Руководство по бронированию гпз

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, это осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями комплекса мероприятий, направленных на обеспечение их в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами и заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
 

Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является закрепление на период мобилизации и в военное время за органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также за организациями руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем заблаговременного и рационального распределения их между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями, органами и создаваемыми на военное время специальными формированиями, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями. 
 

Граждане, пребывающие в запасе, и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет, вследствие не оформления им отсрочек, подлежат призыву по мобилизации. 
 

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации, и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.  

Руководство, контроль, нормативное и методическое обеспечение работ по бронированию граждан, пребывающих в запасе в РФ осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
 

На территории Губкинского городского округа методическое руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, за органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, организует и обеспечивает Комиссия Губкинского городского округа по бронированию граждан, пребывающих в запасе.
 

Для проведения работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, организации получают в установленном порядке утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и Инструкции по бронированию (выписки).
 

Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по бронированию граждан, пребывающих в запасе, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
 

Основанием для организации работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время в организациях является:

а) наличие мобилизационных заданий;

б) выполнение комплекса мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения округа в особый период;

в) осуществление работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям;

г) осуществление охранной деятельности (оказание охранных услуг) в отношении организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе.
 

Является основанием для получения отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации для граждан, работающих в организациях оборонно-промышленного комплекса (постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года № 1725). Для этого организация должна состоять в Перечне организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на основании приказа Минпромторга Российской Федерации и выполнять реальные работы по исполнению государственного оборонного заказа на основании государственного контракта, имеющего номер идентификатора государственного контракта (ИГК).

Разъяснения Валентины Митрофановой по действиям работодателя в связи с Указом Президента «О частичной мобилизации» вы можете скачать по ссылке

Воинский учет решает две задачи:

  1. Обеспечить воинские формирования необходимыми человеческими ресурсами.
  2. Не допустить в период мобилизации нехватки специалистов на предприятиях, продолжающих работу в военное время, и в органах власти.

Для решения второй задачи проводят бронирование граждан, пребывающих в запасе. Разберемся, как правильно организовать эту процедуру. 

Запись экстренного прямого эфира Валентины Митрофановой в связи с Указом Президента «О частичной мобилизации»

Для чего нужно бронирование граждан в запасе

Разберем основные понятия и нормативные документы.

Бронирование — это освобождение тех работников организации от мобилизации и мобилизационной подготовки, которые нужны для обеспечения бесперебойной работы предприятия. Это временная отсрочка, которая предоставляется в порядке, определяемом Правительством РФ. 

Важно! Бронирование граждан в запасе отличается от отсрочки или освобождения от призыва по другим основаниям, например, для признанных временно негодными к военной службе по состоянию здоровья или имеющим на иждивении четырех и более детей до 16 лет.

Мобилизация — мероприятия по переводу всех уровней экономики России, органов государственной власти и местного самоуправления, вооруженных сил, предприятий на деятельность в условиях военного времени. Работу продолжают не все организации, а только те, которые есть в списках местных администраций. Это, например:

  • оборонные предприятия;
  • ресурсники — компании электро-, водо-, теплоснабжения;
  • органы местной власти.

Часть военнообязанных сотрудников таких организаций не подлежит призыву, а остается на рабочих местах. Это и есть бронирование. В отличие от воинского учета, эту процедуру проводят не все работодатели.

Кого бронируют

Бронируются не все военнообязанные и не на всех предприятиях — список должностей и компаний утверждает Межведомственная комиссия по бронированию граждан (МКБ) ВС РФ и органы местной власти. Забронированные сотрудники не освобождаются от военных обязанностей, они составляют особую часть — специальный воинский учет.

Кто состоит на спецучете:

  • военнообязанные граждане, которые забронированы организациями, органами власти. Часто это руководители и высококлассные специалисты;
  • находящиеся на службе в органах МВД, пожарной службе, в УИС и органах по контролю за оборотом наркосредств.

Забронированным предоставляется отсрочка от призыва в военное время и освобождение во время мобилизаций и военных сборов на все время отсрочки. Основные виды бронирования граждан в организации:

  • по перечням должностей и профессий;
  • персональный воинский учет — бронирование по постановлениям МКБ;
  • по отдельным постановлениям МКБ.

Перечни бронируемых должностей бывают двух видов — федерального и регионального уровней:

  • в название перечней первого уровня присутствуют наименования федеральных органов власти, МВК присваивает им регистрационные номера;
  • перечень второго уровня называется Территориальный.

