Руководство как функция управления предприятием это

Термин
«руководство» мы используем для описания
одной из функций менеджмента, которая
связана с управлением людьми при решении
какой-либо задачи. Большинство
исследований, проведенных по теории
руководства, показали, что попытка дать
четкое определение «руководства» не
имела большего успеха.

Понятие
руководства.

При определении
руководства
часто присутствуют четыре компонента:

• личные качества
и характеристики руководителя;

• стиль руководства;

• коммуникация;

• функции
руководителя (общие или основные функции
управления).

Некоторые
определения руководства учитывают те
или иные из перечисленных компонентов.

Руководство
– это процесс использования управляющим
личного влияния и коммуникаций.

Характерные
черты руководителей.
Большинство
исследований выделяет следующие важные
характерные черты руководителя.

Интеллектуальные
возможности

выше среднего, в идеале руководитель
должен быть немного умнее своих
подчиненных.

Инициатива
или способность понимать необходимость
действия, а затем действовать. Эта
характеристика, по-видимому тесно
связана с энергией и жизнестойкостью,
во многих случаях последнее снижается
с годами.

Уверенность
или способность
поверить в то, что ты делаешь. Эта черта
характера связана с пониманием человеком
его места в обществе, с сильным желанием
достичь цели. Однако эта уверенность
должна быть не агрессивной, а скорее
незаметной.

Способность
посмотреть на ситуацию

«с высоты
птичьего полёта»

– это способность преуспевающего
менеджера «подняться» над данной
ситуацией и рассмотреть ее в более
широком контексте, а затем «опуститься»
обратно и заняться более мелкими, но
конкретными делами.

Принципы
руководства.
Назовем
два основных принципа:

Первый
принцип

ориентация
руководства на конечную цель
.
Главная задача управляющего состоит в
том, чтобы направить действия работников
на четко определенные и ясно понимаемые
цели организации.

Второй
принцип

единство
цели
. Состоит
в согласовании целей фирмы и ее работников.
Организация функционирует наилучшим
образом, когда ее цели и цели отдельной
личности совпадают.

Роль
руководителя.

Каким должен быть хороший руководитель:

  • его
    отличает способность а) вдохновлять
    своих подчиненных и б) усиливать их
    стремление к достижению целей
    организации,;

  • он
    знает, куда ведет, и способен побуждать
    подчиненных следовать за собой;

  • для него характерны
    высокие результаты;

  • от
    гордиться высоким качеством своей
    работы и тем, что соответствует занимаемой
    должности.

Эффективность
труда руководителя.

Она оценивается результатами труда его
подчинённых. Поэтому менеджер должен
стремиться:

  • к
    эффективному использованию способностей
    и энергии подчиненных;

  • доказать
    свою способность стимулировать
    достижение высоких результатов каждым
    работником;

  • сформировать
    эффективное подразделение, привлекая
    в него и удерживая хороших работников.

Стиль
руководства.

Стал темой для обсуждения, после того
как К Левин
опубликовал свое исследование различных
стилей руководства в 1938 г. Он исследовал
три типа стилей:

  • диктаторский
    – руководитель сам решает, что нужно
    сделать и как;

  • демократический
    – решения
    принимаются после обсуждения;

  • попустительский
    – члены
    группы работают самостоятельно,
    руководитель сам является членом
    группы.

В
экспериментах Левина самой производительной
была работа при диктаторском
руководстве, но при этом необходимо
было присутствие руководителя, в
противном случае работа прекращалась.
Члены этой группы проявляли агрессивность
по отношению друг к другу и увлекались
поисками «козлов отпущения». Демократичное
руководство было самым популярным и
позволяло получить стабильные результаты
как по качеству, так и по производительности.
Попустительский
стиль руководства оказался самым плохим
во всех отношениях.

Стиль
руководства – это устойчивое мнение
руководителя относительно той степени
свободы, которая должна быть предоставлена
подчинённым в подготовке решений.

Р
Ликерт
(1961)
развил подход К Левина, предложив четыре
стиля руководства:

жёсткий
авторитарный
(эксплуататорско-авторитарный),
подразумевающий жесткий контроль
сверху;

благожелательный
авторитарный
с
элементами отеческой заботы со стороны
начальства;

совещательный
(консультативный) руководство принимает
решение, но прежде советуется со всей
группой;

коллегиальный,
означающий совместное принятие решений
руководством и работниками (рис. 6.8.2.).

Рис 6.8.1.

Выбор
стиля руководства.
В
своей работе «Как выбирать стиль
руководства» Танненбаум и Шмидт (1958)
предложили подход к объяснению стиля
руководителя, который зависит от баланса
власти руководства и свободы действий
подчиненных (рис 6.8.2) Их теория гласит,
что применяемый стиль руководства
отражает четыре переменных и зависит
от них.

  • руководитель –
    его личность и предпочитаемый им стиль;

  • подчинённые –
    потребности, отношения и навыки
    подчиненных или сотрудников;

  • задание – требования
    и цели работы, которую надо выполнить;

  • ситуация
    организация,
    ее ценности и предрассудки.

Рис 6.8.2.

Хорошие
коммуникации – необходимое условие
успешного руководства. Коммуникация

– это процесс двустороннего обмена
мыслями и информацией, ведущий к
достижению взаимопонимания.

У
большинства людей процессы коммуникаций
занимают до 70 % времени .Способность
к коммуникациям

(умение говорить, слушать, писать и
читать) – это, видимо, одна из важнейших
способностей человека.

Поскольку
управляющие обязаны уметь заставить
работать других, они должны в совершенстве
владеть искусством коммуникаций. Оценки
показывают, что до 80 % времени
управляющих всех уровней расходуется
на различные виды коммуникаций.

Существуют
два основных направления распространения
деловой информации:

1) вертикальное
(вверх и вниз по уровням иерархии);

2) горизонтальное
(на одном уровне иерархии).

Эффективность
коммуникации и обратной связи по этим
направлениям существенно различна.
Эффективность горизонтальных потоков
достигает 80-90 %. Это объясняется тем,
что работающие на одном уровне управления
хорошо понимают характер работы своих
коллег, знают их проблемы и во многом
догадываются о содержании поступившего
сообщения.

Вертикальные
коммуникации менее эффективны, чем
горизонтальные. Исследования показали,
что только 20 – 25 % информации, исходящей
от дирекции предприятия, доходит до
рабочих и правильно понимается ими.

Соседние файлы в папке 12-06-2013_11-20-35

  • #
  • #
  • #
  • #

Аннотация: Дается представление об управлении как о функции менеджмента, определяются стили руководства и его принципы.

12.ppt

Смотреть на youtube || на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком

Цель лекции: представить характеристику функции управления, представить стили управления и руководства.

Руководство – это поведение, при котором субъект реально влияет на деятельность объекта, обеспечивая движение к поставленной цели организации.

