Руководство ораторское искусство

24 мая, 2018

ораторское мастерство

Риторика – это ораторское мастерство, искусство публичной речи. Если вы думаете, что оно кануло в Лету вместе с античной цивилизацией, вы заблуждаетесь. Стив Джобс вошел в историю не только как лидер корпорации, создающей передовые мировые технологии, но и как блестящий оратор. На его выступления люди приезжали из других стран, чтобы услышать его еще раз, преодолевали континенты. В 2009 сообщение, что Джобс не будет присутствовать на ежегодном мероприятии бостонской компании Macworld Expo, привело к публичным беспорядкам.

Чтобы деловой разговор состоялся, недостаточно знать лексику, грамматику,

стилистику этого типа общения, хотя они важны. Если вы предприниматель, который заботится о будущем своей компании и планирует развивать ее, нужно научиться использовать свою речь таким образом, чтобы без труда заинтересовывать собеседников и склонять их на свою сторону. Мог ли хоть один человек отказать Стиву Джобсу?

Читайте нашу статью, и вы узнаете, как настроить деловую коммуникацию с сотрудниками отдела, партнерами по бизнесу и покупателями. Наш материал поможет вам справиться с волнением перед выступлением, расскажет о приемах «белой» и «черной» риторики, предоставит эффективные упражнения для развития речевых навыков.

Ораторское мастерство риторики: почему руководитель компании должен владеть искусством публичного выступления и развивать свою речь

Устное выступление перед аудиторией – неотъемлемая часть деловой коммуникации. Роль говорящего сложно переоценить. От того, насколько люди доверяют и симпатизируют оратору, зависит успех торговых сделок, обстановка в коллективе, отношения с фирмами-партнерами.

Самые выгодные контракты заключают, когда главный менеджер или начальник отдела продаж грамотно аргументируют свою позицию по поводу цены, условий и сроках поставки, качества товара, дополнительных услуг, возможных скидок.

ораторское искусство упражнения


Виды публичных выступлений по форме и особенности каждого из них

К устной публичной речи относится:

  • Приветственная. Посвящена торжественным или памятным событиям: открытие конференции, встреча зарубежных коллег, юбилей компании, поздравление прекрасной половины коллектива с Международным женским днем. Она эмоционально-окрашена. Ее цель – воодушевить слушателей, задать нужное настроение. Обычно содержит 4 этапа: обращение к публике, краткая характеристика события, обсуждение достижений и перспектив, пожелания на будущее.
  • Информационная. Часто применяется для внутриколлективных совещаний и собраний. Оратор делится актуальными новостями, сообщает, как распределена нагрузка, отмечает главные и второстепенные задачи сотрудников.
  • Торговая. Это реклама в том или ином виде. Цель говорящего – ярко охарактеризовать продукт, выделить 2-3 главных качества, подчеркнуть уникальность и сообщить потенциальному покупателю о гарантированных и возможных выгодах. Перед подготовкой выступающий анализирует систему мотивов потребителя, продумывает, на каких эмоциях лучше «сыграть», как привлечь и не потерять внимание слушателей. Обычно высказывание имеет форму доброжелательного совета, но есть и другие варианты. В разных формах повторяются главные доводы в пользу покупки.

ораторское мастерство риторика

  • Доклад на заседании или собрании.Это развернутое сообщение. Его цель – сформировать у аудитории определенное мнение по какому-либо вопросу, обозначить перспективы, нюансы, проблемные точки и пути разрешения. Часто предлагается краткий анализ обстановки. Руководитель может докладывать о результатах работы компании за определенный период времени.

публичная речь ораторское искусство

К диалогическим видам устных публичных выступлений относится:

  • Интервью.
  • Переговоры.
  • Дискуссии.
  • Совещания.
  • Пресс-конференции.

Причины страха перед публичными выступлениями

По статистике 9 из 10 человек страдают глоссофобией. Ученые установили, что количество адреналина, которое поступает в кровь, когда человек начинает выступать перед аудиторией, сравнимо с ощущениями перед прыжком с парашютом. Адреналин – союзник, но когда его слишком много парализуется память, стопорится речь, появляется нервная жестикуляция.

Все это не идет на пользу оратору. Публичное выступление наш организм приравнивает к смертельной опасности: необходимость произнести короткое сообщение перед аудиторией сравнимо с балансированием на краю небоскреба.

Существует две главных причины такой реакции:

  • Биологическая.Для животных изгнание приравнивается к смерти: одиночки голодают, мерзнут, не могут продолжить род. В нас живет животный инстинкт. Мы боимся отбиться от «стаи», выпасть из коллектива. Когда человек оказывается один на сцене, он неосознанно противопоставляет себя и слушателей, ощущает свое одиночество и отвергнутость.
  • Психологическая.Если в зале присутствуют значимые для вас лица, нам сложнее сконцентрироваться. Это может быть начальник или девушка из соседнего отдела, которая давно вам нравится. Бессознательное я автоматически связывает понятие внутренней цензуры с одобрением важных для нас людей: в детстве с родительским, во взрослом возрасте с благосклонностью руководителя или наставника. Нам кажется, что они имеют «казнить и миловать».

ораторское мастерство риторика

Основа успешного выступления – избавление от «первобытных» психологических атавизмов и детских комплексов. Если вы думаете, что лучше всего сделать это, приняв успокоительное, вы заблуждаетесь. Любые таблетки, в том числе популярная валериана, тормозят деятельность головного мозга, подавляют ее. Слушатели не заметят, что вы стали меньше волноваться, а вот замедленная реакция и вялая речь точно бросятся им в глаза.

Алкоголь ч качестве успокоительного также не стоит использовать. Это не только опасно для здоровья и неуважительно по отношению к аудитории, но и бесполезно. При интенсивном говорении, соединившись с адреналином, стимулирующие вещества быстро выветриваются и происходит обратный эффект: человек становится вялым, раздражительным и подавленным.

Сосредоточьтесь на своей цели. Вспомните, сколько раз в жизни срывались свидания с симпатичными вам людьми из-за боязни отказа, сколько интересных моментов вы не пережили, потому что побоялись чего-то, и поймите, что действие всегда лучше бездействия.

виды публичных выступлений

Если этот метод не помогает, вспомните, как профессор Люпин из третьей части «Гарри Поттера» учил школьников бороться с боггартом – существом, которое превращалось в то, чего больше всего боялся каждый ученик. Ценители творчества Джоан Роулинг вспомнят профессора зельеварения в костюме бабушки, а остальным понравится метод. Страшное нужно превратить в смешное, и волнение уйдет.

Это решение в разных формах предлагают многие авторы популярной литературы по технике публичных выступлений. Одни советуют раздеть аудиторию, другие представить на месте зрителей пушистых белых зайчиков или любых других милых зверюшек. Использовать первый способ мы не рекомендуем: обнажение всегда связано с чувством неловкости, а оно вам точно не помощник. Кроме того, активизируются центры головного мозга, отвечающие за продолжение рода, поскольку, так или иначе, голые люди ассоциируются с сексом, но никак не с презентацией продукта компании.

Вариант с животными возможен, если у вас хорошая фантазия. Но самый простой способ – рассмотрите людей, которые сидят перед вами. Поймите, что им меньше всего хочется запугать или унизить вас. Они с вами, а не против вас.

особенности публичного выступления

Не бойтесь зрителей. Представьте, что вы школьный учитель и перед вами пятиклассники на перемене. Один пытается привлечь внимание одноклассницы, дергая ее за косички, другой жует булку, третий делает бумажный самолетик, четвертый завис и уставился в окно. В них нет ничего страшного, они милые и смешные. Когда звонок прозвенит, и вы начнете урок, они оставят свои дела и будут внимательно вас слушать, но лишь до тех пор, пока вы сможете удержать их внимание.

Взрослые, которые сидят перед вами, ничем не отличаются от детей. Понаблюдайте за ними, подметьте смешные моменты, посмотрите, кто во что одет, кто как сидит. Поймите, что ваша позиция «учителя» выигрышная. Вы можете управлять аудиторией: заставлять людей удивляться, смеяться, огорчаться, делать выводы. Используйте свое преимущество.

