Руководство общественного объединения

Структура Общественной организации

В статье мы проанализировали структуру общественных организаций как организационно-правовой формы общественных объединений РФ, источники нормативно-правового регулирования их деятельности, особенности функционирования и устройство управления в российских общественных организациях.

  • Кто может стать членами общественной организации?
  • Территориальные уровни ОО
  • Особенности организации высших органов управления в зависимости от территориальной сферы деятельности
  • 1. Высший орган управления — общее собрание членов организации
  • 2. Единоличные исполнительные органы и коллегиальные руководящие органы
  • 3. Контрольно-ревизионный орган

Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. содержит определение общественных организаций, поскольку общественные организации считаются организационно-правовой формой общественных объединений. Из положений ч.1 ст. 8 данного закона можно выявить основные признаки общественных организаций:

а) Это общественное объединение, основанное на членстве;

б) Общественная организация создаётся для защиты интересов ее членов;

в) Члены общественной организации совместно осуществляют деятельность, способствующую достижению целей, провозглашенных уставом организации.

 Особое внимание следует уделить членству как обязательному отличительному признаку общественной организации. Если, например, участникам общественного движения не требуется членство для осуществления деятельности в рамках движения, то общественная организация принимает участников исключительно на основании членства.

Кто может стать членами общественной организации?

При этом согласно нормам ст. 8 ФЗ «Об общественных объединениях» членами общественной организации могут стать:

а) Физические лица;

б) Юридические лица, являющиеся общественными объединениями.

Для отдельных видов деятельности, осуществляемых общественными организациями, законодательно может быть предусмотрен иной порядок.

Общее собрание членов организации

Общественные организации входят в число некоммерческих корпоративных организаций (глава 6 ГК РФ). Некоммерческий характер осуществляемой общественными организациями деятельности предполагает, что они не ставят перед собой главной целью извлечение прибыли. Корпоративный характер деятельности общественных организаций объясняется тем, что, будучи основанными на приобретённом членстве участников, они формируют высший орган управления — общее собрание членов либо съезд/конференцию членов организации.

  • Как и иные некоммерческие корпоративные организации, общественные организации, обладающие правами юридического лица, выступают в качестве собственника своего имущества. Общественные организации функционируют на основе членских взносов, однако участники организаций не сохраняют права на долю в имуществе/прибыли организации, в том числе на собственный членский взнос.

При этом следует обратить внимание и на то, что общественная организация не отвечает по обязательствам своих членов, а члены общественной организации — по ее обязательствам.

Важно, что общественная организация распоряжается своим имуществом исключительно в соответствии с целями и направлениями деятельности, утвержденными уставом, а участники общественной организации не имеют права распоряжаться имуществом организации в своих интересах. Общественной организацией публикуется ежегодный отчет об использовании имущества.

Территориальные уровни обществеенной организации

Общественные организации осуществляют свою деятельность на различных территориальных уровнях. Такой порядок вытекает из положений ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях».

В зависимости от территориальной сферы все общественные организации можно разделить на следующие разновидности:

  • Общероссийские общественные организации;
  • Межрегиональные общественные организации;
  • Региональные общественные организации;
  • Местные общественные организации.

Территориальная сфера деятельности общественной организации фиксируется в её уставе и названии. Рассмотрим подробнее каждый приведённый вид общественных организаций.

Общероссийские общественные организации функционируют более чем в половине российских субъектов, к тому же, имея там свои структурные подразделения — т.е. отделения, представительства и филиалы.

Соответственно, межрегиональные организации осуществляют свою деятельность менее чем в половине российских субъектов, имея там свои структурные подразделения.

Региональные общественные организации распространяют своё действие на территорию одного российского региона, а местные — на территорию одного органа МСУ.

Как видно из сущности данного разделения, территориальная сфера деятельности общественной организации зависит от наличия у неё структурных подразделений, их количества и месторасположения.

При этом возможен переход из одной территориальной сферы в другую. Так, межрегиональная общественная организация может стать общероссийской вследствие создания новых структурных подразделений и при достижении необходимого территориального и количественного показателя. И, напротив, при закрытии части структурных подразделений территориальная сфера может сужаться.

Подобные изменения должны быть отражены в уставе общественной организации и в её названии.

При этом изменения на межрегиональном и региональном уровнях регистрирует региональный орган Министерства юстиции, расположенный по месту нахождения общественной организации, а изменения на всероссийском уровне (например, если межрегиональная организация становится общероссийской) — Министерство юстиции России.

