Бизнес-процессы организации иногда требуют создания руководящих документов, отличных от классических положений, регламентов, инструкций, правил или методических указаний. Директор, доведенный до бешенства хаосом в организации или отделе, может поручить вам составить документ с подробнейшим описанием порядка выполнения всех ключевых действий. В статье объясним, что такое руководство, в каких случаях его нужно создать и как именно это сделать.
Виды руководящих документов
При описании тех или иных процессов, действий и взаимодействий подразделений и работников, которые занимают определенные должности и исполняют ряд трудовых функций и обязанностей, часто используют такие виды руководящих документов, как положения, регламенты, инструкции, правила, методические указания. У каждого из перечисленных документов есть свое назначение (Таблица 1).
Что такое руководство и зачем оно нужно?
Кажется, что для нужд предприятия, документов, перечисленных в Таблице 1, достаточно. Но иногда требуется создать иной руководящий документ – руководство. Рассмотрим на конкретном примере, когда он может понадобиться.
Опишу ситуацию, которая однажды сложилась в нашей организации. Работники складов, имея на вооружении инструкции и правила, в которых описаны различные рабочие процессы (приемка товара по качеству и количеству, выдача товара покупателю, набор товара для отправки в региональные склады, работа с некондиционным товаром, работа с неликвидами, работа с вилочными погрузчиками и т.д.), часто ходили в грязной и рваной спецодежде (сменные комплекты чистой и целой одежды всегда есть) либо вообще не носили спецодежду, заменяя ее чем придется из домашнего гардероба, забывали своевременно освобождать помещение склада от использованной тары и упаковочных материалов, несколько раз забывали запирать склад на ночь.
Да, в организации действовали приказы, предписывающие носить на рабочих местах только выданную спецодежду установленного образца, менять ее еженедельно, а также правила сдачи и снятия помещения «на охрану». Но возникла надобность в едином документе, который объединил бы все уже расписанные действия сотрудников в единое целое буквально по шажочку. Что сделать вначале: отпереть дверь ключом или снять помещение с охранной сигнализации? Переодеть штаны или включить на складе свет? Как часто выбрасывать мятую упаковочную бумагу – после вскрытия каждой упаковки или после вскрытия десяти упаковок? Что делать, если покупатель, получающий товар, упал в обморок?
Думаю, понятно, что многие из заявленных «непоняток» были очень похожи на простой саботаж, которым иногда не брезгуют работники. Дескать, а где написано, что я должен сначала выдать товар покупателю, а уж потом подметать пол на складе? Я хочу сначала подмести, у меня и в инструкции написано: «удалить из помещения склада использованные упаковочные материалы и тару», и пусть весь мир подождет! Или что я должен сделать вначале: выключить освещение в помещении склада или пойти переодеваться?
И так может продолжаться бесконечно. Важно, что вопросы и надуманные нестыковки различных действий доводятся до абсурда и мешают производственному процессу.
После некоторого размышления в нашей организации было принято решение создать руководящий документ, который устранил бы все «непонятки», связал бы различные процессы, расставил бы акценты и приоритеты при выполнении различных действий. Кроме того, была поставлена задача написать этот документ как можно подробнее, что в устах доведенного до бешенства руководства звучало «как для дураков». Содержание и назначение документа не подпадало ни под одно определение руководящих документов, поэтому я назвала его «Руководство», так как формат руководства пользователя, прилагаемого, например, к приобретаемой бытовой технике, наиболее точно подходил к задаче.
Структура руководства для работников подразделения
Руководство для работников подразделения – это документ, описывающий работу подразделения в целом, который устанавливает и регулирует общий порядок работы по всем направлениям деятельности и включает в себя основные алгоритмы действий работников на протяжении рабочей смены, расставляет приоритеты выполнения различных процессов.
Структура руководства не регламентирована, но в целом имеет много общего со структурой других руководящих документов – положения, регламента (Схема 1).
Раздел «Общие положения»
Обычно в разделе «Общие положения» любого документа указываются:
1. Назначение (цель) документа.
2. Область применения.
3. Нормативные ссылки (или нормативные документы).
4. Связанные документы, локальные нормативные акты.
5. Глоссарий (термины и сокращения).
6. Порядок утверждения руководства, внесения в него изменений и его отмены.
Назначение (цель) документа
В написании этой части применяется стандартная фраза для всех руководящих документов подобного вида, например:
1.1. Настоящее руководство устанавливает и регулирует общий порядок работы персонала склада.
Также можно использовать такую формулировку:
1.1. Цель настоящего руководства – установление и регулирование общего порядка работы склада.
Область применения
В этом абзаце следует указать наименования и коды подразделений (если они есть), которых касается это руководство. Поскольку мы пишем документ для работников одного конкретного подразделения, то эту часть можно опустить. Но если руководство затрагивает и другие подразделения, то следует указать, какие именно. Например, так:
1.2. Область применения документа:
– складское хозяйство;
– транспортный отдел.
Нормативные ссылки (или нормативные документы)
Здесь необходимо указать нормативные документы, которые использовались при разработке этого руководства, а именно: действующие государственные, отраслевые стандарты, кодексы Российской Федерации, методические рекомендации по внедрению государственных стандартов, действующие приказы и постановления государственных органов и т.д.
Например, для создания руководства для работников склада эта часть может выглядеть следующим образом:
1.3. Нормативные документы:
1. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6).
2. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7).
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 8, 2021.
Результативность и плодотворность труда персонала любой компании непосредственно влияют на число проданных товаров и предоставленных услуг, прибыль, рост популярности фирмы. Поэтому огромное значение для всякой организации вне зависимости от ее сферы деятельности, направления, масштабов следует уделять системе управления персоналом.
