Руководство педагогической практикой студентов

Руководство
педагогической практикой студентов как форма формирования новых
профессиональных компетенций педагога-стажиста.

Пишукова
Т.Н., заместитель директора по УВР,

                                                 
Лобанова Л.П., учитель начальных классов

                                       
МАОУ СОШ №143,  г. Екатеринбург.

Современная
система образования предъявляет высокие
 требования к
профессиональной компетентности педагога. Сегодняшний педагог  выполняет
одновременно несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую,
методическую, пропагандистскую и др. Успешная реализация каждой из них требует
от педагога определённых знаний, умений, навыков и способностей, а также
личностных качеств. Педагог, с точки зрения науки, – это специалист, владеющий
на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно
изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления, вносящий свой
индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики,
стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда.

Совершенствовать педагогическое мастерство возможно
по направлениям, которые тесно взаимосвязаны: это организация методических
объединений и курсы повышения квалификации, самообразование (приобретение
знаний, умений, навыков), самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и
опыта деятельности, качеств личности) и саморазвитие (совершенствование
психических процессов и способностей), изучение передового педагогического
опыта и взаимопосещение уроков. Одно из направлений совершенствования
педагогического мастерства является руководство педагогической практикой
студентов.

Студенты
Свердловского областного педагогического колледжа по специальности
«Преподавание в начальных классах» на протяжении ряда лет проходят все виды
педагогической практики на базе нашего образовательного учреждения: «Особенности
деятельности классного руководителя в адаптационный период младшего школьника»,
«Введение в профессию», «Проектирование учебно-методических материалов и
предметно-развивающей среды кабинета», «
Организация работы
классного руководителя», «Пробные уроки»,
«Организация
внеурочной деятельности и общения младших школьников»,
 «Исследование
личности учащихся», «Моделирование уроков по учебным предметам начальной
школы».

Педагогическая
практика для студента является очень сложным и ответственным этапом на пути к
профессии учителя. Как расценивают сами студенты цель педагогической практики?
Будущие педагоги отмечают несколько позиций:

·         
 смысл педагогической практики заключается
в том,  что она дает возможность  «примерить»  на себе роль учителя;

·         
  возможность применять теоретические
знания на практике;

·         
 приобретение навыков общения с детьми.

В
свою очередь перед  педагогическим коллективом ставится  цель —
обеспечение
условий для комплексной подготовки студентов  к педагогической деятельности, их
успешной интеграции в педагогическую среду. Наш педагогический коллектив видит
достижение этой цели через реализацию следующих задач:

1)      организовать
педагогическое сопровождение студентов;

2)      создать
условия для адаптации и преемственности от теоретической подготовки в колледже 
 к практической деятельности в школе;

3)      повысить
уровень профессиональной мотивации педагогов, студентов  в процессе прохождения
педагогической практики.

Руководство
педагогической практикой студентов для каждого педагога дело серьёзное и
затратное по времени и силам. Мы задумались над вопросом:
что
даёт практика студентов педагогу? 

     Мы понимаем, что 
опыт практической деятельности в школе – самая ценная составляющая часть
педагогического образования студентов. Подготовка будущих учителей предстает
сложным процессом, требующим наличия разных форм знаний и опыта. Основной
формой учебно-воспитательной работы в начальной школе является урок. Именно на
уроке учащиеся усваивают знания и приобретают навыки использования их в
практической учебной работе. На уроке также закладываются основы формирования
личности каждого учащегося.

Планируя
ход будущего урока со студентом, педагог пытается передать свои знания,
делится  приёмами, которыми он  пользуется, начинает выискивать вместе со
студентом  логические цепочки, связывающие  этапы уроков.  И в свою очередь
будущие педагоги, начиная готовиться к уроку,   пытаются найти и показать,
прежде всего, оригинальное, необычное построение занятия, новизну в приемах
работы, наиболее эффективные формы, методы и приемы
проведения уроков. Получается своеобразный обмен опытом работы,  и новизну,
которую приносят студенты, мы, конечно же,  берём себе на заметку.

      Наступает
день, когда студент даёт свой урок. Ты, как учитель-наставник, начинаешь
переживать: всё ли получится, всё ли предусмотрели. Разбор проведённого  урока 
превращается в своеобразную конференцию, на которой слушаешь, что не получилось
и над чем ещё надо  работать. А если  к
разборам  пробных
уроков подключаются методисты, преподаватели  педагогики и психологии, которые
проводят анализ   всесторонне, глубоко и обстоятельно, то оказывается
значительная помощь не только студентам, но  и самому педагогу-наставнику.   

