Руководство коллективом включает в себя

Любым
трудовым коллективом чтобы он не распался
и продолжал выполнять возложенную на
него целевую функцию необходимо
руководить. При этом подруководством понимается
целенаправленное воздействие лиц,
наделенных функциями и компетенцией
руководителей, на коллективы и индивидов,
т.е. взаимодействие руководителей и
исполнителей, целью которого является
постоянное (непрерывное) обеспечение
оптимального функционирования
определенной системы в целом.Следует
отметить, что понятия «управление»
и «руководство» во многом тождественны
и использование их для обозначения
одних и тех же явлений, целенаправленных
действий правомерно. Тем не менее, между
ними имеются определенные различия.
Управлять производством означает прежде
всего, целенаправленно воздействовать
на все компоненты управляемой системы
для достижения заранее намеченных
результатов. Иными словами, управление
производством как процесс включает
людей, материальные, финансовые и другие
ресурсы. Руководить же можно только
людьми, но не ресурсами.Руководство —
не только необходимый, но и основной
элемент процесса управления, составляющий
его главное содержание. Содержание
процесса руководства определяется в
основном двумя факторами: объемом
полномочий (компетенцией) руководителя
и характером проблемы, которую ему
предстоит решить путем воздействия на
подчиненный коллектив или индивид.Воздействие
руководителя на исполнителей — процесс
непрерывный в такой же мере, в какой
непрерывен процесс производства.
Воздействие субъекта руководства
(руководителя) на объект руководства
(коллектив) является прямой связью. В
свою очередь коллектив исполнителей,
реализуя распоряжения руководителя,
информирует его о ходе работ, факторах,
способствующих успешному выполнению
задания или препятствующих этому, и
таким образом оказывает воздействие
на принятие руководителем последующих
решений. Воздействие объекта руководства
(коллектива) на субъект руководства
(руководителя) является обратной
связью.Руководитель, понимая значение
обратной связи в процессе руководства
трудовым коллективом, должен активизировать
поступление от объекта руководства
прежде всего информации, необходимой
для принятия обоснованных решений
корректирующего или перспективного
характера. Значит, обратная связь —
процесс управляемый. Руководитель
должен активно влиять на формирование
структуры информации, поступающей от
объекта руководства, с целью обеспечения
обоснованности и целеустремленности
руководящих решений, вырабатываемых
субъектом управления.Таким образом,
руководство коллективом — это процесс
непрерывного обмена информацией между
субъектом и объектом руководства с
целью сознательного их воздействия
друг на друга.Сущность и содержание
процесса руководства раскрываются в
его функциях: планировании, организации,
координировании, стимулировании,
контроле.Процесс руководства
производственным трудовым коллективом
можно условно разделить на три
стадии.Первая стадия — это определение
целей, которые должны быть достигнуты
коллективом в определенный отрезок
времени — смену, месяц, квартал, год или
за другой период.Вторая стадия —
информирование коллектива. Она включает
ознакомление коллектива с заданием,
методами и приемами выполнения работ,
источниками обеспечения их необходимыми
ресурсами, системами оплаты труда и
другими стимулами, условиями труда и
правилами безопасного поведения на
рабочем месте и другой информацией.Третья
стадия представляет собой организацию
и проведение в трудовом коллективе
аналитической работы, целью которой
является выявление и изучение технических,
технологических и организационных
резервов повышения эффективности работы
коллектива; причин и факторов недовыполнения
или перевыполнения производственных
заданий отдельными работниками и
бригадами и т.д.Участие руководителя в
достижение трудовым коллективом или
отдельным работником поставленных
целей определяется прежде всего
содержанием и качеством выполнения им
основных функций руководства.Как
организатор руководитель коллектива
должен обеспечить высокий уровень
организованности руководимого коллектива.
Организованность коллектива — это прежде
всего единство действий всех его членов,
разных по характеру, темпераменту,
физическим и психическим данным, их
общая целеустремленность в решении
задач повышения эффективности труда и
производства. Поэтому руководитель
первичного коллектива как организатор
его трудовой деятельности должен уметь
ставить перед коллективом конкретные
цели и выделять среди них главные и
второстепенные, рационально распределять
по времени и пространстве усилия
коллектива по достижению поставленных
целей, определять средства и методы
решения конкретных задач, развивать
инициативу и способности членов
коллектива, умело использовать их знания
и опыт при распределении заданий по
группам рабочих или специалистов.Руководитель
должен заботиться о том, чтобы его
подчиненные не простаивали без дела
из-за плохой организации их труда, чтобы
работа была справедливо распределена
между работниками.Руководитель как
выразитель и защитник интересов
подчиненного ему коллектива наделен
полномочиями применять конкретные
стимулы для поощрения тех, кто отличается
высоким исполнительским мастерством,
хорошими количественными показателями
работы, дисциплинированностью. Вместе
с тем он должен применять определенные
формы взыскания и санкции по отношению
к нарушителям трудовой дисциплины или
лицам, недобросовестно выполняющих
свою работу, с целью защиты интересов
добросовестных и дисциплинированных
работников и побуждения недисциплинированных
улучшить свое отношение к труду.Кроме
того, руководитель должен быть
потребителем, генератором и распространителем
знаний (информации). Информационная его
подготовленность позволяет рационально
управлять трудовым коллективом.
Информация является своего рода энергией
и сырьем для выработки управленческих
решений. Руководитель в своей работе
использует информацию, получаемую как
от своего коллектива, так и от других
коллективов, т.е. внутреннюю и внешнюю.
На основании этой информации он оценивает
состояние объекта руководства и принимает
решения. Качество решений руководителя
в значительной мере зависит от
объективности, своевременности и
целенаправленности информации. Чем
выше обоснованность управленческих
решений, тем больших успехов в решении
экономических и социальных проблем
добивается трудовой коллектив.Руководитель,
для того чтобы побудить подчиненный
ему коллектив к достижению поставленных
целей использует совокупность приемов
и действий, называемых методами. В
литературе нет единого подхода к
классификации методов управления.В
реальной жизни трудового коллектива
различные способы воздействия по-разному
влияют на индивида. Этим обусловливается
необходимость применения в процессе
руководства трудовым коллективом
одновременно различных методов
воздействия. В практике нет четких
границ между ними, например, пользуясь
административно — распорядительными
методами воздействия на коллектив или
отдельных его членов, руководитель
учитывает требования экономических
законов, трудового и хозяйственного
права и т.д.Наибольшее воздействие на
отношение человека и коллектива к труду
оказывают экономические методы
руководства.Административно —
распорядительные методы используются
для решения тех же задач, которые решаются
преимущественно экономическими методами,
но в отличие от последних не дают
исполнителю альтернативы в выборе
средств исполнения решений. Они
осуществляются в форме приказов,
указаний, распоряжений в устном или
письменном виде, издаваемых вышестоящим
руководящим органом или руководителем
по отношению к нижестоящему,
исполнителю.Социально-психологические
методы руководства основаны на
использовании руководителем приемов
и способов воздействия на отдельных
работников или коллектив в целом,
вытекающих из знания им психологии
человека вообще, специфических черт и
особенностей психологии отдельных
работников в частности. Задача руководителя
состоит в том, чтобы использовать эти
знания для создания в коллективе таких
отношений, которые позволяют подчиненным
любое его распоряжение воспринимать
как обоснованное, справедливое и
соответствующее общественным нормам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Управление коллективом

