Важную
роль в групповой коррекции играет
поведение психолога, которое в значительной
степени определяется его теоретической
ориентацией. Но в целом его позиция
может быть охарактеризована как
директивная и недирективная.
Основные
задачи группового психолога
·
Побуждение членов группы к проявлению
отношений, установок поведения,
эмоциональных реакций и их обсуждению
и анализу, а также разбору предложенных
тем.
·
Создание в группе условий для полного
раскрытия клиентами своих проблем и
эмоций в атмосфере взаимного принятия,
безопасности, поддержки и защиты.
·
Разработка и поддержание в группе
определенных норм, гибкость в выборе
директивных и недирективных техник
воздействия.
Средства
воздействия, используемые групповым
психологом, можно условно разделить
на два вида: 1) вербальные и 2) невербальные.
К вербальным
относятся:
·
структурирование хода занятий (одна
из важнейших функций психолога). Это
все высказывания, которые определяют
ход программы занятия. Например: «О
чем вы сегодня хотели бы говорить?»;
«Чья сегодня очередь рассказывать о
себе?»; «Тема сегодняшнего нашего
разговора такая-то и такая-то».
Высказывания направлены на ограничение
непродуктивной активности группы: «Не
отвлеклись ли мы от темы?»; «Вы это
сказали в связи с тем-то и с тем-то» и
т.д.
·
сбор информации. Психолог использует
свои вопросы о разных параметрах
субъективной модальности или повторяет
вопросы других участников группы;
·
интерпретация как самый распространенный
и неоднозначный прием словесного
воздействия. Она может относиться как
к прошлому, так и к актуальному настоящему
клиента. Это могут быть приемы отражения
эмоций клиента, конфронтация с ним,
собственно интерпретация как
323
постановка гипотез о причинах и следствиях
поведения клиентов;
·
убеждение и переубеждение, которые
совершаются непосредственно и
опосредованно;
·
предоставление информации;
·
постановка заданий, которые должны
выполнять клиенты. В данном случае речь
идет не столько об активности психолога,
сколько о стимуляции членов группы к
определенному виду активности.
Высказывания
психолога определяют отношения в группе
в трудных
ситуациях, к
числу которых можно отнести следующие:
Агрессивный
клиент в группе. Эффективным
может быть прием обсуждения его
проблематики, если клиент сидит спиною
к группе вне круга. Психолог обсуждает
эту ситуацию как этическую и психологическую
задачу.
Клиент,
стремящийся к доминированию и соперничеству
с психологом. Эффективным
может быть прием попеременного
игнорирования некоррекционных
высказываний, поведения клиента и
неожиданного обсуждения их.
Наличие
в группе пассивных клиентов. В
этой группе обычным бывает длительное
молчание. Молчание может быть использовано
как способ демонстрации клиентам роли
их собственной активности в групповой
психокоррекции, стремление помочь
осознать свою ответственность за
протекание групповых процессов.
Затянувшееся молчание приводит к падению
напряжения, которое оно создает вначале
и снижению мотивации участия в групповой
психокоррекции.
Нежелание
клиента говорить о себе. Психологу
необходимо в этом случае стимулировать
обсуждение в группе целей и задач
групповой психокоррекции и защитных
установок.
Объединение
отдельных клиентов в подгруппы —
форма отказа от групповой работы. Эти
факты психолог использует как материал
для обсуждения в группе. Эти трудности
уменьшаются по мере развития группы,
когда активность психолога уменьшается
и переходит к клиентам. Задачей психолога
является ориентирование активности
группы, ее стимулирование.
В
принципе психолог, с одной стороны,
эмоционально принимает каждого отдельного
клиента, с другой — предъявляет группе
определенные требования. Из этого
следует, что необходим постоянный
контроль над соотношением сплоченности
и напряженности в группе. Кроме того,
поведение
324
психолога
должно являться своего рода моделью,
образцом поведения в групповой ситуации.
Внимательно слушая, обращая внимание
на одно, игнорируя другое, психолог
способствует созданию условий для
появления изменений сознания и
самосознания клиентов.
К
невербальным
средствам
относятся: мимика, пантомимика,
жестикуляция, интонация, проксемика.
325
Работа
под наблюдением супервизора
Работа
под наблюдением супервизора позволяет
обратить внимание на ригидные способы
решения некоторых групповых проблем
психологом, обсудить тактику поведения
в некоторых уникальных ситуациях,
которые возникают в группе. Обсуждение
происходящих процессов в группе
аналогично обсуждению на предыдущем
этапе. Также целесообразно выбрать 2-3
основные темы, доминировавшие за период
наблюдения, отметить переходы от темы
к теме, определить основных инициаторов
этих переходов, вмешательство психолога,
сфокусировать внимание на его чувствах
к основным инициаторам смены тем.
Обсуждаются также другие способы
воздействия на процесс в этих узловых
пунктах. В случае удаления от материала
обсуждения целесообразно выявить
основные эмоции, приводящие к такому
уходу, проанализировать характер
взаимоотношения супервизора и психолога.
Попытаться провести аналогию между ним
и отношением к кому-либо из участников
группы, тем самым еще раз акцентировать
ту психологическую проблему психолога,
которая не позволяет использовать
некоторые средства воздействия.
Поведение
группового руководителя, стиль его
общения, манера реагирования играют
важную роль в процессе психокоррекции.
Систематизация
возможных типов поведения групповых
руководителей осуществляется на основе
роли, ориентации, коррекционного стиля.
И.
Ялом (1975)
выделяет две основные роли группового
руководителя:
1.
Технический эксперт.
2.
Эталонный участник.
Выступая
в качестве эксперта, психолог планомерно
и целенаправленно использует свои
знания, профессиональные навыки для
достижения коррекционных целей и в
нужный момент применяет соответствующие
методы.
325
В
качестве эталонного участника он может
преследовать двоякую цель: либо
демонстрировать желательные образцы
поведения, например модель открытого
выражения чувств и разумной сдержанности
в проявлении эмоции; либо ускорять
процесс социального научения путем
децентрализации своего положения в
группе, что ускоряет достижение группой
независимости и сплоченности.
С.
Кратохвил (1978)
описывает пять основных ролей группового
руководителя.
1.
Лидер.
В
этой роли психолог открыто проявляет
свою власть, оказывая постоянное
воздействие на членов группы. Он побуждает
их, оберегает, поддерживает, критикует
и т.д. В руководимой таким способом
группе клиенты часто обращаются к
психологу за указанием, поддержкой,
советом и сильно от него зависят.
Особое
внимание активной роли психолога уделяет
школа трансактного анализа. Представители
этой школы считают группу, в которой
психолог отказывается от руководства
(становится как бы одним из членов
группы) не психокоррекционной, а встречей
милых друзей. Активная руководящая роль
психолога находит свое применение также
во время работы в психодраме и
гештальттерапии.
2.
Аналитик.
В
группах психоаналитических ориентации
психолог должен быть в распоряжении
клиентов для осуществления ими переноса
на него инфантильных чувств к отцу и
матери. Поэтому он должен представлять
собой нечто вроде неисписанного белого
листа. Он ведет себя абсолютно
индифферентно, пассивно, никак себя не
проявляет, не дает советов, никого не
осуждает, не выражает никаких чувств и
оценок. Внешне он как бы пускает все на
самотек, предоставляет членам группы
возможность свободно ассоциировать и
свободно проявлять свои интеракции.
Вскоре группа сама поймет, что обсуждать
полезно, а что — пустая трата времени.
Психолог постепенно начинает
интерпретировать поведение, поступки
клиентов, чтобы открыть их подсознательные
мотивы. В дальнейшем группа сама начинает
принимать участие в толкованиях и
суждениях.
3.
Комментатор.
В
этой роли психолог не руководит группой
и не направляет ее деятельность. Время
от времени он обобщает и комментирует
все, что произошло в
группе.
Он целиком нацелен на групповой процесс
и служит группе своеобразным зеркалом.
Поэтому роль комментатора имеет особое
значение в группах, ориентированных на
интеракцию.
326
Свои комментарии психолог преподносит
как бы не от себя лично, а в виде
резюмированного описания деятельности
группы, без выражения собственных чувств
и оценочных суждений. Безличностный
характер комментариев и отсутствие
указаний часто вызывают агрессивную
реакцию группы, недовольство таким
поведением руководителя. Повторными
комментариями руководитель все же
направит внимание клиентов в определенном
направлении и в дальнейшем в группе
поймут, что происходит.
4.
Эксперт.
Руководитель
не принимает активного участия в работе
группы, о своих чувствах не говорит, но
иногда советует, что следовало бы
сделать, подсказывает содержание того
или иного мероприятия, либо в удобную
минуту пользуется каким-нибудь приемом,
например предлагает сыграть
психодраматическую сцену или бессловесно
выразить собственное чувство. Он
координирует обсуждение. Если кто-то
не может проявить себя или даже получить
слово, он вынуждает группу дать возможность
этому человеку высказаться. Эксперт не
навязывает определенных решений,
собственного мнения, но и не отказывается
содействовать. Своими замечаниями он
помогает группе подойти к какому-нибудь
вопросу с разных сторон. Он не фрустрирует
группу, не держит ее в напряжении из-за
недостатка информации. Он объясняет
все, что клиенты не знают, и обучает
тому, чего они не умеют.
5.
Аутентичная
личность. Руководитель
ведет себя как один из членов группы,
выражает свои подлинные чувства. Он
становится моделью для подражания,
делает абсолютно все вместе со своей
группой, без колебаний делится своими
личными проблемами. Благодаря аутентичному
поведению и являясь примером для других,
руководитель помогает создать группе
необходимые нормы. Вопрос об аутентичности
руководителя является спорным.