Во
время анализа пробных уроков отмечается всё положительное и отрицательное,  
указываются практикантам пути закрепления положительного и ликвидации
отрицательного.  Педагогу с одной стороны, нужно вселить веру в практиканта и
подкрепить его для последующих пробных уроков, а с другой — отметить недостатки
и конкретно указать возможные пути исправления, потому что студент уйдёт, а
тебе с детьми работать дальше.

        Разумеется, не
всё сразу получается на практике, но   становится радостно, когда понимаешь,
что урок состоялся! Очень приятно, когда студент  использованные «изюминки»
урока, созданные презентации по темам, дидактический, раздаточный материал  и
некоторые самостоятельно разработанные и изготовленные наглядные
пособия   оставляют в копилку учителям, за что хочется  сказать спасибо.

 Ещё
хотелось бы отметить один момент — это внеурочная деятельность. Готовя какие-либо
мероприятия, будущие учителя применяют разнообразные формы работы, внося  в
деятельность  обучающихся  что-то новое. Например, выход на экскурсию с
применением  групповой работы,  создание фильма к мероприятию, в котором каждый
из учащихся класса принимает участие. Этот пример становится заразительным для
обучающихся,  и они уже потом  начинают предлагать педагогу свою помощь в
создании каких-то интересных моментов в проведении мероприятий.

Педагогическая
практика позволяет не только студенту, но и педагогу приобрести положительный
профессиональный опыт,   что не менее важно, проверить уровень своей
профессиональной подготовки, выявить «слабые места», осознать причины неудач
или затруднений и целенаправленно работать над их устранением. 

Руководство
педагогической практикой студентов – одно из условий  развития таких
профессиональных компетенций педагога как:

·       методическая;

·       исследовательская;

·       управленческая;

·       коммуникативная;

·       образовательная.

 Работа со студентами
даёт возможность  педагогу-стажисту осваивать новые роли:  наставника,
методиста, эксперта.

Для
конкретного педагога и педагогического коллектива в целом педагогическая
практика студентов является площадкой  по обмену опытом, одной из форм
повышения квалификации, совершенствования профессионального мастерства.

Нужна помощь
в подготовке отчета?

Узнайте точную стоимость и получите готовый отчет по практике на свою почту.

Расчет выполняется бесплатно в течение 1 часа!

Педагогическая практика является подвидом ознакомительной и  производственной практики для будущих педагогов и воспитателей. Уникальность ее заключается в проводимых студентами исследованиях и узкой направленности, как в случаях с геодезической и изыскательной практик.

Для студентов высших учебных заведений и колледжей данный образовательный процесс примерно одинаков как на втором, так и на третьем и четвертом годах обучения. Усложняются темы исследований, количество проводимых часов на предприятии, объемы итоговых студенческих работ.

Однако как педагогическая практика отличается от других, так она и имеет много общего с ними.

  1. Отчет по педагогической практике. Пример 1
  2. Отчет по педагогической практике. Пример 2
  3. Отчет по педагогической практике. Пример 3
  4. Отчет по педагогической практике. Пример 4
  5. Отчет по педагогической практике. Пример 5
  6. Отчет по педагогической практике. Пример 6
  7. Отчет по педагогической практике. Пример 7
  8. Отчет по педагогической практике. Пример 8
  9. Отчет по педагогической практике. Пример 9
  10. Отчет по педагогической практике. Пример 10

Содержание практики

В зависимости от направления подготовки студенты распределяются по детским садам, школа, специализированным образовательным учреждениям для прохождения педагогической практики.

Как уже говорилось ранее, для будущих педагогов данный подвид практики устраивается как после второго, так и после третьего курса обучения. В исключительных случаях студенты отправляются на предприятие и после первого курса обучения, однако данная практика имеет иное название – практика по получению первичных профессиональных навыков.

Практика – направленный на личное исследование образовательный процесс. Но для педагогической практики такой опыт играет очень важную роль. Ведь в будущем, студенты будут иметь дело с детьми и подростками, а потому любое рабочее взаимодействие в данный период обучения под присмотром двух руководителей является неоценимым опытом.

В качестве подопытных, студент выбирает контрольную группу детей, к которой он был приставлен. Зачастую вопрос исследования связан с методиками развития определенной категории детей. Исследование происходит в три этапа: начальные показания, проведение исследования и конечные показания. На основе всех этих данных делается вывод, и даются практические рекомендации.

