Руководство наблюдениями в детском саду

Доклад
на тему: Методика руководства наблюдениями дошкольников разного возраста

подготовила
воспитатель

Молгачёва
Ю.А.

Методика
руководства наблюдениями дошкольников разного возраста.

Младшие группы. Продумывая организацию
и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности
психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно,
что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше
первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом
возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно
следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых
представлений довольно ограничен.

В связи с этим в начале наблюдения
основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту.
Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы. Затем организуется
рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают
действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному
поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем
обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки.
Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.

Большое значение при этом имеют
приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные
признаки Например, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им
предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она.
Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает
детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как
котенок, и т. д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе
можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и
предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на
картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия
одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются
друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д.

Важно, чтобы во время наблюдения дети
вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к
животным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает
возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять
свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.

 В конце наблюдения, чтобы усилить
эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями,
целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой
наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

 Наблюдения за животными и растениями
в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со
всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень
хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью,
например: «Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее» или «Посмотрим, не надо ли
обтереть листья у фикуса».

 Средняя группа. Воспитанники средней
группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе.
Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях.
Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети
не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у
нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать
задачу наблюдения, поставленную воспитателем. Во время наблюдения дети
вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают
объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может
составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

Возросшие возможности восприятия
пятилетних детей позволяют усложнить содержание наблюдения. Ребят учат
рассматривать не только животных, но и растения, причем могут предложить как
один, так и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок
(или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для
индивидуального рассматривания. Это так называемое наблюдение с использованием
раздаточного материала. Начиная со средней группы организуется длительное
наблюдение за развитием и ростом животных, растений.

Объем представлений, которые
формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется.
Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и
животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них.
Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются,
чем питаются, где обитают. Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые
связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным
формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к
окружающей среде.

Наблюдение в средней группе
начинается с постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко
совпадает с практической деятельностью, например: «Будем рассматривать кролика
и научимся за ним ухаживать», «Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее». В ходе
наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему
сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных
проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения.

Особое внимание следует уделить
формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью
педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же
вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные
и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех
предложенных воспитателем и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам
различия и сходства.

 В средней группе начинают
использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком
котенка, воспитатель просит малыша вспомнить, какого цвета котенок живет у них
дома, что он любит есть, как играет и т. д. Этот прием способствует
возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми
впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных.

В ходе наблюдения в средней группе
рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с
содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им
стихи и прочитать их сверстникам.

Воспитанники средней группы начинают
осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе
наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия:
покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.

У детей необходимо сформировать
отчетливое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах
ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, следует с
помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Вопросы нужно
сформулировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению
полученных знаний. Например: «Расскажите, как будем ухаживать за кроликом» или
«А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?» Результатом наблюдения
может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в
рисунке, уход за ним в уголке природы.

В средней группе более широко, нежели
в младшей, проводятся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно
организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена
перед посадкой. В середине года начинают организовывать наблюдения за
растениями с познавательной целью (на занятиях). Примером такого занятия может
быть «Рассматривание и сравнение бегонии и алоэ».

Старшая группа. В старшем дошкольном
возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную
взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности:
игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка
задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью,
возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.

Наблюдение становится все более
планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала
рассмотрим, какой кролик, потом что и как он ест, как передвигается») и
действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более
расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники
вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы
«признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для
наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в
системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к
окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.

В старшей группе воспитатель знакомит
детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с
теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить
с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание,
сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем
важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между
внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются 
наблюдения и с использованием раздаточного материала.

Формирование у детей старшего
дошкольного возраста более  сложных знаний требует от воспитателя и усложнения
методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается ,(м с
постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем
рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем
воспитатель задает детям разнообразные и. вопросы. Некоторые совсем несложные,
например когда ребенок ,,. должен узнать и различить внешние признаки объекта:
кто это? Какие части тела есть у птиц? И т. д. Более сложные вопросы заставляют
ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили снегирей? — или
сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается
попугай от снегиря? Что общего у всех птиц? Широко используются поисковые
вопросы, направленные на установление связей  и отношений:  почему у попугая
клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай?
Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?

Воспитанникам старшей группы
предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов
наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает
детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту
и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к
самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют
в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т.д.).

Подготовительная к школе группа.
Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни —
стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть
существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение
становится более самостоятельным.

Задачей воспитателя является
формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение
детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе,
воспитание самостоятельности.

Организуя наблюдение с детьми этого
возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и
обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные
признаки. На основе выделения этих существенных, общих   признаков  у  детей  
формируются   элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое»,
«зима», «лето» и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие
закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между
условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Так же как и в старшей группе,
наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Но
теперь в ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующее от
детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения.
Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое
задание: «Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила
у нас раньше?» Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений,
предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой.
Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным)
признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных
понятий.

Воспитатель стремится к тому, чтобы
обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью
обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе
наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к
осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко
используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по
уходу за растениями и животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям
загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это
способствует расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических
методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают
детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается
наблюдение обобщением.

Статья

«Наблюдение — ведущий метод экологического  воспитания дошкольников»

Воспитатель Пархоменко Н.Ю.

        Наблюдение   это     специально     организованное воспитателем, целенаправленное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей, задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является  основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представление, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений, а для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами. Наблюдение — позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, в сезонных изменениях в природе. В процессе наблюдения необходимо установить целое явление по отдельным признакам. Например: определить по цвету зрелый или незрелый плод, узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу какое животное прошло и т.д. Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми (в 3-6 человек), так и со всей группой. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а так же от задач, стоящих перед воспитателем. На занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми организуется по подгруппам или фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами.

В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым, фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Подготовка к наблюдению.

Воспитатель определяет место наблюдения в системе работы по экологическому воспитанию детей. Задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и доступным для восприятия. Важно, чтобы растения и животное были в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему. Воспитателю следует подготовить необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т.д.). Необходимо продумать и организацию детей: как их разместить, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было подойти к нему и действовать с ним, покормить, поиграть. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины. Наблюдение за животными как кролик, черепаха, следует на пол из ленолиума постелить коврик, чтобы животное передвигалось без труда. Пространство нужно огородить.

Общие требования к организации наблюдения.

Каждый вид наблюдения требует руководства со стороны воспитателя. Общие требования для проведения всех видов наблюдения:

  1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно, задача должна иметь познавательный характер.
  2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представление об объектах природы формируется у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Наблюдение должно давать детям новые знания.
  3. В   организации   наблюдений   следует   предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.
  4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой  активности у  детей.  Активизация  умственной деятельности достигается  приемами:  постановка задачи
    наблюдения, использование исследовательских действий, привлечение детского опыта, проговаривание результатов
    наблюдения, сравнение одного объекта с другим.
  5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе.
  6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться, систематизироваться.
    Такими способами могут рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном предмете.

        Методика проведения наблюдений.

        1. Распознающее наблюдение.

Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведение самого наблюдения и закрепления, полученных детьми представлений. Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем от требований программы детского сада. Педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате наблюдений. Нужно продумать, как обеспечить спокойную обстановку во время наблюдения, где поставить клетку с птицей, аквариум, чтобы детям было хорошо видно. Приемы, вызывающие интерес, разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитатель может предложить детям помыть аквариум, перед тем как им кролика, почистить овощи для него. Интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывание загадок о нем. Проводя наблюдение, воспитатель учитывает 3 основных этапа.

На 1 этапе необходимо, чтобы дети получили общее представление об объекте. Детям дается время для его осмотра.

На 2 этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растении и т.д., устанавливает необходимые связи. Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Используются трудовые действия, игровые приемы, стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту. Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности). Воспитатель приучает детей вести наблюдение планомерно.

На 3 этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Формируется система знаний, умений и навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

2. Наблюдение с использованием раздаточного материала.

В группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет во время наблюдения, часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок получает для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т.д. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Проводя такие занятия, воспитатель должен учитывать требование охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.

З. Длительное наблюдение.

Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой природой. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. Наблюдение развивается на систему эпизодических наблюдений. Оно проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко. Воспитатель побуждает детей рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно. Запомнить происходящие с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Проводится заключительное наблюдение. Организовано в виде рассказов детей: «Как у нас выросли бобы», или «Что происходило с деревьями в разные сезоны».

Руководство наблюдениями в разных возрастных группах: младшие группы.

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети не умеют держать поставленную цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. В связи с этим основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Использовать сюрпризные игровые приемы: неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересовать с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком), обращает внимание детей, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Задает детям вопросы, побуждая назвать действия.

Приемы обследования объектов помогают выделить их признаки. Какая у котенка шерстка, им предлагают погладить ее и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подражание движением, звукам. Предлагает детям сложить ладони и подвигать ими как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растение и предлагает сравнить их. Можно сравнить живой объект с изображением на картинке. Задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши видят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения. «Какого цвета перышки у воробья, и какого у голубя?».

С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать поисковые действия. Во время кормления щенка предложить разный корм: мясо, рыбу, овощи — и после наблюдения спросить, что щенок больше любит есть. В конце наблюдения целесообразно спеть им песенку, прочитать стих, связанные с темой наблюдения, поиграть в игру, где действует соответствующий персонаж.

Наблюдение за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять, как со всей группой, так и с подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдение связывают с игрой, ИЗО «Посмотрим елочку, а потом нарисуем её».

Использованная литература:

  1. Иванова А.И., Михайленко В.Я. Сезонные наблюдения в детском саду. Сфера: 2010. 134с.
  2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие. Сфера: 2009
  3. Иванова А.И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
    Сфера: 2010. с. 240

Наблюдения  за  комнатными  растениями.

( бегония  крапчатая)

Ноябрь.

Задачи. Учить  детей узнавать растение  по характерным особенностям (стебель гладкий, листья зелёные в  крапинку). Побуждать к исследовательским действиям (потрогать, погладить); развивать умение отвечать на вопросы; расширять словарный  запас; воспитывать интерес к комнатным растениям.

Февраль

Задачи. Уточнить характерные  признаки бегонии крапчатой; обучать  сравнению двух комнатных растений (бегония, фикус) с  выделением  общих  и  отличительных признаков;

развивать исследовательские  умения; воспитывать любовь к комнатным  растениям.

 Март.

Задачи. Закреплять  знания  детей  о  растениях; Формировать  элементарные  представления  об  уходе  за  комнатными  растениями; упражнять  детей в  умении  описывать  растения;  воспитывать  бережное  отношение  к  растениям.

Апрель.

Задачи. Закреплять  знания  детей  о комнатных  растениях (бегония  крапчатая); развивать умение  поливать растение  из  лейки, опрыскивать; побуждать детей  использовать  в  речи  слова  глаголы ухаживать, поливать, опрыскивать, протирать; поддерживать интерес  детей к  комнатным  растениям  и  желание  ухаживать  за  ними;

Май.

Задачи. Учить  детей  сравнивать одинаковые растения (бегония  крапчатая); находить сходство и отличие (высота, величина листьев, цветение); активизировать  словарь за  счёт слов, обозначающих  признаки  растений; воспитывать  желание  ухаживать  за  комнатными  растениями.

ВСТРЕЧА  С БАБУШКОЙ ФЕДОРОЙ

(конспект занятия по экологии в группе общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет)

Программное содержание:

  1. Учить детей сравнивать растения, находить сходство и различия в их внешних признаках.
  2. Закрепить знания детей о комнатном растении – «Бегония».
  3. Развивать желание ухаживать за комнатными растениями.
  4. Воспитывать любовь к растениям, умение общаться с природой, как с живым организмом.

     Оборудование и механизмы:

     Комнатные растения, картинки с комнатными растениями, фартуки, лейки, палочки для рыхления, карточки – символы (что необходимо для роста комнатного растения), корзинка, веревка, медальки на ленточках.

    Предварительная работа:

    Наблюдение за развитием и ростом комнатного  растения в уголке природы, труд в уголке природы, Найди комнатное растение по описанию.

   Словарная работа:

   Почва, забота

   Виды детской деятельности:

   Трудовая, музыкальная,  исследовательско — поисковая.

Содержание занятия

Встреча с бабушкой Федорой

         В группу к детям приходит бабушка Федора. Здоровается с детьми и говорит им о том, что ей подарили красивые картинки, и что на них она не знает. Бабушка Федора просит помочь ей.

         Воспитатель предлагает детям помочь бабушке Федоре.

Дидактическая игра «Назовите растение»

  — какая картинка вам больше всего нравится?

  — почему?

  — а вы видели такие растения у нас в группе?

  — а на улице?

  — а тогда как называются они, одним словом?

  — найдите в нашем уголке природы такие же растения, как на картинках

  — назовите растения с прямым стеблем, без стебля.

  — как нужно ухаживать за комнатными растениями?

Бабушка Федора хвалит детей за то, что они так много знают о растениях.

 Игра «Букет»

 Дети встают в круг.  «Вы – это цветочки. Красивый у нас получился букет!»

 «Утро просыпается –

         Цветочки распускаются!

         (Показываем руками)

         — Ах, как пахнут цветы!

         (Вдыхаем воздух через нос)

          Прилетели на запах пчелки

         Зажужжали : ж-ж-ж-ж-ж

         Посидели на цветочках и улетели.

         Прилетели красивые бабочки

         Полетали – полетали вокруг цветочков и улетели.

         Подул легкий ветерок: ш-ш-ш-ш

         Цветочки наклонились в одну сторону, потом в другую.

         Ветерок  подул сильнее, цветочки закачались,

Закружились: у-у-у

         Ветерок стал затихать, и цветочки успокоились,

       «Прыг!» — и в корзинку.

 А теперь придумайте хорошие слова о цветочках.

         (красивые, большие, маленькие, красные, желтые, белые, красные, яркие, прекрасные, очаровательные).

 Дети садятся на стульчики.  Бабушка Федора:

 «Молодцы, ребятки! Хорошо вы играете. А теперь расскажите, что вы знаете о комнатном растении – бегония?

Дети рассказывают:

 «Крапчатая бегония – это комнатное растение. Стебель у него прямой, листья – большие, в крапинку, цветы – розовые».

         Бабушка Федора: «А это комнатное растение похоже на другое?»

         Да! У него также есть корень, стебель, листья и цветы.

         Дидактическая игра «Кому что нужно?».

  (Детям необходимо назвать, что нужно для роста и развития растений).

http://bookcube.ru/uploads/taginator/Sep-2013/sxemy-modeli-po-teme-uxod-za-rasteniyami.jpg

          Воспитатель: Правильно, ребята! Из лейки водичкой мы поливаем растение. Без солнечного тепла и света растения не растут. Растениям нужна почва, воздух и обязательно ваша забота, нежность и любовь. А теперь давайте посмотрим внимательно, всё ли у нас в уголке природы в порядке? Может быть, какое-то растение нужно полить или землю подрыхлить, или листочки вытереть влажной тряпочкой. (Дети трудятся в уголке природы)

         Подведение итога занятия.

Методика руководства наблюдениям детей младшего дошкольного возраста

Продумывая
организацию и руководство наблюдениями
детей, педагогу необходимо учитывать
особенности психических процессов,
уровень познавательной деятельности
малышей.

Известно, что
внимание их привлекают яркие и подвижные
объекты, поэтому лучше первые наблюдения
организовывать за животными, а не за
растениями. В этом возрасте еще не умеют
держать поставленную перед ними цель,
точно следовать предложенному плану и
подводить итог наблюдения. Объем
формируемых представлений тоже должен
быть довольно ограниченным.

В связи с этим на
первом этапе

в начале наблюдения основной задачей
педагога является привлечение внимания
детей к объекту. Для этого можно
использовать разнообразные игровые
сюрпризные приемы:

— неожиданно
принести в группу кролика

— сказать, что
пригласила в группу кролика

— можно заинтересовать
с помощью персонажей кукольного театра,
забавных игрушек.

Ставя задачу
наблюдения очень хорошо связать с
последующей игрой, изобразительной
деятельностью, трудом.

Например, «Посмотрим
елочку, а потом нарисуем ее».

На втором
этапе

организуется рассматривание объекта.

  • Учитывая, что,
    прежде всего внимание детей привлекают
    действия
    животного,

    педагог различными приемами побуждает
    его к активному поведению: кормит,
    играет

  • Обращает внимание
    детей на то, как

    ест животное, как смотрит, какие издает
    звуки и т.д. и побуждает детей назвать
    то или иное действие.

  • Используются
    приемы
    обследования
    ,
    которые помогают выделить сенсорные
    признаки.

Например, для того
чтобы дошкольники знаки, какая у котенка
шерстка, им предлагается осторожно ее
погладить и определить пушистая или
гладкая она

  • Используются
    подражательные
    движения, звуки

Например, помяукать
как котенок, сложить ладошки и подвигать
как рыбка хвостиком

  • используется
    сравнение. Во второй половине года
    можно использовать прием сравнения.
    Педагог подбирает 2 животных или растений
    и предлагает сравнить их. Можно сравнивать
    живой объект с изображением на картине.
    Основной задачей сравнения является
    установление признаков отличия одного
    объекта от другого. Малыши увидят, что
    объекты природы отличаются друг от
    друга по величине, цвету, характеру
    движений и т, д. Ставятся вопросы,
    направляющие внимание детей на
    сравниваемые признаки.

Например, «Посмотрите
на голубя и воробья: кто из них больше?»
или «Какого цвета перышки у воробья и
какого – у голубя?»

  • с 3-летнего возраста
    можно включать в наблюдение отдельные
    поисковые
    действия

Например, во время
кормления предложить щенку разный корм:
мясо, рыбу, овощи и после наблюдения
спросить детей, что щенок больше всего
любит.

  • Важно, чтобы во
    время наблюдения дети вели себя свободно,
    естественно, чтобы они могли проявлять
    свое отношение к животным и растениям.
    Многое здесь зависит от педагога. Когда
    педагог дает возможность всем детям
    активно действовать, свободно
    высказываться, проявлять свои чувства,
    малыши получают большую радость от
    общения с природой.

На третьем
этапе
в
конце наблюдения, чтобы усилить
эмоциональные впечатления детей от
общения с животным или растением,
целесообразно спеть им песенку, прочитать
стихотворение, связанные с темой
наблюдения или поиграть в такую игру,
где действует соответствующий персонаж.

в) психологические
особенности наблюдений и методика
организации их с детьми среднего
дошкольного возраста (5 лет)

1. Дети осознают
цель наблюдения, сформулированную
педагогом как познавательную и выполняют
ее.

2. В процессе
наблюдения они обращают внимание на
жизненные проявления объектов, подмечают
разницу в характере движений

Например, наблюдая
рыбок: «А почему маленькие так быстро
плавают»; наблюдая попугайчиков: «У
синенького-то какие маленькие глазки»

3. Дети более
подробно характеризуют части внешнего
строения наблюдаемого предмета по
величине, форме, цвету.

Например: «У дружной
семейки зеленые листья, гладкие, большие.
Есть немного и маленькие»

  1. В соответствии с
    целью наблюдения дети выделяют главное,
    характерное как для каждого отдельного
    предмета, так и для группы предметов

  2. Наблюдения в этом
    возрасте более устойчиво, они
    придерживаются того плана, который им
    предлагает педагог, хотя иногда и
    отступают от него под влиянием таких
    причин, как новизна предмета.

  3. Наблюдения носят
    ярко выраженный осмысленный характер.
    Дети не только стремятся понять то, что
    они наблюдают, но у них появляется
    стремление самостоятельно объяснить
    причину тех или иных действий, причину
    изменений, происходящих с объектом.

Например: «Маленькая
рыбка быстро плавает, потому что она
легонькая».

  1. Дети критически
    относятся к высказываниям других детей,
    которые они слышат в процессе наблюдения.
    У них более обширный запас слов. Умение
    более связно рассказывать о виденном
    позволяет детям более осмысленно
    высказывать свои суждения по поводу
    наблюдаемого.

Например: у клетки
с попугайчиками:

«Клювают!» — «Клюют,
а не клювают»;

«А этот жирный» —
«Нет, он просто надулся»

  1. Знания, полученные
    в процессе наблюдения дети используют
    в новой обстановке, в новых условиях
    при наблюдении аналогичных предметов
    природы.

  2. Знания более
    точные, могут рассказать по просьбе.

Например: «Наши
рыбки плавают в аквариуме. У них есть
голова впереди, глазки, рот, хвостик,
плавники. Они кушают корм, червяков. Мы
им воду меняем в аквариуме.

  1. Могут самостоятельно
    наблюдать, обращая при этом внимание
    не только на сам предмет, но и на условия
    его существования

Например: «Почему
нет земли и ракушек»

«А вы поливаете
этот цветок»

  1. Проявляется
    самостоятельность в использовании
    приема сравнения. Сравнение идет сначала
    по линии отличительных признаков, затем
    сходства.

Например, «Листья
у примулы, как у свеклы».

12. Наблюдения у
детей эмоционально окрашены, но во время
специально организованного наблюдения
дети сдержанно выражают свои чувства.
Это объясняется особенностями возраста.
Они уже умеют до некоторой степени
управлять своими чувствами. В иной
обстановке, когда дети не ограничены
рамками специального занятия, эмоциональные
отношения к объекту у них проявляются
ярче.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Организация дня

Организация наблюдения в младших группах ДОУ

10.01.2018723.1k

Дети рассматривают цветы

Наблюдение является неотъемлемой частью развития и становления личности ребёнка, оно должно быть грамотно организовано воспитателем, чтобы достичь наилучших результатов. Конечной целью этого мероприятия должно быть формирование чёткого представления у дошкольника характеристик предметов окружающей его среды, причин возникновения тех или иных природных явлений, способности объяснить строение или структуру простейших бытовых процессов. В процессе организованного наблюдения в ДОУ у детей развиваются коммуникационные и социальные навыки, улучшается память, концентрация внимания, формируется положительно эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей.

Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ

Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.

В дошкольном возрасте у ребёнка отчётливо выражена потребность знать всё, а наблюдение призвано удовлетворить её.

Две девочки нюхают цветы

В ходе наблюдения дети познают окружающий мир во всём его многообразии

Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:

  • привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание;
  • выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов);
  • подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения;
  • установление признаков отличия одного объекта от другого;
  • формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.

Классификация наблюдений

Наблюдение можно организовывать в различных формах:

  • По месту проведения:
    • на участке;
    • в групповой комнате;
    • в лесу, поле и т. д.
  • По количеству детей:
    • индивидуальные (1–4 человека);
    • групповые (5–10 детей);
    • коллективные (вся группа).
  • По причине проведения:
    • случайные;
    • запланированные;
    • как ответ на вопрос ребёнка.
  • По характеру включения в педагогический процесс:
    • эпизодические;
    • систематические.
  • По продолжительности:
    • кратковременные (от 5 до 15 минут);
    • длительные (свыше 15 минут).
  • По характеру наблюдения за одним и тем же объектом:
    • однократные;
    • многократные, или циклические.
  • По месту в цикле:
    • первичные;
    • вторичные;
    • заключительные, или итоговые.
  • По характеру объектов:
    • наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения);
    • наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).

Возрастные особенности младших дошкольников

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет. Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями.

Мальчик и девочка рассматривают божью коровку

Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты

Педагогу следует помнить, что в 3 года детям ещё не рекомендуется наблюдать за небом, так как у них не сформировано окончательно чувство равновесия. Также необходимо соблюдать меры безопасности, потому что ребёнок может по неосторожности попробовать дотронуться до ядовитого растения или будет слишком «активно» наблюдать за ветками деревьев.

В целом у детей 2–3 лет в организации наблюдения есть свои особенности, ведь некоторые в этом возрасте почти не разговаривают либо говорят очень мало. В таком случае нужно использовать облегчённые варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. Также при наблюдении можно использовать приём договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Например, при наблюдении за птицами можно предложить детям договорить последнее слово в стихотворной строке:

Птичка… (птичка),
Вот тебе… (водичка)!
Вот тебе… (крошки)
На моей… (ладошке)!

Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.

Организация наблюдений в первой младшей группе детского сада

Наблюдения можно проводить со всеми малышами вместе, с отдельными подгруппами либо индивидуально. У одних воспитатель развивает внимание, у других стимулирует интерес к живой природе. Детям полезно запоминать форму, свойства отдельных объектов окружающей их среды. Для описания объектов наблюдения используйте фразы, состоящие из хорошо известных ребёнку слов.

Четверо детей наблюдают за черепахой

Наблюдение можно проводить с небольшими подгруппами детей, чтобы у каждого воспитанника была возможность детально познакомиться с объектом

Таблица: картотека наблюдений в первой младшей группе

Тема Цели Ход наблюдения
Наблюдение за собакой
  • Узнать больше о таком домашнем животном, как собака;
  • привить желание заботиться о собаках;
  • формировать знания о привычках собак.
Собака — друг человека. У неё есть туловище, голова, лапки, хвост. Она верна своему хозяину и всегда остерегает его от врагов. Она может исполнять команды, кушает косточки, бегает за мячом.
Спросить, у кого из детей есть такое домашнее животное, как они за ним ухаживают.
Наблюдение за птицами
  • Узнать повадки птиц, понаблюдать за их поведением;
  • развить желание подкармливать птиц в холодные времена.
Перед началом прогулки взять немного хлебных крошек. Попробовать покормить птиц, проследить реакцию пернатых на движения ребёнка. Если малыш резко дёргает рукой, птица пугается и улетает.
Наблюдение за кошкой
  • Узнать больше о таком животном, как кошка;
  • узнать больше о её повадках, привычках.
Обратить внимание на внешний вид кошки, на то, какая она мягкая и пушистая. Также стоит заметить, что при резких движениях она убегает, так как боится человека, а при плавных — приближается к нему.
Наблюдение за птицами
  • Сравнить таких птиц, как голубь и воробей;
  • чётко выявить их сходства и различия.
Обратить внимание на то, что:

  • воробей маленький, а голубь большой,
  • воробей прыгает, а голубь бегает,
  • воробей коричневый, а голубь серый,
  • воробей пугается людей, а голубь к ним привык.
Наблюдение за синицей
  • Закрепить знания о внешнем виде и повадках синиц;
  • развить желание подкармливать их в холодное время года.
Перед прогулкой взять семечки, сало. Объяснить детям, что эти птицы очень нуждаются в корме, они любят семечки, сало, для них вешают кормушки зимой.
Наблюдение за трудом дворника Понять задачи работы дворника. Заметить, что именно убирает дворник: мусор, листву, засохшие ветки. Чем он это делает: граблями, метлой с совком или корзиной для мусора.
Наблюдение за ветром Понять, какое воздействие оказывает ветер на окружающую среду. Заметить, что при порыве ветра шевелятся листочки, качаются ветки деревьев, крутится вертушка. С земли все лёгкие предметы поднимаются и улетают.
Наблюдение за водой Пронаблюдать за свойствами воды. Переливать воду из одного сосуда в другой. Заметить, что при попадании капель на одежду остаётся пятно, которое позже высыхает. Вода может быть тёплой, холодной.
Наблюдение за листьями осенью Запомнить все цвета, в которые могут окрашиваться листья. Выйти на прогулку осенью и собрать зелёные, жёлтые и красные листья. Объяснить, как меняется цвет листьев в течение этого времени года.
Наблюдение за снегом Понять свойства снега, понаблюдать за его реакцией на различные внешние раздражители. Выйти на прогулку в зимнее время года, попробовать словить снежинку, заметить, что она сразу тает на тёплой ладони, попытаться рассмотреть её с близкого расстояния, подуть на неё, попробовать словить в перчатке.

Пример конспекта «Наблюдение за снегом»

Конспект наблюдения позволяет сформулировать основные тезисы организации наблюдения.

Цели:

  • Вызвать у детей радость от наблюдения за снегом.
  • Уточнить их представления о снеге, рассказать о его особенностях, свойствах.
  • Активизировать детей за счёт словесной реакции.
  • Вызвать у них чувство вдохновения, развить воображение.
  • Воспитывать чувство прекрасного, наслаждение творением природы.

Материалы:

  • снег,
  • грабли,
  • варежки,
  • санки,
  • лыжи,
  • лопатки.

Дети в группе садятся в круг. Воспитатель проводит мини-викторину:

  • Что падает с неба такое белое? (Снежинки).
  • Что будет, если много-много снежинок соберётся в большую кучу? (Сугроб).
  • Что мы можем сделать из снега? (Снеговика, снежки).
  • Что будет, если снежинка упадёт на ладошку? (Она растает).
  • Какой снег на ощупь? (Пушистый, мягкий, холодный!)

В.: Молодцы! А теперь пойдём на улицу и посмотрим на снег сами.

Дети наблюдают за изменением состояния снега при воздействии на него:

  • лепят,
  • мнут,
  • топчат,
  • дуют,
  • копают лопаткой,
  • ловят голыми руками и варежкой.

Физминутка «Метель». Дети кружатся, изображая движение снежинок. Если воспитатель говорит «метель» — дети бегают, «тишина» — замирают.

Далее малыши рисуют увиденное, изображают снег в различных его состояниях: метель, сугроб, снеговик, снежки.

Временной план наблюдений

Временной план позволяет грамотно распределить виды деятельности детей. Непосредственно наблюдение в младшей группе занимает от 3 до 10 минут.

Тема «Снег»

  1. Викторина о снеге в помещении — 5 минут. Обсуждение свойств снега (пушистый, мягкий, холодный), его реакции на внешние раздражители.
  2. Игровая деятельность — 4 минуты.
    • Игра «Метель» (задача: научить детей бегать и замирать по сигналу).
    • Игра «Снежки» (задача: слепить снежок и попасть им в мишень).
  3. Индивидуальная работа — 5 минут. Продолжить работу на свежем воздухе, предложив каждому ребёнку слепить своего снеговика.
  4. Деятельность в группе — 4 минуты. В помещении предложить детям нарисовать то, что они наблюдали на улице: снежинки, снеговика, метель, сугробы, снежки.

Тема «Осень»

Ребёнок подбрасывает опавшие листья

Осень для малышей является увлекательным временем года

Осень — незабываемое время года для детей, поэтому нужно сфокусировать их внимание на изменениях в природе.

  1. Викторина про осень в помещении — 5 минут. Обсуждение отличительных черт осени (улетают птицы, холодает, часто идёт дождик).
  2. Игровая деятельность — 4 минуты.
    • Игра «Каштаны» (задача: собрать как можно больше каштанов на земле).
    • Игра «Листочки» (задача: научить детей быстро двигаться, имитируя движение опадающих листов, и реагировать на сигнал воспитателей). Дети бегают по площадке, имитируя движение опадающих листов. Если воспитатель говорит «тишина!», дети замирают, «листопад» — кружатся.
  3. Индивидуальная работа — 5 минут. Продолжить работу на свежем воздухе, каждый ребёнок собирает свой букет из опавших листьев.
  4. Деятельность в группе — 4 минуты. В помещении предложить детям нарисовать то, что они наблюдали на улице: разноцветные листья, деревья с почти опавшей листвой, улетающих птиц, хмурое небо.

Две девочки обнимаются на фоне опавшей листвы

В процессе совместной деятельности малыши приобретают новых друзей

Видео: игры с водой в первой младшей группе

Организация наблюдений во второй младшей группе ДОУ

Дети в возрасте от 3 до 4 лет отличаются от предыдущей группы в первую очередь тем, что они проявляют гораздо больше желания общаться и познавать окружающий мир. Они стремятся больше общаться со сверстниками, а не с воспитателем. С детьми им проще играть, рисовать, лепить, у них быстрее развивается речь. В этот период начинают сильно проявляться отличия между детьми в физическом и интеллектуальном развитии, поэтому особенно важно найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Дети стоят вокруг клетки с волнистым попугаем

Наблюдение за птицами воспитывает у детей заботливое отношение к пернатым

Воспитателю следует учитывать, что дети, которые не ходили в первую младшую группу, часто болеют и тяжелее адаптируются к условиям ДОУ.

Таблица: картотека наблюдений во второй младшей группе

Тема Цели Ход наблюдения
Наблюдение за деревьями
  • Разобраться в отличительных особенностях определённых видов деревьев,
  • запомнить основные составляющие дерева.
Прогуляться с детьми по парку и показать различия между берёзой, дубом, рябиной, ясенем, клёном и т. д. Рассказать, где находится ствол, корни, крона, ветви, листья, на каких из этих деревьев могут жить белки.
Наблюдение за муравьями
  • Узнать, зачем существуют муравьи, какую пользу приносят,
  • развить экологическое мировоззрение детей.
Рассказать, что такое муравейник, как трудятся муравьи, переносят вместе веточки, как им сложно строить свой муравейник и поэтому его нельзя разрушать. Сравнить поток муравьёв с людьми на улице.
Наблюдение за облаками
  • Развить у детей воображение, любознательность,
  • расширить кругозор.
Наблюдать за облаками, как они быстро двигаются при резком ветре и стоят на месте в безветренный день. К каждому облаку придумать ассоциации животных, сказочных персонажей.
Наблюдение за разгрузкой машины с продуктами
  • Познакомить детей с работой грузчика,
  • расширить их словарный запас.
Понаблюдать за отгрузкой продуктов, рассказать в каких коробках яйца, в каких молоко, хлеб. Рассказать, что коробки тяжёлые, грузчикам нелегко их носить. Но эти продукты свежие и из них готовят еду для детей.
Наблюдение за проезжей частью Закрепить знания о проезжей части, о мерах безопасности при нахождении рядом с ней. Находясь вблизи дороги, отметить большое разнообразие машин, назначение легковых и грузовых машин, рассказать как важен светофор, а также что при гололёде машиной водителю сложно управлять.
Наблюдение за ранней весной Отметить наиболее важные особенности ранней весны. Заметить, что появилось солнце, возвращаются птицы, тает снег, капают сосульки, виднеется первая трава, дует сильный ветер.
Экскурсия в лес
  • Объяснить, что в лесу есть насекомые, животные, птицы, растения и деревья, которые нужны друг другу;
  • объяснить важность сохранения разнообразия флоры и фауны леса.
Прогуляться по лесу, отметить разнообразие живой природы, рассказать, что там растут грибы, ягоды, которые можно собирать. Попытаться донести о красоте и уникальности леса. Послушать пение птиц.
Наблюдение за набуханием почек на деревьях Закрепить знания о живой природе. Ранней весной подойти к дереву, потрогать аккуратно почки, объяснить, что из них потом появятся листья. Рассказать, что если почек нет и ветка сухая, то её нужно осторожно отломать.
Экскурсия в магазин
  • Рассказать про труд продавца;
  • узнать, на какие отделы делится магазин.
Вывести детей в ближайший магазин, понаблюдать за работой продавца, поводить по магазину, показать, чем отличается молочный отдел от овощного и т. д.
Наблюдение за солнцем Расширить кругозор детей, развить их представления о явлениях, связанных с солнцем. Пронаблюдать радугу, объяснить почему она появляется, показать солнечных зайчиков, объяснить откуда они берутся, дать попробовать детям поймать их.

Пример конспекта «Наблюдение за проезжей частью»

Цели:

  • Сформировать чёткое представление у детей о том, насколько оживлённая трасса в час пик.
  • Познакомить воспитанников с разнообразием машин.
  • Закрепить знания о том, как переходить дорогу по пешеходному переходу.
  • Познакомить с фликерами, как они работают и зачем нужны.
  • Дать представление о том, как сложно вести машину водителю и почему его не нужно отвлекать.

Воспитатель проводит викторину с воспитанниками:

  • Дети, на какой свет мы можем переходить дорогу? (На зелёный).
  • А на какой мы ни в коем случае не должны этого делать? (На красный).
  • Что везёт большая грузовая машина? (Продукты, мебель и т. д.).
  • Что поможет увидеть вас водителю в темное время суток? (Фликеры).
  • Как называются машины, в которых едет очень много людей? (Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутка и т. д.).
  • Почему нельзя отвлекать водителя от дороги? (Потому что машина едет на большой скорости).

Дети рисуют в тетради

Важно, чтобы после наблюдения у детей была возможность нарисовать увиденное

Воспитатель рисует машины и рассказывает, где находится руль, педали, сиденья, ремни безопасности, двигатель, дети наблюдают.

Физминутка. Если воспитатель говорит «красный», дети сидят, «жёлтый» — встают, «зелёный» — ходят туда-обратно, изображая пешеходов.

Временной план наблюдений во второй младшей группе

Во второй младшей группе время, посвящённое непосредственно наблюдению, незначительно увеличивается.

Тема «Экскурсия в лес»

  1. Викторина про лес в помещении — 10 минут. Обсуждение леса как среды обитания флоры и фауны (какие звери, птицы, насекомые там живут, какие растения и деревья растут).
  2. Игровая деятельность — 10 минут.
    • Игра «Лесные обитатели» (задача: научить детей быстро реагировать на сигналы). Когда воспитатель говорит «белочки», дети начинают быстро бегать, «зайчики» — прыгают, «птички» — имитируют полет птиц, «деревья» — замирают на месте.
    • Игра «Листочки» (задача: научить детей различать листья различных деревьев). Воспитатель собирает хвою, каштаны, дубовые листы, тополиный пух и т. д., а дети должны сказать, какому дереву это принадлежит.
  3. Индивидуальная работа — 7 минут. Дети самостоятельно собирают букеты из разнообразных листьев деревьев.
  4. Деятельность в группе — 6 минут. В помещении предложить детям нарисовать то, что они видели на улице: разноцветные листья разных видов, деревья, тропинки, лавочки и т. д.

Тема «Наблюдение за ранней весной»

  1. Викторина про весну в помещении — 10 минут. Обсуждение весны (какие птицы первыми прилетают, какие животные просыпаются из спячки, какие растения первыми показываются из-под снега).
  2. Игровая деятельность — 10 минут.
    • Игра «Весенние чудеса» (задача: научить детей быстро реагировать на сигналы). Когда воспитатель говорит «подснежники», дети начинают быстро приседать и вставать, как подснежники, «медведи» — имитируют походку медведя, «почки» — сворачиваются в клубок и сидят на месте.
    • Игра «Сосульки» (задача: найти самую длинную сосульку на территории детского сада, пока те ещё не растаяли).
  3. Индивидуальная работа — 7 минут. Дети самостоятельно убирают лопатками грязный снег.
  4. Деятельность в группе — 6 минут. В помещении предложить детям нарисовать то, что они видели на улице: проталины, первые почки на кустах, подснежники, капающие сосульки, оставшиеся шапки снега.

Видео: наблюдение за снегом во второй младшей группе

Перспективное планирование наблюдений в младших группах детского сада

Составление перспективного плана на год поможет педагогам ДОУ организовать наблюдения за объектами живой и неживой природы, погодными явлениями с маленькими воспитанниками. План должен учитывать особенности климата и местности проживания детей.

Мальчик дует на снег

При составлении перспективного плана следует учитывать климатические особенности региона

Таблица: перспективный план наблюдений для первой младшей группы

Месяц Объект наблюдения
Сентябрь Наблюдение за песком, изучение его свойств:

  • сыпучий,
  • сухой,
  • при добавлении воды становится твёрдым,
  • легко разносится ветром.
Октябрь Наблюдение за рыбками в аквариуме группы, кормление их.
Ноябрь Наблюдение за водой, изучение её свойств:

  • тёплая,
  • холодная,
  • горячая,
  • если замерзает — превращается в лёд.
Декабрь Наблюдение за снегом, изучение его свойств:

  • холодный,
  • пушистый,
  • мягкий,
  • если мороз — снег рыхлый,
  • теплеет — снег лепится.
Январь Наблюдение за льдом:

  • скользкий,
  • можно аккуратно кататься,
  • может трескаться,
  • если тает — становится водой.
Февраль Наблюдение за мыльными пузырями, научить детей выдувать мыльные пузыри самостоятельно.
Март Наблюдение за весной:

  • тает снег,
  • прилетают птицы,
  • часто светит солнце,
  • дует ветер.
Апрель Наблюдение за насекомыми:

  • мухи,
  • майские жуки,
  • изучение их строения.
Май Наблюдение за одуванчиками, превращение из жёлтого цветка в белый.

Таблица: перспективный план наблюдений для второй младшей группы

Месяц Объект наблюдения
Сентябрь Наблюдение за солнцем и небом:

  • найти стороны горизонта,
  • понаблюдать, что когда светит солнце, люди надевают головные уборы,
  • отметить изменение погоды при наличии или исчезновении облаков,
  • сравнить голубизну неба летом и осенью.
Октябрь Наблюдение за ветром и дождём:

  • сильный, порывистый, лёгкий, холодный ветер;
  • отметить виды дождя: короткий, непрерывный, ливень, мелкий дождь, косой и прямой.
Ноябрь Наблюдение за птицами:

  • нахождение отличий и сходств между голубем,
  • воробьём,
  • вороной,
  • как реагируют на людей, как передвигаются,
  • издаваемые звуки, габариты, окраска.
Декабрь Наблюдение за уборкой снега:

  • снегоуборочная машина, как едет, ею управляет шофер, щётки сметают снег,
  • снег убирает дворник, он лопаткой чистит снег по краю тротуара, отсыпает к бордюру,
  • предложить помочь детям.
Январь
  • Наблюдение за снегопадом:
    • снежинки падают на мех, на шапки, варежки,
    • дети рассматривают снежинки, придумывают ассоциации);
  • за снежками: плохо лепятся при морозе, хорошо при плюсовой температуре;
  • за одеждой прохожих в холодное время года: тёплые ботинки, пуховики, шарфы.
Февраль Наблюдение за детьми старшей группы на другом участке:

  • дети аккуратно катаются с горки,
  • не толкаются,
  • придерживаются очереди.
Март Наблюдение за изменениями в природе:

  • талый снег,
  • текут ручейки,
  • проталины,
  • появляется первая трава,
  • небо периодически становится светлее,
  • увеличивается световой день,
  • люди одеваются не так тепло.
Апрель Наблюдение за деревьями:

  • найти знакомые деревья на участке,
  • заметить их различия, сходства,
  • сильно ли гнутся от ветра,
  • пышная ли крона.
Май Наблюдение за транспортом, который приежает в детский сад: вспомнить скорую, пожарную, милицейскую машину, грузовую, которая привозит продукты, кто их и как разгружает, какие продукты привозит.

