Руководство мусульманской общины

ИМАМАТ (правильнее имама от глагола амама – стоять впереди, араб.) – комплекс функций имама, верховное руководство мусульманской общиной-государством. Термин имама появился с утверждением ислама. Первоначально имамом называли предстоятеля (буквально: «стоящего впереди») на молитве. В период становления мусульманской общины имамом был сам пророк Мухаммад, а затем его преемники – «праведные» халифы. Отсюда возник термин имам-халиф – высший духовный авторитет и единственный законодатель, то есть верховный носитель духовной и светской власти.

Термин «имамат» при жизни Мухаммада и «праведных халифов» не употреблялся. По мнению исследователей, он появился после первого раскола в исламе, возникшего в ходе борьбы за власть и с появлением движения хариджитов. Разработка учения об имамате возникла в связи с необходимостью доказательства права Алидов (потомков двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада). Так как ни в Коране, ни в хадисах в этом смысле термин «имамат» не употребляется, его разработка осуществлялась на базе тафсиров (см. ТАФСИР).

Шииты, сторонники наследственного имамата Али и его потомков, прибегали к аллегорическому толкованию некоторых мест в Коране, чтобы доказать «божественную природу» Алидов. Именно в этом ключе был составлен сборник преданий о жизни Али (Ахбар, иначе – сунна Али. См. СУННА). Кроме того, шииты отрицали ряд сур Корана (63 и 64) и по-своему интерпретировали некоторые аяты, пытаясь вставить упоминание об Али и его праве на имамат там, где арабская графика позволяет сделать дописки или исправления.

Из-за того, что некоторые из Алидов предпочитали передавать имамат не старшему сыну (как это было в случае с Мусой аль-Казимом, 4-м сыном Джафара ас-Садика), в шиитском исламе образовались новые ветви, которые объединяли сторонников отвергнутого или назначенного наследника-имама. Такой раскол, в частности, привел к возникновению течения исмаилитов.

Прецедент передачи имамата от брата к брату (то есть от старшего к старшему среди живущих), ретроспективно принятый шиитами, в дальнейшем также стал аргументом в обосновании прав претендентов на имамат.

Представления шиитов о верховной власти вытекали из их веры в продолжение божественного руководства через Алидов как носителей «божественной субстанции». Идея божественной природы власти в разное время воспринималась религиозным сознанием как «вселение божественного света» в Али и его потомков или как прямое обожествление Алидов. Однако впоследствии под влиянием различных исторических обстоятельств в среде шиитов возникли новые общины, проповедовавшие теории временного прекращения (вакф – остановка, араб.) имамата, исчезновения имама или перехода в скрытое состояние (аль-гайба, ас-сатр – сокрытие, араб.) последнего имама и его последующего возвращения (ар-радж’а) в качестве аль-каима, аль-махди (мессия, араб.) и т.п. Практически каждая из шиитских общин (зейдиты, имамиты, исмаилиты и др.), отстаивая право своего кандидата на имамат, вносила свои представления в учение об имамате, что привело к привело к расплывчатой трактовке ряда его положений и догматическим расхождениям внутри шиизма.

Начиная с 11 в. под влиянием античной философии (особенно неоплатоников) в шиизм вторгается идея о первообразующей силе Мирового разума (‘акл аль-кулль) и его эманации – Мировой душе (нафс аль-кулль). Изменяется отношение к пророку, который теперь рассматривается как «совершенный человек» (инсан аль-камиль), т.е. как человеческая ипостась Мирового разума. В это системе имамат рассматривается как человеческая ипостась Мировой души или как духовный вождь человечества.

После утверждения в Иране шиитской династии Сефевидов (16 в.) доктрина имамата получила новое развитие. Теперь имамат как институт верховного руководства мусульманской общиной был признан божественным установлением, космической силой, самостоятельным орудием творения.

Ольга Бибикова

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»

Сколько дней после праздника Рождества называют святками?

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Правильнее «имама» от глагола «амама» – «стоять впереди».

Мусульманское теократическое государство и один из столпов шиитского ислама. Согласно шиитской государственно-правовой концепции, имамат является важнейшим институтом, означающим сосредоточение всех властных полномочий в руках одного непогрешимого имама, боговедомого правителя.

Первоначально имамом называли предстоятеля на молитве. В период становления мусульманской общины имамом был сам пророк Мухаммад, а затем его преемники – «праведные» халифы. Отсюда возник термин имам-халиф – высший духовный авторитет и единственный законодатель, то есть верховный носитель духовной и светской власти.

Термин «имамат» при жизни Мухаммада и «праведных халифов» не употреблялся. По мнению исследователей, он появился после первого раскола в исламе, возникшего в ходе борьбы за власть и с появлением движения хариджитов. Разработка учения об имамате возникла в связи с необходимостью доказательства права Алидов (потомков двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада). Ни в Коране, ни в хадисах в этом смысле термин «имамат» не употребляется, его разработка осуществлялась на базе тафсиров.

Шииты, сторонники наследственного имамата Али и его потомков, прибегали к аллегорическому толкованию некоторых мест в Коране, чтобы доказать «божественную природу» Алидов. Именно в этом ключе был составлен сборник преданий о жизни Али (Ахбар, иначе – Сунна Али). Кроме того, шииты отрицали ряд сур Корана (63 и 64) и по-своему интерпретировали некоторые аяты, пытаясь вставить упоминание об Али и его праве на имамат там, где арабская графика позволяет сделать дописки или исправления.

