Руководство отрядом это

4.1.
Отрядом руководит начальник отряда —
руководитель или витязь, который отвечает
перед начальником дружины или отдела
за работу отряда.

4.2.
Начальник отряда —

4.2.1.
Несет ответственность за всю жизнь и
деятельность отряда.

4.2.2.
Планирует воспитательную работу в
отряде, учитывая индивидуальные
особенности каждого разведчика.

4.2.3.
Назначает (или утверждает выбранных) и
смещает вожаков и всех должностных лиц
в отряде, кроме своего помощника.

4.2.4.
Руководит отрядом во всех случаях, когда
отряд выступает как целая единица.

4.2.5.
Руководит работой совета отряда.

4.2.6.
Направляет работу звеньев и наблюдает
за ней, координируя ее согласно
общеотрядному плану работы.

4.2.7.
Зачисляет новичков и разведчиков в
отряд.

4.2.8.
Принимает Торжественное Обещание (ТО),
проводит испытания (привлекая для этого,
по мере надобности, специалистов),
производит разведчиков в звания (кроме
Опытного разведчика и разведчика
Родины), выдает им специальности и
годовые звездочки. Если начальник отряда
в звании ниже инструктора, то все
указанное производит начальник дружины
(в отдельных отрядах — начальник отдела)
или руководитель, назначенный им (см.
«Положение о руководителях»).

4.2.9.
Дает своему непосредственному начальнику
отчет о работе отряда согласно
установленной системе не реже одного
раза в три месяца.

4.2.10.
Издает приказы, отражающие состав
отряда, назначения на должности, сдачу
разрядов, специальностей и звания
скаутов.

4.2.11.
Производит в звание Старшего
разведчика/Старшей разведчицы.

4.2.12.
Представляет к производству в звание
Опытного разведчика (разведчицы)
начальнику отдела.

4.2.13.
Представляет через начальника соединения
к производству в звание разведчика/разведчицы
Родины.

4.3.
Начальник отряда обязан найти себе
помощника (см. «Положение о руководителях»),
которого представляет к назначению
своему непосредственному начальнику.
В сводных отрядах помощник обязательно
должен быть иного пола, чем начальник
отряда. Помощник начальника отряда
отвечает требованиям начальника отряда.
Если у него есть руководительское
звание, он может всецело замещать
начальника отряда в руководстве отрядом,
но без предварительного разрешения не
может принимать ТО, производить в звания
и давать специальности, если начальник
отряда не в отпуске. Если начальник
сводного отряда не может сразу найти
себе помощника, то он обязан привлечь
к работе советника другого пола.

4.4.
Если состав отряда это позволяет, старший
из разведчиков, имеющий опыт работы со
звеном и подающий надежды в будущем
стать кандидатом в руководители,
назначается старшим вожаком. Старший
вожак может вести звено. В его функции
входит то, что начальник отряда ему
поручает. Нормальные должности: помощь
в руководстве отрядом, ведение переклички
и учета, должность знаменосца.

4.5.
Должности в отряде: секретарь, казначей,
заведующий хозяйством и т.п., исполняются
вожаками или разведчиками, особо
назначенными на эти должности или
выбираемыми членами отряда.

4.6.
Совет отряда состоит из начальника
отряда, старшего вожака, вожаков и
должностных лиц. Если звенья ведут
активную, самостоятельную работу, то в
совет могут быть включены начальником
отряда и помощники вожаков. Совет
помогает начальнику отряда руководить
отрядом. Начальник отряда должен
стремиться к тому, чтобы совет становился
как можно более инициативным и
самостоятельным в работе. Совету может
быть поручено обсуждение плана работы
отряда, ведение хозяйства, соревнования
звеньев, оценки поведения разведчиков
и т.п. Начальник отряда может, но не
обязан, председательствовать на сборах
совета. Все решения совета нуждаются в
утверждении начальника отряда.

4.7.
Сборы совета происходят раз в месяц.
Сбор состоит из двух частей. Первое —
это обсуждение отрядных дел и работы
звеньев. Вторая — это сбор «звена вожаков»,
во время которого начальник отряда
занимается с вожаками для повышения их
разведческих знаний и навыков.

Соседние файлы в папке устав

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Во главе отряда должен стоять командир* — один из членов коллектива. Может быть два принципа выдвижения командира — назначение и выборы.

1. Назначать командиров необходимо во всех случаях, когда нет крепкого коллектива, а комсомольская организация еще недостаточно руководит общественным мнением в коллективе.

[152]

Тогда одна из первоочередных задач педагогического коллектива — помочь усилению политического влияния комсомольской организации, объединить актив, увлечь его энергичной работой в коллективе и самоуправлении. Командиры должны назначаться из числа влиятельных’ комсомольцев и актива приказом руководителя учреждения, но предварительно кандидатуры должны быть обсуждены в педагогическом совете, в производственном управлении, в комсомольской организации и в Совете командиров.

2. В хорошо организованных коллективах с сильной комсомольской организацией следует переходить к выборности командиров. В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского отряд намечает своего кандидата в командиры при ближайшем участии бюро комсомола, педагогического коллектива и Совета командиров. Кандидатуры представляются на окончательное распоряжение руководителя педагогической частью. В случае отвода кандидата вопрос согласуется с отрядом*. Командиры избираются персонально на общем собрании коллектива. Голосуют только члены коллектива, имеющие звание коммунара. Командиры должны постоянно чувствовать свою связь с уполномочившим их коллективом и свою ответственность.

В командиры должен выбираться воспитанник, преданный интересам учреждения, хороший ученик в школе, ударник на производстве, более других квалифицированный и обладающий личными данными: тактом, энергией, распорядительностью, вниманием к младшим, честностью.

Работа командира рассматривается как самая ответственная нагрузка, свидетельствующая о доверии к нему руководства и коллектива.

На производстве командир должен главной своей задачей считать выполнение производственного плана и развертывание стахановского движения. В направлении к решению этой задачи командир должен проявить свою заботу во всех решительно областях работы, каковыми являются: стахановское движение, дисциплина, обеспечение материалами, борьба с простоями и прогулами, хороший инструмент, хороший инструктаж, организация рабочего места, удовлетворительная спецовка, правильные нормы, правильная документация.

Обо всех решительно неполадках и недостатках в этих областях командир должен советоваться с инструктором, начальником цеха, докладывать руководителю учреждения или его помощнику, обсуждать на общем собрании отряда или в производственном совещании.

Однако он обязан принимать самые решительные меры, чтобы такие обсуждения и совещания не происходили в рабочее время, чтобы от станка ни один воспитанник не отрывался во время работы.

Сам командир должен иметь свое рабочее место у станка. За командирскую работу может быть положен ему дополнительный заработок в размере 10 — 20% его производственного заработка.

Командир не должен подменять инструктора, на обязанности которого лежит прямое руководство техническим процессом производ-

[153]

ства. Если инструктором является один из членов коллектива — воспитанник, он на производстве должен выполнять те же функции, что и наемный инструктор, не смешивая этих функций с функциями командира отряда.

В быту (в спальне) командир также является ответственным старшим товарищем в отряде. Из числа воспитанников в отряде выделяется один в качестве помощника -командира. Кроме того, в отряде выделяется спорторганизатор. Эти кандидатуры намечаются всем отрядом или персональным представлением командира, они утверждаются педагогическим руководителем и Советом командиров.

В каждом отряде должен быть комсорг.

Руководство отряда во главе с командиром имеет следующие функции:

а)            следить, чтобы все воспитанники строго выполняли порядок дня, вставали в положенное время, не опаздывали к столу, вовремя уходили на работу и в школу, во-время находились в учреждении вечером; точно в указанное время отходили ко сну;

б)           наблюдать за санитарным состоянием отряда, своевременностью и качеством уборку, выполнением очередными дежурными их обязанностей, за умыванием и пользованием баней, за стрижкой воспитанников, за мытьем рук перед едой. Приучить всех воспитанников соблюдать чистоту, не набрасывать, не плевать на пол, не курить, стричь ногти на руках и ногах, не валяться на кроватях в одежде, не устраивать на кроватях борьбы и т. п.;

в)            следить за успехами воспитанников в школьной работе, организовать помощь отстающим, добиваться порядка в отряде, обеспечивающего возможность готовить уроки;

г)            втягивать воспитанников в клубные и спортивные кружки, чтение газет и книг, участие в стенгазете;

д)           добиваться повышения культурного уровня воспитанников, уничтожения в их лексиконе грубых слов и ругательств*, регулировать товарищеские отношения, приучать к разрешению конфликтов без ссор и драк, решительно бороться с малейшими попытками насилия более старших или более сильных над младшими и слабыми;

е)           вести решительную борьбу с отрицательными наклонностями отдельных воспитанников. Воспитывать у членов отряда уважение к чужому труду, к чужому покою, отдыху, занятиям;

ж)           следить за образованием в отряде отдельных группировок и дружеских спаек, поощрять и развивать полезные (спортивные, радиолюбителей и др.), решительно уничтожать вредные (антисоциальные). Ходатайствовать об удалении из отряда особенно вредных членов.

