Руководство музеев московского кремля

Музеи Московского Кремля

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Музеи Московского Кремля — государственное музейное учреждение. В него входят Оружейная палата и архитектурный ансамбль Соборной площади, а также выставочные залы в Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриарших палат. История формирования, развития и деятельности музея в Кремле насчитывает почти три столетия, в течение которых были периоды высоких подъемов, бурного развития музейной и научной работы, периоды героической борьбы за сохранение национальных реликвий, провалы, забвение и возрождение. История музея в Кремле, в самом сердце страны всегда неразрывно связана с историей Российского государства. Музей-сокровищница, хранящая государственные реликвии и огромные материальные ценности, всегда привлекал пристальное внимание власти.

Руководство Музеев Московского Кремля

Гагарина Елена Юрьевна
Генеральный директор Музеев Московского Кремля

Баталов Андрей Леонидович
Заместитель генерального директора по научной работе

Дмитриева Ольга Владимировна
Заместитель генерального директора по развитию просветительской деятельности и популяризации Музеев Московского Кремля

Афанасьева Наталья Федоровна
Заместитель генерального директора по хранению, учету и реставрации

Гречишникова Ирина Алексеевна
Заместитель генерального директора по финансам

Миронова Ольга Ивановна
Советник генерального директора

Воротникова Ирина Анатольевна
Ученый секретарь Музеев Московского Кремля


30 ноября 2019 года для посетителей открылась выставка «Петр Первый. Коллекционер, исследователь, художник», приуроченная к празднованию 350-летия со дня рождения царя. Экспозиция демонстрирует значимость и революционный характер преобразований Петра в деле покровительства искусству и наукам. Здесь же представлены ювелирные украшения, подаренные зарубежными дипломатами. Экспонаты были собраны из Германии, Великобритании, Нидерландов.

10 марта 1806 года Александр I выпустил указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей». Постановлением император завершил процесс преобразования царских хранилищ в общедоступный государственный музей.

Связанные новости и события

  • 30.11.2019

    В Музеях Московского Кремля, 30 ноября 2019 года для посетителей открылась масштабная выставка «Петр Первый. Коллекционер, исследователь, художник», приуроченная к празднованию 350-летия со дня рождения царя. Экспозиция демонстрирует значимость и революционный характер преобразований Петра в деле покровительства искусству и наукам. Здесь же представлены ювелирные украшения, подаренные императору зарубежными дипломатами. Экспонаты были собраны в Германии, Великобритании, Нидерландов.

  • 30.11.2018

    Всероссийское онлайн-голосование «Мой любимый музей», завершилось 30 ноября 2018 года. Победителем народного рейтинга стал музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» в Московской области, за который в интернете было отдано максимальное количество голосов.

Музеи Московского Кремля

ЗАКРЫТЬ X

  • Музеи Московского Кремля

В интервью Forbes Woman директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина рассказывает, почему музейное оборудование невозможно импортозаместить, есть ли польза в росте посещаемости и как разговаривать с молодой аудиторией

Музеи Московского Кремля основаны 10 марта 1806 года, когда император Александр I издал указ о создании Оружейной палаты. Сегодня в музейный комплекс входят семь музеев: Оружейная палата, Архангельский, Успенский и Благовещенский соборы, Патриаршие палаты, церковь Ризоположения и колокольня Ивана Великого. 

В рейтинге самых посещаемых музеев России газеты The Artnewspaper Russia в 2022 году Музеи Московского Кремля заняли 16-е место, потеряв 72% посетителей по сравнению с 2019 годом. Всего в музеи Кремля в 2022 году пришли 861 341 человек. 

Почти 10 лет идет создание нового здания музея K5 в пространстве Средних торговых рядов на Красной площади, 5. О том, почему Музеи Кремля стремятся выйти за кремлевские стены, Forbes Woman рассказала директор музеев Елена Гагарина.  

— В чем, на ваш взгляд, принципиальное отличие музеев Кремля от всех остальных музеев нашей страны и мира?

— В музеях Кремля хранится коллекция, которая абсолютно отличается от всего, что есть в других музеях. Музей создавался императором Александром I как сокровищница династии Романовых. Он хранит памятники, связанные с жизнью императорского, царского и великокняжеского, патриаршего двора, — в общем, у нас совершенно особенная коллекция. Здесь — важнейшие государственные символы, государственные регалии. Каждый предмет не только шедевр ювелирного искусства, ткачества или церковного искусства, но и памятник истории. Для того чтобы понять, что он собой представляет, нужно не только восхититься мастерством его создателей и эстетической стороной, но понять символическое значение, роль, которую он играл в разные периоды истории.

Конечно, Музеи Московского Кремля — не единственная сокровищница в мире. Но единственная сокровищница, которая располагается на территории действующей резиденции президента. С этим связано много разных ограничений и для посетителей, и для сотрудников, которые здесь работают.

Проект будущего музея K5 на Красной площади Фото DR

— Какие преимущества это дает музею?

— Кремль — самая охраняемая территория. Поэтому, когда мы делаем серьезные ювелирные выставки, у наших партнеров не возникает вопросов о сохранности экспонатов. Мы можем брать на выставки такие предметы, которые обычно не предоставляются. А у нас они попадут в адекватный контекст. И будут полностью защищены.

— Означает ли это, что для выставки в Кремле страховка экспоната стоит дешевле?

— Нет, страховка не имеет отношения к системе охраны, страховка рассчитывается из рыночной стоимости вещей. Нужно взять примерную стоимость вещи на настоящий момент и умножить на три, так получится размер выставочной страховки. А рыночная стоимость, в свою очередь, вычисляется по данным продаж аналогичных предметов. Если, конечно, аналоги таких вещей существуют. Страховую оценку назначает комиссия, которая собирается перед выдачей вещей и приводит свои аргументы, почему это должно стоить столько-то. Директор к этому никакого отношения не имеет. Конечно, в коллекции любого музея есть вещи, которые никогда не выдаются на выставки в другие музеи. Поэтому их страховую оценку мы не знаем.

— Такая близость Музеев к власти, к главе государства означает, что со сменой руководства страны всякий раз меняется работа музеев?

— Нет. Работу музея корректирует Федеральная служба охраны. Все наши взаимоотношения регулируются правилами посещения Кремля. По традиции посещение Кремля возможно с 10:00 до 17:00, так это и продолжается поныне. Когда в разгаре туристический сезон, комендатура разрешает нам сделать посещение музея на час раньше утром и продлить на час вечером, но не более того. И у нас всегда выходной день — четверг. В советские времена по четвергам происходило заседание Политбюро, и традиция закрывать Кремль по четвергам для посетителей до сих пор сохранилась. Нам это очень на руку, потому что все остальные музеи Москвы закрыты по понедельникам. Соответственно, туристы, которые никуда не могут попасть в понедельник, приходят в Кремль.

— А что происходило с собранием Музеев Московского Кремля, когда, например, в Кремле жил Сталин со своей семьей?

— Музей был закрыт. Какая-либо музейная деятельность была прекращена. За коллекцией наблюдали сотрудники комендатуры. Трудно представить, как выглядела экспозиция, фотографий этого периода у нас не сохранилось. Известно, что когда в музей приходили гости и им показывали Оружейную палату, рядом с каждой витриной стоял боец, который знал текст про экспонаты в витрине, и, соответственно,  он этот текст гостям выдавал. У следующей витрины следующий боец говорил то, что знает он. Кремль открылся в начале 1960-х годов во времена Хрущева. По легенде, когда в Москву приехала Индира Ганди и ей показывали Кремль, она выразила недоумение, почему такие замечательные памятники находятся в довольно плачевном состоянии. Тогда Кремль был открыт для посетителей, набраны экскурсоводы, сотрудники комендатуры Московского Кремля. Постепенно начал вновь формироваться научный коллектив, возобновилась научная работа, хранительская работа, появился реставрационный отдел.

— Когда возникла идея выхода из Кремля?

— Эта идея возникла достаточно давно. Еще до того, как я стала директором. У музея было несколько попыток получить новое пространство. Например, мы пытались построить здание на небольшом пятачке Боровицкого холма, где сейчас стоит памятник Святому Владимиру. Из этого ничего не вышло. Тогда было решено, что музей получит здание Средних торговых рядов, когда в нем будут закончены реконструкционные работы. Большая часть коллекции Музеев Московского Кремля переедет туда. Но все, что связано с коронациями и государственными регалиями, останется здесь, в Оружейной палате.

Музеи Кремля — это комплекс, у которого большой нераскрытый потенциал. Потому что все те ограничения, с которыми мы связаны, не позволяют нам делать больших важных проектов, связанных с предметами из коллекции, — а они нуждаются в том, чтобы о них рассказывали. Например, мы хотели бы организовать крупную выставку, посвященную Святому Георгию. Это тема важна и актуальна как для христианского, так и для мусульманского искусства, как для средневекового, так и для современного. 

Когда у нас появится возможность, мы хотели бы показывать, например, русскую деревянную скульптуру, которую мало кто знает, в контексте европейской скульптуры, в том числе и современной. Потому что многие приемы и образы, которые используются там и здесь, иногда несут тот же самый смысл, а иногда абсолютно другой, и это очень интересно понимать. 

Произведение искусства — как живой организм, внутри которого скрыто множество смыслов, которые необходимо найти, выявить. Как режиссер на съемочной площадке работает с актером, вытягивая из него максимум, так куратор на выставке раскрывает все то, что заложено в произведении художником, — чтобы люди могли понять, восхититься произведениями и поставить их в определенный контекст. Вот то, что сейчас необходимо современному музею, то, что необходимо зрителю.

Выход за пределы Кремлевской стены важен для нас не только потому, что нам не хватает места, чтобы показывать все, что у нас хранится. Но и для того, чтобы музей наконец получил все необходимые современному музею помещения: зону для приема посетителей, нормальные кассы, нормальные лекционные залы, реставрационные мастерские, хранилища. Сейчас все они находятся в зданиях XVII–XIX веков, плохо приспособленных для этого. Но музей в современном понимании — это не только экспозиции и выставки.

Люди часто приходят в музеи на целый день, приводят детей на занятия, кто-то хочет посмотреть кино, кто-то идет на выставки. Кто-то специально посещает музейные магазины. Многие музеи славятся тем, что там работают хорошие рестораны и кафе. Приезжая в Нью-Йорк, знающие люди идут в МоМА обедать; приезжая в Лондон, идут в ресторанчик в Тейт Модерн. В Лувре тоже прекрасные кафе.

— Кто автор концепции нового музейного пространства? На сайте французской компании музейного консалтинга Avestagroup среди заказчиков и Лувр в Абу-Даби, и «ГЭС-2», и Музей русского импрессионизма. Есть и Музеи Кремля. Как строилась ваша работа?

— Я была очень удивлена, обнаружив музей в списке клиентов агентства. Но кое-что мне стало понятно. Наши архитекторы, бюро «Меганом», все время приносили какие-то забавные идеи, от которых мы старались отстраниться. Видимо, это и были разработки французской компании.

Вообще я считаю, что заказывать неким организациям создание концепции для музея — идея странная. То, как может развиваться музей, знает только сам музей. Разработка концепции требует прежде всего глубокого понимания коллекции, изучения памятников. Это знают только хранители. Никакая сторонняя компания этого знать не может.

Проект музея K5. Корпус А — Серебряный зал (Фото DR)

— То есть в музейном деле успех не тиражируется, нет универсального рецепта построения современной экспозиции, устройства музейного пространства?

— Нет. Это индивидуальная история для каждого музея. Если вы посмотрите, каким образом оформляются документы в любом музее, как ведутся инвентарные книги с момента основания собрания, вы увидите, что в каждом музее есть своя система. Наши инвентарные книги и инвентарные книги, например, Эрмитажа или Пушкинского музея устроены по-разному. Это разная система описания экспонатов и система атрибуции. В Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина новые атрибуции не вносятся в инвентарную книгу, они могут вноситься в каталоги, которые печатаются. В Музеях Кремля хранятся памятники, созданные из драгоценных металлов и камней, мы все изменения обязаны фиксировать в инвентарных книгах. Если каким-то образом меняется вес предметов, например они прошли реставрацию, их почистили, и вес изменился даже на 1/100 грамма, мы обязаны все это отмечать. В Эрмитаже вообще совершенно другая система, она складывалась в XVIII веке.

Хотя в советские времена были заведены новые инвентарные книги, и система стала иной, тем не менее принцип работы с памятниками и отражение этого процесса в документах — это наш порядок, который наследует первым документам.

— То есть, несмотря на то, что музейная работа прерывалась, традиция не утрачена? 

— У нас в музее сохранился весь Кремлевский архив.

— Согласно этому архиву, какое количество предметов было продано на запад в 1920-х годах?

— Из музея почти ничего не продавалось. Музеи Кремля и Гохран — это разные организации. В 1925 году в Доме союзов Гохран устроил выставку, которая называлась «Алмазный фонд». Выставка должна была продемонстрировать непроданные драгоценности, чтобы успокоить волну возмущений, которая поднялась из-за продаж художественных ценностей на Запад.

— А как же Арманд Хаммер и другие бизнесмены, которые скупали в кладовых Кремля императорские яйца Фаберже чуть ли не на вес?

— После скандалов Советским правительством было принято решение, что все оставшиеся ценности должны находиться в Оружейной палате.

Большая часть сокровищ появилась в Кремле во время Первой мировой войны, когда шло наступление немцев на Петроград, правительство перебралось в Москву в 1918 году. Вот тогда Оружейная палата была закрыта, и от пола до потолка залы уставлены ящиками с сокровищами. Из этих ящиков сотрудники Гохрана выбирали вещи, которые, как это называлось, «обезличивались» (драгоценности разбирались, камни вынимались) и продавались. Сотрудники Оружейной палаты старались спасти наиболее древние и ценные экспонаты. Благодаря их работе сохранились иконы XVI–XVII веков, церковная утварь, которая связана с именами государей, оружие. Основная часть потерь — роскошные драгоценности XVIII века, все они были распроданы. Иногда они появляются на аукционах. Недавно продавались, например, бриллиантовые украшения Екатерины II. Несколько лет назад, по имеющимся данным, за $33 млн галереей Wartski было продано пасхальное яйцо Фаберже 1887 года с сюрпризом в виде дамских часов — дар Александра III императрице Марии Федоровне. Кстати, его можно было увидеть на выставке «Фаберже в Лондоне. От романтики до революции» в музее Виктории и Альберта. Появлялось на торгах и «Зимнее яйцо» Фаберже 1913 года, которое в 1920-е годы хранилось в Кремле.

— Ведет ли музей поисковую кампанию, отслеживает ли эти предметы, пытается ли возвращать?

— Это невозможно. Музей не может ничего покупать на аукционах. Мы можем только получить что-то в подарок. По традиции, когда мы делаем выставку какого-либо коллекционера или коммерческой компании, нам в благодарность дарят что-то существенное. Например, когда мы делали выставку «Рыцарские ордена Европы» из коллекции Андрея Хазина, коллекционер подарил нам Викторианскую цепь, которой был награжден Николай II. Хазин приобрел ее на аукционе. Но вообще такие предметы не должны выставляться на торги. По правилам, установленным еще в XIV веке, иностранные награды, которыми был награжден монарх, после его смерти возвращаются в страну, которая его наградила. После расстрела Николая II его Викторианская цепь была продана за рубеж, и ее след был потерян. На аукционе цепь была выставлена как награда, принадлежавшая хедиву (вице-султану. — Forbes Woman) Египта Аббасу II Хильми-паше. Во время выставки в Музеях Кремля в 2015 году нашим сотрудникам удалось восстановить принадлежность Викторианской цепи. Чтобы коллекционер смог передать реликвию музею, мы обращались за разрешением к Ее Величеству королеве Елизавете II. На церемонии при оформлении документов награда Николая II сначала возвращалась в капитул, а потом королева от своего имени передавала Викторианскую цепь в Музеи Московского Кремля на бессрочное хранение. Но с определенным условием: когда этот предмет потребуется на выставку королевской коллекции, мы за свой счет цепь должны привезти. Каждый год мы должны платить небольшую сумму страховой оценки этого предмета. В этом году страховку оплатить не удалось. Мы вели длительную переписку с представителями королевской коллекции, и в итоге они нам простили этот взнос.

Предметы из Кремлевского сервиза, подаренные Музеям Кремля Михаилом Карисаловым (Фото DR)

Бизнесмен, коллекционер Михаил Карисалов за последние несколько лет сделал ряд роскошных подарков разным музеям. Причем эти подарки корреспондируются с коллекциями этих музеев, что вдвойне приятно. Мы получили от него произведения резной кости XVII — начала XX века, более 200 предметов. И коллекцию Кремлевского фарфора. Это редкие предметы из Кремлевского сервиза, которые помечены так называемыми серыми марками. Это те вещи, которые были представлены Николаю II, и он по определенным причинам их отверг. Поэтому они не вошли в серию.

— Несмотря на продажи за рубеж, именно в Музеях Московского Кремля находится самая представительная коллекция Фаберже в мире. Как вы планируете ее развивать, выставлять?

— На Красной площади, когда мы получим новое здание, будет большой зал Фаберже. Каждое пасхальное яйцо будет представлено в отдельной витрине, будет еще множество предметов, которые связаны с мастером.

Наша коллекция Фаберже постоянно пополняется. Дилеры постоянно что-то предлагают купить. Недавно мы получили в дар архив Карла Фаберже, который хранила его правнучка Татьяна Федоровна Фаберже. Она хотела, чтобы этот архив был передан в российский государственный музей. Нам позвонил спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и предложил забрать эти документы и предметы. Мы с удовольствием согласились.

При жизни Татьяна Федоровна неоднократно приезжала к нам, поддерживала отношения с хранительницей коллекции Фаберже Татьяной Николаевной Мунтян. Круг людей, которые занимаются организацией выставок, пишут о Фаберже, довольно узок, там все друг друга знают и могут оценить уровень научных исследований и сделанных открытий.

Подруга Татьяны Федоровны, русская дама, которая передавала нам архив, сказала, что желанием Татьяны Федоровны было, чтобы архив хранился в государственном музее и ни в коем случае не попал в частные руки. А такого рода претенденты тоже были. Сейчас мы изучаем архив, готовим к публикации. Но там по большей части истории, связанные с жизнью семьи в эмиграции. Это документы, предметы, фотографии.

Императорские пасхальные яйца Фаберже из коллекции Музеев Московского Кремля (Фото DR)

— На ваш взгляд, в идеальном будущем возможна выставка, объединяющая крупнейшие коллекции Фаберже? Музеи Московского Кремля, Музей Фаберже Виктора Вексельберга, собрание британской королевской семьи?

— Мы постоянно участвуем в таких выставках. Самый последний пример — выставка «Фаберже. От романтики до революции», которая прошла в лондонском музее Виктории и Альберта в 2021–2022 годах.

Когда у нас будут новые выставочные залы, мы, несомненно, станем проводить большие выставки Фаберже. Но должна сказать, что, для того чтобы собрать такую выставку, необходимо провести огромную работу, договориться об участии с очень многими частными коллекционерами и музеями. Выставка в музее Виктории и Альберта готовилась десять лет, и она собрала огромное количество участников: и наш музей, и Эрмитаж, и пригородные дворцы-музеи Санкт-Петербурга, и Минералогический музей имени Ферсмана, и музеи Кливленда, Хьюстона, Парижа, и музей Фаберже в Санкт-Петербурге, и частные коллекции. Там были 53 владельца-участника. Подобрать вещи, чтобы они рассказывали какую-то историю, и найти то, что прежде никогда не показывалось, требует большой работы, очень больших усилий, в том числе финансовых. Это дорого.

Идея была действительно интересная — показать лондонский филиал Фаберже. Нам, например, интересно было бы продемонстрировать, как отличались предметы, которые делала компания для Москвы и для Санкт-Петербурга, ведь это был совершенно разный стиль. 

Мы делали выставку, посвященную Фаберже и камнерезному искусству. Работы уральских камнерезов использовала и компания Фаберже, и компания Cartier, и ряд других именитых ювелирных компаний. В 2020 году мы открыли выставку о Фаберже и русских эмалях, русских мастерах-эмальерах. Выставка получила широкий отклик во всем мире.

— Она где-то гастролировала после Москвы?

— Нигде. С началом пандемии уже невозможно было ехать куда бы то ни было. Были запросы от наших азиатских коллег. Например, музеи Таиланда предлагали показать у них эту выставку. Сейчас это невозможно. Но это не значит, что проект не будет когда-то реализован.

— На ваш взгляд, какой запас прочности у Музеев Московского Кремля?

— Большой запас, навсегда. Конечно, в связи с пандемией финансовое состояние музея было довольно убогим. Другого слова даже не подберу, потому что наши доходы уменьшились в пять раз, и все это время нам было достаточно трудно. Но мы не сократили никому зарплату и никого не уволили. Вот это самое важное. Мы сохранили коллектив музея, никто не пострадал. Что касается выставок, их можно делать разными. Можно делать дорогие выставки, можно не очень дорогие. 

— Можно ли сегодня представить ситуацию изъятия ценностей из Музеев Московского Кремля?

— Разумеется, нет. У нас существует закон о музейном фонде, который защищает музейное хранение и не допускает исключения предметов и коллекций из состава музейного фонда.

Викторианская цепь Николая II (Фото DR)

— Какой процент бюджета Музеев Московского Кремля сейчас составляют спонсорские пожертвования?

— Не могу вам сказать. Мы так никогда не считали. Спонсорские деньги идут не на счет музея, а на счет фонда поддержки Музеев Московского Кремля. Фонд не ведет коммерческой деятельности. Он аккумулирует средства, которые дают спонсоры. Средства идут на те проекты, которые музею как бюджетному учреждению трудно осуществить без поддержки извне.

Так, компания «Алроса» подарила нам роскошные драгоценности, выполненные из ее камней русскими ювелирами. Эту коллекцию авангардных вещей мы часто показываем на наших выставках. Компания «Транснефть» взяла на себя реставрацию Успенского собора. Мы составили программу и смету работ, какие средства в какой год нам понадобятся. Во время реставрации за иконостасом мы нашли фрески, которые относятся к основному слою росписи собора XVII века, с изображением Девы Марии из «Благовещения» и цикл, посвященный Марии Египетской. За иконами второго сверху яруса, пророческого, были открыты композиции XV или начала XVI века — «Гостеприимство Авраама» и почти полностью сохранная сцена «Избиение младенцев в Вифлееме».

А сняв чугунные плиты пола, мы нашли остатки фундаментов тех соборов, которые находились на месте нынешнего. Прежде всего фундамент собора постройки Кривцова и Мышкина, про который ходят всякие легенды, что он по какой-то причине разрушился. Скорее всего, подвело несовершенство строительных техник и неправильные расчеты. И все эти открытия сделаны в рамках проекта комплексной реставрации. В общем, работа со спонсорами очень важна для музея.

— А что происходит с бюджетом на стройку нового пространства музея?

— Стройку ведет не музей, а Управление делами Президента на средства государственного бюджета. Мы активно участвуем в обсуждении тех или иных решений. За эти годы для всего коллектива музея стройка стала практически второй работой. Мы теперь просто живем на стройке.

Я бы хотела сказать что-нибудь оптимистичное, но ситуация сейчас достаточно сложная. Основная проблема — невозможность добыть необходимые для музея вещи, которые у нас не делаются. Прежде всего, это витрины и оборудование для фондохранилища.

— То есть музейные витрины и оборудование для фондохранилища нельзя импортозаместить?

— Нельзя. Последняя экспозиция в Оружейной палате, сделанная в 1986 году, разместилась в витринах, изготовленных на авиационном заводе. Но то, что было хорошо для 1986 года, сейчас не годится. Теперь к сохранности музейных предметов применяются совершенно другие требования. Мы видим, что произведения, которые долгое время простояли в этих витринах, сейчас в таком состоянии, что нуждаются в серьезной работе реставраторов. Так опытным путем мы выяснили: не тот свет, не те стекла, там невозможно установить современную систему охраны.

Тем более эти витрины нельзя использовать в новом здании на Красной площади. Это уже не территория Кремля, там другая система охраны. А учитывая возросшее число краж и музейного вандализма, мы не можем себе позволить рисковать коллекцией.

Ведь никто предположить не мог, что, например, из «Зеленых сводов» в Дрездене можно украсть драгоценности. Там витрины компании Glasbau Hahn, которые, казалось бы, невозможно разбить. Но люди были подготовлены, за несколько секунд взломали витрины, выкрали предметы, среди которых — дрезденский белый бриллиант и рубиновый комплект Августа Сильного. То есть это точно исполненное ограбление по заказу. Страховая оценка украденного — €1,1 млрд. Это пример того, насколько остро сегодня музеи нуждаются в серьезной защите.

— Получается, пока не решен вопрос с музейным оборудованием, нет смысла продолжать работу?

— Какие-то работы продолжаются, но не слишком активно. Была идея заключить договор с российскими компаниями, но, на мой взгляд, это сомнительное предприятие. Витрины в музеях также важны, как оборудование для операционной. Для этого нужен огромный опыт и наработки, реализованные проекты, проверенные временем. В России, к сожалению, такого уровня предприятий мы пока не нашли.

— Остается ли посещаемость в нынешних условиях одним из ключевых показателей работы музея? И действительно ли, на ваш взгляд, увеличение посещаемости — стимул развития музея?

— Нет, это не стимул развития. Но Министерство культуры требует роста посещаемости, эта цифра ставится в план музея, и мы обязаны этот план выполнять.

Очень важная составляющая в этом процессе — туризм. Когда туристы приезжают в другую страну, естественно, они хотят познакомиться с национальными особенностями, с культурой страны. Никто из иностранных туристов не пойдет, например, в драматический театр, потому что действие происходит на неизвестном им языке. Но все с удовольствием будут посещать музеи, и те, кто любит, пойдут в оперу или будут смотреть балет. В музеях туристы в основном ходят на постоянные экспозиции. На выставки туристы ходят редко. Выставки рассчитаны прежде всего на нашу аудиторию.

— Как музей работает с молодой аудиторией? С теми людьми, которые родились уже со смартфонами в руках, которые смотрят видео не больше восьми секунд?

— Мы пишем для них тексты. Обратите внимание, на наших последних выставках очень много текстов. Мы ищем язык понятный и интересный молодой аудитории. Например, мы точно знаем, что текст, полный фактических деталей, воспринимается русскоговорящей аудиторией плохо. Факты хорошо воспринимают китайцы, а мы — нет. Наши посетители воспринимают идею, и она должна быть изложена доступным языком. Здесь проблема еще и в том, что язык повседневного общения в последнее время сильно вульгаризировался. Он полон заимствований, терминов новых технологий.

Эта лексика в музейной экспликации присутствовать не может. Задача экспликации — дать людям информацию в максимально доходчивом, упрощенном виде. Никто не будет читать длинное описание с большим количеством прилагательных. Многословные пояснения ушли в прошлое вместе с многотомными романами-эпопеями, выставками, где по хронологии представлено 600 вещей. Люди больше не воспринимают такую манеру изложения. 

— Как найти специальный музейный язык для разговора с молодой аудиторией?

— Мы учимся писать просто и доходчиво, но сохраняя высокие стандарты языка. Язык — определенная система коммуникации. Когда подростковый сленг переходит во взрослую речь, становится нормой — это проявление инфантильности, которое ослабляет, обедняет и язык, и мышление.

Музей не должен ни заискивать, ни заигрывать. Музей представляет лучшие идеи и лучшие произведения, которые были созданы человечеством. Но музей позволяет любой аудитории влиться в ряды тех людей, которые приходят для того, чтобы получить удовольствие и узнать что-то новое. Мы готовы разговаривать с неофитами на каком-то другом языке. Но это не значит, что мы откажемся от своих стандартов. По традиции они высокие.

МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ»



  Действующая организация

ОГРН 1027739029856  

ИНН 7704017525  

КПП 770401001  

ОКПО 02174773  

Дата регистрации

1 августа 1994 года

Юридический адрес

103073, г. Москва, ул. Кремль

Организационно-правовая форма

Федеральные государственные бюджетные учреждения

Специальный налоговый режим

Не применяется?

МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ - Гагарина Елена Юрьевна

Учредитель

Российская Федерация

с 6 июля 2016 г.

Среднесписочная численность работников

Нет сведений?

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Не входит в реестр

Федресурс

Организация не опубликовала ни одного сообщения

ЕФРСБ (реестр банкротств)

  Нет сообщений о банкротстве

Санкции

  Не входит в санкционные списки


Оценка надежности

Очень высокая оценка надежности

Признаки фирмы-однодневки не обнаружены

  • Преимущества (10)
  • Недостатки (0)
  •   Долгое время работы

    Организация зарегистрирована 29 лет назад, что говорит о стабильной деятельности и поднадзорности государственным органам

  •   Имеются лицензии

    Организацией получены несколько лицензий, что является признаком высокой надежности контрагента

  •   Правообладатель

    По данным Роспатента, МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ обладает исключительными правами на несколько товарных знаков

  •   Участник системы госзакупок — поставщик

    Организация поставила товаров или оказала услуг на сумму более 63,8 млн руб.

  •   Участник системы госзакупок — заказчик

    Организация заказала товаров или услуг на сумму более 8,3 млрд руб.

  •   Не входит в реестр недобросовестных поставщиков

    По данным ФАС, не входит в реестр недобросовестных поставщиков

  •   Нет связей с дисквалифицированными лицами

    По данным ФНС, в состав исполнительных органов организации не входят дисквалифицированные лица

  •   Нет массовых руководителей и учредителей

    Согласно текущим критериям ФНС, руководители и учредители МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ не являются «масоовыми»

  •   Нет сообщений о банкротстве

    В реестре ЕФРСБ не найдено ни одного сообщения о банкротстве организации

  •   Нет долгов по исполнительным производствам

    По данным ФССП, открытые исполнительные производства в отношении организации отсутствуют

Недостатков не обнаружено

Реквизиты

ОГРН? 1027739029856    от 1 августа 2002 года
ИНН? 7704017525  
КПП? 770401001  
ОКПО? 02174773  

Сведения о регистрации

Регистрация в ФНС

Регистрационный номер 1027739029856 от 1 августа 2002 года

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве

Регистрация в ПФР

Регистрационный номер 087104022876 от 26 июля 2006 года

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области

Регистрация в ФСС

Регистрационный номер 770700033677011 от 21 сентября 2009 года

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области

Коды статистики

Код ОКОГУ? 1321000  

Министерство культуры Российской Федерации

Код ОКОПФ? 75103  

Федеральные государственные бюджетные учреждения

Код ОКФС? 12  

Федеральная собственность

Код ОКАТО? 45286585000  

Тверской

Код ОКТМО? 45382000000  

муниципальный округ Тверской

Код КЛАДР? 770000000004242  

Контакты

Адрес

103073, г. Москва, ул. Кремль

Показать на карте


Контакты неверны или неактуальны?

Если вы являетесь владельцем или руководителем МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ, вы можете добавить или отредактировать контактную информацию. Также, вы можете подключить сервис «Мой бизнес» для управления этой страницей.

Виды деятельности ОКВЭД-2

91.02 Деятельность музеев?
47.77.1 Торговля розничная часами в специализированных магазинах
47.77.2 Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах
47.65 Торговля розничная играми и игрушками в специализированных магазинах
47.78.3 Торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов
91.03 Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры
46.90 Торговля оптовая неспециализированная
47.61 Торговля розничная книгами в специализированных магазинах
18.12 Прочие виды полиграфической деятельности
90.03 Деятельность в области художественного творчества

Финансовая отчетность МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Нет сведений о финансовой (бухгалтерской) отчетности МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ?

Руководитель МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Генеральный директор Гагарина Елена Юрьевна

  Нет записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ

  Нет записи о дисквалификации

  Не входит в реестр массовых руководителей

Учредитель

  • РФ, субъекты РФ и муниципальные образования (1)

Связи

Не найдено ни одной связи по руководителю

Учредитель МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ также является руководителем или учредителем 140 других организаций

1. ФГУП «КИНОКОНЦЕРН «МОСФИЛЬМ»
119285, г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 1
Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ

2. ФГУП «ГОСРЕСТАВРАЦИЯ»
119034, г. Москва, пер. Турчанинов, д. 6
Строительство жилых и нежилых зданий

3. ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Газеты Звезда, д. 18
Образование высшее

4. МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК В.Д. ПОЛЕНОВА
301011, Тульская область, Заокский район, с. Страхово
Деятельность музеев

Учредитель — МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

5. МУЗЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
197046, г. Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 2-4
Деятельность музеев

МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ не является управляющей организацией

МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ не является учредителем других организаций

Лицензии

Согласно данным ЕГРЮЛ от ФНС и федеральных органов, организацией МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ были получены 3 лицензии

Источники данных

  • ЕГРЮЛ (2)
  • Роскомнадзор (СМИ) (1)

Товарные знаки

Согласно данным Роспатента, организация обладает исключительными правами на 5 товарных знаков

Госзакупки

Согласно данным Федерального казначейства, МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ является активным участником системы государственных закупок

Заказчик

Контракты Общая сумма
94-ФЗ 1043 4,5 млрд руб.
44-ФЗ 621 1,3 млрд руб.
223-ФЗ 2455 2,5 млрд руб.

Поставщик

Контракты Общая сумма
94-ФЗ 20 5,4 млн руб.
44-ФЗ 38 20,8 млн руб.
223-ФЗ 6 37,7 млн руб.

Проверки МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Согласно данным ФГИС «Единый Реестр Проверок» Генеральной Прокуратуры РФ, за период с 2015 года в отношении организации МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ инициировано 18 проверок

Без нарушений

С нарушениями

Нет сведений о результатах

  • Последняя проверка
  • Предстоящие проверки (0)

№ 77230363445706208923 от 22 мая 2023 года

Объявление предостережения

Орган контроля (надзора), проводящий проверку

Центральное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Правовое основание проведения проверки

(ФЗ 248) Наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований

Нет сведений о предстоящих проверках по 248-ФЗ, 294-ФЗ, 184-ФЗ или 131-ФЗ

Арбитражные дела

В арбитражных судах РФ были рассмотрены 5 судебных дел с участием МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Общая сумма исковых требований околоСумма исков 196,1 тыс. руб.

Из них за последний год околоЗа последний год около 2,9 тыс. руб.

Последнее дело

№ А40-100777/2023 от 4 мая 2023 года

Экономические споры по гражданским правоотношениям

Истец

Ответчик

Исполнительные производства

  Нет сведений об открытых в отношении МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ исполнительных производствах

Налоги и сборы

Нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах


  Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам

Вакансии

Мы смогли найти информацию о 1 вакансии от МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Самые популярные вакансии

  • ведущий документовед (1)

Последняя вакансия

Обязанности

Работа со служебной документацией: прием, регистрация в СЭД, контроль исполнения, формирование дел в соответствии с номенклатурой, подготовка, передача в архив, работа по отправке и получению служебной корресподенции на Почте России, включая оформление по действующим стандартам и финансовую отчетность, участие в проведении протокольных мероприятиях по встречи и приему гостей, доставка поздравлений и приглашений на мероприятия Музея

Общие требования

Высшее образование, предпочтительно гуманитарное, знание нормативных документов по делопроизводству, опытний пользователь ПК, навык работы в системе электронного документооборота, навык работы по аналогичной должности

Требования к образованию

Высшее

Зарплата от 56800 руб.

Опубликовано 8 июня 2023 года

История изменений

01.08.1994

Регистрация юридического лица

01.08.2002

Присвоен ОГРН 1027739029856

26.07.2006

Регистрация в ПФР, присвоен регистрационный номер 087104022876

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области

21.09.2009

Регистрация в ФСС, присвоен регистрационный номер 770700033677011

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области

07.07.2016

Удалена запись об учредителе МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

Удалена запись об учредителе ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

Российская Федерация становится новым учредителем организации

Согласно данным ЕГРЮЛ, организация МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ — или ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ» — зарегистрирована 1 августа 1994 года по адресу 103073, г. Москва, ул. Кремль. Налоговый орган — межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве.

Реквизиты юридического лица — ОГРН 1027739029856, ИНН 7704017525, КПП 770401001. Регистрационный номер в ПФР — 087104022876, регистрационный номер в ФСС — 770700033677011. Организационно-правовой формой является «Федеральные государственные бюджетные учреждения», а формой собственности — «Федеральная собственность».

Основным видом деятельности организации МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ является «Деятельность музеев». Организация также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД как «Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры», «Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах», «Деятельность в области художественного творчества», «Торговля оптовая неспециализированная», «Торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов» и других.

Генеральный директор — Гагарина Елена Юрьевна.

На 23 сентября 2023 года юридическое лицо является действующим.

Смотрите также

Прочие фирмы и организации

ООО «СПЕЦГРУЗ»

Деятельность автомобильного грузового транспорта

г. Челябинск
ООО «ЛИДЕР»

Строительство жилых и нежилых зданий

г. Москва
ООО «АУРА»

Покупка и продажа собственного недвижимого имущества

г. Казань
ООО «ТК ЭКСПРЕСС48»

Деятельность автомобильного грузового транспорта

г. Липецк
ООО «МОДУЛЬ ФРЭЙМ»

Производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий

Воронежская Область

12 апреля 2001 г. во время визита в Звездный городок Владимир Путин назначил дочь первого советского космонавта Елену Гагарину директором Музеев Кремля – второго по посещаемости в России (после Эрмитажа) и 18-го в мире музейного комплекса. В 2019 г. в нем побывало более 3 млн человек.

В прошлом году Музеи Кремля, как все музеи, пострадали от пандемии и понесли серьезные финансовые потери – посетителей стало в 6 раз меньше. Но музей начинает возвращаться к привычной жизни и открывает сразу две крупные выставки – российских ювелирных шедевров конца XIX – начала XX вв. и русской резной кости XVIII–XIX вв. В интервью «Ведомостям» Гагарина рассказала, как планирует воплощать отложенные планы.

– В прошлом году вы получили в дар архив Фаберже и коллекцию русской резной кости. Насколько важны сегодня в жизни музея меценаты?

– Нынешний дар от Михаила Юрьевича Карисалова – очень важная коллекция, одна из лучших. Ее собирала в Петербурге еще его мама, тесно общаясь с сотрудниками Эрмитажа и Русского музея. Такое сотрудничество дает не только представление о каких-то важных навыках – например, как следует правильно собирать коллекцию, – но и создает круг общения, где говорят на профессиональном языке.

Так случилось и с архивом Фаберже, который мы получили, невзирая на пандемию и жесткие ограничения по перемещению между странами. Татьяна Фаберже, правнучка придворного ювелира, завещала архив своей давней подруге Елене Розановой-Савари с условием, что Елена Валентиновна передаст его в музей и архив станет доступным для исследователей. Она связалась с нами, и нам с большим трудом, но удалось организовать вывоз архива из Швейцарии в Москву.

Связь музея с коллекционерами очень важна, так же как и с арт-дилерами, многие из которых тоже собирают уникальные вещи. Меценаты часто не только дарят что-то свое, но и покупают предметы в коллекцию специально для нас. И арт-дилеры тоже не только продают, но и дарят нам что-то.

– В последние годы наблюдается прямо-таки всплеск меценатства: о дарах отчитываются все, от Третьяковки до Русского музея. С чем этот подъем связан, по вашему мнению?

Родилась в 1959 г. в городе Заполярный. Окончила исторический факультет МГУ по специальности «историк искусства». Кандидат искусствоведения

1981

хранитель английской графики, заместитель заведующего отделом графики по хранению ГМИИ им. Пушкина

2001

генеральный директор ФГУП «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

2005

вошла в комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

– Это предсказуемо. Уже прошло время, когда наши меценаты собирали коллекции исключительно для себя, для своего удовольствия. Коллекционировали то, что необходимо было для удовлетворения своих художественных интересов и пристрастий. Так происходит всегда: в определенный момент человек понимает, что коллекция, которой он обладает, является собранием высокого качества, и он начинает испытывать потребность в том, чтобы она была доступна и другим людям. Также меценаты понимают, что, когда они уйдут, в руках наследников коллекция может распылиться. А этого не хотелось бы. Все части коллекции хорошо дополняют друг друга, и без такого собрания невозможно изучение памятников. Не бывает так, чтобы коллекционер внезапно утратил любовь к собранию или понял, что оно ему больше не интересно. Мы прекрасно знаем, что в основном или продают вещи, не являющиеся важными для коллекции, или их реализуют наследники, или же продают, когда происходит какой-то финансовый крах.

Известно, например, что коллекцию [галерею] импрессионистов и постимпрессионистов Щукина посещали и художники, и студенты – это была первая открытая коллекция едва ли не в мире. Вслед за ним свои двери стали открывать для публики другие люди. И сейчас это стало нормой. Когда приезжаешь куда-либо знакомиться с коллекционерами, они бывают счастливы показать свое собрание, охотно дают вещи на выставки.

– Это чаще на Западе происходит.

– Пока да, но ведь 20 лет назад невозможно было представить, чтобы кто-то подарил музею свою коллекцию. Это были единичные случаи, а сейчас происходит часто.

– Вы говорите все-таки об одной стороне медали – о настоящих коллекционерах-исследователях. Но сейчас много и таких, что вступают в отношения с музеями ради собственного имиджа, или просто коллекционеров-инвесторов. Это тоже норма?

– Думаю, что это очень и очень побочный эффект. Любой состоятельный человек чувствует социальную ответственность перед обществом, и, что бы кто ни говорил, думаю, что это скорее не стремление к имиджу, а желание участвовать таким образом в социальной жизни. Кроме того, содержать коллекцию очень сложно и дорого, все это понимают. А для того чтобы собрать достойную коллекцию, нужно обладать не только финансовыми ресурсами, но и многими знаниями. Поэтому продемонстрировать свои знания, умение, вкус, показать это тем, кто разбирается, может понять и уровень, и качество, тоже очень важно.

– Музеи Кремля часто одаривают?

– К сожалению, редко. Это связано с особенностью нашей коллекции: это сокровищница, и все, что здесь хранится, имеет отношение к жизни в Кремле. Поэтому нам сложно не только получать, но и покупать.

«Министерство считает, что у нас достаточно своих средств»

– Вы как-то говорили, что музей сам покупает вещи на собственные заработанные средства.

– Да, покупаем либо сами, либо на деньги наших спонсоров. Мы не получаем средств от Министерства культуры на покупку экспонатов. Вообще, наш музей очень скудно министерством финансируется.

– С чем связано ограниченное государственное финансирование Музеев Кремля?

– Министерство считает, что у нас достаточно своих средств, и мы хорошо ведем свою финансовую политику, поэтому и не нуждаемся.

– Министерство, как я знаю, вроде особенно и не вмешивается в ваши дела в отличие от беспрестанных окриков в адрес других музеев. Это так?

– Потому что те задачи, которые нам ставились – и по посещаемости, и по уровню зарплат, и по уровню доходов и т. д., – мы выполняли любыми возможными способами. Хотя, должна сказать, это было очень тяжело.

Мы не коммерческая структура, ведем точно такую же отчетность, как и все остальные музеи, мы бюджетное учреждение. И у нас были точно такие же финансовые проверки, как и у всех остальных, может быть, даже и чаще.

– Как вы оцениваете изменения в культурной политике государства в XXI в.?

– Мне трудно что-либо сказать о культурной политике в целом. Мне кажется, что, к сожалению, все крупные учреждения культуры работают по своим собственным планам. Наши планы, конечно, являются частью программы Министерства культуры, но лишь очень малой. И те большие проекты, которыми занимается министерство, связаны, прежде всего, со строительством новых зданий. Потому что на протяжении XX в. для музеев не строилось почти ничего. Это первое, и это очень важно.

Во-вторых, перекрестные программы годов культуры с другими странами, которые проводит министерство, тоже достаточно сложная история. Мы и наши партнеры не всегда готовы к тому, чтобы проводить эти мероприятия. Мы сами делаем программы, но не специально к какому-то «году». Иногда получается, что наши планы совпадают, но программу выставок, которые проходят по стране, мы формируем сами.

В связи с политической ситуацией последних лет нам непросто проводить выставки в Европе, в основном мы организуем их в Азии и в России. Америка для нас вообще закрыта. Поэтому достаточно трудно говорить о том, что существует выверенная политика нашей культурной экспансии, как это было в конце 1980-х и в 1990-х гг. – тогда все действительно очень серьезно продвигалось. Есть и политические, и финансовые причины. Поэтому Министерство культуры делает, конечно, все возможное, чтобы мы активно осуществляли различные творческие планы, но это часто нуждается в серьезной финансовой поддержке, которую оно не в силах оказать. Вы знаете, что наше министерство – это самый скудно финансируемый сектор, и чаще нами занимаются меценаты и местные власти.

– Как вы провели карантин?

– Поскольку мы были закрыты на протяжении пяти месяцев в общей сложности, а в этом году центр Москвы дважды был закрыт в связи с известными событиями (акции в поддержку Алексея Навального. – «Ведомости»), финансовое положение у нас, конечно, очень сложное. Сейчас мы работаем только с индивидуальными посетителями, доходов у музея, прямо скажем, практически нет.

– Как ни подсчитывай, и так понятно, что раньше мы принимали 3 млн человек в год, а в 2020-м и до 500 000 не дотянули.

Новая коллекция

Собрание русской резной кости Музеям Кремля подарил предправления, генеральный директор ООО «Сибур» Михаил Карисалов и его супруга Елена. Карисалов – один из самых известных российских меценатов, в 2019 г. российский Минкульт назвал его «Меценатом года». Он регулярно дарит ведущим отечественным музеям крупные фрагменты своих коллекций – так, в прошлом году благодаря ему в Пушкинском музее появилось более 100 предметов античного искусства. Свою коллекцию резной кости, в которой есть в том числе ларцы из моржового клыка и бивня мамонта, атрибутируемые началом XVIII в., Карисаловы подарили Музеям Кремля.

«Это иллюзия, что к нам трудно попасть»

– Вы находитесь на территории режимного объекта. Это сильно затрудняет работу и прием посетителей?

– Я бы так не сказала. Это вообще иллюзия, что к нам трудно попасть. Основной дискомфорт – это то, что Музеи Кремля обладают очень небольшими площадями. Поэтому у нас есть ограничения по посещению, и это касается не только Оружейной палаты, но и Соборной площади. Посетители ведь приходят не просто погулять по Кремлю, а в совершенно определенные места – это Соборная площадь с церквями и соборами и Оружейная палата. Здесь у нас есть нормы, которые мы не можем увеличивать. Но благодаря тому, что с комендатурой Кремля у нас очень хорошие отношения, мы в туристический сезон договариваемся, чтобы посетителей пускали на час раньше и закрывали музей на час позже по сравнению с тем временем, когда у нас наплыва нет.

Кремль – резиденция президента России, здесь есть определенные правила, и мы их соблюдаем.

– Существует ли в сознании ваших посетителей вопрос о разделении Кремля – как самодостаточной архитектурной формы и резиденции президента и непосредственно музея?

– У нас второй по посещаемости в стране музей после Эрмитажа. Наверное, в общественном сознании Музеи Кремля все же существуют как музей.

Впрочем, так было не всегда. 20 лет назад никто вообще не знал, что в Кремле есть музеи. Но мы проделали за это время огромную работу, и сейчас хорошо известно, что музеи в Кремле есть, что здесь интересно, что регулярно проходят выставки.

– Кстати, поздравляем вас с 20-летием на посту директора музея.

