Руководство персоналом производственного подразделения

Бизнес-процессы организации иногда требуют создания руководящих документов, отличных от классических положений, регламентов, инструкций, правил или методических указаний.  Директор, доведенный до бешенства хаосом в организации или отделе, может поручить вам составить документ с подробнейшим описанием порядка выполнения всех ключевых действий. В статье объясним, что такое руководство, в каких случаях его нужно создать и как именно это сделать.

Виды руководящих документов 

При описании тех или иных процессов, действий и взаимодействий подразделений и работников, которые занимают определенные должности и исполняют ряд трудовых функций и обязанностей, часто используют такие виды руководящих документов, как положения, регламенты, инструкции, правила, методические указания. У каждого из перечисленных документов есть свое назначение (Таблица 1).

Виды некоторых руководящих документов и их назначение

Что такое руководство и зачем оно нужно? 

Кажется, что для нужд предприятия, документов, перечисленных в Таблице 1, достаточно. Но иногда требуется создать иной руководящий документ – руководство. Рассмотрим на конкретном примере, когда он может понадобиться.

Опишу ситуацию, которая однажды сложилась в нашей организации. Работники складов, имея на вооружении инструкции и правила, в которых описаны различные рабочие процессы (приемка товара по качеству и количеству, выдача товара покупателю, набор товара для отправки в региональные склады, работа с некондиционным товаром, работа с неликвидами, работа с вилочными погрузчиками и т.д.), часто ходили в грязной и рваной спецодежде (сменные комплекты чистой и целой одежды всегда есть) либо вообще не носили спецодежду, заменяя ее чем придется из домашнего гардероба, забывали своевременно освобождать помещение склада от использованной тары и упаковочных материалов, несколько раз забывали запирать склад на ночь.

Да, в организации действовали приказы, предписывающие носить на рабочих местах только выданную спецодежду установленного образца, менять ее еженедельно, а также правила сдачи и снятия помещения «на охрану». Но возникла надобность в едином документе, который объединил бы все уже расписанные действия сотрудников в единое целое буквально по шажочку. Что сделать вначале: отпереть дверь ключом или снять помещение с охранной сигнализации? Переодеть штаны или включить на складе свет? Как часто выбрасывать мятую упаковочную бумагу – после вскрытия каждой упаковки или после вскрытия десяти упаковок? Что делать, если покупатель, получающий товар, упал в обморок?

Думаю, понятно, что многие из заявленных «непоняток» были очень похожи на простой саботаж, которым иногда не брезгуют работники. Дескать, а где написано, что я должен сначала выдать товар покупателю, а уж потом подметать пол на складе? Я хочу сначала подмести, у меня и в инструкции написано: «удалить из помещения склада использованные упаковочные материалы и тару», и пусть весь мир подождет! Или что я должен сделать вначале: выключить освещение в помещении склада или пойти переодеваться?

И так может продолжаться бесконечно. Важно, что вопросы и надуманные нестыковки различных действий доводятся до абсурда и мешают производственному процессу.

После некоторого размышления в нашей организации было принято решение создать руководящий документ, который устранил бы все «непонятки», связал бы различные процессы, расставил бы акценты и приоритеты при выполнении различных действий. Кроме того, была поставлена задача написать этот документ как можно подробнее, что в устах доведенного до бешенства руководства звучало «как для дураков». Содержание и назначение документа не подпадало ни под одно определение руководящих документов, поэтому я назвала его «Руководство», так как формат руководства пользователя, прилагаемого, например, к приобретаемой бытовой технике, наиболее точно подходил к задаче.

Структура руководства для работников подразделения 

Руководство для работников подразделения – это документ, описывающий работу подразделения в целом, который устанавливает и регулирует общий порядок работы по всем направлениям деятельности и включает в себя основные алгоритмы действий работников на протяжении рабочей смены, расставляет приоритеты выполнения различных процессов.

Структура руководства не регламентирована, но в целом имеет много общего со структурой других руководящих документов – положения, регламента (Схема 1).

Структура руководства

Раздел «Общие положения» 

Обычно в разделе «Общие положения» любого документа указываются:

1. Назначение (цель) документа.

2. Область применения.

3. Нормативные ссылки (или нормативные документы).

4. Связанные документы, локальные нормативные акты.

5. Глоссарий (термины и сокращения).

6. Порядок утверждения руководства, внесения в него изменений и его отмены.

Назначение (цель) документа 

В написании этой части применяется стандартная фраза для всех руководящих документов подобного вида, например:

1.1. Настоящее руководство устанавливает и регулирует общий порядок работы персонала склада.

Также можно использовать такую формулировку:

1.1. Цель настоящего руководства – установление и регулирование общего порядка работы склада.

Область применения 

В этом абзаце следует указать наименования и коды подразделений (если они есть), которых касается это руководство. Поскольку мы пишем документ для работников одного конкретного подразделения, то эту часть можно опустить. Но если руководство затрагивает и другие подразделения, то следует указать, какие именно. Например, так:

1.2. Область применения документа:

– складское хозяйство;

– транспортный отдел.

Нормативные ссылки (или нормативные документы) 

Здесь необходимо указать нормативные документы, которые использовались при разработке этого руководства, а именно: действующие государственные, отраслевые стандарты, кодексы Российской Федерации, методические рекомендации по внедрению государственных стандартов, действующие приказы и постановления государственных органов и т.д.

Например, для создания руководства для работников склада эта часть может выглядеть следующим образом:

1.3. Нормативные документы:

1. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6).

2. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7).

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 8, 2021.

Результативность и плодотворность труда персонала любой компании непосредственно влияют на число проданных товаров и предоставленных услуг, прибыль, рост популярности фирмы. Поэтому огромное значение для всякой организации вне зависимости от ее сферы деятельности, направления, масштабов следует уделять системе управления персоналом.

Система управления персоналом ЛидерТаск

Поручайте задачи вашим сотрудникам прямо в ЛидерТаск, чтобы освободить свое время для более важных дел. Создавайте проекты и добавляйте в них ваших коллег для совместной работы и более эффективного выполнения. Предоставляйте доступы к задачам разным сотрудникам для совместного контроля процесса.

Скачать ЛидерТаск

🟠 Содержание: Менеджмент система
🟠 Раздел: Управление персоналом
🟠 Время прочтения: 7 минут
🟠 Автор: Ярослав Кириллов

Что представляет собой этот термин? Понятие обозначает совокупность принципов контроля работы сотрудников, лучшие методы, приемы, стратегии и технологии воздействия на кадровый состав, меры повышения продуктивности трудовой деятельности и улучшения качества предоставляемых услуг и реализуемых товаров.

Системе управления персоналом рекомендуется находиться под постоянным контролем у высшего руководства фирмы, а также на заметке у менеджеров среднего звена компании. Тщательно выстроенная структура коллективного управления позволяет избежать срывов дедлайнов, выпуска посредственной и второразрядной продукции, снижения качества оказываемых фирмой услуг.

Система управления персоналом

Элементы эффективной системы управления персоналом

Масштаб системы определяется размером компании, политикой осуществляемого менеджмента и характером производственной деятельности на предприятии. Отдельные структурные элементы могут являться необязательными для одной фирмы, но необходимыми для другой. Есть ряд элементов, без которых сложно обойтись даже миниатюрному бизнесу.

