Руководство массовыми праздниками

Подготовка праздника

Подготовкой
праздника занимается организационный
комитет, который могут входить:

  • сценарная
    группа, которая должна найти яркий
    документальный и художественный
    материал, определить героев будущего
    праздника;

  • режиссерско-постановочная
    группа, обеспечивающая подготовку
    художественных коллективов;

  • группа
    технического обеспечения призвана
    позаботиться о налаживании и отработке
    техники: массовый праздник не может
    обойтись без проверенной радиоаппаратуры
    и других технических средств;

  • группа
    информационная берет на себя широкое
    оповещение населения о порядке
    мероприятий, местах развлечений,
    зрелищах, изготавливает афиши, программы
    — рекламную кампанию;

  • группа
    художников-оформителей: они должны
    украсить территорию в соответствии с
    темой, организовать наглядную агитацию;

  • спонсорская
    группа занимается поиском спонсоров;

  • хозяйственная
    группа — обеспечение транспорта, сборка
    и разборка сцен, подмостков…;

  • группа
    поддержки порядка;

  • торговая
    группа и т.д.

Члены
штаба, в который входят руководители
всех групп, а также представители
общественных организаций координируют
действия групп, руководят ходом праздника,
оперативно вмешиваются в случае
необходимости.

Технология подготовки праздника

Для
того, чтобы подготовить какое-либо
мероприятие, орга­низаторы пользуются
определенными технологиями, которые
на­правлены на решение конкретных
задач и состоят из последова­тельности
или системы приемов и техник. Очень
важно представ­лять проект
подготовки и проведения массового
театрализованного мероприятия

как целостный (интегральный) процесс,
а не серию стадий, через которые нужно
пройти, при этом стадии не обяза­тельно
должны осуществляться в упомянутом
порядке, некоторые из них будут проходить
одновременно, накладываясь друг на
друга. Под системой алгоритмов понимается
моделирование, преобразо­вание и
использование действий по организации
интеллектуально-творческой и
организационной деятельности для
успешной подго­товке и реализации
массового театрализованного представления.
Грамотный организатор всегда должен
уметь ответить на 2 вопроса: «что
праздновать?»
и
«как
праздновать?».

Сегодня
как никогда российский календарь богат
праздниками. За­мелькали новые
названия: презентация, вернисаж, бенефис,
мара­фон, прием, юбилей, шоу…. Причем
религиозные и народные тор­жества
перемежаются с профессиональными и
сугубо государст­венными. Есть еще
одна категория памятных дат, которые
унасле­дованы от Советской власти –
1 Мая, 7 Ноября, День Конституции, 8 Марта,
хотя сейчас с ними произошли интересные
метаморфозы:

  1. Ноября
    теперь День Примирения, 1 Мая — лишние
    выходные дни,

  2. Марта
    никто не вспоминает, хотя бы формально
    о К. Цеткин. «О том же свидетельствует
    многообразие форм и расширение массо­вых
    театрализованных представлений у нас:
    повсеместно устраива­ются праздники
    города, новогодние гуляния, проводы
    масленицы и другие фольклорные праздники
    и зрелища, в которых принимают участие
    самодеятельные и профессиональные
    коллективы и зрите­ли». Л.М.Аронов
    «Опыт постановки массовых театрализованных
    представлений и праздников» М. 1998

Как
«оживить» государственные праздники?
Как привлечь к ним внимание? Как сохранить
интерес к традиционным, народным
праздникам? Стоит ли привносить в них
что-то новое, или идти по накатанным
сценариям? Есть ли какие-то общие рецепты,
«алго­ритмы успеха» – или все зависит
от количества выделенных на под­готовку
празднования средств? – с ответа на эти
вопросы и начина­ется применение
культурно-досуговых технологий. Восторг,
фее­рия, яркие впечатления – это
принадлежит гостям, тем же, кто за­нимается
организацией, хорошо знакома другая
сторона – кропот­ливая подготовка,
многократное согласование всех
составляющих, координация работы
технических служб и творческих
коллективов. Изучение опыта ведущих
режиссеров страны показывает, что в
ал­горитме подготовки массового
театрализованного мероприятия су­ществуют
стабильные компоненты
административно-организационного
характера, такие как:

  • создание
    Оргкомитета и (или) оперативно-постановочного
    штаба, распределение обязанностей
    между его членами,

  • проведение
    PR
    и фандрайзинговой кампаний,

  • организация
    проведения репетиций,


подведение финансовых и организационных
итогов и т.п.

Можно
представить, что в развернутом виде
технологическая «це­почка» могла бы
иметь шесть «звеньев»:

  1. Принятие
    решения о проведении мероприятия

    (хотя, строго гово­ря, п.1 — это еще
    не
    технология, т.к. здесь перед организаторами
    стоит
    вопрос «что
    праздновать», а
    технология
    начинается с ответа на вопрос
    «как»,
    но
    без принятия решения о проведении
    мероприятия, не нужны и остальные
    действия); На первом этапе решается еще
    одна проблема,
    в какой форме

    будет проходить мероприятие
    каждой
    формы есть свои технологические
    особенности: меро­приятие в форме
    диспута принципиально отличается от
    театрализо­ванного представления).

  2. На
    этапе
    планирования:

  • создается
    Оргкомитет
    ,
    состав которого предлагает инициа­тивная
    группа (должностные лица, заказчики,
    либо другие организаторы).

