Руководство культуры ссср

Министры культуры СССР: историческая хронология

История Советского Союза будет интересовать еще не одно поколение и вряд ли когда-нибудь забудется. Многие люди, живущие в современное время, хотят знать, что происходило в этот период, чем жили советские граждане, как развивались различные сферы человеческой деятельности. Не исключением стала и история советской культуры, которая подарила миру множество уникальных кинокартин, песенных шлягеров, мультфильмов.

Краткий очерк советских министров культуры

Министерство культуры Советского Союза было создано 15.03.1953 года. Оно объединило несколько министерств: кинематографии, высшего образования, радиовещания, искусств, трудовых ресурсов.

Фото: alderivatives.com

Пономаренко Пантелеймон Кондратьевич (15.03.1953 – 9.03.1954)

Выходец из семьи простого крестьянина, который прошел большой военный путь, начиная с 1918 года, когда оказался в рядах Красной Армии. Имеет дипломатический и военный ранг, участвовал в Гражданской войне. За годы жизни получил много наград, среди которых: четыре ордена Ленина, Суворова, «Знак почета». Сталин высоко ценил партийную работу Пономаренко, считал его человеком максимально ответственным, с «изумительной честностью», обладающим аналитическим умом.

Александров Георгий Федорович (9.03.1954 – 10.03.1955)

Родился в семье рабочих, однако из-за того, что рос беспризорником, был отправлен в один из детдомов Борисоглебска. Несмотря на это, он смог получить достойное образование, написал несколько научных трудов по западной философии. В 1939 г. ему присвоили звание Доктора философских наук. За разные заслуги Александров был несколько раз награжден Сталинскими премиями и наградами: орден Ленина, «Знак почета» и пр.

Фото: theblueprint.ru

Михайлов Николай Александрович (21.03.1955 – 4.05.1960)

Свою трудовую деятельность будущий министр культуры СССР начал простым чернорабочим. Также в свое время получал медали и ордена, поскольку был всесторонне развитым человеком, который всегда ответственно подходил к своей работе. Интересный факт, что супруга Николая Александровича была весьма капризной и требовательной особой. А Людмила Гурченко называла его своим «гонителем», поскольку именно из-за него, как она считала, на протяжении девяти лет у нее не было возможности сниматься в хороших фильмах.

Фурцева Екатерина Алексеевна (4.05.1960 – 24.10.1974)

Пожалуй, это самый яркий за все годы министр культуры СССР, о котором просто невозможно рассказать в двух словах. Начиная с работы постой ткачихи, она сделала головокружительную карьеру, поскольку была сильной, властной и независимой женщиной. Она всегда полагалась исключительно на себя, была справедливой, но в то же время нередко проявляла жестокость. Будучи первым секретарем Московского Горкома, а затем и министром, она во всех вопросах принимала активное участие. Энергии, творческим замыслам Фурцевой и ее удивительной способности молниеносно принимать важные, но правильные решения, завидовали многие деятели.

Министр культуры

Фото: kakprosto.ru

Демичев Петр Нилович (14.11.1974 – 18.06.1986)

Партийный и государственный деятель, имеющий ордена и награды, вырос в многодетной семье. Петр Нилович окончил МХТИ и Высшую партийную школу, восемь лет служил в Красной Армии, имеет безупречный список трудовой деятельности.

Захаров Василий Георгиевич (15.08.1986 – 7.06.1989)

Доктор экономических наук, профессор, имеющий внушительный послужной список. С момента окончания Ленинградского Государственного университета начал стремительно развивать политическую карьеру. Написал несколько сочинений и трактатов, вошедших в историю. Имеет ордена: «Дружбы народов» и «Красного Знамени».

Губенко Николай Николаевич (21.11.1989 – 27.11.1991 (с 28.08.1991-го и. о. министра культуры)

Народный артист РСФСР, уроженец города Одесса. Снимался в кинофильмах, занимался режиссурой и созданием сценариев, является общественным деятелем. Самые успешные кинороли в таких кинокартинах, как: «Дворянское гнездо», «Пришел солдат с фронта», «Они сражались за Родину», «Запретная зона».

Еще больше фотографий и видео в нашей странице в Одноклассниках

Министе́рство культу́ры СССР (Минкультуры, Минкульт СССР), союзно-республиканское министерство, занимавшееся управлением советской культурой в 1953–1991 гг. Создано в результате реформы министерств в соответствии с Законом от 15 марта 1953 г. «О внесении изменений и дополнений в статьи 70, 77 и 78 Конституции (Основного Закона) СССР». Стало первым в мире органом управления культурой министерского уровня (второе аналогичное министерство учреждено во Франции в 1959).

Структура министерства

Министерство являлось центральным органом государственного управления, осуществлявшим руководство в сфере «культурного строительства» через республиканские министерства и учреждения союзного значения. Образовано на базе министерств высшего образования, кинематографии, трудовых резервов; Комитета по делам искусств, Комитета радиоинформации, Главного управления по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной промышленности (Главполиграфиздат), Совинформбюро. На первом этапе министерство управляло огромной материально-хозяйственной базой, включавшей в себя строительные организации, заводские предприятия, научно-исследовательские институты, печатную промышленность, радио, цирки, зоопарки, театры и др. По мнению исследователей, создание этого конгломерата являлось симптомом культурной «мегаломании» советского руководства (Хестанов. 2019. С. 166–167), стремившегося создать единый орган управления всеми культурными процессами. При этом культура занимала маргинальное положение в партийно-номенклатурной и финансовой иерархии советской управленческой системы.

В марте 1954 г. произошло разукрупнение министерства: из его состава выделились Министерство высшего образования СССР и Главное управление трудовых резервов при Совете Министров СССР. Вместе с тем в подчинении министерства остались образовательные учреждения художественного направления. До 1963 г. Министерство культуры прошло несколько дальнейших реорганизаций, касавшихся в первую очередь разветвлённой структуры управлений и отделов. Впоследствии эта структура оставалась в основных чертах неизменной: профильные управления театров, музыкальных учреждений, изобразительного искусства и охраны памятников, культурно-просветительских учреждений; Главная библиотечная инспекция; управления кадров и учебных заведений, планово-финансовое (включавшее центральную бухгалтерию), внешних сношений; отделы капитального строительства и новой техники, снабжения, Первый отдел (управление делопроизводством); Управление делами. Самой главной «потерей» стало создание в 1963 г. отдельного Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии (с 1965 Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР). В этой связи в литературе отмечается, что сфера деятельности разукрупнённого министерства свелась к границам прежнего Комитета по делам искусств (Гершзон. 2018. С. 316).

