Руководство на морском судне

MirMarine

  1. Главная
  2. Судоводитель
  3. Капитан судна. Полномочия капитана судна

Капитан судна. Полномочия капитана судна

Капитан является высшим должностным и доверенным лицом судовладельца на судне. Он несет полную ответственность за безопасную эксплуатацию судна, безопасность судового экипажа, сохранность самого судна и перевозимого груза, предотвращение загрязнения окружающей среды.

Капитан управляет судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно руководителю компании-судовладельца. Капитан издает приказы и распоряжения по судну, подлежащие неукоснительному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

Капитан обладает исключительными полномочиями в принятии решений по обеспечению безопасной эксплуатации судна и обращения за помощью. Он не ограничен в праве
принятия под свою ответственность любых, по его мнению, адекватных сложившейся ситуации решений по обеспечению безопасности судна, судового экипажа, предотвращению загрязнения окружающей, особенно морской среды, сохранению груза и имущества.

Ответственность капитана судна

Капитан должен быть уверен, что весь комсостав, несущий вахту, впервые назначенный на судно, а также вернувшийся после отпуска или переведённый на другую должность, изучил Руководство по системе управления безопасностью (СУБ) настолько быстро, насколько это практически возможно.

Капитан несёт ответственность, в числе прочего, за:

  • проведение на судне, в соответствии с положениями МКУБ, политики безопасности Компании, понимание и осознание важности этой политики судовым экипажем;
  • эффективное функционирование судовой системы управления безопасностью как составной части единой системы управления безопасностью Компании;
  • наличие и своевременное подтверждение судовых конвенционных, классификационных и предусмотренных национальным законодательством документов, удостоверяющих годность судна к плаванию, и свидетельств о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от потенциально возможных аварийных происшествий и аварий;
  • организацию службы на судне, в том числе в аварийных ситуациях, распределение обязанностей, полномочий и ответственности;
  • организацию линий связи судна с судовладельцем, внутрисудовой связи и передачи сообщений об аварийных происшествиях, авариях и в других случаях, касающихся безопасности;
  • контроль соблюдения судовым экипажем международных, национальных и издаваемых судовладельцем правил и норм, обеспечивающих безопасную эксплуатацию судна и предотвращение загрязнения;
  • подготовку судовых планов действий в аварийных ситуациях, чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью и судового руководства по обучению и тренировкам;
  • проведение занятий, обучения и тренировок по отработке судовым экипажем действий по выполнению инструкций в нормальных и экстремальных условиях;
  • ведение судовой документации — судового, машинного, радиожурнала, судового журнала нефтяных операций и т. д.;
  • организацию обеспечения судна международными и национальными нормативно -правовыми документами, необходимыми для обеспечения безопасной эксплуатации
    судна, ведения и обновления этих документов, ознакомление с ними соответствующих членов командного состава и судовой команды.

Обязанности капитана судна

Каждый капитан должен вести журнал распоряжений капитана по вахте по форме,
утверждённой судоходной компанией. Записи должны вноситься ежедневно с ясным указанием периодов времени, относящихся к отданным распоряжениям. Они должны включать безопасные маршруты следования судна, ожидаемые изменения курса, скорость, основные маяки или видимые появления береговой линии и любую другую информацию, рассматриваемую в качестве необходимой вахтенному помощнику для обеспечения безопасного плавания судна.

Перед заступлением на вахту каждый вахтенный помощник должен прочитать, подписать и хорошо понимать распоряжения, записанные в журнале распоряжений капитана по вахте.

При подготовке к рейсу капитан должен:

  • рассмотреть и утвердить грузовой план, убедившись, что принятый вариант загрузки обеспечивает безопасное плавание в предстоящем рейсе; капитан должен отказаться от опасного груза, для перевозки которого судно не приспособлено, а также вправе не принимать отдельные грузы, если их перевозка опасна по каким-либо конкретным обстоятельствам;
  • обеспечить контроль в ходе грузовых операций за правильностью размещения, укладки и крепления груза; капитан вправе прекратить грузовые операции, если нарушается их технология или допускаются отклонения от грузового плана;
  • проконтролировать обеспечение судна топливом, маслом, водой, продуктами питания и материально-техническим снабжением;
  • в соответствии с Руководством ИМО по планированию перехода проработать со своими помощниками навигационную и гидрометеорологическую обстановку и выбрать путь следования на предстоящем переходе (в рейсе).

В рейсе капитан должен:

  • контролировать навигационную и гидрометеорологическую обстановку, состояние и местоположение судна, несение ходовой вахты;
  • находиться на мостике и лично управлять судном:
    • – в условиях ограниченной видимости;
    • – если, по мнению капитана, судно находится в районе с повышенной интенсивностью судоходства;
    • – при плавании в стеснённых водах и на мелководье;
    • – при плавании во льдах;
    • – в штормовых условиях;
    • – при входе в порт или выходе из порта, постановке к причалу, отходе от причала или перешвартовке судна в порту;
    • – при посадке и высадке лоцмана или швартовного капитана;
    • – при постановке на якорь и снятии с якоря;
    • – в любое другое время, когда капитан считает, что условия могут представлять потенциальную угрозу безопасности судна;
  • взять лоцмана, если это необходимо, обеспечив безопасность его приёма и высадки; управление лоцманом не снимает с капитана ответственность за безопасность судна; поэтому, в случае сомнения в правильности подаваемых лоцманом команд, капитан может потребовать смены лоцмана, приняв временно управление судном на себя;
  • осуществлять предварительное планирование своего присутствия на мостике и делегирование своих полномочий вахтенному помощнику для того, чтобы обеспечить себе достаточный отдых. Вахтенные помощники должны знать, где и как они могут найти капитана в любое время. Если это невозможно, то три коротких сигнала общесудовой тревоги должны служить предпочтительным способом вызова капитана при чрезвычайной ситуации;
  • выйти немедленно на мостик по вызову вахтенного помощника капитана (вахтенный помощник должен иметь полную ясность, в каких случаях он обязан вызывать
    капитана на мостик, а также о том, что при любом сомнении в принятии какого-либо решения, относящегося к безопасности судна, груза и людей, считать, что такой случай наступил). Каждый случай смены капитаном вахтенного помощника для управления судном или передачи управления вахтенному помощнику должен быть заявлен и записан в журнал должным образом;
  • принять все меры к спасению человека, упавшего за борт; получив из любого источника сообщение о бедствии, обязан полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие; если он лишен возможности сделать это или в силу особых обстоятельств считает ненужным или излишним следовать им на помощь, то в судовом журнале необходимо сделать запись о причине, в силу которой он не последовал на помощь людям, терпящим бедствие;
  • при аварии судна, порче, повреждении или утрате перевозимого груза и багажа, причинении травмы людям и иных случаях, в результате которых могут быть предъявлены претензии к судну, принять все меры для оформления этих случаев установленным порядком и сообщить судовладельцу о происшедшем без задержек и в возможно полном объёме;
  • при аварийных повреждениях и авариях обеспечить немедленное принятие мер к срочному исправлению повреждений судовыми средствами и организацию действенной борьбы за живучесть судна;
  • при заходе судна в первый порт необходимо предъявить судно органам надзора для осмотра, определения объёма повреждений и возобновления (продления) срока действия судовых документов;
  • если судну грозит гибель и, по мнению капитана, оставаться на бедствующем судне опаснее, чем находиться в коллективных спасательных средствах, он не должен медлить с командой покинуть судно; капитан оставляет судно последним, приняв зависящие от него возможные меры к спасанию морской карты с прокладкой последнего участка пути, других морских карт данного рейса, судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, лент навигационных приборов, документов и ценностей.

При подходе к порту капитан должен:

  • если требуется корректура заранее намеченного плана, ещё раз проработать совместно со штурманским составом план подхода к порту, определив точки изменения курса, снижения скорости или остановки двигателя, навигационные опасности, глубину под килем с учётом высоты прилива и возможной просадки судна при движении на мелководье и другие меры, направленные на безопасность подхода;
  • обеспечить проверку готовности к работе якорного и швартовного устройств, перейти с авторулевого на ручное управление рулем, проверить возможность отработки задним ходом (последняя операция обычно производится при приеме лоцмана);
  • обеспечивать постоянный контроль местоположения судна с нанесением на карту времени прохода отдельных ориентиров (также и в случае, если судно идет по командам лоцмана).

При стоянке судна капитан должен:

  • обеспечивать соблюдение местных портовых, таможенных, санитарных и иных правил, подготовить и предоставить судно и судовые документы портовым властям в той мере, как это предусмотрено Международными (конвенционными) и национальными нормами;
  • уходя на берег, дать указания старшему или вахтенному помощнику капитана о производстве необходимых работ, мерах обеспечения безопасности судна и сообщить место своего пребывания на берегу.

Литература

Справочник штурмана — Бурханов М.В [2010]

MirMarine

MirMarine – образовательный морской сайт для моряков.
На нашем сайте вы найдете статьи по судостроению, судоремонту и истории мирового морского флота. Характеристики судовых двигателей, особенности устройства вспомогательных механизмов и систем.

Категории

Морская история

Популярные теги

Документ Утвержден
И.004-2004 Инструкция по подводному освидетельствования судов
Р.002-2010 Обновление судов внутреннего и смешанного река-море) плавания 26.10.2018
Р.005-2004 Технические требования к судовым грузовым лифтам 27.05.2004
Р.006-2004 Расчет маневренности и проведение натурных маневренных испытаний судов внутреннего и смешанного плавания 14.07.2004
Р.007-2004 Расчет зубчатых передач на прочность 24.12.2004
Р.008-2004 Р.009-2004 24.12.2004
Р.010-2004 Расчет на прочность котлов, теплообменных аппаратов и сосудов под давлением 24.12.2004
Р.014-2005 Руководство по техническому наблюдению за конвертированием автомобильных и тракторных двигателей в судовые 12.09.2016
Р.015-2006 Предписания для судов рейдового и портового плавания и плавучих объектов портового плавания 04.09.2018
Р.016-2016 Обновление судов технического флота 26.09.2016
Р.017-2006 Технические предписания по классификации, постройке и освидетельствованию прогулочных судов 29.11.2016
Р.028-2009 Руководство по сокращениям и условным знакам, используемым в радиосвязи и навигации 27.03.2009
Р.029 -2010 Требования к судам повышенной экологической безопасности 19.09.2016
Р.030-2009 Технические требования к барокамерам и их освидетельствование 27.03.2009
Р.032-2011 ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ПОСТРОЙКИ, РЕМОНТА И ЭКСПЛУАТАЦИИ СПОРТИВНЫХ ПАРУСНЫХ СУДОВ, А ТАКЖЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ УСТАНОВКИ НА СПОРТИВНЫХ ПАРУСНЫХ СУДАХ 17.05.2011
Р.037-2010 Методика расчета судовых теплообменных аппаратов на прочность 31.12.2010
Р.038-2011 Освидетельствование судов с целью определения их пригодности для перевозки опасных грузов 25.03.2011
Р.039-2013 Правила освидетельствования спортивных парусных судов в эксплуатации 17.05.2011
Р.041-2014 Обновление судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов 05.11.2014
Р.042-2015 Освидетельствование плавучих буровых установок 16.12.2016
Р.043-2016 Оценка работоспособности силиконовых демпферов крутильных колебаний судовых двигателей внутреннего сгорания 26.09.2016
Р.044 -2016 Руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов 21.10.2016

4.1.
Экипаж судна. Общие положения

Экипажем
судна называется коллектив лиц, служащих
на судне и занимающих на нем должности
согласно штатному расписанию. Он состоит
из капитана, других лиц командного
состава судна и судовой команды (п. 1 ст.
52 КТМ Российской Федерации). Зачисление
в экипаж судна производится на основании
приказа судовладельца и приказа капитана
по судну. Все члены экипажа назначаются
на судно и перемещаются по должности
только с согласия капитана. Лица,
зачисленные в экипаж судна и отправляющиеся
в рейс, вносятся в судовую роль. Правовая
регламентация экипажа судна отражена
в главе IV КТМ Российской Федерации,
которая состоит из двух параграфов,
содержащих 22 статьи.

В
п. 2 ст. 52 КТМ Российской Федерации очерчен
круг лиц командного состава судна. В
него входят кроме капитана судна
помощники капитана судна, механики,
электромеханики, радиоспециалисты и
врачи. Уставы службы на судах к командному
составу относят и других судовых
специалистов. Это зависит от вида
деятельности судов (торговые,
рыбопромысловые, научно-исследовательские
и другие суда) и выполняемых членами
экипажа функций. Так, функции членов
экипажа рыбопромысловых судов будут
во многом отличаться от функций членов
экипажа торговых или научно-исследовательских
судов. Судовая команда состоит из
палубной команды, машинной команды и
других служащих на судне, которые не
относятся к командному составу судна.
На судне должен быть экипаж, полностью
обеспечивающий безопасность плавания.

Судовой
экипаж должен быть укомплектован
квалифицированными служащими, прошедшими
специальное обучение. Особые требования
в этой части предъявляются к судоводителям,
судовым механикам, электромеханикам и
радиоспециалистам: они должны иметь
специальное морское образование и
пройти испытание квалификационной
комиссии, которая присваивает звания,
установленные положением о званиях лиц
командного состава морских судов. К
занятию должностей членов экипажа судна
допускаются лица, имеющие дипломы и
квалификационные свидетельства,
установленные Положением о дипломировании
членов экипажей судов, утвержденным
Правительством Российской Федерации.
В зависимости от наличия того или иного
звания специалисты морского флота
допускаются к занятию определенных
должностей по своей специальности на
морских судах.

Каждый
член экипажа обязан:

соблюдать
требования международных, национальных
и местных правил, действующих нормативных
документов, приказов и распоряжений
судовладельца и капитана судна;

четко
и неукоснительно выполнять приказы
начальников;

знать
и четко выполнять свои обязанности по
судовым расписаниям; знать расположение
и уметь пользоваться судовыми техническими
средствами по борьбе за живучесть,
аварийно-спасательным и противопожарным
имуществом и инвентарем, индивидуальными
и коллективными спасательными средствами;
владеть приемами оказания первой
медицинской помощи в экстремальных
условиях;

знать
устройство и особенности судна, его
особый режим работы в экстремальных
условиях плавания и производственной
деятельности; быть готовым к оказанию
помощи другим судам, людям;

выполнять
объявленные капитаном авральные и
аварийные работы;

при
обнаружении опасности, грозящей судну,
людям, грузу, техническим средствам,
немедленно докладывать вахтенным и
непосредственным начальникам, одновременно
принимая все возможные меры к ее
ликвидации;

выполнять
правила технической эксплуатации,
техники безопасности, пожарной
безопасности и санитарные правила;
содержать помещения своего заведования
и жилые помещения в надлежащем порядке
и чистоте;

выполнять
международные, национальные и местные
требования по предотвращению загрязнения
морской среды;

покидать
судно только с разрешения капитана,
старшего помощника или вахтенного
помощника капитана;

обеспечивать
порядок и нормальную деятельность
судна;

соблюдать
честь и достоинство гражданина своей
страны.

Более
того, каждый член экипажа несет
ответственность согласно Уставу службы
на судах, невыполнение этих обязанностей
влечет дисциплинарную или иную
установленную законом ответственность.

Командный
состав судового экипажа является
администрацией судна, призванной
руководить действиями подчиненных,
лично участвовать в управлении судном
и должном использовании его техники и
оборудования. Члены судовой команды
подчиняются распоряжениям командного
состава экипажа судна.

Общими
обязанностями лиц командного состава
являются следующие:

1)
обеспечивать безопасность мореплавания,
подготовку подчиненных и готовность
средств своего заведования к борьбе за
живучесть судна;

2)
обеспечивать исправное состояние,
правильную техническую эксплуатацию
и надежную работу технических средств
своего заведования; планировать
проведение ремонтов, контролировать
сроки и качество их выполнения;

3)
руководить подчиненными и организовывать
их труд, проводить необходимые инструктажи;
обеспечивать выполнение правил
технической эксплуатации, техники
безопасности, пожарной безопасности и
санитарных правил;

4)
знакомить вновь назначенных на судно
лиц с его устройством и особенностями,
размещением аварийно-спасательного и
противопожарного имущества и инвентаря,
обязанностями по судовым расписаниям,
с правилами обслуживания заведования
и внутреннего распорядка и другими
служебными обязанностями;

5)
прием (передачу) дел своего заведования
оформлять установленным актом и рапортом
капитану (начальнику службы);

6)
организовывать и проводить техническую
учебу; внедрять технические
усовершенствования и прогрессивные
методы труда;

7)
докладывать капитану (начальнику службы)
о состоянии готовности службы (заведования)
к выходу судна в рейс в установленные
капитаном сроки;

8)
осуществлять контроль за несением вахт
и судовыми работами, за состоянием жилых
и служебных помещений своего заведования;

9)
информировать подчиненных о деятельности
судна; относиться с вниманием к их
заботам и нуждам, улучшать условия труда
и быта.

Каждое
судно должно иметь на борту экипаж,
члены которого имеют надлежащую
квалификацию и состав которого достаточен
по численности для обеспечения
безопасности плавания и защиты морской
среды, а также для выполнения требований
к соблюдению рабочего времени на борту
судна и недопущения перегрузки членов
экипажа судна работой. В зависимости
от типа и назначения судна, а также
района плавания и рода деятельности
минимальный состав экипажа судна
устанавливается соответственно
федеральным органам исполнительной
власти в области транспорта и федеральным
органом в области рыболовства по
согласованию с соответствующим
профсоюзным органом. Свидетельство о
минимальном составе экипажа судна,
обеспечивающего безопасность, выдается
соответственно капитаном морского
торгового порта и капитаном морского
рыбного порта, которыми осуществлена
регистрация судна (ст. 53 КТМ Российской
Федерации).

Согласно
п. 1 ст. 56 КТМ Российской Федерации в
состав экипажа судна, плавающего под
Государственным флагом Российской
Федерации, кроме граждан Российской
Федерации могут входить иностранные
граждане и лица без гражданства. Однако
капитаном судна, старшим помощником
капитана судна, старшим механиком и
радиоспециалистом в обязательном
порядке должны быть граждане России. К
работе на судне допускаются лица, имеющие
свидетельства (санитарный паспорт
моряка или международный сертификат
здоровья), удостоверяющие их годность
к такой работе по состоянию здоровья.

4.2.
Капитан судна. Уставные положения

«Капитан
является руководителем судового экипажа,
доверенным лицом государства, отвечающим
за сохранность судна, жизнь находящихся
на нем людей и перевозимый груз», —
гласила статья 60 Устава службы на судах
Министерства морского флота Союза ССР.
С таким утверждением нельзя не согласиться.
Так было с момента зарождения мореплавания,
так есть и так будет пока суда будут
выходить в море, потому что это
общепризнанная аксиома. Капитан судна
— это должностное лицо, возглавляющее
экипаж судна, на которое возложены
функции по управлению судном, в том
числе судовождение и принятие мер по
обеспечению безопасности плавания
судна, защите морской среды, поддержанию
порядка на судне, предотвращению
причинения вреда судну, находящимся на
судне людям и грузу (ст. 61 КТМ Российской
Федерации). Капитан должен иметь морское
звание капитана (штурмана) дальнего
плавания или капитана (штурмана) малого
плавания. Хотя капитан судна является
служащим судовладельца, в силу
национального законодательства он
обладает особыми правами и обязанностями.
Так, капитан судна признается представителем
судовладельца и грузовладельцев в
отношении договоров и исков, вызываемых
нуждами судна, груза и плавания, если
на месте нет иных представителей
судовладельца (например, капитан вправе
продать часть груза или судового
имущества, чтобы купить в иностранном
порту топливо, необходимое для завершения
рейса).

Таким
образом, капитан судна отвечает за
управление судном, обеспечение
безопасности плавания, поддержание
порядка на судне. Распоряжения капитана
в пределах его полномочий обязательны
для всех лиц, находящихся на судне.
Согласно ст. 26 Устава службы на судах
рыбопромыслового флота Российской
Федерации, утвержденного приказом
Председателя Роскомрыболовства, капитан
осуществляет управление судном на
основе единоначалия и подчиняется
непосредственно судовладельцу. Все
указания, относящиеся к деятельности
судна, передаются только капитану,
который отвечает за их выполнение.

Как
видно из вышеприведенного, капитан
судна в целях выполнения возложенных
на него функций, наделяется правами и
обязанностями, содержание и объем
которых определяются нормами права
(установленными или санкционированными
государственной властью). Это законы
Российской Федерации (Конституция,
Гражданский кодекс, Кодекс торгового
мореплавания, Кодекс законов о труде и
др.) и подзаконные акты: постановления
Правительства Российской Федерации,
приказы, инструкции, правила и другие
акты федеральных органов исполнительной
власти в области транспорта и рыболовства.
Участие Российской Федерации в целом
ряде международных конвенций, правилами
которых обязаны руководствоваться
морские суда для обеспечения безопасности
мореплавания, предотвращения загрязнения
морской среды и в других целях, расширяет
круг прав и обязанностей капитана судна.

4.3.
Права и обязанности капитана судна

Капитан
судна обладает комплексом прав и
обязанностей, связанных с руководством
экипажем и осуществлением административных
полномочий. Надлежащее управление
судном и безопасное плавание его
обеспечиваются путем должной организации
работы всех служб судна, содержания
судна и имеющегося на нем оборудования
в исправном техническом состоянии,
укомплектования судна квалифицированными
специалистами и принятия капитаном
правильных решений навигационного
порядка.

При
подготовке к плаванию капитан обязан
проверить наличие на судне необходимых
откорректированных навигационных карт
и пособий для рейса, проработать со
штурманским составом условия плавания
по маршруту следования судна, а также
назначить точное время готовности судна
к отходу. Во время плавания капитан
обязан осуществлять контроль за
своевременным и качественным определением
местонахождения судна вахтенными
помощниками капитана. Назначение и
изменение курса судна является правом
только капитана. Он вправе давать
распоряжения об отклонении от назначенного
ранее маршрута всякий раз, когда это
вызвано обстоятельствами плавания или
необходимостью оказания помощи терпящим
бедствие судам и людям.

При
форс-мажорных ситуациях, когда возникает
опасность для судна, людей и груза,
вахтенный помощник капитана может
изменить назначенный капитаном курс,
однако он должен немедленно поставить
капитана в известность об этом.

Обо
всех авариях и аварийных происшествиях,
а также о несчастных случаях на судне
капитан обязан немедленно докладывать
в установленном порядке судовладельцу
и принимать все зависящие от него меры
к обеспечению безопасности людей, судна
и груза. Вплоть до завершения рейса
капитан обязан обеспечить сохранность
и неприкосновенность морских карт с
нанесенной на них прокладкой и других
навигационных документов, в которых
отражено маневрирование судна. При
аварии с судном такие документы должны
сохраняться до ее расследования. В
соответствии со ст. 66 КТМ Российской
Федерации, в случае если судну грозит
неминуемая гибель, капитан судна
разрешает членам экипажа оставить судно
после принятия всех мер по спасанию
находящихся на судне пассажиров. Капитан
судна оставляет судно последним после
принятия зависящих от него мер по
спасению судового журнала, машинного
журнала и радиожурнала, карт данного
рейса, лент навигационных приборов,
документов и ценностей.

Капитан
обладает целым рядом прав и обязанностей,
связанных с коммерческой эксплуатацией
судна. Реализуя свои права и выполняя
обязанности, капитан должен организовать
коммерческую работу на судне таким
образом, чтобы эксплуатация судна была
не только рентабельной, но и приносила
значительную прибыль. Он обязан обеспечить
подготовку всех помещений судна, в
которых перевозится груз, для его
сохранной перевозки, проверить
правильность его размещения. Перед
приемкой груза капитан рассматривает
предварительный грузовой план и
утверждает его, если предложенный
вариант загрузки обеспечивает безопасность
плавания и сохранность груза. В
соответствии со ст. 30 Устава службы на
судах рыбопромыслового флота Российской
Федерации капитан имеет право отказаться
от приема на борт отдельных грузов, если
их погрузка или перевозка противоречит
правилам морской перевозки опасных
грузов, другим существующим правилам
или угрожает безопасности судна, людей,
груза.

Осуществляя
свои права и обязанности в части
административных полномочий, капитан
издает приказы по судну, утверждает
должностные инструкции и судовые
расписания, которые являются основой
организации службы на судах, так как
определяют обязанности всех членов
экипажа, а также лиц, временно пребывающих
на судне в качестве пассажиров. На судах
должны быть следующие судовые расписания:
штатное, по судовым тревогам, по
заведованиям, по швартовным операциям,
по распорядку жизни экипажа, его
размещению и правилам поведения на
судне.

В
силу Устава о дисциплине работников
морского транспорта, а также Устава о
дисциплине работников рыбопромыслового
флота (уставы о дисциплине утверждаются
Правительством Российской Федерации)
капитан имеет право применять поощрения
и налагать дисциплинарные взыскания
на членов экипажа: замечание, выговор,
строгий выговор и списание с судна с
одновременным направлением судовладельцу
представления о наложенном взыскании
— и высказать свое мнение о дальнейшем
использовании этого работника. Согласно
п. 2 ст. 67 КТМ Российской Федерации капитан
имеет право в случае необходимости
отстранять от исполнения служебных
обязанностей любого члена экипажа
судна. В таком случае соответственно
применяются правила, установленные ст.
58 Кодекса «Репатриация членов экипажа
судна». Эти правила обязывают
судовладельца обеспечить за свой счет
доставку списанного с судна члена
экипажа в порт, предусмотренный в
трудовом договоре (контракте) или
коллективном договоре, а при отсутствии
таких указаний в договорах — в порт
приема его на работу, с содержанием до
прибытия к месту назначения. Однако п.
5 ст. 58 предусматривает, что если причины,
вызвавшие репатриацию члена экипажа
судна, возникли по его вине при исполнении
им служебных обязанностей, то судовладелец
имеет право на возмещение расходов по
репатриации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

Капитан
судна обладает соответствующими правами
и обязанностями при осуществлении им
функций, присущих органам государства.
В частности, он имеет право задержать
и изолировать до прихода в отечественный
порт лицо (включая пассажира), действия
которого не содержат признаков уголовно
наказуемого деяния, но угрожают
безопасности судна или находящихся на
нем людей и имущества (п. 3 ст. 67 КТМ
Российской Федерации). Иная ситуация
складывается тогда, когда на судне,
находящемся в море, совершено уголовно
наказуемое деяние. В таком случае капитан
имеет право и обязан произвести дознание
в установленном законодательством
порядке; задержать и изолировать лицо,
подозреваемое в совершении преступления,
до прихода в первый отечественный порт
для передачи его с материалами дознания
соответствующим властям. В этой ситуации
капитан выступает в качестве органа
дознания и обязан на основании статьи
69 КТМ Российской Федерации руководствоваться
уголовно-процессуальным законодательством
Российской Федерации, а также Инструкцией
о производстве дознания на судах,
находящихся в плавании, утвержденной
Генеральным прокурором Российской
Федерации.

Согласно
ст. 70 КТМ Российской Федерации капитан
судна наделяется правами и обязанностями
нотариуса, а именно: капитан вправе
удостоверить завещание, сделать запись
в судовом журнале о каждом случае
рождения ребенка на судне и о каждом
случае смерти на судне. Удостоверение
завещаний производится капитаном в
соответствии с Инструкцией о порядке
удостоверения завещаний капитанами
морских судов, плавающих под Государственным
флагом Российской Федерации. В случае
смерти на судне капитан обязан составить
акт при участии двух свидетелей и
судового медицинского работника (врача
или фельдшера), если такой имеется.

«В
случае смерти, болезни или иной причины,
препятствующих капитану выполнять свои
служебные обязанности, обязанности
капитана судна до получения распоряжения
судовладельца возлагаются на старшего
помощника капитана судна», — определено
ст. 73 КТМ Российской Федерации. Статья
32 Устава службы на судах рыбопромыслового
флота Российской Федерации значительно
шире трактует ситуацию, когда капитан
не в состоянии исполнять свои служебные
функции, а именно: «В случае болезни
(смерти) капитана, внезапного психического
расстройства или иного состояния,
которое угрожает безопасности судна
или находящихся на нем людей, в командование
судном вступает (временно) старший
помощник капитана, с немедленным
донесением об этом судовладельцу,
флагману группы (руководителю промысла),
а в иностранном порту — консулу. В судовом
журнале делается соответствующая
запись».

Капитан
судна несет все виды ответственности:
дисциплинарную, административную,
материальную и уголовную.

Дисциплинарная
ответственность. На капитана, нарушившего
служебную (трудовую) дисциплину, т.е. не
исполнившего или ненадлежащим образом
исполнившего по своей вине возложенные
на него служебные обязанности, может
быть наложено дисциплинарное взыскание,
предусмотренное уставами о дисциплине.
Дисциплинарное взыскание не может быть
наложено позднее одного месяца со дня
обнаружения проступка, а если проступок
был совершен во время плавания, то с
момента возвращения судна в отечественный
порт. Во всех случаях дисциплинарное
взыскание не может быть наложено позднее
шести месяцев (для капитанов судов
дальнего плавания — одного года) со дня
совершения проступка.

Административная
ответственность. В случае если меры
дисциплинарного воздействия будут
признаны недостаточными, то применяются
меры административного взыскания, к
которым следует отнести штраф и лишение
морского диплома на срок от одного года
до трех лет. Капитан может быть привлечен
к административной ответственности за
нарушение правил таможенного режима,
правил безопасности судовождения,
охраны труда, санитарных правил и правил
охраны морской среды или водных ресурсов,
если такие действия не являются уголовно
наказуемыми. Штраф на капитана налагается
компетентными органами (службами) в
соответствии с административным
законодательством Российской Федерации.
Штраф в административном порядке
запрещается налагать позднее одного
месяца со дня совершения проступка.

Материальная
ответственность. В соответствии с
действующими нормативными актами
капитан, по вине которого причинен ущерб
судовладельцу, несет материальную
ответственность в размере действительного
ущерба, но не более одной трети его
месячного оклада. Однако в случаях,
когда ущерб причинен действиями капитана,
содержащими признаки уголовно наказуемых
деяний, капитан несет полную материальную
ответственность (по решению суда).

Уголовная
ответственность. В установленных законом
случаях капитан может быть привлечен
к уголовной ответственности, в частности,
в случаях:

неоказания
помощи людям, гибнущим на море или на
ином водном пути, если эта помощь могла
быть оказана капитаном без серьезной
опасности для своего судна, его экипажа
и пассажиров;

нарушения
правил судовождения, вызвавших тяжелые
последствия (гибель судна, людей или
разрушение причальных коммуникаций);

повреждения
морского телеграфного кабеля или
трубопровода:

загрязнения
морской среды веществами, вредными для
здоровья людей или для живых ресурсов
моря;

нарушения
правил труда, выразившегося в действии
или бездействии капитана, повлекших
гибель людей;

злоупотребления
властью или служебным положением,
повлекшего большие негативные последствия.

К
уголовной ответственности капитан
может быть привлечен лишь по приговору
суда.

Взаимоотношения
капитана с властями иностранного
государства. Во время пребывания судна
в территориальном море, внутренних
водах и портах иностранных государств
капитан должен неукоснительно соблюдать
законы, правила и обычаи прибрежного
государства. Необходимую информацию о
законодательстве государства пребывания
судна капитан может получить от
отечественного консула (консула
государства флага судна), а при его
отсутствии — от агента судовладельца.
Это особенно важно при заходе судна в
незнакомый порт, а тем более в порт,
ранее не посещаемый, государства, флаг
которого несет данное судно.

Согласно
Консульскому уставу Российской Федерации
капитан может обратиться за содействием
и необходимой помощью к консулу порта,
который входит в консульский округ,
государства его аккредитации. В случае
необходимости консул является посредником
в сношениях капитана с портовыми и
другими местными властями. Он содействует
капитану в розыске пропавших или
дезертировавших членов экипажа, а также
в ситуации, когда необходимо оставлять
тяжелобольного члена экипажа на излечение
в государстве пребывания консула, и
обеспечивает доставку его на родину.

Во
время пребывания судна в водах иностранного
государства члены экипажа и пассажиры
судна подпадают в силу суверенитета
прибрежного государства под действие
его уголовных законов. В связи с этим
компетентные власти прибрежного
государства могут производить обыск,
арестовывать лиц, совершивших преступление.
Однако любые действия на борту судна
должны производиться с ведома и в
присутствии капитана и консульских
(дипломатических) представителей
государства, под флагом которого плавает
судно. Современная международная
практика идет по пути ограничения
юрисдикции прибрежного государства в
отношении преступлений, совершенных
на борту иностранного судна, если только
последствия преступления не затрагивают
безопасность этого государства или
интересы его граждан. При получении от
консула сведений о неприменении
прибрежным государством в определенных
случаях своей юрисдикции в силу соглашений
капитан вправе принимать решение об
осуществлении функций органа дознания.

Однако
при осуществлении этих функций капитан
должен соблюдать определенные условия.
Так, при необходимости выполнить
отдельные неотложные действия за
пределами судна (например, произвести
в больнице опрос потерпевшего) капитан
обязан получить разрешение на такие
действия компетентных властей прибрежного
государства. Их разрешение требуется
также для производства опросов граждан
этого государства и других действий с
их участием, даже если они по каким-то
причинам находятся на борту судна. Это
правило не касается случаев приобщения
к материалам дознания заявлений и
собственноручных объяснений иностранных
граждан, а также различных документов,
имеющих отношение к дознанию. Капитан
должен проводить дознание в правовом
поле государства пребывания судна с
учетом действующих международных
соглашений.

В
случае задержания капитаном лица,
подозреваемого в совершении преступления,
местные власти в любом случае вправе
проверить законность такого задержания.
Право на проверку законности произведенного
капитаном задержания сохраняется за
местными властями, даже если такое
задержание имело место до захода судна
в иностранный порт. При этом в одних
странах обоснованность задержания
подозреваемого проверяется на основании
законодательства государства флага
судна (например, в Великобритании,
Нидерландах), в других — на основании
законодательства государства пребывания
судна (например, в Норвегии, Дании).

Капитанам
судов следует иметь в виду, что в тех
случаях, когда документы и акты
составляются при участии иностранных
властей или исходят от властей и граждан,
они должны быть легализованы консулом
округа, в котором такие документы
оформлены.Консульская легализация
заключается в установлении и
засвидетельствовании подлинности
подписей на этих документах и актах и
соответствия их законам государства
пребывания судна и консула. Без легализации
такие документы считаются недействительными
и правового значения не имеют.

Вступает в силу Номер Наименование Основание
01.05.2023 2-020101-174
2-020101-174-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng.

Требуют внедрения в последнюю версию
01.09.2023 / 311-05-1965  Рус. / Eng.
01.09.2023 / 311-05-1966  Рус. / Eng.
01.09.2023 / 311-05-1975  Рус. / Eng.
01.09.2023 / 311-05-1976  Рус. / Eng.

01.05.2023 / 311-09-1920  Рус. / Eng.
01.03.2023 2-020101-174
2-020101-174-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.03.2023 / 312-10-1895  Рус. / Eng.
01.01.2023 2-020101-174
2-020101-174-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.01.2023 / 312-09-1853  Рус. / Eng.
01.01.2023 / 312-09-1873  Рус. / Eng.
01.01.2023 / 312-09-1874  Рус. / Eng.
01.12.2022 2-020101-152
2-020101-152-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.12.2022 / 312-09-1842  Рус. / Eng.
01.12.2022 / 312-09-1843  Рус. / Eng.
15.09.2022 2-020101-152
2-020101-152-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 15.09.2022 / 314-04-1814  Рус. / Eng.
01.09.2022 2-020101-152
2-020101-152-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.09.2022 / 312-09-1799  Рус. / Eng.
23.08.2022 2-020101-152
2-020101-152-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 23.08.2022 / 312-09-1807  Рус. / Eng.
01.08.2022 2-020101-152
2-020101-152-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.08.2022 / 312-09-1795  Рус. / Eng.
01.08.2022 / 312-09-1796  Рус. / Eng.
01.07.2022 2-020101-152
2-020101-152-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.07.2022 / 313-14-1728  Рус. / Eng.
01.07.2022 / 312-09-1735  Рус. / Eng.
01.07.2022 / 312-09-1760  Рус. / Eng.
01.07.2022 / 312-09-1762  Рус. / Eng.
01.07.2022 / 312-09-1784  Рус. / Eng.
15.05.2022 2-020101-152
2-020101-152-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 15.05.2022 / 312-09-1758  Рус. / Eng.
01.05.2022 2-020101-152
2-020101-152-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.05.2022 / 312-09-1719  Рус. / Eng.
14.04.2022 2-020101-152
2-020101-152-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng.
15.03.2022 2-020101-152
2-020101-152-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 15.03.2022 / 312-09-1708  Рус. / Eng.
01.01.2022 2-020101-152
2-020101-152-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.01.2022 / 312-11-1679  Рус. / Eng.
01.12.2021 2-020101-138
2-020101-138-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.12.2021 / 312-11-1649  Рус. / Eng.
01.12.2021 / 312-11-1653  Рус. / Eng.
15.11.2021 2-020101-138
2-020101-138-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 15.11.2021 / 312-11-1633  Рус. / Eng.
01.10.2021 2-020101-138
2-020101-138-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.10.2021 / 312-11-1619  Рус. / Eng.
01.08.2021 2-020101-138
2-020101-138-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.08.2021 / 312-11-1587  Рус. / Eng.
01.08.2021 / 315-12-1589  Рус. / Eng.
01.05.2021 2-020101-138
2-020101-138-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.05.2021 / 312-11-1537  Рус. / Eng.
19.04.2021 2-020101-138
2-020101-138-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 19.04.2021 / 312-11-1527  Рус. / Eng.
15.04.2021 2-020101-138
2-020101-138-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 15.04.2021 / 312-11-1523  Рус. / Eng.
01.03.2021 2-020101-138
2-020101-138-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.03.2021 / 313-67-1486  Рус. / Eng.
15.01.2021 2-020101-138
2-020101-138-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 15.01.2021 / 314-20-1481  Рус. / Eng.
01.01.2021 2-020101-138
2-020101-138-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.01.2021 / 312-11-1473  Рус. / Eng.
15.12.2020 2-020101-124
2-020101-124-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 15.12.2020 / 314-30-1461  Рус. / Eng.
15.12.2020 / 312-11-1462  Рус. / Eng.
01.11.2020 2-020101-124
2-020101-124-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.11.2020 / 312-11-1441  Рус. / Eng.
01.10.2020 2-020101-124
2-020101-124-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.10.2020 / 312-11-1429  Рус. / Eng.
01.09.2020 2-020101-124
2-020101-124-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.09.2020 / 314-01-1415  Рус. / Eng.
Редакционная правка
01.07.2020 2-020101-124
2-020101-124-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.07.2020 / 314-01-1391  Рус. / Eng.
01.06.2020 2-020101-124
2-020101-124-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.06.2020 / 312-11-1377  Рус. / Eng.
14.05.2020 2-020101-124
2-020101-124-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 14.05.2020 / 314-17-1378  Рус. / Eng.
20.04.2020 2-020101-124
2-020101-124-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. Редакционная правка
01.04.2020 2-020101-124
2-020101-124-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.04.2020 / 313-67-1332  Рус. / Eng.
18.03.2020 2-020101-124
2-020101-124-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.07.2020 / 315-22-1358  Рус. / Eng.
18.03.2020 / 313-68-1360  Рус. / Eng.
01.01.2020 2-020101-124
2-020101-124-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.01.2020 / 313-14-1306  Рус. / Eng.
18.10.2019 2-020101-114
2-020101-114-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 16.10.2019 / 312-11-1273  Рус. / Eng.
17.09.2019 2-020101-114
2-020101-114-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 17.09.2019 / 314-47-1265  Рус. / Eng.
01.07.2019 2-020101-114
2-020101-114-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.07.2019 / 315-06-1218  Рус. / Eng.
11.03.2019 2-020101-114
2-020101-114-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 01.03.2019 / 328-03-1200  Рус. / Eng.
01.01.2019 2-020101-114
2-020101-114-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng. 15.11.2018 / 313-39-1169  Рус. / Eng.
01.01.2018 2-020101-104
2-020101-104-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng.
01.01.2017 2-020101-095
2-020101-095-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng.
01.01.2016 2-020101-087
2-020101-087-E
Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»Рус. / Eng.
01.01.2015 2-020101-082
2-020101-082-E
Правила классификации и постройки морских судов. 2015 Том 3Рус. / Eng.
01.01.2014 2-020101-077
2-020101-077-E
Правила классификации и постройки морских судов. 2014 Том 3Рус. / Eng.
01.01.2013 2-020101-072
2-020101-072-E
Правила классификации и постройки морских судов. 2013 Том 3Рус. / Eng.
01.01.2012 2-020101-064
2-020101-064-E
Правила классификации и постройки морских судов. 2012 Том 3Рус. / Eng.
01.01.2011 2-020101-061
2-020101-061-E
Правила классификации и постройки морских судов. 2011 Том 3Рус. / Eng.
01.01.2010 2-020101-056
2-020101-056-E
Правила классификации и постройки морских судов. 2010 Том 3Рус. / Eng.
01.10.2008 2-020101-052
2-020101-052-E
Правила классификации и постройки морских судов. 2008 Том 5Рус. / Eng.


Должностные инструкции для судового экипажа 30.04.2019 10:52

Компания ИБИКОН представляет Вам информацию по должностным инструкциям для членов судового экипажа. 

В июне 2010 г. на дипломатической конференции в Маниле был принят ряд поправок к Международной конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., известной нам всем как Конвенция ПДНВ, и связанному с ней Кодексу ПДНВ. Этот инструмент описывают как один из четырех столпов, на которых стоит нормативно-правовая система морского транспорта, вместе с двумя другими конвенциями ИМО – СОЛАС и МАРПОЛ – и с конвенцией МОТ о труде в морском судоходстве, принятые поправки знаменуют собой первую большую ревизию документа после 1995 г., когда исходная пднв-1978 была отредактирована полностью.

С 1 января 2017 г. от всех моряков требуется выполнение стандартов, установленных конвенцией ПДНВ.

Конвенцией ПДНВ предусмотрены 3 (три) уровня ответственности (levels of responsibility):

Уровень управления (Management level).
Связан с работой в должности капитана, старшего помощника, старшего механика или второго механика;

Уровень эксплуатации (Operational level). Связан с работой в должности вахтенного помощника капитана, вахтенного механика, вахтенного механика судов с периодически не обслуживаемыми машинными помещениями или радиооператора на морском судне;

Вспомогательный уровень (Support level). К нему относятся рядовые моряки, являющиеся частью штурманской вахты и вахты в машинном отделении.

Diplom

Функция (function) — это способ классификации судовых задач. В соответствии с ПДНВ для 3-х уровней ответственности предусмотрены 7 (семь) функциональных зон:

Functions

В таблице ниже представлены различные функции и уровни ответственности, на которых эти функции могут быть выполнены:

Table

При рассмотрении положений конвенции ПДНВ необходимо также рассматривать требования Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов (МКУБ) и положения конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 г. (КТМС).

С целью обеспечения соответствия требованиям ПДНВ, МКУБ и КТМС в рамках СУБ (SMS) наша компания разработала комплект должностных инструкций для судового персонала.

STCW-ДИ

Для каждой судовой должности в соответствии с ПДНВ и Документом о минимальном безопасном составе экипажа судна (Minimum Safe Manning Document) предлагается должностная инструкция, которая включает следующие положения:

ДИ

В соответствии с функцией и уровнем ответственности, а также рабочим Дипломом устанавливаются функциональные обязанности для каждой судовой должности:

ДИ-1

Принцип формирования функциональных обязанностей в должностной инструкции:

STCW-ДИ-1

Преимущества использования должностных инструкций судового персонала:

  • гармонизация национальной системы морского образования с международными требованиями, относящимися к подготовке моряков (ПДНВ);
  • обеспечение соответствия между обучением и подготовкой судового персонала и его дипломированием;
  • гармонизация минимального безопасного состава экипажа судна и штатного расписания экипажа;
  • обеспечение соответствия уровня компетенции судового персонала и должностью на судне;
  • обеспечение соответствия требованиям ПДНВ, МКУБ и КТМС.

ИБ-2019-029

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Классное руководство в школе в начальных классах
  • Ignis стиральная машина вертикальная инструкция по применению
  • Ран нет для растений инструкция по применению
  • Клей титан прозрачный инструкция по применению отзывы
  • Edge knife sharpener инструкция на русском языке