Система управления персоналом ЛидерТаск
Поручайте задачи вашим сотрудникам прямо в ЛидерТаск, чтобы освободить свое время для более важных дел. Создавайте проекты и добавляйте в них ваших коллег для совместной работы и более эффективного выполнения. Предоставляйте доступы к задачам разным сотрудникам для совместного контроля процесса.
Скачать ЛидерТаск
🟠 Содержание: | Менеджмент система |
🟠 Раздел: | Управление персоналом |
🟠 Время прочтения: | 7 минут |
🟠 Автор: | Ярослав Кириллов |
Что представляет собой этот термин? Понятие обозначает совокупность принципов контроля работы сотрудников, лучшие методы, приемы, стратегии и технологии воздействия на кадровый состав, меры повышения продуктивности трудовой деятельности и улучшения качества предоставляемых услуг и реализуемых товаров.
Системе управления персоналом рекомендуется находиться под постоянным контролем у высшего руководства фирмы, а также на заметке у менеджеров среднего звена компании. Тщательно выстроенная структура коллективного управления позволяет избежать срывов дедлайнов, выпуска посредственной и второразрядной продукции, снижения качества оказываемых фирмой услуг.
Элементы эффективной системы управления персоналом
Масштаб системы определяется размером компании, политикой осуществляемого менеджмента и характером производственной деятельности на предприятии. Отдельные структурные элементы могут являться необязательными для одной фирмы, но необходимыми для другой. Есть ряд элементов, без которых сложно обойтись даже миниатюрному бизнесу.
Однако чаще всего в компаниях вне зависимости от вида деятельности выделяются такие составляющие элементы, как:
- кадровые деловые бумаги;
- администрирование персонала;
- оценивание рабочей деятельности сотрудников;
- повышение квалификации, категории, уровня развития членов организации;
- адаптация человеческих ресурсов, стажировка;
- проведение собеседований, подбор кандидатов на свободные места;
- формирование кадровой стратегической политики;
- деятельность, связанная с кадрами фирмы.
Каждый элемент системы управления персоналом имеет цели и функции, занимается определенным направлением деятельности в компании.
Цели системы управления персоналом
Любая организация обладает собственными целями, которые разделяются по сферам деятельности, масштабам производства, стратегическим функциям. Однако в большинстве случаев главную цель можно сформулировать примерно одинаково: ее суть — в подборе, рациональном использовании, развитии, обучении человеческих ресурсов.
Кроме того, существуют дополнительные цели, подразделяющиеся на два уровня. К первому уровню стоит отнести формирование динамичной стратегии управления сотрудниками с учетом регулярных изменений, прогнозирование и планирование трудовой деятельности персонала, становление мотивационной системы рабочего коллектива. Ко второму уровню целей имеют отношение изучение обновленного списка требований к подчиненным и вакансиям, динамики развития команды и трудовой деятельности.
Зачастую цели бизнес-организации делятся на четыре ключевые блока по адресной направленности: экономические, научно-технические, коммерческие, социальные.
Базовые функции системы
Выделяется немало целевых направлений, однако основными считаются восемь функций системы управления персоналом. К ним рекомендовано относить следующие:
- планирование трудового коллектива — изучение основ и потенциала человеческих ресурсов, анализ нужд организации и потребностей в новых кандидатах, осуществление трудовых прогнозов;
- рекрутирование и учет работников — подбор потенциальных сотрудников на свободные должности, проведение собеседований, наем, отчетность;
- обучение персонала — повышение квалификации, курсы переподготовки, стажировка, адаптация новеньких членов команды на рабочем месте;
- формирование мотивационных механизмов — разрабатывание и утверждение санкций, поощрений и системы штрафов, перерасчет оплаты труда;
- контроль социального развития — соцобеспечение, оздоровительные мероприятия, социальное страхование, питание, охрана здоровья и труда персонала, организация отдыха;
- правовое регулирование — техучет деятельности, обеспечение сотрудников научными источниками;
- нормализация условий труда — оптимизация рабочего пространства, контроль охраны труда;
- линейное руководство — непосредственное управление человеческими ресурсами.
В зависимости от вида подразделения у каждого отдела фирмы существуют особенные функции, выполнением которых они занимаются. Например, отдел кадров сохраняет нужных, компетентных и грамотных сотрудников, отдел социального развития реализует гражданские права и обеспечивает разнообразные гарантии социальной защиты кадровых ресурсов, а отдел по охране труда обеспечивает персонал безопасными и пригодными условиями для спокойного осуществления должностных обязанностей.
Функционал руководителей в системе управления персоналом
Наибольшую роль в системе кадрового менеджмента играет руководящее лицо в области управления человеческими ресурсами компании. Лидер должен утверждать штатное расписание, график работы подразделений и отдельных членов коллектива, проведения мероприятий по обучению, повышению квалификации сотрудников. Также начальник ответственен за положения по зарплате, графики отпусков, оценку деятельности коллег и акты, расследующие производственные аварии, сопряженные с травмами и несчастными случаями.
Помимо этого руководитель подписывает различные документы, связанные с назначениями на стажировку и новые должности, увольнениями, переводами. Он отдает приказы на выдачу пособий, предоставление отпусков, присвоение квалификационных разрядов, отправку на обучение, сокращение штата сотрудников и иные распоряжения.
Менеджер по персоналу также должен иметь навыки и умения по управлению кадровым составом фирмы. Он отвечает за слаженность и четкость системы управления персоналом, планирует работу людей, анализирует потенциал работающих человеческих ресурсов, прогнозирует, определяет наличие необходимости в новых специалистах, проводит маркетинг в отношении действующего персонала. Кроме того, менеджер поддерживает связь со службами занятости, специальными организациями по рекрутингу работников.
