Руководство мамаева кургана

Контакты

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»
(Музей-заповедник «Сталинградская битва»)

Почтовый адрес: 400005, Россия, Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47

Заказ экскурсий

Музей-панорама «Сталинградская битва» 550-083
Мемориально-исторический музей 550-151 (доб. 1104)
Музей «Память» 386-067   
Мамаев курган 550-151 (доб. 1010)
ФИО Должность Телефон
(код города — 8442)
Электронная
почта
Дементьев
Алексей Владимирович

Директор музея-заповедника

550-151
Приемная

museum@sbitva.ru

Иванюк 
Сергей Александрович

Заместитель директора по научно-музейной
и образовательной деятельности

550-151
Приемная

museum@sbitva.ru

Юрченко
Тимофей Владимирович


Заместитель директора по развитию
550-151
(доб. 1275)

ty@sbitva.ru

Алёхин
Андрей Михайлович

Заместитель директора по техническому обслуживанию

550-151 
Приемная

Кутиков
Александр Владимирович

Заместитель директора по оперативному управлению Мемориальным комплексом «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане»

550-151
(доб. 1001)

Гайдашев
Александр
Валерьевич

Главный хранитель фондов

550-151
Приемная

avg@sbitva.ru

Аргасцева
Светлана Анатольевна
Заведующий отделом
экспозиционно-выставочной работы
550-151
(доб. 1290)

exposa@sbitva.ru

Лытова
Жанна
Юрьевна

Заведующий отделом
«Мемориально-исторический музей»

550-151
(доб. 1101)
migv@sbitva.ru
Хомицевич
Иван Александрович
Заведующий экскурсионно-просветительским отделом 550-151
(доб. 1229)
excurs@sbitva.ru
Вышинская
Ольга Алексеевна
Начальник отдела кадров 550-151
(доб. 1228)
ok@sbitva.ru
Скорченко
Ирина Александровна
Заведующий информационно –
издательским отделом
550-151
(доб. 1210)
info@sbitva.ru
Фирстков
Олег
Юрьевич 
Заведующий отделом
«Музей «Память»
38-60-67 1943@sbitva.ru
Авдюшкин
Андрей Иванович
Заведующий отделом 
поисковой работы
550-151
(доб. 1006)
poisk@sbitva.ru
Уткина 
Алёна
Викторовна

Заведующий отделом специальных проектов 

           

550-151
(доб. 1313)

proekt@sbitva.ru

Гурьянова
Виктория 
Сергеевна
Учёный секретарь 550-151
(доб. 1232) 

usecretary@sbitva.ru 

Приказчикова
Татьяна Александровна
Специалист по связям со СМИ 550-151
(доб. 1227)

pressa@sbitva.ru 

Военно-историческая библиотека

 550-151
(доб. 1306)

     abo@sbitva.ru

Кафе

550-151
(доб. 1216)

 

Алексей Дементьев планирует продолжить обновление музеев и ремонт на Мамаевом кургане

Поделиться

Новым директором музея-заповедника «Сталинградская битва» в Волгограде назначен Алексей Дементьев, восемь лет работавший заместителем Алексея Васина.

— С Алексеем Викторовичем я работал почти сразу после его назначения, — уточнил Алексей Дементьев. — Наверное, сейчас я, действительно, один из тех, кто знает всю проблематику и работу музея-заповедника. Вместе с Алексеем Васиным мы обсуждали и модернизацию залов, и ремонт на Мамаевом кургане. Планов, которые он заложил на будущее, очень много. Надеюсь, что мы сможем их реализовать.

Одним из самых важных вопросов для музея-заповедника Алексей Дементьев называет завершение ремонта знаменитого монумента «Родина-мать зовет!».

— В прошлом году мы провели противоаварийные работы и заменили канаты. Думаю, что с министерством культуры и администрацией Волгоградской области мы вернемся к этому вопросу и в этом году начнем второй этап ремонтно-реставрационных работ, — прокомментировал Алексей Дементьев. — Мы будем продолжать реэкспозицию мемориально-исторического музея у железнодорожного вокзала. Этот вопрос стоял перед нами давно: восемь лет назад мы отремонтировали само здание. Но, к сожалению, тогда денег на обновление экспозиции не хватило. В музее «Память» планируем восстановить комнату, в которой допрашивали фельдмаршала Паулюса.

Планы по модернизации музея-заповедника еще предстоит воплотить в жизнь

Планы по модернизации музея-заповедника еще предстоит воплотить в жизнь

Поделиться

До своего назначения в музее-заповеднике «Сталинградская битва» Алексей Дементьев работал в комитете культуры и в комитете по делам молодежи в администрации Волгограда.

За восемь лет работы в музее-заповеднике Алексей Васин успел сдвинуть с мертвой точки самые неподъемные вопросы. Современное оборудование в экспозиции музея-панорамы «Сталинградская битва», ремонт в мемориально-историческом музее, первая интерактивная комната в музее «Память» и, конечно же, ремонт на Мамаевом кургане — вот лишь малая часть проектов, которые успел воплотить Алексей Васин. Последнее интервью с руководителем большого музейного комплекса читайте на нашем сайте.

Авторский коллектив

Проект разработан авторским коллективом скульпторов и архитекторов под руководством лауреата Ленинской и Государственной премий, народного художника СССР Е. В. Вучетича.

Руководитель инженерной группы — доктор технических наук Никитин Н. В. (автор расчета Останкинской телебашни).

Архитекторы: Белопольский Я. Б., Демин В. А., Лысов Ф. М.

Скульпторы: Алешенко М. С., Матросов В. Е., Майстренко Л. М., Мельник А.Н., Марунов В. А., Новиков Н. C., Tюренков А. А.

Военный консультант — маршал Советского Союза В. И. Чуйков.

Над сооружением памятника-ансамбля постоянно работали около 60 специалистов, не считая рабочих-строителей и солдат Советской Армии.

Евгений Викторович Вучетич

Руководитель проекта, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий.

Родился в городе Екатеринославе (с 1926 — Днепропетровск) на юге Российской империи. Отец Виктор Вучетич, по национальности серб, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна, урождённая Стюарт, имела французские корни. Через какое-то время семья перебралась в Ростов-на-Дону.

С раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступает в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В 1931—1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, позже — в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

По совету архитектора В. А. Щуко, с которым скульптор совместно работал в Ростове-на-Дону (проект Драматического театра им. М. Горького, 1930—1936), Вучетич в 1935 переезжает в Москву, участвует в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

С 1943 года работает военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова (до 1960 года). В стенах студии Вучетич окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздаёт важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко приобретают значение героического символа.

Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста. Брутально-героическая энергия его произведений близка по духу немецкой пластике Третьего рейха.

Вучетич изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Николай Васильевич Никитин

Руководитель инженерной группы, архитектор, заслуженный строитель РСФСР, лауреат Ленинской и Сталинской премий.

