Руководство к изучению устава субботин скачать

Руководство к изучению Устава богослужения

Оглавление

  • Предварительные сведения
  • 1. Понятие о Богослужении
  • 2. Разделение Богослужения на общественное и частное
  • 3. Разделение церковных служб на постоянные и особенные
  • 4. Понятие о кругах Богослужения
  • 5. Круг суточного Богослужения
  • 6. Круг седмичного Богослужения
  • 7. Круг годового Богослужения
  • 8. Понятие о праздниках и разделение их
  • Богослужебные книги
  • 9. Книги священно-богослужебные
  • 10. Книги церковно-богослужебные
  • Различные наименования церковных песнопений
  • 11. Наименования песнопений, указывающие на их содержание
  • 12. Наименования, указывающие на объем песнопений
  • 13. Наименования песнопений, указывающие на поэтический размер, образ пения и состав их
  • 14. Наименования, указывающие на положение и состояние поющих и слушающих песнопения
  • 15. Наименования песнопений, указывающие на время пения их при Богослужении
  • 16. Наименование песнопений в зависимости от мест Священного Писания, с которыми соединяется их пение
  • Общественное богослужение Православной Церкви
  • 17. Дни, в которые совершается тот или другой вид суточных служб

Предварительные сведения

1. Понятие о Богослужении

Богослужением Православной Христианской Церкви называется соединение молитвословий, песнопений, чтений слова Божия и священнодействий, совершаемых по определенному, установленному Церковью, чину или порядку чрез посредство пастырей Церкви. Богослужение, как внешняя сторона религии, служит средством для выражения христианами внутренней религиозной веры и благоговейных чувств к Богу, а равно и средством для таинственного общения с Богом.

Отсюда и цель установленного Православною Церковью Богослужения заключается:

  1. во-первых, в том, чтобы дать христианам наилучший способ для выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий;
  2. во-вторых, в том, чтобы научить и воспитать верующих в истинах Православной веры и правилах христианского благочестия;
  3. и, в‑третьих, в том, чтобы вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Святаго Духа.

(Знаменский. Учение о Богослужении Православной Церкви.)

2. Разделение Богослужения на общественное и частное

Богослужение, которое совершается от лица всей Церкви и по потребностям, общим для всех христиан, называется общественным: оно выражает общение всей Церкви со Христом; а Богослужение, совершаемое по нуждам и желаниям отдельных лиц, называется частным: оно выражает общение отдельных членов с Церковью и чрез нее со Христом.

3. Разделение церковных служб на постоянные и особенные

Православное Богослужение состоит из многоразличных церковных служб. Сообразно с делением христианского Богослужения на общественное и частное, и церковные службы делятся на два главных вида:

  1. на службы, которые служат выражением жизни и деятельности всей Церкви, — службы постоянные или обычные (их всего девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1‑й час, З‑й час, 6‑й час, 9‑й час и литургия);
  2. на службы, которые имеют отношение к потребностям только отдельных членов Церкви, — это службы особенные, частные, так называемые требы (чин крещения, венчания, чин погребения усопших, освящение воды, молебны и мн. др.).

4. Понятие о кругах Богослужения

Службы общественного Богослужения слагаются из троякого рода молитвословий и песнопений:

  1. одни из этих молитвословий и песнопений приспособлены к известным часам суток (дня), например, к вечеру, полуночи, утру и т. д., сообразно с воспоминаемыми в то время священными событиями;
  2. другие приспособлены к дням седмицы, сообразно с воспоминаниями, усвоенными этим дням (например, в воскресенье прославляется Воскресение Христово, в понедельник — бесплотные силы и т. д.);
  3. третьего рода молитвословия и песнопения приспособлены к дням года, сообразно с событиями, воспоминаемыми в каждый день года (например, 1 октября — Покров Пресвятой Богородицы, 25 декабря — Рождество Христово, 23 апреля — святого великомученика и победоносца Георгия и т. д.).

Молитвословия и песнопения, приспособленные к определенным часам дня, образуют из себя службы дневные, суточные. На каждый день эти службы неизменны и составляют как бы основание общественного Богослужения, так что и самое название свое получают от времени их совершения (служба, совершаемая вечером, называется вечерней, и т. д.).

Суточные (дневные) службы, изменяясь в течение дня, по прошествии дня снова начинаются и следуют в том же порядке как и в прежний день. Весь ряд служб дня и называется кругом Богослужения суточным или дневным.

Молитвословия и песнопения, приспособленные к дням седмицы, образуют из себя службы седмичные. Службы эти, изменяясь с каждым днем седмицы, по прошествии ее снова начинаются и следуют в том же порядке как и в прежнюю седмицу. Весь ряд служб седмицы и называется кругом Богослужения седмичным.

Молитвословия и песнопения, приспособленные к дням года, образуют из себя службы годовые. Службы эти, изменяясь с каждым днем года, по прошествии его снова начинаются и следуют в том же порядке. Весь ряд служб года и называется кругом Богослужения годовым.

Но эти три вида Богослужения не в отдельности совершаются, а совмещаются в каждой вообще церковной службе, потому что каждый день есть и день суточный и день седмицы (например, вторник, среда и т. д.) и день года (например, 1, 2 января и т. д.); при этом службы суточные являются основными, к которым присоединяются службы седмичного и годового кругов Богослужения.

5. Круг суточного Богослужения

По примеру ветхозаветной Церкви, ежедневные церковные службы начинаются с вечера, так что каждая ночь относится к последующему дню. С древних времен Церковью в течение суток выделены для Богослужения особые часы, и образовались следующие девять церковных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1‑й час, 3‑й час, 6‑й час, 9‑й час и литургия.

Литургия — важнейшая из церковных служб; к ней остальные службы служат приготовлением.

Так как верующим по причине разнообразных житейских занятий, и служебных, и частных, неудобно собираться ко всем этим службам отдельно, то уже с древнейших времен христианства Церковью постановлено совершать Богослужение три раза в день: вечером — вечерню, утром — утреню и днем (около полудня) литургию. Но к этим трем главным службам присоединены были и остальные 6 кратких служб, для которых в древности первоначально собирались особо. Именно: к вечерне присоединены 9‑й час (пред вечернею) и повечерие (после вечерни); к утрени — полунощница (пред утренею) и 1‑й час (после утрени); к литургии — 3‑й и 6‑й часы (пред литургиею). Избраны же: вечер, утро и полдень, как времена самые удобные для освящения чрез молитву всего дня, согласно со словами Давида: «Вечер, заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» (Пс.54:18), а равно и с словами церковной молитвы: «Вечер, и заутра, и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех…» (молитва входа на вечерни).

6. Круг седмичного Богослужения

К неизменному кругу суточного Богослужения на каждый день седмицы прибавляются особые молитвословия и песнопения, относящиеся к священным воспоминаниям, соединяемым с каждым днем седмицы. Воспоминания эти следующие.

Первый день седмицы — воскресенье — посвящен воспоминанию Воскресения Иисуса Христа из мертвых. В богослужебных книгах день этот называется неделею, так как он заменил собою ветхозаветную субботу, день покоя, неделания обычных житейских дел.

В первый по неделе день — понедельник — прославляются бесплотные силы, т.е. святые ангелы; во вторник — ветхозаветные пророки и между ними высший из пророков — святой Иоанн Предтеча; в среду и пятницу — воспоминаются предательство Господа Иудою, крестные страдания и смерть Спасителя; четверг посвящен прославлению святых апостолов и святителя Николая Чудотворца; в субботу, как день Покоя, прославляются все достигшие вечного Покоя святые люди и особенно мученики, а также совершается поминовение и всех вообще усопших в вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Молитвословия и песнопения в честь Божией Матери положены на каждый день седмицы, наряду с другими священными воспоминаниями.

