размеров и направления деятельности, необходимо четко видеть перспективы развития и шаги, которые нужно предпринять для достижения тех или иных результатов. Именно для этого и необходимо планирование бюджета.

Для успешной организации бюджетирования на предприятии важно убедиться, что у вас есть квалифицированные сотрудники с опытом работы по такому профилю. При их отсутствии отдайте бюджетирование на аутсорсинг.

Немалую роль в контроле и оценке деятельности компании играет процесс бюджетирования, который включает в себя планирование, сбор факта и анализ полученных отклонений от плана. План помогает руководителям ставить перед собой и своими подчиненными четкие цели, а факт показывает, как организация справляется с достижением поставленных задач. В статье рассмотрим процесс бюджетирования в группе компаний (ГК), деятельность которой включает несколько направлений: оптовые продажи через склад, розничные продажи в магазинах, содержание и сдача в аренду зданий, находящихся в собственности компании.

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Бюджетирование — процесс формирования, утверждения и исполнения бюджетов, контроля выполнения бюджетных показателей с целью эффективного управления финансовыми ресурсами.

Бюджет — финансовый план/факт бюджетного периода, охватывающий все стороны деятельности компании и входящих в ее состав бизнес-подразделений, в котором отражены:

  • доходы и расходы (Бюджет доходов и расходов, БДР);
  • размеры поступлений денежных средств и порядок их расходования (Бюджет движения денежных средств, БДДС);
  • динамика активов и обязательств (Управленческий баланс, УП).

При формировании бюджетов нужно придерживаться следующих принципов:

  • формирование Бюджета доходов и расходов на основе принципов начисления — отражение доходов и расходов не в момент получения/уплаты денежных средств (кассовый метод формирования БДР), а в момент их фактического возникновения, то есть на основе первичных бухгалтерских документов.

Один из ярких примеров некорректности ведения БДР кассовым методом — отражение заработной платы, которая зависит от выручки за месяц, не в месяц ее начисления, а по факту выплаты.

В итоге при сильной сезонности (например, всплеск продаж в декабре и резкий спад выручки в январе) мы сильно искажаем финансовый результат сразу двух периодов: в декабре ставим заниженные затраты при высокой доходности, а в убыточный январь добавляем повышенные премии за декабрь;

  • прозрачность управленческой отчетности — финансовый результат по БДР формируется на основе данных, занесенных в информационную управленческую базу (желательно по принципу двойной записи). В таком случае чистая прибыль по БДР равняется сальдо на счете 99 после запуска процедуры «закрытие периода» и достоверность полученного в БДР финансового результата легко проверить;
  • унификация форм отчетности — единая форма основных бюджетов (БДР, БДДС и УП) для ЦФО любого уровня, единый справочник статей для Бюджета доходов и расходов и Бюджета движения денежных средств. В итоге мы легко можем трансформировать плановый БДР в БДДС, сравнить эти бюджеты, быстро выявить нестыковку в данных.

Предположим, счет на какие-то услуги в БДДС уже оплачен, но первичные бухгалтерские документы по нему не предоставлены. Следовательно, в БДР получаем заниженные затраты и завышенный финансовый результат;

  • сохранение преемственности принципов формирования бюджетов с целью накопления статистических данных: список статей бюджетов не пересматривается, принципы разнесения расходов по ЦФО неизменны с определенного года. В результате легко сравнивать финансовые показатели подразделений по периодам, есть хорошая статистическая база за прошлые годы для планирования бюджетов на следующий год;
  • четкое соблюдение установленных лимитов — все платежи в компании проводят в рамках лимитов, установленных в БДДС. Лимиты на месяц не должны превышать принятый годовой план по статьям.

Важный момент: любое увеличение лимитов должно быть согласовано с генеральным/финансовым директором. Это приучает сотрудников компании к финансовой дисциплине, мотивирует их добросовестно подходить к процессу бюджетирования.

ФОРМЫ БЮДЖЕТОВ КОМПАНИИ

Группа компаний имеет внутренние взаиморасчеты и работает по трем основным направлениям:

  • оптовая продажа с региональных складов, которая предусматривает доставку товаров до клиента;
  • розничная продажа в магазинах, которая состоит из двух типов работы с товаром:

– товары, приобретенные по обычному договору купли-продажи;

– товары, реализуемые в магазинах по договорам комиссии (оплата происходит только после продажи товара конечному покупателю);

  • сдача в аренду собственных площадей (в том числе под магазины своей сети).

Представим основные бюджетные формы группы компаний: Бюджет доходов и расходов (табл. 1), Бюджет движения денежных средств (табл. 2), Управленческий баланс (табл. 3).