Примечательно, что место проживания/регистрации членов не зависит от территориальной сферы общественной организации. Это означает, что члены межрегиональной организации, например, могут проживать в тех субъектах, в которых структурное подразделение общественной организации отсутствует, и при этом беспрепятственно оставаться членами данной общественной организации — закон, по общему правилу, не содержит подобных ограничений.

  • Они могут касаться лишь отдельных видов деятельности, осуществляемых общественной организацией, либо закрепляться уставом общественной организации, а не на законодательном уровне.

Следует обратить внимание на то, что структурные подразделения общественных организаций, созданные в форме филиалов или представительств, не являются самостоятельными юридическими лицами. Однако федеральный закон «О некоммерческих организациях» предусматривает возможность территориальных подразделений общественной организации быть зарегистрированными в качестве самостоятельных юридических лиц.

Таким образом, получается, что региональные отделения общественных организаций, имеющих статус межрегиональных или общероссийских, могут быть как зарегистрированными в качестве самостоятельных юридических лиц, так и не зарегистрированными — данная особенность закрепляется в уставе общественной организации.

К моменту создания межрегиональной/общероссийской общественной организации ее региональные отделения/иные структурные подразделения не регистрируются — организация лишь прикладывает протоколы учредительных собраний региональных отделений к иным документам, обязательным для регистрации общественной организации той или иной территориальной сферы.

Исходя из этого, на момент первоначальной государственной регистрации общественной организации её региональные отделения, как правило, не могут быть самостоятельными юридическими лицами, однако могут стать таковыми впоследствии при соответствующей инициативе.

  • Нередко устав общественной организации содержит положения о том, предусматривается ли наделение региональных отделений правами юридического лица или нет.

Также следует отметить, что региональные отделения общественных организаций имеют собственную структуру. В них обязательно организуется общее собрание членов отделения, постоянно действующий исполнительный орган, избирается председатель регионального отделения и ревизор. Можно отметить, что структурные подразделения по своей структуре отчасти подобны структуре органов управления всей общественной организации.

Особенности организации высших органов управления в зависимости от территориальной сферы деятельности

Общественные организации в зависимости от территориальной сферы деятельности имеют особенности организации высших органов управления. Высшими органами управления общероссийских и межрегиональных общественных организаций являются съезд либо конференция делегатов структурных подразделений данных организаций, в то время как высшие органы управления региональных и местных общественных организаций — общие собрания членов организаций.

Этот способ организации высшего управления закономерно вытекает из числа членов общественных организаций и территориального расположения структурных подразделений. Если в общественной организации более ста членов, то высшим органом управления является съезд/конференция.

Высший орган управления общественной организации наделён исключительной компетенцией, конкретизированной в ч.2 ст. 65.3 ГК РФ. Сюда относятся:

  • Определение основных направлений деятельности,
  • Принятие уставных изменений,
  • Определение процедуры приёма/исключения членов,
  • Утверждение годовой отчётности,
  • Учреждение новых органов управления общественной организации и их полномочий,
  • Решения о создании новых структурных подразделений, о ликвидации и реорганизации общественной организации и т.д.

Следует обратить внимание на то, что уставом общественной организации для высшего органа управления может быть предусмотрена и дополнительная исключительная компетенция.

Часто к исключительной компетенции высшего органа управления общественной организацией относят определение размера членских взносов и финансовое планирование, заслушивание отчётов других органов управления, а также урегулирование споров между органами/членами общественной организации, рассмотрение жалоб, поступивших высшему органу управления.

По вопросам, связанным с исключительной компетенцией высшего органа управления общественной организации, решения принимаются квалифицированным большинством — двумя третями голосов от всех присутствующих на собрании высшего органа управления членов организации. По остальным вопросам, рассматриваемым на собрании высшего органа управления общественной организации, решения принимаются простым большинством от числа присутствующих делегатов/членов общественной организации.

При этом на собраниях высшего органа управления — конференции, общего собрания, съезда — должен присутствовать кворум. Он составляет более половины от общего числа членов/делегатов общественной организации. Только в таком случае собрание/конференция/съезд правомочны принимать решения.

