Руководство научным коллективом

6
Кадровое обеспечение научных исследований

Для
того, чтобы коллектив, предназначенный
для выполнения той или иной темы, работал
слаженно,
чтобы каждый из участников точно знал
возложенные на него задачи и конечную
цель труда коллектива,
необходимо правильно, на научной основе
организовать управление этим коллективом.

Общие
принципы управления дали возможность
разработать и принципы управления
научным коллективом.
Успех в реализации этих принципов в
значительной мере определяется подбором,
расстановкой
и воспитанием исполнителей, стилем
руководства, сбалансированностью
рабочих мест, моральными
качествами руководителя и психологическим
климатом в коллективе.

Наиболее
приемлемый стиль работы научного
руководителя в свое время был достаточно
просто и точно
сформулирован академиком А. Ф. Иоффе. В
своих воспоминаниях академик Н. Н.
Семенов пишет: «Абрам
Федорович Иоффе считал, что искусство
руководства молодыми сотрудниками
сводится к нескольким
простым требованиям. В общении с учениками
будь прост, демократичен и принципиален.
Радуйся
и поддерживай их, если они правы, сумей
убедить их, если они не правы научными
аргументами. Если ты хочешь, чтобы ученик
занялся разработкой какой-либо новой
твоей идеи или нового направления,
сделай
это незаметно, максимально стараясь,
чтобы он как бы сам пришел к этой идее,
приняв ее за свою собственную,
пришедшую ему самому в голову под
влиянием разговоров с тобой. Никогда
не приписывай своей
фамилии к статьям учеников, если не
принимал как ученый прямого участия в
работе. Если интересы дела
требуют от тебя, как от руководителя,
переключения группы сотрудников на
новую тематику, объясни, почему
эта новая область интересна, почему она
нужна государству. Объясни, почему ты
заинтересован в том,
чтобы именно данный сотрудник был на
новой работе; никогда не заставляй
что-либо делать, пользуясь
своей силой и положением. Не увлекайся
чрезмерно руководством учениками, давай
им возможность
максимально проявлять свою инициативу,
самим справляться с трудностями. Только
таким путем
ты вырастишь не лаборанта, а настоящего
ученого. Давай возможность ученикам
идти их собственным
путем».

Приведенные
требования, по сути, полностью отражают
принципы управления, которым должен
следовать
руководитель научного коллектива.

Эффективное
управление научным (да и любым другим)
коллективом предполагает полную
сбалансированность рабочих мест. Этого
особенно трудно достичь в научном
коллективе, где технология деятельности
исследовательских рабочих мест подчас
строго не определена. Рабочие места
являются элементами организационно-технологической
системы, имеют определенную структуру.

Сбалансированность
рабочего места
означает,
что этому месту должны приписываться
только те
функции, которые обеспечены средствами,
необходимыми для их исполнения (не
должно быть средств, не
связанных с какой-либо функцией).
Обязанности и права при этом должны
быть взаимно уравновешены, т.е.
каждая обязанность должна быть обеспечена
определенным правом и каждое право
должно осуществляться
только при наличии определенной
обязанности. Объем ответственности и
объем власти должны
быть связаны, т.е. ответственность за
что-либо должна обеспечиваться
соответствующей властью, и
наоборот.

При
выборе методов и средств управления
научным коллективом серьезное значение
имеет его численность.
Когда в непосредственном подчинении
оказывается более семи или восьми
человек, руководитель
в процессе управления начинает испытывать
определенные трудности.

С
ростом численности коллектива эти
трудности непрерывно возрастают.
Некоторые руководители при
этом стараются, как можно дольше удержать
управление каждым человеком в своих
руках; другие выделяют
группу для непосредственного управления;
третьи как-то структурируют коллектив.

Первый
стиль руководства может привести и
часто приводит к хаотическому управлению,
когда начальник отдает указания одним
подчиненным, а спрашивает с других, не
выдерживается плановое распределение
обязанностей и т.п. Таким образом, в
руководимом им коллективе почти всегда
находятся сотрудники,
которые, пообещав выполнить указание
начальника, потом ничего не делают, но
старательно не
попадаются на глаза начальнику,
справедливо рассчитывая, что поручение
может забыться.

Второй
стиль частично свободен от названных
недостатков. Руководитель внимательно
следит за деятельностью лишь трех —
пяти подчиненных.