7. Круг годового Богослужения

В Каждый день года приходится память какого-либо святого или священного события. В честь этих священных событий и лиц составлены особые молитвословия и песнопения, которые и присоединяются к молитвам и песнопениям дней седмичных. Таким образом, в неизменные службы суточного Богослужения входят новые особенности, которые изменяются с каждым днем года и образуют круг Богослужения годового.

8. Понятие о праздниках и разделение их

Наибольшими богослужебными особенностями в круге Богослужения годового отличаются дни праздничные и посты. Праздниками называются дни священного торжества Церкви, предназначенные для прославления Господа Бога, Пресвятой Богородицы и святых ангелов и человек. Потому праздники, по предмету своему, разделяются на Господни, Богородичны и святых.

По времени празднования праздники разделяются на неподвижные и подвижные. Неподвижные праздники приходятся ежегодно в одни и те же числа месяцев, но в разные дни седмицы, а подвижные, хотя и приходятся в одни и те же дни седмицы, но переходят на разные числа месяцев. Подвижные праздники, в отношении времени празднования, находятся в зависимости от праздника Пасхи, который ежегодно переходит от одного числа на другое между 22 марта и 25 апреля.

По важности воспоминаемых событий и лиц и по торжественности Богослужения праздники разделяются на великие, средние и малые.

1. Великие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге. К этим праздникам — за исключением Пасхи как праздника праздников и торжества из торжеств, имеющего службу во многом отличную от других праздничных служб, — принадлежат: 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми:

Рождество Богородицы — 8 сентября, Введение во храм — 21 ноября, Благовещение — 25 марта, Рождество Христово 25 декабря, Сретение Господне 2 февраля, Крещение (Богоявление) — 6 января, Преображение — 6 августа, Вход Господень в Иерусалим (неделя Ваий) за неделю до Пасхи, Вознесение в 40‑й день по Пасхе, Пятидесятница (Троицын день) — в 50‑й день по Пасхе, Успение Божией Матери 15 августа и Воздвижение животворящего креста Господня — 14 сентября; затем праздники Великие недвунадесятые: Рождество Иоанна Предтечи — 24 Июня, святых апостолов Петра и Павла — 29 июня и Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа; знаком великого праздника в Уставе отмечены также: Покров Пресвятой Богородицы — 1 октября и Обрезание Господне и вместе память святого Василия Великого — 1 января.

О великих праздниках в Типиконе (гл. 47) сказано: «Имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу».

В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

Днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) Церковь, как бы пророчески предуказывая на день великого праздника, приготовляет верующих к достойному сретению его. Поэтому в дни предпразднства, наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по 1‑му дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства.

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, наряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же — событие бывшего праздника. Число дней попразднства (их нет у Входа Господня, у Покрова и Обрезания) бывает неодинаково и простирается от 1‑го до 9‑ти дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение — 1 день (а от субботы Лазаревой — нет попразднства); Рождество Богородицы и Введение Ее во храм — 4 дня; Рождество Христово и Пятидесятница — 6 дней; Преображение и Воздвижение креста Господня — 7 дней; Сретение — неодинаковое число в каждый год (от 0 до 7 дней); Богоявление и Вознесение — 8 дней; Успение Божией Матери — 9 дней; недвунадесятые великие праздники — 1 день.

Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большею торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.

2. Средние праздники различаются двух видов:

  1. Одни обозначаются в богослужебных книгах красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, всенощное бдение. Этих праздников в Уставе церковном указывается немного (26 сентября, 13 ноября, 5 и 6 декабря, 23 апреля и 8 мая), но к ним присоединяются праздники храмовые и в честь мощей святых в тех храмах, где они покоятся. Последования этих праздников, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию или святому, потому что на них к праздничному канону прилагается канон Богородице на утрени (в Типиконе об этих праздниках сказано: «Имже бдение совершается, прилагается же и канон Богородицы на утрени по Уставу»).
  2. Другие средние праздники обозначают знаком красного креста без полукруга. На эти праздники всенощного бдения не совершается, а накануне бывает великая вечерня, на утрени же положен полиелей и читается Евангелие. Святые, имеющие указанный знак, называются «святыми с полиелеем»

В Типиконе об этих праздниках сказано: «На вечерни — «Блажен муж» 1‑й антифон, на «Господи воззвах» стихиры на 6, от произвола же на 8, чтения (т.е. паремии) 3, и стихиры на стиховне; на утрени — полиелей и Евангелие, канон на 8 и славословие великое и проч. по Уставу». Впрочем, и на эти праздники», «аще хощет настоятель», может совершаться бдение.

3. Малые праздники также бывают двух видов:

  1. Первого вида праздники обозначаются знаком красной скобки с тремя красными точками в средине. Святые, имеющие этот знак, называются «святыми со славословием», потому что в эти дни великое славословие на утрени поется, а не читается. В Типиконе об этих праздниках сказано: «На вечерни — обычная кафизма, на «Господи Воззвах» — стихиры на 6, на утрени — канон на 6 и славословие великое (т.е. поется) и проч. по Уставу». По связи с пением великого славословия поются стихиры на «Хвалите».
  2. Второго вида малые праздники обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в средине. Святые, имеющие этот знак, называются «шестеричными святыми, или святыми на шесть», потому что имеют на «Господи воззвах» — стихиры на 6 и на утрени — канон на 6.

Дни, не имеющие никакого знака, к праздникам не причисляются. В такие дни положено по Уставу: на «Господи воззвах» — стихиры на 3 и канон на утрени — на 4.

Богослужебные книги

Необходимые для совершения Богослужения книги могут быть разделены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К первым относятся книги, заимствованные из Библии, именно; Евангелие, Апостол и Псалтирь. Ко вторым относятся книги, составленные на основании Священного Писания, и святые предания отцами и учителями Церкви. Таковы суть: Служебник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Минея Общая, Минея Праздничная, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон (или Устав), Ирмологий, Требник, Книга молебных пений.

9. Книги священно-богослужебные

Евангелие и Апостол, употребляемые при Богослужении, имеют ту особенность, что кроме обыкновенного деления на главы и стихи, делятся еще на особые отделы, называемые зачалами. В конце той или другой книги помещаются месяцеслов и указатель, когда какое зачало должно быть читано; при этом в Апостоле приводятся и прокимны, какие нужно петь пред чтением апостольских зачал, а в великие праздники Господни — и праздничные антифоны; в самом конце Апостола помещаются антифоны вседневные.

Псалтирь для употребления при Богослужении делится на 20 отделений, называемых кафизмами, а каждая кафизма делится на три части, называемые славами, так как части эти оканчиваются славословием:

«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…»; в Уставе славы называются также антифонами (отсюда: 1‑й антифон кафизмы значит 1‑я слава или часть кафизмы). Разделение Псалтири на кафизмы и славы — древнее и сделано для облегчения слушателей, внимание которых естественно утомлялось от непрерывного чтения или такового же пения.

Внутренним содержанием Псалтирь так богата, так разнообразна, что вмещает в себя почти все, что содержится в других книгах; она так дивно приспособлена ко всем состояниям молящихся, что каждый слушающий или читающий псалмы найдет в них выражение собственных чувств. И потому святые отцы, устроившие чин общественного Богослужения, ввели псалмы в состав всех служб церковных. На вечернем и утреннем Богослужении вся Псалтирь прочитывается один раз в каждую седмицу, а в Великий пост — дважды в каждую седмицу. Так как после чтения кафизмы на утрени читается или поется стихира, называемая седальным, а за седальным в древности, как и теперь на Афоне и в других восточных монастырях, предлагалось еще поучение из святых отцов, при чтении которого, равно как и седальна, позволялось братии сидеть в храме, — то известное отделение псалмов, после чтения которых позволялось в храме сидеть, получило название кафизмы (кафизма по-гречески сидение)

В богослужебной Псалтири, в разных местах ее, находятся различные прибавления. Так, например, в начале Псалтири приложен Устав о том, когда и какие кафизмы нужно стихословить в течение всего года; в конце Псалтири (после 20‑й кафизмы) помещены величания и псалмы избранные, поемые после полиелея в праздники Господни, Богородичны и нарочитых святых.

