Руководство организации объединенных наций

Секретариат Организации Объединенных Наций осуществляет повседневную работу Организации в соответствии с мандатом Генеральной Ассамблеи и других главных органов ООН. Генеральный секретарь является главой Секретариата, в котором работают тысячи сотрудников. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Сотрудники ООН набираются на международной и местной основе и работают в различных местах службы и в миротворческих миссиях по всему миру. Служение делу мира — это опасная профессия. С момента основания Организации Объединенных Наций сотни смелых мужчин и женщин отдали свои жизни, исполняя свой долг.

Секретариат состоит из департаментов и канцелярий, которые отвечают за определенные виды деятельности. Управления и канцелярии координируют свою деятельность друг с другом для эффективной реализации программы работы Организации Объединенных Наций. Наибольшее число подразделений Секретариата ООН расположены в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, США. ООН также имеет три отделения за пределами своей штаб-квартиры и пять региональных экономических комиссий.

Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом Организации Объединенных Наций и руководителем Секретариата ООН.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Secretary-General of the United Nations

Other official names

  • أمين عام الأمم المتحدة (Arabic)
    联合国秘书长 (Chinese)
    Secrétaire Général des Nations Unies (French)
    Secretario General de las Naciones Unidas (Spanish)
    Генеральный секретарь ООН (Russian)

Emblem of the United Nations

Flag of the United Nations

Incumbent
António Guterres
since 1 January 2017

United Nations Secretariat
Style His Excellency
Type Chief administrative officer
Abbreviation UNSG
Member of Secretariat
General Assembly
Residence Sutton Place, New York City
Seat United Nations Headquarters, New York City (international territory)
Nominator Security Council
Appointer General Assembly
Term length Five years, renewable
(traditionally limited to two terms)
Constituting instrument United Nations Charter
Precursor Secretary-General of the League of Nations
Formation 24 October 1945
First holder Gladwyn Jebb
as acting Secretary-General
Trygve Lie
as first Secretary-General
Deputy Deputy Secretary-General
Website un.org/sg

The secretary-general of the United Nations (UNSG, SG or SecGen) is the chief administrative officer of the United Nations and head of the United Nations Secretariat, one of the six principal organs of the United Nations.

The role of the secretary-general and of the secretariat is laid out by Chapter XV (Articles 97 to 101) of the United Nations Charter. However, the office’s qualifications, selection process and tenure are open to interpretation; they have been established by custom.[1]

Selection and term of office[edit]

The Secretariat Building is a 154-metre-tall (505 ft) skyscraper and the centerpiece of the Headquarters of the United Nations.

The secretary-general is appointed by the General Assembly upon the recommendation of the Security Council. As the recommendation must come from the Security Council, any of the five permanent members of the council can veto a nomination. Most secretaries-general are compromise candidates from middle powers and have little prior fame.

Unofficial qualifications for the job have been set by precedent in previous selections. The appointee may not be a citizen of any of the Security Council’s five permanent members.[2] The General Assembly resolution 51/241 in 1997 stated that, in the appointment of «the best candidate», due regard should be given to regional (continental) rotation of the appointee’s national origin and to gender equality,[3]: 5  although no woman has yet served as secretary-general. All appointees to date have been career diplomats.[4]

The length of the term is discretionary, but all secretaries-general since 1971 have been appointed to five-year terms. Every secretary-general since 1961 has been re-selected for a second term, with the exception of Boutros Boutros-Ghali, who was vetoed by the United States in the 1996 selection. There is a customary but unofficial[5] term limit of two full terms, established when China, in the 1981 selection, cast a record 16 vetoes against a third term for Kurt Waldheim. No secretary-general since 1981 has attempted to secure a third term.

The selection process is opaque and is often compared to a papal conclave.[6][7] Since 1981, the Security Council has voted in secret in a series of straw polls; it then submits the winning candidate to the General Assembly for ratification. No candidate has ever been rejected by the General Assembly, and only once, in 1950, has a candidate been voted upon despite a UNSC veto.[8]

In 2016, the General Assembly and the Security Council sought nominations and conducted public debates for the first time. However, the Security Council voted in private and followed the same process as previous selections, leading the president of the General Assembly to complain that it «does not live up to the expectations of the membership and the new standard of openness and transparency».[9]

Powers and duties[edit]

The role of the secretary-general is described as combining the functions and responsibilities of an advocate, diplomat, civil servant, and chief executive officer.[10] The UN Charter designates the secretary-general as the «chief administrative officer» of the UN and allows them to perform «such other functions as are entrusted» by other United Nations organs. The Charter also empowers the secretary-general to inform the Security Council of «any matter which in his opinion may threaten the maintenance of international peace and security». These provisions have been interpreted as providing broad leeway for officeholders to serve a variety of roles as suited to their preferences, skill set, or circumstances.[4]