Однако чаще всего в компаниях вне зависимости от вида деятельности выделяются такие составляющие элементы, как:

  • кадровые деловые бумаги;
  • администрирование персонала;
  • оценивание рабочей деятельности сотрудников;
  • повышение квалификации, категории, уровня развития членов организации;
  • адаптация человеческих ресурсов, стажировка;
  • проведение собеседований, подбор кандидатов на свободные места;
  • формирование кадровой стратегической политики;
  • деятельность, связанная с кадрами фирмы.

Каждый элемент системы управления персоналом имеет цели и функции, занимается определенным направлением деятельности в компании.

Цели системы управления персоналом

Любая организация обладает собственными целями, которые разделяются по сферам деятельности, масштабам производства, стратегическим функциям. Однако в большинстве случаев главную цель можно сформулировать примерно одинаково: ее суть — в подборе, рациональном использовании, развитии, обучении человеческих ресурсов.

Кроме того, существуют дополнительные цели, подразделяющиеся на два уровня. К первому уровню стоит отнести формирование динамичной стратегии управления сотрудниками с учетом регулярных изменений, прогнозирование и планирование трудовой деятельности персонала, становление мотивационной системы рабочего коллектива. Ко второму уровню целей имеют отношение изучение обновленного списка требований к подчиненным и вакансиям, динамики развития команды и трудовой деятельности.

Зачастую цели бизнес-организации делятся на четыре ключевые блока по адресной направленности: экономические, научно-технические, коммерческие, социальные.

Базовые функции системы

Выделяется немало целевых направлений, однако основными считаются восемь функций системы управления персоналом. К ним рекомендовано относить следующие:

  • планирование трудового коллектива — изучение основ и потенциала человеческих ресурсов, анализ нужд организации и потребностей в новых кандидатах, осуществление трудовых прогнозов;
  • рекрутирование и учет работников — подбор потенциальных сотрудников на свободные должности, проведение собеседований, наем, отчетность;
  • обучение персонала — повышение квалификации, курсы переподготовки, стажировка, адаптация новеньких членов команды на рабочем месте;
  • формирование мотивационных механизмов — разрабатывание и утверждение санкций, поощрений и системы штрафов, перерасчет оплаты труда;
  • контроль социального развития — соцобеспечение, оздоровительные мероприятия, социальное страхование, питание, охрана здоровья и труда персонала, организация отдыха;
  • правовое регулирование — техучет деятельности, обеспечение сотрудников научными источниками;
  • нормализация условий труда — оптимизация рабочего пространства, контроль охраны труда;
  • линейное руководство — непосредственное управление человеческими ресурсами.

В зависимости от вида подразделения у каждого отдела фирмы существуют особенные функции, выполнением которых они занимаются. Например, отдел кадров сохраняет нужных, компетентных и грамотных сотрудников, отдел социального развития реализует гражданские права и обеспечивает разнообразные гарантии социальной защиты кадровых ресурсов, а отдел по охране труда обеспечивает персонал безопасными и пригодными условиями для спокойного осуществления должностных обязанностей.

Система управления персоналом организации

Функционал руководителей в системе управления персоналом

Наибольшую роль в системе кадрового менеджмента играет руководящее лицо в области управления человеческими ресурсами компании. Лидер должен утверждать штатное расписание, график работы подразделений и отдельных членов коллектива, проведения мероприятий по обучению, повышению квалификации сотрудников. Также начальник ответственен за положения по зарплате, графики отпусков, оценку деятельности коллег и акты, расследующие производственные аварии, сопряженные с травмами и несчастными случаями.

Помимо этого руководитель подписывает различные документы, связанные с назначениями на стажировку и новые должности, увольнениями, переводами. Он отдает приказы на выдачу пособий, предоставление отпусков, присвоение квалификационных разрядов, отправку на обучение, сокращение штата сотрудников и иные распоряжения.

Менеджер по персоналу также должен иметь навыки и умения по управлению кадровым составом фирмы. Он отвечает за слаженность и четкость системы управления персоналом, планирует работу людей, анализирует потенциал работающих человеческих ресурсов, прогнозирует, определяет наличие необходимости в новых специалистах, проводит маркетинг в отношении действующего персонала. Кроме того, менеджер поддерживает связь со службами занятости, специальными организациями по рекрутингу работников.

В функции менеджера по персоналу нередко входит оценка и анализ деловых, профессиональных и личностных навыков, характеристик, качеств подчиненных, создание предпочтительных условий для труда, участие в разработке и составлении расписании штата, организация передвижения и учета кадров, изучение причин текучки, управление занятостью сотрудников, работа по профориентации работников организации.

Принципы системы управления перосналом

Выстроенная, слаженная и проработанная система управления сотрудниками в компаниях основывается на базисных принципах:

  • приоритет производственной деятельности над управлением коллективом;
  • системность;
  • приоритет механистических функций над структурой;
  • устремленность структуры на дальнейшее совершенствование, улучшение организации;
  • экономическая и финансовая целесообразность существования;
  • научность;
  • соблюдение субординации, иерархии.

Любой бизнес обладает также дополнительными принципами, которые могут не соблюдаться в остальных компаниях. Однако перечисленные выше положения чаще всего являются ключевыми.

Подсистемы управления персоналом

Сегодня экономистам и менеджерам известны несколько видов подсистем управления персоналом. К ним относятся основополагающие подсистемы:

  1. Управления кадровыми ресурсами в компании. Осуществляет руководство над исполняющим производство и полнофункциональным подразделениями.
  2. Планирования и маркетинга. Анализирует ресурсы, запасы и потенциал рынка труда, организует проектирование, прогнозирование кадровых ресурсов.
  3. Учета имеющегося персонала в бизнесе. Нанимает персонал, проводит собеседования, выполняет эффективный отбор, принимает в организацию.
  4. Управления административными отношениями. Анализирует личные и коллективные взаимоотношения существующих сотрудников, руководства. Управляет конфликтами, выполняет психологическую диагностику.
  5. Обеспечения нормативных условий труда. Призвана соблюдать четкие правила и требования в области охраны труда, внешней среды, трудового процесса, технической эстетики.
  6. Кадрового развития. Обучает, осуществляет кадровую переподготовку, повышает квалификацию.
  7. Мотивационного компонента. Управляет мотивацией, целенаправленным поведением, тарификацией, зарплатой, организацией поощрений.
  8. Социального развития. Регламентирует производственное питание, отпуска и дни отдыха, занимается обеспечением охраны здоровья сотрудников, соцстрахованием.
  9. Структурного развития организационного управления. Выполняет анализ имеющейся структуры, разрабатывает график рабочего штата.
  10. Правового обеспечения. Отвечает за решение юридических вопросов, занимается согласованием распорядительных и официальных документов по управлению кадровыми ресурсами.

Все подсистемы занимаются осуществлением собственных функций, моделей и концепций. Без многих из них крупным компаниям довольно сложно обойтись, поэтому корпорации включают каждую из них в деятельность собственного отдела кадров.

Принципы системы управления персоналом

Организационная структура системы управления рабочим коллективом организации

Система управления персоналом организации — сложная структура, берущая ответственность одновременно и за обеспечение предприятия кадрами, и за методико-нормативное покрытие фирмы. Еще она состоит из уведомительного, административного, технологичного, делопроизводительного, материального обеспечения.