Кроме простой Псалтири есть еще Псалтирь Следованная (или с последованием) обычно и употребляемая при Богослужении. Здесь к простой (малой) Псалтири прилагаются еще разные последования из церковных служб. Приложения эти следующие:

  • 1. Часослов, заключающий в себе: полунощницу, утреню, часы, чин изобразительных вечерню и повечерие.
  • 2. Месяцеслов с тропарями и кондаками Месячной Минеи.
  • 3. Тропари и кондаки Триодей Постной и Цветной, начиная с недели мытаря и фарисея до недели Всех Святых. Для 1‑го дня Пасхи здесь содержится и все последование.
  • 4. Тропари и кондаки Октоиха воскресные и дневные.

    Воскресные: а) отпустительные с Богородичными, ипакоями и кондаками — 8 гласов; б) воскресные, поемые по «Непорочных» во все лето (т.е. «Ангельский собор удивися»); в) иные тропари, поемые по «Непорочных в субботу (т.е. «Святых лик обрете источник жизни»).

    Дневные: а) Богородичны отпустительные (называемые «Богородичными от меньших») — 8 гласов, поемые во все лето на вечерни после тропарей и на утрени; б) отпустительные тропари всей седмицы для всех гласов одни и те же.

  • 5. Тропари и кондаки из Общей Минеи — святым всех ликов.
  • 6. Указ об отпустительных тропарях и кондаках, т.е. указания на то, какие тропари и кондаки и когда поются на службах.
  • 7. Все те молитвословия, которые должны быть читаемы пред Причащением.

Кроме того, в Следованной Псалтири между избранными псалмами и величаниями помещена еще 17‑я кафизм с «похвалами», какие поются в Великую Субботу на утрени.

10. Книги церковно-богослужебные

Неизменяемые части Богослужения, относящиеся к кругу суточного Богослужения, содержатся в Служебнике и Часослове.

Служебник есть руководство для священника и диакона, а Часослов — для чтецов и певцов.

Особый вид Служебника, предназначенный для архиерея, называется Чиновником Архиерейским. В нем в изложении литургии указаны те обряды, которые бывают только при архиерейском служении ее. В конце Чиновника изложены чины посвящения в степени священства и должности церковные и чин освящения антиминсов.

Изменяемые части Богослужения, положенные на каждый день седмицы, содержатся в Октоихе или Осмогласнике. Так называется эта книга потому, что содержащиеся в ней песнопения приспособлены к различным 8‑ми напевам (гласам) и по числу этих напевов разделяются на 8 отделов или гласов. Каждый глас Октоиха содержит в себе семь отделений, по числу дней недели (т.е. каждый глас поется целую неделю — седмицу) По истечении восьми недель (седмиц), когда пропоются песнопения всех 8‑ми гласов, службы Октоиха снова повторяются. Пение всех 8‑ми гласов в продолжении восьми седмиц называется в церковном Уставе столпом. Таких столпов в году поется шесть.

Начало рядового (т.е. по порядку одного гласа за другим) пения песнопений Октоиха полагается в неделю Всех Святых (8‑й глас), первую по Пятидесятнице; столп же начинается со второй недели (воскресенья) по Пятидесятнице — с 1‑го гласа.

Октоих не поется: начиная с Великого поста — по будням (кроме суббот, 1‑й, 2‑й, 3‑й и 4‑й седмиц)1 и начиная с недели Ваий — по воскресеньям до недели Всех Святых. Пение Октоиха еще оставляется:

а) в двунадесятые праздники Господни, случающиеся как в седмичные, так и воскресные дни;
б) в двунадесятые праздники Богородичны и в предпразднества всех вообще двунадесятых праздников, случающиеся в седмичные дни, но не в воскресные.

Изменяемые песнопения для подвижных дней Великого поста и для трех приготовительных к нему недель содержатся в книге, называемой Триодь Постная. А службы Пасхальной и следующих за нею недель до недели Всех Святых (кончая воскресеньем) содержатся в книге, называемой Триодь Цветная. Слово «Триодь» значит «трипеснец». Так называются эти книги потому что в них имеются неполные, большею частью трипесненные каноны. Трипесницы состоят из 1‑й, 8‑й и 9‑й песней для понедельника из 2‑й, 8‑й и 9‑й для вторника, из 3‑й, 8‑й и 9‑й среды, из 4‑й, 8‑й и 9‑й для четверга, из 5‑й, 8‑й и 9‑й для пятницы; четырепеснец — из 6‑й, 7‑й, 8‑й и 9‑й для субботы; двупеснец из 8‑й и 9‑й песней и поется только в Великий Вторник на утрени.

Изменяемые песнопения круга годового, составленные в честь священных событий и лиц, празднуемых один раз в год, содержатся в книге, называемой Минея Месячная. Эта книга разделяется на 12 частей, по числу месяцев; каждая часть — месяц — печатается отдельной книгой; церковные службы расположены здесь по дням месяцев.

В конце каждой книги печатаются Богородичны, которые поются:

  1. после стихир: а) Богородичны воскресные (иначе — догматики, Богородичны первые), поемые после стихир на «Господи воззвах» в праздники святых, имущих славословие, полиелей, бдение; и Богородичны воскресные, поемые после стихир на стиховне в праздники святых, имущих полиелей, бдение; б) Богородичны восьми гласов, поемые когда есть «Слава» святому (т.е. когда есть в Минее стихира на «Слава»), «И ныне» по гласу сия. Они поются в те дни, в которые нет святого со славословием, полиелеем, бдением;
  2. после тропарей: а) отпустительные Богородичны воскресные восьми гласов, поемые в праздники святых, имущих славословие, полиелей, бдение; б) Богородичны отпустительные (называемые «Богородичны от меньших» — по своей краткости) «по тропарех святых, поемые во все лето на вечерни и на утрени на «Бог Господь» и в конец утрени» — в те дни, в которые нет праздника со славословием, полиелеем, бдением.

Минея Общая есть книга, содержащая в себе службы общие целому лику святых (например, пророкам, апостолам, святителям, мученикам и проч.). Эта книга понадобится тогда, когда отдельной службы какому-либо святому не положено в Минее Месячной. Минея Праздничная содержит в себе извлеченные из Месячной Минеи службы на праздники Господни, Богородичны и святых, особенно чтимых Православною Церковью.

Соединение в Богослужении частей неизменяемых с изменяемыми т.е. соединение Часослова и Служебника с Октоихом, Минеями и Триодями совершается по особым правилам. Эти правила изложены в особой книге, называемой Типикон или Устав. По своему содержанию Типикон разделяется на три части. В 1‑й части (гл. 1–47) содержатся главным образом, общие указания на порядок служб церковных в разные дни седмичного круга. Вторая часть (гл. 48–51) заключает в себе частные указания относительно совершения Богослужения на каждый день года (гл. 48 – Месяцеслов, гл. 49 — дни пения Постной Триоди, гл. 50 — дни пения Цветной Триоди, гл. 51 — замечание о Петровском посте). Третья часть (гл. 52–60) есть как бы дополнение к первым двум частям Типикона В ней находятся: а) указ о тропарях и кондаках, как они поются в продолжение кругов годичного и седмичного; б) различные песнопения которые поются на службах церковных, именно: тропари, Богородичны, ипакои, кондаки, ексапостиларии, светильны, троичны, прокимны, аллилуиарии, причастны, припевы на 9‑й песни. В конце Типикона помещены: а) Храмовые главы; б) Индиктион; в) Зрячая Пасхалия; г) Лунник.

В Храмовых главах указывается, каким образом должно совершать службу в те или другие храмовые праздники.