страх перед публичным выступлением


Искусство ораторской речи: упражнения, помогающий побороть страх

  1. Если дрожат колени или руки, представьте, что они покрыты каплями воды, которые вам нужно стряхнуть. Сделайте пару характерных движений.
  2. Порепетируйте заранее, как вы будете стоять. Ваша основная позиция – ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса, локти чуть прижаты, ладони развернуты на публику. Ведущая нога на пол ступни впереди. Мысленно тяните себя вверх.
  3. Пригласите человека, с которым вы будете чувствовать себя комфортно: жену или мужа, близкого друга или лучшую подругу, сестру. Того, кто не будет вас оценивать, а только поддерживать. Выходя к зрителям, представьте, что вы рассказываете для него одного.
  4. Из-за волнения публичные речи всегда произносятся очень быстро: вам кажется, что вы говорите в среднем темпе, но у слушателей сложится впечатление, что вы тараторите. Чтобы избежать этого, намеренно замедляйте свою речь в течение часа перед выступлением. Так вы нормализуете темп.

искусство публичного выступления

И помните, залог успешного мероприятия – тщательная подготовка к нему. Репетируйте жесты, позы и, конечно, сам доклад. Когда вы выучите то, что нужно сказать, наизусть, будет гораздо проще отступить от намеченного плана – пошутить, обратиться к зрителям, более подробно разобрать какой-то вопрос. Уверенность в том, что вы в любой момент сможете вернуться к намеченному плану, поможет справиться с волнением.


Полезные рекомендации

  • Многие специалисты советуют искренне признаться в своем страхе. В деловом общении это недопустимо.
  • Если вы не знаете правильного ответа на вопрос, переадресуйте его аудитории и вместе разберите возможные варианты. Формула «я не знаю» – плохой союзник.
  • Не увлекайтесь указательными жестами. Лучшая жестикуляция та, что сливается с содержанием речи. Движение ваших рук не должно отвлекать слушателей от смысла сказанного.
  • Меняйте позы, но расхаживать по помещению из стороны в сторону не надо.

особенности мастерства публичного выступления


Развитие ораторского искусства: основы мастерства создания речей, меняющих обстановку в коллективе

  • Определитесь, какой цели вы хотите добиться своим выступлением: сообщить что-то или заставить аудиторию изменить свою точку зрения, сделать то, что вам хочется. Эти цели могут синтезироваться, но вы должны заранее подумать, какой реакции хотите добиться и выбирать приемы, исходя из этого.
  • Оцените слушателей: насколько они образованы, в какой сфере, гуманитарной или технической подкованы лучше, какие у них интересы. Важны пол и возраст. Молодежная аудитория тонко чувствует лесть, негативно воспринимает намеки на их некомпетентность, им претят заигрывания и сюсюкания. Будьте готовы к обсуждению острых вопросов, болезненных тем. Слушатели с высоким уровнем научной подготовки плохо воспринимают ораторов, которые не могут предложить им ничего нового: инновационных технологий, свежих взглядов и подходов к решению проблемы. Всегда легче говорить с однородной аудиторией: студенты, врачи, либералы. Вам будет проще предсказать их реакцию. Если состав публики разнороден, адресовывайте отдельные фрагменты речи конкретным группам. Заранее решите, что скажите отдельным, важным персонам.
  • Выясните, сколько человек придет вас послушать. Чем больше, тем проще будет управлять эмоциональным фоном: толпа делит высказывания на черное и белое, склонна к обезличиванию, инертна. Вам следует говорить просто, образно, использовать средства наглядности. Если вы выступаете перед узким кругом людей, важна предварительная подготовка: подумайте, как будет реагировать на ваши речи каждый из слушателей, подготовьте «прицельные фрагменты», рассчитанные на конкретных людей.

ораторское мастерство как искусство

  • Используйте знания проксемики – науки о временной и пространственной организации общения. Если вы будете сидеть за общим столом, как на конференциях, то следует соблюдать субординацию и говорить официальным языком. Будьте готовы к конфронтации, противостоянию мнений. Аудиторное размещение отделяет оратора от слушателей, затрудняет обратную связь, предполагает большое число участников. Размещение «подковой» дает хорошие возможности контроля, обеспечивает визуальный контакт.
  • Выясните, после кого вы будете выступать. Чтобы ваша речь дала нужный эффект, она должна быть интересней и образней предыдущей.

Эффективные методы убеждения

  • упоминание авторитетов и отсылки к ним;
  • образные сравнения из области, хорошо знакомой слушателям: среди кинокритиков – из фильмов, среди врачей – из медицинской практики.
  • опрос – попросите слушателей поделиться их мнением;
  • условное согласие – признайте частичную правоту партнера и постепенно перетяните его на свою сторону;
  • перефразирование – говорите то же самое, но в более мягкой форме;
  • принятие замечания – допустимо, если оно существенно не влияет на дальнейшее развитие беседы.

мастерство ораторского искусства приемы

Мы рассказали вам, зачем руководителю компании нужно ораторское мастерство, привели примеры эффективных упражнений и методов, которые помогут вашей речи превратиться в произведение искусства. Но это только малая часть того, что должен знать настоящий оратор. Если вы хотите, чтобы вас цитировали после каждого публичного выступления, обращайтесь к бизнес-тренеру-практику Владимиру Хмелеву. Вы получите теоретическую информацию и научитесь грамотно применять ее на практике, узнаете тонкости общения с коллективом, партнерами по бизнесу и конкурентами.

Успех коммуникации обеспечивает не только правильный выбор слов, но еще и знание аудитории, умение слушать и сопереживать, контроль за языком тела и наличие хорошо развитой интуиции. Однако именно выбор слов критически важен. Вот 10 приемов ораторского искусства, которые могут пригодиться в офисе.

1. Чтобы в чем-либо убедить аудиторию, начните с причин

Представьте, что вы сообщаете команде о важном изменении в работе. Один из способов сделать это — просто назвать его, а затем объяснить причины. Однако через доли секунды после озвучивания новости слушатели начинают интуитивно ее оценивать. Если она им не по душе, то последующие объяснения могут показаться лишь оправданиями.

Изменение порядка смысловых частей заявления, а именно называние причин решения перед ним самим, позволяет сделать второй блок выступления логическим завершением, а не оправданием.

2. Чтобы завоевать доверие, покажите уязвимость, а затем свое видение проблемы

Вы когда-нибудь встречали людей с ответами на все вопросы? Это впечатление обычно быстро проходит — особенно если они занимаются управлением командой. Так что же делать, когда сотрудники хотят получить ответы на сложные и неоднозначные вопросы?

Уязвимость и видение проблемы — волшебная комбинация. Демонстрация уязвимости — признание того, что у вас нет ответов на все вопросы или что вы тоже иногда боитесь — может поспособствовать возникновению симпатии, и это позволит завоевать сердца слушателей. Видение проблемы покажет направление движения — а это уже завоюет их умы.

3. Чтобы попросить о чем-либо, используйте формат NVC

Давать обратную связь и просить о чем-либо в трудных ситуациях непросто для всех. Одна из причин, по которой эти действия пугают, заключается в невозможности предсказать реакцию другого человека. В книге Маршалла Розенбурга «Ненасильственное общение» (Non-violent Communication, NVC) есть шаблон, который поможет структурировать отзыв:

«Когда ____ [наблюдение], я чувствую ____ [эмоция], потому что мне нужны некоторые ____ [универсальные потребности]. Сможете ли вы ____ [запрос]?»

4. Чтобы обосновать свою точку зрения, придерживайтесь правила из 40 слов

Когда нужно сообщить собеседнику что-то неприятное, многие из нас склонны говорить слишком много, чтобы подчеркнуть свое сожаление и подробнее объяснить причины решения.

Однако после получения такой информации людям часто нужно время, чтобы собраться с мыслями, и они могут пропустить продолжение речи. Чаще всего суть можно выразить с помощью 40 слов или меньше — для этого можно заранее потренироваться.

5. Чтобы вовлечь, расскажите историю

Истории сильны, потому что могут задействовать эмоции так, как это не всегда удается сухим фактам. Сторителлинг прочно вошел в инструментарий выдающихся ораторов. Хороший рассказ не должен длиться два часа — прежде всего в нем важны небольшая предыстория и конфликт, с которым слушатели могут соотнести себя.

6. Чтобы получить возможность, попросите разрешения

Есть простой, но мощный способ получить желаемое — нужно просто попросить разрешение.

  • Вы позволите вмешаться, если мы отойдем от темы совещания?
  • Вы позволите дать обратную связь?
  • Вы позволите изменить параметры?

