Руководство муниципалитетов это

Местная администрация – исполнительный орган муниципального образования, обладающий распорядительными полномочиями. Это постоянно действующая структура муниципалитета. В действующем сегодня законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие правила и процедуру прекращения полномочий местной администрации муниципального образования. Законом предусмотрен порядок прекращения полномочий лишь для должностных лиц. В статье рассмотрим особенности формирования и деятельности местной администрации муниципального образования (муниципального округа, района и пр.). Итак, начинаем.

местная администрация

Общая характеристика

Местная администрация муниципального образования (муниципального округа) наделяется полномочиями решать вопросы территориального значения, а также правами реализовывать отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и уставом МО.

Рассматриваемая структура обычно обладает широкой компетенцией в области исполнительно-распорядительной деятельности. Местная администрация муниципального образования является органом, обладающим правами юр. лица.

Руководство

Кто руководит данной структурой? В структуре местной администрации муниципального образования предусмотрена должность главы. Она предполагает руководство МО на принципах единоначалия. Акты, издаваемые главой, вводят в действие решения, принятые администрацией.

Законодательство предусматривает 2 модели наделения субъекта полномочиями. В первом случае глава местной администрации и глава муниципального образования – это одно лицо. Оно наделяется полномочиями в силу своей должности.

По второй модели главой муниципального образования и главой местной администрации могут быть разные люди. Руководитель администрации в этом случае назначается по результатам конкурса. С выигравшим кандидатом заключается контракт. Срок полномочий главы определяется уставом МО. В случае назначения руководителя по результатам конкурса, он называется обычно управляющим.

Между тем наиболее распространенной является модель, при которой глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.

Важные моменты

Необходимо сказать о некоторых нюансах утверждения условий контракта. При назначении главы поселения договор согласовывается с его представительным органом. Если назначается руководитель местной администрации внутригородского муниципального образования, то утверждает контракт представительная структура района в части, касающейся реализации полномочий по решению территориальных вопросов и региональным законодательным органом – в части, относящейся к осуществлению отдельных госполномочий, переданных власти субъекта в соответствии с федеральным законодательством.

глава местной администрации

Специфика назначения

Если гражданин становится главой администрации по контракту, уставом поселения, округа или района и региональным законом могут устанавливаться дополнительные требования, которым должны соответствовать кандидаты.

Представительный орган муниципалитета определяет порядок проведения конкурса. При этом в обязанности структуры входит опубликование условий проведения конкурса, сведений о месте, дате и времени организации мероприятия, проекта контракта. Размещение указанной информации должно осуществляться за 20 дней до начала конкурса.

Досрочное прекращение полномочий

Руководитель местной администрации муниципального образования, назначенный на должность в соответствии с контрактом, лишается своих полномочий в следующих случаях.

  1. Смерть.
  2. Увольнение по собственному желанию.
  3. Признание ограниченной дееспособности или полной недееспособности судом.
  4. Признание без вести отсутствующим либо умершим.
  5. Вступление в силу обвинительного приговора.
  6. Выезд за границу для постоянного проживания.
  7. Прекращение российского или иностранного гражданства государства-участника международных договоров с РФ, согласно которым лицо не может быть избрано в органы местной власти.
  8. Призыв в ряды ВС РФ, направление на альтернативную службу.
  9. Упразднение/преобразование МО.
  10. Утрата населенным пунктом статуса муниципалитета вследствие объединения с городским округом.
  11. Увеличение количества избирателей МО больше чем на 25%, обусловленное изменением границ или объединением поселения и городского округа.

Функции местной администрации

В муниципальном образовании возникает достаточно много актуальных проблем. Их необходимо решать. Образование местной администрации в муниципальном районе, поселении и пр. как раз и направлено на решение актуальных вопросов, связанных с развитием административно-территориальной единицы.

полномочия местной администрации

В полномочия исполнительно-распорядительного органа входят следующие.