В школе коммуны им. Ф. Э. Дзержинского имеется институт командиров классов. Эти командиры находятся в распоряжении заведующего школой и являются помощниками классных руководителей.

Они наблюдают за дисциплиной в классе во время уроков и на перемене, за общим порядком и чистотой в классе, за сохранностью классного имущества. Дежурные по классу подчинены

[154]

командиру класса, и он отвечает за их работу. По требованию преподавателя командир удаляет из класса нарушителя дисциплины. Эта организация действует в школе во .время учебной работы. Вне школы — в быту и на производстве — командир класса подчиняется командиру отряда, Членом которого он состоит. Сложная система коллективных зависимостей воспитывает уменье руководить я подчиняться*.

Командиры осуществляют руководство отрядами на базе общих собраний отряда, влияния отрядного актива, политической работы комсомола и полит-образовательных организаций учреждения, работы всех органов самоуправления е полном согласии с административно-педагогическим руководством, при постоянном инструктировании и помощи со стороны педагогического персонала.

Независимо от этого отрядное руководство, на базе тех же процессов и организации, должно всегда мобилизовать внимание членов отряда на вопросы производственной работы, выполнения промфинпланов, повышения качества и борьбы с браком, на школьной учебе и дисциплине в коллективе, на общих путях роста и развития учреждения.

Командир всегда должен стремиться к тому, чтобы отряд был дружным коллективом, свой авторитет он строит на своей лучшей работе, на своем образцовом Поведении, комсомольской принципиальности и не превращается в начальника.

В конце дня, в точно установленное время и по определенной форме, командиры рапортуют руководителю педагогической части о состоянии своего отряда, о проступках воспитанников и нарушениях режима, если они имели место. Такой краткий ежедневный рапорт’ даст руководителю ясную картину состояния учреждения и возможность немедленно принять необходимые меры как в отношении отдельных воспитанников, так и по вопросам общей организации. Для коллектива ребят осведомленность руководства и возможность немедленно реагировать на поступки и события имеют большое воспитывающее значение.

Командиры избираются на 3 — 6 месяцев. Такой срок является наиболее целесообразным: во-первых, в этот короткий срок командиры чувствуют себя уполномоченными коллектива и не превращаются в своеобразных должностных лиц; во-вторых, через командные посты проходит большое количество воспитанников и, в-третьих, обязанности командира, требующие дополнительных напряжений, не становятся в этот срок тягостными для воспитанников. Вопрос о снятии до срока полномочий командира всегда должен быть основательно мотивирован и одобрен Советом командиров. Административное отстранение командира может быть вызвано только очень серьезными и не терпящими отлагательства обстоятельствами.

Все командиры отрядов и классов составляют центральный орган самоуправления — Совет коллектива (Совет командиров) данного учреждения.

[155]

Примечания

Стр. 152. «Во главе отряда должен стоять командир». См. о командирах «Педагогическая поэма», ч. I, глава «Командирская педагогика».

Стр. 154. «…добиваться… уничтожения в их лексиконе грубых слов и ругательств».

Макаренко гневно выступал против сквернословия, разъясняя, что это пережиток того времени, когда культура и наука были недоступны для народа. Он писал: «Не все понимают такую простую, абсолютно очевидную вещь, что матерное слово есть неприкрашенная мелкая, бедная и дешевая гадость, признак самой дикой, самой первобытной культуры, — циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте» («Книга для родителей», глава 7).

Стр. 155. «Сложная система коллективных зависимостей воспитывает уменье руководить и подчиняться».

См. об этом лекцию «Отношения, стиль и тон в коллективе».

ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ
В ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ (КОМАНДИРА, КОМИССАРА)
ЛИНЕЙНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ОТРЯДА

Руководители студенческих отрядов (командиры, комиссары) помимо общих знаний и навыков, необходимых для работы на Целине вожатым в детском оздоровительном лагере, , проводником пассажирских вагонов, бойцом строительного отряда должны обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для работы в должности руководителя линейного студенческого отряда.

Комиссары линейных студенческих отрядов проходят обучение по единой программе, с учетом решаемых задач и функций комиссара ЛСО.

Командиры студенческих отрядов проходят обучение по программам, разработанным специализированными штабами с учетом специализации отряда (ССО, СОП, СПО), с учетом решаемых задач и функций командира.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
КОМИССАРА ЛИНЕЙНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ОТРЯДА

1. Общие положения

На должность комиссара выбирается боец отряда, достигший 18-летнего возраста, из числа наиболее опытных и подготовленных бойцов.
Комиссар возглавляет общественную, досуговую, культурно-массовую деятельность ЛСО, несет ответственность перед вышестоящими органами СО и ректоратом учебного заведения за выполнение стоящих перед ЛСО задач, воспитательную, массовую работу, организацию внутри отрядной жизни.
В отсутствие командира комиссар выполняет его обязанности.
Комиссар линейного студенческого отряда должен пройти обучение по программе, разработанной МОО «Свердловский областной студенческий отряд»

2. Обязанности комиссара линейного студенческого отряда

Организация эффективной системы работы с бойцами студенческого отряда, обеспечивающей стабильную работу отряда. Комиссар:
· Отвечает за формирование и развитие организационной культуры отряда, сохранение и преумножение традиций;
· Отвечает за имидж и информационную политику отряда;
· Отвечает за организацию внутри отрядной жизни;
· Отвечает за воспитательную работу;
· Отвечает за агитационную компанию, привлечение кандидатов;
· Отвечает за адаптацию кандидатов;
· Отвечает за обучение кандидатов (по направлениям комиссарской деятельности);
· Отвечает за организацию культурных, спортивных, развлекательных мероприятий;
· Представляет отряд в вышестоящих органах СО, ректоратах учебного заведения;
· В отсутствие командира выполняет его обязанности.
· В соответствии с утвержденным порядком сдает в Областной штаб отчет о комиссарской деятельности за подготовительный период и за Целину.

Обучение комиссаров линейных студенческих отрядов

1. Цели и задачи обучения комиссаров ЛСО

— Сохранение и развитие традиций движения студенческих отрядов.
— Постановка целей, задач комиссара студенческого отряда. Миссия комиссара. Функции должности.
— Получение и развитие навыков руководства коллективом.
— Патриотическое воспитание, вовлечение в участие в культурной и социально-значимой работе среди студентов, школьников и населения области.
— Объединение комиссаров студенческих отрядов в целях совместного решения проблем движения студенческих отрядов, развития движения.

2. Содержание программы обучения комиссаров ЛСО.

1. История движения студенческих отрядов РФ и Свердловской области:

Цели, история, традиции движения студенческих отрядов. Миссия движения студенческих отрядов.

2. Организация МОО «Свердловский областной студенческий отряд».

Устав. Структура, цели, задачи.

3. Линейный студенческий отряд.

Положение о ЛСО. Миссия ЛСО. Место отрядов на рынке труда. Преимущества участия в ЛСО.
Форма бойца ЛСО. Устав ЛСО.

4. Организационная культура, традиции ЛСО.

Постановка и поддержание культуры отряда, формирование ценностей отряда.
Этический кодекс ЛСО.
Атрибуты ЛСО (название, эмблема, флаг, гимн, девизы, лозунги, символы, мифы, легенды, ритуалы, сленг).
Наглядные материалы деятельности ЛСО («мастерок», отрядная комната, летописи).
Стандарты поведения в отряде. Дисциплина бойца ЛСО. «Сухой» закон.

5. Роль комиссара студенческого отряда

Цели, задачи комиссарской деятельности. Функции должности.
Политика мониторинга и привлечения кандидатов Агитационная компания.
Политика адаптации кандидатов. Наставничество.
Политика обучения и развития кандидатов и бойцов.
Политика мотивации и стимулирования кандидатов и бойцов.
Политика кадрового резерва.
Политика имиджа и PR.

6. Работа комиссара в подготовительный период и на Целине.

Формирование комиссарского отдела. Постановка работы секторов (сектор по работе с кандидатами, творческая группа, песенная группа, шефский сектор, спорт сектор, оформители и так далее).
Задачи подготовительного периода. Работа комиссара на Целине.
Целинный лагерь ЛСО.

7. Подготовка и проведение мероприятий

Планирование, правила участия, методика подготовки и проведения.
Внутриотрядные мероприятия. Межотрядные мероприятий. Мероприятий учебных заведений.
Мероприятия специализированные. Областные мероприятия.

8. Функции руководителя, эффективное управление.

Развитие управленческие навыков комиссара: создание информационной основы деятельности, планирование, постановка задач, делегирование, мотивация и стимулирование, контроль, обратная связь, принятие решений.

