Библиографическое описание:
Гаибова, Т. В. Алгоритм управления научно-исследовательской деятельностью кафедры вуза / Т. В. Гаибова, Р. И. Завалишин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11039/ (дата обращения: 23.09.2023).
Основная цель научной деятельности — получение высококачественных результатов, обладающих высоким уровнем научной новизны. Достижение же таких результатов возможно лишь при надлежащем управлении всем процессом научной деятельности. Одним из этапов управления является оценка эффективности научной деятельности для формирования обратной связи. Недостатки существующих подходов к оценке приведены в статье [1, с. 232].
В статье [2, с. 44] был рассмотрен процесс формирования обобщенного показателя научно-исследовательской деятельности кафедры на основе частных критериев эффективности профессорско-преподавательского состава кафедры вуза. На основе этого показателя, имея инструмент стимуляции преподавателя, можно управлять эффективностью вузовской науки.
Заведующий кафедрой вуза имеет возможность перераспределять до 25 % бюджета времени, выделяемого на различные виды нагрузок, между различными видами деятельности педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава. Как правило, преподаватель заинтересован в проведении научных исследований и повышения своей степени и компетенции в сфере науки. Для повышения общего научного потенциала кафедры необходимо повышать эффективность деятельности каждого участника научно-исследовательской деятельности. Для решения этой задачи авторами был разработан алгоритм управления научно-исследовательской деятельностью кафедры вуза на основе стимулирования преподавателей. Суть такого подхода заключается в распределении времени отдельного преподавателя на научную деятельность соответственно его эффективности в этом секторе.
Обозначим за время преподавателя в часах на все виды деятельности для текущего временного периода. За длительность периода можно принять учебное полугодие или год. Задача управления будет заключаться в распределении нагрузки каждого участника по видам деятельности. В первую очередь необходимо отметить, что учебная работа является необходимой для выполнения преподавателем. Поэтому процесс распределения нагрузки следует начинать с этого сектора. Остаток времени идет на научно-исследовательскую и остальные виды деятельности. Обозначим коэффициенты соотношения распределяемого времени для учебной — , для научно-исследовательской — , для остальных видов деятельности — . Причем
.
Произведением каждого коэффициента на получим время , , соответственно для учебной, научной и других видов деятельности для i-го преподавателя:
.
Необходимо принять во внимание, что коэффициенты и имеют обратно-пропорциональную связь. И, так как не может равняться нулю, существует предел увеличения . Коэффициент вычисляется по формуле
Таким образом, задачей системы управления будет получение коэффициента для возможности распределения всей нагрузки для i-го участника научно-исследовательской деятельности на следующий период. Он будет формироваться на основе значений результативности, получаемых из базы данных. Множество видов работ, выполненных i-м участником в секторе научной деятельности, обозначим за . Тогда результативность i-го участника будет вычисляться по формуле
.
Задача управления заключается в перераспределении научной нагрузки, с целью максимизации общего научного результата кафедры. Поэтому целевую функцию центрального управления можно записать в виде суммы результатов научно-исследовательской деятельности всех преподавателей кафедры:
.
Уже на данном этапе существует возможность провести ранжирование всех участников по их эффективности в секторе научной деятельности в абсолютных значениях в виде таблицы. Такое представление вполне наглядно, но при автоматизированном управлении абсолютные значения показателей должны интерпретироваться ЭВМ таким образом, чтобы соответственно эффективности распределить бюджет времени на следующий период проведения научно-исследовательской деятельности. Чтобы не терять стимулирующую к развитию составляющую, нужно учитывать прогресс участника относительно его прошлых достижений в научной сфере. Учесть такие требования можно подходом, основанным на относительном измерении результативности. Вычисление нормированной к общей результативности ППС результативность i-го участника проводится по формуле
Таким же образом нормируем текущие коэффициенты , вычисленные в предыдущем периоде. В данном случае этот коэффициент отражает эффективность преподавателей предыдущего периода:
Таким образом, коэффициенты αi и qi становятся сопоставимыми и отражают степень их прошлых и текущих достижений в научной сфере. Следующей формулой вычисляется прогресс i-го участника научно-исследовательской деятельности.
Смысл коэффициента pi в том, что он отражает уровень прогресса i-го преподавателя в текущем периоде. Руководство кафедры будет осуществлять распределение научной нагрузки, путем определения плана научной деятельности для каждого из преподавателей — времени , отводимого на научную деятельность преподавателю, рассчитываемого согласно прогрессу преподавателя за предыдущий период научно-исследовательской деятельности, обозначаемый . Текущий период, соответственно, обозначим за . Поскольку вычисляется посредством коэффициента , то необходимо определить последний:
Выигрыш кафедры от распределения нагрузки выражается формулой:
В нашей задаче процесс проведения научно-исследовательской деятельности является периодическим. Интервалом времени проведения его является год или полугодие. Результаты проведения научно-исследовательской деятельности на интервале используются для получения значений управляющего воздействия на этапе. В данном случае управляющим воздействием является коэффициент , где — множество участников научно-исследовательской деятельности, а управление производится посредством обратной связи. Коэффициент вычисляется в процессе управления и является основным элементом системы, проходящим по цепи обратной связи. Первым этапом управления является определение значений и . Затем происходит расчет показателей и в зависимости от значений , и . возьмем приблизительно равным , — счетчик периода. Представим данный процесс в виде блок-схемы (рисунок 1).
Рис.1 Функция вычисления времени сектора научной и других видов деятельности
Теперь, имея все необходимые значения для планирования времени деятельности преподавателя, следует переход непосредственно к этапу проведения научно-исследовательской деятельности. В рамках проводимого исследования данный процесс представляется как черный ящик, входом которого будет количество времени . Выходом черного ящика соответственно будут измеренные результаты научно-исследовательской деятельности каждого участника.
Все результаты проходят взвешенное суммирование, вычисление коэффициента нормированного коэффициента и коэффициента NIi для следующего периода. Алгоритм представлен в виде блок-схемы на рисунке 2. Весовые коэффициенты считаются заданными экспертным составом до проведения процесса управления. Формулы вычисления pi сводятся в одну. Следом проводится расчет и , которые и являются результатом процесса управления. Эти коэффициенты участвуют в формировании планов на следующий период проведения научно-исследовательской деятельности.
Рис. 2 Алгоритм расчета результативности НИД
Поскольку в таком алгоритме проводятся расчеты над массивами данных, рационально его использовать в составе экспертной системы поддержки принятия решений. Такая система будет включать в себя базу данных, содержащую значения частных критериев показателей эффективности каждого преподавателя.
Литература:
1. Завалишин Р. И. Разработка обобщенного критерия оценки научной деятельности кафедры и его применение // Современные информационные технологии в науке, образовании и практике: материалы X всероссийской научно-практической конференции / Оренбург: ОГУ, 2012. — С. 323–326.
2. Завалишин Р. И., Гаибова Т. В. Алгоритм формирования обобщенного показателя эффективности научно-исследовательской деятельности кафедры вуза // Наука в исследованиях молодых: материалы III Международного научного форума студентов, магистрантов, аспирантов (Новосибирск, 17 мая 2013 г). — Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. — 180 с.
3. Разработка методики оценки и управления научно-исследовательской деятельностью кафедры вуза: отчет о НИР (итоговый); рук. Завалишин Р. И.; исполн.: Завалишин Р. И. — М., 2012. — 91 с. — № 3072/692-IV-ОЗ
Основные термины (генерируются автоматически): научно-исследовательская деятельность, научная деятельность, вид деятельности, коэффициент, обратная связь, предыдущий период, научная нагрузка, научная сфера, остальной вид деятельности, черный ящик.
Пояснительная записка
к портфолио воспитателя
МДОУ Д/с №7 с. Красное
Орловой Натальи Витальевны
Главное назначение портфолио — набор материалов, документов и иных свидетельств достижений в профессиональной педагогической деятельности, предназначенный для определения уровня квалификации педагогического работника, его личностного профессионального роста, а также для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника.
В своем портфолио я представляю достоверные данные о результатах своей профессиональной педагогической деятельности, подтверждаю их соответствующими документами. Все материалы портфолио заверены администрацией образовательного учреждения.