Деятельность министерства

Деятельность Министерства культуры была непосредственно связана с изменениями, происходившими в периоды «оттепели», «застоя» и перестройки. После первоначальной сверхцентрализации министерство прошло через этапы как передачи части оперативных полномочий на места (при Н. С. Хрущёве), так и дальнейшего увеличения веса головных московских структур. Министр имел широкие полномочия, осуществлявшиеся в том числе через заместителей (всего четыре, включая первого заместителя) и регулярно созывавшуюся Коллегию министерства. В то же время в составе ЦК КПСС с 1962 г. действовал Идеологический отдел, который, наряду с другими отделами ЦК, осуществлял партийный контроль за деятельностью министерства. Тем самым Министерство культуры оказалось в подчинённом положении по отношению к партийным органам. Кроме того, ряд важных постановлений в сфере культурной жизни был принят непосредственно ЦК КПСС или ЦК совместно с Советом Министров СССР (Белошапка. 2012. С. 18–23, 56–57).

Назначение на пост министра культуры высшими партийными чиновниками зачастую рассматривалось как понижение. Характерно, что первым министром культуры (1953–1954) стал П. К. Пономаренко – бывший секретарь ЦК КПСС (1948–1953), заместитель председателя Совета Министров СССР и член Президиума ЦК КПСС (1952–1953), лишившийся своего положения после смерти И. В. Сталина.

В период руководства министерством Г. Ф. Александровым (1954–1955) в аппарате управления культурой происходили серьёзные кадровые перестановки. При нём в Министерстве культуры работал первый представитель творческой профессии, ставший заместителем министра, – режиссёр и актёр Н. П. Охлопков (как правило, заместители министра рекрутировались из числа представителей номенклатуры, связанных с министерством). Александров был снят с должности из-за скандала, разразившегося вокруг подпольного притона для высших партийных функционеров.

Отношения Н. А. Михайлова, возглавлявшего министерство в 1955–1960 гг., с деятелями культуры (в том числе директором Большого театра М. И. Чулаки, балериной М. М. Плисецкой, писателем А. Т. Твардовским) складывались непросто из-за невысокого, по мнению современников, уровня компетентности и резких манер министра. В то же время именно с деятельностью Михайлова во многом связана реализация культурной политики в период «оттепели» (Шилов. 2021. С. 72–85).

Наибольшую известность среди руководителей министерства получила Е. А. Фурцева (1960–1974). Она повысила эффективность документооборота, сократила количество коллегий, вводила деловой стиль работы. Министр способствовала открытию Детского музыкального театра под руководством Н. И. Сац (1965), крупнейшего в Европе Большого Московского государственного цирка (1971). При этом именно при Фурцевой произошёл знаменитый скандал, связанный с визитом Хрущёва на выставку авангардистов (1962).

Деятельность преемника Фурцевой П. Н. Демичева (1974–1986), ранее курировавшего идеологию и культуру в аппарате ЦК, характеризовалась застойными явлениями в культуре, личной безынициативностью, но в то же время адресной поддержкой деятелей и учреждений культуры. Большую известность получил скандал, случившийся в 1978 г. в связи с запретом постановки в Париже оперы «Пиковая дама» под руководством режиссёра Ю. П. Любимова.

Одним из важных направлений работы министерства была борьба с т. н. малокартиньем в кинематографе, что способствовало (с переменным успехом) созданию пользовавшихся популярностью фильмов, а также расширяло систему кинопроката. Постепенно улучшались условия труда художников, однако после «бульдозерной выставки» (1974) усилился контроль за их деятельностью. Создание в середине 1960-х гг. репертуарно-редакционных коллегий стало (относительно безуспешной) попыткой ослабить цензорские полномочия Главлита.

В то же время после смерти Сталина усилились культурные связи с иностранными государствами, что в значительной мере было обусловлено появлением социалистического блока, а также расширением гастролей советских артистов в социалистических и капиталистических странах. Управление внешних сношений Минкультуры отстаивало свой приоритет в их организации перед Госконцертом, посольствами и территориальными отделами МИД или Союзом советских обществ дружбы, хотя и зависело от партийных органов и КГБ.

Противоречивыми были результаты деятельности министерства в сфере защиты памятников культуры, которую чиновники министерства регулярно пытались переложить на местные (зачастую незаинтересованные) власти в условиях недофинансирования мероприятий по реставрации и поддержке исторических памятников. Впоследствии ситуация несколько улучшилась в связи с созданием в 1965 г. Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и развитием культурного туризма (в частности, в преддверии и во время московской Олимпиады).

Хроническими для советской культуры были кадровые трудности (дефицит квалифицированных чиновников от культуры, в первую очередь из-за низкой оплаты труда и бытовых трудностей в регионах). Вместе с тем в 1960–1980-х гг. росло количество произведений, посвящённых различным годовщинам (например, проводились всесоюзные выставки, посвящённые 50-й и 60-й годовщинам Октябрьской революции 1917).

Правительство М. С. Горбачёва взяло курс на сокращение государственного контроля над культурой: ответом снизу была активизация творческих союзов как органов самоуправления культурой. В. Г. Захаров и Н. Н. Губенко, возглавлявшие министерство в период перестройки, пытались проводить демократизацию советской культуры. В 1989–1991 гг., когда системный кризис советской экономики стал очевиден, предпринимались попытки перевести культуру на хозрасчёт и «рыночные рельсы». В 1991 г. Горбачёв пытался ввести временные меры социальной поддержки деятелей культуры (Указ Президента СССР от 14 февраля 1991 «О первоочередных мерах по социально-экономической защите деятелей литературы и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям»). В целом политика Горбачёва и Губенко столкнулась с необратимым кризисом и распадом советской системы, негативно сказавшихся на деятельности министерства.

Упразднено согласно постановлению Государственного совета СССР от 27 ноября 1991 г.

Руководители ведомства

Министры: П. К. Пономаренко (1953–1954), Г. Ф. Александров (1954–1955), Н. А. Михайлов (1955–1960), Е. А. Фурцева (1960–1974), П. Н. Демичев (1974–1986), В. Г. Захаров (1986–1989), Н. Н. Губенко (1989–1991).

Опубликовано 20 декабря 2022 г. в 10:40 (GMT+3). Последнее обновление  20 декабря 2022 г. в 10:40 (GMT+3).

(перенаправлено с «Министерство культуры СССР»)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 мая 2018;
проверки требуют 3 правки.