Под руководством понимается организационная функция менеджмента, которая заключается в управлении людьми, обеспечивающими эффективность деятельности организации или ее подразделений в целом. Термин «руководство» имеет два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам:

  • выдача директив относительно того, что следует делать;
  • налаживание сотрудничества между людьми;
  • обеспечение ресурсами, необходимыми для достижения поставленной цели.

Эффективность руководства можно выразить следующей формулой:

где ЭР – эффективность руководства; Р – лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей; Л – это процесс влияния одного лица на других; В – это делегирование полномочия влиять на поведение других.

Выделяются следующие основные стили управленческого руководства:

Дистанционный – руководитель не сближается с подчиненным.

Контактный – основан на постоянном общении руководителя с подчиненным.

Целеполагающий – руководитель предпочитает обозначить цели деятельности организации и предоставлять подчиненным самостоятельность в выборе путей достижения целей.

Делегирующий – руководитель передает часть своих полномочий подчиненным.

Существует также альтернативная классификация стилей руководства, согласно которой выделяются:

  1. Авторитарный стиль.
  2. Демократический стиль.
  3. Либеральный (попустительский) стиль.

Описательная характеристика авторитарного стиля (таблица 12.1):

Таблица
12.1.
Формальная и содержательная стороны авторитарного управления

Формальная сторона Содержательная сторона
  1. Деловые и краткие распоряжения.
  2. Запреты без снисхождения с угрозой и санкциями.
  3. Четкое выражение мысли, недружественный тон.
  4. Похвала и придирки являются субъективными.
  5. Эмоции не принимаются.
  6. Показ примеров не систематичен.
  7. Позиция руководителя – оставаться вне группы.

.

  1. Работа в группе планируются руководителем заранее и в полном объеме.
  2. Определяются только непосредственные цели, но дальние цели коллективу не известны.
  3. Голос руководителя решительный.

Описательная характеристика демократического стиля управления (таблица 12.2):

Таблица
12.2.
Формальная и содержательная стороны демократического управления

Формальная сторона Содержательная сторона
  1. Инструкции выдаются в форме предложений.
  2. Присутствует не сухая речь, а товарищеский тон.
  3. Похвала и порицание всегда с советами.
  4. Распоряжения и запреты производятся с обсуждениями.
  5. Позиция руководителя – находиться внутри группы.
  1. Мероприятия планируются вне группы.
  2. За реализацию предложений отвечают все.
  3. Все участки работы не только предлагаются.

Описательная характеристика попустительского стиля управления (таблица 12.3):

Таблица
12.3.
Формальная и содержательная стороны попустительского управления

Формальная сторона Содержательная сторона
  1. Конвенциальный тон.
  2. Отсутствие похвалы и порицания.
  3. Отсутствие сотрудничества.
  4. Позиция руководителя заключается в незаметном нахождении в стороне от группы.
  1. Дела в группе идут сами по себе.
  2. Руководитель не дает никаких указаний.
  3. Разделы работы складываются из индивидуальных интересов лидеров групп.

.

Известный социальный психолог Курт Левин предложил концепцию, согласно которой вся сложная структура лидерства располагается по шкале между полярными позициями (рисунок 12.1):

 Концепция лидерства по К. Левину

Рис.
12.1.
Концепция лидерства по К. Левину

По Лайкерту выделяются следующие стили руководства:

Эксплуататорско — авторитарный.

Благосклонно — авторитарный.

Консультативно – демократический.

Основан на участии.

Стили руководства по Макгрегору:

«Теория X» описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах.

«Теория У» определяет демократический стиль управления по следующим позициям: использование творческих способностей работников, гибкий контроль, исключение принуждения, высокий самоконтроль, побуждение к ответственности, морально-этические стимулы, заинтересованность в процессе труда, соучастие в управлении

Стили руководства по Блэйку – Моутону (рисунок 12.1):

 Управленческая решетка Блэйка-Моутона

Рис.
12.2.
Управленческая решетка Блэйка-Моутона

Аннотация: Дается представление об управлении как о функции менеджмента, определяются стили руководства и его принципы.

12.ppt

Смотреть на youtube || на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком

Цель лекции: представить характеристику функции управления, представить стили управления и руководства.

Руководство – это поведение, при котором субъект реально влияет на деятельность объекта, обеспечивая движение к поставленной цели организации.

Под руководством понимается организационная функция менеджмента, которая заключается в управлении людьми, обеспечивающими эффективность деятельности организации или ее подразделений в целом. Термин «руководство» имеет два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам:

  • выдача директив относительно того, что следует делать;
  • налаживание сотрудничества между людьми;
  • обеспечение ресурсами, необходимыми для достижения поставленной цели.

Эффективность руководства можно выразить следующей формулой:

где ЭР – эффективность руководства; Р – лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей; Л – это процесс влияния одного лица на других; В – это делегирование полномочия влиять на поведение других.

Выделяются следующие основные стили управленческого руководства:

Дистанционный – руководитель не сближается с подчиненным.

Контактный – основан на постоянном общении руководителя с подчиненным.

Целеполагающий – руководитель предпочитает обозначить цели деятельности организации и предоставлять подчиненным самостоятельность в выборе путей достижения целей.

Делегирующий – руководитель передает часть своих полномочий подчиненным.

Существует также альтернативная классификация стилей руководства, согласно которой выделяются:

  1. Авторитарный стиль.
  2. Демократический стиль.
  3. Либеральный (попустительский) стиль.

Описательная характеристика авторитарного стиля (таблица 12.1):

Таблица
12.1.
Формальная и содержательная стороны авторитарного управления

Формальная сторона Содержательная сторона
  1. Деловые и краткие распоряжения.
  2. Запреты без снисхождения с угрозой и санкциями.
  3. Четкое выражение мысли, недружественный тон.
  4. Похвала и придирки являются субъективными.
  5. Эмоции не принимаются.
  6. Показ примеров не систематичен.
  7. Позиция руководителя – оставаться вне группы.

.

  1. Работа в группе планируются руководителем заранее и в полном объеме.
  2. Определяются только непосредственные цели, но дальние цели коллективу не известны.
  3. Голос руководителя решительный.

Описательная характеристика демократического стиля управления (таблица 12.2):

Таблица
12.2.
Формальная и содержательная стороны демократического управления

Формальная сторона Содержательная сторона
  1. Инструкции выдаются в форме предложений.
  2. Присутствует не сухая речь, а товарищеский тон.
  3. Похвала и порицание всегда с советами.
  4. Распоряжения и запреты производятся с обсуждениями.
  5. Позиция руководителя – находиться внутри группы.
  1. Мероприятия планируются вне группы.
  2. За реализацию предложений отвечают все.
  3. Все участки работы не только предлагаются.

Описательная характеристика попустительского стиля управления (таблица 12.3):

Таблица
12.3.
Формальная и содержательная стороны попустительского управления

Формальная сторона Содержательная сторона
  1. Конвенциальный тон.
  2. Отсутствие похвалы и порицания.
  3. Отсутствие сотрудничества.
  4. Позиция руководителя заключается в незаметном нахождении в стороне от группы.
  1. Дела в группе идут сами по себе.
  2. Руководитель не дает никаких указаний.
  3. Разделы работы складываются из индивидуальных интересов лидеров групп.

