Руководство педагогическим коллективом определение

1.Педагогический
коллектив как объект управления.
Принципы руководства педагогическим
коллективом. Организационная структура.
Особенности педагогического коллектива.
Условия повышения мастерства учителя.

2.Общая характеристика
воображения. Учет его особенностей при
построении урока и организации учебной
деятельности.

3.В сценарии Г.
Полонского к фильму «Доживем до
понедельника» на образе учителя
Мельникова автор показывает его
влюбленность в историю, истинную
интеллигентность (манеру говорить,
прощаться с матерью перед сном и т.д.),
его нежелание идти на компромисс с
совестью, протест против неблагополучия
в системе нравственного воспитания,
его нежелание понять и принять то, что
его любимый ученик превратился в
стяжателя от науки.

  • Как Вы относитесь
    к словам Мельникова: «Дистанция учитель
    – ученик необходима так же, как необходим
    учитель школе»?

  • Каждый выпускник
    педагогического вуза получает диплом
    с правом преподавания в школе. Почему
    же Илья Семенович считает, что моральное
    право учить детей он обязан доказывать
    детям своим трудом ежедневно? Обоснуйте
    свой ответ.

1.Педагогический
коллектив как объект управления.
Принципы руководства педагогическим
коллективом. Организационная структура.
Особенности педагогического коллектива.
Условия повышения мастерства учителя.

Педагогический
коллектив является самостоятельной
развивающейся и управляемой целостностью,
состоящей из ряда компонентов. Управление
педагогическим коллективом, с одной
стороны, сохраняет его целостность, с
другой — позволяет изменять, влиять на
действие отдельных его компонентов.Рассмотрение
педагогического коллектива как
педагогической системы и объекта
управления означает, что управленческая
деятельность организаторов образования,
должностных лиц должна быть в равной
мере направлена на выработку целей и
достижение результата, на создание
условий формирования педагогического
коллектива, на отбор содержания и
использование разнообразных средств,
форм и методов управления. В таком случае
управление позволяет сохранять
целесообразность педагогического
коллектива и продуктивно влиять на
обновление составляющих ее компонентов.
Анализ практики и специальных исследований
показывает, что коллектив педагогов
может эффективно осуществлять достижение
целей не только при условии расширения
их функций, но и при их обоснованной
дифференциации и координации. Так
возникает проблема уровней управляющей
системы педагогическим коллективом.
Структура
управляющей системы педагогическим
коллективом представлена четырьмя
уровнями управления.
Первый уровень

— директор школы, назначаемый государственным
органом или выбранный коллективом;
руководители совета школы, ученического
комитета, общественных объединений.
Этот уровень определяет стратегические
направления развития педагогического
коллектива. Второй
уровень

— заместители директора школы, школьный
психолог, социальный педагог, а также
органы и объединения, участвующие в
самоуправлении. Третий
уровень

— педагоги, взаимодействующие с органами
общественного управления и самоуправления,
с учреждениями дополнительного
образования. Четвертый
уровень

— органы общешкольного ученического
самоуправления. Под руководством
педагогическим коллективом вообще
понимается деятельность, направленная
на выработку решений, организацию,
контроль, регулирование объекта
управления в соответствии с заданной
целью, анализ и подведение итогов на
основе достоверной информации. Принципы
управления: Демократизация
и гуманизация управления педагогическим
коллективом
.
Ориентация
внутришкольного управления педагогическим
коллективом предполагает прежде всего
развитие самодеятельности и инициативы
руководителей, учителей и родителей.
Это возможно при условии открытости
обсуждения и принятия управленческих
решений. Выборность руководителей
школы, введение конкурсного избрания
и контрактной системы в отборе
педагогических кадров — проявления
демократических начал в школьной жизни.
Гласность в управлении школой основывается
на открытости, доступности информации.
Когда каждый учитель знает о делах и
проблемах всей школы, он не остается к
ним безразличным. Регулярные отчеты
администрации, совета школы перед
общешкольным коллективом и общественностью,
предоставление возможности для учителей
принимать участие в их обсуждении и
высказывать свою точку зрения по вопросам
школьной жизни направлены на утверждение
демократизации в школе. Утверждение
гуманистических ценностей в современном
обществе выдвигает на приоритетные
позиции ценность самой личности,
богатство ее духовного мира. Утверждение
субъект-субъектных отношений, переход
от монолога к диалогу в педагогической
деятельности — конкретные формы
проявления гуманизации процесса обучения
и воспитания.
Системность и целостность
в
управлении педагогическим коллективом
предполагают также взаимодействие и
взаимосвязь управленческих функций в
деятельности ее руководителя и
педагогического коллектива. Реализация
этого принципа исключает односторонность
в управлении, когда главной и решающей
функцией признается какая-либо одна из
них. Данный принцип подчеркивает, что
управленческая деятельность
последовательна, логична, взаимовыгодна,
все ее функции в равной степени важны.
Рациональное
сочетание централизации и децентрализации
педагогическим коллективом
.Сочетание
централизации и децентрализации во
внутришкольном управлении обеспечивает
деятельность руководителей административных
и общественных органов в интересах
всего коллектива школы, создает условия
для обсуждения и принятия управленческих
решений на профессиональном уровне,
исключает дублирование и повышает
координацию действий всех структурных
подразделений системы.
Единство единоначалия и коллегиальности
в управлении педагогическим коллективом.
Реализация
принципа единства единоначалия и
коллегиальности в управлении педагогическим
коллективом находит свое воплощение в
деятельности различного рода комиссий
и советов, действующих на общественных
началах, где необходим коллективный
поиск и персональная ответственность
за принятые решения. Объективность
и полнота информации в управлении
педагогическим коллективом.