Третий
стиль — пассивный, так как управление
практически полностью отдается в руки
подчиненных
и иногда приводит к так называемому
порочному кругу управления, когда все
в равной степени
безвластны и безответственны.

Успех
в деятельности научного коллектива во
многом зависит от того, соблюдаются ли
следующие принципы
организации работы с людьми:

Принцип
информированности о существе проблемы.
Любое
полезное нововведение может быть
воспринято позитивно и даже с энтузиазмом,
если для членов коллектива станет ясно,
какие производственные
или социальные задачи будут решены в
результате их работы.

Принцип
превентивной оценки работы
заключается
в соответствующем информировании
сотрудников
для исключения отождествления ими
временных затруднений с отрицательными
последствиями
самого управленческого мероприятия.

Принцип
инициативы снизу.
Информация
о предстоящей задаче должна войти в
сознание непосредственных
исполнителей как дело полезное и нужное,
как самим работникам, так и обществу.
Тогда работа
выполняется значительно быстрее.

Принцип
тотальности.
Работники
всех звеньев, на которых прямо или
косвенно окажет влияние новое
задание, должны быть не только заранее
проинформированы о возможных проблемах,
но и привлечены
к участию в их разрешении.

Принцип
перманентного информирования.
Руководитель
коллектива должен систематически
информировать
весь коллектив как о достигнутых успехах
в решении задачи, так и о трудностях и
срывах. При
этом следует устанавливать самые
разнообразные формы обратной связи.

Принцип
непрерывности деятельности.
Завершение
одной разработки должно совпадать с
началом
разработки другого задания, которое
может усилить возможности первой
разработки либо придет к
ней на смену.

Принцип
индивидуальной компенсации.
Учет
особенностей ценностных ориентации
людей, их потребностей
и интересов.

Принцип
учета типологических особенностей
восприятия инноваций различными
людьми.
Результаты
исследований психологов показывают,
что всех людей по их отношению к новым
заданиям
и нововведениям можно подразделить на
новаторов, энтузиастов, рационалистов,
нейтралов, скептиков, консерваторов,
ретроградов. Учитывая эти индивидуальные
особенности характеров, можно
целенаправленно
влиять на работников, формируя их
поведение, способствующее эффективной
деятельности.
Советская высшая школа представляет
студентам широкие возможности для
занятий научно-техническим
творчеством. Наиболее одаренным студентам
дано право возглавлять студенческий
творческий
коллектив (например, подразделение
студенческого конструкторского бюро).
Уже на студенческой
скамье молодому человеку приходится
решать многие научно-организационные
задачи, вести деловую
переписку (или, по крайней мере, готовить
проекты документов), проводить деловые
совещания.

Деловая переписка

Важной
задачей, связанной с совершенствованием
управления, является качественная
работа с документами,
ускорение их составления и оформления.
Ее решению в значительной степени
способствует создание
стандартов унифицированной системы
организационно-распорядительной
документации (ГОСТ 6.38—72,
ГОСТ 6.39— 72), представляющих собой свод
единых научно обоснованных правил
подготовки и оформления
документов.

Документы
подразделяются на простые и сложные.
Первые посвящены одному вопросу, вторые
— нескольким.

Текст
любого документа, согласно требований
ЕГСД, должен состоять не менее чем из
двух основных
частей. В первой излагают обоснование
или основание составления документа,
во второй — предложения,
решения, распоряжения, выводы и просьбы.
В редких случаях текст документа содержит
одну заключительную
часть (например, в приказах —
распорядительную без преамбулы, а в
письмах и заявлениях
— просьбу без мотивировки). Однако в
большинстве случаев документ должен
состоять из введения,
доказательства и заключения. Нередко
заключению предшествует вывод.

Во
введении излагаются причины и
непосредственный повод для составления
служебного документа.
В этой части нередко делают ссылки на
другие, ранее полученные документы,
послужившие основанием
для создания нового.

В
доказательстве излагается существо
вопроса, приводятся доводы, факты,
цифровые данные для его
обоснования. Доказательство должно
убеждать о необходимости удовлетворения
просьбы или требования.
Сложное доказательство целесообразно
заканчивать выводом.

Заключение
— главная логическая составная часть,
в которой формулируется основная цель
документа
(просьба, предложение, согласие, отказ).
Заключение в служебном документе
обязательно.