9. Навыки презентации, ораторское искусство комиссара.

Методы презентации и убеждения. Подготовка собраний и публичных выступлений.

10. Психологические аспекты деятельности комиссара.

Приёмы управления бойцами.
Лидерство. Управление конфликтами.
Стрессоустойчивость.

11. Деловая игра (по командам).

3. Планируемые результаты реализации программы, эффект.

Реализация данной программы позволяет получить три эффекта: · Сохранение, передача культуры, идеологии и традиций движения студенческих отрядов, сам факт существования студенческих отрядов. Комиссары – люди, которые в первую очередь в отряде отвечают за поддержание идеологии, культуры и традиций. Обучение комиссаров, обмен опытом по данным направлениям, встречи с ветеранами – лучший способ передачи данных знаний и навыков. · Подготовка руководителей. Комиссар – это один из руководителей студенческого отряда, от грамотности которого зависит работа студенческого отряда как в подготовительный период, так и на Целине. Получение навыков управления коллективом поможет комиссару правильно организовать свое время, планировать свою деятельность, ставить задачи и делегировать их бойцам, мотивировать и стимулировать как кандидатов, так и действующих бойцов, контролировать выполнение задач и принимать решения. · Качество подготовки и проведения мероприятий студенческих отрядов. Обучение позволит комиссару подходить к подготовке и проведению мероприятий системно.

наверх

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
КОМАНДИРА СТУДЕНЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ОТРЯДА (ССО)
ОССО «СТРОИТЕЛЬ» В РАБОЧИЙ ПЕРИОД

Настоящая инструкция является внутренним регламентирующим документом МОО «Свердловский областной студенческий отряд», разработана на основании Устава организации и Положения о линейном студенческом отряде. Настоящая инструкция не противоречит требованиям нормативных актов Российской Федерации, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, описывает обязанности командира по обеспечению условий труда бойцов студенческих строительных отрядов в рамках внутриорганизационной дисциплины и общественного контроля за соблюдением правил охраны труда.

1. Общие положения

На должность командира выбирается боец отряда, достигший 18-летнего возраста, из числа наиболее опытных и подготовленных бойцов ССО.
Командир линейного студенческого строительного отряда является непосредственным руководителем отряда и должен контролировать соблюдение правил техники безопасности и охраны труда работодателями и бойцами студенческого отряда
Командир линейного студенческого отряда обязан пройти обучение по программе, разработанной специализированным штабом ОССО «Строитель», и быть признан соответствующим должности на основании итогов экзамена (Приложение № 1).

2. Требования перед выездом отряда для производства работ

Перед выездом на целину командир линейного студенческого строительного отряда обязан:
· Обеспечить теоретическую подготовку бойцов, выезжающих на Целину, по программе «Охрана труда в студенческих строительных отрядах»;
· Организовать проведение общего медицинского осмотра бойцов отряда, для выявления противопоказаний к выезду для производства работ в летний период в составе отряда;
· Обеспечить обучение бойцов отряда по программе «Первая медицинская помощь» медика линейного студенческого строительного отряда
· В случае необходимости организовать проведение медицинского освидетельствования бойцов по пригодности к работам, планируемым к выполнению в летний период
· Ознакомить бойцов студенческого строительного отряда, не достигших 18-летнего возраста, с требованиями законодательства РФ по организации труда несовершеннолетних
· Не допускать к выезду бойцов отряда не прошедших:
а) общий медицинский осмотр,
б) теоретическую подготовку бойцов, выезжающих на Целину, по программе «Охрана труда в студенческих строительных отрядах»;
· В соответствии с утвержденным порядком подготовить согласовать и сдать в Областной штаб выездной список и регистрационный лист линейного студенческого строительного отряда.

3. Требования перед началом работ

· Принять участие в организации прохождения первичного инструктажа бойцами отряда, при необходимости обеспечить прохождение бойцами отряда других инструктажей (см. гл. «Инструктажи по технике безопасности»). Инструктажи проводит инструктор принимающей организации.
· Назначить руководителей на участках работ;
· Проконтролировать допуск к работам только обученных и подготовленных бойцов отряда;
· Проконтролировать обеспечение бойцов отряда средствами защиты (индивидуальными и коллективными);
· Проверить рабочее место на соответствие правил охраны труда;
· Проверить исправность оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, освещения и т.д.; · Проверить наличие и состояние исходных материалов;
· Не допускать бойцов отряда к выполнению работ при выявлении каких либо нарушений правил ОТ;
· Не допускать к выполнению работ бойцов отряда не прошедших вводный, первичный инструктаж

4. Требования во время работы

· Контролировать соблюдение бойцами отряда инструкций по охране труда на каждом этапе работ;
· Осуществлять допуск к работам в соответствии с правилами допуска;
· Контролировать соблюдение пожарной и электро безопасности;
· Обеспечить периодические проверки состояния охраны труда;
· Все нарушения, выявленные в результате проверок, заносить в журнал регистрации, и разрабатывать мероприятия по их дальнейшему предотвращению.

5. Действия в аварийных ситуациях

· В случае возникновения в зоне работ опасного производственного фактора, работы необходимо прекратить и устранить этот фактор. В случае невозможности сделать это собственными силами, поставить в известность вышестоящую организации, не возобновляя работы до полного прекращения воздействия вредного фактора.
· При несчастном случае руководствоваться Методическим пособием для ССО по охране труда, гл.6 п.6.2. ««Первоочередные меры, принимаемые в связи с несчастным случаем на производстве».

6. Требования по окончанию работ

· Проконтролировать отключение и правильность отключения всех приспособлений и установок;
· Убедиться в пожаробезопасном состоянии объекта;
· Убедиться в электробезопасном состоянии объекта;
· На основе выявленных нарушений разработать мероприятия по предотвращению повторных нарушений.

Приложение № 1.

Основные вопросы для аттестации командиров строительных отрядов

1. Сметы и калькуляции (ценообразование в строительстве):

1) Сметная стоимость. Определение, из чего состоит, как формируется.
2) Сметные нормативы. Определение, состав.
3) Состав сметной документации. Назначение (особенности) каждого вида.
4) Порядок составления сметной документации.
4) Методы определения сметной стоимости.
5) Накладные расходы и сметная прибыль. Определение, назначение, метод расчета.

2. Оформление трудовых отношений:

1) Способы оформления трудовых отношений с работодателем. Различие, преимущества, недостатки.
2) Существенные условия трудового договора.
3) Срочный трудовой договор. Структура, порядок заключения.
4) Условия заключения срочного трудового договора на срок до 2-х месяцев.
5) Договор подряда. Структура, порядок заключения.
6) Порядок оформления документов при возникновении спорных случаев при выполнении работ.

наверх

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
КОМАНДИРА СТУДЕНЧЕСКОГО ОТРЯДА ПРОВОДНИКОВ (СОП)
ОСТО «ЭКСПРЕСС» В РАБОЧИЙ ПЕРИОД

1. Общие положения

1.1. Командир отряда несёт персональную ответственность перед инструкторским составом ОСТО «Экспресс» за состояние внутриотрядной и производственной дисциплины, своевременное оформление отряда на работу, предрейсовую подготовку и поддержание стабильной численности отряда в течение всего рабочего периода, выполнение указаний, распоряжений, приказов по ОСТО «Экспресс», выполнение правил проживания отряда в целинном лагере, согласно Правил внутреннего распорядка, своевременный расчет отряда с принимающей организацией.
1.2. Командир отряда допускается к выполнению своих обязанностей на рабочий период только после аттестации в Штабе ОСТО «Экспресс», а также является ответственным лицом за аттестацию других командирских служб отряда.
1.3. В рабочий период командиру отряда принадлежит право единоначалия в отряде.
1.4. В завершении рабочего периода командир отряда (после последнего рейса) должен обеспечить своевременный расчет каждого члена отряда с принимающей организацией, для чего необходимо получить в отделе кадров работодателя обходные листы и подписать их во всех указанных в листе местах, произвести полный расчет со Штабом ОСТО «Экспресс» и сдать обходные листы.
1.5. Командир отряда обязан производить разбор допущенных в отряде нарушений, чрезвычайных происшествий на общем собрании, при решении вопросов учитывать мнение коллектива. В случае, когда мнение коллектива и командира не совпадают, командир отряда имеет право принять самостоятельное решение. Если принятое в данном случае решение командира будет признано Штабом ОСТО «Экспресс» как неправомочное, отряду может быть предложено выбрать другого командира.
1.6. За отсутствие контроля за работой отряда, нарушения или неисполнение настоящей инструкции, приказов ОСТО «Экспресс», ОАО «РЖД» на командира отряда может налагаться дисциплинарное взыскание. При получении трех выговоров командир отряда отстраняется от выполнения своих обязанностей, и отряду предлагается выбрать другого командира.
1.7. Освобождение командира от занимаемой должности производится только на основании приказа командира ОСТО «Экспресс».
1.8. В отсутствие командира отряда его обязанности исполняет комиссар отряда.
1.9. При доукомплектовании отряда членами другого отряда, обязанности командира отряда (поездной бригады) перед рейсом и во время рейса исполняет командир отряда, численность которого в большинстве. Если численность поровну, то командир отряда избирается или назначается Штабом ОСТО «Экспресс».

