Руководство пилотов гражданской авиации

На чтение 12 мин Просмотров 22.1к. Опубликовано

Системы и органы управления самолетом — основы пилотирования

Управление самолетом может осуществлять только человек, прошедший обучение пилотированию. Управление пассажирскими самолетами выполняет экипаж, состоящий из командира воздушного судна и второго пилота. Управление истребителем осуществляет военный, служащий по контракту и обладающий офицерским званием. Стоит отметить, что в военной авиации термин «пилот» не применяется, самолет управляется летчиком.

Основные органы управления

У всех самолетов (гражданских и военных) есть общие элементы управления, включающие:

  • штурвал;
  • педали;
  • рычаги;
  • различные приборы и индикаторы.

Штурвал является главным органом управления в самолете, который используется для управления судном по оси крена и тангажа.

Схема кабины самолета

1 — Пространственное положение самолета; 2 — Навигационный дисплей; 3 — Дублирующий прибор пространства и положения самолета и навигации; 4 — Часы; 5 — Бортовой компьютер; 6 — Ручка выпуска и уборки шасси; 7 — Садстик; 8 — Кнопка отключения автопилота; 9 — Педали торможения; 10 — Противопожарная система; 11 — Кнопки включения топливных насосов; 12 Ручка открытия окна; 13 — Автопилот; 14 — Рычаг управления двигателем; 15 — Тумблер управления спойлерами; 16 — Ручка управления закрылками; 17 — Кнопки включения аккумуляторных батарей; 18 — Кнопки управления температурой воздуха в кабине и салоне самолета; 19 — Планшетный компьютер; 20 — Панель управления самолетом

Различают ручную, полуавтоматическую, автоматическую и комбинированную системы управления гражданским самолетом. Изначально самолеты имели только ручную систему управления, которая требовала значительных усилий пилота.

Многие гражданские самолеты управляются в комбинированном режиме. В пассажирских лайнерах установлен автопилот, который переводит полет в автоматический режим.

Для получения лицензии частного пилота необходимо изучить все органы управления самолетом, пройти тесты, набрать достаточное количество часов налета и пройти медицинскую комиссию.

Штурвал

Посредством поворота штурвала в стороны осуществляется регулирование крена. Тяга на себя и от себя позволяет управлять тангажом. Повороты ручки управления самолетом воздействуют на крыльевые элероны. Тяга на себя и от себя позволяет регулировать рули высоты и элевоны. В итоге при повороте штурвала влево или вправо судно начинает крениться. Притягивание ручки управления самолетом на себя — задирает нос летательного аппарата, а отталкивание приводит к пикированию. Стоит отметить, что передача сигналов на элероны и рули высоты осуществляется в механическом, электродистанционным или гидравлическом режиме.

Штурвал управления самолетом

Перед управлением истребителем необходимо изучить функционал и разновидности штурвалов. На органе управления штурвалом могут быть установлены дополнительные переключатели, отвечающие за радиосвязь или активацию специализированных режимов.

Педали

Для управления летательными аппаратами используются педали, которые воздействуют на руль контроля. В кабине находятся две педали, от нажатия на них зависит поворот самолета вправо или влево без крена (это называется рысканье). Пилот должен чувствовать работу педалей, чтобы правильно управлять положением судна.

Педали

Изменение курса на самолете осуществляется педалями во время разбега и пробега. Рулевое управление позволяет корректировать курс незначительно. Поворот штурвала позволяет быстрее изменять направление полета при крене.

Будущий пилот изучает теорию и проходит практику в течение длительного периода времени для управления летательными аппаратами. Для управления частным маленьким самолетом необходимо налетать не менее 25 часов с инструктором и соответствовать другим требованиям.

Сложность полета зависит от настроек управления самолетом и конкретного судна. Большинство лайнеров могут лететь в автоматическом режиме, но маленькие гражданские самолеты без автопилота требуют ручного контроля положения, скорости и других параметров в течение всего полета.

Рычаги

Основными рычагами управления воздушным судном являются рычаги управления двигателем (РУД), которые позволяют изменять тягу двигателя. Увеличение тяги приводит к ускорению, а уменьшение — к замедлению. Однако, при увеличении тяги, расход топлива также увеличивается. Для того чтобы понять, как правильно настраивать управление самолетом, необходимо изучить оптимальные положения рычагов и тяги при различных ситуациях.

Рычаги

При полете используется малый газ для экономии топлива. Корректировка рычага происходит по показаниям приборов. Управление истребителем аналогично управлению другими летательными аппаратами. На боевых судах есть форсажный режим, который включается при переводе рычага в положение полного газа.

Приборы

Показатели полета отображаются на приборах. Несправность приборов может привести к серьезным последствиям, поэтому при обслуживании судна особое внимание уделяется функционированию датчиков. Среди приборов самолета можно выделить:

  • высотомер;
  • индикатор воздушной скорости;
  • термометр;
  • авиагоризонт;
  • тахометр;
  • вариометр;
  • курсовые приборы.

На приборной панели отображается множество показателей. При виде самолетных приборов впервые, человек сталкивается со сложностями. Для управления судном необходимо знать расположение и назначение каждого прибора.