Все компоненты создают подобающие условия, необходимые в работе с членами трудового коллектива. К ним предъявляются определенные требования, обязательные для соблюдения отделом кадров. В большинстве случаев для нормального функционирования данной структуры требуются специально созданные подразделения, объекты на предприятии.

Методы, подходы и принципы управления персоналом

Гармоничная и согласованная работа системы напрямую зависит от применения конкретных стилей деятельности, точечно направленных на выстраивание структуры управления персоналом бизнеса. Их нередко объединяют в две обширные группы:

  • формируют упорядоченную систему по управлению кадрами компании;
  • отвечают за широкое развитие системы менеджмента.

Центральными практическими методами являются системный, сравнительный, декомпозиционный, динамический, экспертно-аналитический. Попробуем рассмотреть некоторые из ключевых средств, принципов подробнее.

Системный

Данный подход позволяет предварительно анализировать, а затем решать проблемы, связанные с усовершенствованием и повышением качества управления в корпорации.

Сравнительный

Суть такого метода заключается в сравнении имеющейся на территории предприятия системы управления персоналом с похожей системой в иной, но более известной, производительной и удачливой фирме. Наивысшей эффективности способа можно добиться, если во время сопоставления используются единообразные управленческие системы.

Последовательный

Принцип позволяет изучать влияние воздействия на систему управления входящих в нее обстоятельств вместе и по отдельности. При том среди них подбираются, идентифицируются и реализуются оптимизированные и немаловажные факторы.

Декомпозиционный

Довольно легкий метод, разбивающий сложные и многокомпонентные явления на простые и элементарные составляющие. Данный процесс необходим для дальнейшего проникновения в суть изучаемого феномена.

Динамический

Принцип, предусматривающий положение конкретной информации в динамике и исключающий произвольные и искаженные факты. Зачастую подобный метод употребляется при тестировании сущности многообразных числовых показателей, описывающих действующую в компании систему.

Структуризационный

Средство, отвечающее за верификацию целей и стратегической политики, которые уже присутствуют в фирме. Инструмент подходит для аргументации и примера функционирующей системы управления сотрудниками в ходе сопоставления ее с целеустремленностью организации.

Экспертно-аналитический

Метод требует вовлечения квалифицированных экспертов и руководства для решения проблем. В ходе экспертного анализа выявляет различные направления модернизации управления, оценивает вероятные причины недочетов имеющейся системы.

Нормативный

Метод, отвечающий за использование нормативов, их содержание и функциональный состав в кадровой области. Подходит для уточнения нужного количества сотрудников, типа структуры компании и конкретных критериев, по которым выстраивается аппаратное управление кадровой системой фирмы в целом.

Параметрический

Инструмент для конкретизации и толкования полнофункциональных зависимостей, рассматриваемых между показателями действующей системой управления персоналом и опций набора элементов производственной системы. Позволяет увидеть, определить соответствия.

Морфологический

Специфическое средство, применяемое для построения и исследования комбинированных вариантов управленческих постановлений и резолюций. В ходе методики все имеющиеся функции системы управления записываются в столбик, а рядом с ними указываются способы, варианты осуществления.

Творческий

Метод совместного обсуждения, в котором принимают участие не только руководящие лица, но и остальные члены трудового коллектива. Каждый имеет право высказать новые идеи, порождающие очередные идеи у собеседников. Огромный поток решений и большое число найденных путей в ходе такой беседы приводят к модернизации структуры организации.

Оценка системы управления персоналом в организации

Действенность выбранной системы в бизнесе или государственной компании оценивается с помощью детального анализа, который проводится не только отделом кадров, но и руководящим составом. В качестве характеристик для оценивания берутся такие показатели, как:

  • производительность;
  • социально-психологический климат, дисциплина в рабочей группе;
  • образовательная и информационная часть, квалификационный уровень сотрудников;
  • текучесть кадров;
  • общие темпы роста зарплаты;
  • затраты компании на программы социальной поддержки и направленности.

Полученные данные и зафиксированные результаты позволяют наглядно представить, а затем разработать на практике дальнейшие процедуры и стратегию системы управления персоналом. Если выясняется, что она не идеальна и нуждается в оптимизации, то совершенствование осуществляется за счет отталкивания от выявленных в фирме недочетов и проблем.

При этом потребность в комплексных преобразованиях может проявляться и на внешнем (финансы, сбыт продукции), и на внутреннем (непосредственная работа с кадрами) уровнях. Назревание составляющей проблемы происходит постепенно или в короткие сроки.

ЛидерТаск — приложение для управления персоналом в системе организации

Главный экран ЛидерТаск полный экран

Онлайн-платформа ЛидерТаск — еще один эффективный инструмент для управления делами и поручениями. Средство позволяет продуктивно управлять персоналом компании. С помощью приложения появляется возможность делегировать и контролировать ход исполнения задачи, отслеживать время выполнения заданий, вводить простую систему поощрений и штрафов.

Для удобной и мгновенной коммуникации с персоналом в программе имеется встроенный чат, расписание, уведомления и напоминания, инструмент для расстановки поручений по приоритету, показатели и графики продуктивности с автоматическим сбором статистических данных, полноценная аналитика по каждому сотруднику.

Обладая обширным и практичным функционалом, а также интуитивно понятным интерфейсом, ЛидерТаск делает управление персоналом легким и доступным. Он быстро синхронизируется на разных устройствах, работает в оффлайн-режиме. Есть бесплатная версия, тестовые периоды для платных тарифов.

Заключение

Система управления персоналом охватывает различные сферы деятельности с человеческими ресурсами. Ее грамотное выстраивание, своевременное оценивание, решение проблем, стратегическое развитие повышают прибыльность предприятия, эффективность труда персонала.

Методы согласованной работы и специальные современные инструменты также позволяют в разы улучшить управление персоналом и поднять рентабельность производства.

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!

Вопрос

Поздравляем, вы прошли тест!

Вы в курсе как правильно управлять и планировать, но совершенству нет предела. Именно поэтому мы дарим вам скидку 15% на нашу программу, с которой вы будете на самой вершине эффективного управления.

Ваш купон для покупки:

Fromtest

Купить со скидкой

Поздравляем, вы прошли тест!

Поздравляем, вы прошли тест!

Вы на начальном пути к эффективному управлению, но чтобы стать Гуру на 100%. Вам предстоит идти дальше, учиться и нарабатывать навык. Мы дарим вам книгу «Секреты управления временем» и верим, что в ближайшее время вы постигнете азы эффективного управления.

Скачать книгу

7.1. Планирование, отбор и формирование персонала

Деятельность любой организации — это коллективный труд множества людей по достижению поставленных целей. Любой коллективный труд нуждается в управлении — планировании, организации, мотивации, координации и контроле деятельности отдельных коллективов и исполнителей.

Поэтому управление персоналом выступает центральной частью, самой главной функцией управления в любой организации. Люди являются основой любой организации, именно они выступают создателями и движущей силой любой организационной системы, именно они преобразуют мир, делают его совершеннее.

Можно выработать самые научно обоснованные и эффективные решения, можно внедрить уникальные технологии, привлечь новейшую технику, разработать совершеннейшие организационные схемы — и не добиться успеха. Потому, что будет не учтен самый сложный, субъективный фактор — человеческий.