В
зависимости от содержания документов
применяется прямой или обратный порядок
расположения логических
элементов. В первом случае после введения
следуют доказательство и заключение.
При обратном
порядке — вначале излагается заключение,
а затем — доказательство. В последнем
случае введение
отсутствует. В обратном порядке
составляются несложные документы и его
применяют реже.

Каждому
виду документов присуща своя речевая
конструкция. Для распорядительных актов
(приказов,
распоряжений, указаний, решений
постановлений) характерна повелительная
форма. При составлении
служебных писем, в которых излагаются
просьбы, требования, следует использовать
форму логического доказательства
целесообразности принятия положительного
решения и т.д.

При
составлении текста документа должны
обеспечиваться достоверность и
объективность содержания
при нейтральности тона, полнота информации
и максимальная краткость, достигаемые
за счет выбрасывания
слов, не несущих смысловой нагрузки.
Необходимо избегать применения при
составлении документов
канцелярско-бюрократических и архаических
слов.

В
служебных документах не следует прибегать
к диалектизмам, т.е. к местным словам и
выражениям,
которые могут быть понятны только
ограниченному числу людей. Иностранные
слова должны употребляться лишь в меру
необходимости, если они не могут быть
заменены словами языка, на котором
составляется
документ.

Организация
деловых совещаний

Помимо
своего прямого назначения каждое
рационально организованное деловое
совещание выполняет
важную учебно-воспитательную функцию.
На деловом совещании сотрудники обучаются
умению мыслить
масштабно, по государственному, комплексно
подходить к обсуждаемой проблеме,
учитывать не только
ближайшие, но и отдаленные последствия
принимаемых решений. Здесь идет обучение
манере речи; грамотности
и четкости изложения своих мыслей;
умению аргументировать и отстаивать
свои позиции. На совещании развиваются
деловые качества участников; возрастает
их компетентность в процессе взаимного
обмена
идеями; накапливаются навыки творческого
решения задач и умение управлять. Деловое
совещание представляет
и руководителю широкие возможности
проявления собственных качеств:
организованности, ответственности,
силы убеждения, умения работать с кадрами
и др.

Малоэффективные
совещания (в результате неудовлетворительной
их подготовки или неумелого проведения)
приводят к отрицательным
социально-психологическим последствиям
(снижается активность работников,
бесплодно тратится время).

Условно
все деловые совещания можно систематизировать
по специфике рассматриваемых вопросов
(административные,
технические, кадровые, финансовые,
технологические, оперативные); по
частоте, периодичности;
по составу и количеству участников; по
кругу и количеству вопросов, выносимых
на совещание;
по структуре и организации; по методам
проведения и др. Однако наиболее удобно
классифицировать
деловые совещания по задачам. Так, на
проблемном совещании осуществляется
поиск оптимального
управленческого решения вынесенной на
обсуждение хозяйственной проблемы.
Такие совещания
обычно проводятся по схеме: доклад —
вопросы к докладчику — прения — выработка
решения. Если
участники совещания заблаговременно
получили нужные материалы (тезисы
доклада, справки, проект решения)
и имели возможность изучить их, можно
проводить совещание без доклада, либо,
предоставив докладчику 3…5 мин на резюме,
либо сразу начать совещание с вопросов.

Инструктивное
совещание преследует цель передачи
распоряжений и необходимых сведений
сверху вниз
по схеме управления для их быстрого
выполнения. Целесообразно на таких
совещаниях не ограничиваться
простым пересказом решений, директив,
рекомендаций, а конкретизировать их
для каждого исполнителя (подразделения,
организации и др.); разъяснить возникающие
вопросы; определить сроки выполнения
поручений отдельными исполнителями с
учетом общего срока, заданного в
директивах.

На
оперативном совещании руководство
получает информацию о текущем состоянии
дел снизу вверх
по схеме управления. В ходе оперативного
совещания (без докладов и длительных
выступлений) происходит
обмен мнениями с возможными репликами
с мест, выявляются участки работы, на
которые должны
быть направлены главные усилия, в чем
и проявляется коллективное творчество.

Подготовка
совещаний представляет собой комплекс
организационных и технических мероприятий.
Так,
например, дни и часы для совещаний лучше
установить постоянные. Работник любого
ранга должен быть
уверен, что в рабочей неделе есть дни,
когда его не оторвут от четко спланированных
дел, не вызовут на
совещание. Время проведения совещаний
лучше устанавливать в конце рабочего
дня, так как иначе возрастают
скрытые потери времени, связанные с
совещанием.

