Руководство методическими объединениями у воспитателя это

Положение о методическом объединении воспитателей

Подробности
Категория: Локальные акты
Опубликовано 28.05.2015 02:51
Автор: Super User
Просмотров: 3005

 Рассмотрено на заседании     Принято на общем собрании       Утверждено

Педагогического совета          МКДОУ с.Сикачи-Алян                 приказм по                                                                                                   МКДОУ

Протокол №  1                      протокол № 1                           с. Сикачи-Алян

от  02.09. 2014  г.                 от 03.09. 2014  г.                       №25/1

                                                                                            от 03.09.2014г.

Положение

о методическом объединении

воспитателей МКДОУ с.Сикачи-Алян

1. Общие положения.

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии  с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

Ст. 30.ч.1.Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения;

1.2.МО создается на добровольной основе при наличии не менее трех педагогов, работающих по одной специальности, совершенствующих свое методическое и профессиональное мастерство, организующих взаимопомощь для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию воспитанников. 

1.3.В своей деятельности МО ДОУ руководствуется Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, годовым планом работы ДОУ, а так же локальными актами ДОУ.

1.4.Методическая служба ДОУ в соответствии  с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. №273ФЗ, ориентируясь на гуманизацию  целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики  области образования, призвана обеспечить:

·        достижение воспитанником установленных государством образовательных стандартов;

·        построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей  природе, Родине, семье;

·        адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям  развития воспитанников; построение общедоступного дошкольного образования с учетом уровня современной педагогической науки и творческой практики обучения и воспитания;

·        светскость образования;

·        дальнейшую демократизацию управления образовательным процессом, закрепление государственно-общественного характера управления образованием.

1.5.Методическая служба предусматривает формирование и развитие  профессиональных качеств педагога, создание условий для его профессионального развития и повышения профессионального мастерства.

Основными условиями организации методической деятельности, построения адаптивной модели методической службы и управления ею в ДОУ являются:

·        четкое распределение полномочий, прав и обязанностей;

·        максимальный учет социального заказа на образовательные услуги и личностно-ориентированное построение деятельности педагогов в различных структурах методической службы;

·        использование активного положительного  опыта методической работы каждого члена педагогического коллектива как опорного в построении общей системы методической работы, федерального, территориального опыта и общих тенденций развития методической работы, теоретических подходов, разработанных наукой.

1.6. Деятельность методического объединения основывается на  анализе, прогнозировании и планировании воспитательно-образовательного процесса в  соответствии с типом и видом образовательного  учреждения и программой его развития.

1.7. Методическое объединение подчиняется непосредственно заведующему ДОУ.  Основные направления  деятельности, формы и методы работы методического объединения определяются его членами в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения и утверждаются методическим советом образовательного учреждения.

1.8.Учебно-воспитательная, методическая, опытно-экспериментальная работа   с педагогами строится на основе приказов и рекомендаций: Министерства образования, МКДОУ,    управления образованием Хабаровского  района

1.9. МО — одно из постоянно действующих звеньев структуры методической службы Учреждения.

1.10.Методические объединения могут создаваться  по направлениям деятельности Учреждения.

1.11.Решения и рекомендации МО могут обсуждаться на заседаниях методического совета ДОУ.

1.12.Срок действия положения не ограничен. Данное положение действует до принятия  нового.

2. Основные цели задачи методического объединения.

2.1.Цель деятельности методической службы – обеспечение действенности системы управления в  организации, совершенствовании стабилизации и развития всей жизнедеятельности ДОУ.

2.2. Для реализации  поставленной цели методическая  служба дошкольного учреждения решает следующие задачи:

¨     Внедрение ФГОС;

¨     организует активное участие членов педагогического коллектива в планировании, разработке и реализации программы развития,  инновационных процессах;

¨     способствует созданию условий  для  повышения профессиональной  компетенции, роста  педагогического мастерства и развития  творческого потенциала каждого педагога, направленного на оптимальное формирование и развитие личности ребенка, его самоопределение и самореализацию;

¨     создает единое информационное пространство и регулирует информационные потоки управленческой и научно-методической документации, концентрирует ценный опыт достижений в образовательной практике;

¨     обеспечивает эффективную оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;

¨     организует работу по созданию нормативно-правовой базы функционирования  и развития ДОУ;

¨     способствует созданию и оптимизации программно-методического обеспечения образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного  педагогического опыта, инноваций;

¨     обеспечивает проведение мониторинговых  и аттестационных процедур  для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического  творчества, выявления затруднений в деятельности;

¨     осуществляет контроль за выполнение государственного стандарта и реализацией образовательных программ, уровнем развития воспитанников, их готовностью к школьному обучению;

¨     управляет процессами  непрерывного образования педагогических работников, способствует организации рационального педагогического труда, саморазвития педагогов;

¨     осуществляет взаимодействие со структурами муниципальной методической службы,  родителями (законными  представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями села, края, страны;

¨     совершенствует методическое и профессиональное мастерство, творческий рост педагогов;

¨     изучает нормативную и методическую документацию по вопросам образования;

¨     организует  взаимопомощь, взаимопосещения для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста;

¨     изучает  и распространяет передовой  педагогический  опыт;

¨     осваивает  новые  образовательные технологии;

¨     организовывает открытые НОД  по определенной теме с целью обмена опытом;

¨     выработка единых требований в оценивании уровня освоения образовательных программ;

¨    выработка единых требований в оценивании, уровня освоения образовательных программ.