Проекты Перечней должностей и профессий разрабатывают органы госвласти и организации, утверждает Межведомственная комиссия по бронированию.

Отсрочка от мобилизации оформляется специальным удостоверением. Его реквизиты вносятся простым карандашом в пункт 7 формы 10, по специальному воинскому учету. Если удостоверения нет, то гражданин считается состоящим на общем.

Важно! Пребывающие в запасе граждане, имеющие право на отсрочку, но не поставленные на специальный воинский учет, подлежат призыву по мобилизации

Кто бронирует

Воинский учет — обязанность всех работодателей. Как правило, отделы кадров предприятия организуют работу по воинскому учету и бронированию ГПЗ. Однако бронирование ведут только те организации, которые имеют на это основания:

  • подписанные с правительством или органами власти разных уровней договоры о выполнении поставок для госнужд в военное время или в период мобилизации;
  • участие в выполнении заданий на поставку продукции ( работ, услуг) для госнужд РФ или субъектов РФ в рамках кооперации;
  • в полномочия организации входят задачи, установленные органами власти разных уровней;
  • деятельность организации в военное время обеспечивает безопасность государства, жизнедеятельность населения.

Этими критериями руководствуются Межведомственная комиссия по бронированию, федеральные органы госвласти, территориальные комиссии субъектов РФ при определении организаций для бронирования ГПЗ.

Работу по воинскому учету и бронированию в организациях ведут специально назначенные приказами работники. Как правило, кадровики. Их кандидатуры согласовываются с военным комиссаром муниципального образования — п. 22 Методических рекомендаций, утв. Генштабом ВС РФ 11.07.2017.

Как ведется бронирование

Межведомственная комиссия РФ осуществляет общее руководство в части организации бронирования граждан, пребывающих в запасе. В отдельных населенных пунктах создаются свои территориальные органы. Например, в Москве комиссии по бронированию граждан есть в каждой управе. Узнать их контакты можно в соответствующих разделах территориальных органов власти на сайте mos.ru.

Совет

Направьте запрос в территориальную комиссию, чтобы узнать про свои обязанности в сфере воинского учета и бронирования граждан. В ответ вам объяснят, должны ли вы вести спецучет; дадут список профессий и должностей для него; расскажут про порядок спецучета и формы документов.

Если ваша компания входит в списки, комиссия направит вам утвержденные перечни должностей и профессий.

Как организовать и вести делопроизводство по воинскому учету, как подготовиться к проверке военкомата, что делать, если работник призван на военные сборы или военную службу вы узнаете из нового авторского курса по воинскому учету на нашем сайте.

Пошаговая инструкция по бронированию граждан, пребывающих в запасе

Шаг 1. Организуем воинский учет в компании: назначаем ответственных, составляем номенклатуру дел, встаем на учет в военкомате.

Шаг 2. Делаем запрос в территориальную комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе. При положительном ответе назначаем ответственного за спецучет.

Шаг 3. На основании рекомендаций комиссии разрабатываем, согласуем с военкоматом и утверждаем планы персонального воинского учета и бронирования.

Скачайте форму документа здесь.

Совет

Необязательно утверждать отдельный план по спецучету. Вы можете подготовить дополнения к действующему Плану воинского учета, согласовать их с военкоматом и утвердить.

Шаг 4. Готовим в свободной форме перечень работников для бронирования и передаем его на утверждение в территориальную комиссию или военкомат, в зависимости от полученных рекомендаций. 

Шаг 5. Оформляем отсрочку от призыва документально. Передаем в военкомат утвержденный список работников для бронирования, их документы воинского учета. Получаем оттуда форму 4 на каждого сотрудника.

Обратите внимание! При ведении спецучета данные на забронированного работника собираются аналогично обычному учету.

Информация заносится в бланк специального учета — форму 4, состоящую из извещения и удостоверения:

  • извещение содержит информацию о постановке на специальный учет,
  • удостоверение подтверждает отсрочку.

Количество остающихся в организации бланков отмечают в специальной справке по форме 20 — скачать.

Важно! Бланки спецучета — документы строгой отчетности.

Кроме выдачи бланков спецучета, организация ежегодно отчитывается по формам 6 и 18:

  • форма 6 скачать — отчет о количестве работающих и забронированных сотрудников;
  • форма 18 скачать — карточка учета предприятия.