.

Известный социальный психолог Курт Левин предложил концепцию, согласно которой вся сложная структура лидерства располагается по шкале между полярными позициями (рисунок 12.1):

 Концепция лидерства по К. Левину

Рис.
12.1.
Концепция лидерства по К. Левину

По Лайкерту выделяются следующие стили руководства:

Эксплуататорско — авторитарный.

Благосклонно — авторитарный.

Консультативно – демократический.

Основан на участии.

Стили руководства по Макгрегору:

«Теория X» описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах.

«Теория У» определяет демократический стиль управления по следующим позициям: использование творческих способностей работников, гибкий контроль, исключение принуждения, высокий самоконтроль, побуждение к ответственности, морально-этические стимулы, заинтересованность в процессе труда, соучастие в управлении

Стили руководства по Блэйку – Моутону (рисунок 12.1):

 Управленческая решетка Блэйка-Моутона

Рис.
12.2.
Управленческая решетка Блэйка-Моутона

Руководство в менеджменте

Руководство как функция управления — это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач.

Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом. Термин «руководство» подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

Менеджеры — это лица, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев, а также осуществляющие контроль и регулирование деятельности коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей.

Функцию руководства в менеджменте реализует руководитель. В составе руководителей выделяются два основных типа — линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по всему кругу проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то по отношению ко всей системе он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела — линейным.

Руководитель — ключевое звено в кадровой системе. Опираясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель высшего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Это две составляющие эффективного руководства. 

Стиль менеджера и имидж.

Стиль управления – типичная манера и способ поведения менеджера. Существует несколько классификаций стилей менеджмента.

Стили могут классифицироваться по следующим критериям.

1. Критерий участия исполнителей в управлении:

— вторитарный (единолично менеджер решает и приказывает – сотрудники исполняют);

— сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений);

— втономный (менеджер играет сдерживающую роль – сотрудники решают сами, обычно большинством).

2. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:

— управление через инновацию (разработка инновации – как руководящее задание);

— управление с помощью задания цели (на каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем)

3. Критерий преимущественной ориентации.

—  слабое управление – нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала;

— управление по задачам – с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения;

— клубное управление – господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач;

— сильное управление — идеальный стиль.

Поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда).

Специфика работы менеджера заключается в постоянном общении с деловыми партнерами, подчиненными, клиентами. Поэтому одной из важнейших задач менеджера является умение научиться оставлять о себе хорошее впечатление, т. е. научиться формировать хороший имидж, под которым понимается формируемый в глазах общества комплекс его внешних и внутренних качеств. Положительный имидж всегда способствует карьерному продвижению менеджера.

Имидж  менеджера — это образ его, устойчивое представление об отличительных или исключительных характеристиках данного менеджера, придающих ему особое своеобразие и выделяющих его из ряда других руководителей. Основу имиджа составляют целенаправленно созда­ваемый и поддерживаемый стиль работы и межличностных отношений менеджера и официальная атрибутика.

Понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и внутреннем мире человека, о его психологическом типе.

Чтобы сыграть свою роль, имидж должен привлечь к себе внимание людей, направить их активность в нужном направлении, а затем осуществить управление поведением человека.

Во многих случаях имидж менеджера — это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения.

Классификация стилей руководства

Стиль pyкoвoдcтвa — этo пpивычнaя мaнepa пoвeдeния pyкoвoдитeля пo oтнoшeнию к cвoим пoдчинeнным c цeлью пoвлиять нa ниx или пoбyдить к дeйcтвию (выпoлнeнию зaдaний).

Сyщecтвyeт тpи cтиля pyкoвoдcтвa:

aвтopитapный;

дeмoкpaтичecкий;

либepaльный.

1. Автopитapный cтиль yпpaвлeния cocтoит в тoм, чтo вcя пoлнoтa влacти нaxoдитcя y pyкoвoдитeля и вce peшeния пpинимaютcя им eдинoличнo, нe yчитывaя мнeния пoдчинeнныx. В дaннoм cлyчae иcпoльзyeтcя кoмaндный мeтoд yпpaвлeния. Автopитapный cтиль yпpaвлeния нeoбxoдим в кpизиcнoй cитyaции, кoгдa peшeния дoлжны пpинимaтьcя быcтpo и быть чeткo cкoopдиниpoвaны, чтo знaчитeльнo зaтpyдняeтcя в ycлoвияx кoллeктивнoй дeятeльнocти пo paзpaбoткe peшeний.

В peзyльтaтe cнижaeтcя yдoвлeтвopeннocть coтpyдникoв cвoeй дeятeльнocтью и пoвышaeтcя иx зaвиcимocть oт pyкoвoдитeля. Дoлгocpoчнoe иcпoльзoвaниe тaкoгo cтиля yпpaвлeния пpивoдит к cyщecтвeннoмy cнижeнию cтeпeни эффeктивнocти paбoты пpeдпpиятия.

2. Дeмoкpaтичecкий cтиль пpeдпoлaгaeт дeлeгиpoвaниe pyкoвoдитeлeм чacти cвoиx пoлнoмoчий пoдчинeнным и пpинятиe peшeний нa кoллeгиaльнoй ocнoвe. Он aктyaлeн пpи cтaбильнoй paбoтe пpeдпpиятия и cтpeмлeнии eгo к внeдpeнию иннoвaций.

3. Либepaльный cтиль пpeдcтaвляeт coбoй yпpaвлeниe бeз yчacтия pyкoвoдитeля. Рaбoтники пpeдocтaвлeны caми ceбe, пpиxoдитcя paccчитывaть нa иx диcциплиниpoвaннocть.

Руководство
в менеджменте

Руководство
как функция управления — это
целенаправленный процесс воздействия
на коллективы (подчиненных) для выполнения
конкретных определенных задач.Под
руководством понимается организационная
функция менеджмента, заключающаяся в
управлении людьми, обеспечивающими
эффективность предприятия или его
подразделений в целом. Термин «руководство»
подразумевает два смысловых значения:
это менеджеры и это деятельность
менеджеров по управлению.Менеджеры —
это лица, возглавляющие соответствующий
коллектив, направляющие и координирующие
работу всего аппарата управления или
его отдельных звеньев, а также
осуществляющие контроль и регулирование
деятельности коллектива по выполнению
поставленных задач и достижению
целей.Функцию руководства в менеджменте
реализует руководитель. В составе
руководителей выделяются два основных
типа — линейные и функциональные.
Линейные руководители возглавляют
линейные подразделения и всю систему
управления. Они принимают решения по
всему кругу проблем. Функциональные
руководители возглавляют функциональные
подразделения. Если руководитель
возглавляет функциональный отдел, то
по отношению ко всей системе он считается
функциональным руководителем, а для
работников данного отдела —
линейным.Руководитель — ключевое звено
в кадровой системе. Опираясь на аппарат,
руководитель направляет деятельность
всего коллектива организации. Он
одновременно и представитель высшего
звена управления (или собственника) в
управленческом коллективе, и лидер
коллектива. Это две составляющие
эффективного руководства. 