Приборная панель СУ-25

Приборная панель СУ-25

Чтение информации с приборной панели является важной частью обучения пилотированию. Независимо от того, какой тип пилота человек хочет стать, необходимо знать расположение всех датчиков. Следует отметить, что опытный специалист может справиться с посадкой самолета только по приборам в условиях нулевой видимости.

Остальные органы управления

На корабле, кроме основных органов контроля, есть дополнительные, которые не присутствуют на всех самолетах. Среди них выделяют:

  • основной пилотажный прибор (имеется в пассажирском Боинге 737);
  • навигационный дисплей (электронный прибор);
  • панель выбора режима полета.

Современные летательные аппараты содержат много электронной техники. На навигационном дисплее и пилотажном приборе отображается основная информация о полете, позиции самолета, скорости и других важных показателях. Для расширения своих знаний следует изучать новые средства контроля аппаратуры. Перед началом пилотирования гражданский пилот изучает особенности и уникальные черты того самолета, которым он будет управлять.

Основной пилотажный прибор

Основной пилотажный прибор. 1 — FMA (Flight Mode Annunciator). Указывает режимы работы автомата тяги и системы траекторного управления самолётом; 2 — Блок указателя скорости; 3 — Авиагоризонт; 4 — Указатель работы автопилота; 5 — Блок указателя высоты; 6 — Указатель вертикальной скорости; 7 — Указатель курса и путевого угла.

Командир воздушного судна и второй пилот отвечают за управление электроникой. После взлета авиалайнера обычно включают автопилот, переведя режим полета на панели выбора.

А Вы бы хотели научиться управлять самолетом?

ДаНет

Пошаговая инструкция управления самолетом

Для управления летательным аппаратом необходимо пройти продолжительное обучение. В экстренной ситуации человеку может потребоваться взять контроль над авиалайнером в качестве второго или главного пилота. Изучение шаг за шагом инструкции поможет понять, как управляется пассажирский лайнер.

Штурвал самолета

Интересна будет пошаговая инструкция для желающих узнать, как пилотируется гражданский авиалайнер. Самые сложные моменты для пилотов – это взлет и посадка, во время полета внештатные ситуации и форс-мажорные обстоятельства возникают редко.

Перед изучением инструкции по управлению воздушным судном необходимо ознакомиться с устройством и принципом работы летательного аппарата. Современные системы управления самолетами требуют минимального участия пилота.

Подготовка к взлету

Если человек оказался пилотом в лайнере, то первая задача — подготовиться к взлету. Это включает осмотр самолета, проверку штурвала и закрылок. Органы управления должны без препятствий двигаться. Отдельные части самолета может проверить только опытный механик.

После проверки датчиков и органов контроля, а также работы каждого отдельного механизма, начинается взлет, который является началом полета. Для успешного взлета летательного аппарата необходимо выполнить определенный набор действий.

Взлет

При вылете самолета с взлетной полосы контролируют диспетчеры аэропорта, которые регулируют взлет и посадку. До начала взлета разрешение получать запрещено. Перед вылетом пилот убеждается в том, что все системы находятся в подходящем положении (закрылки взведены в вертикальное положение). Процедура взлета включает в себя следующие этапы:

  1. Выровнять самолет на взлетно-посадочной полосе. Также потребуется убедиться в том, что тормоза опущены и курс на приборах соответствует курсу ВПП.
  2. Включить посадочные фары и выключить рулежную фару. После этого потребуется увеличить обороты двигателя до 40% и дать им стабилизироваться (после стабилизации сработает соответствующий датчик).
  3. Убедиться в том, что правильный режим взлета установлен. Контролировать РУД и начать взлет.
  4. Давить на штурвал от себя до достижения скорости в 80 узлов. Также внимательно следить за показателями.
  5. После достижения скорости принятия решения командир воздушного судна принимает окончательное решение о взлете или прекращении процедуры.
  6. После команды взлета руки с РУД убираются, ручка для управления самолетом (штурвал) тянется на себя. После успешного взлета необходимо продолжить набор высоты и следить за датчиками.

Схема процедуры взлета

Схема процедуры взлета

Автоматический режим позволяет достигать нужной высоты. Для безопасного взлета необходимо наличие КВС и второго пилота в кабине. Управление пассажирским летательным аппаратом в одиночку — задача очень сложная.

Полет

Во время лета необходимо следовать установленным параметрам, используя автопилот или ручное управление. Активные системы управления авиалайнерами помогают сохранять необходимые значения. Основная задача во время полета — поддерживать заданный курс, высоту и скорость. Для корректировки параметров полета можно изменить тягу, крен или тангаж.

Посадка

Командир и второй пилот осуществляют посадку по приборам. Управление самолетом проще, чем его посадка. Для выполнения посадки выполняются определенные действия.

  1. Примерно за 5 миль перед входом в глиссаду (глиссада — траектория полета непосредственное перед посадкой) потребуется выпустить закрылки. Убедиться в том, что выпуск закрылок не противоречит требованиям по скорости.
  2. Включить режим захода на посадку. Дождаться срабатывания датчиков.
  3. Установить курс на взлетно-посадочную полосу.
  4. Установить контакт с наземными ориентирами. При невозможности сделать это — уйти на второй круг.
  5. Медленно снижать тягу таким образом, чтобы при касании добиться положения рычага «малый газ».
  6. На высоте 20–25 футов начинается выравнивание судна. Требуется потянуть ручку управления самолетом (штурвал) на себя, создавая тангаж 6 градусов.
  7. После сцепления с ВПП контролировать торможение. При необходимости надавить на штурвал для того, чтобы прижать переднюю опору шасси и улучшить управляемость.