Таблица 1. Бюджет доходов и расходов

Код

Статья БДР

Формула

2000

ВЫРУЧКА

= 2120 + 2130 + 2200 + 2500

2120

Выручка от реализации товаров

 

2130

Комиссионное вознаграждение от продажи товаров

 

2200

Выручка от реализации услуг

= 2210 + 2220

2210

Выручка от реализации услуг внешним контрагентам

 

2220

Выручка от реализации услуг внутренним контрагентам

 

2500

Выручка от прочей основной деятельности

 

3000

СЕБЕСТОИМОСТЬ

= 3100 + 4300

3100

Себестоимость товаров

 

4300

Транспортные расходы до склада

 

ВП

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ

= 2000 – 3000

% ВП

Рентабельность по валовой прибыли

= ВП / 2000

ОР

ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ

= РП + ТР + 4400 + 4600 + РВП + 5200 + 5300 + 5400 + 5500 + 5600 – 6000 + 7000

РП

Расходы на персонал

= 5110 + 5140 + 4110 + 4120

5110

ФОТ Окладная часть

 

5140

Внешний персонал

 

4110

ФОТ Премиальная часть

 

4120

Налоги на ФОТ

 

ТР

Транспортные расходы

= 4200 + 4700

4200

Транспортные расходы до клиента

 

4700

Транспортные расходы внутреннее перемещение

 

4400

Потери, выявленные при инвентаризации

= 4410 – 4420

4410

Потери

 

4420

Излишки

 

4600

Расходы на ГСМ

 

5200

Расходы на содержание имущества

= 5210 + 5220 + 5230 + 5240

5210

Аренда имущества

 = 5211 + 5212

5211

Аренда имущества

 

5212

Аренда земли

 

5220

Коммунальные услуги

= 5221 + 5222 + 5223

5221

Коммунальные услуги, электроэнергия

 

5222

Коммунальные услуги, тепло

 

5223

Коммунальные услуги, вода и т. д.

 

5230

Охрана и обеспечение безопасности

= 5231 + 5232 + 5233

5231

Обслуживание ОПС и АТС

 

5232

Ремонт ОПС и АТС

 

5233

Охрана

 

5240

Ремонт и содержание имущества

= сумм(5241…5250)

5241

Ремонт и техобслуживание транспорта

 

5242

Ремонт ОС

 

5243

Клининг

 

5244

Обслуживание энергосистем

 

5245

Расходные материалы для обслуживания зданий

 

5246

Вывоз мусора, уборка территорий

 

5250

Прочие расходы по содержанию помещений

 

5300

Расходы на рекламу и маркетинг

 

5400

Административные расходы

= 5410 + 5420 + 5430 + 5440 + 5450 + 5460 + 5470 + 5480

5410

Страхование ОСАГО

 

5420

Расходы на рейсовые медосмотры

 

5430

Обслуживание ПО и оргтехники

= сумм(5431…5436)

5431

Обслуживание ПО

 

5432

Обслуживание оргтехники

 

5433

Обслуживание ККМ

 

5435

Прочие платежи по IT-расходам

 

5436

Обновление оргтехники

 

5440

Услуги связи

= 5442 + 5443

5442

Услуги связи город, межгород, Интернет

 

5447

Мобильная связь

 

5450

Профессиональные услуги

= 5451 + 5452

5451

Бухгалтерские услуги

 

5452

Юридические услуги

 

5460

Расходы на персонал

= сумм(5461…5465)

5461

Корпоративные мероприятия

 

5462

Добровольное медицинское страхование

 

5463

Расходы на подбор персонала

 

5464

Расходы на обучение персонала

 

5465

Прочие расходы

 

5470

Охрана труда и техника безопасности

= сумм(5471…5474)

5471

Спецодежда

 

5472

Медосмотр

 

5473

Обучение по охране труда

 

5474

Прочие расходы на охрану труда

 

5480

Прочие расходы административного характера

= сумм(5481…5489)

5481

Чистая вода

 

5482

Канцелярские расходы

 

5483

Командировочные расходы

 

5485

Литература, подписка

 

5486

Доставка сотрудников, такси

 

5487

Компенсация ГСМ сотрудникам

 

5488

Почтовые расходы

 

5489

Прочие расходы административного отдела

 

5500

Амортизация активов

 

5600

Налоги по основной деятельности

= сумм(5630…5660)

5630

Транспортный налог

 

5640

Экологический налог

 

5650

Налог на землю

 

5660

Налог на имущество

 

6000

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ

= сумм(6100…6600)

6100

Списание кредиторской задолженности

 

6200

Цессия

 

6300

Штрафы и пени по хозяйственным договорам

 

6500

Прочие доходы

 

6600

Доходы по выбытию имущества

= сумм(6610…6660)

6610

Продажа земли

 

6620

Продажа помещений

 

6630

Продажа оборудования

 

6640

Продажа транспортных средств

 

6650

Продажа прочих ОС

 

6660

Продажа НМА

 

7000

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

= сумм(7100…7800)

7100

Цессия

 

7300

Штрафы и пени по хозяйственным договорам

 

7400

Списание дебиторской задолженности

 

7500

Услуги банка

 

7600

Дополнительные расходы по обслуживанию долга

 

7700

Расходы по выбытию имущества

= сумм(7710…7730)

7710

Списание балансовой стоимости ОС

 

7720

Списание балансовой стоимости НМА

 

7730

Прочие расходы по выбытию имущества

 

7800

Прочие расходы

 

ОП

ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ

= ВП – ОР

4500

Расходы по обслуживанию долга

= 4510 – 4520

4510

Проценты по кредитам

 

4520

Проценты по займам полученные

 

5680

Налог на прибыль

 

5690

Штрафы и пени по налогам

 

ЧП

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

= ОП – 4500 – 5680 – 5690

Таблица 2. Бюджет движения денежных средств

Код

Статья БДДС

Формула

 

ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

1000

Поступления от покупателей

= сумм(1100…1900)

1100

Поступление выручки от продаж товаров

 
 

