Лекция
1. Инновационная
деятельность: методологические основы
1. Общая
характеристика понятийного аппарата
инновационной деятельности.
Классификация
инноваций.
2.
Понятие инновационного процесса, его
виды и стадии. Факторы, влияющие
на развитие инновационного процесса.
3. Инновационный
менеджмент как система. Организационные
структуры инновационного менеджмента.
4.
Жизненный цикл инновации.
5.
Основные направления государственной
инновационной политики в Республике
Беларусь.
Вопрос 1. Общая
характеристика понятийного аппарата
инновационной деятельности. Классификация
инноваций.
В
мировой экономической литературе
понятие
«инновация» интерпретируется
как превращение потенциального
научно-технического прогресса в
прогресс реальный, воплощенный в новых
продуктах, технологиях, услугах. При
этом необходимо иметь в виду, что понятие
«инновация» более емко, чем понятие
«новая техника». Последнее применяется
только в отношении орудий труда, новых
материалов и пр., используемых в
основном в производстве. Понятие же
«инновация» распространяется на
новый продукт или услугу, способ их
производства, новшество в организационной,
научно-технической и других сферах,
любое усовершенствование, обеспечивающие
повышение качества и технических
показателей, экономию затрат или
создающие условия для такой экономии.
Методология
системного описания инноваций в условиях
рыночной экономики базируется на
международных стандартах, рекомендации
по которым были приняты созданной в
рамках Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) Группой
национальных экспертов по показателям
науки и техники. Этой группой было
разработано «Руководство Фраскати»
(«Предлагаемая стандартная практика
для обследования исследований и
экспериментальных разработок»). Свое
название документ получил в связи с
тем, что первая версия рекомендаций
была принята в 1963 году в итальянском
городе Фраскати.
Положения
«Руководства Фраскати» периодически
уточняются и расширяются, что обусловлено
изменениями в стратегии развития мировой
и национальных экономик, в научно-технической
политике на национальном и международном
уровнях. (Последняя редакция «Руководства
Фраскати» была принята в 1993 году).
Методика сбора
данных о технологических инновациях
базируется на рекомендациях, принятых
в Осло в 1992 г. и в Канберре в 1994 г. Они
соответственно получили названия:
«Руководство Осло» и « Руководство
Канберра».
В
соответствии с международными стандартами
инновация
определяется как конечный результат
инновационной деятельности, получившей
воплощение в виде нового или
усовершенствованного продукта,
внедренного на рынке, или усовершенствованного
технологического процесса, используемого
в практической деятельности, либо в
новом подходе к социальным услугам.
Непременными
свойствами инновации являются:
научно-техническая
новизна, производственная применяемость,
коммерческая реализуемость.
Коммерческий
аспект определяет инновацию как
экономическую необходимость,
осознанную через потребности рынка.
Коммерциализация
науки, технологий
— это процесс, посредством
которого результаты научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
работ своевременно преобразованы в
продукты или услуги
и выведены на рынок. Как утверждают
американские специалисты,
если технология не коммерциализирована,
то она и не создана.
Коммерциализация
научно-технической
деятельности заключается в
«материализации» инноваций, изобретений
и разработок в новые технически
совершенные виды промышленной продукции,
средств
и предметов труда, технологии и организации
производства, превращение
их в источник дохода.
Как
следует из сказанного, инновация всегда
имеет четкую ориентацию на конечный
результат прикладного характера, она
всегда должна
рассматриваться как сложный процесс,
который обеспечивает определенный
технический, социально-.экономический
эффект.
На
практике понятия «новшество», «инновация»,
«нововведение» нередко
отождествляются, хотя между ними есть
и некоторые различия.
Новшеством
может
быть новый порядок, новый метод
изобретения. Нововведение
означает,
что новшество используется. С момента
принятия к распространению новшество
приобретает новое качество
и становится инновацией.
Технологические
инновации, охватывающие
новые продукты и процессы, а также их
значительные технологические изменения
(не только в промышленном производстве,
но и в других отраслях человеческой
деятельности, например, новые лекарства,
новые методы лечения
болезней и т. д.),
Различают
два типа технологических инноваций:
продуктовые и процессные.
Продуктовые
инновации охватывают
внедрение новых или усовершенствованных
продуктов (замена парового двигателя
двигателем внутреннего сгорания,
индикаторы на жидких кристаллах и т.
п.).
Процессная
инновация —
это освоение новой или значительно
усовершенствованной технологии,
оборудования, организации производства
для выпуска продукции, обеспечивающее
принципиально новый уровень качества
продукции, экономики ее производства,
условий труда (замена ручной сварки
механизированными способами, внедрение
конвейерной сборки, применение
низкотоксичных сварочных
материалов и т. д.).
По
степени радикальности, по значимости
для экономического развития
инновации можно подразделить на базисные,
улучшающие я
модификационные.