Подробно
останавливаясь на этом вопросе, С.
Кратохвил вводит определенные ограничения
аутентичности, связывая
их с личностными качествами тренера, с
целями группы и с сиюминутными
потребностями группы:
1.
Ограничения,
связанные с личными качествами
руководителя. Искренность
психолога предполагает наличие у него
таких качеств, как сочувствие, теплота,
мягкость. Если же психолог будет искренне
проявлять свою раздражительность,
упрямство и другие негативные качества,
то ему лучше отказаться от роли аутентичной
личности и выбрать для себя другую роль.
Это, конечно, не значит, что психолог не
327
имеет право проявлять агрессию, упрямство
и недовольство. Однако в целом, клиент
должен чувствовать, что руководитель
добрый человек, который его любит.
2.
Ограничения,
связанные с целями группы. Чрезмерная
откровенность психолога может привести
к тому, что группа начнет обсуждать его
личные проблемы. Это также не входит в
задачу групповой психокоррекции.
Аутентичность психолога должна быть
избирательной. Хотя психолог и выражает
искренне свои чувства, но не касается
своих внутренних проблем. Нецелесообразно,
чтобы психолог подробно знакомил группу
со своей биографией.
3.
Ограничения,
связанные с сиюминутными потребностями
группы. Иногда
аутентичное поведение психолога может
прийти в противоречие с тем, что в данный
момент наиболее желательно с коррекционной
точки зрения. Например, психолог, как и
другие участники группы, чувствует
антипатию к девианту, но при этом
осознает, что выражением своих подлинных
чувств он только ухудшает положение
девианта, усиливает его сопротивление
и способствует уходу его из группы.
Поэтому психолог заступается за него,
предоставляя частичную поддержку, чтобы
хоть как-то уравновесить отрицательное
отношение к нему всей группы.
Наблюдения
за работой групповых руководителей
позволили исследователям классифицировать
стили руководства группой и выделить
четыре основных стиля:
1.
Эмоциональная
стимуляция.
2.
Опека.
3.
Познавательная ориентация.
4.
Исполнительная функция.
Эмоциональная
стимуляция. Руководитель
группы стимулирует проявление различных
чувств, конфронтацию отдельных членов
группы. Он участвует в происходящем как
равноправный член группы: возбуждает
остальных, проявляет нетерпение,
раздражительность или теплоту и любовь.
Его поведение говорит: «Посмотрите
на меня и делайте, как я».
Опека.
Руководитель
поддерживает членов группы заботой и
вниманием, обеспечивает эмоциональную
поддержку. Он открыто выражает теплоту,
вступает в специфические личные отношения
с отдельными участниками группы.
Познавательная
ориентация. Руководитель
вербализует чувства, которые испытывает
клиент, объясняет смысл поведения
конкретного человека или всей группы,
интерпретирует
328
переживания.
Руководитель переводит чувства и
поведение на обыкновенный язык.
Исполнительная
функция. Руководитель
группы устанавливает правила, определяет
нормы, направляет деятельность, следит
за временем, расспрашивает, предлагает,
советует, решает. Он действует как
режиссер, который по необходимости
останавливает действие и сосредоточивает
внимание на определенном поведении
члена группы или всей группы. Руководитель
держит группу в полном повиновении и
использует собственное положение для
достижения целей.
В
связи с тем что стили поведения у разных
тренеров по-разному комбинируются, в
разной степени проявляются, исследователи
создали следующую типологию руководителей
групп:
Опекуны
заботятся
о клиентах, обеспечивают познавательную
ориентацию, советуют, как себя изменить.
Стимуляторы
осуществляют
высокий уровень эмоционального
стимулирования и средний или высокий
уровень исполнительной функции.
Социальные
инженеры ориентированы
на группу и занимаются отношением членов
группы к ней самой, в своем поведении
мало индивидуальны, проявляют умеренный
уровень заботы и поддержки, интересуются
скорее группой, чем индивидом.
Личностно-нейтральные
руководители —
постоянно сохраняют дистанцию, возбуждают
агрессивным способом, эмоциональное
стимулирование средней силы, слабая
забота.
Либеральные
руководители —
преобладает познавательная ориентация,
достаточно низкий уровень проявления
остальных трех стилей.
Командиры
—
высшая степень проявления исполнительной
функции, авторитарность, частое
использование различных упражнений.
Описанные
типы руководителей групп приведены в
порядке их эффективности для коррекционной
работы. Первые три типа считаются
эффективными, последние три
-малоэффективными.
Иногда
руководитель группы постоянно
придерживается выбранной им роли, иногда
он меняет ее в процессе эволюции группы,
например на начальном этапе руководитель
занимает позицию комментатора и
аналитика, а в дальнейшем, по мере
созревания группы, переходит в позиции
эксперта или аутентичной личности.
329
Ко-тренеры
Часто
группой руководят два тренера. В некоторых
случаях в роли ко-тренера выступает
начинающий психолог, приобретающий
опыт руководства группой, в других
случаях профессиональный уровень
тренера и ко-тренера одинаков. Для
тренера присутствие коллеги дает
прежде всего возможность получить
обратную связь
относительно
своего поведения в группе. Предпочтительнее,
чтобы один из руководителей был мужчина,
другой — женщина. В аналитически-ориентированных
группах они служат мишенями для переноса
чувств к родителям.
Один
психолог может выступать более
авторитарно, другой — больше заниматься
опекунскими делами. Один повышает, а
другой — понижает групповое напряжение
и т.д.
Работа
тренеров в паре вызывает ряд вопросов:
«Должны ли руководители группы быть
всегда в согласии друг с другом или они
могут выражать разные взгляды?»;
«Должны ли они утаивать от группы
реальный конфликт, который может
возникнуть между ними, или обсудить его
публично на одной из встреч?» и др.
Если
они выбрали позицию аутентичных
личностей, то они должны выражать
взаимную неудовлетворенность и
несогласие. Если кто-то из них признает
свою ошибку или заблуждение, то такая
откровенность может стать моделью
действительных человеческих отношений.
Однако тренеры должны постоянно
контролировать свое поведение и не
допускать, чтобы их соперничество
использовалось членами группы в
некоррекционных целях.
330
Типичные
ошибки руководителя группы
·
Опасная тенденция использования
ведущим членов группы в собственных
интересах (достичь популярности,
утвердить авторитет и т.д.).
·
Стремление достичь своих скрытых и
невысказываемых целей. Даже небольшой
налет этой тенденции чувствуется
группой, ослабляет и разрушает ее доверие
к ведущему. Все собственные цели ведущего
должны быть четко высказаны группе.
·
Ориентация лишь на одну стратегию или
на один метод может послужить основанием
для недоверия группы к ведущему.
330
·
Отягощенность собственными большими
переживаниями, на основе чего может
возникнуть потребность центрировать
группу на себя.
·
Непринятие личного эмоционального
участия в группе. В группе может и не
возникнуть важный для ее развития
оптимальный эмоциональный настрой, а
взамен этого будет продуцироваться
крайне нежелательная эмоциональная
отчужденность, психологическая
закрепощенность и закрытость участников.
331
Этические требования к руководителю
коррекционной группы
Наиболее
важным в этой проблеме являются вопросы,
касающиеся руководителей группы,
психолога и вопросы внутригрупповой
этики. Обоснованное требование, которое
должно предъявляться к психологу, — это
уровень его профессиональной подготовки.
Некоторые полагают, что групповую
психокоррекцию может проводить любой
дипломированный психолог. Это глубокое
заблуждение, порожденное незнанием
прежде всего механизмов воздействия
групповой психокоррекции. Подготовка
компетентных специалистов к групповой
психокоррекции — дело довольно сложное,
трудоемкое и должно включать в себя как
минимум три стадии обучения:
1.
Обучение коррекционным основам и
техникам групповой психокоррекции.
2.
Стажировка в группе, которой руководит
опытный специалист.
3.
Личное участие в групповом процессе.
Теоретические
основы и основные формы групповой
психокоррекции осваиваются при первичной
специализации, но этого бывает
недостаточно. Оптимальным вариантом
является работа в паре с опытным
психокорректором. Роль лидера всегда
играет более подготовленный специалист,
но иногда полезно в процессе занятий
передавать эту роль стажеру, чтобы тот
мог взять на себя ответственность, а
главное — почувствовать группу,
В
последующем руководство группой можно
временно возложить на стажера и при
условии присутствия, наблюдения и
поддержки профессионала.
Очень
важное значение имеет приобретение
психологом личного опыта как члена
группы. Хорошим полигоном для этого
является группа тренинга. Руководители
в такой группе
331
могут
назначаться по очереди, остальные
выполняют роль участников. Участники
Т-группы в таких случаях приобретают
понимание не только того, как чувствует
себя руководитель группы, но и того, как
чувствуют себя участники, переживающие
трудности фрустрации, межличностных
отношений, самораскрытия. Внутригрупповая
этика включает в себя круг вопросов,
наиболее важными из которых являются:
согласие или несогласие участвовать в
групповом процессе, свобода выбора
участия в тех или иных действиях группы,
профилактика психических травм.
Первый
вопрос. Профессиональные
руководители групп должны ограничиваться
скромной рекламой и открыто говорить
о границах своей компетенции и
возможностей. В то же время информация
о целях, методах, продолжительности,
принципов групповой психокоррекции —
наоборот, должна быть наиболее полной.