Поступление выручки от продаж товаров (Розница)

 
 

Поступление выручки от продаж товаров (Опт)

 

1200

Возвраты покупателям

 

1300

Поступления выручки за услуги

 

1400

Поступления выручки от аренды

 

1900

Прочие поступления

 

2000

Платежи поставщикам

= сумм(2100…2400)

2100

Расчеты за товар по купле-продаже

 

2200

Расчеты за товар по комиссии

 

ОР

Операционные расходы

= 4000 + 5100 + 5200 + 5300 + 5400 + 5500 + 5600

4000

Транспортные расходы

= сумм(4100…4500)

4100

Транспортные расходы до клиента

 

4200

Транспортные расходы до склада

 

4300

Транспортные расходы внутренние

 

4400

Расходы на ГСМ

 

4500

Командировочные расходы водителей

 

5100

Платежи по персоналу

= сумм(5110…5190)

5110

Выплата заработной платы

 

5120

Корпоративные мероприятия

 

5130

Добровольное медицинское страхование

 

5140

Расходы на подбор персонала

 

5150

Расходы на обучение персонала

 

5190

Прочие расходы на персонал

 

5200

Расходы на содержание имущества

= 5210 + 5220 + 5230 + 5240

5210

Аренда

= 5211 + 5212

5211

Аренда имущества

 

5212

Аренда земли

 

5220

Коммунальные услуги

= 5221 + 5222 + 5223

5221

Коммунальные услуги, электроэнергия

 

5222

Коммунальные услуги, тепло

 

5223

Коммунальные услуги, вода и т. д.

 

5230

Охрана и обеспечение безопасности

= 5231 + 5232 + 5233

5231

Обслуживание ОПС и АТС

 

5232

Ремонт ОПС и АТС

 

5233

Охрана

 

5240

Ремонт и содержание имущества

= сумм(5241…5250)

5241

Ремонт и техобслуживание транспорта

 

5242

Ремонт ОС

 

5243

Клининг

 

5244

Обслуживание энергосистем

 

5245

Расходные материалы для обслуживания зданий

 

5246

Вывоз мусора, уборка территорий

 

5250

Прочие расходы по содержанию помещений

 

5300

Расходы на рекламу и маркетинг

 

5400

Административные расходы

= 5410 + 5420 + 5430 + 5440 + 5460 + 5490

5410

Страхование ОСАГО

 

5420

Расходы на рейсовые медосмотры

 

5430

Обслуживание ПО и оргтехники

= сумм(5431…5439)

5431

Обслуживание ПО

 

5432

Обслуживание оргтехники

 

5433

Обслуживание ККМ

 

5434

Ремонт оргтехники

 

5439

Прочие платежи по IT-расходам

 

5440

Услуги связи

= 5442

5442

Услуги связи город, межгород, Интернет

 

5450

Профессиональные услуги

= 5451 + 5452

5451

Бухгалтерские услуги

 

5452

Юридические услуги

 

5460

Охрана труда и техника безопасности

= сумм(5461…5469)

5461

Спецодежда

 

5462

Медосмотр

 

5463

Обучение охране труда

 

5469

Прочие расходы на охрану труда

 

5490

Прочие расходы

= сумм(5481…5489)

5481

Чистая вода

 

5482

Канцелярские расходы

 

5483

Командировочные расходы

 

5485

Литература, подписка

 

5486

Доставка сотрудников, такси

 

5487

Компенсация ГСМ сотрудникам

 

5488

Почтовые расходы

 

5489

Прочие расходы административного отдела

 

5500

Расходы по финансированию

= сумм(5510…5590)

5510

Проценты по кредитам

 

5520

Услуги и комиссии банка

 

5590

Прочие платежи по финансированию

 

5600

Платежи по налогам

= сумм(5610…5690)

5610

Налоги на ФОТ

 

5620

НДФЛ

 

5630

Транспортный налог

 

5640

Экологический налог

 

5650

Налог на землю

 

5660

Налог на имущество

 

5670

НДС в бюджет

 

5680

Налог на прибыль

 

5690

Штрафы и пени по налогам

 

ЧПО

Чистый поток от операционной деятельности

= 1000 + 2000 + ОР

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

6600

Поступления от продажи ОС, НМА

= сумм(6610…6660)

6610

Продажа земли

 

6620

Продажа помещений

 

6630

Продажа оборудования

 

6640

Продажа транспортных средств

 

6650

Продажа прочих ОС

 

6660

Продажа НМА

 

7100

Покупка ОС, НМА

= сумм(7110…7160)

7110

Приобретение земли

 

7120

Приобретение помещений

 

7130

Приобретение транспортных средств

 

7140

Погрузо-разгрузочная техника

 

7150

Приобретение прочих ОС

 

7160

Приобретение НМА

 

ЧПИ

Чистый поток от инвестиционной деятельности

= 6600 + 7100

 

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

8100

Поступление кредитов и займов

 

8200

Погашение кредитов и займов

 

8300

Движение по овердрафтам

 

ЧПФ

Чистый поток от финансовой деятельности

= сумм(8100…8300)

 

ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА В ПУТИ

 

9999

Перемещение между р/с организации

 

ДСП

Итого денежные средства в пути

= 9999

ЧП

ЧИСТЫЙ ПОТОК ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

= ЧПО + ЧПИ + ЧПФ + ДСП

ДСН

Денежные средства на начало

 

