Руководство научной работой аспиранта

Научный руководитель для аспиранта по написанию кандидатской диссертации

Научный руководитель для аспиранта по написанию кандидатской диссертации

Современные реалии диктуют необходимость непрерывного образования и движения от его ступени к другой. В обществе знаний и новых технологий престижно приобрести перспективный статус кандидата наук. Важную роль в осуществлении этой цели играет научный руководитель.

Кто может быть руководителем кандидатской диссертации

Руководитель назначается для поддержки молодого ученого в процессе написания диссертационного исследования. В каждом вузе для этого применяется положение о научном руководителе аспиранта, которое регламентирует порядок назначения научных руководителей аспирантам.

При этом порядок назначения может быть следующий:

  1. Если дипломированный магистр или специалист учится в аспирантуре очно или заочно, то он прикрепляется к кафедре, соответствующей номенклатурному номеру выбранной специальности. Одновременно для него распоряжением ректората утверждается наставник;
  2. Если человек, не обучавшийся в аспирантуре, желает защищаться, имеет высшее образование, достаточное число авторитетных публикаций, он имеет право прикрепиться к одной из кафедр для написания и защиты диссертационной работы. Для этого к соискателю приказом ректора вуза прикрепляется руководитель.

Издательство СибАК поможет опубликовать статью в журнале ВАК. Наличие публикаций необходимо для получения допуска к защите кандидатской диссертации.

Основные требования к руководителю кандидатской диссертации

  • степень доктора наук в отрасли знаний, избранной аспирантом, или звание профессора;
  • наличие публикаций по тематике диссертантского труда.

В приказе ректора о прикреплении соискателя указывается наставник. В дальнейшем его обязанности состоят в следующем:

  • помощь в корректном обосновании актуальной темы, обладающей новизной и перспективностью;
  • совместное планирование основных этапов реализации целей и задач теоретико-экспериментального труда;
  • систематическое консультирование и промежуточный контроль в процессе написания исследовательской работы;
  • психологическая поддержка и сопровождение, мотивирование подопечного;
  • участие в подготовительных мероприятиях перед процедурой защиты (оформление окончательного полного текста, автореферата и другой документации).

Необходимо найти научного руководителя для кандидатской диссертации с учетом определенного направления, в рамках которого проводится теоретико-экспериментальное исследование. При этом он должен отличаться высоким профессионализмом и компетентностью в вопросах, связанных с темой.

Как выбрать научного руководителя в аспирантуре?

Процесс выбора научного руководителя для работы в аспирантуре – достаточно серьезный и ответственный процесс. От него зависит, насколько эффективными будут выполнение аспирантами их индивидуальных планов и написание диссертации.

Основные рекомендации выбора научного руководителя в аспирантуре:

  1. Сферы интересов должны быть идентичными или как минимум соприкасаться с интересами будущего руководителя. Благодаря этому найти общий язык с куратором будет намного проще.
  2. Авторитетность – ключевое условие правильного выбора научного руководителя. Узнайте, пользуется ли он доверием в вузе и научных сообществах.
  3. Личностные качества. Стиль руководства и манера общения являются важнейшим критерием выбора, чтобы исключить конфликты в процессе работы.
  4. Опыт в проведении исследований и экспериментов. Неоспоримым плюсом является участие в научной деятельности, поскольку этот опыт окажет положительное влияние на аспирантов.
  5. Наличие защищенных диссертаций у его аспирантов. Выясните это заранее. Данные есть в ученом совете, на кафедре или в отделе кадров вуза.

К вопросу выбора научного руководителя в аспирантуре необходимо подходить со всей ответственностью.

Отличие научного руководителя от консультанта

В процессе подготовки помощь будущему кандидату могут оказывать два вида опытных и заслуженных сотрудников университета, института, лаборатории:

  • руководитель официально проводится распоряжением руководства, он должен быть из числа сотрудников кафедры, к которой прикреплен потенциальный кандидат;
  • консультант определяется на основании решения комиссии о прикреплении и утверждается приказом, при этом отличие в том, что он может быть представителем иного структурного подразделения научно-образовательной организации или стороннего учреждения.

Возможны особые, исключительные случаи, когда диссертант ходатайствует о назначении ему двух наставников, если проводимое изыскание посвящается решению проблем нескольких пограничных областей знания. И руководство, и консультирование входит в общую учебную нагрузку представителя профессорско-преподавательского состава, а количество академических часов, выделяемых на руководство или консультирование, одинаковое и равняется 25 часам в год.