Второе важное предназначение портфолио воспитателя — это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
1. Оценка результатов повышения квалификации.
Считаю одним из важнейших показателей роста профессионализма педагога – повышение профессионального мастерства. Результатом моей деятельности служит прохождение курсов повышения квалификации (копии документов прилагаются).
2. Выполнение педагогом государственного стандарта по дошкольному образованию.
Итогом выполнения государственного стандарта по дошкольному образованию служат критериальные таблицы временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в МДОУ (таблицы прилагаются).
3. Процент успешного освоения воспитанниками образовательных программ.
Индивидуальная, коллективная и подгрупповая формы диагностики, как необходимый структурный компонент и средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса, позволяют мне определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.
На основании результатов выстраивается весь педагогический процесс: перспективное планирование, составление индивидуальных сопроводительных маршрутов развития ребёнка совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом.
При проведении диагностики опираюсь на критерии, разработанные авторами программы «Воспитание и обучение в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Таким образом, эффективное применение современных диагностических методик позволяют мне точно сформулировать заключения, составить план индивидуальной и групповой коррекции развития детей, который постоянно пополняется и уточняется в зависимости от индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника.
Задания учитывают возрастные особенности и возможности детей, обеспечивая адекватное понимание ими содержания, опираются на имеющийся у дошкольников реальный опыт.
Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу, подводятся общие итоги по группе на начало и конец года по качеству реализации программы (результаты диагностики детей прилагаются).
4. Эффективность работы по охране жизни и здоровья воспитанников.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами нашего дошкольного учреждения. В образовательных программах нашего дошкольного учреждения имеются разделы, посвященные изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизнедеятельности. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное — помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Схема «Работы педагога по охране жизни и здоровья воспитанников» прилагается.
Основными задачами моей работы с детьми являются:
- Воспитание у детей потребности в здоровье.
- Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
- Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
- Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
- Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.
- Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физкультурно-оздоровительной работы: рациональный режим, питание, закаливание и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры и праздники, физкультурные занятия).
Справка о состоянии простудной заболеваемости в группе за три года прилагается.
5. Взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
Сегодня перед большинством воспитателей детских садов стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что воспитатель — только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
В результате общения родители не только получают ценную информацию по тому или иному вопросу воспитания, но и вместе с педагогами определяют способы решения возникающих трудностей, намечают пути преодоления детско-родительских конфликтов, учатся использовать лучшие педагогические инновации в общении со своим ребенком. Общение воспитателя и родителей не должно превращаться в монолог педагога, констатацию фактов, пропаганду педагогических знаний. Это живое общение взрослых людей, одинаково заинтересованных в развитии ребенка.
С целью активизации родительского участия в жизни детского сада можно использовать интеллектуальные и спортивные состязания, творческие конкурсы, обязательное участие детей в собрании, решение кроссвордов и ребусов, домашние задания родителям по подготовке того или иного материала, работу «веселой мастерской», в которой родители вместе с детьми своими руками изготавливают поделки, коллажи, рисунки.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Схема «Работа педагога с родителями», план работы с родителями на текущий год, консультация для родителей: «Физическое воспитание ребенка»; конспект родительского собрания в группе «Нравственные отношения в семье и в детском саду»; план проведения совместных мероприятий, конспект проведения совместного мероприятия для родителей и детей «Час семейных улыбок»; аналитическая справка по результатам с приложением образца анкеты, карта изучения социального статуса семьи прилагаются к портфолио.
6. Результаты анализа текущей документации (в соответствии с функциональными обязанностями).
Документацию веду в соответствии с Типовым положением, Законом РФ «Об образовании», требованиями СанПиНа, должностной инструкцией воспитателя и локальными актами ДОУ: рабочая программа, план работы (тематический, календарный, перспективный), табель посещаемости воспитанников, тетрадь работы с родителями, тетрадь протоколов родительских собраний, тетрадь сведений о родителях, тетрадь диагностики, тетрадь работы по самообразованию. Тетрадь по диагностике помогает мне сравнивать результаты усвоения детьми программы и проводить коррекцию познавательных процессов. План работы по самообразованию необходим для своевременного знакомства с инновациями, совершенствования моего педагогического мастерства, применения на практике новых технологий. Аккуратно и четко заполняю каждый раздел документации, что указывает об эстетичности ведения документации. Вся документация своевременно проверяется и заверяется администрацией ДОУ. Использование электронных форм ведения документации значительно повышает её эффективность. (Аналитическая справка).
7. Результаты участия в организационно-методической работе ДОУ.
В рамках реализации одной из задач организационно-методической работы в ДОУ стало создание мною единого педагогического пространства через разнообразные формы сотрудничества с педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.
Результатом моей деятельности является создание комплекса мероприятий по интеграции обучения и воспитания детей, включающего:
1) методические рекомендации по планированию и проведению интегрированных мероприятий;
2) разработки тематических мероприятий;
3) координацию работы специалистов и педагогов ДОУ в рамках интегрированного обучения;
4) обобщение актуального педагогического опыта.
Анализируя работу, пришла к выводу, что проводимые мероприятия способствовали обобщению мною педагогического опыта, расширению образовательного пространства и анализу собственных коммуникативных способностей.
В работе с педагогами использую различные формы: выступления на педагогических советах, методических объединениях, педагогическую мастерскую (обмен творческими находками), работу в творческой группе педагогов, мастер-класс, мультимедийные презентации.
Справка о результатах участия в организационно-методической работе, доклад выступления на педагогическом совете учреждения, план проведения круглого стола на педсовете МДОУ прилагается.
8. Использование методов, средств и форм воспитания и обучения детей
На современном этапе главной целью обучения является формирование основных компетентностей дошкольника, обеспечение права ребенка на сохранение своей индивидуальности через осознание своих потребностей, возможностей, способностей. Наиболее успешно у воспитанников мною формируются такие ключевые компетентности — здоровьесберегающая, коммуникативная, деятельностная и социальная. Применение в своей работе комплекса методов, средств обучения позволяет мне обеспечивать личностно-ориентированный и индивидуальный подход в обучении и воспитании. Планирование начинаю с постановки цели и задач, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка. При постановке цели и задач ориентируюсь на содержание учебного материала.
Формированию здоровьесберегающей компетентности способствуют использование дыхательной, артикуляционной и зрительной гимнастики, массажа, логоритмики, речедвигательной ритмики, сказкотерапии, психологических этюдов, динамической паузы.
Широко использую в совместной деятельности социоигровые приёмы: работу в парах и подгруппах, способствующие формированию социальной компетентности у воспитанников. Дети проявляют терпение и эмпатию, успешно адаптируются в коллективе и имеют все предпосылки к успешной самореализации.
Использование приёма интервьюирования, игровых технологий, словесного метода, ролевых игр, рефлексии способствуют формированию коммуникативной компетентности моих воспитанников.
Такие средства обучения как моделирование, ТРИЗ, решение кроссвордов, шарад, головоломок, применение ребусов, проектной деятельности способствуют формированию деятельностной компетентности у детей.
Внедрение информационно-компьютерных технологий даёт мне возможность повысить качество обучения и сформировать информационную компетентность детей: умение ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему.
Систематически во всех видах деятельности использую наглядность: предметные и сюжетные картинки, модели, плакаты, муляжи, игрушки.
Различные средства ТСО, применяемые в педагогическом процессе помогают управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Мною применяются следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: диапроектор, видеокамера, видеомагнитофон, телевизионный комплекс, персональный компьютер, детские обучающие компьютеры, магнитофон с аудиокассетами, цифровой фотоаппарат, мобильный телефон, диктофон.
В своей работе использую разнообразные виды совместной деятельности: эксперимент, интегрированные, бинарные (с участием узких специалистов), с элементами соревнования, театрализованной деятельности, в форме путешествия, экскурсии, позволяющие мне выстроить оптимальную систему коррекционной работы с детьми и реализовать цель и задачи обучения.
Таким образом, использование различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий позволило мне сформировать у детей основные компетентности и повысить результативность коррекционно — воспитательного процесса.
