Руководство коллегией осуществлял должностное лицо

Коллегии

В
1717 начинается замена приказов коллегиями.

За
образец при создании коллегий Петр I
взял устройство шведских органов
центрального управления.

Фактически
коллегии стали работать в 1718-1719. 50
приказов заместили 12 коллегий.

1717-1719
годы были подготовительным периодом
становления новых учреждений — коллегий.
Образование коллегий вытекало из
предшествующего приказного строя, т.к.
большинство коллегий создавалось на
базе приказов, и являлись их правопреемниками.
Система коллегий не сложилась сразу.
По указу 14 декабря 1717г. было создано 9
коллегий: Военная, Берг, Ревизион,
Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц,
Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Всего
к концу 1-ой четверти XVII
века существовало 13 коллегий, которые
стали центральными государственными
учреждениями, формируемыми по
функциональному принципу. Генеральный
регламент коллегий (1720г.) устанавливал
общие положения управления, штаты и
порядок делопроизводства. Присутствие
коллегии составляли: президент,
вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора.
Штат коллегии состоял из секретарей,
нотариуса, переводчика, актуариуса,
копиистов, регистраторов и канцеляристов.
При коллегиях состоял фискал (позднее
прокурор), который осуществлял контроль
за деятельностью коллегий и подчинялся
генерал-прокурору. Коллегии получали
указы только от монарха и Сената и имели
право не исполнять указы последнего,
если они противоречили указам царя.
Коллегии выполняли сенатские указы,
присылали копии своих решений и доклады
о своей деятельности в Сенат.

Коллегия
иностранных дел
заменила
собой Посольскую канцелярию. Ее
компетенция была определена указом от
12 декабря 1718г., в которую входило ведать
«всякими иностранными и посольскими
делами», координировать деятельность
дипломатических агентов, заведовать
сношениями и переговорами с иностранными
послами, осуществлять дипломатическую
переписку. Особенностями коллегии
являлось то, что в ней «никаких судных
дел не судят».

На
Военную коллегию возлагалось
управление «всеми воинскими делами»:
комплектование регулярной армии,
управление делами казачества, устройство
госпиталей, обеспечение армии. В системе
Военной коллегии находилась военная
юстиция, состоящая из полковых и
генеральных кригсрехтов.

Адмиралтейская
коллегия
ведала «флот со всеми
морскими воинскими служители, к тому
принадлежащими морскими делами и
управлениями» и руководствовалась
в своей деятельности «Регламентом о
управлении адмиралтейства и верфи»
(1722) и «Регламентом морским». В ее
состав входили Военно-морская и
Адмиралтейская канцелярии, а также
Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая,
Канальная конторы и Партикулярная
верфь.

Малороссийская
коллегия
была образована указом от
27 апреля 1722г., с целью «Ограждать
малороссийский народ» от «неправедных
судов» и «утеснений» налогами
на территории Украины. Она осуществляла
судебную власть, ведала сборами податей
на Украине. В последние годы существования
основными ее целями была ликвидация
самоуправления и прежних органов власти.

Камер-коллегия
должна была осуществлять «высшее
надзирание» за всеми видами сборов
(таможенные пошлины, питейные сборы),
наблюдала за хлебопашеством, собирала
данные о рынке и ценах, контролировала
соляные промыслы и монетное дело.
Камер-коллегия имела свои органы: в
провинциях — конторы камерирских дел,
в дистриктах — учреждения земских
комиссаров.

Штатс-контор-коллегия
по регламенту 1719г. осуществляла
контроль за государственными расходами,
составляла государственный штат (штат
императора, штаты всех коллегий, губерний,
провинций). Она имела свои провинциальные
органы — рентереи, которые являлись
местными казначействами.

Ревизион-коллегия
должна была осуществлять финансовый
контроль за использованием государственных
средств центральными и местными органами
«ради порядочного в приходе и расходе
исправления и ревизии всех счетных
дел». Ежегодно все коллегии и канцелярии
присылали в коллегию счетные выписки
по составленным ими приходным и расходным
книгам и в случае несходства судили, и
наказывала чиновников за преступления
по доходам и счетам. В 1722г. функции
коллегии были переданы Сенату. В круг
обязанностей

Берг-коллегии
входили вопросы металлургической
промышленности, управление монетными
и денежными дворами, закупка золота и
серебра за границей, судебные функции
в пределах ее компетенции. Была создана
сеть местных органов: Московский
обер-берг-амт, Казанский берг-амт,
Керченский берг-амт. Берг-коллегия была
объединена с другой — Мануфактур-коллегией
«по сходству их дел и обязанностей»
и как одно учреждение просуществовало
до 1722г.