Основные права и обязанности командира СОП (поездной бригады)

2. Правовые положения

2.1. Командир отряда является доверенным лицом руководства ОСТО «Экспресс» и представляет интересы вверенного ему коллектива перед структурами ж.д. транспорта и инструкторским составом ОСТО «Экспресс», а также является заместителем начальника поезда по работе с поездной бригадой, а в определенных случаях представляет материальные интересы отряда.
2.2. Все спорные вопросы с принимающей организацией решаются только через инструкторский состав ОСТО «Экспресс».
2.3. При добросовестном выполнении своих обязанностей командиру отряда может производиться выплата определенного % вознаграждения от оклада. В случае наложения взысканий за нарушения в работе командира отряда возможно снижение или полное лишение вознаграждения.

3. Командир отряда имеет право:

3.1. Накладывать взыскания (выговор) на любого члена отряда.
3.2. Выдвигать предложение об отстранении от работы любого члена отряда, грубо нарушившего действующие указания (правила) ОСТО «Экспресс» и (или) ж.д. транспорта.
3.3. Предоставлять в ОСТО «Экспресс» документы для решения вопроса о замене работающих с отрядом кадровых работников, в том числе и начальника поезда, в случае грубейших или систематических нарушений последними своих прямых обязанностей по отношению к отряду.
3.4. Изымать талоны нарушений (согласно Положения «О действии единого талона нарушений ОСТО «Экспресс»).

4. Командир отряда обязан:

4.1. Выполнять настоящую инструкцию.
4.2. Организовать и контролировать работу командирских служб (комиссара, инспектора по технике безопасности, сандвойки).
4.3. Сдавать отчет установленной формы в течение суток после окончания каждого рейса инструкторам ОСТО «Экспресс».

5. Работа командира отряда перед рейсом

5.1. Обеспечить явку на работу всех членов отряда к установленному времени начала планерки.
5.2. Немедленно известить инструкторский состав ОСТО «Экспресс» (в форме докладной) об отсутствии отдельных членов отряда (с указанием причины) на рабочем месте.
5.3. Выяснить причины отсутствия (опоздания) отдельных членов отряда и при необходимости принять меры.
5.4. Проконтролировать наличие у каждого члена отряда полного комплекта документов (служебного удостоверения, удостоверения по охране труда, удостоверения по электробезопасности, личной медицинской книжки, страхового медицинского полиса, талона нарушений).
5.5. Командир отряда обязан не допускать до работы любого члена отряда, если:
а) у него отсутствует хотя бы один из указанных документов;
б) имеются грубые нарушения либо отсутствие форменной одежды;
в) он (она) в нетрезвом или болезненном состоянии;
г) он (она) не имеет допуска к работе (отстранен инструкторским составом ОСТО «Экспресс»).
5.6. Провести совместно с начальником поезда разбор всех имевших место за предыдущий рейс нарушений, результаты проверок.
5.7. Совместно с начальником поезда проинструктировать отряд по особенностям предстоящего рейса, назначить ответственных за бельевую базу, печатную продукцию и т.д.
5.8. Совместно с начальником поезда произвести расстановку отряда по составу.
5.9. Проконтролировать оформление в рейсовом журнале, журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и в журнале у нарядчиков необходимых отметок под личную подпись каждого члена отряда.
5.10. Командир отряда обязан обеспечить своевременный и качественный прием смены у сдающей состав бригады (отряда, кадровой бригады проводников или экипировщиков).
5.11. Командир отряда, принимающего состав, решает вопросы во время пересменки с руководителем, сдающей состав бригады (с начальником поезда, бригадиром экипировщиков).
5.12. За полчаса до подачи состава на посадку командир отряда должен произвести личный обход состава и проверить его готовность к рейсу.
5.13. Командиру отряда категорически запрещается, независимо от решений представителей резерва проводников, начальника поезда, принимать в отряд на любое количество рейсов членов других отрядов без особого на то указания инструкторского состава ОСТО «Экспресс».
5.14. Во время проведения посадки пассажиров командиру отряда рекомендуется провести обход состава по перрону и помочь членам отряда при решении спорных вопросов с пассажирами (по необходимости).

6. Работа командира в рейсе

6.1. В самом начале рейса (в первые часы работы вагона-ресторана) командир отряда, совместно с начальником поезда, должен согласовать с директором (буфетчицей) меню для проводников, наличие служебного столика для проводников. При согласовании обратить внимание на ассортимент и стоимость блюд. В случае систематических грубых нарушений со стороны вагона-ресторана (например, низкое качество блюд, недоброкачественные продукты, чрезмерное завышение цены, отказ в обслуживании проводников) командир отряда обязан потребовать принятия мер со стороны начальника поезда. В случае полного бездействия начальника поезда командир отряда обязан оформить докладную на имя командира ОСТО «Экспресс», где необходимо подробно описать содержание всех нарушений (цены на конкретные продукты, качество конкретных блюд, время отказа в питании по суткам, ответственных лиц, заводской № вагона-ресторана, № поезда и т.п.). Докладная должна быть подписана членами отряда и по возвращении из рейса подлежит немедленной передаче инструкторскому составу ОСТО «Экспресс».
6.2. В пути следования командир отряда осуществляет оперативное руководство. Не реже 1 раза в смену обязательно лично проводит рейды по составу с целью контроля за работой отряда, проверки соблюдения членами отряда должностной инструкции и других нормативных документов, знания инструктажей, оказания консультативной помощи, организует и контролирует рейды командирских служб отряда. Особое внимание следует уделить соблюдению режима труда и отдыха, вопросам питания, состояния здоровья членов отряда, соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности, культуры обслуживания пассажиров.
6.3. Необходимо регулярно проверять своевременность и качество передачи смены проводников друг другу. Контролировать наличие дежурных проводников в вагонах, состояние служебных купе.
6.4. В пути следования командир отряда помогает в решении спорных вопросов с пассажирами, следит за наличием и правильным заполнением бланка формы ЛУ-72, квитанций формы ВУ-9, а также принимает решения в экстренных ситуациях (в пределах своих полномочий).
6.5. В пунктах оборота необходимо обеспечить контроль за подготовкой состава в обратный рейс (санитарное состояние, смена порядковых номеров, маршрутных досок), состояние тамбурных дверей и т.д., наличие проводников на рабочих местах.
6.6. На обратном пути до прибытия поезда на станцию формирования проконтролировать полноту записи ремонта вагонов.
6.7. Во время сдачи состава принимающей бригаде (отряду) командир отряда должен пройти по составу и проконтролировать качество сдачи вагонов. В случае обращения командира (бригадира) с принимающей стороны необходимо оказать содействие в исправлении недостатков со стороны своего отряда.
6.8. После окончания рейса явиться к инструкторскому составу ОСТО «Экспресс» для сдачи отчета за рейс по установленной форме, согласовать наличие наряда и время явки в следующий рейс, сдать все изъятые во время рейса талоны нарушений вместе с объяснительными записками.

наверх

КОМАНДИР (МЕТОДИСТ)
СТУДЕНЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА (СПО)
ОСПО «ПЛАМЕННЫЙ»

Программа выездного семинара командиров СПО

1. Игровые технологии.
2. Применение верёвочного курса в работе с временным детским коллективом.
3. Оформление трудовых отношений с работодателями.
4. Тренинг «Деловые переговоры».
5. Ролевая игра «На работу в лагерь» (5 этапов).
6. Коллективное творческое дело.

Программа выездного семинара методистов СПО

1. Игровые технологии.
2. Применение верёвочного курса в работе с временным детским коллективом.
3. Оформление трудовых отношений с работодателями.
4. Практическое занятие «Организация общелагерных мероприятий».
5. Практическое занятие «Логика развития лагерной смены».
6. Тренинг «Методы релаксации».
7. Ролевая игра «На работу в лагерь» (5 этапов).
8. Коллективное творческое дело.

 

1. Педагогическая сущность детского коллектива.

2. Этапы развития детского коллектива-отряда.

3. Методика организации временного детского коллектива-отряда.

4. Детское самоуправление в отряде.

5. Методика коллективной творческой деятельности. 