Такие вопросы показывают уважение к собеседнику и дают ему чувство контроля над ситуацией. Если они прозвучат от руководителя, то обезоружат слушателей — они будут более чем счастливы дать разрешение.

7. Чтобы научить, задавайте вопросы

Каждому лидеру часто хочется взять и самостоятельно решить проблемы подчиненных. Однако выполнение обязанностей сотрудников не позволит им вырасти.

Чтобы помочь членам команды, не беря при этом их задачи на себя, можно задавать вопросы. Хороший вопрос характеризуется открытостью, простотой, искренним интересом и часто начинается с «что» или «как».

8. Чтобы придумать новые идеи, скажите «да, и …»

Умение проводить мозговой штурм — полезный навык для любого руководителя. Тем не менее, немногие вещи убивают творчество быстрее, чем слова «нет, но …».

«Да, и …» — это техника, пришедшая из импровизационной комедии. Принимая идею и добавляя больше информации, вы поощряете других использовать ее, а не разрушать. Некоторые люди полностью исключили союз «но» из своего словарного запаса и утверждают, что это изменило их мышление к лучшему.

9. Чтобы убедить, сопереживайте

При попытке продать продукт или идею от собеседников часто можно услышать причины потенциального провала задумки. Как реагировать на подобные возражения?

Точно не стоит убеждать скептиков в том, что они не правы. Однако сопереживание может увеличить шансы на то, что они все же прислушаются. Например, так работает метод «чувствуете, чувствовал, нашел»:

«Я понимаю, как вы себя чувствуете. Я чувствовал то же самое и обнаружил, что ____ [доказательства, которые изменили ваше мнение]».

10. Чтобы быть услышанным, говорите последним

Как правило, на совещаниях руководителю стоит сначала выслушать других и только потом озвучить свои идеи. Знание других мнений и предложений дает информационное преимущество, а также возможность поблагодарить команду. И, что особенно важно, люди с большей вероятностью прислушаются к вариантам начальника, если заметят, что он с внимательностью отнесся к их высказываниям.

Источник.

Содержание статьи

Впечатление, которое человек производит на окружающих, уже в первые минуты знакомства может полностью изменить его будущее. Карьера, финансовое положение, отношения с друзьями и личная жизнь зависят от способности чётко и внятно излагать свои мысли, умения слышать и слушать, убеждать и договариваться.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ФОТО

Риторика и ораторское искусство

Ораторское искусство – это не просто способность много и красиво говорить. Хороший оратор должен владеть основами психологии и актёрского мастерства, философии и аналитики. Основная его цель – не просто донести до собеседника определённую информацию, но и вызвать интерес у аудитории, побудить слушателей к совершению тех или иных действий.

10 основных правил риторики

В риторике выделяют 10 составляющих, которые влияют на качество речи и лежат в основе ораторского мастерства.

Объективность

Не следует преподносить собственные убеждения, как непреложную истину. Речь выступающего должна быть непредвзятой, а информация правдивой;

Лаконичность

Длинный, содержащий много второстепенной информации монолог, вызывает раздражение и негативную реакцию окружающих. Текст выступления должен быть достаточно кратким и лаконичным, при этом оставаясь содержательным и информативным;

Ясность

Ясность – это способность объяснять сложные вещи простыми словами, преподносить информацию в понятной для собеседника форме;

Образность

Использование в качестве примеров реальных жизненных ситуаций, сравнения и сопоставления, вызывает у слушателя ассоциации с привычными, хорошо знакомыми вещами. Возникающие при этом чувства и эмоции упрощают восприятие информации и делают речь более запоминающейся;

Целесообразность

Основная мысль сказанного должна легко улавливаться и быстро запоминаться;

Напряжение

Собеседника нужно увлечь, заинтересовать, и, сохраняя интригу и повышая градус напряжения, постепенно подводить его к кульминации повествования;

Неожиданность

Нестандартный подход и свежий взгляд на ситуацию повышают интерес аудитории к оратору и его выступлению;

Насыщенность

Не следует нагружать слушателя обилием сложных для восприятия терминов и формулировок, их необходимо чередовать с простой и доступной для понимания информацией;

Комический эффект

Юмор сглаживает острые углы, вызывает расположение аудитории, а выступления, разбавленные удачной шуткой или уместной остротой, лучше запоминаются;

Стиль

Не стоит произносить пафосных и возвышенных речей, но в то же время, сказанное не должно казаться пошлым или вульгарным. Выбор стиля повествования зависит от его содержания и целевой аудитории, на которую рассчитано выступление.

Упражнения

Ораторское мастерство помогает не просто контролировать ситуацию, но и управлять ею. От коммуникативных навыков оратора и правильно выстроенного диалога со слушателями зависит положительный исход любого дела.

Красноречие – способность не врождённая, а приобретённая. Этот навык необходимо развивать и тренировать. Научиться свободно выражать свои мысли при помощи слов, говорить легко и непринуждённо, вызывать интерес и доверие у аудитории, можно, выполняя достаточно простые, но эффективные упражнения.

8 упражнений для тренировки речи

Громкое чтение

Для того, чтобы развить силу и гибкость голоса, необходимо ежедневно читать вслух любой текст. При этом нужно менять тональность каждого предложения, переходя от громкого произношения к тихому и наоборот. Можно в подобной технике произносить протяжные гласные, при этом голос должен звучать ниже, чем обычно;

Пересказ прочитанного

Научиться формулировать мысли можно, регулярно пересказывая прочитанные тексты своими словами. При этом особое внимание необходимо уделять деталям, стараться запомнить и воспроизвести как можно больше информации;

Поиск ключевых слов

Поиск ключевых слов – помогает развить речевое мышление. Нужно определить, какие фразы и предложения являются ключевыми в тексте и постараться подобрать для них новые формулировки. При этом смысл и информативность слов должны сохраняться. Ещё один вариант упражнения предлагает, прочитав лишь первую часть предложения, завершить его своими словами;

Перефразирование

Это упражнение учит выделять основную мысль в тексте. Прочитав небольшую статью или сообщение, нужно передать содержащуюся в них информацию своими словами, при этом уменьшив размер текста до одного предложения;

Простота речи

Чтобы исключить частое использование одних и тех же слов (слова «паразиты»), пересказываемый текст записывают на диктофон. Обнаружив при прослушивании предложения, содержащие такие слова, их необходимо проговорить несколько раз, но уже в правильной форме;

Скороговорки

С помощью скороговорок можно научиться говорить быстрее, сохраняя при этом отчётливое произношение;

Чтение по складам

Чтение по складам применяется для выработки свободного, отчётливого произношения. Необходимо медленно, по складам читать любой текст, обращая внимание на правильность и чёткость произносимых звуков. Это упражнение позволяет избавиться и еще от одного распространённого недостатка – торопливого произношения, при котором отдельные звуки или окончания слов теряются (проглатываются), а речь получается скомканной и невнятной;

Чтение стихов

При чтении рифмованных произведений легче запоминается правильная постановка ударения в словах.

Упражнения следует выполнять как можно чаще, но при этом важно делать перерыв и отдыхать, почувствовав утомление. Кроме того, ясность речи и чёткость произношения зависят от правильного дыхания, выработать которое можно при помощи дыхательной гимнастики.

Страх публичных выступлений

Тревога и неуверенность в себе мешают оратору ясно выражать свои мысли. Он часто сбивается, его речь становится путанной и зрителю приходится напрягаться, чтобы уловить суть сказанного. Волнение и страх перед аудиторией, могут привести к провалу любое выступление. Как не бояться публичных выступлений?

Первый шаг к решению проблемы – анализ и определение тех факторов, из-за которых человек испытывает дискомфортное состояние перед выходом на сцену и боится публики. Чаще всего причины подобной реакции носят психологический характер. Бесконтрольный страх и волнение могут возникать из-за:

  1. детских воспоминаний (неудачное выступление в раннем возрасте);
  2. строгого воспитания (запреты и ограничения со стороны родителей, уверенность в том, что не следует привлекать внимание других людей);
  3. комплексов (недовольство собой, ожидание смеха от аудитории);
  4. болезненное самолюбие (боязнь критики, желание быть совершенным во всём).

Боязнь публичных выступлений  – явление очень распространённое, знакомое практически всем, кому приходилось работать с большой аудиторией. Небольшое волнение делает речь более эмоциональной и интересной, но очень важно следить за тем, чтобы оно не переросло в панику.