ДСК

Денежные средства на конец

= ДСН + ЧП

Таблица 3. Управленческий баланс

Код

Статья УП

Формула

1

АКТИВЫ

= 2 + 9

2

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

= сумм(3…8)

3

Нематериальные активы

 

4

Основные средства

 

5

Незавершенное строительство

 

6

Доходные вложения в материальные ценности

 

7

Долгосрочные финансовые вложения

 

8

Отложенные налоговые активы

 

9

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

= 10 + 17 + 18 + сумм(30…32)

10

Запасы

= 11 + 12 + 15 + 16

11

Сырье, материалы

 

12

Готовая продукция и товары для перепродажи

= 13 + 14

13

рабочие товарные остатки

 

14

неликвид к списанию

 

15

Расходы будущих периодов

 

16

Прочие запасы и затраты

 

17

НДС

 

18

Дебиторская задолженность

= 19 + 20 + 23 + 29

19

Дебиторская задолженность внутренняя

 

20

Дебиторская задолженность рабочая

= 21 + 22

21

текущая дебиторская задолженность за товар

 

22

авансы выданные

 

23

Дебиторская задолженность к списанию

= сумм(24…28)

24

судебная дебиторская задолженность

 

25

к списанию по СИД

 

26

к списанию за счет будущей прибыли

 

27

переданная коллекторам

 

28

резервы по сомнительным долгам

 

29

Дебиторская задолженность прочая

 

30

Краткосрочные финансовые вложения

 

31

Денежные средства

 

32

Прочие оборотные активы

 

33

ПАССИВЫ

= 34 + 39 + 43

34

КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

= сумм(35…38)

35

Уставный капитал

 

36

Добавочный капитал

 

37

Резервный фонд

 

38

Нераспределенная прибыль

 

39

КРЕДИТЫ И ЗАЙМЫ

= сумм(40…42)

40

Долгосрочные кредиты (займы) банк

 

41

Краткосрочные кредиты (займы) банк

 

42

Внутрихолдинговые расчеты по займам

 

43

ПРОЧИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

= 44 + сумм(51…55)

44

Кредиторская задолженность

= сумм(45…50)

45

Внутрихолдинговые поставщики

 

46

Внешние поставщики и подрядчики

 

47

Комитенты

 

48

Задолженность перед персоналом

 

49

Задолженность перед внебюджетными фондами

 

50

Задолженность по налогам и сборам

 

51

Отложенные налоговые обязательства

 

52

Доходы будущих периодов

 

53

Резервы предстоящих расходов

 

54

Прочие долгосрочные обязательства

 

55

Прочие краткосрочные обязательства

 

ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Этап 1. Планирование годовых бюджтов. На данном этапе последовательно выполняют следующую работу:

  • определяют стратегию развития на следующий год, базовые параметры (рост рынка, инфляция, желаемая норма прибыли);
  • исследуют рынок, оценивают реальную и потенциальную долю рынка;
  • планируют доходную и расходную части бюджетов, оценивают потребность в дополнительных вложениях в бизнес (расширение зоны присутствия, ремонт основных средств компании и др.);
  • стыкуют доходную и расходную части БДР и БДДС, определяют свободные денежные средства от операционной деятельности. В случае несоответствия ключевых показателей желаемым доходную и расходную части корректируют. На выходе определяют сумму свободных денежных средств для финансирования инвестиционных программ;
  • оценивают и выбирают инвестиционные проекты, составляют инвестиционный бюджет;
  • составляют финансовый план под потребности операционной и инвестиционной деятельности. На выходе — первая версия БДР, БДДС и Инвестиционный бюджет;
  • прогнозируют Баланс на основе первой версии БДР и БДДС, оценивают показатели эффективности бизнеса на планируемый год;
  • проводят вторую итерацию бюджетов;
  • годовой бюджет утверждает Совет директоров.

Этап 2. Оперативный контроль исполнения бюджетов.

Оперативный контроль расходования денежных средств осуществляют в ежедневном режиме с использованием системы электронного документооборота на основании утвержденного БДДС, который составляется ежемесячно с учетом лимитов, утвержденных в годовом бюджете.

Этап 3. Составление отчета об исполнении бюджетов.

Контроль фактического исполнения бюджетов ведется ежемесячно (включает в себя план-факторный анализ БДР и БДДС) и ежеквартально (анализируют динамику балансовых показателей за период и в сравнении с прошлым годом).

Этап 4. Корректировка бюджета.

Существует возможность ежеквартальной корректировки годового бюджета. Необходимость пересмотра бюджета определяет Совет директоров до 20-го числа последнего месяца квартала.

Корректировке подлежат доходная часть и расходные статьи с долей более 5 % от общей суммы затрат. Скорректированный бюджет утверждает Совет директоров до 1-го числа первого месяца квартала.

Пример регламента работы над годовым бюджетом

В каждой компании процессу годового планирования придают разное значение, исходя из которого выделяют ресурсы на его составление.

В одних компаниях подход к годовому планированию формальный: план строят на основе экстраполяции данных за прошлые годы и доводят до сотрудников как готовые нормативы. В других компаниях в процессе планирования задействованы все отделы, отвечающие за доходную и расходную часть бюджета.

Рассмотрим регламент годового планирования с максимальной вовлеченностью сотрудников компании (табл. 4).