Текущая версия

Содержание

  • 1 Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР
  • 2 Комитет по делам искусств при СМ СССР
  • 3 Министерство культуры СССР
  • 4 Межгосударственный[8] совет по культуре
  • 5 Министерство культуры РСФСР
  • 6 Министерство культуры и туризма Российской Федерации
  • 7 Министерство культуры Российской Федерации
  • 8 Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • 9 Министерство культуры Российской Федерации
  • 10 Примечания
  • 11 Источник

Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР[править | править код]

Образован 17 января 1936 года[1].

Имя Дата вступления в должность Дата снятия с должности
Керженцев, Платон Михайлович
(1881—1940)
17 января 1936 15 января 1938
Назаров, Алексей Иванович
(1905—1968)
19 января 1938 1 апреля 1939
Храпченко, Михаил Борисович
(1904—1986)
1 апреля 1939 15 марта 1946

15 марта 1946 года преобразован в Комитет по делам искусств при СМ СССР.

Комитет по делам искусств при СМ СССР[править | править код]

Образован 15 марта 1946 года из Комитета по делам искусств при СНК СССР[2].

Имя Дата вступления в должность Дата снятия с должности
Храпченко, Михаил Борисович
(1904—1986)
19 марта 1946 26 января 1948
Лебедев, Поликарп Иванович
(1904—1981)
4 февраля 1948 24 апреля 1951
Беспалов, Николай Николаевич
(1906—1980)
24 апреля 1951 15 марта 1953

15 марта 1953 года при образовании Министерства культуры СССР вошёл в его состав[3].

Министерство культуры СССР[править | править код]

Образовано 15 марта 1953 года при объединении Министерства высшего образования, Министерства кинематографии, Министерства трудовых ресурсов, Комитета по делам искусств при СМ СССР и Комитета по радиовещанию при СМ СССР.

Имя Дата вступления в должность Дата снятия с должности
Пономаренко, Пантелеймон Кондратьевич
(1902—1984)
15 марта 1953 9 марта 1954
Александров, Георгий Фёдорович
(1908—1961)
9 марта 1954 10 марта 1955
Михайлов, Николай Александрович
(1906—1982)
21 марта 1955 4 мая 1960
Фурцева, Екатерина Алексеевна
(1910—1974)
4 мая 1960 24 октября 1974
Демичев, Пётр Нилович
(1918—2010)
14 ноября 1974 18 июня 1986
Захаров, Василий Георгиевич
(р. 1934)
15 августа 1986 7 июня 1989
Губенко, Николай Николаевич
(р. 1941)
21 ноября 1989
и. о. 28 августа 1991[4][5]
28 августа 1991[4]
27 ноября 1991

Преобразовано 27 ноября 1991 года в Комитет СССР по культуре[6][7].

Межгосударственный[8] совет по культуре[править | править код]

Образован 10 декабря 1991 года на базе Комитета СССР по культуре[9].

Фактически ликвидирован 26 декабря 1991 года в связи с прекращением существования СССР[10]. Председатель не назначался. Преемником является созданный в 1995 году Совет по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ.

Министерство культуры РСФСР[править | править код]

Образовано 1 апреля 1953 года на базе Министерства кинематографии РСФСР, Комитета по делам культурно-просветительных учреждений, Комитета по делам искусств, Управления по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли при Совете Министров РСФСР.

Имя Дата вступления в должность Дата снятия с должности
Зуева, Татьяна Михайловна
(1905—1969)
1 апреля 1953 года 24 мая 1958 года
Попов, Алексей Иванович
(1916—1990)
24 мая 1958 года 17 ноября 1965 года
Кузнецов, Николай Александрович
(1922—1988)
26 ноября 1965 года 28 февраля 1974 года
Мелентьев, Юрий Серафимович
(1932—1997)
28 февраля 1974
и. о. 15 июня 1990[11]
15 июня 1990[11]
14 июля 1990
Соломин, Юрий Мефодьевич
(р. 1935)
8 сентября 1990 года
и. о. 15 ноября 1991
15 ноября 1991 года[12]
5 декабря 1991[13]
Шкурко, Александр Иванович
(р. 1937),
и. о. как 1-й заместитель министра[источник не указан 1061 день]
16 ноября 1991 года 31 января 1992 года
Сидоров, Евгений Юрьевич
(р. 1938)
5 февраля 1992 года 27 марта 1992 года

Указом Президента России от 27 марта 1992 года № 311 упразднено Министерство культуры РСФСР и создано Министерство культуры и туризма Российской Федерации.

25 декабря 1991 Верховный Совет РСФСР принял закон о переименовании РСФСР в Российскую Федерацию (РФ).[14] 21 апреля 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР внёс соответствующие изменения в Конституцию РСФСР, которые вступили в силу 16 мая 1992 года[15].

Министерство культуры и туризма Российской Федерации[править | править код]

Образовано 27 марта 1992 года на базе упраздненного Министерства культуры РСФСР[16].

Имя Дата вступления в должность Дата снятия с должности
Сидоров, Евгений Юрьевич
(р. 1938)
27 марта 1992 30 сентября 1992

30 сентября 1992 года преобразовано в Министерство культуры.

Министерство культуры Российской Федерации[править | править код]

Образовано 30 сентября 1992 года на базе Министерства культуры и туризма[17].

Имя Дата вступления в должность Дата снятия с должности
Сидоров, Евгений Юрьевич
(р. 1938)
23 декабря 1992 28 августа 1997
Дементьева, Наталья Леонидовна
(р. 1945)
28 августа 1997 30 сентября 1998
Егоров, Владимир Константинович
(р. 1947)
30 сентября 1998 8 февраля 2000
Швыдкой, Михаил Ефимович
(р. 1948)
8 февраля 2000 9 марта 2004

9 марта 2004 года преобразовано в Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации[править | править код]

Образовано 9 марта 2004 года на базе Министерства культуры РФ и Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций[18].

Имя Дата вступления в должность Дата снятия с должности
Соколов, Александр Сергеевич
(р. 1949)
9 марта 2004 12 мая 2008

12 мая 2008 года преобразовано в Министерство культуры РФ. Управление массовыми коммуникациями передано в Министерство связи РФ.

Министерство культуры Российской Федерации[править | править код]

Образовано 12 мая 2008 года на базе Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ[19].