За
этим разделением стоят два различных
инновационных
процесса: пионерный и догоняющий.
Пионерный
тип
означает линию на достижение мирового
первенства (например, США). Догоняющий
тип
дешевле и может дать быстрый результат
(например,
Япония).
На
пионерном пути создаются базисные
инновации, которые
реализуют крупные изобретения и
становятся основой формирования
новых поколений и направлений техники.
На
догоняющем пути создаются улучшающие
(так
называемые приоритетные) и
модификационные (частные)
инновации, связанные с улучшением
свойств существующих процессов
производства и продуктов. Улучшающие
инновации обычно реализуют мелкие и
средние изобретения, значительно
совершенствующие существующие
продукты и процессы их производства.
Модификационные
инновации направлены на частичное
улучшение
устаревших поколений техники и технологий
без заметного влияния
на параметры, свойства, стоимость изделия
и способы его производства.
Сюда же относится расширение номенклатуры
продукции и
технологий за счет освоения производства
не выпускавшихся ранее
в стране, отрасли или на данном предприятии.
Эти инновации уже известны на рынке и
внедряются с целью удовлетворения
текущего спроса, в том числе
с отказом от их импорта, и для увеличения
доходов данных предприятий
отрасли или расширения экспортного
потенциала страны,
если данные продукты будут конкурентоспособны
на мировом рынке. При этом конкурентоспособным
в условиях развитого рынка является
товар, комплекс потребительских и
стоимостных свойств которого
обеспечивает ему коммерческий успех,
т. е. позволяют быть прибыльно обмениваемым
на деньги или иной товар в условиях
широкого
применения к обмену других товаров-аналогов.
На мировом рынке
сегодня представлены 3 группы стран:
• страны
североатлантического региона, завершающие
формирование постиндустриальных
экономик (США, Канада и Западная
Европа);
• индустриальные
государства Азии и Латинской Америки,
образующие
новый промышленный центр мира
•
экономически
отсталые страны, по-прежнему участвующие
в международном
разделении труда поставками
сельхозпродукции
и промышленного сырья и полуфабрикатов.
«Догоняющая»
стратегия во всех странах, кроме Китая,
обеспечила
им только временный рост, который не
был стойким и не позволил им
даже приблизиться к странам-лидерам,
если они не сумели вовремя
перейти на стратегию лидерства в
определенных отраслях. Об этом
свидетельствует цепь экономических
кризисов в таких странах. Исключение
составляет только Китай, успехи которого
обусловлены его
закрытостью и чрезвычайно высоким
влиянием государственного регулирования.
По
типу новизны для рынка инновации принято
разделять на новинки:
•
мирового масштаба
— новинка нигде не имеет аналога, это
первое
в мире внедрение изменения;
• в
масштабах страны — инновация носит
воспроизводяще-адаптационный
характер: нет аналога в стране, но он
существует
за границей;
• в
масштабе данной отрасли, региона,
предприятия — инновации,
имеющие аналоги в других отраслях,
регионах, на других
предприятиях, но не применявшиеся ранее
в данной отрасли,
регионе, предприятии.
Исходя
из позиций микроэкономического развития
не имеет значения,
что продукты и технологии где-то известны;
для данного общества,
которое их раньше не знало или не
применяло, они, несомненно,
являются инновациями. Для анализа
процессов развития более
правильным является такое понимание
понятия инновации, при
котором таковой считается не только
инновация в мировом масштабе, но и
новшество для данного общества.
Наряду
с необходимостью правильного определения
понятия «инновация»
не менее важным является определение
понятий «инновационный
продукт« и «инновационная деятельность».
Общепринятой
в мировой практике является следующая
формулировка: инновационная
деятельность
— это деятельность, направленная на
использование и коммерциализацию
результатов научных исследований
и разработок для расширения и обновления
номенклатуры и улучшения качества
выпускаемой продукции (товаров, услуг),
совершенствование
технологии их изготовления с последующим
внедрением
и аффективной реализацией на внутреннем
и зарубежных
рынках.
Под
понятием «инновационная
деятельность»
обычно понимается деятельность по
реализации инновационного процесса во
времени, представляющая собой
некоторую последовательность таких
этапов, как: поисковые исследования,
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские разработки,
опытно-промышленное производство
наукоемкой продукции, полномасштабное
ее производство,
реализация готовой продукции и дальнейшее
коммерческое распространение
инноваций,
Под использованием
передовых производственных технологий
следует понимать их внедрение и
промышленную эксплуатацию. Внедрение
новых методов производства может
осуществляться на основе принципиально
новых технологий или новых комбинаций
существующих технологий либо на
основе новых знаний. При этом технологии
могут быть воплощены в новые или
усовершенствованные машины, оборудование,
программные средства, а новые знания
могут быть результатом исследований,
приобретения или использования
специальной квалификации и навыков.