Эффективность управления педагогическим
коллективом в значительной мере
определяется наличием достоверной и
необходимой информации. Роль информации
во внутришкольном управлении педагогическим
коллективом нельзя понимать односторонне,
т.е. как увеличение информации, так и ее
отсутствие затрудняют процесс принятия
решений, оперативное регулирование их
выполнения. В управлении педагогическим
коллективом важна любая информация,
но, прежде всего управленческая
информация, которая необходима для
оптимального функционирования управляемой
подсистемы. Управленческая информация
может быть распределена по различным
признакам: по времени — ежедневная,
ежемесячная, четвертная, годичная; по
функциям управления — аналитическая,
оценочная, конструктивная, организационная;
по источникам поступления — внутришкольная,
ведомственная, вневедомственная; по
целевому назначению — директивная,
ознакомительная, рекомендательная и
др. Формирование информационных банков
данных, технологий их оперативного
использования повышает научную
организацию управленческого труда.
Условия повышения мастерства учителя:
постоянная
работа на самосовершенствованием
(изучение профессиональной литературы,
посещение уроков и мероприятий педагогов
инноваторов с целью анализа и адаптации
их опыта);применение средств массовой
информации (ТВ-передач, интернет
технологии, научно — методические
журналы, методические пособия) изучение
новинок педагогической и методической
литературы; участие в мероприятиях по
месту работы (методические дни,
взаимопосещение, методобъединение,
педагогические чтения, наставничество,
а также межшкольные, городские, областные
семинары);повышения квалификации
посредством участия во множестве
семинарах, конкурсах, съездах, организуемых
как государственными, так и негосударственными
учреждениями и фондами; прохождение
курсов повышения квалификации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

деятельность по координации усилий пед. коллектива, направленных на совместное достижение поставленных целей; деятельность по оперативному оцениванию психол. состояния пед. коллектива, налаживание взаимодействия членов коллектива, стимулирование положительных отношений, рабочего настроения; воздействие на процессы коллективного мышления и формирования мнений, целей, намерений и мотивов, контроль за ходом учебной деятельности и оказание помощи, оценка достигнутых результатов и приложенных усилий.

Источник: Педагогический словарь

Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. С началом введения ФГОС происходит планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности каждого образовательного учреждения.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и важной задачей администрации нашего лицея стало взращивание мыслящего и творческого педагога, способного сделать выбор не только в познавательном, но и жизненно-практическом плане.

А это возможно при качественном управлении и рассматривается как профессиональная деятельность. От уровня управления зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, в также удовлетворенность потребностей у родителей и общества, которые являются заказчиками.

Каждый руководитель не раз задумывался об эффективности управления педагогическим коллективом, применяя те или иные теории менеджмента на собственной практике.

Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.

Система управления педагогическим коллективом школы

Система управления — это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
Среди функций управления образовательной организации можно выделить: планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям следует добавить педагогический анализ, целеполагание и регулирование.

Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности администрации школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как функции управления состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования управленческой работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Цель управленческой деятельности — это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, или как говорят «генеральную», цель представить в виде ряда конкретных частных целей, то есть декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей. Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.

Функция организациив управлении школой понимается как совместная деятельность руководителей школы, учителей, родительских комитетов и органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.

По своей природе организаторская деятельность человека — есть деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, родителями и учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.

Организаторская деятельность администрации школы направлена также на формирование педагогического коллектива, т.е. коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителей, его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Недостаточно только построить организационную структуру образовательной организации, необходимо обеспечить эффективность совместной деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий, называют руководством.

Задачи при реализации функции руководства:

1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;

2) анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;

3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;

4) создание условий для профессионального роста подчиненных.

Особенность внутришкольного контроля состоит в его оценочной функции направленности на личность учителя. Если учитель молодой, то это сказывается на его профессиональном становлении; если это учитель со стажем  — на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Поэтому в осуществлении контроля так важен профессионализм и компетентность проверяющего. Человек, выполняющий контролирующую функцию, должен быть личностью. Его задача не в «подлавливании» и нагнетании страха, а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности. Существующая практика внутришкольного контроля не лишена некоторых недостатков. Во-первых, это отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов контроля среди директора и его заместителей, когда контроль организуется во имя отчета и набора количества посещенных уроков или занятий. Во-вторых, это формализм в организации контроля, когда нет четко поставленной цели проводимого контроля, отсутствуют или не используются объективные критерии оценки. В-третьих, односторонность внутришкольного контроля, понимаемого как проведение контроля какой-либо одной стороны, одного направления педагогического процесса. Например, контролируется только учебный процесс или только уроки русского языка и математики и др. В-четвертых, участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей, методистов, или, наоборот, небольшое участие представителей администрации.

Принцип управления — это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. В теории управления множество систем управленческих принципов. Проанализировав некоторые из них, мы выделим несколько принципов, которые достаточно полно и всесторонне отражают сущность управления педагогическим коллективом:

  1. Уважение и доверие к человеку,
  2. Сотрудничество,
  3. Системность и целостность в управлении,
  4. Гласность,
  5. Справедливость,
  6. Единство коллегиальности и единоначалия,
  7. Индивидуальный подход в управлении,
  8. Поддержка инициативы, стимулирование деятельности,
  9. Постоянное повышение квалификации,
  10. Делегирование полномочий, участие учителей в управлении,
  11. Объективность и полнота информации.

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя, который должен обладать следующими качествами:

  • общечеловеческие;
  • психофизиологические;
  • деловые качества и организаторские способности;
  • коммуникативные;
  • профессиональные знания.

Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.

Урок
34

Тема:
Личность в коллективе. Педагогическое руководство детским коллективом

Цели:
изучить новый материал

Задачи:
обобщить полученные знания; выявить проблемы по теме

Личность
и коллектив

Личность
в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает
направленность данной общности.
Через коллектив личность соотносится с другими
коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив – частица общества, он
неизбежно несет в себе его политические, эстетические, нравственные и другие идеи.
Личность разделяет эти идеи, руководствуется ими в делах и поведении.

В
ходе взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только
приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные
черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится
важнейшей составной частью ее духовного богатства. Идейная, нравственная
общность ближайшей и более широкой социальной среды создает условия для
развития и формирования цельной гармоничной личности.

Взаимоотношения
личности и коллектива многообразны
. Можно выделить: влияние коллектива на
личность и влияние личности на коллектив.

Влияние
коллектива на личность.

Коллектив заинтересован во всестороннем развитии личности, так как от полноты и
богатства каждой личности, каждого члена коллектива делается полнокровнее жизнь
коллектива. Вместе с тем нельзя отрицать того факта, что коллектив оказывает
определенное воздействие на личность, входящую в него, равно и личность не
может не оказывать влияния на коллектив.

БЕСЕДА
С УЧ-СЯ ПО КАРТИНКАМ

          

По
отношению к личности коллектив выполняет ряд функций:

1) приобщает
ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он
выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели,
задачи привносит из общества. Если рассматривать личность в соотношении с
коллективом, то она также представляется системой, открытой по отношению к
данной общности;

2) влияние
коллектива на личность сказывается в воспитательной и корректирующей функции.
Человек должен формировать себя, и тем более у него должно быть желание быть
лучше, ценнее для общества. Но при всем этом коллектив – могучая сила. В своем
арсенале он содержит такие средства воспитания, которых нет у личности.
Коллективное мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – не полный
перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.

