Руководство министерством обороны федеральной службой безопасности осуществляет

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗ
от 7 февраля 2000 года № 318

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИЯХ (ОТДЕЛАХ) ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСКАХ, ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ И ОРГАНАХ (ОРГАНАХ БЕЗОПАСНОСТИ В ВОЙСКАХ)


(в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2003 N 1365)

В соответствии с Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках).

2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 277 «Об утверждении Положения об органах государственной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военной контрразведке)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5916).

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности

Президента Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

7 февраля 2000 года

N 318

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

от 7 февраля 2000 г. N 318

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УПРАВЛЕНИЯХ (ОТДЕЛАХ) ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСКАХ, ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ

И ОРГАНАХ (ОРГАНАХ БЕЗОПАСНОСТИ В ВОЙСКАХ)

(в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2003 N 1365)

I. Общие положения

1. Управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органы безопасности в войсках) входят в единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности и находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий обеспечивают безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, в пограничных войсках, в федеральном органе специальной связи и информации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях (далее именуются объекты оперативного обеспечения).

(в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2003 N 1365)

Участие органов безопасности в войсках в обеспечении безопасности части состава Вооруженных Сил Российской Федерации, входящей в состав объединенных вооруженных сил или находящейся под объединенным командованием, а также обеспечение безопасности объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, регламентируется федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации.

2. Органы безопасности в войсках в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением, а также международными договорами Российской Федерации.

Органы безопасности в войсках, обеспечивающие безопасность объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в своей деятельности руководствуются также законодательством государств, на территориях которых находятся указанные объединения, соединения и воинские части.

II. Задачи органов безопасности в войсках

3. Задачами органов безопасности в войсках являются:

выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

выявление, предупреждение и пресечение преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

предотвращение в пределах своих полномочий несанкционированных действий с оружием массового поражения;

обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

организация и осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

участие в обеспечении Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацией об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

участие в оперативном (контрразведывательном) обеспечении защиты государственной границы Российской Федерации.

При решении указанных задач органы безопасности в войсках оказывают содействие органам военного управления и должностным лицам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются органы военного управления и должностные лица) в обеспечении боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

III. Обязанности органов безопасности в войсках

4. Органы безопасности в войсках в соответствии с федеральным законодательством и в пределах своих полномочий обязаны:

выявлять, предупреждать и пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

осуществлять во взаимодействии с другими органами федеральной службы безопасности и органами внешней разведки Российской Федерации разведывательную деятельность в целях добывания, обработки и реализации информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также проникновение в специальные службы и организации иностранных государств;

проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с ядерным терроризмом и иными видами терроризма, организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, с вовлечением военнослужащих в деятельность, целью которой является вооруженный мятеж, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти, а также по борьбе с иными преступлениями, отнесенными федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

участвовать в разработке и реализации мер по предупреждению несанкционированных действий с оружием массового поражения;

участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по защите государственной тайны, а также осуществлять контроль за обеспечением защиты государственной тайны, мероприятиями по противодействию иностранным техническим разведкам, обеспечением безопасности специальных (засекреченных) видов связи и шифровальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

осуществлять меры, связанные с допуском военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к государственной тайне;

участвовать в решении вопросов, касающихся выезда за пределы Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

осуществлять анализ информации о вероятных угрозах безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и прогнозирование тенденций развития этих угроз;

участвовать в информировании федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов военного управления и должностных лиц об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, о предпосылках к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также в предоставлении указанным органам иных сведений, необходимых для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

информировать органы военного управления и должностных лиц о выявленной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба обороне и безопасности Российской Федерации, а также по другим вопросам, касающимся безопасности объектов оперативного обеспечения, осуществлять контроль за реализацией указанной информации;

осуществлять регистрацию, учет и хранение оперативно-служебных документов, содержащих сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах деятельности органов безопасности в войсках;

поддерживать постоянную оперативную и мобилизационную готовность органов безопасности в войсках;

осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности.

Органы безопасности в войсках выполняют и другие обязанности, возложенные на органы федеральной службы безопасности Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

IV. Права органов безопасности в войсках

5. Органы безопасности в войсках имеют право:

устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие, в интересах обеспечения безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также для решения иных задач, предусмотренных федеральным законодательством;

осуществлять оперативно-розыскные, контрразведывательные и разведывательные мероприятия на объектах оперативного обеспечения и в их окружении в целях решения задач, возложенных на органы безопасности в войсках;

осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

осуществлять хранение и использование оперативных и других материалов, необходимых для обеспечения деятельности органов безопасности в войсках, создавать в этих целях информационные системы;

вносить в органы военного управления и должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, совершению преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности, осуществлять контроль за реализацией этих представлений;

поддерживать на основе международных договоров Российской Федерации контакты со специальными службами иностранных государств, с которыми осуществляется сотрудничество в военной области или на территории которых дислоцируются объединения, соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

использовать по согласованию с соответствующими государственными органами, органами военного управления и должностными лицами средства связи, служебные помещения и транспортные средства, другие силы и средства, а также информационные системы и банки данных, архивно-учетные материалы и документы объектов оперативного обеспечения;

знакомиться в соответствующих органах военного управления с нормативными документами, планами, актами, иными материалами, в том числе определяющими и характеризующими финансово-хозяйственную деятельность этих органов, а также с вооружением и военной техникой, состоящими на вооружении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

использовать в целях обеспечения собственной безопасности и зашифровки ведомственной принадлежности сотрудников, подразделений, помещений и транспортных средств органов безопасности в войсках документы федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций.

Органы безопасности в войсках пользуются также иными правами, предоставленными органам федеральной службы безопасности федеральным законодательством.

V. Система органов безопасности в войсках

6. В систему органов безопасности в войсках входят:

Управление военной контрразведки (3 Управление) Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее именуется 3 Управление);

управления и отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по военным округам и флотам, округу Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, группам войск, объединениям центрального подчинения (далее именуются управления и отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям);

(в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2003 N 1365)

отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям, гарнизонам, военным образовательным учреждениям профессионального образования, организациям Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям и организациям).

Органы безопасности в войсках имеют действительные и условные наименования, эмблему, гербовую печать, соответствующие печати и штампы.