•
инновационный
продукт — результат
выполнения инновационного
проекта и научно-исследовательской и
(или) опытно-конструкторской
разработки новой технологии (в т. ч.
информационной),
являющийся реализацией объекта
интеллектуальной собственности,
повышающий отечественный научно-технический
и технологический уровни, изготовлен
в стране впервые,
или если не впервые, то по сравнению с
другим продуктом, представленным
на рынке, является конкурентоспособным
и имеет
существенно более высокие
технико-экономические показатели;
• инновационная
продукция —
результат выполнения инновационного
проекта в виде промышленной реализации,
тиражирования инновационного
продукта;
• инновационный
проект — комплект
документов, определяющий
процедуру, комплекс всех необходимых
мероприятий но разработке, производству
и реализации инновационного продукта
и (или) инновационной продукции;
• приоритетный
инновационный проект — инновационный
проект,
относящийся к одному из приоритетных
направлений инновационной
деятельности, утвержденных Правительством
республики;
• инновационное
предприятие (инновационный
центр, технопарк, технополис, инновационный
бизнес-инкубатор и т. д.) -предприятие
(объединение предприятий), которое
разрабатывает, изготавливает и
реализует инновационные продукты и
(или) продукцию, объем которых в стоимостном
измерении превышает
70% его общего объема продукции и (или)
услуг;
• инновационная
инфраструктура — совокупность
предприятий,
организаций, учреждений, их объединений,
ассоциаций любой формы собственности,
которые предоставляют услуги по
обеспечению инновационной деятельности
(финансовые, консалтинговые,
маркетинговые, информационно
-коммуникативные, юридические,
образовательные и т. д.). Инновационная
деятельность, связанная с капитальными
вложениями
в инновации, называется
инновационно-инвестиционной.
Инновационная
деятельность,
как правило, представляет собой целый
комплекс научных, технологических,
производственных, организационных,
финансовых и коммерческих мероприятий,
совокупность
которых приводит к инновациям в виде
нового или усовершенствованного
продукта.
From Wikipedia, the free encyclopedia
The Frascati Manual is a document setting forth the methodology for collecting statistics about research and development. The Manual was prepared and published by the Organisation for Economic Co-operation and Development.
Contents[edit]
The Frascati Manual classifies budgets according to what is done, what is studied, and who is studying it. For example, an oral history project conducted by a religious organization would be classified as being basic research, in the field of humanities (the sub-category of history), and performed by a non-governmental, non-profit organization.
Three forms of research[edit]
The manual gives definitions for: basic research, applied research, Research and development; research personnel: researchers, technicians, auxiliary personnel.
The Frascati Manual classifies research into three categories:[1]
- Basic research is experimental or theoretical work undertaken primarily to acquire new knowledge about observable phenomena and facts, not directed toward any particular use.
- Applied research is original investigation to acquire new knowledge directed primarily towards a specific practical aim or objective.
- Experimental development is systematic effort, based on existing knowledge from research or practical experience, directed toward creating novel or improved materials, products, devices, processes, systems, or services.
These involve novelty, creativity, uncertainty, systematic, and reproducibility and transferability.
Research areas[edit]
It also organizes the fields of scholarly research endeavors, from mathematics to literature, into main and sub-categories. The 2002 Frascati Manual included a ‘Field of Science’ (FOS) classification. After several reviews, a Revised Fields of Science and Technology (FOS) classification was published in February 2007 consisting of the following high-level groupings:[2]
- Natural sciences
- Engineering and technology
- Medical and Health sciences
- Agricultural sciences
- Social sciences
- Humanities
Industry sectors[edit]
The Frascati Manual deals primarily with measuring the expenditure and personnel resources devoted to R&D in the industry sectors performing it: higher education, government, business, and private non-profit organisations.
History[edit]
In June 1963, OECD experts met with the NESTI group (National Experts on Science and Technology Indicators) at the Villa Falconieri in Frascati, Italy. Based on a background document by Christopher Freeman they drafted the first version of Frascati Manual, which is officially known as The Proposed Standard Practice for Surveys of Research and Experimental Development. In 2002 the 6th edition was published.
Use[edit]
The definitions provided in the Frascati Manual have been adopted by many governments and serve as a common language for discussions of science and technology policy and economic development policy. Originally an OECD standard, it has become an acknowledged standard in R&D studies all over the world and is widely used by various organisations associated with the United Nations and European Union. As of 2000, approximately 75% of countries used this method to share information about their budgets.[3]
Over the past 40 years, the NESTI group has developed a series of documents, known as the «Frascati Family», that includes manuals on R&D (Frascati Manual), innovation (Oslo Manual), human resources (Canberra Manual), technology, balance of payments, and patents as indicators of science and technology.