Как не волноваться перед публичным выступлением

Известно множество методик, позволяющих справиться с эмоциями и преодолеть страх сцены. Физические упражнения и занятия спортом перед выступлением помогают расслабиться и снимают нервное напряжение. Чашка теплого молока или травяного отвара с мёдом успокаивает и делает голос мягче и звонче.

5 способов побороть волнение

Существуют способы, помогающие успокоиться перед выходом на сцену:

  • Аутотренинг – нужно убедить себя в отсутствии страха, поверить в себя, понять, что ошибки могут быть у всех. Лучше всего совмещать аутотренинг с  визуализацией выступления, представляя свой успех и положительную реакцию аудитории.
  • Хорошие воспоминания – отвлечься от волнений можно воскресив в памяти свои прошлые успехи и победы, вспомнив наиболее яркие моменты своей жизни.
  • Медитация – полное расслабление, глубокие вдохи и выдохи помогают успокоиться и избавиться от нервозности.
  • Отдых – накануне выступления нужно выспаться и хорошо отдохнуть. Это позволяет привести мысли в порядок, быть более собранным и спокойным.
  • Подготовка – уверенность в своих знаниях помогает легче относиться к происходящему. У человека, хорошо разбирающегося в теме доклада, намного больше шансов вызвать интерес у аудитории.

Свой страх нужно осознать и принять. Любой человек имеет право на волнение и часто, само понимание этого факта помогает оратору взять себя в руки и успокоиться.

Как не бояться выступлений перед публикой

Неуверенность в себе, волнение и страх могут вернуться, как только оратор выйдет на сцену. Избавиться от паники и установить контакт с аудиторией можно с помощью обыкновенной улыбки. Это позволяет снять напряжение и расположить к себе слушателей.

Иногда уместно открыто признаться публике в своём волнении. Это лишний раз подчеркнёт серьёзное отношение оратора к предстоящему выступлению, слушатели будут более снисходительны к возможным ошибкам и промахам выступающего.

Если в зале присутствуют друзья или родственники оратора, нужно установить с ними зрительный контакт. Поддержка близких людей позволяет почувствовать себя уверенней и справиться с эмоциями.

В ситуации, когда оратор не знает ответа на заданный вопрос, можно воспользоваться «методом бумеранга», суть которого – переадресация вопроса аудитории или сидящим в зале коллегам. Это позволит вовлечь слушателей в обсуждение и достойно выйти из затруднительного положения.

Ораторское искусство – это инструмент, позволяющий добиться успеха в карьере и личной жизни. При помощи слова можно влиять на чувства и эмоции, менять мировоззрение и взгляды собеседника. Часто умение убеждать других, помогает человеку стать более открытым и поверить в себя.

4.5 16 votes

Рейтинг статьи

  1. Часть

Цель любого ораторского выступления – побудить людей делать какие-то действия. А в управленческой деятельности это просто необходимо. Стало быть, умение выступать, с целью побудить сотрудников выполнить нужное действие – это самый важный навык, которым должен владеть любой управляющий (предприниматель).

Но, увы, не каждый умеет выступать так, чтобы присутствующие люди поняли и приняли его идею, шли за ним и согласились с ним. Вспомните, пожалуйста, на какие подвиги шли наши солдаты после выступления командира. Ведь люди шли на смерть после вдохновляющего выступления оратора. Они жертвовали своей жизнью ради идеи. Ведь по сути даже гражданские перевороты случались благодаря публичным выступлениям. Уметь достучаться до сознания каждого, чтобы подчинить – это искусство.

Но почему у одних получается, а у других – нет? Одни умеют на государственном масштабе призывать к действию, а другие не могут даже на уровне организации это сделать. А ведь любая организация защищена законом и не только имеет право на взыскание вплоть до увольнения, но и на поощрение и повышения своих сотрудников. В то время как гражданские перевороты преследуются законом. И всё же подчинение, выполнение необходимых действий, сплочённость групп в восстаниях, переворотах, мятежах намного выше, чем в организациях. Хотя еще раз напомню, что они преследуются законом. Их грозит не очередная получка, а реальное наказание, которое оставит клеймо на всю жизнь. Однако вера в светлое будущее, возможно не для них, а для будущего поколения, наталкивает их на подвиги.

Выходит, что словом можно влиять на людей, можно подчинить, можно мотивировать, можно уговорить, можно завлечь, можно побудить, можно заинтересовать, можно удержать и т.п. Одно нужное слово, сказанное в нужный момент, может изменить ход жизни человека. Заставить его посмотреть на жизнь иначе.

Таким образом, влиять на людей может каждый, кто владеет словом.

Ещё Эмиль Жирарден сказал: «Сила слова беспредельна. Удачного слова часто достаточно было, чтоб остановить обратившееся в бегство войско, превратить поражение в победу и спасти страну»[1].

Становится понятно, что владение этим навыком позволяет побудить людей выполнить нужное действие.

Но возникает справедливый вопрос – Как? Как строить свою речь, чтобы сотрудники поняли и запомнили, приняли и принялись добросовестно, с отдачей выполнить наши указания.

Чтобы Вас не только слышали, но и слушали, необходимо управлять своим голосом. Вспомните, как выступали ораторы с трибун – ярко выраженным, громким голосом. А ведь на самом деле наш голос – это эффективный инструмент, который способен оказать сильное влияние на собеседника. Наверняка Вы заметили, что в спорах люди всегда прибегают к повышенным тонам, используя его как инструмент влияния. И тут два исхода: либо в ответ говорить ещё громче, либо наоборот согласиться, хотя бы сделать вид. Естественно выбор зависит от типа личности. Слабая личность всегда промолчит, уступит, а сильная – будет нападать.

Однако влиять на людей силой голоса – вовсе не означает кричать. Тот факт, что Вы управляющий уже говорит, что у Вас есть сила – это Ваш статус. И крики с Вашей стороны разве что на время подчинят сотрудников. Вы больше навредите себе, чем добьётесь результата.

Поэтому, чтобы эффективно управлять, Вам необходимо научиться регулировать свой голос. Это делать не так уж трудно. Достаточно просто ключевые моменты выговаривать громче остальных. Тем самым Вы сделайте акцент на их важность. Например, при отклонении от темы говорите тише, а когда подводите к главной идее, то постепенно увеличивайте громкость.

Наверняка Вы со мной согласитесь, если я скажу, что нет ничего хуже, когда приходится слушать монотонное выступление. Чтобы Ваши сотрудники не уснули во время совещания, Вам необходимо обращать внимание на свой темп в речи. Выразительный голос замедляется и ускоряется. Замедлять нужно тогда, когда Вы говорите о важных вещах. Таким образом, Вы дадите сотрудникам возможность уловить мысль, предугадать и осмыслить Ваши слова. В этом случае информация усваивается лучше. Когда Вы хотите подчеркнуть важные пункты, то постарайтесь делать паузу – это позволит сотрудникам понять Вашу, возможно сложную, идею. Тогда Ваши высказывания будут восприниматься лучше.

Чтобы информация усвоилась лучше стоит её дополнить конкретными личными примерами, цитатами, афоризмами — это всегда цепляет слушателей. Такие высказывания в основном остаются на слуху, их часто повторяют и они запоминаются. Когда Вы связываете их с общим делом, то вероятность возникновения ассоциации при их повторении возрастает, а это возвращает людей в колею. Запомните, что пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь!

Ещё очень важный момент – управление своей интонацией, которое дополняет вышесказанное. С помощью интонации Вы сможете придать вашей речи разные значения. Например «Мария Ивановна, подготовьте отчёт!». Когда я подчеркиваю ударением первое слово, то делаю акцент на личность, а в остальных двух случаях – на дело. В последнем случае – на конкретное дело (отчёт). И в зависимости от того как я выскажусь, будет строиться дальнейшее поведение Марии Ивановны.

Ещё В. Шукшин заметил, что ели же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали — значит, он и не сказал их[2].

Очень важно в своей речи использовать глаголы Совершённого вида (написать, купить, подготовить, решить, послушать, сказать и т.д.). Они в отличие от глаголов несовершенного вида дисциплинируют, приписывают ответственность, формируют готовность завершить дело. Поэтому в Вашей речи всегда должны быть такие глаголы.

Если Вы хотите убеждать, то в речи используйте такие слова, как помогать, сотрудничать, вы получите…, мы приобретём… и т.д. Эти слова положительно воспринимаются и располагают к себе. Помните, что Ваша речь всегда должна отвечать интересам слушателей. Они должны понять, что это забота, это «пряник», а не «кнут».