Индиктионом называется период времени, в который завершается круг движения Пасхи; он состоит из 532 лет; только по прошествии их Пасха снова начинает следовать в прежнем порядке. Индиктион изложен в таблице, состоящей из 9‑ти столбцов2. Во 2‑м столбце показаны года от Рождества Христова, а в последнем – ключевые буквы, служащие к тому чтобы отыскать в готовом уже исчислении, когда в известном году будет Пасха (а равно и другие праздники). Это готовое вычисление и дано в Зрячей Пасхалии. Заметивши в Индиктионе против искомого года ключевую букву и отыскав ту же букву в Зрячей Пасхалии, и найдем в последней точное указание, в какой месяц и число в этом году будет Пасха и другие праздники. В Луннике, состоящем из 19 лунных кругов, для каждого из них дано готовое указание, когда придутся новолуние («рождение») и полнолуние («ущерб») в каждом месяце солнечного года; а на какой круг луны падает известный год, это показано в Индиктионе, в столбце 6‑м.

Ирмологий или Ирмологион главным образом содержит в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые ирмосами, от чего и получил свое название. В нем находятся и другие молитвословия, назначенные для пения (а не для чтения) при Богослужении. Таковы; 1) молитвословия, поемые на литургиях: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров; 2) различные Богородичны на 8 гласов, поемые после стихир; 3) антифоны степенны на 8 гласов; 4) песни троичны на 8 гласов; 5) песни пророческие (т.е. ветхозаветные гимны, по образцу которых составлены ирмосы канона); б) утренние воскресные прокимны; 7) тропари воскресные, поемые по «Непорочных» (т.е. «Ангельский собор…»), и тропари, поемые по «Непорочных» в субботу (т.е. «Святых лик обрете…»); 8) величания с избранными псалмами; 9) припевы, поемые на 9‑й песни канона в праздники и проч.

Молитвословия и песнопения частного Богослужения содержатся в Требнике и Книге молебных пений.

Различные наименования церковных песнопений

Многочисленные церковные песнопения имеют весьма разнообразные наименования. Одни из этих наименований указывают на содержание церковных песней, другие — на объем их, третьи — на состав, поэтический размер и образ пения, четвертые — на положение поющих и слушающих песнопения, пятые — на время пения их при Богослужении, шестые — на те места Священного Писания, с которыми соединяется пение христианских песней.

11. Наименования песнопений, указывающие на их содержание

  1. Воскресны — песнопения, в которых прославляется Воскресение Христово. Таковы воскресные тропари, каноны и проч. Это наименование указывает и на время употребления этих песней — в воскресные дни.
  2. Крестовоскресны — песнопения, в которых воспеваются крестные страдания и вместе Воскресение Христово. Обыкновенно на каждый воскресный день в Октоихе после канона воскресного полагается канон крестовоскресный.
  3. Богородичны — песнопения в честь Божией Матери. Они полагаются в конце каждого ряда песнопений (стихир, тропарей и проч.).
  4. Крестобогородичны — песнопения, в которых изображается скорбь Божией Матери о крестной смерти Ее Сына и истинного Бога. Они поются по средам и пятницам вместо Богородичных.
  5. Догматики — Богородичные песни, названные так потому, что в них с «похвалою» Божией Матери соединяется догматическое учение о лице Иисуса Христа, преимущественно о Его воплощении и о соединении в Нем двух естеств. Богородичны догматики разделяются на догматики малой вечерни и догматики великой. Первые поются только в воскресные дни (на малой вечерни), так как в них прославляется Воскресение Христово. Догматики великой вечерни, называемые также «Богородичны первые», имея более общее содержание, поются и в другие дни. Догматики, на каждый глас особые, поются в конце стихир на «Господи воззвах».
  6. Троичны — песни, заключающие в себе прославление Пресвятой Троицы и учение о Ней. В воскресные дни на полунощнице поется троичный канон, на каждый глас особый, и после канона троичное величание. В седмичной службе поются песни троичны, на каждый глас особые, на утрени после «Аллилуиа», когда оно поётся вместо «Бог Господь» (в Великом посту).
  7. Мученичны — песни в честь мучеников. Они поются по Октоиху во все дни седмицы, кроме воскресенья, на вечерни — в стихирах на стиховне, в субботу же — и на «Господи воззвах», на утрени — в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах на стиховне, на литургии — в блаженных. Мученичны полагаются только в Октоихе и в Триодях, заменяющих Октоих. Но песнопения Минеи, где полагаются целые службы в честь мучеников, не надписываются именем мученичных.
  8. Покаянные и умилительные, содержащие в себе исповедание грехов пред Богом, сокрушение о них и моление о прощении. Они положены на службах понедельника и вторника в изменяемых песнях Октоиха.
  9. Мертвенные и покойны, содержащие молитвы об упокоении усопших. Они положены в службе субботней и при погребении (например, «Святых лик обрете…»).
  10. Светильны, содержащие в себе большею частью моление о просвещении, об озарении души светом свыше. Светильны для всех гласов помещаются в конце Октоиха, Триоди Постной, Типиконе; другие же светильны, помещаемые на ряду службы (например в Минее), не имеют надписания гласа.
  11. Ексапостиларий ( греч — высылаю, предпосылаемый) поется вместо светильна на утрени в воскресные и некоторые Праздничные дни. Свое название эта песнь получила или оттого, что она предшествует рассвету дня и пению великого славословия, или оттого, что содержанием ее часто служит обещание Спасителя о ниспослании Святаго Духа на апостолов и послание их на проповедь, Или, наконец, оттого, что в Константинопольской Церкви для пения ее был высылаем один из певцов на средину храма.

12. Наименования, указывающие на объем песнопений

1. Кондак и 2. Икос. Это суть песнопения, выражающие сущность праздника или же «похвалу» святому, но с тем отличием, что кондак (от греч. — краткий, малый) короче по своему содержанию, а икос (греч. — дом) — пространнее. Оба песнопения сходны не только по содержанию, но и по изложению: писаны одним размером, поются на один и тот же глас, оканчиваются нередко одними и теми же словами. Кондак представляет из себя как бы тему последования, а икос — развитие этой темы. Посему икос полагается всегда после кондака и никогда без него.

13. Наименования песнопений, указывающие на поэтический размер, образ пения и состав их

1. Стихира (греч. — многостишие, или — то, что написано стихами). Стихирами называются песнопения, состоящие из многих стихов, написанных одним размером стихосложения (в греческом тексте) и большею частью предваряемых стихами Священного Писания. По различию стихов, предваряющих стихиры, эти последние разделяются на три вида:

а) стихиры на «Господи воззвах»; они поются на вечерни после пения псалма 140 («Господи воззвах») и предваряются стихами или припевами из псалмов 141, 129 и 116 («Изведи из темницы душу мою…» и проч.);
б) стихиры стиховны или на стиховне; так называются стихиры, имеющие пред собою стихи не одного известного псалма (как стихиры на «Господи воззвах и на «Хвалите»), а стихи, избранные из разных псалмов и других книг Священного Писания, соответственно празднику или тому, к какому лику принадлежит святой. Эти стихиры поются в конце вечерни, а также и в конце утрени, когда нет великого праздника;
в) стихиры на хвалитех или хвалитны — это те, которые имеют пред собою стихи из так называемых хвалитных псалмов — 148, 149 и 150, в которых часто повторяется слово «Хвалите». Кроме этих стихир есть стихиры литийные, которые поются на литии.

2. Канон. Каноном называется обширное песнопение, состоящее из 9 песней (в большей части Канонов 2‑й песни нет; в некоторых канонах (четырепеснцах, трипеснцах и двупеснце) пропускаются и другие песни, кроме 8‑й и 9‑й), составленных по определенному правилу и известным образцам, написанных одним стихотворным размером и составляющих одно стройное целое. От правильности и стройности соединения отдельных частей в одно целое получило свое наименование и самое песнопение (греч. — правило). По различию содержания каноны называются: воскресными, крестовоскресными, богородичными, троичными, святых.