See also[edit]
- Giorgio Sirilli
References[edit]
- ^ Frascati Manual 2015: Guidelines for Collecting and Reporting Data on Research and Experimental Development p. 29
- ^ Revised Field of Science and Technology (FOS) Classification in the Frascati Manual, OECD
- ^ Godin, Benoit (2005). Measurement and Statistics on Science and Technology: 1920 to the Present. Psychology Press. p. 190. ISBN 9780415341042.
External links[edit]
- Full version of the Frascati Manual, 2015;
- OECD Canberra Manual (human resources)
- OECD Science and Technology Policy
- OECD Science and Technology Indicators (report)
- OECD S&T Indicators
РАЗДЕЛ 1.1
Теоретические основы инноваций
Инновации представляют собой вполне конкретную управленческую категорию и регулируются официальными документами международного и национального уровня [1, с. 11–14].
На международном уровне это следующие пять документов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР):
- «Предлагаемые методические рекомендации по сбору и интерпретации данных о технологических инновациях» («Руководство Осло») [2];
- «Измерение человеческих ресурсов в сфере науки и техники» («Руководство Канберра») [3];
- «Предлагаемый стандартный метод сбора и интерпретации данных о технологических платежных балансах» («Руководство ТПБ») [4];
- «Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок» («Руководство Фраскати») [5];
- «Руководство по использованию патентных данных в качестве показателей науки и техники» («Патентное руководство») [6].
В частности, методология описания и анализа инновационной деятельности закреплена в «семействе Фраскати» – системе международных стандартов ОЭСР по оценке научно-технической деятельности.
В ОЭСР в настоящее время входит 35 стран-постоянных членов и порядка 70-ти стран-участниц, включая Российскую Федерацию.
Международные стандарты ОЭСР используются органами государственной статистики входящих в ОЭСР стран для сбора и анализа информации об инновационной деятельности предприятий и организаций. В Российской Федерации для этих целей применяются: форма №1-технология «Сведения о создании и использовании передовых производственных технологий», форма №2-наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок», форма №3-информ «Сведения об использовании информационных технологий и производстве связанной с ними продукции (работ, услуг)» и форма №4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».
В соответствии с действующей международной и российской практикой инновации по своему характеру делятся на категории, представленные на рис. 1.
Далее приводятся определения инновации и её категорий [1, с. 14, 234–235].
Инновация – реализация нового или значительно усовершенствованного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового метода организации бизнеса.
Технологические инновации – деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.
Продуктовые инновации – разработка и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов.
Процессные инновации – разработка и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. В организациях сферы услуг технологической инновацией считается услуга, когда её характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении.
Маркетинговые инновации – реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. Они направлены на более полное удовлетворение потребностей потребителей продуктов, открытие новых рынков сбыта, расширение состава потребителей продуктов и услуг с целью повышения объёмов продаж.
Организационные инновации – реализация нового метода ведения бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Эти инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и, соответственно, повышения производительности труда, путём получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок.
В строгом смысле слова, некоторые из описываемых в настоящей методике концепций и подходов инновационными на сегодняшний день не являются, т.к. появились на свет несколько десятилетий назад, но, во-первых, современные модели их внедрения и функционирования в корне отличаются от тех, что существовали изначально, поскольку всё это время они эволюционировали, а во-вторых, широкого применения на отечественных предприятиях они не имеют, вследствие чего для российских предприятий указанные концепции и подходы являются вполне инновационными.
На этот счёт просим ознакомиться с нашей позицией, изложенной в статье «Инновации – понятие абсолютное или относительное?».
Источники:
- Дроговоз П.А. Управление стоимостью инновационного промышленного предприятия / Под ред. Т.Г. Садовской. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007.
- OECD Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data – Oslo Manual. Paris: OECD Publications, 2005. 163 p.
- The Measurement of Human Resources Devoted to S&T – Canberra Manual. Paris: OECD Publications, 1995. 111 p.
- Proposed Standard Method of Compiling and Interpreting Technology Balance of Payments Data – TBP Manual. Paris: OECD Publications, 1990. 82 p.
- Proposed Standard Practice for Surveys of Research and Experimental Development – Frascati Manual. Paris: OECD Publications, 2002. 255 p.
- The Measurement of Scientific and Technological Activities: Using Patent Data as Science and Technology Indicators – Patent Manual. Paris: OECD Publications, 1994. 108 p.
