Руководство нпо салют

Руководство

Александр Николаевич Бушуев

Генеральный директор

bushuevan@nppsalut.ru
Телефон: 211-40-00

Яблонский Алексей Юрьевич

Заместитель генерального директора по общим вопросам

yablonskiyau@nppsalut.ru
Телефон: 211-33-64

Котков Анатолий    Павлович   

Начальник отделения НПО МЭТ

kotkovap@nppsalut.ru

Телефон: 211-34-90

Игорь Владимирович Варенов

Главный инженер

varenoviv@nppsalut.ru
Телефон: 211-40-31

Анисимова Наталья Николаевна

Главный бухгалтер

anisimovann@nppsalut.ru

Телефон: 211-35-80

Касмынин Андрей Алексеевич

Заместитель генерального директора по режиму и безопасности

cso@nppsalut.ru

Телефон: 211-41-74

Оболенский Сергей Владимирович

Заместитель генерального директора по научной работе

obolenskiysv@nppsalut.ru

Телефон: 211-хх-хх

Александр Николаевич Журавлев

Начальник отделения НПО ТПМ

zhuravlevan@nppsalut.ru
Телефон: 211-37-11

Заместитель генерального директора по технологическому развитию

Баусова Александра Константиновна

Заместитель генерального директора по экономике и финансам

bausovaak@nppsalut.ru

Телефон: 211-34-30

Суховерхий Андрей Владимирович

Начальник отделения НПО ЭВП

sukhoverkhyav@nppsalut.ru

Телефон: 211-33-71

Кормилицын Егор Викторович

Заместитель генерального директора по продажам гражданской продукции

kormilitsynev@nppsalut.ru

Телефон: 211-34-22

Чабанов Евгений Васильевич

Генеральный директор

info@npp-salyut.ru

8 (495) 672-48-59

Коблов Сергей Станиславович

Заместитель генерального директора — директор научного конструкторского центра

kb@npp-salyut.ru

8 (495) 672-75-16

Гавзов Алексей Сергеевич

Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам и внешнеэкономической деятельности

gavzov_as@npp-salyut.ru

Савченко Михаил Сергеевич

Заместитель генерального директора по производству

mss@npp-salyut.ru

Пантелеев Игорь Викторович

Заместитель генерального директора по развитию гражданской продукции — директор инжинирингового центра

info@npp-salyut.ru

8 (495) 672-73-48

Горьков Александр Александрович

Заместитель генерального директора по экономике и финансам

Gorkov@npp-salyut.ru

8 (495) 672-75-31

Колдунов Сергей Игоревич

Заместитель генерального директора по безопасности

Зотов Роман Федорович

Начальник производственно-технического комплекса

zotov@npp-salyut.ru

8 (495) 672-49-27

Зайцев Андрей Владимирович

Начальник управления контроля качества

Сафин Альмир Наилевич

Начальник управления материально – технического обеспечения

Safin@npp-salyut.ru

8(495) 672-48-00

Левченко Сергей Александрович

Начальник управления безопасности

levchenko_sa@npp-salyut.ru

8 (495) 672-73-46

Лыткин Валерий Валерьевич

Главный инженер – начальник энерго-механического отдела

lytkinvv@npp-salyut.ru

8 (495) 672-49-59

Завод «Салют»

Акционерное общество «Салют»

Руководство

Гусаров Сергей Николаевич

Генеральный директор

АО «НПП «САЛЮТ»

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «САЛЮТ»



  Действующая компания

ОГРН 1097746763102  

ИНН 7720673002  

КПП 772001001  

ОКПО 11507819  

Дата регистрации

1 декабря 2009 года

Юридический адрес

111123, г. Москва, ул. Плеханова, д. 6

Организационно-правовая форма

Непубличные акционерные общества

Уставный капитал

4 058 377 000 руб.

Специальный налоговый режим

Не применяется?

АО "НПП "САЛЮТ" - Чабанов Евгений Васильевич

Учредители

Нет сведений об учредителях

Держатель реестра акционеров

Среднесписочная численность работников

Нет сведений?

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Не входит в реестр

Федресурс

Компания опубликовала 3 сообщения и упомянута в 1 сообщении

ЕФРСБ (реестр банкротств)

  Нет сообщений о банкротстве

Блокировка банковских счетов

  Нет сведений о приостановке операций по счетам на 22 августа 2023 года

Проверить на сегодня

Санкции

Входит в санкционные списки следующих стран: Украина


Оценка надежности

Очень высокая оценка надежности

Признаки фирмы-однодневки не обнаружены

  • Преимущества (11)
  • Недостатки (0)
  •   Долгое время работы

    Компания зарегистрирована 14 лет назад, что говорит о стабильной деятельности и поднадзорности государственным органам

  •   Большой уставный капитал

    Уставный капитал составляет 4,1 млрд руб., это один из признаков повышенной надежности компании

  •   Имеются лицензии

    Компанией получены несколько лицензий, что является признаком высокой надежности контрагента

  •   Правообладатель

    По данным Роспатента, АО «НПП «САЛЮТ» обладает исключительными правами на несколько товарных знаков

  •   Участник системы госзакупок — поставщик

    Компания поставила товаров или оказала услуг на сумму более 2,4 млрд руб.