Влияние
личности на коллектив.

Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета,
руководства, лидерства.

Авторитет – общественное признание
личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека
объективным требованиям деятельности.

Указанные
качества человека способствуют влиянию на коллективное мнение в силу признания
уважения, подчиненности и взаимности интересов человека.

Педагогическое
руководство детским коллективом

Речь
идет теперь о тех педагогических действиях, приемах, а также условиях, в том
числе психологических, социальных, материальных, которые обеспечивают
полноценную жизнь детского воспитательного коллектива.

К
этим условиям и педагогическим мерам, А.С.Макаренко относил следующие:
наличие планов, дальнейших целей – «система перспективных линий»; необходимая
организационная структура коллектива и органы самоуправления; наличие традиций
в коллективе; разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников; игровое
и эстетическое оформление всей жизни группы;наличие единых для всех, в том
числе для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины.

Все
это стало классикой отечественной педагогики и обо всем этом написано в книгах
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и современных специалистов по коллективному
воспитанию. Остановимся на некоторых из названных выше приемах, условиях
педагогического руководства детским коллективом.

Главным
условием жизни и движения коллектива вперед является наличие целей, социально и
личностно значимой деятельности для всех членов группы. Это открыли классики
коллективного воспитания, но об этом часто забывают школьные и другие педагоги,
когда пытаются сплотить группу, коллективные отношения и т.д. Дело в том, что
без общей захватывающей всех и одновременно каждого деятельности, без дел,
которые все нужны и интересны, коллективных отношений не будет. Во многих
школах, кроме учебной деятельности, для школьников нет почти никакой сферы
приложения сил.

Главная
деятельность – учебная

– носит в основном индивидуальный характер. Для развития коллектива, как
воздух, нужна разнообразная внеурочная деятельность в школе и вокруг нее.
поэтому в тех школах, где созданы условия для богатой внеурочной работы и жизни
детей, легче и сами собой создаются коллективы. Поэтому в сельских школах,
интернатах, детских домах, где есть много точек приложения сил, много мест для
активной самодеятельности детей, легче организовать коллективную жизнь.

Главный
закон воспитания
:
воспитывать – значит организовать деятельность ребенка. Одной из причин
того, что настоящих коллективов мало в общеобразовательных школах, вероятно,
является отсутствие настоящего поля деятельности.

Вторым
важным условием развития коллектива детей
, школьников является самодеятельность,
активность детей
.

 Самоуправление
школьников
– форма организации жизни и деятельности школьников силами самих
детей. По существу, здесь работает еще один закон воспитания, о котором
говорилось выше: воспитание успешно, если дети сознательно участвуют в
деятельности как самостоятельные ее субъекты, а не марионетки в руках взрослых.
К сожалению, в школах самоуправление часто сведено к формальному минимуму:
заседание ученического совета, жесткая опека и регламентация самодеятельности
детей со стороны взрослых. Это особенно процветало в 30-50-е гг., в эпоху
сталинизма в стране, не менее формальным было самоуправление во многих школах и
в последующие годы.

Подлинное самоуправление детей в образовательном
учреждении должно возникать естественным путем, при наличии деятельности,
разнообразных дел, для проведения которых нужны организаторы из учеников –
активисты, входящие в органы самоуправления: различные советы, комитеты,
комиссии, команды, инициативные группы, отряды и пр
.

Педагоги
должны стимулировать образование органов детского самоуправления, но не стоит
бюрократизировать живое дело, создавать искусственные структуры, которые не
нужны для дела и не работают.

Важно,
чтобы педагоги на деле предоставляли детскому самоуправлению возможность решать
вопросы собственной жизни, при этом определив, конечно, область компетенции
школьных классных органов самоуправления.

В
управленческой структуре школы органы детского самоуправления должны играть
свою роль. В этом случае отношения педагогов и воспитанников развиваются на принципах
сотрудничества:
в общем для всех дел ученики и учителя делят свои функции,
полномочия, совместно обсуждают насущные проблемы жизни учреждения и участвуют
в ее организации.

К
условиям правильной организации самоуправления относится сменяемость
отдельных лиц, представителей коллектива и органов
.