Это позволяет клиенту правильно решать
вопрос о том, участвовать ему в этом
виде работы или нет.
Второй
вопрос касается
более интимных механизмов группового
процесса. Поэтому каждый участник имеет
право не участвовать в тех или иных
действиях или ситуациях при работе
группы. При этом ни руководитель группы,
ни сама группа не должны оказывать на
такого участника чрезмерного давления,
а тем более понуждать его к искренности
и самораскрытию.
Третий
вопрос тесно
связан со вторым. Имеет значение также
продуманный отбор отдельных членов при
формировании группы.
И,
наконец, обязательным для всей группы
в целом является соблюдение
конфиденциальности. Все, что обсуждается
в группе, не должно выходить за ее
пределы. В противном случае групповой
процесс может прерваться.
Требования,
которые должен соблюдать руководитель
коррекционной группы
·
Иметь четкое представление о типе
создаваемой группы, ее целях и задачах.
·
Владеть диагностическими средствами
отбора членов группы.
·
Не включать в группу людей, склонных
к психическим заболеваниям или находящихся
в глубокой депрессии.
·
Предупреждать будущих членов группы
о тех эмоциональных нагрузках, которые
они могут испытывать.
332
·
Доводить до сведения участников группы
основополагающие правила, которыми
должна руководствоваться группа в своей
деятельности.
·
Избегать таких форм работы в группе,
для выполнения которых у ее участников
недостаточно подготовки и опыта.
·
Уяснить в самом начале работы группы,
на чем будет концентрироваться ее
внимание.
·
Защищать право членов группы решать,
какой материал предоставлять в группу,
в каких видах деятельности участвовать.
Быть чувствительным к любой форме
группового давления, к попыткам принизить
достоинство отдельного человека. Такое
поведение членов группы руководитель
обязан блокировать.
·
Логически обосновывать для себя
необходимость использования того или
иного приема. Быть компетентным в своих
действиях.
·
Создать свой неповторимый стиль,
основанный на теоретических положениях
и максимальной реализации собственного
личностного потенциала. Использовать
в практике группового обучения новейшие
достижения в этой области.
·
Не пользоваться возможностью
«идеализации» себя со стороны
отдельных членов группы и не манипулировать
участниками обучения в своих интересах.
·
Подчеркивать важность принципа
конфиденциальности относительно
личностного материала, принадлежащего
членам группы.
·
Избегать навязывания своих ценностей
и убеждений участникам группы. Уважать
их способность самостоятельно размышлять
и приходить к определенным выводам на
основании информации, получаемой в
группе. Блокировать маскируемые желанием
помочь попытки членов группы навязывать
свою волю другим.
·
Быть внимательным к появлению у
отдельных членов группы признаков
психического истощения. Это возможно
устранить предоставлением отдыха всем
членам группы, так как у других
переутомление может быть менее заметным.
Если же по ходу занятий обнаружатся
болезненные симптомы в поведении, то
таких людей необходимо в исключительно
тактичной (не травмирующей психику)
форме отстранить от занятий.
·
Подготавливать участников группы к
тому, что со стороны окружающих возможна
отрицательная реакция на
333
попытки реализовать групповые нормы в
повседневной жизни. Проблемы, которые
могут возникнуть, лучше всего обсуждать
в группе, рассмотрев способы и пути их
решения. Такого рода исследования
проводятся в группе до завершения ее
работы. Необходимо разъяснить участникам
группы, что данная группа есть своеобразная
учебная лаборатория самопознания, что
нормы ее функционирования, несмотря на
всю их гуманность, в жизни необходимо
применять очень осторожно.
·
Планировать дополнительные (после
завершения работы группы) встречи, с
тем чтобы участники могли обсудить свои
успехи, а также для того, чтобы руководитель
мог оценить эффективность группы как
инструмента изменений (перемен) в
человеке.
·
Необходимо продолжать индивидуальную
работу с теми ее членами, которые после
завершения основной работы группы
чувствуют в этом необходимость.
334
Основные задачи группового психолога: Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций и их обсуждению и анализу, а также разбору предложенных тем. Создание в группе условии для полного раскрытия клиентами своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безоп-ти, поддержки и зашиты, Разработка и поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе средства воздействия, используемые групповым психологом делятся на два вида: 1 Верб-е и 2 Неверб-е
Вербальные: -структурирование хода занятий (одна из важнейших функции
-сбор информации; -интерпретация как самый распространенный и неоднозначный прием словесного воздействия ; -убеждение и переубеждение, которые совершаются непосредственно и опосредованно; -предоставление информации; -постановка заданий которые должны выполнять клиенты Невербальные: мимика, пантомимика, жестикуляция, интонация.
И. Ялом (1975) выделяет две основные роли группового руководителя:
1) технический эксперт (планомерное и целенаправленное использование своих знаний, профессиональных навыков для достижения коррекционных целей)
2) эталонный участник (демонстрация желательных образцов поведения, либо ускорение процесса социального научение путем децентрализации своего положения в группе, что ускоряет достижение группой незав-ти и сплоченности)
С. Кратохвил (1978) описывает пять основных ролей группового руководителя:
1) лидер 2)аналитик 3) комментатор 4 )эксперт 5) аутентичная личность
Этические требования к руководителю группы.
Обоснованные требования, которые должны предъявляться к психологу это уровень его проф-ной подготовки. Подготовка компетентных специалистов включает в себя три стадии обучения: 1) обучение коррекционным основам и техникам групповой психокоррекции; 2) стажировка в группе, которой руководит опытный специалист; 3) личное участие в групповом процессе. Требования
— иметь четкое представление о типе создаваемой группы, ее целях и задачах
— владеть диагностическими средствами отбора членов группы; — не включать в группу людей, склонных к психическим заболеваниям или находящихся в глубокой депрессии; — предупреждать будущих членов группы о тех эмоциональных нагрузках, которые они могут испытывать; — уяснить в самом начале работы группы. на чем будет концентрироваться ее внимание; — быть чувствительным к любой форме группового давления, к попыткам принизить достоинство (отдельного человека); — не пользоваться возможностью «идеализации» себя со стороны отдельных членов группы; — не манипулировать участниками обучения в своих интересах; — подчеркивать важность принципа конфиденциальности относительно личностного материала, принадлежащего членам группы; — избегать навяз-я своих ценностей и убеждений участн-м группы.
* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
Оглавление
Введение.
-
История
группового психокоррекционного
движения.
Специфика
групповой формы психокоррекции.
Особенности
комплектования группы.
Руководство
психокоррекционной группой.
Заключение.
Список
источников литературы.
Введение.
Сегодняшняя
жизнь, взорвавшаяся переменами, новым
образом мыслей и действий, создающая
множество экономических и психологических
трудностей, требует от человека всех
его нравственных и физических резервов
для того, чтобы адаптироваться в новых
условиях, и не просто выжить, а победить
— прежде всего себя, а затем обстоятельства.
Каждый,
кто стремится полноценно прожить жизнь,
добиться успехов в обществе, а главное
ощущать радость жизни, должен уметь
управлять собой, противостоять
обстоятельствам, изменять себя, если
это необходимо.
Для
социальной психологии аксиомой является
вывод, что все современные российские
экономические, политические и другие
проблемы — это псевдо — проблемы. Настоящие
проблемы лежат исключительно в сфере
духа и сознания, то есть в сфере культуры
и нравственности.
Ни
один человек не может жить без гармонии,
без согласия ума, воли и чувств, без
созвучия с природой, окружающим миром,
культурой. Но это согласие имеет разные
уровни, разные масштабы, цели, моральные,
утилитарные, эстетические оценки,
включая и явно отрицательные.
Личность
развивается, не только согласуясь с
обстоятельствами, но и наперекор им. Ее
отношения с окружающей действительностью
не только гармоничны, но и включают в
себя определенную дисгармонию.
Главное
в общении — не «зазубривание» правил,
а такое владение языком, чтобы кратко,
точно и впечатляюще звучала любая, самая
сложная, мысль. Широкие и глубокие знания
— это не только условие высокой
профессиональной квалификации, но и
важнейший ресурс, который, в отличие от
природного сырья, не исчерпывается, а
приумножается.
Исследования,
проводимые психологами и социологами,
убедительно показывают, что мы чаще
озадачены тем, как изменить других людей
или ситуацию. Значительно труднее
причину своего неблагополучия, личных
неудач, безрадостной жизни увидеть в
себе, в своём отношении к жизни и другим
людям.
Для
оказания профессиональной психологической
помощи необходимо знать причины
психологических недостатков, а также
то, что происходит в психике и поведении
человека, особенно в процессе коррекции.
Этот процесс необходимо контролировать
и уметь предвидеть его результаты. Для
этого нужны разнообразные и глубокие
психологические знания, которые, как
правило, можно получить только в
специальных высших учебных заведениях
на факультетах психологии. Если за
работу по оказанию индивидуальной
психокоррекционной помощи берется
некомпетентный человек, он способен
нанести клиенту весьма существенный
вред.
Актуальность
данной проблемы
определила тему реферативной работы,
а именно
«Групповая психокоррекционная работа
психолога с клиентами».
Цель
работы
состоит в выявлении условий эффективности
групповой психокоррекционной работы
психолога с клиентами.
Объектом
является
групповая психокоррекционная работа
психолога с клиентами.
Предмет:
условия, определяющие эффективность
групповой психокоррекционной работы
психолога в работе с клиентами.
Цель
реферативной работы конкретизируется
в частных
задачах:
-
проследить
динамику развития группового
психокоррекционного движения.
изучить
специфику групповой формы психокоррекции.