Отзыв научного руководителя на кандидатскую диссертацию

На заключительном этапе подготовки диссертации на нее пишется отзыв. В его тексте в свободной форме дается общая характеристика диссертанта, а также оценка значимости и эффективности проведенного изыскания:

  • указываются сроки и итоги обучения в аспирантуре;
  • отмечается наличие удостоверений, дипломов, полученных в данный период в результате освоения дополнительных профессиональных образовательных программ;
  • предлагается обобщенное описание содержания работы и ее достоинств;
  • дается оценка исследования с точки зрения соответствия требованиям Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Российской Федерации;
  • перечисляются наиболее значимые заслуги и достижения защищающегося в профессиональной деятельности;
  • указывается на формы апробации и презентации результатов исследовательской деятельности;
  • отмечаются личностные качества диссертанта, его отношение к научно-исследовательской деятельности, инициативность, самостоятельность, творческий подход, заинтересованность избранной проблематикой;
  • проводится анализ результативности участия в научно-исследовательской работе факультета или института и др.

Отзыв научного руководителя на кандидатскую диссертацию (образец)

Отзыв одновременно с окончательным вариантом диссертационного текста и авторефератом размещается на сайте вуза, где планируется защита, и на официальном ресурсе ВАК. Во время защиты наставник выступает перед диссоветом, предлагая собственную независимую и объективную оценку диссертационного труда.

Наставник диссертанта, работающего над исследованием на соискание степени кандидата наук, сопровождает написание этого серьезного труда. Согласованностью их действий во многом определяются качество исследования и степень его соответствия требованиям ВАК РФ.

Автор:

Читайте также

Зачем аспиранту
научный руководитель

Исторически сложилось так, что основная задача аспирантуры — это подготовка научно-педагогических специалистов. Сегодня мы можем говорить о том, что происходит снижение численности молодых ученых. 

Эту проблему в настоящее время пытаются решить с помощью

Национального проекта «Наука»

, одной из целей которого является повышение привлекательности работы ученых и перспективных молодых исследователей и создание для этого необходимых условий. Кроме того, предполагается, что число исследователей вырастет на 35 тысяч человек к 2024 году. 

Успех научной деятельности аспиранта по большей части зависит от его научного руководителя, который направляет и помогает найти свой путь в науке. 

Научный руководитель помогает аспиранту определиться с исследованием, рекомендует литературу, которая будет полезна при написании работы, оценивает качество научного труда и контролирует весь процесс. В большинстве случаев научным руководителем становится доктор наук, хотя нередко эту роль может выполнять и обладатель кандидатской степени.  

Когда вы работали над своими курсовыми, выпускными квалификационными или диссертационными работами в магистратуре с разными научными руководителями, то замечали, что они подходили к своей работе с разным уровнем заинтересованности и энтузиазма. С аспирантурой — та же история. 

Научных руководителей условно можно разделить на несколько категорий.

Молодые ученые с горящими глазами 
 
Они недавно защитили свои кандидатские диссертации, занимают начальные позиции научных сотрудников или старших преподавателей, чаще всего работают над докторскими диссертациями. 

Если вам попадется такой научный руководитель, то, с одной стороны, можно считать это поводом для радости, ведь такой научник будет максимально вовлечен в вашу работу и будет оказывать всяческую помощь. С другой стороны, работа над диссертацией в таком случае может затянуться из-за нехватки опыта у научного руководителя в построении исследования. Однако наиболее интересные и содержательно богатые работы получаются именно в команде с «новичком».

Опытные ученые

Доктора наук занимают руководящие должности и активно реализуют себя в научном сообществе. У такого научника за плечами большой опыт руководства аспирантами. Он поможет четко построить исследование. С таким научным руководителем гораздо легче проходить предзащиту диссертации, поскольку он обладает авторитетом и в какой-то степени сможет повлиять на членов комиссии.

Ощутимый минус работы с таким научным руководителем заключается в том, что ваши встречи будут не частыми из-за его плотного графика. Скорее всего, вам придется работать над исследованием самостоятельно, а потом делиться результатами работы с ним. Отсутствие постоянного взаимодействия может вылиться в то, что вам придется по многу раз переделывать работу с учетом комментариев от научника.

Те, кто гонится за престижем и берет руководство аспирантами для галочки

Научные сотрудники берутся за руководство аспирантами, но фактически ими не руководят. С таким научником вы будете полностью предоставлены сами себе. Причины такого отношения могут быть самые разные: например, нежелание и неумение работать с аспирантами. 