  •   Участник системы госзакупок — заказчик

    Компания заказала товаров или услуг на сумму более 11,4 млрд руб.

  •   Не входит в реестр недобросовестных поставщиков

    По данным ФАС, не входит в реестр недобросовестных поставщиков

  •   Нет связей с дисквалифицированными лицами

    По данным ФНС, в состав исполнительных органов компании не входят дисквалифицированные лица

  •   Нет массовых руководителей и учредителей

    Согласно текущим критериям ФНС, руководители и учредители АО «НПП «САЛЮТ» не являются «масоовыми»

  •   Нет сообщений о банкротстве

    В реестре ЕФРСБ не найдено ни одного сообщения о банкротстве компании

  •   Нет долгов по исполнительным производствам

    По данным ФССП, открытые исполнительные производства в отношении компании отсутствуют

Недостатков не обнаружено

Реквизиты

ОГРН? 1097746763102    от 1 декабря 2009 года
ИНН? 7720673002  
КПП? 772001001  
ОКПО? 11507819  

Сведения о регистрации

Регистрация в ФНС

Регистрационный номер 1097746763102 от 1 декабря 2009 года

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве

Регистрация в ПФР

Регистрационный номер 087401003021 от 2 декабря 2009 года

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области

Регистрация в ФСС

Регистрационный номер 771804554277181 от 2 декабря 2009 года

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области

Коды статистики

Код ОКОГУ? 4210001  

Хозяйственные общества, образованные из государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий

Код ОКОПФ? 12267  

Непубличные акционерные общества

Код ОКФС? 41  

Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности

Код ОКАТО? 45263583000  

Перово

Код ОКТМО? 45312000000  

муниципальный округ Перово

Код КЛАДР? 770000000000432  

Контакты АО «НПП «САЛЮТ»

Адрес

111123, г. Москва, ул. Плеханова, д. 6

Показать на карте


Контакты неверны или неактуальны?

Если вы являетесь владельцем или руководителем АО «НПП «САЛЮТ», вы можете добавить или отредактировать контактную информацию. Также, вы можете подключить сервис «Мой бизнес» для управления этой страницей.

Виды деятельности ОКВЭД-2

26.51.2 Производство радиолокационной, радионавигационной аппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления?
38.32.42 Обработка отходов и лома металлов, содержащих никель
38.32.43 Обработка отходов и лома металлов, содержащих алюминий
25.61 Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы
38.32.49 Обработка вторичного сырья, содержащего прочие цветные металлы
52.10 Деятельность по складированию и хранению
25.62 Обработка металлических изделий механическая
26.51.8 Производство частей приборов и инструментов для навигации, управления, измерения, контроля, испытаний и прочих целей
62.09 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
94.20 Деятельность профессиональных союзов

Финансовая отчетность

Нет сведений о финансовой (бухгалтерской) отчетности АО «НПП «САЛЮТ»?

Руководитель

Генеральный директор Чабанов Евгений Васильевич

  Нет записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ

  Нет записи о дисквалификации

  Не входит в реестр массовых руководителей

Учредители АО «НПП «САЛЮТ»

Нет сведений об учредителях компании?

Правопредшественники

Связи

Руководитель АО «НПП «САЛЮТ» также является руководителем или учредителем 3 других организаций

1. АО «ЗАВОД «ТОПАЗ»
115088, г. Москва, ул. Южнопортовая, д. 3
Производство радиолокационной, радионавигационной аппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления

Руководитель — Чабанов Евгений Васильевич

2. АО «КБ «АМЕТИСТ»
115088, г. Москва, ул. Южнопортовая, д. 3А
Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие

Руководитель — Чабанов Евгений Васильевич

3. ООО «СМУ №8» 
164523, Архангельская область, г. Северодвинск, пр-кт Морской, д. 50, кв. 30
Строительство жилых и нежилых зданий

Учредитель — Чабанов Евгений Васильевич

Не найдено ни одной связи по учредителям

АО «НПП «САЛЮТ» не является управляющей организацией

АО «НПП «САЛЮТ» является учредителем 1 организации

1. ООО «УКИП «САЛЮТ» 
111123, г. Москва, ул. Плеханова, д. 6, корп. 12, офис 302
Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом

Лицензии

Согласно данным ЕГРЮЛ от ФНС и федеральных органов, компанией АО «НПП «САЛЮТ» были получены 6 лицензий

Источники данных

  • ЕГРЮЛ (5)
  • Росздравнадзор (1)
  • Ростехнадзор (1)

Товарные знаки

Согласно данным Роспатента, компания обладает исключительными правами на 4 товарных знака

Сообщения на Федресурсе

Компания АО «НПП «САЛЮТ» опубликовала 3 сообщения и является участником 1 сообщения на Федресурсе

Самые популярные типы сообщений

  • Заявление об отказе от применения моратория в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (1)
  • Результаты обязательного аудита (1)
  • Стоимость чистых активов (1)

Госзакупки

Согласно данным Федерального казначейства, АО «НПП «САЛЮТ» является активным участником системы государственных закупок

Заказчик

Контракты Общая сумма
94-ФЗ
44-ФЗ
223-ФЗ 2836 11,4 млрд руб.

