«Приемы руководства сюжетно-ролевыми
играми со стороны педагога для детей старшего дошкольного возраста».
Детство –
один из лучших периодов человеческой жизни.
«Детство –
это игра, игра – это детство».
Игра
реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей,
систему отношений, существующую в этом мире. На свете очень много игр. Сегодня
мы хотели бы более подробно остановиться на сюжетно- ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
В чем же ее особенность? Ей присущи основные черты игры: эмоциональная
насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его
мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Сюжетно-ролевая игра имеет очень большое значение в развитии
ребенка.
—
расширяет и углубляет знания детей об окружающем мире;
—
развивает психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение);
—
формирует социальное поведение;
—
расширяет словарный запас , речь;
—
развивает эмоциональную сферу;
—
развивает коммуникативные способности детей;
—
формирует нравственные качества.
Сюжетно-ролевую
игру можно разделить на игры с бытовыми сюжетами, на производственные и
общественные темы, игры на героико-патриотические темы.
С приходом в нашу жизнь ФГОС дошкольного образования предполагает
учитывать половые различия, национальные особенности, индивидуальный и
дифференцированный подход к ребенку при организации сюжетно-ролевой игры.
В структуре сюжетно-ролевой игры должны существовать: сюжет,
ролевое поведение, роль, игровое действие, воображаемая ситуация.
Основной
особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой
ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными
связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и
отношений, которыми связаны участники событий. В сюжете дети используют два
вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто».
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок
принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем
сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре
от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается
воображаемое, игровое значение.
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что
ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие
определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре,
поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая
позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Для того чтобы
игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно
организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском
коллективе.
Термин
«руководство игрой»- обозначает совокупность методов и приемов, направленных на
организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство
сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог
влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует
овладению детьми ролевым поведением.
При
руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр,
углубление их содержания);
• использование игры в целях воспитания у детей разных видов
деятельности.
Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять
самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
При руководстве игрой в старшем дошкольном
возрасте используются следующие приемы:
Приемы прямого
руководства:
— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или
второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца,
коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).
Приемы косвенного
руководства:
— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности
(наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских
телепередач, беседы).
— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых
полей.
Выделим условия успешного руководства игрой:
1. Умение наблюдать за детьми, понимать их
игровые замыслы.
Это непросто: ребенок не всегда может, а
иногда и не хочет делиться со взрослым своими намерениями.
2. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с
ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без
обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.
3. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к
творческой выдумке, созданному ребенком образу.
Таким образом, к пяти — шести годам дети умеют
самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать
условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения.
Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.
Перед
каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный
коллектив, научить детей играть.
В среднюю группу к нам пришли дети уже посещающие детский сад, и нашей задачей
было продолжать развивать уже имеющиеся у детей навыки совместной игры. Наши
наблюдения помогли нам наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Были
поставлены следующие задачи: содействовать объединению детей в игре; тактично
руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила,
воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
В
моей группе условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени
в режиме дня, создать игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы —
заместители, бросовый материал, который используется детьми во время игр.
С
помощью родителей оборудовали игровую среду.
Однако
для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым
материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей
действительности, которые дети отражают в своей игре.
Для это надо обогащать содержание детской игры, использовать различные методы
и приёмы такие как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий,
чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых,
использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические
беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы,
разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации
замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования
и др.
Дети
активно взаимодействуют в игре, объединяются в подгруппы. Игровые интересы
устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же
сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети стали играть более уверенно,
самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в
игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают
на себя. Наша роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям
чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры,
которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно
подстраиваются.
Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой
основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить
выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е.
приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Игра — это тот чудесный мир, который позволяет
нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям
громоздкие формы нашего существования.
В первой части статьи мы остановились на шаге 8 (Напомню, звучал он как “Формализация и дизайн”). Давайте с него и начнем: разделим этот шаг на несколько и распишем, что же происходит дальше, когда канва игровой идеи и список референсов у вас уже имеется.