– Одной из ваших первых задач 20 лет назад было донести до публики наличие музея в Кремле?

– Нет, у меня такой задачи не было. В любом случае Кремль – это всегда символ власти. Когда вы видите в новостях картинку с кремлевскими башнями, то понимаете, что сейчас речь пойдет о государственной политике. И, несмотря на то что башни – такой же замечательный памятник, как соборы, Оружейная палата, Сенат и Большой Кремлевский дворец, вы прежде всего ассоциируете Кремль с властью.

Но другое дело, что Кремль – это еще и хранилище исторической памяти, хранилище культурных ценностей высочайшего уровня, и в Кремле есть многие коллекции, аналогов которым в мире не существует. Поэтому мне казалось, что моей задачей является вывести эти памятники на международную арену и привлечь сюда разного рода аудиторию, не только иностранную, но и наших граждан.

– Все ли задачи, которые вы ставили себе тогда, выполнены?

– Вы знаете, что у нас стройка на Красной площади. Мы надеемся, что она в ближайшее время завершится и мы переедем. Хотя здесь, в Кремле, все музейные здания останутся и будут доступны. И появятся другого рода экспозиции. Музей остро нуждается в новых площадях. И не только для того, чтобы адекватно показывать коллекции, которые у нас есть, но и для того, чтобы делать новые выставочные проекты – более масштабные, разнообразные. И мы готовы к этому.

– По проекту строительство вашего нового здания должно было закончиться в конце 2019 г., а в 2020-м вы должны были уже переехать. Что произошло и какой график сейчас?

– Да, так было. К сожалению, многие стройки затягиваются. Сейчас планируется, что все строительные работы будут завершены к концу 2022 г. и дальше начнется пуско-наладка и проверка всех инженерных систем. И, как только они будут в рабочем состоянии, мы сможем переезжать.

– На переезд может уйти где-то год?

где-то год? – Нет, я так не думаю. Потому что мы переедем в полностью готовое здание – со всеми витринами, со всей навигацией, которая там уже будет. Мы очень активно работаем сейчас, и виртуально уже все рассчитано. И, например, когда мы показываем чертежи витрин наших выставочных залов, контрагенты удивляются и говорят, что они никогда в жизни такого не видели. Поэтому, если они не совершат никаких ошибок и сделают все точно по расчетам, которые мы произвели, мы переместим экспонаты из одного места в другое достаточно оперативно.

– Слышал, что вы сами делали концепцию новых выставочных площадей и не привлекали дизайн-бюро со стороны.

– Всё сами. Зачем нам привлекать бюро? Это привычная мировая практика, но в результате все всегда получается не так. Как люди, которые не знают музей изнутри, могут сделать правильно? Мы работаем с архитекторами, дизайнерами, и нам довольно трудно было найти общий язык. А представляете себе – была бы еще организация, которая диктует свое видение архитекторам, дизайнерам, с одной стороны, а с другой – музейным сотрудникам. Плюс еще есть строители. Это уже просто неразбериха.

«Дайте нам пространство для современного искусства»

– Для вас есть в мире примеры образцовых музеев?

– У меня есть любимые музеи, но образцовых на свете не существует. Я люблю небольшие. Например, когда бываю в Нью-Йорке, всегда прихожу смотреть коллекцию Фрик. Когда я бываю в Париже – хожу в Музей Родена и Жакмар-Андре.

– В рамках сегодняшней выставки «Фаберже и Рюкерт. Шедевры русской эмали» на Соборной площади появилась скульптура современного художника Григория Орехова…

– Это не в рамках выставки. Это такой оммаж одному из участников, который отсылает нас к тому, что делают современные художники сегодня, каким образом в их сознании интерпретируется образ Пасхи, поскольку большинство тех предметов, что мы показываем, были созданы в связи с пасхальными праздниками. Мне кажется, что объект привлекает посетителей, прежде всего молодежную аудиторию.

– На моей памяти это первый объект contemporary art, появившийся в Кремле. Как вы лично относитесь к современному искусству и собираетесь ли далее работать с актуальными авторами?

– Если говорить о Соборной площади, то – да, это первая современная скульптура, которую мы здесь ставим. В наших маленьких залах актуальное искусство показывать практически невозможно.

Я лично отношусь к нему с большим любопытством. Не знаю, как может быть иначе. Может быть, у меня имидж такой, что я плохо отношусь к современному искусству, но это совсем не так. (Смеется.) Мне по большей части очень интересно смотреть, что выставляют галереи, «Гараж», Третьяковка, Пушкинский музей…

– Да. Но в Эрмитаже почему-то все время с этим связаны скандалы, хотя это неправильно. Музей не может жить без современных художников. Но современные художники ориентируются не только на то, чтобы пробуждать в вас прекрасные и возвышенные чувства. XXI век стимулирует совершенно другое отношение к жизни и к искусству. И это, к сожалению, теми, кто критикует Эрмитаж, не принимается во внимание. Мне кажется, что Эрмитаж совершенно верно взял линию на то, чтобы регулярно показывать выставки известных западных и восточных художников, без этого развитие ни одного музея невозможно.

Что касается нас, то дайте нам сначала получить пространство, в котором можно показывать современное искусство, а там уж мы будем готовы к самому разному сотрудничеству.

– У вас есть любимые современники?

– Конечно. Например, Таус Махачева, которая занимается видеоартом. Она делает очень интересные вещи, всегда для меня совершенно неожиданные. Люблю классиков, которых и так все знают, от Эрика Булатова до Павла Пепперштейна.

Компания ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ» зарегистрирована 01.08.1994 г.

Краткое наименование: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ.

При регистрации организации присвоен ОГРН 1027739029856, ИНН 7704017525 и КПП 770401001.
Юридический адрес: Г.Москва УЛ. КРЕМЛЬ.

Генеральный директор: Гагарина Елена Юрьевна
Учредители компании — МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

В соответствии с данными ЕГРЮЛ, основной вид деятельности компании ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ» по ОКВЭД: 91.02 Деятельность музеев.
Общее количество направлений деятельности — 11.

На 23 сентября 2023 организация действует.

У компании ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ» есть торговые марки, общее количество — 5, среди них ARMOURY PALACE OF MOSCOW KREMLIN, МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ МУЗЕИ, ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ, MOSCOW KREMLIN MUSEUMS, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙ ЗАПОВЕДНИК МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ.
Первая торговая марка зарегистрирована 8 января 2003 г. — действительна до 21 мая 2031 г.
Последняя торговая марка зарегистрирована 28 августа 2003 г. и действительна до 21 мая 2031 г.

Юридический адрес ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ, выписка ЕГРЮЛ, аналитические данные и бухгалтерская отчетность организации доступны в системе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Караоке микрофон ма3001 superstar инструкция по применению
  • Fresubin 2 kcal fibre drink инструкция по применению
  • Должностная инструкция относится к каким документам относится
  • Стиральная машина атлант 840т инструкция по эксплуатации
  • Фитолакс таблетки инструкция по применению взрослым как принимать