Управление персоналом с точки зрения конкретного руководителя — это руководство работниками подразделения: планирование, организация и координация их деятельности, активизация работников, контроль за выполнением поставленных заданий.

Опросы большого числа руководителей высшего и среднего звена как в России, так и за рубежом показали, что до 80% своего драгоценного, высокооплачиваемого времени руководители тратят именно на руководство — взаимодействие с работниками. Причем чем ниже уровень управления, тем большую часть в структуре рабочего времени менеджера занимает руководство (
рис.
7.1).

Управление персоналом — процесс целенаправленного воздействия (руководства) на персонал для достижения целей организации.

Управление персоналом в организации должно включать определенную совокупность функциональных блоков. Содержание задач каждого блока приведено в табл. 7.1.

Руководство — это управление поведением людей. Поведение человека в процессе создания и осуществления проекта может быть представлено в двух взаимосвязанных моделях:

  • с позиции концепции «человека экономического» — человека рационального, который в своей деятельности руководствуется нормами, принципами, правилами, нацелен на достижение целей организации и стремится оптимизировать показатели производственно-хозяйственной деятельности. С этой позиции человек выступает как основной ресурс организации, винтик механизма ее функционирования (модель 1);
  • с позиции концепции «человека социального» — личности, индивида, обладающего творческими способностями и эмоционально-чувственным восприятием жизни, человека, не всегда поступающего рационально, имеющего свои цели, ценности, интересы, потребности и мотивы и руководствующегося ими в своей деятельности. Участие в организации рассматривается им с точки зрения совпадения собственных целей и интересов с целями и интересами организации. Работа для социального человека — возможность удовлетворения своих потребностей (модель 2).

Таблица
7.1.
Состав функциональных блоков по управлению персоналом в организации

Функциональный блок Содержание задач
Определение потребности в персонале Планирование качественной потребности в персонале
Методы расчета количественной потребности
Планирование количественной потребности в персонале
Обеспечение персоналом Маркетинг персонала
Поиск и привлечение персонала
Отбор персонала и его деловая оценка
Найм персонала
Развитие персонала Планирование и развитие карьеры персонала
Организация и проведение обучения
Использование персонала Распределение обязанностей, прав и ответственности персонала
Адаптация персонала
Организация работы персонала
Обеспечение безопасности и условий труда
Высвобождение персонала
Мотивация деятельности персонала Определение содержания и процесса мотивации персонала в организации
Управление конфликтами
Использование монетарных систем стимулирования: оплата труда, участие персонала в прибылях и капитале
Использование немонетарных систем стимулирования: групповая организация работы, неформальные коммуникации, стиль и методы работы и руководства, регулирование рабочего места и пр.
Обеспечение процессов управления персоналом Правовое регулирование трудовых отношений
Кадровая политика
Учет и статистика персонала
Информационное обеспечение управления персоналом
Организационная культура

Первая модель включает человека как элемент системы «организация» («вход», ресурс системы) в процесс информационного и материального обмена между ней и окружающей средой, а также внутри себя — с другими элементами организации (целями, структурой, другими ресурсами, организационной культурой и пр.).

«Выход» системы — получается в результате целенаправленных действий людей, определенного поведения — функции «преобразования».

Вторая модель предполагает в своем центре человека. Организация как система для реализации своих целей воздействует на работников (совокупность стимулов). Согласно внутренним целям, потребностям, мотивам, индивидуальным реакциям на воздействие человек осуществляет определенную деятельность, приносящую свои результаты. Эти результаты оцениваются организационной средой, что оказывает влияние на дальнейшие воздействия. При этом результаты деятельности рассматриваются как: а) результаты для себя — что человек получил, реагируя на стимулирующие воздействия; б) результаты для организации — что он сделал для достижения поставленных целей.

Планирование персонала выступает начальной функцией цикла управления персоналом, важнейшим элементом кадровой политики организации, выражает ее задачи и стратегию, является основой достижения ее целей.

Цель кадрового планирования — обеспечение организации необходимым персоналом и определение неизбежных при этом издержек.

Планирование персонала является составной частью планирования в организации и должно осуществляться в соответствии с другими планами организации. Предварительным этапом кадрового планирования выступает определение потребностей в персонале и возможные источники и способы удовлетворения этих потребностей.

Этапы планирования персонала.

  1. Выработка кадровой стратегии организации. На формирование кадровой стратегии организации оказывают воздействие следующие факторы: цели и стратегия развития организации, организационная структура и критерии эффективности системы управления персоналом, организационные ограничения (финансы, время, материально-технические ресурсы, социальная база и пр.), системы информационного обеспечения организации, отношения к управлению персоналом высшего руководства. Таким образом, кадровая стратегия определяет отношение руководства к персоналу организации в целом, принятые принципы и методы организации работы, оценки, мотивации персонала, условия его труда, создание предпосылок развития персонала.
  2. Определение целей и задач руководства персоналом. Цели и задачи управления персоналом являются основой разработки конкретных мероприятий по управлению персоналом для удовлетворения потребностей организации, коллективов подразделений и каждого работника.
  3. Анализ кадрового потенциала организации. На основании данных отдела кадров и личных анкет работников определяется состав персонала, его структура (квалификационная, половозрастная, должностная, профессиональная, образовательная и пр.), определяется уровень текучести кадров, потери времени по болезням и в результате неэффективной организации труда, режим рабочего дня (продолжительность, сменность, отпуск), размер и структура заработной платы, наличие социальных льгот.
  4. Планирование потребности в количественном и качественном составе персонала. Исходя из целей и планов организации, анализа кадрового потенциала, планируется состав персонала по всем категориям персонала, необходимый на разных уровнях производства и управления, составляется кадровый план. Принцип альтернативности при планировании персонала проявляется в выработке альтернативных вариантов кадрового плана и принятии наиболее приемлемого варианта.

Качественная потребность в персонале отражает формальные требования к персоналу: квалификацию, образование, опыт работников и пр. — и может быть определена путем последовательной разработки и анализа организационных документов: целей и организационной структуры управления, штатного расписания, положений о подразделениях организации, должностных инструкций.

Для определения количества необходимого персонала используются различные методы расчета численности работников на определенный период времени. Численность рабочего персонала рассчитывается на основе исчисления объемов работ и их трудоемкости. Методы расчета численности персонала управления основаны на нормативах численности работников аппарата управления, методах аналогий.

Обеспечение организации персоналом

Маркетинг персонала подразумевает анализ рынка труда, источников и методов привлечения персонала.

Насыщенность рынка необходимыми категориями персонала обратно пропорциональна коэффициенту отбора персонала, рассчитываемому как отношению числа вакантных мест к количеству соискателей. При росте предложения рабочей силы коэффициент отбора снижается. На привлечение, отбор и найм персонала оказывает влияние множество факторов внешнего окружения и внутренней среды проекта (
рис.
7.2).

Основная цель отбора — найм работников требуемых профессиональных и личностных качеств.

Факторы, влияющие на привлечение, отбор и найм персонала

Рис.
7.2.
Факторы, влияющие на привлечение, отбор и найм персонала

Министерство образования, науки и
молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края

«Краснодарский политехнический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

ПМ. 04 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

для
специальности среднего профессионального образования:

13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий
электропередач»

2016 г

Рассмотрена
методической

 цикловой
комиссией СЭОГ и ОПД

протокол
№ 1от 31.08. 2016 г.