7. 3 Управление является подразделением центрального аппарата Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляющим непосредственное руководство подчиненными Федеральной службе безопасности Российской Федерации органами безопасности в войсках.

3 Управление обеспечивает безопасность в центральных органах управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и в непосредственно подчиненных им воинских частях и организациях.

Структура и организация деятельности 3 Управления определяются положением о нем, утверждаемым директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В системе органов безопасности в войсках образуется коллегия, в состав которой входят начальник 3 Управления (председатель коллегии), его первый заместитель и заместители (по должности), а также другие руководящие сотрудники 3 Управления и органов безопасности в войсках, включаемые в состав коллегии директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации по представлению начальника 3 Управления.

8. Структура и штаты органов безопасности в войсках устанавливаются и изменяются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации по представлению начальника 3 Управления.

Начальник 3 Управления, начальники управлений и отделов Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям в пределах своих полномочий вносят изменения в структуру и штаты подчиненных органов безопасности в войсках в пределах общей численности, установленной для органов безопасности в войсках директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

9. Органы безопасности в войсках комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов безопасности в войсках, а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности.

10. Комплектование органов безопасности в войсках в соответствии с федеральным законодательством осуществляется:

военнослужащими — путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу и подбора военнослужащих и последующего их перевода в органы безопасности в войсках из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу.

11. Военнослужащие органов безопасности в войсках проходят службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей прохождения военной службы различными категориями военнослужащих.

12. Обязанности, права и льготы военнослужащих и гражданского персонала органов безопасности в войсках определяются Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

13. Руководители органов безопасности в войсках в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарными правами в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

14. На сотрудников органов безопасности в войсках распространяются все права, льготы, гарантии и компенсации, а также иные меры социальной защиты, установленные для сотрудников органов федеральной службы безопасности. На военнослужащих органов безопасности в войсках, находящихся в одинаковых условиях с военнослужащими объектов оперативного обеспечения, распространяются права, льготы, гарантии и компенсации, а также иные меры социальной защиты, которыми пользуются военнослужащие этих объектов.

15. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников органов безопасности в войсках осуществляются в академии и институтах подготовки и повышения квалификации кадров Федеральной службы безопасности Российской Федерации и на договорной основе — в других образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

16. Никто не вправе вмешиваться в законные действия сотрудников органов безопасности в войсках, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законодательством и настоящим Положением.

VI. Взаимодействие органов безопасности

в войсках с государственными органами,

другими органами и организациями

17. Органы безопасности в войсках решают возложенные на них задачи во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации, органами военного управления и должностными лицами, судебными органами, органами прокуратуры Российской Федерации, правоохранительными и другими органами, действующими в сфере обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

18. Органы безопасности в войсках информируют соответствующие государственные органы, органы военного управления и должностных лиц:

о выявлении, предупреждении и пресечении разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

о выявлении, предупреждении и пресечении террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

о выявлении, предупреждении и пресечении преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

о нарушении установленных требований к обеспечению защиты государственной тайны, безопасности шифрованной и засекреченной связи, а также о фактах утраты носителей сведений, составляющих государственную тайну, и предпосылок к этим нарушениям и фактам;

о нарушении установленных требований к обеспечению ядерной и других видов безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; о предпосылках к возникновению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к тяжелым последствиям, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Органы военного управления и должностные лица используют указанную информацию в форме, исключающей расшифровку ее источника, только по письменному согласованию с предоставившим ее органом безопасности в войсках. О принятых по этой информации мерах официально уведомляется соответствующий орган безопасности в войсках.

Органы безопасности в войсках информируют органы прокуратуры Российской Федерации, а также органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, о ставших известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов.

19. При решении вопросов, относящихся к компетенции органов безопасности в войсках, органы военного управления и должностные лица согласовывают свои действия с органами безопасности в войсках.

Органы военного управления и должностные лица оказывают содействие органам безопасности в войсках в решении стоящих перед ними задач, а также информируют их:

по вопросам, касающимся разработки и реализации мер по обеспечению защиты государственной тайны в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

о посещении объектов оперативного обеспечения иностранными делегациями, отдельными иностранными гражданами и лицами без гражданства;

о выезде за пределы Российской Федерации военнослужащих, лиц из числа гражданского персонала, допущенных к государственной тайне, о не вызванных служебной необходимостью контактах этих военнослужащих с иностранными гражданами;

по вопросам, касающимся обеспечения ядерной и других видов безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

о проведении учений, испытаний оружия и военной техники, передислокации войск (сил) и других важных мероприятиях;

об утрате носителей сведений, составляющих государственную тайну;

о захвате, утрате, хищении, приведении в небоеготовое состояние вооружения и военной техники;

о чрезвычайных ситуациях на объектах оперативного обеспечения;

по иным вопросам, касающимся обеспечения безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

20. Представители органов федеральной службы безопасности имеют право лично участвовать в проводимых соответствующими органами военного управления и должностными лицами заседаниях и совещаниях, а также вносить на них предложения.

Руководители органов безопасности в войсках могут входить в состав военных советов в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, коллегий управлений и отделов Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальных органов безопасности), а также участвовать в работе региональных советов территориальных органов безопасности.

21. Взаимодействие органов безопасности в войсках с органами безопасности, специальными службами, правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств устанавливается и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации, в порядке, установленном Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

VII. Финансирование, материально-техническое

и иное обеспечение деятельности органов безопасности

в войсках и их сотрудников

22. Финансирование и материально-техническое обеспечение 3 Управления, а также медицинское и социально-бытовое обеспечение его сотрудников осуществляются соответствующими подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

23. Управления и отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям, отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям и организациям соответствующими органами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов обеспечиваются:

вооружением, военной техникой, транспортными средствами, иными материальными средствами — по штатам, табелям и нормам, установленным Федеральной службой безопасности Российской Федерации;

всеми видами закрытой и открытой связи, медицинским обслуживанием, воинскими перевозочными документами, служебными и жилыми помещениями для сотрудников органов безопасности в войсках — соответствующими объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями.