Мануфактур
коллегия
занималась вопросами всей
промышленности, исключая горнодобывающую,
и управляла мануфактурами Московской
губернии, центральной и северо-восточной
части Поволжья и Сибири. Коллегия давала
разрешение на открытие мануфактур,
обеспечивала выполнение государственных
заказов, предоставляла различные льготы
промышленникам. Также в ее компетенцию
входило: ссылка осужденных по уголовным
делам на мануфактуры, контроль технологии
производства, снабжение заводов
материалами. В отличие от других коллегий
она не имела своих органов в провинциях
и губерниях.

Коммерц-коллегия
содействовала развитию всех отраслей
торговли, особенно внешней. Коллегия
осуществляла таможенный надзор,
составляла таможенные уставы и тарифы,
наблюдала за правильностью мер и весов,
занималась постройкой и снаряжением
купеческих судов, выполняла судебные
функции.

С
организацией Главного магистрата
(1720г.) вопросы внутренней и внешней
торговли отошли в его ведение. Функции
Главного магистрата как центрального
учреждения заключались в организации
развития торговли и промышленности в
городах и управление посадским населением.

Юстиц-коллегия
(1717-1718гг.) руководила деятельностью
губернских надворных судов; осуществляла
судебные функции по уголовным
преступлениям, гражданским и фискальным
делам; возглавляла разветвленную
судебную систему, состоявшую из
провинциальных нижних и городских
судов, а также надворных судов; действовала
как суд первой инстанции по «важным
и спорным» делам. Ее решения могли
быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная
коллегия,
образованная в 1721г.: разрешала
земельные споры и тяжбы, оформляла новые
пожалования земель, рассматривала
жалобы на «неправые решения» по
поместным и вотчинным делам.

Тайная
канцелярия
(1718г.) ведала сыском и
преследованиями по политическим
преступлениям (дело царевича Алексея).
Существовали и другие центральные
учреждения (старые сохранившиеся
приказы, Медицинская канцелярия).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

У этого термина существуют и другие значения, см. Коллегии.

Пётр Великий

Колле́гии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. В 1802 году коллегии были встроены во вновь созданную систему министерств и с её развитием постепенно упразднены.

Содержание

  • 1 Причины образования коллегий
  • 2 Эволюция системы коллегий
  • 3 Генеральный регламент
  • 4 Работа коллегий
  • 5 Значение коллегий
  • 6 Минусы в работе коллегий
  • 7 Ссылки
  • 8 Литература

Причины образования коллегий

В 1718 — 1719 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России.

Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления — коллегий. По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:

  1. Систематическое разделение ведомств (приказы часто подменяли друг друга, выполняя одну и ту же функцию, что вносило хаос в управление. Иные же функции бывали и вовсе не охвачены каким-либо приказным производством).
  2. Совещательный порядок решения дел.

Форма новых центральных органов управления была заимствована в Швеции и в Германии. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.

Эволюция системы коллегий

Уже в 1712 году была сделана попытка учредить Торговую коллегию при участии иноземцев. В Германии и других странах Европы набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведские коллегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец.

Система коллегий, однако, начала складываться только в конце 1717 года. «Сломать» приказную систему в одночасье оказалось делом непростым, поэтому от единовременного упразднения пришлось отказаться. Приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов).

Уже в 1718 году был принят реестр коллегий:

  1. Иностранных дел (внешняя политика).
  2. Казённых сборов.
  3. Юстиц-коллегия.
  4. Коммерц-коллегия (торговля).
  5. Штатс-контора (ведение государственных расходов и составление штатов по всем ведомствам).
  6. Камер-коллегия (управление государственными доходами: назначение лиц, заведовавших сбором государственных доходов, установление и отмена податей, соблюдение равенства между податями в зависимости от уровня доходов)
  7. Берг-Мануфактур-коллегия (промышленность и добыча полезных ископаемых).
  8. Ревизион-коллегия.
  9. Военная коллегия (армия).
  10. Адмиралтейств-коллегия (флот).

В 1720 году был создан Главный магистрат (на правах коллегии). Этот орган координировал работу всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией.

Около 1720 года учреждена Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел, с 1762 года получившая название Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, занимавшаяся административно-судебными вопросами присоединённых шведских провинций, а также вопросами деятельности протестантских церквей на всей территории империи.

В 1721 году учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, а в 1722 году Берг-Мануфактур-коллегия разделилась на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию.

В 1726 году учреждена Коллегия экономии.

Коллегиальное управление имело место вплоть до 1802 года, когда «Манифестом об учреждении министерств» было положено начало более прогрессивной, министерской системе.

Генеральный регламент

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент, утверждённый Петром I 28 февраля 1720 года (утратил значение с изданием Свода законов Российской империи).