Каждая песнь канона содержит в себе несколько стихов; первый стих каждой песни называется ирмосом (греч. — связь), так как он служит образцом и вместе связью для последующих стихов той же песни (сообщает им порядок относительно числа стоп и строк и тон их пению); стихи же, следующие за ирмосом, называются тропарями (греч. — обращаю), так как они обращаются к ирмосу, т.е. подчиняются ему и по размеру и по напеву. Хотя по содержанию своему песни канона вообще характера новозаветного, но ирмосы, за исключением ирмоса 9‑й песни, составлены по образцу определенных ветхозаветных библейских песней (гимнов). В ирмосах явление Христа Спасителя в мир и совершенное Им дело спасения людей изображаются в таких чертах, как предвидели и как воспевали это ветхозаветные праведники, ожидавшие пришествия Спасителя. Тропари же канона — песнопения чисто новозаветного характера, прославляющие Господа, Божию Матерь или святых.

Ирмос 1‑й песни канона составлен по образцу благодарственной песни Моисея и Мариами, воспетой ими после чудесного перехода евреев чрез Чермное море и потопления фараона с войском в пучине морской (Исх.15:1—21). Событие это служит прообразом нашего спасения чрез Иисуса Христа, Который Своим Воскресением разрушил адову силу, спас нас из пучины греха (благодатию Божиею, подаваемой прежде всего в таинстве крещения) и привел нас от смерти к жизни.

Ирмос 2‑й песни составлен по образцу обличительной песни Моисея, составленной им пред своею смертью для обличения неблагодарных евреев за нарушение ими Закона Божия и для возбуждения в них раскаяния (Втор.32:1-43). Вторая песнь, как песнь покаяния, поется только в Великом посту.

Ирмос 3‑й песни составлен по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила, благодарившей Господа за снятие с нее поношения бесчадства и за дарование ей сына (1Цар.2:1-10). Неплодная Анна служит прообразом Церкви Христовой из язычников, которые, до принятия христианства, не творили истинно добрых дел, а в христианстве принесли богатые плоды добродетелей («Процвела есть пустыня… языческая неплодящая церковь…» — воскресный канон 2‑го гласа).

Ирмос 4‑й песни составлен по образцу песни пророка Аввакума, который, видя выходящее из-за горы, осененной лесною чащею, незаходимое Солнце, предсказал о воплощении Сына Божия и божественной силе Воплотившегося (Авв.3:1-19). Словами пророка в ирмосе 4‑й песни Церковь и прославляет воплощение Христа от девы Марии.

Ирмос 5‑й песни составлен по образцу песни пророка Исаии, содержащей в себе изображение славного явления в мир Спасителя, как Света, все оживляющего и воскрешающего мертвых (Ис.26:9-21). Словами этого пророка в ирмосе 5‑й песни и воспевается Христос, как Свет, освобождающий нас от мрака греховного.

В ирмосе 6‑й песни, составленном по образцу молитвы пророка Ионы, во чреве китовом взывавшего ко Господу о спасении (Иона.2: 3-10), Церковь просит Господа избавить нас от бурь житейского моря, от бездны грехов и страстей, вывести нас из глубины зол и привести к тихой пристани — вечному спасению.

Ирмосы 7‑й и 8‑й песней составлены по образцу песни трех отроков в пещи вавилонской, прославлявших Бога за свое чудесное избавление и призывавших всю тварь воспевать и превозносить с ними Господа вовеки (дан.3:25–45, 51–90).

В ирмосе 9‑й песни содержится прославление Божией Матери и воплотившегося от Нее Господа. Содержанием своим ирмос этот применен к пророческой речи святого Захарии по случаю рождения у него сына — святого Иоанна Предтечи (Лк.1:68-79), а равно и к собственному славословию Богоматери, произнесенному Ею при свидании с праведною Елисаветою (Лк.1:46-55).

Самые песни (гимны) библейские, как они изложены в Священном Писании, положено во время канона петь или читать — в седмичные дни Великого поста сполна, а в остальное время не полностью. Порядок пения или чтения во время канона библейских песней указан в Ирмологионе. Но, обыкновенно, пение канона начинается прямо с ирмоса, а между тропарями канона, вместо стихов библейских песней, произносятся припевы, т.е. молитвенные или хвалебные обращения к тому лицу, в честь которого канон составлен. Обыкновенно поются лишь ирмосы, а тропари читаются (но в Пасху и они поются).

3. Тропарь. Тропарь в обширном смысле есть общее наименование, свойственное церковным песнопениям, составленным и исполняемым по известным образцам. В теснейшем смысле тропарь есть песнопение, выражающее сущность праздника или жизнь святого краткими, а иногда переносными, образными чертами (греч. образ).

4. Антифоны (анти — против и фон — глас; противогласник). Это — священные песни, которые поются попеременно на обоих клиросах. Антифоны бывают нескольких видов:

  • а) антифоны кафизм, или «славы», поемые, по Уставу, на два лика;
  • б) антифоны изобразительные, состоящие из псалмов: 102 («Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его…») и 145 («Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем…») и поемые в субботние, воскресные и праздничные дни на литургии после великой ектении. Когда поются изобразительные антифоны, то вместо 3‑го антифона поются блаженны с тропарями из 3‑й, 6‑й или иной песни утреннего канона;
  • в) антифоны вседневные, состоящие из псалмов: 9 («Благо есть исповедатися…»), 92 («Господь воцарися, в лепоту облечеся…») и 94 («Приидите, возрадуемся…»), поемые на литургии, вместо изобразительных и блаженных, в дни непраздничные, когда в Уставе не указаны песни канона на блаженных. К стихам указанных псалмов присоединяются припевы новозаветных песней, — именно: к стихам 1‑го антифона: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»; к стихам 2‑го антифона: «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»; к стихам 3‑го антифона:
    «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа». (Антифоны изобразительные и вседневные см. в Ирмологионе.);
  • г) антифоны праздничные поются в двунадесятые праздники Господни, кроме Сретения (праздник этот по службе относится к разряду Богородичных), и во все дни Светлой седмицы, и состоят из стихов псалмов, имеющих отношение к празднуемому событию, и припевов. Припев 1‑го антифона: «Молитвами Богородицы…»; 2‑го антифона: применяется к празднику, например, в Рождество Христово: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа»; припевом 3‑го антифона служит тропарь праздника. Последний стих 3‑го антифона называется входным, потому что его произносит диакон при входе в алтарь;
  • д) антифоны степенны; они поются на утрени воскресной и в праздники со всенощным бдением и с полиелеем (пред чтением Евангелия) и называются степенными потому, что составлены (Иоанном Дамаскиным применительно к 15-ти так называемым степенным псалмам (от псалма 119 до псалма 132), певшимся в ветхозаветной Церкви на 15-ти ступенях Иерусалимского храма. Своим содержанием антифоны также ведут нас, как бы по ступеням лестницы, от земли на небо, от странствия в отечество, от скорби в радость, от владычества греха к освящению Духом Святым. Для каждого гласа имеются особые антифоны Степенны (для 8‑го гласа — четыре антифона, а для остальных гласов — по три антифона). Каждый антифон состоит из трех стихов. Чаще других антифонов поется 1‑й антифон 4‑го гласа: «От юности моея…». (Антифоны степенны печатаются в Октоихе и Ирмологионе.)

5. Подобны, самоподобны и самогласны. Подобными называются Такие песнопения, которые послужили образцом (подобием) для других песнопений, иногда в отношении содержания, а чаще в отношении размера или тона; служа же образцом другим песнопениям по составу, подобны служат вместе образцом для них и по голосу (по гласу пения, по напеву). Отсюда, если разного рода песнопения имеют образцом одну и ту же песнь (один и тот же подобен), то они поются на один глас (одной и той же мелодией), на который поется и подобен и начальные слова которого пишутся над песнопениями сразу после слова «подобен». Подобными называются также и песнопения, которые составлены по образцу других песнопений. В песнопениях подобных печатаются звездочки и тем указываются расстановки голоса в пении. Самоподобными и самогласными называются такие песнопения, при написании которых никакая песнь не служила образцом ни в содержании, ни в размере, ни в гласе пения. Различие же между самоподобными и самогласными состоит в следующем. Самоподобны суть две или три известного рода песни, которые, не будучи составлены по образцу других, сами между собою имеют однако сходство по размеру, тону и содержанию, и даже буквально. Глас, на который они должны быть петы, указывается пред ними. Самогласны суть песни, написанные совершенно самостоятельно относительно размера, тона и содержания и не сходны между собою. Глас же, на который они поются, назначен им сообразно лишь с их содержанием и независимо ни от каких других песней. Для самогласных изобретены особые напевы (мелодии), отличающиеся от обыкновенных церковных гласов. Однако над ними часто надписывается и глас Октоиха, на который они должны быть петы.