Соседние файлы в папке Лекции

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    18.05.201562.46 Кб705.doc

  • #

    18.05.201560.93 Кб716.doc

  • #

    18.05.201571.17 Кб717.DOC

Увеличить/уменьшить масштаб

Скопировать текст страницы

(работает в Chrome 42+,
Microsoft Internet Explorer и Mozilla FireFox
c установленным Adobe Flash Player)

Справка

Текущие страницы выделены рамкой.

Содержание

Обращаясь к сайту «История Росатома — Электронная библиотека»,
я соглашаюсь с условиями использования представленных там материалов.

Правила сайта (далее – Правила)

  1. Общие положения
    1. Настоящие правила определяют порядок и условия использования материалов, размещенных на сайте www.biblioatom.ru (далее именуется Сайт), а также правила использования материалов Сайтом и порядок
      взаимодействия с Администрацией Сайта.
    2. Любые материалы, размещенные на Сайте, являются объектами интеллектуальной собственности (объектами авторского права или смежных прав, а также прав на средства индивидуализации). Права Администрации
      Сайта на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности.
    3. Использование материалов, размещенных на Сайте, допускается только с письменного согласия Администрации Сайта или иного правообладателя, прямо указанного на конкретном материале, размещенном на
      Сайте, или в непосредственной близости от указанного материала.
    4. Права на использование и разрешение использования материалов, размещенных на Сайте, принадлежащих иным правообладателям, нежели Администрация Сайта, допускается с разрешения таких правообладателей
      или в соответствии с условиями, установленными такими правообладателями. Никакое из положений настоящих Правил не дает прав третьим лицам на использование материалов правообладателей, прямо указанных на
      конкретном материале, размещенном на Сайте, или в непосредственной близости от указанного материала.
    5. Настоящие Правила распространяют свое действие на следующих пользователей: информационные агентства, электронные и печатные средства массовой информации, любые физические и юридические лица, а также
      индивидуальные предприниматели (далее — «Пользователи»).
  2. Использование материалов. Виды использования
    1. Под использованием материалов Сайта понимается воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения и иные
      способы использования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
    2. Использование материалов Сайта без получения разрешения от Администрации Сайта не допустимо.
    3. Внесение каких-либо изменений и/или дополнений в материалы Сайта запрещено.
    4. Использование материалов Сайта осуществляется на основании договоров с Администрацией Сайта, заключенных в письменной форме, или на основании письменного разрешения, выданного Администрацией Сайта.
    5. Запрещается любое использование (бездоговорное/без разрешения) фото-, графических, видео-, аудио- и иных материалов, размещенных на Сайте, принадлежащих Администрации Сайта и иным правообладателям
      (третьим лицам).
    6. Стоимость использования каждого конкретного материала или выдача разрешения на его использование согласуется Пользователем и Администрацией Сайта в каждом конкретном случае.
    7. В случае необходимости использования материалов Сайта, права на которые принадлежат третьим лицам (иным правообладателям, нежели Администрация Сайта, о чем прямо указано на таких материалах либо в
      непосредственной близости от них), Пользователи обязаны обращаться к правообладателям таких материалов для получения разрешения на использование материалов.
  3. Обязанности Пользователей при использовании материалов Сайта
    1. 3.1. При использовании материалов Сайта в любых целях при наличии разрешения Администрации Сайта, ссылка на Сайт обязательна и осуществляется в следующем виде:
      1. в печатных изданиях или в иных формах на материальных носителях Пользователи обязаны в каждом случае использования материалов указать источник – электронная библиотека «История Росатома»
        (www.biblioatom.ru)
      2. в интернете или иных формах использования в электронном виде не на материальных носителях, Пользователи в каждом случае использования материалов обязаны разместить гиперссылку на Сайт —
        электронная
        библиотека «История Росатома» (www.biblioatom.ru), гиперссылка должна являться активной и прямой, при нажатии на которую Пользователь переходит на конкретную страницу Сайта, с которой заимствован
        материал.
      3. Ссылка на источник или гиперссылка, указанные в пп. 3.1.1 и 3.1.2. настоящих Правил, должны быть помещены Пользователем в начале используемого текстового материала, а также непосредственно
        под используемым аудио-, видео-, фотоматериалом, графическим материалом Администрации Сайта.
    2. Размеры шрифта ссылки на источник или гиперссылки не должны быть меньше размера шрифта текста, в котором используются материалы Сайта, либо размера шрифта текста Пользователя, сопровождающего аудио-,
      видео-, фотоматериалы и графические материалы Сайта, а также цвет ссылки должен быть идентичен цветам ссылок на Сайте и должен быть видимым Пользователю.
    3. Использование материалов с Сайта, полученных из вторичных источников (от иных правообладателей, нежели Администрация Сайта, о чем прямо указано на таких материалах либо в непосредственной близости от
      них), возможно только со ссылкой на эти источники и, в случае необходимости, установленной такими источниками (правообладателями), — с их разрешения.
    4. Не допускается переработка оригинального материала (произведения), взятого с Сайта, в том числе сокращение материала, иная его переработка, в том числе приводящая к искажению его смысла.
  4. Права на материалы третьих лиц, урегулирование претензий
    1. Материалы, права на которые принадлежат третьим лицам, размещенные на Сайте, размещены либо с разрешения правообладателя, полученного Администрацией Сайта, либо, в случае, если таковое использование
      прямо не запрещено правообладателем, в соответствии с Законодательством РФ в информационных целях с обязательным указанием имени автора, материал которого используется, и источника заимствования.
    2. В случае, если в обозначении авторства материалов в соответствии с п. 4.1. настоящих Правил содержится ошибка, или в случае использования материала с предполагаемым или реальным нарушением прав
      третьих лиц, или в иных спорных случаях использования объектов интеллектуальной собственности, размещенных на Сайте, в том числе в случае, когда права третьего лица тем или иным образом нарушаются с
      использованием Сайта, применяется следующая схема урегулирования претензий третьих лиц к Администрации Сайта:

      1. в адрес Администрации Сайта по электронной почте на адрес info@biblioatom.ru направляется претензия, содержащая информацию об объекте интеллектуальной собственности, права на который
        принадлежат
        заявителю и который используется незаконно посредством Сайта или с нарушением правил использования, или иным образом права заявителя как обладателя исключительного права на объект интеллектуальной
        собственности, размещенный на Сайте, нарушены посредством Сайта, с приложением документов, подтверждающих правомочия заявителя, данные о правообладателе и копия доверенности на действия от лица
        правообладателя, если лицо, направляющее претензию, не является руководителем компании правообладателя или непосредственно физическим лицом — правообладателем. В претензии также указывается адрес
        страницы
        Сайта, которая содержит данные, нарушающие права, и излагается полное описание сути нарушения прав;
      2. Администрация Сайта обязуется рассмотреть надлежаще оформленную претензию в срок не менее 5 (пяти) рабочих дней с даты ее получения по электронной почте. Администрация Сайта обязуется
        уведомить
        заявителя о результатах рассмотрения его заявления (претензии) посредством отправки письма по электронной почте на адрес, указанный заявителем, а также направить ответ в письменном виде на адрес,
        указанный заявителем (в случае неуказания такового адреса отправки, обязательство по предоставлению письменного ответа на претензию с Администрации Сайта снимается). В том числе, Администрация
        Сайта
        вправе запросить дополнительные документы, свидетельства, данные, подтверждающие законность предъявляемой претензии. В случае признания претензии правомерной, Администрация Сайта примет все
        возможные
        меры, необходимые для прекращения нарушения прав заявителя и урегулирования претензии;
      3. Администрация Сайта в любом случае предпринимает все возможные меры к скорейшему удовлетворению обоснованных претензий третьих лиц и стремиться к максимально скорому урегулированию всех
        спорных
        вопросов.
  5. Прочие условия
    1. Администрация Сайта оставляет за собой право изменять настоящие Правила в одностороннем порядке в любое время без уведомления Пользователей. Любые изменения будут размещены на Сайте. Изменения
      вступают в силу с момента их опубликования на Сайте.
    2. По всем вопросам использования материалов Сайта Пользователи могут обращаться к Администрации Сайта по следующим координатам: info@biblioatom.ru
    3. Во всем, что не урегулировано настоящими Правилами в отношении вопросов использования материалов на Сайте, стороны руководствуются положениями Законодательства РФ.
Новый, сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений.  [c.2]

Старобинский Э. Управление научным коллективом //Управление персоналом. — 1999. — № 11.  [c.393]

Управление научным коллективом  [c.208]