Николай Васильевич Никитин родился 2(15) декабря 1907 года в Тобольске. Он окончил строительный факультет Томского технологического института. Был ученым в области железобетонных и металлических конструкций, доктором технических наук, одним из лучших в мире специалистов по высотным сооружениям.

Николай Васильевич участвовал в создании ряда уникальных зданий и сооружений: Московского государственного университета, Дворца культуры и науки в Варшаве, Центрального стадиона в Москве, мемориала В. И. Ленина в Ульяновске и др.

Никитин — автор проекта Останкинской телевизионной башни; о точности, надежности, блестящем инженерном решении ее конструкции говорит то, что башня устояла после разрушительного пожара в сентябре 2000 года.

Николай Васильевич Никитин возглавлял инженерную группу при проектировании и строительстве мемориала на Мамаевом кургане. Этот памятник (особенно — главный монумент) является сложнейшим инженерным сооружением.

Николай Васильевич умер в Москве 3 марта 1973 года.

Василий Иванович Чуйков

Военный консультант проекта, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза.

Василий Иванович Чуйков родился 12 февраля 1900 года в селе Серебряные Пруды под Москвой. Во время Гражданской войны воевал в Красной Армии в 1918–1920 годах, был командиром полка.

Окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, потом — академические курсы при Военной академии механизации и моторизации РККА. В советско-финляндской войне (1939–1940) Чуйков командовал армией. С декабря 1940 по март 1942 года он был военным атташе в Китае.

Во время Великой Отечественной войны Василий Иванович Чуйков с сентября 1942 года и до конца войны командовал 62-й армией, ставшей в апреле 1943 года 8-й гвардейской армией.

После войны он стал заместителем Главнокомандующего Группой Советских войск в Германии, а с марта 1949 года Главнокомандующим этой Группой. В мае 1953 года он был назначен командующим войсками Киевского военного округа, а в 1960 году — Главнокомандующим Сухопутными войсками и заместителем министра обороны. В 1964 году стал начальником Гражданской обороны СССР. С июля 1972 года и до конца жизни Василий Иванович работал в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В послевоенное время Чуйков много раз бывал в Волгограде.

Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза Василий Иванович Чуйков умер в Москве 18 марта 1982 года, согласно завещанию похоронен на Мамаевом кургане.

Яков Борисович Белопольский

Архитектор, заслуженный строитель РСФСР, народный архитектор СССР, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР.

Яков Борисович родился в Киеве 23 апреля (6 мая) 1916 года. Учился в Московском архитектурном институте, потом там же преподавал.

Белопольский участвовал в работах по реконструкции и развитию Москвы, был одним из авторов проектов планировки и застройки Юго-Западного района и Фрунзенской набережной, здания цирка на проспекте Вернадского, библиотек Академии наук СССР и Академии медицинских наук, Университета дружбы народов.

Яков Белопольский совместно с Еегением Вучетичем создал мемориальные памятники советским воинам в Трептов-парке в Берлине и на Мамаевом кургане в Волгограде.

Яков Борисович умер в 1996 году.

Вениамин Алексеевич Дёмин

Архитектор, лауреат Ленинской премии.

Работал в группе скульпторов Е. В. Вучетича, являлся членом авторского коллектива. За участие в работе по созданию комплекса на Мамаевом кургане ему присуждена Ленинская премия.

Вениамин Демин родился 13 октября 1908 года в Улан-Удэ. Окончил Московский архитектурный институт в 1936 году, получил специальность архитектора. С детства он любил рисовать и лепить скульптуры. После демобилизации почти все время работал в скульптурной мастерской Министерства культуры РСФСР форматором-увеличителем, был одним из авторов способа увеличения моделей в 5—10-кратном размере с помощью полярных координат. Вениамин Алексеевич участвовал в Великой Отечественной войне, был награжден орденами и медалями.

Вместе с авторской группой Памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы в 1970 году был удостоен Ленинской премии. Он также является соавтором скульптурной композиции соединения двух фронтов 23 ноября 1942 года у 13-го шлюза Волго-Донского канала, монумента В. И. Ленину у входа в канал в Красноармейском районе Волгограда, монумента Победы — Родины-матери в Киеве. Вениамин Алексеевич умер в 1986 году.

Федор Максимович Лысов

Архитектор, заслуженный архитектор РСФСР, лауреат Ленинской премии.

Федор Максимович Лысов родился в городе Петрограде (Санкт-Петербург) 17 февраля 1917 года. С 1921 года семья жила в Лисичанске (Донбасс). Окончив горный техникум и (экстерном) среднюю школу, Федор Максимович поступил в Харьковский инженерно-строительный институт и окончил его в 1940 году. Он был направлен в Среднюю Азию, где занимался проектированием наземных сооружений угольных шахт в Узбекистане. Во время Великой Отечественной войны Лысов был мобилизован в армию, работал в составе восстановительного поезда по ремонту и строительству мостов и железных дорог, в том числе в прифронтовой полосе (например, на Ладоге, под Ленинградом). В начале 1944 года он тяжело заболел тропической малярией и был откомандирован в Иркутск. С 1945 года Федор Максимович живет в Сталинграде-Волгограде.

Федор Максимович Лысов принимал участие в проектировании многих жилых домов на проспекте имени В. И. Ленина — главной улице Волгограда. Вместе с архитектором Вадимом Ефимовичем Масляевым он разрабатывал архитектурную часть проекта Дома Союзов.

На протяжении почти 10 лет Федор Максимович вместе с Евгением Вучетичем и другими коллегами работал над созданием Памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. За заслуги в проектировании и строительстве мемориального комплекса постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 14 июня 2002 года Федору Максимовичу Лысову было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда».

Федор Максимович умер в 1986 году.

Михаил Степанович Алещенко

Скульптор, член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР, лауреат Ленинской премии.

Михаил Степанович родился 22 августа 1915 в деревне Прокуроровка Бобровского уезда Воронежской губернии. В 1935 году окончил школу Фабрично-заводского училища в посёлке Эртиль ЦЧО. С 1935 г. жил в Москве. Окончил скульптурное отделение Московского института прикладного и декоративного искусства в 1949 году, аспирантуру в 1953-м. Преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище (кандидат искусствоведения, профессор). Участник Великой Отечественной войны. Умер 22 сентября 1981 года.

Среди произведений: композиция «Мальчик с рыбкой» (1949, бронза), «Декрет о земле» (1953, бронза; Орловская картинная галерея), памятник М. В. Ломоносову (1958, Свердловск), А. М. Горькому (1961, Ростов-на-Дону), портреты А. С. Голубкиной (1968, гранит), И. Г. Эренбурга (1969, кремень), Г. М. Коржева (1970, гранит), Пабло Пикассо (1973, гранит) и многие другие.

Матросов Владимир Евгеньевич

Скульптор, член Союза художников СССР, лауреат Ленинской премии.

