Руководство как вид управленческой деятельности

Руководство как вид управленческой
деятельности осуществляется с помощью
определенных властных полномочий.
Диапазон власти конкретного лица
оп­ределяется его возможностями
вносить определенные изменения в
поведение, отношения и ощущения
подчиненных, т. е. влиять на них.
Понятия
«власть» и «влияние» взаимосвязаны, но
это не одно и то же. Например, руководитель
может иметь власть, но не иметь влияния.
И, напротив, сотрудник может не обладать
властью, но иметь боль­шое влияние.

Власть позволяет руководителю
распоряжаться действиями подчиненных,
направлять их в русло интересов
организации, побуждать сотрудников и
более эффективной работе, предотвращать
возникающие в коллективе конфликты.
Без власти нет организации и нет
определенного порядка в деятельности.

Определение власти как организационного
процесса подразумевает следующее:

  1. власть существует у того, кто может ее
    использовать потенциально, т.е. она
    существует не только тогда, когда
    используется;

  2. власть является функцией взаимозависимости,
    т.е. между тем, кто использует власть,
    и тем, к кому она применяется, существует
    взаимозависимость;

  3. власти не является абсолютной, т.е. тот,
    к кому применяется власть, имеет
    некоторую свободу действий.17

Наиболее общее проявление власти бывает
в двух основных формах:

— власть, основанная на принуждении.
Влияние через страх. Применение различного
рода санкций;

— власть, основанная на вознаграждении.
Положительное подкрепление, но ограничения
в ресурсах при выдаче вознаграждения.

Эти способы реализации власти, как
правило, дополняются и другими. Например,
власть, как:

собственность на ресурсы
объективная ограниченность ресурсов,
необходимых для функционирования и
развития организации, позволяет
руководителю через их распределение
оказывать влияние на подчиненных. Одной
из специфических форм ресурсов,
позволяющих проявлять власть, является
связь с влиятельными лицами, в руках
которых находятся требуемые ресурсы

экспертная (эталонна) — вера.
Исполнитель верит, что руководитель
обладает исключительными знаниями,
которые позволяют удовлетворить
потребность. Данный тип власти менее
устойчив, чем харизматическая.

харизматическая власть. Слепая
вера в личные качества руководителя.
Свойства руководителя могут быть просто
привлекательны для исполнителя (он
хочет быть таким же, власть примера).

власть должности возникает не
из самой должности, а делегирует ее
обладателю теми, кому он подотчетен.
Основными формами проявления власти в
этом случае будет выступать принуждение,
вознаграждение, власть над ресурсами,
власть связей.

законная власть (право на власть)
— исполнитель верит, что руководитель
имеет право отдавать приказы. Она
основана на традициях. Может вредить
организации. Подчиненные не хотят менять
уклад руководства, структуру.

Уважительное, хорошее и преданное
отношений к руководителю со стороны
подчиненных, проявляющиеся в экспертной
власти, власти примера и в праве на
власть принято обобщенно называть
личной властью.18

Прочность власти и преобладание той
или иной ее конкретной формы зависят
от многих обстоятельств, но в целом
имеют тенден­цию к ослаблению. Это
обусловлено тем, что, во-первых, значительно
сократился разрыв в уровне образования
и ква­лификации между руководителями
и подчиненными. Подчиненные могут
превосходить руководителей во многих
отношениях, оставляя им формальное
преимущество в занимаемой должности,
организаторские способности или личный
авторитет.

Во-вторых, основу современной ор­ганизации
стали составлять, в большей степени не
универсальные, а узкие специалисты,
обладающие высо­кой, подчас уникальной,
квалификацией. Такие плохо «сочетаются»
с чисто административным подходом в
управлении.

В-третьих, мобильность работников, их
широкие внешние связи, лег­кость
доступа к информации и т. п. значительно
облегчают для хо­роших специалистов
поиск нового места приложения своих
спо­собностей и делают их более
свободными и независимыми от руководства
организации.

Власть бывает формальной и реальной.
Формальная власть — это власть
должности, обусловленная официальным
местом лица, ее занимающего, в структуре
управле­ния организацией, и измеряется
либо числом подчиненных, кото­рые
прямо или косвенно обязаны подчиняться
его распоряжениям, либо объемом
материальных ресурсов, которыми данное
лицо мо­жет распоряжаться без
согласования с другими. В этом случае
власть и руководство, представленные
в виде слу­жебной иерархии, пронизывают
всю систему управления любой организации.
Но, кроме формальной структуры, существует
и не­формальное распределение власти
и влияния в коллективе, что иногда
приводит к несовпадению границ формальной
и реальной власти.

Реальная власть — это власть, как
должности, так и влияния и авторитета.
Она обусловлена местом человека не
только в офици­альной, но и в неофициальной
системе отношений и измеряется либо
числом людей, которые добровольно готовы
данному лицу подчиниться, либо степенью
зависимости его от окружающих. Из-за
несовпадения границ формальной и
реальной власти час­то их обладатели
являются разными лицами, даже
противостоящи­ми друг другу.

Понимание власти и влия­ния тесно
связано с лидерством. В основе лидерства
лежат отношения доминирова­ния и
подчинения, влияния и следования в
системе межличност­ных отношений в
группе. Лидерство является одним из
важных и эффективных ме­ханизмов
реализации власти в группе.

В практике управления лидерство
это способность эффек­тивно использовать
все имеющиеся источники власти для
направ­ления усилий отдельных личностей
или группы на достижение це­лей
организации. Лидеры используют власть
как средство для уско­рения этого
достижения. Сама власть может строиться
на личност­ных качествах или на
занимаемой позиции в организации.

Существует заблуждение, что власть
любого ранга автоматиче­ски придает
нужный вес и авторитет лицу, занимающему
опреде­ленный пост, а также наделяет
его неограниченной властью, необ­ходимыми
навыками и способностями к управлению.
Иногда это порождает некомпетентных,
бесталанных и грубых руководителей,
работать с которыми очень сложно и
неинтересно.

Многие руководители, получившие
образование не в направлении управленческой
деятельности, считают управленческие
навыки необязательными. Они опираются
на профессиональные знания и навыки
вместо управлен­ческих и, не умея
организовать работу подчиненных,
выполняют сами большой объем непрямых
обязанностей. Это создает неразбе­риху
в деятельности, перегруженность одних
и недостаточную за­груженность других
работников и ведет в конечном итоге к
отсут­ствию четкого механизма
реализации власти. Такие руководители
избирают стиль автократического
руководства в крайней степени проявления
всех присущих ему качеств. В конечном
счете, наблюда­ется стремление к
захвату неограниченной власти.