  1. Разработка проектов бюджета, смет, программ, планов социально-экономического развития территории. Эти документы предоставляются на утверждение законодательному органу МО.
  2. Исполнение бюджета и предоставление отчета.
  3. Обеспечение работы ЖКХ, транспорта, предприятий связи, муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и пр.
  4. Распоряжение и управление муниципальной и другой собственностью, переданной МО в порядке, установленном законодательством.
  5. Разработка предложений о создании, ликвидации или реорганизации учреждений и предприятий МО.
  6. Утверждение уставов муниципальных организаций.
  7. Реализация отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с федеральным законодательством.
  8. Осуществление иных полномочий, определенных нормативными актами представительного органа МО, в т. ч. функций заказчика по контрактам на исполнение подрядных работ для муниципальных нужд.
  9. Подготовка и предоставление законодательному органу проектов правовых актов местной администрации муниципального образования, разработка штатного расписания муниципальных должностей, практических рекомендаций, касающихся предметов своего ведения.
  10. Создание рабочих групп и коллегий, консультативных экспертных и общественных советов, привлечение на договорной основе научных организаций, ученых, специалистов к решению вопросов территориального значения.
  11. Взаимодействие с органами государственной власти, другими структурами местного управления, учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами, населением по вопросам своего ведения.
  12. Участие в разработке проектов договоров, соглашений с другими МО, исполнительными органами государственной власти.
  13. Направление запросов на получение от территориальных и отраслевых структур, предприятий, учреждений, организаций документов, информации, материалов, необходимых для реализации задач, возложенных на местную администрацию муниципального образования.

Разумеется, это далеко не все функции исполнительно-распорядительного органа. Полный перечень фиксируется в уставе МО и Положении о деятельности местной администрации муниципального образования.

ответственность местной администрации

Особенности деятельности

Работа местной администрации осуществляется на плановой основе. На соответствующих заседаниях разрабатываются программы развития МО, составляются планы совещаний, правотворческой деятельности, контрольных мероприятий.

Контроль исполнения квартальных и перспективных планов работы осуществляет замглавы местной администрации.

Для обеспечения оперативного управления деятельностью подразделений, обоснованного и своевременного принятия актов, местная администрация муниципального образования проводит заседания и совещания координационных и консультативных органов, а также иные мероприятия организационного характера.

Аппарат

Эта структура является одним из ключевых звеньев в структуре местной администрации. Аппарат не имеет в подчинении внешних органов, предприятий, организаций. Служебные функции этой структуры определяют горизонтальную форму подчинения руководству органов администрации.

Финансирование подразделений аппарата осуществляется из средств местного бюджета. Их наименования различаются в зависимости от направлений деятельности местной администрации. Среди наиболее популярных «традиционных» подразделений присутствуют следующие.

  1. Организационный (организационно-аналитический) отдел.
  2. Приемная.
  3. Общий отдел.
  4. Юридическая служба.
  5. Информационный отдел (пресс-служба).
  6. Управление кадрами.

Кроме этого, в структуре аппарата администрации создается секретариат, подразделения, отвечающие за материально-техническое обеспечение.

Структурные единицы администрации

Они различаются по объему полномочий, направленности деятельности, кадровому составу и многим другим признакам. Различия зависят от уровня муниципалитета, особенностей социально-экономической ситуации, количества населения и прочих обстоятельств.

глава возглавляет администрацию

В городских округах, к примеру, создаются подразделения, решающие проблемы здравоохранения, образования, ЖКХ, культуры, строительства, инженерной инфраструктуры, градостроительства и архитектуры, рынка недвижимости, соцзащиты, благоустройства, потребительского рынка, сферы обслуживания, спорта, финансов, управления имуществом, антимонопольной политики, защиты природы, военнослужащих, международных связей, чрезвычайных ситуаций, связи с прессой.