Владимир Евгеньевич родился 15 октября 1928 года в Ленинграде. Учился в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова в 1946–52 годах. Лауреат Ленинской премии, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Произведения: портреты А. В. Ковалевского (гипс, 1958–59, Музей при Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина, Монино), Я. И. Алксниса, П. И. Баранова, К. В. Маслова (все три — бетон, 1965, Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина, Монино), К. Э. Циолковского, Н. И. Кибальчича, Ф. А. Цандера, С. П. Королева (все четыре — гипс, 1967, Главный штаб ракетных войск); памятник В. И. Ленину в Анадыре (гранит, 1963–67).

Александр Алексеевич Тюренков

Скульптор, лауреат Ленинской премии.

Александр Алексеевич родился 24 апреля 1924 года в Москве. Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова в 1947—53 годах. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Произведения: «Солдат с газетой „Правда“» (гипс, 1953, Музей Революции СССР, Москва), «Год 1919» (гранит, 1958, Музей Вооружённых Сил, Москва), надгробие на могиле К. И. Скрябина (на Новодевичьем кладбище в Москве; камень, 1974).

Новиков Анатолий Семёнович

Скульптор, заслуженный художник РСФСР, лауреат Ленинской премии.

Анатолий Семёнович родился 1 октября 1926 года. Окончил Московский институт прикладного и декоративного искусства в 1952 году. В 1952-54 годах — главный художник Гжельского керамического завода.

Среди станковых произведений — «Л. Н. Толстой» (гипс, 1959), «1941. Проводы на фронт» (гипс, 1962).

Лев Михайлович Майстренко

Скульптор, член Союза художников СССР, лауреат Ленинской премии.

Родился 30 марта 1930 года. Учился во Всероссийской Академии Художеств 1950-1956 гг. Член Союза художников СССР.

Марунов Владимир Александрович

Скульптор, лауреат Ленинской премии.

Родился 25 марта 1925 года. Член Союза художников СССР. Лауреат Ленинской премии. Владимир Александрович умер в 1980 году.

В Волгограде 11 августа на 52-м году жизни скоропостижно скончался директор музея-панорамы «Сталинградская битва», депутат областного Заксобрания Алексей Васин. По сообщениям местных СМИ, причиной смерти стал оторвавшийся тромб.

Алексей Васин – профессиональный военный. Участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе, в том числе в обеих чеченских кампаниях. За время его руководства музеем-панорамой «Сталинградская битва», частью которого является мемориальный комплекс на Мамаевом кургане, была проведена большая работа по благоустройству главной высоты России, а сам музей вошел в тройку лучших в стране.

«Непоправимо рано ушел из жизни боевой офицер, замечательный человек, талантливый руководитель, активный общественный деятель, – написал в своем соболезновании родным Алексея Васина волгоградский губернатор Андрей Бочаров. – Мы навсегда запомним Алексея Викторовича настоящим профессионалом, ярким, неравнодушным, деятельным человеком, который успел многое сделать для Волгоградской области».

Похороны Алексея Васина состоятся завтра, 13 августа, на Дмитровском кладбище Волгограда.

Андрей Серенко 

В России есть немало мемориальных комплексов, посвященных событиям, произошедшим в период Великой Отечественной войны. Одним из важнейших для страны является Мамаев курган в Волгограде, расположенный на месте переломной в истории Второй мировой войны битвы — Сталинградской, которая длилась 200 дней, с сентября 1942 года по январь 1943 года. Ежегодно эту достопримечательность посещает около 2 млн человек. В нашей статье вы узнаете, какие часы работы мемориала на Мамаевом кургане, как туда добраться и что можно посмотреть.

Где находится Мамаев курган

Мамаев курган — возвышенность, расположенная на правом берегу реки Волга в Центральном районе города Волгоград. Высота — 102 м. Известен в стране благодаря историко-мемориальному ансамблю «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовет». На сайте комплекса указан точный адрес Мамаева кургана в Волгограде— это проспект В. И. Ленина, что напротив Волгоградской государственной академии физической культуры.

Мемориальный ансамбль «Героям Сталинградской битвы» и еще три музея Волгограда входят в музей-заповедник «Сталинградская битва»:

  • Музей-панорама «Сталинградская битва». Расположен, по данным официального сайта музея Мамаева кургана в Волгограде, на улице им. маршала Чуйкова, 47.
  • Мемориально-исторический музей. Найти его можно по улице Гоголя, 10, на Привокзальной площади.
  • Музей «Память» в Центральном районе города, на площади Павших Борцов, 2 (подвал ЦУМа).

ЭТО ИНТЕРЕСНО! В средние века (во времена Золотой Орды) на территории современного мемориального комплекса располагались сторожевые дозоры. Существует легенда, что Мамай (полководец, владел частью Орды, включающей Крымский полуостров) похоронен в гробнице под возвышенностью в золотых доспехах. Это косвенно подтверждается раскопками, которые часто проводились на этой территории в Волгограде. Однако гробницу так и не нашли.

Как добраться до мемориального комплекса

Добраться до мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде можно следующими способами:

  • на автомобиле;
  • на общественном транспорте.

Доехать любым видом транспорта не составит труда. Из центра к комплексу в Волгограде ехать около 10–15 минут.

Личным транспортом

Добраться можно на автомобиле. Только будьте внимательны — по ряду улиц, прилегающих к комплексу, как утверждает официальный сайт мемориала на Мамаевом кургане, находятся дорожные знаки, запрещающие стоянку авто. Лучше машину оставить на парковке возле ТРЦ (Europa City Mall, «Мармелад») в Волгограде в нескольких минутах ходьбы от мемориального комплекса.

Общественным транспортом

К мемориальному ансамблю «Героям Сталинградской битвы» в Волгограде курсируют (до остановки «Мамаев курган»):

  • скоростной трамвай, троллейбусы маршрутов № 9, № 10а, № 12;
  • автобусы № 20, № 21, № 25, № 59, № 95;
  • маршрутки № 3, № 3с.

Стоимость проезда составляет 20 рублей.

История создания памятника-ансамбля на Мамаевом кургане

Сразу после окончания Великой Отечественной войны Городской комитет обороны подал идею создать памятник-ансамбль как символ победы над фашистской Германией. Однако все силы были брошены на восстановление города Волгоград, пострадавшего после боевых действий. Возведение монументального комплекса отложили на потом.

В 1958 году руководство города принимает решение о запуске строительства, через год начинается возведение памятника. В течение 1945–1955 гг. проводился конкурс на проект «Мамаев курган». В итоге автором проекта стал скульптор-монументалист Е. В. Вучетич (известный композициями «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине и «Родина-мать» в Киеве), а архитектором мемориала на Мамаевом кургане был выбран Я. Б. Белопольский, который также получил награду за архитектурный проект Мемориала в Трептов-парке (Берлин).
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Музей-заповедник «Сталинградская битва» берет свою историю еще с 30-х годов ХХ века, был открыт на месте Музея обороны Царицына им. Сталина. В 1962 году через преодоление последствий культа личности Сталина и переименование Сталинграда в Волгоград сменил название на Волгоградский государственный музей обороны. Через 20 лет был перестроен в музей-панораму «Сталинградская битва».