Денежное довольствие военнослужащих и заработная плата гражданского персонала органов безопасности в войсках выплачиваются по нормам, установленным Федеральной службой безопасности Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок обеспечения деятельности органов безопасности в войсках устанавливается совместными нормативными правовыми актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе централизованного возмещения Федеральной службой безопасности Российской Федерации расходов на содержание подчиненных ей органов безопасности в войсках. Этими же совместными нормативными правовыми актами определяются порядок выделения и численность подразделений охраны и водительского состава для транспортных средств органов безопасности в войсках за счет штатной численности соответствующих объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

(в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2003 N 1365)

24. Органы военного управления и должностные лица оказывают необходимую помощь органам безопасности в войсках в организации военно-прикладной и технической подготовки их сотрудников.

25. Специальной техникой, средствами электронно-вычислительной техники и другими техническими средствами специального и общего назначения органы безопасности в войсках обеспечиваются централизованно Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

26. Виды, объемы и порядок оперативных расходов органов безопасности в войсках определяются нормативными правовыми актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗ
от 7 февраля 2000 года № 318

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИЯХ (ОТДЕЛАХ) ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСКАХ, ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ И ОРГАНАХ (ОРГАНАХ БЕЗОПАСНОСТИ В ВОЙСКАХ)

(в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2003 N 1365)

В соответствии с Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках).

2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 277 «Об утверждении Положения об органах государственной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военной контрразведке)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5916).

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности

Президента Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

7 февраля 2000 года

N 318

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

от 7 февраля 2000 г. N 318

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УПРАВЛЕНИЯХ (ОТДЕЛАХ) ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСКАХ, ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ

И ОРГАНАХ (ОРГАНАХ БЕЗОПАСНОСТИ В ВОЙСКАХ)

(в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2003 N 1365)

I. Общие положения

1. Управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органы безопасности в войсках) входят в единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности и находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий обеспечивают безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, в пограничных войсках, в федеральном органе специальной связи и информации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях (далее именуются объекты оперативного обеспечения).

(в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2003 N 1365)

Участие органов безопасности в войсках в обеспечении безопасности части состава Вооруженных Сил Российской Федерации, входящей в состав объединенных вооруженных сил или находящейся под объединенным командованием, а также обеспечение безопасности объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, регламентируется федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации.

2. Органы безопасности в войсках в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением, а также международными договорами Российской Федерации.

Органы безопасности в войсках, обеспечивающие безопасность объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в своей деятельности руководствуются также законодательством государств, на территориях которых находятся указанные объединения, соединения и воинские части.

II. Задачи органов безопасности в войсках

3. Задачами органов безопасности в войсках являются:

выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

выявление, предупреждение и пресечение преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

предотвращение в пределах своих полномочий несанкционированных действий с оружием массового поражения;

обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

организация и осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

участие в обеспечении Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацией об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

участие в оперативном (контрразведывательном) обеспечении защиты государственной границы Российской Федерации.

При решении указанных задач органы безопасности в войсках оказывают содействие органам военного управления и должностным лицам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются органы военного управления и должностные лица) в обеспечении боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

III. Обязанности органов безопасности в войсках

4. Органы безопасности в войсках в соответствии с федеральным законодательством и в пределах своих полномочий обязаны:

выявлять, предупреждать и пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

осуществлять во взаимодействии с другими органами федеральной службы безопасности и органами внешней разведки Российской Федерации разведывательную деятельность в целях добывания, обработки и реализации информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также проникновение в специальные службы и организации иностранных государств;

проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с ядерным терроризмом и иными видами терроризма, организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, с вовлечением военнослужащих в деятельность, целью которой является вооруженный мятеж, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти, а также по борьбе с иными преступлениями, отнесенными федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

участвовать в разработке и реализации мер по предупреждению несанкционированных действий с оружием массового поражения;

участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по защите государственной тайны, а также осуществлять контроль за обеспечением защиты государственной тайны, мероприятиями по противодействию иностранным техническим разведкам, обеспечением безопасности специальных (засекреченных) видов связи и шифровальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

осуществлять меры, связанные с допуском военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к государственной тайне;

участвовать в решении вопросов, касающихся выезда за пределы Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

осуществлять анализ информации о вероятных угрозах безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и прогнозирование тенденций развития этих угроз;

участвовать в информировании федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов военного управления и должностных лиц об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, о предпосылках к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также в предоставлении указанным органам иных сведений, необходимых для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

информировать органы военного управления и должностных лиц о выявленной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба обороне и безопасности Российской Федерации, а также по другим вопросам, касающимся безопасности объектов оперативного обеспечения, осуществлять контроль за реализацией указанной информации;

осуществлять регистрацию, учет и хранение оперативно-служебных документов, содержащих сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах деятельности органов безопасности в войсках;

поддерживать постоянную оперативную и мобилизационную готовность органов безопасности в войсках;

осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности.

Органы безопасности в войсках выполняют и другие обязанности, возложенные на органы федеральной службы безопасности Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

IV. Права органов безопасности в войсках

5. Органы безопасности в войсках имеют право:

устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие, в интересах обеспечения безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также для решения иных задач, предусмотренных федеральным законодательством;

осуществлять оперативно-розыскные, контрразведывательные и разведывательные мероприятия на объектах оперативного обеспечения и в их окружении в целях решения задач, возложенных на органы безопасности в войсках;

осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

осуществлять хранение и использование оперативных и других материалов, необходимых для обеспечения деятельности органов безопасности в войсках, создавать в этих целях информационные системы;

вносить в органы военного управления и должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, совершению преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности, осуществлять контроль за реализацией этих представлений;

поддерживать на основе международных договоров Российской Федерации контакты со специальными службами иностранных государств, с которыми осуществляется сотрудничество в военной области или на территории которых дислоцируются объединения, соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

использовать по согласованию с соответствующими государственными органами, органами военного управления и должностными лицами средства связи, служебные помещения и транспортные средства, другие силы и средства, а также информационные системы и банки данных, архивно-учетные материалы и документы объектов оперативного обеспечения;

знакомиться в соответствующих органах военного управления с нормативными документами, планами, актами, иными материалами, в том числе определяющими и характеризующими финансово-хозяйственную деятельность этих органов, а также с вооружением и военной техникой, состоящими на вооружении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

использовать в целях обеспечения собственной безопасности и зашифровки ведомственной принадлежности сотрудников, подразделений, помещений и транспортных средств органов безопасности в войсках документы федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций.

Органы безопасности в войсках пользуются также иными правами, предоставленными органам федеральной службы безопасности федеральным законодательством.