В качестве примера прилагаю конспекты открытых занятий с использованием инновационных технологий в воспитании дошкольника.
— занятие-игра «Рыбаки» с элементами оригами для детей старшего возраста;
— занятие по окружающему миру для детей младшего возраста «Осенний лес иего обитатели» с использованием здоровьесберегающих технологий;
-занятие по ручному труду для детей среднего возраста «Друзья для снеговика» с использованием природного и бросового материала.
9. Дополнительные показатели.
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является физическое развитие детей. В связи с этим мною была определена тема по самообразованию «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Организации здорового образа жизни ребёнка, позволяет не только сохранять и укреплять его здоровье, но и воспитать потребность быть здоровым, учить этому, но и повышает жизнедеятельность дошкольника и формирует основы личностной культуры.
Данная работа является результативной и организуется в определенной последовательности:
- формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям, через игры, упражнения;
- целенаправленное развитие силы, ловкости, выносливости, смелости;
- способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребенка, развитие его адаптационных возможностей;
- — проведение одного занятия на свежем воздухе;
- в течение летнего оздоровительного периода проводится работа по закаливанию: солнечные и воздушные ванны, босоножье, обливание водой,
- витаминизация питания;
- постоянное осуществление медико-педагогического контроля за развитием у детей правильной осанки, координации движений, двигательной активности.
Задачи физического воспитания решаются в разных формах работы:
• диагностика физического развития;
• система профилактических оздоровительных мероприятий;
• физкультурные занятия;
• утренняя гимнастика;
• игры на свежем воздухе;
• закаливающие мероприятия;
• спортивные праздники; развлечения, досуги;
• совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Здоровячок».
Проблема профилактики заболеваний детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание валеологически грамотного человека.
В рамках кружковых занятий самые разнообразные формы, методы и приемы работы. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные дидактические и развивающие игры:игровые упражнения, эксперименты и опыты, валеологические тесты и задачи.
В портфолио представлены: перспективный план кружковой работы, копии документов и материалы, подтверждающие участие в конкурсе профессионального мастерства (презентация опыта работы).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Приобщение талантливых и способных ребят к
научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению
творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования
и профессиональной ориентации. Речь идет об исследовательской деятельности как
самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса в учебном
заведении.
Естественно, научно-исследовательская работа (НИР) не может носить
массовый характер и проводится с наиболее увлеченными, способными и
подготовленными ребятами. Задача этой работы — подготовить школьников к
исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, сформировать
социально-активную жизненную позицию.
Могут быть определены педагогические требования, которых
необходимо придерживаться при организации научно-исследовательской деятельности
учащихся. Деятельность эта должна быть основана на базовом образовании средней
школы, направлена на получение первичных научных и профессиональных знаний и
умений; способствовать формированию научного мировоззрения, развитию
логического мышления.
Исследовательская деятельность позволяет развить у детей умение
вычленять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических,
экологических условий и отражать новейшие достижения в определенной научной
области. Ознакомление с методами системного анализа (компонентным, сущностным,
интегративным, прогнозным) и приемами познания сложных систем необходимо
совмещать с обучением навыкам самостоятельной работы с различными источниками
информации (работа с научной и специальной литературой, периодической печатью,
справочниками). Налаживание контактов с людьми, составление анкет, опросников и
проведение их анализа; организация наблюдений, самостоятельное применение
научных приборов и оборудования; проведение опытов и экспериментов — вот еще
аспекты этой работы. Желательно знакомить школьников с реальными условиями
труда в лаборатории, в научном коллективе.
Научно-исследовательская деятельность направлена на образование,
воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребенка познавательной
активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического,
научного мышления.
Руководство НИР учащихся осуществляется через объединения
школьников, носящих исследовательскую направленность: исследовательский кружок,
школьное научное общество или школьную академию наук (ШАН).
Можно выделить следующие направления в организации НИР с
учащимися.
— Исследовательская работа, выполняемая учащимися в учебном
процессе, проведение уроков, носящих исследовательский характер.
— Организационно-массовые мероприятия (олимпиады,
научно-практические конференции, встречи с интересными людьми и т.д.).
— Научно-исследовательская работа во внеурочное время.
Данная система организации НИР с учащимися по-новому определяет
цели и задачи образовательной деятельности педагогического коллектива. Она
ориентирует на поиски оптимальных путей для развития каждого школьника на
основе его индивидуальных способностей и образовательных потребностей.
Педагогический коллектив ставит перед собой задачу выявить способности,
задатки, интересы каждого ученика и развить их.
В организации научно-исследовательской работы школьников
выделяют три этапа, а именно: подготовительный, развивающий и
завершающий.
Подготовительный (мотивационный или начальный) этап может
проходить во 2-5 классах, на данном этапе школьники знакомятся с
исследовательской деятельностью и приобретают некоторые начальные навыки
(например: работа с литературой). На втором (развивающем) в 6-8 классах
происходит формирование основ экспериментальной деятельности. А на третьем
(завершающем или исследовательском) в 9 -11 классах у школьников формируются
основы исследовательской деятельности.
НИР учащихся в школе может быть построена следующим образом.
Во-первых, учащиеся разбиваются на группы по интересам (творческие коллективы),
согласно выбранной темы НИР, которые тесно связаны по своему содержанию с
биологией, физикой, литературой, историей и другими предметами, изучаемыми
школьниками. Во-вторых, по данной теме (НИР) учащиеся проводят информационный
поиск. В-третьих, используя накопленную информацию, находят пути решения
данной проблемы. В-четвертых, оформляют результаты и представляют их на обсуждение
товарищей. Данные работы проводятся как в течение учебного года, так и
самостоятельно во время каникул.
Итогом работы может быть выступление на школьной конференции.
Виды исследовательской деятельности
Главным формальным результатом реализации предметных программ
творческой деятельности являются итоговые творческие работы учащихся,
завершающие соответствующие курсы. Говоря об основных видах творческой
деятельности, чаще рассматривают творческие работы учащихся, которые
представляют на юношеских научно-практических конференциях и конкурсах.
Это пять основных видов творческих работ: информационно-реферативные,
проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и описательные,
исследовательские.
Информационно-реферативные — творческие работы, написанные
на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения
какой-либо проблемы.
Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные
на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление
данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной
проблемы (хорошая работа этого жанра, при наличии общепринятой структуры,
вполне может считаться исследовательской).
Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента,
описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный
характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в
зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные
на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент
научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной
методики исследования.
Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы
общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому,
появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее
общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями
окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием
научного подхода.
Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с
научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики
собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и
выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является
непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Все указанные виды творческих работ могут быть выполнены как на
материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. В случае
гуманитарных наук объектом исследований являются, как правило, тексты
(собранные у информантов, архивы, первоисточники и т.д.).
Перечисленные виды имеют общие элементы.
Это, прежде всего, компиляция литературных данных. В случае
реферативных работ она является основным содержанием работы, в случае трех
последних видов выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом
явлении.
В методическом плане все виды работ структурированы на постановку
проблемы (зачем выполняется работа?), собственно материал, выводы (к чему
пришли в результате выполнения работы?). Эти требования являются
принципиальными с точки зрения обучения учащихся основным приемам творческой
работы. При этом каждый из видов обладает своей спецификой и атрибутикой.
Последовательность хода научного исследования
1. Обоснование актуальности выбранной темы:
• постановка цели и конкретных задач исследования;
• определение его объекта и предмета;
• выбор методов (методики) проведения исследования;
• описание его процесса и обсуждение результатов исследования;
• формулирование выводов и оценка полученных результатов.
2. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод
восхождения от абстрактного к конкретному.
3. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон
противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания;
правила построения логических определений.
4. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная,
сигнальная, справочная); методы поиска информации.
Этапы работы ученика в процессе исследования
Прежде чем охарактеризовать этапы работы в процессе исследования,
необходимо обратить внимание на определенные требования, предъявляемые к
ученику и учителю, способным и желающим заниматься исследовательской
деятельностью, а также на особенности содержания и представления результатов
исследования.
Рассмотрим
содержание этапов работы учащегося в процессе исследования.