Полное название этого нормативного акта: «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют».

Генеральный регламент ввёл систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа — коллегий. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии. Этой форме принятия решений Петр I уделял особое внимание, отмечая, что «все лучшее устроение через советы бывает» (глава 2 Генерального регламента «О преимуществе коллегий»).

Работа коллегий

Сенат участвовал в назначении президентов и вице-президентов коллегий (при назначении президента учитывалось мнение царя (императора)). Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус (канцелярский служащий, регистрирующий акты или их составляющий), регистратор, переводчик, подьячие.

Президент был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии. Вице-президент замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии.

Заседания коллегий проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались 5 часов.

Материалы для коллегий готовились в Канцелярии коллегии, откуда передавались в Общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались большинством голосов. Вопросы, по которым в коллегии не удалось принять решение, передавались в Сенат — единственное учреждение, которому коллегии были подчинены.

При каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами.

Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.

Значение коллегий

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Кроме того, создание коллегий нанесло последний удар по системе местничества, отменённой ещё в 1682 году, но имевшей место неофициально.

Минусы в работе коллегий

Грандиозный замысел Петра I разграничить ведомственные функции и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в жизнь не полностью. Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так, например, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию.

Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие функции — полиция, просвещение, медицина, почта. Постепенно, правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами. Так, Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года — в Медицинскую канцелярию.

Ссылки

  • Коллегии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Текст Генерального регламента
  • Статья о делопроизводстве в коллегиях

Литература

  • Исаев И.А. История государства и права России. — М., 2006.
  • Под ред. Титова Ю. П. История государства и права России. — М., 2006.

Жан-Марк Натье. Портрет Петра I в рыцарских доспехах. Коллегии

Источник: Великий реформатор. Москва, 2018. С. 6

22 декабря 1717 года Пётр I издал царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных», положивший начало реформе центральных органов управления. Возглавляли коллегии президенты и вице-президенты. В указе отмечалось: «Начать всем президентам с нового года сочинять свои Коллегии и ведомства отовсюды брать, а в дела не вступаться до 1719 г., а с будущего году конечно зачать свои Коллегии управлять. А понеже новым образом ещё не управились, того ради 1719 г. управлять старым маниром, а 1720 г. — новым».

"Проспект коллегий с частью Гостиного двора..."

Автор изображения: Внуков Е. Т.Источник: Большая Российская Энциклопедия.

Коллегии сменили приказы, существовавшие в Московской Руси в XVI-XVII вв., и по сравнению с ними имели более чёткое разделение обязанностей. Учитывая огромные размеры Российской державы, наличие большого числа направлений, по которым должно было вестись правовое регулирование, в Российской империи Указом от 15 декабря 1717 года «О назначении президентов и вице-президентов в государственные коллегии» было создано 9 коллегий: иностранных дел, воинская, адмиралтейская, юстиц-коллегия, ревизион-коллегия, штатс-контор-коллегия, камер-коллегия, коммерц-коллегия, берг-мануфактур-коллегия. Позднее к ним была добавлена вотчинная коллегия, главный магистрат, а берг-мануфактур-коллегия была разделена на две.

Таким образом, во второй половине XVIII в. в Российской империи насчитывалось 12 коллегий.

Желая регламентировать деятельность коллегий, Пётр I публикует в феврале 1720 года «Генеральный Регламент или Устав» , который принимался за типовой образец, и в соответствии с установлениями которого все коллегии и входящие в них подразделения должны были вести свою деятельность.

Военная коллегия

Форма Членов Государственной Военной коллегии

Источник: Военно-исторический журнал. 2020. — № 1. С. 2

Образование Военной коллегии началось с назначения в 1717 году первого президента генерал-фельдмаршала А. Д. Меншикова и вице-президента А. А. Вейде. Действовать военная коллегия начала с 1 января 1720 года. Коллегия состояла из присутствия во главе с президентом и канцелярии, подразделявшейся на экспедиции, отвечавшие за кавалерию и инфантерию, а также за ведение журналов входящих и исходящих документов. При коллегии состоял нотариус, генерал-аудитор и генерал-фиксал. Надзор за законностью решений осуществлял прокурор, подчинявшийся генерал-прокурору. К ведению Военной коллегии относилась организация службы сухопутной армии.

Адмиралтейств-коллегия

Сенат петровского времени. Коллегии

Автор изображения: Кардовский Д. Н.Источник:

Главным органом управления флотом стала Адмиралтейств-коллегия. Возглавлял Адмиралтейств-коллегию президент. Адмиралтейств-коллегия подчинялась Сенату.
В ведении коллегии находилось несколько контор и канцелярий:

  • контролерская (контроль за приходом и расходом материальных и денежных средств);
  • обер-сарваерская (судостроение), адмиралтейская (заведование верфями, складами, снабжением и оснащением кораблей);
  • цейхмейстерская (артиллерийская);
  • бальдемейстерская (заведование заповедными лесами), московская адмиралтейская.