The secretary-general’s routine duties include overseeing the activities and duties of the secretariat; attending sessions with United Nations bodies; consulting with world leaders, government officials, and other stakeholders; and travelling the world to engage with global constituents and bring attention to certain international issues.[10] The secretary-general publishes an annual report on the work of the UN, which includes an assessment of its activities and an outline future priorities. The secretary-general is also the chairman of the United Nations System Chief Executives Board for Coordination (CEB), a body composed of the heads of all UN funds, programmes and specialized agencies, which meets twice a year to discuss substantive and management issues facing the United Nations System.[10]

Many of the secretary-general’s powers are informal and left open to individual interpretation; some appointees have opted for more activist roles, while others have been more technocratic or administrative.[4] The secretary-general is often reliant upon the use of their «good offices», described as «steps taken publicly and in private, drawing upon his independence, impartiality and integrity, to prevent international disputes from arising, escalating or spreading».[10] Consequently, observers have variably described the office as the «world’s most visible bully pulpit» or as the «world’s moderator».[11][4] Examples include Dag Hammarskjöld’s promotion of an armistice between the warring parties of Arab-Israel conflict, Javier Perez de Cuellar’s negotiation of a ceasefire in the Iran-Iraq War, and U Thant’s role in deescalating the Cuban Missile Crisis.[4]

Residence[edit]

The official residence of the secretary-general is a townhouse at 3 Sutton Place, Manhattan, in New York City, United States. The townhouse was built for Anne Morgan in 1921 and donated to the United Nations in 1972.[12]

List of secretaries-general[edit]

No. Portrait Secretary-general
(born–died)
Dates in office Country of origin UN regional group Political party Reason of withdrawal Ref.
Gladwyn Jebb
(1900–1996)
Acting
24 October 1945 –
2 February 1946
United Kingdom United Kingdom Western European & others Liberal Served as acting secretary-general until Lie’s election. [13]
After World War II, he served as executive secretary of the Preparatory Commission of the United Nations in August 1945, being appointed Acting United Nations secretary-general from October 1945 to February 1946 until the appointment of the first secretary-general, Trygve Lie.
1 Trygve Lie
(1896–1968)
2 February 1946 –
10 November 1952
 Norway Western European & others Labour Resigned. [14]
Lie, a foreign minister and former labour leader, was recommended by the Soviet Union to fill the post. After the UN involvement in the Korean War, the Soviet Union vetoed Lie’s reappointment in 1951. The United States circumvented the Soviet Union’s veto and recommended reappointment directly to the General Assembly. Lie was reappointed by a vote of 46 to 5, with eight abstentions. The Soviet Union remained hostile to Lie, and he resigned in 1952.[15]
2 Dag Hammarskjöld
(1905–1961)
10 April 1953 –
18 September 1961
 Sweden Western European & others Independent Died in a plane crash in Northern Rhodesia (now Zambia), while on a peacekeeping mission to the Congo. [16]
After a series of candidates were vetoed, Hammarskjöld emerged as an option that was acceptable to the Security Council. He was re-elected unanimously to a second term in 1957. The Soviet Union was angered by Hammarskjöld’s leadership of the UN during the Congo Crisis, and suggested that the position of secretary-general be replaced by a troika, or three-man executive. Facing great opposition from the Western nations, the Soviet Union gave up on its suggestion. Hammarskjöld died in a plane crash in Northern Rhodesia (now Zambia) in 1961.[15] U.S. president John F. Kennedy called him «the greatest statesman of our century».[17] Hammarskjöld was posthumously awarded the 1961 Nobel Prize for Peace.

U Thant
(1909–1974)
Acting
3 November 1961 –
30 November 1962
Myanmar Union of Burma and Socialist Republic of