Стиль
менеджера и имидж.

Стиль
управления – типичная манера и способ
поведения менеджера. Существует несколько
классификаций стилей менеджмента.

Стили
могут классифицироваться по следующим
критериям.

1.
Критерий участия исполнителей в
управлении:


вторитарный (единолично менеджер решает
и приказывает – сотрудники исполняют);


сопричастный (сотрудники участвуют в
той или иной мере в принятии решений);


втономный (менеджер играет сдерживающую
роль – сотрудники решают сами, обычно
большинством).

2.
Классификация стилей управления по
преимущественному критерию функций
управления:


управление через инновацию (разработка
инновации – как руководящее задание);


управление с помощью задания цели (на
каждом иерархическом уровне задают
цели, имеется свобода в методе ее
достижения, ограниченная сметой и
контролем)

3.
Критерий преимущественной ориентации.

— 
слабое управление – нет давления на
сотрудников, нет заботы о них, также
слаба забота о решении задач менеджмента.
Полезная отдача мала;


управление по задачам – с сотрудниками
обращаются, как с исполнительными
механизмами, можно добиться высокой
эффективности, но страдают человеческие
отношения;


клубное управление – господствует
дружеская атмосфера, но пренебрегают
решением задач;


сильное управление — идеальный стиль.

Поведение
менеджера должно соответствовать
ситуации, гибкость стиля является важным
признаком качества менеджера. Следует
не только менять стиль управления, но
и создавать соответственные ситуационные
условия (формировать ситуацию через
подбор кадров, изменять оргструктуры
и организацию труда).Специфика работы
менеджера заключается в постоянном
общении с деловыми партнерами,
подчиненными, клиентами. Поэтому одной
из важнейших задач менеджера является
умение научиться оставлять о себе
хорошее впечатление, т. е. научиться
формировать хороший имидж, под которым
понимается формируемый в глазах общества
комплекс его внешних и внутренних
качеств. Положительный имидж всегда
способствует карьерному продвижению
менеджера.

Имидж 
менеджера
 —
это образ его, устойчивое представление
об отличительных или исключительных
характеристиках данного менеджера,
придающих ему особое своеобразие и
выделяющих его из ряда других руководителей.
Основу имиджа составляют целенаправленно
созда­ваемый и поддерживаемый стиль
работы и межличностных отношений
менеджера и официальная атрибутика.Понятие
имиджа близко к понятию персонификации,
но включает не только естественные
свойства личности, но и специально
созданные. Кроме того, оно говорит как
о внешнем облике, так и внутреннем мире
человека, о его психологическом типе.Чтобы
сыграть свою роль, имидж должен привлечь
к себе внимание людей, направить их
активность в нужном направлении, а затем
осуществить управление поведением
человека.Во многих случаях имидж
менеджера — это результат умелой
ориентации в конкретной ситуации, а
потому правильного выбора модели
поведения.

Классификация
стилей руководства

Стиль
pyкoвoдcтвa — этo пpивычнaя мaнepa пoвeдeния
pyкoвoдитeля пo oтнoшeнию к cвoим пoдчинeнным
c цeлью пoвлиять нa ниx или пoбyдить к
дeйcтвию (выпoлнeнию зaдaний).

Сyщecтвyeт
тpи cтиля pyкoвoдcтвa:

aвтopитapный;

дeмoкpaтичecкий;

либepaльный.

1.
Автopитapный cтиль yпpaвлeния cocтoит в тoм,
чтo вcя пoлнoтa влacти нaxoдитcя y pyкoвoдитeля
и вce peшeния пpинимaютcя им eдинoличнo, нe
yчитывaя мнeния пoдчинeнныx. В дaннoм cлyчae
иcпoльзyeтcя кoмaндный мeтoд yпpaвлeния.
Автopитapный cтиль yпpaвлeния нeoбxoдим в
кpизиcнoй cитyaции, кoгдa peшeния дoлжны
пpинимaтьcя быcтpo и быть чeткo cкoopдиниpoвaны,
чтo знaчитeльнo зaтpyдняeтcя в ycлoвияx
кoллeктивнoй дeятeльнocти пo paзpaбoткe
peшeний.

В
peзyльтaтe cнижaeтcя yдoвлeтвopeннocть coтpyдникoв
cвoeй дeятeльнocтью и пoвышaeтcя иx зaвиcимocть
oт pyкoвoдитeля. Дoлгocpoчнoe иcпoльзoвaниe
тaкoгo cтиля yпpaвлeния пpивoдит к cyщecтвeннoмy
cнижeнию cтeпeни эффeктивнocти paбoты
пpeдпpиятия.

2.
Дeмoкpaтичecкий cтиль пpeдпoлaгaeт дeлeгиpoвaниe
pyкoвoдитeлeм чacти cвoиx пoлнoмoчий пoдчинeнным
и пpинятиe peшeний нa кoллeгиaльнoй ocнoвe. Он
aктyaлeн пpи cтaбильнoй paбoтe пpeдпpиятия и
cтpeмлeнии eгo к внeдpeнию иннoвaций.

3.
Либepaльный cтиль пpeдcтaвляeт coбoй yпpaвлeниe
бeз yчacтия pyкoвoдитeля. Рaбoтники пpeдocтaвлeны
caми ceбe, пpиxoдитcя paccчитывaть нa иx
диcциплиниpoвaннocть.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В жизни общества постоянно происходят различные процессы взаимодействия, и их основа – руководство. Это, в самом общем виде, деятельность по контролю над ходом каких-либо процессов. Оно всегда связано с ответственностью и результатами. Расскажем об основных характеристиках руководства, его функциях и разновидностях, а также о методах и стилях его осуществления.

руководство это

Понятие руководства в менеджменте и психологии

Управление различными процессами нуждается в централизации, которая позволяет повысить эффективность. Руководство – это сложное, многоаспектное понятие. Первое значение этого слова связано с осуществлением контроля над ходом какой-либо деятельности. Во втором случае под руководством подразумевают людей, которые принимают решения и осуществляют контроль.

В психологии этим термином обозначают механизм, мотивирующий коллектив на выполнение поставленных задач. В менеджменте руководством называют процесс, в рамках которого руководитель наделяется властью над подчиненными. Чаще всего понятия «руководство» и «менеджмент» синонимизируются, при этом они обозначают ответственное и квалифицированное управление различными ресурсами в организации или в коллективе.

управление людьми

Менеджмент как наука и практика

Системное изучение управления начинается вместе со становлением капиталистического способа производства. Менеджмент – это управление различными процессами, это системное осуществление различных действий по достижению поставленных целей и задач.