V. Система органов безопасности в войсках

6. В систему органов безопасности в войсках входят:

Управление военной контрразведки (3 Управление) Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее именуется 3 Управление);

управления и отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по военным округам и флотам, округу Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, группам войск, объединениям центрального подчинения (далее именуются управления и отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям);

(в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2003 N 1365)

отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям, гарнизонам, военным образовательным учреждениям профессионального образования, организациям Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям и организациям).

Органы безопасности в войсках имеют действительные и условные наименования, эмблему, гербовую печать, соответствующие печати и штампы.

7. 3 Управление является подразделением центрального аппарата Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляющим непосредственное руководство подчиненными Федеральной службе безопасности Российской Федерации органами безопасности в войсках.

3 Управление обеспечивает безопасность в центральных органах управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и в непосредственно подчиненных им воинских частях и организациях.

Структура и организация деятельности 3 Управления определяются положением о нем, утверждаемым директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В системе органов безопасности в войсках образуется коллегия, в состав которой входят начальник 3 Управления (председатель коллегии), его первый заместитель и заместители (по должности), а также другие руководящие сотрудники 3 Управления и органов безопасности в войсках, включаемые в состав коллегии директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации по представлению начальника 3 Управления.

8. Структура и штаты органов безопасности в войсках устанавливаются и изменяются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации по представлению начальника 3 Управления.

Начальник 3 Управления, начальники управлений и отделов Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям в пределах своих полномочий вносят изменения в структуру и штаты подчиненных органов безопасности в войсках в пределах общей численности, установленной для органов безопасности в войсках директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

9. Органы безопасности в войсках комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов безопасности в войсках, а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности.

10. Комплектование органов безопасности в войсках в соответствии с федеральным законодательством осуществляется:

военнослужащими — путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу и подбора военнослужащих и последующего их перевода в органы безопасности в войсках из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу.

11. Военнослужащие органов безопасности в войсках проходят службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей прохождения военной службы различными категориями военнослужащих.

12. Обязанности, права и льготы военнослужащих и гражданского персонала органов безопасности в войсках определяются Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

13. Руководители органов безопасности в войсках в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарными правами в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

14. На сотрудников органов безопасности в войсках распространяются все права, льготы, гарантии и компенсации, а также иные меры социальной защиты, установленные для сотрудников органов федеральной службы безопасности. На военнослужащих органов безопасности в войсках, находящихся в одинаковых условиях с военнослужащими объектов оперативного обеспечения, распространяются права, льготы, гарантии и компенсации, а также иные меры социальной защиты, которыми пользуются военнослужащие этих объектов.

15. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников органов безопасности в войсках осуществляются в академии и институтах подготовки и повышения квалификации кадров Федеральной службы безопасности Российской Федерации и на договорной основе — в других образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

16. Никто не вправе вмешиваться в законные действия сотрудников органов безопасности в войсках, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законодательством и настоящим Положением.

VI. Взаимодействие органов безопасности

в войсках с государственными органами,

другими органами и организациями

17. Органы безопасности в войсках решают возложенные на них задачи во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации, органами военного управления и должностными лицами, судебными органами, органами прокуратуры Российской Федерации, правоохранительными и другими органами, действующими в сфере обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

18. Органы безопасности в войсках информируют соответствующие государственные органы, органы военного управления и должностных лиц:

о выявлении, предупреждении и пресечении разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

о выявлении, предупреждении и пресечении террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

о выявлении, предупреждении и пресечении преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

о нарушении установленных требований к обеспечению защиты государственной тайны, безопасности шифрованной и засекреченной связи, а также о фактах утраты носителей сведений, составляющих государственную тайну, и предпосылок к этим нарушениям и фактам;

о нарушении установленных требований к обеспечению ядерной и других видов безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; о предпосылках к возникновению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к тяжелым последствиям, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Органы военного управления и должностные лица используют указанную информацию в форме, исключающей расшифровку ее источника, только по письменному согласованию с предоставившим ее органом безопасности в войсках. О принятых по этой информации мерах официально уведомляется соответствующий орган безопасности в войсках.

Органы безопасности в войсках информируют органы прокуратуры Российской Федерации, а также органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, о ставших известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов.

19. При решении вопросов, относящихся к компетенции органов безопасности в войсках, органы военного управления и должностные лица согласовывают свои действия с органами безопасности в войсках.

Органы военного управления и должностные лица оказывают содействие органам безопасности в войсках в решении стоящих перед ними задач, а также информируют их:

по вопросам, касающимся разработки и реализации мер по обеспечению защиты государственной тайны в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

о посещении объектов оперативного обеспечения иностранными делегациями, отдельными иностранными гражданами и лицами без гражданства;

о выезде за пределы Российской Федерации военнослужащих, лиц из числа гражданского персонала, допущенных к государственной тайне, о не вызванных служебной необходимостью контактах этих военнослужащих с иностранными гражданами;

по вопросам, касающимся обеспечения ядерной и других видов безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

о проведении учений, испытаний оружия и военной техники, передислокации войск (сил) и других важных мероприятиях;

об утрате носителей сведений, составляющих государственную тайну;

о захвате, утрате, хищении, приведении в небоеготовое состояние вооружения и военной техники;

о чрезвычайных ситуациях на объектах оперативного обеспечения;

по иным вопросам, касающимся обеспечения безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

20. Представители органов федеральной службы безопасности имеют право лично участвовать в проводимых соответствующими органами военного управления и должностными лицами заседаниях и совещаниях, а также вносить на них предложения.

Руководители органов безопасности в войсках могут входить в состав военных советов в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, коллегий управлений и отделов Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальных органов безопасности), а также участвовать в работе региональных советов территориальных органов безопасности.

21. Взаимодействие органов безопасности в войсках с органами безопасности, специальными службами, правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств устанавливается и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации, в порядке, установленном Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

VII. Финансирование, материально-техническое

и иное обеспечение деятельности органов безопасности

в войсках и их сотрудников

22. Финансирование и материально-техническое обеспечение 3 Управления, а также медицинское и социально-бытовое обеспечение его сотрудников осуществляются соответствующими подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

23. Управления и отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям, отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям и организациям соответствующими органами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов обеспечиваются:

вооружением, военной техникой, транспортными средствами, иными материальными средствами — по штатам, табелям и нормам, установленным Федеральной службой безопасности Российской Федерации;

всеми видами закрытой и открытой связи, медицинским обслуживанием, воинскими перевозочными документами, служебными и жилыми помещениями для сотрудников органов безопасности в войсках — соответствующими объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями.