6. Косныя, т.е. песнопения, которые поются протяжно, медленно, как, например, причастны, величания и проч.

14. Наименования, указывающие на положение и состояние поющих и слушающих песнопения

  1. Акафист (греч. неседален); это — песнопение, во время которого не позволяется сидеть. Первый акафист составлен в честь Богоматери и воспет по случаю чудесного избавления жителей Константинополя от врагов в 626 году. Этот акафист состоит из 24 песней, по числу букв греческого алфавита. 12 из этих песней — кондаки и 12 — икосы. Расположены они так, что кондак и икос постоянно следуют один за другим. Первый кондак: «Взбранной воеводе…» не входит в общий счет; он служит как бы темой всего акафиста. Каждый кондак, кроме первого, оканчивается припевом: «Аллйлуиа», а каждый икос — ангельским приветствием: «Радуйся, Невесто Неневестная». Первая часть акафиста (до 7‑го икоса) имеет содержание историческое, вторая — догматическое и нравоучительное. По образцу этого акафиста составлены и другие акафисты.
  2. Седален — наименование, противоположное акафисту и обозначает собою песнопение, во время которого верующим позволялось садиться для того, чтобы выслушать следовавшее затем чтение поучений, толкований Слова Божия, повествований о жизни святого или о празднуемом событии. Седальны полагаются на утрени: после кафизм, после полиелея и после 3‑й песни канона пред чтением (на вечерни после кафизмы нет чтения, а потому нет и седальнов). Однако есть седальны, которые должны быть выслушаны стоя, например, седальны на утрени в Великий Пяток.
  3. Ипакой (греч. — подпевать, или — внимательное слушание). Так называются песнопения, которые поются на воскресном повечерии, на воскресной полунощнице после канона, на утрени пред антифонами и чтением Евангелия и по 3‑й песни канона после седальна. Свое название эта песнь получила оттого, что ее в древности за певцом или чтецом подпевал весь народ. По другому значению название это указывает на особенное внимание, с которым эта песнь должна быть выслушиваема ради важности ее содержания, которым служит истина Воскресения Христова и благовестие о нем мироносицам, апостолам и всему миру. Ипакои всегда должны быть выслушиваемы стоя, даже, когда они полагаются вместо седальнов.

15. Наименования песнопений, указывающие на время пения их при Богослужении

1. Прокимны — это краткие стихи из псалмов и других книг Священного Писания, предваряющие (греч. — впереди лежащий) чтение Апостола, Евангелия и паремий. За прокимном всегда следуют другие стихи, которые составляют продолжение прокимна и имеют с ним тесную связь. Прокимен или выражает главную мысль следующего за ним чтения Священного Писания, или же, когда чтения не положено, относится к дневному священному воспоминанию и выражает общее значение дневной службы. Есть прокимны называемые великими и отличающиеся от других прокимнов тем, что они имеют при себе не по одному, а по три стиха, и потому поются продолжительнее других прокимнов. Великие прокимны поются на вечерни:

  • а) на все недели (воскресенья) в году один прокимен: «Господь воцарися…»;
  • б) в вечер недель (вечером в воскресенья): сырной, 1‑й, 2‑й, 3‑й, 4‑й и 5‑й Великого поста попеременно два прокимна: «Не отврати лица твоего…» и «Дал еси достояние…»;
  • в) в вечер недель: Пасхи, апостола Фомы и Пятидесятницы («Кто Бог Велий, яко Бог наш…»);
  • г) в вечер праздников (а если они случатся в субботу, то на самые праздники): Рождества Христова («Кто Бог Велий…»), Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения («Бог наш на небеси и на земли…»); д) на вечерни во всю Пасхальную седмицу, на каждый день особые.

2. Аллилуарий. Это — стих, предваряющий собою чтение Евангелия и произносимый после пения «Аллилуиа», от которого и получил свое название. Называется он также и просто «Аллилуиа». Аллилуарий, по своему содержанию, имеет связь с Евангелием, которое читается за ним (служит как бы предисловием к евангельскому чтению), но часто имеет отношение к службе дня, святого, праздника и тогда в богослужебных книгах называется: «Аллилуиа дне», «Аллилуча гласа», «Аллилуиа праздника».

3. Причастен — стих, который поется с припевом «Аллилуиа» во время Причащения священнослужителей. Причастны бывают: дня, святого или праздника, смотря по тому, имеют ли отношение, по своему содержанию, к службе дня, или святого, или праздника.

4. Отпустительные. Это — песнопения, поемые в конце служб вечерни, повечерия, утрени (на «Бог Господь» и по «Благо есть»), на часах и на литургии по входе с Евангелием. Отпустительными бывают: тропари, кондаки и Богородичны.

16. Наименование песнопений в зависимости от мест Священного Писания, с которыми соединяется их пение

  1. Благословенны — это тропари, пред которыми поется: «Благословен еси, Господи…» (Пс.118:12).
  2. Непорочны — все стихи 17‑й кафизмы, начинающейся словами: «Блажени непорочны…»; поются в Великую Субботу на утрени и при погребении.
  3. Хвалитны — стихи из хвалитных псалмов (148–150) и стихиры, соедиияемые с ними.
  4. Блаженны — это песнопения (обыкновенно — Тропари канона), предваряемые стихами из 9‑ти евангельских блаженств. Они поются на литургии, вместо 3‑го антифона, пред малым входом.
  5. Полиелей («сиречь многомилостивое», как сказано в Уставе), т.е. пение на утрени псалмов 134 и 135 («Хвалите имя Господне…»). Название свое это пение получило от частого повторения в этих псалмах слова «милость» (греч.). Полиелей поется на утрени в праздники великие и средние и в дни воскресные. Уставом положено петь полиелей во все недели (воскресенья) только с 22 сентября до 20 декабря и с 14 января до сырной недели. Но с сырной недели до отдания Воздвижения (21 сентября) и с 20 декабря до 14 января пение полиелея положено только в те воскресенья, в которые случится праздник Господний, Богородичный или великого святого (Типикон, гл. 17 и последование 21 сентября). В воскресные дни, в которые не положено петь полиелея, вместо того указано стихословить 17‑ю кафизму — «Непорочны». Но обыкновенно полиелей поется в воскресные дни во весь год.

Общественное богослужение Православной Церкви

17. Дни, в которые совершается тот или другой вид суточных служб

Вечерня

Вечерня бывает малая, вседневная и великая.