В ведении генерал-кригс-комиссара находились следующий конторы:

  • кригс-комиссарская (отвечала за вопросы обеспечения личного состава флота, ведение списков личного состава, руководство морскими госпиталями);
  • казначейская (приём и расходование денег);
  • подрядная (отвечала за проведение торгов, организацию закупок);
  • провиантская (отвечала за приём, хранение и выдачу продовольствия);
  • мундирная (заготовление и выдача обмундирования);
  • цалмейстерская (выдача жалованья личному составу).

Камер-коллегия

Она осуществляла высший надзор за всеми видами сборов (таможенными, питейными и др.), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные Коллегии иностранных дел о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело. Первоначально в состав камер-коллегии входили 3 «экономственные» камер-конторы, ведавшие делами по губерниям и провинциям, Гражданская счетная контора, ведавшая книгами и счетами, и Пошлинная акцизная контора. Местными учреждениями камер-коллегии были камерирские конторы в губерниях, земские комиссары и земские фискалы в уездах.

Обложка книги "История Российского государства". Коллегии

Автор изображения: Великий реформатор : [сборник]. — Москва: Издательство АСТ, 2018. — 336 с.Источник: В

Великий реформатор : [сборник : о деяниях и жизни Петра I : 16+]. – Москва : АСТ, Жанровая литература, 2018. – 335 с.

Классики отечественной историографии В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, Н. Н. Фирсов и М. Н. Погодин рассказывают о деяниях и жизни Петра I – самого почитаемого российского монарха, основателя империи, подлинно великого преобразователя первой четверти XVIII века. 

Коллегия иностранных дел

Коллегия иностранных дел была образована на основе и взамен Посольского приказа и Посольской канцелярии указом Петра I от 24 декабря 1718 года, в котором были определены её задачи, заключавшиеся в заведовании связями с иностранными государствами.

Исполнительный орган Коллегии – Канцелярия – делилась на два департамента. 1-й департамент по внешним связям включал 4 экспедиции: по странам-союзникам в Северной войне; странам-противникам; нейтральным и другим странам, а также по вопросам технического обеспечения, деловой переписке, переводчикам, личному составу.

2-й департамент занимался административными, финансовыми и хозяйственными делами. Он ведал внутренним управлением, т. е. почтовыми делами, перлюстрацией и снятием копий с идущих за границу писем, управлением делами калмыков и уральских казаков, управлением Малороссией.

Обложка книги "Краткий очерк управления в России"

Автор изображения: Вицын А. Краткий очерк управления в России от Петра Великого до издания общего учреждения министерств / А. Вицын. — Казань : Издатель книгопродавца Ивана Васильева Дубровина, 1855. — 297, [2] с.Источник: Владимирская областная научная библиотека

Вицын, А. Краткий очерк управления в России от Петра Великого до издания общего учреждения министерств / А. Вицын. – Казань : Издатель книгопродавца Ивана Васильева Дубровина, 1855. – 297 с.

Труд русского юриста Вицына Александра Ивановича стал одним из первых исследований по истории министерской системы управления. Его «Краткий очерк управления в России» содержит обзор развития системы государственного управления, предшествующий петровским реформам; в книге описаны государственные и губернские учреждения, существовавшие в России в течении XVIII века. Преимущественное внимание А. И. Вицын уделяет гражданскому управлению, но касается также и военного. В нём впервые были систематизированы государственные учреждения на стыке двух систем государственного управления – коллежской и министерской. 

Юстиц-коллегия

Петр I в именном указе в общих чертах обрисовал схему новой российской судебной системы. Далее развивать и претворять в жизнь царские замыслы было поручено Юстиц-коллегии. А пока ей надлежало поддерживать в рабочем состоянии «староманирные» учреждения, ибо отправление «суда и расправы» в государстве не должно было прерываться. Она была центральным органом по всем юридическим вопросам в области землевладения, оберегая интересы помещиков, оформляла новые пожалования и разрешала земельные споры и тяжбы, возникавшие между помещиками.

Коммерц-коллегия

Согласно регламенту, Коммерц-коллегия ведала строительством торговых судов, надзирала за мореплаванием (составляла для судов паспорта, следила за состоянием маяков, контролировала выполнение лоцманами, боцманами и штурманами своих обязанностей, отвечала за спасённые после кораблекрушений товары), организовывала конвой купеческих судов во время военных действий, наблюдала за правильным взиманием морских пошлин таможенными конторами. А с 1773 предоставляла генеральную ведомость о доходах со всех пограничных таможен, следила за ценами, пошлинами, торговыми регламентами.