Проблемы при организации исследовательской деятельности:
• развитие
исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных
методов в их обучении, установкой обучающихся на передачу, а обучаемых на
усвоение готовых знаний;
• основным видом
исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады,
сочинения, которые не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности
тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач;
• учащиеся практически не
включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени и их
загруженности;
• исследовательские
умения вырабатываются стихийно, без учета их структуры и логики развития, что
тормозит у школьников формирование творческих способностей.
Формы исследовательской работы.
Наиболее распространены текстовые работы в следующих формах:
доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия. Кроме того,
исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или
видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме
действующей модели или макета с текстовым сопровождением.
Изучение научной литературы и уточнение темы
В составлении списка необходимой для изучения
литературы обязательно участие самого исследователя. Зачастую руководитель даёт
учащемуся готовый перечень дежурных изданий, чем лишает его возможности
приобрести навык самостоятельной работы в библиотеке: знакомства с системой
библиотечных, в том числе электронных, каталогов, с приёмами правильного
оформления библиографических данных. А ведь с этой системой вчерашнему
школьнику придётся работать на протяжении всех студенческих лет. Гораздо проще
это делать, имея предварительные навыки работы. Как же лучше её организовать?
Общие рекомендации:
1. Изучение научных публикаций желательно проводить по
этапам. Лучше начинать с работ так называемого общего характера, т.е. таких
работ, из которых можно получить представление об основных вопросах, к которым
примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск специального материала.
Данные каждого издания следует заносить на отдельные карточки с точной
фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке.
2. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть
различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины
проникновения в материал.
а. Просмотровое чтение желательно использовать
в тех случаях, когда требуется познакомиться с общим содержанием книги, её глав
или параграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист,
оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения.
б. Ознакомительное (выборочное) чтение поможет
в поиске ответов на определённые вопросы по нескольким источникам и для
сравнения и составления найденной информации, выработки своей собственной точки
зрения.
в. Изучающее чтение – это активный вид
подобного чтения. Он предполагает, что вы читаете внимательно, останавливаясь и
обдумывая информацию. Данный вид чтения требует последовательного изучения
материала по параграфам, главам, частям. Заключительный этап содержит в себе и
обучающий момент: здесь формируется умение критически воспринимать информацию.
3. Приёмы фиксирования нужной информации. Целесообразно
посоветовать создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работе: интересные
мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме
карточек, либо в отдельной тетради. Здесь можно использовать самые различные
методы работы:
·
можно,
читая научные тексты, делать выписки в виде конспектов;
·
для
кого-то удобнее фиксировать уже переработанный материал;
·
для
третьих – выписывать исключительно цитаты.
При изучении литературы не следует стремиться
к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать
найденную информацию. Ведь основой для получения нового знания должны
случить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с
чужими работами как отклик на них.
В чем отличие исследовательской работы от других видов творческой
деятельности?
В настоящее время у большинства педагогов нет четкого понимания
основных отличий исследовательской деятельности от других видов творческой
деятельности учащихся. Об этом говорит и практика проведения
научно-практических юношеских конференций и конкурсов, на которых нередко под
исследовательской деятельностью понимают другие виды творческой деятельности.
Под исследовательской деятельностью понимается форма организации
образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой,
исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях
науки, техники, искусств) и предполагающая наличие основных этапов, характерных
для научного исследования.
Основным отличительным признаком исследовательской деятельности
является наличие таких элементов, как практическая методика исследования
выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в гуманитарной
области это могут быть сведения первоисточников), анализ собственных данных и
вытекающие из него выводы.
Важно, что при реализации творческой деятельности главным является
подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это
особенно показательно в гуманитарных областях. Мы сталкивались с тем, что на
одних и тех же источниках возможно выполнить и реферативную, и
исследовательскую работу.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных
первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых
выводов.
Суть реферативной работы — в подборе материала из первоисточников,
наиболее полно освещающих избранную проблему.
Как написать исследовательскую работу?
Научный (исследовательский) подход к изучению того или иного
явления является одним из способов познания человеком окружающего мира (наряду
с религиозным способом, познанием через искусство и др.).
Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире
черты, которые позволяют ту или иную работу отнести к области
исследовательских.
Что же должно присутствовать в исследовательской работе?
Во-первых, необходимо сформулировать цель исследования.
Очень часто, читая текст, трудно понять, зачем он написан. С этим
часто приходится сталкиваться в художественных произведениях, где композиция
романа или рассказа является предметом авторского замысла и развязка,
объясняющая цель написания текста, наступает только в конце. В
исследовательских работах это не так. Композиция и структура исследовательской
работы стандартны, от этих стандартов (или правил) нельзя отступать (как,
например, в футболе нельзя играть руками).
Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений
(для иллюстрации возьмем гипотетический пример из области наук о Земле —
изучение кислотности воды в водных объектах N-гo заповедника. Вес, сказанное
ниже, может быть применено и для любой гуманитарной области).
В исследовании важно выделить гипотезу. Это позволяет придать
работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она
может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть
обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.
В нашем примере гипотезой исследования может быть предположение о зависимости
кислотности воды от глубины водоема. Такое предположение определяет и выбор
водоемов для отбора проб (мелкие и глубокие).
После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и
цели — не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь
делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных
объектов и определение их кислотности с помощью индикатора, назовем его условно
«лакмусовой бумажкой»).
В работе должен присутствовать литературный обзор, то есть краткая
характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении
происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что
знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую
задачу, а не «изобретаете велосипед», делаете то, что давно уже сделали до вас.
Написание литературного обзора поможет вам более свободно овладеть материалом,
обоснованно отвечать на вопросы во время доклада. Нужно понимать, что в хорошо
выполненной работе то, что входит в текст и звучит на докладе, — лишь «верхушка
айсберга», основная часть которого скрыта под водой и напрямую в работе не
присутствует.
Использованные в нашем примере правила отбора и определения
кислотности являются методикой исследования, ее описание
должно присутствовать в работе (в какие банки отбирается вода, с берега или с
лодки, с какой глубины, ночью или днем, сразу ли используется «лакмус», каким
образом определяется его цвет (на глаз или с помощью цветового клина), как
записываются результаты). Докладчику необходимо отдавать себе отчет в границах
применимости методики и ее устойчивости (например, о возможных последствиях
использования недостаточно хорошо вымытых банок).
Далее представляются собственные данные. Необходимо четко понимать
разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В
процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных),
которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат для
иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов,
на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные
обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее выигрышной
формой представления является графическая. Всегда ставьте себя на место
читателя, которому за время прочтения работы (а это 5-10 минут) нужно
разобраться и в работе, и в характере представленных результатов, старайтесь
максимально облегчить ему восприятие текста.
Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с
литературными источниками и проанализировать, то есть установить и
сформулировать, закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку
излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и
гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.
Требования к содержанию и оформлению работы
Требования
к содержанию и оформлению работы соответствуют традиционным стандартам описания
результатов научных исследований.
Работа,
представленная на экспертизу, должна носить характер научного исследования,
центром которого является актуальная проблема, имеющая практическую значимость.
Научная
работа должна содержать титульный лист; оглавление; введение; основную часть;
заключение;
список литературы (библиографический список); приложения.
Титульный
лист должен содержать: название работы, ее вид, сведения об авторе (фамилия,
имя, класс); сведения о руководителе или консультанте (фамилия, имя, отчество,
должность, место работы, ученая степень).
В оглавление должны быть включены: введение; названия глав и
параграфов; заключение; список используемых источников; названия приложений и
соответствующие номера страниц.
Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы,
отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед
исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников,
степень изученности данного вопроса, описание собственного опыта работы в
решение избранной проблемы.
Основная часть должна содержать информацию, собранную и
обработанную исследователем, а именно: описание основных рассматриваемых
фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору
ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного
варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая
значимость и т. д.). Основная часть делится на главы.
В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты,
полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по
возможному практическому использованию результатов исследования.
В список используемых источников заносятся публикации, издания и
источники, использованные автором.
Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой
последовательности:
·
фамилия,
инициалы автора;
·
название
издания;
·
выходные
данные издательства;
·
год
издания;
·
№
выпуска (если издание периодическое); количество страниц.
Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном
порядке.
Литературные источники можно расположить следующим образом:
1. Книги классиков в той области знаний, в которой написана
работа.
2. Книги, раскрывающие теоретическое содержание работы (автор,
название книги, издательство, город, год издания, страницы).
3. Энциклопедии, тематические словари, справочники.
4. Литература на иностранном языке (автор, год издания,
страницы).
5. Сборники нормативных документов (если это необходимо).
6. Газетно-журнальные статьи (название статьи, название
журнала, № журнала, год издания, страницы).
Работа может содержать приложения с иллюстративным материалом
(рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.), который должен быть
связан с основным содержанием. Приложения не входят в общее количество страниц
и должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте работы автор должен на них
ссылаться.
Текст работы печатается на стандартных страницах белой бумаги
формата А4 (210 х 297 мм, горизонталь — 210 мм). Шрифт — Times New Roman ,
размер — 12 пт, межстрочный интервал — 1,5. Поля: слева — 25 мм, справа — 10
мм, снизу и сверху — 20 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных
фрагментов (формулы, чертежный материал и т. п.), которые выполняются черной
пастой (тушью).
Количество страниц:
·
для
учащихся 2-4 классов – 6-10;
·
для
учащихся 5-6 классов – 10-15;
·
для
учащихся 7-8 классов – 15-25;
·
для
учащихся 9-11 классов – 25-30.
Как написать проблемно-реферативную работу?
В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в
требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и
процедуре защиты. Прежде всего учителям нужно помнить, что реферат не является
конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от
автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.
Ниже отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при
руководстве работой учеников над рефератами.
1. Готовность учащегося к работе над рефератом
Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся
понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать
знания. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников,
склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими
способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника в
работе над рефератом будет обеспечена только в том случае, если он
самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.
2. Функции учителя при руководстве реферативной работой учащегося
Руководство реферативной работой предполагает оказание учителем
помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе
изучения избранной проблемы и оформлении текста. При этом надо заметить, что
такая форма внеурочной деятельности учащихся не должна носить массовый
характер — не каждый ученик даже при поддержке педагога способен
определиться в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с
несколькими источниками информации. Несомненно, учитель должен полноценно
руководить работой школьников над рефератами, однако ему следует ограничивать
свою активность консультативными функциями. Он может давать рекомендации по
содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и
источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты.
Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать
выводы должен сам ученик.
3. Сроки выполнения реферата
Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее
одного месяца. Необходимо учесть, что, после того как учитель ознакомится с
черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки
содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на
рецензию учителю-предметнику, руководившему работой.
4. Структура реферата
Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в
котором определяется его структура и основное содержание по разделам:
• введение;
• основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам,
разделам, параграфам, пунктам и т.д.;
• заключение;
• список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом);
• приложения (в случае необходимости).
Введение предусматривает, что в его содержании формулируется
проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата.
Объем введения не должен превышать 1-2 страниц.
Каждый раздел основной части реферата завершается логическим
выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой
материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты
и ссылки.
В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы,
обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не
должен превышать 1-3 страниц.
Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Он
может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы,
газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и
радиопередач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в
личных беседах с автором реферата.
5. Оценка реферата
Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие
компоненты работы:
• содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру
работы, актуальность и т.п.);
• оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного
материала и т.п.);
• представление на процедуре защиты (как ученик
держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на
вопросы и т.п.).
Особенности подготовки к устному докладу
Нужно хорошо понимать различие текста работы и доклада по ней.
Текст работы сух, часто «с листа» трудно сразу понять идею исследования.
Школьник получает первые навыки публичного научного выступления, которое
выигрывает, если не читается весь доклад, а освещаются его основные позиции,
предусмотренных регламентом выступления. Главная задача докладчика точно
сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично
проиллюстрировав ее небольшим количеством ярко, образно оформленного, удобного
для восприятия иллюстративного материала.
Доклад — личностная форма содержательного общения ученых,
докладчик должен донести до слушателей свою индивидуальность в исследовании, и
тогда вся работа становится более понятной.
Именно поэтому написанная работа и доклад по ней — совершенно
разные жанры научного творчества, к которым нужно готовиться по-разному.
Поэтому на докладе недопустимо зачитывание работы, перегрузка его лишними
данными. Этим обуславливается и жесткий регламент выступлений, практикуемый на
научных конференциях. Действительно, для освещения сути работы 10 минут
заведомо хватает вне зависимости от объема самой работы, все остальное, если у
аудитории возник интерес, излагается в ответах на вопросы или в кулуарах.
При подготовке к выступлению с докладом школьник как молодой
исследователь приобретает умение выстраивать логику научного сообщения, отвечая
на вопросы что? для чего? и как? осуществлялось в исследовании, какие
результаты получены.
Не следует забывать о правилах этики, принятых в научном мире. Участники
любой конференции — прежде всего коллеги, познающие наш сложный мир рука об
руку. Поэтому главным во взаимоотношениях ученых считается взаимное уважение.
Иногда неосторожный, непродуманный поступок может обидеть других (например,
выход из аудитории во время доклада, после своего доклада и т.п. выражает
полное пренебрежение к коллегам по секции, выступающим после него).
Во время дискуссии участники конференции не
должны бояться задавать вопросы, так как глупых или умных вопросов не бывает, а
бывают вопросы компетентные или некомпетентные (если был задан такой вопрос, то
докладчик должен показать некомпетентность его).
Правила
публичного выступления
• Речь докладчика должна
быть ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной.
• Речь должна быть также
выразительной, что зависит от ее темпа, громкости и интонации. Спокойная,
неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.
• Большое значение имеет
выбор одежды. Элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде способствуют
благоприятному впечатлению и расположению жюри.
• Отвечая на вопросы,
нужно касаться только существа дела. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо
внимательно его выслушать и понять смысл того, что интересует задавшего его
человека. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все
вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный
и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.
Процедура
защиты работы
На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами
комиссии отзыв на исследовательскую работу или реферат. Далее слово для доклада
предоставляется ученику. Экземпляр работы при этом может находиться у
докладчика.
Доклад должен быть рассчитан на 5 -7 минут. Он готовится в виде
отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста, тем
более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной
темы, цель работы, задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться
на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил,
насколько значима тема работы лично для него. После доклада члены комиссии
задают учащемуся вопросы.
Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в
процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию работы.
После того, как на все вопросы даны ответы, и дискуссия закончилась, комиссия
совещается по поводу оценки работы учащегося. В это время ученик не
присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией
согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты.
Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания работы и
рекомендации по её продолжению.
Исследовательская деятельность
учащихся как средство воспитания
Проблема воспитания чрезвычайно актуальна для современного
российского общества. В течение короткого исторического периода произошел
революционный слом советской тоталитарной системы. Для всех революций
характерно низвержение «бывших» ценностей и связанный с этим поиск новых.
Характерно, что этот процесс происходит стихийно, различные группы и сословия
формируют свои системы ценностей (нередко по принципу противопоставления и
нигилизма, на поверку оказывающихся псевдоценностями); озабоченность власти преимущественно
сиюминутными проблемами приводит к «выплескиванию» в массовое сознание
образцов, вырабатываемых наиболее массовой частью населения, имеющего невысокий
уровень культуры и сознания. Элитарные, традиционные духовные
системы ценностей, базирующиеся на традициях национальной культуры, оказываются
«зажатыми» и потесненными агрессивными вульгарными установками. Этому
способствует и понимание свободы как самоограничения в первом случае и как
вседозволенности во втором.
Таким образом, на современном этапе развития нашего общества, в
условиях невостребованности накопленных веками ценностей, отсутствия
общепризнанных ориентиров в воспитательной работе должно быть уделено
серьезное внимание как средству формирования стабильного общества. Исходя из
этого, она должна явиться объектом проектирования как на макроуровне, в
масштабах образовательной системы и всего будущего образовательного общества,
так и в рамках реализации отдельных форм образовательной деятельности и
образовательных технологий.