Денежное довольствие военнослужащих и заработная плата гражданского персонала органов безопасности в войсках выплачиваются по нормам, установленным Федеральной службой безопасности Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок обеспечения деятельности органов безопасности в войсках устанавливается совместными нормативными правовыми актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе централизованного возмещения Федеральной службой безопасности Российской Федерации расходов на содержание подчиненных ей органов безопасности в войсках. Этими же совместными нормативными правовыми актами определяются порядок выделения и численность подразделений охраны и водительского состава для транспортных средств органов безопасности в войсках за счет штатной численности соответствующих объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

(в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2003 N 1365)

24. Органы военного управления и должностные лица оказывают необходимую помощь органам безопасности в войсках в организации военно-прикладной и технической подготовки их сотрудников.

25. Специальной техникой, средствами электронно-вычислительной техники и другими техническими средствами специального и общего назначения органы безопасности в войсках обеспечиваются централизованно Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

26. Виды, объемы и порядок оперативных расходов органов безопасности в войсках определяются нормативными правовыми актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

I. Федеральные министерства, федеральные службы

и федеральные агентства, руководство деятельностью которых

осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные

службы и федеральные агентства, подведомственные

этим федеральным министерствам

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации
ФСБ России
FSB.svg
Геральдический знак — эмблема Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Flag of FSB.svg
Флаг ФСБ России
Страна: Flag of Russia.svg Россия
Создана: 12 апреля / 23 июня 1995 года
Юрисдикция: Президент Российской Федерации
Средняя численность: данные засекречены
Предшествующая
служба:
МБР, ФСК России
Руководство
Руководитель: Александр Васильевич Бортников
Сайт
www.fsb.ru

Федера́льная слу́жба безопа́сности Росси́йской Федера́ции (ФСБ России) (произносится: эф-эс-бэ[1]; допустимо произносить: фэ-эс-бэ[1]) — российская специальная служба, федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.[2]

ФСБ России наряду с СВР России, ФСО России, ГФС России, ФСТЭК России и Службой специальных объектов при Президенте Российской Федерации относится к «силам и средствам обеспечения безопасности», то есть спецслужбам как и ГРУ Генштаба Вооружённых Сил Российской Федерации. Наделена правом ведения предварительного следствия и дознания, оперативно-розыскной и разведывательной деятельности. В ФСБ России, как в Минобороны России предусмотрена военная и федеральная гражданская госслужба, что важно для установления судебной юрисдикции для начальников и сотрудников.

Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации.[2]

Содержание

  • 1 История
  • 2 Направления деятельности
    • 2.1 Контрразведывательная деятельность
    • 2.2 Борьба с преступностью и терроризмом
    • 2.3 Разведка
    • 2.4 Пограничная деятельность
    • 2.5 Обеспечение информационной безопасности
    • 2.6 Кадровый состав
  • 3 Структура органов ФСБ России
  • 4 Руководство ФСБ России
  • 5 Код номерных знаков
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

История[править | править вики-текст]

21 декабря 1993 года Президент России Б. Н. Ельцин подписал указ об упразднении Министерства безопасности Российской Федерации и о создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации (ФСК России). 3 апреля 1995 года Президент подписал Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», вступивший в силу 12 апреля 1995 года. В соответствии с ним, по решению Президента Российской Федерации, ФСК России была переименована[3] в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, при этом не проводилось организационно-штатных мероприятий, сотрудники службы (включая директора и его заместителей) оставались на своих должностях без переназначений и переаттестаций. 23 июня 1995 г. соответствующие изменения «задним числом» были внесены в структуру федеральных органов исполнительной власти[4]. Этим же указом были утверждены положение о службе и структуре её центрального аппарата, повторявшей структуру ФСК за некоторыми исключениями (воссоздано следственное управление, появилось управление специальных операций, а секретариат преобразован в управление делами).

Указом Президента РФ от 20.12.1995 N 1280 «Об установлении Дня работника органов безопасности Российской Федерации» — был установлен праздник — День работника органов безопасности Российской Федерации, который отмечается 20 декабря.

14 августа 1996 года официальное наименование службы было изменено с «Федеральная служба безопасности Российской Федерации» на «Федеральная служба безопасности России». 9 сентября 1996 года переименование было отменено.

В мае 1997 г. произведена крупная реорганизация центрального аппарата: из 22-х управлений осталось 5, остальные сгруппированы в 5 департаментов[5].

11 марта 2003 года Президент Российской Федерации В. В. Путин своим указом передал функции Федеральной пограничной службы Российской Федерации и часть функций ФАПСИ в ведение ФСБ России.

В июле 2004 г. произведена следующая крупная реорганизация центрального аппарата: вместо департаментов созданы службы Федеральной безопасности, количество заместителей директора уменьшено с двенадцати до четырёх (включая двух первых)[6].

В декабре 2004 года руководителем Следственного управления ФСБ России назначен генерал-лейтенант юстиции Олешко Николай Алексеевич.

31 июля 2014 года Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал постановление правительства № 743, по которому соцсети, форумы и любые сайты для общения, доступные всем пользователям интернета должны подключать оборудование и ПО для силовиков согласно плану мероприятий, разработанных ФСБ России. С помощью этого спецслужбы смогут в автоматическом режиме получать информацию о действиях пользователей этих сайтов, схема работает аналогично СОРМ. При этом представители интернет-отрасли не были ознакомлены с итоговым текстом закона, также не известно за чей счёт будет устанавливаться оборудование[7].

Направления деятельности[править | править вики-текст]

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»[2], деятельность органов ФСБ России осуществляется по следующим основным направлениям:

  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с терроризмом;
  • борьба с особо опасными формами преступности;
  • разведывательная деятельность;
  • пограничная деятельность;
  • обеспечение информационной безопасности;

Иные направления деятельности органов ФСБ России определяются федеральным законодательством:

  • борьба с коррупцией[8].

Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ[2].

Контрразведывательная деятельность[править | править вики-текст]

Контрразведывательная деятельность — деятельность органов ФСБ России в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации[2].