определить
критерии комплектования группы.
описать
особенности руководства психокоррекционной
группой.
1.
История группового психокоррекционного
движения.
Слово
“коррекция”
буквально означает “исправление”.
Психологическая
коррекция
(Психокорре?кция)
— один из видов психологической помощи
(среди других — психологическое
консультирование, психологический
тренинг, психотерапия); деятельность,
направленная на исправление особенностей
психологического развития, не
соответствующих оптимальной модели, с
помощью специальных средств психологического
воздействия; а также — деятельность,
направленная на формирование у человека
нужных психологических качеств для
повышения его социализации и адаптации
к изменяющимся жизненным условиям.
Психокоррекции поддаются, как правило,
недостатки, не имеющие органической
основы и не представляющие собой такие
устойчивые качества, которые формируются
довольно рано и потом практически не
изменяются.
Широкое
распространение в современном мире
получило групповое психокоррекционное
движение. Его основное отличие от
индивидуальной психокоррекции состоит
в том, что в группе психокоррекционный
эффект достигается за счет взаимодействия,
взаимовлияния людей и активного
использования социально-психологических
возможностей группы для достижения
требуемого психокоррекционного
результата. Групповой коррекционный
эффект, как правило, сильнее в тех
случаях, когда речь идет об исправлении
недостатков межличностного поведения
клиентов (недоверие скрытость,
малообщительность, неумение убеждать,
оказывать влияние на людей).
Трудно
точно назвать дату зарождения группового
психокоррекционного движения. Первые
шаги в истории его становления связаны,
скорее всего, с тридцатыми — сороковыми
годами текущего столетия. Среди тех,
кто одним из первых в истории психотерапии
(здесь впервые появилась потребность
использовать группу) обратился к
групповым методам, был американский
психиатр и социальный психолог Я.
Морено.
Он в 1932 году ввел в оборот термин
“групповая психотерапия” и предложил
один из наиболее эффективных методов
групповой коррекционной работы,
получивший название “психодрама”. Два
других американца, С.
Славсон
и А.
Вольф,
работая в рамках классического
психоанализа, обратили внимание на
существенную роль группы в
психотерапевтическом процессе. Они
установили, что результат использования
психоанализа во многих случаях более
велик при групповой, а не индивидуальной
работе.
В
качестве двух других источников
современной групп психокоррекции можно
назвать работы К.
Роджерса
и исследования К.
Левина
(оба также жили и работали в Америке).
К. Роджерс сформулировал гуманистические
принципы обращения с человеком во время
групповой работы, и на их основе до сих
пор строятся многие виды коррекционной
и терапевтической работы с людьми в
группе. К таким принципам относится
недерективное руководство группой, под
которым понимается равноправное,
уважительное отношение к группе со
стороны психолога, ведущего группу, его
отказ от использования авторитарного
стиля руководства. Другая гуманистическая
норма, которую Роджерс ввел в практику
групповой работы, называется принципом
“центрирования на клиенте”. Суть ее
выражается в том, что, работая с группой,
психолог основное внимание должен
обращать на проблемы клиента, волнующие
его в данный момент, а не пытаться
осуществить собственные, заранее
определен коррекционные или терапевтические
цели, следовать за волей клиента, а не
навязывать ему свою волю.
К.
Левин,
эмигрировавший в США из Германии в годы
фашизма, разработал теорию и методы
научного исследования малых групп. Он
обогатил групповую психокоррекцию
знаниями о процессах в малых группах,
и предложил ряд методов изменения и
управления динамикой малых групп. Он
доказал существование особых
социально-психологических влияний
малой группы на индивида, благодаря
которым достигается положительный
групповой психотерапевтический эффект,
в том числе открыл феномен социальной
фасилитации. Он проявляется в том, что
группа облегчает поведение индивида,
успокаивает, поддерживает его. Левин
обнаружил феномен группового конформизма,
который выражается в оказании группой
психологического давления на индивида,
которому вольно или невольно подчиняется
большинство членов группы.
Преимущество
групповой психокоррекционной работы
над индивидуальной.
Во-первых,
в том, что в группе начинают действовать
дополнительные, стимулы, заставляющие
человека нужным образом изменять свое
поведение. Установлено, например, что
группа облегчает человеку выражение
эмоций и чувств, позволяет ему вести
себя более раскованно, способствует
разрядке внутренней напряженности,
возникающей при индивидуальной работе.
Во-вторых,
в группе человек чувствует себя
психологически более защищенным, так
как в ней обычно создается благоприятная
атмосфера человеческих отношений. В
такой группе ведущий и другие ее участники
в любой момент могут прийти на помощь,
защитить каждого от психологических
травм и переживаний. В-третьих,
группа помогает человеку более глубоко
раскрыться, что само по себе может
принести ему желаемое облегчение.
В-четвертых,
группа стимулирует появление и закрепление
у индивида новых форм адаптивного
межличностного поведения, таких, которые
трудно вызвать при индивидуальной
психокоррекционной работе с клиентом.
В-пятых,
группа помогает лучше понять самого
себя, сравнивая себя с другими. В
результате у человека складывается о
себе более правильное представление.
2.
Специфика групповой формы психокоррекции.
Специфика
групповой психокоррекции заключается
в целенаправленном использовании
групповой динамики, т.е. всей совокупности
взаимоотношений и взаимодействий,
возникающих между участниками группы,
включая и психолога, в коррекционных
целях. Групповая психокоррекция не
является самостоятельным направлением
психокоррекции, а представляет лишь
специфическую форму, при использовании
которой основным инструментом воздействия
выступает группа клиентов, в отличие
от индивидуальной психокоррекции, где
таким инструментом является только сам
психолог.
Психокоррекционная
группа — это искусственно созданная
малая группа, объединенная целями
межличностного исследования, личностного
научения, самораскрытия. Это взаимодействие
«здесь и теперь», при котором участники
изучают происходящие с ними процессы
межличностного взаимодействия в данный
момент и в данном месте.
Среди
коррекционных групп выделяют группы
для решения проблем, для обучения
межличностным взаимоотношениям, роста
(самосовершенствования).
Психокоррекционные
группы могут быть центрированы
преимущественно на руководителе (группы
тренинга умений) или на ее членах (группы
встреч).
Состав
группы определяется ее типом (группа
встреч, группа умений и т.д.), а также
формой и содержанием предполагаемой
психокоррекционной работы.
Противопоказанием
для групповой психокоррекционной работы
является низкий интеллект клиента.
Наряду
с другими методами, групповая психокоррекция
применяется в рамках различных
теоретических ориентации, определяющих
в каждом конкретном случае конкретные
цели и задачи; содержательную сторону
и интенсивность процессов; тактику
психолога; основные психологические
мишени; выбор методических приемов.
Все
эти переменные во многом определяются
также специфическими проблемами
клиентов, принимающих участие в
коррекционной работе. В качестве
самостоятельного направления групповая
психокоррекция выступает лишь в том
смысле, что рассматривает клиента в
социально-психологическом плане, в
контексте его взаимоотношений и
взаимодействий с окружающими, раздвигая
тем самым границы коррекционного
процесса и фокусируясь не только на
индивиде и его внутриличностной
проблематике, но и на индивиде в
совокупности его реальных взаимоотношений
и взаимодействий с окружающим миром.
Взаимоотношения
и взаимодействия, в которые вступает
клиент в группе, в значительной степени
отражают его истинные взаимоотношения.
Группа выступает как модель реальной
жизни, где клиент проявляет те же
отношения, установки, ценности, те же
способы эмоционального реагирования
и те же поведенческие реакции. Использование
групповой динамики направлено на то,
чтобы каждый участник имел возможность
проявить себя, а также на создание в
группе эффективной системы обратной
связи, позволяющей клиенту адекватнее
и глубже понять самого себя, увидеть
собственные неадекватные отношения и
установки, эмоциональные поведенческие
стереотипы, проявляющиеся в межличностном
взаимодействии, и изменить их в атмосфере
доброжелательности и взаимного принятия.
Главным
содержанием работы групп становится
анализ типовых образцов взаимодействия,
сопоставление поведения в актуальной
ситуации «здесь и теперь» с его характером
и последствиями в прошлом. Благодаря
тактичному участию психолога, который
поощряет и направляет дискуссию,
способствует появлению атмосферы
доброжелательности и сотрудничества,
такая аналитическая работа облегчает
переживание коррективного эмоционального
опыта, неизбежного для протекания
процесса обучения.
Цели
и задачи групповой психокоррекции как
метода, ориентированного на личностное
изменение,
в
определенной степени различаются в
зависимости от теоретических представлений
о личности и природе ее нарушений.
В
самом общем виде цели групповой
психокоррекции определяются как
раскрытие, анализ, осознание и проработка
проблем клиента, его внутриличностных
и межличностных конфликтов и коррекция
неадекватных отношений, установок,
эмоциональных и поведенческих стереотипов
на основе анализа и использования
межличностного взаимодействия.
Таким
образом, задачи групповой психокоррекции
фокусируются на трех составляющих
самосознания:
1.
Самопонимание (когнитивный аспект).
2.
Отношение к себе (эмоциональный
аспект).
3.
Саморегуляция (поведенческий аспект).
В
зависимости от теоретической ориентации
представители различных направлений
придают большее или меньшее значение
каждому из них, подчеркивая при этом и
определенную роль двух других. В качестве
основных механизмов коррекционного
воздействия могут рассматриваться
корригирующие эмоциональные переживания,
конфронтация и научение.