Для повышения эффективности производственные процессов, увеличения сбыта и оптимизации затрат ведется активное изучение методов и способов управления. Традиционно у менеджмента выделяется несколько функций: контроль, прогнозирование, планирование, анализ. Все они взаимосвязаны между собой и объединяются деятельностью, известной как руководство. Это главная функция менеджмента, связанная с воздействием на коллектив с целью повышения эффективности предприятия или подразделения.

В науке об управлении термин «руководство» применяется для наименования людей, осуществляющих влияние на подчиненных, и для обозначения данного процесса в целом. На практике это слово обычно употребляется для выделения одного человека или группы людей, осуществляющих управление.

генеральный директор

Субъект и объект руководства

Рассматривая управление людьми как процесс, следует определить его стороны, т.е. субъект и объект. Субъектом руководства является менеджер, человек, непосредственно осуществляющий управление. Объектом менеджмента могут выступать структурные подразделения организации, самостоятельные предприятия, персонал, отдельно взятые сотрудники.

Парадоксально, но одна и та же структурная единица в организации может одновременно выступать и объектом и субъектом управления. К примеру, на комбинате игрушек директор будет субъектом, а сотрудники отделов и цехов со своими руководством являются объектами менеджмента. Но на уровне структурного подразделения начальник цеха уже будет субъектом, а персонал – объектом. При этом директор комбината становится объектом управления, если рассматривать его во взаимоотношениях с министерством, президентом страны.

понятие руководства

Функции руководителя

Менеджер в рамках выполнения своей профессиональной деятельности реализует основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Эти глобальные производственные цели и задачи в деятельности отдельного руководителя преобразуются в частные функции. Исследователи менеджмента говорят о следующих разновидностях функций руководства:

  • Стратегическая. Руководитель любого уровня должен не только выполнять текущие задачи, но и прогнозировать свою деятельность, а также планировать процессы, протекающие в своем структурном подразделении.
  • Мотивационная. Важнейшая функция руководства – это нахождение баланса между материальными и нематериальными методами поощрения, контроля и взыскания по отношению к подчиненным. Руководитель должен уметь «зажигать» свой коллектив, вести его вперед, заинтересовывать их в продуктивной работе.
  • Организационная. Руководитель должен отдавать приказы и поручения, в его задачи входит оптимизация процессов производства и их регулирование. Руководство осуществляется посредством административных действий: издания документов, делегирования полномочий, распределения обязанностей, поощрений и взысканий.
  • Контролирующая. Важная функция менеджера – это контроль над исполнением приказов, инструкций.
  • Коммуникативная. Руководство должно устанавливать и регулировать коммуникации как внутри организации, так и с внешним миром: со СМИ, с общественностью, с партнерами, с конкурентами.

организационное руководство

Виды руководства

Менеджмент предполагает существование различных вариантов осуществления управления. В связи с этим выделяется несколько видов руководства:

  • Линейный. В этом случае руководитель учреждения, например, генеральный директор, воздействует на глав структурных подразделений, а те, в свою очередь, управляют подчиненными.
  • Функциональный. Такое руководство связано с выполнением определенных обязанностей в организации. Примером такого руководства могут стать предприятия, в которых есть должности директора по развитию, по закупкам, продажам и т.п. Каждый такой руководитель решает собственный круг задач.

Также есть классификация, в рамках которой выделяют руководство разных уровней: низшего, среднего и высшего звена. Каждый уровень имеет свою специфику.

руководитель учреждения

Руководство организацией

Успех и продуктивность предприятия во многом зависит от профессионализма менеджера. При этом он не только должен отлично разбираться в тонкостях производственного процесса, но и обладать многими личностными и психологическими качествами.

Руководитель должен осознавать, что он – важнейшая часть своего предприятия. В связи с этим появляется термин «организационное руководство», который подразумевает осуществление деятельности по установлению должностных обязанностей членов коллектива, выработке корпоративных правил поведения, разработке стратегии развития организации.

Естественными «продолжателями» организационного руководства являются проектный и операционный менеджмент.

Стили руководства

Под стилем понимается некий устойчивый образец. Руководитель с опытом вырабатывает типичный для себя способ решения повторяющихся задач. Стиль складывается из мировоззрения, личностных особенностей, темперамента. Психологи говорят, что у каждого человека есть уникальный стиль общения, но при этом есть и типичные черты. Поэтому и можно говорить о том, что существуют общие стили и методы руководства.

Традиционно выделяют три основных стиля:

  • авторитарный,
  • демократический,
  • либеральный.

В первом случае вся полнота власти сосредоточена в одних руках. Например, все ключевые решения принимает исключительно генеральный директор, не советуясь с подчиненными и не прислушиваясь к ним. Авторитарный руководитель часто ошибается, так как не может охватить всю полноту информации и находится во власти своих стереотипов.

Второй стиль еще называют коллегиальный. В этом случае решения принимаются на основании совещаний и мнения большинства. По этому принципу обычно работают советы директоров, в которых один руководитель не может принять важного решения. Считается, что это самый продуктивный метод руководства.

Третий стиль именуют также разрешительным. Руководитель в этом случае многие, если не все, решения отдает в сферу своих подчиненных. Либерал рассчитывает на совесть сотрудников, но обычно бесконтрольность приводит к халатности.

стили и методы руководства

Характеристики руководителя

Руководство – это сложная деятельность, требующая большого количества знаний и умений, кроме того, она предполагает наличие у менеджера определенных качеств. Психологи говорят, что хороший руководитель должен быть ответственным. Умение принимать решения и всю полноту их последствий на себя – чрезвычайно важно для руководителя.

Также профессиональный менеджер должен быть компетентным в той сфере, где ему приходится работать. Руководителю необходимо обладать целым комплексом эмоционально-волевых качеств, например, целеустремленность, решительность, дисциплинированность, принципиальность. Он должен быть увлечен своим делом и уметь «заразить» этим своих подчиненных.

Важными интеллектуальными качествами руководителя являются способность к анализу и прогнозированию, наблюдательность, логика, стремление к знаниям.

Основные проблемы менеджмента

Управление людьми – процесс нелегкий и не всегда радостный. Только человек, далекий от менеджмента, может думать, что быть руководителем – это просто и всегда приятно. Менеджмент связан со многими проблемами как личностного, так организационного характера.

Руководитель всегда несет ответственность за свое предприятие, за сотрудников. Он ответственен перед партнерами, обществом, своей семьей, перед собой. Такой груз сложно нести. Кроме того, к основным проблемам руководителя относят высокие риски и стрессы. Он должен побуждать, а иногда и принуждать работников хорошо выполнять свои обязанности. Это нередко приводит к конфликтам и к психологическим проблемам руководства.

Термин
«руководство» мы используем для описания
одной из функций менеджмента, которая
связана с управлением людьми при решении
какой-либо задачи. Большинство
исследований, проведенных по теории
руководства, показали, что попытка дать
четкое определение «руководства» не
имела большего успеха.