В состав Службы контрразведки ФСБ России входит Департамент контрразведывательных операций (ДКРО ФСБ) России имеющий в своем составе специальное подразделение, занимающееся исключительно борьбой с ЦРУ США. О подразделении стало известно после раскрытия агента ЦРУ США Райана Фогла.

Борьба с преступностью и терроризмом[править | править вики-текст]

Сотрудники спецподразделения ФСБ России в аэропорту Домодедово после теракта 2011 года

Органы ФСБ России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации[2]. На органы ФСБ России нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью[2].

Разведка[править | править вики-текст]

Разведка — деятельность органов ФСБ России в пределах Российской Федерации по добыче, доставке и обработке секретной информации, связанной с организованными преступными и террористическими группировками. Разведывательная деятельность за пределами РФ осуществляется органом внешней разведки — СВР России в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О внешней разведке»[2].

Пограничная деятельность[править | править вики-текст]

Направлениями пограничной деятельности являются[2]:

  • защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности[править | править вики-текст]

Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий[2]:

  • при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
  • при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях, находящихся за пределами России.
  • лицензирование и сертификация отдельных видов деятельности, предусматривающих допуск к государственной тайне Российской Федерации

Кадровый состав[править | править вики-текст]

Органы ФСБ России комплектуются сотрудниками (в том числе и на конкурсной основе) из военнослужащих и гражданского персонала. Причем военнослужащие за исключением Пограничной службы комплектуются преимущественно из офицерского состава военнослужащих.

Структура органов ФСБ России[править | править вики-текст]

К органам федеральной службы безопасности относятся[2]:

  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации:
    • Аппарат Национального антитеррористического комитета
    • Служба контрразведки
    • Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом
      • Центр специального назначения ФСБ России
        • Управление «А» («Альфа»);
        • Управление «В» («Вымпел»);
        • Управление (ранее Служба) специальных операций (ССО).
    • Следственное управление
    • Служба экономической безопасности
    • Служба оперативной информации и международных связей
    • Служба организационно-кадровой работы
    • Служба обеспечения деятельности
    • Служба собственной безопасности
    • Пограничная служба
    • Научно-техническая служба
    • Контрольная служба
    • Департамент военной контрразведки
    • Центры, управления
  • управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
  • пограничные управления (отделы, отряды) ФСБ России (пограничные органы);
  • другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ России (другие органы безопасности);
  • авиационные, железнодорожные, автотранспортные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения, санатории и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Руководство ФСБ России[править | править вики-текст]

Директор:

  • Бортников Александр Васильевич

Первые заместители директора:

  • Кулишов Владимир Григорьевич — руководитель Пограничной Службы ФСБ России
  • Смирнов Сергей Михайлович

Заместители директора:

  • Шальков Дмитрий Владиславович — статс-секретарь
  • Сысоев Евгений Сергеевич — руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета
  • Купряжкин Александр Николаевич

Код номерных знаков[править | править вики-текст]

Код номерных знаков транспортных средств ФСБ России — 10.[9]

См. также[править | править вики-текст]

  • Центр специального назначения ФСБ России
  • Альфа (спецподразделение)
  • Вымпел (спецподразделение)
  • Центр информационной безопасности ФСБ России
  • День сотрудника органов следствия Российской Федерации;
  • Медаль «300 лет первой следственной канцелярии России»

Примечания[править | править вики-текст]

  1. 1 2

    Вопрос № 221946
    Добрый день! Очень часто слышу в СМИ произношение эФСБ. Правильно ли это и в связи с чем? Притом, что в школе нас учили произносить алфавит иначе: «…У,Фэ,Ха, Цэ…» Спасибо.
    Miranda
    Ответ справочной службы русского языка
    Название буквы _ф_ — _эф_. В некоторых аббревиатурах эта буква читается [фэ]. _ФСБ_ произносится [эф-эс-бэ], допустимо [фэ-эс-бэ].

  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности»
  3. Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 № 633 «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона „Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации“»
  4. Указ Президента России № 633 от 23 июня 1995 г. «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона „Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации“».
  5. Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 1997 года № 515 «О структуре Федеральной службы безопасности Российской Федерации».
  6. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 870 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»
  7. Медведев обязал соцсети подключить ФСБ к «прослушке» пользователей
  8. Владимир Путин призвал ФСБ активизировать борьбу с коррупцией. Российская газета. Проверено 10 апреля 2014.
  9. Коды номерных знаков ТС ВС России

Литература[править | править вики-текст]

  • Дегтярев К. СМЕРШ. — М.: Яуза Эксмо, 2009. — С. 645-705. — 736 с. — (Энциклопедия спецслужб). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-36775-7.
  • Andrei Soldatov, Irina Borogan. The New Nobility: The Restoration of Russia’s Security State and the Enduring Legacy of the KGB. — United States: PublicAffairs, 2010. — 320 с. — ISBN 978-1586488024.

Ссылки[править | править вики-текст]

s: ФСБ России в Викитеке?
commons: ФСБ России на Викискладе?
n: ФСБ России в Викиновостях?
  • Структура ФСБ России на сайте Agentura.Ru.
  • Как растет бюджет российских спецслужб // Agentura.Ru.
  • ФСБ России на сайте Razvedinfo.ru.
  • Историческая справка (1998 год) на сайте politika.su.
  • Символика Федеральной службы безопасности России. Знаки, награды, памятные медали.
  • Отчет ФСБ за 2011 год и критика Медведева
  • Условия правомерности применения оружия и специальных средств сотрудниками органов ФСБ
 Просмотр этого шаблона Федеральные органы исполнительной власти России (с 21 июля 2015 года)
В ведении Президента Российской Федерации
Министерства со
службами и агентствами

МВД • МЧС • МИД (Россотрудничество) • Минобороны (ФСВТС • ФСТЭК • Рособоронпоставка Спецстрой) • Минюст (ФСИН • ФССП)

Федеральные службы

ГФС • СВР • ФСБ ФСКН • ФСО • Росфинмониторинг

Федеральные агентства

Главное управление специальных программ • Управление делами Президента

В ведении Правительства Российской Федерации
Министерства со
службами и агентствами