Исследования показывают

, что аспиранты ожидают методическую и моральную помощь и поддержку от научных руководителей. Кроме этого, для них важно, чтобы научник помогал с подбором литературы, оперативно проверял готовые материалы исследования, а также в целом контролировал и курировал их научную деятельность. 

Как не ошибиться с выбором научного руководителя 

Один из критериев выбора — совпадение научных интересов. И самый простой способ проверить, совпадают ли ваши взгляды, изучить научные публикации потенциального научника. Если у вас уже есть четкое понимание, о чем вы собираетесь писать и с какой стороны рассматривать проблему, найти того самого научного руководителя — это уже половина успеха. Разница во взглядах может привести к тому, что у вас будут возникать споры, из-за этого написать и защитить работу будет сложно. 

Если вы убедились, что ваши взгляды с потенциальным научником совпадают, узнайте, какой у него процент успешно пройденных предзащит. Если доля защитившихся высокая, это говорит о грамотном руководстве. 

Если кроме общности научных интересов, для вас важен эмоциональный комфорт в общении с научным руководителем, предварительно стоит навести о нем справки и пообщаться лично, чтобы понять, сможете ли вы работать в одной команде.

Узнайте у бывших аспирантов, насколько приятный в общении интересующий вас научный руководитель. Вам предстоит работать довольно долгое время, поэтому такие качества, как отзывчивость и взаимопонимание, могут сделать вашу совместную работу достаточно плодотворной.

Нелишним будет узнать, оказывает ли научник помощь в публикации работ. Также поинтересуйтесь, помогает ли научный руководитель на заключительном этапе работы над диссертацией.

Наконец, узнайте, какое положение занимает ваш потенциальный научник в профессиональной среде. Если он пользуется авторитетом и не конфликтует с руководством вуза и научным сообществом, то ваши шансы на успешную защиту высоки.

Понравился ли Вам материал?

Работа над кандидатской диссертацией – процесс долгий и трудный, поэтому проходит он под контролем научного руководителя – квалифицированного специалиста в области научных интересов аспиранта. Этот куратор должен сам иметь степень не ниже докторской. Его задача – консультировать учащегося на всем протяжении его работы над диссертацией, начиная от выбора темы и заканчивая защитой.

Общие сведения

Научный руководитель помогает аспиранту выбрать направление для исследований, рекомендует источники, из которых можно почерпнуть необходимые сведения, оценивает методику работы и ее качество в целом. Этот человек становится движущей силой, которая помогает молодому ученому не заблудиться в море информации, не сбиться с курса и получить нужный результат. При этом, по идее, он не должен выполнять работу за подопечного: его обязанность – лишь направлять новичка в мире науки, помогать ему выбирать верные пути и принимать правильные решения.

В большинстве случаев научным руководителем аспиранта выступает доктор наук, хотя иногда выполнять функцию научрука может и обладатель кандидатской степени. Бывает и так, что формально руководителем числится доктор, а кандидат выступает в роли консультанта (такая форма работы тоже законна), причем на деле первый нередко играет исключительно формальную роль и реальной помощи аспиранту не оказывает. По идее, руководитель и консультант требуются тогда, когда тема диссертации широка и выходит за рамки узкой специализации.

Две крайности

В идеале научный руководитель должен всячески поддерживать аспиранта в его работе, но не писать диссертацию вместо него. На практике же молодые ученые нередко сталкиваются с одним из двух типов руководителей, представляющих собой две крайности:

  • «Фанатик». Такой педагог  берет на себя в рамках научной работы аспиранта чуть ли не родительские функции и строго контролирует все действия подопечного, не давая ему и шагу ступить самостоятельно. Бывает, что такой руководитель не просто консультирует, а буквально пишет за аспиранта диссертацию, опасаясь возможного провала на защите, который ударит в том числе и по его репутации. Преимущества такого отношения очевидны, но не стоит забывать и о недостатках:  из-за чрезмерной опеки молодой исследователь не научится самостоятельно мыслить, анализировать и претворять в жизнь свои замыслы, что навредит его дальнейшей карьере в сфере науки. Поэтому, если вам попался такой руководитель, старайтесь сдерживать чрезмерное рвение своего наставника и не позволяйте ему выполнять всю работу за вас. Если, конечно, ваша цель – научиться, а не получить степень «для галочки».
  • «Равнодушный». Такой руководитель действует сугубо формально, не проявляет интереса к подопечному и на контакт с ним идет неохотно. В этом случае аспирату стоит без стеснения обращаться за помощью самостоятельно, когда возникнет такая необходимость. Помните, что за каждого аспиранта научный руководитель получает деньги, поэтому не воспринимайте его помощь как одолжение, даже если он сам пытается подобное впечатление создать. Если, несмотря на ваши старания, человек не помогает вам должным образом, стоит обратиться к руководству факультета и в крайнем случае – настаивать на замене руководителя.