Эффективность организации, основанная
на
неограниченной власти, может
проявляться в ее способности быстро, в
короткие сроки выполнять достаточно
трудные задачи в наименее благопри­ятных
условиях. Как правило, успех, достигнутый
таким образом, не долговечен, потому
что, добившись цели, руководитель часто
пытается удержать свою власть искусственным
путем, что может противоречить интересам
остальных членов организации, а его
уход или устранение разрушает
организационную ситуацию. В лю­бом
случае происходит снижение эффективности
деятельности, а иногда ее полный провал.

Среди проблем, которые порождены
неограниченной властью, можно выделить
три основные:19

  1. внутренняя неуверенность руководителей
    (например, молодых или недавно получивших
    назначение), которая заставляет их
    сомне­ваться в возможности успешного
    выполнения порученного дела при условии,
    что они делегируют часть прав и
    обязанностей своим под­чиненным;

  2. трудность понимания смысла некоторых
    видов современной

    деятельности
    из-за их обманчиво простой формы.
    Поверхностный подход к работе со стороны
    руководителя при­водит к тому, что
    исполнители получают возможность не
    работать, а лишь имитировать выполнение
    обязанностей;

  3. манипулирование и другие жесткие методы
    психологического воздействия на
    работников. Это может превратить
    подчиненных в послушных марионеток и
    бездумных исполнителей в руках
    руководителя.

Руководитель не всегда умеет находить
общий язык с подчи­ненными. Одним из
крайних негативных проявлений
взаимодейст­вия коллектива и
руководителя может быть противостояние,
т. е. когда интересы и цели коллектива
(подчиненных) не совпадают с целями
организации, и (или) руководитель не
может направить действия подчиненных
на достижение этих целей. В таких
ситуа­циях руководитель не выполняет
необходимые функции, разрывая тем самым
иерархические нити процесса управления.
В определен­ном подразделении или на
одном из управленческих уровней
на­ступает безвластие. Последствия
его могут развиваться по-разному. Так,
если подчиненные представляют сплоченный
коллектив, то среди них, скорее всего,
есть неформальный лидер, тогда властные
полномочия и возможность влиять на
поведение сотрудников пе­рейдут к
нему. При этом диапазон власти лидера
может быть более широк, чем у руководителя,
и не стеснен рамками должностных
полномочий.

Если среди подчиненных не будет выдвинут
лидер, то безвла­стие приобретает
черты анархии, что гораздо опаснее, так
как у ка­ждого члена коллектива
существует своя цель, которую он скорее
всего не согласует с коллегами, а
следовательно, ситуация стано­вится
трудно управляемой.

Для равномерного во всех отношениях,
комфортного и эффек­тивного существования
организации и ее коллектива необходимо
соблюдение соотношения зависимостей
двух видов: зависимости подчиненных от
руководителя и зависимости руководителя
от под­чиненных. Это именуется баланс
власти
.

Таким образом, можно выделить фактор,
способствующий по­явлению власти у
подчиненных, — это контроль над
доступом к информации, специальным
знаниям и определенному инструмен­тарию.

Понимание соотношения власти и навыков
руководства выступает важным элементом
понимания основ управления в организации.

Соседние файлы в предмете Юридическая техника

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Аннотация: Дается представление об управлении как о функции менеджмента, определяются стили руководства и его принципы.

12.ppt

Смотреть на youtube || на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком

Цель лекции: представить характеристику функции управления, представить стили управления и руководства.

Руководство – это поведение, при котором субъект реально влияет на деятельность объекта, обеспечивая движение к поставленной цели организации.

Под руководством понимается организационная функция менеджмента, которая заключается в управлении людьми, обеспечивающими эффективность деятельности организации или ее подразделений в целом. Термин «руководство» имеет два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам:

  • выдача директив относительно того, что следует делать;
  • налаживание сотрудничества между людьми;
  • обеспечение ресурсами, необходимыми для достижения поставленной цели.

Эффективность руководства можно выразить следующей формулой:

где ЭР – эффективность руководства; Р – лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей; Л – это процесс влияния одного лица на других; В – это делегирование полномочия влиять на поведение других.

Выделяются следующие основные стили управленческого руководства:

Дистанционный – руководитель не сближается с подчиненным.

Контактный – основан на постоянном общении руководителя с подчиненным.

Целеполагающий – руководитель предпочитает обозначить цели деятельности организации и предоставлять подчиненным самостоятельность в выборе путей достижения целей.

Делегирующий – руководитель передает часть своих полномочий подчиненным.

Существует также альтернативная классификация стилей руководства, согласно которой выделяются:

  1. Авторитарный стиль.
  2. Демократический стиль.
  3. Либеральный (попустительский) стиль.

Описательная характеристика авторитарного стиля (таблица 12.1):

Таблица
12.1.
Формальная и содержательная стороны авторитарного управления

Формальная сторона Содержательная сторона
  1. Деловые и краткие распоряжения.
  2. Запреты без снисхождения с угрозой и санкциями.
  3. Четкое выражение мысли, недружественный тон.
  4. Похвала и придирки являются субъективными.
  5. Эмоции не принимаются.
  6. Показ примеров не систематичен.
  7. Позиция руководителя – оставаться вне группы.

.

  1. Работа в группе планируются руководителем заранее и в полном объеме.
  2. Определяются только непосредственные цели, но дальние цели коллективу не известны.
  3. Голос руководителя решительный.

Описательная характеристика демократического стиля управления (таблица 12.2):

Таблица
12.2.
Формальная и содержательная стороны демократического управления

Формальная сторона Содержательная сторона
  1. Инструкции выдаются в форме предложений.
  2. Присутствует не сухая речь, а товарищеский тон.
  3. Похвала и порицание всегда с советами.
  4. Распоряжения и запреты производятся с обсуждениями.
  5. Позиция руководителя – находиться внутри группы.
  1. Мероприятия планируются вне группы.
  2. За реализацию предложений отвечают все.
  3. Все участки работы не только предлагаются.

Описательная характеристика попустительского стиля управления (таблица 12.3):

Таблица
12.3.
Формальная и содержательная стороны попустительского управления

Формальная сторона Содержательная сторона
  1. Конвенциальный тон.
  2. Отсутствие похвалы и порицания.
  3. Отсутствие сотрудничества.
  4. Позиция руководителя заключается в незаметном нахождении в стороне от группы.
  1. Дела в группе идут сами по себе.
  2. Руководитель не дает никаких указаний.
  3. Разделы работы складываются из индивидуальных интересов лидеров групп.

.