Минздрав (Росздравнадзор • ФМБА) • Минкрым Минкультуры (Росархив • Ростуризм) • Минобрнауки (Рособрнадзор • Росмолодёжь) • Минприроды (Росгидромет • Росприроднадзор • Росводресурсы • Рослесхоз • Роснедра) • Минпромторг (Росстандарт) • Минвостокразвития • Минрегион (Госстрой) • Минкомсвязь (Роскомнадзор • Роспечать • Россвязь) • Минкавказ • Минсельхоз (Россельхознадзор • Росрыболовство) • Минспорт • Минстрой • Минтранс (Ространснадзор • Росавиация • Росавтодор • Росжелдор • Росморречфлот) • Минтруд (Роструд) • Минфин (ФНС • Росфиннадзор • Казначейство России) • Минэкономразвития (Росаккредитация • Росреестр • Роспатент • Росрезерв • Росимущество) • Минэнерго

Федеральные службы

ФАС • Росстат • ФМС • Роспотребнадзор • Рособоронзаказ Росалкогольрегулирование • ФТС • ФСТ Ростехнадзор

Федеральные агентства

Роскосмос • ФАНО • Федеральное агентство по делам национальностей • Росграница

 Просмотр этого шаблона Правоохранительные органы России
Министерство внутренних дел (Госавтоинспекция • Внутренние войска • Полиция • ОМОН • Беркут) | Федеральная миграционная служба | Федеральная служба безопасности | Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков | Федеральная таможенная служба | Следственный комитет | Федеральная служба исполнения наказаний Россия
 Просмотр этого шаблона Руководители КГБ / АФБ РСФСР и МБ / ФСК / ФСБ России
Эмблема ФСБ

Виктор Иваненко (1991—1992) • Виктор Баранников (1992—1993) • Николай Голушко (1993—1994) • Сергей Степашин (1994—1995) • Михаил Барсуков (1995—1996) • Николай Ковалёв (1996—1998) • Владимир Путин (1998—1999) • Николай Патрушев (1999—2008) • Александр Бортников (с 2008)

Флаг России
 Просмотр этого шаблона Национальные разведывательные службы
Разведка

Австралия • Азербайджан • Албания • Алжир • Аргентина • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Белоруссия • Болгария • Босния и Герцеговина • Бразилия • Бруней • Великобритания • Венгрия • Гамбия • Гана • Германия • Греция • Дания • Джибути • Египет • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Ирландия • Испания • Италия • Казахстан • Камерун • Канада • Катар • Кения • Киргизия • КНДР • КНР • Кот-д’Ивуар • Куба • Кувейт • Ливан • Ливия • Малайзия • Мальдивы • Марокко • Мексика • Мозамбик • Монголия • Нигерия • Нидерланды • Новая Зеландия • ОАЭ • Пакистан • Папуа — Новая Гвинея • Польша • Португалия • Россия • Румыния • Саудовская Аравия • Сербия • Сингапур • Сирия • Словакия • Словения • Сомали • Судан • США • Сьерра-Леоне • Таджикистан • Того • Тунис • Туркмения • Турция • Уганда • Узбекистан • Украина • Филиппины • Франция • Хорватия • Чад • Черногория • Чехия • Чили • Швейцария • Шри-Ланка • ЮАР • Южная Корея • Япония

Контрразведка

Австралия • Австрия • Аргентина • Бангладеш • Белоруссия • Бразилия • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Египет • Израиль • Индия • Иран • Италия • Канада • КНДР • КНР • Нигерия • Нидерланды • Новая Зеландия • Норвегия • Пакистан • Польша • Португалия • Россия Румыния • Сербия • Сингапур • Сирия • Словакия • США • Турция • Украина • Филиппины • Финляндия • Франция • Хорватия • Чехия • Чили • Швейцария • Швеция • Шри-Ланка • Эстония • ЮАР • Южная Корея • Япония

Военная разведка

Австралия • Бангладеш • Бразилия • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Египет • Израиль • Индия • Италия • Канада • КНДР • КНР • Мексика • Нидерланды • Пакистан • Польша (SWW • SKW) • Россия • Румыния • Сербия (ВОА • ВБА) • Сингапур • Сирия • Словения • США • Украина • Филиппины • Финляндия • Франция • Хорватия • Швеция • Швейцария • Шри-Ланка • Южная Корея • Япония

Радиоэлектронная
разведка

Австралия • Бразилия • Великобритания • Германия • Израиль • Греция • Индия • Канада • КНР • Нидерланды • Новая Зеландия • Пакистан • Россия • Сирия • США • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Швейцария • Швеция • ЮАР • Япония

п·о·р

Борьба с терроризмом

Участники

Контртеррористические силы
Государства-участники Российская Федерация, США, Северный альянс, Международные силы содействия безопасности, Великобритания, Испания, Израиль, НАТО, Европейский Союз, Афганистан, Иран, Сирия, Египет
Значимые личности Владимир Путин, Александр Лебедь, Лев Рохлин, Джордж Буш, Дональд Рамсфелд, Барак Обама, Дэвид Петрэус, Колин Пауэл, Башар Асад, Александр Бортников, Сергей Шойгу, Чак Хэйгел, Беньямин Нетаньяху
Противники
Террористические организации Талибан, ХАМАС, Хезболла, ИГИЛ, Ичкерия, Имарат Кавказ, Аль-Каида, ЭТА, ИРА, Братья-мусульмане, Фронт ан-Нусра,
Боко харам, Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, Союз Исламского Джихада
Значимые личности Усама бен Ладен, Абу Бакр аль-Багдади, Айман аз-Завахири, Абу Мусаб аз-Заркави, Анвар аль-Авлаки, Шамиль Басаев, Хаттаб, Наджмуддин Джалолов

Контртеррористические операции

Военные операции Операция «Несокрушимая свобода», Война в Афганистане (2001—2014), Конфликт в Вазиристане, Иракская война, Конфликт в Магрибе, Операция «Линда Нчи» (Кения), Борьба с терроризмом в Йемене, Первая чеченская война, Вторая чеченская война, Исламский терроризм на Кавказе, Военная операция против ИГИЛ
Специальные операции Операция «Копьё Нептуна», Гнев Божий (операция Моссада), Операция «Весна молодости»
Иное Операция «Решительная поддержка», Война в Афганистане (с 2015)

Смотри также

Терроризм, Международный терроризм, Война против терроризма, ФСБ, Цахаль, Моссад, ЦРУ, Доктрина Буша, Ось зла, Столкновение цивилизаций, Террористические акты 11 сентября 2001 года, Патриотический акт, Целевые убийства, Расширенные методы допроса, Тюрьма в Гуантанамо, Незаконный комбатант

Координаты: 55°45′40″ с. ш. 37°37′34″ в. д. / 55.761222° с. ш. 37.626222° в. д. (G) (O) (Я)

Президент Российской Федерации — http://kremlin.ru

Путин

Владимир Владимирович

Президент РФ

«Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» Конституция России Биография

Шойгу

Сергей Кужугетович

Министр обороны РФ, генерал армии

Указом Президента РФ «О Министре обороны Российской Федерации» от 6 ноября 2012 года назначен Министром обороны Российской Федерации.