В функции менеджера по персоналу нередко входит оценка и анализ деловых, профессиональных и личностных навыков, характеристик, качеств подчиненных, создание предпочтительных условий для труда, участие в разработке и составлении расписании штата, организация передвижения и учета кадров, изучение причин текучки, управление занятостью сотрудников, работа по профориентации работников организации.
Принципы системы управления перосналом
Выстроенная, слаженная и проработанная система управления сотрудниками в компаниях основывается на базисных принципах:
- приоритет производственной деятельности над управлением коллективом;
- системность;
- приоритет механистических функций над структурой;
- устремленность структуры на дальнейшее совершенствование, улучшение организации;
- экономическая и финансовая целесообразность существования;
- научность;
- соблюдение субординации, иерархии.
Любой бизнес обладает также дополнительными принципами, которые могут не соблюдаться в остальных компаниях. Однако перечисленные выше положения чаще всего являются ключевыми.
Подсистемы управления персоналом
Сегодня экономистам и менеджерам известны несколько видов подсистем управления персоналом. К ним относятся основополагающие подсистемы:
- Управления кадровыми ресурсами в компании. Осуществляет руководство над исполняющим производство и полнофункциональным подразделениями.
- Планирования и маркетинга. Анализирует ресурсы, запасы и потенциал рынка труда, организует проектирование, прогнозирование кадровых ресурсов.
- Учета имеющегося персонала в бизнесе. Нанимает персонал, проводит собеседования, выполняет эффективный отбор, принимает в организацию.
- Управления административными отношениями. Анализирует личные и коллективные взаимоотношения существующих сотрудников, руководства. Управляет конфликтами, выполняет психологическую диагностику.
- Обеспечения нормативных условий труда. Призвана соблюдать четкие правила и требования в области охраны труда, внешней среды, трудового процесса, технической эстетики.
- Кадрового развития. Обучает, осуществляет кадровую переподготовку, повышает квалификацию.
- Мотивационного компонента. Управляет мотивацией, целенаправленным поведением, тарификацией, зарплатой, организацией поощрений.
- Социального развития. Регламентирует производственное питание, отпуска и дни отдыха, занимается обеспечением охраны здоровья сотрудников, соцстрахованием.
- Структурного развития организационного управления. Выполняет анализ имеющейся структуры, разрабатывает график рабочего штата.
- Правового обеспечения. Отвечает за решение юридических вопросов, занимается согласованием распорядительных и официальных документов по управлению кадровыми ресурсами.
Все подсистемы занимаются осуществлением собственных функций, моделей и концепций. Без многих из них крупным компаниям довольно сложно обойтись, поэтому корпорации включают каждую из них в деятельность собственного отдела кадров.
Организационная структура системы управления рабочим коллективом организации
Система управления персоналом организации — сложная структура, берущая ответственность одновременно и за обеспечение предприятия кадрами, и за методико-нормативное покрытие фирмы. Еще она состоит из уведомительного, административного, технологичного, делопроизводительного, материального обеспечения.
Все компоненты создают подобающие условия, необходимые в работе с членами трудового коллектива. К ним предъявляются определенные требования, обязательные для соблюдения отделом кадров. В большинстве случаев для нормального функционирования данной структуры требуются специально созданные подразделения, объекты на предприятии.
Методы, подходы и принципы управления персоналом
Гармоничная и согласованная работа системы напрямую зависит от применения конкретных стилей деятельности, точечно направленных на выстраивание структуры управления персоналом бизнеса. Их нередко объединяют в две обширные группы:
- формируют упорядоченную систему по управлению кадрами компании;
- отвечают за широкое развитие системы менеджмента.
Центральными практическими методами являются системный, сравнительный, декомпозиционный, динамический, экспертно-аналитический. Попробуем рассмотреть некоторые из ключевых средств, принципов подробнее.
Системный
Данный подход позволяет предварительно анализировать, а затем решать проблемы, связанные с усовершенствованием и повышением качества управления в корпорации.
Сравнительный
Суть такого метода заключается в сравнении имеющейся на территории предприятия системы управления персоналом с похожей системой в иной, но более известной, производительной и удачливой фирме. Наивысшей эффективности способа можно добиться, если во время сопоставления используются единообразные управленческие системы.
Последовательный
Принцип позволяет изучать влияние воздействия на систему управления входящих в нее обстоятельств вместе и по отдельности. При том среди них подбираются, идентифицируются и реализуются оптимизированные и немаловажные факторы.
Декомпозиционный
Довольно легкий метод, разбивающий сложные и многокомпонентные явления на простые и элементарные составляющие. Данный процесс необходим для дальнейшего проникновения в суть изучаемого феномена.
Динамический
Принцип, предусматривающий положение конкретной информации в динамике и исключающий произвольные и искаженные факты. Зачастую подобный метод употребляется при тестировании сущности многообразных числовых показателей, описывающих действующую в компании систему.
Структуризационный
Средство, отвечающее за верификацию целей и стратегической политики, которые уже присутствуют в фирме. Инструмент подходит для аргументации и примера функционирующей системы управления сотрудниками в ходе сопоставления ее с целеустремленностью организации.
Экспертно-аналитический
Метод требует вовлечения квалифицированных экспертов и руководства для решения проблем. В ходе экспертного анализа выявляет различные направления модернизации управления, оценивает вероятные причины недочетов имеющейся системы.
Нормативный
Метод, отвечающий за использование нормативов, их содержание и функциональный состав в кадровой области. Подходит для уточнения нужного количества сотрудников, типа структуры компании и конкретных критериев, по которым выстраивается аппаратное управление кадровой системой фирмы в целом.
Параметрический
Инструмент для конкретизации и толкования полнофункциональных зависимостей, рассматриваемых между показателями действующей системой управления персоналом и опций набора элементов производственной системы. Позволяет увидеть, определить соответствия.