Известный социальный психолог Курт Левин предложил концепцию, согласно которой вся сложная структура лидерства располагается по шкале между полярными позициями (рисунок 12.1):

 Концепция лидерства по К. Левину

Рис.
12.1.
Концепция лидерства по К. Левину

По Лайкерту выделяются следующие стили руководства:

Эксплуататорско — авторитарный.

Благосклонно — авторитарный.

Консультативно – демократический.

Основан на участии.

Стили руководства по Макгрегору:

«Теория X» описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах.

«Теория У» определяет демократический стиль управления по следующим позициям: использование творческих способностей работников, гибкий контроль, исключение принуждения, высокий самоконтроль, побуждение к ответственности, морально-этические стимулы, заинтересованность в процессе труда, соучастие в управлении

Стили руководства по Блэйку – Моутону (рисунок 12.1):

 Управленческая решетка Блэйка-Моутона

Рис.
12.2.
Управленческая решетка Блэйка-Моутона

«Руководство
— это искусство заставлять других
делать всю работу»
Безымянный
автор

Основной
механизм осуществления задач менеджмента
— это руководство, а также самостоятельные,
но тесно связанные концепции власти и
личного влияния. Глава концентрирует
внимание на проблемах власти и влияния,
чтобы заложить основу для более широкой
дискуссии по концепции лидерства.
Многие воспринимают власть как нечто,
имеющее отрицательную окраску, но, для
успеха организации власть необходима.
Руководство концентрирует
внимание на том, чтобы люди делали вещи
правильно,

Руководство

1.
Осуществляется регуляция официальных
отношений группы как некоторой
социальной организации

2.
Связано со всей системой общественных
отношений и является элементом
макросреды

3.
Целенаправленный процесс, осуществляемый
под контролем различных элементов
социальной структуры

4.
Явление более стабильное

5.
Более определенная система различных
санкций

6.
Процесс принятия решений значительно
более сложен и опосредован множеством
различных обстоятельств и соображений,
не обязательно связанных с данной
группой

7.
Сфера действий руководителя шире,
поскольку он представляет малую
группу в более широкой социальной
системе

В
отличие от лидерства руководство
выступает как регламентированный
обществом правовой процесс.

Однако,
несмотря на приведенные различия, и
лидер, и руководитель имеют дело с одним
и тем же типом проблем, связанных со
стимулированием персонала организации,
нацеливанием его на решение определенных
задач, заботой о средствах, при помощи
которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель
— это человек, который направляет
работу других и несет персональную
ответственность за ее результаты.
Хороший менеджер вносит порядок и
последовательность в выполняемую
работу. Свое взаимодействие с подчиненными
он строит больше на фактах и в рамках
установленных целей.

Руководители
имеют тенденцию занимать пассивную
позицию по отношению к целям. Чаще всего
они по необходимости ориентируются на
кем-то установленные цели и практически
не используют их для проведения
изменений.

Официально
назначенный руководитель подразделения
обладает преимуществами в завоевании
лидирующих позиций в группе, поэтому
он чаще, чем кто-либо другой, становится
лидером. Однако необходимо помнить,
что быть руководителем не означает
автоматически считаться лидером, так
как лидерство в значительной мере
базируется на неформальной основе.

Кроме
того, поведение формального руководителя
зависит от того, стремится ли он
продвигаться выше по служебной лестнице
или удовлетворен своим настоящим
положением и особенно не стремится к
продвижению. В первом случае руководитель,
отождествляя себя с более крупными
группами организации, нежели с группой
подчиненных, может считать, что
эмоциональная привязанность к рабочей
группе может стать тормозом на его
пути. Приверженность руководителя
своей группе может войти в противоречие
с его личными амбициями и оказаться в
конфликте с его приверженностью
руководящей группе организации. Во
втором — он полностью отождествляет
себя со своими подчиненными и стремится
сделать все от него зависящее, чтобы
защитить их интересы.

Руководители
предпочитают порядок во взаимодействии
с подчиненными. Они строят свои отношения
с ними соответственно тем ролям, которые
подчиненные играют в запрограммированной
цепочке событий или в формальном
процессе принятия и реализации решений.
Это во многом происходит оттого, что
менеджеры видят себя определенной
частью организации или членами особого
социального института. Руководители
обеспечивают достижение целей
подчиненными, контролируя их поведение
и реагируя на каждое отклонение от
плана. Используя свой профессионализм,
различные способности и умения,
руководители концентрируют свои усилия
в области принятия решений. Они пытаются
сузить набор путей решения проблемы.
Решения часто принимаются на основе
прошлого.На практике, как правило, не
наблюдается идеального соблюдения
этих двух типов отношений в управлении.
Исследования показывают, что значительная
группа руководителей во многом обладает
лидерскими качествами. Однако обратный
вариант встречается в реальной жизни
реже.

В
опрос
27. Контроль как основная функция
менеджмента

Контроль
— это вид управленческой деятельности,
задачей которой является количественная
и качественная оценка и учет результатов
работы организации. Выделяют два
направления:

  • контроль
    для оценки полученного результата;

  • контроль
    для принятия мер по корректировке
    существенных отклонений от плана либо
    корректировке самого плана.

Именно
поэтому контроль — одна из ведущих
функций управления после целеполагания.
Если не выработана цель, то и нечего
контролировать. В связи с этим контроль
— это процесс обеспечения достижения
организацией своих целей.

Контроль
способствует успешному функционированию
предприятия. Без контроля совместной
деятельности на предприятии начинается
хаос.

Основными
причинами необходимости контроля
являются:

  • неопределенность,
    сложность и динамичность среды;

  • предупреждение
    возникновения кризисных ситуаций
    посредством обнаружения несоответствий
    и ошибочных действий до того, как они
    нанесут предприятию ощутимый вред;

  • поддержание
    успеха путем сопоставления фактических
    результатов и плановых показателей и
    оценки темпа продвижения предприятия
    к намеченным целям.

Содержание
функции контроля в конкретной ситуации
определяется структурой и содержанием
других функций управления (планирования,
организовывания, мотивирования). В то
же время принятая система контроля
будет влиять на содержание систем
планирования, организации деятельности,
мотивирования.

Тесная
связь контрольной функции с функцией
планирования проявляется в формулировании
целей и контрольных показателей, которые
фиксируются в соответствующих планах,
а также в том, что временные периоды
осуществления обеих функций должны
совпадать. Это означает, что по периодам
осуществления контроль должен быть
трех видов: стратегический, тактический
и оперативный.

Связь
контроля с функцией организовывания
прослеживается в решении проблемы
централизации — децентрализации и
установлении субъекта и объекта
контроля. Чем выше нестабильность
среды, тем актуальнее применение
децентрализации по разным уровням
иерархии.