Подчеркну, что в разных командах и в работе над разными играми (мобилки, ААА, браузерные платформеры, VR и т.п.) эти пункты могут отличаться. Сказывается как особенности платформы, для которой пишется игрушка, так и специфика жанра и аудитории. Могут появляться дополнительные шаги, что-то поменяется местами или вовсе будет пропущено. Поэтому не воспринимайте это как 100% руководство к действию, скорее как совет при ответе на вопрос “А что делать дальше?”. Надеюсь, многим из вас это действительно будет полезно=)
Итак, давайте попробуем сформулировать названия следующих шагов. Пусть они звучат как:
8. Доработка пути пользователя по игре
9. Разработка документации
10. Дизайн и иллюстрации
11. Создание прототипа
12. Плей-тесты
13. Доработка контента
14. Логирование/ настройка аналитики
15. Публикация и запуск
16. Сбор данных, анализ, доработки, update и так по кругу в погоне за совершенством
В крупных компаниях эти этапы обычно проводят параллельно, так как ими занимаются разные отделы и разные специалисты. Но если ваша команда небольшая или вы делаете игру в одиночку, можете идти по заданному мной порядку или поменять какие-то пункты местами на свое усмотрение. Создание игры — это всё же творческий процесс, поэтому четкое следование правилам иногда может слишком ограничивать или даже мешать. Так что вместо того, чтобы следовать, можете смело задавать свои=)
А мы продолжим и разберем, что же происходит на каждом из шагов.
8. Доработка пути пользователя по игре
Если у вас был ивент-шторминг, можете пропустить данный этап. Скорее всего вы уже и так знаете, что должно быть в вашей игре и как с ней будет взаимодействовать пользователь. Если же нет — этот шаг поможет вам в будущем при разработке документации, дизайне и создании прототипа. Здесь мы составляем пошаговую схему взаимодействия с продуктом, начиная от самого первого клика. При этом желательно не просто описать действия будущего игрока и каждый из экранов/событий, но также представить себе те чувства и эмоции, которые игрок будет испытывать.
Для понятности приведу фрагмент простой схемы (в реальности она будет намного больше и должна охватывать все экраны, все события игры и действия игрока)
Когда схема пути пользователя будет готова, можете перенести ее (или ссылку на нее) в диздок, чтобы все было собрано в одном месте.
9. Разработка документации
Самый кропотливый этап работы, требующий огромных творческих усилий. Создаем дизайн-документ игры, план разработки (план нужен для порядка и чтобы ничего не потерять в процессе, формат свободный), ТЗ для арт-команды, ТЗ для озвучки и прочие штуки, необходимые для работы. В небольших проектах часто ограничиваются диздоком, а при хаотичной разработке в жестких временных рамках забывают и про него (кстати, в парочке продуктов, над которыми я работала, этап с документацией пропустили, все делали по устной договоренности и тоже весьма неплохо получилось, но в крупных играх рекомендую все же ее вести, иначе и сами запутаетесь, и, в случае смены команды, пересказывание новым участникам основ займет кучу времени).
В дизайн-документ собираем все материалы, все ссылки, важные для продукта. Там же расписываем кор-механики и мету, задаем нарратив (подробно об этом можно почитать на Манжетах гейм-дизайнера. Там же можно найти отличные статьи о том, как собирать диздок и писать грамотное ТЗ.)
Примечание: Для некоторых механик можно нарисовать блок-схему или написать простецкий код на любом языке, чтобы проверить, будет ли ваша идея вообще работать. Например, если у вас есть генерация врагов по какому-то придуманному вами принципу, проще написать короткую программу и запустить ее, чем прикидывать на пальцах.
10. Дизайн и иллюстрации
Если диздок пишется, то дизайн “рисуется”))) Вот и вся разница. Берем наш диздок и прорабатываем все, что в нем было схематично изображено или написано текстом. Все окна меню, все игровые сущности, локации, интерфейсы и т.п. Рисуем уровни на грейбоксах, продумываем арт и общий стиль иллюстраций.
11. Создание прототипа
Прототип — это минимальная игровая единица, где все работает, есть иллюстрации и может даже звук. Его можно дать поиграть другим или попробовать пройти самому.
Ваш прототип может быть собран на движке, как и будущая игра, а может это кликабельный прототип в Figma (есть и другие простые инструменты для этого) или вовсе собственноручно написанное приложение. Все зависит только от ваших возможностей, умений и желания. Лично я работала со всеми перечисленными видами прототипов. Даже с браузерным, написанном на php и html+css с подключенными js-скриптами (простите за тавтологию).
Неплохая статья о разработке прототипов (чел делится своим первым опытом и рассказывает о том, какие ошибки совершал), если вы вообще не представляете, что это за зверь.