Науке известно, что людей можно разделить на три группы, согласно каналам восприятии: визуалы, аудиалы и кинестики. Визуалы информацию воспринимают глазами. Им достаточно увидеть, чтобы понять и запомнить. Аудиалы – ушами. Им достаточно услышать, чтобы запомнить. Кинестики – эмоциями. Они чувствуют даже когда не смотрят и не видят. Чтобы управлять каждым из них достаточно подобрать нужные слова. Для визуала подходит слово – смотреть в разных вариациях. Для аудиала – слушать, а для кинестика все слова связанные с чувствами. Используя такие слова в Вашей речи, Вы всегда сможете достучаться до собеседника.

На самом деле очень важно заранее подготовить свою речь: планировать, что и как говорить, определить цель и последовательность, чтобы предвидеть ожидаемый результат. Поэтому речь нужно структурировать, то есть определить введение, основную часть и заключение. Любой человек знает, что скажет он в основной части, по крайне мере в общих чертах. Поскольку если есть повод, значит, есть тема. Но, как начать, чтобы заинтересовать и как завершить, чтобы замотивировать – не каждый знает.

Рассмотрим структуру выступления.

Введение. Оно бывает в трёх видах – реклама, вербовка и презентация.

— «Реклама» позволяет привлечь внимание, заинтересовать, а порой и шокировать. Вы можете так начать свое выступление, если произошло нечто такое, что выходила из ряда вон. Такое начало позволит Вам создать повышенный интерес к теме, а впоследствии донести до сотрудников свои взгляды на происходящее. Очень удобный способ начать разговор с вопросов. А ещё лучше задать три вопроса и в разных интонациях! Например: я своё выступление начала так: «Как часто Вы ищите работу? Может быть, Вы ищите сотрудников? Не пора ли нам познакомиться? Здравствуйте!».

— «Вербовка» позволяет объединить Вас с сотрудниками. Такое начало даёт возможность превратить сотрудников в союзники, потому что первоначальная установка позволяет оценить ситуацию как происходящее с нами. А известно то, что касается нас – не может вызывать безразличие. Такие разговоры должны начаться со слов «Мы, Нас, Вместе» и т.д. Вы должны дать понять, что Вы такой же, как и Ваши сотрудники. Вы должны найти общие, объединяющие черты. Например, «С нами случалась беда!».

— «Презентация» как вид введения можно использовать, если Вы выступайте перед своими единомышленниками. Её цель — представить тему, раскрыть план материала, донести информацию. Например: «Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы сегодня поговорим о такой теме как…».

Основная часть.

Основную часть можно делить на две группы: изложение и аргументация.

— Изложение. Согласитесь, излагать можно по разному. Например, поэтапно, в хронологическом порядке или же нарушая ход событий. В зависимости от цели высказывания можно выбрать тот или иной способ. К примеру, если Вы рассказывайте то или иное событие с целью выявить пробелы, то имеет смысл рассказать в хронологическом порядке. Если обсудить, то лучше поэтапно. Если принимать решение, то нарушая ход события. Например, можно рассмотреть проблему по аналогии, воспользоваться индуктивным, дедуктивным методом, или концентрировать внимание на одной проблеме.

— Аргументация. Что касается аргументации, то здесь можно излагать мысли в виде тезиса (кратко изложенная основная мысль темы), аргументировать (вывод, который излагается с целью утверждения истинности тезиса) или демонстрировать. Демонстрировать её можно с помощью представление статистики, наглядного конкретного примера, презентации и т.п.

Заключение.

В заключении Вы можете использовать одну из трёх методов – суммирующий, типологирующий или апеллирующий метод.

— Суммирующий метод позволяет обобщить вышесказанное, сделать вывод исходя из излОженного материала. Этот метод подходит, если Вы хотите в основном информировать, поделиться своим взглядом, донести до слушателей основную мысль. Например, «Таким образом можно делать вывод, что заключение договора с компанией А даст нам возможность выйти на новый рынок».

— Типологирующий метод позволяет говорить о том, что в тексте не упоминалась. В основном делается прогноз исходя из вышесказанного. Известно, что люди запоминают в речи только начало и конец. Такой конец речи способен насторожить, остерегать от конкретной ошибки, побудить к действию, чтобы избежать данной ошибки. Например,  «Кстати, если мы не сможем заключить договор с компанией А, то скорей всего нас закроют. На это уже намекали с головного офиса».

— Апеллирующий метод призывает к действию, заставляет задуматься. Он как бы побуждает, мотивирует, позволяет проявлять инициативу, зовёт за собой. Такая речь эмоционально влияет на людей. Добавляет энтузиазм (воодушевление). Например, «Пора выти на новый уровень развития», «Пришло время применять новый подход».

  1. Часть

Итак, в первой части мы научились управлять людьми с помощью речевых приемов, где в центре внимания были наши сотрудники. Во второй части в центре внимания будет сам выступающий.

Если задуматься, то можно прийти к выводу, что мы не можем эффективно влиять с помощью слово на людей, потому что испытываем страх перед публичным выступлением. Для кого-то проще отдельно поговорить, для кого-то — тихо сказать, для кого-то иногда промолчать или переложить на своего заместителя. А ведь, по мнению учёных, страх публичного выступления – занимает второе место после страха перед смертью. Казалось бы, чего бояться? Ведь, слава Богу, мы живём в цивилизованном мире, где вряд ли будут кидать камнями. Максимум начнут обсуждать, и то, в информационном мире так часто появляются новые события, что старое очень легко и быстро забывается. Так что вероятность, что будут долго обсуждать – минимально.

И всё же люди бояться выступать перед публикой. У одних дрожит голос, у других – коленки, у третьих – появляется скованность в теле. Все эти симптомы легко исчезают с приобретением опыта. Но, чтобы приобретать опыт, нужно действовать. Сделать первый шаг, а ведь это самый трудный. Мало того отрицательный опыт закрывает перед человеком все двери, снижает самоуверенность, переживается долго и болезненно. Поэтому чтобы не попасть в такой ситуации – надо научиться управлять собой.

Наш организм представляет собой систему, в которой психические процессы связаны, с физическими. Мышцы тела всегда реагируют на то, что происходит в центральной нервной системе. Например, Вы разозлились и не заметили, как ваша ладонь превратилась в кулак. А мозг, в свою очередь, может реагировать на то, что происходит в теле. И когда мы волнуемся, то теряем контроль над собой. С одной стороны появляются физические зажимы, с другой стороны – мы отвлекаем свой мозг, а впоследствии можете забыть мысль, текст или важные моменты, которые хотели подчеркнуть.

Поэтому рекомендуется осознать причину страха и волнения, чтобы управлять им. Если обобщить их, то можно на них посмотреть с трёх сторон — Я, Мы, Они.

— Я – так называемый комплекс «отличника». Это желание получить пятёрку и ни в коем случае не четвёртку. Это связанно с самооценкой личности.

— Мы – это когда нас волнует оценка окружающих. Это страх, что о нас скажут или подумают другие. Это связанно с зависимостью, т.е. мы зависим от чужого мнения.

— Они – это «стадный эффект», который присуще всем социальным животным, а человек – социальное существо. Это означает, что я стою напротив Вас, значит я не с вами. Это связанно с ролью, которую человек играет. Чаще всего это роль воспринимается выступающим как роль оппозиции (против мнения большинства).

Чтобы избавиться от этих комплексов, нужно формировать в себе возрастной подход. Что это значит? Оглянитесь вокруг и Вы заметите это явление. Например, для молодежи в возрасте 18+ важно, чтобы о нём говорили, и он делает всё, чтобы выделиться. Для людей 40+ важно, чтобы говорили только хорошее. Однако люди в возрасте 60+ понимают, что никто о них говорить не будет и всем на них наплевать. Только такое отношение позволит Вам выступать спокойно, без переживаний и нервов. Такой подход выдвигает личность на второй план, а тему выступления и намеченное дело передвигает вперёд. При таком подходе становится неважно: Как я должна выступать, Что обо мне подумают и Где я стою. Становится важно лишь то, что я говорю! Поэтому этот подход является самым эффективным в публичном выступлении.

На самом деле не всегда человек выглядит со стороны так, как он себе представляет в этот момент. Его выдает его же реакция. Поэтому важно сохранять уверенный вид.