the Union of Burma

Asia & Pacific Independent
Formerly a member of the Anti-Fascist People’s Freedom League until 1958
Served as acting secretary-general after Hammarskjöld’s death until Thant’s election as secretary-general. [18]
3 30 November 1962 –
31 December 1971
Declined to stand for a third election.
In the process of replacing Hammarskjöld, the developing world insisted on a non-European and non-American secretary-general. U Thant was nominated. However, due to opposition from the French (Thant had chaired a committee on Algerian independence) and the Arabs (Burma supported Israel), Thant was only appointed for the remainder of Hammarskjöld’s term. He was the first Asian secretary-general. The following year, on 30 November, Thant was unanimously re-elected to a full term ending on 3 November 1966. At the General Assembly session on 2 December 1966, Thant was reappointed as secretary-general by a unanimous vote of the Security Council. His five-year term ended on 31 December 1971. Thant did not seek a third election.[15] Thant is the only former secretary-general whose home country had not been in the Security Council in his term.
4 Kurt Waldheim
(1918–2007)
1 January 1972 –
31 December 1981
 Austria Western European & others People’s China vetoed his third term. [19]
Waldheim launched a discreet but effective campaign to become the secretary-general. Despite initial vetoes from China and the United Kingdom, in the third round, Waldheim was selected to become the new secretary-general. In 1976, China initially blocked Waldheim’s re-election, but it relented on the second ballot. In 1981, Waldheim’s re-election for a third term was blocked by China, which vetoed his selection through 15 rounds; although the official reasons by the Chinese government for the veto of Waldheim remain unclear, some estimates from the time believe it to be in part due to China’s belief that a Third World country should give a nomination, particularly from the Americas;[20] however, there also remained the question of his possible involvement in Nazi war crimes.[21] From 1986 to 1992, Waldheim served as president of Austria, making him the first former secretary-general to rise to the position of head of state. In 1985, it was revealed that a post-World War II UN War Crimes Commission had labeled Waldheim as a suspected war criminal based on his involvement with the army of Nazi Germany. The files had been stored in the UN archive.[15]
5 Javier Pérez de Cuéllar
(1920–2020)
1 January 1982 –
31 December 1991
 Peru Latin American
& Caribbean
Independent
Later became a member of the Union for Peru in 1994
Did not stand for a third term. [22]
Pérez de Cuéllar was selected after a five-week deadlock between the re-election of Waldheim and China’s candidate, Salim Ahmed Salim of Tanzania. Pérez de Cuéllar, a Peruvian diplomat who a decade earlier had served as President of the UN Security Council during his time as Peruvian ambassador to the UN, was a compromise candidate. He became the first and thus far only secretary-general from the Americas. He was re-elected unanimously in 1986.[15]
6 Boutros Boutros-Ghali
(1922–2016)
1 January 1992 –
31 December 1996
 Egypt African National Democratic The United States vetoed his second term. [23]
The 102-member Non-Aligned Movement insisted that the next secretary-general come from Africa. With a majority in the General Assembly and the support of China, the «Non-Aligned Movement had the votes necessary to block any unfavorable candidate». The Security Council conducted five anonymous straw polls—a first for the council—and Boutros-Ghali emerged with 11 votes on the fifth round. In 1996, the United States vetoed the re-appointment of Boutros-Ghali, claiming he had failed in implementing necessary reforms to the UN.[15]
7 Kofi Annan
(1938–2018)
1 January 1997 –
31 December 2006
 Ghana African Independent Retired after two full terms. [24]
On 13 December 1996, the Security Council recommended Annan.[25][26] He was confirmed four days later by the vote of the General Assembly.[27] He started his second term as secretary-general on 1 January 2002. Kofi Annan and the United Nations were the recipients of the 2001 Nobel Prize for Peace.
8 Ban Ki-moon
(born 1944)
1 January 2007 –
31 December 2016
South Korea South Korea Asia & Pacific Independent Retired after two full terms. [28]
Ban became the first East Asian to be selected as the secretary-general and the second Asian overall after U Thant. He was unanimously elected to a second term by the General Assembly on 21 June 2011. His second term began on 1 January 2012.[29] Prior to his selection, he was the Foreign Minister of South Korea from January 2004 to November 2006.
9 António Guterres
(born 1949)
1 January 2017 –
present
 Portugal Western European & others Socialist
Guterres is the first former head of government to become secretary-general, and the first secretary-general born after the establishment of the United Nations. He was the prime minister of Portugal from 1995 to 2002. He has also been president of the Socialist International (1999–2005) and United Nations High Commissioner for Refugees (2005–2015). His second term began on 1 January 2022.

A map showing which nations have had a national serving as secretary-general of the United Nations

Birthplaces of Secretaries-General of the United Nations

Statistics[edit]

# Secretary-General Born Age at ascension
(first term)
Time in office
(total)
Age at retirement
(last term)
Lifespan
Died Age
Gladwyn Jebb 25 April 1900 45 years, 182 days
24 October 1945
102 days 45 years, 283 days
2 February 1946
24 October 1996 96 years, 182 days
1 Trygve Lie 16 July 1896 49 years, 201 days
2 February 1946
6 years, 283 days 56 years, 117 days
10 November 1952
30 December 1968 72 years, 167 days
2 Dag Hammarskjöld 29 July 1905 47 years, 255 days
10 April 1953
8 years, 162 days 56 years, 51 days
18 September 1961
18 September 1961 56 years, 51 days
3 U Thant 22 January 1909 52 years, 285 days
3 November 1961
10 years, 59 days 62 years, 343 days
31 December 1971
25 November 1974 65 years, 307 days
4 Kurt Waldheim 21 December 1918 53 years, 11 days
1 January 1972
10 years, 0 days 63 years, 10 days
31 December 1981
14 June 2007 88 years, 175 days
5 Javier Pérez de Cuéllar 19 January 1920 61 years, 347 days
1 January 1982
10 years, 0 days 71 years, 346 days
31 December 1991
4 March 2020 100 years, 45 days
6 Boutros Boutros-Ghali 14 November 1922 69 years, 48 days
1 January 1992
5 years, 0 days 74 years, 47 days
31 December 1996
16 February 2016 93 years, 94 days
7 Kofi Annan 8 April 1938 58 years, 268 days
1 January 1997
10 years, 0 days 68 years, 267 days
31 December 2006
18 August 2018 80 years, 132 days
8 Ban Ki-moon 13 June 1944 62 years, 202 days
1 January 2007
10 years, 0 days 72 years, 201 days
31 December 2016
(living) 79 years, 102 days
9 António Guterres 30 April 1949 67 years, 246 days
1 January 2017
6 years, 265 days (incumbent) (living) 74 years, 146 days