Выбор делегатов структурных подразделений общественной организации на съезд или конференцию

Интерес представляет также процесс выбора делегатов от структурных подразделений общественной организации на съезд/конференцию межрегиональных либо общероссийских организаций. Процедура выбора делегатов на собрание высшего органа управления закреплена в уставе организации и относится к исключительной компетенции общего собрания структурного подразделения общественной организации. При этом решение принимается при наличии кворума квалифицированным большинством.

В перерывах между съездами/конференциями либо общими собраниями членов общественной организации в ней функционируют исполнительные органы управления. Органы управления можно разделить на два основных типа — Единоличные исполнительные органы и коллегиальные руководящие органы.

Единоличные исполнительные органы и коллегиальные руководящие органы

К первым относятся председатель или президент общественной организации, ко вторым — правление, совет, президиум.

При этом, исходя из положений ст. 123.7 ГК РФ, образование единоличного органа является для общественной организации обязательным. Кроме того, в организации обязательно должен быть образован высший орган управления — постоянно действующий руководящий коллегиальный орган. Иные коллегиальные исполнительные органы общественная организация вправе организовать по своему усмотрению.

Единоличный исполнительный орган — это не обязательно одна должность. Их может быть несколько.

Коллегиальный руководящий орган является постоянно действующим. Особенности избрания и состав членов, срок деятельности и компетенцию такого коллегиального руководящего органа определяются уставом общественной организации. Как правило, руководящий коллегиальный орган и единоличный исполнительный орган избираются сроком на пять лет.

Законодательно круг полномочий коллегиального руководящего органа некоммерческой корпорации в большей степени очерчен, поскольку его компетенция не должна затрагивать исключительную компетенцию высшего органа управления, предусмотренную законодательно и уставом общественной организации.

  • При этом в ч.5 ст. 123.7 ГК РФ содержится исключение из данного правила. Так, данная норма предусматривает, что уставом общественной организации может быть предусмотрено, что за коллегиальным руководящим органом может быть закреплено полномочие принимать решения о создании структурных подразделений общественной организации, самостоятельных юрлиц, а также о включении общественной организации в другое юридическое лицо.

Как правило, правление/совет/президиум как коллегиальный руководящий орган осуществляет деятельность по реализации решений, принятых высшим органом управления общественной организации, созывает общее собрание/конференцию/съезд, принимает и исключает из организации членов в соответствии с порядком, принятым общим органом управления и закреплённом в уставе организации, и т.д. Также правление/совет/президиум общественной организации часто полномочен принимать внутренние документы в пределах, установленных уставом, и рассматривать прецеденты нарушения уставных правил участниками общественной организации.

Члены коллегиального руководящего органа общественной организации избираются высшим органом управления из состава членов организации в соответствии с порядком, определённым уставом организации, учредительным собранием организации, впоследствии — высшим органом управления общественной организации.

Коллегиальный руководящий орган проводит заседания с периодичностью, закреплённой уставом организации, и решения, принятые на заседаниях, также принимаются путём голосования и при наличии кворума (кворум — более половины всех членов коллегиального руководящего органа; решения принимаются простым большинством голосов; у одного члена правления/совета/президиума — один голос), а также фиксируются соответствующими протоколами.

Единоличный исполнительный орган наделён полномочиями действовать от имени общественной организации без доверенности, официально представлять её интересы, совершать сделки от имени общественной организации, осуществлять общее руководство деятельностью организации и выдавать доверенности на представительство (включая те, что предоставляют право передоверия).

Нередко единоличный исполнительный орган наделяется полномочиями принимать внутреннюю документацию (в тех пределах, в которых это предусмотрено уставом и не входит в компетенцию высшего органа управления, коллегиального руководящего органа и др. органов общественной организации), распоряжаться имуществом общественной организации — также в пределах, установленных уставом и высшим органом управления организации.

Сведения о лице, являющемся единоличным исполнительным органом организации — директором, президентом, руководителем, председателем и т.п. — подлежат внесению в ЕГРЮЛ.

  • Следует понимать, что при наличии в общественной организации нескольких единоличных исполнительных органов — например, президента и вице-президента — компетенция между данными лицами распределяется в соответствии с позицией, занимаемой в организации деятельности общественной организации.

Как единоличный, так и коллегиальный руководящий органы предоставляют высшему органу оправления общественной организации отчёты о своей деятельности, рассматриваемые в ходе заседаний высших органов.