В
познавательной сфере (когнитивный
аспект, интеллектуальное осознание)
групповая психокоррекция должна
способствовать тому, чтобы клиент
осознал
·
связь между психогенными факторами
и возникновением, развитием и сохранением
своих проблем;
·
какие ситуации в группе и в реальной
жизни вызывают напряжение, тревогу,
страх и другие негативные эмоции,
провоцирующие появление, фиксацию и
усиление органических или психических
симптомов;
·
связь между негативными эмоциями
и появлением и усилением различного
рода нарушений и расстройств;
·
особенности своего поведения и
эмоционального реагирования;
·
как он выглядит со стороны, как
воспринимается его поведение другими;
как оценивают окружающие те или иные
особенности поведения, эмоционального
реагирования, как откликаются на них,
какие последствия это поведение имеет;
·
существующее рассогласование между
собственным образом «Я» и восприятием
себя другими;
·
собственные мотивы, потребности,
стремления, отношения, установки,
особенности поведения, эмоционального
реагирования, а также степень их
адекватности, реалистичности и
конструктивности; характерные защитные
механизмы;
·
внутренние психологические проблемы
и конфликты;
·
особенности межличностного
взаимодействия, межличностные конфликты
и их причины;
·
более глубокие причины переживания
и способы реагирования, начиная с
детства, а также условия, особенности
формирования системы отношений;
·
собственную роль, меру своего
участия в возникновении и сохранении
конфликтных и психотравмирующих
ситуаций, а также то, каким путем можно
было бы избежать их повторения в будущем.
В
целом задачи интеллектуального осознания
сводятся к следующим аспектам: осознанию
всей связи «личность — ситуация —
проблема»; интерперсонального контекста
собственной личности, ее исторического
и генетического плана.
В
эмоциональной сфере групповая
психокоррекция должна помочь клиенту:
·
получить эмоциональную поддержку
со стороны группы и психолога, что
приводит к ощущению собственной ценности,
ослаблению защитных механизмов, росту
открытости, активности и спонтанности;
·
пережить в группе те чувства, которые
он часто испытывает в реальной жизни,
воспроизвести те эмоциональные ситуации,
которые были у него в действительности
и с которыми ранее он не мог справиться;
·
пережить неадекватность некоторых
своих эмоциональных реакций;
·
научиться искренности в отношении
к себе и к другим людям;
·
стать более свободным в выражении
собственных негативных и позитивных
чувств;
·
научиться более точно понимать и
вербализовать свои чувства и эмоциональные
состояния: раскрыть свои проблемы
с соответствующими им переживаниями,
зачастую ранее скрытыми от самого себя
или искаженными;
·
модифицировать способ переживаний,
эмоционального реагирования, восприятия
себя самого и своих отношений с другими;
·
произвести эмоциональную коррекцию
своих отношений;
В
целом задачи коррекции в эмоциональной
сфере сводятся к получению клиентом
эмоциональной поддержки и формированию
более благоприятного отношения к себе;
непосредственному переживанию и
осознанию нового опыта в группе и самого
себя; точному распознаванию и вербализации
собственных эмоций; переживанию заново
и осознанию прошлого эмоционального
опыта и получению нового эмоционального
опыта в группе.
В
поведенческой сфере групповая коррекция
должна помочь клиенту:
·
увидеть собственные неадекватные
поведенческие стереотипы;
·
приобрести навыки более искреннего,
глубокого, свободного общения;
·
преодолеть неадекватные формы
поведения, проявляющиеся в группе, в
том числе связанные с избеганием
субъективно сложных ситуаций;
·
развить формы поведения, связанные
с сотрудничеством, взаимопомощью,
ответственностью и самостоятельностью;
·
закрепить новые формы поведения,
в частности, те, которые будут способствовать
адекватной адаптации и функционированию
в реальной жизни;
·
вырабатывать и закреплять адекватные
формы поведения и реагирования на основе
достижения в познавательной и эмоциональной
сферах.
В
групповой психокоррекции основным
инструментом коррекционного воздействия
выступает группа,
помогающая выявить и скорректировать
проблемы клиента за счет межличностного
взаимодействия и групповой динамики,
сфокусированных на процессе «здесь и
теперь». На этом основании иногда
формируется точка зрения, согласно
которой групповая психокоррекция
направлена на проработку конфликтов в
сфере межличностного взаимодействия,
в то время как индивидуальная — на
раскрытие, проработку глубинного
внутриличностного конфликта. Однако
групповая психокоррекция в рамках
конкретного напряжения решает те же
задачи, что и индивидуальная, но с помощью
других средств. Если, например, целью
психокоррекции является раскрытие и
проработка внутреннего психологического
конфликта и неадекватных, нарушенных
отношений личности, обусловивших
возникновение субъективной неразрешимости
его, то эта цель является общей и для
индивидуальной, и для групповой
психокоррекции.
Один
из важнейших механизмов коррекционного
воздействия в групповой психокоррекции
— возникновение и переживание клиентом
в группе тех эмоциональных ситуаций,
которые были у него в реальной жизни в
прошлом и являлись субъективно
неразрешимыми и неотреагированными, —
предполагает проработку прошлого
негативного опыта, проявляющегося в
актуальной эмоциональной ситуации в
группе, без которой невозможно добиться
позитивных, достаточно глубинных
личностных изменений. Адекватное
самопонимание также не может быть
достигнуто вне общего контекста
формирования развития личности клиента.
Подробный анализ механизмов коррекционного
воздействия представлен в работах И.
Ялома (1970).
В
качестве основных механизмов коррекционного
воздействия И. Ялом выделяет следующие:
1.
Сообщение информации.
Получение клиентом в ходе групповой
психокоррекции разнообразных сведений
об особенностях человеческого поведения,
межличностного взаимодействия, конфликта,
нервно-психического здоровья и т.д.
Выяснение причин возникновения и
развития нарушений, информация о сущности
психокоррекции и ходе психокоррекционного
процесса, информационный обмен между
участниками группы.
2.
Внушение надежды.
Появление надежды на успех решения
проблемы под влиянием улучшения состояния
других клиентов и собственных достижений.
Успешная продвинутая психокоррекция
клиента служит остальным в качестве
позитивной модели, открывает им
оптимистические перспективы. Наиболее
сильно этот фактор действует в открытых
психокоррекционных группах.
3.
Универсальность страданий, переживаний
и понимание клиентом того, что он не
одинок, что другие члены группы также
имеют проблемы, конфликты, переживания.
Такое понимание способствует преодолению
эгоцентрической позиции, появлению
чувства общности и солидарности с
другими, повышению самооценки.
4.
Альтруизм
— возможность в процессе групповой
психокоррекции помогать друг другу,
делать что-то для другого. Помогая
другим, клиент становится более уверенным
в себе. Он ощущает себя способным быть
полезным и нужным, начинает больше
уважать себя и верить в собственные
возможности.
5.
Корригирующие рекапитуляции первичной
семейной группы.
Клиенты обнаруживают в группе проблемы
и переживания, идущие из родительской
семьи, чувства и способы поведения,
характерные для родительских и семейных
отношений в прошлом. Выявление и
реконструкция прошлых эмоциональных
и поведенческих стереотипов в группе
дает возможность их проработки, исходя
из актуальной ситуации, когда психолог
выступает в роли отца или матери для
клиента, а другие участники — в роли
братьев, сестер и других членов семьи.
6.
Развитие техники межличностного
общения. Клиент имеет возможность за
счет обратной связи и анализа собственных
переживаний увидеть свое неадекватное
межличностное взаимодействие и в
ситуации взаимного принятия изменить
его, выработать и закрепить нормы, более
конструктивные способы поведения и
общения.
7.
Имитационное поведение.
Клиент может обучиться более конструктивным
способам поведения за счет подражания
психологу и другим успешным членам
группы. Подчеркивается, что многие
психологи явно недооценивают роль этого
фактора.
8.
Интерперсональное влияние.
Получение новой информации о себе за
счет обратной связи, что приводит к
изменению и расширению образа «Я».
Возможность возникновения в группе
эмоциональных ситуаций, с которыми
клиент ранее не мог справиться, их
вычленение, анализ и проработка.
9.
Групповая сплоченность.
Привлекательность группы для ее членов,
желание оставаться в группе, чувство
принадлежности группе, доверие, принятие
группой, взаимное принятие друг друга,
чувство «Мы» группы. Групповая сплоченность
рассматривается как фактор, аналогичный
отношениям «психолог — клиент» в
индивидуальной психокоррекции.
10.
Катарсис.
Отреагирование, эмоциональная разгрузка,
выражение сильных чувств.
Методы
групповой психокоррекции
условно подразделяются на основные
и
вспомогательные.
Основным является групповая дискуссия,
имеющая три главные ориентации:
1)
интеракционную,
2)
биографическую
3)
тематическую.
Продолжительность
курса групповой коррекции зависит от
теоретической ориентации, от характера
основных проблем клиентов и условий, в
которых она проводится.
Все
существующие методы групповой
психокоррекции можно разделить:
на образовательные, аналитические и
основанные на действии.
3.
Особенности комплектования группы.
При
комплектовании коррекционной группы
необходимо руководствоваться двумя
основными
принципами:
1.
Добровольности.
2.
Информированности.
Принцип
добровольности
заключается в том, что клиент самостоятельно
принимает решение работать в коррекционной
группе, так как он должен быть личностно
заинтересован в собственных изменениях.
Нельзя принуждать или обязывать посещать
группу, так как нельзя заставить человека
измениться, если он сам этого не хочет.