Субъекты
и объекты контроля (подразделения,
персонал) должны быть четко указаны в
положениях о подразделениях и должностных
инструкциях.

Результаты
контроля, в соответствии с теорией
Портера- Лоулера, являются необходимым
условием для мотивации персонала, т.
к. именно результат (степень достижения
цели) ведет к удовлетворенности трудом,
и человек будет стремиться повторить
то производственное поведение, которое
привело к возникновению этого чувства.
Именно поэтому критерии оценки труда
должны быть четко сформулированы и
быть понятны исполнителям. В этом смысле
эффективность системы мотивации
определяется эффективностью системы
контроля.

Эффективное
сочетание различных видов контроля с
учетом параметров внешней и внутренней
среды — залог успеха функционирования
организации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Руководство как функция управления – это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач.

Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом. Термин «руководство» подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

«В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам. Это:

? выдача директив относительно того, что нужно сделать;

? налаживание сотрудничества между людьми;

? обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленной цели»[36].

В отличие от понятия «управление», которое характеризует процесс организации всей системы управления и производства, руководство направлено на конкретных людей, объединенных в коллективы.

Менеджер – это должность и профессия. Понятие «менеджер» часто используется для обозначения различных должностей. Генеральный директор объединения, заместитель директора предприятия, мастер – это названия должностей, которые различаются по уровню, но все они могут быть объединены понятием «менеджер».

Менеджеры – это лица, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев, а также осуществляющие контроль и регулирование деятельности коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей. Лучше других в своем коллективе менеджер должен уметь только одноруководить:

ЭР = Л + Вформула эффективного руководства.

Руководитель (Р) – это хозяйственный лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей.

Лидерство (Л) – это процесс влияния одного лица на других.

Власть (В) – это делегированные полномочия влиять на поведение других.

Рис. 15.1. Факторы результативности руководителя

Рис. 15.2. Области жизненного плана руководителя

Функцию руководства в менеджменте реализует руководитель. В составе руководителей выделяются два основных типа – линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по всему кругу проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то по отношению ко всей системе он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела – линейным.

Линейный руководитель учитывает мнение всех специалистов (из экономических, технических и других служб). Но решать должен именно он, а само принятое решение может отличаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем полностью согласованы все позиции. Принятие решений – основная функция руководителя, это результат его деятельности, а уклонение его от этой роли деформирует всю кадровую структуру. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой системы в целом, а также за организацию работы по их реализации, за контроль исполнения.

Руководитель – ключевое звено в кадровой системе. Опираясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель высшего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Это две составляющие эффективного руководства.

По занимаемому в управленческой иерархии уровню менеджеры составляют три звена:

институциональный (высший уровень, топ-менеджмент): члены совета директоров, президенты, вице-президенты, генеральные директора и их заместители. Основная задача менеджеров этого уровня – определение целей, смысла существования и принципов деятельности организации. Главное внимание – «что делать»;

управленческий (средний уровень, мидл-менеджмент): директора, начальники производств и их заместители. Основная задача – определение способов достижения целей, совершенствование производственных процессов, повышение эффективности затрат. Главное внимание – «что и как делать»;

технический (нижний уровень, супервайзеры): начальники цехов, отделов, мастера, бригадиры. Основная задача – непосредственная организация работы тех, кто своим трудом вносит прямой вклад в достижение целей организации. Главное внимание – «как делать».

Хозяином (собственником) организации может быть государство, муниципалитет, трудовой коллектив, акционеры, частный собственник и т. д. Хозяин организации определяет механизм назначения высшего руководителя. Положение руководителя определяется теми полномочиями, которые ему передает собственник. Руководители разного уровня могут быть и собственниками: полными (хозяевами) или частичными (акционерами).

Функции собственника часто отделены от функций управления. Собственник (или собственники) назначает управляющих, но само управление организуют уже управляющие. Если же собственник работает в управлении, то он должен выполнять только те обязанности, которые вытекают из его должности.

Влияние, которое имеет руководитель, принято называть авторитетом. Авторитет бывает формальный, определенный должностью, и реальный, который определен и отношениями подчиненных к руководителю, и его взаимоотношениями с вышестоящими руководителями, и его отношениями с руководителями равного уровня управления.

Главной и определяющей должна быть именно формальная власть руководителя – власть должности, а неформальная власть может только дополнять реальный авторитет: усиливать или ослаблять. Руководство состоит в использовании власти. Властьэто способность заставить других выполнять вашу волю.

Выделяются различные источники власти: контроль за распределением ресурсов; служебное положение; сила личности, харизма; доступ к информации.

В практике менеджмента существуют различные способы реализации власти, или формы власти:

? власть, основанная на принуждении (через страх). Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено;

? власть, основанная на вознаграждении (мотивации). Менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом;

? власть примера, эталонная власть (через уважение и влияние силы личности). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же;

? юридическая или законная власть (традиционная) основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации;

? экспертная власть (знание, опыт руководителя) осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний.

Таким образом, влияниеэто поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. А властьэто возможность влиять на поведение других. Существует две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству. Это – убеждение и участие сотрудников в управлении.

В современной практике менеджмента считается, что тип руководства определяется мнением руководителя относительно той степени свободы, которая должна быть предоставлена подчиненным в подготовке и принятии организационно-управленческого решения.

С этой позиции принято выделять три типа руководства: автократический (авторитарный), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский).

Автократический (авторитарный) тип руководства отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства вопросов организации, сознательным ограничением общения с подчиненными. Для руководителей этого типа характерны такие черты, как стремление к полному подчинению людей своей воле, неумение слушать и слышать, воспринимать критику или несогласие, жесткий и тотальный контроль действий своих работников, считая при этом, что лучший метод воздействия на них – метод взысканий.

Появление руководителя-автократа нередко связано с личностными особенностями его характера. В большинстве случаев это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о собственных возможностях и достоинствах. Но иногда автократ внешними атрибутами власти пытается скрыть свою профессиональную некомпетентность или отсутствие организаторских способностей.

Живучесть автократа в отечественной хозяйственной системе обусловлена, конечно, объективными условиями, когда наиболее важными критериями деятельности руководителями признавались «план любой ценой», валовые показатели, волевое принуждение подчиненных, исполнительность и единоначалие.

Демократический (коллегиальный) тип руководства, в отличие от автократического, предполагает коллегиальность, коллективное управление, предоставление подчиненным самостоятельности и инициативы, делегирование им полномочий, интенсивное общение с сотрудниками, заботу о мотивации их трудовой деятельности и ее стимулировании.