Из-за того, что некоторые из Алидов предпочитали передавать имамат не старшему сыну (как это было в случае с Мусой аль-Казимом, четвертым сыном Джафара ас-Садика), в шиитском исламе образовались новые ветви, которые объединяли сторонников отвергнутого или назначенного наследника-имама. Такой раскол, в частности, привел к возникновению течения исмаилитов.

Прецедент передачи имамата от брата к брату (то есть от старшего к старшему), ретроспективно принятый шиитами, в дальнейшем также стал аргументом в обосновании прав претендентов на имамат.

Представления шиитов о верховной власти вытекали из их веры в продолжение божественного руководства через Алидов как носителей «божественной субстанции». Идея божественной природы власти в разное время воспринималась религиозным сознанием как «вселение божественного света» в Али и его потомков или как прямое обожествление Алидов. Однако впоследствии под влиянием различных исторических обстоятельств в среде шиитов возникли новые общины, проповедовавшие теории временного прекращения (вакф – остановка) имамата, исчезновения имама или перехода в скрытое состояние (аль-гайба, ас-сатр – сокрытие) последнего имама и его последующего возвращения (ар-радж’а) в качестве аль-каима, аль-махди (мессия) и т.п. Практически каждая из шиитских общин (зейдиты, имамиты, исмаилиты и др.), отстаивая право своего кандидата на имамат, вносила свои представления в учение об имамате, что привело к привело к расплывчатой трактовке ряда его положений и догматическим расхождениям внутри шиизма.

Начиная с 11 в. под влиянием античной философии (особенно неоплатоников) в шиизм вторгается идея о первообразующей силе Мирового разума (акл аль-кулль) и его эманации – Мировой душе (нафс аль-кулль). Изменяется отношение к пророку, который теперь рассматривается как «совершенный человек» (инсан аль-камиль), т.е. как человеческая ипостась Мирового разума. В это системе имамат рассматривается как человеческая ипостась Мировой души или как духовный вождь человечества.

После утверждения в Иране шиитской династии Сефевидов (16 в.) доктрина имамата получила новое развитие. Теперь имамат как институт верховного руководства мусульманской общиной был признан божественным установлением, космической силой, самостоятельным орудием творения.

Имамат делится на два вида: имаматуль кубра (великий имамат, то есть, правитель исламского государства) и имаматуль сугра (руководитель намаза).

Великий имам  наделен властью и обладает большими полномочиями, которые позволяют ему вершить судьбы людей и государства. Существует другое определение, согласно которому имам  – это «халифа» (заместитель, наместник) Мухаммада, и как в религиозных, так и мирских аспектах социальной жизни является правителем государства.

Чтобы выполнять эти обязанности, кандидат должен соответствовать следующим требованиям: быть мусульманином, быть здравомыслящим человеком, достичь совершеннолетия, быть представителем мужского пола, обладать знаниями и поступать по справедливости. Управление государством фасыком – лицо, известное своими неприглядными поступками – считается макрухом. И поэтому, если это не вызовет смуты и волнений, рекомендовалось снять с поста такого человека.

Одна из форм мусульманской теократии, как писала БСЭ во второй половине 1970-х годов: «в истории народов СССР имамат  — государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Кавказа против колонизаторской политики царизма. Особенно яркое выражение имамат получил в годы правления имама Шамиля (1834—59).

К материалу «В Кисловодске убит имам городской мечети» 

В исламской культуре имамом называют руководителя, в переводе с арабского Имам означает «стоящий впереди». Это глава мусульманской общины, руководитель общей молитвы в мечети. 

Имаматство — это то же руководство, а имам — это тот, кто облегчает путь достижения цели. Руководитель не только показывает путь, но также подготавливает средства выполнения цели; в качестве компетентной и квалифицированной силы он концентрирует и устраивает власть с целью осуществления Божественных указаний, которыми являются спасение и освобождение человека.

Как известно, первоначально молитвой руководил сам пророк Мухаммад. В конце жизни, во время болезни, его замещал Абу Бакр, что впоследствии предопределило выбор Абу Бакра в качестве халифа, заместителя пророка. Однако в провинциях молитвой руководили наместники. Одновременно они занимались и чисто практическими вопросами, например, сбором налогов. По пятницам они также произносили хутбу (проповедь), в которой речь шла не только о божественном.

При Аббасидах (749-1258) ситуация изменилась. Молитвой стали руководить специально подготовленные люди, которых стали называть «имамами». Постепенно сложилось мнение, что руководить молитвой должен авторитетный человек, чьи познания в коранических науках бесспорны, а авторитет непререкаем. Часто в такой роли выступал представитель рода Хашим. В деревенских мечетях на должность имама обычно выбирается наиболее почтенный и сведущий в богословии человек, часто не имеющий специального богословского образования.

Среди мусульман имеются разные мнения по поводу вопроса имаматства после пророка. Некоторые считают имаматство избирательным и убеждены, что после пророка имам назначается советом мусульман. В суннитском исламе предстоятелем на молитве может быть любой правоверный мусульманин, хорошо знающий Коран, вне зависимости от своего социального положения.