  • Оргкомитет
    разрабатывает Программу мероприятия,
    рас­пределяет обязанности, создает
    рабочую группу (творче­скую,
    организаторскую, техническую);

  • творческая
    группа готовит сценарий мероприятия.
    (Многое зависит, от выбора режиссера и
    сценариста. Сценарий праздника, заявка
    и разработка необходимы для реализации
    замысла режиссера. А от режиссера
    требуется большая ра­бота по воплощению
    сценария, конкретное вхождение в ка­ждый
    эпизод. Режиссер не только дает идею,
    но и должен рассказать технологию: как
    он будет делать то-то и то-то, какими
    средствами, что ему для этого нужно,
    вместе с орга­низаторами посмотрит
    площадку, поговорит о ее оформле­нии.
    Режиссер должен подумать и о том, чтобы
    ведущий
    во­площал
    идеи режиссера и даже сам где-то был бы
    режиссе­ром);

  • техническая
    группа готовит техническое задание
    (преду­сматривается необходимость
    применения звуковой и свето­вой
    аппаратуры, других технических средств
    как для основ­ного действа, так и для
    спецэффектов, продумываются во­просы
    художественного оформления, другие
    организацион­ные вопросы — стоянки
    автотранспорта, наличие мест обще­го
    пользования и т.п.);

  • организаторская
    задача состоит в координации усилий
    всех заинтересованных сторон;

  • финальный
    аккорд планирования — утверждение сметы
    финансовых затрат.

На
первом

же своем заседании штаб разбился на
отдельные секции:

1. Художественно-постановочная
секция, в обязанность которой вошло:

а)
подыскать место для инсценировки;

б)
сделать расстановку сооружений;

в)
оформить отдельные моменты инсценировки;

г)
подобрать костюмы, грим, световые
эффекты, кино, музыку и т.д.;

д)
проводить репетиции.

2. Административно-хозяйственная
секция:

а)
закупка материалов для инсценировки;

б)
постройка
необходимых сооружений;

в)
приобретение
костюмов и грима, а так же оборудование
всей монтажной части.

3.
Организационная
секция:

а)
подбор
участников для инсценировки;

б)
переговоры
с организациями о снабжении всем
необходимым;

в)
установление
порядка во время репетиций и самой
инсценировки»

Создание
оргкомитета

по постановке праздника. В него входят
представители административных,
профсоюзных органов и других учреждений,
от участия которых зависит четкая
и
точная работа по подготовке праздника.
Члены оргкомитета – руководители
учреждений, занимающиеся вопросами
питания, транспорта, обеспечения
безопасности, развития культуры
(государственной и профсоюзной), спорта,
народного образования. …

Итак,
помимо
главных специалистов в
состав РПГ могут входить:

1.Творческие
работники:

а) режиссеры-постановщики

б) художники-постановщики

в) балетмейстеры-постановщики

г) хормейстеры

д) дирижеры

2.
Производственно-технический персонал:

а) художник
по свету …

б) звукорежиссер;

в) режиссер
кинофрагментов;

г) режиссер
слайдфильмов;

д) заведующий
художественно-постановочной частью.

3. Административно — организационный
персонал:

а) заместитель
директора (по расселению и питанию, по
транспорту,
по техническому обеспечению)

б) администраторы
(главный, старшие и просто);

в) бухгалтер;

г) кассир;

д) снабженцы
— экспедиторы;

е) заведующие
складами;

ж) машинистки.

4.
Авторско — редакционная группа:

а) автор
сценария …;

б) авторы
поэтических текстов, публицистических
текстов и лозунгов, конферанса и
интермедий;

в) авторы
специально созданных к празднику песен
(композиторы
и поэты);

г) литературный
редактор;

д) музыкальный
редактор;

е) редактор
по подбору концертных номеров и
коллективов». А
Силин
«Театр выходит на площадь» М. 1991

III.
На
этапе подготовки:

Предпразднество

ощущение
радостного ожидания, в котором живут
люди в преддверии того или иного
значительного события. И это
«предпразднество» в огромной степени
помогает организаторам праздника,
создавая заранее светлый настрой,
готовность людей воспринять все действия,
которые им потом преподнесутся на сцене
или на других площадках, с открытой
душой и радостно. Во время этого периода
организаторы торжеств проводят многие
дополни тельные акции, готовят сознание
людей приближающемуся торже­ству
и
тем самым центральный момент самого
празднования уже г многом «авансируется».
Главное – умело использовать это явление
«предпразднества» в творческих интересах.

• решаются
вопросы рекламного и
PR-сопровождения.

Хорошо
срабатывает и тщательно продуманная
(придуманная) Ле­генда
праздника
(И. Захаров, г. Санкт-Петербург), изложенная
яс­ным и понятным языком – основная
«приманка» предстоящего праздника,
которая обязательно должна содержать
в себе:


историческую ссылку,


описание предлагаемого ритуала
(закладываемой или имеющейся традиции),


обобщающий комплимент приглашаемым —
потенциальным участникам,


объяснение выгод для гостей и участников.

Историческая
ссылка


объясняет
связь нового праздника с подоб­ным
же, проводимым в прежние века, с каким-либо
событием в жизни города, исторического
или литературного деятеля и тем са­мым
придает «вес» современному мероприятию.
Н-р: «В… такого-то года князь (купец,
крестьянин, генерал, поме­щик) основал
город (завод, первую мельницу, трактир),
выиграл сражение, написал всемирно
известный роман, начал создавать
кар­тинную галереи или музей, получил
контракт на поставки (сыра, осетров,
икры) к царскому столу, открыл месторождение
(нефти, самоцветов, железной руды) и др.

Примеры:
г. Грязи — Петр 1, г. Гагарин — столица ССО,
г. Мышкин – Музей Мыши.

Описание
предлагаемого ритуала (закладываемой
традиции
):
содержит
самое
общее представление о предмете праздника,
это ин­формация о том, как происходит
упомянутое в исторической мотивации
действие. Составляя такое описание, не
увлекайтесь деталя­ми, старайтесь
возбудить в участниках и гостях праздника
ощуще­ние
чего-то
знакомого.