Принцип
информированности
предполагает, что клиент имеет право
заранее знать все, что с ним может
произойти, а также те процессы, которые
будут происходить в группе. Поэтому с
клиентами перед началом занятий
проводится беседа о том, что такое
групповая работа, каковы ее цели и какие
результаты могут быть получены.
Возрастной
и половой состав группы
Групповая
психокоррекция применяется в самых
разных возрастных группах: от дошкольных
(например, А. В. Спиваковская, А. И. Захаров)
до старческих (И. А. Мизрухин).
Желательно,
чтобы возраст участников одной группы
был приблизительно одинаков. По мнению
многих специалистов, участие в группе
лиц в возрасте после 45 лет не дает
существенных результатов. Структура
личности к этому возрастному периоду
стабилизируется и ее изменение будет
требовать от субъекта значительных
усилий, на что человек не всегда согласен
и способен.
Для
лиц старше 50 лет и моложе 18 желательно
создавать группы не только однородные
по возрасту, но и приблизительно с равным
количеством мужчин и женщин. Безусловных
противопоказаний включения в группу
нет, кроме крайне низкого интеллекта.
При
комплектовании группы всегда встает
вопрос: «Какой она должна быть по составу:
гетерогенной или гомогенной?» В основе
определения однородности или неоднородности
группы обычно лежат три основных
критерия: демографический (возраст,
пол, образование), проблематический
(симптомы, характер нарушений,
психологический диагноз), личностный
(характер, интеллект, круг интересов).
Сторонники гетерогенных групп
аргументируют свою точку зрения желанием
создать модель общества в миниатюре.
В
гетерогенных группах эмоциональное
напряжение и степень конфронтации могут
быть более выраженными, а способы решения
конфликтов — более естественными. Однако
гетерогенность может способствовать
изоляции отдельных членов группы, что
не способствует улучшению коррекционного
воздействия. Пожилой интеллигентный
человек, попав в группу современной и
не очень деликатной молодежи, в лучшем
случае будет чувствовать себя неуютно,
в худшем — может стать предметом насмешек.
Гетерогенные
группы обеспечивают более глубокую
психокоррекцию, всестороннюю проверку
действительности, быстрое формирование
группового перенесения, облегчение
процесса создания группы.
Гомогенные
группы более сплоченны, менее конфликтны,
члены ее больше, чем в гетерогенных
группах, склонны к эмоциональной
поддержке друг друга. В гомогенных
группах быстрее происходит взаимная
идентификация, ускоряется достижение
инсайта, уменьшается длительность
психокоррекционного воздействия,
сопротивление и проявления деструктивного
поведения, гораздо реже создаются
подгруппы, происходит быстрое устранение
болезненных симптомов. Сходство клиентов
способствует возникновению взаимной
эмпатии, более глубокому пониманию —
катарсису. Клиенты используют свои
наблюдения за поведением участников
группы в качестве образца для подражания.
Профессиональный
состав группы
При
формировании группы предпочтительно
придерживаться принципа однородности
по профессиональному составу (например,
группы учителей школ и группы воспитателей
детских садов комплектуются раздельно).
Такая группа, как правило, состоит из
8-12 человек, гомогенна по проблематике
и гетерогенна в отношении других
характеристик (пол, возраст, образование,
психологические особенности, специфика
психологического конфликта и т.д.).
Размер
группы
Групповая
психокоррекция проводится как в открытых,
так и в закрытых группах составом 25-30
человек (большие группы) и 8-12 человек
(малые группы). В закрытой группе число
участников постоянно. В открытой группе
— может быть постоянный приток новых
клиентов. Такая группа функционирует
неограниченное время.
Группы
могут быть большими — до 30 человек и
малыми — 4-5 человек. Когда группа слишком
велика, возникает тенденция к обособлению
отдельных подгрупп со своими интересами
и обратными связями. Такие группы трудно
управляемы, а коррекционный эффект их
низок. Если группа слишком мала, то резко
снижается интенсивность межперсональных
взаимодействий.
Оптимальное
число членов группы зависит от частоты
и длительности групповых встреч. Для
группы, которая собирается 1-2 раза в
неделю и ориентируется на интеракцию,
оптимальным считается состав 7-10 человек.
При планировании размеров группы нужно
стремиться к тому, чтобы обеспечить
всех участников достаточным количеством
интеракций. Возможность интеракций
будет слишком мала, если группа будет
состоять из 3-4 человек, с другой стороны,
с возрастанием числа участников до 12 и
выше число возможных интеракций настолько
повышается, что они не могут реализоваться
в полном объеме.
В
больших группах растет число людей,
которые остаются в течение встречи без
внимания и которые могут сознательно
оставаться в тени, если более активные
и агрессивные члены группы будут их
спонтанно подавлять. Таким образом, в
группе должно быть столько человек,
чтобы каждый мог найти себе применение.
Не
рекомендуется включать в группу лиц
имеющих выраженные физические дефекты,
нарушения психического здоровья.
Частота
и длительность встреч.
Группа
может быть кратковременной (1-6 месяцев)
или долговременной (до нескольких лет).
Частота
и длительность занятий определяется
многими факторами: особенностями
учреждения, в котором проводится
коррекция, формой и целью коррекционных
воздействий. Оптимальными считаются
3-4 занятия в неделю, каждое продолжительностью
60-90 мин. Частота встреч может составлять
от 1 до 5 раз в неделю.
Обычно
продолжительность одной встречи
колеблется от 80 до 90 мин. Более краткие
встречи могут лишить группу возможности
жарких дискуссий, так как именно в
последние полчаса обсуждение находится
в самом разгаре, наблюдается сильная
эмоциональная реакция, и люди наиболее
откровенны. Если же встреча длится более
полутора часов, то внимание членов
группы начинает падать, и снижается
желание сосредоточиться на каком-либо
действии.
Встречи,
составной частью которых являются
какие-нибудь физические действия,
например психодрама, психогимнастика,
арттерапия, могут продолжаться около
2 ч.
Исключение
из этих правил представляют так называемые
марафоны, в которых усталость и ослабление
внимания считаются одним из действенных
факторов. Марафоны продолжаются без
перерыва 16-18 ч, иногда и ночью, причем с
минимальной возможностью отдыха.
Участники группы могут во время встречи
принимать пищу, передвигаться, ненадолго
уходить, удобно устраиваться, а при
сильной усталости даже спать. Считается,
что усталость, сонливость, продолжительный
тесный контакт без перерыва приводят
к сближению, раскованности и снижению
самоконтроля. Сторонники марафонских
сеансов считают, что развитие группы
убыстряется и ее члены испытывают
необыкновенные интенсивные эмоциональные
переживания. В конце встречи участники
марафонов заявляют, что в их жизни
произошел глобальный переворот. Однако
пока не доказано, насколько продолжительны
и постоянны эти изменения. Оптимальная
продолжительность групповой психокоррекции
составляет от 30 до 70 встреч.
Большинство
теоретических исследователей процесса
групповой психокоррекции, а также
практики в этой области описывают
определенные закономерности развития
психокоррекционного процесса в группе,
наличие достаточно четко очерченных
фаз. Этот процесс начинается со стадии
зависимого поискового поведения,
проходит через возникновение, обострение,
разрешение внутригрупповых конфликтов
и продвигается к формированию групповой
сплоченности и эффективному решению
проблем.
Можно
выделить следующие фазы группового
процесса.
·
фаза 1 — ориентация и зависимость;
·
фаза 2 — конфликты и протест;
·
фаза 3 — развитие связей и сотрудничества;
·
фаза 4 — целенаправленная деятельность.
Фаза
1. Ориентация и зависимость
Фаза
характеризуется высоким уровнем
напряжения, возникающим в результате
несовпадения ожиданий, отношений и
установок клиентов с реальной групповой
ситуацией, ее требованиями и поведением
психолога. В этой фазе возникает
псевдосплоченность как стремление
снять напряжение, что приводит к созданию
неблагоприятных условий для выработки
групповых психокоррекционных норм. Тем
самым удлиняется время фазы.Характерным
для этой фазы является стремление
участников поисков взаимных контактов,
поисков средств решения собственных
проблем при помощи взаимных советов,
которые изданном этапе редко имеют
действительную ценность, повторяя то,
что человек уже много раз слышал.
Фаза
2. Конфликт и протест
Во
второй фазе психолог провоцирует группу
на открытую конфронтацию с ним путем
раскалывания постепенно возникающего
единства, сплоченности группы. В
результате чего группа, окончательно
разочаровавшись в нем, начинает обвинять
его во всех своих бедах.Эта фаза
характеризуется конфликтами между
членами группы и группы с руководителем.
Наблюдается соперничество, борьба за
власть, кристаллизация ролей на активные
и пассивные, доминирующие и подчиняющиеся.
Каждый участник пытается завладеть
инициативой и вниманием. Характерны
негативные комментарии, критика членов
группы друг друга, готовность выражать
скорее враждебные чувства. В этой фазе
возникает вполне обоснованная
враждебность, протест и бунт против
психолога.
Конструктивным
разрешением этой кризисной стадии можно
считать открытое выражение клиентами
своих чувств и обсуждение в группе
проблем, связанных с авторитетами,
зависимостью, поисками поддержки,
недостаточной самостоятельностью,
ответственностью и неуверенностью.
Обсуждение негативных чувств к психологу,
анализ их причин позволяет клиентам
приобрести опыт самоанализа, переживания,
понимания проблем.
Фаза
3. Развитие связей и сотрудничество
Третья
фаза характеризуется процессом
структурирования группы, развитием
групповой культуры, выработки групповых
норм, целей, ценностей, формированием
сплоченности, взаимопомощи и
взаимоподдержки. Группа уже не зависит
от психолога и может плодотворно работать
самостоятельно.