В муниципальных районах обычно создаются подразделения, осуществляющие организацию:

  • народного образования;
  • ЖКХ;
  • строительства;
  • сельского хозяйства;
  • управления земельными ресурсами, муниципальным имуществом;
  • деятельности по защите природы;
  • социально-экономической поддержки граждан и пр.

Несмотря на то что наименования подразделений в различных муниципалитетах практически одинаковые, кадровое их наполнение существенно различается. В городских поселениях отделы, управления, департаменты значительно превышают по своей численности районные подразделения. В сельской местности штатные отделы весьма малочисленны. В них работает от 2 до 5 сотрудников. При этом круг вопросов, которые они решают, достаточно узкий и ограничивается управлением земельными ресурсами, содержанием муниципального жилого фонда, записью актов гражданского состояния, учетной работой.

Порядок деятельности специальных подразделений

Как правило, они обладают правами юр. лица, составляют самостоятельный баланс, имеют расчетный и иные счета в банках. У этих структурных подразделений есть свои печати, бланки, другие средства идентификации. Они наделены правом от своего имени приобретать личные имущественные и неимущественные права, участвовать в судебных заседаниях в качестве ответчиков и истцов, выполнять обязанности. Руководитель администрации самостоятельно устанавливает их правовой статус и ответственность.

В местной администрации муниципального образования действуют комитеты и управления, которые подразделяются на функциональные и отраслевые. Последние, как следует из названия, обеспечивают руководство отдельными сферами муниципального хозяйства. К примеру, назначение отдела (управления, департамента) здравоохранения в муниципальном районе (округе) состоит в обеспечении условий для охраны здоровья населения, реализации гражданами их прав на медицинскую помощь. Это подразделение уполномочено:

  • разрабатывать комплексные мероприятия по уменьшению заболеваемости, инвалидности населения;
  • координировать и управлять деятельностью лечебных и профилактических учреждений;
  • взаимодействовать с комитетами по санитарно-эпидемиологическому надзору, страховыми компаниями, территориальными фондами ОМС;
  • контролировать работу учреждений, оказывающих медицинские услуги, вне зависимости от формы собственности.

правовые акты

Образование

Для координации этой сферы в муниципалитете создается соответствующее отраслевое управление (отдел). Полномочия подразделения состоят в:

  • участии в организации и реализации программ развития образования на территории муниципалитета;
  • обеспечении реализации гражданами их прав на получение образования, соответствующего ФГОС, в учебных заведениях дошкольного, общего, профобразования, в специализированных учреждениях;
  • защище права несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения;
  • координировании работы предприятий, учреждений, организаций в сфере народного образования;
  • содействии развитию производственно-экономической инфраструктуры для поддержки образования, создании попечительских и благотворительных фондов.

Благоустройство

Практически в каждом МО действует служба муниципального заказчика. Она формируется для проектирования, строительства и капремонта объектов благоустройства, их содержания, а также для озеленения территории. Управление благоустройства и служба заказчика ответственны и за составление планов развития и содержания дорожной сети.

Указанные подразделения могут также наделяться правом организовывать муниципальный заказ, координировать работу предприятий благоустройства, в т. ч. специализированных учреждений, задействованных в дорожном строительстве, озеленении, освещении территории.

Жилищно-коммунальное управление

Его полномочия состоят в следующем:

  • Вести учет граждан, нуждающихся в жилплощади. К ним относят очередников, инвалидов и ветеранов ВОВ, военнослужащих, находящихся в запасе и т. д.
  • Распределять жилфонд между физическими и юр. лицами, участвующими в долевом строительстве.
  • Контролировать заселение.
  • Рассчитывать стоимость помещений в муниципальном жилфонде, подлежащих отчуждению.
  • Проводить приватизацию жилья, осуществлять перевод помещений в нежилые.