При посадке командир воздушного судна управляет им, а второй пилот следит за датчиками и информирует о срабатывании индикаторов. Каждый член экипажа выполняет свою задачу при взлете и посадке. При соблюдении всех норм посадка пассажирского самолета проходит стандартно.

При выполнении процедуры в условиях неблагоприятной обстановки необходимо соблюдать специальные инструкции. При посадке, если пилот замечает, что не удается установить связь с земными ориентирами или не работают нужные датчики, самолет возвращается на второй круг.

Как стать пилотом?

Лицо, управляющее воздушным судном, называется пилотом или летчиком. Для получения профессии гражданского пилота, требуется пройти обучение в летном училище или частной школе. Наиболее простым вариантом является получение свидетельства частного пилота. Военный летчик подготавливается в Вооруженных Силах России. Для того, чтобы стать летчиком боевого самолета, необходимо сначала стать военнослужащим по контракту и пройти обучение в военном учебном заведении.

Частный пилот может управлять только не коммерческими судами. Важно учитывать, что существуют разные виды лицензий. После получения частного сертификата можно получить коммерческую лицензию пилота для управления самолетами, занятыми в авиаперевозках. Стать пилотом и управлять самолетом можно только после подтверждения квалификации. Коммерческий пилот и военный летчик – профессии, на которые предъявляются высокие требования.

Системы управления самолетом

В зависимости от доли участия человека в процессе, существуют 3 режима. Неавтоматический предполагает ручное пилотирование, в полуавтоматическом пилота «страхует» автоматика, а автоматический почти не требует участия человека

Пилотирование самолета — слаженная система, которая может показаться непонятной на первый взгляд. Она состоит из трех подгрупп механизмов:

  • командные рычаги– ручку управления или знакомый даже обывателям штурвал и педали
  • система проводок, обеспечивающая связь между рулями и командными рычагами
  • рули, регулирующие высоту, направление и крен

В передвижении учитываются 3 оси – вертикальная, продольная и поперечная – и рули помогают от них не отклоняться. Управляются последние командными рычагами. Наклон штурвала на себя, от себя поднимет или опустит нос аппарата и скорректирует высоту. Повороты приведут в движение аэродинамические элероны на корпусе и помогут накренить машину влево или вправо. А чтобы сориентировать ее относительно вертикальной оси, пилоты задействуют педали, связанные с рулем направления.

Основы управления самолетом

Самолет в полете управляется по трем осям.

Изменение наклона вверх/вниз называется управлением по тангажу (pitch). Основной способ изменить тангаж самолета – дать штурвал от себя (нос вниз) или на себя (нос вверх). На тангаж также влияет множество других параметров, некоторые из которых мы разберем ниже.

Наклон самолета на крыло называется управлением по крену (bank/roll). Основной способ создания крена – поворот штурвала влево или вправо. Крен будет расти до тех пор, пока штурвал не будет возвращен в нейтральное положение, после чего большая часть самолетов будет стремиться удержать заданный крен. Для нейтрализации крена обычно выполняют обратное движение штурвалом. Как и в случае с тангажом, крен также зависит от множества других параметров.

Рыскание в самолете представляет собой движение носа в сторону, а именно вправо или влево. Это движение, так же как и крен, зависит от различных факторов, влияющих на полет. Для управления рысканием используются педали.

Обратите внимание, что педали в самолете имеют двойную функцию. Их можно нажимать (это работает как тормоз), а можно толкать вперед (как руль, на земле и в воздухе).

Кроме штурвала и педалей, в самолете есть и другие важные элементы управления:

  • Ручка управления дроссельной заслонкой (throttle), далее «газ» – эквивалентна педали газа и управляет количеством поступающей в двигатель топливно-воздушной смеси. На большей части самолетов она имеет закругленную форму и окрашена в черный цвет.
  • Ручка управления закрылками контролирует закрылки — специальные поверхности на внутренней стороне крыла, которые обеспечивают необходимую подъемную силу при низких скоростях, используемую во время взлета и посадки. Во время полета закрылки убираются, чтобы избежать дополнительного аэродинамического сопротивления.
  • Колесо управления триммером руля высоты (trim wheel), далее «триммер». Как мы выясним чуть позже, изменение параметров полета требует от пилота приложения разного давления на штурвал. Поворот этого колеса изменяет положение «нейтральной точки» штурвала – то есть вы сможете сделать так, чтобы штурвал сам поддерживал это давление без вашего участия.

Система управления самолётом

Для управления полётом самолёта используется система управления, которая может быть автоматической, полуавтоматической или неавтоматической, в зависимости от заданной траектории.

Пилот в ручном режиме управляет рулевыми поверхностями самостоятельно, чтобы удерживать нужное положение. В полуавтоматической системе пилот использует автоматические устройства для улучшения управляемости. В автоматическом режиме система автоматически выполняет этапы полета без участия пилота. Однако пилот может взять управление на себя в любое время.