Длительность практики в данном случае зависит от курса обучения студента. Таким образом, те, кто отправляется на педагогическую практику после второго курса обучения, проходят ее в течение 2,5 недель, а те, кто после третьего – 3-3,5 недели. В данные временные рамки студент должен уложиться с проведением исследования, написанием отчета, подготовкой и оформлением всех документов.

Каждая практика включает в себя:

  1. Этап подготовки. Длится примерно 20-30 часов. В это время обучающийся получает методические рекомендации и индивидуальное задание, знакомится с правилами ГОСТа. Проводится распределение на предприятия, знакомство с его структурой и персоналом.
  2. Основной этап. Длится 60-70 часов. Это время полностью посвящено организации, личному исследованию, анализу и структурированию собранных данных и информации, проводятся необходимые расчеты. Готовится черновой вариант отчета по педагогической практике.
  3. Заключительный этап. Длится от 22 и более часов. В данный этап входит время на заключительные поправки отчета, студентом завершаются все возложенные на него дела и обязанности, подготавливаются все обязательные документы, итоговая работа сдается на выпускающую кафедру и после проверки нормоконтроля, защищается.

Структура отчета по практике

Как уже говорилось ранее, любая практика оценивается по итоговой работе, которая составляется на основе личного исследования студента, – отчете. Данный документ содержит в себе теоретическую, аналитическую и практическую информацию, которая касается организации, где проходилась практика, о группе, подвергшейся исследование, подробные данные об используемых методиках. Работа должна быть написана в соответствие с методическими рекомендациями и требованиями ГОСТа.

В зависимости от вида практики, меняется и объем отчета по ней. Таким образом:

  • Отчет по ознакомительной педагогической практике составляет примерно 25-30 страниц
  • Отчет по производственной педагогической практике составляет примерно 35-40 страниц

Структура отчета по практике составляется шаблонно для всех направлений в высшем учебном заведении, опираясь на методические рекомендации и общие требования ГОСТа. Для студентов педагогического направления она примерно следующая:

  1. Титульный лист
  2. Индивидуальное задание
  3. Содержание
  4. Введение
  5. Теоретическая часть
  6. Аналитическая часть
  7. Практическая часть
  8. Заключение
  9. Список литературы
  10. Приложения
  11. Характеристика

В выше представленной структуре были отображены некоторые обязательные документы, которые не входят в сам отчет по практике, но их следует обязательно приложить к данной студенческой работе при е сдаче на выпускающую кафедру и защите. Речь идет о характеристике, дневнике практики и рабочей тетради. Высшим учебным заведением самостоятельно указывается собственный перечень обязательных документов в соответствие с ГОСТом и направлениями подготовки.

Характеристику составляет руководитель практики от предприятия, заверяя ее личной подписью и печатью организации. Дневник составляется студентом в соответствие с программой практики и заверяется руководителем практики от предприятия. Рабочая тетрадь, как и дневник ведется на протяжении всей практики и содержит имена и личные наблюдения студента о подопечных,  а также результаты личного исследования.

Введение к отчету по педагогической практике

Основная задача введения по педагогической практике – тезисно представить читателю суть предстоящей работы. Особенность педагогической практики состоит в том, что будущие преподаватели и воспитатели внедряют те или иные программы обучения и физической подготовки в школах и детских садах. А потому во введении должна быть отражена следующая информация:

  1. Цели работы;
  2. Задачи работы;
  3. Актуальность работы;
  4. Объект исследования;
  5. Предмет исследования;
  6. Место прохождения практики;
  7. Краткое описание проблемы и организации;
  8. Исходные данные, с которыми работал студент;
  9. Сроки прохождения практики.

Заключение к отчету по педагогической практике

Как говорилось ранее, педагогическая практика основывается на непосредственной работе с подопечными и личным исследованием студента. А потому данный раздел не менее важен, чем введение. Заключение должно отражать результаты исследования, достижение тех или иных поставленных в самом начале целей и задач. Так же тезисно отражается суть проделанной работы. Последний раздел отчета по практике должен включать в себя:

  • Краткие выводы по каждому разделу работы;
  • Информацию по достижению целей и задач практики;
  • Исходные и конечные данные исследования.

Предыдущая

Практика по получению первичных профессиональных навыков

Следующая

Юридическая практика

Общее
руководство педпрактикой на факультете
осуществляет утвержденный Советом
факультета методист-предметник. Руководитель
практикой социально-психологического
факультета подает информацию в
учебный
отдел
университета для заключения договоров
на проведение педпрактики с руководителями
передовых школ, гимназий и
других
учебных заведений, составляют проект
приказа о
распределении
методистов-предметников, преподавателей
кафедр и студентов по местам практики,
организует и проводит (совместно с
методистами-предметниками и преподавателями
кафедр) установочные, заключительные
конференции по педагогической практике,
осуществляет контроль за ее ходом,
руководит работой групповых методистов.
По окончании практики сдает в отдел
практики университета финансовую и
отчетную документацию и докладывает о
результатах практики на Совете факультета.

Групповые
методисты-предметники назначаются из
числа преподавателей кафедры, организующей
педпрактику, хорошо знающих работу
учебных заведений. Групповые
методисты-предметники по организации
педагогической практики подчиняются
руководителю практики от факультета.

Их
обязанности: руководство 6-часовыми
рабочим днем студентов-практикантов;
контроль за практикой и отчет о работе
группы студентов во время педпрактики;
осуществление совместно с преподавателями
учебных заведений планирования учебной,
воспитательной работы студентов;
обучение студентов умению анализировать
уроки
;
контроль за разработкой студентами
планов и конспектов для проведения
первых уроков (занятий); посещение и
анализ даваемых студентами уроков;
осуществление с преподавателем кафедры
педагогики контроля за всеми воспитательными
мероприятиями, их анализ и оценка. По
окончании педагогический практики
вместе с администрацией учебного
заведения, преподавателями-предметниками,
классными руководителями, кураторами
групповой методист организует подведение
итогов педагогической практики и
предварительно оценивает работу
студентов.

Все
вопросы, связанные с учебной работой,
студенты решают с методистом кафедры
и учителем (преподавателем) психологии.

Решая
те или иные вопросы с руководителями
практики, студенту необходимо знать
следующее:

  • факультетский
    руководитель распределяет студентов
    и методистов по школам, осуществляет
    общий контроль за их работой, организует
    подготовку и проведение установочной
    и итоговой научно-практической
    конференции по педпрактике на факультете,
    производит оценку педпрактики студентов,
    рассматривает вопросы, которые по тем
    или иным причинам не могут быть решены
    другими руководителями педпрактики;

  • групповой
    руководитель практики (методист по
    психологии) ведает всей
    учебно-методической, воспитательной,
    исследовательской, психодиагностической
    работой студентов, утверждает график
    их работы, проводит установочную и
    заключительную конференцию в
    образовательном учреждении, оценивает
    деятельность студентов;

  • методист
    по педагогике определяет воспитательные
    задачи педагогической практики,
    проводит совещания и семинары по
    психолого-педагогическим вопросам
    практики, организует консультации для
    студентов-практикантов по вопросам
    классного руководства, дидактики,
    педмастерства, оценивает деятельность
    студентов;

  • преподаватель
    психологии, педагог-психолог
    образовательного учреждения конкретизирует
    психодиагностические задачи педагогической
    практики, проводит семинары по
    психо-педагогическим вопросам практики,
    организует консультации для студентов-
    практикантов, составляет график их
    работы, распределяет по классам, учебным
    группа, вносит предложения по оценке
    деятельности студентов на педпрактике.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник по педагогической практике студента

Дневник по педагогической практике студента…

Педагогическая практика студентов

На базе нашего сада проходит педагогическая практика студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. А в этом учебном году у нас на практике впервые побывали студенты из Санкт-Петербурга.  [[{«type»:»med…

Положение о прохождении практики студентов.

Положение о прохождении практики студентов….

Практика студентов.

Договр по прохождению практики….

Справка о предоставлении опыта работы в рамках учебной практики студентов в 2019-2020 учебном году

Справка о предоставлении опыта работы в рамках учебной практики студентов в 2019-2020 учебном году…

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о…

Приказ о прохождении практики студентов

Приказ…

Автор: Г.М. Магомед-Касумов

профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе, факультетский руководитель практики, Дагестанский педагогический университет