В
этой фазе снижается напряжение, возрастает
сплоченность, потребность в чувстве
своей принадлежности к группе. Возникают
общие нормы и ценности, теряет свое
значение проблема авторитета и лидера,
повышается ответственность и активность
членов группы, способность к групповой
деятельности и совместной работе.
Центральной темой является разговор о
себе и остальных членах группы с открытым
выражением чувств.
Фаза
4. Целенаправленная деятельность
Четвертая
фаза является рабочей фазой активно и
целенаправленно работающей
психокоррекционной группы. Возникшая
в предыдущей фазе сплоченность,
искренность, спонтанность, заинтересованность,
чувство безопасности создают необходимые
условия для собственно психокоррекционного
процесса в группе.
Группа
уже не подавляет отрицательные эмоции,
а, наоборот, сознательно допускает их,
чтобы конструктивно переработать в
себе эти чувства. Начинается функционирование
группы как единой рабочей единицы, где
создана определенная структура со
множеством изменяемых ролей. Подобное
состояние длится все оставшееся время
существования группы, прерываясь
периодически довольно краткими кризисами,
напоминающими некоторое проявление
предыдущих фаз.
4.
Руководство психокоррекционной группой.
Важную
роль в групповой коррекции играет
поведение психолога, которое в значительной
степени определяется его теоретической
ориентацией. Но в целом его позиция
может быть охарактеризована как
директивная и недирективная.
Основные
задачи группового психолога
1.
Побуждение членов группы к проявлению
отношений, установок поведения,
эмоциональных реакций и их обсуждению
и анализу, а также разбору предложенных
тем.
2.
Создание в группе условий для полного
раскрытия клиентами своих проблем и
эмоций в атмосфере взаимного принятия,
безопасности, поддержки и защиты.
3.
Разработка и поддержание в группе
определенных норм, гибкость в выборе
директивных и недирективных техник
воздействия.
Средства
воздействия,
используемые групповым психологом,
можно условно разделить на два вида: 1)
вербальные
и
2) невербальные.
К
вербальным относятся:
·
структурирование
хода занятий
(одна из важнейших функций психолога).
Это все высказывания, которые определяют
ход программы занятия. Например: «О чем
вы сегодня хотели бы говорить?»; «Чья
сегодня очередь рассказывать о себе?»;
«Тема сегодняшнего нашего разговора
такая-то и такая-то». Высказывания
направлены на ограничение непродуктивной
активности группы: «Не отвлеклись ли
мы от темы?»; «Вы это сказали в связи с
тем-то и с тем-то» и т.д.
·
сбор
информации.
Психолог использует свои вопросы о
разных параметрах субъективной
модальности или повторяет вопросы
других участников группы;
·
интерпретация
как самый распространенный и неоднозначный
прием словесного воздействия.
Она может относиться как к прошлому,
так и к актуальному настоящему клиента.
Это могут быть приемы отражения эмоций
клиента, конфронтация с ним, собственно
интерпретация как постановка гипотез
о причинах и следствиях поведения
клиентов; убеждение и переубеждение,
которые совершаются непосредственно
и опосредованно;
·
предоставление
информации;
·
постановка заданий,
которые должны выполнять клиенты. В
данном случае речь идет не столько об
активности психолога, сколько о стимуляции
членов группы к определенному виду
активности.
Высказывания
психолога определяют отношения в группе
в трудных ситуациях, к числу которых
можно отнести следующие:
Агрессивный
клиент в группе.
Эффективным может быть прием обсуждения
его проблематики, если клиент сидит
спиною к группе вне круга. Психолог
обсуждает эту ситуацию как этическую
и психологическую задачу.
Клиент,
стремящийся к доминированию и соперничеству
с психологом.
Эффективным может быть прием попеременного
игнорирования некоррекционных
высказываний, поведения клиента и
неожиданного обсуждения их.
Наличие
в группе пассивных клиентов.
В этой группе обычным бывает длительное
молчание. Молчание может быть использовано
как способ демонстрации клиентам роли
их собственной активности в групповой
психокоррекции, стремление помочь
осознать свою ответственность за
протекание групповых процессов.
Затянувшееся молчание приводит к падению
напряжения, которое оно создает вначале
и снижению мотивации участия в групповой
психокоррекции.
Нежелание
клиента говорить о себе.
Психологу необходимо в этом случае
стимулировать обсуждение в группе целей
и задач групповой психокоррекции и
защитных установок.
Объединение
отдельных клиентов в подгруппы — форма
отказа от групповой работы.
Эти факты психолог использует как
материал для обсуждения в группе. Эти
трудности уменьшаются по мере развития
группы, когда активность психолога
уменьшается и переходит к клиентам.
Задачей психолога является ориентирование
активности группы, ее стимулирование.
В принципе психолог, с одной стороны,
эмоционально принимает каждого отдельного
клиента, с другой — предъявляет группе
определенные требования. Из этого
следует, что необходим постоянный
контроль над соотношением сплоченности
и напряженности в группе. Кроме того,
поведение психолога должно являться
своего рода моделью, образцом поведения
в групповой ситуации. Внимательно
слушая, обращая внимание на одно,
игнорируя другое, психолог способствует
созданию условий для появления изменений
сознания и самосознания клиентов.
К
невербальным средствам
относятся: мимика, пантомимика,
жестикуляция, интонация, проксемика.
Наблюдения
за работой групповых психологов позволили
исследователям классифицировать стили
руководства группой
и выделить четыре основных стиля:
1.
Эмоциональная стимуляция.
2.
Опека.
3.
Познавательная ориентация.
4.
Исполнительная функция.
Эмоциональная
стимуляция.
Руководитель группы стимулирует
проявление различных чувств, конфронтацию
отдельных членов группы. Он участвует
в происходящем как равноправный член
группы: возбуждает остальных, проявляет
нетерпение, раздражительность или
теплоту и любовь. Его поведение говорит:
«Посмотрите на меня и делайте, как я».
Опека.
Руководитель поддерживает членов группы
заботой и вниманием, обеспечивает
эмоциональную поддержку. Он открыто
выражает теплоту, вступает в специфические
личные отношения с отдельными участниками
группы.
Познавательная
ориентация.
Руководитель вербализует чувства,
которые испытывает клиент, объясняет
смысл поведения конкретного человека
или всей группы, интерпретирует
переживания. Руководитель переводит
чувства и поведение на обыкновенный
язык.
Исполнительная
функция.
Руководитель группы устанавливает
правила, определяет нормы, направляет
деятельность, следит за временем,
расспрашивает, предлагает, советует,
решает. Он действует как режиссер,
который по необходимости останавливает
действие и сосредоточивает внимание
на определенном поведении члена группы
или всей группы. Руководитель держит
группу в полном повиновении и использует
собственное положение для достижения
целей.
Заключение.
Итак,
для того, чтобы коррекционная работа
психолога с группой была эффективной
и благоприятной, психолог должен
руководствоваться и придерживаться
следующих правил:
-
Прежде
чем начинать работу, необходимо
определить ее четкую цель и дальнейший
результат, т.е. на какую сторону сферы
личности будет ориентирована
психокоррекция.
-
Необходимо
учитывать особенности комплектования
группы (возрастной и половой,
профессиональный; размер группы; частоту
и длительность встреч).
-
Определиться
с занимаемой позицией в группе.
-
Знать
основные задачи работы психолога с
психокоррекционной группой.
-
Знать
и владеть средствами воздействия на
психокоррекционную группу.
Влияние
группы на человека велико. Группа
облегчает человеку выражение эмоций и
чувств, позволяет ему вести себя более
раскованно, способствует разрядке
внутренней напряженности, возникающей
при индивидуальной работе. В группе
человек чувствует себя психологически
более защищенным, так как в ней обычно
создается благоприятная атмосфера
человеческих отношений. В такой группе
ведущий и другие ее участники в любой
момент могут прийти на помощь, защитить
каждого от психологических травм и
переживаний. Группа помогает человеку
более глубоко раскрыться, что само по
себе может принести ему желаемое
облегчение. Группа стимулирует появление
и закрепление у индивида новых форм
адаптивного межличностного поведения,
таких, которые трудно вызвать при
индивидуальной психокоррекционной
работе с клиентом. Группа помогает лучше
понять самого себя, сравнивая себя с
другими. В результате у человека
складывается о себе более правильное
представление.
Список
источников литературы.
-
Групповая
психотерапия / под редакцией Карвасарского
Б. Д., Ледера С. М. : 1990.
Немов,
Р. С. «Психология» М.: «Просвещение»,
1995 г.
Осипова,
А. А. Общая психокоррекция. Учебное
пособие – М. : Сфера, 2002.
Психокоррекция.
Теория и практика / под редакцией Шевченко
Ю. С., Усановой О. Н. М. : 1995.
Шурина,
Г. Л. Методы и техники групповой
психотерапии // Групповая психотерапия.
М. : 1990.
http//ru.wikipedia.org/wiki.
Школа: Коррекционная школа VIII вид.
Выступление на методическом объединении «Школа молодого педагога»
Воспитатель: Шумилина Татьяна Михайловна, воспитатель, высшая категория
Тема: Особенности коррекционной работы (по группам М. Певзнер)
2слайд
«Клинико-патогенетическая классификация олигофрении».