Н-р,
«Большинство людей знают, что стекло
выдувают, хрусталь гранят, омуля
вылавливают в Байкале, об этом есть
песня, гейзеры вырываются из-под земли…»
Эти действия должны лежать в основе
ритуала (очень привлекательно проведение
соревнований по профессиональным
навыкам, когда публика может стать не
только зрителем или участником, но и
членом жюри конкурса), и время праздника
«осетра» или «омуля» – шествие рыбаков
просит
удачи,
обращаясь к богам или предкам. Затем
рыбаки прощаются со своими женами и
отправляются на рыбную ловлю, а на берегу
на период большой путины зажигается
огонь на высоком холме. По возвращении
устраивается конкурс на лучший улов и
лучшего осетра или омуля, который
продается с аукциона. При таком по­строении
ритуала создается интрига: будет или
не будет улов? Праздник легко достраивается
с помощью дополнительных легенд и
сказаний. Кроме того, соблюдается
реальное время проведения праздника:
открытие — уход рыбаков в море, закрытие
– возвраще­ние с уловом.

Как
отступление –
беспроигрышно использование эзотерического
символа – огня, т.к. он сам по себе
притягивает внимание. Огоньки на лодках,
сигнальные огни, костры дружбы, факельное
шествие, фейерверк …

Обобщающий
комплимент приглашаемым — потенциальным
участ­никам –
он
адресуется будущим участникам и гостям
праздника. При его написании следует
помнить, что в нем должны упоминаться
такие качества, которые могли бы отнести
к себе как можно большее число людей.
Не каждый назовет себя «поклонником
того или иного писателя», но редкий
откажет себе в характеристике «умный
читатель, глубокий знаток» и т.п.
Обобщающий комплимент позволяет
организаторам точнее определить спектр
мотивации своей деятельности, пример
«С тех пор это праздник смелых и ловких,
праздник любителей русской природы,
любителей и мастеров песни, бесстрашных
наездников и знатоков лошадей, мастеров
и ценителей русского фарфора, хрусталя,
пива, масла и т.д.». Объяснение
выгод для гостей и участников –
содержит
описание
тех
преимуществ, которые получат гости и
участники от присутствия на празднике.
Оно завершает легенду. Например «Те,
кто при дет, смогут попробовать 120 сортов
пива, отведать уникальных по вкусу
пирожных с настоящим вологодским маслом,
увидеть лучший российский хрусталь,
полакомиться свежайшим омулем, по
танцевать
среди освещенных гейзеров, целый вечер
слушать туристические песни в исполнении
бардов, и т.д.).

  • организуется
    фандрайзинговая кампания;

  • составляются
    программы выступлений, согласуются
    работы технических служб и творческих
    коллективов;

  • решаются
    технические проблемы;

  • утверждается
    состав «уважаемых гостей»;

  • проводятся
    репетиции и т.д.

IV.
На
этапе проведения:

  • хорошо
    бы не повторяться, нужно всегда быть в
    поиске (новых идей, коллективов, жанров
    …);

  • надо
    все тщательно дозировать и комбинировать
    (в игры поиграть и поесть и попить и
    потанцевать);

  • нужны
    неожиданные ходы, сюрпризы;

  • хорошо
    бы активно задействовать зрителей и
    участников.

Не
менее важным ритуалом, чем открытие,
является закрытие праздника, после
которого гости разъезжаются по домам.
Запоми­нается первая и последняя
фраза (т.н. «эффект края»). Процедура
закрытия — это те впечатления, которые
участники унесут с собой и будут помнить
до следующего праздника. Классический
пример – плачущий Олимпийский Мишка
на воздушном шаре, гашение огня, спуск
флага.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    Организация проведения массовых праздников и зрелищ

«Если вы хотите сделать народ трудолюбивым и деятельным, дайте ему празднества».

 Жан-Жак Руссо

«Пусть все эти праздники будят благородные чувства».

Робеспьер

             В школе кроме уроков у ребят масса разных  интересных дел: секции, кружки, клубы по интересам. Поездки, соревнования, конкурсы, смотры и, конечно, праздники. Трудно представить себе жизнь детского коллектива без праздника. Считаю, все дела ребят должны быть яркими, эмоциональными, должны организовываться так, чтобы дети ощущали подъем, испытывали чувство причастности к общей работе, радовались тому, что сделано.

Безусловно, это нелегкая педагогическая проблема, и в ее решении очень многое зависит от педагога, руководителя, организатора, от их мастерства, творческой инициативы, фантазии.

Из далекого педагогического прошлого помню цитату В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». А все это – составляющие праздника.

Действительно, праздники вносят в жизнь ребят романтику, красочность, торжественность. Помогают развивать творческие способности. Они вводят детей в мир прекрасного, приобщают их к искусству, художественной литературе.

К сожалению, иногда приходится слышать от учителей: «Итак, праздники закончились, поразвлекались, и хватит. Теперь за дело». Но ведь праздник – тоже дело! Большое и важное дело в процессе нравственного, эстетического воспитания. Праздник прерывает будничную работу, но должен привлекать людей к «праздничной работе» сердца и разума.

Участие детей в празднике – это своеобразная форма духовного самовыражения и нравственного обогащения учащихся. Праздник призван служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, укреплять в них высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы.

            Но праздники только тогда становятся действенной формой всестороннего гармонического развития личности, когда они правильно организованы. Но сначала надо уточнить, что это за категория – праздник?