Управлять коллективом не так уж и трудно, но как и в любом деле, в сфере управления персоналом также необходимы соответствующие навыки.

Важные аспекты

  • Основная проблема коллектива — это соблюдение баланса единства общих целей и задач, стоящих перед персоналом, на фоне учета индивидуальности личности каждого члена коллектива. Приходится соблюдать тонкую грань, чтобы учитывать личные интересы работников не в ущерб целям и задачам всего коллектива.
  • Любой наемный работник, не являющийся совладельцем организации, никогда не будет выкладываться на 100% своих возможностей. Именно поэтому необходим систематический контроль за рабочим процессом.
  • Все люди разные, и к каждому сотруднику, в том числе и к подчиненному, нужен особый подход. Невозможно применять шаблоны при управлении, требуется постоянная корректировка способов руководства с учетом особенностей личности каждого подчиненного.
  • В процессе управления коллективом не должно возникать чувства дискомфорта, исходящего со стороны подчиненного. Обида на подчиненного?.. Вспомните, кто здесь главный, и срочно восстановите статус кво.
  • Работа руководителя заключается в том, чтобы избавить себя от работы. Управление коллективом — это организация работы подчиненных путем постановки задач и контроля за их исполнением. Не стоит выполнять работу, которую должны делать подчиненные.
  • Ни одна задача никогда не будет выполнено именно так, как вы хотите. Поэтому так важно очень четко и достаточно ясно ставить задачи перед подчиненными.
  • В глазах третьих лиц подчиненные должны выглядеть в лучшем свете и ощущать защиту  перед третьими лицами со стороны руководителя. Сначала следует разобраться с претензией к сотруднику, возникшей со стороны клиентов, других коллег, иных лиц, и лишь затем принимать соответствующие меры. Замечания к работе сотрудников следует высказывать наедине, если это конечно возможно с учетом специфики работы.
  • Никогда не стоит отчитываться либо объясняться перед подчиненными. Лучшим способом выхода из подобной ситуации будет «контр-наезд» на его недочеты в работе.
  • Не стоит любезничать с подчиненными. Подчиненный — это не друг, а коллега, низший по статусу, и нельзя позволять ему об этом забывать.
  • Если вы осознали, что поступили необоснованно жестко по отношению к подчиненному, никогда не надо объясняться либо извиняться.
  • Не стоит вестись на поводу у подчиненных и участвовать в распространении слухов о других коллегах либо позволять разлагать дух единства в коллективе. Подобные попытки должны жестко пресекаться.
  • Не забывайте хвалить подчиненных за их заслуги.
  • В присутствии руководителя сотрудники должны испытывать как минимум легкий трепет.