  1. Малая вечерня совершается накануне праздничных и воскресных дней пред всенощным бдением, начинающимся великою вечернею. Пред бдением, начинающимся великим повечерием, не бывает малой вечерни.
  2. Вседневная вечерня совершается на те дни, в которые нет празднования с полиелеем или бдением. На праздники с полиелеем или бдением совершается вседневная вечерня только тогда, когда эти праздники случатся в седмичные дни Великого поста и когда праздники с полиелеем, сверх того, случатся в седмичные дни сырной недели (Типикон, 24 февраля, 9 марта, 30 января, Храмовые гл. 35, 36).
  3. Великая вечерня совершается или отдельно (т.е. не на всенощном бдении), или в соединении с утреней (т.е. на бдении), или, наконец, в соединении с литургиею.
  • А. Отдельно великая вечерня совершается: 1) на праздники: а) на праздники с полиелеем, если он случится от недели апостола Фомы до недели мясопустной (на сырной же седмице и в дни святой Четыредесятницы на праздник с полиелеем совершается вседневная вечерня); б) на воскресные и другие дни, на которые положено бдение, но по какому-либо случаю не бывает (Типикон, гл. 7); в) на Преполовение и на 1 и 13 сентября, хотя на утрени в эти дни и не положено полиелея; 2) в самые праздники (а не накануне): а) в первый день Пасхи, во все дни Пасхальной седмицы и в неделю (воскресенье) апостола Фомы; б) в вечер Господних праздников: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения, Пятидесятницы (тот час после литургии) и Воздвижения; в) в навечерия (сочельники) Рождества Христова и Богоявления, когда они (т.е. навечерия) случатся в субботу или воскресенье; г) в Великий Пяток, когда в этот день нет праздника Благовещения.
  • Б. В соединении с утреней (т.е. на бдении) великая вечерня совершается на все праздники с бдением, исключая те дни, на которые положено начинать всенощное бдение великим повечерием. В. Великая вечерня совершается в соединении с литургиею: 1) Василия Великого — в Великие четверг и субботу и в навечерия (сочельник) Рождества Христова и Богоявления, если навечерия эти не придутся в субботу или воскресенье; 2) Иоанна Златоуста — в Благовещение, когда оно случится в седмичные дни Великого поста и в понедельник, вторник, среду и пятницу Страстной седмицы; 3) Преждеосвященных Даров — всегда, когда совершается эта литургия.

Повечерие

Повечерие бывает великое и малое.

Великое повечерие совершается или отдельно от утрени или в соединении с утренею (т.е. на всенощном бдении).

  • А. Отдельно от утрени великое повечерие совершается на дни Великого поста и притом такие, которые следуют тоже за днем поста, а не за праздником, — именно: 1) на среду и пяток сырные, если не случится в эти дни праздник Сретения или храмовой (Типикон, 2 февраля, Храмовые гл. 28); 2) на вторник, среду, четверг, пятницу и субботу Великого поста, исключая на 5‑й седмице дня чтения великого канона и дня чтения акафиста; 3) на вторник и среду Страстной седмицы.
  • Б. В соединении с утренею великое повечерие совершается: 1) на Рождество Христово и Богоявление, в какой бы день они не служились; 2) на храмовые праздники, если они придутся в субботу 1‑й седмицы и во вторник — субботу 2–6‑й седмиц Великого поста (Типикон, Храмовые гл. 32, 35); 3) на Благовещение, если оно случится в те дни Великого поста, на которые положено совершать великое повечерие, и если случится также во вторник, среду и четверг Страстной седмицы (Типикон, 25 и 26 марта).

Малое повечерие совершается во все дни не в посту, а в посту тогда, когда не положено великого повечерия.

Иногда малое повечерие указано читать в келии (см. Типикон, среда и пятница 5‑й седмицы Великого поста).

Полуношница

Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Они совершаются, — та или другая, смотря по дню седмицы, — на праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти дни совершаемо всенощного бдения, которое уже исключает полунощницу (Типикон, гл. 2, гл. 7, последование Великой Среды вечера) Утреня бывает: а) будничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная со славословием, на которой великое славословие поется и оканчивается песнею: «Святый Боже…»; в) праздничная не только со славословием, но и с полиелеем (на всенощном бдении утреня всегда совершается с полиелеем); г) утреня Пасхальная. Утреня совершается всегда; отдельно — когда нет всенощного бдения, а когда бывает последнее, то соединяется с великою вечернею или великим повечерием.

Часы

Часы — 1‑й, 3‑й, 6‑й и 9‑й бывают: 1) вседневные; 2) Великопостные; 3) Царские; 4) Пасхальные.

Пасхальные часы бывают без псалмов и поются во всю Пасхальную седмицу, кончая субботою.

Царские часы (эти часы относятся к службе поста) отправляются трижды в году: пред праздниками Рождества Христова и Богоявления (именно: накануне праздников, если канунами не будут суббота или воскресенье; в последнем случае часы совершаются в пятницу, и тогда в этот день, т.е. в пятницу, литургии не бывает, в канун же, т.е. в субботу или воскресенье, совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а потом отдельно в свое время вечерня) и в Великую Пятницу. Царские часы совершаются вместе: 1‑й, 3‑й, 6‑й и 9‑й и за ними бывает чин изобразительных.

Часы Великопостные совершаются в таком порядке: 1‑й соединяется с утренею, а 3‑й, 6‑й и 9‑й отправляются вместе, за ними бывает чин изобразительных и затем вечерня, а в некоторые дни далее и литургия. Часы Великопостные бывают: 1) в среду и пятницу сырные, если не случатся в эти дни праздники: а) Сретение и б) храмовый (тогда часы 3‑й и 6‑й — на них три поклона в конце каждого часа — прямо соединяются с литургиею святого Иоанна Златоуста, а вечерня бывает отдельно); 2) во дни святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья; 3) в понедельник, вторник и среду Страстной Седмицы.

Часы вседневные совершаются в остальные дни года и в таком порядке: 1‑й бывает сряду за утренею, 3‑й и 6‑й — пред литургиею, а 9‑й — пред вечернею.

Литургия

В Православной Церкви литургия совершается: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных даров. Литургия Василия Великого бывает непременно 10 раз в году; именно: в первые пять воскресений Великого поста и в четверг и субботу Страстной седмицы (хотя бы в один из этих дней и случился праздник Благовещения), 1 января — день памяти святого Василия Великого и накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, если канун не случится в субботу или воскресенье; в последнем случае в кануны совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а литургия святого Василия Великого переносится на самые праздники.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в Великом посту, в седмичные дни его, кроме субботы, — именно: 1) в среду и пятницу 1–6 седмиц Великого поста (если не случится Благовещение, в каковой праздник — литургия святого Иоанна Златоуста); 2) в день чтения великого канона на 5‑й седмице Великого поста — в четверг или вторник (чтение канона переносится с четверга на вторник тогда, когда в четверг или среду случится Благовещение (литургия святого Иоанна Златоуста) или храмовый праздник (литургия Преждеосвященных даров); 3) в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если не Случится Благовещение, когда литургия святого Иоанна Златоуста); 4) иногда в понедельник, вторник и четверг 2–6‑й седмиц Великого поста, — именно, когда в эти дни случатся праздники святых с полиелеем (24 февраля и 9 марта) и храмовые (Типикон, Храмовые гл. 34, 35).

На 1‑й седмице Великого поста в понедельник-пятницу празднования храму не положено; оно переносится на субботу этой седмицы или же на неделю (воскресение) сырную; также праздник Сретения, если случится в понедельник 1‑й седмицы (а в дальнейшие дни не может случаться), переносится на неделю сырную.

Литургии не положено совершать: 1) в среду и пятницу сырные; но если в эти дни случится Сретение или храмовой праздник, то бывает литургия святого Иоанна Златоуста; 2) в понедельник, вторник и четверг 1‑й седмицы Великого поста; 3) в понедельник, вторник и четверг 2–6‑й седмиц Великого поста; но если случатся в эти дни: святой с полиелеем или храмовой праздник, то — литургия Преждеосвященных даров; та же литургия совершается на 5‑й седмице в день чтения канона святого Андрея Критского (т.е. в четверг или вторник); в праздник же Благовещения — литургия святого Иоанна Златоуста; 4) в Великую Пятницу; но если в этот день случится Благовещение, то совершается литургия святого Иоанна Златоуста; 5) в пятницы пред Рождеством Христовым и Богоявлением, когда канунами этих праздников будут суббота или воскресенье.

В остальные дни года совершается литургия святого Иоанна Златоуста.


Примечания:

Руководство к изучению Устава Богослужения Православной церкви

Подарите скидку 10%

Посоветуйте

эту книгу и получите

17,61 ₽

с покупки её другом.