М.С. Певзнер выделила 5 основных форм олигофрении:
- Неосложненная форма олигофрении
- Олигофрения, осложненная нарушениями, нейродинамических процессов
- Олигофрения с психопатоподобными формами поведения
- Олигофрения с нарушениями различных анализаторов
- Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью
3 слайд
Клиническая картина 1 группы:
- Дети этой группы обычно спокойны, уровновешанны, дисциплинированы и трудолюбивы. При выполнении доступных им заданий достаточно внимательны и организованны. Их речь и моторика обычно грубо не нарушены. Они эмоционально привязаны к членам семьи, учителям, сверстникам. Они охотно помогают по дому, радуются успехам в школе и огорчаются при неудачах. Им свойственно чувство застенчивости и стыда. Определенная сохранность эмоционально — волевой сферы и личности в целом облегчает понимание ситуации, способствует ориентировке в окружающем, усвоению навыков поведения.
- Возможности данных учащихся выше, чем у остальных детей. В процессе работы с ними необходимо постоянно разъяснять значение слов, отвлекать от старых, косных связей, стимулировать образования новых связей, учить использовать новые впечатления. Задания могут быть сложнее, обучение опережающим.
4 слайд
Особенности коррекционной работы с 1 группой:
- развивать речь, приучать к чтению, развивать все познавательные функции, учить законам общения;
- опора на положительные качества личности;
- хвалить умеренно, не захваливать;
- привлекать как организаторов в жизни класса;
- привлекать к шефской работе.
5 слайд
Клиническая картина 2 группы:
Олигофрения, осложнённая нейродинамическими нарушениями:
А) У детей с преобладанием процессов активного возбуждения: наблюдается неусидчивость, они часто отвлекаются, непослушны, конфликтны, на замечания взрослых не обращают внимания. В процессе коррекционного обучения возбудимые дети становятся более трудоспособными. Данная группа детей достаточно социально адаптируется в обществе.
Б) Замедленность детей второй группы проявляется в снижении работоспособности, в низкой продуктивности. У таких детей слабо проявляется интерес ко всему новому, безразличны в учебной деятельности, психические процессы инертны. Учебный материал запоминают плохо. Они не успевают за одноклассниками. Им требуется больше, чем другим, времени на организацию своей деятельности. У подобных детей свой темп работы, торопить в работе их не нужно. С трудом идет переключение с одного вида деятельности на другой. В деятельности проявляется подражание.
6 слайд
Проблемы детей 2-А группы:
- часто неспокойны, импульсивны, расторможены, двигательно беспокойны,
- непослушны,
- конфликтны;
- не реагируют на замечания взрослых
7 слайд
Особенности коррекционной работы со 2 -А группой:
- строгое выполнение режима дня
- садить среди спокойных учащихся,
- давать успокаивающие упражнения;
- общаться спокойным, но требовательным тоном;
- при реактивных вспышках дать успокоиться;
- включение в спортивные и подвижные игры;
- избегать приказаний, использовать просьбы приказного тона;
- коррекционная работа по формированию внимания;
- обсуждать отрицательные поступки в коллективе, хвалить наедине;
- проводить работу по профилактике ошибок: рассказать задание, сделать отчёт о выполненной работе;
- учить осуждать самого себя за проступки, учить отвечать за свои поступки (извиняться).
8 слайд
Проблемы детей 2-Б группы:
- Не торопить, давать подумать перед ответом;
- осуществлять индивидуальный подход;
- сокращать объём заданий;
- садить рядом с возбудимым ребёнком;
- побуждать к активной деятельности;
- беседовать наедине об отрицательных поступках, хвалить при всех в классе;
- включение в подвижные игры;
- коррекционная работа по формированию внимания;
- давать систематические поручения, показывая помощь в осуществлении.
9 слайд
Клиническая картина 3 группы:
Олигофрения осложнённая психопатоподобными формами поведения:
У таких детей наблюдается сочетание психического недоразвития с явлениями выраженной аффективной возбудимости, расположенности влечений (сексуальность, прожорливость, склонность к бродяжничеству и т. д.). Приподнятое настроение часто сменяется плаксивостью, критическое отношение к окружающим понижено. Эти дети необщительны, несамолюбивы, их школьные интересы выражены недостаточно, работоспособность снижена. Не умеют владеть своим поведением, поведение детей выделяется своей импульсивностью и неорганизованностью. Снижена критичность в отношении себя и окружающих людей, работоспособность низкая. Склонность к неоправданным аффектам.
10 слайд
Проблемы детей 3 группы:
- резкие смены настроения, некритичны,
- импульсивны и неорганизованны,
- работоспособность низкая.
- склонность к неоправданным аффектам.
11 слайд
Особенности коррекционной работы с 3 группой:
- периодически консультировать у врача – психиатра, медикаментозное лечение;
- профилактика перегрузок, выработка четкого режима дня и его неукоснительное соблюдение;
- увлекать интересным делом, трудом;
- формировать эмоции и волю, вырабатывать поведение, приемлемое для окружающих;
- индивидуальная работа педагогов с ребёнком по методике профилактики агрессии;
- использование арттерапии;
- разъяснение другим детям, почему наблюдается такое поведение;
- в момент аффекта внимание на ребенке не акцентировать.
12 слайд
Клиническая картина 4 группы:
При данном виде олигофрении, общее недоразвитие мозга сочетается с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, недоразвитием речевых систем.
Проблемы: помимо основного дефекта умственной отсталости – имеют дефекты слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
Коррекционная работа:
Вся педагогическая работа строится с детьми данной группы с учетом дефекта. Учитывая общую моторную недостаточность, организуются занятия лечебной гимнастикой, для коррекции речи — логопедические занятия.
13 слайд
Клиническая картина 5 группы:
Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
Наблюдается грубое нарушение познавательной деятельности, целенаправленности деятельности. Интеллектуальная недостаточность глубокая, достигает степени имбецильности, чувство такта, дистанции у них отсутствует. Биологические потребности (потребность в еде, сексуальность) Наблюдается неадекватное восприятие окружающей действительности. Речь своеобразна. Сопровождается произнесением штампов, бездумно повторяются чужие высказывания, смысл речи до конца не понимается. Наблюдается грубое недоразвитие личности. Больные некритичны к себе, к ситуации, в которой они находятся. Отсутствует чувство страха, обиды, стеснительности не бывает.
14слайд
Проблемы:
- Дети вялы, безынициативны, беспомощны.
- Их речь бессодержательна, многословна, имеет подражательный характер.
- Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, активности.
- Слабо учитывают ситуацию.
- Не любят труд.
15 слайд
Особенности коррекционной работы в 5 группе:
- развитие целенаправленности на применение простых поведенческих реакций;
- развитие операций на основе наглядности;
- воспитание стереотипов социального поведения.
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя »
(Назад) (Cкачать работу)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
коррекционной программе.Сделайте письменный анализ построения стандартных коррекционных программ работы психолога с лицами различных возрастных категорий, предложенных для самостоятельного исследования и анализа. Результаты работы в парах представить в виде подробного письменного анализа.
Семинарское занятие №2. Особенности комплектования коррекционных групп и руководство коррекционной группой.Цели занятия:
Понятие«коррекционная группа», характеристика, основные
видыкоррекционных групп.
Проанализировать групповой процесс,выделитьстадии развития группы, охарактеризовать специфику групповой динамики.Рассмотреть стратегии и тактики ведения коррекционных групп, обосноватьстили руководства коррекционными группами.Проанализировать функциональную модель ведения групп и на ее основе выявить критерии эффективности ведущего коррекционных групп.Сформировать требования к личностным и профессиональнымкачествамиумениям ведущего.
Основные понятия : коррекционная группа; группы организационного развитии или решения проблем; группы развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы; поведенческие группы; интрапсихические группы; этапы развития психокоррекционной группы, фазы групповой динамики; принципы и правила работы группы ; стили руководства группой.Вопросы для обсуждения
Коррекционная группа: понятиепсихокоррекционной группы,классификации видовкоррекционных групп и их характеристики.Технологии организации икомплектования коррекционных групп. Стадии развития коррекционныхгруппи методыуправления групповой динамикой . Сплоченность группы. Принципыи основные правила организации работы коррекционных групп Стратегии и тактика ведения психокоррекционных групп, особенности и стили руководствапсихокоррекционной группой. Требования к личности,знаниям и умениям ведущегопсихокоррекционных групп. Этикагруппового взаимодействия, психологические условия итехнические средства в работе психокоррекционных групп.
Литература для обязательного чтения: 1. ОсиповаА.А. Общаяпсихокоррекция. М.,2000.С.285-334. 2. Рудестам Кьел.Групповая психотерапия. СПб., 1998. С.9-50. Для конспектирования:
Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. М., 1994. С. 27-44. Фопель К. Технология ведеия тренинга. М., 2003. С. 80-94, 95-127, 135-150, 229-236.
3. Ялом И.Теория и практика групповой психотерапии. СПб.,200. С.70-93. Для самостоятельного изучения:1. Бачков И.В. Основные технологиигруппового тренинга.2. Психотехники. М., 2000.3. Кочюнас Р. Психотерапевтическиегруппы:теорияи практика. М.,2000.4. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб., 2000.5.Ли Девид. Практика группового тренинга. СПб.,2001. Семинарское занятие №3. Виды коррекционных групп и их характеристика. Цели занятия:1. Рассмотреть соотношение сходства и различийв целях и задачах коррекционных групп.2.Проанализировать основные подходы к классификации видов коррекционных групп.3.Выделить факторы эффективности работы данной коррекционной группы.4.Обосновать возможности использования методов межличностного влияния в групповой динамике.5.Сформировать отношение к технологии ведения коррекционных групп как к
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя »
Интересная статья: Быстрое написание курсовой работы