Руководитель демократического типа во всей своей деятельности опирается на общественные организации, коллективное мнение, традиции предприятия.

Демократический тип поощряет творческую активность подчиненных, их новаторство и рационализаторство, способствует созданию атмосферы доверия и сотрудничества, в которой работники осознают свою значимость, стремятся самореализоваться, самоутвердиться.

Гласность и полная информированность сотрудников о подготовке и принятии важных управленческих решений, контроль как форма оценки труда работников, приоритетность методов поощрения – все это способствует росту авторитета руководителя, развивает в организации самоуправление, самоконтроль, самодисциплину.

Либеральный (попустительский) тип руководства отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения. Как правило, руководители этого типа очень осторожны, непоследовательны в действиях, легко поддаются влиянию окружающих, недостаточно требовательны к подчиненным, пытаются завоевать «дешевый» авторитет.

Сказанное выше не означает, что на практике можно встретить в чистом виде тот или иной тип руководителя. Чаще всего в реальной жизни наблюдается сочетание черт, присущих различным типам руководства в зависимости от способностей и личных качеств руководителя; от способностей и личных качеств подчиненных; от типа руководства вышестоящего органа и, наконец, в зависимости от ситуации.

Тип руководства находится в тесной взаимосвязи со стилем руководства. Стиль руководителя в менеджменте принято трактовать как совокупность индивидуальных приемов целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения ими управленческих и хозяйственных функций. По сути дела, руководство любой организацией заключается в выборе тех средств, которые побуждают коллектив к инициативному и творческому труду, усиливают стремление работников выполнять поставленные задачи ответственно и заинтересованно. Сегодня руководить – это значит не командовать, а уметь вдохновлять своих подчиненных и вести их к успеху.

Зарубежные исследователи предлагают рассматривать пять форм стиля, которые может использовать руководитель в работе с подчиненными:

1. Сила принуждения, основанная на понимании подчиненными того, что в случае отказа выполнять требования руководителя он может быть наказан.

2. Сила поощрения, основанная на понимании подчиненными возможностей руководителя повысить его в должности, увеличить зарплату и т. д.

3. Юридическая сила, основанная на том, что руководитель и подчиненный занимают соответствующие положения в организации и у руководителя есть формальная власть и права.

4. Сила знаний, основанная на превосходстве руководителя над подчиненными в знаниях, умениях и опыте.

5. Сила уважения, основанная на стремлении подчиненных походить на руководителя, на хорошем отношении и симпатиях к нему.

В целом стиль руководителя опосредуется прежде всего индивидуальными свойствами его личности, его профессиональной и нравственной компетентностью, общей культурой и интеллектом, особенностями характера и темперамента. Но на стиль руководства оказывают влияние как внешние социально-экономические факторы (экономическая ситуация, политическая обстановка, социальная среда, др.), так и внутренние факторы, характеризующие особенности организации (цели, организационная структура, традиции) и межличностных отношений в коллективе. Наглядно совокупность факторов, влияющих на стиль современного руководителя, изображена на схеме.

Рис. 15.3. Факторы, влияющие на стиль руководителя

Учитывая субъективные и объективные компоненты в деятельности руководителя, его современный стиль должен отвечать трем главным требованиям: он должен быть стабильным, но гибким, результативным, целенаправленным.

Таким образом, стиль руководства – это устойчивая система индивидуальных приемов и форм целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных.

В последнее время появляются новые типологии стилей, характеризующие новые требования к системам управления (табл. 15.1).

В графическом виде взаимосвязь этих стилей выглядит следующим образом (рис. 15.4).

Рис. 15.4

Таблица 15.1. Разновидности стилей руководства

Так, в зависимости от стратегической ориентации выделяют адаптационный и инновационный стили.

Первый характеризуется ориентацией на усовершенствование используемых методов управления и принятием решений, не изменяющих кардинально организационные структуры и практику управления.

Инновационный стиль заключается в более широком подходе к разрешению проблем и предполагает существенные изменения в стратегии и методах управления (рис. 15.5).

Выделяют также консультативный, партисипативный, трансформационный стили.

Консультативный стиль основывается на представлении о подчиненном как о знающем, ответственном, заинтересованном лице; руководитель ориентирован на консультирование и вовлечение подчиненных в принятие решений. Руководитель этого типа постоянно создает атмосферу, которая мотивирует его самого и подчиненных. Для этого он обеспечивает непрерывную двустороннюю коммуникацию со своими сотрудниками, стремится стимулировать своих подчиненных для достижения постоянных и устойчивых результатов в работе, создает и поддерживает в коллективе дух команды.

Рис. 15.5. Решетка управленческого поведения руководителя

При партисипативном стиле менеджер стремится к вовлечению всего персонала в процесс решения проблем предприятия. Этот стиль отождествляется с демократическим в противовес авторитарному. Создание партисипативного стиля руководства – длительный процесс, время, когда полностью начнут сказываться его преимущества, может наступить через 10 лет.

Трансформационный стиль ориентирован на преобразование организаций. Руководство заключается не в выдаче набора инструкций, а в задавании траектории, тона и удерживании в восприятии «глобальной картины».

Разумеется, все приведенные стили управления (их количество может быть намного больше) не встречаются в чистом виде; речь может идти лишь о преобладании тех или иных характеристик. Таким образом, типологии условны, и следует вывод, что лучшего стиля руководства не существует.

Умение применять разные стили в зависимости от конкретной задачи и обстановки определяет искусство руководства. Поэтому лучший стильэто ситуационный стиль!

Эффективные менеджеры способны адаптировать свой стиль:

? к ситуации;

? способностям и личным качествам руководителя и подчиненных;

? типу руководства непосредственного начальника;

? традициям, сложившимся в данной организации;

? характеру рабочей обстановки в организации или структурном подразделении.

Состав задач, решаемых менеджерами на предприятии, значителен, но только лица, относящиеся к высшему руководству, отвечают за предприятие в целом, следовательно, за его выживание и успех, идеологию, подбор кадров, распределение ресурсов, внешние связи с клиентами, поставщиками, инвесторами, властями. Это задачи уникальные, требующие разных способностей и темперамента, интуиции, дара предвидения, жизненного опыта.

Это редчайший случай, чтобы человек совмещал в себе эти качества одновременно. Более того, сами объемы работ руководителя таковы, что превышают возможности одного человека. В этой связи очень важно создать в организации команду из высшего руководства. Такая команда должна быть четко структурирована, каждый ее член имеет вполне определенные функции, права, сферы ответственности.