By regional group[edit]

UN Regional Group Secretaries-General Terms
WEOG 4 7
Eastern European Group 0 0
GRULAC 1 2
Asia-Pacific Group 2 4
African Group 2 3

See also[edit]

  • Under-Secretary-General of the United Nations

Further reading[edit]

  • Jodok Troy (2020) «The United Nations Secretary-General as an International Civil Servant.» The International History Review

References[edit]

  1. ^ Urquhart, Brian (28 January 2009). «The Next Secretary-General: How to Fill a Job With No Description». Foreign Affairs: America and the World. ISSN 0015-7120. Retrieved 3 September 2020.
  2. ^ «Kofi Annan: Job at a Glance». PBS. Educational Broadcasting Corporation. 2002. Archived from the original on 20 April 2016.
  3. ^ Appointing the UN Secretary-General (PDF). Research Report. Vol. 2015. New York: Security Council Report, Inc. 16 October 2015. pp. 4–5.
  4. ^ a b c d e «The Role of the UN Secretary-General». Council on Foreign Relations. Retrieved 3 September 2020.
  5. ^ «Appointment Process: United Nations Secretary-General». www.un.org. Retrieved 19 August 2023.
  6. ^ Sengupta, Somini (21 July 2016). «Secrecy Reigns as U.N. Seeks a New Secretary General». The New York Times.
  7. ^ «A Well-Read Secretary General». The New York Times. 13 December 1981. With a figurative puff of white smoke, the United Nations Security Council finally selected a new Secretary-General – a seasoned and soft-spoken diplomat from Peru, Javier Perez de Cuellar.
  8. ^ Barrett, George (13 October 1950). «Position of U.N. Chief Aide is Thrust Into Uncertainty». The New York Times. p. 1.
  9. ^ «Letter from Mogens Lykketoft to All Permanent Representatives and Permanent Observers to the United Nations, 21 July 2016» (PDF). 21 July 2016. Archived (PDF) from the original on 4 August 2016.
  10. ^ a b c d «The role of the Secretary-General». United Nations Secretary-General. 22 April 2015. Retrieved 2 September 2020.
  11. ^ «The Secretary-General Is Dead; Long Live the Secretary-General». Observer. 10 October 2016. Retrieved 2 September 2020.
  12. ^ Teltsch, Kathleen. «Town House Offered to UN», The New York Times, 15 July 1972. Retrieved 27 December 2007.
  13. ^ Stout, David (26 October 1996). «Lord Gladwyn Is Dead at 96; Briton Helped Found the UN». The New York Times. Retrieved 31 October 2008.
  14. ^ The United Nations: Trygve Haldvan Lie (Norway). Retrieved 13 December 2006.
  15. ^ a b c d e f «An Historical Overview on the Selection of United Nations Secretaries-General» (PDF). UNA-USA. Archived from the original (PDF) on 25 October 2007. Retrieved 30 September 2007.
  16. ^ The United Nations: Dag Hammarskjöld (Sweden). Retrieved 13 December 2006.
  17. ^ Linnér, S. (2007). Dag Hammarskjöld and the Congo crisis, 1960–61. Archived 5 April 2012 at the Wayback Machine. Page 28. Uppsala University. (22 July 2008).
  18. ^ United Nations: U Thant (Myanmar). Retrieved 13 December 2006.
  19. ^ The United Nations: Kurt Waldheim (Austria). Retrieved 13 December 2006.
  20. ^ Nossiter, Bernard D. (29 October 1981). «China Continues to Bar Waldheim Renomination». The New York Times. ISSN 0362-4331. Retrieved 14 February 2019.
  21. ^ s. «Waldheim elected U.N. secretary-general». HISTORY. Retrieved 14 February 2019.
  22. ^ The United Nations: Javier Pérez de Cuéllar (Peru). Retrieved 13 December 2006.
  23. ^ The United Nations: Boutros Boutros-Ghali (Egypt). Retrieved 13 December 2006.
  24. ^ The United Nations: The Biography of Kofi A. Annan. Retrieved 13 December 2006.
  25. ^ «Kofi Annan of Ghana recommended by Security Council for appointment as Secretary-General of United Nations» (Press release). United Nations. 13 December 1996. Retrieved 12 December 2006.
  26. ^ Traub, James (2006). The Best Intentions. New York: Farrar, Straus and Giroux. pp. 66–67. ISBN 978-0-374-18220-5.
  27. ^ «General Assembly appoints Kofi Annan of Ghana as seventh Secretary-General» (Press release). United Nations. 17 December 1996. Retrieved 12 December 2006.
  28. ^ «Ban Ki-moon is sworn in as next Secretary-General of the United Nations». United Nations.
  29. ^ «Ban Ki-moon gets second term as UN chief». The Globe and Mail. 22 June 2011. Archived from the original on 24 June 2011.