Морфологический
Специфическое средство, применяемое для построения и исследования комбинированных вариантов управленческих постановлений и резолюций. В ходе методики все имеющиеся функции системы управления записываются в столбик, а рядом с ними указываются способы, варианты осуществления.
Творческий
Метод совместного обсуждения, в котором принимают участие не только руководящие лица, но и остальные члены трудового коллектива. Каждый имеет право высказать новые идеи, порождающие очередные идеи у собеседников. Огромный поток решений и большое число найденных путей в ходе такой беседы приводят к модернизации структуры организации.
Оценка системы управления персоналом в организации
Действенность выбранной системы в бизнесе или государственной компании оценивается с помощью детального анализа, который проводится не только отделом кадров, но и руководящим составом. В качестве характеристик для оценивания берутся такие показатели, как:
- производительность;
- социально-психологический климат, дисциплина в рабочей группе;
- образовательная и информационная часть, квалификационный уровень сотрудников;
- текучесть кадров;
- общие темпы роста зарплаты;
- затраты компании на программы социальной поддержки и направленности.
Полученные данные и зафиксированные результаты позволяют наглядно представить, а затем разработать на практике дальнейшие процедуры и стратегию системы управления персоналом. Если выясняется, что она не идеальна и нуждается в оптимизации, то совершенствование осуществляется за счет отталкивания от выявленных в фирме недочетов и проблем.
При этом потребность в комплексных преобразованиях может проявляться и на внешнем (финансы, сбыт продукции), и на внутреннем (непосредственная работа с кадрами) уровнях. Назревание составляющей проблемы происходит постепенно или в короткие сроки.
ЛидерТаск — приложение для управления персоналом в системе организации
Онлайн-платформа ЛидерТаск — еще один эффективный инструмент для управления делами и поручениями. Средство позволяет продуктивно управлять персоналом компании. С помощью приложения появляется возможность делегировать и контролировать ход исполнения задачи, отслеживать время выполнения заданий, вводить простую систему поощрений и штрафов.
Для удобной и мгновенной коммуникации с персоналом в программе имеется встроенный чат, расписание, уведомления и напоминания, инструмент для расстановки поручений по приоритету, показатели и графики продуктивности с автоматическим сбором статистических данных, полноценная аналитика по каждому сотруднику.
Обладая обширным и практичным функционалом, а также интуитивно понятным интерфейсом, ЛидерТаск делает управление персоналом легким и доступным. Он быстро синхронизируется на разных устройствах, работает в оффлайн-режиме. Есть бесплатная версия, тестовые периоды для платных тарифов.
Заключение
Система управления персоналом охватывает различные сферы деятельности с человеческими ресурсами. Ее грамотное выстраивание, своевременное оценивание, решение проблем, стратегическое развитие повышают прибыльность предприятия, эффективность труда персонала.
Методы согласованной работы и специальные современные инструменты также позволяют в разы улучшить управление персоналом и поднять рентабельность производства.
Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
Поздравляем, вы прошли тест!
Вы в курсе как правильно управлять и планировать, но совершенству нет предела. Именно поэтому мы дарим вам скидку 15% на нашу программу, с которой вы будете на самой вершине эффективного управления.
Ваш купон для покупки:
Fromtest
Купить со скидкой
Поздравляем, вы прошли тест!
Вы на начальном пути к эффективному управлению, но чтобы стать Гуру на 100%. Вам предстоит идти дальше, учиться и нарабатывать навык. Мы дарим вам книгу «Секреты управления временем» и верим, что в ближайшее время вы постигнете азы эффективного управления.
Скачать книгу
7.1. Планирование, отбор и формирование персонала
Деятельность любой организации — это коллективный труд множества людей по достижению поставленных целей. Любой коллективный труд нуждается в управлении — планировании, организации, мотивации, координации и контроле деятельности отдельных коллективов и исполнителей.
Поэтому управление персоналом выступает центральной частью, самой главной функцией управления в любой организации. Люди являются основой любой организации, именно они выступают создателями и движущей силой любой организационной системы, именно они преобразуют мир, делают его совершеннее.
Можно выработать самые научно обоснованные и эффективные решения, можно внедрить уникальные технологии, привлечь новейшую технику, разработать совершеннейшие организационные схемы — и не добиться успеха. Потому, что будет не учтен самый сложный, субъективный фактор — человеческий.
Управление персоналом с точки зрения конкретного руководителя — это руководство работниками подразделения: планирование, организация и координация их деятельности, активизация работников, контроль за выполнением поставленных заданий.
Опросы большого числа руководителей высшего и среднего звена как в России, так и за рубежом показали, что до 80% своего драгоценного, высокооплачиваемого времени руководители тратят именно на руководство — взаимодействие с работниками. Причем чем ниже уровень управления, тем большую часть в структуре рабочего времени менеджера занимает руководство (
рис.
7.1).
Управление персоналом — процесс целенаправленного воздействия (руководства) на персонал для достижения целей организации.
Управление персоналом в организации должно включать определенную совокупность функциональных блоков. Содержание задач каждого блока приведено в табл. 7.1.
Руководство — это управление поведением людей. Поведение человека в процессе создания и осуществления проекта может быть представлено в двух взаимосвязанных моделях:
- с позиции концепции «человека экономического» — человека рационального, который в своей деятельности руководствуется нормами, принципами, правилами, нацелен на достижение целей организации и стремится оптимизировать показатели производственно-хозяйственной деятельности. С этой позиции человек выступает как основной ресурс организации, винтик механизма ее функционирования (модель 1);
- с позиции концепции «человека социального» — личности, индивида, обладающего творческими способностями и эмоционально-чувственным восприятием жизни, человека, не всегда поступающего рационально, имеющего свои цели, ценности, интересы, потребности и мотивы и руководствующегося ими в своей деятельности. Участие в организации рассматривается им с точки зрения совпадения собственных целей и интересов с целями и интересами организации. Работа для социального человека — возможность удовлетворения своих потребностей (модель 2).