Вместе с созданием прототипа вам понадобится рассчитывать баланс, чтобы игра не получилась слишком сложной или скучной. Удобнее всего вести для этого балансные таблицы.
Подробно почитать про то, какой бывает баланс, как его считать и на что он влияет, можно здесь.
12. Плей-тесты
Плей-тесты — это этап, на котором вы даете поиграть в свой прототип другим людям, смотрите, что они делают, какие эмоции испытывают, что хотели бы сделать, но в игре это не предусмотрено, а также проверяете все свои гипотезы и отвечаете на вопросы, которыми задавались с самого начала работы над игрой.
Для удобства можете придерживаться этого плана при подготовке и проведении тестов:
-
Формирование гипотез и вопросов (Сформулируйте все свои предположения относительно самой игры и опыта игрока в ней, составьте список вопросов, по которым будете идти в ходе теста и после него).
-
Тестирование игры незаинтересованными людьми (если нет возможности загрузить куда-то прототип и дать поиграть в него незнакомцам — покажите игру друзьям или родственникам, не имеющим отношения к ее разработке. В ходе теста дайте им возможность пройти игру как они хотят, без подсказок. Фиксируйте свои наблюдения, записывайте, куда хотелось нажать или пойти, что сделать. Подмечайте то, что вы упустили и что можно было сделать лучше).
-
Вопросы после теста (Опросите игравших по составленному ранее списку. Старайтесь избегать простых вопросов, на которые можно ответить только да и нет. Уточняйте, что именно понравилось/не понравилось, что можно было бы добавить/что лишнее, что было сложно и так далее).
-
Проанализируйте получившиеся результаты и сделайте выводы (Взгляните на гипотезы, которые формулировали вначале. Удалось ли вам их проверить? Запишите, какие выводы вы сделали в ходе тестов и поделитесь ими с командой).
Чтобы тесты дали как можно более объективные результаты, пусть каждый из участников команды проведет их со своими знакомыми, а затем вы поделитесь друг с другом какими-то интересными выводами и забавными случаями (обычно когда игру проходит кто-то знакомый, забавных казусов бывает достаточно, так что поделиться будет чем=))
13. Доработка контента
Тут все должно быть понятно. Берете результаты плей-тестов, а также в целом все, что у вас было по плану (диздоку и ТЗ) и собираете воедино. Дорабатываете игру до того состаяния, чтобы ее не стыдно было показывать широкой аудитории. Наполняете ее красивыми иллюстрациями, анимациями, озвучкой, добавляете VFX, SFX, какие-то доп. функции и фичи. Все, что считаете нужным.
Возможно после доработки вы сочтете необходимым провести еще пару тестов среди знакомых, прежде, чем показывать свое детище миру. Это остается на ваше усмотрение.
14. Логирование/ настройка аналитики
В зависимости от выбранной вами платформы и площадки, это можно сделать и после публикации, но продумать о том, какие данные вы хотите собирать и зачем, лучше заранее. Для удобства составьте таблицу, где пропишите, что именно и как вы хотите собирать и анализировать. В будущем аналитика поможет вам провести количественные исследования и подскажет, в какую сторону должен развиваться продукт.
Большинство современных площадок дают почти неограниченные возможности аналитики, однако за их подключение скорее всего придется доплатить. Изучите заранее все условия, функции и ограничения (некоторые плюшки сейчас могут быть недоступны для РФ и придется заморочиться, чтобы обойти все запреты).
Если игровая аналитика для вас темный лес, рекомендую прочитать книгу Василия Сабирова “Игра в цифры. Как аналитика позволяет видеоиграм жить лучше” и пару тематических статей.
15. Публикация и запуск
Вот он! Тот самый момент вашего триумфа! Все готово к тому, чтобы завеса тайны приоткрылась и вселенная узрела ваш шедевр! Тут есть еще этап проверки и модерации, но не вижу смысла его расписывать. Добавлю только, что, если игра не проходит по каким-то причинам с первого раза, не страшно. Вы всегда можете уточнить, что именно с ней не так, исправить ошибки и пробовать снова до победного.
16. Сбор данных, анализ, доработки, update и так по кругу в погоне за совершенством
Если вы “болеете” и живете своим продуктом, своей получившейся игрой, этот этап скорее всего превратится для вас в вечный цикл. Ведь, как известно, нет предела совершенству! Поэтому теперь, когда игра выпущена и в нее постепенно начинают играть люди (вероятно, чтобы играло больше людей, вы будете участвовать в акциях платформы или магазина, запускать рекламы и иным образом привлекать внимание к своей игре), вам предстоит бесконечно следить за этим процессом, заглядывать в аналитику, делать выводы из тех данных, что вы соберете, всячески обновлять игру, запускать ивенты, выдумывать новые фичи и снова и снова улучшать свое творение.