Учебник пилота

Вся информация по теоретической подготовке представлена здесь

Библиотека пилота

РАЗЛИЧНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ И РУКОВОДЯЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ВЫПОЛЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ В ВП РФ

  • Федеральные авиационные правила полетов в ВП РФ Приказ от 31 марта 2002г — (формат *.zip /0,87Mb/) — Скачать
  • Наставления по производству полетов (формат *.zip /0,41Mb/) — Скачать
  • ФАП «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам АОН» Приказ Минтранса РФ от 27 марта 2003 г. N 29
  • Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (с изменениями от 8 июля 1999 г.) (формат *.zip /51,3Kb/) — Скачать
  • ФАП «Использование воздушного пространства РФ» (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084) (формат *.zip /81,8Kb/) — Скачать
  • Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-2 (общие сведения; ТТХ; подготовка к полету; эксплуатация систем и т.д.) — (формат *.pdf /2,85Mb/) — Скачать
  • Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-2 (Эксплуатационные ограничения и общие эксплуатационные указания, подготовка к полету, выполнение полетов, расчет радиуса, дальности и продолжительности полета, действия летчика при отказах, обязанности бортового техника, летно-технические характеристики и аэродинамические особенности вертолета) — (формат *.pdf /3,14Mb/) — Скачать
  • Рекомендации летному составу по действиям при возникновении в полете аварийной ситуации на вертолетах Ми-2 — (формат *.pdf /0,14Mb/) — Скачать
  • Руководство по летной эксплуатации самолета ЯК-52 (общие сведения; ТТХ; подготовка к полету; выполнение полета; особые случаи в полете; эксплуатация систем.) — (формат *.pdf /0,94Mb/) — Скачать
  • Руководство по летной эксплуатации самолета ЯК-18Т (общие сведения; эксплутационные ограничения; подготовка к полету; выполнение полета; особые случаи в полете; эксплуатация систем.) — (формат *.pdf /0,65Mb/) — Скачать
  • Самолет Як — 18Т конструкция и эксплуатация — учебное пособие для летных училищ гражданской авиации под редакцией В. Л. Пришкольник, Ю. И. Янкевич — (формат *.pdf /2,69Mb/) — Скачать
  • Конструкция самолета Як-52 — (формат *.pdf /1,37Mb/) — Скачать
  • Конструкция двигателя М-14П (Як-52) — (формат *.pdf /2,32Mb/) — Скачать
  • Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета Як-52 — (формат *.pdf /0,73Mb/) — Скачать
  • Эксплуатация авиационной техники (основные положения по технической эксплуатации авиатехники и выписка из РЛЭ Як-52) — (формат *.pdf /0,36Mb/) — Скачать
  • Самолетовождение (включает в себя следующие темы: краткие сведения по картографии, измерение времени, курс самолета, авиационные магнитные компасы, курсовые системы и их применение, высота полета, устройство и применение барометрических высотомеров, воздушная скорость полета, устройство и применение указателей воздушной скорости, влияние ветра на полет самолета, визуальная ориентировка, применение радиотехнических средств самолетовождения, штурманская подготовка к полету, штурманские правила выполнения полета по маршруту, безопасность самолетовождения) — (формат *.pdf /1,99Mb/) — Скачать
  • Практическая аэродинамика (включает в себя следующие темы: основные свойства воздуха, аэродинамические силы, силовая установка самолета, горизонтальный полет самолета, подъем самолета, планирование самолета, взлет самолета, посадка самолета, устойчивость и управляемость самолета, штопор (прямой, обратный), фигуры простого пилотажа, фигуры сложного пилотажа, фигуры высшего пилотажа, дальность и продолжительность полета) — (формат *.pdf /2,84Mb/) — Скачать
  • Авиационная метеорология (включает в себя следующие темы: метеорологические элементы, опасные для авиации явления погоды, анализ и оценка метеорологической обстановки по синоптическим картам, метеорологическое обеспечение полетов и перелетов) — (формат *.pdf /0,79Mb/) — Скачать
  • Метеорология — Облака
  • Радиосвязь и РТО полетов (включает в себя следующие темы: основные положения по организации радиосвязи при выполнении полетов в воздушном пространстве, правила радиообмена, средства связи и РТО полетов, разучивание (прием) радиотелеграфных знаков) — (формат *.pdf /0,23Mb/) — Скачать
  • Теория пилотирования (фигуры высшего пилотажа) — (формат *.pdf /0,21Mb/) — Скачать
  • Авиационная медицина (включает в себя следующие темы: особенности летного труда, влияние высоты полета на организм летчика, влияние перегрузок на организм летчика, пути и средства повышения работоспособности и выносливости, медицинский контроль за летным составом и его значение в повышении безопасности полетов, самопомощь и взаимопомощь) — (формат *.pdf /0,79Mb/) — Скачать
  • Парашютно-спасательная подготовка (включает в себя следующие темы: материальная часть парашютов, укладка и эксплуатация парашютов, парашютные страхующие приборы, теоретические основы прыжка с парашютом, отработка на земле элементов прыжка с парашютом, особые случаи при выполнении прыжков с парашютом, вынужденные прыжки с парашютом, правила и способы вынужденного покидания самолета) — (формат *.pdf /1,28Mb/) — Скачать
В этой записи собраны ссылки на статьи (мои и других авторов) на различные темы, касающиеся аспектов безопасного выполнения полетов.