Некоторые  другие группы мусульман, например, шииты, считают имамство назначаемым и убеждены, что великий пророк ислама был уполномочен Богом прямо представить имама после себя. Иначе говоря, в соответствии с шиитской доктриной, достоинство имама не присваивается, а наследуется, благодаря божественному повелению. 12 имамов, признанные шиитами, почитаются как святые. Кроме того, у шиитов имеются «малые имамы», назначаемые из числа факихов, имеющих специальное образование для службы в мечети (пишнамаз — перс.). Все шииты настаивают на том, что истинный имам должен быть потомком Пророка через его дочь Фатиму и Али.
В этом принципиальное отличие их доктрины от учения суннитского большинства, которое всегда готово было принять в качестве имама любого подходящего для этого лидера, независимо от того, относился ли он к числу ахл ал-байт (ближайших родственников Пророка) или нет. Из этого фундаментального различия вытекают другие особенности шиизма, его теологии и права.

В шиитском исламе (в отличие от суннизма) имам выполняет обязанности посредника между человеком и Богом.  Для подавляющего большинства шиитов имам — это Совершенный Человек (ал-Инсан ал-Камил),  он непогрешим и не способен на ошибку ни в общественной, ни в личной жизни. Первым имамом шиитов-имамитов был объявлен Али, двоюродный брат и зять пророка. Шииты считают, что Имам — это тот, кто знает тайны, о которых неизвестно другим людям; он отличает хороших людей от плохих — поэтому имам является руководителем и духовным попечителем, а также специалистом в области науки и Божественных знаний. Именно поэтому пророк ислама  сказал своим последователям: «После меня спрашивайте всё, что хотите, у Али».

С точки зрения ислама суть того или иного режима неразрывно связана с личностью его руководства. Имам правит мусульманами и считается представителем и символом Бога на земле. В исламских повествованиях говорится, что Божественные символы не исчезли с прекращением передачи человеку Божественных откровений через пророка; напротив, во все времена в обществе выделяются совершенные и Божественные личности для того, чтобы объяснять людям предписания религии Бога. Именно поэтому в исламских повествованиях говорится:  Тот, кто умрет, не познав имама своего времени, умрет смертью невежественного человека.

Все справки >>

ИМАМАТ

ИМАМАТ

институт верховной политической власти и духовного руководства мусульманской общиной. Термин «И.» употребляется мусульманским правом и религиозной мыслью в нескольких значениях. И. может пониматься как синоним халифата для обозначения исламской власти и исламского государства вообще. Однако чаще всего это понятие связывается с шиитской теорией власти в исламе.

Шиитская политическая мысль исходит из того,что верховное политическое и духовное руководство мусульманами принадлежит имаму — прямому потомку пророка Мухаммада по линии его зятя Али. Имам наделен всей полнотой политической и религиозной власти, а его личность объявлена священной и неприкосновенной. Он не избирается или назначается, а занимает свой пост в порядке преемства (наследования). Имам непогрешим, а его власть — абсолютна. В отличие от суннитской концепции халифата шиитские представления исходили из того. что имам не связан мнением своих советников и лично осуществляет законодательную власть.

Термин «И.» используется также в качестве наименования конкретного государства. Например. И. называлось гог сударство Шамиля, существовавшее с начала 40-х до конца 50-х гг. XIX в. на Северном Кавказе. В настоящее время влияние шиитского представления об И. можно проследить в форме правления Исламской Республики Иран. Согласно Конституции руководитель республики стоит над всеми властями и не несет ответственности за их функционирование, выступая своего рода высшим арбитром и верховным политическим и духовным лидером. Не случайно первый руководитель Ирана, аятолла Хомейни, носил неофициальный титул имама.

СюкияйненЛ.Р.

Энциклопедия юриста.
2005.

Смотреть что такое «ИМАМАТ» в других словарях:

  • Имамат — Имам (духовный глава) Имамат (государство) Северо Кавказский имамат Список значений слова или словосоче …   Википедия

  • Имамат — институт исламской государственности, в котором совмещаются понятия религиозного и светского правления. По значению понятие «имамат» приближается к понятию «халифат». Халиф имам должен обеспечивать действие законов шариата, правопорядок, а также… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • ИМАМАТ — мусульманское теократическое государство; согласно шиитской государственно правовой концепции важнейший институт, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя,… …   Юридический словарь

  • ИМАМАТ — 1) общее название мусульманского теократического государства2)] Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20 х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази Магомет (1828 32) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Имамат — ИМАМАТ, 1) общее название мусульманского теократического государства. 2) Государство, возникшее в Дагестане и Чечне в конце 20 х гг. 19 в. во время борьбы горцев Кавказа против российской армии. Имамы: Гази Магомет (1828 32), Гамзат бек (1832 34) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИМАМАТ — в шиитской государственно правовой концепции важнейший институт осуществления государственный и духовной власти, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя,… …   Юридическая энциклопедия

  • имамат — 1) общее название мусульманского теократического государства. 2) Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20 х гг. XIX в. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази Магомет… …   Энциклопедический словарь

  • Имамат (государство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Имамат. Имамат форма мусульманского теократического государства и один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сочетаются светская и духовная… …   Википедия

  • Имамат Шамиля — Северокавказский имамат в 1854 году. Северо Кавказский имамат (Имамат Шамиля) исламское государство, существовавшее на территории Дагестана и Чечни в 1829 1859 гг. Завоевано и поглощено Российской империей. Наибольшее развитие получило в годы… …   Википедия