Функциональный блок | Содержание задач |
---|---|
Определение потребности в персонале | Планирование качественной потребности в персонале |
Методы расчета количественной потребности | |
Планирование количественной потребности в персонале | |
Обеспечение персоналом | Маркетинг персонала |
Поиск и привлечение персонала | |
Отбор персонала и его деловая оценка | |
Найм персонала | |
Развитие персонала | Планирование и развитие карьеры персонала |
Организация и проведение обучения | |
Использование персонала | Распределение обязанностей, прав и ответственности персонала |
Адаптация персонала | |
Организация работы персонала | |
Обеспечение безопасности и условий труда | |
Высвобождение персонала | |
Мотивация деятельности персонала | Определение содержания и процесса мотивации персонала в организации |
Управление конфликтами | |
Использование монетарных систем стимулирования: оплата труда, участие персонала в прибылях и капитале | |
Использование немонетарных систем стимулирования: групповая организация работы, неформальные коммуникации, стиль и методы работы и руководства, регулирование рабочего места и пр. | |
Обеспечение процессов управления персоналом | Правовое регулирование трудовых отношений |
Кадровая политика | |
Учет и статистика персонала | |
Информационное обеспечение управления персоналом | |
Организационная культура |
Первая модель включает человека как элемент системы «организация» («вход», ресурс системы) в процесс информационного и материального обмена между ней и окружающей средой, а также внутри себя — с другими элементами организации (целями, структурой, другими ресурсами, организационной культурой и пр.).
«Выход» системы — получается в результате целенаправленных действий людей, определенного поведения — функции «преобразования».
Вторая модель предполагает в своем центре человека. Организация как система для реализации своих целей воздействует на работников (совокупность стимулов). Согласно внутренним целям, потребностям, мотивам, индивидуальным реакциям на воздействие человек осуществляет определенную деятельность, приносящую свои результаты. Эти результаты оцениваются организационной средой, что оказывает влияние на дальнейшие воздействия. При этом результаты деятельности рассматриваются как: а) результаты для себя — что человек получил, реагируя на стимулирующие воздействия; б) результаты для организации — что он сделал для достижения поставленных целей.
Планирование персонала выступает начальной функцией цикла управления персоналом, важнейшим элементом кадровой политики организации, выражает ее задачи и стратегию, является основой достижения ее целей.
Цель кадрового планирования — обеспечение организации необходимым персоналом и определение неизбежных при этом издержек.
Планирование персонала является составной частью планирования в организации и должно осуществляться в соответствии с другими планами организации. Предварительным этапом кадрового планирования выступает определение потребностей в персонале и возможные источники и способы удовлетворения этих потребностей.
Этапы планирования персонала.
- Выработка кадровой стратегии организации. На формирование кадровой стратегии организации оказывают воздействие следующие факторы: цели и стратегия развития организации, организационная структура и критерии эффективности системы управления персоналом, организационные ограничения (финансы, время, материально-технические ресурсы, социальная база и пр.), системы информационного обеспечения организации, отношения к управлению персоналом высшего руководства. Таким образом, кадровая стратегия определяет отношение руководства к персоналу организации в целом, принятые принципы и методы организации работы, оценки, мотивации персонала, условия его труда, создание предпосылок развития персонала.
- Определение целей и задач руководства персоналом. Цели и задачи управления персоналом являются основой разработки конкретных мероприятий по управлению персоналом для удовлетворения потребностей организации, коллективов подразделений и каждого работника.
- Анализ кадрового потенциала организации. На основании данных отдела кадров и личных анкет работников определяется состав персонала, его структура (квалификационная, половозрастная, должностная, профессиональная, образовательная и пр.), определяется уровень текучести кадров, потери времени по болезням и в результате неэффективной организации труда, режим рабочего дня (продолжительность, сменность, отпуск), размер и структура заработной платы, наличие социальных льгот.
- Планирование потребности в количественном и качественном составе персонала. Исходя из целей и планов организации, анализа кадрового потенциала, планируется состав персонала по всем категориям персонала, необходимый на разных уровнях производства и управления, составляется кадровый план. Принцип альтернативности при планировании персонала проявляется в выработке альтернативных вариантов кадрового плана и принятии наиболее приемлемого варианта.
Качественная потребность в персонале отражает формальные требования к персоналу: квалификацию, образование, опыт работников и пр. — и может быть определена путем последовательной разработки и анализа организационных документов: целей и организационной структуры управления, штатного расписания, положений о подразделениях организации, должностных инструкций.
Для определения количества необходимого персонала используются различные методы расчета численности работников на определенный период времени. Численность рабочего персонала рассчитывается на основе исчисления объемов работ и их трудоемкости. Методы расчета численности персонала управления основаны на нормативах численности работников аппарата управления, методах аналогий.
Обеспечение организации персоналом
Маркетинг персонала подразумевает анализ рынка труда, источников и методов привлечения персонала.
Насыщенность рынка необходимыми категориями персонала обратно пропорциональна коэффициенту отбора персонала, рассчитываемому как отношению числа вакантных мест к количеству соискателей. При росте предложения рабочей силы коэффициент отбора снижается. На привлечение, отбор и найм персонала оказывает влияние множество факторов внешнего окружения и внутренней среды проекта (
рис.
7.2).
Основная цель отбора — найм работников требуемых профессиональных и личностных качеств.
Рис.
7.2.