Поставщик

Контракты Общая сумма
94-ФЗ 1 127,5 млн руб.
44-ФЗ 3 340 млн руб.
223-ФЗ 81 2 млрд руб.

Проверки

Согласно данным ФГИС «Единый Реестр Проверок» Генеральной Прокуратуры РФ, за период с 2015 года в отношении компании АО «НПП «САЛЮТ» инициировано 57 проверок

Без нарушений

С нарушениями

Нет сведений о результатах

  • Последняя проверка
  • Предстоящие проверки (0)

№ 77231373165507146894 от 10 августа 2023 года

Объявление предостережения

Орган контроля (надзора), проводящий проверку

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Нет сведений о предстоящих проверках по 248-ФЗ, 294-ФЗ, 184-ФЗ или 131-ФЗ

Арбитражные дела

В арбитражных судах РФ были рассмотрены 50 судебных дел с участием АО «НПП «САЛЮТ»

Общая сумма исковых требований околоСумма исков 2,2 млрд руб.

Из них за последний год околоЗа последний год около 21,2 млн руб.

Общая сумма исковых требований околоСумма исков 188,5 млн руб.

Из них за последний год околоЗа последний год около 4,9 млн руб.

Последнее дело

№ А56-67847/2023 от 17 июля 2023 года

Экономические споры по гражданским правоотношениям

Истец

Ответчик

Исполнительные производства

  Нет сведений об открытых в отношении АО «НПП «САЛЮТ» исполнительных производствах

Налоги и сборы

Нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах


  Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам

Вакансии

Мы смогли найти информацию о 35 вакансиях от АО «НПП «САЛЮТ»

Самые популярные вакансии

  • Инженер-электроник 3 категории (3)
  • Ведущий инженер (2)
  • Инженер-электроник 1 категории (2)
  • Сборщик трансформаторов 4 разряда (1)
  • инженер по металлу (1)

Последняя вакансия

Обязанности

— Закупка электрорадиоэлементов.

— Работа по 223 и 275 ФЗ.

Дополнительная информация

  • График работы 5/2 с 07:30 до 16:15 (пятница — до 14:30).
  • Дружный сплоченный коллектив, развитая система наставничества.
  • Оформление по ТК РФ, белая зарплата.
  • Предприятие в шаговой доступности от м. Шоссе Энтузиастов.
  • Прогрессивная система материального и морального стимулирования.
  • Амбулатория предприятия оказывает весь спектр медицинских услуг: консультативная, диагностическая, лечебно-профилактическая помощь.

Общие требования

— Высшее экономическое образование.

— Знание ПК, уверенный пользователь MS Word, MS Excel.

— Знание программы 1С: ERP, Документооборот обязательно.

— Опыт закупочной деятельности с учетом 223 и 275 ФЗ.

Требования к образованию

Высшее

Зарплата от 60000 руб.

Опубликовано 28 августа 2023 года

История изменений

24.12.2016

Уставный капитал повышен с 2 874 021 000 руб. до 3 280 232 000 руб.

19.09.2018

22.10.2019

Уставный капитал повышен с 3 280 232 000 руб. до 4 058 377 000 руб.

09.08.2022

19.12.2022

Согласно данным ЕГРЮЛ, компания АО «НПП «САЛЮТ» — или АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «САЛЮТ» — зарегистрирована 1 декабря 2009 года по адресу 111123, г. Москва, ул. Плеханова, д. 6. Налоговый орган — межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве.

Реквизиты юридического лица — ОГРН 1097746763102, ИНН 7720673002, КПП 772001001. Регистрационный номер в ПФР — 087401003021, регистрационный номер в ФСС — 771804554277181. Организационно-правовой формой является «Непубличные акционерные общества», а формой собственности — «Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности». Уставный капитал составляет 4,1 млрд руб.

Основным видом деятельности компании АО «НПП «САЛЮТ» является «Производство радиолокационной, радионавигационной аппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления». Компания также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД как «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие», «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая», «Общая врачебная практика», «Деятельность по разработке средств защиты информации», «Производство частей приборов и инструментов для навигации, управления, измерения, контроля, испытаний и прочих целей» и других.

Генеральный директор — Чабанов Евгений Васильевич. Сведения об учредителях отсутствуют.

На 25 сентября 2023 года юридическое лицо является действующим.