Объекты мемориального комплекса на Мамаевом кургане

В состав мемориального комплекса в Волгограде входит несколько крупных и средних скульптур, композиций, площадей и прочих архитектурных сооружений. Добраться до вершины достопримечательности можно по ступенькам (200 штук), каждая из которых символизирует 1 день Сталинградской битвы.

Вводная композиция-горельеф «Память поколений». Сюда кладут цветы, венки, почитая память павших в бою с фашистами. За достопримечательностью находятся гранитные тумбы, в которых заложены капсулы с землей, привезенной из других городов-героев России.

Аллея пирамидальных тополей. Представляет собой панорамную площадку в мемориальном комплексе протяженностью 223 м, шириной — 10 м, откуда прекрасно видны все объекты Мамаева кургана.

Площадь стоявших насмерть. Главная композиция площади — скульптура воина, в чертах лица которого можно увидеть маршала Василия Чуйкова, с автоматом в одной руке и гранатой — в другой.

Площадь Героев. Состоит из бассейна как символа победы добра над злом и 6 скульптур высотой 6 м:

  • «Санитарка»;
  • «Командир»;
  • «Моряк»;
  • «Выстояв, мы победили смерть»;
  • «Крах фашизма»;
  • «Знаменосец».

Стены-руины. Горельеф протяженностью 46 м, высотой — 17,5 м. С левой стороны высечены клятвы жителей Сталинграда, с правой — изображена битва, где можно разглядеть фигуры солдат, военной техники. Во время посещения достопримечательности гостей сопровождают звуковые композиции.

Монументальный рельеф. Стена с изображением хроники событий, произошедших во время Сталинградской битвы.

Зал воинской славы. Здание высотой 13,5 м. По периметру свисают 34 знамени, на которых вышиты имена 7200 павших в сражениях на Мамаевом кургане. В центре расположена гигантская рука, держащая огонь Вечной славы. Каждый час с 9 утра до 7–8 вечера происходит смена караула.

Площадь скорби. В центре площади расположена скульптура «Скорбь матери» как память о плачевных событиях, произошедших во время ВОВ.

«Родина-мать зовет». Самый известный объект комплекса в Волгограде. Это самая высокая нерелигиозная скульптура в мире. Представляет собой фигуру женщины высотой 52 м (с постаментом — 87 м).

Посещение Мамаева кургана: экскурсии, самостоятельно

Мемориальный ансамбль «Героям Сталинградской битвы» в Волгограде можно посещать круглосуточно, ведь он расположен под открытым небом.
А вот график работы музеев в Волгограде следующий:

  • музей панорама «Сталинградская битва»: со вторника по пятницу — с 10:00 до 18:00, в субботу — с 10:00 до 20:00, выходной — понедельник;
  • мемориально-исторический музей — с 10:00 до 18:00, выходной — понедельник;
  • музей «Память» — с 10:00 до 18:00, выходной — понедельник.

Чтобы вовремя попасть в выставочные залы, смотрите режим работы мемориала на Мамаевом кургане на официальном сайте комплекса или при входе в здания музеев в Волгограде.
Посещать основные объекты мемориального комплекса вы можете самостоятельно или в составе экскурсионных групп. На веб-странице мемориального комплекса указаны экскурсии по Мамаеву кургану в Волгограде и цены на них для граждан РФ, иностранцев. В 2021 году стоимость посещения следующая:

  • самостоятельное посещение — бесплатно;
  • индивидуальное экскурсионное обслуживание для 1 человека — от 300 рублей;
  • экскурсионное обслуживание группы до 5 человек — от 1500 рублей (на всех участников).

Предоставляются скидки для учащихся в размере 50–100% от стоимость экскурсии.

Заказывать экскурсионное сопровождение в комплексе стоит заранее. Это можно сделать по телефону музея-заповедника в Волгограде. Найти контакты можно, зайдя на официальный сайт мемориального комплекса на Мамаевом кургане и выбрав раздел «Посетители» — «Заказать экскурсию». Заказы принимаются с 09:00 до 17:00. Проводятся экскурсионные программы в комплексе с 09:00 до 15:30.

Контакты

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»
(Музей-заповедник «Сталинградская битва»)

Почтовый адрес: 400005, Россия, Волгоград, ул. им. маршала Чуйкова, 47

Приёмная

(8442) 55-01-51

museum@sbitva.ru

Музей-панорама «Сталинградская битва» (заказ экскурсий)

(8442) 55-00-83

excurs@sbitva.ru

Мемориально-исторический музей (заказ экскурсий)

(8442) 550-151 
(доб. 1104)

migv@sbitva.ru

Музей «Память» (заказ экскурсий)

(8442) 386-067    

1943@sbitva.ru

Мамаев курган (заказ экскурсий)

(8442) 550-151 
(доб. 1010)

excurs@sbitva.ru

Отдел поисковой работы

(8442) 550-151
(доб. 1006)

poisk@sbitva.ru

Военно-историческая библиотека

(8442) 550-151
(доб. 1306)

abo@sbitva.ru

Кафе

(8442) 550-151
(доб. 1216)

Авторский коллектив

Проект разработан авторским коллективом скульпторов и архитекторов под руководством лауреата Ленинской и Государственной премий, народного художника СССР Е. В. Вучетича.

Руководитель инженерной группы — доктор технических наук Никитин Н. В. (автор расчета Останкинской телебашни).

Архитекторы: Белопольский Я. Б., Демин В. А., Лысов Ф. М.

Скульпторы: Алешенко М. С., Матросов В. Е., Майстренко Л. М., Мельник А.Н., Марунов В. А., Новиков Н. C., Tюренков А. А.

Военный консультант — маршал Советского Союза В. И. Чуйков.

Над сооружением памятника-ансамбля постоянно работали около 60 специалистов, не считая рабочих-строителей и солдат Советской Армии.

Евгений Викторович Вучетич

Руководитель проекта, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий.

Родился в городе Екатеринославе (с 1926 — Днепропетровск) на юге Российской империи. Отец Виктор Вучетич, по национальности серб, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна, урождённая Стюарт, имела французские корни. Через какое-то время семья перебралась в Ростов-на-Дону.

С раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступает в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В 1931—1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, позже — в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

По совету архитектора В. А. Щуко, с которым скульптор совместно работал в Ростове-на-Дону (проект Драматического театра им. М. Горького, 1930—1936), Вучетич в 1935 переезжает в Москву, участвует в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

С 1943 года работает военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова (до 1960 года). В стенах студии Вучетич окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздаёт важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко приобретают значение героического символа.

Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста. Брутально-героическая энергия его произведений близка по духу немецкой пластике Третьего рейха.

Вучетич изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Николай Васильевич Никитин

Руководитель инженерной группы, архитектор, заслуженный строитель РСФСР, лауреат Ленинской и Сталинской премий.