Искренне желаю удачи в этом непростом деле! Помните, истинное стремление к цели стирает все преграды на пути! Не сдавайтесь, пробуйте и у вас обязательно все получится=)
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Итак, у вас отличная новая игра, все проверено и готово к выходу в свет, и последнее, что осталось добавить — это набор инструкций, которые помогут другим научиться в нее играть. Расписать совершенно новую игру для поклонников игр — это непросто, и важно помнить, что ваша аудитория не имеет ни малейшего понятия, как устроена ваша игра, и если вы будете объяснять новые предметы, не объяснив прежде основных, с игрой будет сложно разобраться.
-
1
Подробно и доступно укажите и объясните все предметы в игре. Очень важно, чтобы игроки понимали, что означают карты, рисунки, отряды, и пр., с которыми они сталкиваются, прежде чем вы сможете научить их, как с ними взаимодействовать. Начните с самого простого отдельного предмета, и постройте от него взаимодействия по отношению к другим предметам. Это немаловажная деталь.
-
2
Объясните идею или цель игры. Как игрок побеждает? Как игрок проигрывает? Убедитесь в том, что никакие новые элементы игры здесь не представлены, все они должны быть описаны на первом этапе.
-
3
Приведите примеры. Если у вашей игры пошаговая структура или иная форма очередности, приведите пример совершения хода. Этот пример, по возможности, должен охватывать большинство, если не все из доступных сценариев и взаимодействий между игровыми элементами. Возможно, понадобиться добавить больше одного хода, чтобы охватить все взаимодействия.
-
4
Укажите любые специальные сценарии, которые, в противном случае, могли бы запутать игрока. Этот шаг может быть либо очень быстрым и легким, либо составлять значительную часть ваших объяснений, в зависимости от того, как составлена ваша игра. Этот шаг действительно личный выбор; если вы подозреваете, что определенный аспект игры может быть не совсем понятным, не спешите, постарайтесь четко объяснить результат этого сценария.
-
5
Добавьте здесь особенности. Если есть альтернативные способы, как можно играть в вашу игру, перечислите их здесь. Если в вашей игре присутствуют предметы, которые не используются специально в основной игре, объясните их здесь. Все предметы, которые вы не описали ранее, нужно представить в конце инструкции.
Реклама
Советы
- Если вам трудно истолковать свою игру на бумаге, тогда ее будет еще труднее понять. Если у вас с этим возникнут сложности, вам следует серьезно рассмотреть вопрос об упрощении игры.
- Начните с наиболее привычных аспектов игры и отталкивайтесь от иностранных концепций привычного аспекта.
Реклама
Что вам понадобится
- Бумага
- Ручка или карандаш
Об этой статье
Эту страницу просматривали 10 230 раз.
Была ли эта статья полезной?
Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.
Игра-ведущий вид деятельности, так как вызывает качественные изменения в психике ребенка. Дети играют, потому что развиваются, а развиваются, потому что играют. Для возникновения игры необходимы следующие условия:
-наличие впечатлений от окружающего мира;
— наличие игрового материала, возобновляющего яркие жизненные впечатления и стимулирующего возникновение игры;
-общение с взрослыми, в ходе которого игровые ситуации занимают значительное место, формируют у детей навыки положительного общественного поведения.
В дошкольной педагогике существуют различные подходы к руководству детской игрой. Одним из перспективных направлений является методика комплексного руководства игрой. Разработкой данного направления занимались ученые Е. В. Зворыгина, Н. Ф. Комарова, Н. Т Гринявичене, А. Д. Саар под научным руководством С. Л. Новоселовой.
Как показала практика, внедрение этой методики позволяет к концу дошкольного возраста сформировать полноценную самодеятельную творческую игру, что является важным условием подготовки детей к школе и переходу их к следующей ведущей деятельности — учебной.
Содержание работы организуется в соответствии с возрастом воспитанников
Группа раннего возраста — приобщение детей к разным играм:
2-я младшая группа — обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры
Средняя группа — освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).
Старшая группа — обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)
Подготовительная группа — формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм — фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.
Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим содержанием компонента, которые одинаково важны в процессе формирования игры. Их можно представить следующим образом:
-обогащение знаний детей, расширение представлений об окружающем;
-обогащение игрового опыта;
-создание развивающей предметной среды;
— активизирующее общение взрослых с детьми.
Обогащение знаний детей («во что» играть). Ребнок играет не с игрушкой, а со сложившимся у него образом мира. Можно завалить ребнка игрушками определнной тематики, но если он смутно представляет себе, что это такое, что здесь может происходить, — игры не возникнет (это было показано ещ в исследованиях Д. Б. Эльконина). Если же ребнок увлечн чем-то, он будет играть даже при полном отсутствии игрушек: нужные предметы и персонажей легко заменят камушки, палочки и т. д. Необходимо обогащать представления детей о самых разных областях действительности (от земли до космоса). Причм эти знания должны иметь не столько «энцеклопедический» характер, сколько практический, действенный, это должно быть «живое» знание. Обогащать знания детей и о социальных взаимоотношениях в разных областях действительности. Информация должна быть эмоционально значимой для ребнка, вызывать желание поучаствовать в сходной ситуации, применить на себя тот или иной образ, прожить то или иное событие.
Обогащение игрового опыта детей («как» играть). Обычно передача и обогащение игрового опыта происходят естественным путм – от старших детей к младшим через включение в общие игры. В современных условиях задачу обогащения игрового опыта должен взять на себя педагог. Педагог должен играть вместе с детьми (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова) (выступал партнром ребнка, более опытным, знающим, а не «учителем» в школьном смысле этого слова) В обогащении игрового опыта нуждаются как младшие, так и старшие дошкольники (совместные игры педагога со старшими детьми, т. к. их игры примитивны, структурно и содержательно обеднены, не развиты).Обогащение игрового опыта не должно подменять собой самодеятельную детскую игру (у ребнка должна быть возможность поиграть самостоятельно
Создание развивающей предметной среды. Игровая предметная среда должна соответствовать возрастным особенностям детей и следующим требованиям: — Проблемность (ребнок, действуя в такой среде, обнаруживает и практически решает комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности); — Обобщнность (нейтральность по отношению к смысловому полю игры, функциональная универсальность) — Сомасштабность элементов игровой среды между собой, позволяющая сочетать е элементы в любых комбинациях; — Трансформируемость игровой среды в соответствии с меняющимися игровыми задачами.
Активизирующее общение взрослого с детьми. Оно необходимо каждый раз, как только самодеятельная детская игра начинает «стопориться». Помочь продолжить сюжетную линию, предложить неожиданный новый сюжетный поворот можно как во время игры, так и вне е. Младшие дети охотно принимают новую интересную проблемную ситуацию, которую им предложит взрослый. Вмешиваться в игру старших либо не следует, либо делать это надо крайне деликатно, входя в игру так, чтобы не разрушить е. Чаще всего проблемы у детей бывают с началом игры. Педагог может помочь организовать игру, начав сюжетное действие, а потом незаметно выйти из не, когда дети перехватили инициативу
Основные требования к игровой среде
Младший возраст. Динамические игрушки, игрушки-орудия (каталки, сачки, палки и т. д., разнообразные дидактические игрушки, направленные на формирование сенсорных эталонов, обобщённые по образу сюжетных игрушек и разнообразной атрибутики, сомасштабной этой игрушке (фигурки людей, животных, соответствующая мебель, посуда и т. д). Особое значение имеет введение предметов-заместителей, (бруски, бросовый, а в среднем возрасте поделочный материал (принцип полифункциональности); показать как с ними играть).игрушка служит побудителем игры, в зоне доступности все игрушки,
Средняя группа. Более разнообразные по тематике образные игрушки. Многообразные игрушки для перевоплощения (шапочки, фартуки, платки, халаты и т. д.). Обязательно иметь не детализированные костюмы, а их элементы, которые позволяют именно почувствовать себя в образе. С этого же возраста необходимо менять игровые уголки на варианты обобщённой предметно-игровой среды. (это может быть модульная среда, а также средства оформления игрового пространства: ткани, ширмы, укромные уголки (принцип полифункциональности и трансформируемости). Исследования 80-х г. (Н. -Э. Т. Гринявичене) показали, что строгое зонирование приводит к типизации игры, игра ритуализируется, замыкается в рамки заданной взрослым регламентации. Модульная среда максимально эффективна при наличии сюжетных игрушек.