Таблица 4. Регламент годового планирования

Этап

Сроки

Ответственные лица

Описание

I. Анализ рынка, выставление целевых показателей по товарообороту

До 01.10

Руководитель отдела маркетинга

Анализирует рынок, выявляет тенденции, прогнозирует рост рынка и доли компании в нем. На выходе получаем рекомендации для отдела продаж по росту выручки на следующий год

II. Планирование затрат

До 01.10

Руководитель ПЭО

Готовит формы планирования статей затрат по ЦФО с описанием подходов к планированию статей, проводит рабочие группы с распорядителями бюджетов по заполнению форм

До 15.10

Распорядители статей затрат

Заполняют формы по планированию затрат в разрезе контрагентов согласно прилагаемой инструкции. Передают готовые файлы по электронной почте руководителю ПЭО

Руководитель инвестиционного направления

Заполняет бюджет инвестиций согласно прилагаемой инструкции. Передает готовые файлы по электронной почте руководителю ПЭО

Руководитель ФЭО

Предоставляет по электронной почте руководителю ПЭО план по финансовой деятельности на следующий год с учетом текущих договоров и результатов проведенных переговоров с банками: получение и гашение кредитов, выплата процентов по кредитам

III. Планирование доходов

До 15.10

Руководители отделов продаж (Опт, Розница, Управление недвижимостью)

Заполняют формы по планированию товарооборота и наценки согласно прилагаемой инструкции. Передают готовые файлы по электронной почте руководителю ПЭО

IV. Сбор БДР и модели БДДС

До 31.10

Экономисты ПЭО

Проверяют корректность предоставленной информации: правильность заполнения форм, соответствие поданных на утверждение планов выставленным по статьям нормативам роста/сокращения затрат.

Сводят формы от ЦФО и распорядителей в единый мастер-файл, из которого формируется предварительный план БДР по месяцам и бизнес-направлениям

Руководитель ПЭО

На основе плана БДР и бюджета инвестиций готовит модель БДДС с изменяемыми параметрами по статьям:

• процент роста товарооборота к прошлому году (Опт и Розница);

• наценка (Опт и Розница);

• оборачиваемость дебиторской задолженности (Оптовое направление), товарных остатков (Опт и Розница) и кредиторской задолженности

V. Моделирование годового плана

До 15.11

Совет директоров

На основе модели БДДС подбирает параметры годового плана для получения желаемых показателей рентабельности и платежеспособности бизнеса. Проводит бюджетные комитеты с руководителями бизнес-направлений по утверждению первой версии БДР, бюджета инвестиций и нормативов оборачиваемости дебиторской, текущей и кредиторской задолженности

Генеральный директор

Передает руководителю ПЭО показатели первой версии БДР, бюджета инвестиций и нормативов оборачиваемости

Руководитель ПЭО

На основе предоставленных данных формирует первую версию модели БДДС, передает ее финансовому директору

VI. Корректировка плана по финансовой деятельности

До 30.11

Финансовый директор

На основе получившейся модели БДДС составляет план привлечения/гашения кредитных средств сверх предоставленного руководителем ФЭО плана. Проводит переговоры с банками, передает информацию руководителю ФЭО

Руководитель ФЭО

Готовит итоговый план по финансовой деятельности, передает данные по почте руководителю ПЭО

VII. Утверждение итогового годового плана

15.12

Руководитель ПЭО

Формирует модель БДДС на основе итогового плана по финансовой деятельности, передает ее Совету директоров

Совет директоров

Вносит необходимые корректировки в параметры БДР и БДДС. Проводит заключительный бюджетный комитет с руководителями бизнес-направлений, на котором утверждается итоговый план на год

Генеральный директор

Подписывает итоговый план на год (БДР, БДДС, нормативы оборачиваемости) и передает пакет документов руководителю ПЭО

Руководитель ПЭО

Формирует бюджеты затрат по распорядителям согласно утвержденному бюджету и присоединяет их к годовому бюджету

Как видим, в данном примере годовое планирование растянуто на два с половиной месяца. На каждый этап исполнителям дают две недели на проработку (с учетом параллельного исполнения ими текущих обязанностей). В итоге все вовлеченные в процесс бюджетирования сотрудники в состоянии уделить должное внимание составлению годового плана.

Этому способствует и специфика бизнеса, позволяющая приступить к планированию следующего года за три месяца до его начала (в некоторых сферах заблаговременное планирование может привести к серьезным искажениям в планах). Тогда процесс бюджетирования приходится ужимать до месяца или завершать его в начале следующего года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетирование — эффективный метод контроля и управления бизнесом. Чем понятнее и проще построен процесс бюджетирования, чем больше заинтересованных и вовлеченных в работу с бюджетами сотрудников, тем больше пользы от него можно получить. Поэтому первоочередная задача ПЭО — разработать и внедрить легкие к восприятию и исполнению регламенты с максимально детальной инструкцией по работе с бюджетными формами.

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 2, 2020.

Contents

  • 1 Планирование
  • 2 Терминология финансовой структуры
  • 3 Постановка системы бюджетного управления компанией
  • 4 Терминология по бюджетированию
  • 5 Терминология по планированию
  • 6 Схема формирования бюджетов
  • 7 Дополнительная литература

Планирование

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения.

Финансовое планирование:

  • Позволяет выбирать наиболее эффективные пути развития предприятия;
  • Позволяет воплотить намеченные стратегические цели в конкретные финансовые показатели;
  • Дает возможность оценить эффективность деятельности предприятия;
  • Помогает рассчитывать и следить за использованием финансовых ресурсов;
  • Является инструментом для привлечения финансовых ресурсов.


[sam_ad id=»7″ codes=»true»]

Основные задачи финансового планирования:

  • Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
  • Анализ взаимосвязи возможных решений о дивидендах, финансировании проектов, инвестициях и прогнозирование последствий данных решений;
  • Определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рациональности его использования;
  • Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономичного использования денежных средств;
  • Установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
  • Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
  • Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия в целом и центров финансовой ответственности, в частности.

Инфраструктура финансового планирования включает в себя четыре основных блока: аналитический, информационный, организационный и программно-технический:

  • Аналитический блок подразумевает наличие регламентированной методологии и методики подготовки финансового плана для его последующего анализа и оценки выполнения;
  • Информационный блок обусловлен необходимостью сбора внутренней и внешней информации, способной прямым или косвенным методом оказать влияние на итоговые показатели плана;
  • Организационный блок предполагает обязательное наличие организационной структуры управления, с четко регламентированными функциями и областью ответственности;
  • Программно-технический блок направлен на автоматизацию всего процесса с целью достижения оптимизации материально-технических затрат.

В экономической литературе различают пять видов финансового планирования: стратегическое, перспективное, бизнес-планирование (включает в себя перспективное и текущее планирование), текущее планирование или бюджетирование и оперативное финансовое планирование.

Деление финансовых планов по видам осуществляется в зависимости от длительности бюджетного периода, т.е. временного интервала финансового плана. Основой формирования всех финансовых планов чаще всего выступают долгосрочные цели, определяемые руководством предприятия в ходе стратегического планирования путем выработки финансовой стратегии. Стратегические цели предприятия детализируются и получают свое отражение в виде среднесрочных и краткосрочных планов и бюджетов.

Весь процесс финансового планирования на предприятии можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Анализ финансовых показателей предыдущего периода посредством форм финансовой отчетности, содержащих информацию для расчета экономических показателей предприятия и составления прогноза форм отчетности на последующие периоды.
  2. Подготовка основных прогнозных документов:
    1. Прогнозного бухгалтерского баланса;
    2. Отчета о прибылях и убытках;
    3. Отчета о движении денежных средств.
    4. Уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
    5. Оперативное финансовое планирование.
    6. Внедрение разработанных финансовых планов, контроль их исполнения и последующий анализ достигнутых результатов.

Текущее финансовое планирование или бюджетирование рассматривается как составная часть финансового планирования и представляет собой конкретизацию показателей перспективных планов. Бюджетирование представляет собой планирование, учет и контроль движения денежных средств, и анализ финансовых результатов конкретных направлений деятельности предприятия. Цель бюджетирования состоит в определении суммы и структуры расходов предприятия и его подразделений на конкретные цели и финансовое обеспечение их покрытия.

В мировой практике под бюджетированием понимается элемент менеджмента, ориентированный на управление, представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов. Бюджетирование можно представить как процесс анализа ранее принятых решений, посредствам которого предприятие оценивает целесообразность фактического использования активов.

[sam_ad id=»7″ codes=»true»]

Бюджетирование как управленческая технология включает три важнейшие составные части:

  • Технология бюджетирования, которая представляет собой виды и формы бюджетов, систему финансово-экономических показателей как основу построения бюджетов, порядок консолидации отдельных бюджетов в единый сводный бюджет;
  • Организация процесса бюджетирования, предусматривающая формирование финансовой структуры предприятия, посредством определения центров финансовой ответственности, бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса, графика документооборота, системы внутренних нормативных документов;
  • Информационные технологии, позволяющие не только разработать различные сценарии будущего финансового состояния предприятия, но и осуществить оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля.

Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов как структура бюджетов, процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов, контроль их фактического исполнения, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений.

Пять этапов постановки системы бюджетирования:

  1. Формирование финансовой структуры, на данном этапе разрабатывается модель структуры, позволяющая установить ответственность за исполнение бюджетов и контроль источников возникновения доходов и расходов путем определения центров финансовой ответственности.
  2. Создание структуры бюджетов, путем определения общей схемы формирования сводного бюджета предприятия.
  3. Разработка методик и процедур управленческого учета, формирование учетно-финансовой политики.
  4. Разработка регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин невыполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.
  5. Внедрение системы бюджетирования и проведение сценарного анализа.

Бюджетный процесс на любом предприятии должен начинаться с разработки проекта сводного бюджета. На этом уровне необходимо оценить производственную программу, ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики, определить производственный потенциал предприятия на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых технологий и видов продукции. Далее проект бюджета должен пройти процедуру согласования и утверждения высшим органом управления. По итогам бюджетного периода следует провести анализ исполнения бюджета, выявить отклонения, объяснить их причины, принять необходимые управленческие решения.