Биография Фотоальбом

Эмблема

Полное наименование:
Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Краткое наименование:
ФСБ

ФСБ — аббревиатура Федеральной службы безопасности Российской Федерации — это орган, обладающий широчайшим спектром исполнительных полномочий в сфере охраны безопасности страны на всей ее территории, включая ее территориальные воды, недра, исключительные экономические зоны и континентальный шельф РФ.

Официальный сайт — http://www.fsb.ru

Адрес: 101000, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, 22

Телефон доверия: 8-800-224-22-22, (495) 224-22-22

Телефон (справочная): (495) 224-70-69

Телефон (приёмная): (495) 624-31-58

График работы: круглосуточно

Краткие сведения

Дата основания: 3 апреля 1995 года
Подчинено: Президент Российской Федерации
Предшественники: Федеральная служба контрразведки

Глава и руководство

Бортников Александр Васильевич

Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генерал армии.

Руководство: http://www.fsb.ru/fsb/leadership.htm

Полномочия ФСБ

Основная задача ФСБ — это обеспечение безопасности всей территории Российской Федерации. Для достижения поставленных целей ФСБ использует предоставленный ей законом инструментарий, включающий в себя:

  • разведка и контрразведка;
  • охрана государственных границ (пограничная работа);
  • предварительное следствие и дознание по уголовным делам, относящимся к сфере безопасности страны, в том числе связанным с защитой информационного поля РФ, защитой экономических конституционных основ РФ.

То есть, как мы видим, по своим полномочиям ФСБ — это в первую очередь правоохранительный орган, деятельность которого направлена на защиту государственности, независимости, суверенитета и конституции РФ.

В рамках осуществления правоохранительных действий ФСБ руководствуется нормами уголовного права, предусматривающего уголовную ответственность за совершение особо тяжких государственных преступлений, включая шпионаж, терроризм, коррупция и т.д.

С целью выявления и предупреждения преступлений, направленных против государства, ФСБ в пределах своей компетенции обладает правом возбуждения и расследования уголовных дел.

Компетенция, а также права и обязанности ФСБ регламентируются в соответствии с Законом РФ «О Федеральной службе безопасности».

Разведка и контрразведка

В силу положений закона, ФСБ осуществляют контрразведывательную деятельность, с целью выявления и пресечения действий, направленных на причинение вреда государственным интересам и интересам государственной безопасности, будь то деятельность иностранных разведывательных служб или действия отдельных лиц.

Управление контрразведывательными действиями осуществляется входящим в состав ФСБ Департаментом контрразведывательных операций ФСБ.

Контрразведывательная деятельность ФСБ РФ сопряжена с осуществлением разведки, то есть с выявлением и обработкой секретной информации, имеющей прямое или опосредствованное отношение к преступным действиям преступных и террористических организаций на территории Российской Федерации.

Что касается внешней разведки, то она осуществляется Службой внешней разведки в соответствии с Законом РФ «О внешней разведке».

Антитеррористическая деятельность

В рамках своей компетенции в сфере пресечения террористической деятельности на территории РФ, Федеральная служба безопасности осуществляет весь спектр оперативно-розыскных мер с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия:

  • шпионажа;
  • террористических действий;
  • организованной преступности;
  • наркотрафика;
  • контрабанды;
  • противозаконного оборота оружия;
  • деятельности организованных преступных вооруженных групп и формирований, в задачу которых входит насильственное изменения конституционного строя РФ.

Охрана границ

Пограничная деятельность ФСБ включает в себя следующие направления:

  • физическая охрана границ с целью воспрепятствования попыткам нарушения правил пересечения государственной границы РФ;
  • защита законных интересов РФ на приграничной территории, акватории, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе;
  • охрана экономических и иных законных интересов РФ за пределами исключительной экономической зоны.

Защита информационного поля

Понятие безопасности государства включает в себя также и безопасность информационного поля. Обеспечение информационной безопасности также входит в перечень задач, входящих в компетенцию ФСБ.

В рамках действий по обеспечению информационной безопасности ФСБ России формирует и реализует меры государственной политики посредством:

  • применения криптографических и технических средств защиты телекоммуникационных систем и иных видов связи;
  • лицензирования некоторых видов деятельности, так или иначе связанных с доступом к информации, составляющей государственную тайну.

Структура службы

ФСБ РФ — это строгая иерархическая структура, в состав которой входят множество аппаратов, департаментов, служб, центров, управлений, отделов и подведомственных организаций.

Так, в органы ФСБ входят:

  • Национальный антитеррористический комитет;
  • Служба контрразведки, включающая в себя департаменты операций контрразведки и военной контрразведки;
  • Оперативное управление;
  • Центр информационной безопасности;
  • Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом;
  • Научно-техническая служба;
  • Служба экономической безопасности;
  • Департамент информации;
  • Управление стратегического планирования;
  • Ряд общих отделов и служб, включая финансовое и аналитическое управления, пресс-центр, управление международного сотрудничества, управления строительства и обеспечения, управление кадрами и т.д.

В состав каждой из вышеперечисленных служб входят отдельные подуправления, в том числе и на региональном уровне.

Кроме того, в структуру ФСБ входит ряд подведомственных учреждений, таких как:

  • Институт криминалистики ФСБ;
  • Центры специальной подготовки;
  • Экспертные учреждения;
  • Военно-медицинские учреждения, включая санатории и т.д.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Garmin etrex touch 35 инструкция на русском
  • Гастрософт суспензия инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Java подробное руководство
  • Ритмы жизни сибирское здоровье инструкция по применению
  • Как называлась внешнеполитическая концепция выдвинутая брежневским руководством в начале 1970