 Для
этого проводятся выборы в различные советы, новые назначения, поручения. А.С.Макаренко
считал, что в идеале в развитом коллективе любой его член может руководить и
подчиняться, выполнять любые поручения по управлению внутри детского
сообщества.

Участие
детей в общественной жизни в рамках самоуправления и есть школа социального
опыта, воспитание и развитие человека.

Воспитательная сила самоуправления используется в
образовательных учреждениях многих стран Европы, Америки, Азии. Правда, там
есть традиция в школьном самоуправлении копировать политическую систему страны:
в США школьники играют в выборы президента и сенатские комиссии, в Англии
избирают школьный парламент со спикерами и дебатами. Это способствует развитию
навыков публичного выступления и других качеств лидера. В России такой традиции
не было, и школьное самоуправление моделирует общие формы и нормы
демократической, общественной организации.

Еще
одно воспитательное средство в жизни школьного коллектива – традицию.

Традиции
в коллективе тоже возникают естественно, отражая историю, прошлое, удачные,
яркие дела, события в жизни учреждения.

 К
ним относятся:
праздники, знаменательные дни, годовщины, ритуалы,
обычаи, нормы поведения, стиль и тон общения, привычки.

Традиции
объединяют поколения, аккумулируют и сохраняют коллективные ценности,
организуют жизнь коллектива, в целом формируют и коллектив, и каждого его
представителя в отдельности. Каждая хорошая школа накапливает и бережет
традиции как историю, опыт и как средство воспитания.

Управление
ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных процесса:

1)
сбора информации о коллективе и входящих в них школьников;

2)
организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью
совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого
отдельного ученика.

В
практике педагогического управления коллективом школьников
необходимо соблюдать ряд требований
(правил):

1)
разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников
к самостоятельности, независимости, желанием проявлять свою самодеятельность и
инициативу;

2)
коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается. Поэтому
педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным;

3)
высокой эффективности классный руководитель добивается лишь тогда, когда он
опирается на коллектив учителей, работающих в классе, сотрудничает с другими
коллективами, держит связь с семьей;

4)
формализм – злейший враг воспитания. Приоритет ценностей формирует учитель:
какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех
формируются;

5)
показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по
важнейшим вопросам жизни класса;

6)
демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением
членами коллектива своих обязанностей. Система контроля направляет на все более
высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а
конкретно осуществляет контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по
горизонтали);

7)
межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру:
персональные, партнерские; мотивационные. Это обязывает воспитателя к такой
организации коллективного взаимодействия, при которой эти отношения между
членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам других,
прощать неразумные действия, нанесенные обиды;

8)
надо помнить, что в разработке индивидуальных поручений следует идти не только
от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников;

9)
положение ученика в коллективе зависит от: особенностей самого школьника; черт,
характеризующих его нравственный облик; физические данные; от норм и
стандартов, принятых в коллективе отношений. Один ученик может оказаться в
одном коллективе в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении.
Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус; изменения
характера деятельности в коллективе. Классный руководитель постоянно заботится
об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения.

Д/ЗАДАНИЕ:
ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТЫ-СООБЩЕНИЯ НА ТЕМУ «Функции, основные направления и формы
деятельности классного руководителя»

ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ:

Классный руководитель в школе: цель, задачи и основные функции
его деятельности

Классный руководитель –непосредственный
и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо,
назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Цель деятельности классного руководителя
– создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его
успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности
классного руководителя:

— формирование и развитие коллектива класса;

— создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциала способностей;

— формирование здорового образа жизни;

— организация системы отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;

— защита прав и интересов обучающихся;

— организация системной работы с обучающимися в классе;

— гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;

— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;

— организация социально значимой, творческой деятельности
обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя –
целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава
общеобразовательного учреждения, иных локальных актах, анализа предыдущей
деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе
личносто-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и
ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного
и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо
знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
быть информированными о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной
деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей
деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные
и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

— установление контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного
образования);

— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными
представителями) обучающихся;

— взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-воспитательным
персоналом общеобразовательного учреждения;

— организация в классе образовательного процесса, оптимального
для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;

— организация воспитательной работы с обучающимися через
проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и
других мероприятий;

— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся,
в том числе в системе дополнительного образования детей;

— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в
целом;

— ведение документации (классный журнал, личные дела
обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление
взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие
благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи
обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение
состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью
учебных занятий обучающими.