К сожалению, на российских предприятиях зачастую имеет место ситуация, когда каждый заместитель директора отвечает за свою сферу деятельности, «болеет» за нее душой, искренне считает ее более важной. В итоге тот, кто лучше способен убедить первого руководителя, решает вопросы развития своей сферы в ущерб другим. Обостряется конфликтность между руководством, наиболее часто – между руководителями, курирующими экономические и технические подразделения. Каждый приводит свои доводы, и они, как правило, серьезные. Но интересы предприятия в целом как бы на втором плане. Причем здесь нет четких критериев, и каждый трактует их достаточно субъективно.

В связи с этим можно определить несколько советов по формированию эффективных команд высшего руководства.

Менеджер, отвечающий за какую-то область, обладает в ней решающим словом. Другие члены руководства не принимают решений по вопросам, не относящимся к их компетенции.

Ни один подчиненный не может опротестовать решение одного из членов руководства и апеллировать по поводу этого решения к другому. Члены руководства должны взять за правило вне своего круга не критиковать и не принижать друг друга. Желательно вообще не высказывать мнений друг о друге.

Должны быть продуманы те области жизнедеятельности предприятия, по которым принимаются коллективные решения, – это новые цели, крупные инвестиционные проекты, основы кадровой, ценовой, сбытовой политики.

Это рекомендации этического характера, но они очень важны и формируют дух команды у высшей администрации предприятия. Их следует учитывать, но главное все же в самой системе управления. Она должна обеспечивать командную игру:

? иметь четкую идеологию менеджмента, принятую всей командой;

? владеть информационной системой, обеспечивающей информированность членов команды, которые оказывают влияние на благосостояние всей организации;

? иметь объективные критерии оценки вклада отдельных сфер деятельности в конечные результаты предприятия;

? располагать возможностями материального стимулирования менеджеров за вклад в общие результаты.

Руководитель в разных группах реализует различные функции. Д. Креч, Р.С. Крачбрилд и Э.Л. Балачи определяют 14 лидерских функций, или ролей: 1) координатор деятельности группы; 2) определяющий цели и политику группы; 3) планирующий способы и средства достижения групповой цели; 4) эксперт; 5) представитель группы вовне; 6) контролер внутригрупповых отношений; 7) раздающий награды и наказания; 8) арбитр и посредник; 9) пример поведения для других; 10) символ группы; 11) освобождающий других от ответственности, поскольку сам принимает решения; 12) идеолог группы; 13) фигура «отца», с которой члены группы эмоционально связаны; 14) «козел отпущения».

В жизни общества постоянно происходят различные процессы взаимодействия, и их основа – руководство. Это, в самом общем виде, деятельность по контролю над ходом каких-либо процессов. Оно всегда связано с ответственностью и результатами. Расскажем об основных характеристиках руководства, его функциях и разновидностях, а также о методах и стилях его осуществления.

руководство это

Понятие руководства в менеджменте и психологии

Управление различными процессами нуждается в централизации, которая позволяет повысить эффективность. Руководство – это сложное, многоаспектное понятие. Первое значение этого слова связано с осуществлением контроля над ходом какой-либо деятельности. Во втором случае под руководством подразумевают людей, которые принимают решения и осуществляют контроль.

В психологии этим термином обозначают механизм, мотивирующий коллектив на выполнение поставленных задач. В менеджменте руководством называют процесс, в рамках которого руководитель наделяется властью над подчиненными. Чаще всего понятия «руководство» и «менеджмент» синонимизируются, при этом они обозначают ответственное и квалифицированное управление различными ресурсами в организации или в коллективе.

управление людьми

Менеджмент как наука и практика

Системное изучение управления начинается вместе со становлением капиталистического способа производства. Менеджмент – это управление различными процессами, это системное осуществление различных действий по достижению поставленных целей и задач.

Для повышения эффективности производственные процессов, увеличения сбыта и оптимизации затрат ведется активное изучение методов и способов управления. Традиционно у менеджмента выделяется несколько функций: контроль, прогнозирование, планирование, анализ. Все они взаимосвязаны между собой и объединяются деятельностью, известной как руководство. Это главная функция менеджмента, связанная с воздействием на коллектив с целью повышения эффективности предприятия или подразделения.

В науке об управлении термин «руководство» применяется для наименования людей, осуществляющих влияние на подчиненных, и для обозначения данного процесса в целом. На практике это слово обычно употребляется для выделения одного человека или группы людей, осуществляющих управление.

генеральный директор

Субъект и объект руководства

Рассматривая управление людьми как процесс, следует определить его стороны, т.е. субъект и объект. Субъектом руководства является менеджер, человек, непосредственно осуществляющий управление. Объектом менеджмента могут выступать структурные подразделения организации, самостоятельные предприятия, персонал, отдельно взятые сотрудники.

Парадоксально, но одна и та же структурная единица в организации может одновременно выступать и объектом и субъектом управления. К примеру, на комбинате игрушек директор будет субъектом, а сотрудники отделов и цехов со своими руководством являются объектами менеджмента. Но на уровне структурного подразделения начальник цеха уже будет субъектом, а персонал – объектом. При этом директор комбината становится объектом управления, если рассматривать его во взаимоотношениях с министерством, президентом страны.

понятие руководства

Функции руководителя

Менеджер в рамках выполнения своей профессиональной деятельности реализует основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Эти глобальные производственные цели и задачи в деятельности отдельного руководителя преобразуются в частные функции. Исследователи менеджмента говорят о следующих разновидностях функций руководства:

  • Стратегическая. Руководитель любого уровня должен не только выполнять текущие задачи, но и прогнозировать свою деятельность, а также планировать процессы, протекающие в своем структурном подразделении.
  • Мотивационная. Важнейшая функция руководства – это нахождение баланса между материальными и нематериальными методами поощрения, контроля и взыскания по отношению к подчиненным. Руководитель должен уметь «зажигать» свой коллектив, вести его вперед, заинтересовывать их в продуктивной работе.
  • Организационная. Руководитель должен отдавать приказы и поручения, в его задачи входит оптимизация процессов производства и их регулирование. Руководство осуществляется посредством административных действий: издания документов, делегирования полномочий, распределения обязанностей, поощрений и взысканий.
  • Контролирующая. Важная функция менеджера – это контроль над исполнением приказов, инструкций.
  • Коммуникативная. Руководство должно устанавливать и регулировать коммуникации как внутри организации, так и с внешним миром: со СМИ, с общественностью, с партнерами, с конкурентами.