Для распространения и использования моих материалов моего согласия не требуется. Достаточно ссылки на авторство.

  • ABNORMALS and Non-Standard situations

Airspeed Unreliable. Ненадежные показания скорости

Проект: «Рекомендации по действиям в нештатных и аварийных ситуациях»

Уход на второй круг. Как выполнить безопасно?

Важная информация по процессам пилотирования, которые могут привести к катастрофам, аналогичным тем, что случились в Казани и Ростове

Опасности при уходе на второй круг на В737

Рекомендации по взлету с использованием методов уменьшения тяги

Режим Vertical Speed. Стоит ли бояться его использования?

Stabilizer Runaway. Размышления на фоне катастрофы в Ростове (рекомендации)

Перегрев тормозов. Опасности. Рекомендации.

  • Методические пособия и рекомендации пилотам В737 и не только

TEM Briefing. Новый подход к проведению брифингановое! 22.01.2023

737 MAX

Major 737 MAX and NG Differences

  • ОБЩЕЕ

Что учить и за что хвататься? пособие по расстановке приоритетов для переучивающихся на Боинг 737 — 26.03.2020!

Проект: 146% CRM Airline — о взглядах автора на то, каким образом следует строить современную авиакомпанию

Кое-что о заблуждениях в практике полетов на В737

Заблуждения насчет неэффективности реверса В737

Рекомендации по предотвращению выкатываний

Закрылки 30… или 40?

Визуальный заход на посадку (мое)

Проблемы понимания визуального захода на посадку у диспетчеров (ссылка на интересную статью)

Circling Approach

Расчет Vapproach, установка Flap Maneuever Speed

Пилотам В737. Установка стабилизатора перед процедурой de-icing/anti-icing

«Стабилизированный заход на посадку. Более подробно, чем обычно»

СТАНДАРТНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ (SOP):

Поговорим про SOP. Для чего они вообще нужны.

Рекомендации эксплуатантам по разработке эффективных SOPs

B737NG SOPs Guide

  • CRM

Проект: CRM. Просто о несложном.

Профессия «Пилот Гражданской Авиации» (данный материал создан на основе нижеприведенных двух и приведенного далее материала «Пилот-инструктор». Как стать хорошим учителем?»)

Капитан. Как стать хорошим?

«Второй пилот — оплот CRM в экипаже». Как стать надежным помощником? —

  • Семинар FLY Safe!

Конференция с инструкторским составом

Рекомендации по работе с QRH и взаимодействии в нештатных ситуациях

SOP. Применение принципов CRM в аспекте обеспечения взаимного контроля

Ответственность и профессионализм Пилота-Инструктора (конференция Fly Safe!)

Aviation instructors handbook и перевод Главы 7. Ответственность и профессионализм

«Золотые правила полетов»

  • Общее

Прекращение взлета. Инцидент или нет?

ВПР и НГО. Является ли нижняя граница облачности минимумом для посадки?

QNH vs QFE. Безопасность полетов.

Fly the dog! Статья инструктора-легенды

Поговорим о страхе наказания за ошибки

Пилот VS Инспектор. Бояться или нет рамповой инспекции?

  • ПИЛОТУ-ИНСТРУКТОРУ

Методические рекомендации пилоту-инструктору при проведении линейной тренировки

Пилот-инструктор. Как стать хорошим учителем?

Сферический пилот в вакууме. О фигуре идеального пилота

EBT — инструмент для создания сферических пилотов,

  • О проблемах летной подготовки в России

Дискриминация пилотов в российском небе — о проблеме «пилотов без дипломов»

В помощь «вопиющим» курсантам — советы будущим пилотам по самостоятельному заполнению пробелов в знаниях

Что выбрать для обучения: США или Россию — продолжение темы о геноциде российских пилотов в родном небе

  • Перегрузки на посадке.

Стабилизированный заход — ключ к предотвращению грубых посадок.

Перевод одноименной статьи из журнала FLIGHT SAFETY DIGEST за август 2004 года. В статье раскрываются проблемы определения «грубой посадки», описываются реальные случаи таких посадок и причины событий.

Позиция Боинга на тему совковых методов борьбы с грубыми посадками

Наиболее распространенная причина жестких и грубых посадок В737

  • Автопилот vs навыки ручного пилотирования.

«Доверяй, но проверяй»
Перевод одноименной статьи из журнала FLIGHT SAFETY DIGEST за июнь 2010 года. Раскрываются проблемы чрезмерного доверяя автоматике, проблемы деградации базовых навыков пилотирования.

Циркуляр авиационной администрации США
Власти в США спохватились и рекомендуют авиакомпаниям пересмотрить политику автоматизации, внедряя требования и указания по совершенствованию навыков ручного пилотирования.

  • Об иностранных пилотах в авиакомпаниях России

Заграница нам поможет?

Иностранцы в небе России. Хорошо это или плохо?