  • Имамат Оман — Флаг имамата. Герб имамата …   Википедия

  • Имамат —         1) одна из форм мусульманской теократии (См. Теократия). 2) В истории народов СССР И. государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20 х гг. 19 в. во время борьбы народов Кавказа против колонизаторской политики царизма.… …   Большая советская энциклопедия

Значение слова «ИМАМАТ» найдено в 35 источниках

ИМАМАТ

        1) одна из форм мусульманской теократии (См. Теократия). 2) В истории народов СССР И. — государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Кавказа против колонизаторской политики царизма. Особенно яркое выражение И. получил в годы правления Шамиля (См. Шамиль) (1834—59). И. Шамиля представлял собой государство, которое прикрывало религиозной оболочкой Мюридизма свои чисто светские цели: укрепление классового господства дагестанских и чеченских феодалов, возглавлявших борьбу с царскими войсками. И. опирался на военизированных мюридов — ближайшее окружение имама и аппарат власти на местах. К началу 50-х гг. углубился внутренний кризис И. и обострились противоречия между наибами и крестьянами, которые стали отходить от движения Шамиля.

институт верховной политической власти и духовного руководства мусульманской общиной. Термин «И.» употребляется мусульманским правом и религиозной мыслью в нескольких значениях. И. может пониматься как синоним халифата для обозначения исламской власти и исламского государства вообще. Однако чаще всего это понятие связывается с шиитской теорией власти в исламе.

Шиитская политическая мысль исходит из того,что верховное политическое и духовное руководство мусульманами принадлежит имаму — прямому потомку пророка Мухаммада по линии его зятя Али. Имам наделен всей полнотой политической и религиозной власти, а его личность объявлена священной и неприкосновенной. Он не избирается или назначается, а занимает свой пост в порядке преемства (наследования). Имам непогрешим, а его власть — абсолютна. В отличие от суннитской концепции халифата шиитские представления исходили из того. что имам не связан мнением своих советников и лично осуществляет законодательную власть.

Термин «И.» используется также в качестве наименования конкретного государства. Например. И. называлось гог сударство Шамиля, существовавшее с начала 40-х до конца 50-х гг. XIX в. на Северном Кавказе. В настоящее время влияние шиитского представления об И. можно проследить в форме правления Исламской Республики Иран. Согласно Конституции руководитель республики стоит над всеми властями и не несет ответственности за их функционирование, выступая своего рода высшим арбитром и верховным политическим и духовным лидером. Не случайно первый руководитель Ирана, аятолла Хомейни, носил неофициальный титул имама.

СюкияйненЛ.Р.

от араб, «имама» — руководство) — институт верховной политической власти и духовного руководства мусульманской общиной. Термин «И» употребляется мусульманским правоведением и религиозной мыслью в нескольких значениях. В частности, И. может пониматься как синоним халифата для обозначения исламской власти и исламского государства вообще, однако чаще всего понятие «И.» связывается с шиитской теорией власти в исламе. Шиитская политическая мысль исходит из того, что верховное политическое и духовное руководство мусульманами принадлежит имаму — прямому потомку пророка Мухаммеда по линии его зятя Али. Имам наделен всей полнотой политической и религиозной власти, а его личность объявлена священной и неприкосновенной. Он не избирается или назначается, а занимает свой пост в порядке преемства (наследования). Имам непогрешим, а его власть — абсолютна. В отличие от суннитской концепции халифата шиитские представления исходили из того, что имам не связан мнением своих советников и лично осуществляет законодательную власть. Термин «И.» используется также в качестве наименования конкретного государства (например, И. называлось государство Шамиля, существовавшее с начала 40-х до конца 50-х гг. 19 в. на Сев. Кавказе. В современную эпоху влияние шиитского представления об «И.» можно проследить в форме правления Исламской Республики Иран. Согласно конституции, руководитель республики стоит над всеми властями и не несет ответственности за их функционирование, выступая своего рода высшим арбитром и верховным политическим и духовным лидером. Не случайно первый руководитель ИРИ аятолла Хомейни носил неофициально титул имама. Л.Р. Сюкияйнен

1) Догмат ислама о наследств. праве на верховную духовную и светскую власть над мусульманами. 2) Одна из форм мусульм. теократии. Догмат И. широко использовали араб. халифы, позднее тур. султаны, а также руководители различных мусульм. сект (например, зейдитов). Как форма феод.-теократич. власти И. нашел яркое воплощение в гос-ве мюридистских имамов в Дагестане, возникшем в ходе борьбы горцев Сев. Кавказа против царского колониализма в 20-х гг. 19 в. Особенную известность приобрел И. Шамиля (1834-59), распространившего свою власть на значит. часть горного Дагестана и Чечни. Шамилю удалось на время объединить в рамках своего И. разноплеменных горцев для борьбы против царских колонизаторов. Однако обострявшиеся внутри И. клас. противоречия (между духовенством, богатыми узденями, с одной стороны, и эксплуатируемой ими массой крестьянства — с другой стороны) ослабили его способность к сопротивлению экспансии царизма и привели к капитуляции Шамиля и распаду И. В 1917-21 бурж. националист Н. Гоцинский и Узун-Хаджи пытались использовать догмат И. для сплочения контрреволюц. сил Чечни и Дагестана против Сов. власти.

Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957; Фадеев А. В., Россия и Кавказ в первой трети XIX в., LM., 1960); Хашаев Х.-М., Обществ. строй Дагестана в XIX в., М., 1961; Смирнов Н. A., Мюридизм на Кавказе, М., 1963.