Научное мировоззрение, основанное на традициях русской научной
школы и ее понимания воспитания, может выступать как основа воспитательной
работы в современном обществе и образовании.
Как известно, главной целью воспитания является выработка
отношений (выражение определенных связей между личностью и другими людьми,
окружающим миром, которые затрагивают сферу ее потребностей, знаний, убеждений
и т. д.).
Отношение — личностный феномен, помимо знаний, включает в себя сложнейший
комплекс потребностей, чувств, взглядов, убеждений, привычек поведения.
В ряду групп отношений, формируемых при воспитании, необходимо
отметить следующие:
·
Ответственность
перед другими людьми и окружающей средой;
·
Способность
к диалогу с представителями других сословий, наций, культур;
·
Понимание
и принятие законов гражданского общества;
·
Понимание
и потребность в принадлежности к национальной культуре;
·
Ответственное
отношение к своему здоровью, образованию, морально-этическим нормам, кругу
общения и т. д.
Для иллюстрации возможностей использования исследования в этих
целях обратимся к работам выдающегося русского ученого, носителя ценностей
русской научной школы, В.И. Вернадского, который писал: «В области личной жизни
(научное искание) тесно связано с совершенно своеобразным и очень глубоким явлением,
какое может оказывать научное искание на понимание человеком смысла и цели
существования. Подобно религии, оно может дать своим живым адептам прочное и
незыблемое положение среди созданного ими несовершенства и горестей мира».
Таким образом, по-В.И. Вернадскому, научное искание (в нашем
случае формирование у учащихся исследовательского типа мышления), основанное на
научном мировоззрении, может стать основой базовой культуры личности
(совокупность свойств, качеств, ориентации, позволяющих индивиду развиваться в
гармонии с окружающей средой).
Если в свое время В.И. Вернадский сводил свои выводы к развитию
научного сообщества и законов, действующих в нем, в современности, возможно,
такой подход может явиться одним из универсальных средств ведения воспитательной
работы средствами научного исследования.
Остановимся на некоторых объективных закономерностях, неизбежно
проявляющихся, как только человек встает на научный способ познания, которые по
своей сути решают задачи воспитания, и рассмотрим, каким образом с помощью
исследовательской деятельности формируются отношения личности.
В области социальных отношений это — понимание объективности
действующих в обществе и в природе законов (одним из которых является закон
равноправия личностей в гражданском обществе), необходимость соизмерять свои
желания и поступки с этими законами, понимание объективной невозможности
нарушить общие закономерности. Весьма значимым здесь является момент
ответственности исследователя перед обществом в отношении объективности своего
исследования, достоверности информации и ответственности за ее донесение.
Научное творчество есть работа на благо общества, в целях его развития,
осознание этого ведет к осознанию себя частью социума, социализации.
В области нравственных отношений научная, исследовательская
деятельность дает необъятную картину сотворчества, события.
Одной из основ нравственности является способность понять и
принять иную, отличную, позицию и связанные с ней проявления другой личности.
Для нашего времени ключевым является вопрос о взаимопонимании людей, стратов
общества, наций, культур. Внутри как личности, так и общества в целом также
происходит дифференциация типов сознания (научное мировоззрение, религиозное,
эстетическое восприятие и др.), что предопределяет столкновение и, как
следствие, необходимость обретения взаимного принятия и уважения между
естественно-научными, гуманитарными, национальными, теологическими и другими
позициями. Сильнейшим катализатором этого процесса является развитие средств
коммуникации, в результате которого возникают постоянные контакты людей,
принадлежащих к разным социумам, нациям, культурам.
Проблемы социума, взаимоотношений человека и природы в современном
мире решаются только через диалог. И научное мировоззрение является прочным
фундаментом для развития такого диалога, основой культурологического подхода к
диалогу культур.
В идеях В.И. Вернадского заключен великий культурологический
потенциал. Академик Н.Н. Моисеев пишет об этом так: «…мир неживой материи и
живого вещества и мир Человека и общества, им созданного в XIX в., еще не были
взаимосвязанными… Связующим звеном оказалось учение о ноосфере, которое
начало формироваться В.И. Вернадским в начале нынешнего столетия».
Размышляя об общности научного мировоззрения, В.И. Вернадский
пишет: «В жизни нового времени, в разнообразии и вражде отдельных классов,
национальностей, государств научная творческая работа является связующим и
объединяющим элементом, так как основы се не зависят от особенностей племенных
или исторических». «Прогресс создания единой мировой культуры, организации,
охватывающей вес человечество, начался заметным образом только тогда, когда
научное знание получило свою современную форму».
«То единство понимания, которое напрасно стремились создать в
религии кровью и принуждением, в философии — логикой и школой, в науке
достигается простым ее изучением, в нее углублением. И благодаря этому
распространение научного знания и образования является крупнейшим фактором
спайки всего человечества в единое целое».
В области этики исследование подводит к одной из сложнейших
категорий современности — понятию интеллектуальной собственности. Исследователь
на практике ежеминутно убеждается, каким огромным трудом добывается новое
знание, каких ухищрений оно стоит, какой парадоксальности мышления требует.
Личностные качества, сформированные при занятиях исследовательской
деятельностью, основанные на принципах объективности, честности, невозможности
нарушить законы природы, научной этики, потом переносятся на все остальные
сферы деятельности личности, становятся характерными атрибутами его натуры.
И, наконец, остановимся на исторических предпосылках для
воспитания на основе научного мировоззрения в нашем обществе. В условиях, когда
за советский период огромная часть населения получила высшее образование в
научно-технической области со свойственным ему научно-материалистическим
мировоззрением, огромное количество семей в своей воспитательной работе
отталкивается именно от ценностей научного мировоззрения, что в настоящее
время, по-видимому, является культурно-исторической традицией людей, имеющих
корни в «инженерно-техническом» сословии советского периода. Осознанное
построение этой линии как «сословного» компонента воспитательной работы в
образовательных учреждениях отвечает реалиям и потребностям общества.
Использованная
литература:
1. Иванова Ж. Г. Организация
исследовательской работы [Текст] / Ж. Г. Иванова // Педагогическое мастерство:
материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди,
2012. — С. 224-226.]
2. Бережнова, Л.Н. Научно-исследовательская
работа как гуманитарная технология: учеб. пособие / Л.Н. Бережнова, В.И.
Богословский. – СПб., 2007.
Костецкая
Г.А. Киселева Э.М.Проблемы практической подготовки учителей безопасности
жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации
образовательных стандартов. Научно-технические ведомости СПбГПУ, №2(«24), Серия
«Гуманитарные и общественные науки»
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Воскрекасенко О.А.
1
Сергеева С.В.
2
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет»
В статье актуализируется необходимость обращения к рассмотрению кафедры как учебно-научного подразделения вуза и фактора, обусловливающего эффективность деятельности образовательной организации высшего образования и качество осуществляемой ей профессиональной подготовки кадров. Представлены документы, регламентирующие деятельность кафедры в современном вузе. Осуществлён анализ научно-педагогической литературы, позволивший определить степень и аспекты изученности проблемы рассмотрения кафедры как учебно-научного подразделения вуза. Сформулирован комплекс решаемых кафедрой как структурным подразделением вуза задач. Раскрывается содержание и основные направления деятельности кафедры: учебно-методическое, научно-исследовательское, воспитательное, профориентационное и работа по содействию трудоустройству выпускников, работа с кадрами и ресурсное обеспечение. Показаны роль и значение данных направлений в формировании у обучающихся широкого круга универсальных и профессиональных компетенций. Сформулированы условия, определяющие эффективность качественного осуществления функций кафедры по профессиональной подготовке будущих выпускников. Среди них: наличие научно обоснованной стратегии развития кафедры; степень сплочённости педагогического коллектива, характер сложившегося в нём социально-психологического климата; профессиональная компетентность заведующего кафедрой как руководителя структурного подразделения; преемственность поколений на кафедре, изучение, сохранение и преумножение кафедральных традиций.