При этом следует понимать, что при наличии грубых нарушений со стороны исполнительного органа высший орган управления вправе досрочно прекратить его полномочия. Единоличный исполнительный орган избирается квалифицированным большинством делегатов/членов общественной организации в количестве двух третей от общего числа присутствующих (при наличии кворума) — как в случае принятия вопросов, входящих в исключительную компетенцию высшего органа управления общественной организации.

Срок полномочий единоличного исполнительного органа, при отсутствии нареканий, может быть продлён, что фиксируется соответствующим протоколом. В противном случае он переизбирается высшим органом управления организации.

Контрольно-ревизионный орган

Особое значение в структуре общественной организации имеет контрольно-ревизионный орган. В качестве такового чаще всего выступает ревизор общественной организации.

Контрольно-ревизионный орган осуществляет проверки финансовой и хозяйственной деятельности общественной организации, результаты которых оформляются соответствующим письменным актом и предоставляются на рассмотрение высшему органу управления.

Устав общественной организации предусматривает количество проверок, проводимых ревизором — как правило, устанавливается минимум (один раз в год) и указывается, что проверки могут проводиться чаще, по мере необходимости.

При этом проверки могут быть организованы как по собственной инициативе контрольно-ревизионного органа, так и по инициативе высшего органа управления либо членов общественной организации в количестве, определённом уставом.

  • В ходе проверок ревизор имеет право затребовать любые документы/материалы, необходимые для качественного проведения ревизии.
  • В своей деятельности ревизор должен быть непредвзятым, а потому он не входит в другие органы управления общественной организации.

Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

2. В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

По решению общего собрания членов общественной организации полномочия ее органа могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

  • Главная
  • Юридические услуги бизнесу и НКО
  • Регистрация общественной организации
  • Структура Общественной организации

По факту государственной регистрации общественная организация начинает ведение хозяйственной деятельности в соответствии с целями и задачами, прописанными в уставе такой организации. Взаимодействие общественной организации с реальным миром, государственными органами и контрагентами происходит по средствам работы органов такой организации, в данном случае мы говорим о ее структуре.

Формирование структуры общественной организации происходит на этапе ее государственной регистрации. Часть органов формируется еще на этапе проведения общего собрания учредителей общественной организации и находит свое отражение в протоколе общего собрания учредителей. Ряд сведений о структуре не коммерческой организации подлежит внесению в заявление о государственной регистрации юридического лица по форме №Р11001, на пример это сведения о исполнительном органе НКО. Весь перечень необходимых сведений о структуре НКО в составе регистрационного дела предоставляется в регистрирующий орган, в качестве которого выступает главное управление Министерства Юстиций Российской Федерации.

Структура общественной организации во многом определяется спецификой ее деятельности. Как правило в большом количестве общественных организаций крайне маленький, либо вообще отсутствующий штат сотрудников и лиц с которыми официально оформлены трудовые отношения. Уставная деятельность таких организации реализуется за счет безвозмездной и волонтерской работы и как правило люди реализуют все цели и задачи не коммерческой организации на добровольной и безвозмездной основе. Именно по этому, крайне большой объем фактической работы и ответственности за выполненную работу в общественной организации ложится на ее структурные подразделения.

Основываясь на действующем федеральном законодательстве можно определить такую структуру органов общественной организации:

  • Общее собрание членов общественной организации. Общее собрание членов выступает в качестве высшего органа управления общественной организацией. Общее собрание имеет достаточно широкий круг решаемых им вопросам, к которым можно отнести такие как внесение изменений в устав организации, выбор органов управления организацией. Также общим собранием членов утверждается годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс НКО. Данный орган определяет принципы формирования и использования имущества НКО. Общим собранием членов принимаются такие важные вопросы как реорганизация и ликвидация общественной организации. Указанные выше направления деятельности не являются исчерпывающими. В каждой конкретной общественной организации имеется возможность формирования круга вопросов решаемых данным органом НКО.
  • Постоянно действующий руководящий орган общественной организации. Как правило, руководящий орган общественной организации представлен правлением, советом или президиумом. Постоянно действующий руководящий орган НКО осуществляет свою деятельность в периоды между заседаниями высшего органа общественной организации, общего собрания членов. Компетенция руководящего органа определяется законом, а также уставом организации. В данном случае к компетенции руководящего органа можно отнести организацию и реализацию выполнения решений, которые были приняты на общем собрании членов общественной организации, а также созыв и проведения самого общего собрания, определение его повестки дня. Руководящий орган определяет систему мер по реализации уставных целей и непосредственных задач самой организации. Крайне важной фигурой является руководитель общественной организации. Как правило он представлен такими должностями как на пример Президент, Председатель, Директор, Генеральный директор. Именно это лицо является тем самым мозгом организации, именно оно реализует все стоящие перед общественной организацией задачи и отвечает на все вызовы. В качестве руководителя общественной организации ее учредителями при создании такой организации обычно назначается самое инициативное и ответственное лицо, способное справиться со стоящими перед организацией задачами. Круг полномочий руководителя организации по мимо вопросов исключительной компетенции может быть расширен уставом такой организации.
  • Контрольно-ревизионный орган общественной организации. Данный орган формируется в соответствии с законом и уставом организации. К его компетенции относится всесторонний контроль финансово – хозяйственной деятельности НКО. Данный орган может быть как коллегиальным, так и единоличным, выбор структуры данного органа не коммерческой организации подлежит отражению в действующем уставе НКО.