военно-теократическое государство, сложившееся в конце 20-х годов XIX в. в районах Северного Кавказа (Чечня, Дагестан). Идейной основой стал мюридизм (религиозно-политическое течение ислама) и замена адатов (обычное право) гиариатом. Столицы имамата — Ахульго, с 1840 г. Дарго, с 1845 г. — Ведено (второе название — Дарго-Ведено). Образование имамата в большей степени было вызвано внутренним социально-политическим процессом в горских обществах, связанным с разложением родовых отношений и ростом частной собственности. В этих условиях происходила борьба между старой племенной верхушкой и средними слоями (узденями).Первый имам Гази-Магомед с 1828 г. развернул нападения горцев на русские посты и крепости Сунжинской укрепленной линии. В 1830 г. объявил России газават и в 1831 г. захватил Кизляр. В ответ русское правительство организовало карательную экспедицию. Гази-Магомед погиб в бою. Второй имам — Гамзат-Бек — продолжал ту же политику, но пал жертвой кровной мести. В 1834 г. третьим имамом стал Шамиль, сосредоточивший в своих руках (административную, военную и духовную власть. При нем имамат окончательно оформился как государство, достиг своего политического и военного расцвета. Особенно строго соблюдалось выполнение предписаний шариата. Сильная армия, созданная Шамилем, позволила ему длительное время (см. Кавказская война 1830—1864 гг.) противостоять России на Северном Кавказе.

— в шиитской государственно-правовой концепции важнейший институт осуществления государственный и духовной власти, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего как бы над государством и обществом. Так, например, Конституция Ирана 1979 г рассматривает факиха (руководителя) в качестве гаранта того, что все государственные органы и институты не будут отклоняться от предписаний ислама, а ее ст. 57 гласит: «Государственное управление в Исламской Республике Иран осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти, действующими под контролем руководителя и вождя нации». Полномочия руководителя включают: назначение факихов — членов Совета по соблюдению Конституции, Генерального прокурора, Председателя Верховного суда, на высшие военные посты, утверждение в должности Президента Республики, его смещении в случае принятия меджлисам соответствующего решения, объявление амнистии и т.д.

институт исламской государственности, в котором совмещаются понятия религиозного и светского правления. По значению понятие «имамат» приближается к понятию «халифат». Халиф-имам должен обеспечивать действие законов шариата, правопорядок, а также защиту и безопасность всех граждан государства (См. Халифат). В шиизме имамат имеет божественную сущность, не может быть отпущен на выбор людей и принадлежит только потомкам Али ибн Абу Талиба. Однако единства в данном вопросе у шиитов никогда не было и на протяжении сотен веков они распались на различные секты, каждая из которых имела свою концепцию об имамате (См. Шиизм).

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

1) Орфографическая запись слова: имамат
2) Ударение в слове: имам`ат
3) Деление слова на слоги (перенос слова): имамат
4) Фонетическая транскрипция слова имамат : [мм`ат]
5) Характеристика всех звуков:
и и — гласный, безударный
м [м] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
а а — гласный, безударный
м [м] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
а [`а] — гласный, ударный
т [т] — согласный, твердый, глухой, парный


6 букв, 3 звук

корень — ИМАМ; суффикс — АТ; нулевое окончание;
Основа слова: ИМАМАТ
Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный

∩ — ИМАМ; ∧ — АТ; ⏰

Слово Имамат содержит следующие морфемы или части:

  • ¬ приставка (0): —
  • ∩ корень слова (1): ИМАМ;
  • ∧ суффикс (1): АТ;
  • ⏰ окончание (0): —

мусульманское теократическое государство; согласно шиитской государственно-правовой концепции важнейший институт, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего как бы над государством и обществом.

ИМАМАТ — мусульманское теократическое государство; согласно шиитской государственно-правовой концепции важнейший институт, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего как бы над государством и обществом.

ИМАМАТ, ..1) общее название мусульманского теократического государства…2) Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

ИМАМАТ -..1) общее название мусульманского теократического государства

2)] Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

,

1) общее название мусульманского теократического государства.

2) Государство, возникшее в Дагестане и Чечне в конце 20-х гг. 19 в. во время борьбы горцев Кавказа против российской армии. Имамы: Гази-Магомет (1828 — 32), Гамзат-бек (1832 — 34), Шамиль (1834 — 59).

ИМАМАТ — мусульманское теократическое государство; согласно шиитской государственно-правовой концепции важнейший институт, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего как бы над государством и обществом.

ИМАМАТ ,..1) общее название мусульманского теократического государства…2) Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

ИМАМАТ,..1) общее название мусульманского теократического государства…2) Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

военно-теократическое государство в Дагестане и Чечне, существовало в 1820-50-х гг. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики российского правительства (см. Кавказская война). Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

военно-теократическое государство в Дагестане и Чечне, существовало в 1820-50-х гг. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики российского правительства (см. Кавказская война). Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

общее название мусульманского теократического государства. Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х гг. XIX в. во время борьбы народов Северного Кавказа против царизма. Имамы: Гази-Магомет (1834-1832), Гамзит-бек (1832-1834), Шамиль (1834-1859).

Ударение в слове: имам`ат
Ударение падает на букву: а
Безударные гласные в слове: имам`ат

имама́т,
имама́ты,
имама́та,
имама́тов,
имама́ту,
имама́там,
имама́т,
имама́ты,
имама́том,
имама́тами,
имама́те,
имама́тах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.