Когда Вы выступаете перед своими подчинёнными или партнерами и волнуйтесь, то они это чувствуют и естественно, не воспринимают информацию таким образом, каким Вы бы хотели передать. Показывая своё волнение, Вы показываете свою слабость. А когда человек замечает, что рядом есть слабый, то он становится смелым. Поэтому нужно скрывать свою слабость.  

Очень хорошо помогает жестикуляция. Когда Вы жестикулируете, то отвлекаете внимание собеседника от Вас на Ваши движения (рук, тело). Отходя от пристального взгляда собеседника, Вы эмоционально успокаиваетесь. Некоторые жесты даже дают уверенность в себе (жесты доминирования). Жесты помогают выразить слова образами. Например, дублировать слова, перечислять, а это, во-первых, разгружает Ваш мозг, а во-вторых, воспринимается и запоминается окружающим лучше.

Но чтобы жесты имели эффект, они должны соответствовать следующим параметрам. 1. Быть открытым, что располагает к разговору и снимает напряжение (ладони открыты, руки и ноги не скрещены). 2. Быть широким, что показывает прозрачность собеседника и вызывает доверие (руки раскрываем, пальцы считаем разгибая). 3. Быть симметричным, что приятно для глаз, а это держит внимание (работаем всегда двумя руками). 4. Быть законченными, т.е. чтобы не утомлять собеседника должны быть паузы между жестами (если есть верх – то должен быть и вниз).

Чтобы расположить к себе и вызвать симпатию, иногда стоит копировать некоторые жесты собеседника. Например зеркальность поз позволяет узнать себя в другом человеке и располагает к нему. Ни в коем случае нельзя держать руки в карманах, за спиной, частично оборачиваться или прикрытый рот рукой во время разговора, так как это подсознательно вызывает недоверие. А вот когда корпус наклоняется вперёд, то создаёт ощущение позитивности и заинтересованности.

Если жестами более или менее легче управлять, то мимикой труднее. Они возникают и исчезают мгновенно. Если длятся дольше секунды, то это показуха. Важно скрыть те эмоции, которые выдают Вас или не выгодны Вам в данной ситуации. Если их невозможно скрыть, то легче трансформировать в похожие чувства. Например, удивление – в задумчивость, в озарение, в радость и т.п. в зависимости от ситуации. Это поможет Вам сохранить тот образ, который Вы демонстрируете.

На самом деле очень важно войти в образ во время выступления. Образ помогает психологически отойти от неприятной ситуации. Образ не смущается, не ранится, не переживает, а знает как себя вести, позволяет влиять на ситуацию как бы со стороны. Например, руководитель заметил, что после ночной смены количество брака на производстве увеличилось. Он собирает всех сотрудников и начинает читать лекцию. В глубине души он понимает своих сотрудников, что устали, работали без выходных, но ведь нельзя допускать увеличение количество брака. Так вот, он во время собрания должен входить в образ, чтобы добиться нужного результата. Ему не должны волновать, что о нём подумают или как он выглядит. Его цель – добиться взаимопонимания. Его миссия сделать из «врага» союзника, единомышленника.

Так же имеет значение внешний вид руководителя. Знайте, что строгий костюм дисциплинирует людей, вызывает уважение, подчиняет, влияет. Поэтому никаких растянутых свитеров во время выступления. Только костюм или рубашка.

Используя эти принципы, можно легко управлять процессом, влиять положительно на него и получить желаемый результат. Только применяя их на практике, Вы можете получить опыт и мастерство. Не позволяйте другим влиять на Вас – влияйте сами!

Автор: Гиваргизова Нарине

 


[2] Чилая С.М. Донор: Роман. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2004. – 544 с. – (Мастер-класс). ISBN 5-94850-441-7

Ораторское искусство — это ключевой навык, который используется в самых разных областях жизни, таких как политика, бизнес, образование и социальные мероприятия. Эффективное общение на публике способно вдохновить, убеждать и информировать слушателей, а также помогает установить связи и укрепить репутацию оратора. В данной статье представлен всеобъемлющее руководство для тех, кто стремится стать опытным оратором и освоить это сложное искусство.

Введение даст вам представление о важности ораторского искусства и о том, что делает его таким мощным инструментом общения. Мы также предоставим краткий обзор основных тем, которые будут рассмотрены в статье, чтобы помочь начинающим ораторам улучшить свои навыки и уверенно выступать перед публикой.

Если же вы серьезно настроены на освоение мастерства публичных выступлений, то рекомендуем ознакомиться со списком лучших курсов ораторского мастерства.

Содержание

  1. Основы ораторского искусства
  2. 1. Информационные речи
  3. 2. Убеждающие речи
  4. 3. Речи для особых случаев
  5. Структурирование речи
  6. 1. Введение
  7. 2. Основная часть
  8. 3. Заключение
  9. Техники эффективной подачи речи — Невербальная коммуникация
  10. Разработка увлекательного контента: техники сторителлинга
  11. Использование юмора и включение визуальных материалов
  12. Как побороть страх публичных выступлений
  13. Вопросы и ответы после публичного выступления
  14. Этические аспекты выступлений
  15. Постоянное совершенствование и рост
  16. Заключение

Основы ораторского искусства

Чтобы провести успешное выступление, оратору важно знать свою аудиторию и учитывать демографические характеристики, такие как возраст, пол, образование, профессия и культурный контекст. Это поможет вам подобрать подходящий тон и тему выступления, а также убедиться, что ваше сообщение будет актуальным и интересным для слушателей.

Например, если ваша аудитория состоит в основном из студентов, вы можете использовать более неформальный тон и привести примеры, которые будут ближе к их жизненному опыту. В этом случае, вы можете обращаться к актуальным темам, таким как будущая карьера, социальные вопросы или технологии, которые могут оказать влияние на их жизнь после окончания учебы.

Если же вы выступаете перед аудиторией из профессионалов определенной отрасли, речь должна быть более формальной и информативной, содержать специфические термины и актуальные примеры из их сферы деятельности. Следует проявить глубокое понимание темы и продемонстрировать, что вы разбираетесь в проблемах, с которыми сталкиваются специалисты данной отрасли.

Определите, какую цель вы хотите достичь с помощью своего выступления, чтобы лучше подготовиться и подобрать соответствующий стиль и содержание речи. Рассмотрим три основных типа речей и их особенности:

1. Информационные речи

Информационные речи направлены на предоставление знаний или информации аудитории о конкретной теме. Задача здесь — ясно и понятно объяснить сложные понятия, предоставить факты и статистические данные. Убедитесь, что вы проверили достоверность и актуальность информации, которую вы представляете. Примеры тем для информационных речей: климатические изменения, история кино, новые технологии в медицине.

2. Убеждающие речи

Убеждающие речи призваны воздействовать на мнение, убеждения или действия аудитории в отношении определенной проблемы или предложения. В этом случае необходимо представить аргументы и доказательства, которые подкрепляют вашу позицию, а также опровергнуть возможные возражения. Убеждающие речи часто содержат призыв к действию, чтобы мотивировать слушателей предпринять определенные шаги. Примеры тем для убеждающих речей: преимущества использования возобновляемых источников энергии или необходимость борьбы с пластиковыми отходами.

3. Речи для особых случаев

Речи для особых случаев обычно произносятся во время праздничных мероприятий, торжественных событий или памятных дат. Они могут быть направлены на чествование, восхваление или вспоминание определенного человека, группы людей или события. Важно подобрать соответствующий тон, учитывая контекст и настроение мероприятия. Примеры тем для речей по особым случаям: вручение награды, свадебные тосты, речь на прощание с коллегой.

Структурирование речи

Хорошо структурированная речь поможет эффективно донести свое сообщение до аудитории. Речь обычно состоит из трех основных частей: введения, основной части и заключения. Рассмотрим каждую часть подробнее:

1. Введение

Во введении вам необходимо заинтриговать и заинтересовать слушателей, представить себя (если это необходимо) и объяснить цель выступления. Вы можете начать с актуального или шокирующего факта, забавной истории, метафоры или риторического вопроса, чтобы привлечь внимание аудитории.

2. Основная часть

Основная часть речи должна содержать ключевые аргументы или идеи, подкрепленные доказательствами, примерами или аналогиями. Важно разделить речь на логические блоки или разделы, чтобы сделать ее более понятной и последовательной. Для каждой идеи уделите время на объяснение, иллюстрацию и доказательство ее важности.

