Руководство педпрактикой студентов

Руководство
педагогической практикой студентов как форма формирования новых
профессиональных компетенций педагога-стажиста.

Пишукова
Т.Н., заместитель директора по УВР,

                                                 
Лобанова Л.П., учитель начальных классов

                                       
МАОУ СОШ №143,  г. Екатеринбург.

Современная
система образования предъявляет высокие
 требования к
профессиональной компетентности педагога. Сегодняшний педагог  выполняет
одновременно несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую,
методическую, пропагандистскую и др. Успешная реализация каждой из них требует
от педагога определённых знаний, умений, навыков и способностей, а также
личностных качеств. Педагог, с точки зрения науки, – это специалист, владеющий
на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно
изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления, вносящий свой
индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики,
стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда.

Совершенствовать педагогическое мастерство возможно
по направлениям, которые тесно взаимосвязаны: это организация методических
объединений и курсы повышения квалификации, самообразование (приобретение
знаний, умений, навыков), самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и
опыта деятельности, качеств личности) и саморазвитие (совершенствование
психических процессов и способностей), изучение передового педагогического
опыта и взаимопосещение уроков. Одно из направлений совершенствования
педагогического мастерства является руководство педагогической практикой
студентов.

Студенты
Свердловского областного педагогического колледжа по специальности
«Преподавание в начальных классах» на протяжении ряда лет проходят все виды
педагогической практики на базе нашего образовательного учреждения: «Особенности
деятельности классного руководителя в адаптационный период младшего школьника»,
«Введение в профессию», «Проектирование учебно-методических материалов и
предметно-развивающей среды кабинета», «
Организация работы
классного руководителя», «Пробные уроки»,
«Организация
внеурочной деятельности и общения младших школьников»,
 «Исследование
личности учащихся», «Моделирование уроков по учебным предметам начальной
школы».

Педагогическая
практика для студента является очень сложным и ответственным этапом на пути к
профессии учителя. Как расценивают сами студенты цель педагогической практики?
Будущие педагоги отмечают несколько позиций:

·         
 смысл педагогической практики заключается
в том,  что она дает возможность  «примерить»  на себе роль учителя;

·         
  возможность применять теоретические
знания на практике;

·         
 приобретение навыков общения с детьми.

В
свою очередь перед  педагогическим коллективом ставится  цель —
обеспечение
условий для комплексной подготовки студентов  к педагогической деятельности, их
успешной интеграции в педагогическую среду. Наш педагогический коллектив видит
достижение этой цели через реализацию следующих задач:

1)      организовать
педагогическое сопровождение студентов;

2)      создать
условия для адаптации и преемственности от теоретической подготовки в колледже 
 к практической деятельности в школе;

3)      повысить
уровень профессиональной мотивации педагогов, студентов  в процессе прохождения
педагогической практики.

Руководство
педагогической практикой студентов для каждого педагога дело серьёзное и
затратное по времени и силам. Мы задумались над вопросом:
что
даёт практика студентов педагогу? 

     Мы понимаем, что 
опыт практической деятельности в школе – самая ценная составляющая часть
педагогического образования студентов. Подготовка будущих учителей предстает
сложным процессом, требующим наличия разных форм знаний и опыта. Основной
формой учебно-воспитательной работы в начальной школе является урок. Именно на
уроке учащиеся усваивают знания и приобретают навыки использования их в
практической учебной работе. На уроке также закладываются основы формирования
личности каждого учащегося.

Планируя
ход будущего урока со студентом, педагог пытается передать свои знания,
делится  приёмами, которыми он  пользуется, начинает выискивать вместе со
студентом  логические цепочки, связывающие  этапы уроков.  И в свою очередь
будущие педагоги, начиная готовиться к уроку,   пытаются найти и показать,
прежде всего, оригинальное, необычное построение занятия, новизну в приемах
работы, наиболее эффективные формы, методы и приемы
проведения уроков. Получается своеобразный обмен опытом работы,  и новизну,
которую приносят студенты, мы, конечно же,  берём себе на заметку.

      Наступает
день, когда студент даёт свой урок. Ты, как учитель-наставник, начинаешь
переживать: всё ли получится, всё ли предусмотрели. Разбор проведённого  урока 
превращается в своеобразную конференцию, на которой слушаешь, что не получилось
и над чем ещё надо  работать. А если  к
разборам  пробных
уроков подключаются методисты, преподаватели  педагогики и психологии, которые
проводят анализ   всесторонне, глубоко и обстоятельно, то оказывается
значительная помощь не только студентам, но  и самому педагогу-наставнику.   

Во
время анализа пробных уроков отмечается всё положительное и отрицательное,  
указываются практикантам пути закрепления положительного и ликвидации
отрицательного.  Педагогу с одной стороны, нужно вселить веру в практиканта и
подкрепить его для последующих пробных уроков, а с другой — отметить недостатки
и конкретно указать возможные пути исправления, потому что студент уйдёт, а
тебе с детьми работать дальше.

        Разумеется, не
всё сразу получается на практике, но   становится радостно, когда понимаешь,
что урок состоялся! Очень приятно, когда студент  использованные «изюминки»
урока, созданные презентации по темам, дидактический, раздаточный материал  и
некоторые самостоятельно разработанные и изготовленные наглядные
пособия   оставляют в копилку учителям, за что хочется  сказать спасибо.