В структуре управления производственным объединением, крупным химическим предприятием выделяются следующие подсистемы, возглавляемые руководителями, непосредственно подчиненными генеральному директору или директору управление научно-техническим развитием и обслуживанием производства, экономическим развитием, основной производственной деятельностью, кадровым обеспечением и социальным развитием коллектива, материальными ресурсами и сбытом, капитальным строительством, а также внешние связи и правовое обеспечение.  [c.56]

Производственное объединение является главным оперативно-исполнительным звеном в системе управления и одновременно органом управления и хозяйствования. Внутренние и внешние производственные отношения объединения построены на принципах хозрасчета. В основе создания производственных объединений лежат технологические и экономические связи предприятий и организаций по выпуску конечной продукции, они располагают всей полнотой прав и ответственностью в решении конкретных вопросов производственно-хозяйственной деятельности, включая потребность выпускаемой продукции и спрос на нее, формирование планов, производственных программ, распределение фондов, материально-технических ресурсов, управление научно-техническим прогрессом, руководство текущей финансово-экономической деятельностью, формирование и распределение поощрительных фондов, планирование социального развития коллектива.  [c.155]

В управлении налоговыми процессами участвуют не только специализированные органы (рис. 20). В него вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти, Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например, Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков. Непосредственно влияют на налоговые взаимоотношения плательщиков и государства правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы. Их деятельность — также часть процесса управления налогообложением.  [c.136]

Необходимо научиться управлять мобильностью. Это вполне доступно -нужно только овладеть наработанным арсеналом форм и методов управления научными организациями. Необходимо внедрять в практику контрактную форму принятия на работу, поощрять совместительство, допускать гибкость в сроках, формах и условиях выполнения работ (возможны непрерывные сроки, либо интервальные, например, в течение одной недели каждого месяца), оплату осуществлять по результату, а не по объему выполненной работы, приглашать по контракту группы специалистов. Целесообразно приглашение специалистов, владеющих новейшими методами, имеющих доступ к уникальному оборудованию и т.п. Это повысит качество работ, повысит квалификацию «своих» сотрудников, позволит снизить финансовые издержки. Нужно поощрять комплектование коллективов из ученых разных специальностей, разных научных отделов и возрастов. В рамках НИИ организационную структуру необходимо перестраивать по целевому принципу. Продолжительность ее существования определять сроками выполнения ЦКП, НИР, либо государственного заказа.  [c.219]

Научная организация труда в управлении производственным коллективом. М., 1991.  [c.309]

В настоящее время в стране вопросами Н. об у. занимаются крупные научные коллективы — Всероссийский институт системного анализа, ЦЭМИ, Институт проблем управления и др. Для обучения хозяйственных кадров созданы АНХ, факультеты управления и организации производства в ряде экономических и технических институтов, множество школ, университетов и академий менеджмента.  [c.214]

Развитие системно-комплексного управления качеством и масштабов практического применения этого подхода достигли такого уровня, что его дальнейшее совершенствование не может быть обеспечено отдельными выдающимися личностями и даже отдельными национальными школами управления качеством. Требуются усилия достаточно крупных научных коллективов, в том числе международных, развернутой сети консалтинговых фирм и общественных организаций. Сопоставительный анализ систем качества следует осуществлять на постоянной основе, расширяя международный обмен.  [c.173]

Пример 2. Нормирование труда и расчет численности служащих (на основе материалов документа Научная организация труда в управлении производственным коллективом. Общеотраслевые научно-методические рекомендации. — М. Экономика, 1991. —Глава 7 )  [c.217]

Как было сказано выше, объектом управления НТП являются не только стадии и этапы цикла исследование — производство , но и собственно деятельность научно-технических организаций, включающая наряду с общим хозяйственным руководством управление творческими коллективами. Для того чтобы направлять деятельность этих коллективов на решение задач НТП, существуют методы воздействия субъекта на объект управления. Различают три группы методов воздействия экономические, организационные и моральные.  [c.68]

Проанализируйте с позиций управления научно-техническим прогрессом постановления партийных и хозяйственных органов о совершенствовании экономического стимулирования труда и производства. В чем заключается социальный аспект управления НТП Какова роль комплексных планов экономического и социального развития коллективов предприятий и организаций в ускорении темпов НТП  [c.88]