1. Педагогическая сущность детского коллектива

Сразу после первичного знакомства в автобусе или в момент регистрации дети и подростки начинают объединяться в различные общности в общении, в игре и т. п. Психологи называют такие объединения «самовозникающие группы». Объединение происходит чаще всего на основе общих интересов и общих разговоров, тождественным положением (принадлежность к одному отряду, совместная поездка в автобусе и т. п.), чувством симпатии. В детской среде самовозникающие группы создаются сразу, как только дети оказываются вместе,  характеризуются естественностью возникновения. Вожатый не должен игнорировать эти «живые» детские группы, однако самовозникающая группа не является коллективом. По определению Н.Ф. Головановой, с педагогической точки зрения «коллектив (от лат. – объединяю) как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки: общественно значимая цель; общественно значимая деятельность; коллективные отношения; демократическое самоуправление…» [с. 104]. 

Как сложная социально-педагогическая система детский коллектив включает неформальную и формальную структуры.

Под неформальной структурой коллектива понимают стихийно возникающую систему межличностных отношений воспитанников отряда. В своей работе вожатый должен учитывать неформальную структуру коллектива, поскольку она предшествует формальной и определяет статус личности в системе межличностных отношений в отряде.

Формальная структура отряда строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в совместной деятельности и общении посредством включения воспитанников в систему самоуправления. Руководство формальной структурой коллектива осуществляют  выбранные органы  (командир отряда, физорг, редколлегия и т. п.). В формальной структуре воспитанники отряда выполняют определенные социальные роли – поручения. Поручения даются открыто, часто в соответствии с графиком, имеют конкретное содержание (дежурство по столовой), длительность  и границы ответственности (например, конкретные трудовые действия).

Формальная структура коллектива в лагере реализует свой воспитательный потенциал во взаимодействии первичного коллектива – отряда, общего коллектива лагеря и педагогического коллектива.

Первичный коллектив – это неделимая часть коллектива, наименьшая структурная единица, предполагающая объединение воспитанников на основе дружеских, личностных  и деловых интересов. Первичный коллектив предполагает тесное общение, постоянный контакт воспитанников, и, по утверждению Г.Ф. Головановой, обладает правом непосредственного «прикосновения» к личности ребенка. Вожатому необходимо учитывать, что в рамках отряда могут существовать небольшие по численности первичные коллективы и учитывать в своей работе их большое социально-статусное и ценностное значение.

Совокупность первичных коллективов как «дифференцированное единство» в трактовке В.А. Караковского составляет общий коллектив. Первичный коллектив не способен до конца выполнить свои воспитательные функции, если он не живет как часть, «клетка» общего коллектива. Только в общем коллективе происходит осознание и принятие воспитанниками общественно значимых целей посредством участия в коллективных формах деятельности. Включение воспитанников в общий коллектив расширяет диапазон деловых связей, обогащает «горизонтальные» контакты (например, между воспитанниками одного отряда) «вертикальными» контактами, выходящими за пределы отряда, возраста. Расширение связей, выход воспитанников за пределы отряда существенно обогащает ценностно-нравственную атмосферу в лагере (своего рода «дух лагеря»)  и во многом определяет систему отношений воспитанников в отряде.

Органической структурой формальной структуры воспитательного коллектива лагеря выступает педагогический коллектив. В лагере он специфичен тем, что для организации воспитательного процесса привлекаются различные специалисты: учителя школ, педагоги дополнительного образования, а также студенты педагогических вузов. Работа в лагере требует от педагогов-воспитателей единства педагогической позиции, разнообразия творческих интересов и способностей педагогов, культуры педагогического общения.

2. Этапы развития детского коллектива-отряда

Проблема создания временного детского коллектива и построение на его основе воспитательного процесса в лагере требует от вожатого знания педагогической природы этого процесса. При этом важно не просто знать те изменения, которые будут происходить в отношениях  воспитанников, но и представлять себе специфику педагогической деятельности вожатого на каждой стадии развития коллектива. Традиционно выделяют  4 этапа развития коллектива (А.С. Макаренко), которые различаются особенностями педагогического руководства, обогащением общественно значимого смысла деятельности членов коллектива. В процессе развития коллектива изменяются отношения его членов к воспитателю и друг к другу, к общей деятельности и органам самуправления. Временный детский коллектив в своем развитии претерпевает изменения от объекта воспитания посредством возрастания субъектности до воспитывающегося субъекта педагогического процесса (Г.Ф. Голованова) (таблица).

На четвертом этапе отмечается гармония взаимной ответственности и межличностных отношений на уровне отряда и лагеря, каждый воспитанник активно участвует в коллективной жизни, своим творчеством оказывает на нее влияние. Воспитанники предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей. Достижение данного этапа в условиях временного детского коллектива затруднено, прежде всего, ограниченностью времени пребывания детей в ДОЛ. Однако феномен гуманистических отношений у воспитанников настоящих развитых коллективов существует. И тогда даже после отъезда детей из лагеря отношения воспитанников сохраняются, развиваются и закрепляются на долгие годы.

Таблица – Этапы развития временного детсткого коллектива-отряда

 Этапы развития коллектива

Позиция воспитанников

Позиция вожатого

Коллективообразующая деятельность вожатого

Условия эффективности педагогической деятельности

Первый этап

  • Неорганизован-ные группы воспитанников, неформальные межличностные отношения,
  • нет первоначальных переживаний общности цели,   опыта коллективной деятельности

Прямо взаимодействует с каждым воспитанником

  • Сблизить воспитанников, помочь им в короткий срок лучше узнать друг друга;
  • включать воспитанников в интересные и увлекательные общие дела с целью их  самовыражения;
  • дать возможность проявиться активу;
  • определить поручения всем воспитанникам, чтобы они имели реальную возможность действовать в коллективе.

Внимание вожатого должно быть обращено не столько на мероприятия, сколько на реализацию триединства – деятельность, общение, отношения.

Второй этап

Появляются первичные признаки коллектива:

  • начинают действовать органы самоуправления (актив);
  • возникают отношения ответственных зависимостей.

Педагогическое взаимодействие опосредуется: вожатый сначала «заражает» коллективной деятельностью актив, убеждает в ее целесообразности активистов, помогает им выстроить весь проект дела. Теперь сам актив организует деятельность, реализует и оценивает ее результаты.

  • Воспитывать актив, обучать активистов сложному делу управления другими детьми, целенаправленно формировать у них организационный опыт;
  • воспитание первичных коллективов посредством регулярной смены поручений, чередования разнообразных кратковременных поручений;
  •  накопление опыта деятельности воспитанников с позиции активистов посредством создания временных активов,  «советов дела».

Организация  эмоционально привлекательного для всех, активного, творческого, делового общения воспитанников.

Третий этап

Большинство воспитанников имеют активную позицию в коллективной общественной деятельности, «расцвет коллектива» (А.С. Макаренко)

Воспитатель воспринимается членами коллектива как старший товарищ, уважаемый и авторитетный участник общих дел. В процессе воспитания происходит смещение субъектности в сторону коллектива.

Вожатый реализует свою основную педагогическую деятельность в соотвествии с программой развития лагерной смены, планом работы в отряде, логикой развития коллектива, выполняет свои должностные обязанности, несет отвественность за жизнь и здоровье детей.

  • Включение  воспитанников в разнообразную продуктивную деятельность;
  • единство педагогических требований, обогащение педагогического общения;
  • расширение полномочий и углубление деятельности органов самоуправления

Таким образом, временный детский коллектив развивается как специфический социально-педагогический феномен. Коллективообразующая деятельность вожатого опирается на педагогические закономерности управления коллективом и реализуется как специально организованное педагогическое взаимодействие с воспитанниками, с одной  стороны, с другой – с учетом неформальных процессов самоорганизации, самоуправления.

3. Методика организации временного детского коллектива-отряда

Ведущие идеи методики формирования временного детского коллектива-отряда:

  • необходимо вовлекать всех воспитанников в разнообразную и содержательную продуктивную совместную творческую деятельность;
  • важно организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в дружный и работоспособный коллектив.

Педагогической основой методики является:

  • умелое предъявление требований к воспитанникам;
  • организация детского самоуправления в отряде и обучение актива;
  • организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, общественной, ценностно-ориентировочной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной деятельности воспитанников и их свободного общения;
  • формирование здорового общественного мнения;
  • создание и развитие положительных традиций в отряде;
  • использование методики организации коллективной творческой деятельности.

Методика предъявления требований к воспитанникам  отряда подразумевает:

  • четкое определение норм и правил поведения в отряде;
  • приучение воспитанников к соблюдению установленных в лагере и отряде норм и правил, выработка навыков и привычек поведения;
  • соблюдение меры в предъявлении требований к воспитанникам отряда;
  • в процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в отряде и общественное мнение воспитанников

Только создавая условия для активного участия воспитанников отряда в отрядных делах, можно постепенно усложнять требования к улучшению совместной жизнедеятельности в отряде!