Обложка книги "Реформы Петра Великого"

Автор изображения: Баггер Х., Реформы Петра Великого: обзор исследований. Москва : Прогресс- 1985.- 199 с.Источник: Владимирская областная научная библиотека

Баггер, Х. Реформы Петра Великого : обзор исследований / Х. Баггер ; пер. с датского В.Е. Возгрина ; вступ. ст. и общ. ред. В.И. Буганова. – Москва : Прогресс, 1985. – 199 с.

Предлагаемая работа принадлежит датскому историку Xансу Багтеру, автору исследований о реформах Петра I. В ней дается проблемно-историографический разбор научных трудов русских и иностранных авторов о России эпохи Петра Великого. Хотя название книги акцентирует внимание на реформах конца XVII — первой четверти XVIII в., материал, приводимый в ней, охватывает более широкий круг проблем, чем реформы в строгом смысле слова: здесь, помимо реформ, рассмотрен ряд общих проблем и культурная жизнь России.

Штатс-контор-коллегия

Штатс-контор-коллегия ведала государственными расходами, в том числе составляла расходную смету государства и занималась произведением законодательно установленных расходов. Кроме собственной канцелярии в своей деятельности Штатс-контор-коллегия опиралась на Главную казенную палату (Большую или Главную рентерею), возглавляемую главным казначеем (рентейнмейстером), которому подчинялись «ради его вспоможения один бухгалтер (или книгодержатель), один камерной писарь и для услуги один вахмистр». Штатс-контор-коллегия располагала аппаратом местных органов – местных рентерей (казначейств), где служили местные рентеймейстеры (земские казначеи).

Берг-Мануфактур-коллегия

Яков Вилимович Брюс

Источник: Реформы и реформаторы. Дрофа, 2007. С. 380

Объединила управление горным делом и промышленными предприятиями вопреки первоначальному замыслу, по которому предполагалось создать два самостоятельных ведомства. Осуществляла управление текстильными и железоделательными казёнными предприятиями и с 1720 года руководила монетными дворами в Москве. Возглавлялась ген.-фельдцейхмейстером Я. В. Брюсом. С созданием этой коллегии правительство в соответствии с Берг-привилегией 1719 года не прекратило разработку принципов обособленного руководства тяжёлой и лёгкой промышленностью, и в 1722 году были созданы самостоятельные Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия. Их разделение закрепил Регламент Мануфактур-коллегии 1723 года.

Ревизион-коллегия

Ревизион-коллегия заведовала счетами доходов и расходов государства, проверяла приходно-расходные книги денежной казны, ведомости о приходе и расходе сумм, поступивших после их проверки подотчетными учреждениями.

На книжной выставке можно будет ознакомится с Указами Императора Петра I, трудами знаменитых историков и правоведов, монографиями и журнальными публикациями, посвященными, в том числе, указу о создании коллегий и его роли в создании новой системы управления страной.

Выставка «Указ о создании коллегий» будет работать
в Центре открытого доступа к интернет с 5 по 25 декабря 2022 г.

За справками обращайтесь в информационно-библиографический отдел библиотеки

Тел. 32-26-08 E-mail: ibo@lib33.ru

Список используемой литературы:
Бабич М. В. Коллегии / М. В. Бабич // Большая Российская энциклопедия. — Москва, 2009. — Т. 14. — С. 483-484.
Бородина, Е. В. Судебная реформа Петра Великого в контексте административных преобразований (1717-1727) / Е. В. Бородина // Уральский исторический вестник. – 2022. – № 2 (75). – С. 16-24.
Детище Петра I: 300 лет образования Военной коллегии // Военно-исторический журнал. – 2020.–№ 1. – С. 4 вкл.  
Карапетян, Г. К. Становление и развитие Адмиралтейств-коллегии / Г. К. Карапетян // Апробация. – 2013. – № 11. – С. 58-60.
Киселев, М. А. Создание Берг-мануфактур-коллегии в 1718 году / М. А. Киселев // Вестник Пермского университета. История. – 2015. – № 4(31). – С. 39-47.
Конькова, А. Ю. Регламент: история и современное развитие / А. Ю. Конькова //Делопроизводство. – 2020. – № 2. – С. 54-59.

Коллежское делопроизводство

Коллегии — в России центральные отраслевые органы управления, созданные в первой четверти XVIII в.

Начало этого периода в истории отечественного делопроизводства соотносят с реформами Петра I. Именно он создал российскую бюрократическую систему, определившую работу с документами.