3. Заключение

В заключении подведите итоги своего выступления, кратко перечислите основные моменты и закончите сильным, мотивирующим замыслом или призывом к действию. Заключение должно оставить у аудитории четкое представление о сути вашего выступления и побудить их задуматься или действовать.

Техники эффективной подачи речи — Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация играет важную роль в ораторском искусстве, так как она может усилить ваше сообщение, проявить уверенность и помочь установить связь с аудиторией. Вот несколько аспектов невербальной коммуникации, на которые следует обратить внимание при выступлении:

Жесты и мимика

  1. Используйте руки, чтобы подчеркнуть ключевые моменты вашей речи, но избегайте излишней жестикуляции.
  2. Выразительная мимика может помочь донести свои эмоции и убеждения до слушателей. Например, улыбка может создать дружелюбную атмосферу, а серьезный взгляд может подчеркнуть важность вашего сообщения.

Зрительный контакт

Устанавливайте зрительный контакт с различными участниками аудитории, перемещая свой взгляд от одного слушателя к другому. Это поможет создать ощущение личного общения и демонстрировать свою заинтересованность в их мнениях и реакции.

Поза и движение

  1. Стойте прямо и уверенно, располагая ноги на ширине плеч. Это проявит вашу уверенность и поможет поддерживать дыхание.
  2. Избегайте нервных движений, таких как перекачивание веса с одной ноги на другую или постоянное касание лица. Эти движения могут отвлекать аудиторию и снижать ваш авторитет.
  3. Если возможно, перемещайтесь по сцене или залу с определенной целью, чтобы усилить ваше сообщение или установить связь с разными группами слушателей. Например, можете подойти ближе к аудитории при переходе к важному моменту вашей речи.

Голос и интонация

  1. Говорите четко и отчетливо, используйте разнообразную интонацию, чтобы подчеркнуть важные моменты вашей речи и избегать монотонности.
  2. Следите за громкостью своего голоса, чтобы все слушатели могли вас хорошо слышать, но при этом избегайте крика или слишком тихой речи.
  3. Варьируйте скорость речи в зависимости от контекста: говорите медленнее, когда объясняете сложные понятия, и быстрее, когда хотите передать энергию или эмоции.
  4. Сделайте паузы после ключевых моментов или важных идей, чтобы дать аудитории время на восприятие и размышление.

Пространственная организация

Учитывайте расположение аудитории, места для выступления и вспомогательных материалов, таких как презентации или микрофон. Это поможет избежать неловких моментов и обеспечит более гладкую и профессиональную подачу речи.

При работе над невербальной коммуникацией помните, что важно быть естественным и искренним. Проработка навыков невербальной коммуникации может требовать времени и практики, но результаты этой работы помогут стать более убедительным и харизматичным оратором.

Разработка увлекательного контента: техники сторителлинга

Использование техник сторителлинга в речах и презентациях может преобразить выступление, сделав его более интересным и запоминающимся для аудитории. Ведь истории обладают уникальной способностью затронуть эмоции слушателей, создать атмосферу сопричастности и помочь донести сложные идеи в более доступной форме.

Один из ключевых аспектов привлекательного рассказывания историй заключается в создании вовлекающего сюжета. Хороший сюжет включает в себя начало, развитие и конец, а также персонажей, с которыми аудитория может идентифицировать себя или сопереживать. Важно умело вести свою историю, уделяя внимание деталям, которые делают ее более яркой и живой, и тем самым погружая слушателей в вашу речь.

Стоит также помнить о применении метафор, аналогий и сравнений. Они могут помочь аудитории лучше понять и представить себе абстрактные понятия и сложные идеи. При использовании метафор и аналогий важно быть осторожным, чтобы они поддерживали вашу основную идею, а не отвлекали внимание от нее.

Возможно, вы захотите использовать персональный опыт или реальные примеры, чтобы сделать речь более убедительной и занимательной. Рассказывая о своих собственных переживаниях, вы продемонстрируете аудитории свою искренность и покажете, что данная тема имеет для вас личное значение. Реальные примеры, в свою очередь, помогут слушателям увидеть практическую сторону вашего выступления и понять, как оно может быть применимо в их собственной жизни или работе.

Искусство рассказывания историй — это важный навык для ораторов, так как оно позволяет привлечь внимание аудитории и удерживать его на протяжении всего выступления. Работая над разработкой увлекательного контента, не забывайте о тонкостях и техниках рассказывания историй, которые помогут вам создать мощное и впечатляющее выступление.

Когда вы работаете над своей историей, стремитесь к тому, чтобы она была сбалансированной и эмоционально насыщенной. Помимо радостных и вдохновляющих моментов, не бойтесь делиться трудностями или препятствиями, с которыми вам пришлось столкнуться. Это может помочь аудитории лучше понять вашу точку зрения и проявить сопереживание.

Также учитывайте темп и динамику своего рассказа. Варьируйте скорость, с которой вы рассказываете историю, и используйте паузы для создания напряжения или акцентирования внимания на определенных моментах. Это может сделать рассказ более увлекательным и захватывающим.

В заключение, не забывайте о важности репетиции и отработки своего выступления перед зеркалом или перед друзьями и семьей. Это поможет вам набраться уверенности в своем рассказе и выработать нужный стиль и тон.

Использование юмора и включение визуальных материалов

Применение юмора в ораторском искусстве может быть эффективным инструментом для создания расслабленной атмосферы, снижения напряжения и установления более тесной связи с аудиторией. Юмор помогает делать выступление интересным и запоминающимся, однако важно уметь дозировать его использование и выбирать подходящие шутки, которые не вызовут смущения или неприязни у слушателей. Например, избегайте тем, которые могут быть спорными или оскорбительными для определенных групп людей.

Когда вы используете юмор, старайтесь делать это естественным образом и не пытайтесь слишком сильно заставить людей смеяться. Вместо этого, опирайтесь на свою интуицию и личный опыт. Например, вы можете поделиться смешным инцидентом из своей жизни, который подходит к теме вашего выступления и помогает проиллюстрировать вашу точку зрения.

Визуальные материалы также являются отличным дополнением к вашему выступлению, особенно если они хорошо продуманы и интегрированы в речь. Они могут помочь аудитории лучше понять и запомнить ключевые идеи, а также предоставить примеры и иллюстрации, которые подкрепляют ваше сообщение. Например, вы можете использовать графики и диаграммы для наглядной демонстрации статистических данных или включить фотографии и видео, чтобы продемонстрировать реальные ситуации, связанные с вашей темой.

При использовании визуальных материалов важно следить за их качеством и простотой. Сложные изображения или текст с маленьким шрифтом могут затруднить восприятие информации и отвлечь внимание аудитории. Вместо этого стоит создавать четкие и лаконичные слайды, которые дополняют ваше выступление, а не заменяют его.

В конечном итоге, умелое использование юмора и включение визуальных материалов могут значительно улучшить качество вашего выступления и сделать его более интересным, ярким и эффективным. Однако не забывайте, что ключевым моментом остается ваше содержание и способность донести свою мысль до аудитории. Юмор и визуальные материалы должны служить дополнительными инструментами, которые поддерживают ваше выступление, а не отвлекают от него.

Как побороть страх публичных выступлений

Одним из самых распространенных препятствий на пути к успешному ораторству является страх перед публичными выступлениями. Большинство людей испытывает некоторую степень тревоги при мысли о выступлении перед аудиторией, но с правильными стратегиями и подходами можно справиться с этим чувством и даже использовать его в свою пользу.

Прежде всего, важно подготовиться к выступлению, изучив материал и отработав свою речь. Чем лучше вы знаете свое выступление, тем больше уверенности вы будете чувствовать на сцене. Репетиция также может помочь выработать уверенность в своей речи, тоне и общей презентации.

Помимо подготовки к выступлению, полезно научиться техникам расслабления и контроля над дыханием. Дыхательные упражнения, такие как диафрагмальное дыхание или медитация, могут помочь успокоить разум и снизить уровень тревоги перед выступлением. Также стоит уделить внимание своему телосложению и постараться сохранять спокойствие и уверенность, когда вы находитесь на сцене.

Еще одна стратегия для преодоления страха перед публичными выступлениями заключается в изменении своего отношения к происходящему. Вместо того чтобы сосредоточиться на своих страхах и недостатках, попробуйте перенаправить внимание на цель выступления и на то, что вы хотите донести до аудитории. Старайтесь видеть свое выступление как возможность поделиться своими знаниями и опытом, а не как испытание или опасность.