Комиссии

Поскольку система местного самоуправления строится исключительно на демократических принципах, то естественным является участие населения в управлении делами муниципалитета. Соответственно, вместе с управлениями, отделами, комитетами и прочими структурными подразделениями администрации формируются постоянные и временные комиссии. Они занимаются самыми разными вопросами: назначением пенсий, организацией отдыха детей, охраной культурно-исторических памятников и пр.

Некоторые комиссии создаются по инициативе администрации, другие создаются в соответствии с актами, утвержденными органами государственной власти. Административные комиссии образуются для рассмотрения дел об административных нарушениях, вменения виновным предусмотренных законом санкций. Ключевая задача структур, занимающихся делами несовершеннолетних, состоит в предупреждении безнадзорности и беспризорности подростков.

правовые акты местной администрации

Организационно все комиссии связаны с администрацией. Их председатели вполне могут являться заместителями главы муниципалитета. Комиссии являются коллегиальными органами. В их состав входят представители общественности, сотрудники правоохранительных структур, депутаты.

Создание комиссий осуществляется на основании постановлений представительного органа местной власти. Обязательно из состава членов избирается председатель. В его полномочия входит планирование, организация и руководство деятельности комиссии. Финансирование деятельности комиссии осуществляется на средства местного бюджета. За материально-техническое обеспечение работы отвечает аппарат местной администрации.

Руководитель
муниципального образования — обязательный
единоличный постоянно действующий
орган местного самоуправления, глава
муниципального образования — выборное
высшее должностное лицо муниципального
образования, наделенное уставом
муниципального образования собственными
полномочиями по решению вопросов
местного значения.

Руководитель
муниципального образования может
избираться путем прямых или косвенных
выборов:

1)
непосредственно населением на
муниципальных выборах, либо

2)
муниципальным собранием из своего
состава.

При
этом в изъятие из общего правила в
городах федерального значения разрешается
независимо от способа избрания
руководителя муниципального образования
совмещение им также постов председателя
муниципального собрания и руководителя
муниципалитета.

Конкретный
порядок замещения должности руководителя
муниципального образования определяется
уставом муниципального образования. В
Москве практически повсеместно избрана
модель, при которой руководитель
муниципального образования избирается
из состава депутатов муниципального
собрания и, соответственно, является
его председателем. При этом к настоящему
моменту возложение на него также функций
руководителя муниципалитета не получило
распространения в Москве — руководителем
муниципалитета является, как правило,
специально назначаемое должностное
лицо.

Как
высшее должностное лицо руководитель
муниципального образования возглавляет
деятельность по осуществлению местного
самоуправления в соответствующем
муниципальном образовании. Руководитель
муниципального образования наделяется
собственной компетенцией по вопросам
местного значения, т.е. действует на
правах органа местного самоуправления.
К собственной компетенции руководителя
муниципального образования, в частности,
относятся:


официальное представительство интересов
муниципального образования в отношениях
с другими муниципальными образованиями,
органами государственной власти,
общественными организациями, гражданами
— например, ведение переговоров, заключение
договоров от имени муниципального
образования, дача разъяснений, обращение
в суд в защиту интересов муниципального
образования;


нормотворчество: подписание нормативных
правовых актов муниципального собрания,
издание собственных правовых актов;


право требовать созыва внеочередного
заседания муниципального собрания;


назначение публичных слушаний, собраний
граждан по своей инициативе;


выдвижение инициативы местного
референдума совместно с Муниципальным
Собранием, а также опроса граждан;


созыв схода граждан;


организация деятельности Муниципального
Собрания;


право нормотворческой инициативы в
органах местного самоуправления.

Срок
полномочий

руководителя муниципального образования
определяется уставом муниципального
образования в пределах от 2 до 5 лет. Как
правило, в уставах муниципальных
образований Москвы указывается, что
руководитель муниципального образования
избирается на срок полномочий
муниципального собрания.