Центральную часть праздника занимает  театрализованное представление. Под театрализованным представлением понимают род театральной деятельности; по словам Чечетина, «этот древнейший и всегда новый род искусства смыкается и во многом сливается с так называемым профессиональным искусством, но имеет свои особенные многообразные черты».

Итак, существуют четыре основных вида театрализованных представлений:

  1. Музыкально-литературная композиция
  2. Агитбригада
  3. Театрализованный концерт
  4. Театрализованное празднество

Музыкально-литературная композиция. Главнейшие отличительные особенности точно отражены в самом названии. Литературная – это значит, что в основе сценария обязательно лежит хорошая художественная или научная литература. Музыкальная – это значит, что музыка не вспомогательное выразительное средство, она наравне с литературным материалом является частью представления, его драматургическим элементом.  Все остальные элементы театрализации (хореография, видеоряд) в той или иной мере могут и должны иметь место в композиции, но доминирующие элементы – музыка и литература, соединенные путем умелого творческого монтажа в единое целое. Часто музыкально-литературная композиция бывает центральным эпизодом какого-либо вечера, встречи.

Агитбригада – небольшой коллектив самодеятельных артистов, средствами искусства ведущих пропаганду чего-либо, помогающих распространять хороший опыт, изживать недостатки, критически относиться к негативным явлениям нашей жизни. Предшественниками современной агитбригады — театрализованные прологи, агитплакаты, агитационные суды 20-х годов двадцатого века, «Синяя блуза», ТРАМы – оказывали большое влияние на зрителя, являлись действенным средством агитации и пропаганды.

Тематический театрализованный концерт представляет собой органический сплав различных видов искусств: музыки, литературы, театра, эстрады, кино, цирка. Широкая жанровая палитра дает возможность создавать программы различной тематики, активно вовлекая зрителя в действие, в котором связующей нитью отдельных номеров является оригинальная игра конферансье.

Театрализованное празднество имеет богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, в древние народные обряды и действа. Массовые празднества родились в Древней Элладе. Наверное, вместе с ними появилось и греческое слово «эортология», т.е.  наука о празднествах. Многодневные праздничные действа, возникавшие на улицах городов-государств Древней Греции, триумфальные шествия Древнего Рима, средневековые мистерии Западной Европы, превращавшие площади и улицы в огромный театр, традиционная игра в «Майского короля», популярная в феодальной Англии, буйство красочных карнавалов Итальянского Возрождения, празднества Французской революции, старославянские «игрища», русские народные гулянья «под горами» и «под качелями» — все это та или иная разновидность театрализованных празднеств. Они веками сопровождали все значительные события в жизни народа, выявляя и фиксируя в народном творчестве общественные и политические идеалы, господствующие в данную эпоху.

В результате эволюции и видового становления театрализованное празднество представляет собой комплекс культурных и художественных мероприятий, присутствующие на которых выступают и как зрители, и как участники действия одновременно. Широка современная тематика праздников. Это Праздники города, двора, улицы; спортивные праздники, фестивали искусств, календарные праздники, профессиональные праздники, фольклорные праздники и народные гуляния, детские праздники. Все они имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действований, обусловленных нормами праздничной жизни и обрядово-зрелищными формами праздничной культуры.

Зрелищность, театральность – одно из первых требований к празднику. Всегда нужно помнить о знаменитой триаде, которую имел в виду К.С. Станиславский, говоря о сценическом воплощении любого произведения: важно все сделать для того, чтобы мысль, заложенная автором в произведении, находила свое отражение в действии на сцене, а это, в свою очередь, вызывало чувство у зрителей.

            Как правило, для каждого театрализованного праздника создается специальный сценарий – драматургический фундамент будущего действа. В «строительный материал» входит и народное творчество, и стихия музыки, и сокровищница живого слова, живопись, графика, и пластическая образность пантомимы, танца. Умелое соединение всех элементов и подчинение их одной цели – сценическому воплощению авторского замысла возможно лишь при использовании основного принципа сценарного построения – творческого монтажа. Основной монтажной единицей является номер. Он должен быть относительно коротким, т.к. он является составной частью другого, более крупного действенного цикла – эпизода, который, в свою очередь, тоже часть единого действия всего представления.

Можно выделить несколько групп номеров: разговорные, пластико-хореографические, музыкальные, смешанные, оригинальные. В театрализованных представлениях чаще всего встречаются: миниатюра, интермедия, парный конферанс, эстрадный монолог, лирическое стихотворение, песня, пластический этюд, хореографическая картинка, игровой номер, буффонада, танец, массовая сцена. При монтаже необходимо уметь организовать основные композиционные моменты: экспозицию (ситуацию), основную часть, финал.

Ситуация – это ввод в действие, короткое вступление в представление. В массовых празднествах функцию ситуации могут выполнять костюмированные шествия, торжественные ритуалы, игровые моменты. По Мейерхольду, «начало должно быть увлекательным, заманчивым, должно обещать».

Основная часть включает в себя главные циклы действия и серединный – так называемый кульминационный момент. К кульминации действия следует так подготовить зрителя, чтобы возник момент соучастия, который рождает новый заряд эмоций. Часто бывает, что на бумаге определить взаимоотношения кульминационных точек можно лишь предположительно, окончательная ясность приходит на сводных репетициях и общих прогонах.

Финал – момент, завершающий единое действие. Он несет в себе особую смысловую нагрузку, т.к. является наиболее подходящим моментом для максимального проявления активности всех участников выступления. Уровень образности и эмоциональности финала определяется конкретной темой представления.