и
права и обязанности его членов

Высшим
(волеобразующим) органом общественного
объединения является съезд (конференция)
или общее собрание членов, которые
избирают его исполнительные
(волеизъявляющие) органы и обладают
исключительной компетенцией, определенной
законом и уставом объединения. Из числа
своих членов общественные объединения
в обязательном порядке избирают
коллегиальный исполнительный орган
(совет, президиум, правление и т.п.),
руководитель которого является
единоличным исполнительным органом
данного юридического лица. В компетенцию
исполнительных органов общественного
объединения входит решение всех вопросов,
не составляющих исключительную
компетенцию его высшего органа (п. 2 ст.
30 Закона о некоммерческих организациях).
При наличии заинтересованности
руководителя или иного должностного
лица общественного объединения в
совершении сделки от его имени такая
сделка подлежит предварительному
одобрению коллегиальным органом под
страхом признания ее недействительной
как оспоримой сделки (ст. 27 Закона о
некоммерческих организациях).

Все
члены общественных объединений имеют
равные права и обязанности, предусмотренные
их уставами. Каждый член объединения
вправе принимать участие в управлении
его деятельностью в порядке, предусмотренном
уставом, обладая одним голосом при
решении вопросов его деятельности.
Уставом общественного объединения для
его членов может быть предусмотрено
корпоративное право пользования
имуществом объединения. Это означает,
что в процессе осуществления деятельности
объединения все его члены вправе
безвозмездно пользоваться его имуществом
в порядке и на условиях, определенных
уставом объединения.

Члены
общественного объединения несут и
равные обязанности, в том числе по уплате
членских взносов. В соответствии с
уставом объединения за нарушение своих
обязанностей его члены могут быть
исключены из состава объединения.

Выход
участника из состава объединения не
влечет для него никаких имущественных
последствий, а потому осуществляется
беспрепятственно. Никакой взаимной
имущественной ответственности объединения
и отдельных его членов не существует
(п. 2 ст. 117 ГК).

3. Разновидности общественных объединений

Основными
разновидностями общественных объединений
являются:

а)
общественная организация, т.е. основанное
на началах членства объединение граждан,
созданное ими на базе общности
нематериальных интересов для совместного
удовлетворения духовных и иных
нематериальных потребностей, в том
числе для совместного осуществления и
защиты некоторых своих прав и интересов
(ст. 117 ГК; ст. 6 Закона о некоммерческих
организациях; ст. 8 Закона об общественных
объединениях);

б)
религиозная организация, каковой
признается добровольное объединение
граждан РФ, иных лиц, постоянно и на
законных основаниях проживающих на
территории России, образованное в целях
совместного исповедания и распространения
веры (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26
сентября 1997 г. «О свободе совести и о
религиозных объединениях» <1>).

———————————

<1>
СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2000. N 14. Ст. 1430; 2002. N
12. Ст. 1093; 2002. N 30. Ст. 3029 (далее — Закон о
свободе совести и о религиозных
объединениях).