Досрочное
прекращение полномочий руководителя
муниципального образования возможно
в силу закона в случаях:

1)
смерти;

2)
отставки по собственному желанию;

3)
отрешения от должности мэром Москвы в
связи с изданием не соответствующих
законодательству правовых актов, если
такие противоречия установлены судом
и не были устранены в течение 2 месяцев,
а также в случае совершения действий
(бездействия), в т.ч. издания ненормативного
правового акта, нарушающих права и
свободы человека и гражданина, создающих
угрозу единству и территориальной
целостности РФ, национальной безопасности
РФ и ее обороноспособности, единству
правового и экономического пространства
РФ, нецелевого расходования субвенций
из федерального бюджета или бюджета
субъекта РФ, если это установлено судом
и не приняты меры по исполнению решения
суда;

4)
признания судом недееспособным или
ограниченно дееспособным;

5)
признания судом безвестно отсутствующим
или объявления умершим;

6)
вступления в отношении его в законную
силу обвинительного приговора суда;

7)
выезда за пределы Российской Федерации
на постоянное место жительства;

8)
прекращения гражданства Российской
Федерации, прекращения гражданства
иностранного государства — участника
международного договора Российской
Федерации, в соответствии с которым
иностранный гражданин имеет право быть
избранным в органы местного самоуправления,
приобретения им гражданства иностранного
государства либо получения им вида на
жительство или иного документа,
подтверждающего право на постоянное
проживание гражданина Российской
Федерации на территории иностранного
государства, не являющегося участником
международного договора Российской
Федерации, в соответствии с которым
гражданин Российской Федерации, имеющий
гражданство иностранного государства,
имеет право быть избранным в органы
местного самоуправления;

9)
отзыва избирателями;

10)
установленной в судебном порядке стойкой
неспособности по состоянию здоровья
осуществлять полномочия главы
муниципального образования;

11)
досрочного прекращения полномочий
муниципального собрания, избравшего
руководителя муниципального образования;

12)
удаления в отставку по решению
муниципального собрания;

13)
увеличения численности избирателей
муниципального образования более чем
на 25%, произошедшего вследствие изменения
границ муниципального образования.

Руководитель
муниципального образования в соответствии
с уставом муниципального образования
может осуществлять полномочия на
постоянной или непостоянной основе.

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Стать автором

Понятие и значение муниципальной администрации

Муниципальная администрация является исполнительным и распорядительным органом, осуществляющим муниципальное управление на территории муниципального образования.

Согласно уставным документам, утвержденным властями муниципальных образований, муниципальная администрация наделяется полномочиями, направленными на решение вопросов, имеющих значение для населения муниципального образования, а также государственными полномочиями, делегированными органам муниципального управления органами государственного управления.

Замечание 1

Муниципальная администрация признается юридическим лицом, обладающим соответствующими правами.

Утверждение структуры муниципальной администрации осуществляется органом управления муниципального образования, выполняющим представительскую функцию, в соответствии с представлением, осуществляемым главой муниципальной администрации. Структура муниципальной администрации может включать в свой состав органы муниципальной администрации отраслевого и территориального характера.

Глава муниципальной администрации

Руководство муниципальной администрацией осуществляет ее глава в соответствии с принципом единоначалия.

В качестве главы муниципальной администрации может выступать:

  • во-первых, лицо, находящееся во главе муниципального образования;
  • во-вторых, лицо, замещающее должность главы муниципальной администрации в соответствии с контрактом, который заключен с ним по итогам конкурса на период времени, определенный в уставе конкретного муниципального образования.

Срок контракта, который заключен с главой муниципальной администрации, не может быть дольше срока полномочий органа представительного характера, ответственного за заключение этого контракта. Срок контракта не может быть менее 2 лет. Для муниципальных образований в виде муниципального района или городского округа, имеющего внутригородское деление, срок контракта с главой должен быть более 2 лет и менее 5 лет.

Содержание контракта с главой муниципальной администрации и его условия определяются органом представительного характера в соответствии с федеральным и региональным российским законодательством.