Председатель

___________И.В.
Караева

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБПОУ КК
КПТ

«____»
«___________» 2016 г.

_______________
И.В. Остапенко

Рассмотрена

На
заседании педагогического совета

Протокол
№ 1   от 31.08.2016г

Рабочая
программа профессионального модуля ПМ. 04
Управление
персоналом производственного подразделения
разработана
на основе основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередач»
(приказ
Министерства образования и науки №829 от 28.07..2014
г., зарегистрированного Министерством юстиции (рег.№33722 от 20 августа
2014г.))
, укрупненная группа специальностей 13.00.00
Электро — и теплоэнергетика
и Профессиональных стандартов: «Работник по
техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи»,
утвержденного приказом Министерства труда  и социальной защиты  Российской
Федерации  от 29.12.2015г. №1178н зарегистрировано в Министерстве юстиции
России №40853 от 28.01.2016г.; «Работник по техническому обслуживанию и ремонту
кабельных линий электропередачи», утвержденного приказом Министерства труда  и
социальной защиты  Российской Федерации  от 28.12.2015г. №1165н
зарегистрировано в Министерстве юстиции России №40861 от 28.01.2016г.

         Содержание программы
реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной
образовательной программы по специальности 
13.02.09 «Монтаж и
эксплуатация линий электропередач»
  в соответствии с требованиями
ФГОС СПО третьего поколения и Профессиональных стандартов: «
Работник
по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи
» и «Работник
по техническому обслуживанию и ремонту кабельных линий электропередачи
»              

Организация-разработчик:
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Краснодарского края    «Краснодарский
политехнический техникум».

Разработчики:                                                          Кулиш
Н.В.    

преподаватель  ГБПОУ
КК КПТ

                                                                                   _____________________

                                                                   
                                               ( подпись)

                                                                                  Караева
И.В.    

преподаватель  ГБПОУ
КК КПТ

                                                                                   _____________________

                                                                                                   
               ( подпись)

Рецензенты:

Внешние
рецензии:

___________________________________________________________Ф.И.О.,

                                                            
__________________ _____________

Квалификация по
диплому:

_______________________________  

                   
                                                                                      (подпись)

___________________________________________________________Ф.И.О.,

                                                            
__________________ _____________

Квалификация по
диплому:

_______________________________

                                 
(подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1

ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

3

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

5

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

4

условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

16

5

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

1. паспорт
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 04. УПРАВЛЕНИЕ
ПЕРСОНАЛОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

1.1. Область
применения программы

Рабочая программа профессионального модуля является
частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередач»

в части освоения основного вида профессиональной
деятельности (ВПД):
Управление персоналом
производственного подразделения
и соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1. Планировать работы персонала
по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий
электропередачи.

ПК 4.2. Обеспечивать оперативное
руководство работой персонала при монтаже, техническом обслуживании, ремонте и
реконструкции линий электропередачи.

ПК 4.3. Оформлять
оперативно-техническую документацию работ персонала по монтажу, техническому
обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи в соответствии с
существующими требованиями.

ПК 4.4. Выполнять
технико-экономические расчеты затрат на производимые работы.

1.2.
Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной
деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в
ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь
практический опыт:

— составления планов работы по монтажу, техническому
обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи с использованием
современных средств обработки информации;

— руководства персоналом, выполняющим работы
по монтажу техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий
электропередачи;

— оформления оперативно-технической
документации по монтажу техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции
линий электропередачи с использованием современных средств обработки информации;

— выполнения технико-экономические расчетов затрат на производимые
работы.

уметь:

— определять главнее направления в работе по монтажу
техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи;

— ставить перед коллективом задачи по выполнению работ
и контролировать их результаты;

— заполнять бланки оперативно-технической
документации, вести технические журналы;

— рассчитывать расходы техническим материалов
и человеко-часов на производство работ;

знать:

— виды технического обслуживания и ремонта
оборудования, последовательность процессов, современные средства обработки
информации;

— принципы и методы руководства, оперативные действия
при решении задач, стоящих перед персоналом;

— перечень оперативно-технической документации и
требования к ее оформлению;

— инструкции по заполнению технических журналов;

— типовые нормы времени и расходов технических
материалов;

— прикладное программное обеспечение и
информационные ресурсы в области организации управления производством.

1.3.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего
– 255 час, в том числе:

максимальной
учебной нагрузки обучающегося – 219 часов, включая:

обязательной аудиторной
учебной нагрузки обучающегося – 146 часов;

в том числе практических
— 48

самостоятельной работы
обучающегося – 73 часов;

производственная практика
– 36 часа.

2. результаты освоения
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального
модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
Организация
работы персонала производственного подразделения
,
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование
результата обучения

ПК 4.1.

Планировать работы персонала по монтажу,
техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи

ПК 4.2.

Обеспечивать
оперативное руководство работой персонала при монтаже, техническом
обслуживании, ремонте и реконструкции линий электропередачи

ПК 4.3.

оформлять
оперативно-техническую документацию работ персонала по монтажу, техническому
обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи в соответствии с
существующими требованиями

ПК 4.4.

Выполнять
технико-экономический расчеты затрат на производимые работы

ОК 1.

Понимать
сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать
решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность

ОК 4.

Осуществлять
поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать
в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями

ОК 7.

Брать
на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),  результат
выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно
определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться
в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

3.
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

3.1.
Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных
компетенций

Наименования
разделов профессионального модуля

Всего

 часов

Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка
обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная
(по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая
работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая
работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК
4.1, ПК 4.2,

ПК
4.3., ПК 4.4.

Раздел
1.
Управление организацией

84

56

14

0

28

0

0

Раздел
2.
Управление персоналом структурного
подразделения

90

60

26

30

0

Раздел
3.
Управление качеством

45

30

8

15

0

Производственная
практика (по профилю специальности)
, часов

36

36

Всего:

255

146

48

0

73

0

0

36

3.2. Содержание обучения по профессиональному
модулю (ПМ)

Наименование
разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание
учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся

Объем
часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел
ПМ 1.
Управление организацией

56

МДК
04.01.
Основы управления персоналом производственного
подразделения

Тема
1.1.
Основы
управленческой деятельности

Содержание

10

Менеджмент
как особый вид профессиональной деятельности. Функции менеджмента в рыночной
экономике

8

1

История развития менеджмента

1

Сущность и характерные черты современного менеджмента

2

Система
управления. Субъекты и объекты управления. Прямые и обратные связи

1

Цикл
менеджмента. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого
цикла. Планирование. Организация. Мотивация. Контроль

2

Роли,
функции и задачи менеджера в современной организации. Принципы и методы руководства, оперативные действия при решении
задач, стоящих перед персоналом

2

Практические
занятия

2

Сравнительный
анализ различных подходов к управлению. Характеристика элементов цикла
менеджмента.