кафедра
учебно-научное подразделение
обучающиеся
профессиональная подготовка
высшая школа
научно-исследовательская деятельность
учебно-методическая деятельность
1. Устичев О.Г. Деятельность кафедры военного вуза по подготовке офицеров-преподавателей к педагогической деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 3 (226). С. 106–114.
2. Доронина Л.А., Старцева М.В. Организационные вопросы деятельности кафедры в высшем учебном заведении // Кадровик. 2019. № 5. С. 126–131.
3. Гончар М.В. Стратегия развития кафедры как условие качества формирования управленческих компетенций субъектов образовательной деятельности // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (г. Москва, 25 января 2017 г.). М.: МПГУ, 2017. С. 218–221.
4. Зиновьев Ф.В. Управление деятельностью кафедры: монография. Симферополь, 2020. 128 с.
5. Фомина Т.П., Разгоняева Д.В. Оценка эффективности деятельности кафедры университета // Вопросы педагогики. 2021. № 3–2. С. 233–237.
6. Симоненко А.А., Панфилов А.Н. Критерии оценки эффективности деятельности кафедры как структурного подразделения университета // Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Тюмень, 5 июня 2019 г.). Уфа: Аэтерна, 2019. С. 325–327.
Важнейшим понятием, определяющим характер профессиональной подготовки обучающихся в условиях инновационного общества, выступает качество. Именно качество реализуемой в стенах высшей школы подготовки будущих профессиональных кадров определяет роль и место вуза в региональной системе образования и страны в целом.
Кафедра, являясь первичным структурным звеном образовательной организации высшего образования, обусловливает качество осуществляемой вузом профессиональной подготовки выпускников. Именно профессорско-преподавательский состав кафедры отвечает за непосредственное взаимодействие со студентами в процессе учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности. Как отмечают исследователи, кафедра вуза, как его учебно-структурное подразделение, может стать «точкой прорыва» в решении стоящих перед вузом задач обеспечения высокой эффективности профессиональной подготовки будущих кадров [1].
В этой связи цель исследования – раскрыть роль и основные направления деятельности кафедры как научно-структурного подразделения вуза в профессиональной подготовке будущих кадров.
Материалы и методы исследования
В процессе исследования использовались такие теоретические методы, как анализ и синтез, обобщение и систематизация научной литературы по вопросам функционирования кафедры как научно-учебного подразделения вуза, а также анализ нормативно-правовых документов, регулирующих её деятельность.
Результаты исследования и их обсуждение
Традиционно кафедра рассматривается как основное учебно-научное структурное подразделение вуза, осуществляющее учебную, методическую, научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам, воспитательную работу среди студентов, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации [1; 2]. Её деятельность регламентируется рядом нормативно-правовых документов: ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки и специальностям университета; Постановлением Правительства России от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; Правилами оказания платных образовательных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706); Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н); Уставом и Правилами внутреннего распорядка образовательной организации высшего образования, на базе которой функционирует кафедра; локальными актами образовательной организации, касающимися деятельности кафедры.
На сегодняшний день накоплен богатый опыт изучения кафедры как учебно-научного подразделения вуза. В научной литературе изучается целый ряд аспектов, связанных с организацией и содержанием деятельности кафедры, определением критериев её эффективности, а также ролью и местом в системе профессиональной подготовки обучающихся.
Наибольшее число исследований посвящено истории становления и развития отдельных кафедр, а также анализу опыта их деятельности на современном этапе (О.Ю. Аксенова, Т.В. Андрюшина, М.В. Бабкина, Т.К. Баженова, Т.Н. Балобанова, А.О. Бороноев, Н.В. Вишнякова, М.Б. Глотов, Т.Г. Гребенникова, М.А. Зайнетдинов, Л.Е. Захарова, Н.С. Ильина, М.В. Казарская, Ю.Ф. Кирюшин, О.В. Киселева, В.В. Кихтан, Я.В. Кихтан, Н.М. Конин, Н.П. Коновалов, М.В. Корепанова, Л.П. Лазурина, Е.И. Маторина, Т.О. Павлова, А.А. Пачкина, Л.Ф. Поплавская, А.Г. Прокопов, С.В. Ребко, В.И. Сахарова, Е.С. Семенов, А.Ю. Соколов, А.Г. Тамразян, К.С. Терновых, А.А. Тишкин, Т.В. Тишкина, В.И. Трухачев, П.В. Тупик., А.А. Устинова, А.М. Цыбулин, Т.И. Шишелова и др.). В свою очередь в целом ряде работ (А.Ш. Апишева, А.Д. Жарков, Е.И. Куликова, Д.П. Тевс, О.Г. Устичев, Н.С. Чекалкин и др.) представлена характеристика деятельности кафедр вуза с учётом его специфики (например, военного, технического, педагогического, культуры и искусств и др.).
Особое место в ряду исследований кафедры как учебно-научного подразделения вуза занимают работы, связанные с проблемой оценки эффективности её функционирования. Так, выявлению условий успешности деятельности кафедры в вузе, а также характеристике методик, критериев и показателей определения её эффективности посвящены многочисленные работы, среди которых исследования таких авторов, как Е.И. Аникина, А.Ш. Апишева, Е.В. Барбашова, З.Р. Батршина, Е.Ю. Головина, М.В. Гончар, З.А. Исаев, А.В. Караван, Р.К. Келбиханов, Л.А. Климович, А.Е. Колосов, В.Н. Котенко, Н.А. Кулибеков, Д.Н. Медведев, О.В. Новосельцев, А.Л. Осипов, Б.Д. Паштаев, И.В. Переверзева, А.И. Пестунов, Л.Н. Харченко и др.
В целом ряде работ раскрывается роль кафедры как учебно-научного подразделения вуза в профессиональной подготовке обучающихся в высшей школе в контексте решения широкого круга задач и формируемых компетенций. Так, роль кафедры в формировании у студентов устойчивой мотивации к учебной деятельности, стимулировании их познавательной активности раскрывается в работах Т.С. Абаевой, Р.Э. Абировой, И.Ю. Балалаевой, М.В. Будановой, Ф.И. Висмонт, К.Ш. Дуйшеновой, Н.Ф. Неделько, Ю.Л. Стариковой, К.А. Тамаевой, А.П. Швырева и др. Роль кафедры в организации воспитательной работы со студентами, формировании личностно и профессионально значимых качеств будущих выпускников представлена в исследованиях С.В. Волоховой, А.С. Ермаковой, Ю.Ю. Кириной, Л.Г. Кузьминой, А.А. Лопатина, Г.Ч. Мазько, А.А. Несмеянова, Д.В. Седова, А.М. Селедцова и др. Вопросы, связанные с деятельностью кафедры по формированию у обучающихся исследовательских компетенций посредством включения студентов в научно-исследовательскую работу, раскрываются в работах Т.А. Бабкина, В.Э. Дрейзина, А.В. Еликова, Е.О. Кинишова, В.В. Колпакова, М.Н. Липинской, Н.С. Малуковой, Т.Н. Рыбцовой, А.А. Ткачук, Е.А. Томиловой, С.Ю. Шаганова, А.Н. Щеглеватых и др.
Одновременно в научной литературе нашли своё отражение следующие направления деятельности кафедры как учебно-научного подразделения вуза: научное (Г.В. Бобрышева, А.О. Звозникова, Н.А. Илюхина, С.В. Костарев, С.З. Магомедсаидова, А.М. Рыбников, Е.С. Скобликова, Н.В. Соловова, Р.И. Турханова, Н.С. Чекалкин, Д.В. Шамсутдинова, С.Н. Яшкин и др.); учебно-методическое (Т.В. Андрюшина, О.В. Басова, Э.М. Кравченя, А.А. Кутовенко, О.В. Святова, В.В. Сидорик, В.Л. Соломахо, В.М. Солошенко, Н.Б. Яремчук и др.); профориентационное (А.М. Аникеева, Л.А. Болгова, Г.Н. Бородина, Ю.А. Высоцкий, Н.П. Захарченко, С.В. Лопатина, Н.М. Рехтина, А.И. Стерлин, Е.В. Тимофеева, И.Ю. Федина, М.В. Худжина, С.И. Шиленко и др.) и др.