Зачастую научным руководителем становится преподаватель, который аспиранта давно знает и изначально готов с ним работать – в таких случаях проблемы маловероятны. Если же вы переехали в другой город или просто перешли в новый для себя вуз и с научруком вам не повезло, не отчаивайтесь. Помните, что окруждающие всегда относятся к нам так, как мы сами им позволяем.

Что за зверь научный руководитель?

Для того, чтобы не растеряться в огромном количестве информации, у каждого аспиранта есть научный руководитель — опытный педагог и ученый, который может помочь определиться с темой, выбрать методики исследования, дать советы по организации эксперимента, а возможно, порекомендовать некоторую необходимую литературу. Научный руководитель лишь направляет аспиранта, помогает ему сориентироваться, но не делает работу за него.

Итак, научный руководитель — это тот, кто должен осуществлять руководство научной деятельностью аспиранта, с высоты своего опыта помогать ему двигаться к намеченной цели. Обычно, им становится доктор наук (причем тех же наук, ученую степень на соискание которых сбирается получить аспирант). Но в исключительных случаях (которых немало), им может быть и кандидат наук. Советую вам иметь официальным научным руководителем все-таки доктора наук — зачем лишние проблемы при оформлении документов.

Научных руководителей может быть и два, особенно если диссертация защищается по двум специальностям. Помимо научного руководителя, у аспиранта может быть и научный консультант. Обычно им становится кандидат наук, который по своему статусу не может быть научным руководителем, но оказывал значительную помощь в подготовке диссертации.

Научные руководители утверждаются ученым советом вуза в самом начале обучения в аспирантуре вместе с темой диссертации.

Существуют два типа научных руководителей.

Первый тип наиболее удобен для аспиранта — такой научный руководитель во всем помогает своему подопечному: проверяет данные его эксперимента, помогает их интерпретировать, находит для него возможности публиковаться, правит статьи, советует, как сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования и т.д.
Аспиранту, имеющему такого научного руководителя, живется легче, но, при этом, от него требуется и меньше творчества. В результате, такой аспирант может так и не приобрести навыков самостоятельных занятий научной работой.

Второй тип научных руководителей можно назвать ленивыми — они не удосуживаются даже почитать материалы диссертации, отделываются от своего ученика общими советами. Аспирантам с таким научным руководителем очень трудно, особенно на начальном этапе обучения, но в дальнейшем, если такому аспиранту все же удастся написать и защитить диссертацию, он будет являть собой тип сформированного научного работника. Он легко сможет взяться за продолжение темы (например, для докторской) или за другую тему исследований, за научное руководство собственными аспирантами и т.д. По опыту научной деятельности он будет значительно превосходить аспиранта, которого три года водили за ручку.

Лучше, конечно, если ваш научный руководитель представляет собой нечто среднее между двумя крайними типами, описанными выше.

Имейте в виду, что научное руководство диссертантами официально дает научному руководителю оплачиваемые рабочие часы (в среднем, 50 часов в год на каждого диссертанта). В эти часы входит не только непосредственное общение с аспирантом, но и чтение материалов его исследований и прочее. Поэтому, в случае острой необходимости, если ваш научный руководитель совсем позабыл о вашем существовании, вы можете в корректной форме напомнить ему о себе. Советую быть просто вежливо настойчивым, а не качать права, в конце концов, научный руководитель имеет полное право в любой момент отказаться от научного руководства особо склочным диссертантом. И вообще, правила хорошего тона в высшей школе предусматривают предельно вежливые отношения между коллегами (и не коллегами тоже).

Если научный руководитель пользуется вашим уважением, либо оказывает вам существенную помощь, либо является видным ученым, общение с которым ценно само по себе, либо и то, и другое, и третье — не забывайте о проявлении к нему знаков внимания. Поздравляйте его с Новым годом, Днем рождения, началом учебного года, 8 марта (или 23 февраля), Днем Победы (если это актуально). Букетик цветов, коробка конфет, сувенир, открытка будут весьма уместны в качестве подарка. В крайнем случае, ограничьтесь устными поздравлениями или звонком по телефону.