Анализ
должностных обязанностей руководителя структурного подразделения

Тема
1.2.
Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых
форм

Содержание

8

Организация
как объект менеджмента

6

1

Цели и задачи управления организациями

2

Особенности управления организациями различных
организационно-правовых форм

2

Соответствие целей и задач
управления организациями основным направлениям развития отрасли

2

Практические
занятия

2

Анализ
структур управления организаций различных организационно-правовых
форм.
Определение задач организаций в соответствии с направлениями их
деятельности

Тема
1.3.
Внутренняя и внешняя среда организации

Содержание

16

Характеристики
внешней и внутренней среды организации

12

1

Факторы
среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов,
капитала), потребители, конкуренты; законы и государственные органы,
профсоюзы и др.

2

Факторы
среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы,
социально-культурные факторы, международные события, научно-технический
прогресс и др.

2

Внутренняя
среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология,
организационная культура и др.

2

Методы
выявления достоинств и недостатков организации

2

Влияние
факторов внешней и внутренней среды на деятельность организации

2

Практические
занятия

4

Ознакомление с организацией
работы организации и ее структурного подразделения. Управленческое обследование
достоинств и недостатков организации

Анализ и
оценка совокупности факторов, приводящих к изменениям в деятельности организации
(решение ситуационных задач)

Тема
1.4. Планирование деятельности организации и ее подразделений

Содержание

22

Организация
как
объект планирования.
Принципы и методы планирования

16

1

Классификация
планов. Система планирования в организации. Бизнес-планирование

1

Плановые
расчеты и показатели. Перечень
оперативно-технической документации и требования к ее оформлению. Инструкции
по заполнению технических журналов

2

Информационно-аналитическая база
планирования. Виды технического обслуживания
и ремонта оборудования, последовательность процессов, современные средства
обработки информации

2

Планирование
по труду и заработной плате.

2

Методы
планирования материально-технического обеспечения (МТО).
Типовые
нормы времени и расходов технических материалов

2

Методы планирования затрат и
результатов деятельности организации

2

Методы планирования деятельности
по выполнению производственных заданий. Прикладное
программное обеспечение и информационные ресурсы в области организации
управления производством

2

Методика оценки экономической
эффективности производственной деятельности

2

Практические
занятия

6

6.

Составление системы плановых показателей
деятельности подразделения. Формирование информационной базы для планирования
работ Составление планов работы по монтажу,
техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи с
использованием современных средств обработки информации.

7

Расчет
потребности подразделения в топливе и электрической энергии на
технологические цели. Оформление
оперативно-технической документации по монтажу техническому обслуживанию,
ремонту и реконструкции линий электропередачи с использованием современных
средств обработки информации.

8.

Определение
плановой производительности труда. Руководство
персоналом, выполняющим работы по монтажу техническому обслуживанию, ремонту
и реконструкции линий электропередачи.

9.

Планирование
затрат и прибыли предприятия (с использованием различных методов). Выполнение технико-экономические расчетов затрат
на производимые работы.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.
Управление организацией

Выполнение
домашних заданий

Самостоятельное
изучение учебной и специальной технической литературы по темам программы

Систематическая
проработка конспектов занятий.

Подготовка
к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
преподавателя.

Оформление
выполненных практических работ, отчетов и подготовка к их защите

28

Примерная тематика домашних заданий

Характеристика
особенностей менеджмента в разные исторические периоды и/или разных стран.

Анализ
элементов цикла менеджмента.

Характеристика
внешней среды.

Характеристика
внутренней среды организации.

Анализ и оценка состояния внешней и внутренней среды
организации.

Анализ
влияния инновационных мероприятий на организацию труда

Раздел
ПМ 2.
Управление
персоналом структурного подразделения

60

МДК
04.01.
Основы
управления персоналом производственного подразделения

Тема
2.1. Основы кадрового менеджмента

Содержание

10

Концепция
«человеческого капитала». Кадровые ресурсы

4

1

Кадровая
ситуация в регионе и в отрасли

3

Основные
подходы к управлению персоналом

1

Организационная
культура. Типология. Нормы организационной культуры и их принятие работниками

2

Приемы и
особенности выбора оптимальных решений производственных задач в стандартных и
нестандартных ситуациях

2

Подготовка планов работ подчиненных работников

Проведение регулярной технической учебы и инструктажей
подчиненных работников перед началом производства работ

Практические
занятия

6

10.

Анализ
кадровой ситуации в регионе. Анализ кадровой ситуации в отрасли

11.

Характеристики
различных видов организационных культур

Тема
2.2. Мотивация персонала

Содержание

14

Этика
деловых отношений

10

1

Внешние
и внутренние факторы, влияющие на эффективность работы персонала подразделения.
Роль личного вклада руководителя

1

Регулирование
и разрешение конфликтов в трудовом коллективе

1

Система
материальной и нематериальной мотивации персонала

2

Приемы
мотивации коллектива

2

Практические
занятия

4

12.

Деловая
игра «
Мотивация
сотрудников производственного подразделения»

13.

Выбор и
использование различных управленческих стилей (решение ситуационных задач)

Тема
2.3. Нормативное обеспечение управления персоналом

Содержание

16

Основные
положения законодательных актов в области трудовых отношений

8

1

Устав
организации. Правила внутреннего трудового распорядка. Трудовой договор.
Должностные инструкции. Локальные акты организации

1

Аттестация
сотрудников. Назначение, порядок проведения. Заключения аттестационной комиссии

2

Нормативная
база системы поощрений и наказаний

2

Методика
расчета численности подразделения

2

Определение состава бригады по численности и квалификации с
учетом условий выполнения работ

Оформление, выдача нарядов-допусков и распоряжений на
проведение работ на оборудовании согласно действующей нормативно-технической
документации

Ознакомление производителей работ и рабочих с проектами
производства работ (технологическими картами)

Организация работ в соответствии с проектами производства
работ, технологическими картами

Организация проведения аварийно-восстановительных работ на
воздушных линиях электропередачи

Экспертное участие в составе комиссии в расследовании
аварий, дефектов и отказов воздушных линий электропередачи, технологических
нарушений и несчастных случаев

Практические
занятия

8

14.

Расчет
численности подразделения

15.

Принятие
управленческих решений по результатам аттестации работников (решение ситуационных
задач)

Тема
2.4. Обеспечение безопасности ведения работ

Содержание

20

Нормативно-правовая база по охране труда. Право работников на труд,
отвечающий требованиям безопасности

12

1

Обязанности работодателя и работника по охране труда. Ответственность
юридических и физических лиц за нарушение действующего законодательства в
области охраны труда

2

Принципы организации охраны труда
на предприятиях

1

Контроль
правильного хранения, использования и списания материальных ресурсов

Обеспечение
подчиненных работников инструкциями по эксплуатации оборудования,
производственно-технологической документацией

Проверка
соответствия подготовленного рабочего места указаниям наряда или распоряжения

Контроль наличия,
комплектности необходимых средств защиты, приспособлений, такелажа,
ограждающих устройств, инструмента, приборов контроля и безопасности

Контроль наличия
и правильности эксплуатации средств механизации и транспортных средств,
специального оборудования и приспособлений, применяемых при ремонте,
своевременности их доставки на ремонтируемые объекты и перемещения между
объектами

Обеспечение
подчиненных работников спецодеждой, средствами защиты и предохранительными
приспособлениями

Организация
подготовки рабочих мест для безопасного производства работ, проверка
отсутствия напряжения при допуске бригады к ремонту

Сдача-приемка
рабочих мест, материально-технических ресурсов после проведения работ

Мероприятия по предотвращению
производственного травматизма. Контроль соблюдения правил техники
безопасности.