Как правило, работа над сценарием праздника начинается с «чистого листа»: у режиссера массовых представлений нет готовой пьесы, ее сначала надо придумать и написать. У него нет и постоянной труппы, которая есть в театре, ее надо собрать самому режиссеру на свой страх и риск. Сценические площадки часто бывают разными: парк, площадь, зал. Постановочная группа – единый слаженный творческий организм. Без него не обойтись даже самому талантливому режиссеру. Режиссер – руководитель, от него зависит, чтобы постановочный коллектив стал действительно творческим и жизнеспособным. В. Немирович-Данченко выделил три основных грани профессии режиссера:

  1. Режиссер – толкователь (истолкователь смысла, идеи драматургического материала).
  2. Режиссер – зеркало (он должен чутко воспринимать грани индивидуального дарования актера, его возможности, он сплачивает в ансамбль различные творческие индивидуальности).
  3. Режиссер – организатор (он – руководитель, глава большого коллектива, должен уметь постичь психологию другого человека, найти общий язык с «трудными» членами коллектива, заразить, убедить, увлечь своими идеями и энергией, оказать эмоционально-волевое воздействие на других).

Часто режиссер массовых театрализованных представлений является одновременно и драматургом. И.М. Туманов писал: «Практика показывает, что в разработке драматургии праздника, концерте ведущая роль отводится самому режиссеру. Да, профессиональный режиссер должен в сценарии мыслить не менее логично, чем профессиональный драматург».

В практике организации и постановки театрализованных празднеств четко обозначились три основных этапа работы и соответствующие им звенья сценария: сценарный (рабочий) план, литературный сценарий, монтажный лист. При постановке литературно-музыкальной композиции, агитбригады и театрализованного концерта существует одна форма сценарной записи – литературный сценарий, представляющий собой подробное описание будущего представления. Создание сценарного плана часто совпадает с процессом изучения материала. Именно в это время возникает общее представление, видение будущего представления. Это представление и оформляется сначала в сценарный план. Выделяются только части празднества. Затем, с продолжением работы, конкретизируются детали. Уточняются, добавляются новые моменты, и на основе этого формируется развернутый сценарный план. В процессе работы над литературным сценарием еще более конкретно определяется и уточняется общая структура всего празднества, устанавливается необходимый темп представления, динамика действия. Одновременно с этим присутствуют задания художнику, композитору, балетмейстеру, актерам; также дается описание хореографических и пластических композиций, светозвуковых, фоновых и других изображений. Третий, почти заключительный момент работы – это написание рабочего сценария (монтажного листа), включающего в себя все, что происходит во время праздника: время, место, участники, ход действия. Здесь конкретно и точно определяется репертуар, коллективы, исполнители, административная часть – время прибытия коллективов, транспорт, размещение, задания всем спецслужбам.

         Итак, создание сценария – трудоемкая, важная работа. У каждого режиссера, как у творческой личности, есть свои приемы, свои «изюминки». Хорошо иметь несколько экземпляров сценария: для помрежа, ведущих исполнителей, осветителей, музыкального оформителя. Многое уточняется на репетициях, которые являются важным этапом в подготовке к празднику.

Считаю, что злоупотреблять репетициями не надо: чем лучше написан сценарий и чем качественнее проведена работа с различными службами, тем меньше нужно репетиций.

В любом творческом деле я следую девизу» «Дерзайте – вы талантливы! У вас все получится!»

Автор

Дадыко Ксения Владимировна

Новосибирский государственный педагогический университет

Дата публикации
01.05.2017

Рекомендуемая ссылка:
Дадыко Ксения Владимировна, Технологии создания массового праздника. Публикация в СМИ: «Наука и образование ONLINE» (Наука: теория и практика). Дата публикации: 01.05.2017. Регистрация СМИ: ЭЛ №ФС77-70153 от 30.06.2017. URL доступа: https://student.eee-science.ru/listing/tehnologii-sozdaniya-massovogo-prazdnika/


Аннотация

Организация массового праздника — очень сложная и ответственная задача, которая подразумевает детальную работу над каждой составляющей мероприятия. При организации массового праздника необходима командная совместная деятельность. Роль каждого члена команды важна, потому что малейшее упущение в подготовке праздника скажется на его качестве. Особо значима совместная работа сценариста и режиссера. Умение сценариста донести до публики идею через слово и умение режиссера придать словам нужную форму, продемонстрировать владение выразительными средствами искусства, делает праздник единым.

Ключевые слова

композиция сценария, массовая сцена, массовые представления, массовый праздник, организация массового праздника


Библиографический список

  1. Генкин, Д.М. Массовые праздники [Текст] : [учеб.пособие для студентов ин-тов культуры] / Д. М. Генкин. – Москва : Просвещение, 1975. – 138с.
  2. Богданов И. А., Виноградский И. А. Драматургия эстрадного представления [Текст]: Учебник. — СПб. : Изд-во СПбГАТИ, 2009. — 424 с.
  3. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера [Текст] : [учеб. Пособие для институтов культуры, театральных и культ.-просвет. Училищ]. – Москва : Просвещение, 1973. – 432 с.
  4. Режиссура — это профессия / Г. А. Товстоногов; сост. А. Савостьянов // Я вхожу в мир искусств. — 2015. — № 1. — С. 85-96.
  5. Вершковский, Э.В. Режиссура клубных массовых представлений [Текст] : учеб. пособие для студентов отд-ния клуб. массовых представлений ин-та культуры / Э.В. Вершковский ; ЛГИК им. Н.К. Крупской. – Ленинград : ЛГИК, 1977. — 87 с.
  6. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта [Текст] : [учеб.пособие для ин-тов культуры]. – Москва : Просвещение, 1976. – 87 с.

Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу

Скачать (DOCX, 26KB)

ОБЛАСТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «РЯЗАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»

Предметно-цикловая комиссия

общепрофессиональных и специальных дисциплин

по специальности «Социально-культурная деятельность»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Открытого урока по предмету «Социально-культурная
деятельность»

в форме

 

деловой игры «Разработка программы
массового праздника
»

Тема: «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
»

Разработала преподаватель специальных дисциплин

 Левкина Н.В.

ШАЦК, 2017

Пояснительная записка

Одной из форм контроля знаний обучающихся
являются деловые игры.

Игра выявляет уровень усвоенных теоретических
знаний обучающихся и даёт им возможность проявить себя в практической
деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию изучаемого
материала. Знание материала является обязательным условием активного участия в
игре. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые
знания и умения в организации массовых мероприятий.

Положительное влияние на личность обучающегося
оказывает также и групповая деятельность.

Для участия в игре требуются углубленные знания
по указанному разделу, общая эрудиция, широкий кругозор, знания, полученные в ходе
освоения материала по разделу.

Роль преподавателя заключается в подготовке игры,
в контроле за работой групп и фиксации результатов работы.

Конспект деловой игры «Разработка программы
массовых праздников»

 

Цель: формирование положительной мотивации к
обучению и повышению интереса к изучению общепрофессиональных и
специальных дисциплин, стимулирование познавательного интереса обучающихся.

Задачи:

1.     
Образовательные: повторение и закрепление учебного материала по дисциплине
«Социально-культурная деятельность», выяснение уровня теоретических знаний и
умений обучающихся.

2.     
Развивающие: развитие
творческого мышления.

3.    
Воспитательные: воспитание
у обучающихся чувства уважения к выбранной профессии,
дисциплинированности, взаимопонимания и взаимопомощи.

Предварительный этап подготовки:

1. Распределение студентов по
командам для участия в игре.

2. Подготовка помещения:
размещение мебели, экрана, проектора, команд.

Тип урока: деловая игра

Форма организации
познавательной деятельности:
работа
в группах.

Время проведения мероприятия: 90 минут.

Оборудование: карточки с заданиями, карточки для фиксации
результатов работы, доска.

План урока:

1.    
Организационный момент.
Сообщение темы и задач мероприятия.

2.    
Знакомство с правилами
игры.

3.    
Основная часть игры.

4.    
Подведение итогов.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент. Сообщение темы и
задач мероприятия.

Добрый день,
уважаемые студенты! Сегодня мы проводим открытый урок среди обучающихся 3курса
заочного отделения специальности «Социально-культурная деятельность». Тема
урока «Социально-культурные технологии».  Форма урока — деловая
игра «Разработка программы массового праздника»

Задания, которые Вам предстоит выполнить, помогут
продемонстрировать Ваши компетенции по пройденному разделу предмета
«Социально-культурная деятельность».

II.
Знакомство с правилами
игры. Представление наблюдателей.

 Для участия в деловой  игре были сформированы
команды: «Заказчики»,  «Исполнители» — 3 группы, «Эксперты».

За ходом игры следят наблюдатели: Бирюкова С.В.,
Кудинова Е.А. преподаватели специальных дисциплин Рязанского колледжа культуры.

Команды выполняют предложенные задания. При этом будет
оцениваться не только оригинальность программ, но и умение членов команды
работать сообща, их взаимопомощь и взаимоподдержка. Игра состоит из 5 этапов.
Победителем станет та команда, которая разработает наиболее приемлемый с точки
зрения «Заказчиков» вариант программы массового праздника. По итогам игры.

       III. Основная часть игры.

Время проведения: 1,5часа (90 минут)

1 этап. «Предварительный» — 15мин.

Аудитория делится на 3 группы в произвольном порядке:

— «Эксперты»;

— «Заказчики»;

— «Исполнители».

Каждая, из групп получает задания и определяет цели
работы.

 «Заказчики» (администрация города (сельского поселения), директор
муниципального культурного центра, Управление образования и молодёжной
политики, Управление культуры муниципального образования и т.д.)

Заказчики должны выработать требования к проведению
праздника – тема праздника, площадки, на которых будет проходить праздник, 
предельно допустимая смета расходов на проведение праздника, выразительные
средства, автотранспорт, удобство перевозки людей) и т.п.

«Заказчик» свои критерии разрабатывает самостоятельно.
Излагает на бумаге в форме пунктов к обязательному выполнению «Исполнителем». 
В ходе работы решает, какой проект праздника наиболее подходит для данной
местности, аргументирует перед «Исполнителем» и группой свой выбор.
Отказывается или соглашается на проведение 1 из вариантов, приводя аргументы
«за» и «против».

«Исполнители» 2 или больше группы по 2-4 человека. Они
разрабатывают самостоятельно, друг от друга без предварительной договорённости
свой вариант одного массового праздника. «Просчитывают» его «стоимость»,
составляют программу проведения праздника. Объясняют, какие ресурсы должны быть
затрачены (людские, материальные и т.д.). Предлагают место проведения в
зависимости от тематики праздника.

«Эксперты» (2-3 человека – в зависимости от количественного
состава группы). Наблюдают за правильностью выполнения задания со стороны.
«Эксперты» не имеют права вмешиваться в ход игры, они – наблюдатели. Все оценки
дают по окончании работы групп. Оценивают деловые качества «Исполнителей» и
«Заказчиков».

2 этап «Рабочий» — 15мин.

Все группы работают над решением своих задач. Каждая
группа все решения и наблюдения записывает на карточках:

1. – требования «Заказчика» к празднику;

— примерная (допустимая) смета расходов на проведение
праздника;

— место проведения праздника.

2. –предложения «Исполнителей» по проведению праздника

— предлагаемая смета расходов (на что требуются
расходы);

— выразительные средства

3. – наблюдения за работой «Заказчика»;

— наблюдения за работой «Исполнителей».