Имя Дата вступления в должность Дата снятия с должности
Авдеев, Александр Алексеевич
(р. 1946)
12 мая 2008 21 мая 2012
Мединский, Владимир Ростиславович
(р. 1970)
с 21 мая 2012 по настоящее время

Примечания[править | править код]

  1. Постановление ЦИК СССР «Об образовании Всесоюзного Комитета по делам искусств при СНК СССР» от 17.01.1936 № 36
  2. Закон СССР «О преобразовании совнаркомов в совмины» от 15.03.1946
  3. Закон СССР «О преобразовании министерств СССР» от 15.03.1953
  4. 1 2 Постановление Верховного Совета СССР от 28 августа 1991 г. № 2366-I «Об освобождении Павлова В. С. от обязанностей Премьер-министра СССР». Согласно части 2 статьи 13 Закона СССР «О Кабинете Министров СССР» отставка Премьер-министра влекла за собой отставку Кабинета Министров в полном составе. Согласно части 3 статьи 13 Закона СССР «О Кабинете Министров СССР» члены правительства (включая и Губенко) продолжили работать в ранге и. о.
  5. Указом Президента СССР от 7 сентября 1991 г. № УП-2531 переназначен Министром культуры СССР, однако, данное решение не было рассмотрено Верховным Советом СССР
  6. Постановление Государственного Совета СССР от 27 ноября 1991 года № 19 «К вопросу об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР» в первоначальной редакции
  7. согласно п. 2 ст. 113 Конституции СССР принятие решения об упразднении министерства и о создании комитета находилось в компетенции Верховного Совета СССР, который до распада СССР так и не внес соответствующие поправки в Закон СССР от 1 апреля 1991 года № 2073-I «О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР»
  8. между Союзом ССР и республиками, заявившими о выходе из его состава
  9. Постановление Государственного Совета СССР от 10 декабря 1991 года № 23 «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета СССР от 27 ноября 1991 г. «К вопросу об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР»»
  10. Декларация Совета Республик ВС СССР «Декларация в связи с созданием Содружества Независимых Государств» от 26.12.1991 № 142-Н
  11. 1 2 Постановление Верховного Совета РСФСР от 15 июня 1990 года по заявлению Совета Министров РСФСР
  12. Постановление Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 1881-I «Об отставке Совета Министров РСФСР»
  13. Указ Президента РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 259 «О членах бывшего Совета Министров РСФСР»
  14. Закон РСФСР от 25 декабря 1991 года № 2094-I «Об изменении названия государства „Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика“» Архивировано 20 мая 2009 года. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1992. — № 2. — ст. 62. Данный закон вступил в силу с момента принятия, но первоначально опубликован был 6 января 1992 года (в «Российской газете»).
  15. Закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1992. — № 20. — ст. 1084. Данный закон вступил в силу с момента опубликования в «Российской газете» 16 мая 1992 года.
  16. Указ Президента РФ «Об образовании Министерства культуры и туризма Российской Федерации» от 27 марта 1992 года № 311
  17. Указ Президента РФ «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» от 30 сентября 1992 года № 1148
  18. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314
  19. Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 года № 724

Источник[править | править код]

  • Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. / Сост. В. И. Ивкин. — М.: РОССПЭН, 1999. — ISBN 5-8243-0014-3

Одними из самых загадочных чиновных ведомств бывшего Советского Союза и нынешней России остаются ведомства, культуры и искусства. Вроде, ничего особенного там не делается, а всегда на виду – премьеры, гастроли, презентации, «звезды», скандалы, интриги и обилие всевозможных слухов: кто с кем, где, когда и почему?

Принято считать, что культурой у нас руководит министерство. Формально это так. За десятилетия своего существования как только оно не называлось и в какие только структуры не входило: от наркомпроса А.В. Луначарского в 1917 году до собственно министерства культуры времен Е.А. Фурцевой (фамилии других руководителей в «памяти народной» не сохранились). Однако это мнение сколь распространенное, столь и ошибочное: раньше решения принимали партийные органы, ныне – попечительские советы, а министерства только исполняют эти решения.

Культура не нефтяная скважина: доходы эфемерные, а затраты большие. И хотя финансируют ее всегда по остаточному принципу, общее требование – «кто платит, тот и музыку заказывает» – остается. Большевики стремились «владеть душами», во всем видели крамолу и подрыв устоев; пришедшие им на смену «белые и пушистые» душами не интересуются вовсе, им ближе «что почем».

Творцы – народ зависимый, но «с душою прямо геттингенской»; отягощенные талантом и художественными видениями, они ласки и награды от власти принимают, а порой и выпрашивают, но кукиш в кармане на всякий случай держат, чтобы при случае было что выдать за инакомыслие. Их прежние «гонители» тоже не без таланта – любили скоморошничать. Смотришь иной раз по ящику и диву даешься: одного на старости лет крестят, другой со свечкой в церкви на образа таращится, третий в простынке босичком по Мекке шлепает. Но заметьте, ни один в монастырь грехи замаливать не спешит. Скорее наоборот, подумывают, как бы насиженное кресло в наследный трон превратить. Кому-то это уже удалось.

Поскольку в культуре, как в образовании и медицине, разбираются все, то многие годы советской власти она оставалась своеобразным «отстойником» партийных кадров. На культуру «бросали» либо проштрафившихся в чем-либо партийных функционеров, либо тех «родных человечков», за которых радели «сановные  дяди» – чтобы сразу и в правительственную ложу Большого театра, сидеть в которой куда приятнее, чем вокруг коровников и доменных печей кружиться.

В современной России эти места тоже не пустуют, став своеобразной платой за лояльность и «спецуслуги» власти. Назначить успешного директора предприятия министром промышленности – как-то не очень, а вот директора петропавловских казематов министром культуры – будьте любезны (сработали навыки культпросвета «два притопа три прихлопа» – первый президент сам на ложках играл).

Ленинский завет о «кухарке, правящей государством», жив поныне: во времена большевиков солдаты и матросы становились во главе банков, заводов, газет и фабрик, в пору «необольшевиков» им на смену пришли театроведы, м.н.сы, «комсомолята» и прочий шустрый народ. Результат тот же: «а вы, друзья, как не садитесь…» Дедушка Крылов в отличие от дедушки Ленина был куда более прозорливым, потому как жил по совести, а не по понятиям.

Вообще, всё, что связано с руководством культурой в нашей стране, напоминает зачастую театр абсурда с трагико-комическим финалом и почти всегда с обратным задуманному в высоких кабинетах эффектом. Чтобы не быть голословным, расскажу о трех высших чиновниках от культуры, которых теперь мало кто помнит.

«ТЕАТР» ОДНОГО «АКТЕРА», НО КАКОГО!