Как правильно ставить задачи перед подчиненными

  1. Задача должна быть поставлена максимально конкретно. Руководитель должен предельно ясно понимать чего хочет от подчиненного, поэтому ему следует быть в теме возникшей задачи. «К нам попали какие-то документы, разберитесь» — не вариант.
  2. Каждая задача должна быть адресована конкретному исполнителю, а не ставиться перед всем коллективом. В противном случае она не будет выполнена, и вы сами будете в этом виноваты.
  3. Для задачи должен быть установлен конкретный срок ее исполнения. Иначе, как говорится, «обещанного три года ждут».
  4. Важно определить дату, когда подчиненный должен отчитаться о выполнении поставленной задачи.
  5. В установленную дату следует выслушать доклад сотрудника и либо улыбаться, потому что все сделано хорошо, либо снова улыбаться, потому что ничего не сделано, и задавать вопрос «Почему?». Систематическое (три и более раз) невыполнение задач без предупреждения о возможных проблемах, которые не были согласованы в момент получения указаний, является причиной для постановки вопроса о замене сотрудника.

Руководство 
персоналом

Руководство персоналом как функция управления персоналам призвана объединить все мероприятия и процессы в организации, нацеленные на создание системы управления персоналом. Во многих сферах деятельности эффективность и конкурентоспособность компании зависит от специалистов, работающих в ней. Многие организации, добивающиеся успеха, отличаются динамичностью и адаптивностью руководства и успешных приемов и механизмов взаимодействия с людьми. 

Содержание статьи:

  1. Система руководства персоналом
  2. Руководство персоналом и организация управления персоналом
  3. Стили руководства персоналом
  4. Методы руководства персоналом
  5. Обучение руководству персоналом
  6. Бесплатный каталог политик и процедур по вопросам руководства персоналом
  7. Интересные материалы на тему руководство персоналом

Система руководства персоналом

Система руководства персоналом — это синонимичный термин понятия системы управления персоналом. Он включает в себя принципы, подходы, политики и процедуры, которые приняты в конкретной организации по основным направлениям управления персоналом:

  • подбор, отбор и найм персонала;
  • адаптация и ввод в должность;
  • оплата и мотивация;
  • обучение персонала и развитие талантов;
  • корпоративная культура и внутренние коммуникации.

Бесплатный каталог политик и процедур по вопросам руководства персоналом

Руководство персоналом и организация управления персоналом

Функция руководства персоналом обычно возлагается на менеджмент компании. Именно руководящий состав отвечает за эффективную организацию управления персоналом. С целью оптимизации и нормализации этой деятельности в более крупных компаниях создается отдел или департамент по управлению персоналом, в задачи которого входит поиск и внедрения наиболее подходящих под стратегию компании HR принципов и технологий. Дисциплины, входящие в область руководства персоналом, включают в себя:

  • Административная функция, кадровое делопроизводство (положения, политики и процедуры, договора, приказы, прием, увольнение, личные дела, график отпусков, выплаты и т.п.)
  • Оперативное управление, планирование 
  • Компенсации и льготы
  • Привлечение и подбор персонала
  • Адаптация персонала, инструктаж
  • Обучение и развитие сотрудников (менторинг, наставничество, коучинг)
  • Мотивирование и вовлечение персонала
  • Создание кадрового резерва
  • Оценка персонала, аттестация персонала
  • Ротация сотрудников
  • Формирование команды
  • Управление конфликтами

Стили руководства персоналом

Стили руководства – это набор черт управленца в отношении с подчиненным персоналом. Другими словами, способы управления, используемые начальником, которые отражают его манеру поведения в различных ситуациях, с целью оказания влияния на подчиненных в процессе достижения целей организации. Попытка поиска наиболее эффективного стиля лидерства осуществлялась и осуществляется в рамках разработки моделей лидерства. Наиболее известные теории лидерства – Теория Р. Лайкерта, теория Д.Мак Грегора и теория Л. Левина. В основе всех теорий стилей руководства лежит распределение полномочий во взаимоотношениях между сотрудником и руководителем. В целом различают несколько стилей руководства: 

Авторитарный стиль руководства

Авторитарный (автократический) стиль руководства – это пример жесткой вертикали власти. Руководитель единолично принимает решения, отдает распоряжения, инструкции и требует неукоснительного исполнения. В таком стиле руководства превалируют строгий контроль и дисциплина, ориентация на результат и редко принимаются в расчет социально-психологический факторы управления персоналом. Вознаграждения и наказания определяются руководителем. В большинстве случаев применяется жестко формальный субординационной стиль внутренних коммуникаций. 

Демократический стиль руководства

Демократический (разрешительный) стиль руководства или «первый среди равных». При таком стиле руководства руководитель советуется с коллективом и выслушивает мнения сотрудников. Приветствуются инициативы, ответственность распределяется в соответствии с полномочиями. Руководитель контролирует этапы исполнения, однако все сотрудники понимают этапы развития проекта и активно участвуют в реализации задач. В рамках демократического стиля руководства поощряются и развиваются командные отношения между подчиненными, создается атмосфера продуктивного делового сотрудничества. Демократичный руководитель является сторонником разумной дисциплины и старается быть объективным при принятии решений в отношении вознаграждений или наказаний. 

 Либеральный стиль руководства

Либеральный (попустительский) стиль руководства – руководитель получает указания сверху и далее отдает инициативу в руки подчиненных, при этом вмешивается в процесс только по просьбе подчиненных. Чаще всего, либеральный руководитель в режиме советов подталкивает сотрудников к различным решениям. Сотрудники самостоятельно распределяют ответственность и полномочия в группе и получают полную свободу принятия решений. При либеральном стиле руководства поощрения используются чаще, чем наказания. 