О книге

Составитель, свящ. К.Субботин, при объяснении церковных песнопений и священнодействий руководствовался, главным образом, книгою прот. К.Никольского, а также книгами Епископа (впоследствии Архиепископа) Виссариона «О вечерне» и «Толкование на Божественную литургию», из кратких же пособий, преимущественно, применялся к книжке прот. В.Знаменского «Учение о Богослужении православной церкви».

Описание книги

Составитель, свящ. К.Субботин, при объяснении церковных песнопений и священнодействий руководствовался, главным образом, книгою прот. К.Никольского, а также книгами Епископа (впоследствии Архиепископа) Виссариона «О вечерне» и «Толкование на Божественную литургию», из кратких же пособий, преимущественно, применялся к книжке прот. В.Знаменского «Учение о Богослужении православной церкви».

«Руководство к изучению Устава Богослужения Православной церкви» — скачать книгу в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

Возрастное ограничение:

12+

Дата выхода на Литрес:

04 октября 2019 г.

Последнее обновление:

1994

Объем:

251 стр. 3 иллюстрации

Правообладатель:

Православное издательство «Сатисъ»

Руководство к изучению Устава Богослужения Православной церкви

Субботин К.

  • 249
  • 0
  • 0

Скачать книгу в формате:

  • fb2
  • rtf
  • txt
  • epub
  • pdf

Аннотация

Составитель, свящ. К.Субботин, при объяснении церковных песнопений и священнодействий руководствовался, главным образом, книгою прот. К.Никольского, а также книгами Епископа (впоследствии Архиепископа) Виссариона «О вечерне» и «Толкование на Божественную литургию», из кратких же пособий, преимущественно, применялся к книжке прот. В.Знаменского «Учение о Богослужении православной церкви».

ЕЩЕ

Популярные книги

  • Библия секса

    • Читаю
    • В архив
    • 108883
    • 48
    • 3

    Аннотация:

    Библия секса Предисловие переводчика к русскому изданию Эта пронзительно откровенная книга написа…

    Блок — 38 стр.

  • Язык жизни. Ненасильственное общение

    • Читаю
    • В архив
    • 82624
    • 41
    • 8

    Аннотация:

    Метод ненасильственного общения (ННО) реально улучшает жизнь тысяч людей. Он применим и в супруж…

    Фрагмент — 15 стр.

  • Наемник. Трилогия

    • Читаю
    • В архив
    • 57955
    • 41
    • 7

    Аннотация:

    Поселягин Владимир Геннадьевич Наемник. Трилогия АННОТАЦИЯ Владимир Поселягин НАЕМНИК Пролог …

    Блок — 47 стр.

  • Зулейха открывает глаза

    • Читаю
    • В архив
    • 81338
    • 13
    • 56

    Аннотация:

    Гузель Яхина Зулейха открывает глаза Книга публикуется по соглашению с литературным агентством …

    Блок — 18 стр.

Читатель! Мы искренне надеемся, что ты решил читать книгу «Руководство к изучению Устава Богослужения Православной церкви» Субботин К. по зову своего сердца. С первых строк обращают на себя внимание зрительные образы, они во многом отчетливы, красочны и графичны. Гармоничное взаимодоплонение конфликтных эпизодов с внешней окружающей реальностью, лишний раз подтверждают талант и мастерство литературного гения. Произведение пронизано тонким юмором, и этот юмор, будучи одной из форм, способствует лучшему пониманию и восприятию происходящего. Благодаря динамичному и увлекательному сюжету, книга держит читателя в напряжении от начала до конца. События происходят в сложные времена, но если разобраться, то проблемы и сложности практически всегда одинаковы для всех времен и народов. Портрет главного героя подобран очень удачно, с первых строк проникаешься к нему симпатией, сопереживаешь ему, радуешься его успехам, огорчаешься неудачами. Просматривается актуальная во все времена идея превосходства добра над злом, света над тьмой с очевидной победой первого и поражением второго. Данная история — это своеобразная загадка, поставленная читателю, и обычной логикой ее не разгадать, до самой последней страницы. Это настоящее явление в литературе, которое не любишь, а восхищаешься всем естеством, оно не нравится, а приводит в неописуемый восторг. Финал немножко затянут, но это вполне компенсируется абсолютно непредсказуемым окончанием. «Руководство к изучению Устава Богослужения Православной церкви» Субботин К. читать бесплатно онлайн необычно, так как произведение порой невероятно, но в то же время, весьма интересно и захватывающее.

Читать Руководство к изучению Устава Богослужения Православной церкви

Новинки

Шёпот волн

  • 0
  • 0
  • 0

Аннотация:

Какие истории могут нашептать волны? Например, о девушке Виане, которая тоже понимала море и пыта…

Фрагмент — 0 стр.

Какие истории могут нашептать волны? Например, о девушке Виане, которая тоже понимала море и пыта…

Вивиана в ночи

  • 0
  • 0
  • 0

Аннотация:

Несколько джентльменов скучают в загородном поместье, но однажды в их жизнь врывается неведомое: …

Фрагмент — 7 стр.

Несколько джентльменов скучают в загородном поместье, но однажды в их жизнь врывается неведомое: …

Обнаженная душа

  • 3
  • 0
  • 0

Аннотация:

Три картины, созданные художником-старовером, перевернули жизнь молодой семьи, всколыхнули безмят…

Фрагмент — 2 стр.

Три картины, созданные художником-старовером, перевернули жизнь молодой семьи, всколыхнули безмят…

Тонкий огрех холста

  • 4
  • 0
  • 0

Аннотация:

Сложно найти людей, которые отличались бы друг от друга сильнее, чем Донна и София. Донна – иллюс…

Фрагмент — 16 стр.

Сложно найти людей, которые отличались бы друг от друга сильнее, чем Донна и София. Донна – иллюс…

Ее высочество в бегах

  • 5
  • 0
  • 0

Аннотация:

Убегая из дома, ее высочество Пенелопа надеялась на приключения, но вместо этого вляпалась в непр…

Фрагмент — 0 стр.

Убегая из дома, ее высочество Пенелопа надеялась на приключения, но вместо этого вляпалась в непр…

Чёрная вода

  • 2
  • 0
  • 0

Аннотация:

В одной из крымских пещер, где занимаются спелеодайвингом, начинает происходить что-то странное. …

Фрагмент — 0 стр.

В одной из крымских пещер, где занимаются спелеодайвингом, начинает происходить что-то странное. …

ПереКРЕСТок одиночества – 4

Заключительная книга цикла. …

Главная » Православная библиотека » Писания и толкования

Авторы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я    [?] по имени ищем:святых и монахов. По фамилии — священников, мирян     ПОДДЕРЖАТЬ

/ /


Руководство к изучению Устава Богослужения православной церкви /К. Субботин

Cкачать: HTML FB2 EPUB

[на весь экран] Открыть на весь экран


Категория: Писания и толкования | Добавил: Мефодий_
| Тэги: Руководство к изучению Устава Богос, К. Субботин

Просмотров: 3223 | | 05.10.2016, 12:48 /





О книге «Руководство к изучению Устава Богослужения Православной церкви»

Составитель, свящ. К.Субботин, при объяснении церковных песнопений и священнодействий руководствовался, главным образом, книгою прот. К.Никольского, а также книгами Епископа (впоследствии Архиепископа) Виссариона «О вечерне» и «Толкование на Божественную литургию», из кратких же пособий, преимущественно, применялся к книжке прот. В.Знаменского «Учение о Богослужении православной церкви».

Произведение было опубликовано в 1994 году издательством Православное издательство «Сатисъ». На нашем сайте можно скачать книгу «Руководство к изучению Устава Богослужения Православной церкви» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цветок из бумаги своими руками для детей пошаговая инструкция тюльпан
  • Сборка двухъярусной кровати икеа инструкция по сборке
  • Как пользоваться пароваркой braun multigourmet инструкция
  • Таблетки випидия при сахарном диабете инструкция по применению взрослым
  • Nadzor средства от насекомых инструкция по применению