Взамен устаревшей системы приказов в 1717-1718 было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. В 1720 г. был подготовлен и подписан Петром 1 «Генеральный регламент», который определял задачи, функции, структуру и порядок работы коллегий — основного звена высших органов государственного управления.
В «Генеральном регламенте» 1720 г. давались общие правила составления документов, устанавливались требования к написанию отдель- ных реквизитов.

Для многих документов были установлены официальные бланки и разработан формуляр — правила расположения реквизитов на листе бумаги. Изменилась и форма документов. Были отменены столбцы, они заменялись тетрадями. Появилось понятие «гербовая бумага», на которой изготовлялись документы для высших органов управления. В «Генеральном регламенте» были подробно описаны правила удостоверения отдельных документов, на пример было указано, что протоколы подписываются всеми членами коллегии. Также им был установлен порядок пользования печатями.

Коллежское делопроизводство было более прогрессивно по сравнению с приказным делопроизводством. Появились упорядоченные системы регистрации. Регистрация документов велась в специальных журналах.

В период коллежского делопроизводства были заложены основы организации учета и хранения документов, именно в этот период появилось название «архив». «Генеральный регламент» установил иметь два архива — общий для всех коллегий и специальный архив для коллегий иностранных дел и финансовой.

Генеральный регламент стал фактически первым законодательным актом в России, регулирующим вопросы работы с документами в центральных государственных учреждениях.

Генеральный регламент подробно определял порядок работы коллегий и решения в них дел, он давал законченную организационную форму и систему норм по документированию деятельности коллегий. Таким образом, “Генеральный регламент” закрепил законодательно порядок работы с документами с момента их создания до архивного хранения.

В целом реформы государственного аппарата установили в России единообразную систему организационного устройства и делопроизводства государственных учреждений на основе бюрократического централизма.

Коллегии при петре 1

Общее понятие

С 1711 года император решил создать центральное координационное правление в соответствии с западноевропейским прототипом. Петр 1 сознательно выбрал шведский коллегиальную систему. Этот же порядок рекомендовал ученый-теоретик Лейбниц.

Государь сделал два шага для достижения цели:

Петр 1 отправил за рубеж людей

  • отправил за рубеж людей для ознакомления с бюрократической практикой управления и канцелярией;
  • из-за границы пригласил специалистов в этой области для развития коллегиального регламента на местах.

Иностранные знатоки при всей значимости никогда не занимали руководящих постов. Высшим назначением для них была должность вице-президента. Правителями объявлялись представители русского народа. За этим император следил лично.

Причины реформ

Создание Сената в 1711 году

В 1717—1719 годах ликвидировались устаревшие государственные органы управления. Вместо них пришли новые организационные структуры, подходящие для петровской обновленной России. Создание Сената в 1711 году стало основой для формирования структуры отраслевого координирования. Устаревшие приказы часто повторялись и выполняли аналогичные функции, что приводило к путанице. Некоторые вопросы хозяйствования совсем не попадали под действие порядка и не охватывались приказной системой.

По мнению царя, такие учреждения должны были служить заменой неповоротливому приказному порядку и усовершенствовать принципы регулирования путем:

  • подразделения ведомств в соответствии с отраслями экономики, обороны и другими направлениями;
  • решения дел в совещательном порядке.

Периодом создания коллегиальной системы управления при Петре 1 считается 1717 год. Смена приказного строя в границах целого государства оказалась кропотливым делом. Приказы постепенно подчинялись коллегиям или поглощались ими.

Эволюция структуры

В первые годы изменений была создана Торговая коллегия при содействии иностранцев. Из Швеции и Германии присылались опытные деятели юриспруденции и чиновники для реформаторской работы.

Коллегии при Петре 1 и их функции:

Военная коллегия

  • Военная коллегия управляла сухопутными войсками, работала в период с 1719—1802 год.
  • Адмиралтейская — координировала деятельность флота (1717−1827).
  • Иностранных (чужестранных) дел — ведала контактами с другими странами (1718−1831).
  • Берг-магистратура была главной в тяжелом производстве (1719−1806).
  • Мануфактурный синод заведовал легкой промышленностью (1719−1806).
  • Юстиц-орган был генеральным регулировщиков в области судопроизводства (1718−1781).
  • Коммерц —управляла торговыми делами (1719−1804).
  • Камер- коллегия соотносила государственные налоги и доходы (1718−1800).
  • Штатс-контора учитывала расходы в масштабах государства (1717−1781).
  • Ревизионное собрание осуществляло контроль состояния финансов (1717−1787).
  • Вотчинная — управляла решением вопросов в области земельного законодательства (1721−1785).
  • Главный магистрат осуществлял регулирование общественного устройства городов (1720−1795).