Смотрите также

Прочие фирмы и организации

АО „ОДК“ Производственный комплекс „Салют“»
Изображение логотипа
Тип АО
Год основания 19 октября 1912 года
Прежние названия
  • Моторный завод № 24 имени М. В. Фрунзе
  • Завод № 45 МАП
  • ММПО «Салют»
  • ФГУП «ММПП „Салют“»
  • ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“»
  • АО «НПЦ газотурбостроения „Салют“»
Расположение  Россия: Москва, Проспект Будённого, д. 16 (ближайшие станции метро — «Семёновская» и «Электрозаводская»)
Ключевые фигуры директор производственного комплекса Громов А. Н.
Отрасль машиностроение
Продукция турбореактивные авиационные двигатели, индустриальные газотурбинные установки
Собственный капитал
  • 44,3 млрд ₽ (2017)[4]
Оборот 19,093 млрд. руб.[1] (2011)
Операционная прибыль 1,98 млрд. руб.[2] (2010)
Чистая прибыль
  • 10,6 млрд ₽ (2017)[4]
Число работников 23 000[3] (8000 на головном предприятии (2017)
Награды Орден Ленина
Сайт www.salut.ru

Центральная проходная на проспекте Будённого в Москве

АО „ОДК“ Производственный комплекс „Салют“»[5] — авиационная моторостроительная компания, расположенная в Москве.

Длительное время являлась государственным предприятием. Приказом министра промышленности и торговли РФ № 248 от 2 марта 2011 г. получила новое название: ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“»[6].

7 апреля 2015 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-производственный центр газотурбостроения „Салют“» преобразовано в акционерное общество. Изменение организационно-правовой формы состоялось в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 621.

Одно из крупнейших предприятий России по производству авиационных двигателей. Расположено в Москве по адресу: проспект Будённого, дом 16 (ближайшая станция метро — «Семёновская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена)[7].

История завода[править | править код]

Дореволюционная история[править | править код]

Предприятие образовано 19 октября 1912 года французской компанией «Гном-Рон», когда был создан небольшой завод по сборке авиационных ротативных семицилиндровых звездообразных моторов «Гном» мощностью 80 л. с. Соответственно, созданный завод получил наименование «Гном». Завод создавался с целью изготовления небольших двигателей для зарождавшейся русской авиации, начало которой положил указ императора Николая II в августе 1912 года о создании авиационного штаба. Детали для производства двигателей поставлялись непосредственно из Франции, поскольку французы старательно утаивали технологические тонкости своего детища. В годы последующей Первой мировой войны двигатель устанавливался на самолёты «Nieuport-IV» и «Farman-XVI»[8].

Параллельно истории завода «Гном» интересна история Рижского завода, изначально носившего название Трансмиссионный машиностроительный и чугунолитейный завод. Этот завод был основан в 1895 году, а к ноябрю 1909 года он переключается на авиационную тематику (выпуск авиадвигателей) и переименовывается в завод «Мотор». Заводом к тому моменту руководил пионер российского авиационного двигателестроения Ф. Калеп, выпускник Политехнического института в Риге.

Детали на московский завод из Франции поступали с задержкой и не самого лучшего качества. Поэтому первому отечественному авиамоторному производству пришлось поначалу посылать в армейские ремонтные мастерские «гномовские» запчасти собственного производства, минуя французов, засевших в конторе в Москве.

Калеп, взяв за образец этот 50-сильный поршневой двигатель воздушного охлаждения с французского самолёта и существенно его улучшив, создал собственную конструкцию. Практически это был первый российский авиационный мотор. У «Калепа» и мощность оказалась повыше — 60 лошадиных сил, и надёжность больше, чем у французов. Двигатель «Калеп» был направлен в Севастопольскую авиашколу на лётные испытания. Результат был блестящим. После пройденных в Севастопольской авиашколе лётных испытаний первый российский 7-цилиндровый авиадвигатель К-60 в ноябре 1911 года был запущен в серийное производство. Через пару лет Калеп создал новый, более мощный семицилиндровый звездообразный двигатель «Калеп» мощностью 80 л. с, который устанавливался на самолеты «Nieuport-Х» и «Nieuport-XV».

Зарубежные дельцы встревожились и стали наращивать выпуск московской продукции, перейдя на производство более мощного 9-цилиндрового мотора «Рон». Это был основной двигатель отечественных истребителей. Калеп же умер совсем молодым в 1913 году, а рижский авиамоторный завод «Мотор» в ходе начавшейся Первой мировой войны в 1915 году эвакуируется в Москву, в район Замоскворечья. Военное ведомство дает ему новые станки под новые заказы, и фирма наращивает мощь. Помимо двигателей Клепа завод осваивает девятицилиндровый РОН-110. Дефицит по авиадвигателям сокращается. К февралю 1917 года страна двуглавого орла ежедневно выпускает уже до пяти моторов. Предприятие по тем временам работало с высокой производительностью, отправляя на нужды фронта по несколько авиамоторов в день.

В том же 1917 году на уже существующей площадке в Москве французским предпринимателем был построен ещё один завод — «Сальмсон». Заводом было поставлено более 400 моторов «Сальмсон» для военного ведомства России. Моторы «Сальмсон» устанавливались на самолеты ВХ-4, К-1, К-2, К-3, К-4, Моран-Ж.