ВОПРОСЫ
ИЗМЕРЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Руководство
Осло
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СБОРУ И АНАЛИЗУ ДАННЫХ ПО ИННОВАЦИЯМ
Третье
издание
Совместная
публикация ОЭСР и Евростата
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ
СТАТИСТИЧЕСКОЕ БЮРО ЕВРОПЕЙСКИХ
СООБЩЕСТВ
Перевод
на русский язык, издание второе
исправленное
Москва,
2010
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ
ОЭСР
является уникальным форумом, где
правительства 30 демократических стран
совместно работают над решением
экономических,
социальных и экологических проблем,
порождаемых глобализацией. Цель ОЭСР
— помочь правительствам
различных
государств реагировать на такие новые
явления и задачи, как корпоративное
управление, информационная
экономика
и проблемы старения населения. Организация
предоставляет интеллектуальную среду,
в которой правительства
могут
сопоставлять политический опыт, искать
ответы на общие проблемы, выявлять
удачные схемы практических действий
и
работать над координацией внутренней
и международной политики.
Странами
— членами ОЭСР являются Австралия,
Австрия, Бельгия, Великобритания,
Венгрия, Германия, Греция, Дания,
Ирландия,
Исландия, Испания, Италия, Канада,
Республика Корея, Люксембург, Мексика,
Нидерланды, Новая Зеландия,
Норвегия,
Польша, Португалия, Словакия, США, Турция,
Финляндия, Франция, Чехия, Швеция,
Швейцария и Япония. Комиссия
Европейских
сообществ принимает участие в деятельности
ОЭСР.
Издательство
ОЭСР широко распространяет результаты
статистических обозрений, выполненных
Организацией, и ее
исследований
по экономическим, социальным и
экологическим вопросам, а также конвенции,
руководства и стандарты,
согласованные
в сообществе ее членов.
Это
руководство одобрено Комитетом ОЭСР
по научной и технологической политике
(CSTP),
Комитетом ОЭСР по статистике (CSTATJ и
Рабочей группой Евростата по
____________________
статистике науки, технологий и инноваций
(WPSTI)._____________________
Оригинал
опубликован ОЭСР и ЕС на английском и
французском языках под заглавием:
Oslo
Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data,
3rd
Edition
Manuel d’Oslo: Principes directeurs pour le recueil et
[‘interpretation des donnees sur l’innovation, 3e edition
cOECD/EQ2005..
All rights reserved
c
Перевод на русский язык. Государственное
учреждение «Центр исследований и
статистики
науки» (ЦИСН], 2010.
2
Опубликовано
по соглашению с ОЭСР, Париж. Русское
издание осуществлено государственным
учреждением «Центр
исследований
и статистики науки» (ЦИСН] Министерства
образования и науки РФ. Соответствие
перевода оригинальному
тексту
обеспечено ЦИСН.
ISBN
5-7602-0173-5
ПРЕДИСЛОВИЕ
К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Впервые
на русском языке вниманию читателя
предлагается новая редакция ≪Руководства
по сбору и анализу данных
по
инновациям (Руководство Осло)≫. Данное
Руководство является основным
методологическим документом Организации
экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) в
области инноваций как для стран,
непосредственно участвующих в
деятельности
ОЭСР, так и ряда стран Восточной Европы,
Латинской Америки, Азии, Африки, не
являющихся пока членами этой
организации.
Если
судить по названию документа, то речь
идет о частной статистической проблеме
— измерении инноваций. Но
значение
Руководства Осло гораздо шире. По сути,
данный документ — ключ к пониманию
инновационных процессов и
связанных
с ними феноменов. В основе Руководства
лежит очевидная логика: прежде чем
приступать к измерению явления,
необходимо
постичь его суть. О том, что это является
непростой задачей, свидетельствует и
российская практика.
Страна
находится сегодня в начале пути построения
современной инновационной экономики.
Хотя многое уже сделано,
гораздо
большее предстоит. Трудность и новизна
этого пути для России порождает массу
методологических проблем, которые
надо
решать, и вопросов, на которые надо
отвечать. Вполне естественно наличие
многообразия мнений не только по поводу
путей
к поставленной цели, но и по основным
понятиям и содержанию процесса.
Дискуссионность понятий, отсутствие
согласованности
в формулировках порождают неуверенность
и нечеткость в действиях, что в свою
очередь приводит к
распылению
сил созидания и их тяге в противоположные
стороны. Поэтому сегодня, как никогда
важно найти
взаимопонимание
хотя бы на терминологическом уровне.
В
этом контексте публикация Руководства
Осло на русском языке — существенный
шаг в нужном направлении. Он очень
важен
для нас, поскольку позволяет воспользоваться
плодами более чем двадцатилетней
аналитической работы групп
экспертов
из ведущих стран мира, создавших
согласованную методологическую базу
в области понятийного аппарата
инновационного
процесса, его измерения и анализа.
Использование плодотворных результатов
этого фундаментального
труда
дает возможность:
извлекать
уроки из чужих ошибок, не повторяя их;
искать
новые пути инновационного развития,
действуя в едином с международным
сообществом методологическом
пространстве;
использовать
в России опыт многих стран по строительству
институтов инновационного развития;
проводить
международные сопоставления;
обнаруживать
узкие места и конкурентные преимущества
в инновационной сфере страны.