Ситуационный или адаптивный стиль руководства

Ситуационный или адаптивный стиль руководства – гибкий подход к руководству (модели Фидлера, Митчела и Хауса, Херси и Бланшара, Врума-Йеттона). В расчет берутся не только личностные качества руководителя, но также различные ситуационные факторы, как то: характер подчиненных, влияние среды, информированность, сложность и структура задачи, внутренние отношения в группе, мотивация и т.п. Руководитель структурирует задачи, предоставляет всю необходимую информацию, контролирует график и стандарты исполнения, поощряет общение на равных, создает атмосферу доверия и лояльности. Адаптивный руководитель влияет на подчиненных в процессе выполнения задач, постоянно стимулирует сотрудников к сверхэффективной работе и повышению индивидуальных результатов. 

Методы руководства персоналом

Методы руководства персоналом – это способы воздействия на персонал, направленные на достижение целей организации. Различают три метода руководства персоналом:

  • административный (организационно-распорядительный);
  • экономический;
  • социально-психологический. 

Административный метод 

Административный метод руководства персоналом базируется на дисциплине труда, власти, чувстве долга, стремлении участвовать в корпоративной культуре. Для этого используются нормативно-правовые документы: устав, положения о подразделениях, штатное расписание, должностные инструкции, политики и процедуры по управлению персоналом, приказы. Формируется структура управления персоналом. Ожидается, что сотрудники будут неукоснительно соблюдать правила и работать в соответствии с утверждёнными регламентами. В случае неисполнения применяются дисциплинарные меры, выговоры, штрафы, материальная ответственность. В качестве мотивационного факторы используются поощрения. 

 Экономический метод

Экономический метод руководства персоналом – это создание экономических условий, мотивирующих работников к достижению поставленных задач и целей. Наиболее распространёнными способами являются технико-экономическое обоснование, планирование, материальное стимулирование, кредитование, страхование, участие в прибыли, премии, материальные методы мотивации персонала. Практически все варианты материальной стимуляции относятся к экономическому методу.

Социально-психологический метод

Социально-психологический метод руководства персоналом – это способы социально-психологического воздействия на персонал. Данный метод включает в себя: анализ коллектива и внутренних трудовых взаимоотношений, социальное планирование, формирование групп с учетом психологических характеристик сотрудников, построение системы социального регулирования, установление порядка получения поощрений, бонусов, социальных пакетов и льгот. Справедливая и прозрачная система поощрений и санкций. В трудовом коллективе создается благоприятная атмосфера сотрудничества. Сотрудники отождествляют себя с организацией, высокий уровень мотивации. 

Обучение руководству персоналом

Возможности у руководителя совершенствовать свои навыки по руководству персонала многообразны:

Безусловно, при наличии времени за полными знаниями можно идти в ВУЗы. В рамках высшего образования или программ MBA можно освоить основные теории лидерства, изучить многие психологические аспекты руководства персоналом, ознакомиться с основными практиками в области управления персоналом. Однако в такой ситуации не всегда можно получить практические навыки руководства персоналом, и далеко не всякий ВУЗ освещает новые тренды и тенденции в области управления персоналом.

Другая возможность – это разнообразные курсы, тренинги, семинары, которые освещают те или иные аспекты руководства персоналом. Обычно преподаватель предоставляет информацию, основываясь на своем опыте, поэтому акцент делается больше на области, которая более знакома тренеру: подбор персонала, обучение, оперативное управление, мотивация, корпоративная культура и внутренние коммуникации. В рамках тренингов знания получаются обрывочными партиями, поэтому по итогам таких учебных мероприятий сложно создать полное и структурирования понимание теории и практики руководства персоналом. 

В идеале, конечно же, изучение теории и применение знаний на практике представляется как наиболее разумный вариант обучения, поэтому в больших компаниях в рамках процесса развития и формирования кадрового резерва создаются корпоративные университеты или многоэтапные лидерские программы, которые освещают вопросы лидерства и эффективного руководства персоналом. 

Практические способы развития навыков руководства персонала могут включать в себя:

  • Ротация персонала на руководящих позициях
  • Менторство и коучинг

Создание кадрового резерва

Многие компании структурированно занимаются развитием компетенции в области руководства персоналом. Чаще всего в рамках такого подхода организация создает процесс создание кадрового резерва, в ходе которого:

  • определяются потенциальные сотрудники с лидерским потенциалом;
  • создается системный подход в развитии и карьерном росте таких сотрудников;
  • создается процедура ротации и внутреннего перемещения ключевых сотрудников.

Интересные материалы на тему руководство персоналом

Сбер даёт сотрудникам возможность уходить в отпуск на год и работать из любого региона России

Сбер даёт сотрудникам возможность уходить в отпуск на год и работать из любого региона России

| Июн 29, 2021 | HR Статьи, Руководство, Статьи Новое | 0 Comments

Сбер продолжает заботиться о команде и становится гибче, предлагая сотрудникам новые возможности. Среди них — долгосрочный отпуск (от месяца до года) или работа удалённо из любого региона России. Саббатикал, или долгосрочный отпуск Если сотруднику Сбера нужен…

Александр Подольчак: «Нельзя ждать от бизнеса роста, если не инвестируешь в развитие сотрудников»

Александр Подольчак: «Нельзя ждать от бизнеса роста, если не инвестируешь в развитие сотрудников»