Старший дошкольный возраст. Остаётся максимально обобщённой. Принимают участие в создании предметно-игровой среды самостоятельно, создают фигурки героев своей игры, целые города жителей. В дело идёт весь бросовый материал (лоскуты. Фантики, пробки и т. д. создают квартиры в коробке для маленьких кукол. Игрушки сделанные руками детей-самодельные должны широко использоваться в игре. А не только стоять на выставке. Умение создать игрушку самому — это умение создать орудие совей деятельности, это умение организовать собственную деятельность в соответствии со своими потребностями.
Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием. Исходя из этого принципа ученые выделяют 3 группы методов
Первая группа методов — обогащение детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни- наблюдения; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенныетемы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.
Вторая группа– это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности- непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли ;оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов; поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий,проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.
Третья группа методов — обучение детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек.
Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др., из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.
Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы-заместители (кирпичик вместо мыла и т. д. ,чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.
Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.
Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры.
Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.
Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных переживаний, внимательно следить за реакцией детей, пытаться направить их коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности.
Старший дошкольный возраст.
Приемы прямого руководства.
— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .
Приемы косвенного руководства.
— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)
— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,
— включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,
— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность
— спланировать ход игры, последовательность действий
— распределить роли, согласовать замысел,
— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,
— наблюдение за игрой детей,
— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)
— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,
— создать игровую ситуацию,
— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Воспитанники моей группы-дети шестого года жизни.
Основная задача руководства играми старших детей – развитие у них самостоятельности и самоорганизации: формирования умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета (обычно, в игре соединяется несколько сюжетов, подготовить игровую обстановку.
Продолжается и работа по расширению знаний. Предлагаются новые темы
Дети старшего возраста не испытывают особых трудностей при сговоре, при распределении ролей, т. к. объединяются на основе общих интересов, личных симпатий, возникают устойчивые игровые группировки. Но часто дети лидеры, дети – «звезды» берут на себя все время главные роли, намечают содержание игры, не прислушиваясь к другим, «оценивают» правильность исполнения роли. Часто в игре одни все время командуют, другие подчиняются. Перед игрой необходима воспитательная работа по формированию положительных взаимоотношений детей группы, подчеркивать индивидуальность, способности каждого ребенка. В игре вводить новые роли, поощрять новые замыслы разных детей, хвалить ха выдумку, удачное выполнение ролей. Воспитатель может, при необходимости, участвовать в сговоре, помочь детям разрешить конфликт. Участвуя в сговоре, воспитатель может направить внимание на подбор основного оборудования, предложить новую роль и обсудить ее, подсказать сюжетные линии, приучает к элементарному планированию, к самостоятельной организации игровой обстановки.
Мои дети играют в игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле,игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
Ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.
Для этого использую косвенное руководство игрой через
• наблюдения;
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• занятия (особенно речевые)
• рассмотрение иллюстраций;
• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;
• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками);
• игры (конструктивные, дидактические, подвижные);
• изобразительная деятельность;
• игры-имитации;
• мнимые «телефонные разговоры»;
• придумывание историй для планирования игры, например,«Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай»;
• «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например,«Как мама убирает. Что делает сначала, что потом»).
А так же внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры. Это используется для того, чтобы вызвать интерес к новой теме игры. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей.
Прямое руководство (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др) дают мне возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т. д. Основное условие их использования — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.
Заключение
На ход игры в старшем возрасте большое внимание оказывает сформированность детского коллектива, положительная оценка воспитателем отношений между детьми, дружба, а так же взаимооценка детей друг другом, так как в этом возрасте на первом плане в игре выступают отношения.
Похвала очень сильный стимул в детском возрасте, поэтому любые проявления инициативы по включению в игру новой сюжетной линии является хорошим подходом в стимулировании игры.
Надо сказать о том, что вся деятельность современного педагога в руководстве различными играми должна сводиться к тому, чтобы воспитать в детях творческую инициативу, организаторские способности, воспитывать чувство уверенности в своих силах, коллективизм, дружелюбие, отзывчивость и другие нравственные качества.
-
Руководство процессом игры
Игру следует
начинать организованно и без задержек
по условному сигналу (команда, свисток,
хлопок, взмах флажком, последнее слово
речетатива и т.д.). Рекомендуется подавать
различные сигналы, заранее сообщив о
нем детям и убедившись, что все игроки
поняли содержание игры и заняли
соответствующие места.