Процесс
развития данного Руководства носит
перманентный характер: постоянно
работают фокус-группы, которые
занимаются
ревизией и совершенствованием его
положений. Поэтому Руководство Осло
нельзя считать завершенным трудом.
Предлагаемая
редакция документа фиксирует состояние
дел на 2005 год.
3
Результатом
последних лет работы над документом
явились предложения по расширению числа
статистически наблюдаемых компонент
инновации.
Стало
возможным проводить измерения
маркетинговых и организационных
инноваций.
Разработана
система понятий,
определяющая
эти
типы инноваций и связанные с ними
процессы,
а
также методология их измерения.
В
последующем развитии Руководства Осло
хотелось бы видеть участие и российских
специалистов.
Активизация
российских
исследований
в этой области позволяет надеяться,
что
российские специалисты способны внести
свой весомый вклад в содержание следующей
версии
Руководства Осло.
В
заключение хотелось бы сказать читателю,
что
изучение Руководства требует внимания
и творческого подхода.
Оно
будет полезно и
необходимо
всякому,
чья
профессиональная деятельность связана
с процессами мониторинга,
анализа
и регулирования,
а
также законодательного
обеспечения
инновационного процесса.
А.А.
ФУРСЕНКО
Министр
образования и науки
Российской
Федерации
4
ПРЕДИСЛОВИЕ
К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ
Давно
достигнуто понимание того, что создание,
применение и диффузия знаний имеют
фундаментальное значение для
экономического
роста, развития и благосостояния народов.
В связи с этим на центральное место
выдвигаются потребности в
более
совершенном «измерении» инноваций.
Со временем природа и разнообразие
инноваций варьировались, изменялась и
потребность
в показателях, необходимых для отслеживания
этих перемен и обеспечения политиков
надлежащими инстру-
ментами
анализа. Значительный объем работы по
разработке моделей и аналитических
рамок для изучения инноваций был
проделан
в течение 1980-х — 1990-х гг. Экспериментирование
с ранними обследованиями и их результатами,
наряду с по-
требностью
в согласованном наборе концепций и
инструментов, привело к появлению
первого издания Руководства Осло в
1992
г., в котором главное внимание уделялось
технологическим продуктовым и процессным
инновациям (ТПГП в промыш-
ленном
производстве. Оно стало эталоном для
разнообразных крупномасштабных
обследований, изучавших природу и
влияние
инноваций в предпринимательском секторе,
таких, как Инновационное обследование
Европейского сообщества (CIS),
повторяющееся
сейчас в четвертый раз. Результаты этих
обследований повлекли за собой дальнейшие
уточнения в
Руководстве
Осло — в части концепций, определений и
методологии, приведшие к появлению
второго издания,
опубликованного
в 1997 г., где среди прочего сфера наблюдения
была распространена на сектор услуг.
С
тех пор анализ результатов обследований
и меняющиеся потребности политиков
привели к новой переработке
указанного
Руководства, результаты которой читатель
сможет найти в этом, третьем, издании.
По причине растущего ощу-
щения
того, что значительная часть инноваций
в секторе услуг не охватывается должным
образом концепцией ТПП, в ходе
этой
переработки было решено затронуть
проблему нетехнологических инноваций.
В результате представления о том, что
есть
инновация, сейчас расширились, включив
два новых типа: маркетинговую и
организационную инновации. Это — новые
понятия,
но они уже были опробованы в нескольких
странах ОЭСР с ободряющими результатами.
Новым
в этом издании является также стремление
рассматривать инновации в системном
контексте — в главе,
посвященной
инновационным взаимосвязям. Уроки,
извлеченные из опыта предыдущих
обследований, также были учтены — с
целью
уточнения существующих концепций и
прояснения методологических проблем,
таких, как измерение затрат и
прибылей
от инноваций и совершенствование методов
сбора данных.
Инновации
исследуются и за пределами ареала ОЭСР:
все больше стран в Латинской Америке,
Восточной Европе, Азии и
Африке
стали проводить обследования на основе
Руководства Осло. Хотя дизайн таких
обследований обычно был ориенти-
рован
на следование этим стандартам, многие
из них адаптировали методологию Осло
к специфическим потребностям
пользователей
и особенностям статистического учета
в своих странах, с их различными
экономическими и социальными усло-
виями.
Соответствующие изменения самостоятельно
разрабатывались каждой страной и
отражали различные подходы.
Например,
широко признается, что большая часть
инноваций, возникающих в странах — не
членах ОЭСР, приходится на диф-
фузию
и поэтапные изменения. На основании
этого богатого и разнообразного опыта
в настоящее издание Руководства Осло
добавлено
Приложение, в котором отражены некоторые
из полученных уроков и даны рекомендации
по организации будущих
инновационных
обследований в странах — не членах ОЭСР.