External links[edit]

  • UN Secretary-General webpage
  • How is the Secretary-General appointed?
  • Global Policy Forum – UN Secretary-General
  • Report on the process of appointing a new Secretary-General
  • Who Will be the Next Secretary-General? (website on the 2006 campaigns)

Генеральные секретари ООН

 

Генеральный секретарь ООН

Анто́ниу Мануэ́л де Оливе́йра Гуте́рриш

Антониу Гутерриш

9-й Генеральный секретарь ООН с 1 января 2017 года.

Генеральный секретарь Социалистической партии Португалии (1992—2002), премьер-министр Португалии (1995—2002), председатель Социалистического интернационала (1999—2005), верховный комиссар ООН по делам беженцев (2005—2015).

Португальский государственный деятель.

 

Предыдущие Генеральные секретари ООН

Пан Ги Мун

Пан Ги Мун

8-й Генеральный секретарь ООН (2007 — 2016).

Работал в Министерстве иностранных дел и внешней торговли Республики Корея.

Профессиональный дипломат.

Кофи Аннан

Кофи Аннан

7-й Генеральный секретарь ООН (1997—2006).

С 24 февраля по 31 августа 2012 года — специальный посланник ООН и ЛАГ в Сирии для урегулирования конфликта.

Лауреат Нобелевской премии мира 2001 года.

Бутрос Бутрос-Гали

Бутрос Бутрос-Гали

6-й Генеральный секретарь ООН (1992—1996 год).

Египетский дипломат.

Хавьер Перес де Куэльяр

Хавьер Перес де Куэльяр

5-й Генеральный секретарь ООН (1982 — 1991).

Непродолжительное время (с 2000 по 2001 годы) был премьер-министром страны.

Перуанский дипломат.

Курт Вальдхайм

Курт Вальдхайм

4-й генеральный секретарь ООН (1972—1981).

Президент Австрии (1986—1992).

Австрийский дипломат и политик.

У Тан

У Тан

3-й Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций (1962 — 1971).

Бирманский дипломат.

Даг Хаммаршёльд

Даг Хаммаршёльд

2-й Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций (1953 — 1961).

Организатор первой миротворческой операции ООН (в Египте в 1956 году).

Известен также как поэт, журналист и эссеист.

Член Шведской Академии (с 1954 года).

Лауреат Нобелевской премии мира 1961 года (премия была присуждена посмертно).

Шведский государственный деятель, занимавший различные должности в министерстве финансов и Банке Швеции, а позже — в министерстве иностранных дел.

Трюгве Хальвдан Ли

Трюгве Ли

1-й избранный Генеральный секретарь ООН (1946—1952).

Норвежский политический деятель.

Хуберт Майлс Глэдвин Джебб

Глэдвин Джебб

Первый исполняющий обязанности Генерального секретаря Организации Объединённых Наций (1945 — 1946).

Британский дипломат и политический деятель.

ООН – международная организация, созданная в 1945 году с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. ООН является важнейшей площадкой для согласования позиций по ключевым вопросам международного взаимодействия. ООН инициировала заключение международных соглашений по целому ряду направлений, включая противодействие коррупции.

В организацию входит 193 страны. Руководство организацией осуществляет Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей ООН из представителей стран ООН на пять лет, с возможностью переизбрания. С 1 января 2017 года должность Генерального секретаря занимает Антониу Гутерреш (Португалия). Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.

Работа ООН в сфере противодействия коррупции строится, в первую очередь, вокруг имплементации Конвенции ООН против коррупции. Конвенция была принята Генаральной Ассамблеей ООН в 2003 г. (вступила в силу в 2005). В настоящий момент к Конвенции присоединилось 189 государств, в том числе и Россия (с 2006 г).

Конвенция ООН является самым широким по содержанию международным соглашением в сфере противодействия коррупции и охватывает пять основных тем: предупреждение коррупции, криминализация коррупционных деяний и правоохранительная деятельность, международное сотрудничество, возврат активов, полученных преступным путем, техническая поддержка и информационное взаимодействие.

Методическое и организационное сопровождение реализации Конвенции осуществляет Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). УНП ООН, в частности, разрабатывает рекомендации по применению Конвенции, готовит аналитические материалы по различным вопросам противодействия коррупции, ведет базу данных антикоррупционного законодательства стран-участниц, организует мониторинг соблюдения Конвенции странами-участницами и т.д.

Основные вопросы применения Конвенции, в том числе результаты мониторинга, обсуждаются на регулярных встречах нескольких рабочих групп.  Ключевые решения по дальнейшему внедрению Конвенции принимаются на проходящей один раз в два года Конференции стран-участниц. 