сущ. муж. родарел.от слова: имамімамат

военно-теократическое государство в 1820-1850 гг. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики Российской империи.

имама’т, имама’ты, имама’та, имама’тов, имама’ту, имама’там, имама’т, имама’ты, имама’том, имама’тами, имама’те, имама’тах

Начальная форма — Имамат, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

Имамат Мама Мат Мим Там Амми Амати Тим Амт Имам Атм

Государство под управлением имама

0%

Имамат

Заголовок

Поиск

Имамат

Имамат
Автор: Мусави Лари
Группа:

Страницы: 8
Просмотров: 3238
Скачать: 103

  •  
    • ИМАМАТ 1

    • ЛЕКЦИЯ 1

    • МЕСТО ИМАМАТА В ИСЛАМЕ

    • ЛЕКЦИЯ 2

    • ПОСЛАННИК И БУДУЩЕЕ ИСЛАМА

    • ЛЕКЦИЯ 3

    • ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРОРОКА О ГЛАВЕНСТВЕ АЛИ

    • ИМАМАТ 2

    • ЛЕКЦИЯ 4

    • ПРОРОК О БОЖЕСТВЕННОЙ ИЗБРАННОСТИ ПРЕЕМНИКА ДУХОВНОГО ЗАВЕЩАНИЯ

    • ЛЕКЦИЯ 5

    • СВЯЗЬ МЕЖДУ КОРАНОМ И СЕМЬЕЙ ПОСЛАННИКА

    • ИМАМАТ 3

    • ЛЕКЦИЯ 6

    • БЕЗОТВЕТСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ СПОДВИЖНИКОВ ПРОРОКА

    • ЛЕКЦИЯ 7

    • ВСЕ ЛИ СПОДВИЖНИКИ ПРОРОКА — ОБЛАДАТЕЛИ РАЯ?

    • ЛЕКЦИЯ 8

    • И ТАК БЫЛ УРЕГУЛИРОВАН ВОПРОС О ХАЛИФАТЕ ПОД НАВЕСОМ

    • ИМАМАТ 4

    • ЛЕКЦИЯ 9

    • НЕОБОСНОВАННЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ

    • ЛЕКЦИЯ 10

    • ОТВЕТ КРИТИКАМ

    • ЛЕКЦИЯ 11

    • ШИИЗМ В ВОДОВОРОТЕ ИСТОРИИ

    • ИМАМАТ 5

    • ЛЕКЦИЯ 12

    • КТО ТАКИЕ «ОБЛАДАТЕЛИ ВЛАСТИ»

    • ЛЕКЦИЯ 13

    • ЗАЩИТНИКИ РЕЛИГИИ И ГОСУДАРСТВА

    • ИМАМАТ 6

    • ЛЕКЦИЯ 14

    • ИМАМАТ — ДУХОВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

    • ЛЕКЦИЯ 15

    • КОМУ ТОЛКОВАТЬ БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ

    • ЛЕКЦИЯ 16

    • ИМАМАТ И ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РУКОВОДСТВА ЛЮДЬМИ

    • ИМАМАТ 7

    • ЛЕКЦИЯ 17

    • НЕПОГРЕШИМОСТЬ ИМАМА И НЕОБХОДИМОСТЬ ВЕРЫ В НЕЕ

    • ЛЕКЦИЯ 18

    • НЕОБХОДИМОСТЬ НЕПОГРЕШИМОСТИ ИМАМА ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ КОРАНОМ И СУННОЙ

    • ЛЕКЦИЯ 19

    • УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЗНАНИЯ ИМАМОМ ОСНОВ ИСЛАМСКИХ ВЕРОВАНИЙ

    • ИМАМАТ 8

    • ЛЕКЦИЯ 20

    • ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЯ ИМАМОВ

    • ЛЕКЦИЯ 21

    • РАЗГОВОР О СОКРОВЕННОМ И ОЧЕВИДНОМ

    • ЛЕКЦИЯ 22

    • МОЖЕТ ЛИ ИМАМ ИМЕТЬ СВЯЗЬ С МИРОМ СОКРОВЕННОГО?

    • ЛЕКЦИЯ 23

    • СПОСОБ ИЗБРАНИЯ ИМАМА И ВЕРХОВНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    Имамат

    Имамат

    Автор: Мусави Лари

    Pусский

    ИМАМАТ (правильнее имама от глагола амама – стоять впереди, араб.) – комплекс функций имама, верховное руководство мусульманской общиной-государством. Термин имама появился с утверждением ислама. Первоначально имамом называли предстоятеля (буквально: «стоящего впереди») на молитве. В период становления мусульманской общины имамом был сам пророк Мухаммад, а затем его преемники – «праведные» халифы. Отсюда возник термин имам-халиф – высший духовный авторитет и единственный законодатель, то есть верховный носитель духовной и светской власти.

    Термин «имамат» при жизни Мухаммада и «праведных халифов» не употреблялся. По мнению исследователей, он появился после первого раскола в исламе, возникшего в ходе борьбы за власть и с появлением движения хариджитов. Разработка учения об имамате возникла в связи с необходимостью доказательства права Алидов (потомков двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада). Так как ни в Коране, ни в хадисах в этом смысле термин «имамат» не употребляется, его разработка осуществлялась на базе тафсиров (см. ТАФСИР).