Коллегиальное управление делами страны работало вплоть до 1802 года. Затем был разработан «Манифест о создании министерств». В нем предусматривалось постепенное введение более прогрессивной системы для координации хозяйственной деятельности государства в отличие от коллегиального строя.

Работу коллегий контролировал Генеральный регламент, который Петр 1 утвердил 28 февраля 1720 года. Впоследствии формирование утратило свое значение после составления Свода законов России. Генеральный регламент являлся уставом, в соответствии с которым коллегии и все принадлежащие к ним конторы и канцелярии вершили дела. Областью действия считались внутренние земские учреждения империи и организации ближнего и дальнего зарубежья.

Регламент осуществлял системное делопроизводство, которое впоследствии получило определение коллежского в соответствии с наименованием отраслевых подразделений — коллегий. Петр 1 уделял внимание совещательному принятию вопросов на общих собраниях.

Недостатки в системе

Грандиозный замысел императора не был претворен в жизнь в полной мере. Четкого разграничения обязанностей и выдачи плана каждому служащему не произошло. Коллеги подменяли один другого при необходимости, по аналогии с когда-то действующими приказами. Например, Мануфактура, Берг и Коммерц-отделения выполняли похожие обязанности.

Медицинской канцелярия

Коллегиальная система разрабатывалась без учета того, что в структуре осталось неподконтрольным просвещение, почта, медицина, полиция. Постепенно консолидация наполнялась новыми подразделами и стала приобретать законченную структуру. Например, аптекарский приказ, существовавший в Петербурге (новой столице) с 1722 года, реформировался в Медицинскую коллегию. В 1725 году это формирование стало именоваться Медицинской канцелярией.

Для Петра 1 важным в этих реформах было то, что они проводились на западный манер. Правление государя отличалось стремлением реформировать структуру государства именно в этом направлении. Большинство объединений вводились не потому, что они считались необходимыми элементами. Основной причиной нововведений было стремление перекопировать черты управления западных стран.

Примером служит полное соответствие трех денежных структур (Штатс-конторы, Камер и Ревизион-коллегии) шведским аналогичным консолидациям. Большинство объединений просуществовали долго, несмотря на такое положение. Коллегии были упразднены только в результате реформ Екатерины 2 и Александра 1.

Деятельность и значение

Сенат назначал коллегиальных руководителей (вице-президентов). Для выбора президента консолидации требовалось мнение императора.

Помимо упомянутых должностей, в структуру совета входили:

Сенат назначал коллегиальных руководителей

  • советники — 4;
  • заседатели (асессоры) — 4;
  • канцелярский актуариус для составления актов и учета;
  • секретарь;
  • переводчик;
  • регистратор;
  • подьячие.

Президент представлял главную персону в собрании, но не выносил постановлений без согласия коллегиальных членов. Вице-президент выполнял обязанности главы, если тот отсутствовал, в остальное время помогал президенту в повседневной работе. Собрания объединения проходили каждый день с перерывом на праздники и воскресенья. Начиналась работа в 6 или 8 часов утра, в зависимости от сезона, и продолжалась на протяжении 5 часов.

Материалы дела в канцелярии подготавливались к обсуждению. Оттуда поступали в коллегиальное общее присутствие, где подвергались критическим замечаниям или принимались голосованием. Решения, которые отклонялись коллегиальным большинством, поступали на рассмотрение в Сенат. Этот высший орган был единственным, кому подчинялась любая консолидация.

При каждом объединении работал прокурор

При каждом объединении работал прокурор, который координировал правильность решений и сроки вынесения вердиктов по поступающим делам. В его обязанности входил контроль исполнения коллегиальных указов самим управленческим формированием и подчиненными структурами. Не последняя роль отводилась секретарю, который отвечал за делопроизводство, подготовку бумаг к обсуждению. Референт вел учет справочной работы, оформлял решения в положенном виде, вел записи-таблицы об исполнении дел, хранил печать органа.

Полное формирование системы завершило процесс централизации камер государственного аппарата. Новый департамент отличался от старой приказной структуры строгим распределением ведомственного подчинения и общими нормативами деятельности в соответствии с генеральным регламентом. Создание коллегиального управления нанесло сильный удар по мошеннической системе местничества, которая перестала существовать в 1682 году.

Военная и Адмиралтейская коллегия

Приказ о формировании Военной консолидации Петр 1 подписал в 1719 году, но началом ее деятельности считается 1720-й. В общий состав ведомства входили 454 солдата. Всего собрание насчитывало 530 лиц, приписанных к капитулу. Несколько десятков мест (около 80) постоянно были свободными, так как в стране не хватало профессиональных офицерских кадров.