HR практик | Май 22, 2021 | HR Статьи, Руководство, Статьи Новое | 0 Comments

Мария Дранишникова Роман Кутузов Анна Дерябина   Что было раньше – курица или яйцо? Компания не вкладывает в обучение, потому что бизнес не растет, или он как раз потому и не растет, что компания не инвестирует в развитие сотрудников? Между этими событиями есть…

Сотрудники работают лучше под управлением руководителя, выросшего внутри компании, а не нанятого со стороны

Сотрудники работают лучше под управлением руководителя, выросшего внутри компании, а не нанятого со стороны

HR практик | Май 12, 2021 | HR Статьи, Руководство, Статьи Новое | 0 Comments

Исследования и опросы показывают, что сотрудники работают более эффективно под руководством профессионала, который вырос внутри компании, а не специалиста, нанятого со стороны сразу на руководящую позицию, пишет Inc.com. Например, более 70% работников, опрошенных…

Вакцина для HR

Вакцина для HR

HR практик | Апр 28, 2021 | HR Статьи, Руководство, Статьи Новое | 0 Comments

Коронавирусная пандемия задала тренды на рынке труда на годы вперед. Работодатели не откажутся от дистанта, но от сотрудников будут требовать смешанных умений — hard skills, soft skills и digital skills. Как показал опрос 230 российских компаний, проведенный…

Сишечка в каденции

Сишечка в каденции

Елена | Фев 26, 2020 | Блог, Блог Ирина Воробьева, Блог Новое, Руководство | 0 Comments

Кто те молодые львы, что сотрут нас с лица земли? Б. Г. Если вы не поняли, о чем я, вы не в тренде и явно ничего не понимаете в новой генерации HR – ов. Это совершенно просветленные новым знанием, невероятно продвинутые молодые люди. Они про людей, они не про это…

«Не миллионы людей потеряют работу — десятки миллионов»

«Не миллионы людей потеряют работу — десятки миллионов»

Елена | Янв 28, 2020 | HR Статьи, Руководство, Статьи Новое | 0 Comments

Перевод колонки блогера и публициста Кевина Драма о будущем, в котором людей на рынке труда заменит искусственный интеллект. В ближайшие 40 лет роботы займут ваши рабочие места. Неважно, кем вы работаете. Копаете траншеи? Робот будет копать их лучше. Пишете статьи для…

Короли имиджа: крупные российские компании с лучшей репутацией

Короли имиджа: крупные российские компании с лучшей репутацией

Елена | Окт 2, 2019 | HR Статьи, Руководство, Статьи Новое | 0 Comments

В топ-3 рейтинга российских компаний с лучшей репутацией по версии Reputation Institute вошли Домодедово, «Яндекс» и Шереметьево. В целом у российских компаний репутация хуже, чем у работающих в России иностранных, следует из данных исследования. Подготовленный для…

Пуганое поколение: почему 35-летние работают в режиме вечного подвига

Пуганое поколение: почему 35-летние работают в режиме вечного подвига

Елена | Сен 3, 2019 | HR Статьи, Руководство, Статьи Новое | 0 Comments

Ирина Баранова По какой-то причине именно 35 лет считаются рубежом между молодостью и настоящей зрелостью — например, по закону кандидат на должность президента РФ не может быть моложе этого возраста. Специально для Forbes Life хедхантер Ирина Баранова рассказывает,…

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение

высшего образования

«Пермский государственный институт
культуры»

Контрольная
работа

по дисциплине:
«Педагогика народного художественного творчества»

на тему: «Функции
руководителя коллектива НХТ»

                                                   
                            Выполнила: студентка 3курса

                                                         
       группы ЗХП-13

                                           
                    Сафина К. С.

                                                                                      
Проверила:
Бородина Е.А.

Пермь 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Функции
руководителя коллектива народного художественного творчества………………………………………………………………………..3

Заключение………………………………………………………………………9

Литература………………………………………………………………………11

Введение

Руководитель
коллектива народного художественного творчества осуществляет целенаправленную
регуляцию художественной деятельности участников коллектива. Деятельность
руководителя художественного коллектива многофункциональна, она включает в себя
все аспекты работы с коллективом. Основные функции руководителя творческого
коллектива могут быть поняты исходя из специфики его деятельности, многообразия
видов отношений и общения, системы ценностных ориентаций, возможностей
творческой самореализации личности. Принимая во внимание указанные особенности,
мы выделяем следующие основные функции —  организационную, образовательную,
художественно-творческую,  воспитательную, социально-психологическую.

Функции
руководителя коллектива народного художественного творчества

Важной составной
частью деятельности руководителя является организационное обеспечение работы
коллектива. Организационная  работа относиться к числу наиболее сложных, потому
что затрагивает все аспекты работы  художественного коллектива и его
участников. Она распадается  на несколько направлений: педагогическое,
техническое, художественно-исполнительское.

Педагогическая
организация имеет всепроникающий характер. Она может рассматриваться как
самостоятельное направление в деятельности руководителя, и как составная часть
других форм организационной работы.

Под технической
организацией понимается обеспечение  широкого круга вопросов, не связанных
непосредственно с творческо-исполнительской деятельностью. Сюда входит создание
и формирование коллектива до условий существования и его творческой деятельности, а также создание условий для саморазвития
и самореализации личности в коллективе, его успешной социализации в обществе.