Понятие
руководства.

При определении
руководства
часто присутствуют четыре компонента:

• личные качества
и характеристики руководителя;

• стиль руководства;

• коммуникация;

• функции
руководителя (общие или основные функции
управления).

Некоторые
определения руководства учитывают те
или иные из перечисленных компонентов.

Руководство
– это процесс использования управляющим
личного влияния и коммуникаций.

Характерные
черты руководителей.
Большинство
исследований выделяет следующие важные
характерные черты руководителя.

Интеллектуальные
возможности

выше среднего, в идеале руководитель
должен быть немного умнее своих
подчиненных.

Инициатива
или способность понимать необходимость
действия, а затем действовать. Эта
характеристика, по-видимому тесно
связана с энергией и жизнестойкостью,
во многих случаях последнее снижается
с годами.

Уверенность
или способность
поверить в то, что ты делаешь. Эта черта
характера связана с пониманием человеком
его места в обществе, с сильным желанием
достичь цели. Однако эта уверенность
должна быть не агрессивной, а скорее
незаметной.

Способность
посмотреть на ситуацию

«с высоты
птичьего полёта»

– это способность преуспевающего
менеджера «подняться» над данной
ситуацией и рассмотреть ее в более
широком контексте, а затем «опуститься»
обратно и заняться более мелкими, но
конкретными делами.

Принципы
руководства.
Назовем
два основных принципа:

Первый
принцип

ориентация
руководства на конечную цель
.
Главная задача управляющего состоит в
том, чтобы направить действия работников
на четко определенные и ясно понимаемые
цели организации.

Второй
принцип

единство
цели
. Состоит
в согласовании целей фирмы и ее работников.
Организация функционирует наилучшим
образом, когда ее цели и цели отдельной
личности совпадают.

Роль
руководителя.

Каким должен быть хороший руководитель:

  • его
    отличает способность а) вдохновлять
    своих подчиненных и б) усиливать их
    стремление к достижению целей
    организации,;

  • он
    знает, куда ведет, и способен побуждать
    подчиненных следовать за собой;

  • для него характерны
    высокие результаты;

  • от
    гордиться высоким качеством своей
    работы и тем, что соответствует занимаемой
    должности.

Эффективность
труда руководителя.

Она оценивается результатами труда его
подчинённых. Поэтому менеджер должен
стремиться:

  • к
    эффективному использованию способностей
    и энергии подчиненных;

  • доказать
    свою способность стимулировать
    достижение высоких результатов каждым
    работником;

  • сформировать
    эффективное подразделение, привлекая
    в него и удерживая хороших работников.

Стиль
руководства.

Стал темой для обсуждения, после того
как К Левин
опубликовал свое исследование различных
стилей руководства в 1938 г. Он исследовал
три типа стилей:

  • диктаторский
    – руководитель сам решает, что нужно
    сделать и как;

  • демократический
    – решения
    принимаются после обсуждения;

  • попустительский
    – члены
    группы работают самостоятельно,
    руководитель сам является членом
    группы.

В
экспериментах Левина самой производительной
была работа при диктаторском
руководстве, но при этом необходимо
было присутствие руководителя, в
противном случае работа прекращалась.
Члены этой группы проявляли агрессивность
по отношению друг к другу и увлекались
поисками «козлов отпущения». Демократичное
руководство было самым популярным и
позволяло получить стабильные результаты
как по качеству, так и по производительности.
Попустительский
стиль руководства оказался самым плохим
во всех отношениях.

Стиль
руководства – это устойчивое мнение
руководителя относительно той степени
свободы, которая должна быть предоставлена
подчинённым в подготовке решений.

Р
Ликерт
(1961)
развил подход К Левина, предложив четыре
стиля руководства:

жёсткий
авторитарный
(эксплуататорско-авторитарный),
подразумевающий жесткий контроль
сверху;

благожелательный
авторитарный
с
элементами отеческой заботы со стороны
начальства;

совещательный
(консультативный) руководство принимает
решение, но прежде советуется со всей
группой;

коллегиальный,
означающий совместное принятие решений
руководством и работниками (рис. 6.8.2.).

Рис 6.8.1.

Выбор
стиля руководства.
В
своей работе «Как выбирать стиль
руководства» Танненбаум и Шмидт (1958)
предложили подход к объяснению стиля
руководителя, который зависит от баланса
власти руководства и свободы действий
подчиненных (рис 6.8.2) Их теория гласит,
что применяемый стиль руководства
отражает четыре переменных и зависит
от них.

  • руководитель –
    его личность и предпочитаемый им стиль;

  • подчинённые –
    потребности, отношения и навыки
    подчиненных или сотрудников;

  • задание – требования
    и цели работы, которую надо выполнить;

  • ситуация
    организация,
    ее ценности и предрассудки.

Рис 6.8.2.

Хорошие
коммуникации – необходимое условие
успешного руководства. Коммуникация

– это процесс двустороннего обмена
мыслями и информацией, ведущий к
достижению взаимопонимания.

У
большинства людей процессы коммуникаций
занимают до 70 % времени .Способность
к коммуникациям

(умение говорить, слушать, писать и
читать) – это, видимо, одна из важнейших
способностей человека.

Поскольку
управляющие обязаны уметь заставить
работать других, они должны в совершенстве
владеть искусством коммуникаций. Оценки
показывают, что до 80 % времени
управляющих всех уровней расходуется
на различные виды коммуникаций.

Существуют
два основных направления распространения
деловой информации:

1) вертикальное
(вверх и вниз по уровням иерархии);

2) горизонтальное
(на одном уровне иерархии).

Эффективность
коммуникации и обратной связи по этим
направлениям существенно различна.
Эффективность горизонтальных потоков
достигает 80-90 %. Это объясняется тем,
что работающие на одном уровне управления
хорошо понимают характер работы своих
коллег, знают их проблемы и во многом
догадываются о содержании поступившего
сообщения.

Вертикальные
коммуникации менее эффективны, чем
горизонтальные. Исследования показали,
что только 20 – 25 % информации, исходящей
от дирекции предприятия, доходит до
рабочих и правильно понимается ими.

Соседние файлы в папке 12-06-2013_11-20-35

  • #
  • #
  • #
  • #

#статьи

  • 29 авг 2022

  • 0

Что такое менеджмент и какие направления в нём есть: объясняем простыми словами

Если термин «менеджмент» ставит вас в тупик, а «проектный менеджмент» и «стратегический менеджмент» пугают, начните изучать тему с этой статьи.

Иллюстрация: Merry Mary для Skillbox Media

Редакция «Управление и маркетинг» Skillbox Media

Рассказываем обо всём, что нужно для руководства бизнесом, командой или проектом, — от SMM и SEO до корпоративных финансов.