Иностранные пилоты в небе России. Ответы на слухи в курилках

Если материалы блога Вам понравились,
и если у Вас есть такое желание, Вы можете поддержать автора:

FLY SAFE NEW!.jpg

«Как управлять самолетом?» — отправиться в специализированную школу, посетить десятки лекций, налетать пару сотен часов в симуляторе и получить полноформатное летное свидетельство. Другого, более простого руководства не существует, ведь даже начальная инструкция по пилотированию представляет собой огромный талмуд на тысячу страниц. Однако интерес к устройству крылатой машины можно удовлетворить по-другому — путем базового знакомства с ее возможностями. Скорее всего, такие навыки случайному человеку не пригодятся, но сам процесс их освоения приносит невероятное удовольствие. 

Как управляется самолет — органы регулировки параметров движения воздушного судна

pilot.jpgВсе транспортные средства подобного типа делятся на две большие группы — военную и гражданскую. За их штурвалами сидят летчики и пилоты соответственно. Попасть в основную кабину аппарата без подготовки не получится. По закону перемещение столь сложной техники должно проходить под контролем со стороны экспертов. 

В роли последних выступают люди, справившиеся с курсом, испытавшие свои силы посредством авиасимулятора и сумевшие оформить летное свидетельство (аналог обыкновенных водительских прав). Предметом самого пристального внимания среди всех «интересующихся» становится второй шаг представленной инструкции. Именно симулятор позволяет почувствовать себя пилотом без лишнего риска для жизни. 

Получить подобный максимально реалистичный, но полностью безопасный урок пилотирования самолетом, можно с помощью сотрудников компании «ПолётоМания». Мы предлагаем вам взять на себя роль летчика, пользующегося тренажером-имитатором. Ощущения будут стопроцентно «настоящими» — обучающие кабины идентичны конструкциям ТУ-154, Airbus A320, Л-39, Cessna 172 и Boeing 737. 

Штурвал


shturval.jpgКлючевое устройство, позволяющее регулировать параметры крена — поворота объекта вокруг продольной оси. Сдвигая его в сторону своего тела или обратно (давая определенную тягу), человек «выставляет» характеристики тангажа, а также администрирует высотные рули и элевоны. Боковые повороты ручки дают команду на активацию классических крыльевых аэродинамических элеронов. 

Система напоминает процесс вождения обыкновенного автомобиля, только если бы, например, грузовик, могу перемещаться ввысь и вглубь. Пилот задирает нос воздушного судна или пикирует, заворачивает влево или вправо, пользуясь исключительно штурвалом. Кстати, сигналы устройство передает в механическом, электрическом и гидравлическом режиме. 

Педали

В самолетах рычаги, нажимаемые ногами, используются для воздействия на контрольные рули. Человек, применяющий данные элементы управления, направляет транспортное средство в левую или правую сторону, без функционального крена. Соответствующие положения движения также называются рысканием. 

Изменение курса осуществляется, в том числе на разбеге и пробеге — расстоянии, которое проходит аппарат в момент старта или при посадке. Коррекция, выполненная с помощью штурвала, носит менее значительный характер — основная работа реализуется именно путем задействования педалей. 

Вообще, летчики с обыкновенных лайнеров, редко меняют параметры перемещения воздушных судов в ручном режиме. Такие конструкции комплектуются автопилотами — умными техническими и программными системами, берущими на себя львиную долю операционных задач. На маленьких частных самолетах соответствующей автоматики нет — поэтому перед посадкой за руль человеку придется летать в течение как минимум 25-30 часов с инструктором. 

Рычаги

Устройства, предназначенные для управления характеристиками двигателя — высокомощной бортовой силовой установки. Воздействуя на такие элементы, мы варьируем опции тяги. Ее увеличение приводит к ускорению, а уменьшение — к замедлению. Чем быстрее двигается аппарат, тем внушительнее выглядит показатель расхода топливной массы. В летной профессии существует огромное количество стандартов и регламентов, рассказывающих об оптимальных положениях рычажных стержней и опциональных тягловых параметрах. Для каждой ситуации действуют свои нормативы, которым приходится следовать. 

Например, в момент непосредственного полета, рычаг управления двигателем практически всегда переведен на «малый газ». Таким образом, пилоты экономят объем наличествующего горючего. На боевых истребителях присутствует дополнительная опция — форсажный режим, необходимый для мгновенного ускорения. 

Приборы

pribory.jpgВопрос о том, сложно ли управлять самолетом, практически всегда отпадает после мимолетного взгляда на классическую приборную панель. Все интегрированные в единый модуль устройства решают одну, чрезвычайно важную задачу — отражают ключевые параметры текущего полета. Наиболее часто приходится работать с такими аппаратами, как: 

  • высотомер;

  • индикатор воздушной скорости;

  • термометр;

  • авиагоризонт;

  • тахометр;

  • вариометр. 

На старте обучения щиток администрирования выглядит непонятно, напоминая хаотичный набор всевозможных ручек, индикаторов, сигнальных клавиш и цифро-буквенных таблиц. С течением времени человек знакомится с каждым прибором по отдельности, разбираясь в особенностях его функционирования и учась снимать главные показатели. 

Самые опытные мастера способны посадить громадный пассажирский авиалайнер на полосу, руководствуясь только значениями, показанными на приборной панели (без визуального контакта с местностью через лобовое стекло, также называемое «фонарем»). 