Контроль
соблюдения подчиненными работниками мер безопасности, необходимых по условиям
выполнения работ

Контроль действий
членов бригады, в том числе для исключения ошибочного попадания их на
действующее оборудование и несанкционированного выхода из зоны рабочего места

Контроль
соблюдения технологической последовательности, правил производства работ,
оперативное выявление и устранение причин их нарушения

Приостановление
работы в случаях, когда нарушение требований охраны труда может повлечь за
собой угрозу здоровью или жизни рабочих, с немедленным сообщением об этом
руководителю

2

Виды инструктажей по охране
труда, порядок их проведения и оформления

2

Классификация несчастных случаев
на производстве

1

Порядок расследования и
документального оформления несчастных случаев на производстве

Экспертное
участие в составе комиссии в осмотре и опробовании воздушных линий
электропередачи, сдаваемых в ремонт и вводимых в эксплуатацию после
проведения на них ремонтных, строительных и монтажных работ

2

Порядок возмещения работодателем
вреда, причиненного здоровью работника, в связи с несчастным случаем

2

Практические
занятия

8

16.

Толкование основных
нормативно-правовых актов по охране труда. Проведение и документальное
оформление различных видов инструктажа по охране труда

17.

Обеспечение безопасных условий
труда в производственном подразделении (решение ситуационных задач).
Документальное оформление несчастных случаев на производстве

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.
Управление персоналом структурного подразделения

Выполнение
домашних заданий

Изучение
нормативно-правовых актов по темам программы

Самостоятельное
изучение учебной и специальной технической литературы по темам программы

Систематическая
проработка конспектов занятий.

Подготовка
к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
преподавателя.

Оформление
выполненных практических работ, отчетов и подготовка к их защите

30

Примерная тематика домашних заданий

Характеристика
организационной культуры различных организаций.

Характеристика
различных управленческих стилей.

Анализ
возможностей руководителя производственного подразделения для мотивации
персонала.

Анализ
поведения сотрудников в конфликтной ситуации.

Анализ
примеров разрешения конфликтов в трудовом коллективе.

Анализ должностных инструкций работников организаций.

Анализ
подходов к организации охраны труда на предприятиях

Анализ
типичных несчастных случаев на производстве

Раздел
ПМ 3. Управление качеством

30

МДК
04.01.
Основы
управления персоналом производственного подразделения

Тема
3.1. Нормативная основа управления качеством

Содержание

6

Современные
концепции менеджмента качества

4

1

Применение
международных и отечественных стандартов качества для создания и
совершенствования систем менеджмента качества организаций

2

Практические
занятия

2

18.

Сравнение
международных и отечественных стандартов качества

Тема
3.2. Эффективная организация
труда

Содержание

16

Задачи и принципы организации труда.
Виды технического обслуживания и ремонта оборудования, последовательность
процессов, современные средства обработки информации.

12

1

Рациональная организация рабочего места. Эргономические характеристики
рабочего места

2

Принципы рационального
использования рабочего времени. Контроль использования рабочего времени. Принципы и методы руководства, оперативные
действия при решении задач, стоящих перед персоналом.

1

Разделение труда по характеру
выполняемых функций по профессиональному и квалификационному характеру

2

Виды
норм затрат труда. Методы нормирования труда.
Перечень оперативно-технической документации и требования к ее оформлению.

Инструкции по заполнению технических
журналов. Типовые нормы времени и расходов технических материалов.

2

Характеристика производительности
труда персонала. Показатели уровня производительности труда: выработка и
трудоемкость. Методы измерения производительности труда

2

Практические
занятия

4

19.

Планирование производственных
заданий для работников. Определение норм затрат труда.
Определение главных направлений в работе по монтажу
техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи.
Постановка перед коллективом задачи по выполнению работ и контроль их
результатов. Заполнение бланков оперативно-технической документации, ведение
технических журналов.

20.

Расчет производительности труда Расчет расходов технических материалов и
человеко-часов на производство работ
.

Тема
3.3. Методы контроля и управления качеством

Содержание

8

Оценка качества как основа формирования механизма
управления качеством продукции

6

1

Инструменты управления качеством: простые
инструменты контроля качества (Q7), методы статистического управления
качеством (SQC), инструменты управления качеством (N7)
. Прикладное программное
обеспечение и информационные ресурсы в области организации управления
производством
.

1

Контроль и текущая оценка достигнутого уровня
качества, включая входной, операционный и приемочный контроль технологических
процессов и производственных операций, а также проведение инспекционного
контроля

2

Практические
занятия

2

21.

Контроль качества продукции. Контроль качества технологических
процессов и производственных операций

Самостоятельная
работа при изучении раздела ПМ
2. Управление
персоналом структурного подразделения

Выполнение
домашних заданий

Изучение
нормативно-правовых актов по темам программы

Самостоятельное
изучение учебной и специальной технической литературы по темам программы

Систематическая
проработка конспектов занятий.

Подготовка
к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
преподавателя.

Оформление
выполненных практических работ, отчетов и подготовка к их защите

Подготовка
бригады к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту воздушных
линий электропередачи

Руководство
работой бригады по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий

15

Примерная тематика домашних заданий

Управление качеством в системе
общего менеджмента
.

Всеобщее управление качеством
(TQM)
.

Японские модели управления
качеством
.

Европейские модели управления
качеством (EFQM)
.

Российский опыт управления
качеством
.

Производственная
практика (по профилю специальности) виды работ:


участие в планировании деятельности работников по выполнению
производственных заданий;


проведение инструктажа работников по безопасному ведению работ;


выполнение работ по оценке экономической эффективности производственной
деятельности;


контроль качества выполнения работ (производственных заданий).

36

255

Для
характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:

1 –
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный
(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).

4. условия реализации
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению

Для реализации программы модуля имеется в наличии
учебный кабинет «Управления персоналом»
.

Оборудование
учебного кабинета и рабочих мест кабинета
:

— рабочие места обучающихся (рабочие столы и стулья);

— рабочее место преподавателя;

— доска для записей;

— комплекты учебно-методической и
информационно-справочной литературы;

— зона для проведения тренингов;

— раздаточные материалы для тренингов (листы бумаги
различных цветов и форматов, краски и кисточки, фломастеры, мячи, ленты,
коробки и т. п.);

— стеллажи для экспозиции;

— шкафы для хранения.

Технические
средства обучения:

— компьютер с
программным обеспечением
общего и
профессионального назначения
;


периферийное оборудование компьютера: принтер, сканер;


копировальный аппарат;


мультимедийное  оборудование;


интерактивная доска.

Реализация
программы модуля предполагает обязательную производственную практику в
организациях по профилю специальности.

Оборудование
и технологическое оснащение рабочих мест:

Каждому
обучающемуся должно быть предоставлено рабочее место
.

4.2.
Информационное обеспечение обучения

Перечень
рекомендуемых учебных изданий, дополнительной
литературы

Основные
источники:

1. 
Драчева Е.Л., Менеджмент.
Учебник. 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2010.

2. 
Казначевская Г.Б.
Менеджмент: Учебник для СПО. 11-е изд. – М.: Феникс, 2010.