Николай Васильевич Никитин родился 2(15) декабря 1907 года в Тобольске. Он окончил строительный факультет Томского технологического института. Был ученым в области железобетонных и металлических конструкций, доктором технических наук, одним из лучших в мире специалистов по высотным сооружениям.

Николай Васильевич участвовал в создании ряда уникальных зданий и сооружений: Московского государственного университета, Дворца культуры и науки в Варшаве, Центрального стадиона в Москве, мемориала В. И. Ленина в Ульяновске и др.

Никитин — автор проекта Останкинской телевизионной башни; о точности, надежности, блестящем инженерном решении ее конструкции говорит то, что башня устояла после разрушительного пожара в сентябре 2000 года.

Николай Васильевич Никитин возглавлял инженерную группу при проектировании и строительстве мемориала на Мамаевом кургане. Этот памятник (особенно — главный монумент) является сложнейшим инженерным сооружением.

Николай Васильевич умер в Москве 3 марта 1973 года.

Василий Иванович Чуйков

Военный консультант проекта, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза.

Василий Иванович Чуйков родился 12 февраля 1900 года в селе Серебряные Пруды под Москвой. Во время Гражданской войны воевал в Красной Армии в 1918–1920 годах, был командиром полка.

Окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, потом — академические курсы при Военной академии механизации и моторизации РККА. В советско-финляндской войне (1939–1940) Чуйков командовал армией. С декабря 1940 по март 1942 года он был военным атташе в Китае.

Во время Великой Отечественной войны Василий Иванович Чуйков с сентября 1942 года и до конца войны командовал 62-й армией, ставшей в апреле 1943 года 8-й гвардейской армией.

После войны он стал заместителем Главнокомандующего Группой Советских войск в Германии, а с марта 1949 года Главнокомандующим этой Группой. В мае 1953 года он был назначен командующим войсками Киевского военного округа, а в 1960 году — Главнокомандующим Сухопутными войсками и заместителем министра обороны. В 1964 году стал начальником Гражданской обороны СССР. С июля 1972 года и до конца жизни Василий Иванович работал в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В послевоенное время Чуйков много раз бывал в Волгограде.

Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза Василий Иванович Чуйков умер в Москве 18 марта 1982 года, согласно завещанию похоронен на Мамаевом кургане.

Яков Борисович Белопольский

Архитектор, заслуженный строитель РСФСР, народный архитектор СССР, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР.

Яков Борисович родился в Киеве 23 апреля (6 мая) 1916 года. Учился в Московском архитектурном институте, потом там же преподавал.

Белопольский участвовал в работах по реконструкции и развитию Москвы, был одним из авторов проектов планировки и застройки Юго-Западного района и Фрунзенской набережной, здания цирка на проспекте Вернадского, библиотек Академии наук СССР и Академии медицинских наук, Университета дружбы народов.

Яков Белопольский совместно с Еегением Вучетичем создал мемориальные памятники советским воинам в Трептов-парке в Берлине и на Мамаевом кургане в Волгограде.

Яков Борисович умер в 1996 году.

Вениамин Алексеевич Дёмин

Архитектор, лауреат Ленинской премии.

Работал в группе скульпторов Е. В. Вучетича, являлся членом авторского коллектива. За участие в работе по созданию комплекса на Мамаевом кургане ему присуждена Ленинская премия.

Вениамин Демин родился 13 октября 1908 года в Улан-Удэ. Окончил Московский архитектурный институт в 1936 году, получил специальность архитектора. С детства он любил рисовать и лепить скульптуры. После демобилизации почти все время работал в скульптурной мастерской Министерства культуры РСФСР форматором-увеличителем, был одним из авторов способа увеличения моделей в 5—10-кратном размере с помощью полярных координат. Вениамин Алексеевич участвовал в Великой Отечественной войне, был награжден орденами и медалями.

Вместе с авторской группой Памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы в 1970 году был удостоен Ленинской премии. Он также является соавтором скульптурной композиции соединения двух фронтов 23 ноября 1942 года у 13-го шлюза Волго-Донского канала, монумента В. И. Ленину у входа в канал в Красноармейском районе Волгограда, монумента Победы — Родины-матери в Киеве. Вениамин Алексеевич умер в 1986 году.

Федор Максимович Лысов

Архитектор, заслуженный архитектор РСФСР, лауреат Ленинской премии.

Федор Максимович Лысов родился в городе Петрограде (Санкт-Петербург) 17 февраля 1917 года. С 1921 года семья жила в Лисичанске (Донбасс). Окончив горный техникум и (экстерном) среднюю школу, Федор Максимович поступил в Харьковский инженерно-строительный институт и окончил его в 1940 году. Он был направлен в Среднюю Азию, где занимался проектированием наземных сооружений угольных шахт в Узбекистане. Во время Великой Отечественной войны Лысов был мобилизован в армию, работал в составе восстановительного поезда по ремонту и строительству мостов и железных дорог, в том числе в прифронтовой полосе (например, на Ладоге, под Ленинградом). В начале 1944 года он тяжело заболел тропической малярией и был откомандирован в Иркутск. С 1945 года Федор Максимович живет в Сталинграде-Волгограде.

Федор Максимович Лысов принимал участие в проектировании многих жилых домов на проспекте имени В. И. Ленина — главной улице Волгограда. Вместе с архитектором Вадимом Ефимовичем Масляевым он разрабатывал архитектурную часть проекта Дома Союзов.

На протяжении почти 10 лет Федор Максимович вместе с Евгением Вучетичем и другими коллегами работал над созданием Памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. За заслуги в проектировании и строительстве мемориального комплекса постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 14 июня 2002 года Федору Максимовичу Лысову было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда».

Федор Максимович умер в 1986 году.

Михаил Степанович Алещенко

Скульптор, член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР, лауреат Ленинской премии.

Михаил Степанович родился 22 августа 1915 в деревне Прокуроровка Бобровского уезда Воронежской губернии. В 1935 году окончил школу Фабрично-заводского училища в посёлке Эртиль ЦЧО. С 1935 г. жил в Москве. Окончил скульптурное отделение Московского института прикладного и декоративного искусства в 1949 году, аспирантуру в 1953-м. Преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище (кандидат искусствоведения, профессор). Участник Великой Отечественной войны. Умер 22 сентября 1981 года.

Среди произведений: композиция «Мальчик с рыбкой» (1949, бронза), «Декрет о земле» (1953, бронза; Орловская картинная галерея), памятник М. В. Ломоносову (1958, Свердловск), А. М. Горькому (1961, Ростов-на-Дону), портреты А. С. Голубкиной (1968, гранит), И. Г. Эренбурга (1969, кремень), Г. М. Коржева (1970, гранит), Пабло Пикассо (1973, гранит) и многие другие.

Матросов Владимир Евгеньевич

Скульптор, член Союза художников СССР, лауреат Ленинской премии.