Василий Филимонович Шауро (1912-2007) был более 20 лет заведующим Отделом культуры ЦК КПСС, откуда и поступали судьбоносные запреты-указания. Пост этот ему доверили в 1965 году, откомандировав в Москву из Минска, где он работал  секретарем  ЦК КП Белоруссии и Председателем Верховного Совета БССР одновременно. До него культурой в ЦК КПСС заведовал Д.А. Поликарпов (1905-1965), который оставил о себе недобрую память организатора публичной травли Бориса Пастернака за его роман «Доктор Живаго».

Шауро считали ловким царедворцем и виртуозным аппаратчиком, но человеком малоприятным. Он никогда и нигде публично не выступал, за что получил кличку Великий Немой. Всё в нем было фальшиво: тихий вкрадчивый голос, невыразительный лик под шапкой седых волос, тощая фигура астеника в на заказ сшитом костюме с подкладными плечиками, чтобы казаться шире в плечах, умение не говорить ни «да» ни «нет». По образованию он был учителем истории, но в молодости играл на гармошке, поэтому считал себя специалистом в области музыки.

Шауро любил принимать у себя в кабинете деятелей искусства и вести с ними беседы за стаканом чая с сушками. «Любитель душевных разговоров», – бросил как-то в сердцах Твардовский, побывав на очередном таком «чаепитии».

Подобные встречи Шауро готовил заранее: к приходу писателя, например, на столике разбрасывались в художественном беспорядке журналы «Новый мир», «Иностранная литература», «Юность», «Октябрь», а к приходу художника – альбомы репродукций и буклеты выставок, что должно было свидетельствовать об образованности хозяина кабинета и его либеральных взглядах. Нынешние начальники, в недавнем прошлом ярые богоборцы, любят ставить на видном месте иконки и роскошно изданную Библию.

И вот однажды по окончании отчетных выступлений Кировского (ныне Мариинского) театра оперы и балета  в Москве его руководство вместе с творцами было приглашено ранним утром на беседу в Отдел культуры ЦК. Толпа невыспавшихся деятелей и всемирно известных исполнителей с наскоро сделанным макияжем прибыла в приемную Шауро. Выдрессированная секретарша попросила минуточку подождать, а затем, получив, видимо, какой-то знак из кабинета, пригласила войти. Гости ринулись в открывшийся проем, но тут же замерли, как в последнем акте гоголевского «Ревизора». Василий Филимонович стоял у проигрывателя и слушал одну из сонат Гайдна, вперив затуманенный взор в потолок. Согласно задуманному сценарию звучали последние аккорды. Наконец, музыка смолкла. Шауро со словами «божественное произведение» спустился на грешную землю и пригласил «оживших» гостей за стол. Деятели с трудом сдерживали смех: на них, людей театра, такая самодеятельность не могла произвести задуманного впечатления.

В 1982 году, перед тем как запретить «Бориса Годунова» в Театре на Таганке, высшее руководство культурой «билось в падучей», стремясь «подправить» спектакль «о власти и народе». Ожидали царя в шапке Мономаха с посохом, а тут Борис в драном узбекском халате сидит. Партийных культуртрегеров пугали различные ассоциации с современностью. По части их поиска они, надо сказать, были просто доки и находили «крамолу» повсюду, даже там, где предположить ее трудно: «дряхлый старик на сцене – намек на Брежнева, поэтому нельзя».

Любимов ни на какие компромиссы, не шел, ничего переделывать не соглашался, справедливо утверждая, что текст прошел и царскую, и советскую цензуру. Для очередной «душещипательной беседы» с ним планировалась встреча у руководства в Отделе культуры ЦК. Шауро, на полном серьезе, предложил следующую мизансцену встречи Юрия Петровича: все сидят и слушают записи песен Владимира Высоцкого. Представьте на минуту: входит Любимов, а нахохлившиеся чиновники в черных пиджаках слушают Высоцкого… Умереть от смеха можно. Кто-то все-таки отговорил Шауро от этой затеи, а зря. Юрий Петрович изобразил бы при случае эту «сходку» так, что мало никому не показалось бы. Мне случайно удалось видеть заключительную сцену лицедейской карьеры В.Ф. Шауро.

Шел 1984 год. В Большом зале консерватории проходил заключительный концерт Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Шауро только что вышел на пенсию, поэтому приглашенный сослуживцами сидел уже не в «протокольном» ряду, а в 12-м. Пришел он один, без жены (кстати, милейшей, добрейшей женщины). Объявили  антракт. Он встал и привычно осмотрелся из-под полуопущенных век. В былые времена в такие моменты его осаждали деятели с вопросами: «Ну, как Вам, Василий Филимонович? Ваше мнение, Василий Филимонович?» А тут никого. Он медленно вышел в фойе и направился вдоль портретов великих музыкантов. Деятели, которые еще совсем недавно мечтали припасть к «вельможной руке», теперь зайцами прыгали за колонны, чтобы только не встретиться. Шауро шел как по чистому полю…

ЖРИЦА МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА

Строителей коммунизма воспитывали у нас с пелёнок. Сидя на горшке, ребенок уже знал, что всем в этой жизни он обязан дедушке Ленину – полумифическому персонажу детских стихов, который будто бы ненавидел богатых и заботился о бедных. О родных дедушках вспоминали реже, а то и не вспоминали вовсе – мало ли какие у них могли быть «пятнышки» в биографии. 

Повседневная жизнь строилась по военному регламенту на многочисленных фронтах: промышленном, сельскохозяйственном,  образовательном, культурном… с  употреблением соответствующей терминологии: «сражение за урожай», «битва за план», «борьба за успеваемость»… Целая армия погонял и контролеров – бойцов идеологического фронта – сидела на шее у тех, кто трудился у станков, в поле, в школах и больницах, объясняя им, как себя соблюдать.

Особый отряд составляли руководители культурного фронта. Ими были чаще всего женщины, не нашедшие себя ни в семейной жизни (этакие «партийные невесты»), ни в профессии (если таковая у них была), о чем на людях они не без гордости сообщали: «Всю жизнь посвятила партии!» В их задачу входило воспитывать массы на «лучших образцах советского искусства» (это когда на работе, в театре и на экранах телевизоров сплошная говорильня о производственных планах и «борьбе лучшего с хорошим»), выискивать крамолу там, где ее нет, и запрещать всё, что можно запретить, абы чего не случилось.

Путь во власть у этих дам начинался с «октябрят», дальше вверх – по ступеням пионерской, комсомольской и партийной лестниц, ведущих в различные «властные кабинеты».

Именно таким путем взбиралась наверх и Зоя Петровна Туманова (1922-2000), двадцать лет возглавлявшая вместе с В.Ф. Шауро Отдел культуры ЦК КПСС в качестве 1-го зама. Такое «долгожительство» на партийном Олимпе можно объяснить только  умением колебаться вместе с линией партии и готовностью кричать «Одобрямс!» любому ее решению.  