3. Функции методического объединения.

3.1. МО выполняет следующие функции:

3.2.Изучение нормативной документации и методической литературы по вопросам образования.

3.3.Отбор содержания и составление учебных разработок по образовательным программам с учетом их вариативности.

3.4. Участие в обсуждении и утверждении индивидуальных планов методической работы.

 3.5. Ознакомление с анализом состояния обучения  воспитанников,  по итогам внутрисадовского контроля.

3.6.  Взаимопосещение по определенной тематике с последующим сравнением анализа и самоанализа педагогическими работниками достигнутых результатов.

3.7.Разработка отчетов о профессиональном самообразовании, о работе педагогов по повышению квалификации.

3.8.Организация и проведение конкурсов, смотров детского творчества.

3.9.Укрепление материальной базы и приведение в соответствие средств обучения, в т.ч. технических, современным требованиям к наглядным пособиям и требованиям безопасности их использования.

3.10.Планирует оказание конкретной методической помощи педагогам.

3.10.Организует работу методических семинаров и других форм методической работы.

3.11. Анализирует и планирует оснащение предметно-развивающей среды.

3.12.Изучает и обобщает опыт педагогов других учреждений.

3.13.Принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь воспитателям.

3.14.Организует разработку методических рекомендаций для родителей в целях организации единого воспитательно-образовательного процесса для ребенка.

3.15.Рекомендует воспитателям различные формы организации самообразования.

3.16.Разрабатывает положения о конкурсах, декадах, месячниках и организует их проведение.

3.17.Основные формы работы методического объединения:

¨     проводит педагогические эксперименты по проблемам методики обучения и воспитания детей и внедрение их результатов в образовательный процесс;

¨     организует открытые просмотры и взаимопосещения непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности детей и взрослых;

¨     проведение предметных недель и методических дней;

¨     оформляет и накапливает документацию, методические материалы.

4. Организация работы

4.1.В состав методического объединения входят педагоги ДОУ.

МО ежегодно избирает из своего состава председателя, секретаря, который ведет делопроизводство.

4.2.Кандидатура руководителя  МО утверждается на педагогическом совете ДОУ.

4.3.Возглавляет методическое объединение руководитель (педагог, имеющий аттестацию), на­значаемый заведующим ДОУ по согласованию с членами методического объединения.

4.4.Работа методического объединения проводится в соответ­ствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заведующим ДОУ и утверждается методическим советом учреждения.

4.5.Заседания методического объединения проводятся не реже одного раза в квартал. О времени и месте проведения заседания руководитель методического объединения обязан поставить в из­вестность заведующую ДОУ. 

4.6.Заседание МО считается правомочным при наличии не менее двух третьих его членов.

О времени и месте проведения заседания руководитель методического объединения обязан поставить в из­вестность заведующую ДОУ. 

По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются реко­мендации, решения которые фиксируются в протоколе. Рекоменда­ции, решения подписываются руководителем методического объединения.

4.7.При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необхо­димо приглашать их руководителей.

4.8.Контроль за деятельностью МО осуществляется заведующим ДОУ, в соответствии с планами методической работы ДОУ и контроля внутри учреждения.

5. Права методического объединения.

5.1.Члены методического объединения имеют право:

¨     готовить предложения и рекомендовать педагогов для повышения категории;

¨     выдвигать предложения об улучшении воспитательно-образовательного процесса в учреждении;

¨     ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;

¨     ставить вопрос перед администрацией учреждения о поощрении педагогов методического объединения за активное участие в работе;

¨     рекомендовать педагогам различные формы повышения квалификации;

¨     обращаться за консультациями по проблемам организации воспитательно-образовательного процесса к заведующему ДОУ;

¨     выдвигать от методического объединения педагогов для участия в конкурсах «Воспитатель  года».

5.2.Предлагать для обсуждения новые наглядно-методические пособия для обучения воспитанников.

5.3.Решать вопросы о возможности организации, изучения и внедрения инноваций в работу.

5.4.Вносить предложения по улучшению качества образовательной деятельности в рамках своей компетенции.

5.5. Рекомендовать руководству распределение нагрузки при тарификации.

5.6.Руководитель методического объединения по его предложению, согласию имеет право принимать участие в тематических проверках, экспертных комиссиях.

5.7.Запрашивать информацию в отделе дошкольного образования, отделе методики образования по своему направлению работы.

5.8.Методическое объединение ответственно за компетентность принимаемых решений и обеспечение их реализации.