Советское время[править | править код]

Завод на аэрофотоснимке 1941 года

В декабре 1918 года постановлением Президиума ВСНХ эти заводы, как и вся авиационная промышленность, были национализированы. Завод «Гном» был переименован в «Икар», став Государственным авиационным заводом № 2 (ГАЗ № 2), завод «Сальмсон» — переименован в «Амстро». «Мотор» сохранил своё наименование, став Государственным авиационным заводом № 4 (ГАЗ № 4)[8].

В начале 1920-х годов при активной помощи со стороны наркома М. В. Фрунзе оба номерных завода начали возрождаться и укрупняться, при этом в 1924 году завод «Мотор» был объединён с заводом «Амстро». В знак благодарности об оказанной заботе работники завода № 4 вышли с предложением о присвоении своему предприятию имени наркома и завод был назван «Мотор № 4 им. М. В. Фрунзе».

Разрозненные площади начали укрупняться. Производственная деятельность завода стала оживляться. Главный инженер завода № 4 А. Д. Швецов спроектировал очень лёгкий 5-цилиндровый двигатель — звездообразный М-11. 100-сильный швецовский первенец работал как на пропеллерных глиссерах, так и на двухместном самолёте У-2. В 1926 году конструкторский отдел завода под руководством Швецова проектировал и доводил двигатели: М-18 (восьмицилиндровый), V-12 (двенадцатицилиндровый водяного охлаждения), ФЭД-24 (двадцатичетырех-цилиндровый водяного охлаждения), М-15 (девятицилиндровый воздушного охлаждения) и М-26 (семицилиндровый воздушного охлаждения).

В это время завод № 2 приступил к освоению 12-цилиндрового зарубежного двигателя с водяным охлаждением, названным М-5. Схема этого агрегата с V-образным расположением цилиндров прижилась на предприятии на 3 десятилетия развиваясь в новые поколения двигателей.

В 1927 году по решению правительства заводы «Икар № 2» и «Мотор № 4» объединили и в результате слияния был создан завод, получивший название «Завод № 24 им. М. В. Фрунзе». Его тогдашний директор Георгий Королев, будучи в Кремле на приеме, получает у Сталина «добро» на добавочную территорию. Обширная площадка «В» сыграла огромную роль. Появилась возможность не прерывая текущих поставок товарной продукции, возвести современные производственные корпуса, развивать предприятие. В том же 1927 году новым мощным заводом подготовлен к серийному производству двигатель М-17, мощностью 660 л.с., которым оснащался самолет «Страна Советов» конструкции А. Н. Туполева.

В начале 1930-х годов промышленность Советского Союза уже полностью удовлетворяла потребности авиации. Страна больше не закупала за рубежом ни самолеты, ни двигатели. А завод имени Фрунзе постоянно осваивал новые изделия. В это время на завод назначается главным конструктором А. А. Микулин. По решению правительства завод № 24 им. М. В. Фрунзе становится основной базой для серийного производства двигателей конструкции Микулина — семейства моторов АМ, (ГАМ-34, АМ-35, АМ-35А, АМ-37, АМ-38, АМ-38Ф). Двигатели устанавливались на самолеты ТБ-3 (АНТ-6), ДБ-А, АНТ-25, Р-7 и другие. На самолетах с этими моторами установлены мировые рекорды и совершены исторические перелеты. Двигатель ГАМ-34 ставился на торпедные катера и морские охотники за подводными лодками.

В мае 1937 года звено четырёхмоторных ТБ-3 под началом М. В. Водопьянова высаживает папанинскую экспедицию на дрейфующий лёд вершины земного шара. Замечаний по АМ-34 нет. Следом — смелый бросок Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку. Его одномоторный «безгрузовой» моноплан АНТ-25 непосредственно проектировал П. О. Сухой. В качестве энергоустановки — тот же АМ-34. Интересно, что после прилёта в Штаты, американцы не поверили в то, что на этом самолёте стоял советский двигатель. Чкалову пришлось открыть моторный отсек и продемонстрировать американцам таблички и шильдики на моторе АМ-34. Но ещё больше поразило хозяев то обстоятельство, что на двигателе не было потёков масла и в обратный путь наши лётчики отправились без какого-либо ремонта этого двигателя. Чкаловскую удачу подкрепляет Михаил Громов на таком же самолете. Предстоит третий рейс в Америку, но уже с грузом.

12 августа 1937 года состоялся старт новейшего дальнего бомбардировщика ДБ-А с четверкой «необъезженных» АМ-35. Ни моторы, ни самолет ещё не бывали в высоких широтах. На борту — два опытнейших механика с запчастями, с инструментом. Возглавлял этот «дуэт» самарец Григорий Побежимов. Командиром отважной шестерки был Герой Советского Союза за номером «2» С. А. Леваневский. Всё будто складывалось нормально, но в районе полюса вдруг навалился циклон. Движки работали, не зная щадящего режима и крайний правый выбыл из строя. Машина погрузилась в облака и затерялась в арктических просторах.