Свой «авторитет» в высоких партийных кабинетах ЗПТ (так Зою Петровну называли между собой коллеги и весь «культурный люд», зависевший от ее расположения) начала зарабатывать еще студенткой знаменитого Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ), где она училась с 1939 года.

Когда в 1941 году началась война, многие ее однокашники (138 юношей и девушек) ушли прямо со студенческой скамьи добровольцами на фронт, вернулись единицы. ЗПТ тоже ушла, но… на руководящую комсомольскую работу – секретарем комитета ВЛКСМ московского завода «Красный богатырь». В связи с этим поэт-фронтовик и тоже студент ИФЛИ тех лет Юрий Левитанский писал: «Только в последние годы, припоминая былое, стали мы задаваться вопросом, почему все-таки тогда не пошли на фронт секретарь институтского комитета комсомола Александр Шелепин, комсорг нашей группы Зоя Туманова, некоторые другие комсомольские вожаки? Известно, как затем они быстро поднимались, обретя власть над миллионами».

В 1949 году ЗПТ назначили главным редактором газеты «Пионерская правда», уволив опытного журналиста В.И. Семенова – человека тихого и глубоко порядочного. За дело она взялась с огоньком и прежде всего «очистила» редакцию от «сомнительных элементов», особенно тех, у кого были репрессированы родственники или друзья. Лидия Корнеевна Чуковская, литературный редактор «Пионерки» в те годы, в знак протеста против подобной «чистки» ушла из редакции сама.

В конце 1956-го, уже в бытность секретарем ЦК ВЛКСМ, Зоя Туманова украсила свою анкету новым «знаменательным деянием». Поддержав закрытое письмо ЦК КПСС  «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов», она выступила с трибуны комсомольского пленума с гневной речью: «ЦК ВЛКСМ считает правильными действия тех комсомольских организаций, которые учащихся, не оправдывающих звания советских студентов, исключают из членов ВЛКСМ и из институтов».

Туманову горячо поддержал первый секретарь ЦК комсомола, ее однокашник по ИФЛИ Александр Шелепин: «Нельзя не считаться с тем, что, осуществляя директивы XX съезда о социалистической законности, мы многих выпустили из тюрем, даже таких, которых, может быть, не надо было выпускать… Надо быть бдительными, и людей, которые будут вести антисоветскую агитацию, щадить не будем, снова в тюрьмы сажать надо». Отмашка началу гонений была дана.

А что Зоя Петровна? Повозглавляв два года Всесоюзную пионерскую организацию (с этой стартовой площадки взлетали в заоблачные партийные выси многие руководящие дамы страны Советов), она осела на Старой площади. Сменив несколько высоких цековских кабинетов, она прикипела к Отделу культуры, где  зарекомендовала себя последовательным борцом за нравственные идеалы.

ЗПТ умела, как никто другой, распознавать происки гнилой интеллигенции, которая время от времени пыталась подорвать устои общества, а главное выставить в неприглядном виде лики вождей. В Театре Образцова куклу Создателя в «Божественной комедии» сделали с густыми бровями – кого авторы имели в виду? неужели самогó? В «Ленкоме» придумали назначить на роль Комиссара в «Оптимистической трагедии» Чурикову, и это после красавицы Маргариты Володиной в кино! Товстоногов задумал крамолу в «Истории лошади», а Любимов нарядил Пимена в «Борисе Годунове» в ватник зэка… В то же время никто не хочет ставить замечательные и такие нужные пьесы Сафронова…

Как все большевики, Зоя Петровна была озабочена нравственностью общества. В этих вопросах она оставалась принципиальной и бескомпромиссной. Да и посоветоваться было с кем. Благодаря стараниям ЗПТ, ее сестра Нина профессорствовала во ВГИКе, сочиняя «труды» про «кинолениниану», а муж заведовал кафедрой в театральном вузе.

От сытной жизни и нервных стрессов на культурном фронте, где всегда, как на пороховой бочке, ЗПТ расползлась, превратилась в круглолицую тетку в безразмерных кофтах в цветочек, и только цепкий взгляд из-под присупленных бровей выдавал несгибаемого бойца идеологического фронта и мастера подковерной интриги.

Однако и у этой закаленной в боях жрицы морального кодекса строителя коммунизма был свой «скелет» в домашнем шкафу. Но это – по-английски; русский человек в подобных случаях выражается  проще: «И на старуху бывает проруха». Этой «прорухой» был супруг ЗПТ, который доставлял ей массу страданий: он без конца конфликтовал с коллегами и студентами, требовал особого к себе отношения, хотя как артист и как преподаватель ничего из себя не представлял, ненавидел талантливых и успешных… ЦК было завалено анонимками и письмами с жалобами на нагловатого и неуправляемого «мастера речевого жанра». Когда «мастеру-речевику» чем-то не потрафил ректор вуза – талантливый артист, фронтовик Михаил Новохижин, его тут же, по указанию ЗПТ, заменили «серой посредственностью». В этом случае жрица «морального кодекса строителя коммунизма» руководствовалась иным кодексом. Свой  «тяжкий крест» она радостно тащила до самой его смерти. Загадка столь странного союза приоткрылась только в день его похорон.

Зоя Петровна знала «партийный этикет» до тонкостей и даже в трагические минуты скорби контролировала всё вокруг: кто пришел? куда встал? что сказал?.. И только когда на кладбище гроб с телом покойного стали опускать в могилу, «железная» ЗПТ, умевшая ставить только точки и восклицательные знаки, дала слабинку, превратившись на миг в обыкновенную бабу. «Мальчик мой, вернись!» – простерла она к гробу руки, но тут же спохватилась и продолжила скорбеть по протоколу.

ОТ ИЛЬИЧА ДО ИЛЬИЧА БЕЗ ИНФАРКТА И ПАРАЛИЧА

В 1974 году министром культуры СССР стал Петр Нилович Демичев (1918-2010). Он, как и его предшественница Фурцева, был освобожден от должности секретаря ЦК КПСС по идеологии и брошен на культуру, что свидетельствовало о резком падении его акций на Старой площади. Однако кандидатом в члены Политбюро ЦК его все-таки оставили, и стал он декоративной фигурой при дворе Генсека – без особой власти, но с партийными почестями.