 Ещё
хотелось бы отметить один момент — это внеурочная деятельность. Готовя какие-либо
мероприятия, будущие учителя применяют разнообразные формы работы, внося  в
деятельность  обучающихся  что-то новое. Например, выход на экскурсию с
применением  групповой работы,  создание фильма к мероприятию, в котором каждый
из учащихся класса принимает участие. Этот пример становится заразительным для
обучающихся,  и они уже потом  начинают предлагать педагогу свою помощь в
создании каких-то интересных моментов в проведении мероприятий.

Педагогическая
практика позволяет не только студенту, но и педагогу приобрести положительный
профессиональный опыт,   что не менее важно, проверить уровень своей
профессиональной подготовки, выявить «слабые места», осознать причины неудач
или затруднений и целенаправленно работать над их устранением. 

Руководство
педагогической практикой студентов – одно из условий  развития таких
профессиональных компетенций педагога как:

·       методическая;

·       исследовательская;

·       управленческая;

·       коммуникативная;

·       образовательная.

 Работа со студентами
даёт возможность  педагогу-стажисту осваивать новые роли:  наставника,
методиста, эксперта.

Для
конкретного педагога и педагогического коллектива в целом педагогическая
практика студентов является площадкой  по обмену опытом, одной из форм
повышения квалификации, совершенствования профессионального мастерства.

Общее
руководство педпрактикой на факультете
осуществляет утвержденный Советом
факультета методист-предметник. Руководитель
практикой социально-психологического
факультета подает информацию в
учебный
отдел
университета для заключения договоров
на проведение педпрактики с руководителями
передовых школ, гимназий и
других
учебных заведений, составляют проект
приказа о
распределении
методистов-предметников, преподавателей
кафедр и студентов по местам практики,
организует и проводит (совместно с
методистами-предметниками и преподавателями
кафедр) установочные, заключительные
конференции по педагогической практике,
осуществляет контроль за ее ходом,
руководит работой групповых методистов.
По окончании практики сдает в отдел
практики университета финансовую и
отчетную документацию и докладывает о
результатах практики на Совете факультета.

Групповые
методисты-предметники назначаются из
числа преподавателей кафедры, организующей
педпрактику, хорошо знающих работу
учебных заведений. Групповые
методисты-предметники по организации
педагогической практики подчиняются
руководителю практики от факультета.

Их
обязанности: руководство 6-часовыми
рабочим днем студентов-практикантов;
контроль за практикой и отчет о работе
группы студентов во время педпрактики;
осуществление совместно с преподавателями
учебных заведений планирования учебной,
воспитательной работы студентов;
обучение студентов умению анализировать
уроки
;
контроль за разработкой студентами
планов и конспектов для проведения
первых уроков (занятий); посещение и
анализ даваемых студентами уроков;
осуществление с преподавателем кафедры
педагогики контроля за всеми воспитательными
мероприятиями, их анализ и оценка. По
окончании педагогический практики
вместе с администрацией учебного
заведения, преподавателями-предметниками,
классными руководителями, кураторами
групповой методист организует подведение
итогов педагогической практики и
предварительно оценивает работу
студентов.

Все
вопросы, связанные с учебной работой,
студенты решают с методистом кафедры
и учителем (преподавателем) психологии.

Решая
те или иные вопросы с руководителями
практики, студенту необходимо знать
следующее:

  • факультетский
    руководитель распределяет студентов
    и методистов по школам, осуществляет
    общий контроль за их работой, организует
    подготовку и проведение установочной
    и итоговой научно-практической
    конференции по педпрактике на факультете,
    производит оценку педпрактики студентов,
    рассматривает вопросы, которые по тем
    или иным причинам не могут быть решены
    другими руководителями педпрактики;

  • групповой
    руководитель практики (методист по
    психологии) ведает всей
    учебно-методической, воспитательной,
    исследовательской, психодиагностической
    работой студентов, утверждает график
    их работы, проводит установочную и
    заключительную конференцию в
    образовательном учреждении, оценивает
    деятельность студентов;

  • методист
    по педагогике определяет воспитательные
    задачи педагогической практики,
    проводит совещания и семинары по
    психолого-педагогическим вопросам
    практики, организует консультации для
    студентов-практикантов по вопросам
    классного руководства, дидактики,
    педмастерства, оценивает деятельность
    студентов;

  • преподаватель
    психологии, педагог-психолог
    образовательного учреждения конкретизирует
    психодиагностические задачи педагогической
    практики, проводит семинары по
    психо-педагогическим вопросам практики,
    организует консультации для студентов-
    практикантов, составляет график их
    работы, распределяет по классам, учебным
    группа, вносит предложения по оценке
    деятельности студентов на педпрактике.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник по педагогической практике студента

Дневник по педагогической практике студента…

Педагогическая практика студентов

На базе нашего сада проходит педагогическая практика студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. А в этом учебном году у нас на практике впервые побывали студенты из Санкт-Петербурга.  [[{«type»:»med…

Положение о прохождении практики студентов.

Положение о прохождении практики студентов….

Практика студентов.

Договр по прохождению практики….

Справка о предоставлении опыта работы в рамках учебной практики студентов в 2019-2020 учебном году

Справка о предоставлении опыта работы в рамках учебной практики студентов в 2019-2020 учебном году…

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о…

Приказ о прохождении практики студентов

Приказ…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виталипид н взрослый инструкция по применению
  • Руководства по эксплуатации камаз 6520
  • Ez guide i руководство fanuc
  • Ремонт коробки балканкар руководство по ремонту
  • Руководство для ваз 21102