Остальные органы управления

В любом самолете, помимо центральных систем администрирования, присутствуют вторичные блоки, также играющие огромную роль в процессе пилотирования: 

  1. Основной пилотажный прибор (чаще всего предусмотрен в конструкции Boeing 737). Показывает положение машины в пространстве, общую скорость, высоту, вертикаль, курс, отметки ILS, отклонения от глиссады и пр.

  2. Навигационный дисплей. Отражает вид маршрута сверху, представляя собой электронную интерактивную карту. Устанавливается преимущественно на борту самых современных или прошедших модернизацию лайнеров. 

  3. Планка выбора режима движения. Летчики могут контролировать перемещения воздушного судна по регламентам ручной, полуавтоматической и стопроцентно автоматической схемы. 

Экспертам, попадающим в кабину, приходится знакомиться со всей электроникой и механикой заранее, задолго до первого старта с полосы. В противном случае они подвергнут опасности как собственную жизнь, так и здоровье других людей (например, инструкторов). 

Как управлять легким пассажирским самолетом — пошаговое руководство

upravlenie.jpgСитуация, в рамках которой случайный человек попадает за штурвал авиалайнера, встречается только в кино. Реальная жизнь практически не предлагает таких сценариев развития событий. Внутри любого борта, выполняющего движение по предварительно намеченному маршруту, всегда присутствует как минимум два пилота. Оба обладают невероятной степенью подготовки — они регулярно проходят сложные тесты и пользуются профессиональными тренажерами. 

Однако, желание очутиться за рулем «Боинга» или «Цессны», может быть продиктовано банальным интересом. Людям, увлекающимся гражданской авиацией, также приходится проходить академические курсы и готовиться к будущим воздушным путешествиям. Занятия для них проводятся в облегченном порядке, с ускоренными, максимально оптимизированными темпами. Инструктора рассказывают преимущественно об азах пилотирования, давая студентам попробовать свои силы при помощи специализированных авиасимуляторов. 

Подготовка к взлету

Ответ на вопрос о том, как пилот управляет самолетом, начинается с разъяснения сути предварительных и предполетных мероприятий: 

  1. Визуальный осмотр — проверка контрольных поверхностей, бензиновых баков, масляных резервуаров, корпуса летательного аппарата и аварийных запасов. 

  2. Инспекция приборов и устройств — поиск штурвала, гашетки газа, инструментов администрирования, модулей проведения посадки и педалей. 

Эксперту следует оценить состояние каждого элемента конструкции — от шасси и рычага переключения тяги до элевонов и элеронов. 

Он должен убедиться в работоспособности каждого датчика — воздушной скорости, пространственного положения, альтиметра, поворота, скольжения, курса, темпа набора высота и пр. О любых нарушениях сообщается диспетчеру, для более детального изучения обстановки. 

Взлет

Основы пилотирования и инструкции по управлению пассажирским самолетом всегда выглядят максимально громоздко. Однако, если выделить из стандартизированных талмудов главное, можно составить быструю и упрощенную инструкцию по старту авиалайнера: 

  1. Получаем разрешение от диспетчера — он выдаст всю необходимую информацию, включая код приемоответчика. Нужные данные записываются на отдельном листочке.

  2. Настраиваем закрылки — в обыкновенных условиях они должны находиться под углом до 10° к плоскости земли. Устройства позволяют задать оптимальные параметры подъемной силы. 

  3. Проверяем работоспособность силовых установок — инспектируем двигатели на наличие разнообразных повреждений. Иногда для смотровых операций задействуются отдельные специалисты — сотрудники портовой зоны. 

  4. Сообщаем о своей готовности и вдавливаем кнопку подачи горючего — параллельно, удерживаем борт по центру взлетной полосы, применяя ножные педали. 

  5. Набираем разгон — выживаем газ до максимума, достигая скорость в 60 узлов (стандартное значение для небольших гражданских лайнеров). Непрерывно следим за показаниями на приборной панели. 

  6. Вытягиваем штурвал на себя — не забываем поддерживать правильное положение руля, постепенно возвращаем шасси и закрылки для снижения сопротивления. 

Справиться с такой работой на достойном уровне сможет только человек, прошедший длительный курс академической подготовки. 

Полет

boeing.jpgСам процесс управления полетом выглядит намного сложнее. К числу ключевых моментов относятся: 

  1. Выбор искусственного горизонта или указателя функционального пространственного размещения.

  2. Выполнение поворота — реализация виража при помощи штурвала и системы педалей. 

  3. Оптимизация скоростных параметров — варьирование настроек двигательной установки. 

  4. Следование по маршруту во время турбулентности — любая ошибка приводит к повреждениям ключевого оборудования. 

Именно здесь пользователю приходится демонстрировать все знания и навыки, полученные в летной школе. Примечательно, что у каждой машины есть свои особенности, касающиеся непосредственного полета. 

Например, крейсерская скорость Cessna с одним двигателем достигается при нагрузке на мотор в районе 75% (2 400 оборотов в минуту соответственно). Каждое правило должно быть выучено наизусть — только так можно избежать критических последствий. 