На этапе организации отряда предъявление требований исходит от воспитателя и вожатых. Важно, чтобы требования поддерживались всеми воспитанниками отряда. Детский актив становится первым помощником вожатого в контроле за соблюдением норм и правил в отряде.

Организация деятельности воспитанников строится на основе развития временного детского коллектива-отряда посредством организации увлекательной совместной деятельности. Виды деятельности должны быть социально значимыми, разнообразными, соответствующими детским интересам. Вожатый должен учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость детей, сотрудничество детей и взрослых, использовать самоуправление в организации деятельности детей.

При подготовке коллективной деятельности воспитанников отряда вожатый решает:

  • предметную задачу (предполагает достижение непосредственного результата совместной деятельности; ориентирует деятельность на предметный результат, повышает заинтересованность  и активность воспитанников в достижении цели);
  • воспитательную задачу (позволяет вожатому осуществлять оптимальный выбор содержания, методов и форм коллективного дела; для ее решения вожатый должен определить роль и функции каждого воспитанника отряда, продумать объем работы, место и время проведения, необходимое оборудование, формы контроля и самоконтроля, способы подведения итогов и поощрения лучших участников).

Общественное мнение – это преобладающая оценка, которая дается в среде воспитанников отряда различным явлениям и фактам коллективной жизни. Общественное мнение – особая форма коллективного требования, которое принимается отдельными членами коллектива как должное, неоспоримое, само собой разумеющееся. В общественном мнении реализуется воспитательная роль отряда, через общественное мнение отряд предъявляет требования к своим членам, выражает свое отношение к их действиям и поступкам. В ходе совместной творческой деятельности у детей складываются общие оценки, суждения, нормы поведения. Путем формирования общественного мнения в отряде происходит постоянное усложнение задач, стоящих перед отрядом.

Для формирования здорового общественного мнения необходимо:

  • наличие системы организации совместной коллективной творческой деятельности;
  • выносить на коллективное обсуждение все более или менее значимые события и явления в жизни отряда, давать им правильную общественную оценку;
  • повышать роль органов самоуправления  в отряде.

Основными методами формирования общественного мнения в отряде являются убеждение, анализ и оценка деятельности  и взаимоотношений, критика и самокритика, личный пример и др.

Общественное мнение отражает зрелость коллектива, он начинает действовать как отлаженный механизм, оказывающий воспитательное влияние на отдельных его членов и наоборот, позволяет формировать такие качества воспитанников, как объективность, справедливость, требовательность, принципиальность, добросовестность.

Наличие традиций в коллективе отражают уровень коллективного опыта, привычек, отношений. Механизм традиций – «у нас так принято», «мы всегда так делаем», «обычно в нашем отряде…» упрощает многое в организации коллективной деятельности, освобождает время и силы для творчества.

К традициям в отряде можно отнести:

  • выбор названия и девиза отряда, другой символики;
  • проведение отрядных огоньков, сборов;
  • «дни рождения отряда»;
  • будничные традиции (например, коллективное планирование, организация, проведение и анализ интересных дел в отряде).

Установление прочных традиций в отряде способствуют развитию отряда как детского коллектива, повышают содержательность его жизни, воспитывают чувство гордости за свой коллектив.

В современных педагогических концепциях особое внимание уделяется воспитанию личности в социальной системе. Вожатому необходимо осознавать, что воспитание коллектива организуется для самоопределения личности воспитанников, для раскрытия ими своей индивидуальности. По утверждению Г.Ф. Головановой, для воспитания личности в коллективе педагогу необходимо сосредоточить свои педагогические усилия в трех главных направлениях коллективной жизни воспитанников:

1) личностном самоутверждении в коллективной деятельности и общении;

2) освоении взрослых форм общения и деятельности;

3) открытии себя как личности и индивидуальности.

4. Детское самоуправление в отряде

Актив – ядро коллектива, его организующий центр. Это наиболее активная, инициативная группа воспитанников, обладающая хорошими организаторскими способностями, а также  наличием  специфических компетенций в определенной области.

Особое значение для формирования детских коллективных отношений имеет развитие самоуправления в отряде. Самоуправление предполагает самостоятельное управление собой, своей жизнедеятельностью, самостоятельную организацию дежурства, самостоятельное распределение обязанностей при организации деятельности, при проведении мероприятий, а также самоконтроль результатов деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Развитие самоуправления в отряде позволяет создавать условия для социального становления детей и подростков посредством включения их в решение сложных проблем, взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Участвуя в решении проблем отряда, воспитанники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей лагерной жизни, решения управленческих проблем в отряде.

Таким образом, самоуправление (по Л.В. Воронцова) – это:

– форма организации жизнедеятельности детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей;

– специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей;

– непременный признак коллектива, его функция.

Самоуправленческая деятельность реализуется через следующие виды:

– коллективное планирование;

– текущая организаторская работа по реализации ключевых дел отряда;

– работа в постоянных и временных органах самоуправления;

– выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по отряду, лагерю;

– участие в работе отрядных сборов,  в работе педагогического совета лагеря.

Самоуправление может складываться из деятельности временных и постоянных органов.

К временным органам самоуправления относятся:

– советы дела, штабы, т. е. работа во временных творческих и инициативных группах.  Они создаются по решению совета отряда для выполнения конкретной задачи, стоящей перед отрядом. Выполнив конкретную задачу, члены совета дела отчитываются перед советом отряда, после чего группа расформировывается;

– дежурства, а также индивидуальные или групповые поручения.

Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: сбор отряда, совет отряда, деятельность звеньев (комнат), сборы звена, деятельность клубов.

Собрание отряда является высшим органом самоуправления и обеспечивает каждому члену отряда право участия в подготовке, обсуждении и принятии решения по важным вопросам жизнедеятельности отряда.

Совет отряда  главный исполнительный орган, избираемый на собрании отряда. Его члены руководят работой микрогрупп, советами дел, создаваемых для организации в отряде различных видов деятельности: трудовой, физкультурно-оздоровительной, шефской, познавательной или художественно-творческой. В состав микрогруппы могут входить воспитанники отряда на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.

Задачи педагогического руководства по развитию самоуправления воспитанников отряда (по Л.В. Воронковой):

  • проектирование идеальной схемы самоуправления в отряде еще до первых практических шагов совместной работы;
  • организация обучения актива отряда и формирование необходимых качеств;
  • включение воспитанников отряда в организаторскую деятельность.

5. Методика коллективной творческой деятельности (КТД)

Методика была разработана ленинградским ученым-педагогом И.П. Ивановым  и успешно воплощена в практике коммунарской воспитательной системы. Сегодня  данная методика по-прежнему востребована как «современная организация содружества детей и взрослых, как технология творческого самоопределения в коллективной деятельности» (Н.Ф. Голованова, с. 149).

Основной организационной формой в методике коллективной творческой деятельности является дело, которое организуется вместе с детьми для воспитания и формирования ценностного отношения к миру.

В практике работы лагеря дело представляет собой самостоятельно (совместно с вожатыми, воспитателями, органами самоуправления) организованное событие, результатом которого станет положительное социальное преобразование и самостроительство личности каждого воспитанника. Коллективные дела могут выстраиваться в различных содержательных сторонах воспитания, носить гражданскую, общественно-политическую, познавательную, эстетическую, спортивную и иную направленность. Одной из важнейших характеристик коллективного дела выступает проявление гражданской творческой заботы, приносить пользу и радость окружающим.

Специфична и организация деятельности участников дела. Вся работа выстраивается через функционирование микрогрупп. Микрогруппы включены в коллективную деятельность как живые клеточки большого организма. Именно в рамках микрогрупп планируется, разрабатывается, организуется, анализируется вся работа. Каждая микрогруппа действует самостоятельно, но не изолированно. Даже в условиях соревнования не исключены возможности кооперации и сотрудничества, что позволяет слиться действиям всех микрогрупп в единое общее дело.

Деятельностью микрогрупп руководит Совет дела. Это временный орган самоуправления, имеющий подвижный состав и обеспечивающий организацию деятельности участников дела. Методика коллективного творческого дела предполагает также использование чередующихся творческих поручений. Такие поручения даются как отдельным участникам дела, так и микрогруппам. Стимулирующее действие оказывает использование зафиксированных знаков отличия. Такие знаки отражают содержательный смысл поручения и фиксируют определенный опыт, традиции этого поручения, которые передаются вместе со знаками отличия.

Рефлексирующую функцию выполняют «огоньки», «вечера в кругу друзей», «вечерние свечки», которые позволяют создавать коллективные переживания и коллективный опыт посредством обсуждения результатов КТД.

Главным правилом подготовки и проведения КТД является создание атмосферы выдумки, импровизации и творчества. По утверждению Г.Ф. Головановой, «ситуация коллективного дела должна восприниматься его участниками как часть реальной жизни, как жизненная проблема, которую следует принять как собственную, значимую и интересную лично тебе и твоим товарищам» (Г.Ф. Голованова, с.151).