Содержание первой педагогической практики
1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы:
– беседа с администрацией школы, учителями, классными руководителями;
– знакомство с кабинетами по специальности, материальной базой школы, расписанием учебных занятий;
– посещение уроков и внеклассных мероприятий.
2. Изучение:
– учебных программ, тематических и поурочных планов учителей;
– опыта учителей по специальности данной школы;
– плана учебно-воспитательной работы классного руководителя;
– учеников и их личных дел.
3. Проведение учебно-воспитательной работы в период педагогической практики в 5-9 классах:
– составление индивидуального плана учебной работы в период ознакомительно-обучающей практики;
– разработка конспектов пробных, зачетных уроков и внеклассных занятий по специальности;
– подготовка дидактических материалов, наглядных пособий, технических средств обучения;
– самостоятельное проведение не менее 2 пробных и 3 зачетных уроков по одной специальности;
– посещение всех зачетных уроков студентов и открытых уроков учителей, участие в их анализе.
4. Воспитательная работа в прикрепленном классе:
– составление индивидуального плана воспитательной работы в период педагогической практики;
– подготовка к проведению воспитательной работы в классе и одного зачетного воспитательного мероприятия:
– работа с родителями, посещение учащихся на дому, участие в подготовке и проведении родительского собрания, анкетирование учащихся для выявления их отношения к наркомании и оказания помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость;
– посещение воспитательных мероприятий, проводимых практикантами и учителями, участие в их обсуждении.
5. Методическая и самостоятельная работа:
– участие в работе педагогического совета, методического объединения предметников, семинара классных руководителей;
– завершение курсовой работы по методике преподавания изучаемой дисциплины;
– определение темы выпускной работы, реферата, разработка планов работы над ними, накопление эмпирического материала.
В конце первой педагогической практики студенты IV курса сдают дневник, содержащий следующую отчетную документацию:
– индивидуальные планы по учебной и воспитательной работе практиканта;
– отзывы учителя и классного руководителя о работе студента;
– конспект зачетного урока (по каждой специальности);
– конспект внеклассного занятия по одной специальности;
– конспект зачетного воспитательного мероприятия;
– психолого-педагогическую характеристику ученика;
– отчет практиканта о проделанной работе.
Практикант и учитель
Практикант должен знать обязанности учителя, которые вкратце сводятся к следующему:
– вооружать учащихся знаниями, развивать познавательные интересы и собности, воспитывать в них моральные и волевые качества;
– изучать индивидуальные особенности учащихся, заботиться об их здоровье, постоянно поддерживать связь с родителями;
– систематически повышать свою педагогическую квалификацию, овладевать профессиональными знаниями;
– показывать пример в труде и быту.
Учитель, участвующий в педагогической практике, заботится о том, чтобы практиканты овладевали первоначальными основами педагогического мастерства. Он знакомит их с реальной жизнью школы, определяет темы пробных и зачетных уроков в течение первых 2-3 дней практики, утверждает вместе с методистом по специальности индивидуальные планы учебной работы студентов в дневниках к концу первой же недели практики.
Студент должен усвоить следующее:
– урок не может быть эффективным, если он не связан с другими уроками по данной теме изучаемой дисциплины;
– выбор конкретных методов обучения зависит не только от содержания того или иного урока, но и от уровня подготовки учащихся данного класса;
– в пассивной практике следует посещать уроки всех учителей своего класса;
– посещая уроки, студент должен творчески подходить к изучению опыта работы учителя.
С помощью учителя студент учится готовить конспект урока на уровне требований данной школы, рационально распределять время по этапам урока, намечать методику опроса учащихся, поддерживать эмоциональный климат в классе, продуманно пользоваться доской, ТСО, аккуратно вести школьную документацию.
Активная практика студентов IV курса начинается с пробных уроков, которые готовятся при непосредственном участии учителя. На пробном уроке обязательно должен быть учитель, а все остальные могут присутствовать на нем только с согласия практиканта. Пробный урок обсуждается, но оценка за него при подведении итогов практики не учитывается, хотя общее количество проведенных практикантом уроков принимается во внимание как свидетельство его отношения к работе.
Конспекты зачетных уроков готовятся заранее, согласовываются с учителем и утверждаются методистом. Без заранее утвержденного конспекта практикант не допускается к зачетному уроку. Зачетным может быть признан урок, на котором присутствуют студенты группы, учитель и методист.
При анализе урока практиканта методист и учитель должны быть предельно тактичными, высказывая свои замечания.

(Продолжение в след. номере)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Во время руководства путиным
  • Руководство искателя приключений на побережье мечей
  • Гуттасил инструкция по применению отзывы цена отзывы аналоги цена
  • Как создать формулу в таблице excel пошаговая инструкция с фото
  • Противовирусные таблетки циклоферон инструкция по применению взрослым при простуде