Факторы, влияющие на привлечение, отбор и найм персонала
Министерство образования, науки и
молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский политехнический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ПМ. 04 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
для
специальности среднего профессионального образования:
13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий
электропередач»
2016 г
Рассмотрена цикловой протокол Председатель ___________И.В. |
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ КК «____» _______________ |
Рассмотрена На Протокол |
Рабочая
программа профессионального модуля ПМ. 04 Управление
персоналом производственного подразделения разработана
на основе основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередач» (приказ
Министерства образования и науки №829 от 28.07..2014
г., зарегистрированного Министерством юстиции (рег.№33722 от 20 августа
2014г.)), укрупненная группа специальностей 13.00.00
Электро — и теплоэнергетика и Профессиональных стандартов: «Работник по
техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 29.12.2015г. №1178н зарегистрировано в Министерстве юстиции
России №40853 от 28.01.2016г.; «Работник по техническому обслуживанию и ремонту
кабельных линий электропередачи», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 28.12.2015г. №1165н
зарегистрировано в Министерстве юстиции России №40861 от 28.01.2016г.
Содержание программы
реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной
образовательной программы по специальности 13.02.09 «Монтаж и
эксплуатация линий электропередач» в соответствии с требованиями
ФГОС СПО третьего поколения и Профессиональных стандартов: «Работник
по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи» и «Работник
по техническому обслуживанию и ремонту кабельных линий электропередачи»
Организация-разработчик:
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский
политехнический техникум».
Разработчики: Кулиш
Н.В.
преподаватель ГБПОУ
КК КПТ
_____________________
( подпись)
Караева
И.В.
преподаватель ГБПОУ
КК КПТ
_____________________
( подпись)
Рецензенты:
Внешние
рецензии:
___________________________________________________________Ф.И.О.,
__________________ _____________
Квалификация по
диплому:
_______________________________
(подпись)
___________________________________________________________Ф.И.О.,
__________________ _____________
Квалификация по
диплому:
_______________________________
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
СТР. |
||
1 |
ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО |
3 |
2 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ |
5 |
3 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
4 |
условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
16 |
5 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ |
19 |
1. паспорт
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04. УПРАВЛЕНИЕ
ПЕРСОНАЛОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
1.1. Область
применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является
частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередач»
в части освоения основного вида профессиональной
деятельности (ВПД): Управление персоналом
производственного подразделения и соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1. Планировать работы персонала
по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий
электропередачи.
ПК 4.2. Обеспечивать оперативное
руководство работой персонала при монтаже, техническом обслуживании, ремонте и
реконструкции линий электропередачи.
ПК 4.3. Оформлять
оперативно-техническую документацию работ персонала по монтажу, техническому
обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи в соответствии с
существующими требованиями.
ПК 4.4. Выполнять
технико-экономические расчеты затрат на производимые работы.
1.2.
Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной
деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в
ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь
практический опыт:
— составления планов работы по монтажу, техническому
обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи с использованием
современных средств обработки информации;
— руководства персоналом, выполняющим работы
по монтажу техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий
электропередачи;
— оформления оперативно-технической
документации по монтажу техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции
линий электропередачи с использованием современных средств обработки информации;
— выполнения технико-экономические расчетов затрат на производимые
работы.
уметь:
— определять главнее направления в работе по монтажу
техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи;
— ставить перед коллективом задачи по выполнению работ
и контролировать их результаты;
— заполнять бланки оперативно-технической
документации, вести технические журналы;
— рассчитывать расходы техническим материалов
и человеко-часов на производство работ;
знать:
— виды технического обслуживания и ремонта
оборудования, последовательность процессов, современные средства обработки
информации;
— принципы и методы руководства, оперативные действия
при решении задач, стоящих перед персоналом;
— перечень оперативно-технической документации и
требования к ее оформлению;
— инструкции по заполнению технических журналов;
— типовые нормы времени и расходов технических
материалов;
— прикладное программное обеспечение и
информационные ресурсы в области организации управления производством.
1.3.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего
– 255 час, в том числе:
максимальной
учебной нагрузки обучающегося – 219 часов, включая:
обязательной аудиторной
учебной нагрузки обучающегося – 146 часов;
в том числе практических
— 48
самостоятельной работы
обучающегося – 73 часов;
производственная практика
– 36 часа.
2. результаты освоения
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального
модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация
работы персонала производственного подразделения,
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование |
ПК 4.1. |
Планировать работы персонала по монтажу, |
ПК 4.2. |
Обеспечивать |
ПК 4.3. |
оформлять |
ПК 4.4. |
Выполнять |
ОК 1. |
Понимать |
ОК 2. |
Организовывать |
ОК 3. |
Принимать |
ОК 4. |
Осуществлять |
ОК 5. |
Использовать |
ОК 6. |
Работать |
ОК 7. |
Брать |
ОК 8. |
Самостоятельно |
ОК 9. |
Ориентироваться |
3.
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1.
Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных |
Наименования |
Всего часов |
Объем времени, отведенный на освоение |
Практика |
|||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебная, часов |
Производственная часов |
||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч., курсовая часов |
Всего, часов |
в т.ч., курсовая часов |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
ПК ПК |
Раздел |
84 |
56 |
14 |
0 |
28 |
0 |
0 |
— |
Раздел |
90 |
60 |
26 |
30 |
0 |
— |
|||
Раздел |
45 |
30 |
8 |
15 |
0 |
— |
|||
Производственная |
36 |
36 |
|||||||
Всего: |
255 |
146 |
48 |
0 |
73 |
0 |
0 |
36 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному
модулю (ПМ)
Наименование |
Содержание |
Объем |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел |
56 |
||
МДК |
|||
Тема |
Содержание |
10 |
|
Менеджмент |
8 |
1 |
|
История развития менеджмента |
1 |
||
Сущность и характерные черты современного менеджмента |
2 |
||
Система |
1 |
||
Цикл |
2 |
||
Роли, |
2 |
||
Практические |
2 |
||
Сравнительный |
|||
Анализ |
|||
Тема |
Содержание |
8 |
|
Организация |
6 |
1 |
|
Цели и задачи управления организациями |
2 |
||
Особенности управления организациями различных |
2 |
||
Соответствие целей и задач |
2 |
||
Практические |
2 |
||
Анализ |
|||
Тема |
Содержание |
16 |
|
Характеристики |
12 |
1 |
|
Факторы |
2 |
||
Факторы |
2 |
||
Внутренняя |
2 |
||
Методы |
2 |
||
Влияние |
2 |
||
Практические |
4 |
||
Ознакомление с организацией |
|||
Анализ и |
|||
Тема |
Содержание |
22 |
|
Организация |
16 |
1 |
|
Классификация |
1 |
||
Плановые |
2 |
||
Информационно-аналитическая база |
2 |
||
Планирование |
2 |
||
Методы |
2 |
||
Методы планирования затрат и |
2 |
||
Методы планирования деятельности |
2 |
||
Методика оценки экономической |
2 |
||
Практические |
6 |
||
6. |
Составление системы плановых показателей |
||
7 |
Расчет |
||
8. |
Определение |
||
9. |
Планирование |
||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. Выполнение Самостоятельное Систематическая Подготовка Оформление |
28 |
||
Примерная тематика домашних заданий Характеристика Анализ Характеристика Характеристика Анализ и оценка состояния внешней и внутренней среды Анализ |
|||
Раздел |
60 |
||
МДК |
|||
Тема |
Содержание |
10 |
|
Концепция |
4 |
1 |
|
Кадровая |
3 |
||
Основные |
1 |
||
Организационная |
2 |
||
Приемы и |
2 |
||
Подготовка планов работ подчиненных работников Проведение регулярной технической учебы и инструктажей |
|||
Практические |
6 |
||
10. |
Анализ |
||
11. |
Характеристики |
||
Тема |
Содержание |
14 |
|
Этика |
10 |
1 |
|
Внешние |
1 |
||
Регулирование |
1 |
||
Система |
2 |
||
Приемы |
2 |
||
Практические |
4 |
||
12. |
Деловая |
||
13. |
Выбор и |
||
Тема |
Содержание |
16 |
|
Основные |
8 |
1 |
|
Устав |
1 |
||
Аттестация |
2 |
||
Нормативная |
2 |
||
Методика |
2 |
||
Определение состава бригады по численности и квалификации с Оформление, выдача нарядов-допусков и распоряжений на Ознакомление производителей работ и рабочих с проектами Организация работ в соответствии с проектами производства Организация проведения аварийно-восстановительных работ на Экспертное участие в составе комиссии в расследовании |
|||
Практические |
8 |
||
14. |
Расчет |
||
15. |
Принятие |
||
Тема |
Содержание |
20 |
|
Нормативно-правовая база по охране труда. Право работников на труд, |
12 |
1 |
|
Обязанности работодателя и работника по охране труда. Ответственность |
2 |
||
Принципы организации охраны труда |
1 |
||
Контроль Обеспечение Проверка Контроль наличия, Контроль наличия Обеспечение Организация Сдача-приемка |
|||
Мероприятия по предотвращению Контроль Контроль действий Контроль Приостановление |
2 |
||
Виды инструктажей по охране |
2 |
||
Классификация несчастных случаев |
1 |
||
Порядок расследования и Экспертное |
2 |
||
Порядок возмещения работодателем |
2 |
||
Практические |
8 |
||
16. |
Толкование основных |
||
17. |
Обеспечение безопасных условий |
||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. Выполнение Изучение Самостоятельное Систематическая Подготовка Оформление |
30 |
||
Примерная тематика домашних заданий Характеристика Характеристика Анализ Анализ Анализ Анализ должностных инструкций работников организаций. Анализ Анализ |
|||
Раздел |
30 |
||
МДК |
|||
Тема |
Содержание |
6 |
|
Современные |
4 |
1 |
|
Применение |
2 |
||
Практические |
2 |
||
18. |
Сравнение |
||
Тема |
Содержание |
16 |
|
Задачи и принципы организации труда. |
12 |
1 |
|
Рациональная организация рабочего места. Эргономические характеристики |
2 |
||
Принципы рационального |
1 |
||
Разделение труда по характеру |
2 |
||
Виды Инструкции по заполнению технических |
2 |
||
Характеристика производительности |
2 |
||
Практические |
4 |
||
19. |
Планирование производственных |
||
20. |
Расчет производительности труда Расчет расходов технических материалов и |
||
Тема |
Содержание |
8 |
|
Оценка качества как основа формирования механизма |
6 |
1 |
|
Инструменты управления качеством: простые |
1 |
||
Контроль и текущая оценка достигнутого уровня |
2 |
||
Практические |
2 |
||
21. |
Контроль качества продукции. Контроль качества технологических |
||
Самостоятельная Выполнение Изучение Самостоятельное Систематическая Подготовка Оформление Подготовка Руководство |
15 |
||
Примерная тематика домашних заданий Управление качеством в системе Всеобщее управление качеством Японские модели управления Европейские модели управления Российский опыт управления |
|||
Производственная — — — — |
36 |
||
255 |
Для
характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1 –
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный
(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).
4. условия реализации
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению
Для реализации программы модуля имеется в наличии
учебный кабинет «Управления персоналом».
Оборудование
учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
— рабочие места обучающихся (рабочие столы и стулья);
— рабочее место преподавателя;
— доска для записей;
— комплекты учебно-методической и
информационно-справочной литературы;
— зона для проведения тренингов;
— раздаточные материалы для тренингов (листы бумаги
различных цветов и форматов, краски и кисточки, фломастеры, мячи, ленты,
коробки и т. п.);
— стеллажи для экспозиции;
— шкафы для хранения.