6.  Ответственность Методического объединения воспитателей

6.1.Методическое объединение воспитателей несет ответственность:

¨     за выполнение, выполнение не в полном объеме или невыполнение закрепленных за ним задач и функций;

¨     соответствие принимаемых решений законодательству РФ, нормативно – правовым актам;

¨     за объективный анализ деятельности;

¨     за своевременную реализацию главных направлений;

¨     за качественную разработку и проведение мероприятий  по плану.

6.2. Участники МО обязаны:

¨       Знать   современные направления развития методики воспитания,     Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»,  нормативные документы,   требования к квалификационным характеристикам.

¨       Участвовать в организации и проведении мероприятий  на муниципальном уровне (муниципальной методической службы).

¨       Участвовать в заседаниях методического объединения ДОУ.

¨       Активно участвовать в подготовке и проведении открытых мероприятий, практических семинаров, стремиться к повышению уровня профессионального мастерства.

¨       Иметь собственную программу профессионального самообразования.

¨       Владеть основами самоанализа педагогической деятельности.

6.3. Обязанности руководителя МО:

¨     Составлять план деятельности МО на учебный год до 1 сентября текущего года и предоставлять заведующему ДОУ на утверждение.  

¨     Анализировать деятельность МО за учебный год и предоставлять информацию не позднее 1 июня текущего года заведующему.

¨     Организовывать все мероприятия МО.

¨     На диагностической основе выявлять потребности и затруднения педагогов.

¨     Участвовать в организации и проведении мероприятий муниципальной методической службы.

7. Взаимосвязи Методического объединения воспитателей с органами самоуправления Учреждения.

7.1. Методическое объединение воспитателей организует взаимодействие  с органом самоуправления Учреждения – Педагогическим советом.

8. Делопроизводство Методического объединения воспитателей

8.1.Заседания методического объединения педагогических работников оформляются в виде протоколов.

8.2.В конце учебного года руководство ДОУ анализирует работу методического объединения и принимает на хранение план работы, отчет о выполненной работе.

8.3.Протоколы заседаний ведутся от начала учебного года.

8.4.Срок хранения протоколов заседаний методического объединения три года.

8.5. Срок действия данного положения не ограничен, до принятия нового.

8.6.Контроль за деятельностью МО осуществляет заведующий Учреждения.

9. Документация методического объединения.

Для нормальной работы в методическом объединении должны быть следующие документы:

¨     Приказ об открытии МО.

¨     Приказ о назначении на должность председателя МО.

¨     Положение о методическом объединении.

¨     Анализ работы за прошедший учебный год.

¨     План работы МО на текущий учебный год.

¨     Тема методической работы, ее цель, приоритетные  направления и задачи на новый учебный год.

¨     Сведения о темах самообразования воспитателей МО.

¨     График прохождения аттестации воспитателей МО на текущий год.

¨     График повышения квалификации воспитателей МО на текущий год.

¨     График проведения открытых просмотров непосредственно образовательной деятельности и мероприятий педагогами МО.

¨     График   проведения    совещаний,    конференций,    семинаров,    круглых   столов, творческих отчетов, деловых игр и т.д. в МО.

¨     Сведения о профессиональных потребностях воспитателей МО.

¨     План-сетка работы МО на каждый месяц

¨     Протоколы заседаний МО.

¨     Банк данных о слушателях МО: количественных и качественный состав (возраст, квалификационная категория, награды, звание).

¨     Функциональные обязанности педагогов МО.

«Организация деятельности методических объединений как одна из эффективных форм работы ДОУ»

Так как дошкольное образование стало первой ступенью образования, задача воспитателей во много раз усложнилась, ответственность возросла. Сам процесс образования вышел на новый уровень, детишек нужно многому научить, сформировать основные навыки и умения, которые останутся с ними на всю жизнь. Справится в одиночку, без какого-либо совета воспитателю очень сложно. Поэтому волей-неволей педагоги-воспитатели улавливают моменты для встреч, разговоров. Нам это чем-то напомнило школьную учительскую. Ведь как и в школе, в детском саду проводятся педсоветы, семинары, консультации и мастер-классы. Но в школе есть учительская, где педагоги пересекаются и могут обсудить общие проблемы, детей, посоветоваться друг с другом, попросить помощи или наоборот помочь кому-то. А в детском саду нет учительских, а тем для обсуждения много. Так вот, как я уже говорила, воспитатели улавливали моменты для таких встреч. Мы это заметили и решили эти встречи систематизировать и ввести в методическую модель работы.

Методическое объединение – это группа людей, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию с целью обмена опытом, выработки знаний и поиска новых. В нашем детском саду с этого года начали действовать такие объединения по следующим направлениям:

— метод.объединение для воспитателей групп раннего возраста,

— метод.объединение для воспитателей групп младшего и среднего возраста,

— метод.объединение для воспитателей групп старшего и подготовительного возраста,

— метод.объединение специалистов: логопедов и психологов,

— метод.объединение инструкторов по физической культуре,

— метод.объединение музыкальных руководителей.