В
зависимости от территориальной сферы
своей деятельности религиозные
организации подразделяются на местные
и централизованные;

в)
благотворительная организация —
неправительственная (негосударственная
и немуниципальная) некоммерческая
организация, созданная для социальной
поддержки и защиты граждан, охраны
окружающей среды и сохранения культурных
ценностей, реализации иных предусмотренных
законом целей путем осуществления
благотворительной деятельности в
интересах общества в целом или отдельных
категорий лиц (ст. 6 Федерального закона
от 7 июля 1995 г. «О благотворительной
деятельности и благотворительных
организациях» <1>);

———————————

<1>
СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3334; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст.
3029 (далее — Закон о благотворительной
деятельности и благотворительных
организациях).

г)
профессиональный союз, т.е. добровольное
общественное объединение граждан,
связанных общими производственными,
профессиональными интересами по роду
их деятельности, создаваемое в целях
представительства и защиты их
социально-трудовых прав и интересов
(п. 1 ст. 2 Закона о профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности);

д)
политическая партия, представляющая
собой общественное объединение, созданное
в целях участия граждан РФ в политической
жизни общества посредством формирования
и выражения их политической воли, участия
в общественных и политических акциях,
в выборах и референдумах, а также в целях
представления интересов граждан в
органах государственной власти и органах
местного самоуправления (ст. 12.2 Закона
об общественных объединениях; Федеральный
закон от 21 июня 2001 г. «О политических
партиях» <1>);

———————————

<1>
СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст.
3029 (далее — Закон о политических партиях).

е)
общественное движение, которым признается
состоящее из участников и не имеющее
членства массовое общественное
объединение, преследующее социальные,
политические и иные общественно полезные
цели (ст. 9 Закона об общественных
объединениях);

ж)
орган общественной самодеятельности
— не имеющее членства общественное
объединение, целью которого является
совместное решение различных социальных
проблем, возникающих у граждан по месту
жительства, работы или учебы, направленное
на удовлетворение потребностей
неограниченного круга лиц, чьи интересы
связаны с достижением уставных целей
и реализацией программ органа общественной
самодеятельности по месту его создания
(ст. 12 Закона об общественных объединениях).
Орган общественной самодеятельности
формируется по инициативе граждан,
заинтересованных в решении указанных
проблем, и строит свою работу на основе
самоуправления в соответствии с уставом,
принятым на собрании учредителей. Орган
общественной самодеятельности не имеет
вышестоящих органов или организаций.

В
крупных общественных объединениях
юридическими лицами в соответствии с
законом и уставами могут признаваться
как объединение в целом, так и его
отдельные, как правило, территориальные
звенья. Например, юридическим лицом
может являться как в целом профсоюз,
так и его первичные (профсоюзные)
организации. Однако в этом качестве не
вправе выступать советы, правления и
иные руководящие органы таких объединений.
Так, согласно закону юридическим лицом
является не профсоюзный комитет
(профком), а профсоюзная организация в
целом.

Следует
отметить, что Закон об общественных
объединениях рассматривает как одну
из разновидностей (организационно-правовых
форм) общественных объединений не только
общественные организации, но также
общественные фонды и общественные
учреждения, что не вполне соответствует
нормам ГК РФ. Дело в том, что фонды и
учреждения являются самостоятельными
организационно-правовыми формами
юридических лиц наряду с обладающими
правосубъектностью общественными
организациями.

Соседние файлы в папке ГПЗИП

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    11.03.20163.81 Mб12ГП Ч 4.doc

  • #

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Юр. лица » Особенности управления в общественной организации

Особенности управления в общественной организации

Структура органов управления, понятие компетенции высшего органа общественных организаций.

Содержание

  • Структура органов управления общественных организаций
  • Компетенция высшего органа общественной организации
  • Основания для досрочного прекращения полномочий органа общественной организации

Структура органов управления общественных организаций

Общественная организация – юридическое лицо, целью деятельности которого является достижение задач, связанных с духовной, образовательной, культурной, политической, религиозной сферами жизни. Организация является добровольным, некоммерческим объединением, созданным, согласно законодательными нормам.

Правовые основы регулирования деятельности общественной организации изложены в нормах Конституции, гражданском законодательстве, законах федерального значения, нормативно-правовых актах.

Для формирования общественной организации необходимо составить Устав, в котором будут указаны основные цели и задачи деятельности юридического лица.

Согласно нормам гражданского законодательства, высшим органом в некоммерческой организации является собрание участников. Если общественная организация имеет в составе более 100 участников, то высшим органом может быть коллегиальный орган – съезд, конференция.

Нормы, определяющие структуру общественной организации, являются общими для корпораций и общественных организаций (статья 65.3 Гражданского кодекса). Если речь идет о политических партиях, то главным органом власти юридического лица является съезд.