Владимир Евгеньевич родился 15 октября 1928 года в Ленинграде. Учился в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова в 1946–52 годах. Лауреат Ленинской премии, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Произведения: портреты А. В. Ковалевского (гипс, 1958–59, Музей при Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина, Монино), Я. И. Алксниса, П. И. Баранова, К. В. Маслова (все три — бетон, 1965, Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина, Монино), К. Э. Циолковского, Н. И. Кибальчича, Ф. А. Цандера, С. П. Королева (все четыре — гипс, 1967, Главный штаб ракетных войск); памятник В. И. Ленину в Анадыре (гранит, 1963–67).

Александр Алексеевич Тюренков

Скульптор, лауреат Ленинской премии.

Александр Алексеевич родился 24 апреля 1924 года в Москве. Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова в 1947—53 годах. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Произведения: «Солдат с газетой „Правда“» (гипс, 1953, Музей Революции СССР, Москва), «Год 1919» (гранит, 1958, Музей Вооружённых Сил, Москва), надгробие на могиле К. И. Скрябина (на Новодевичьем кладбище в Москве; камень, 1974).

Новиков Анатолий Семёнович

Скульптор, заслуженный художник РСФСР, лауреат Ленинской премии.

Анатолий Семёнович родился 1 октября 1926 года. Окончил Московский институт прикладного и декоративного искусства в 1952 году. В 1952-54 годах — главный художник Гжельского керамического завода.

Среди станковых произведений — «Л. Н. Толстой» (гипс, 1959), «1941. Проводы на фронт» (гипс, 1962).

Лев Михайлович Майстренко

Скульптор, член Союза художников СССР, лауреат Ленинской премии.

Родился 30 марта 1930 года. Учился во Всероссийской Академии Художеств 1950-1956 гг. Член Союза художников СССР.

Марунов Владимир Александрович

Скульптор, лауреат Ленинской премии.

Родился 25 марта 1925 года. Член Союза художников СССР. Лауреат Ленинской премии. Владимир Александрович умер в 1980 году.

Военно-историческая реконструкция развернулась на южном склоне Мамаева кургана

Поделиться

В Волгограде в субботу, 23 сентября, показали военно-историческую реконструкцию «Соединение фронтов. Второй штурм Сталинграда» на южном склоне Мамаева кургана. Более 100 реконструкторов приехали в Волгоград, чтобы воссоздать события тех лет. Как это было — смотрите в фоторепортаже.

Еще чуть-чуть и видео загрузится

Видео: Музей-заповедник «Сталинградская битва»

Для реконструкции пригнали даже легкий танк Pz.Kpfw.38

Для реконструкции пригнали даже легкий танк Pz.Kpfw.38

Фото: Константин Завриков

Поделиться

Организатором мероприятия выступили клуб «Сталинград Армия Дон» при поддержке федерального агентства по делам молодежи и музея-заповедника «Сталинградская битва». По словам руководителя региональной общественной организации «Сталинград Армия Дон» Павла Молоденкова, подобные мероприятия необходимы и полезны для подрастающего поколения, особенно в нынешней политической обстановке.

В реконструкции приняли участие более 100 участников из Астраханской, Тамбовской, Ростовской, Волгоградской областей

В реконструкции приняли участие более 100 участников из Астраханской, Тамбовской, Ростовской, Волгоградской областей

Фото: Константин Завриков

Поделиться

— В эти даты немецкие войска полностью захватили Мамаев курган, но тем самым обрекли себя на полное окружение советскими войсками. Здесь, на Мамаевом кургане, на этом мероприятии первый раз будет показана реплика немецкого танка Pz.Kpfw.38. Общее количество техники — 10 единиц. Мы всё сделаем на высшем уровне, — рассказывает Павел.

Организаторы уверяли, что все будет на высшем уровне. Даже меры безопасности

Организаторы уверяли, что все будет на высшем уровне. Даже меры безопасности

Фото: Константин Завриков

Поделиться

Организаторы мероприятия отказались говорить о том, сколько финансов было потрачено на реконструкцию.

Взрывы, пыль и дым смотрелись чрезвычайно эффектно

Взрывы, пыль и дым смотрелись чрезвычайно эффектно

Фото: Константин Завриков

Поделиться

— Реконструкцию организовали на деньги Росмолодежи, аграрного университета. Мероприятие такого уровня на свои собственные деньги сделать невозможно. Сколько потрачено? Я вам не скажу, сколько на это потрачено. Даже если бы знал, всё равно бы не сказал, — отрезал Павел Молоденков.

Вспышки дыма и огня напугали жителей Волгограда

Вспышки дыма и огня напугали жителей Волгограда

Фото: Константин Завриков

Поделиться

В ответ на вопрос журналистов: «Нужны ли такие мероприятия людям во время СВО?» Павел решил переложить ответственность на участника спецоперации, который недавно вернулся с линии соприкосновения.

Горожане жаловались, что весь экшн был далеко от зрителей

Горожане жаловались, что весь экшн был далеко от зрителей

Фото: Константин Завриков

Поделиться

— А можно другой человек ответит на этот вопрос? Михаил, подойди, пожалуйста. Вот человек буквально три месяца назад вернулся из зоны СВО. Вот задайте ему этот вопрос: «Нужно ли проводить такие мероприятия или нет?» — спрашивает Павел.

Те, кто участвовал в боевых действиях, уверен — такие реконструкции крайне необходимы

Те, кто участвовал в боевых действиях, уверен — такие реконструкции крайне необходимы

Фото: Константин Завриков

Поделиться

Михаил отказался назвать свою фамилию и был немногословен, однако он убежден, что такого рода мероприятия должны увидеть как можно больше людей.

Реконструкция длилась меньше часа

Реконструкция длилась меньше часа

Фото: Константин Завриков

Поделиться

— Это обязательно нужно проводить. Надо. Мы живем в воюющей стране, выступаем мы против нацизма. Я лично видел флаги со свастикой в Марьинке, — рассказывает Михаил. — 11 апреля я получил ранение в Марьинке. На СВО ровно год пробыл. 4 апреля справил годовщину, а 11 апреля меня ранили. С этого момента — по госпиталям. Ранение тяжелое, чуть ногу не оторвало. Это надо показывать людям. Волгоград — мой родной город, и я горжусь тем, что сегодня именно здесь мы сможем увидеть событиях тех лет.

Пушка — тоже подлинная. Даже стреляет

Пушка — тоже подлинная. Даже стреляет

Фото: Константин Завриков

Поделиться

По мнению активиста военно-исторического клуба «Сталинград Армия Дон» Александра Бондаренко, если его призовут на СВО, то он пойдет в зону боевых действий. По его словам, сейчас он приносит больше пользы здесь, в Волгограде.