Методические объединения педагогов планируются в течение учебного года и  органично соединяются с  их повседневной практикой.

Основная цель – оказание реальной, действенной помощи  всем членам коллектива,  всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, развитие  и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, — повышение качества и эффективности образовательного процесса.

   Задачи Методического объединения:

— обмен практическим опытом педагогической деятельности;

— формирование основных компетенций, необходимых для создания условий  

  развития детей в соответствии с ФГОС ДО;

— повышение эффективности работы воспитателей в условиях ФГОС  

  ДО;

— трансляция и распространение опыта успешной педагогической деятельности;

— создание условий для освоения педагогами инновационных образовательных

  технологий;

— подготовка педагогов-тьюторов;

— создание у педагогов мотивации на совместную деятельность, усиление

  чувства сплоченности;

— развитие доверия между педагогами, понимание и принятие индивидуальных

  особенностей друг друга.

Формы занятий методического объединения по параллелям возрастных групп носят продуктивный характер деятельности: семинары-практикумы, консультации, доклады, дискуссии, открытый просмотр деятельности, мастер-класс и т.п. Педагоги являются не пассивными слушателями, а активными деятелями, получают опыт самоуправления.

   У каждого методического объединения есть руководитель, которого выбирают сами члены методического объединения. Это педагог, имеющий высокий стаж работы и положительный опыт практической педагогической деятельности.

Руководитель методического объединения ведет план работы. В дальнейшем мы разработаем единую форму планирования деятельности методических объединений. Она включать в себя:

1. Титульный    лист

2.Ф.И.О. руководителя методического объединения, квалификационная категория.

3.Состав методического объединения.

4. Методическая тема на учебный год.

5. Взаимопосещения (дата, место проведения, результат).

6. Организация открытых просмотров педагогической деятельности.

7.План заседаний методического объединения по месяцам.

   Участники каждого методического объединения выбирают общую тему работы на учебный год. Тема определяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, интересов и возможностей педагогов. В нашем детском саду — это методическая тема года по современным образовательным технологиям; применяемые технологии выбираются с учетом возраста и интересов детей.  В процессе работы над темой педагоги получают практические рекомендации по организации образовательной деятельности в группе, имеют возможность получить индивидуальную консультацию.

   Заседания методического объединения проводятся минимум 1 раз в месяц.

Примерное содержание работы методических объединений в течение года:

— работа над общей методической темой,

— составление Рабочей программы,

— календарно-тематическое планирование образовательной деятельности,

— планирование мероприятий по основным направлениям взаимодействия с  

  семьей,

— организация и результаты педагогической диагностики,

— помощь в подготовке к конкурсам профессионального мастерства,

— помощь в подготовке к аттестации,

— подготовка к Педагогическому совету,

— планирование совместных познавательно-развлекательных мероприятий,

— работа по самообразованию,

— обмен опытом по организации развивающей предметно-пространственной  

   среды,

— обмен опытом по проведению режимных моментов,

— обмен опытом по эффективным способам организации детского коллектива,

— способы и направления поддержки детской инициативы.

Эффективность методических объединений мы только пока проверяем, но уже сейчас стало ясно наверняка, что они нужны. Нужны для связи педагогов, работающих в одном направлении, с одним возрастом детей, нужны для обмена опытом и помощи друг другу в таком ответственном деле как воспитание детей. Любая инновация — это изменение того, что уже существует или существовало, так сказать «хорошо забытое старое». Так и методические объединения в нашем детском саду: мы пробуем, мы учимся, мы стремимся.

Страница обновлена 19.04.2020

Профессиональное обучающее сообщество

Анкета для педагогов             Анкета для участников РМО

документы  планирование 

алгоритм составления

плана работы

оформление протокола

заседаний 

формы

методической работы

для просмотра нажмите на картинку  

 Проведение заседания городского методического объединения.

Одно из важнейших методических мероприятий – заседания методического объединения, проводимые не менее 4 раз в год по плану методической работы в установленные для этого дни.

Общая структура проведения заседаний РМО:

1)    вступительное слово председателя методического объединения о проблеме и цели заседания;

2)    выступление по теме заседания;

3)    обмен опытом работы среди педагогов;

4)    обзор методической литературы;

5)    рекомендации;

6)    текущие вопросы.

Документация районного методического объединения.

Для эффективной работы в методическом объединении необходимы  следующие документы:

·        Приказ о создании районного  методических объединений, о назначении на должность руководителя     Р МО.

·        Положение о районном методическом объединении.

·        План работы РМО на текущий учебный год:

o   – Тема методической работы;

o   – Цель, задачи;

o   – Тематика заседаний на год;

·        Протоколы заседаний РМО (планы, программы заседаний и мероприятий; листы учёта посещения заседаний и мероприятий);

·        Материалы заседаний и мероприятий РМО: доклады, презентации; конспекты (сценарии) занятий; памятки; методические рекомендации; методические пособия, сборники; проекты; статьи; алгоритмы;

·        Анализ работы РМО за прошедший учебный год;

·        Характеристика кадров (количественный и качественный состав ГМО: образование, специальность, педагогический стаж, квалификационная категория, поощрения, сведения о курсовой подготовке, контактные телефоны);

·        Согласие на обработку персональных данных;

·        Сведения о профессиональных потребностях педагогов РМО. 