Руководитель с
самого начала игры внимательно следит
за ее ходом и за поведением отдельных
игроков, направляя их действия для
правильного развития игры. Кроме этого
в руководство игрой входит: исправлять
ошибки, добиваться сознательной
дисциплины, страховать наиболее сложные
действия в игре, добиваться проявления
положительных эмоций и исключить
проявление отрицательных.
Судейство.
Каждая
игра требует объективного беспристрастного
судейства. Руководитель игры является
и судьей. Задачи судьи:
-
внимательно
следить за соблюдением правил игры и
привлекать к ответственности нарушителей; -
не допускать
грубую игру, результатом которой
является ухудшение техники игры,
нетоварищеские поступки, чрезмерный
азарт; -
судья может
пользоваться мерами поощрения за
качество выполнения (назначение
дополнительных очков, предоставление
некоторых преимуществ, выделение лучших
игроков на роль капитана, судьи-помощника
и т.д.); -
судья должен
отчетливо и своевременно подавать
сигнал, корректно делать замечания и
не вступать в споры с играющими.
К судейству
рекомендуется привлекать поочередно
всех занимающихся. Это содействует
воспитанию организаторов игры.
Дозирование
нагрузки в игре.
Ответственной задачей для преподавателя
является определение правильной
дозировки в игре. Под воздействием
сильного эмоционального возбуждения
играющие легко переоценивают свои силы,
не дают себе отчета в действительной
степени наступившего утомления. Поэтому
преподаватель не может полагаться на
самочувствие игроков. Он должен учесть
возрастные особенности занимающихся,
их подготовленность и состояние здоровья,
размер площадки, вес и объем инвентаря,
температуру воздуха, число играющих и
многое другое.
Для решения этой
задачи можно использовать следующие
приемы:
— изменить
продолжительность и количество
повторений;
— увеличить или
уменьшить размеры площадки;
— усложнить или
упростить правила игры;
— использовать
инвентарь большего или меньшего веса
и размера;
— изменить количество
играющих и водящих.
Окончание игры.
Очень важно заканчивать игру своевременно
и организованно. Окончание игры чаще
всего зависит от ее содержания (согласно
правилам или в связи с окончанием
установленного времени). В продолжительных
играх руководитель сам определяет
окончание игры по первым признакам
утомления (неточность выполнения,
нарушение правил, рассеянное внимание,
снижение интереса). Руководитель должен
предупредить об окончании игры: «играем
еще один раз», «играем до смены водящего»,
«играем последнюю минуту».
-
Подведение итогов игры
По окончании игры
руководитель должен, построив игроков
в исходное положение, объявить ее
результаты. Для этого он создает спокойную
обстановку, если нужно, собирает сведения
у помощников и счетчиков очков и громко
объявляет результаты. Ни в коем случае
нельзя допускать пререканий игроков с
судьей. Решение судьи обязательно для
всех. Объявлять результаты игры надо
лаконично, никому не делая скидок, чтобы
приучать детей к правильной оценке
своих действий и поступков.
После объявлении
результатов необходимо разобрать игру,
указав на ошибки, допущенные участниками
в технических приемах и тактике.
Необходимо отмечать играющих, которые
соблюдали правила игры и проявляли
творческую инициативу. При разборе
лучше усваиваются правила, уточняются
детали игры, улаживаются конфликты.
Разбор помогает руководителю уяснить,
насколько усвоена игра, что игравшим
понравилось и над чем надо работать в
дальнейшем.
Критерии оценки
умений и навыков играющих:
5 – точное соблюдение
правил игры, целесообразное применение
различных двигательных действий,
согласованные действия в команде,
достижение высоких результатов в игре,
проявление творческой двигательной
активности;
4 – небольшие
отклонения от целесообразного
использования двигательных действий,
пассивность во взаимодействиях играющих,
нарушение второстепенных правил игры;
3 – нецелесообразное
применение двигательных действий,
которые нарушают, искажают ход игры или
не соответствуют требованиям этики
игры, несогласованность взаимодействий
играющих: преимущественно игра на себя,
незнание или нарушение основных правил.
Вопросы для
самоконтроля:
-
Задачи руководителя
и этапы подготовки к игре. -
Требования к
конспекту игры. -
Способы выделения
водящих. -
Способы разделения
на команды. -
Судейство и
дозировка в игре. -
Подведение итогов
игры.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #