Руководство наблюдения в младшей группе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №69 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей на тему:

«Организация наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста»

Подготовила

Воспитатель

Колмогорцева М.А.

Санкт-Петербург 2016

Организация наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста

Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).

Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, они помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений за природными объектами.

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей младшего дошкольного возраста, мы учитываем возрастные особенности и возможности, уровень познавательной деятельности малышей; в начале года мы только знакомим детей с объектами природы, а со второй половины года начинаем использовать сравнение. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдений, поэтому в начале наблюдения мы привлекаем внимание детей к объекту. Для этого мы используем разнообразные сюрпризные игровые приемы, используем художественное слово (стихи, загадки): например, неожиданно приносим котенка в группу или говорим, что детей пригласили в гости рыбки или птички (если наблюдение проводится на прогулке, так же мы используем в своей работе персонажи кукольного театра, игрушки. Затем мы организуем рассматривание объекта. Если это живой объект, то мы побуждаем его двигаться, а затем обращаем внимание детей на то, как ест, двигается животное, какие издает звуки. Задаем детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие. Детям очень нравятся наблюдения за живыми объектами: за рыбками в аквариуме, за птицами на улице. Мы сравниваем размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т. д. В процессе наблюдения мы четко ставим вопрос, направляя внимание малышей на сравниваемые признаки, например: «Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?» или «Какого цвета перышки у воробья и какого – у голубя?». С трехлетнего возраста мы вводим в наблюдение отдельные поисковые действия: вовремя кормление котенка предлагаем разный корм: молоко, овощи и конфеты. После наблюдения спрашиваем у детей, что больше всего любит есть котенок. Мы учим детей видеть зависимость живых объектов от человека: советуем родителям дома привлекать детей к кормлению домашних животных, в детском саду кормим птиц, меняем воду в поилке, чистим клетку, меняем воду в аквариуме; зимой насыпаем корм в кормушки на улице и т. д.

Методика руководства наблюдениям детей младшего дошкольного возраста

Продумывая
организацию и руководство наблюдениями
детей, педагогу необходимо учитывать
особенности психических процессов,
уровень познавательной деятельности
малышей.

Известно, что
внимание их привлекают яркие и подвижные
объекты, поэтому лучше первые наблюдения
организовывать за животными, а не за
растениями. В этом возрасте еще не умеют
держать поставленную перед ними цель,
точно следовать предложенному плану и
подводить итог наблюдения. Объем
формируемых представлений тоже должен
быть довольно ограниченным.

В связи с этим на
первом этапе

в начале наблюдения основной задачей
педагога является привлечение внимания
детей к объекту. Для этого можно
использовать разнообразные игровые
сюрпризные приемы:

— неожиданно
принести в группу кролика

— сказать, что
пригласила в группу кролика

— можно заинтересовать
с помощью персонажей кукольного театра,
забавных игрушек.

Ставя задачу
наблюдения очень хорошо связать с
последующей игрой, изобразительной
деятельностью, трудом.

Например, «Посмотрим
елочку, а потом нарисуем ее».

На втором
этапе

организуется рассматривание объекта.

  • Учитывая, что,
    прежде всего внимание детей привлекают
    действия
    животного,

    педагог различными приемами побуждает
    его к активному поведению: кормит,
    играет

  • Обращает внимание
    детей на то, как

    ест животное, как смотрит, какие издает
    звуки и т.д. и побуждает детей назвать
    то или иное действие.

  • Используются
    приемы
    обследования
    ,
    которые помогают выделить сенсорные
    признаки.

Например, для того
чтобы дошкольники знаки, какая у котенка
шерстка, им предлагается осторожно ее
погладить и определить пушистая или
гладкая она

  • Используются
    подражательные
    движения, звуки

Например, помяукать
как котенок, сложить ладошки и подвигать
как рыбка хвостиком

  • используется
    сравнение. Во второй половине года
    можно использовать прием сравнения.
    Педагог подбирает 2 животных или растений
    и предлагает сравнить их. Можно сравнивать
    живой объект с изображением на картине.
    Основной задачей сравнения является
    установление признаков отличия одного
    объекта от другого. Малыши увидят, что
    объекты природы отличаются друг от
    друга по величине, цвету, характеру
    движений и т, д. Ставятся вопросы,
    направляющие внимание детей на
    сравниваемые признаки.

Например, «Посмотрите
на голубя и воробья: кто из них больше?»
или «Какого цвета перышки у воробья и
какого – у голубя?»

  • с 3-летнего возраста
    можно включать в наблюдение отдельные
    поисковые
    действия

Например, во время
кормления предложить щенку разный корм:
мясо, рыбу, овощи и после наблюдения
спросить детей, что щенок больше всего
любит.

  • Важно, чтобы во
    время наблюдения дети вели себя свободно,
    естественно, чтобы они могли проявлять
    свое отношение к животным и растениям.
    Многое здесь зависит от педагога. Когда
    педагог дает возможность всем детям
    активно действовать, свободно
    высказываться, проявлять свои чувства,
    малыши получают большую радость от
    общения с природой.

На третьем
этапе
в
конце наблюдения, чтобы усилить
эмоциональные впечатления детей от
общения с животным или растением,
целесообразно спеть им песенку, прочитать
стихотворение, связанные с темой
наблюдения или поиграть в такую игру,
где действует соответствующий персонаж.

в) психологические
особенности наблюдений и методика
организации их с детьми среднего
дошкольного возраста (5 лет)

1. Дети осознают
цель наблюдения, сформулированную
педагогом как познавательную и выполняют
ее.

2. В процессе
наблюдения они обращают внимание на
жизненные проявления объектов, подмечают
разницу в характере движений

Например, наблюдая
рыбок: «А почему маленькие так быстро
плавают»; наблюдая попугайчиков: «У
синенького-то какие маленькие глазки»

3. Дети более
подробно характеризуют части внешнего
строения наблюдаемого предмета по
величине, форме, цвету.

Например: «У дружной
семейки зеленые листья, гладкие, большие.
Есть немного и маленькие»

  1. В соответствии с
    целью наблюдения дети выделяют главное,
    характерное как для каждого отдельного
    предмета, так и для группы предметов

  2. Наблюдения в этом
    возрасте более устойчиво, они
    придерживаются того плана, который им
    предлагает педагог, хотя иногда и
    отступают от него под влиянием таких
    причин, как новизна предмета.

  3. Наблюдения носят
    ярко выраженный осмысленный характер.
    Дети не только стремятся понять то, что
    они наблюдают, но у них появляется
    стремление самостоятельно объяснить
    причину тех или иных действий, причину
    изменений, происходящих с объектом.

Например: «Маленькая
рыбка быстро плавает, потому что она
легонькая».

  1. Дети критически
    относятся к высказываниям других детей,
    которые они слышат в процессе наблюдения.
    У них более обширный запас слов. Умение
    более связно рассказывать о виденном
    позволяет детям более осмысленно
    высказывать свои суждения по поводу
    наблюдаемого.

Например: у клетки
с попугайчиками:

«Клювают!» — «Клюют,
а не клювают»;

«А этот жирный» —
«Нет, он просто надулся»

  1. Знания, полученные
    в процессе наблюдения дети используют
    в новой обстановке, в новых условиях
    при наблюдении аналогичных предметов
    природы.

  2. Знания более
    точные, могут рассказать по просьбе.

Например: «Наши
рыбки плавают в аквариуме. У них есть
голова впереди, глазки, рот, хвостик,
плавники. Они кушают корм, червяков. Мы
им воду меняем в аквариуме.

  1. Могут самостоятельно
    наблюдать, обращая при этом внимание
    не только на сам предмет, но и на условия
    его существования

Например: «Почему
нет земли и ракушек»

«А вы поливаете
этот цветок»

  1. Проявляется
    самостоятельность в использовании
    приема сравнения. Сравнение идет сначала
    по линии отличительных признаков, затем
    сходства.

Например, «Листья
у примулы, как у свеклы».

12. Наблюдения у
детей эмоционально окрашены, но во время
специально организованного наблюдения
дети сдержанно выражают свои чувства.
Это объясняется особенностями возраста.
Они уже умеют до некоторой степени
управлять своими чувствами. В иной
обстановке, когда дети не ограничены
рамками специального занятия, эмоциональные
отношения к объекту у них проявляются
ярче.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Доклад
на тему: Методика руководства наблюдениями дошкольников разного возраста

подготовила
воспитатель

Молгачёва
Ю.А.

Методика
руководства наблюдениями дошкольников разного возраста.

Младшие группы. Продумывая организацию
и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности
психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно,
что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше
первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом
возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно
следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых
представлений довольно ограничен.

В связи с этим в начале наблюдения
основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту.
Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы. Затем организуется
рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают
действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному
поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем
обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки.
Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.

Большое значение при этом имеют
приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные
признаки Например, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им
предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она.
Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает
детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как
котенок, и т. д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе
можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и
предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на
картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия
одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются
друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д.

Важно, чтобы во время наблюдения дети
вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к
животным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает
возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять
свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.

 В конце наблюдения, чтобы усилить
эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями,
целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой
наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

 Наблюдения за животными и растениями
в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со
всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень
хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью,
например: «Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее» или «Посмотрим, не надо ли
обтереть листья у фикуса».

 Средняя группа. Воспитанники средней
группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе.
Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях.
Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети
не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у
нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать
задачу наблюдения, поставленную воспитателем. Во время наблюдения дети
вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают
объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может
составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

Возросшие возможности восприятия
пятилетних детей позволяют усложнить содержание наблюдения. Ребят учат
рассматривать не только животных, но и растения, причем могут предложить как
один, так и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок
(или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для
индивидуального рассматривания. Это так называемое наблюдение с использованием
раздаточного материала. Начиная со средней группы организуется длительное
наблюдение за развитием и ростом животных, растений.

Объем представлений, которые
формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется.
Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и
животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них.
Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются,
чем питаются, где обитают. Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые
связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным
формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к
окружающей среде.

Наблюдение в средней группе
начинается с постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко
совпадает с практической деятельностью, например: «Будем рассматривать кролика
и научимся за ним ухаживать», «Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее». В ходе
наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему
сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных
проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения.

Особое внимание следует уделить
формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью
педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же
вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные
и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех
предложенных воспитателем и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам
различия и сходства.

 В средней группе начинают
использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком
котенка, воспитатель просит малыша вспомнить, какого цвета котенок живет у них
дома, что он любит есть, как играет и т. д. Этот прием способствует
возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми
впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных.

В ходе наблюдения в средней группе
рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с
содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им
стихи и прочитать их сверстникам.

Воспитанники средней группы начинают
осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе
наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия:
покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.

У детей необходимо сформировать
отчетливое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах
ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, следует с
помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Вопросы нужно
сформулировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению
полученных знаний. Например: «Расскажите, как будем ухаживать за кроликом» или
«А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?» Результатом наблюдения
может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в
рисунке, уход за ним в уголке природы.

В средней группе более широко, нежели
в младшей, проводятся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно
организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена
перед посадкой. В середине года начинают организовывать наблюдения за
растениями с познавательной целью (на занятиях). Примером такого занятия может
быть «Рассматривание и сравнение бегонии и алоэ».

Старшая группа. В старшем дошкольном
возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную
взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности:
игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка
задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью,
возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.

Наблюдение становится все более
планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала
рассмотрим, какой кролик, потом что и как он ест, как передвигается») и
действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более
расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники
вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы
«признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для
наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в
системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к
окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.

В старшей группе воспитатель знакомит
детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с
теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить
с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание,
сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем
важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между
внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются 
наблюдения и с использованием раздаточного материала.

Формирование у детей старшего
дошкольного возраста более  сложных знаний требует от воспитателя и усложнения
методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается ,(м с
постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем
рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем
воспитатель задает детям разнообразные и. вопросы. Некоторые совсем несложные,
например когда ребенок ,,. должен узнать и различить внешние признаки объекта:
кто это? Какие части тела есть у птиц? И т. д. Более сложные вопросы заставляют
ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили снегирей? — или
сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается
попугай от снегиря? Что общего у всех птиц? Широко используются поисковые
вопросы, направленные на установление связей  и отношений:  почему у попугая
клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай?
Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?

Воспитанникам старшей группы
предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов
наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает
детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту
и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к
самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют
в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т.д.).

Подготовительная к школе группа.
Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни —
стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть
существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение
становится более самостоятельным.

Задачей воспитателя является
формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение
детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе,
воспитание самостоятельности.

Организуя наблюдение с детьми этого
возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и
обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные
признаки. На основе выделения этих существенных, общих   признаков  у  детей  
формируются   элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое»,
«зима», «лето» и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие
закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между
условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Так же как и в старшей группе,
наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Но
теперь в ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующее от
детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения.
Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое
задание: «Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила
у нас раньше?» Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений,
предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой.
Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным)
признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных
понятий.

Воспитатель стремится к тому, чтобы
обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью
обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе
наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к
осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко
используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по
уходу за растениями и животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям
загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это
способствует расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических
методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают
детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается
наблюдение обобщением.

Организация и методика проведения наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста

Наблюдение –это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важные умения: смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.). Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, они помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений за природными объектами .

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е.И.Тихеева, О.Иогансон, А.А. Быстров, П. М. Басе, Э. И.Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г.Саморукова и др.).

Объектами наблюдений могут быть:

  • Живая природа: растения и животные;

  • Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

  • Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Метод наблюдения в познавательно-исследовательской деятельности, экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей. Основные представления, накопленные детьми в дошкольном возрасте –это образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами[9].

Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа. На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливает необходимые связи. Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении, разнообразных проявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель, таким образом, приучает детей вести наблюдение планомерно.

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные представления.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем. Так, во время ОД можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется по подгруппам или фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим) итоговым .

Таким образом, дети должны быть заинтересованы к предстоящему наблюдению. Приемы, вызывающие интерес, разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитатель может предложить детям помыть вместе с ним и зарядить аквариум или, перед тем как показать им кролика, почистить овощи для него. Интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывания загадок о нем. У детей младшего дошкольного возраста, в ходе наблюдений формируются представления об окружающем мире, воспитывается заботливое отношение к объектам природы .

Обновлено: 23.09.2023

Значение и задачи наблюдений за явлениями и объектами природы. Виды наблюдений, их характерные особенности. Конспект наблюдения за рыбкой в аквариуме в подготовительной группе. Руководство наблюдениями в разных возрастных группах, требования к проведению.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 20.09.2015
Размер файла 68,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Исследование содержания экологического воспитания. Анализ значения наблюдения для всестороннего развития ребёнка. Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах. Циклическая организация и основные методы фиксации наблюдений.

контрольная работа [46,7 K], добавлен 10.12.2015

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой, педагогическое значение. Исследование природы как источника эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Требования для проведения всех видов наблюдений. Перечень наблюдений за птицей.

реферат [20,4 K], добавлен 07.12.2011

Значение уголка природы в воспитании детей, требования к нему в детском саду в разных возрастных группах. Программное содержание работы. Деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка. Организация наблюдения в уголке природы.

курсовая работа [112,4 K], добавлен 17.03.2016

Сущность и виды календарей природы в процессе ознакомления дошкольников с природой. Календари наблюдений за развитием живых существ и за сезонными изменениями в природе. План-конспект ведения календаря природы с детьми в течение третьей недели сентября.

контрольная работа [926,9 K], добавлен 18.11.2010

Характеристика взаимосвязей живой и неживой природы. Сезонные изменения в жизни растений и животных на примере Омского Прииртышья. Методика проведения фенологических наблюдений в начальных классах. Способы фиксации наблюдений младшими школьниками.

Наблюдение является неотъемлемой частью развития и становления личности ребёнка, оно должно быть грамотно организовано воспитателем, чтобы достичь наилучших результатов. Конечной целью этого мероприятия должно быть формирование чёткого представления у дошкольника характеристик предметов окружающей его среды, причин возникновения тех или иных природных явлений, способности объяснить строение или структуру простейших бытовых процессов. В процессе организованного наблюдения в ДОУ у детей развиваются коммуникационные и социальные навыки, улучшается память, концентрация внимания, формируется положительно эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей.

Содержание

1 Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ

1.1 Классификация наблюдений

1.2 Возрастные особенности младших дошкольников

2 Организация наблюдений в первой младшей группе детского сада

2.1 Таблица: картотека наблюдений в первой младшей группе

2.3 Временной план наблюдений

Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ

Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.

В дошкольном возрасте у ребёнка отчётливо выражена потребность знать всё, а наблюдение призвано удовлетворить её.

В ходе наблюдения дети познают окружающий мир во всём его многообразии

Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:

привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание;

выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов);

подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения;

установление признаков отличия одного объекта от другого;

формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.

Классификация наблюдений

Наблюдение можно организовывать в различных формах:

По месту проведения:

-в групповой комнате;

-в лесу, поле и т. д.

По количеству детей:

-индивидуальные (1–4 человека);

-групповые (5–10 детей);

-коллективные (вся группа).

По причине проведения:

-как ответ на вопрос ребёнка.

По характеру включения в педагогический процесс:

-кратковременные (от 5 до 15 минут);

-длительные (свыше 15 минут).

По характеру наблюдения за одним и тем же объектом:

-многократные, или циклические.

По месту в цикле:

-заключительные, или итоговые.

По характеру объектов:

-наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения);

-наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).

Возрастные особенности младших дошкольников

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет.

Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями. Внимание младших дошкольников привлекают движущиеся объекты

-Вот тебе… (водичка!

-Вот тебе… (крошки)

-На моей… (ладошке!

Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.

Организация наблюдений в первой младшей группе детского сада

Наблюдения можно проводить со всеми малышами вместе, с отдельными подгруппами либо индивидуально. У одних воспитатель развивает внимание, у других стимулирует интерес к живой природе. Детям полезно запоминать форму, свойства отдельных объектов окружающей их среды. Для описания объектов наблюдения используйте фразы, состоящие из хорошо известных ребёнку слов.

Картотека наблюдений в первой младшей группе

Наблюдение за собакой

Узнать больше о таком домашнем животном, как собака;

привить желание заботиться о собаках;

формировать знания о привычках собак.

Собака — друг человека. У неё есть туловище, голова, лапки, хвост. Она верна своему хозяину и всегда остерегает его от врагов. Она может исполнять команды, кушает косточки, бегает за мячом.

Спросить, у кого из детей есть такое домашнее животное, как они за ним ухаживают.

Наблюдение за птицами

Узнать повадки птиц, понаблюдать за их поведением;

развить желание подкармливать птиц в холодные времена.

Перед началом прогулки взять немного хлебных крошек. Попробовать покормить птиц, проследить реакцию пернатых на движения ребёнка. Если малыш резко дёргает рукой, птица пугается и улетает.

Наблюдение за кошкой

Узнать больше о таком животном, как кошка;

узнать больше о её повадках, привычках.

Обратить внимание на внешний вид кошки, на то, какая она мягкая и пушистая. Также стоит заметить, что при резких движениях она убегает, так как боится человека, а при плавных — приближается к нему.

Наблюдение за птицами

Сравнить таких птиц, как голубь и воробей;

чётко выявить их сходства и различия.

Обратить внимание на то, что:

воробей маленький, а голубь большой,

воробей прыгает, а голубь бегает,

воробей коричневый, а голубь серый,

воробей пугается людей, а голубь к ним привык.

Наблюдение за синицей

Закрепить знания о внешнем виде и повадках синиц;

развить желание подкармливать их в холодное время года.

Перед прогулкой взять семечки, сало. Объяснить детям, что эти птицы очень нуждаются в корме, они любят семечки, сало, для них вешают кормушки зимой.

Наблюдение за трудом дворника

Понять задачи работы дворника.

Заметить, что именно убирает дворник: мусор, листву, засохшие ветки. Чем он это делает: граблями, метлой с совком или корзиной для мусора.

Наблюдение за ветром

Понять, какое воздействие оказывает ветер на окружающую среду.

Заметить, что при порыве ветра шевелятся листочки, качаются ветки деревьев, крутится вертушка. С земли все лёгкие предметы поднимаются и улетают.

Наблюдение за водой

Пронаблюдать за свойствами воды.

Переливать воду из одного сосуда в другой. Заметить, что при попадании капель на одежду остаётся пятно, которое позже высыхает. Вода может быть тёплой, холодной.

Наблюдение за листьями осенью

Запомнить все цвета, в которые могут окрашиваться листья.

Выйти на прогулку осенью и собрать зелёные, жёлтые и красные листья. Объяснить, как меняется цвет листьев в течение этого времени года.

Наблюдение за снегом

Понять свойства снега, понаблюдать за его реакцией на различные внешние раздражители.

Выйти на прогулку в зимнее время года, попробовать словить снежинку, заметить, что она сразу тает на тёплой ладони, попытаться рассмотреть её с близкого расстояния, подуть на неё, попробовать словить в перчатке.

Конспект наблюдения позволяет сформулировать основные тезисы организации наблюдения.

Вызвать у детей радость от наблюдения за снегом.

Уточнить их представления о снеге, рассказать о его особенностях, свойствах.

Активизировать детей за счёт словесной реакции.

Вызвать у них чувство вдохновения, развить воображение.

Воспитывать чувство прекрасного, наслаждение творением природы.

Дети в группе садятся в круг. Воспитатель проводит мини-викторину:

Что падает с неба такое белое? (Снежинки).

Что будет, если много-много снежинок соберётся в большую кучу? (Сугроб).

Что мы можем сделать из снега? (Снеговика, снежки).

Что будет, если снежинка упадёт на ладошку? (Она растает).

Какой снег на ощупь? (Пушистый, мягкий, холодный)

В. : Молодцы! А теперь пойдём на улицу и посмотрим на снег сами.

Дети наблюдают за изменением состояния снега при воздействии на него:

-ловят голыми руками и варежкой.

Далее малыши рисуют увиденное, изображают снег в различных его состояниях: метель, сугроб, снеговик, снежки.

Временной план наблюдений

Временной план позволяет грамотно распределить виды деятельности детей. Непосредственно наблюдение в младшей группе занимает от 3 до 10 минут.

2. Игровая деятельность — 4 минуты.

3. Индивидуальная работа — 5 минут. Продолжить работу на свежем воздухе, предложив каждому ребёнку слепить своего снеговика.

4. Деятельность в группе — 4 минуты. В помещении предложить детям нарисовать то, что они наблюдали на улице: снежинки, снеговика, метель, сугробы, снежки.

Временной план позволяет грамотно распределить виды деятельности детей. Непосредственно наблюдение в младшей группе занимает от 3 до 10 минут.

Организация наблюдения в младших группах ДОУ

Тема Осень — незабываемое время года для детей, поэтому нужно сфокусировать их внимание на изменениях в природе.

2. Игровая деятельность — 4 минуты.

3. Индивидуальная работа — 5 минут. Продолжить работу на свежем воздухе, каждый ребёнок собирает свой букет из опавших листьев.

4. Деятельность в группе — 4 минуты. В помещении предложить детям нарисовать то, что они наблюдали на улице: разноцветные листья, деревья с почти опавшей листвой, улетающих птиц, хмурое небо.

В процессе совместной деятельности малыши приобретают новых друзей

Организация и методика проведения экскурсий в разных возрастных группах ДОУ Младшие группы (2 -4 года). В процессе ознакомления детей младших групп с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления.

Подвижные игры как способ развития речи в младших группах

Подвижные игры как способ развития речи в младших группах Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются.

Утренники к 8 марта в младших группах

Утренники к 8 марта в младших группах К празднику «Восьмое марта» в младших группах были предварительно проведены беседы,о празднике. Дети учили песенки про маму и бабушку, их.

Конспект занятия по аппликации в младших группах детского сада Одним из любимых занятий малышей в детском саду является аппликация. С помощью этого вида продуктивной активности дети не только познают.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему: Методика руководства наблюдениями дошкольников разного возраста

Методика руководства наблюдениями дошкольников разного возраста.

Младшие группы. Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.

В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.

Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки Например, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д.

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.

В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

Средняя группа. Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем. Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

Возросшие возможности восприятия пятилетних детей позволяют усложнить содержание наблюдения. Ребят учат рассматривать не только животных, но и растения, причем могут предложить как один, так и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для индивидуального рассматривания. Это так называемое наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений.

Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде.

Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателем и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства.

В средней группе начинают использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком котенка, воспитатель просит малыша вспомнить, какого цвета котенок живет у них дома, что он любит есть, как играет и т. д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных.

В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам.

Воспитанники средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия: покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.

Старшая группа. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.

В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала.

Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т.д.).

Подготовительная к школе группа. Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни — стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.

Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности.

Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это способствует расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением.

Цель: з акрепление знаний педагогов об организации и содержании наблюдений в ДОУ.

В образовательном процессе наблюдение решает важные задачи накопления дошкольниками информационного, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта, формирует познавательную потребность, развивает личностные качества. Однако только правильная организация этого метода познавательно-исследовательской деятельности способна раскрыть весь его потенциал. Так, вне зависимости от вида и способа организации наблюдения, его задач и возраста воспитанников важно, чтобы они могли совершать собственные открытия, испытывать положительные эмоции, проявлять себя.

Роль и значение наблюдения как метода познания, используемого в дошкольной образовательной организации, определяется особенностями детского восприятия и мышления. Накопление дошкольниками информации, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта происходит прежде всего в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов рукотворного мира, природы и социума. Основными инструментами, способами восприятия являются манипулирование, рассматривание и наблюдение, а итогами — представления (образы воспринятого) и опыт взаимодействия с окружающим миром. От яркости образов и осознанности представлений во многом зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение в практической и познавательной деятельности детей.

Наблюдением в детском саду нередко называют родственные ему виды деятельности — созерцание, рассматривание, экспериментирование. Для того чтобы правильно организовать каждый из них, педагогу нужно четко понимать общие и различающиеся моменты в их содержании и назначении, знать возможности использования на разных возрастных этапах.

Созерцание, рассматривание и наблюдение построены на визуальном контакте ребенка с неким явлением или объектом, не предполагают их преобразования, изменения свойств. Каждый из данных видов деятельности связан с эмоционально-эстетической сферой детей. Но если для созерцания пробуждение эмоционального отклика и эстетических впечатлений является основной, а чаще — единственной задачей, то организация рассматривания и наблюдения в ДОУ преследует и другие цели.

Рассматривание обычно организуется как вариант познавательной деятельности детей раннего возраста и младших дошкольников. Его цель — выявить характерные особенности внешнего строения растений, грибов, животных, устройство предметов рукотворного мира. Можно рассматривать реальные объекты, их модели и изображения. Организуя рассматривание, педагог с использованием различных приемов привлекает внимание дошкольников к определенным существам, предметам, вызывает познавательный интерес, называет их и помогает запомнить, обогащает представления о них.

СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ КАК МЕТОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Цель. Как у всех видов деятельности и форм их организации у наблюдения должна быть цель. Оптимальным является возникновение цели из познавательных потребностей детей, а не навязывание задач наблюдения педагогом. Роль взрослого состоит в том, чтобы актуализировать эти потребности, помочь четко сформулировать на их основе цель. Возможен и такой вариант: познавательный интерес, желание выяснить что-либо, стремление понять суть явления, найти объяснение возникает у дошкольников уже в ходе наблюдения.

2. Мотив. Дети дошкольного возраста любознательны, но познавательный мотив не всегда является для них доминирующим. Мотивом включения в наблюдение могут быть интригующий вопрос, игровая ситуация, эмоциональный отклик на слова или действия педагога (или персонажа), подражание старшим детям, взрослым и т. д. Наблюдения могут быть органичной частью трудовых действий, экспериментирования, прогулки, экскурсии.

Мотивами включения в познавательно-исследовательскую деятельность могут также являться наглядность непосредственной связи изучаемого материала с жизнью (его прикладной характер), интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, самоутвердиться, пообщаться со сверстниками, взрослыми, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи.

3. План. В старшем дошкольном возрасте воспитателю необходимо учить детей составлять план наблюдения, решения познавательной задачи. В подготовительной к школе группе он составляется с учетом необходимости соблюдения правил безопасного для человека и природы поведения.

4. Осуществление наблюдения. Особенности данного этапа связаны с тем, какая разновидность наблюдения организуется.

5. Подведение итогов. Главным результатом наблюдения как метода познания становится достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляет как само совершенное детьми открытие, так и возможности его дальнейшего применения в познании, труде, повседневной жизни. В зависимости от целей и содержания наблюдения педагогу необходимо подобрать приемы, методы и формы работы, которые помогут дошкольникам осмыслить увиденное, составить о нем представление, охарактеризовать в принятых понятиях и, возможно, задаться новыми вопросами.

Наблюдение — это целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. В образовательном процессе наблюдение позволяет решать и другие задачи: развитие у дошкольников наблюдательности, познавательных потребностей, начальное освоение данного метода научного познания, приобретение первичного опыта изучения с его помощью различных объектов.

Таким образом, возможности наблюдения много шире, чем потенциал рассматривания. С помощью наблюдения можно выявить не только характерные черты внешнего строения, но и особенности жизнедеятельности, взаимосвязи и взаимозависимости, изменения объекта со временем и т. д. Но это утверждение справедливо только в том случае, если имеет место правильная организация наблюдения, соответствующая логике его использования как метода познавательно-исследовательской деятельности, имеющего определенную структуру.

Между рассматриванием и наблюдением как методом научного познания существует множество промежуточных вариантов — видов наблюдения, применяемых в педагогическом процессе детского сада.

Например, распознающее наблюдение используется для формирования у детей представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы, выявления их особенностей, признаков, качеств, характерных действий. Это относительно кратковременное наблюдение, позволяющее как бы сделать фотоснимок, выявить состояние объекта в определенный момент.

Длительное наблюдение проводится с целью выявления особенностей роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями в живой и неживой природе, с жизненными циклами растений и животных. Чтобы отследить происходящие изменения, организуется серия наблюдений, по итогам каждого этапа фиксируются результаты: выполняются рисунки, схемы, создаются модели, делаются фотографии. Это позволяет выявить произошедшие перемены, на основе последовательности рисунков составить рассказ.

Длительные наблюдения способствуют развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Передавая в речи результаты наблюдения, дети учатся правильно использовать речевые конструкции сравнения, глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, активизируются названия природных объектов, их частей.

Сравнительное наблюдение обладает общими чертами с распознающим и длительным наблюдением. В поле зрения детей оказывается 2–3 объекта, которые необходимо сравнить. Как и при организации распознающего наблюдения, может иметь место единичное обращение. Например, выявление различий в поведении разных насекомых в дождь. Может быть организовано длительное наблюдение с целью сравнения: например, особенностей развития аналогичных растений в разных условиях, темпов развития разных растений и т. д.

Еще один вид наблюдения — дедуктивное наблюдение. Обладая достаточным опытом осуществления наблюдений, знаниями о растениях и животных, взаимосвязях в природе, умением выявлять причинно-следственные связи, старшие дошкольники под руководством педагога могут по отдельным фрагментам восстановить картину недавних событий. Например, определить по следам, какое животное их оставило, как оно передвигалось, в какую сторону. Или по виду определенных растений (одуванчика, ели) узнать, будет ли в ближайшее время дождь.

Отличительной особенностью наблюдения изнутри является позиция наблюдателя, который является участником наблюдаемых событий, социальных явлений.

Возможны различные формы организации наблюдения: при использовании раздаточного материала работа может проводиться фронтально. В ходе прогулок, экскурсий наблюдение чаще организуется с подгруппами воспитанников. В ходе организации выполнения трудовых поручений, в уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или парами. Вне зависимости от количества воспитанников, участвующих в наблюдении, числа изучаемых объектов необходимо ставить познавательные задачи перед каждым ребенком. Важно, чтобы все дети имели возможность совершить собственное открытие, проявить себя, получить некий образовательный результат.

Специфика организации наблюдения в разных возрастных группах определяется особенностями психических процессов, уровнем развития познавательной деятельности. Так, младшие дошкольники готовы рассматривать яркий, движущийся объект, ими руководит интерес к жизнедеятельности животных. В этот период наблюдение еще не может осознанно использоваться ребенком как способ познания. Его основные задачи — формирование у детей познавательного интереса, воспитание эмпатии к живым существам, предоставление возможности пообщаться с животными, проявить свои эмоции, чувства, отношение, рассказать о своих впечатлениях. Также необходимо формировать у воспитанников представления о том, как можно проявлять свои чувства, какое поведение недопустимо по отношению к животным.

Четырехлетние дети уже могут по итогам рассматривания или распознающего наблюдения ответить на вопросы педагога, назвать характерные признаки и действия объекта наблюдения, сравнить два объекта. После наблюдения целесообразно продумать формы работы, позволяющие, с одной стороны, систематизировать и (или) выразить полученные впечатления (рисование, чтение книги о данном животном, беседа), с другой — стабилизировать эмоциональное состояние дошкольников.

Воспитанники средней группы обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе, мире предметов, способны воспринимать их в деталях. Дети пятого года жизни учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем, могут сконцентрировать внимание на любом объекте, распределить его между двумя объектами, на элементарном уровне с опорой на вопросы педагога сравнить их. В этом возрасте могут быть организованы длительные наблюдения, формирующие представления о развитии животных и растений, особенностях их жизнедеятельности в разные сезоны, о взаимосвязях в природе. Активно осуществляется опора на личный опыт детей.

В средней группе важны не только впечатления воспитанников, но и собственно познавательные результаты наблюдений. Дошкольники 4–5 лет могут с опорой на систематизирующие вопросы педагога передать основные итоги в речи. Акцент делается на выборе наиболее точных понятий для обозначения признаков и действий объекта наблюдения, на речевых конструкциях, передающих результаты сравнения объектов, на выделении признаков различия и сходства.

В старшей группе дети способны не только принимать сформулированную взрослым задачу наблюдения, но и самостоятельно ставить ее, намечать элементарный план наблюдения и следовать ему. С большой долей самостоятельности старшие дошкольники выбирают и используют известные им способы наблюдения, подводят итоги.

Появляется способность рассматривать объект не отдельно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Большое внимание необходимо уделять формированию умения устанавливать связи между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Задачей педагога становится помощь детям в случае затруднений вопросами, идеями, обеспечение полноты и точности восприятия изучаемых объектов и явлений, подведение воспитанников к самостоятельным выводам, организация применения полученных знаний, умений, опыта в различных видах деятельности (трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной и т. д.).

Наблюдения в подготовительной к школе группе должны отвечать стремлению детей седьмого года жизни к обобщению. Основными задачами наблюдения становятся формирование элементарных обобщенных понятий, подведение дошкольников к пониманию определенных закономерностей, существующих в природе, в обществе, воспитание самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, развитие мотивации познавательно-исследовательской деятельности.

Педагогу необходимо выбрать материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, выявить общие закономерности. Изучение отобранного содержания должно осуществляться детьми самостоятельно в соответствии с общей структурой исследовательской деятельности: формулировка цели, составление плана, его реализация, подведение итогов наблюдения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте наблюдение используется как адаптированный научный метод познания. Важно отметить, что постановка достаточно серьезных познавательных задач не должна исключать живого общения детей с природой, получения в процессе наблюдения эстетических впечатлений. Эффекты, характерные для младшего возраста, у детей 6–7 лет должны дополняться радостью от совершенных открытий, любования не только красотой, но и мудростью природы.

Таким образом, организация наблюдений предполагает включение данного метода познания в определенные образовательные ситуации, которые должны быть сконструированы особым образом. Педагогу необходимо сформулировать не только задачи передачи знаний, но также:

Структурной основой образовательной ситуации и мотивационной основой познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной деятельности дошкольников должна стать познавательная задача, которая содержит в себе проблему.

Таким образом, при конструировании проблемной ситуации необходимо учитывать не только общепринятые требования к ее структуре, способам ее моделирования, не только сегодняшние задачи обучения, но и особенности, возможности, интересы и потребности детей. В этом случае результатом разрешения проблемы становятся и новые знания, навыки, компетенции, и личностные новообразования.

В основе проблемы всегда лежит некое противоречие (между привычным и новым, уровнем знаний и умений и предлагаемыми условиями, научным фактом и обыденными представлениями, требуемым результатом и объективными возможностями), столкновение с которым вызывает у дошкольников потребности его разрешить. Эта потребность становится мотивационной основой последующей работы, у детей появляется цель — неотъемлемый атрибут осознанной деятельности и самостоятельно действующего субъекта. Стремясь достигнуть возникшей в недрах его сознания (души) цели, человек перестает быть пассивным слушателем, наблюдателем, исполнителем заданий.

Проблема должна также вбирать в себя и переносить в область интересов детей программные задачи, обеспечивать педагогу возможность решать их через то, чего хотят воспитанники (цель детей).

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ:

  • цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно, задача должна иметь познавательный характер;
  • для каждого наблюдения воспитателю необходимо подбирать небольшой круг новых и повторение старых знаний;
  • в организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь;
  • наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности у детей;
  • наблюдение должно проявлять интерес детей к природе;
  • знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться.

Педагогам необходимо научиться видеть в ребенке субъекта деятельности, соответствующим образом взаимодействовать с ним, выстраивать образовательное пространство. Без этих изменений невозможно решение задач дошкольного образования, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

1. Руководство наблюдениями в разных возрастных группах

Руководство наблюдениями
в разных возрастных группах
Младшие группы.
Внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные
объекты, поэтому первые наблюдения лучше организовывать
за животными. В этом возрасте дети еще не умеют держать
поставленную перед ними цель, следовать предложенному
плану, подводить итог.
Начинается наблюдение с привлечения внимания детей к
объекту, используя для этого сюрпризные игровые приемы,
затем
организуется
рассматривание
объекта,
с
использованием приемов обследования, подражания,
позднее сравнение и поисковые действия.

Младшие группы.
В конце наблюдения для усиления эмоционального
впечатления, целесообразно почитать стихотворение, спеть
песенку, поиграть в игру, связанную с темой наблюдения.
Наблюдения следует проводить неоднократно, связывая их с
игрой и изобразительной деятельностью.

Средняя группа.
Самостоятельное наблюдение детей еще
несовершенно, они не могут выделить характерные
признаки отличия, увидеть общие признаки у
нескольких объектов, но способны воспринимать
объект в деталях.
Воспитанники постепенно учатся принимать задачу
наблюдения, вслушиваются в вопросы и, следуя
заданному им плану, рассматривают объект.
В результате могут составить целостный образ и
дать его словесное описание.

Средняя группа.
Наблюдение начинается с постановки
познавательной задачи. Широко используются
вопросы на уточнение знаний об объекте,
особенностях, поисковые вопросы (направленные на
установление элементарных связей и отношений
между объектами природы).
В ходе наблюдений необходимо использовать
загадки, потешки, песни, игры, связанные с темой.
Завершая наблюдения, следует с помощью
вопросов выяснить, как дети усвоили знания, а
результат наблюдения в последующем отобразить в
рисунке.

Старшая группа.
Дети способны сами ставить познавательную задачу,
наметить несложный план наблюдений. Восприятие
у детей старшего возраста становится более
дифференцированным, они могут выделить в
объектах характерные признаки для целой группы,
что позволяет формировать обобщения.
Важно для наблюдения и то, что дети могут
рассматривать объект не изолированно, а в системе
с окружающим миром.

Старшая группа.
Наблюдение начинается с постановки
познавательной задачи, затем разнообразные
вопросы, при этом необходимо широко
использовать поисковые вопросы, направленные на
установление связей и отношений.
Результаты наблюдения дети отражают в речи,
используют в различных видах деятельности
(трудовой, изобразительной и т.д.).

Подготовительная группа.
Основная тенденция познавательной деятельности
детей седьмого года жизни – стремление к
обобщению.
Наблюдение становится более самостоятельным.
В процессе наблюдения основной задачей является
формирование обобщенных элементарных понятий,
подведение детей к пониманию все более сложных
закономерностей, существующих в природе.

Подготовительная группа.
Наблюдение начинается с постановки
познавательной задачи. Необходимо чаще
использовать вопрос-задание, требующие от детей
умения наблюдать и планомерно отчитываться о
результатах наблюдения, задавать вопросы
поискового характера.
Заканчивается наблюдение обобщением.

Читайте также:

      

  • Направления воспитательной работы в школе мероприятия
  •   

  • Статус депутата представительного органа муниципального образования кратко
  •   

  • Пароконвектомат для детского сада характеристика
  •   

  • Органы осуществляющие контроль их функции и полномочия кратко
  •   

  • Системно информационный подход в обучении кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прокуратура города москвы официальный сайт руководство
  • Вагон сервис руководство
  • Руководство приморской транспортной прокуратуры
  • Руководство по ремонту регулятора давления
  • Ремантадин для детей сироп инструкция по применению профилактики