Наблюдение за окружающей средой — важный момент развития детей. Прогулки на свежем воздухе закаляют организм, а созерцание различных природных явлений расширяет кругозор. Изучение свойств растений и животных воспитывает у дошкольников бережное и заботливое отношение к окружающему миру, наблюдение за созданными человеком объектами — формирует представления о жизни в обществе. Главное — грамотно проводить наблюдение, реализовывая обучающие, воспитательные и развивающие цели методической работы с детьми.

  • Автор: Елизавета Новицкая
  • Распечатать

Мне 19 лет, студентка:)

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(4 голоса, среднее: 5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Наблюдение является неотъемлемой частью развития и становления личности ребёнка, оно должно быть грамотно организовано воспитателем, чтобы достичь наилучших результатов. Конечной целью этого мероприятия должно быть формирование чёткого представления у дошкольника характеристик предметов окружающей его среды, причин возникновения тех или иных природных явлений, способности объяснить строение или структуру простейших бытовых процессов. В процессе организованного наблюдения в ДОУ у детей развиваются коммуникационные и социальные навыки, улучшается память, концентрация внимания, формируется положительно эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей.

Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.

В дошкольном возрасте у ребёнка отчётливо выражена потребность знать всё, а наблюдение призвано удовлетворить её.

Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:

  • привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание;
  • выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов);
  • подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения;
  • установление признаков отличия одного объекта от другого;
  • формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.

Классификация наблюдений

Наблюдение можно организовывать в различных формах:

  • По месту проведения:
    • на участке;
    • в групповой комнате;
    • в лесу, поле и т. д.
  • По количеству детей:
    • индивидуальные (1–4 человека);
    • групповые (5–10 детей);
    • коллективные (вся группа).
  • По причине проведения:
    • случайные;
    • запланированные;
    • как ответ на вопрос ребёнка.
  • По характеру включения в педагогический процесс:
    • эпизодические;
    • систематические.
  • По продолжительности:
    • кратковременные (от 5 до 15 минут);
    • длительные (свыше 15 минут).
  • По характеру наблюдения за одним и тем же объектом:
    • однократные;
    • многократные, или циклические.
  • По месту в цикле:
    • первичные;
    • вторичные;
    • заключительные, или итоговые.
  • По характеру объектов:
    • наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения);
    • наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).

Возрастные особенности младших дошкольников

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет. Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями.

Педагогу следует помнить, что в 3 года детям ещё не рекомендуется наблюдать за небом, так как у них не сформировано окончательно чувство равновесия. Также необходимо соблюдать меры безопасности, потому что ребёнок может по неосторожности попробовать дотронуться до ядовитого растения или будет слишком «активно» наблюдать за ветками деревьев.

В целом у детей 2–3 лет в организации наблюдения есть свои особенности, ведь некоторые в этом возрасте почти не разговаривают либо говорят очень мало. В таком случае нужно использовать облегчённые варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. Также при наблюдении можно использовать приём договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Например, при наблюдении за птицами можно предложить детям договорить последнее слово в стихотворной строке:

Птичка… (птичка),
Вот тебе… (водичка)!
Вот тебе… (крошки)
На моей… (ладошке)!

Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.

Организация наблюдений в первой младшей группе детского сада

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей младшего дошкольного возраста, мы учитываем возрастные особенности и возможности, уровень познавательной деятельности малышей; в начале года мы только знакомим детей с объектами природы, а со второй половины года начинаем использовать сравнение. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдений, поэтому в начале наблюдения мы привлекаем внимание детей к объекту. Для этого мы используем разнообразные сюрпризные игровые приемы, используем художественное слово (стихи, загадки): например, неожиданно приносим котенка в группу или говорим, что детей пригласили в гости рыбки или птички (если наблюдение проводится на прогулке, так же мы используем в своей работе персонажи кукольного театра, игрушки. Затем мы организуем рассматривание объекта. Если это живой объект, то мы побуждаем его двигаться, а затем обращаем внимание детей на то, как ест, двигается животное, какие издает звуки. Задаем детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие. Детям очень нравятся наблюдения за живыми объектами: за рыбками в аквариуме, за птицами на улице. Мы сравниваем размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т. д. В процессе наблюдения мы четко ставим вопрос, направляя внимание малышей на сравниваемые признаки, например: «Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?» или «Какого цвета перышки у воробья и какого – у голубя?». С трехлетнего возраста мы вводим в наблюдение отдельные поисковые действия: вовремя кормление котенка предлагаем разный корм: молоко, овощи и конфеты. После наблюдения спрашиваем у детей, что больше всего любит есть котенок. Мы учим детей видеть зависимость живых объектов от человека: советуем родителям дома привлекать детей к кормлению домашних животных, в детском саду  зимой насыпаем корм в кормушки на улице и т. д.

 Таким образом, наблюдения способствуют накоплению у детей конкретно – образных представлений, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

В результате дети начинают понимать, что:

— объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

— окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно изменяется.

Поэтому, наблюдая и анализируя, дети свои знания и умения воплощают в практическую деятельность, которая имеет в природе ключевое значение. Как показывает практика индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры.

Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующие наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.

Используемая литература

  1. Аветисян Л. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой// Дошкольное воспитание, 1986 — № 1
  2.    Зенина Т. Экологическое воспитание детей раннего возраста. // Дошкольное воспитание — 2005, №7, с.16
  3.  Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 27-29.
  4.   Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольни ков. [Текст]/ под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г.Саморуковой — СПб., 1998.
  5.  Никитичева О. Наблюдения и игры на прогулке // Дошкольное воспитание — 2010, №1, с.44
  6.  Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]:
  7. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, — М.: 2007
  8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание, — М.: Мозаика-Синтез, 2009

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гопантеновая кислота инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Электросчетчик милур 307 инструкция по эксплуатации
  • Ооо саратовдизельаппарат руководство
  • Урсофальк инструкция по применению детям 8 лет
  • Мидокалм инструкция по применению цена таблетки 150 взрослым от чего