«Администрация муниципального образования» 👇

В отношении лиц, претендующих на должность главы муниципальной администрации, уставными документами муниципального образования и региональным законодательством может устанавливаться ряд дополнительных требований.

Проведение конкурса, направленного на замещение должности главы муниципальной администрации осуществляет в соответствии с порядком, установленным органом управления представительного характера. В соответствии с требованиями законодательства информация об условиях конкурса, дате, времени и месте его проведения, проект контракта подлежит публикации за 20 дней до момента начала конкурса.

Численность членов конкурсной комиссии, осуществляющей выбор претендентов на замещение должности главы муниципальной администрации, устанавливается органом представительного характера. В муниципальных образованиях такого вида как муниципальный район, городской округ, городской округ, имеющий внутригородское деление, муниципальные образования на территории городов федерального значения, конкурсная комиссия наполовину назначается органом представительного характера, на другую половину – руководителем высшего исполнительного органа региональных властей. Для муниципальных образований таких видов как поселение или внутригородской район конкурсная комиссия на одну половину назначается органом представительного характера, на другую – главой муниципальной администрации.

Конкурсная комиссия отбирает кандидатов на замещение должности главы муниципальной администрации, из числа которых и назначается лицо на такую должность.

Замечание 2

С главой муниципальной администрации заключается контракт.

Должность главы муниципальной администрации можно охарактеризовать следующим образом:

  • во-первых, глава муниципальной администрации контролируется и отчитывается перед органом муниципального образования представительного характера;
  • во-вторых, глава муниципальной администрации представляет на ежегодной основе отчет о результатах своей деятельности и деятельности администрации муниципального образования;
  • в-третьих, глава муниципальной администрации обязан обеспечить осуществление муниципальной администрацией полномочий, связанных с решением вопросов, имеющих значение для местного населения, и делегированных государственных полномочий.

Замечание 3

На главу муниципальной администрации накладывается ряд ограничений, так, он не имеет права осуществлять предпринимательскую и другую оплачиваемую деятельность, кроме научной, преподавательской или творческой.

При этом разрешенные виды деятельности не должны финансироваться за счет средств иностранных государств, организаций иностранного и международного характера, а также иностранных граждан и лиц без гражданства.

Глава муниципальной администрации не имеет права состоять в органах управления, попечительских или наблюдательных советах, иных органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

На главу муниципальной администрации налагается обязательство соблюдения установленных ограничительных и запретительных мер, а также исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством.

В отношении главы муниципальной администрации может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий в определенных случаях. Примером таких случаев является смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, недееспособность или ограниченная дееспособность, признанные судом, безвестное отсутствие или объявление умершим, признанные судом, постоянное место проживания за пределами России, обвинительный приговор суда и так далее.

Расторжение контракта с главой муниципальной администрации также может быть инициировано по заявлению главы субъекта Российской Федерации в судебном порядке.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

2. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Условия контракта для главы местной администрации поселения, внутригородского района утверждаются представительным органом поселения, внутригородского района, а для главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения — представительным органом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, условия контракта в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения для главы местной администрации муниципального района, на которого возлагается исполнение полномочий главы местной администрации поселения, утверждаются представительным органом муниципального района по согласованию с представительным органом такого поселения.

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 494-ФЗ)

(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения — уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина — главой местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая — представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

6. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

6.1. Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

4) обязан сообщить в письменной форме главе муниципального образования о прекращении гражданства Российской Федерации либо гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина, имеющего право на основании международного договора Российской Федерации быть избранным в органы местного самоуправления, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства иностранного государства или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, предусмотренного настоящим пунктом.

(п. 4 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

(часть шестая.1 введена Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ)

7. Местная администрация обладает правами юридического лица.

8. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

9. Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Глава местной администрации должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

(часть 9.1 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.2. Глава местной администрации освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 — 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

(часть 9.2 введена Федеральным законом от 10.07.2023 N 286-ФЗ)

10. Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) расторжения контракта в соответствии с частью 11 или 11.1 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина, имеющего право на основании международного договора Российской Федерации быть избранным в органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

(п. 10 введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ)

11) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4 — 6.2, 7 — 7.2 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

(п. 11 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

(п. 12 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом;

(п. 13 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

14) вступления в должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации.

(п. 14 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

11. Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) главы местной администрации — в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

11.1. Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», выявленными в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

12. В случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

(часть 12 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 494-ФЗ)




В данной работе исследуется понятие местной администрации, рассматриваются ее признаки и правовые основы деятельности.



Ключевые слова



: местная администрация, органы местного самоуправления, глава местной администрации, полномочия, принцип единоначалия, принцип коллегиальности


This paper explores the concept of local administration, examines its features and the legal basis for its activities.



Keywords:



local administration, local self-government bodies, head of local administration, powers, principle of unity of command, principle of collegiality

В современных условиях одним из актуальных вопросов является повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, чтобы в компетенции органов местной власти было четкое разграничение между исполнительно-распорядительными и представительными органами местной власти. Одним из таких органов местной власти является местная администрация. Именно на него, как орган исполнительно-распорядительный, возложены обязанности по обеспечению повседневной жизнедеятельности населения любого муниципального образования.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти или органы местного самоуправления [1].

Действующим Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация включена в обязательные органы местной власти [3].

Местная администрация как элемент внутренней части системы местного самоуправления является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [6].

К примеру, согласно Уставу внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ [4]. местная администрация, в частности:

— разрабатывает проекты местного бюджета, планов, программ, решений, представляемых главой местной администрации на рассмотрение представительного органа муниципального образования (п. 1 ст. 33);

— обеспечивает содержание и использование находящихся в муниципальной собственности жилищного фонда и нежилых помещений, транспорта, иной муниципальной собственности (п. 6 ст. 33);

— управляет муниципальной и иной переданной в управление муниципальному образованию собственностью (п. 7 ст. 33);

— осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Санкт-Петербурга (п. 8 ст. 33);

— осуществляет муниципальные заимствования от имени муниципального образования (п. 11 ст. 33);

— устанавливает размер оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений (п. 18 ст. 33);

— осуществляет выдачу разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством (п. 21 ст. 33) и т. д. [4].

На основании ч. 1 ст. 20 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Статья 37 Федерального закона № 131 закрепляет положение местной администрации. Однако в указанном законе прямое определение термина «местная администрация» отсутствует.

В юридической науке на сегодня сформулированы различные подходы к раскрытию указанного термина. По мнению А. Н. Кокотова: «местная администрация — это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наличие которого в структуре органов местного самоуправления является обязательным». [9, с. 89]. Невозможно не согласиться с данным определением термина «местная администрация». Тем не менее, его нельзя назвать полным и многогранным, позволяющим полностью оценить правовой статус местной администрации.

Чихладзе Л. Т., Омран Б. пишут: «Местная администрация — наименование исполнительных и распорядительных органов в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах Российской Федерации, введенное при конституционной реформе 24 мая 1991 года.»… [11, с. 117]. По мнению Л. Т. Чихладзе «наряду с представительными органами муниципальной власти составной частью местного самоуправления являются исполнительные органы, главные цели которых, заключаются в обеспечении повседневного управления местными делами и реализации решений представительных органов. Исполнительно-распорядительные органы муниципальной власти… играют одну из ведущих ролей в системе управления территорией, на которой осуществляется местное самоуправление» [10,с. 160].

Абдуллаева С. Г. дала определение термина «местная администрация»: «.это обязательный в структуре органов местного самоуправления постоянно действующий исполнительно- распорядительный орган общей компетенции, подконтрольный и подотчетный населению и представительному органу муниципального образования и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местная администрация обладает правами юридического лица» [5, с. 243].