Дополнительно работники кадров разрабатывают и ведут обязательные документы:

  • план замещения сотрудников, призываемых на службу,
  • план действий по передаче удостоверений об отсрочке;
  • журнал учета выдачи удостоверений;
  • другое.

Важно! Храните документы строгой отчетности по специальным правилам.

Ведение специального учета

Военнообязанные граждане «с бронью» подлежат уже не общему, а специальному воинскому учету — п. 14 Методических рекомендаций от 11.07.2017. Его особенности уточняйте в территориальной комиссии.

Что важно знать про спецучет:

  1. Отсрочка от призыва дается временно. При ее аннулировании по разным причинам (например, увольнение работника) надо сообщить в военкомат в пятидневный срок. Также туда нужно будет сдать на утилизацию удостоверение об отсрочке.
  2. Отметки от спецучете и снятии с него обязательно делаются в личных карточках работников по форме № 10.
  3. Надо не забывать направлять в военкомат соответствующую отчетность — п. 35 Методических рекомендаций от 11.07.2017.

Кто из работников не подлежит бронированию

Кадровики часто путают сотрудников, не подлежащих бронированию, с теми, кто вообще не подлежит воинскому учету:

  • женщины, не имеющие воинской специальности;
  • отбывающие наказание;
  • проживающие за рубежом;
  • проходящие службу по призыву или АГС.

Важно! Не подлежащие спецучету и военному учету — это разные категории!

Не подлежат бронированию следующие категории работников:

  • в первые 5 лет пребывания в запасе уволенные с военной службы 1 разряда;
  • не прошедшие военную службу по призыву без законных оснований и зачисленные в запас по достижении 27 лет;
  • водители транспортных средств, машин и механизмов, предназначенных для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы;
  • предназначенные в специальные формирования;
  • заключившие контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве до прекращения действия контракта.

Перечень граждан, не подлежащих бронированию, утверждается постановлением Межведомственной комиссии. Уточняйте в военкомате.

Скачать формы воинского учета по бронированию и Правила работы с бланками специального воинского учета

Скачать примерный план работы по бронированию

Уважаемые руководители

и военно-учетные работники организаций и предприятий, индивидуальные предприниматели муниципального образования

Чернский район!

        В соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», п. 29 Методических рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017 и Инструкции по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях на период мобилизации и на военное время (далее — Инструкция по бронированию), органы местного самоуправления и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обязаны ежегодно представлять отчеты о состоянии работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (далее — ГПЗ).

Основными ежегодными отчетными документами являются: 

а) для индивидуальных предпринимателей:

·                     Карточка учета индивидуального предпринимателя.

б) для организаций, ведущих воинский учет и бронирование ГПЗ:

·                     отчет о численности работающих и забронированных ГПЗ (форма 6) в бумажном виде

·                     карточка учета организации (форма 18) в бумажном виде

·                     сведения об обеспеченности организации трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) (форма 19)

При подготовке отчёта по форме 6 для определения кода категории должности (руководитель, специалист, другой служащий) использовать: 

·                     Общероссийский классификатор профессий рабочих и должностей служащих 

б) для организаций, ведущих только воинский учет ГПЗ:

·                     карточка учета организации (форма 18) в бумажном виде

Отчет по форме 6, карточка (форма 18) составляются ежегодно по состоянию на 01 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения об организации, о численности работающих и забронированных ГПЗ, о проделанной работе по вопросам бронирования ГПЗ в организации, за которую они представляются.

Перед составлением отчетных документов работники организаций обязаны: 

·                     провести сверку данных воинского учета личных карточек (форма № Т-2) с военными билетами ГПЗ, с фактической численностью работающих в организациях ГПЗ; 

·                     оформить отсрочки ГПЗ, подлежащим бронированию; 

·                     аннулировать до конца текущего года отсрочки от призыва забронированным ГПЗ, потерявшим по различным причинам права на отсрочку от призыва на военную службу, снять их со специального воинского учета в муниципальном  ВКНО и не включать их в отчет в качестве забронированных. 

     Все лица, достигшие предельного возраста пребывания в запасе и подлежащие в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» снятию с воинского учета с 1 января следующего года в число ГПЗ в отчет не включаются, а предоставленные им отсрочки от призыва на военную службу аннулируются до составления отчета. 

     Заполненные отчетные документы (форма 6 и форма 18) представляются в администрацию МО Чернский район (кабинет № 32)

Сроки предоставления отчетов — до 15 ноября отчетного года.

        По всем возникающим вопросам по бронированию ГПЗ, получению выписки из Перечня должностей и профессий, по которому бронируются граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, работающие в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденного постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, предоставления отчетности обращаться к консультанту сектора по мобилизационной работе, ГО и ЧС, ООС администрации МО Чернский район п. Чернь ул. К.Маркса д.31, каб.32, контактный телефон 2-28-01, адрес электронной почты: mob.chern@tularegion.org, а также в военный комиссариат Плавского и Чернского районов Тульской области, контактный телефон 8(48752 2-23-90).

Пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2023 году:

  1. Изучение нормативной базы.
  2. Назначение ответственного лица.
  3. Работа с местным комиссариатом и определенным кругом работников.
  4. Ведение необходимой документации и регулярная отчетность.

Нормативно-правовая база

У всех работодателей должно вестись служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета, поскольку это общая обязанность. Это нужно, чтобы помочь государству управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют эту сферу в 2023 году.

Порядок учёта регламентируют нормативные акты:

  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
  • методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях, утв. 11.07.2017;
  • приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700.

Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:

  • общий воинский учет;
  • специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Как организовать учет военнообязанных сотрудников организации пошагово

Вот пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2023 году:

Шаг 1. Назначение ответственного лица

Работа начинается с издания приказа и назначения ответственного лица и лиц, которые будут выполнять обязанности ответственного во время отсутствия основного сотрудника.

Пример приказа:

Приказ о воинском учете

В законодательстве четко не оговорено, кто ответственный за ведение в организации ВУР, но в основном учетно-призывная работа — обязанности отдела кадров.

На основании постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 ответственных назначают, исходя из следующих нормативов:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — если военнообязанных от 500 до 2000 человек;
  • 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии от 2000 до 4000 военнообязанных граждан;
  • 1 освобожденный работник — на каждые последующие 3000 граждан, поставленных на учет.

Копию приказа об ответственных за работу с военнообязанными необходимо предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях в составе работников надо уведомлять ВК.

Для работника кадровой службы или иного лица разрабатывается должностная инструкция ответственного по ведению воинского учета в организациях, либо эти функциональные обязанности прописывают в трудовом договоре.

Шаг 2. Определить, с кем работать

Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:

  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства № 719, методическими рекомендациями, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2017, необходимо учитывать:

  • мужчин призывного возраста (18–27 лет), не зачисленных в запас;
  • представителей мужского пола, находящихся в запасе;
  • сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лиц, освобожденных от призыва;
  • мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждан, уволенных из армии;
  • работников, служивших альтернативно;
  • женщин, получивших военные специальности.

Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, то работодателю придется в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Новая обязанность появилась у компаний с 17.02.2019, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ. Еще одна обязанность — вручить работнику направление в военкомат. Форма этого документа утверждена совместным приказом Министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197. Выглядит направление так:

Направление для постановки на воинский учет

Оборотная сторона:

Учтите, что в законодательстве отдельно не оговорено, нужно ли ставить на воинский учет внешнего совместителя, но и нет исключений в зависимости от типа договора или места работы. Поэтому все правила распространяются и на внешних совместителей.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ), то, помимо общего воинского учета, осуществляется еще и специальный. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к инструкции от 22.11.2021 № 700.

Шаг 3. Связаться с местным комиссариатом

Если учет на предприятии раньше не велся, компания создана недавно и предстоит организовать воинский учет в организации с нуля, то для начала договоритесь о встрече в местном военном комиссариате. Сотрудники ВК проведут вводный инструктаж по теме воинского учета, выдадут методические указания и необходимые бланки, проконсультируют ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.

Воинский учет и бронирование ГПЗ в организациях, которые являются филиалами, ведется по месту их нахождения. В случае отсутствия возможности и при необходимости данные передаются по почте из головного офиса.

Документооборот по военно-учетной работе

Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, любые изменения данных у состоящих на учете сотрудников (в двухнедельный срок);
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), и ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2 и карточка воинского учета, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета, справка взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Работодателю необходимо вести следующий перечень обязательных документов в организации по ведению воинского учета:

  • приказ об организации воинского учета и бронирования;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию ГПЗ;
  • карточку учета призывников и военнообязанных по форме № 10, ранее (до 08.01.2022) для учета использовали карточки Т-2 (приказ № 700);
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования ГПЗ;
  • расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
  • карточку учета организации (КУО форма № 18);
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.

Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. В соответствии с п. 27 методических рекомендаций сотрудникам надо предоставить, среди прочего, справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.

Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.

Образец заполнения карточки учета по форме № 10:

Практическая часть

При приеме на работу в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса соискатель обязан предъявить военный билет, временное удостоверение или справку взамен него. На практике кандидаты иногда уклоняются от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т.д. В таком случае работодатель вправе отказаться от заключения трудового договора с соискателем — по крайней мере, до момента представления всех документов. Работодатель вправе пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок представления документа.

Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

В любом случае отсутствие военного билета надо зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.

Если военный билет имеется, то ответственное лицо снимает копию или сканирует его (заменяющий документ) полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

Обязательному контролю подлежат персональные электронные карты, если в документах указано, что они выданы.

При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительном военном билете или приписном свидетельстве. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна. Помните про необходимость выдачи сведений по форме, утв. постановлением Правительства от 06.02.2020 № 103, если работник подлежит учету. Такой бланк с заполненными данными выдают для предоставления в военкомат (работник несет его лично). И не важно, зарегистрировался гражданин по месту проживания (пребывания) или нет.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

В настоящее время бронирование сотрудников по воинскому учету осуществляется на основании следующих правовых актов:

  • указ Президента РФ № 890 от 14.08.1992 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 об утверждении правил бронирования с изменениями (распространяется на граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях);
  • Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Цель бронирования граждан работодателем — обеспечить бесперебойную работу различных организаций, органов власти и органов местного самоуправления на период мобилизации и в военное время.

На основании утвержденных НПА порядок бронирования организацией граждан, пребывающих в запасе, в 2023 году следующий:

  1. Узнайте в территориальной комиссии по бронированию, относитесь ли вы к тем, кто обязан бронировать граждан (этой информации нет в открытом доступе).
  2. Издайте приказ о назначении ответственного за бронирование работника (это может быть как ответственный за воинский учет, так и другой работник), согласуйте проект такого приказа с военным комиссаром.
  3. Составьте новый план по ведению воинского учета и бронированию граждан, учтите в нем мероприятия по бронированию граждан.
  4. Составьте список работников, которых будете бронировать, в свободной форме и предоставьте его в военкомат.
  5. Оформите отсрочки от призыва забронированных работников по правилам, которые вам расскажут в военкомате.

Вам следует взаимодействовать с военкоматом по дополнительным вопросам, касающимся бронирования (например, уведомлять об аннулировании отсрочки от призыва) и ведения специального воинского учета.

Инструкция по воинскому учету включает в себя отдельное направление — порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, организацией, осуществляющей учет. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении лицам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки и от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение и контроль за всем осуществляет межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования лиц, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Иногда решения принимаются на уровне субъекта, как это делает Крым или Севастополь. Впоследствии это решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.

Ответственными лицами испорченные бланки СВУ сдаются для уничтожения в ВК не реже раза в квартал. Самостоятельно их уничтожать запрещено.

Отчетность для работодателей

Компании готовят отчеты по учету:

  • в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.

Одновременно методические рекомендации по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в 2023 году требуют ежегодно сдавать:

  • отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
  • доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
  • карточку учета (форма № 18).

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.

Предприятия, где не ведется бронирование, предоставляют в качестве отчета форму № 18.

Форма № 18 по воинскому учету

Контроль за исполнением законодательства

Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.

Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.

Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя и должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков сотрудников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей.

Обратите внимание, что в Госдуме планируют ужесточить ответственность за допущенные ошибки при ведении воинского учета. По предложению правительства планируется увеличить штрафы, предусмотренные статьями 21.1–21.7 КоАП РФ. Для должностных лиц, ответственных за воинский учет в компаниях, штрафы за непередачу в военкомат сведений о принятых или уволенных гражданах, обязанных состоять на таком учете, достигнут размера 3000–10 000 рублей. Сейчас за такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 1000 до 5000 рублей. Увеличатся штрафы за ошибки и нарушение сроков передачи данных.

Дополнительно законодатели изменят диспозицию статьи 21.5 КоАП РФ «Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету» и дополнят статью 28.1 КоАП РФ положением, предусматривающим, что факт неявки гражданина на мероприятия, связанные с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, является поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.5 КоАП РФ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Монтаж межкомнатных дверей своими руками пошаговая инструкция видео с добором
  • Должностная инструкция повара горячего цеха ресторана образец
  • Юниэнзим инструкция по применению от чего взрослым помогает отзывы цена
  • 2288р инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути с изменениями
  • Мотоблок техас 500 инструкция по применению