 Планирование работы РМО.

План  методического объединения педагогов предусматривает планирование работы на текущий учебный год, начиная с сентября по май месяц. Планируется не менее четырех тематических заседания, где изучаются и рассматриваются вопросы следующих направлений. Повестки заседаний РМО должны включать вопросы, раскрывающие тему (цели) работы на данный учебный год.

В конце учебного года, после рассмотрения всех запланированных тем, проводится итоговое занятие РМО. Основной целью данного заседания является:

1.     Дать оценку эффективности работы методического объединения за год в росте мастерства педагога, поднятию его профессионального уровня, методической квалификации;

2.     Провести защиту методических продуктов, наработанных педагогами и методическим объединениям в течение учебного года;

3.     Рекомендовать их для работы в рамках города и представление лучших работ на августовском совещании педагогических работников.

План работы подписывается руководителем районногометодического объединения, согласовывается с куратором  РМО и утверждается на заседании РМО.

Алгоритм составления плана работы РМО на год.

Титульный лист (составляется руководителем РМО).

Цель, задачи РМО на текущий учебный год.

Планирование работы:

не менее 4-х заседаний в год с точным указанием плана проведения:

п/п

Тематика

заседания

Дата и место проведения

Форма

работы

Ответственный

Исполнители

Форма

отчета

             

Оформление протокола заседания методического объединения.

На каждом заседании методического объединения ведутся протоколы. Они могут брошюроваться в отдельную папку. Ведет протокол секретарь, выбираемый на РМО, или председатель методического объединения (если секретарь не выбирается). Протоколы заседаний методического объединения с принятыми решениями являются официальным и отчетным документом. Бланк протокола заседания методического объединения приведен ниже:

(пример)

ПРОТОКОЛ №

заседания РМО________________________

«__ »____________ 20__ г.

Место проведения___________________________________

Время проведения___________________________________

Председатель_______________________________________

Секретарь_________________________________________

Присутствовали: (ФИО, должности присутствующих)

В заседании участвовали:

(Если присутствовали другие лица, указывается га фамилия и должность

Тема:

Форма проведения:

1.

2.

3.

1. Слушали: доклад … (Ф. И.О., должность докладчика).

(Излагается краткое содержание доклада. Полный текст доклада прилагает­ся).

1. Выступали: Ф. И. О., воспитатель (область). Она (он) отметили, что … (Содержание выступления излагается от третьего лица).

Постановили:

1.1

1.2

1.     Слушали:

Выступали:

Постановили:

2.1

2.2

Председатель подпись                      расшифровка подписи

Секретарь             подпись                расшифровка подписи

Петренко
Т.А., Почётный работник общего

образования
Российской Федерации,

старший
воспитатель

МБДОУ
«Детский сад № 23 «Берёзка» г.Майкоп

Методические
объединения педагогов дошкольного уровня образования
как
система повышения уровня

компетентности
педагога

 «Давай наставления только тому, кто ищет
знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои
заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата,
представить себе остальные три».

Конфуций

Развитие
системы дошкольного образования
, успешное решение задач обучения и
воспитания подрастающего поколения
в значительной степени зависит от
профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному
обновлению образовательного процесса. Эту готовность и призваны обеспечить методические
объединения педагогов ДОУ,
стимулирующие профессиональное развитие
педагога.

В рамках
работы методических объединений педагогов рассматриваются вопросы:

— разработки
приёмов, методов, технологий обучения и развития по которые педагоги считают для
себя актуальными;

— применения
инновационных технологий;


организации работы с одарёнными детьми;


совершенствования форм и методов организации занятий;

— и др.

Цель методического объединения:

Совершенствование качества дошкольного
образования через повышение профессионального мастерства педагогов. Повышение
уровня теоретической, практической и психолого — педагогической компетентности
всех участников образовательного процесса ДОУ.

Основные задачи
работы городских методических объединений педагогов ДОУ:

— Повысить качество
профессиональной деятельности.

— Оказать организационно —
методическую помощь.

— Выявить, обобщить и
распространить положительный педагогический опыт.

— Помочь профессиональному
становлению молодых педагогов.

— Внедрить в
образовательный процесс современные методические и дидактические материалы,
инновационные технологии, системы информационного обеспечения занятий и информационно
— библиотечных систем.

— Обеспечить методическое
сопровождение системы дошкольного образования.

— Создать условия для сетевого
взаимодействия педагогов г. Майкопа.