Для отслеживания процесса имплементации Конвенции станами-участницами существует специальный оценочный механизм, принятый в 2009 году. Мониторинг выполнения странами-участницами требований Конвенции состоит из 2 стадий, на каждой из которых рассматривается реализация отдельных разделов Конвенции. Первая стадия мониторинга, в ходе которой оценивалось выполнение частей III и IV Конвенции, проходила в 2010-2015 годах. Второй оценочный цикл, охватывающий части II и V Конвенции, начался в 2016 году.

Для проведения мониторинга из числа стран, ратифицировавших Конвенцию, по жребию выбираются две страны-оценщицы, которые анализируют соответствующее законодательство и документы, а также могут направить своих экспертов для проведения рабочих встреч с сотрудниками профильных ведомств оцениваемой страны, представителями бизнеса и гражданского общества. Распределение стран-оценщиц на первой стадии мониторинга можно посмотреть здесь, на второй стадии – здесь.

По результатам проведенной оценки готовится страновой доклад, содержащий информацию о практике применения Конвенции, а также рекомендации по устранению выявленных недостатков. Резюме странового доклада размещается в публичном доступе. Страна-участница может по своему желанию опубликовать полный текст отчета.

Все резюме и профили стран можно посмотреть здесь.
Отчет по России можно посмотреть здесь.

Секретариат ООН является международным органом, который управляет работой Организации Объединенных Наций и занимается ее координацией. Возглавляет его генеральный секретарь.

Мировая бюрократия

Шесть базовых органов Организации Объединенных Наций – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат ООН.

Последний оказывает влияние на работу ООН в гораздо большей степени, чем указано в Уставе организации. Это во многом объясняется тем, что сотрудники Секретариата являются постоянными экспертами, а не политическими назначенцами государств-членов. Набирается персонал на основе заслуг, учитывая принцип географического распределения. Сотрудники должны принять присягу на верность ООН. Им не разрешается получать указания от своих правительств. Персонал, по сути, представляет собой международную гражданскую службу.

Функции Секретариата ООН разнообразны. Это переводчики, делопроизводители, техники, администраторы, руководителей проектов, переговорщики и др.

секретариат оон

Руководитель

Генеральный секретарь выбирается на 5 лет Генеральной Ассамблеей по согласованию с Советом Безопасности. Для этого он должен получить одобрение всех постоянных членов СБ. По этой причине генеральные секретари, как правило, происходят из небольших нейтральных стран. ГС – главное административное должностное лицо на заседаниях ГА, СБ, Совета по Опеке и ЭКОСОС, которое может исполнять любые функции, возлагаемые этими органами на него и его сотрудников. Каждый год он отчитывается перед Генеральной Ассамблеей о работе ООН и может знакомить СБ с любыми вопросами, представляющими, по его мнению, угрозу миру и международной безопасности. ГС – главный представитель ООН и наиболее заметная и авторитетная фигура этого органа на мировой арене.

хозяйственная деятельность секретариата оон

Правительство Земли

Согласно уставу, генеральный секретарь и Секретариат ООН работают в нью-йоркской штаб-квартире и во всем мире. Они обслуживают основные подразделения организации и осуществляют руководство программами и политикой, определяемыми этими органами.

Таким образом, функции Секретариата ООН сопоставимы с задачами, которые выполняют национальные правительства стран мира. Среди прочего данный орган руководит операциями по поддержанию мира, решает проблемы беженцев, выступает посредником в международных спорах, отслеживает экономические и социальные тенденции, готовит исследования по правам человека, экономическому развитию, обеспечению устойчивого развития и другим вопросам по требованию какого-либо органа организации. Секретариат ООН информирует общественность о своей работе и проводит международные конференции. Кроме того, он контролирует выполнение директив ООН, переводит речи и документы на официальные языки организации и др.

структура секретариата оон

Секретариат ООН: состав и функции

Хотя его главная штаб-квартира находится в Нью-Йорке, организация присутствует в Вене, Найроби и Женеве, а некоторые связанные с ней учреждения расположены в Париже, Гааге и Риме. Структура Секретариата ООН слагается из следующих управлений и департаментов, возглавляемых заместителями и помощниками генерального секретаря или высшими официальными лицами, подчиняющимися ГС:

  • Канцелярия ГС. Включает канцелярию Пресс-секретаря, Бюро по вопросам партнерства, Службу протокола и связи, Бюро «Глобального договора».
  • Управление служб внутреннего надзора. Состоит из ревизионного, инспекционного и следственного отделов. Обладает широкими полномочиями по расследованию возможного мошенничества и злоупотреблений в рамках организации. Проводит мониторинг и аудит с помощью Комплексной системы управленческой информации. За создание управления выступали промышленно развитые страны, обеспокоенные тем, что их взносы в ООН могут пропасть в результате обмана и злоупотреблений.
  • Политический департамент. Курирует усилия организации в области превентивной дипломатии и миротворчества, собирает и анализирует информацию для предупреждения ГА и СБ о надвигающемся кризисе и осуществляет мандаты, вынесенные ими. Предоставляет помощь в проведении выборов в странах, запрашивающих поддержку в укреплении демократического процесса.
  • Правовое управление. Консультирует организацию и ГС по правовым вопросам. Например, управление оказывало помощь в проведении многочисленных мероприятий, связанных с международными уголовными трибуналами по бывшей Югославии и Руанде. Предоставляет широкий спектр юридических услуг по вопросам, касающимся договорного права и технических аспектов договоров.
  • Департамент разоружения. Первоначально был создан в 1982 г. и продолжал работу до 1992 г. В январе 1998 г. был восстановлен. Способствует целям разоружения и нераспространения химического, атомного и биологического оружия. Содействует усилиям в области сокращения обычных вооружений, в т. ч. мин и стрелкового оружия. Имеет пять филиалов.
  • Департамент операций по поддержанию мира. Это ведомство контролирует деятельность миротворческих миссий ООН по всему миру. С момента окончания холодной войны масштаб и сложность операций выросли экспоненциально. В 1995 году, когда сотрудники ООН были развернуты в странах бывшей Югославии, департамент насчитывал 70 тыс. военных и гражданских служащих, а его годовой бюджет приблизился к 3 млрд $.
  • Управление по координации гуманитарных вопросов. Занимается доставкой гуманитарной помощи жертвам стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Управление создавалось для обеспечения быстрой оценки потребностей, анализа ситуации на местах, а также для ведения переговоров о доступе к местам чрезвычайных ситуаций. Главной его особенностью является межведомственная координация, что позволяет всем учреждениям системы ООН совместно призывать к оказанию гуманитарной помощи и лучше отслеживать вклады правительств-доноров, учреждений ООН и неправительственных организаций.

деятельность секретариата оон

  • Управление по наркотикам и преступности. Расположено в Вене. Его целями являются: борьба с международной преступностью, контрабандой, бандитизмом, нелегальным оборотом наркотиков, коррупцией и терроризмом, предупреждение преступлений, законность, анализ тенденций, проведение исследований и поддержание стратегических мер.
  • Департамент по экономическим и социальным вопросам. Содействует стабильному развитию на основе многопланового подхода к социальным, экологическим, экономическим, демографическим и гендерным аспектам развития.
  • Департамент по делам ГА и обслуживанию конференций. Состоит из трех отделов и одной службы. Предоставляет услуги централизованного планирования совещаний и документирования, координирует конференц-услуги по всему миру. Предоставляет услуги устного перевода на все шесть официальных языков ООН и между ними. Готовит стенографические отчеты о заседаниях ГА, СБ и других органов, а также подготавливает и печатает документы и другие публикации. Отвечает за перевод всех официальных документов ООН, отчетов о заседаниях и корреспонденции. Предоставляет справочные услуги для авторов, редакторов, переводчиков и стенографов.
  • Департамент общественной информации. Создает пресс-релизы, публикации, радио- и видеопрограммы, рекламирующие работу организации. Способствовал установке электронной почтовой системы, соединяющей миссии по поддержанию мира, информационные центры и ПРООН.
  • Департамент управления. Занимается планированием бюджета, программ, счетами, закупками, архивами, кадровым обеспечением, коммуникациями и др.
  • Бюро по вопросам этики. Обеспечивает добросовестное и прозрачное выполнение служащими своих обязанностей в атмосфере конфиденциальности, беспристрастности, профессионализма и независимости. Бюро помогает сотрудникам избегать конфликта интересов и препятствовать тому, чтобы их частная жизнь мешала выполнению ими своих служебных обязанностей.
  • Канцелярия омбудсмена. Способствует превращению конфликтов в творческие решения путем проведения тренингов, челночной дипломатии, посредничества и др.
  • Канцелярия Высокого представителя по малоразвитым странам. Ключевыми направлениями ее работы являются помощь ГС в обеспечении полной мобилизации и координации всех частей системы ООН на выполнение Программы действий для малоразвитых стран, анклавов и малых островов, мобилизация международной поддержки и ресурсов, проведение групповых консультаций и обеспечение правовой защиты.

функции секретариата оон

Отдел закупок

Хозяйственная деятельность Секретариата ООН осуществляется через Отдел закупок, который занимается приобретением услуг и товаров для американской штаб-квартиры, региональных комиссий, миротворческих миссий, трибуналов, специальных миссий и др. Среди основных покупок – авиаперевозки, автомобили, компьютеры, продукты, услуги типографий, канцелярские материалы и принадлежности. ЮНИСЕФ, ВОЗ и Программа развития ООН закупки проводят самостоятельно.