Чтобы скрыться от жары, зрители укрывались платками, рюкзаками, а кто-то — газетами

Чтобы скрыться от жары, зрители укрывались платками, рюкзаками, а кто-то — газетами

Фото: Константин Завриков

Поделиться

— Это мероприятие — дань памяти тем, кто здесь воевал, и тем, кто здесь тогда погиб. Знаете, если кто-то из молодых ребят захочет связать свою жизнь с военной службой, это значит, что уже не зря мы это сделали, — считает Александр. — Я тоже в свое время повоевал. Аргунское ущелье, с 2000 по 2002 год. Если я снова понадоблюсь, меня призовут. Тот, кто задает вопрос: «Почему вы здесь, а не там?», должен представлять, что там тогда было. Здесь много тех, кто был в 2014 году там добровольцем. Сейчас армия считает, что мы там не нужны. Здесь мы приносим больше пользы. Многие работают в силовых структурах, на оборонных предприятиях, — рассказывает Александр.

Появившийся на горизонте танк вызвал бурю эмоций у маленьких зрителей

Появившийся на горизонте танк вызвал бурю эмоций у маленьких зрителей

Фото: Константин Завриков

Поделиться

Многие жители Волгограда разочаровались в реконструкции, сказав, что в прошлые разы было лучше, а кто-то даже испугался взрывов и дыма, написав в редакцию с просьбой разобраться, что там происходит.

Кому-то не понравилось, кто-то просто испугался взрывов и огня

Кому-то не понравилось, кто-то просто испугался взрывов и огня

Фото: Константин Завриков

Поделиться

— Мы в том году в Ахтубе на реконструкции были, нам она больше понравилась, чем эта. Там и техники больше было, и расстояние было не такое большое, как сегодня. Мы еле разглядели, что там происходит. Масштаб не впечатлил. Еще и трава сухая горела. Небезопасно же, тем более жара такая. Хорошо, что хотя бы ветра не было, — рассказывают зрители.

По мнению зрителей, сотрудник МЧС лучше всех справился со своей задачей

По мнению зрителей, сотрудник МЧС лучше всех справился со своей задачей

Фото: Констанин Завриков

Поделиться

— Вот на мой взгляд как обычного зрителя, лучше всех на этой реконструкции выполнял свою роль и безупречно действовал по сценарию реконструктор Мулдашев, который играл сотрудника МЧС, — рассказывает волгоградец. — Во-первых, его было лучше всех видно. Во-вторых, он был при деле, и почти каждое его движение было понятным и логичным. А в-третьих, по сценарию его действия были срежиссированы на отлично: он появился сразу после начала пожара, дождался, пока пламя хорошо разгорится, и своими действиями держал зрителя в постоянном напряжении — кто победит в этой рукопашной схватке: огонь или реконструктор Мулдашев? Кроме того, он показал мастерство владения разными видами оружия — огнетушителем, лопатой и огромной мухобойкой-пламясбивалкой. Итого: Мулдашев — лучший!

Тушить вручную гораздо проще

Тушить вручную гораздо проще

Фото: Константин Завриков

Поделиться

Мы победили!

Мы победили!

Фото: Константин Завриков

Поделиться

Мамаев курган и "Родина-мать зовет!"

Пройдут годы и десятилетия, нас сменят новые поколения. Но сюда, к подножию величественного монумента Победы будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни (надпись на плите при входе на Мамаев курган)

Главная высота России, где решалась судьба русской цивилизации. Место, где в течение 200 дней шел непрерывный бой. Восемь раз противнику удавалось ворваться на курган, и восемь раз Красная Армия отбивала назад стратегически важную позицию. Высота «102,0» на правом берегу Волги стала переломной точкой в истории Второй мировой войны. Здесь состоялась величайшая из битв в истории Человечества. Здесь стояли насмерть советские солдаты. Здесь определялось будущее этого мира. Здесь в братских могилах покоятся останки свыше 34 тысяч солдат и офицеров РККА.

Предлагаю читателям совершить обзорную экскурсию на Мамаев курган, где полвека назад под руководством Е. Вучетича был воздвигнут грандиозный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», более известный в народе, как «Родина-мать зовет!». Знаковое место, ставшее одним из символов Великой Победы.

Обзор будет представлять компиляцию из фотоматериалов нескольких посещений Мамаева кургана – читатель получит возможность посмотреть, как выглядит это место днем и ночью, в праздник и будничные дни. Даже в самое обычное пасмурное утро комплекс посещают толпы людей – довольно сложно выбрать правильный ракурс, чтобы в кадре не оказался посторонний человек.

Историко-мемориальный комплекс расположен непосредственно в городской черте, в центральной части Сталинграда. Популярность «Родины-матери» чрезвычайно высока – автомобильная парковка Мамаева кургана удивляет разнообразием номеров всех регионов России. Действительно, здесь есть на что посмотреть – главная скульптура «Родина-мать зовет!» превышает по высоте в два раза американскую «Статую свободы» (85 против 46 метров).

Входная площадь. Мы стоим спиной к Волге, лицом к Кургану – враг наступал именно с этого направления. На пути к главному монументу нужно преодолеть 200 гранитных ступеней – по числу дней Сталинградской битвы (не считая наклонных пандусов и взмывающих ввысь аллей). Поднявшись по первой группе ступеней, попадаем на Аллею пирамидальных тополей.

Под аллеей, у подножия кургана, проложена железнодорожная ветка – каждый уралец или сибиряк на пути к Черному морю непременно проезжает мимо «Родины-матери». К празднику 9 Мая путь к памятнику украшают десятки красных флагов, что придает месту особую торжественность.

С Аллеи пирамидальных тополей, поднявшись вверх на 6 метров по трехмаршевой лестнице, попадаем на легендарную площадь «Стоявших насмерть!». Лицо фигуры солдата с занесенной над головой гранатой принадлежит маршалу В.И. Чуйкову – командующему 62-й армией, человеку, кто непосредственно руководил обороной Сталинграда. Одно из самых фотогеничных мест на Мамаевом кургане, неотъемлемый атрибут всех наборов открыток с видом города.

Наш путь лежит наверх – по крутым гранитным ступеням поднимаемся поближе к небу. По обеим сторонам лестницы взметнулись гигантские стены-руины с барельефами, изображающими защитников города. Здесь днем и ночью, в жару и вьюгу, мощные репродукторы транслируют хронику военных лет: сообщения Совинформбюро, прерываемые треском пулеметных очередей и воем авиационных моторов. Периодически играют песни военных лет.

…Под Сталинградом идут жестокие бои, наша армия отражает многочисленные атаки противника…

Впечатляет.

Новая «локация». Площадь Героев с шестью скульптурными группами.
Большую часть площади занимает прямоугольный бассейн в гранитных берегах. Ввиду участившихся случаев кощунственного поведения посетителей, не вздумайте осквернять монумент, ползая по колено в воде, и подбирать со дна многочисленные монеты – последует немедленная кара со стороны стражей правопорядка. Никогда не нарушайте покой павших солдат. Ведите себя достойно – на Мамаевом кургане на каждом шагу установлены камеры видеонаблюдения.