3 этап. «Рынок идей» — 30 мин.

Поочерёдно  каждая группа «Исполнителей» предлагает
свой вариант праздника (пользуясь записями). На изложение идеи и программы
праздника у каждой группы «Исполнителей» — 5минут. Еще 3 минуты на обсуждение
деталей с «Заказчиком».

«Заказчик» имеет право задать каждой группе
«Исполнителей» по 5 вопросов, руководствуясь своими критериями
проведении массового праздника.

Задача «Исполнителей» убедить «Заказчиков», что его
проект самый удачный, и естественно, впишется в систему праздников данного
района.

Задача «Заказчика» как можно больше выяснить о данных
проектах и выбрать один.

4 этап. «Покупка – продажа»
5-10мин.

«Заказчики» осуждают проекты и выбирают наилучший, с
их точки зрения.

На карточках излагают своё решение по поводу каждого
проекта  в формулировке «принять», «отказать».

Например: «Праздник города  (другое название акции)

                    «Исполнитель» — группа №1
(№2,№3..)

Решение:     «принять» («отказать»).

Карточки подать в экспертную группу до момента
публичного оглашения решения «Заказчика».

Поочередно приглашать «Исполнителей» и аргументировано
сообщать о своём решении.

5 этап. Подведение итогов– 10 –
15 минут.

Оценку работе всех групп даёт «Экспертная группа»,
начиная с анализа работы «Исполнителей» (грамотно ли изложена идея праздника,
все ли использованы средства и формы достижения праздничной атмосферы, умение
убедить «Заказчиков» в нужности своего проекта и т.д. Слаженно ли работала
группа, кто лидер в группе и  кто исполнитель.

В работе «Заказчиков» определяются:  умение работать с
«Исполнителем», умение спокойно и доказательно принять проект или отказать,
умение аргументировать свои требования, вежливость в работе с «Исполнителем».

Оценить работу каждого участника по 5-ти бальной
системе (письменно). Каждый эксперт даёт свою оценку участникам игры.

Все документы – карточки передают руководителю игры,
который подводит итоги, делает выводы и оценивает вклад каждого в успешное
развитие игры, руководствуясь своими наблюдениями и оценками экспертной группы.

Приложения

Карточка для фиксации

«Исполнитель» №1

Предложения по проведению праздника: (тема,
название)______________________________________________

Место проведения

Статус праздника

Участники праздника (организации, коллективы)

Площадки праздника

Организаторы

Партнеры праздника, в том числе спонсоры

Смета расходов

Карточка для фиксации

«Исполнитель» №2

Предложения по проведению праздника: (тема, название)______________________________________________

Место проведения

Статус праздника

Участники праздника (организации, коллективы)

Площадки праздника

Организаторы

Партнеры праздника, в том числе спонсоры

Смета расходов

Карточка для фиксации

«Исполнитель» №1

Программа праздника

Карточка для фиксации

«Исполнитель» №2

Программа праздника

Карточка для фиксации

 «Заказчик»

Тема праздника__________________________________

Требования к празднику: форма, выразительные
средства, участники, площадки, длительность и т.д.

Смета расходов

Место проведения праздника

Статус праздника

«Решение Заказчика»

«Исполнитель №1»

Название праздника_____________________________________

Аргументы
«ЗА» и «ПРОТИВ»

«ЗА»

«ПРОТИВ»

Решение:

«Решение Заказчика»

«Исполнитель №2»

Название праздника_____________________________________

Аргументы
«ЗА» и «ПРОТИВ»

«ЗА»

«ПРОТИВ»

Решение:

 «Эксперты»

Правильность выполнения заданий

Рекомендации по проведению массовых мероприятий

Любое учебное заведение имеет как обучающую, так и воспитательную функцию. Воспитательная функция, связанная с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с нахождением своего места среди других людей. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, нужна творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.

Досуг – это период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба), предоставлен самому себе в выборе занятий. Досуговая деятельность осуществляется как часть целого – всей воспитательной работы школы; она тесно связана с организацией здоровья, общения, учения, в частности с участием в культурно-массовых праздниках.

Праздник — это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. Он призван служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, укреплять в них высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы. Праздники несут эмоциональную нагрузку, обеспечивая, при этом, передачу традиций поколений, сближение людей, на основе духовных, эстетических и творческих интересов.

Значение праздников

1. Обеспечение широких возможностей общения, является одним из видов духовного творчества людей.

2. Означает такую организацию досуга, которая основывается не только на восприятии, но и на активном действии.

Массовые праздники – это комплекс культурных и художественных мероприятий, для него характерна масштабность действия, характерен для больших залов, площадей и т.д.

Классификация праздников

1. Типология праздников по социальному критерию государственные, народные и др.

2. Типология по демографическому критерию детские, школьные, студенческие, молодежные, для тех, кому за .. и др.

3. Праздники по видам трудовые- прививающие любовь к профессии, семейные, военно-спортивные, патриотические и др.

Государственные праздники

Эти праздники устанавливаются государственной властью страны и вводятся в праздничный календарь

Народные праздники

В народных праздниках воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений, его вероисповедание, история.

Всю организацию массового мероприятия можно разделить на 4 этапа:

1. Конструирование;

2. Подготовка;

3. Проведение мероприятия;

4. Анализ.

Каждый  этап предусматривает серьезную детальную проработку.

Конструирование мероприятия

Организация мероприятия должна начаться с принятия решения о его проведении. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в его проведении.

После того как решение принято, и до того как о нем узнают будущие участники, организатор должен:

1)Четко поставить цели и задачи;

      Массовые мероприятия должны способствовать:

— созданию условий для становления и проявления индивидуальности ребенка, его творческих способностей.