Опыт и резервы внутреннего хозрасчета в НИИ и КБ. Важнейшая особенность современного этапа развития хозрасчетных методов управления НИИ и КБ заключается в комплексном подходе к проблеме, во взаимосвязанном развитии планирования научно-технического прогресса, систем экономического стимулирования научных коллективов, оплаты труда и премирования работников НИИ и КБ повышении комплексности планирования научных исследований и разработок совершенствовании методов оценки и анализа деятельности НИИ и КБ и связанном с этим усилении ответственности за научно-технический прогресс в отраслях промышленности.  [c.208]

Как было сказано выше, объектом управления НТП являются не только стадии и этапы цикла исследование — производство , но и собственно деятельность научно-технических организаций, включающая наряду с общим хозяйственным руководством управление творческими коллективами.  [c.50]

Ориентация всех звеньев народного хозяйства, всех производственных коллективов на конечные народнохозяйственные результаты предъявляет особые требования к совершенствованию экономических рычагов управления деятельностью НИИ и КБ на базе усиления ответственности научных коллективов за конечные результаты своего труда, за повышение технико-экономического уровня производства и выпускаемой продукции.  [c.238]

Решение этой задачи зависит от совершенствования всей системы экономических связей, лежащих в основе управления деятельностью хозрасчетных звеньев народного хозяйства. Органической формой реализации требования ориентации деятельности хозяйственных звеньев на конечные результаты, повышения ответственности коллективов за их достижение является при социализме хозяйственный расчет. В системе методов управления научно-техническим прогрессом он выступает важнейшим экономическим рычагом повышения эффективности и качества работы НИИ и КБ. Использование принципов хозрасчета во всех звеньях экономики законодательно закреплено в Конституции СССР-Вопрос о необходимости совершенствования хозрасчетной системы организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники обсуждался на последних съездах партии.  [c.238]

В выполнении научных исследований и разработок и использовании их результатов в народном хозяйстве принимает участие большое число научных учреждений, промышленных предприятий и объединений. Хозяйственный расчет НИИ и КБ устанавливает характер и форму экономических связей между отдельными участниками процесса создания, освоения и внедрения новой техники между НИИ, КБ, объединением (предприятием) и государ- ством между самостоятельными организациями, предприятиями и объединениями между внутренними подразделениями организаций и предприятий, а также отношения между подразделениями и отдельными работниками предприятий и организаций. Как метод управления в сфере науки хозяйственный расчет основывается на экономических принципах сочетания централизованного планового управления с экономической самостоятельностью научных коллективов закрепления за каждым хозяйственным звеном финансовых, материальных и трудовых ресурсов окупаемости затрат и обеспечения высокой эффективности научно-технической деятельности моральной и материальной ответственности за научно-технический прогресс в определенной  [c.239]

Управление кадрами в научных коллективах предполагает составление определенных документов и четкий контроль за ходом выполнения ряда мероприятий, а именно планирование работы с резервом, повышение квалификации научно-исследовательских кадров и вспомогательного персонала проведение систематических конкурсов и переизбраний научного персонала, систематической переаттестации кадров по научно обоснованным критериям планирование работы с молодыми специалистами и стажерами привлечение в институт молодых специалистов и аспирантов (в соответствии с перспективной потребностью в тех или иных специальностях).  [c.284]

Станкин М. Руководитель научного коллектива // Управление персоналом. — 1999. — № 11.  [c.53]

Социально-психологические методы управления основаны на глубоком анализе социальных факторов производства и учета психологических особенностей работников. Правильное решение проблем способствует сплочению людей вокруг главных целей хозяйственной политики и повышению эффективности управления. Научное управление производством предполагает знание процессов, характерных для производственного подразделения как социального организма. Конкретные социологические исследования, изучающие эти процессы, дают руководителю данные, необходимые для создания здорового производственного климата и управления социальным развитием коллектива. Большое значение для совершенствования руководства имеют и социально-психологические исследования, раскрывающие взаимоотношения руководителей и исполнителей и позволяющие формировать методы работы хозяйственного руководителя, основанные на знании психологии руководства.  [c.238]

Кроме общих аппарат управления выполняет специальные функции, например по управлению научно-техническим прогрессом, технологией и организацией производства, материально-техническим обеспечением, финансами, социальным развитием коллективами и кадрами.  [c.29]