Менеджмент — обширная академическая дисциплина, знание которой необходимо каждому руководителю. Этот материал — для тех, кто хочет разобраться в основах: что такое менеджмент и какие направления в нём есть. Прочитав статью, вы поймёте, что делать, чтобы узнать об управлении ещё больше.

  • Что такое менеджмент и чем он отличается от управления
  • Основные функции менеджмента
  • Задачи, которые решает менеджмент
  • Важные направления в менеджменте
  • Как узнать больше о менеджменте

Менеджмент — это управление процессами, людьми и ресурсами.

Определений менеджмента много, это — обобщённое. Приведём ещё определение американского учёного и теоретика Питера Друкера: «Менеджмент обозначает функцию, но также и людей, её выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования».

Менеджмент — обширная область знаний, в которой много методологий, теорий, инструментов. Менеджмент изучают как академическую дисциплину в вузах, институтах, колледжах и на курсах.

Многие используют термины «менеджмент» и «управление» как взаимозаменяемые. Среди экспертов есть разногласия. Некоторые считают, что менеджмент — управление социально-экономическими процессами в компании, а термин «управление» намного шире — это манипулирование чем угодно. Но в большинстве источников термины «менеджмент» и «управление» равнозначны — и в статье мы тоже будем использовать их как синонимичные.

Менеджментом занимается каждый руководитель, даже если он не осознаёт этого и не подходит к управлению системно. Менеджер — и тот, кто управляет SMM-отделом из трёх человек, и генеральный директор группы компаний с 10 тысячами сотрудников.

Функциями менеджмента называют виды управленческой деятельности — то, чем занимаются руководители.

Исследователи менеджмента выделяют разные виды деятельности менеджера. Но есть четыре функции, признанные всеми. Каждый менеджер вне зависимости от должности и компании выполняет их все или хотя бы одну из них. Вот они:

  • Планирование. Менеджер определяет, к какому результату нужно прийти и как его достичь. Чтобы показать функции на примере, опишем то, чем занимается руководитель отдела продаж. Он создаёт план продаж для менеджеров — определяет, сколько звонков и сделок им нужно совершить, чтобы продать товаров на 10 млн в месяц.
  • Организация. Менеджер делает всё, чтобы достичь нужного результата: распределяет задачи между сотрудниками и отделами и выделяет ресурсы на их выполнение. Руководитель отдела продаж даёт менеджерам доступ к CRM-системе и распределяет обязанности: кому-то поручает работу с оптовыми покупателями, кому-то — с розничными.
  • Мотивация. Менеджер выясняет, как можно стимулировать работников, и выстраивает систему мотивации. Например, разрабатывает систему KPI, при которой доход менеджера зависит от того, сколько прибыли он принёс компании. А ещё даёт сотрудникам обратную связь и участвует в разработке системы льгот для них.
  • Контроль. Менеджер следит, чтобы всё шло по плану, — и принимает меры, если что-то не получается. Например, каждый день проверяет автоматические отчёты о работе менеджеров по продажам в CRM-системе. Если сотрудник не справляется с оптовыми продажами, он передаёт эту задачу другому работнику.

В некоторых источниках к основным функциям менеджмента относят ещё и координацию — формирование связей между разными отделами, сотрудниками, руководителями. Координация нужна, чтобы всё работало согласованно.

Список задач менеджера можно расширять бесконечно — они разные в зависимости от штата, компании, компетенций руководителя и множества других факторов. Мы расскажем о задачах, которые встречаются чаще всего. Это:

  • организация производства товаров или оказания услуг;
  • разработка системы мотивации для сотрудников;
  • анализ спроса и потребностей целевой аудитории;
  • оптимизация бизнес-процессов и расходов на производство;
  • подбор персонала, а в некоторых компаниях — организация обучения новичков;
  • разработка стратегии развития компании или отдела;
  • оценкатого, какие необходимы ресурсы, и их поиск;
  • контроль качества работы и выполнения поставленных задач;
  • разработка регламентов для сотрудников;
  • автоматизация процессов и внедрение инноваций.

В крупных компаниях за решение этих задач могут отвечать разные люди. Например, подбором и обучением сотрудников занимается HR-менеджер, а автоматизацией и цифровизацией — менеджер по инновациям. В небольших компаниях есть позиции, на которых руководители совмещают множество задач. Например, руководитель отдела подбирает сотрудников, разрабатывает систему мотивации, распределяет задачи, контролирует их выполнение и анализирует потребности клиентов.

Пример обязанностей руководителя филиала продаж — он занимается всем вплоть до начисления зарплаты
Скриншот: HeadHunter 

Управлять можно и стартапом, и разработкой сайта для компании, и корпорацией. Поэтому в менеджменте выделяют подотрасли. Единой классификации для них нет. Мы разберём самые популярные термины, с которыми вы столкнётесь, если будете погружаться в менеджмент.

Проектный менеджмент. В рамках направления изучают управление проектами. Проектом называют процесс создания нового продукта или получения уникального результата. Например, строительство дома, создание сайта или разработка адронного коллайдера — это проекты.

Проектами управляют проектные менеджеры, или проджект-менеджеры. Они проходят специализированное обучение. Основная задача в проектном менеджменте — завершить проект в срок, удовлетворив интересы трёх сторон: клиента, компании и команды.

Проектный менеджмент — обширная область знаний: в ней есть свои методики, фреймворки, лучшие практики. Среди областей применения этих знаний — планирование проектов, создание команд для них, распределение задач, контроль результатов.

Операционный менеджмент. Это управление производством товаров и услуг, то есть управление основной деятельностью компании.

Операционный менеджмент можно противопоставить проектному. Проект даёт уникальный результат. Например, разработка нового сайта для сети пиццерий — это проект. А операционный менеджмент — это управление стабильными, повторяемыми, главными для компании процессами. В примере с пиццерией это управление производством пиццы и обслуживанием клиентов.

Операционные менеджеры не только контролируют процессы, и но непрерывно улучшают их. Раздел науки об управлении, посвящённый этому, также называется операционным менеджментом.

Стратегический менеджмент. Это управление, ориентированное на долгосрочные стратегии развития компании. Главная функция стратегического менеджмента — планирование.

Основные задачи стратегического менеджмента:

  • определить цели компании и способы, с помощью которых она будет их достигать;
  • подготовить план на случай изменений рынка, окружающей среды, действий конкурентов.

В идеале стратегический менеджмент даёт чёткое понимание того, как будет меняться компания в ближайшие два-три года в любых обстоятельствах. Например, менеджеры прорабатывают план действий в форс-мажорных обстоятельствах вроде пандемии коронавируса или спецоперации. Все форс-мажоры предусмотреть нельзя, поэтому менеджеры готовят универсальный план или планы под несколько самых вероятных ситуаций.

HR-менеджмент. Это отдельная отрасль внутри компании, занимающаяся управлением персоналом. HR-менеджмент нужен, чтобы у компании были человеческие ресурсы: именно от них зависит, сможет ли организация достичь глобальных целей.