организационное руководство

Виды руководства

Менеджмент предполагает существование различных вариантов осуществления управления. В связи с этим выделяется несколько видов руководства:

  • Линейный. В этом случае руководитель учреждения, например, генеральный директор, воздействует на глав структурных подразделений, а те, в свою очередь, управляют подчиненными.
  • Функциональный. Такое руководство связано с выполнением определенных обязанностей в организации. Примером такого руководства могут стать предприятия, в которых есть должности директора по развитию, по закупкам, продажам и т.п. Каждый такой руководитель решает собственный круг задач.

Также есть классификация, в рамках которой выделяют руководство разных уровней: низшего, среднего и высшего звена. Каждый уровень имеет свою специфику.

руководитель учреждения

Руководство организацией

Успех и продуктивность предприятия во многом зависит от профессионализма менеджера. При этом он не только должен отлично разбираться в тонкостях производственного процесса, но и обладать многими личностными и психологическими качествами.

Руководитель должен осознавать, что он – важнейшая часть своего предприятия. В связи с этим появляется термин «организационное руководство», который подразумевает осуществление деятельности по установлению должностных обязанностей членов коллектива, выработке корпоративных правил поведения, разработке стратегии развития организации.

Естественными «продолжателями» организационного руководства являются проектный и операционный менеджмент.

Стили руководства

Под стилем понимается некий устойчивый образец. Руководитель с опытом вырабатывает типичный для себя способ решения повторяющихся задач. Стиль складывается из мировоззрения, личностных особенностей, темперамента. Психологи говорят, что у каждого человека есть уникальный стиль общения, но при этом есть и типичные черты. Поэтому и можно говорить о том, что существуют общие стили и методы руководства.

Традиционно выделяют три основных стиля:

  • авторитарный,
  • демократический,
  • либеральный.

В первом случае вся полнота власти сосредоточена в одних руках. Например, все ключевые решения принимает исключительно генеральный директор, не советуясь с подчиненными и не прислушиваясь к ним. Авторитарный руководитель часто ошибается, так как не может охватить всю полноту информации и находится во власти своих стереотипов.

Второй стиль еще называют коллегиальный. В этом случае решения принимаются на основании совещаний и мнения большинства. По этому принципу обычно работают советы директоров, в которых один руководитель не может принять важного решения. Считается, что это самый продуктивный метод руководства.

Третий стиль именуют также разрешительным. Руководитель в этом случае многие, если не все, решения отдает в сферу своих подчиненных. Либерал рассчитывает на совесть сотрудников, но обычно бесконтрольность приводит к халатности.

стили и методы руководства

Характеристики руководителя

Руководство – это сложная деятельность, требующая большого количества знаний и умений, кроме того, она предполагает наличие у менеджера определенных качеств. Психологи говорят, что хороший руководитель должен быть ответственным. Умение принимать решения и всю полноту их последствий на себя – чрезвычайно важно для руководителя.

Также профессиональный менеджер должен быть компетентным в той сфере, где ему приходится работать. Руководителю необходимо обладать целым комплексом эмоционально-волевых качеств, например, целеустремленность, решительность, дисциплинированность, принципиальность. Он должен быть увлечен своим делом и уметь «заразить» этим своих подчиненных.

Важными интеллектуальными качествами руководителя являются способность к анализу и прогнозированию, наблюдательность, логика, стремление к знаниям.

Основные проблемы менеджмента

Управление людьми – процесс нелегкий и не всегда радостный. Только человек, далекий от менеджмента, может думать, что быть руководителем – это просто и всегда приятно. Менеджмент связан со многими проблемами как личностного, так организационного характера.

Руководитель всегда несет ответственность за свое предприятие, за сотрудников. Он ответственен перед партнерами, обществом, своей семьей, перед собой. Такой груз сложно нести. Кроме того, к основным проблемам руководителя относят высокие риски и стрессы. Он должен побуждать, а иногда и принуждать работников хорошо выполнять свои обязанности. Это нередко приводит к конфликтам и к психологическим проблемам руководства.

1.Термин «управление»
2.Социальное управление
3.Организационное управление
4.Функции управления

 Термин «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (техническим, социальным, военным и др.). Управлять можно автомобилем, армией, организацией, государством, группой и т. п. В обобщенном виде процесс управления представляется следующим образом.

Определение

Управление – направленное воздействие на систему или отдельные происходящие в ней процессы с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств.

Характерно, что английское слово «manage» (управлять) происходит от корня латинского слова «manus» (рука). Хорошей демонстрацией управления является управление автомобилем. Каждое производимое действие направлено на производство определенного изменения. Например, поворот рулевого колеса влево производится для того, чтобы вызвать по- ворот автомобиля налево и т. п. Так и профессиональный «управленец» оказывает направленное воздействие на систему только с целью коррекции, т. е. при необходимости произвести определенные изменения.

Примечательно, что из представленного выше общего понимания управления можно сделать вполне оправданный вывод, что для его осуществления не обязательно обладать какими-либо официальными полномочиями. Родители управляют детьми, а дети – родителями. Учителя управляют вниманием учеников, а ученики – поведением преподавателей. Руководитель управляет деятельностью подчиненных, но и он вынужден реагировать на их реакцию и поведение. В результате можно признать, что если подчиненные своим поведением и реакциями влияют на поведение руководителя, то и они управляют руководителем. Таким образом, в той или иной степени, – все управляют всеми.

Социальное управление есть процесс воздействия человека (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого- либо из этой группы в отдельности (объект управления), побуждающий к определенным действиям для достижения желаемых результатов.

В самом широком смысле к социальному управлению можно отнести любое воздействие одного человека на другого человека, побуждающее последнего к каким-либо действиям или эмоциональным реакциям.

В организации управление выделено в особый вид деятельности, осуществляемой персоналом управления, который наделен для этого соответствующими полномочиями и ответственностью. «Кто производит – тот не управляет, кто управляет – тот не производит» – принцип в котором отражается важность организации деятельности вообще, и управленческой в частности.

Определение

Организационное управление – это специальным образом организованный вид управленческой деятельности по выполнению функций управления в организации, осуществляемый персоналом управления, наделенный для этого соответствующими полномочиями и ответственностью.

Главная цель организационного управления заключается в обеспечении эффективного функционирования организации и оптимального решения стоящих перед ней задач.

Продуктом управленческой деятельности являются управленческие решения и практические действия, необходимые для функционирования организации в требуемом режиме.

Организационное управление является видом управленческой деятельности, организованным особым образом. Под этим следует понимать то, что организационное управление осуществляется посредством специализированных форм управленческого труда: проведения собраний, совещаний и т. п., а также нормативно-распорядительной документации (приказов, распоряжений, разработок должностных инструкций, положений о деятельности, планов работы и т. п.).

Функции управления. Выделяется пять классических функций управления:

  • целеполагания; 
  • планирования;
  • организации;
  • стимулирования; 
  • контроля.