При организации
деятельности методических объединений используются следующие формы работы:

1. Заседания
методических объединений,
на которых обсуждаются вопросы
совершенствования структуры и содержания рабочих программ воспитателей и
специалистов ДОУ, тематических планов, методика проведения занятий, повышение
эффективности и качества всех видов занятий, совершенствование учебно — материальной
базы, подготовки молодых специалистов, повышения квалификации, рассматривается
опыт работы педагогов, и другие методические материалы.

2. Открытые просмотры
мероприятий, мастер-классы.
Основная цель проведения
открытых просмотров — целостное видение занятия, его полный анализ и системная
оценка. Методика проведения мастер — классов позволяет проявить и оценить
эрудицию педагога, его артистизм, импровизационные возможности, исполнительское
мастерство.

3. Разработка
методических продуктов,
представление результатов педагогической
деятельности: опубликование методических разработок на сайтах в системе
Интернет: nsportal.ru, maam.ru,
infourok.ru,
multiurok.ru, сайте дошкольного учреждения,
публикации в средствах массовой информации, на страницах печатных изданий, создание
банка публикаций, выпуски газет, буклетов, брошюр различной тематики. Авторы публикаций
делятся с коллегами опытом работы по различным областям, своими личными достижениями.

4. Оказание
методической помощи педагогическим работникам.

В целях содействия комплексному развитию
образовательных организаций, оказания методической помощи педагогам в повышении
творческого потенциала в рамках введения Федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования, модернизации
образовательной системы, формирования инновационной системы образования,
создания условий для личностного и профессионального роста педагогов, в
г. Майкопе
функционируют
методические
объединения педагогических работников дошкольных образовательных организаций по
следующим направлениям:

— старших воспитателей;

— воспитателей групп для детей от 1,5 до 3 лет;

— воспитателей групп для детей от 5 до 7 лет;

— музыкальных руководителей;

— учителей — логопедов и учителей — дефектологов;

— педагогов — психологов;

— инструкторов по физической культуре ДОУ.

Городские методические
объединения способствуют формированию и развитию необходимых профессиональных
компетентностей, повышению качества профессиональной деятельности педагогов
ДОУ.

Каждое из указанных
выше методических объединений ориентируется на освоение новых приёмов и методов
повышения качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ в соответствии с
ФГОС ДО.

Тематика заседаний
очень разнообразна и затрагивает все области развития ребёнка — дошкольника,
например: развитие детей раннего и дошкольного возраста, сопровождение детей с
РАС, речевое развитие детей, здоровьесберегающие технологии, физическое
развитие, нравственно — патриотическое воспитание, экологическое развитие
дошкольников, и т.д.

Методические
объединения педагогов ДОУ г. Майкопа проводятся на базе городских дошкольных
образовательных учреждений. В основном, на год планируется четыре заседания, в
ходе работы которых проводятся открытые мероприятия, презентация
педагогического опыта, консультации и семинары по запросам педагогов, или
проблемам, касающихся деятельности ДОУ в рамках реализации общегородских
проектов.

По окончании заседаний составляется
протокол, принимается решение. В конце учебного года руководители методических
объединений готовят отчёт о проделанной работе, фотоотчёт, составляют план
работы на новый учебный год. К каждому конкретному методическому объединению определяются
цели, задачи, разрабатывается программа, планируются открытые мероприятия,
подбираются педагоги — участники.

Руководители
методических объединений вовлекают большое количество творческих педагогов в
работу. Организация временных творческих групп позволяет решать множество
практических задач в реализации целей конкретного заседания методического
объединения.

Методические
объединения педагогов дошкольного уровня образования сегодня

это традиции и новации, это система повышения уровня компетентности педагога,
выстроенная от диагностики затруднений его деятельности, до реального
результата. Это новая структура и обновлённое содержание; новые формы активного
обучения.

В
современных условиях работа методических объединений приобретает особое
значение. Достижение нового качества образования невозможно без повышения
уровня профессиональной компетенции педагогов.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна
через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами, которые
можно
использовать при организации работы МО, рассмотрим некоторые из них.

1. Обучающие семинары — продуктивная
форма повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется
повышению их теоретической подготовки. Необходимое условие организации
обучающих семинаров — участие присутствующих на методическом объединении
педагогов.

2. Консультации
(индивидуальные и групповые
) обычно планируются заранее по запросам
педагогов.

3. Открытые просмотры занятий.
Они позволяют педагогам увидеть, как работают их коллеги в других детских садах,
использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты. Кроме того, педагоги
учатся анализировать особенности воспитательно — образовательного процесса в
целом.

4. Изучение лучшего опыта педагогов решает
целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических
материалов, анализ результатов деятельности по определённому направлению
образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ.

5. Круглый стол. Его основная задача выработать
навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в
практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения,
формировать культуру ведения дискуссии.

6. Деловая игра может быть
использована не только как зачётное занятие по результатам теоретического
семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой
проблемы.

7. Мастер – класс — знакомство с
педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что
помогло педагогу достичь наилучших результатов.

8. Презентация — представление педагогами
современных развивающих методов и технологий, которые они используют в своей
работе, дающие возможность их применения другими педагогами.