— расширению общего кругозора и выработке у них практических умений.

— формированию положительных качеств личности

— формированию коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей.

— созданию условий для взаимодействия и сотрудничества организатора и педагогов, повышения их педагогической компетентности.

2) Определить тематику  мероприятия;

3) Определить форму проведения и содержание массового мероприятия в соответствии с возрастом детей, их уровнем развития, психо — физиологическим состоянием на момент проведения мероприятия.

4) Придумать мероприятию яркое название;

5) Разработать правила и условия проведения мероприятия:

— определение участников (команды или индивидуальные участники), их количества;

— продолжительность всего мероприятия и каждого конкурса;

— порядок выдачи заданий (на месте, или предварительно);

— последовательность выступлений (по жребию, по готовности);

— возможность привлечения помощи со стороны взрослых или сверстников;

— время на подготовку задания;

— критерии оценки;

— определение победителя.

6) Определение места и времени проведения мероприятия;

7) Тщательный подбор заданий для участников и возможно болельщиков;

8) Разработка положения о мероприятии

(Положение включает в себя следующие разделы: цели и задачи, организаторы, участники, условия проведения, время и место проведения, критерии оценки, финансирование, подведение итогов)

Подготовка массового мероприятия

На этом этапе работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:

1).Познакомить участников с «Положением» о мероприятии.

Разработать и распространить объявления, приглашения и т. п.;

2).Подготовить  и оформить согласно тематике место проведения мероприятия:

— подготовить атрибуты, декорации;

— подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего;

— заготовить материалы и инструменты, необходимые для проведения заданий;

3).Подготовить музыкальное оформление (музыка, фанфары);

4).Подготовить световое и техническое обеспечение мероприятия (микрофоны, видеопроектор, видеокамеру и т.п.).

5). Заготовить реквизиты (карточки, жетоны, фишки);

6).Подготовить оценочные листы;

7).Пригласить компетентное жюри;  при этом соблюдая некоторые правила:

— никогда не доверять судейство одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7 человек.

— члены жюри должны иметь опыт в деятельности, которую предстоит оценить.

— члены жюри должны знать правила, условия проводимого мероприятия, его задачи и критерии оценки.

8).Подобрать ведущего. Ведущий должен владеть ораторским искусством. Для ведущего важно четко объяснять условия, контролировать процесс  проведения, динамику мероприятия, вовремя фиксировать результаты.

9).Подготовить грамоты, дипломы, призы. Хорошо, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический. Также не нужно забывать и проигравших, их нужно поощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в последующих мероприятиях.

10).Подготовить программу мероприятия и написать сценарий.

11).Проведение репетиции

Порядок проведение массового мероприятия

        Прохождение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешного его проведения и большого воспитательного эффекта.

       При проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующего порядка:

1.Организационный момент (5-7 минут).

Пролог – вступительная часть мероприятия, настраивающая участников на определенное эмоциональное восприятие, это эпиграф ко всему празднику.

 Цель: переключить участников, вызвать интерес и положительные эмоции.

2.Вводная часть (10-15 минут).

Завязка – эпизод, запускающий в движение сюжет мероприятия.

Цель: активизировать детей, расположить их к творческому участию, используя разнообразные средства активизации, задания на смекалку: проблемную беседу, ребус, головоломку и т.д.

3.Основная часть (25 – 30 минут), по времени самая продолжительная.

Развитие действия – смена видов деятельности, смена эпизодов, которые добавляют торжеству все новые и новые краски.

 Цель: реализация основной идеи занятия, требует особой эмоциональной атмосферы. Организатор использует разнообразные методы формирования поведения: упражнения опыты, воспитывающие ситуации, игры, поручения и  т. п.

4.Заключительная часть (10 -15 минут).

Финал – самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод массового мероприятия (коллективное пение, ритуалы посвящения или награждения).

Цель: систематизация детьми полученного опыта.

Приглашенные гости должные быть не только зрителями, а еще и участниками мероприятия, разумно включать средства идейно – эмоционального воздействия (музыку, художественное и техническое оснащение, костюмы, песни, танец и т. д.), они должны быть подчинены идее праздника.

Чередовать различные виды деятельности: соревнование, игру, свободное общение.

Продолжительность мероприятия для среднего школьного возраста не должна превышать полутора часов.

Очень важно, чтобы в мероприятие принимали участие, дети из разных классов, детских объединений, групп так как общение, дружба, забота, сотрудничество сплачивают детей, гуманизируют их отношения, обогащают их социальный опыт, выявляют их индивидуальные способности и помогают ребенку обрести товарищей.

Анализ мероприятия

 Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ.

 В процессе оценочно – аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей участников, комфортность и активность их участия в мероприятии.

 Анализ мероприятия включает в себя следующие пункты:

1.Цель.

2.Кто присутствовал.

3.Кто принимал участие, количество участников.

4.Соответствие мероприятия уровню развития участников.

5.Активность:

— в подготовительный период

— во время проведения мероприятия

6.Какие функции выполняло мероприятия: познавательную, развивающую, воспитательную, организационно – управляющую.

7.Поставленные задачи выполнены или не выполнены.

8.Что удалось, а что следует улучшить?  

Массовое мероприятие играет большую роль в жизни обучающихся, если оно интересно задумано и удачно проведено.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Массажер коралл 2000 отзывы инструкция по применению видео
  • Цистон цена в рязани инструкция по применению
  • Калия йодид 200 инструкция по применению отзывы
  • Капсулы эссливер форте показания к применению инструкция цена
  • Sambucus zinc c инструкция по применению на русском