Наиболее верным представляется мнения А. В. Елькиной, которая считает, что местная администрация — это самостоятельный, обязательно формируемый орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для реализации отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, организующий исполнение решений представительного органа и осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципального образования в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций [7,с 112].

С функциональной точки зрения, местная администрация является исполнительно-распорядительным органом, который устав муниципального образования наделяет собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, а также осуществлению отдельных государственных полномочий, которые передаются органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [8, с. 123].

Анализируя отдельные научные подходы к определению понятия «местная администрация» и содержание статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ можно выделить основные признаки местной администрации.

1) местная администрация является постоянно действующим органом местного самоуправления и формируется невыборным путем.

2) местная администрация осуществляет исполнительно-распорядительные функции в границах муниципального образования.

3) местная администрация наделена особой компетенцией (планирование, бюджет, учет; управление муниципальной собственностью и т. д.).

4) местная администрация реализует собственные полномочия по решению вопросов местного значения и наделяется правами по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации на территории конкретного муниципального образования.

5) местную администрацию возглавляет на принципе единоначалия либо глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

6) местная администрация обладает правами юридического лица (ч. 7 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ). Местная администрация как юридическое лицо действует в соответствии с нормами Гражданского кодекса применительно к казенным учреждениям [2].

Подводя краткий итог исследования, можно прийти к следующим выводам.

Местная администрация как элемент внутренней части системы местного самоуправления решает вопросы местного значения и осуществляет иные полномочия, возложенные на нее отдельными нормативно-правовыми актами о делегировании полномочий. Именно местная администрация является связующим звеном между жителями страны и самим государством.

В целях совершенствования законодательства о местном самоуправлении видится необходимым законодательно закрепить понятие «Местная администрация», дополнив ст. 2 Закона 2003 г. № 131-ФЗ п. 15: — местная администрация — это коллегиальный исполнительный орган, образуемый в соответствии с уставом муниципального образования и утверждаемый депутатским корпусом, наделяемый законами и муниципальными правовыми актами собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При этом необходима оговорка о том, что в поселениях с небольшой численностью населения (до 500 жителей) принцип коллегиальности в деятельности местной администрации может быть заменен на принцип единоначалия.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 01.09.2022)// Собрание законодательства РФ.1994.№ 32. Ст. 3301
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2003 № 40. Ст. 3822.
  4. Устав внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ (принят решением Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Нарвский округ Санкт-Петербурга от 06.09.2017 № 32) (ред. от 21.09.2022)// Вестник муниципального образования Нарвский округ. 2017. № 22.
  5. Абдуллаева С. Г. Теоретические аспекты понятия регламентации деятельности местной администрации//Аллея науки. 2019. Т. 3. № 5 (32). С. 243
  6. Долгополов П. С. Муниципальная функция: понятие и содержание // СПС КонсультантПлюс. 2022.
  7. Елькина А. В. Местная администрация в системе местного самоуправления в Российской Федерации: вопросы правового регулирования и статуса: Дис…. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 112.
  8. Кашлев Е. Е. Понятие и функции местной администрации// Синергия Наук. 2021. № 63. С. 123–132.
  9. Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019, С. 89
  10. Панферкина И. С. Местная администрация как орган местной власти: проблемы правового регулирования полномочий//Научный альманах. 2020. № 2–1 (64). С. 160.
  11. Чихладзе Л. Т., Омран Б. Концепция местной администрации и местного самоуправления и разница между ними// Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 117

Основные термины (генерируются автоматически): местная администрация, местное самоуправление, муниципальное образование, местное значение, Российская Федерация, орган, полномочие, местная власть, принцип единоначалия, исполнительно-распорядительный орган.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по качеству вуз
  • Venomed таблетки турция инструкция на русском языке
  • Снять тен на стиральной машине бош классик 5 инструкция
  • Эскузан мазь инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Альфа д3 тева 1 мкг инструкция по применению цена