Вскоре после трагического происшествия был незаслуженно репрессирован директор завода № 24 И. Э. Марьямов, технический директор Колосов, заместитель директора А. И. Гельман, начальник производства Судаков-Билименко Г. П., начальник технического сектора ОТК Тарахтунов. Всего около 50 человек[9].

В 1938 году заводом освоено серийное производство поршневого мотора М-62, разработанного главным конструктором А. Д. Швецовым. Мотор М-62 устанавливался на истребители И-15, И-16, И-153. Начиная с 1939 года — выпускался в больших количествах.

Новый директор завода В. М. Дубов, проявив дальновидность и решительность, сумел разгрузить предприятие от случайных заказов и настоял на запуске в производство мощного двигателя АМ-38, которым оснащался одноместный штурмовик Ил-2, разработанный в КБ Ильюшина. Наркомат авиационной промышленности выступал против инициатив Ильюшина и Дубова в создании штурмовой авиации, но Кремль их поддержал.

Великая Отечественная война[править | править код]

Перед весной 1941-го года В. М. Дубов отзывается в наркомат. Директором завода № 24 был назначен М. С. Жезлов. Грянула Великая Отечественная война. Выпуск моторов был удвоен, и в августе 1941 года завод им. М. В. Фрунзе был награждён орденом Ленина.

Во время непрекращающихся налётов немецко-фашистской авиации на Москву завод № 24 был отмечен на картах лётчиков как вторая важнейшая цель после Кремля[7]. 15 октября 1941 года принято решение эвакуировать завод в Куйбышев (ныне город Самара). В предельно сжатые сроки завод был эвакуирован, оборудование полностью демонтировано и вывезено, в эвакуацию отправились лучшие специалисты коллектива, включая директора завода М. С. Жезлова и главного инженера А. А. Куинджи. Интересно, что рельсы, по которым в октябре 1941 года вывозилось оборудование с территории предприятия, сохранились до 2003 года, когда были окончательно демонтированы. В Москве для завершения эвакуации оставшихся материальных ценностей остался Михаил Семёнович Комаров. Но немецкие войска были отброшены от столицы и уже в декабре 1941 года было принято решение о возобновлении производства на площадке завода — были открыты цех по изготовлению миномётов и мотороремонтная мастерская. А уже в феврале 1942 года ГКО принято решение о полном восстановлении производства моторов АМ-38 для штурмовика Ил-2 на московской площадке и приказом наркомата авиационной промышленности образован завод № 45, директором которого был назначен М. С. Комаров, а главным инженером — М. Л. Кононенко. Михаилу Семёновичу тогда было 32 года.

Сроки восстановления производства были поставлены предельно жёсткие — план по выпуску двигателей на 1942 год составил 800 штук. По воспоминаниям М. С. Комарова, цеха были занесены снегом, стояли совершенно пустые. Оборудования не было, технологии не было, чертежей тоже не было, но главное — не было рабочих. Тем не менее Михаил Семёнович не сдался, организовал работу и уже к началу марта 1942 года цеха были приведены в удовлетворительное состояние, собрано минимальное количество оборудования, собран рабочий коллектив, к июлю того же года было выпущено и передано фронту пять двигателей, а к концу 1942 года завод выпустил 517 моторов. В мае 1943 года, за выдающиеся производственные показатели и перевыполнение поставленного ГКО плана выпуска моторов для фронта, заводу № 45 было передано переходящее Красное знамя ГКО. К апрелю 1944 года завод № 45 12 раз завоевывал почётное право обладания Красным знаменем ГКО, а всего за годы войны — 19 раз, и в итоге Красное знамя ГКО было навечно оставлено на предприятии в конце 1944 года и в настоящее время хранится в Музее Трудовой Славы предприятия.

После окончания Великой Отечественной войны, в июне 1945 года, за свою работу по выпуску авиационных моторов для нужд фронта завод № 45 был награждён орденом Ленина.

Для двухместного Ил-2 потребовался более мощный двигатель АМ-38Ф, который в 1943 году и освоил завод. В 1944 году было освоено производство дизельного двигателя АЧ-З0Б главного конструктора ЦИАМ А. Д. Чаромского для бомбардировщиков Ер-2 и Пе-8. За годы войны заводом № 45 было произведено 8470 двигателей АМ-38, АМ-38Ф, АМ-39 и АЧ-30Б.

Послевоенное производство завода[править | править код]

После окончания войны завод № 45 получил наименование «Салют». Основной продукцией продолжали оставаться авиационные двигатели, однако для обеспечения секретности были построены цеха по выпуску автомобильных двигателей, а также весов, мясорубок, лодочных моторов и байдарок[7].