Алгоритм коллективного творческого дела представлен последовательными стадиями, каждая из которых имеет собственные цели, представлена специфической деятельностью вожатого и воспитанников.

Первая стадия – «Предварительная работа»

Предполагает коллективный поиск различных вариантов организации дела.  Предварительной работой вожатого будет продумывание общей воспитательной цели данного дела. Какие отношения буду развиваться  у воспитанников в результате участия в КТД, какие изменения будут происходить в духовном мире личности каждого участника КТД.  Если опыт организации коллективных дел у воспитанников еще недостаточный, то вожатый заранее может продумать возможные варианты их проведения. Эти варианты будут ненавязчиво предложены воспитанникам на стадии планирования и коллективного обсуждения.

Вторая стадия – «Коллективное планирование дела»

В соответствии с методикой КТД  планирование проводится в микрогруппах, поэтому следует рассадить воспитанников лицом друг к другу по несколько человек. Если воспитанники не имеют достаточного опыта планирования, то вожатый начинает со стартовой беседы, побуждая детей к активному размышлению по поводу предстоящего дела. Затем все микрогруппы участвуют в коллективной дискуссии.  После завершения обсуждения, представители  микрогрупп демонстрируют  результаты обсуждения, задают друг другу вопросы, спорят.

После принятия коллективного решения и выбором Совета дела, на сборе Совета дела составляется план проведения дела, назначаются ответственные, распределяются примерные поручения для микрогрупп и отдельных воспитанников.

Активизация деятельности детей во время планирования возможна при помощи приемов подсказки, выбора, совета, усиления мотива (дополнительное разъяснение значимости дела), авансирования, обращения с просьбой о помощи. Можно прибегнуть к таким формам планирования, как «Дерево идей», «Ящик предложений», «Аукцион идей», «Анкета желаний», «Конкурс на лучшее предложение», «Разброс мнений».

Третья стадия – «Коллективная подготовка дела»

Алгоритм деятельности вожатого и воспитанников можно обозначить следующим образом:

– уточняется общий проект дела, сроки его подготовки и проведения;

– определяем содержание дела, объем работы, роли и поручения по принципы «Как можно мельче и как можно больше, так, чтобы у каждого была своя роль в общем деле» (Н.Е. Щуркова);

– организуем работу микрогрупп под руководством Совета дела, при этом каждая микрогруппа готовит свой «сюрприз» как часть общего дела;

– создаем положительную мотивацию, поддерживаем проявления инициативы и творчества, взаимопомощи. Вожатому важно предотвратить излишние соревновательность и нездоровое соперничество;

– организовываем по мере необходимости отдельные репетиции для микрогрупп;

– пишем план-сценарий, подготавливаем необходимые средства  (музыка, тексты-связки, плакаты, театральный реквизит, пригласительные билеты и т. п.).

Данная стадия очень значима в воспитательном плане, поскольку здесь приобретается бесценный опыт совместной деятельности, закладываются ценностные основы отношений. Широкий арсенал педагогических приемов стимулирования воспитанников предложен Н.Е. Щурковой (прием возложения полномочий, снятия страха, персональной исключительности, прямой и скрытой помощи).

Четвертая стадия – «Проведение коллективного дела»

Эта стадия – кульминационная в реализуемой методике КТД. Вожатый продумывает степень своего участия и меру участия детей в зависимости от имеющегося у них опыта и степени самостоятельности. Дело проводится по намеченому плану, однако нужно быть готовым к возможным «вариациям». Каждая микрогруппа представляет свои «сюрпризы», из этих отдельных элементов и складывается общее яркое и интересное дело. Это позволяет поддерживать настроение воспитанников, стимулировать их интерес. Важно помнить, что именно воспитанники и их настроение, отношение к происходящему, взаимоотношения друг с другом, опыт совместного эмоционального переживания является главной целью дела. Само содержание дела, его реализация – вторичны.

Пятая стадия – «Коллективное подведение итогов дела»

Данная стадия чрезвычайно значима в плане  выявления каждым воспитанником личностного смысла коллективного взаимодействия. Эта стадия организуется непосредственно после окончания дела, когда еще обострены эмоции, не утрачена яркость впечатлений. Анализ результатов собственной деятельности также целесообразно проводить сначала в микрогруппах, а затем  в форме коллективного обсуждения. Воспитанникам предстоит ответить на вопросы: «Что было хорошо? Что понравилось и почему? Как себя чувствовали? Кому хотите сказать спасибо?». Затем выявляем недостатки: «Что не понравилось? Что не удалось и почему? Чем остались недовольны?».  И в завершении обсуждения «Что предлагаем на будущее?».

Главная задача данной стадии – закрепить коллективные переживания воспитанников, стимулировать их активность и ориентировать на дальнейшее преобразование окружающих условий и обстоятельств жизни.

На данной стадии можно использовать рефлексивные методики «Рефлексивный круг», «Цепочка предложений», «Разброс мнений», «Палитра настроений» и т. п.

Шестая стадия – «Ближайшее последствие коллективного дела»

Это этап осуществления предложений, принятых на стадии коллективного подведения итогов. Воспитанники объединяются в новые творческие группы для работы над новым КТД, происходит смена чередующихся творческих поручений. Разгорается новая искра поиска новых идей, дел.

Вожатый на этом этапе осмысливает итоги дела, намечает перспективы, корректирует цель, расширяет возможности своих воспитанников посредством предоставления им большей степени свободы и самостоятельности.

Таким образом, методика КТД имеет широкие возможности по расширению субъективного опыта воспитанников. Включение детей и подростков в продуктивную общественно значимую деятельность ориентирует их на преобразование окружающей действительности, обогащает воспитательный потенциал  совместных переживаний, формирует систему ценностных ориентаций.

В детском
лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок
ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане
важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом.
Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных
отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание
условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные
взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении
проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для
преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной
деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское
самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива ребят,
обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения
для достижения целей жизней отряда, лагеря.

Самоуправление
в отряде – это краеугольный камень, с которого начинается работа отрядного
вожатого и старшего вожатого. Оно обеспечивает превращение коллектива в
целесообразно устроенный организм, имеющий соответственные органы, способный
действовать. При этом каждый из органов выполняет определенные специфические
функции.

Необходимым
условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего
количества ребят, в идеале — всех. Если участвующих в осуществлении властных
функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания.

Самоуправление
является одним из средств решения двух диалектически связанных между собой
задач, стоящих перед вожатым: всемерное развитие индивидуальных способностей
каждого ребенка и воспитание общественной направленности. Именно оно реализует
право каждого на участие в любом деле, предоставляет возможность для проявления
себя в различных социальных ролях, что позволяет пережить успех, признание или
маленькую хотя бы в одной из областей деятельности.

С другой
стороны, всякое поручение обладает той способностью, что оно носит характер
обязательства, которые личность добровольно берет на себя. А это повышает
требовательность к себе. Тем более в условиях непременной смены ролей и
положений.

Детское
самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях:
«деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация».

Степень
участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой.
Где более ярко выражена сфера детских интересов, там самоуправление развивается
быстрее. Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой,
понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их
суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления.
«Самодеятельность» — буквально само дело. Вот почему необходимо найти каждому
направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые
целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация
коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации
решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее
будет их организация.


Функции самоуправления детей.

1. 
Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно
большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

2. 
Организационное саморегулирование.
Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность
коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

3. 
Коллективный самоконтроль.
Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными
организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более
эффективных путей решения задач.


Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается
с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное
соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь
педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для
развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может
осуществляться через:

§ 
поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для
решения задач управления коллективом;

§ 
взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед
вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

§ 
взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского
коллектива друг к другу;

§ 
совместную работу вожатского и детского коллективов;

§ 
информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в
процессе подготовки, реализации деятельности.


Немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является
уяснение его
 структуры.
Какой-то единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня
поручений быть не может. Лагеря отличаются по территориальным условиям, по
количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности,
тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с
каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не
может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не
срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и
право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо
заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить
организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы,
клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.

Самоуправление
в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К
временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда,
работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно
действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет
командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления
является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы
жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов
самоуправления, оценивается их работа.

Избранные
на оргсборах отрядов кандидаты в члены совета дружины утверждаются на сборе
дружины. Члены совета дружины, представители каждого отряда составляют
руководящий орган дружины. Руководящим органом может быть совет дружины,
состоящий из представителей советов отрядов.