Военная и Адмиралтейская коллегия

Военное ведомство делилось на три подразделения:

  1. Армейское — регулировало существование сухопутных войск.
  2. Артиллерийское — занималось делами огнестрельных орудий и стрелковых военнослужащих.
  3. Гарнизонное — регулировало караульные и гарнизонные части.

Лицами, кто возглавлял коллегию при Петре 1, были Репин А. И. и Меньшиков А. Д. Ведомство перестало существовать после указа государя и передало обязанности соответствующему Министерству.

Адмиралтейство сформировалось для управления гражданским и военным флотом. С начала работы им командовал Апраксин Ф. А. Ведомство контролировало верфи, корабельную артиллерию, решало проблемы военнослужащих. Объединение занималось провиантом, казначейством, вопросами обмундирования, закупкой и поставкой материалов. Впоследствии перешло под управление Морского Министерства.

Иностранное и Вотчинное объединения

Объединение иностранных дел

Объединение иностранных дел преобразовывалось из Посольского приказа. Во все время функционирования им правил Головки Г. И. Коллегия представляла собой прототип Министерства иностранных дел и решала вопросы сотрудничества с другими странами.

Иностранное ведомство переформировалось из Поместного приказа и решало земельные вопросы. Служба регистрировала владения и поместья, движение собственности от одного хозяина к другому, выдавала государственные площади в пользование. Отдел занимался конфискацией наделов и другими спорными вопросами. До 1727 года служба располагалась в Москве, но затем переместилась в Санкт-Петербург.

Берг и Мануфактур-капитул

Мануфактуры при петре 1

Берг-коллегия стала самостоятельной структурой для контроля работы горно-рудной и тяжелой промышленности. Ее рабочие центры находились в Сибирском и Уральском регионе. При Петре 1 ведомством управлял Брюс Я. В. Коллегия совмещала свою деятельность с работой Мануфактур-объединения, поэтому Брюс был назначен руководителем обеих структур. Деятельность направлялась на расширение тяжелой отрасли и увеличение количества заводов.

Мануфактур-объединение создавалось для строительства тканных и текстильных фабрик — основных структурных элементов легкой промышленности. В 1722-м коллегия ликвидировалась, а восстановление произошло только в 1742 году. Аналогичная остановка деятельности случилась в 1779—1796 году. Приказ о ликвидации был подписан в 1806-м.

Коммерц и Камер-собрание

Вначале Коммерц-объединением руководил Апраксин, но затем в руководителях значился Толстой П. А. Следующим был Бутурлин И. Ф. Ведомство решало вопросы, которые возникали в процессе торговых операций. В 1731 году система приняла на себя обязанности Берга, Главного магистрата и Мануфактур-коллегии. Екатерина подписала указ об упразднении службы, но после ее смерти Павел 1 продлил работу объединения до 1804 года.

Камер-служба являлась любимой структурой Петра, так как она решала вопросы, связанные со взиманием налогов. На протяжении всего существования объединение возглавлял Голицин Д. М., затем Кошелев. Последним руководителем был Плещеев А. Л. В 1785 году службу прикрыли, но из-за многочисленных откупов ее вновь открыли в 1797 году.

Штатс и Ревизион служба

Штатс-контора

Штатс-контора выполняла контроль государственных расходов. Структура организации была скопирована со шведской модели и полностью ее повторяла. Она перешла под управление Сената в 1723 году. Самостоятельность организации возвратила Анна Иоановна в 1730 году. Ликвидировала службу Екатерина 2.

Ревизион-ведомство занималось координацией финансовых потоков в государстве. Управлял работой службы Долгоруков Я. Ф. В последующие годы коллегия перешла под руководство Сената (1723−1725). После возвращения самостоятельного статуса руководил отделением Бибиков И. И. Службу ликвидировала Екатерина 2.

Юстиц-контора и Главный магистрат

Орган Юстиц-коллегии работал в качестве Верховного суда Российской империи и принимал на рассмотрение различные дела. В Петровскую эпоху деятельностью руководил Матвеев А. А., затем его сменил на посту Апраксин П. М. После смерти государя службе вменили дополнительную функцию ведения «крепостной канцелярии».

Главный магистрат формировался в качестве единого объединения для координирования городских управлений отдельных городов. Помимо этого, служба утверждала судебные вердикты гражданского и уголовного характера и контролировала налоговые сборы в населенных пунктах. Президентом ведомства был Трубецкой Ю. Ю., затем служил Долгоруков А. Г. После смерти царя магистрат переименовался в Ратушу. Он прекратил существование в 1795 году.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Anbar el melouk мазь из египта инструкция по применению
  • Лучшее руководство по выживанию
  • Ям бк инструкция для человека от лишая людей мазь
  • Офторинт капли глазные цена инструкция аналоги
  • Война племен руководство по