9. Метод «Кейсов»(Casestudy)
неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в
непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной
практики.

Все вышеперечисленные на наш взгляд методы и формы
работы методических объединений достаточно эффективны. В ходе их применения
выявляются позитивные изменения общего уровня профессиональной компетенции
педагогов.

Таким образом, грамотно построенная в рамках
методического объединения система работы с педагогами,
направлена на
повышение качества профессиональной деятельности конкретного педагога
дошкольного уровня образования, вооружение его актуальными педагогическими
знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также свойств и качеств
личности.

1.Виноградова Н.А.
Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие /
Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006.

2.Давыдова О.И.,
Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических
советов в ДОУ. — С – Пб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.

3.Ромаева Н.
Б. Интерактивные формы работы с кадрами (методические материлы) /
авт. – сост. Н. Б. Ромаева и др.Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012

Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.

Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов. Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в соответствии сФЗ «Об образовании в РФ» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года», статья 64, методическая служба призвана обеспечить:

  • достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;
  • построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни; адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников; светскость образования.

В 2016-2017 учебном году в дошкольном учреждении внедряются парциальные программы:

  • «Формирование коммуникативно-речевых способностей дошкольников», автор., Блохина Е.А.. Цель программы: реализация преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями образования по проблеме подготовки выпускников детских садов к овладению письменной речью в школе. А также создание у учащихся ситуации успеха, довостребования знаний и умений при выполнении письменных работ.
  • «Развивающая подготовка дошкольников к обучению грамоте и русскому языку в школе», авторы Агаркова Н.Г., Блохина Е.А.. Цель: формирование языковых представлений и умений, определяющих готовность дошкольников к усвоению блока дисциплин «Филология» в начальной школе.

Годовой план воспитательно–образовательной работы полностью построен на подробное изучение программ, полное погружение, изучение средств инновационных технологий. Реализация этих задач полностью ложится на методическую службу ДОУ.

Особенности работы методической службы в ДОУ

Целями методической службы нашего ДОУ являются: создание совокупности условий, направленных на эффективную реализацию образовательной политики учреждения в целях достижения воспитанниками установленных государством стандартов.

Задачи методической службы:

  1. Обеспечивать теоретической, психологической, методической поддержкой воспитателей; создавая условия для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога.
  2. Организовывать активное участие педагога в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах.
  3. Способствовать диссеминации передового педагогического опыта.
  4. Обеспечивать проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.
  5. Разрабатывать и реализовывать мероприятия в соответствии с годовым планом воспитательной-образовательной работы.

Структура методической службы ДОУ.

Система методической работы, обеспечивающая развитие воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки, спроектирована по следующей структуре:

  • методический совет
  • «методический кабинет»
  • «методические комиссии
  • проектные микрогруппы
  • ПМПк

Успешность функционирования системы зависит:

  • от обоснованности и оптимальности выбора содержания методической работы;
  • учета важных проблем и тенденций в развитии воспитательно-образовательного процесса ДОУ ;
  • профессионального мастерства педагогов.

Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.

«Методический кабинет» — коллегиальный орган, состоящий из заместителя заведующего и старшего воспитателя, в компетенции которого:

  • осуществление решений и рекомендаций, принятых на стратегическом уровне;
  • текущий контроль образовательной деятельности и режимных моментов в ДОУ;
  • разработка методического инструментария.

Успешное выполнение задач методической службыДОУ зависит и от того, на сколько «методический кабинет» знает свой коллектив, его психологию, индивидуальные особенности каждого педагога.

Управление методической службой в условиях личностно — ориентированного подхода – это создание условий для стимулирования саморазвития каждого воспитателя, для его самореализации, проявления в педагогической работе важнейших функций личности: выбора ценностей, понимания (рефлексирования) смысла своей деятельности, реализации своих потребностей и задатков.

Руководителю важно изучить личность каждого педагога в деятельности (его отношение к окружающей действительности, интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера, темперамент), определить профессиональные способности.

Методический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи. Он формируется из представителей «методического кабинета», руководителей творческих групп, представителей родительской общественности и председателя профсоюзной организации.

Постоянная творческая группа педагогов– добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.

Временные исследовательские, проектные микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).

Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОУ и психолого-медико-педагогическая комиссия.

ПМПк – форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии; курирует коррекционно-развивающую деятельность педагогов групп компенсирующей направленности.

Функции методической службы ДОУ

  1. Играя важную роль в управлении ДОУ, методическая служба нашего детского сада выполняет определенные функции. Так, в информационно-аналитическую функцию входят:
  2. Анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
  3. Вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
  4. Оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
  5. Установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
  6. Анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах;
  7. Анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
  8. Поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
  9. Изучение передового педагогического опыта.

Важнейшими функциями методической службы являются прогнозирование и планирование.