Демичев слыл опытным аппаратчиком, прошедшим путь от секретаря Советского райкома ВКП/б/ Москвы в 1945 году до  секретаря ЦК КПСС в 1961. Находясь в высших сферах советского руководства, Петр Нилович многое видел и многое знал, но умудрялся, благодаря природной интуиции и умению взвешенно использовать ситуацию, выходить сухим из самой мутной воды (все-таки химик-технолог по профессии!) и даже с повышением.

В 1988 году, отметив свое 70-летие, Демичев тихо покинул пост 1-го зама председателя Президиума Верховного Совета СССР и начал новую жизнь персонального пенсионера, поселившись за городом на даче. Поговаривали, что он что-то пишет. И тогда одно солидное издательство предложило мне попытаться уговорить Петра Ниловича написать мемуары на любых финансовых условиях.

Повод для встречи у меня был. Меня интересовало, как поссорились в конце 1950-х годов албанский лидер Энвер Ходжа и Никита Хрущев. Официальные сообщения албанской и советской сторон я знал, хотелось услышать мнение участника переговоров на высшем уровне. Не буду описывать мои хождения по мукам, но встреча состоялась. Пётр Нилович был приветлив и гостеприимен. Мы разговаривали часа два. Демичев неторопливо, но подробно, взвешивая каждое слово, пересказал мне опубликованные материалы встреч двух лидеров 1959 года.

Завидная память, блестящий русский язык и строжайший внутренний цензор. Вот он высший пилотаж чиновного мастерства убедительно и красиво рассказать то, что известно всем, но так, что заслушаешься. МХАТ, как говорится, отдыхает!

Думаю, именно этот талант позволил Петру Ниловичу прожить на партийном Олимпе от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича. О мемуарах я даже не заикнулся. Кому интересно читать пересказ передовиц старых номеров «Правды»? 

ЦИФРА

8 женщин (всего!) избирались в руководящие органы ЦК партии, это не более 3 процентов от общего числа членов.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Шауро любил принимать у себя в кабинете деятелей искусства и вести с ними беседы за стаканом чая с сушками. «Любитель душевных разговоров», — бросил как-то в сердцах Твардовский, побывав на очередном таком чаепитии. Подобные встречи Шауро готовил заранее: к приходу писателя на столике разбрасывались журналы «Новый мир», «Иностранная литература», «Юность», а к приходу художника — альбомы репродукций и буклеты.

СПЕЛИ НА ДВА ГОЛОСА

В конце 1956-го Зоя Туманова поддержала закрытое письмо ЦК КПСС «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов», выступив с речью: «ЦК ВЛКСМ считает правильными действия тех комсомольских организаций, которые учащихся, не оправдывающих звания советских студентов, исключают из членов ВЛКСМ и из институтов», Туманову бурно поддержал I секретарь ЦК комсомола Шелепин…

СПЕКТАКЛЬ ОТ РЕЖИССЕРОВ ИЗ ЦК

В 1982 году, перед тем как запретить «Бориса Годунова» в Театре на Таганке, руководство культурой «билось в падучей», стремясь «подправить» спектакль «о власти и народе»: слишком «не тем» было зрелище. Любимов ни на какие компромиссы не шел, утверждая, что текст прошел и царскую, и советскую цензуру. Для очередной «душещипательной беседы» с ним планировалась встреча в Отделе культуры ЦК.

Шауро предложил следующую мизансцену встречи Юрия Петровича: все сидят и слушают записи песен Высоцкого. Кто-то все-таки отговорил Шауро от этой затеи, а зря. Любимов изобразил бы при случае эту «сходку» так, что мало никому не показалось бы.

Исмайылова Эсмира Рзахан кызы

Управление культурой в 1964-1985 годах.

В октябре 1964 г. Н.С.Хрущев был обвинен в «волюнтаризме» и «субъективизме», снят со всех постов и отправлен на пенсию. Пост Первого секретаря ЦК КПСС занял Л.И. Брежнев. Вопрос был решен на пленуме ЦК партии, подготовленном ближайшими соратниками в глубокой тайне от лидера. Решения пленума отражали стремление партии добиться известной стабилизации и реалистичности, несвойственных политике Н.С. Хрущева. Встала альтернатива – либо, избавившись от перегибов, последовательно продолжать проведение в жизнь политики, намеченной на XX съезде партии, либо идти по пути командной экономики и тоталитарной системы власти, не прибегая к реформам и не затрагивая глубинных факторов, тормозящих развитие общества. К сожалению, развитие событий пошло по второму пути, свернувшему процесс демократизации и повернувшему к консервации отживших элементов общественных отношений. Руководство дало клятву никогда больше не нарушать «ленинские принципы» коллективности руководства и не допускать впредь совмещения в одном лице должности руководителя партии и главы правительства, как это было при Сталине и Хрущеве. Таким образом, период «оттепели» сменяется эпохой «застоя».

Основателем советского государства В. И. Лениным были разработаны основные принципы государственного руководства культурой: «в советской республике вся постановка дела просвещения как в политико-просветительской области вообще, так и специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой борьбы». При этом утверждалось, что «только миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры». И. В. Сталин в своем труде «Марксизм и вопросы языкознания» подтвердил ленинские установки и в частности монополию партии на управление культурными процессами: «буржуазия и ее националистическая партия действительно руководят буржуазной культурой, так же как пролетариат и его интернационалистическая партия руководят пролетарской культурой». Эти принципы не менялись в течение всего советского периода отечественной истории. И в 1964 – 1985 годах литература и искусство рассматривались как «мощное средство коммунистического воспитания», «идейное оружие партии».

До 1953 года в нашей стране никогда не существовало такого ведомства как Министерство культуры, а управление культурными процессами было рассредоточено по разным партийно-правительственным учреждениям. На протяжении советского периода система органов партийно-государственного руководства подвергалась многочисленным реорганизациям. Одной из наиболее крупных реформ в этой области явилось создание 15 марта 1953 года союзно-республиканского Министерства культуры, которое выполняло различные функции.

Постановлением Совета министров от 28 марта 1963 года была определена следующая структура Министерства:

Главное управление высшего образования

Главное управление кинематографии

Главное управление по делам искусств

Главное управление радиоинформации

Главное управление радиовещания

Главное управление профессионального образования

Главное управление издательств, полиграфии и книжной торговли

Совинформбюро (на правах Главного управления)

Главное управление кинофикации и кинопроката

Главное строительное управление

Главное управление производственных предприятий

Главное управления и сбыта

Управление по делам культурно- просветительских учреждений

Управление средних специальных учебных заведений

Управление руководящих кадров

Управление внешних сношений

Планово- экономическое управление

Финансовое управление

Управление капитального строительства

Центральная бухгалтерия

Первый отдел

Военно-мобилизационный отдел

Отдел экспертизы, проектов и смет по строительству

Юридический отдел

Отдел военизированной и пожарно-сторожевой охраны

Транспортный отдел

Инспекция при министре

Секретариат министра

Канцелярия министра

Арбитраж

Хозяйственное управление

При Министерстве культуры состоят:

Высшая аттестационная комиссия (ВАК)

Государственная инспекция по охране памятников истории и искусства

Министерству также непосредственно подчинялся Союзгосцирк, имевший в середине 1950-х годов несколько лет статус Главного управления цирков. Управления Министерства подразделялись на отделы по отраслям культуры, – например отдел театров и т.п.