Существуют две основные формы составления бюджета: фиксированный бюджет (традиционная форма) и гибкий бюджет. При фиксированном бюджете цифровые показатели рассчитываются и утверждаются до начала планируемого периода и пересмотру не подлежат. Отличительной особенностью гибкого бюджета является то, что на любом из этапов развития предприятия в бюджет могут быть внесены корректировки.  Некоторые предприятия формируют так называемые обновляемые, или «скользящие», бюджеты, когда при составлении бюджета на год, по прошествии первого планового квартала производится планирование еще на один квартал. Используя «скользящий» бюджет, предприятие имеет возможность оперативно учитывать изменения внешней среды, действовать в соответствии с уточненными целями, а также корректировать планы в зависимости от уже достигнутых результатов. В итоге прогнозы доходов и расходов становятся более точными, при этом плановый период при использовании «скользящего» бюджетирования не изменяется.

[sam_ad id=»7″ codes=»true»]

Терминология финансовой структуры

Бюджетное управление – оперативная система управления компанией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленные цели путем наиболее эффективного использования ресурсов.

Финансовая структура – организация центров финансовой ответственности, определяющая их подчиненность, полномочия и ответственность и предназначенная для управления стоимостью деятельности предприятия.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от этих операций и отвечающее за величину данных расходов и/или доходов.

Типы ЦФО:

  • Центры инвестиций
  • Центры прибыли
  • Центры маржинального дохода
  • Центры дохода
  • Центры затрат

Данная классификация основана на разделении ЦФО по видам доходов/затрат, которые определяются, исходя из функциональной деятельности центра.

# Центры затрат образуют подразделения, которые для выполнения своих функциональных обязанностей потребляют различные ресурсы, что означает для предприятия затраты. Соответственно, они отвечают за величину произведенных в своей деятельности затрат. Примером Центров затрат являются различные производственные подразделения и функциональные службы (цех, склад, бухгалтерия, реклама, охрана). Центры затрат определяют расходную часть бюджета предприятия.

# Центры дохода отвечают за доход, который они приносят фирме за счет своей деятельности, и определяют доходную часть бюджета. Центром дохода может выступать подразделение компании, занимающееся реализацией готовой продукции, товаров и услуг, т.е. функционально предназначенное для получения дохода в виде выручки (Отдел продаж, склад-магазин, оптовая база, сеть агентов, фирменных магазинов и т.д.).

# Центры маржинального дохода несут ответственность за величину получаемого маржинального дохода (вклад на покрытие). Создаются на предприятиях, где есть подразделения, осуществляющие более сложный вид деятельности – не одно производство (как центры затрат), и не одну торговлю (как центры дохода), а, например, производство и реализация продукции определенной номенклатуры, т.е. фактически являются отдельными бизнес-направлениями (бизнесами). Бизнесы отвечают за эффективность деятельности, контролируя доходную и расходную части своего направления. Мерой эффективности бизнеса является не доходы и затраты направления по отдельности, а разница между ними в виде маржинального дохода. Под маржинальным доходом (прибылью) понимается разница между выручкой и прямыми (прямо прослеживаемыми до объекта возникновения) затратами. Полученная сумма маржинального дохода идет сначала на покрытие накладных затрат направления, потом накладных предприятия, и далее на формирование чистой прибыли всего предприятия. То направление, которое приносит наибольший маржинальный доход, является и наиболее выгодным для предприятия. Таким образом, предприятие обеспечивает эффективность деятельности своих отдельных направлений бизнеса, ставя им в ответственность уровень маржинального дохода.

# Центры прибыли отвечают перед руководством суммой заработанной прибыли, т.е., они по аналогии с центрами маржинального дохода контролируют как расходную, так и доходную сторону своей деятельности. Но центры прибыли рассчитывают доходы и затраты не отдельного направления, а всего предприятия в целом. Соответственно, центром прибыли выступает предприятие – как самостоятельное, так и в составе многоуровневой структуры, например, холдинга.

# Центры инвестиций являются верхним уровнем финансовой структуры. Они имеют право управлять не только оборотным капиталом, т.е. отвечать за объем заработанной прибыли, но и управлять необоротными активами (основными средствами), в том числе, осуществлять инвестиции (и дезинвестиции). Например, построить новый цех, поменять устаревшее оборудование, а в больших масштабах – купить фирму, продать бизнес и т.д. В этом случае центр инвестиций контролирует окупаемость этих инвестиций, и таким образом отвечает за рентабельность всех активов фирмы. Центр инвестиций уже всегда только предприятие – либо самостоятельное, либо головная компания многоуровневой структуры.

# Центр финансового учета – структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину.

# Постановка бюджетного управления — комплекс организационно-технических мероприятий по разработке и внедрению системы бюджетного управления.

[sam_ad id=»7″ codes=»true»]

Постановка системы бюджетного управления компанией

Проведение работ по постановке системы бюджетного управления компанией осуществляется поэтапно в следующем порядке:

1. Проектирование финансовой структуры

На основе организационной структуры компании разрабатывается финансовая структура. В рамках этой работы из организационных звеньев (подразделений) формируются Центры Финансовой Ответственности (ЦФО) и строится модель финансовой структуры.

2. Формирование бюджетной структуры

Описываются и структурируются статьи планирования и учета всей хозяйственной деятельности предприятия, в которых будет осуществляться ведение бюджетов доходов/ расходов, выплат/поступлений (денежных средств), оприходования/отпуска (материальных ценностей), активов/пассивов (управленческого баланса) в виде справочников.