В свою очередь, в научной литературе также рассматриваются вопросы, связанные с управлением кафедрой (О.А. Шальнова, М.В. Зинцова, Н.В. Соловова, С.Н. Яшкин, Н.М. Савина), ролью заведующего в повышении эффективности её деятельности (Т.Н. Иванова, И.Н. Мельникова, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, О.Н. Широков и др.), а также ролью кафедры в совершенствовании профессионализма её профессорско-преподавательского состава (М.Ю. Карелина, Т.Ю. Черепнина и др.).
Проведённый анализ литературы позволил определить основные цели, задачи, направления и содержание деятельности кафедры, а также условия, способствующие качественному решению стоящих перед ней задач по осуществлению профессиональной подготовки обучающихся в контексте требований к современной высшей школе.
Для достижения цели осуществления подготовки будущих выпускников высшей профессиональной квалификации, владеющих системой теоретических и прикладных знаний и компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО, кафедрой реализуется комплекс задач: организация и осуществление уровневой профессиональной подготовки обучающихся; создание условий для их личностного и профессионального самоопределения, удовлетворения средствами организации образовательного процесса в высшей школе потребности обучающихся в умственном, духовно-нравственном и культурном развитии; осуществление научно-исследовательской деятельности в соответствии с профилем кафедры; обеспечение качества преподавания дисциплин, курсов, модулей в соответствии с требованиями ФГОС и учебными планами подготовки по профилю кафедры, включая программы и учебные планы послевузовского и дополнительного профессионального образования и др. [3; 4].
В соответствии с решаемыми задачами выстраиваются основные направления деятельности кафедры, каждое из которых прямо или опосредованно влияет на качество реализуемой в высшей школе профессиональной подготовки будущих выпускников [5; 6].
Так, эффективное осуществление учебно-методической деятельности способствует в первую очередь повышению эффективности учебного процесса, содействуя формированию широкого круга профессиональных компетенций, включая систему научно-профессиональных знаний, практических умений и навыков. В рамках данного направления на кафедре осуществляется:
— разработка рабочих программ учебных дисциплин, реализуемых кафедрой, а также всей документации учебно-методического обеспечения;
— проведение профессорско-преподавательским составом предусмотренных учебным планом всех форм и видов учебных занятий с применением современных образовательных технологий;
— руководство всеми видами практик, относящихся к компетенции кафедры, на уровне бакалавриата (магистратуры, аспирантуры);
— организация и осуществление руководства профессорско-преподавательским составом кафедры самостоятельной работой студентов;
— проведение контроля успеваемости обучающихся (текущего, промежуточного, итогового);
— осуществление руководства курсовым и дипломным проектированием;
— внедрение в образовательный процесс вуза инновационных образовательных технологий;
— мониторинг потребности в основной и дополнительной учебной литературе по профилю преподаваемых профессорско-преподавательским составом кафедры дисциплинам, её актуализация и пополнение (включая электронные информационные ресурсы);
— разработка и публикация учебной и учебно-методической литературы по профилю преподаваемых на кафедре дисциплин (учебников, учебных и учебно-методических пособий, рабочих тетрадей, методических указаний и др.);
— изучение и обмен опытом ведущих преподавателей кафедры и начинающих свою профессиональную деятельность и т.д.
Одновременно с осуществлением профессорско-преподавательским составом кафедры учебно-методической работы, как одного из важнейших условий обеспечения качества профессиональной подготовки обучающихся, ими реализуется миссия развития научной отрасли знания по профилю кафедры, т.е. осуществления научно-исследовательской работы, включающей:
— осуществление профессорско-преподавательским составом кафедры научно-исследовательской работы по утверждённой тематике НИР;
— внедрение результатов НИР в образовательный процесс вуза;
— организация и проведение профессорско-преподавательским составом кафедры научно-методических и научно-практических конференций, а также участие в конференциях сторонних организаторов;
— апробация результатов научных исследований в публикациях преподавателей кафедры (монографий и научных статей, издаваемых в рецензируемых изданиях);
— осуществление личностного и межкафедрального научного взаимодействия с ведущими учёными в области преподаваемых наук, а также родственными кафедрами, диссертационными советами и др.;
— принятие по результатам кафедрального обсуждения научно-исследовательских работ решения о рекомендации их к внедрению;
— обсуждение кандидатур для приёма в аспирантуру (докторантуру), утверждение индивидуальных планов работы аспирантов, докторантов и соискателей, заслушивание их отчетов и проведение в установленные сроки аттестации;
— осуществление профессорско-преподавательским составом кафедры руководства научно-исследовательской работой студентов (написание статей, участие в научных кружках, конкурсах, олимпиадах и др.).
Активная научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры способствует повышению их профессиональной компетентности, оказывая влияние на качество осуществляемого ими учебного процесса; выступает условием осуществления тесного взаимодействия теории и практики, вуза и работодателей; способствует формированию исследовательских компетенций у обучающихся.
Помимо учебно-методической и научно-исследовательской деятельности кафедра также традиционно осуществляет:
— проведение воспитательной работы с обучающимися (работа кураторов в студенческих группах, включение студентов в разнообразную внеаудиторную деятельность, работа со старостами студенческих групп, сопровождение адаптации студентов-первокурсников и др.), направленной на формирование у обучающихся широкого круга универсальных компетенций, профессионально значимых личностных качеств и свойств;
— профориентационную работу и работу по содействию трудоустройству выпускников (участие в организации приёма в вуз, профессиональная ориентация учащейся и работающей молодёжи, проведение занятий на подготовительном отделении и подготовительных курсах, поддержание связи с выпускниками и др.), способствующую успешной учебно-профессиональной адаптации обучающихся в высшей школе и профессиональной адаптации выпускников;
— взаимодействие с образовательными организациями и работодателями (сотрудничество с профильными кафедрами вузов региона, страны, ближнего и дальнего зарубежья, научно-исследовательскими организациями, а также фирмами (предприятиями), создание базовых кафедр и др.) как условие обеспечения практико-ориентированной профессиональной подготовки студентов в соответствии с последними научными достижениями предметной области и педагогики высшей школы;
— работу с кадрами и ресурсному обеспечению (оценка потребности в кадрах на сегодняшний день и перспективу, подбор и расстановка кадров, формирование кадрового резерва, повышение квалификации и профессиональная переподготовка профессорско-преподавательского состава и др.) как важнейшего условия качественного осуществления функций кафедры по профессиональной подготовке будущих выпускников.
Современные исследования показывают, что качество решения стоящих перед кафедрой задач по осуществлению профессиональной подготовки обучающихся в высшей школе зависит от целого ряда условий [3; 5; 6]. Анализ работ позволил выделить следующие из них:
— наличие научно обоснованной стратегии развития кафедры (О.А. Воскрекасенко, В.М. Гончар, В.В. Полукаров, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, С.В. Сергеева и др.);
— степень сплочённости педагогического коллектива, характер сложившегося в нём социально-психологического климата (М.С. Бойко, В.Н. Ильичева, И.Е. Метлицкий, О.А. Наумич, Д.А. Соколов, А.А. Шевченко и др.);
— профессиональная компетентность за- ведующего кафедрой как руководителя структурного подразделения (Т.Н. Иванова, И.Н. Мельникова, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, О.Н. Широков и др.);
— преемственность поколений на кафедре, изучение, сохранение и преумножение кафедральных традиций (О.А. Воскрекасенко, С.В. Сергеева, В.В. Полукаров и др.) и др.
Заключение
В целом кафедра, являясь первичным звеном в образовательной системе вуза, является одним из важнейших факторов, определяющих качество осуществляемой в высшей школе профессиональной подготовки студентов. Каждое из традиционно сложившихся в высшей школе направлений деятельности кафедры прямо или опосредованно оказывает влияние на формирование как собственно профессиональных, так и универсальных компетенций обучающихся, определяя их дальнейшую конкурентоспособность на рынке труда.
Библиографическая ссылка
Воскрекасенко О.А., Сергеева С.В. КАФЕДРА КАК УЧЕБНО-НАУЧНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ВУЗА И ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 10.
– С. 125-129;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38865 (дата обращения: 23.09.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)