Выделяют шесть основных функций HR-менеджмента:

  • рекрутмент — поиск подходящих сотрудников;
  • кадровое администрирование — ведение документов вроде трудовых книжек, личных дел, графиков отпусков;
  • адаптация персонала — для этого могут использовать тренинги, «пакеты новичка», наставничество;
  • компенсации и льготы — составление бюджета на зарплаты, управление системой бонусов и премий, разработка программ нематериальной мотивации;
  • обучение и развитие — составление программ обучения, подготовка контента, взаимодействие с внешними провайдерами обучения;
  • оценка и развитие — составление индивидуальных планов развития для сотрудников, проведение исследований персонала.

Ещё к функциям HR-менеджмента часто причисляют HR-брендинг — формирование образа компании как хорошего работодателя.

Финансовый менеджмент. Это тоже управление ресурсами — денежными потоками организации. Цель финансового менеджмента — сделать так, чтобы бизнес приносил максимальную прибыль.

Внутри финансового менеджмента есть много направлений. Мы перечислим некоторые из них:

  • финансовый учёт — ведение отчётов о движении денег, о прибылях и убытках, о балансе;
  • финансовый анализ — его проводят, чтобы узнать о текущем положении дел, выявить проблемы и найти перспективы развития;
  • бюджетное управление — это распределение бюджета таким образом, чтобы он принёс максимальную отдачу, а компания достигла целей;
  • инвестиционный анализ и принятие инвестиционных решений — оценка новых проектов и направлений.

Финансовые менеджеры часто занимаются одним из направлений, а не всеми сразу. Например, один специалист отвечает за финансовый учёт, другой — за инвестиционный анализ.

Риск-менеджмент. Это управление рисками. Рисками называют вероятные негативные события: они могут произойти или не произойти. Если события наступают, возникают проблемы. Риск-менеджмент нужен, чтобы предотвратить эти проблемы.

Например, риск-менеджмент нужен в управлении проектами. Один из рисков — не соблюсти сроки: если заболеет разработчик, команда не успеет к дедлайну. Чтобы решить проблему, менеджер может привлечь к проекту другого специалиста.

Управление рисками — постоянный процесс поиска, оценки и предотвращения потенциальных проблем. Чтобы найти возможные риски, менеджеры часто прибегают к мозговому штурму. Чтобы оценить их — к матрице вероятности и последствий. Есть четыре стратегии, с помощью которых можно справиться с рисками:

  • избегать риска — например, перестать работать с подрядчиками, срывающими сроки;
  • принять риски — отслеживать, если риск не критичен для компании;
  • уменьшить и контролировать риски — например, постоянно напоминать подрядчикам о сроках;
  • передать риски — привлечь специальные компании, которые помогут справиться с проблемами.

Обучение в Skillbox

  • «Профессия Менеджер проектов» — для тех, кто хочет научиться управлять сроками, бюджетами и командами.
  • «Профессия Продакт-менеджер» — для тех, кто хочет освоить создание нового продукта.
  • «Профессия Управление персоналом 2.0» — для тех, кто хочет создавать команды и растить сильных специалистов в компании.

В Skillbox Media есть раздел «Управление», где мы пишем о разных направлениях, инструментах, теориях в менеджменте. Прочитать все статьи можно здесь. Вот материалы, которые помогут изучить разные направления менеджмента:

  • Операционный менеджмент. В материале разобрались, что такое операционный менеджмент, в чём его главная цель и какие задачи он решает. Показали на примере, как работает операционный менеджмент и какую пользу он приносит. Из статьи вы узнаете, какие навыки нужны хорошему операционному менеджеру и как развиваться в этом направлении.
  • Управление персоналом. Главное об HR — то, что нужно знать любому руководителю. Из материала вы узнаете, чем занимаются HR-менеджеры, почему они не управляют людьми и кто работает в службе управления персоналом. Поймёте, нужна ли она в вашей компании, и научитесь оценивать эффективность HR-менеджмента.
  • Проектный менеджмент. Материал о том, чем занимается менеджер проектов: какие стратегические и практические задачи он решает, какие инструменты использует и какие навыки ему нужны. Бонус: советы экспертов, как найти работу менеджером проектов без опыта.
  • Менеджер по инновациям. Из статьи вы узнаете, что такое инновации и как ими управляют в компаниях. Поймёте, какие задачи решают менеджеры по инновациям, чего ждать от профессии новичку — и нужны ли навыки инновационного менеджмента вам.
  • Управление рисками в проекте. Рассказали, какие виды рисков существуют в проектах, как искать потенциальные угрозы и работать с ними. Навыки управления рисками нужны не только в проектах — они понадобятся руководителям любого уровня.
  • Управление изменениями. Почему это не то же самое, что инновационный менеджмент. В статье рассказали, что такое изменения и кто обычно их внедряет, и разобрали три популярные модели управления изменениями. Спойлер: этим может заниматься и отдельный специалист, и любой руководитель среднего звена.

Ещё в Skillbox есть программы обучения менеджменту: профессии и курсы для руководителей разных уровней. На них разбирают базовые дисциплины в менеджменте и учат отдельным направлениям в нём: проектному управлению, операционному менеджменту, менеджменту в здравоохранении. Посмотреть список всех программ обучения можно здесь.

Менеджментом называют управление процессами, ресурсами и людьми. Это огромная область знаний, в которой много теорий, инструментов и фреймворков. Менеджментом занимается каждый руководитель, даже если у него в подчинении несколько человек.

В менеджменте есть четыре основные функции — их выполняет каждый руководитель. Это планирование, организация, мотивация и контроль. Некоторые относят к функциям менеджмента и координацию — обеспечение связи между сотрудниками и отделами.

Существует огромное количество направлений менеджмента. Например, есть проектный, стратегический, HR-, финансовый, операционный, риск-менеджмент. В рамках этих направлений изучают управление разными объектами: проектами, стратегиями, персоналом, финансовыми потоками, операциями, рисками.

Узнать больше о менеджменте можно в материалах Skillbox Media или на курсах Skillbox. В них разбираются отдельные инструменты, например «рыбьи кости» Исикавы, и целые направления — например, менеджмент в здравоохранении.

Материалы для менеджеров в Skillbox Media

  • Матрица RACI: как она помогает завершить проект в срок, не растеряв задачи
  • Как давать обратную связь, которая мотивирует сотрудников: шаблоны и советы
  • Подробный гайд по управлению коммуникациями: что делать, чтобы наладить обмен информацией в команде
  • Как «рыбьи кости» Исикавы помогают искать настоящие причины проблем — и решать их
  • Теория жизненного цикла Адизеса: что нужно компании на разных этапах её жизни

Эффективный руководитель

Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.

Узнать про курс

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по обработке кухонного инвентаря в доу
  • Онлайн регистрация аэрофлот по электронному билету в шереметьево инструкция
  • Руководство контроль по качеству выполненных работ
  • Должностная инструкция заместителя руководителя юридического отдела
  • Присыпка для заживления ран скорая помощь инструкция