Регистрация договора в Секретариате ООН

Функции ГС относительно сданных на хранение договоров, в т. ч. подготовка рекомендаций и исследований, оказание помощи по юридическим проблемам и практике межгосударственных договоров и депозитария, исполняются Договорной секцией Управления по правовым вопросам. Оформление, анализ, фиксирование, публикация и регистрация международных договоров в Секретариате ООН проводится там же. Кроме того, поддерживается и обновляется в Интернете «Собрание договоров Организации Объединенных Наций». Регистрация в Секретариате ООН производится согласно статье 102 Устава и Правил ГА. Специалисты помогут составить заключительные положения и вынести по ним замечания, подготовить подлинники и сделать их заверенные копии, организовать семинары и учебные программы по праву и практике международных договоров и т. д.

секретариат оон состав и функции

Персонал

Секретариат ООН насчитывает около 44 тыс. сотрудников. Еще большее их число работает в смежных учреждениях (таких как ВОЗ, Всемирный банк и др.). Это международные гражданские служащие, неподотчетные отдельным государствам. Сотрудники Генерального Секретариата ООН присягают не получать и не запрашивать предписания какого-либо правительства или другой организации. Согласно Уставу, государства-члены должны уважать исключительный международный характер и обязанности служащих и не пытаться влиять на их деятельность ненадлежащим образом.

Правда, были времена, когда деятельность Секретариата ООН стала объектом подозрений и критики со стороны правительств государств-членов. В первые дни после инаугурации президента США Дуайта Эйзенхауэра на пике холодной войны генеральный секретарь Трюгве Ли под давлением Вашингтона разрешил Федеральному бюро расследований снимать отпечатки пальцев со всех американских сотрудников. Данная практика продолжалась до ноября 1953 года, когда новый ГС Даг Хаммаршельд приказал ФБР прекратить ее. Но американское правительство в стремлении выявить сочувствующих коммунистам создало Совет лояльности сотрудников международных организаций, задачей которого являлось получение сведений обо всех американских служащих ООН. Среди них оказался весьма уважаемым Ральф Банч. В течение срока Хаммаршельда Советский Союз подозревал Секретариат ООН в том, что под руководством ГС он выступает на стороне Запада. Таким образом, Москва давила на ООН, требуя принятия т. н. проекта «Тройка», согласно которому предполагалось наличие троих руководителей Секретариата, по одному от Запада, Востока и стран третьего мира.

Проблемы с финансированием

В течение 1980 и 1990 годов имели место серьезные обвинения Секретариата в раздувании штата и расточительстве. Бутрос Бутрос-Гали безуспешно пытался успокоить критиков, особенно США, заморозив бюджет и объявив реформы. Его преемник Кофи Аннан в 1997 г. представил свою обширную реформу и планы реорганизации «Обновление Организации Объединенных Наций» путем объединения и перегруппировки 24 агентств в 5 подразделений с образованием должности заместителя генерального секретаря. Когда в конце 1997 года ГА одобрила первый пакет предложенных реформ, экономия составила около 123 млн долларов. Одним из следствий этого стало то, что конгресс США одобрил ассигнование 819 млн $ в качестве оплаты части своего долга ООН, достигшего 1 млрд долларов, и снизил давление на Организацию Объединенных Наций.

регистрация международных договоров в секретариате оон

Качество сотрудников

Вскоре после вступления в должность в 2007 году восьмой ГС Пан Ги Мун начал реструктуризацию Секретариата и установил новые требования к руководителям высшего и среднего звена организации. Традиционные гарантии рабочих мест были упразднены, создавались стимулы для процесса конкурсного отбора. Он установил ежегодные обзоры эффективности работы и сроки полномочий, открыл позиции в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке сотрудникам за пределами США, вынудил чиновников высшего звена обнародовать свою финансовую отчетность и положил конец автоматическому резервированию рабочих мест для ответственных сотрудников по окончании срока их службы. Изменения Пан Ги Муна критиковались многими делегациями стран-членов, привыкшими к традиционной неписаной практике. На закрытых заседаниях Пан встречался с послами этих государств, чтобы заверить их в том, что до введения реформ будут проведены обширные консультации. Его обещания успокоили большую часть опасений, но критика продемонстрировала сложность в проведении серьезных административных изменений в Секретариате.

Попытки реформ

Когда генеральный секретарь производил первые назначения высшего руководства, он воспользовался случаем, чтобы рекомендовать изменение нескольких отделов, предложив разделить Департамент операций по поддержанию мира на два подразделения – одно для проведения операций и одно для полевого обеспечения, а также изменить ранг директора Управления по вопросам разоружения с заместителя ГС на помощника, по сути, снижая его в иерархии ООН. Столкнувшись с оппозицией с двух фронтов, Пан Ги Мун просил комитеты рассматривать предложения до их представления Генеральной Ассамблее.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Скачать руководство по ремонту mercedes w221
  • Компливит актив инструкция по применению взрослым
  • Белэнергострой официальный сайт руководство
  • Biorepair зубная паста инструкция по применению
  • Ванкомицин инструкция по применению раствор для инъекций