Совет
дружины планирует работу дружины на смену, осуществляет оперативное
планирование на 10-дневку, неделю, день; организует выполнение намеченного
плана; осуществляет руководство деятельностью дружины; распределяет поручения
по выполнению намеченных дел; обеспечивает контроль за ходом подготовки и
проведения намеченных дел, за выполнением принятых решений, планов работы
отрядов; обсуждает вопросы текущей жизни лагеря; руководит деятельностью
советов лагеря, в которые входят представители от каждого отряда (при наличии в
лагере советов красоты, здоровья, физоргов, хозяйственников, информаторов,
затейников, друзей природы, друзей малышей, кружковцев и т.д.

При
формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться
применение метода чередования творческих поручений (ЧТП). Идея этой системы в
том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация
спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а
разными людьми. Чередование творческих поручений можно осуществлять по группам,
каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и
осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. Необходимо
определить единый подход: каков будет состав отряда, какие постоянные поручения
должны быть с отряде, от этого зависит какие группы нужно создать (сюрпризная,
спортивная, затейники и т.д.), как и с какой периодичностью будет происходить
сменяемость органов самоуправления. Ребята сами должны решить: кто ими будет
руководить, какие органы самоуправления будут действовать.

Например: в
совете (активе) отряда кроме председателя (президента), его заместителя, должны
быть ответственный за спортивные дела, за трудовые дела, за дела по искусству,
за сюрпризы и поздравления с днями рождения, редактор. Ответственный набирает
себе команду (совет), в котором распределяются конкретные дела, и
вырабатывается программа деятельности. Затем поручения меняются, что позволяет
ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические
навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом. У каждого ребенка в
отряде должно быть поручение, за которое он несет ответственность перед
коллективом. Высшим органом самоуправления в отряде является сбор отряда.

Главное, о
чем нельзя забывать при введении в коллективе системы ЧТП, — это подведение
итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что — нет,
какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.

Задача
вожатого — подготовить актив к выполнению возложенных на них обязанностей,
научить ребят организовывать свою работу, т.е. планировать, распределять,
контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять
поставленные цели. Вожатый должен помочь активу (совету отряда) сформировать
четкий и деловой стиль его деятельности, в том числе оформить решения сборов совета
отряда, которые должны быть четкими и конкретными. Необходимо помочь ребятам
выбрать то или иное поручение.

Во многих
лагерях уже стало привычным на первом педсовете вести разговор об организации
действенного самоуправления, как важной задаче, о его структуре, о привлечение
ребят на правах организаторов к решению всех вопросов. Но разработать структуру
отрядного и лагерного самоуправления, определить перечень поручений, и даже
выбрать совет дела и распределить поручения этого недостаточно.


Работа по формированию самоуправления в отряде.

Участие
детей в самоуправлении, в организаторской работе — дело всегда сложное и
требует выучки. Провести в отряде выборы (или просто назначить)
лидеров-активистов, а потом попросту ждать от них каких-то действий бесполезно.
Не удивительно, что практически всегда дети, попавшие в похожую ситуацию, не
оправдывают надежд педагогов-вожатых. И дело не в том, что были выбраны не те
ребята, а в том, что любая серьезная и полезная работа детей в самоуправлении
возможна лишь тогда и там, где есть специальная подготовка и обучение со
стороны педагогов-вожатых. Поэтому вожатым, начинающим работу с детьми,
выбранными в актив отряда или лагеря, следует четко представлять, что придется
делать выбранным активистам; какими знаниями и умениями следует их вооружить.

Одна из
основных задач вожатого в работе с детским коллективом — воспитать
работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда,
организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту
(особенно в пору становления системы самоуправления) — тут нужны и терпение, и
настойчивость, и многое-многое другое. И, не научив ребят по-настоящему
работать (планировать, анализировать, организовывать свою жизнь в отряде),
вожатые спрашивают с них, требуют и возмущаются нежеланием и пассивностью,
которые вызваны, прежде всего, отсутствием соответствующих умений и навыков.

Одно из
важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется
кратко и четко — учить всему.

Помимо
знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен
практически применять знания в организаторской работе:

§ 
уметь спланировать работу,

§ 
правильно распределить обязанности среди участников дела,

§ 
не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного
задания.


Здесь в
 задачи педагога-вожатого входит
формирование у воспитанников чувства личной ответственности, здорового
соревновательного отношения к делу в интересах всего отряда. Обучая своих
воспитанников, педагог-вожатый всегда должен контролировать и себя. Иногда
бывает, что педагог подменяет детей в их организаторской работе. Ведь
самостоятельность у детей не появляется просто так. Она является результатом
специальных упражнений, организованных педагогами-вожатыми. Грамотно
построенная педагогическая работа предполагает постоянное усложнение упражнений
в самостоятельном и инициативном решении вопросов жизни отряда. Естественно, в
первые дни приходится подробно и точно инструктировать детей, контролировать
каждый шаг их творческо-практической деятельности, подсказывать им правильные и
оптимальные решения. Позже задания переходят в состояние, когда формулируется
только цель, основное направление задачи.


Условно
 организацию самоуправления можно
разделить на три стадии
, время которых также достаточно
условно.

Первая
стадия предполагает
 задания по
отработке отдельных компонентов законченных действий детей
. В
этот промежуток времени жизни в отряде и лагере дети делают все по указаниям
вожатых и под их чутким наблюдением: утренний подъем, зарядка, уборка кроватей
и палат, дежурство по лагерю и столовой, выход за территорию лагеря и т.д. Это
самый сложный и самый ответственный этап в работе вожатого по формированию
самоуправления. Обратим на него более пристальное внимание.

1. 
Перед выполнением каждого требования или задания проводится
подробнейший инструктаж, сопровождаемый, где только можно, практической
демонстрацией действий (яркий пример: уборка кровати). В младших отрядах
вожатым особенно важно обратить внимание малышей на последовательность действий,
из которых слагается выполнение того или иного приема работы, и разобрать
каждое действие в отдельности.

2. 
Практическое выполнение вожатый контролирует и комментирует. Форма
организации практического выполнения может быть разнообразной и зависеть от
возраста детей.

В любом
коллективе всегда есть свои достижения, успехи, как есть и неудачи, провалы.
Задача педагогов-вожатых — помочь ребятам увидеть связь между проделанной
работой и ее лучшими результатами. Поэтому на первых порах формирования
коллектива так велика роль поощрений. Награждениями участников, объявлениями
благодарности от имени всего отряда должны сопровождаться усилия детей. Но при
этом всегда главной наградой должен оставаться тот успех, которого добились
сами ребята.

Любое
правильно поставленное требование педагога-вожатого обязательно должно быть
выполнено, должно доводиться до конца. Это правило важное, так как оно связано
с формированием авторитета товарища, педагога-вожатого.

Следует
помнить, что настойчивость в доведении требований до конца, конечно, нужна
только там, где само требование педагога-вожатого правильно и справедливо.
Признание своей ошибки и отмена неправильно отданного указания больше укрепит
авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради
ложного престижа. Требования должны быть едиными. И это очень важное правило,
сложившееся в опыте педагогических коллективов. Всякий разнобой в требованиях
сильно тормозит процесс выработки необходимых навыков и привычек у детей,
особенно в условиях детского оздоровительного лагеря.

Каждое
требование должно приводиться в жизнь последовательно и систематически. Все,
что требовали педагоги-вожатые сегодня, они должны требовать завтра,
послезавтра и так до тех пор, пока у воспитанников не сформируются прочные
навыки и умение самостоятельного выполнения указанных задач. Ведь следует
учитывать, что требование может меняться, развиваться.


Вторая стадия предполагает
 самостоятельное
выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшихся с помощью
педагогов
. Теперь вожатые, не вмешиваясь в ход работы, только контролируют
сам процесс, комментируя его выполнение (например, уборка территории дежурными
палатами, построение в определенное время на зарядку или на линейку, оформление
сменных детских рубрик уголка и т.д.). Завершенной стадию можно считать, когда
точку зрения педагога-вожатого начинают постепенно поддерживать сначала
несколько человек, потом палаты и, наконец, большинство ребят отряда.
Практически весь отряд сознательно хочет жить той жизнью, которую сформировали
педагоги-вожатые.


Третья стадия предполагает
 включение
отработанных действий в систему деятельности в отряде и в лагере
.
Теперь задания заключаются в том, что поручается не выполнение какого-то
конкретного приема, а раздел работы и целом, где нужно самостоятельно принимать
те или иные решения. Так педагоги-вожатые формируют в условиях творческой
деятельности умение правильно выбирать нужные средства и приемы для решения
возникающих задач.

Если отряды
в лагере вышли на третью стадию самоуправления, то может действительно
получиться праздник «День самоуправления».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фурагин лект инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Формисонид ингалятор инструкция по применению взрослым
  • Тебаз про фунгицид инструкция по применению
  • Мвд по рб республики башкортостан официальный сайт руководство
  • Nipro surdial x руководство