Посадка

«Как научиться пилотировать и управлять самолетом в реальной жизни?» — крайне обширный вопрос, требующий тщательного разбора. Даже крайний этап движения воздушного транспортного средства (речь идет о приземлении) выглядит чрезвычайно трудно: 

  1. Связываемся с диспетчерской и спрашиваем разрешение о спуске текущего борта. 

  2. Постепенно снижаем скорость, отпуская гашетку газа и выпуская систему закрылок. 

  3. Подбираем подходящий угол снижения, продолжая контролировать положение машины штурвалом и кнопкой подачи топлива. 

  4. «Кладем» носовую часть лайнера и внимательно смотрим на цифры, нарисованные на посадочной полосе. 

  5. Медленно приподнимаем нос, потянув штурвал на себя, продолжая двигаться в таком темпе до касания. 

  6. Применяем опциональный тормоз и покидаем ПП «на колесах», никогда не бросая устройство в порту, без контроля со стороны диспетчера. 

В общем, пилотирование — это настоящая наука, на изучение которой придется потратить огромное количество времени. Достигнуть первых результатов можно достаточно быстро, по крайней мере, если пользоваться продвинутыми симуляторами. 

Советы

Справиться с управлением столь сложного транспортного средства без должной подготовки практически невозможно. Для того чтобы увеличить свои шансы, следует: 

  1. Заранее, перед походом в профильную школу или комнату с авиасимуляторами, отыскать эксперта (желательно, друга или знакомого, пребывающего в статусе действующего пилота). Он сможет подробно рассказать обо всех бортовых инструментах администрирования борта, а также дать расклад по всевозможным экстренным ситуациям. 

  2. Лица, не обладающие оформленным летным свидетельством, могут садиться за штурвалы лишь в самых критических обстоятельствах. В любом другом случае, человек, позволивший себе попасть в кабину без необходимого документа, рискует получить значительные штрафы или даже полноформатное уголовное разбирательство. 

  3. На всех гражданских маршрутах летчики работают парами. Им не требуется помощь или поддержка от пассажиров, даже если те способны продемонстрировать отменные навыки пилотирования. 

Как водить самолет в реальной жизни — перечень экстренных ситуаций

Очевидно проблемных случаев, приводящих к катастрофам, в классической авиации по-настоящему много. Наиболее вероятное недоразумение — отказ двигательной силовой установки. Следующая по популярности загвоздка — череда ошибок, допускаемых пилотами в моменты взлетов и посадок. В списке также присутствует пункт о неправильной эксплуатации — нарушении установленных ограничений, присущих тому или иному лайнеру. 

Избежать всех перечисленных неприятностей можно только путем систематических тренировок. Лучшая защита от проблем — это уверенность в собственных навыках, знаниях и опыте. Однако излишнюю самоуверенность демонстрировать нельзя — она регулярно оборачивается источником разнообразных кризисов. 

С каких типов самолетов лучше начинать новичку

flight simulator.jpg

Все современные летательные аппараты отличаются друг от друга сотнями параметров — именно поэтому выбор в пользу конкретного тренировочного модуля в условиях летной школы делает компетентный инструктор. Обычно мастера рекомендуют постигать азы на Як-12, Cessna 172S, Вильга-35, Tecnam Sierra и Diamond Da-40. 

Все представленные машины обладают отменной устойчивостью и хорошей маневренностью. Часть из них подготовлена даже для посадок на воду — эта особенность может спасти жизнь неопытному летчику, столкнувшемуся с критической ситуацией.

Где научиться пилотированию

О том, как управлять самолетом Боинг-737 или, например, ТУ-154, можно узнать, приобретя сертификат на авиасимулятор от «ПолётоМании». На тренировочном занятии вы попробуете свои силы на максимально реалистичных симуляторах. Программные и технические комплексы гарантируют стопроцентную реалистичность ощущений. Гости основного зала попадают в кабины разнообразных воздушных судов, без риска для собственной жизни, но с полной уверенностью в том, что все события происходят «по-настоящему».

Книга представляет собой перевод официального издания Федерального управления гражданской авиации (FAA) «The Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge».

Энциклопедия пилота» содержит базовую информацию, которую сегодня необходимо знать каждому пилоту. Книга поможет курсантам-пилотам на всех этапах летного
обучения. Предназначается как новичкам в летном деле, так и пилотам,
готовящимся к получению летного сертификата более высокого класса, а
также любителям авиации.Книга включает в себя следующие разделы:
Устройство летательного аппарата
Принципы полета
Аэродинамика полета
Системы управления полетом
Авиационные системы
Пилотажно-навигационные приборы
Руководства по летной эксплуатации
Вес и центровка
Лётно-технические характеристики летательных аппаратов
Теория погоды
Авиационные метеорологические службы
Авиационные операции в аэропорту
Воздушное пространство
Навигация
Авиамедицинские факторы
Принятие аэронавигационных решений
Краткий англо-русский словарь авиационных терминов
… словом, всё, что необходимо знать каждому пилоту и интересно знать любителю авиации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция педагога библиотекаря по профстандарту образец 2021
  • Универсальный пульт для телевизора watson инструкция
  • First defence спрей для носа инструкция на русском языке
  • Холодильник аристон двухкамерный инструкция по эксплуатации выставить температуру
  • Как оформить налоговый вычет за медицинские услуги онлайн пошаговая инструкция