В 1963 году структура Министерства культуры получила законченный вид и практически не претерпела глобальных изменений в течение последующих десятилетий, вплоть до ликвидации союзного Министерства культуры:

Структура центрального аппарата Министерства культуры СССР

Согласно приказу министра от 14 октября 1963 года

Управление театров

Управление музыкальных учреждений

Управление изобразительных искусств и охраны памятников

Управление культурно- просветительских учреждений

Главная библиотечная инспекция

Управление кадров и учебных заведений

Планово- финансовое управление (с Центральной бухгалтерией)

Управление внешних сношений

Отдел капитального строительства и новой техники

Отдел снабжения

Первый отдел

Управление делами

Высшим органом управления Министерства культуры являлась, как и в других правительственных органах коллегия. В ее состав входили: сам министр, его первые заместители и заместители, а также начальники некоторых Главных управлений.

Деятельность Министерства регулировалась Положением о Министерстве культуры СССР, утвержденным Постановлением Совета министров СССР от 20 июня 1953 года. Согласно этому документу министр обладал весьма широкими полномочиями. Так, он определял персональный состав коллегии и представлял его на утверждение в Совет министров СССР, утверждал положения о Главных управлениях и управлениях Министерства, назначал и смещал их начальников, а также руководителей подразделений непосредственно подчиненных Министерству (директоров учебных заведений, киностудий и т.п.), создавал организации и изменял их подчиненность. На практике некоторые кадровые вопросы был уполномочен решать первый заместитель министра. Впрочем, по многим кадровым вопросам союзное Министерство являлось лишь передаточным звеном. Характерен пример назначения на должности чиновников областного ранга. Схема была весьма сложна и многоступенчата. Республиканское Министерство представляло кандидатуру на обсуждение в союзное. Последнее, в свою очередь рассматривало анкетные данные — одобряло или отвергало претендента. В случае одобрения кандидатура на должность чиновника областного ранга представлялась на окончательное утверждение в ЦК КПСС.

Министр одновременно являлся председателем коллегии, вел ее, подводил итоги обсуждения, выносил окончательный вердикт по тому или иному вопросу. Он также оформлял решения коллегии в виде приказов и инструкций. В положении, правда, зафиксирована возможность ограничения власти министра: «в случае разногласия между министром и коллегией министр проводит в жизнь свое решение, доводя о возникших разногласиях до сведения Совета министров СССР, а члены коллегии в свою очередь могут апеллировать в Совет министров СССР». Однако, ни одного прецедента разногласий коллегии и министра по принимаемым решениям не зафиксировано. Первый заместитель во время отсутствия министра (по болезни, в случае увольнения) выполнял его функции, – вел заседания коллегии, занимался текущими делами.

Полномочия и функции Министерства культуры были закреплены в Положении, принятом 20 июня 1953 года, согласно которому оно должно было обладать практически неограниченными возможностями в сфере управления наукой и культурой. Причем контроль над этими сферами должен был быть всеобъемлющим как в части административной, так и в материальной. В частности Министерство утверждало учебники, направляло деятельность высших учебных заведений, руководило и управляло производством кинофильмов, вносило в Совет министров предложения по развитию кинематографа, устанавливало порядок утверждения литературно- режиссерских сценариев, утверждало планы производства отечественных фильмов и осуществляло прокат на территории СССР. Министерство должно было стать, по замыслу авторов положения государственным органом, который «осуществляет руководство всеми видами искусства в СССР и направляет деятельность творческих союзов… в деле создания произведений для театрально — зрелищных учреждений». Оно также составляло сводные и годовые тематические планы издания литературы, должно было осуществлять учебно-методическое руководство делами подготовки и воспитания специалистов в сфере образования. Кроме того, Министерство решало финансовые вопросы в подведомственных ему учреждениях — в частности должно было утверждать порядок установления тарифно-квалификационных категорий творческим работникам, разрабатывать и вносить на утверждение в Совет министров типовые расценки и гонорары. Министерство, согласно положению должно было руководить подведомственными ему предприятиями и стройками. Таким образом, посредством Министерства культуры, согласно принятому положению должен был осуществляться фактически тотальный контроль в сфере культуры и образования.

Центральным информационным органом Советского государства являлся ТАСС. В январе 1972 года ТАСС был преобразован в Союзно-республиканский орган – ТАСС при СМ СССР – на правах государственного комитета.

В этот период министрами культуры СССР были люди, по профессии далекие от проблем культуры, — Елена Алексеевна Фурцева (1960-1974) и Петр Нилович Демичев (1974-1986). Оба с юношеских лет – на комсомольско-партийной аппаратной работе. По воспоминаниям многих деятелей литературы и искусства Е.А. Фурцева более или менее вникла в проблемы культуры по существу, да и то на закате жизни (закончила жизнь самоубийством в 1974 г.). А «биолог» П.Н. Демичев в усложнявшихся культурно-творческих процессах вообще выглядел беспомощным. Кадры высших и средних руководителей редко формировались из профессионалов, а на местах «управляли» сплошь дилетанты. Соответствующее отношение к таким «руководителям» было и со стороны художественной интеллигенции.

Список литературы и источников:

  1. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР [Текст] // Т.П. Коржихина. – М., 1986.

  2. Машковский В.П. История отечественной культуры XX века. Часть 2. [Текст] // В.П. Машковский. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.

  3. Министерство культуры СССР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki, свободный. (Дата обращения 13.10.2014 г.)

  4. Семенов В.В. История государственных учреждений Советского Союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/rus, свободный. (Дата обращения 13.10.2014 г.)

  5. Исаев И.А. История государства и права России. – М., 2008.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гидролизат плаценты источник жизни инструкция по применению цена
  • Германия руководство страны
  • Цифровая фоторамка texet tf 327 инструкция
  • Reoflex ep primer эпоксидный грунт инструкция
  • Трава горец почечуйный инструкция по применению