Художественно-исполнительская
организация включает в себя обеспечение  творческого процесса, всех условий для
создания концертных произведений, начиная от рождения и до выпуска его на
зрительскую аудиторию. И конечно, прежде всего, это зависит от руководителя,
который должен уметь организовать исполнителей и работать  над художественным
материалом.

Конечно, деление
организации на все эти типы условны и относительны, так как все они работают
одновременно и в неразрывном единстве. И поэтому руководитель коллектива должен
помнить, что организационный аспект его деятельности выступает зачастую
определяющим для всей остальной работы. Поэтому так высоки требования к его
организаторской подготовке и овладению соответствующих навыков и умения.

Основной задачей руководителя
художественного коллектива считается передача  знаний, опыта, культуры, 
художественное и эстетическое развитие участников коллектива, средствами
искусства. И эта задача реализуется  во время учебных, репетиционных занятий и
концертных выступлений. И опирается на систему форм, методов и средств,
которыми должен владеть руководитель-профессионал.  Благодаря им участники
коллектива овладевают знаниями и навыками в конкретном виде искусства.
Систематические занятия способствуют повышению исполнительского мастерства,
слаженности исполнения, натренированности участников коллектива. Выстраивая
учебный процесс, руководитель должен опираться на дидактические принципы,
которые выступают нормами, правилами  регулирующие этот процесс. Принципы
дидактики определяют систему требований к содержанию, организации и методике
обучения и отражают выявленные закономерности процесса обучения. В
дидактических процессах применяются методы, средства обучения и формы
организации учебной деятельности, которые прошли соответствующую научную
проверку и обоснованы с позиций психологии, физиологии, социологии и
педагогики. Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных
предметов, на всех уровнях педагогической работы. Положительный эффект в
воспитании и обучении участников коллектива может быть достигнут при условии
соблюдения системы дидактических принципов. Анализ педагогической литературы
показывает, что дидактические принципы не являются навсегда данными и
неизменными. Благодаря развитию педагогической науки, накоплению опыта, а также
общественному прогрессу, они изменяются и совершенствуются. Говоря о
значимости  образовательной функции, надо сказать о художественно-творческой
функции, с которой она тесно связана и неразделима. Задачей
художественно-творческой функции является формирование высокой нравственной и
поведенческой культуры личности, общим эстетическим развитием участника
коллектива. Формы художественно-творческой работы можно условно разделить:
основные и дополнительные. К основным формам относятся все средства,
способствующие художественно-творческому развитию участников коллектива.
Тематика может быть самой разнообразной — от творчества композитора,
драматурга, постановщика, исполнителя и художника до общих проблем музыкального,
драматического, хореографического и инструментального творчества.

Дополнительные
формы включают в себя посещение выставок, концертов, спектаклей, балетов, опер,
экскурсий. С обязательным обсуждением и анализом в коллективе.

Руководитель должен
обладать творческой фантазией, которая помогает ему раскрыть творческий
потенциал каждого участника художественного коллектива. Он должен хорошо
владеть основами режиссуры и актёрского мастерства, обладать хорошей зрительной
памятью, музыкальностью, чувством ритма, образным и ассоциативным мышлением,
все то, что относиться к его деятельности. Чтобы возглавить весь процесс работы
над выпуском вокального, хореографического номеров, спектакля руководитель
должен быть хорошим организатором, научиться использовать в своей теоретической
и практической деятельности опыт смежных искусств. Творчество руководителя
коллектива немыслимо без постоянного поиска. Поиск новых сюжетов и композиций,
песен, пьес предполагает изучение жизни и творчества композиторов, писателей,
знание литературных произведений, живописи, скульптуры, музыки.

Основной социальной
функцией руководителя художественного коллектива является воспитательная
функция. Целевой установкой должно быть не столько повышение профессионального
мастерства, сколько формирование духовно-нравственной  личности, воспитание
нравственно-эстетической культуры у участников коллектива. Воспитание — это
формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и
общения внутри и вне коллектива. Решая специфические задачи воспитания
средствами искусства, педагог-руководитель рассматривает их как составную часть
комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе. Рассмотрим
основные направления воспитательной работы. В процессе обучения руководитель решает
разнообразные задачи по эстетическому воспитанию: формирование эстетического
вкуса, знакомство с лучшими образцами мировой и российской культуры. Расширяет
кругозор участников коллектива, включая в образовательный процесс информацию о
истории,  нравах, манерах, костюмах разных эпох. Нравственное воспитание должно
органически вплетаться во все линии педагогической деятельности, ибо его задачи
— это формирование норм и правил поведения детей и подростков в коллективе, в
местах проведения отдыха, развитие у них коллективизма и товарищеской
взаимопомощи и взаимовыручки, честности и правдивости, нравственной чистоты и
скромности.  Ф
ормирование у  участников коллектива
гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной
социализации в обществе. 
Важно сказать, что руководитель
коллектива большое внимание уделяет этическим нормам, чтобы дети и подростки были
внимательными, приветливыми, чуткими и тактичными не только со своими друзьями,
но и в любом обществе.