Вопросы, которые лежат в исключительной компетенции высшего органа власти общественной организации не могут быть переданы другим органам.

Данное правило действует даже в том случае, когда все представители высшего органа единогласно голосуют за передачу данных компетентностей.

Структура органов власти юридического лица определяется на собрании участников при составлении Устава юридического лица – обязательного документа, который предоставляется в органы регистрации при официальном внесении общественной организации в Единый реестр.

Обязательным считается наличие единого исполнительного органа (президент, председатель).

Дополнительно могут быть назначены коллегиальные исполнительные органы – правление президиум.

Компетенция высшего органа общественной организации

В вопросы компетенции высшего органа власти в общественной организации входят проблемы регуляции деятельности, преобразований, ликвидации юридического лица, контроль отчетности, прием новых членов и прочие вопросы, которые изложены в нормах гражданского законодательства.

Исключительная компетенция собрания участников или коллегиального органа управления распространяется на такие проблемы:

  • Определение ключевых вопросов деятельности и управления сообщества.
  • Утверждение уставной документации.
  • Формирование других органов власти юридического лица.
  • Изложение и утверждение порядка приема в организацию.
  • Изучение и утверждение отчетов о деятельности организации.
  • Принятие решения, относительно преобразований или ликвидации юридического лица.
  • Формирование других юридических лиц, принятие решения об участии в образовании других юридических лиц.
  • Формирование филиалов.
  • Создание ревизионной комиссии.

Согласно закону, проблемы управления, которые лежат в исключительной компетенции высшего органа власти, и определены законодательно, не могут быть переданы другим органам власти, даже, если собрание единогласно приняло решение о передаче данных полномочий.

Дополнительные вопросы, которые должен решать высший орган власти, могут быть изложены в Уставе юридического лица. Если компетенция в области организации и управления высшего органа власти фиксируются только Уставом организации, они могут быть переданы другим органам власти по решению собрания, поскольку закон не определяет их как вопросы исключительной компетенции высшего органа.

Дополнительные проблемы, которые может решать высший орган власти, касаются организации внесения членских взносов, особенностей деятельности юридического лица, времени проведения собраний и другие, которые не противоречат нормам закона и нарушают права участников организации и третьих лиц.

Основания для досрочного прекращения полномочий органа общественной организации

Согласно закону, органы общественной организации могут прекратить свою деятельность по ряду оснований.

Поводом для прекращения деятельности может служить решение высшего органа, уполномоченного принимать подобные решения на основании веских причин.

Досрочное прекращение полномочий органов может быть осуществлено только на основании положений Устава юридического лица.

Вескими основаниями для прекращения деятельности являются:

  • Нарушение обязанностей органа юридического лица.
  • Неспособность вести дела и решать задачи, которые возложены на данный орган.
  • Нарушение норм Устава.

Также основаниями для прекращения деятельности могут послужить другие причины, признанные собранием участников сообщества достаточно вескими.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Срочный вопрос

Участие в руководстве молодежной общественной организации

Согласно ФЗ «Об общественных объединениях» участником (членом) молодежной общественной организации может быть лицо, достигшее 14 лет. Но может ли 14-летний гражданин занимать руководящую должность в молодежной общественной организации? Например, быть избранным в Правление организации.

28.11.2021 14:46

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)

Здравствуйте. Согласно ФЗ «Об общественных объединениях» Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об общественных объединениях» Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Куренкова Елена Владимировна

Куренкова Елена Владимировна28.11.2021 23:08

Некоммерческие организации

В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях», порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации. Обязательно ли в тексте Устава общественной организации прописывать порядок и размер членских взносов? Или в Уставе можно прописать отсылку, что размер и порядок сбора вступительных и членских взносов определяется Общим собранием Организации?

Екатерина08.11.2021 23:24

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)

добрый день.

рекомендуемая формулировка — «в Локально-нормативном Акте, утверждаемом Общим собранием», однако необходимо понимать, что данный акт в организации должен быть принят

Куренкова Елена Владимировна

Куренкова Елена Владимировна09.11.2021 05:49

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Никодин инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Продать мануал по заработку
  • Мультиварка mystery mcm 1020 инструкция по применению
  • Инструкция для массажер для кистей рук
  • Шериф с автозапуском инструкция по установке