По правую сторону бассейна стоят шесть массивных скульптурных композиций защитников города. В основе всех работ – контраст стоящих и поверженных фигур. Боевой товарищ мертв, и моряк, подхватив последнюю связку гранат, бросается навстречу врагу. Знаменосец убит, но знамя подхватили крепкие руки другого бойца. Медсестра с раненым на плечах…на место павших встают новые ряды бойцов. Выстояв, мы победим! Особенно символичная крайняя, шестая по счету скульптура: солдаты скрутили и выбросили на свалку мировой истории фашистскую гидру.

В этом месте всегда удивительно тихо. Стихает ветер и в гладком зеркале бассейна отражается небо. Уже ничто не потревожит покой мертвых. Уснувшие герои вечно смотрят свои березовые сны.

Железный ветер бил в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?

Кончается площадь и перед нами встает непроходимая стена. На барельефе – гранитная армия победителей. Под ногами у советских солдат серая масса пленных немцев. Фашистские вояки хотели увидеть Волгу? Красная Армия дала им такую возможность.

Дальнейший путь лежит под землей, мы вступаем в царство мертвых. За поворотом мрачного туннеля – вход в Зал Воинской Славы.

Почетный караул. Рука, держащая факел Вечного огня… Но что это? На стенах пантеона тридцать четыре огромных мозаичных панно от пола до потолка. На каждом, в два ряда, тянется бесконечный список имен павших героев. В страхе поворачиваешься назад – и снова имена, имена, имена… А над ними, на потолке – звездное скопление военных орденов.

Зал Славы венчает гвардейская лента: Мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной

Мамаев курган – одно из немногих мест в России, где постоянно несет вахту Почетный караул. Пост у Вечного огня и еще один, на выходе из пантеона. Выправка, стать, осанка – все по высшему разряду. Всякий раз смена Почетного караула вызывает невероятный ажиотаж среди посетителей – солдаты маршируют, четко печатая шаг, через половину кургана.

К сожалению, точное время и периодичность смены караула установить не удалось (по собственным ощущениям – порядка 40 минут). Обычно за время экскурсии на Мамаев курган (пара-тройка часов минимум) можно неоднократно наблюдать это захватывающее священнодействие.

Поднявшись по спирали пандуса, мы покидаем Зал Воинской Славы и попадаем на новый уровень — Площадь скорби. Грустное это место. Тихий пруд, плакучие ивы. Фигура матери, склонившаяся над погибшим сыном.
В передней части Площади скорби, откуда открывается захватывающий вид на нижние уровни кургана, покоится маршал Василий Иванович Чуйков. Единственный советский маршал, завещавший похоронить себя не в Москве, а в братской могиле, рядом со своими солдатами, в городе, который он когда-то отстоял.

Серпантин аллей взмывает ввысь, туда, где в солнечных лучах сверкает фигура «Родина-мать зовет!». Под зелеными лужайками холма покоятся братские могилы советских солдат. Длинный ряд памятных гранитных плит. Герою Советского Союза сержанту Абдирову Нуркену. Вечная слава! Герою Советского Союза капитану Баранову Михаилу Дмитриевичу. Вечная слава!

Мы приближаемся.

Самая страшная надпись. Ей было всего 18…

Еще один поворот аллеи – и мы на вершине кургана! Здесь взметнулась исполинская фигура «Родина-мать зовет!» — современная интерпретация античной богини победы Ники, что призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу и продолжить дальнейшее наступление.

Одно из Семи чудес России. 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций покоятся на 16 метровом фундаменте, утопленном в вершине холма. Масса плит фундамента и подкреплений — 16 000 тонн. Объем подготовительных земляных работ, необходимых для установки уникальной скульптуры – 1 млн. кубических метров.

Толщина железобетонных стенок статуи не превышает 25-30 сантиметров – каркас «Родины-матери» представляет собой сложную ячеистую структуру, сваренную из уголковой стали (размеры ячеек 3 х 3 х 4 метра). Необходимая жесткость конструкции обеспечивается 99 натянутыми стальными тросами.

Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру – избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое (28 м), с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.

Внутри «Родины-матери» предусмотрены лестницы, позволяющие подняться по всей высоте и проникнуть в любую часть внутреннего объёма статуи, включая голову, руки и шарфы. Через лаз в правой руке можно проникнуть даже в полость меча и подняться по стремянке по всей его длине.

Секретная дверь

Мы стоим у подножия огромной статуи, откуда открывается впечатляющая панорама на город, излучину великой реки и бесконечные заволжские степи. Тот, кто контролировал Мамаев курган, контролировал всю центральную часть Сталинграда и переправы 62-й армии. Всякое описание меркнет перед тем, что здесь творилось 70 лет назад…

Мамаев курган. Обычный день зимой 1942-43 гг.

Обычно в этом месте заканчиваются экскурсии – усталые посетители начинают обратный путь к подножию кургана. Но, мы, как люди любознательные, продолжим изучение воинского мемориала. Перейдем на обратную сторону холма и направимся через парк прямо к вышке теле-радио-центра. (ого! обратная сторона кургана совершенно полога и представляет собой равнину, медленно перетекающую в покрытую оврагами степь).

Рядом с радиовышкой, кроме ВИП-гостиницы, имеется небольшая достопримечательность – площадка с боевыми машинами. Сборная солянка авиационной и бронетанковой техники различных эпох. Автору удалось опознать штурмовик Ил-2, истребители МиГ-15, -17, «спарку» МиГ-21, стремительный МиГ-23, учебно-боевой «Альбатрос», пару танков Т-34, современные боевые машины пехоты, БРДМ и бронетранспортер. В общем, удачная перспектива для тех, кто любит поснимать военную технику.

Поблизости есть по-настоящему страшное место. Настоящий русский «Арлингтон» — воинское кладбище с бескрайними рядами каменных плит.
А рядом стоит СТЕНА. Жуткая стена из черного полированного мрамора с десятками тысяч имен. Копия вашингтонского мемориала ветеранов Вьетнама.

Увы, немногие из посетителей мемориального комплекса догадываются о существовании данного воинского захоронения. Люди предпочитают любоваться открывшейся панорамой Волгограда, увлеченно щелкая затвором фотоаппарата у подножия «Родины-матери», не утомляя себя скорбными мыслями о братской могиле, которой, по сути, является весь Мамаев курган.

Чтож, теперь остается пройти знакомым маршрутом к подножию кургана, где нам предстоит распрощаться с уважаемыми читателями. Через сутки, под перестук колес, поезд промчится у подножия высоты «102,0» и унесется вдаль на просторы необъятной России.

Останется лишь МАМАЕВ КУРГАН. Вечно живая память в сердцах русского народа.

Жизнь продолжается!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Доппельгерц актив магний цитрат 400мг инструкция
  • Полное руководство по установке
  • Лопинавир ритонавир инструкция по применению отзывы цена
  • Xiaomi temperature and humidity monitor clock инструкция
  • Руководство nmap на русском