Возникли вопросы? Задайте их на нашем форуме

<< Назад  Дальше >>

Аспирантура часто считается повышением образования вчерашних студентов. Это не совсем так. Задача аспирантуры не столько дать какие-то дополнительные знания, кроме экзаменов кандидатского минимума, сколько научить использовать уже полученные. Здесь выпускника вуза учат самостоятельно и профессионально заниматься научной работой. Как правило, аспирантская работа есть часть исследовательской программы руководителей, которая включается в личный план соискателя. То есть он должен за время пребывания в аспирантуре провести определенную самостоятельную научную работу с получением оригинальных результатов, опубликовать научные статьи с этими результатами, участвовать в конференциях, чтобы не только обсудить результаты, но и представиться научному сообществу.

Положение о НИР

Положение о научной работе, равно как и программа НИР, в основном разрабатываются теми образовательными учреждениями, где проходит обучение аспирант с учетом выбранной им специальности. Одновременно с участием научного руководителя вырабатываются научно-методические рекомендации по НИР, позволяющие выполнить её в срок и с хорошими результатами. Программа НИР аспиранта отражается в индивидуальном плане и предусматривает соответствующие формы отчетности о проделанной работе.

Цели и задачи НИР

Основная цель работы заключается в формировании у аспиранта научного мышления и навыков самостоятельного проведения исследовательских работ. В задачи НИР входит овладение современными методами работы с литературными источниками с помощью современных методов и технологий сбора и использования информации из отечественных и зарубежных баз данных. Другая задача НИР заключается в том, чтобы сформировать у аспиранта способность к объективной оценке научных достижений. Обучить правилам ведения творческих дискуссий и отстаивания своих позиций.

Основной задачей НИР аспиранта является получение и обоснование результатов исследований, демонстрация их научной новизны и практической значимости, написание и оформление текста диссертации. Особое место занимает печатание полученных результатов в журналах ВАК. Причем надо особо отметить, что лучше всего с самого начала самостоятельной научной работы сразу ориентироваться на регулярные публикации и желательно в индексируемых журналах. Не стоит ограничиваться обязательными тремя статьями, как это предусмотрено положением о защите кандидатских диссертаций. Научиться писать статьи так же необходимо, как и самостоятельной научной работе.

Целесообразность регулярных публикаций ВАК диктуется следующими причинами:

  • перед защитой диссертации автору не надо наспех решать эту проблему,
  • обсуждение в среде научной общественности основных положений и результатов диссертационной работы способствует ее улучшению,
  • окажет помощь в работе над авторефератом, который прочтут все заинтересованные люди (в отличие от самой диссертации),
  • позволит при защите сделать правильные акценты в своем выступлении и заранее подготовиться к возможным вопросам,
  • позволит наладить хорошие рабочие отношения с издательствами научных журналов, которые пригодятся в будущем.

С учетом последних изменений, происходящих в плане требований Минобрнауки к повышению качества научных работ, следует ожидать появления таких требований к кандидатским диссертациям, как наличие публикаций в журналах, индексируемых в Scopus и Web of Science. Эта практика уже имеет место в таких ВУЗах, как НИУ ВШЭ, МФТИ и некоторых других.

Формы и виды НИР

Основные виды и формы НИР аспирантов следующие:

  • участие в проекте НИР;
  • сбор эмпирического материала по тематике НИР;
  • написание текста работы;
  • выступления на научных конференциях;
  • опубликование статей;
  • всевозможные командировки и стажировки.

Порядок организации работы аспиранта должен быть построен с учетом перечисленных форм и видов НИР. Ответственность за это несет научный руководитель.

План и отчет по НИР

Научно-исследовательский проект должен иметь этапы и сроки, которые должны быть согласованы с поэтапной реализацией планов диссертационных исследований и отражены в личном плане аспиранта. Обычно в конце каждого семестра заслушивается отчет о проведенной научно-исследовательской работе, подписанный научным руководителем. По результатам обсуждения аспиранту выставляется зачет по НИР. Кроме того, контроль за выполнением НИР осуществляется путем регулярных консультаций и собеседований с научным руководителем, в виде публичных выступлений на всероссийских и международных конференциях, публикаций в открытой печати.

В целом итоги научной работы аспиранта и принятая к защите кандидатская диссертация должны продемонстрировать успешное выполнение учебного плана подготовки аспиранта в данном образовательном учреждении.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Роккона инструкция по применению цена отзывы
  • Гуп мо мособлгаз руководство
  • Хлоропирамин инструкция по применению в ампулах внутримышечно взрослым
  • Характеристика руководства банка
  • Можно ли в должностной инструкции указать место работы