Руководство
Осло, совместно разработанное Евростатом
и ОЭСР, является частью непрерывно
эволюционирующего
семейства
руководств, посвященных измерению и
интерпретации данных, относящихся к
науке, технологиям и инновациям.
Оно
включает руководства, рекомендации и
справочники, охватывающие исследования
и разработки (Руководство Фраскати),
показатели
глобализации, патенты, характеристики
информационного общества, человеческие
ресурсы в науке и технологиях
(Руководство
Канберры) и статистику биотехнологий.
Подготовленное
под совместной эгидой ОЭСР и Европейской
комиссии (Евростата), третье издание
Руководства Осло
является
результатом трехлетней совместной
работы, в которой участвовали Рабочая
группа национальных экспертов по
индикаторам
науки и технологий ОЭСР (NESTI) и Рабочая
группа Евростата по статистике науки,
технологий и инноваций
(WPSTI),
а также многочисленные внешние эксперты.
Это Руководство содержит рекомендации
для сбора и интерпретации
сведений
об инновациях в международно сопоставимом
виде. Для достижения консенсуса иногда
приходилось идти на
компромиссы
и заключать соглашения. Все это — известные
трудности, характерные для создания
подобных международных
руководств,
но каждое издание Руководства Осло —
шаг вперед в нашем понимании инновационного
процесса, включающий в
себя
уроки предшествующих исследований.
Вместе с тем, Руководство является еще
и мощным инструментом, позволяющим
путем
экспериментов и проверок расширить
наше понимание того, что имеется в виду
под словом «инновация».
Многие
лица заслуживают благодарности за
ценный вклад в общую работу. Наша особая
признательность — экспертам
из
Великобритании, Германии, Италии, Канады,
Нидерландов, Норвегии, Франции и Японии,
которые руководили работой
шести
тематических групп, изучавших множество
вопросов и высказавших ценные рекомендации
по переработке издания.
Текст
переработанного Руководства Осло был
составлен д-ром Петером Мортенсеном и
д-ром Картером Блохом из Датского
центра
исследований науки и научной политики
под руководством ОЭСР и Евростата.
Приложение об инновационных
обследованиях
в развивающихся странах было подготовлено
Институтом статистики ЮНЕСКО на основе
предложений и
проекта
текста Ибероамериканской сети показателей
науки и технологий (RICYT) и последовавших
обширных консультаций
со
многими национальными экспертами.
НОБУО
ТАНАКА МИШЕЛЬ ГЛОД ФРЕД ГОЛТ
Директор
по науке, Директор Директората F
Председатель NESTI,
технологиям
(Социальная статистика и Директор Отдела
науки,
и
промышленности, информационное общество),
инноваций и электронной
ОЭСР
Евростат информации, Статистика
Канады
5
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..7
2.
Факторы, повлиявшие на содержание
Руководства……………………………………………………………………………………10
2.1.
Что
измеримо?……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..10
2.2.
Что стоит
измерять?………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….10
3.
Предметное поле
Руководства…………………………………………………………………………………………………………………….11
3.1.
Отраслевой
охват…………………………………………………………………………………………………………………………………..11
3.2.
Инновации на уровне
предприятия………………………………………………………………………………………………………11
3.3.
Типы
инноваций……………………………………………………………………………………………………………………………………12
3.4.
Диффузия и степень
новизны……………………………………………………………………………………………………………….12
4.
Сбор сведений по ключевым проблемам
………………………………………………………………………………………………..
….13
4.1.
Инновационная деятельность и
затраты………………………………………………………………………………………….
…13
4.2.
Факторы, влияющие на инновационный
процесс………………………………………………………………………………..13
4.3.
Инновационное предприятие и воздействие
инноваций…………………………………………………………………….14
4.4.
Взаимосвязи в инновационном
процессе……………………………………………………………………………………………..14
5.
Некоторые структурные проблемы
обследований…………………………………………………………………………………….14
5.1.
Подход к сбору
данных…………………………………………………………………………………………………………………………..14
5.1.1.
Выбор подхода для
обследования……………………………………………………………………………………………………14
5.1.2.
Методы
обследований…………………………………………………………………………………………………………………….15
6.
Соотношения между Руководством Осло и
другими международными стандартами и
концепциями……..15
6.1.
Руководства по измерению научной и
технической деятельности……………………………………………………..15
6.2.
Другие экономические нормативы и
классификации………………………………………………………………………….16
6.3.
Другие понятия и обследования, относящиеся
к проблеме………………………………………………………………….17
7.
Заключительное
замечание………………………………………………………………………………………………………………………..18
Примечания…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….18
Глава 2. Теория инноваций и потребности в измерениях………………………………………………………………….19
1.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………19
2.