Специфика
воспитательной работы в художественном коллективе обусловлена органичным
сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных
моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия руководителя-педагога направлены
на формирование у детей и подростков мировоззрения, на воспитание высокой
нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи
решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с
организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания в художественном
коллективе — это образование и обучение ребенка и подростка, как исполнителя.
Второй уровень воспитания — это формирование как личности, развития в них
гражданских
, нравственно-эстетических качеств, а
также общей  культуры.

Художественно –
коммуникативная функция представляет собой процесс межличностного общения на
материале искусства: повышение качества художественного общения, развитие на
материале и средствами искусства бесконфликтного культурно-национального
общения, социально- психологическое руководство внутригрупповым общением и
взаимодействием, обеспечение социально психологической саморегуляции
любительского коллектива

Для руководителя художественного
коллектива важна функция психолога.
Задачи руководителя –
психолога заключаются в следующем:  развитие человеческих задатков: природные
физические и психические данные. К ним относятся музыкальный слух,
хореографические данные, координация движений, дисциплинированность, ответственность,
любознательность.  Превращение их в способности: способность соотносить свои
движения с музыкой, развитие координации движений, выразительность исполнения,
сознательная дисциплина.  Применение дифференцированного обучения: умение
определить уровень психического развития ребенка (иногда уровень психического
развития не соответствует возрасту). Умение решать конфликты, возникающие между
детьми и подростками внутри коллектива. Все это, конечно же,
 подразумевает под собой знание основ психологии.

Заключение

Деятельность руководителя
коллектива — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на
основе устава учреждения дополнительного образования,  позитивных и негативных
тенденций общественной жизни, на основе личностно — ориентированного подхода к участникам
с учетом актуальных задач, стоящих перед  ним. Функции руководителя сложны и
многогранны, они заключаются в создании и сохранении  коллектива, планировании и
осуществлении учебно-воспитательного работы в нем. Поэтому на первый план
выступает, прежде всего, профессионализм руководителя, именно от него зависит,
как будет существовать и развивать художественный коллектив. Поэтому
руководитель  должен владеть методикой преподавания, терминологией,
специальными знаниями согласно профилю коллектива. Ему необходимо правильно выстроить
учебный процесс, принимая во внимание специфику занятий с участниками разных
возрастов, разного уровня подготовки, разных эстетических задач. Руководитель
должен создать творческую атмосферу на занятие, чтобы работа приносила радость,
а участники коллектива видели и осознавали цель, к которой должны прийти в
результате занятий. Желательно после каждого занятия подводить итог, обсуждать
с участниками чего они достигли, что удалось, а над чем ещё надо поработать.
Участники должны уходить с занятия с чувством удовлетворения от проделанной
работы. Для качественного выполнения всех функций руководителю коллектива
необходимо постоянно самосовершенствоваться. В этом ему помогают курсы повышения
квалификации, семинары, творческие встречи с профессионалами, с коллегами, участие
в конкурсах, фестивалях, мероприятиях разного уровня.

Таким образом, специфика
работы руководителя в художественном коллективе заключается в органическом сочетании
художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических
моментов, что должно обеспечить не только высокий профессионально-технический
уровень, но и формирование высокого уровня общей культуры, эстетического
развития участников коллектива.

Литература

Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном
художественном коллективе: учебное пособие. Москва. Просвещение, 1984.

Гоноболин Ф.Н. Психология. 
Москва. Просвещение, 1973.

Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное
пособие. Москва. МГУКИ, 2000.

Беляев С.Е. Музыкальная дидактика: учебное пособие.
Екатеринбург, 2008.

Бакланова Т.И. Народная художественная культура:
учебное пособие. Москва. МГИК, 1994.

Разумный  В.А.  Творчество народа и современность

Автор: Your Mentor. Дата публикации: .

Эффективное управление коллективом

Управлять коллективом всегда нелегко. Это означает, что необходимо учитывать различие в типах личности, привычках и мотивах работы подчиненных, при этом опираться на собственные задачи и учитывать цели компании. В данной статье мы собрали несколько секретов, которые призваны помочь каждому руководителю эффективно управлять коллективом.

  1. Не пытайтесь сразу все менять

Когда вы переходите на новую руководящую должность или вас переводят в другой отдел, очень часто вы находитесь на подъеме и стремитесь как можно быстрее воплотить все свои идеи в жизнь. Данный энтузиазм, безусловно, прекрасная вещь, но стоит придерживаться установленного курса. Прежде чем приступить к каким-либо крупным изменениям, дайте себе время понять свою роль и работу вашей команды.

Как руководитель коллектива, вы не всегда можете позволить себе продолжительные ожидания, и быстрые изменения иногда необходимы. Тем не менее постарайтесь сначала вникнуть в работу коллектива, прижиться в своей роли, чтобы не создавать стрессовых ситуаций для ваших подчиненных.

  1. Ставьте реалистичные цели

Как руководитель, вы обладаете навыком видеть общую картину, что позволяет вам направлять команду в правильном направлении для достижения поставленных целей. Ничто так не поощряет команду, как успех, каким бы маленьким он не был. Точно так же команда может разочароваться, если вы поставите цели, которых они никогда не смогут достичь.