Кроме того, важно понимать, что нервозность перед публичными выступлениями — это естественное чувство, которое испытывают многие люди. Вместо того чтобы пытаться полностью избавиться от этого чувства, попробуйте принять его и использовать его в свою пользу. Нервозность может оживить ваше выступление и придать ему дополнительную энергию, если вы научитесь контролировать ее и направлять в нужное русло.

Вопросы и ответы после публичного выступления

Успешное проведение сессии вопросов и ответов после вашего выступления также является важным элементом ораторского искусства. Оно позволяет аудитории получить дополнительную информацию, прояснить возникающие вопросы и понять вашу точку зрения глубже. Чтобы сделать вашу сессию Q&A максимально эффективной, рассмотрите следующие рекомендации.

Прежде всего, подготовьтесь к возможным вопросам заранее. Попробуйте предугадать, какие вопросы могут возникнуть у аудитории, и подумайте о возможных ответах на них. Это поможет вам быть готовым к обсуждению и не теряться в поисках подходящего ответа во время сессии.

Во время сессии вопросов и ответов важно сохранять спокойствие и уверенность, даже если вам задают сложные или неприятные вопросы. Старайтесь внимательно слушать вопросы, задаваемые аудиторией, и отвечать на них откровенно и честно. Если вы не знаете ответа на вопрос, признайтесь в этом и обещайте разобраться в этом вопросе позже.

Также стоит учесть, что время для вопросов и ответов обычно ограничено. Поэтому попытайтесь предложить краткие и сжатые ответы, которые позволят вам рассмотреть как можно больше вопросов. Если вопрос потребует более подробного ответа, вы можете предложить обсудить его после окончания сессии или предложить другие ресурсы, где слушатели могут найти дополнительную информацию.

Не забывайте поддерживать дружественную и открытую атмосферу во время сессии вопросов и ответов. Ваша задача — облегчить общение и обмен мнениями между вами и аудиторией. Поощряйте людей задавать вопросы и высказывать свои мысли, благодарите их за интерес к выступлению и показывайте уважение к их точке зрения, даже если вы с ней не согласны.

Следуя этим принципам, вы сможете сделать сессию вопросов и ответов продуктивной и интересной, что позволит вам укрепить связь с аудиторией и углублять их понимание темы вашего выступления. Помимо этого, успешное проведение сессии Q&A также поможет вам выстраивать свою репутацию как компетентного и открытого для диалога специалиста, что может быть особенно ценным в вашей профессиональной карьере.

Этические аспекты выступлений

Этические аспекты публичных выступлений также являются важным элементом, который должен учитывать каждый оратор. Соблюдение этических принципов позволяет создать атмосферу доверия и уважения между оратором и аудиторией, а также способствует правильному и ответственному использованию ораторской платформы.

Один из основных этических принципов в публичных выступлениях – это честность. Ораторы должны быть честными и открытыми в своих выступлениях, не искажать факты и не использовать ложь для поддержания своей точки зрения. Кроме того, ораторы должны признавать свои источники информации, особенно если они используют идеи или материалы других авторов. Уважение авторских прав и интеллектуальной собственности – это не только этический принцип, но и законодательная норма, которую необходимо соблюдать.

Еще одним важным аспектом этики в публичных выступлениях является уважение к аудитории. Ораторы должны уважать разнообразие мнений, культурных ценностей и представлений своих слушателей. Старайтесь избегать неприятных или оскорбительных высказываний, стереотипов и предвзятых мнений, которые могут оскорбить или задеть чувства аудитории. Будьте открыты для диалога и конструктивной критики, и всегда готовы вести дискуссию на равных.

Также ораторы должны стремиться к объективности и беспристрастности в своих выступлениях. При обсуждении спорных или деликатных тем, старайтесь представить различные точки зрения, аргументы и контраргументы, чтобы аудитория могла сформировать свое собственное мнение на основе полной и достоверной информации. Ответственный оратор должен стараться не манипулировать мнениями и эмоциями своей аудитории, а предоставлять им возможность сделать свой выбор.

Кроме того, этический оратор должен заботиться о своей репутации и профессиональной этике. Берегите свою репутацию, соблюдая высокие стандарты честности, уважения и ответственности в своих выступлениях. Помните, что ваша репутация и авторитет в значительной степени зависят от того, насколько вы соблюдаете этические нормы.

Ораторы должны помнить, что публичное выступление – это не только возможность поделиться своими идеями и знаниями, но и большая ответственность перед аудиторией. Соблюдая этические принципы и демонстрируя свою готовность к открытому и честному диалогу, вы сможете укрепить доверие аудитории и способствовать продуктивному обмену идеями, что является ключевым фактором успешного публичного выступления.

Постоянное совершенствование и рост

Постоянное совершенствование и рост – важный аспект овладения искусством публичных выступлений. Как и в любой другой профессиональной области, ораторы должны быть готовы к тому, что их навыки могут и должны развиваться и улучшаться с течением времени. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам в этом процессе.

Первое, на что стоит обратить внимание, – это самоанализ и рефлексия. После каждого выступления постарайтесь проанализировать его, определить свои успехи и неудачи, а также выявить области, в которых требуется улучшение. Это может включать оценку структуры вашей речи, использование языка, взаимодействие с аудиторией и техники презентации. Рефлексия поможет выработать более осознанный и целеустремленный подход к публичным выступлениям.

Второе, что стоит сделать, – это активное изучение новых методов и подходов в области публичных выступлений. Обратите внимание на ораторские техники и принципы, которые используют успешные спикеры, и попробуйте применить их в своей практике. Посещайте мастер-классы, семинары и вебинары, читайте литературу по теме, и следите за новыми тенденциями и разработками в области ораторского искусства.

Третье, не забывайте о практике. Только регулярная практика позволит вам улучшить свои навыки и стать более уверенным оратором. Используйте различные форматы для практики: выступайте перед друзьями, коллегами или в рамках специализированных клубов по публичным выступлениям, таких как Toastmasters International. Оттачивайте свои навыки в разных условиях, сталкиваясь с разными аудиториями и темами.

Четвертое, не бойтесь просить обратную связь. Отзывы аудитории и экспертов могут быть очень ценными для развития как оратора. Просьба о критике и предложениях поможет лучше понять свои сильные и слабые стороны, а также даст возможность улучшить свою речь и подачу. Будьте открыты для конструктивной критики, и не бойтесь признавать ошибки – это поможет расти и развиваться как профессионалу.

Пятое, стремитесь к постоянному развитию и обучению. Ваш личный и профессиональный рост напрямую влияет на ваше ораторское мастерство. Разрабатывайте навыки критического мышления, общения, управления временем и эмоционального интеллекта, которые сыграют важную роль в вашем успехе как оратора. Оттачивайте свой талант письма и изучайте различные стили речи, чтобы стать более универсальным и гибким оратором.

В заключение, овладение искусством публичных выступлений – это непрерывный процесс самосовершенствования и роста. Успех в этой области зависит от вашей готовности учиться, развиваться и адаптироваться к новым обстоятельствам. Не бойтесь пробовать новые подходы и экспериментировать с разными техниками – это поможет вам стать более уверенным и убедительным оратором. Помните, что каждое выступление – это новая возможность для обучения, роста и совершенствования своего ораторского искусства.

Заключение

В заключение, овладение искусством публичных выступлений является важным и полезным навыком, который может существенно улучшить личную и профессиональную жизнь. Чтобы стать успешным оратором, следует обратить внимание на основы публичных выступлений, разработку увлекательного контента, эффективные техники подачи, управление вопросами и ответами, а также на этические аспекты и постоянное совершенствование своих навыков.

Помимо этого, необходимо быть открытым для обратной связи и постоянного обучения, чтобы улучшить свои ораторские навыки и стать более уверенным и востребованным спикером. Овладение ораторским искусством требует времени, усилий и постоянной практики, но результаты того стоят. В конечном итоге, ваше стремление к совершенству, ваше упорство и ваша способность адаптироваться к новым обстоятельствам помогут вам достичь успеха в ораторском искусстве и стать привлекательным и уважаемым спикером.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как сшить джинсы своими руками пошаговая инструкция на мужчине
  • Мануал по газель 406 двигателю
  • Мануал тойота рав 4 2003 года
  • Боевая одежда руководства
  • Lynx ranger 49 мануал