    Шииты, сторонники наследственного имамата Али и его потомков, прибегали к аллегорическому толкованию некоторых мест в Коране, чтобы доказать «божественную природу» Алидов. Именно в этом ключе был составлен сборник преданий о жизни Али (Ахбар, иначе – сунна Али. См. СУННА). Кроме того, шииты отрицали ряд сур Корана (63 и 64) и по-своему интерпретировали некоторые аяты, пытаясь вставить упоминание об Али и его праве на имамат там, где арабская графика позволяет сделать дописки или исправления.

    Из-за того, что некоторые из Алидов предпочитали передавать имамат не старшему сыну (как это было в случае с Мусой аль-Казимом, 4-м сыном Джафара ас-Садика), в шиитском исламе образовались новые ветви, которые объединяли сторонников отвергнутого или назначенного наследника-имама. Такой раскол, в частности, привел к возникновению течения исмаилитов.

    Прецедент передачи имамата от брата к брату (то есть от старшего к старшему среди живущих), ретроспективно принятый шиитами, в дальнейшем также стал аргументом в обосновании прав претендентов на имамат.

    Представления шиитов о верховной власти вытекали из их веры в продолжение божественного руководства через Алидов как носителей «божественной субстанции». Идея божественной природы власти в разное время воспринималась религиозным сознанием как «вселение божественного света» в Али и его потомков или как прямое обожествление Алидов. Однако впоследствии под влиянием различных исторических обстоятельств в среде шиитов возникли новые общины, проповедовавшие теории временного прекращения (вакф – остановка, араб.) имамата, исчезновения имама или перехода в скрытое состояние (аль-гайба, ас-сатр – сокрытие, араб.) последнего имама и его последующего возвращения (ар-радж’а) в качестве аль-каима, аль-махди (мессия, араб.) и т.п. Практически каждая из шиитских общин (зейдиты, имамиты, исмаилиты и др.), отстаивая право своего кандидата на имамат, вносила свои представления в учение об имамате, что привело к привело к расплывчатой трактовке ряда его положений и догматическим расхождениям внутри шиизма.

    Начиная с 11 в. под влиянием античной философии (особенно неоплатоников) в шиизм вторгается идея о первообразующей силе Мирового разума (‘акл аль-кулль) и его эманации – Мировой душе (нафс аль-кулль). Изменяется отношение к пророку, который теперь рассматривается как «совершенный человек» (инсан аль-камиль), т.е. как человеческая ипостась Мирового разума. В это системе имамат рассматривается как человеческая ипостась Мировой души или как духовный вождь человечества.

    После утверждения в Иране шиитской династии Сефевидов (16 в.) доктрина имамата получила новое развитие. Теперь имамат как институт верховного руководства мусульманской общиной был признан божественным установлением, космической силой, самостоятельным орудием творения.

    Ольга Бибикова

    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»

    Сколько дней после праздника Рождества называют святками?

    ИМАМАТ

    ИМАМАТ

    институт верховной политической власти и духовного руководства мусульманской общиной. Термин «И.» употребляется мусульманским правом и религиозной мыслью в нескольких значениях. И. может пониматься как синоним халифата для обозначения исламской власти и исламского государства вообще. Однако чаще всего это понятие связывается с шиитской теорией власти в исламе.

    Шиитская политическая мысль исходит из того,что верховное политическое и духовное руководство мусульманами принадлежит имаму — прямому потомку пророка Мухаммада по линии его зятя Али. Имам наделен всей полнотой политической и религиозной власти, а его личность объявлена священной и неприкосновенной. Он не избирается или назначается, а занимает свой пост в порядке преемства (наследования). Имам непогрешим, а его власть — абсолютна. В отличие от суннитской концепции халифата шиитские представления исходили из того. что имам не связан мнением своих советников и лично осуществляет законодательную власть.

    Термин «И.» используется также в качестве наименования конкретного государства. Например. И. называлось гог сударство Шамиля, существовавшее с начала 40-х до конца 50-х гг. XIX в. на Северном Кавказе. В настоящее время влияние шиитского представления об И. можно проследить в форме правления Исламской Республики Иран. Согласно Конституции руководитель республики стоит над всеми властями и не несет ответственности за их функционирование, выступая своего рода высшим арбитром и верховным политическим и духовным лидером. Не случайно первый руководитель Ирана, аятолла Хомейни, носил неофициальный титул имама.

    СюкияйненЛ.Р.

    Энциклопедия юриста.
    2005.

    Смотреть что такое «ИМАМАТ» в других словарях:

    • Имамат — Имам (духовный глава) Имамат (государство) Северо Кавказский имамат Список значений слова или словосоче …   Википедия

    • Имамат — институт исламской государственности, в котором совмещаются понятия религиозного и светского правления. По значению понятие «имамат» приближается к понятию «халифат». Халиф имам должен обеспечивать действие законов шариата, правопорядок, а также… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

    • ИМАМАТ — мусульманское теократическое государство; согласно шиитской государственно правовой концепции важнейший институт, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя,… …   Юридический словарь

    • ИМАМАТ — 1) общее название мусульманского теократического государства2)] Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20 х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази Магомет (1828 32) …   Большой Энциклопедический словарь

    • Имамат — ИМАМАТ, 1) общее название мусульманского теократического государства. 2) Государство, возникшее в Дагестане и Чечне в конце 20 х гг. 19 в. во время борьбы горцев Кавказа против российской армии. Имамы: Гази Магомет (1828 32), Гамзат бек (1832 34) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