Классный руководитель выполняет
следующие функции: воспитательную – педагогическое
руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в
целом; организационно-административную – руководство классом как
организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других
документов; координирующую – установление взаимодействия между
всеми участниками воспитательного процесса.

К функциональным обязанностям
классного руководителя относятся
: всестороннее изучение и воспитание
учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решение проблем их учебного и
профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений
учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей,
взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за
успеваемостью, посещением и поведением учащихся
. //источник: https://studopedia.su/15_56294_samostoyatelnaya-rabota—.html//

Источники:

1.Личность
и коллектив – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/20695

2. Педагогическое руководство детским
коллективом – Режим доступа:
https://studopedia.su/15_56293_pedagogicheskoe-rukovodstvo-detskim-kollektivom.html

3.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./С.А.Смирнов, И.Б.Котова,
Е.Н.Шиянов и др.; Под ред.С.А.Смирнова. М., 1999.

4.
Подласый И.П. Педагогика. М., 2001.

5.
Сластёнин В.А. Психология и педагогика. М., 2001.

РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
-деятельность по координации усилий пед. коллектива, направленных на совместное достижение поставленных целей; деятельность по оперативному оцениванию психол. состояния пед. коллектива, налаживание взаимодействия членов коллектива, стимулирование положительных отношений, рабочего настроения; воздействие на процессы коллективного мышления и формирования мнений, целей, намерений и мотивов, контроль за ходом учебной деятельности и оказание помощи, оценка достигнутых результатов и приложенных усилий.

Педагогический словарь. — М.: Академия.
.
2005.

Смотреть что такое «РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ» в других словарях:

  • Завуч — заведующий учебной частью, заместитель директора среднего учебного заведения. Должности завучей: Завуч по учебно воспитательной работе (Составляет расписание, занимается методической работой, внутришкольным контролем). Завуч по научно… …   Википедия

  • Колледж Экономики и Финансов — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… …   Википедия

  • Кировское (Украина, Донецкая область) — город Кировское укр. Кіровське Флаг (описание) Файл:Flag of Kirovskoe.svgsd Герб …   Википедия

  • Новая Крестовка — город Кировское укр. Кіровське Флаг (описание) Файл:Flag of Kirovskoe.svgsd Герб …   Википедия

  • Иркутский государственный медицинский университет — Запрос «ИГМУ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Иркутский государственный медицинский университет (ИГМУ) Международное название …   Википедия

  • Мурманский международный лицей — Тип муниципальное общеобразовательное учреждение Деятельность образование и наука Основан 1991 год Расположение Россия,Мурманск,Ледокольный проезд,23 Ключевые фигуры Погодина Татьяна Викторовна Отрасль образование Сайт… …   Википедия

  • МГПСШ — Государственное Образовательное Учреждение Центр Образования №57 (ГОУ ЦО №57) Пятьдесят седьмая школа государственная школа г. Москвы. Расположена по адресу: Россия, Москва 119019, Малый Знаменский переулок, 7 стр.5 официальный сайт школы… …   Википедия

  • МгПсШ — Государственное Образовательное Учреждение Центр Образования №57 (ГОУ ЦО №57) Пятьдесят седьмая школа государственная школа г. Москвы. Расположена по адресу: Россия, Москва 119019, Малый Знаменский переулок, 7 стр.5 официальный сайт школы… …   Википедия

  • Московская государственная Пятьдесят седьмая Школа — Государственное Образовательное Учреждение Центр Образования №57 (ГОУ ЦО №57) Пятьдесят седьмая школа государственная школа г. Москвы. Расположена по адресу: Россия, Москва 119019, Малый Знаменский переулок, 7 стр.5 официальный сайт школы… …   Википедия

  • Московская государственная Пятьдесят седьмая школа — Государственное Образовательное Учреждение Центр Образования №57 (ГОУ ЦО №57) Пятьдесят седьмая школа государственная школа г. Москвы. Расположена по адресу: Россия, Москва 119019, Малый Знаменский переулок, 7 стр.5 официальный сайт школы… …   Википедия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Росстат форма 11 краткая инструкция по заполнению
  • Мембранный расширительный бак для отопления инструкция по применению
  • Тимоген мазь инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Руководство к практическим занятиям по неврологии скворцова
  • Аппарат магнитноимпульсной терапии ортомаг инструкция по применению