Что касается основной продукции завода, то наиболее крупными достижениями заводского коллектива в послевоенное время были[8]:

  • 1947 год — освоение производства первого отечественного турбореактивного двигателя ТР-1 с тягой 1250 кг генерального конструктора А. М. Люльки, который устанавливался на самолёты Су-11, И-211, Ил-22;
  • 1948 год — освоение серийного производства реактивного двигателя РД-45 с тягой 2270 кг и его модификации РД-45Ф (работы велись под руководством генерального конструктора В. Я. Климова), которые устанавливались на самолёты МиГ-15 и его модификации;
  • 1950 год — освоение серийного производства реактивного двигателя ВК-1 с тягой 2700 кг и его модификаций ВК-1А, ВК-1Ф (работы велись под руководством генерального конструктора В. Я. Климова), которые устанавливались на самолёты МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-14;
  • 1955 год — освоение серийного производства реактивного двигателя АЛ-7Ф1 с тягой 9600 кг (генерального конструктора А. М. Люльки), который устанавливался на самолёты Су-7, Су-7Б, Су-9, Су-11;
  • 1962 год — освоение серийного производства реактивного двигателя Р15Б-300 с тягой 11 200 кг (генерального конструктора С. К. Туманского), который устанавливался на самолёты МиГ-25 и его модификации;
  • 1972 год — освоение серийного производства реактивного двигателя АЛ-21Ф с тягой 11 250 кг (генерального конструктора А. М. Люльки), который устанавливался на самолёты Су-17, Су-20, Су-22, Су-24;
  • 1984 год — освоение серийного производства реактивного двигателя АЛ-31Ф с тягой 12 500 кг (генерального конструктора А. М. Люльки), который устанавливался на самолёты Су-27 и его модификации.

Современное производство[править | править код]

С 1990-х годов на базе завода было создано собственное КБ (конструкторское бюро), первые разработки которого уже производятся серийно: АЛ-31Ф-М1, АЛ-31ФН.

Основная область деятельности — производство газотурбинных авиационных двигателей семейства АЛ-31Ф для боевых самолётов АПК «Сухой» (Су-27, Су-30, Су-33). Совместно с украинским предприятием Мотор Сич выпускаются двигатели АИ-222-25 (учебно-боевой самолёт Як-130), Д-436Т (пассажирские ближнемагистральные самолёты Ан-148 и Ту-334, самолёт-амфибия Бе-200) и Д-27 (грузовой самолёт Ан-70). Предприятие занимается развитием наземной тематики в газотурбостроении — разработка и производство наземных промышленных ГТУ (газотурбинных установок), ядром которых являются снятые с производства и вооружения двигатели АЛ-21. Эти ГТУ вырабатывают тепло и электроэнергию и их мощность позволяет использовать их для полного энергообеспечения небольшого посёлка или микрорайона города. ГТУ мощностью в 20 мегаватт в настоящее время успешно работают в посёлке Ямбург (Ямало-Ненецкий АО), ГТУ мощностью в 60 МВт проходит испытания на ТЭЦ-28 в городе Москве (на Коровинском шоссе). Прочая наземная тематика предприятия включает в себя проект газификатора твёрдых топлив (мусороперерабатывающий завод, в котором дым от сжигаемого мусора не выбрасывается в атмосферу, а определённым образом раскладывается на водород, кислород и шлаки, где водород и кислород подаются в ГТУ для вырабатывания тепла и электричества), опреснительные установки «Каскад» (в настоящее время монтируются в Москве) и прочие проекты.

Ведутся работы по модернизации двигателя АЛ-31Ф и в настоящее время прошёл государственные испытания и принят на вооружение двигатель АЛ-31ФМ1 (модернизация 1) с улучшенными характеристиками. В июне 2008 года государственной комиссией были приняты элементы демонстратора второй очереди модернизации двигателя АЛ-31, в частности новая камера сгорания, температуру в которой удалось довести до 2100 градусов (при заданных параметрах в 2000 градусов). На 2010 год запланирована сдача полного демонстратора второй очереди модернизации двигателя АЛ-31ФМ2.

Предприятие ведёт разработку авиационного двигателя для истребителей «пятого поколения». Наработки по двигателям М1/М2/М3 будут использованы в разработке двигателя пятого поколения. В КБ «Салют» решены многие вопросы: компрессор низкого давления, камера сгорания, турбина высокого давления, всеракурсное сопло с управляемым вектором тяги.

6 августа 2007 года Указом президента Российской Федерации В. В. Путина, на базе ФГУП ММПП «Салют» создана первая в России корпорация по производству авиационных двигателей. Указ президента стал результатом кропотливой работы по созданию интегрированной структуры из предприятий отрасли. В настоящее время под управлением головного предприятия находятся Воскресенский машиностроительный завод «Салют» (ВМЗ «Салют»), Наро-Фоминский машиностроительный завод (ОАО «НФМЗ»), предприятие «Топаз» в Кишинёве (Молдавия), Омское моторостроительное объединение имени П. И. Баранова (ФГУП «ОМО имени П. И. Баранова»), Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат» (ГМЗ «Агат») и ряд других предприятий отрасли.

25 декабря 2008 года Правительство РФ опубликовало список из 295 предприятий, которые могут рассчитывать на господдержку в период мирового финансового кризиса. В этот список также вошёл ФГУП ММПП «Салют»[10].