Экономика
инноваций…………………………………………………………………………………………………………………………………19
3.
Предметные рамки измерений
…………………………………………………………………………………………………………………..22
4.
Отраслевые и региональные аспекты
инноваций………………………………………………………………………………………26
4.1.
Инновации в сфере
услуг……………………………………………………………………………………………………………………….26
4.2.
Инновации в низко- и среднетехнологичных
отраслях………………………………………………………………………..26
4.3.
Инновации на малых и средних
предприятиях…………………………………………………………………………………….26
4.4.
Региональные
инновации……………………………………………………………………………………………………………………..27
4.5.
Глобализация…………………………………………………………………………………………………………………………………………27
5.
Области
исследования………………………………………………………………………………………………………………………………..28
5.1.
Что поддается
измерению?……………………………………………………………………………………………………………………………………………28
5.2.
Вклад в
инновации………………………………………………………………………………………………………………………………29
5.3.
Связи и роль
диффузии………………………………………………………………………………………………………………………..29
5.4.
Влияние
инноваций……………………………………………………………………………………………………………………………..29
5.5.
Стимулы и препятствия для инновационной
деятельности………………………………………………………………30
5.6.
Спрос…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….30
5.7.
Прочее…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..30
5.7.1.
Человеческие
ресурсы……………………………………………………………………………………………………………………30
5.7.2.
Законы и
регламенты……………………………………………………………………………………………………………………..31
From Wikipedia, the free encyclopedia
The Frascati Manual is a document setting forth the methodology for collecting statistics about research and development. The Manual was prepared and published by the Organisation for Economic Co-operation and Development.
Contents[edit]
The Frascati Manual classifies budgets according to what is done, what is studied, and who is studying it. For example, an oral history project conducted by a religious organization would be classified as being basic research, in the field of humanities (the sub-category of history), and performed by a non-governmental, non-profit organization.
Three forms of research[edit]
The manual gives definitions for: basic research, applied research, Research and development; research personnel: researchers, technicians, auxiliary personnel.
The Frascati Manual classifies research into three categories:[1]
- Basic research is experimental or theoretical work undertaken primarily to acquire new knowledge about observable phenomena and facts, not directed toward any particular use.
- Applied research is original investigation to acquire new knowledge directed primarily towards a specific practical aim or objective.
- Experimental development is systematic effort, based on existing knowledge from research or practical experience, directed toward creating novel or improved materials, products, devices, processes, systems, or services.
These involve novelty, creativity, uncertainty, systematic, and reproducibility and transferability.
Research areas[edit]
It also organizes the fields of scholarly research endeavors, from mathematics to literature, into main and sub-categories. The 2002 Frascati Manual included a ‘Field of Science’ (FOS) classification. After several reviews, a Revised Fields of Science and Technology (FOS) classification was published in February 2007 consisting of the following high-level groupings:[2]
- Natural sciences
- Engineering and technology
- Medical and Health sciences
- Agricultural sciences
- Social sciences
- Humanities
Industry sectors[edit]
The Frascati Manual deals primarily with measuring the expenditure and personnel resources devoted to R&D in the industry sectors performing it: higher education, government, business, and private non-profit organisations.
History[edit]
In June 1963, OECD experts met with the NESTI group (National Experts on Science and Technology Indicators) at the Villa Falconieri in Frascati, Italy. Based on a background document by Christopher Freeman they drafted the first version of Frascati Manual, which is officially known as The Proposed Standard Practice for Surveys of Research and Experimental Development. In 2002 the 6th edition was published.
Use[edit]
The definitions provided in the Frascati Manual have been adopted by many governments and serve as a common language for discussions of science and technology policy and economic development policy. Originally an OECD standard, it has become an acknowledged standard in R&D studies all over the world and is widely used by various organisations associated with the United Nations and European Union. As of 2000, approximately 75% of countries used this method to share information about their budgets.[3]
Over the past 40 years, the NESTI group has developed a series of documents, known as the «Frascati Family», that includes manuals on R&D (Frascati Manual), innovation (Oslo Manual), human resources (Canberra Manual), technology, balance of payments, and patents as indicators of science and technology.
See also[edit]
- Giorgio Sirilli
References[edit]
- ^ Frascati Manual 2015: Guidelines for Collecting and Reporting Data on Research and Experimental Development p. 29
- ^ Revised Field of Science and Technology (FOS) Classification in the Frascati Manual, OECD
- ^ Godin, Benoit (2005). Measurement and Statistics on Science and Technology: 1920 to the Present. Psychology Press. p. 190. ISBN 9780415341042.
External links[edit]
- Full version of the Frascati Manual, 2015;
- OECD Canberra Manual (human resources)
- OECD Science and Technology Policy
- OECD Science and Technology Indicators (report)
- OECD S&T Indicators