Функция целеполагания заключается в выработке перспективных на- правлений развития организации и постановке соответствующих целей. Это одна из самых ответственных управленческих функций. Неправильность выбора ведущей цели сводит на нет все последующие усилия. По- этому наличие перспективного видения и успешность функции целеполагания отличает руководителя-лидера от руководителя-администратора. Деятельность последнего обычно сводится к достижению целей, постав- ленных другими.

Функция планирования состоит в выборе путей, средств и в разработке соответствующих мероприятий по достижению поставленных целей. О важности этой функции говорит поговорка: «Хорошо спланировано – наполовину сделано».

Предпосылкой эффективного планирования является успешность прогнозирования, т. е. предвидения объективных (реальных) внешних условий и внутренних тенденций развития организации в будущем. После определения цели, алгоритм реализации функции планирования может быть следующим:

  • постановка задач, решение которых приведет, или как минимум приблизит к достижению поставленной цели; 
  • выявление потребности в ресурсах для решения поставленных задач (материальных, профессиональных и т. п.);
  • определение возможностей обеспечения этими ресурсами (наличие ресурсов и возможные затраты на обладание ресурсами);
  • возможно, на этом этапе придется координировать сами задачи;
  • установление последовательности необходимых действий исполнителей и взаимодействия между ними для решения поставленных за- дач, а также необходимых сроков.

Функция организации заключается в выстраивании людей, идей, процессов и др. в системное целое и выстраивании целенаправленного взаимодействия элементов этой системы для достижения в конкретных условиях и в определенные сроки поставленных целей.

Когда цель поставлена, задачи определены и планы утверждены, необходимо обеспечить их доведение и четкое разъяснение до всех исполнителей, а также регламентировать необходимые внутриорганизационные отношения между исполнителями. В процессе осуществления функции организаций могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.

Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к достижению целей и эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности. Когда задачи поставлены, средства и ресурсы обеспечены, и каждый исполнитель знает что, как и когда ему делать, то значительно повысить результативность их деятельности может эффективное стимулирование.

Руководителю при осуществлении этой функции необходимо соблюдать следующие условия:

  • обеспечивать зависимость величины стимула от конкретного вклада подчиненного в общее дело;
  • соблюдать единство интересов подчиненного, организации и общества в целом;
  • соблюдать баланс стимулирования с мерами наказания и принуждения;
  • в процессе стимулирования разумно сочетать моральные и материальные стимулы.

Функция контроля реализуется посредством учета, анализа и коррек- тировки деятельности организации в направлении осуществления постав- ленных целей. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и предполагает:

  • наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных;
  • сравнение ее параметров с заданной программой функционирования; 
  • количественную и качественную оценки эффективности деятельности;  выявление отклонений, узких мест в развитии системы; 
  • выявление причин сложившегося состояния; 
  • определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы.

Персонал управления. Управленческую деятельность в крупных организациях осуществляют сотрудники персонала управления, которые в зависимости от функциональной роли разделяются на три основные категории:

  • аппарат управления; 
  • административный аппарат;
  • руководители подразделений.

Аппарат управления. Аппарат управления составляет высшее руководство (правление) организации. Его главная задача – общее управление процессами функционирования и развития организации. В основные задачи входит построение образа будущего организации, формулирование миссии, определение целей и постановка приоритетных задач, а также обеспечение протекания процессов деятельности в организации за счет анализа внешней и внутренней ситуаций, разработки и реализации соответствующих программ ее функционирования и развития, оценки результатов деятельности.

Административный аппарат. Административный аппарат реализует распределение основных ресурсов организации, а также осуществляет контроль за реализацией планов деятельности.

К специалистам административного аппарата могут относиться инженеры, экономисты, юристы, психологи и др. Они призваны решать задачи получения, обработки и анализа информации о состоянии дел в организации по своему конкретному направлению; разработки на основе аналитических данных, вариантов решения отдельных функциональных вопросов; подготовки и разработки управленческих решений; контроля степени реализации управленческих решений по своим направлениям.

Категорию служащих административного аппарата составляют секретари, машинистки, техники, лаборанты и др., т. е. те, кто осуществляет текущий учет и делопроизводство в аппарате управления. Главная их задача – информационное и техническое обслуживание управленческой деятельности.

Руководители подразделений. Руководители отвечают за непосредственное решение поставленных перед ними задач через организацию и не- посредственное руководство деятельностью своих подчиненных. В их за- дачи входит отбор, подготовка и расстановка исполнителей; планирование деятельности, постановка перед служебными коллективами и конкретны- ми сотрудниками профессиональных задач, стимулирование и мотивирование их деятельности, контроль ее результативности, а также обеспечение благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах.

В крупных организациях персонал управления может насчитывать десятки и даже сотни человек. По мере уменьшения численности организации уменьшается и ее управленческий персонал, в предельном случае который может ограничиваться одним руководителем и несколькими специалистами (бухгалтером, юристом и т. п.). В этом случае руководитель выполняет как управленческие, так и руководящие задачи.

Также необходимо прояснить термин «руководство». Несмотря на то, что в отечественной управленческой культуре под словом «руководитель» объединяются как управляющие крупных компаний, так и руководители отделов и отделений, в психологии управления термины «управление» и «руководство» не тождественны. Понятие «руководство» буквально означает «ведение за руку». В соответствии с этим, в психологии управления под руководством рассматривается взаимодействие руководителя с подчиненными по решению служебных задач, предполагающее их непосредственные контакты (в том числе, через персональную нормативную документацию).

Определение

Руководство – произвольное (целенаправленное) воздействие руководителя на руководимых людей, а также их общности, направленное на побуждение их к активному поведению и деятельности по достижению поставленных целей.

Иными словами руководство представляется частным случаем процесса управления, но в отличие от организационного управления ограничивается воздействием на конкретных людей и их общности; предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными (в том числе через персональные должностные инструкции); призвано организовать и координировать деятельность подчиненных в соответствии с намерениями руководителя.

Таким образом, руководитель в процессе управления подразделением в той или иной степени выполняет и управленческие задачи (анализ и прогнозирование ситуации, определение целей и постановку приоритетных задач, определение ресурсов и средств, необходимых для решения задач, планирование деятельности и т. д.), а также задачи по непосредственному руководству людьми (организация деятельности подчиненных, мотивирование, контроль).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мукофальк инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают
  • Подключение автомагнитолы к блоку питания компьютера пошаговая инструкция
  • Gigabyte ga 78lmt мануал
  • Реле рпв 01 руководство по эксплуатации
  • Компрессор concorde cd ac350 50 инструкция