3. 
Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ
финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012.

Дополнительные
источники:

1.    
Базаров Т.Ю. Управление
персоналом. Учебник. 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2010.

2.    
Борисов В.К., Панина Е.Н.
Этика деловых отношений: Учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011.

3.     Драчева Е.Л. Менеджмент.
Практикум. – М.:
Академия, 2010.

4.    
Зайцева Т.В.,
Зуб А.Т. Управление персоналом. – М.:
ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012.

5.    
Кибанов А.Я. Управление
персоналом. Учебное пособие для ССУЗов, 2-е изд. – М.: КноРус, 2012.

6.    
Менеджмент. Учебное
пособие для ССУЗов / Под ред. Разу М.Л. – М.: КноРус, 2010.

4.3.
Общие требования к организации образовательного процесса

При
изучении данного модуля необходимо постоянно обращать внимание на то, как
практические навыки и изученный теоретический материал могут быть использованы
в будущей практической деятельности. При выборе методов обучения предпочтение
следует отдавать тем, которые способствуют лучшему установлению контакта с
обучающимися и лучшему усвоению ими материала. Занятия по изучению
междисциплинарного курса профессионального модуля «
Управление
персоналом производственного подразделения
»
проводятся в аудиториях образовательного учреждения. Целесообразно использовать
лекционно-семинарские формы; проводить организационно-деятельностные и деловые
игры, тренинги, анализировать кейсы (практические ситуации), обучающиеся должны
иметь возможность работать с методическими и справочными материалами, применять
технические средства обучения и вычислительную технику. Желательно организовать
экскурсию в организации, деятельность которых максимально приближена к будущей
профессиональной деятельности выпускников.

Производственная
практика по профилю специальности должна проводиться в организациях,
направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Руководство практикой по
профилю специальности осуществляют руководители практики от образовательного
учреждения (преподаватели) и руководители практики от организации. Формы
отчетности  по результатам учебной практики определяются образовательным
учреждением (дневник-отчет, отчет и др.).

В период прохождения
практики студенты обязаны:

  выполнять правила
внутреннего распорядка, требования техники безопасности в организации
прохождения практики;

  выполнять все виды
работ, предусмотренные программой практики, соблюдая график ее прохождения;

  творчески
относиться к выполнению порученных заданий;

  представить
отчетные документы по программе практики в установленной форме.

Студенты
имеют право:


по всем вопросам, возникающим в процессе освоения профессионального модуля,
обращаться к администрации образовательного учреждения, преподавателям,
руководителям практики;


вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, в том числе
по организации производственной практики.

При
освоении программы настоящего профессионального модуля предусмотрено
проведение
консультаций, формы которых (групповые, индивидуальные, письменные, устные)
определяются образовательным учреждением.

Перед освоением программы настоящего профессионального
модуля следует предварительно освоить программы следующих дисциплин:

— «Метрология, стандартизация и сертификация»;

— «Информационные технологии
в профессиональной деятельности»;

— «Основы экономики»;

— «Правовые основы профессиональной деятельности»;

— «Охрана труда»;

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических
(инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по
междисциплинарному курсу:

Реализация программы профессионального модуля в части
освоения междисциплинарного курса «Основы управления персоналом
производственного подразделения» должна обеспечиваться педагогическими кадрами,
имеющими высшее образование по специальности «Менеджмент». Опыт деятельности в
сфере управления является обязательным для преподавателей. Они должны проходить
стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров,
осуществляющих руководство практикой:

Педагогические
кадры, осуществляющих руководство практикой в рамках настоящего
профессионального модуля, должны иметь
высшее образование,
соответствующее профилю специальности, опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы, проходить стажировку в профильных
организациях не реже 1 раза в 3 года.

5. Контроль и оценка
результатов освоения

профессионального модуля

(вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 4.1. Планировать работы персонала по монтажу, техническому
обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи

Обоснованность
планирования производственных заданий

Адекватность
выбора методов управления, обеспечивающих
выполнение производственных
заданий

Выполнение
практических заданий

ПК
4.2. Обеспечивать оперативное руководство работой персонала при монтаже,
техническом обслуживании, ремонте и реконструкции линий электропередачи

Оптимальность
выбора методов руководства и
решения производственных
задач в условиях нестандартных ситуаций

Интерпретация
результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе обучения

ПК 4.3. Оформлять
оперативно-техническую документацию работ персонала по монтажу, техническому
обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи в соответствии с
существующими требованиями

Точность
оформления
оперативно-технической документации
работ персонала

Интерпретация
результатов наблюдения за деятельностью обучающегося на производственной
практике

ПК 4.4. Выполнять
технико-экономические расчеты затрат на производимые работы

Верность
оценки
экономической эффективности производственной
деятельности

Выполнение
практических заданий.

Интерпретация
результатов наблюдения за деятельностью обучающегося на производственной
практике

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только
сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций
и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные
общие

компетенции)

Основные
показатели оценки результата

Формы
и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать
сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес

— активность и
инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;

— участие в
студенческих конференциях, конкурсах и т.п.

Наблюдение и
оценка  на занятиях и в процессе учебной и производственной практик

ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество


обоснованность выбора и применения методов и способов решения
профессиональных задач;


своевременность выполнения работ и оценка их качества и точности.

Экспертная оценка
решения ситуационных задач

Наблюдение и
оценка  на занятиях и в процессе учебной и производственной практик

ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

— быстрота
оценки ситуации и  адекватность принятия решений проблемных задач;

Экспертная оценка
решения ситуационных задач

ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития


результативность поиска информации в различных источниках, в т.ч. сети Интернет;

— адекватность
отбора и использования полученной информации для решения профессиональных
задач.

Экспертное
наблюдение и оценка  на практических занятиях и в процессе учебной и
производственной практик

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности


результативность поиска информации в Интернете;

— адекватность
отбора и использования информации для решения профессиональных задач.

Наблюдение и
оценка  на практических занятиях

ОК 6. Работать в коллективе и
команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

— соблюдение
этических норм при взаимодействии с обучающимися, преподавателями и администрацией,
коммуникативная толерантность.

Наблюдение и
оценка  на  занятиях, в процессе учебной и производственной практик

ОК 7. Брать на себя ответственность
за работу членов команды (подчиненных),  результат выполнения заданий

Результативность
исполнения функций руководителя работ, выполняемых группой

Наблюдение и
оценка  на практических занятиях

ОК 8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

— позитивная
динамика учебных достижений;

— участие в
различных семинарах и конференциях.

Наблюдение и
оценка 

ОК 9. Ориентироваться в условиях
частой смены технологий в профессиональной деятельности

— участие в
студенческих конференциях, конкурсах в области геодезии;

— быстрота
оценки ситуации и  адекватность принятия решений проблемных задач;

Экспертное
наблюдение и оценка  на практических занятиях

Аттестация
по МДК проводится в форме экзамена
.

Разработчики: ___________ Н.В. Кулиш

__________ И.В. Караева

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по установке по на планшет
  • Ринофлуимуцил для ингаляций цена инструкция по применению взрослым
  • Путин руководство минобороны
  • Hp color laserjet pro mfp m479fdw инструкция
  • Как сбросить ошибки на ниссан х трейл т30 бензин инструкция