Разумеется, возможности объединений в деле ускорения научно-технического прогресса не реализуются сами собой в ходе простого механического объединения отдельных производственных единиц и их коллективов. Создание объединений означает качественные сдвиги в организации производства, внутрипроизводственном планировании, управлении, формировании коллективов как органической целостности. Там, где дело ограничилось лишь сменой вывесок, созданные объединения напоминают конгломерат слабо связанных подразделений, коллективы которых существуют автономно, не будучи включенными в единую стратегию хозяйствования, проводимую объединением в целом. И, наоборот, в тех случаях, когда проводятся необходимые изменения по созданию органически связанного целого, такие объединения раскрывают свои потенциальные возможности.  [c.194]

В Донецкой области накоплен значительный опыт в организации совместной работы научных и производственных коллективов в решении задач повышения технического уровня производства. Здесь разработан Комплексный план повышения эффективности производства и качества работы в промышленности и сельском хозяйстве Донбасса на 1981—1985 годы . Выполнению научных и научно-технических разработок способствуют договоры о творческом содружестве научных учреждений с предприятиями и организациями. Большое внимание уделяется совершенствованию управления научно-техническим прогрессом, координации усилий научных и производственных коллективов. При Донецком обкоме Компартии Украины, горкомах и райкомах партии созданы советы содействия повышению эффективности производства. На предприятиях разработаны и последовательно реализуются комплексные планы научно-технического прогресса, перспективные планы повышения технического уровня и качества выпускаемой продукции.  [c.197]

Научная организация труда в управлении производственным коллективом. Сб. 2. Разделение труда в управлении производственным коллективом и формирование кадров служащих. М., НИИтруда, 1982. 229 с.  [c.236]

Тем не менее есть признаки того, что ситуация изменя ется например, большинство из тех, кто обращается в Японскую научно-техническую федерацию с запросами о работе кружков качества, — менеджеры. Много зарубежных менеджеров приезжает на японские предприятия, чтобы самим увидеть преимущества этой системы. Характерная черта японского стиля управления — мобилизация коллектива, и именно эта черта, проявляющаяся в системе кружков качества, привлекает такое внимание за грапи-цей.  [c.237]

Майерс Д. Социальная психология. — СПб. Питер, 1996. С. 278-291. Немое Р. С. Психология. В 2 кн. Т. 1. — М. Просвещение, 1994. С. 486. Основы управления персоналом./Под ред. Б. М. Генкина. М. Высш. шк., 1996, глава 6. См., например, Научная организация труда в управлении производственным коллективом. Общеотраслевые научно-методические рекомендации. — М. Экономика, 1991. — Глава 7.  [c.181]

Научная организация труда в управлении производственным коллективом. Общеотраслевые научно-методические рекомендации. — М. Экономика, 1991. С. 159-160. Смирнов Е. Л. Справочное пособие по НОТ. — М. Экономика, 1986. С. 248. Исаенко А. Н. Новое в теории и практике управления персоналом. — США, № 3, 199k  [c.341]

На XXVII съезде КПСС отмечалось, что выявление резервов при разработке планов, повышение эффективности работы трудовых коллективов во многом определяются наличием, качеством и стабильностью экономических нормативов. Они являются перспективным инструментом планового руководства, основой сочетания централизованного начала в управлении экономикой и научно-техническим прогрессом с использованием товарно-денежных отношений и самостоятельностью производственных и научных коллективов.  [c.165]

Учебник содержит общие принципы управления в бузе методы управления педагогическим коллективом теорию и.практику мотивации труда основные принципы взаимоотношений с руко-водителями и подчиненными систему управления учебным процессом, научной и социальной работой в подразделении практические рекомендации по организации личного труда руководителя методический инструментарий обучения (конспект лекций, методические рекомендации, контрольные вопросы и практические задания) и базируется на концепциях менеджмента, разрабатываемых автором в течение многих лет.  [c.19]

Другая, не менее важная роль производственного коллектива заключается в удовлетворении социальных потребностей его членов, а именно права членов коллектива на получение гарантированной работы и оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием на отдых, охрану здоровья, жилище, образование, пользование достижениями культуры. Предприятия удовлетворяют потребности трудящихся в научном, тенхическом и художественном творчестве, участии в управлении делами коллектива и общества в целом, в социальном общении.  [c.316]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда при работе с дробильным оборудованием
  • Руководство по установке газовых плит
  • Кеторол доу инструкция по применению взрослым в таблетках
  • Руководства по ядерной медицине
  • Яркий кадр руководство