Далее определяются виды бюджетов, которые необходимо вести предприятию, устанавливаются взаимосвязи их формирования, уровни консолидации и их внутренняя структура на основе справочников бюджетных статей.

3. Разработка внутренней учетной политики

Формируются организационные основы ведения учета, выбираются принципы документирования хозяйственных операций и методы оценки имущества, определяются методика и техника ведения учета.

4. Разработка системы планирования

Определяется порядок планирования – от формирования плана продаж предприятия до утверждения основного бюджета предприятия, с указанием участников процесса планирования, регламентов их действий, формы документов и сроков их разработки, согласования и утверждения.

5. Разработка системы финансово-экономического анализа

Определяется состав методов анализа, порядок их проведения, формируется система отчетности с указанием участников процесса анализа, регламентов их действий, подготовки и предоставления отчетов.

6. Регламентация

Результаты всех проведенных работ должны быть формализованы, т.е. закреплены в регламентных документах предприятия. Для этого все этапы завершаются подготовкой соответствующих Положений:

  • Положение о финансовой структуре
  • Положение о бюджетной структуре
  • Положение об учетной политике
  • Положение о планировании
  • Положение об анализе
  • Положение(я) о центрах финансовой ответственности (ЦФО)

“Положение о финансовой структуре” – внутренний регламентный документ предприятия, описывающий финансовую структуру предприятия и регламентирующий процесс ее формирования, являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

[sam_ad id=»7″ codes=»true»]

Терминология по бюджетированию

Бюджет – финансовый документ установленного формата, по которому происходят планирование и учет результатов хозяйственной деятельности.

Статья – составная часть бюджета, по которой происходят планирование и учет хозяйственных операций одного типа.

Хозяйственная операция – простейшее событие в деятельности предприятия, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений/выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.

Операционный бюджет – бюджет, составляемый по каждому Центру Финансовой Ответственности (ЦФО) для планирования и учета результатов его деятельности (операций).

Функциональный бюджет – бюджет, составляемый по определенной области деятельности предприятия (функции) для планирования и учета результатов данной деятельности.

Бюджет предприятия – план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении; определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.

Натурально-стоимостные бюджеты (Бюджеты Товаров, Запасов и Внеоборотных Активов) – бюджеты, отражающие движения всех, кроме денежных средств, активов предприятия; составляемые как в натуральных, так и денежных единицах для планирования и учета данного движения.

Бюджет Доходов и Расходов (БДР) – бюджет, отражающий процесс формирования финансовых результатов деятельности предприятия; составляемый для планирования и учета данного процесса с целью управления прибыльностью и рентабельностью предприятия.

Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС) – бюджет, отражающий процесс движения денежных средств по всем видам счетов и кассе предприятия; составляемый для планирования и учета данного движения с целью управления платежеспособностью предприятия.

Бюджет Баланса, Бюджет по Балансовому Листу (ББЛ) – бюджет, отражающий структуру имущества (активов) предприятия и источников его формирования (пассивов); составляемый для планирования будущей и учета фактически сложившейся структуры активов/пассивов с целью управления стоимостью предприятия.

Консолидированный (итоговый) бюджет – группировка всех функциональных бюджетов предприятия в разрезах:
a. движения товаров, запасов и внеоборотных активов;
b. формирования доходов и расходов;
c. движения денежных средств;
d. формирования стоимости;

предназначенная для планирования и учета результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Бюджетная структура – система функциональных бюджетов предприятия, по которой происходят последовательное планирование и учет результатов хозяйственной деятельности всего предприятия.

“Положение о бюджетной структуре” – внутренний регламентный документ предприятия, описывающий бюджетную структуру предприятия и регламентирующий процесс их формирования, являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

Терминология по планированию

Планирование – процесс подготовки и выбора оптимальных решений для достижения целей управления.

Система планирования – принятая на предприятии структура планов, а также определенные и формализованные для каждого из них принципы, форматы и регламент планирования.

Бюджетное планирование – процесс коллективной разработки плана деятельности предприятия на будущий период, в результате которого все мероприятия хозяйственной деятельности представляются в финансовом выражении в формате бюджетов в разрезе финансовой структуры предприятия (по центрам финансовой ответственности).

Регламент бюджетного планирования – документально закрепленный порядок формирования бюджета предприятия. Определяет этапы, участников и временные рамки процесса бюджетного планирования, а также источники и форматы получения/ передачи информации.

Горизонт планирования бюджета – период, на который можно спрогнозировать деятельность предприятия в количественных показателях данного бюджета с приемлемой точностью.

Шаг планирования бюджета – периодичность, с которой в пределах горизонта планирования формируется данный бюджет.

“Положение о планировании” – внутренний регламентный документ предприятия, определяющий горизонт и шаг планирования/корректировки планов, описывающий регламент планирования и корректировки, а также формат планирования, и являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

[sam_ad id=»7″ codes=»true»]

Схема формирования бюджетов

Budgeting-flow-schema

Дополнительная литература

Скачать: Бюджетирование как инструмент финансового планирования

[sam_ad id=»7″ codes=»true»]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дростоп уколы инструкция цена отзывы по применению взрослым
  • Администратор сети отс обтс руководство пользователя
  • Руководство по ремонту дэу нексия 8 клапанов
  • Car alarm system cd021 инструкция на русском языке
  • Kemppi mastertig mls 2300 acdc инструкция