    • ИМАМАТ — в шиитской государственно правовой концепции важнейший институт осуществления государственный и духовной власти, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя,… …   Юридическая энциклопедия

    • имамат — 1) общее название мусульманского теократического государства. 2) Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20 х гг. XIX в. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази Магомет… …   Энциклопедический словарь

    • Имамат (государство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Имамат. Имамат форма мусульманского теократического государства и один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сочетаются светская и духовная… …   Википедия

    • Имамат Шамиля — Северокавказский имамат в 1854 году. Северо Кавказский имамат (Имамат Шамиля) исламское государство, существовавшее на территории Дагестана и Чечни в 1829 1859 гг. Завоевано и поглощено Российской империей. Наибольшее развитие получило в годы… …   Википедия

    • Имамат Оман — Флаг имамата. Герб имамата …   Википедия

    • Имамат —         1) одна из форм мусульманской теократии (См. Теократия). 2) В истории народов СССР И. государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20 х гг. 19 в. во время борьбы народов Кавказа против колонизаторской политики царизма.… …   Большая советская энциклопедия

    К материалу «В Кисловодске убит имам городской мечети» 

    В исламской культуре имамом называют руководителя, в переводе с арабского Имам означает «стоящий впереди». Это глава мусульманской общины, руководитель общей молитвы в мечети. 

    Имаматство — это то же руководство, а имам — это тот, кто облегчает путь достижения цели. Руководитель не только показывает путь, но также подготавливает средства выполнения цели; в качестве компетентной и квалифицированной силы он концентрирует и устраивает власть с целью осуществления Божественных указаний, которыми являются спасение и освобождение человека.

    Как известно, первоначально молитвой руководил сам пророк Мухаммад. В конце жизни, во время болезни, его замещал Абу Бакр, что впоследствии предопределило выбор Абу Бакра в качестве халифа, заместителя пророка. Однако в провинциях молитвой руководили наместники. Одновременно они занимались и чисто практическими вопросами, например, сбором налогов. По пятницам они также произносили хутбу (проповедь), в которой речь шла не только о божественном.

    При Аббасидах (749-1258) ситуация изменилась. Молитвой стали руководить специально подготовленные люди, которых стали называть «имамами». Постепенно сложилось мнение, что руководить молитвой должен авторитетный человек, чьи познания в коранических науках бесспорны, а авторитет непререкаем. Часто в такой роли выступал представитель рода Хашим. В деревенских мечетях на должность имама обычно выбирается наиболее почтенный и сведущий в богословии человек, часто не имеющий специального богословского образования.

    Среди мусульман имеются разные мнения по поводу вопроса имаматства после пророка. Некоторые считают имаматство избирательным и убеждены, что после пророка имам назначается советом мусульман. В суннитском исламе предстоятелем на молитве может быть любой правоверный мусульманин, хорошо знающий Коран, вне зависимости от своего социального положения.

    Некоторые  другие группы мусульман, например, шииты, считают имамство назначаемым и убеждены, что великий пророк ислама был уполномочен Богом прямо представить имама после себя. Иначе говоря, в соответствии с шиитской доктриной, достоинство имама не присваивается, а наследуется, благодаря божественному повелению. 12 имамов, признанные шиитами, почитаются как святые. Кроме того, у шиитов имеются «малые имамы», назначаемые из числа факихов, имеющих специальное образование для службы в мечети (пишнамаз — перс.). Все шииты настаивают на том, что истинный имам должен быть потомком Пророка через его дочь Фатиму и Али.
    В этом принципиальное отличие их доктрины от учения суннитского большинства, которое всегда готово было принять в качестве имама любого подходящего для этого лидера, независимо от того, относился ли он к числу ахл ал-байт (ближайших родственников Пророка) или нет. Из этого фундаментального различия вытекают другие особенности шиизма, его теологии и права.

    В шиитском исламе (в отличие от суннизма) имам выполняет обязанности посредника между человеком и Богом.  Для подавляющего большинства шиитов имам — это Совершенный Человек (ал-Инсан ал-Камил),  он непогрешим и не способен на ошибку ни в общественной, ни в личной жизни. Первым имамом шиитов-имамитов был объявлен Али, двоюродный брат и зять пророка. Шииты считают, что Имам — это тот, кто знает тайны, о которых неизвестно другим людям; он отличает хороших людей от плохих — поэтому имам является руководителем и духовным попечителем, а также специалистом в области науки и Божественных знаний. Именно поэтому пророк ислама  сказал своим последователям: «После меня спрашивайте всё, что хотите, у Али».

    С точки зрения ислама суть того или иного режима неразрывно связана с личностью его руководства. Имам правит мусульманами и считается представителем и символом Бога на земле. В исламских повествованиях говорится, что Божественные символы не исчезли с прекращением передачи человеку Божественных откровений через пророка; напротив, во все времена в обществе выделяются совершенные и Божественные личности для того, чтобы объяснять людям предписания религии Бога. Именно поэтому в исламских повествованиях говорится:  Тот, кто умрет, не познав имама своего времени, умрет смертью невежественного человека.

    Все справки >>

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Типовая должностная инструкция прораба в строительстве
  • Видеорегистратор intego vx 200hd инструкция по эксплуатации
  • Флебопресс инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Руководство пользователя сайта школы
  • Пау д арко нсп инструкция по применению