11 января 2009 года предприятие посетил президент России Дмитрий Медведев. Он осмотрел некоторые цеха завода, после чего провёл совещание по стабилизации ситуации в реальном секторе экономики, в котором приняли участие члены правительства и руководители крупных промышленных компаний. Главное, на что обратил внимание президента директор завода, — это рост цен на продукцию отечественной металлургии при общемировой тенденции к их снижению[11][12].

С 13 ноября 2010 года по собственному желанию ушёл в отставку генеральный директор предприятия Юрий Елисеев. С приставкой «исполняющий обязанности» на эту должность был назначен Масалов Владислав Евгеньевич[13].

1 апреля 2011 года, в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли РФ № 18/к-р от 31 марта 2011 года, Масалов В. Е. вступил в должность Генерального директора ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“»[14].

В 2012 году завод реализовал 105 двигателей АЛ-31Ф, 33 АИ-222. Отремонтировано 100 двигателей[15].

С 2002 года Роспотребнадзор регулярно устанавливает превышения ПДК по шуму в жилой застройке района Лефортово[16], в 230 м от которой располагаются испытательные установки предприятия, не имеющие утверждённой санитарно-защитной зоны.

Последний раз превышения были установлены 25.05.2020[17]. Испытательные стенды должны были быть выведены из города к 2017 г., о чём сообщало его руководство — главный инженер Поклад и Генеральный директор Маслов. Однако новое руководство голословно объявило что стенды не будут выведены из города, поскольку никаких нарушений нет[18]. Жители районов Лефортово и Соколиной Горы создали инициативную группу противодействия незаконной деятельности предприятия.

См. также[править | править код]

  • НПО Сатурн
  • Крылья Советов (стадион, Москва)

Примечания[править | править код]

  1. Руководители «ОДК» и «Оборонпром» посетили ФГУП НПЦ газотурбостроения «Салют». Mashportal.Ru — Портал машиностроения. Дата обращения: 21 марта 2012. Архивировано 3 июня 2012 года.
  2. Интервью Масалова В. Е. для журнала «Крылья Родины». БезФормата.Ru. Дата обращения: 21 марта 2012.
  3. Новая ступень в развитии старейшего российского авиамоторного завода. Siemens PLM Software. Дата обращения: 20 мая 2013. Архивировано 23 мая 2013 года.
  4. 1 2 Бухгалтерская отчётность
  5. АО «ОДК» — Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» сертифицирован как производитель осевых компрессоров для вертолётных двигателей ВК-2500. www.uecrus.com. Дата обращения: 12 августа 2019.
  6. Переименование предприятия и введение в действие устава ФГУП НПЦ газотурбостроения «Салют» (недоступная ссылка). ФГУП НПЦ газотурбостроения «Салют». Дата обращения: 21 марта 2012. Архивировано 9 апреля 2012 года.
  7. 1 2 3 Гук, Валерий.  Мясорубки тут выпускали для отвода глаз. На проспекте Будённого делают уникальные авиадвигатели // Восточный округ. — 2015. — № 34 (123) за 18 сентября. — С. 9. Архивировано 25 сентября 2015 года.
  8. 1 2 3 Основные значимые даты в истории ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“»: 1912—-2006 (недоступная ссылка). // Официальный сайт АО «НПЦ газотурбостроения „Салют“». Дата обращения: 29 сентября 2015. Архивировано 30 сентября 2015 года.
  9. Соболев Д. А.  Репрессии в советской авиапромышленности // ВИЕТ. — 2000. Архивировано 19 сентября 2007 года.
  10. «Салют» стал одним из предприятий машиностроительной отрасли, которые вошли в список системообразующих предприятий страны (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 декабря 2008. Архивировано 21 февраля 2009 года.
  11. Президент РФ посетил машиностроительный завод «Салют» (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 февраля 2009. Архивировано 21 февраля 2009 года.
  12. Главная задача государства — сохранение производства, Вести (11 января 2009).
  13. Гендиректор «Салюта» подал в отставку
  14. Назначен Генеральный директор ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“» (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июня 2011. Архивировано 28 июня 2011 года.
  15. ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“» увеличивает объёмы производства. Металлоснабжение и сбыт. Дата обращения: 5 марта 2013.
  16. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей. Салюту.нет. Дата обращения: 5 марта 2013.
  17. Письмо Роспотребнадзора №77-00-03/-15993-2020 от 2020-05-27 (рус.). salutu.net. Дата обращения: 19 июля 2020.
  18. Ответ Авиапрома №18-3763 от 2019-05-08 (рус.). salutu.net. Дата обращения: 19 июля 2020.

Литература[править | править код]

  • Елисеев Ю. С.  ФГУП «МПП „Салют“» // Крылья Родины. — 2008. — № 4. — С. 7—14.

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт АО «НПЦ газотурбостроения „Салют“»
  • Официальный сайт Наро-Фоминского машиностроительного завода (ОАО «НФМЗ»)
  • Официальный сайт противодействия незаконной деятельности завода «Салют»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по ремонту всех марок автомобилей
  • Инструкция defender i type sb 905
  • Ипд 1 руководство по эксплуатации
  • Тизанидин уколы инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Руководство сталинградским фронтом