Прогностическая функция предусматривает:

  • Прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ;
  • Определение вариантов моделей выпускника;
  • Формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
  • Моделирование новых форм существования ДОУ;
  • Проектирование процессов развития дошкольного учреждения;
  • Проектирование последствий запланированных инновационных процессов;

План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование эффективно при соблюдении главных условий:

  • Знание уровня, на котором находится работа ДОУ;
  • Четкое представление об уровне, на котором она должна находиться к концу планируемого периода;
  • Выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.

Планирование и прогнозирование можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.

Экспертная функция:

  1. Оценка образовательная программы;
  2. Оценка предложений по организации нововведений;
  3. экспертиза методических разработок, программ
  4. экспертиза предметно-пространственной среды ДОУ;
  5. Оценка проведения конкурсов.

Три управленческих уровня методической деятельности

Методическая служба в нашем дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней:

  1. Стратегический;
  2. Тактический;
  3. Информационно-аналитический.

На стратегическом уровне (Педагогический совет) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т. д.

Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогами, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.

Организация деятельности на информационно-аналитическом уровне(Педагогический совет, аттестационная комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне.

Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы. Как известно, педагог – «профессия дальнего действия». Результат педагогической деятельности длительно формируется и виден только через определенное время, что требует постоянного привнесения в нее обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих изменяющиеся представления о формируемом образе современного человека.

При грамотном построении образовательного процессадеятельность педагогических кадров должна быть направлена:

  1. На индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;
  2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей;
  3. Воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека.

Работа с педагогическим коллективом

Повышение профессионального мастерства педагогов в дошкольном образовательном учреждении осуществляется дифференцированно, с учётом исходного профессионального уровня деятельности педагога, который характеризуется профессиональной компетентностью педагога, его творческим потенциалом, владениям педагогическими технологиями, совокупностью профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического общения и взаимодействия с ребёнком. Таким образом выделяются три категории педагогов:

  1. Воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и компетентности, опыт инновационной деятельности. Это педагоги – наставники, золотой фонд ДОУ, работающие на самоконтроле.
  2. Воспитатели не имеющие квалификационную категорию, не стремящиеся к инновационной деятельности, требуют организационного обучения в ДОУ.
  3. Воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и компетентности, опыт инновационной деятельности, но не всегда в полной мере её осуществляющие. Работа с ними требует тщательно продуманной стратегии и мотивационного стимулирования.

Определение задач методической службы помогло нам выбрать наиболее эффективные формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Ими стали активные (формирующие) формы работы, которые позволяют:

  • максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;
  • создать благоприятный психологический климат в коллективе;
  • обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;
  • опробовать педагога в новой роли.

В аспекте методической работы муниципальная служба предоставляет педагогу выбор форм работы в соответствии с теми целями, которые он перед собой ставит.

Соответствие цели форме повышения квалификации

Цель Форма

  • Совершенствование педагогической техники Семинары — практикумы, Клуб молодого педагога
  • Совершенствование педагогического мастерства Педагогические мастерские
  • Развитие креативных способностей Творческие группы
  • Становление стиля педагогической деятельности Мастер-классы, тренинги
  • Формирование готовности к инновациям «Копилка» педагогического мастерства
  • Формирование педагогической культуры Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы
  • Разработка авторских методик, программ, технологий Проектировочные семинары
  • Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы Школа педагогического опыта, научно-методические семинары

В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:

Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.

Панорамные открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.

Одним из вариантов повышения квалификации могут быть творческие и проблемные группы педагогов.

Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду проходят разнообразные конкурсы:

  • «Лучшая группа»
  • «Лучшие центры»

Клуб молодого педагога, целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Решая эту задачу молодой специалист проходит несколько этапов: адаптация, процесс развития профессиональных умений, внедрение новых технологий, самосовершенствование, саморазвитие.

Педагогический ринг — ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора.

Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников.

Круглый стол. Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии.

Педагогические ситуации — метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами.

Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы.

«Союз единомышленников». Это корпорация добрых, общительных, умных, душевных, организованных, удачливых. Примеры некоторых мероприятий: супер — девичник, мастерская дизайнера, звездный час, выход в театр, кино, выезд на природу.

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж. Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получений новых знаний.

Критерии эффективности работы методической службы

С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Эффективность нашей деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.

Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы:

  • эффективность для ребенка:
    1. Положительная динамика качества обучения и воспитания;
    2. Отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
    3. Дифференцированный подход к каждому ребенку;
  • эффективность для родителя:
    1. Положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
    2. Готовность и желание родителей помогать ДОУ;
    3. Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;
  • эффективность для педагога:
    1. Положительный психологический климат в коллективе;
    2. Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
    3. Удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
    4. Качественно организованная система повышения квалификации;
    5. Высокий уровень профессиональной деятельности.

Таким образом, выбранная нами модель методической службы позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Приказ мвд рф руководство
  • Касторовое масло индийское инструкция по применению
  • Что такое мануал по заработку
  • Наушники беспроводные леново хт91 инструкция на русском
  • Стиральная машина волна с центрифугой инструкция по эксплуатации