Если вы хотите изменить цели коллектива, добавить новые обязанности подчиненным или внести любые другие изменения, вам необходимо понять, установили ли вы реальные ожидания. Это означает не только пересмотр бюджета или нагрузки людей, помощь которых вам необходима, но также вы должны помнить, что даже самые крупные проекты, которые кажутся труднодостижимыми, могут быть разбиты на более мелкие и более управляемые задачи. Это может занять больше времени в достижении цели, но те маленькие победы, которые будут достигаться по пути, будут сильно мотивировать коллектив.

  1. Знайте, что делает ваша команда

Прежде чем вносить какие-то изменения в коллектив, организуйте встречи с ключевыми сотрудниками. Узнайте у них, как они делают то, что делают. Это важный навык управления коллективом, так как дает вам понять роли ваших подчиненных, и какие изменения могут благотворно повлиять на коллектив.

На этих встречах вы можете задать вопросы о том, с какими проблемами им приходится иметь дело, и о возможных, по их мнению, решениях. Они могут иметь некоторое представление, которое вы не можете разглядеть из своего офиса.

  1. Найдите реальные мотиваторы

Возможность повышения заработной платы может подтолкнуть ваших подчиненных больше отдаваться своей работе, но некоторых из них могут не привлечь финансовые обещания. Есть множество разных мотиваторов, которые вы должны учитывать, например, возможность работать из дома, дополнительный выходной или даже просто устная оценка их усилий, которые они вкладывают в работу.

  1. Объясняйте почему

Сотрудникам трудно выполнять задачи в полную силу, если они не понимают, почему они это делают. Потратьте время, чтобы объяснить причины любых изменений и ваших амбиций. Описывайте весь процесс глобально, чтобы ваша команда знала, как их работа способствует и продвигает компанию к ее целям.

Кроме того, обратная связь имеет важное значение. Эффективное управление командой включает регулярные встречи с сотрудниками, обсуждение их продуктивности, цели и ваших ожиданий. Вашим подчиненным очень важно понимать, как вы относитесь к той работе, которую они выполняют, и что им необходимо улучшить для большей эффективности выполнения своих задач.

  1. Развивайте независимых работников

Независимый работник – это эффективный работник. Ваша главная цель управления коллективом – продуктивность. Вы хотите, чтобы команда выполняла свои задачи быстро, эффективно и без вашего вмешательства в процесс. От этого зависит не только общий результат работы отдела, но и удовлетворенность клиентов компании.

Руководитель и его коллектив

Вы наделены полномочиями предоставлять вашим подчиненным необходимые ресурсы. Организуйте им надлежащую подготовку, предоставьте им необходимые ресурсы и инструменты, чтобы они могли работать в меру своих способностей. Со своей стороны, вам также необходимо эффективно делегировать работу и избегать микроуправления. Не бойтесь давать своим подчиненным свободу в принятии определенных решений.

  1. Ищите таланты ваших сотрудников

Каждый сотрудник обладает определенными навыками и раскрывает свои сильные стороны на разных этапах работы коллектива. Если вы способны учитывать и развивать эти сильные стороны, тогда все это может оказать положительное влияние не только на отдел, но и на компанию в целом.

Вы, как менеджер, должны определить и использовать эти таланты. Вы можете организовать несколько тренингов с вашими подчиненными по определению сильных сторон, и уже потом, назначить индивидуальное обучение для развития их талантов.

  1. Развивайте командную культуру

Не стоит лишний раз напоминать, что ваши отношения с каждым сотрудником являются необходимым условием управления коллективом, но что более важно, так это то, как взаимодействует ваша команда. Командная культура достаточно серьезно влияет на эффективность и производительность коллектива.

Конечно, это не то, что вы можете навязать своему отделу. Но вы можете строить данный процесс, постепенно внося элементы, которые сближают команду. Это могут быть тренинги по совместной работе коллектива, различные корпоративные мероприятия, периодические походы в ресторан всей группой, спортивные состязания и т.д.

  1. Будьте примером для подражания

Когда вы вступаете на руководящую должность, ваш коллектив будет исходить из вашего отношения, энтузиазма и трудовой этики – или, наоборот, их отсутствия. Это же относится и к вашему поведению. Например, если вы хотите, чтобы все вовремя приходили на групповые встречи, тогда приходите пораньше. Придерживайтесь того, что вы проповедуете, иначе ваши сотрудники будут противиться тем вашим ожиданиям, которые вы требуете, но сами не в состоянии выполнять.

  1. Держите вашу дверь открытой

Старайтесь предоставить более свободный доступ сотрудников в ваш кабинет, чтобы оперативно узнавать о проблемах с проектами или между членами команды. Научитесь сначала слушать прежде, чем отвечать, и проявляйте уважение к тому, что говорят ваши сотрудники, когда они приходят к вам.

Вы должны поощрять своих подчиненных приходить к вам с любыми вопросами и напоминайте им, что, даже если вы сейчас заняты, вы сделаете все возможное, чтобы уделить им время.

Заключение

Любой бизнес будет эффективно существовать, если его сотрудники слаженно работают, а их лидер обладает эффективными навыками управления коллективом. Иногда может быть сложно руководить новой командой, но приложив немного усилий и придерживаясь наших секретов, вы будете способны быстро привести свой коллектив к успеху.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Снятие с прописки через госуслуги пошаговая инструкция
  • Кто осуществляет руководство управленческого учета
  • Руководства запуска dead by daylight
  • Мальтофер капли инструкция по применению для детей 9 лет
  • Олитрин спрей для носа инструкция цена