Технические
средства обучения:
— компьютер с
программным обеспечением общего и
профессионального назначения;
—
периферийное оборудование компьютера: принтер, сканер;
—
копировальный аппарат;
—
мультимедийное оборудование;
—
интерактивная доска.
Реализация
программы модуля предполагает обязательную производственную практику в
организациях по профилю специальности.
Оборудование
и технологическое оснащение рабочих мест:
Каждому
обучающемуся должно быть предоставлено рабочее место.
4.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых учебных изданий, дополнительной
литературы
Основные
источники:
1.
Драчева Е.Л., Менеджмент.
Учебник. 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2010.
2.
Казначевская Г.Б.
Менеджмент: Учебник для СПО. 11-е изд. – М.: Феникс, 2010.
3.
Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ
финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012.
Дополнительные
источники:
1.
Базаров Т.Ю. Управление
персоналом. Учебник. 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2010.
2.
Борисов В.К., Панина Е.Н.
Этика деловых отношений: Учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011.
3. Драчева Е.Л. Менеджмент.
Практикум. – М.: Академия, 2010.
4.
Зайцева Т.В.,
Зуб А.Т. Управление персоналом. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012.
5.
Кибанов А.Я. Управление
персоналом. Учебное пособие для ССУЗов, 2-е изд. – М.: КноРус, 2012.
6.
Менеджмент. Учебное
пособие для ССУЗов / Под ред. Разу М.Л. – М.: КноРус, 2010.
4.3.
Общие требования к организации образовательного процесса
При
изучении данного модуля необходимо постоянно обращать внимание на то, как
практические навыки и изученный теоретический материал могут быть использованы
в будущей практической деятельности. При выборе методов обучения предпочтение
следует отдавать тем, которые способствуют лучшему установлению контакта с
обучающимися и лучшему усвоению ими материала. Занятия по изучению
междисциплинарного курса профессионального модуля «Управление
персоналом производственного подразделения»
проводятся в аудиториях образовательного учреждения. Целесообразно использовать
лекционно-семинарские формы; проводить организационно-деятельностные и деловые
игры, тренинги, анализировать кейсы (практические ситуации), обучающиеся должны
иметь возможность работать с методическими и справочными материалами, применять
технические средства обучения и вычислительную технику. Желательно организовать
экскурсию в организации, деятельность которых максимально приближена к будущей
профессиональной деятельности выпускников.
Производственная
практика по профилю специальности должна проводиться в организациях,
направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Руководство практикой по
профилю специальности осуществляют руководители практики от образовательного
учреждения (преподаватели) и руководители практики от организации. Формы
отчетности по результатам учебной практики определяются образовательным
учреждением (дневник-отчет, отчет и др.).
В период прохождения
практики студенты обязаны:
— выполнять правила
внутреннего распорядка, требования техники безопасности в организации
прохождения практики;
— выполнять все виды
работ, предусмотренные программой практики, соблюдая график ее прохождения;
— творчески
относиться к выполнению порученных заданий;
— представить
отчетные документы по программе практики в установленной форме.
Студенты
имеют право:
—
по всем вопросам, возникающим в процессе освоения профессионального модуля,
обращаться к администрации образовательного учреждения, преподавателям,
руководителям практики;
—
вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, в том числе
по организации производственной практики.
При
освоении программы настоящего профессионального модуля предусмотрено проведение
консультаций, формы которых (групповые, индивидуальные, письменные, устные)
определяются образовательным учреждением.
Перед освоением программы настоящего профессионального
модуля следует предварительно освоить программы следующих дисциплин:
— «Метрология, стандартизация и сертификация»;
— «Информационные технологии
в профессиональной деятельности»;
— «Основы экономики»;
— «Правовые основы профессиональной деятельности»;
— «Охрана труда»;
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических
(инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по
междисциплинарному курсу:
Реализация программы профессионального модуля в части
освоения междисциплинарного курса «Основы управления персоналом
производственного подразделения» должна обеспечиваться педагогическими кадрами,
имеющими высшее образование по специальности «Менеджмент». Опыт деятельности в
сфере управления является обязательным для преподавателей. Они должны проходить
стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров,
осуществляющих руководство практикой:
Педагогические
кадры, осуществляющих руководство практикой в рамках настоящего
профессионального модуля, должны иметь высшее образование,
соответствующее профилю специальности, опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы, проходить стажировку в профильных
организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка
результатов освоения
профессионального модуля
(вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1. Планировать работы персонала по монтажу, техническому |
Обоснованность Адекватность |
Выполнение |
ПК |
Оптимальность |
Интерпретация |
ПК 4.3. Оформлять |
Точность |
Интерпретация |
ПК 4.4. Выполнять |
Верность |
Выполнение Интерпретация |
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только
сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций
и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные компетенции) |
Основные |
Формы |
ОК 1. Понимать |
— активность и — участие в |
Наблюдение и |
ОК 2. Организовывать собственную |
— — |
Экспертная оценка Наблюдение и |
ОК 3. Принимать решения в |
— быстрота |
Экспертная оценка |
ОК 4. Осуществлять поиск и |
— — адекватность |
Экспертное |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные |
— — адекватность |
Наблюдение и |
ОК 6. Работать в коллективе и |
— соблюдение |
Наблюдение и |
ОК 7. Брать на себя ответственность |
Результативность |
Наблюдение и |
ОК 8. Самостоятельно определять |
— позитивная — участие в |
Наблюдение и |
ОК 9. Ориентироваться в условиях |
— участие в — быстрота |
Экспертное |
Аттестация
по МДК проводится в форме экзамена.
Разработчики: ___________ Н.В. Кулиш
__________ И.В. Караева