Руководство к джапа медитации

«Простите меня, фанатичные кришнаиты»

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж подчеркивает, что подробно процесс практики, то есть, медитации, описан только в школе йоге и предлагает нам воспользоваться рядом йогических советов. Прежде всего, использовать во время джапа-медитации классическую асану йоги сиддхасану, которая образует очень мощный замок внизу и позволяет энергии течь вверх. Благодаря этому намного легче привести ум в нужное состояние (то есть сделать так, чтобы он, наконец, замолчал). Именно в сиддхасане изображаются все ачарьи прошлого.

Опыт применения: Сидение с прямой спиной в сиддхасане позволяет энергии свободно течь по центральному каналу, поднимаясь, тем самым, с нижних центров на уровень верхних чакр. Многие преданные зачастую отказываются от таких поз, аргументируя болью в спине или в коленях. Опытные йоги советуют: если нет возможности сесть в сиддхасану, нужно сесть в обычную сукхасану (поза со скрещенными ногами). При этом, обязательно нужно сесть не просто на пол, а на болстер или валик так, чтобы колени были на одном уровне с подвздошными косточками, тогда не будет проблем с коленями, да и спина останется абсолютно прямой.

Я так хочу, чтобы джапа не кончалась…

Махарадж советует воздержаться от раскачиваний во время чтения мантры. Любое качание тела качает также и ум. Качание помогает погрузиться в поток ума и плыть вместе с ним, в то время как необходим, наоборот, воспарить над умом. Кроме того, настоящая медитации возможна, когда человек расслаблен.

«Настоящая медитация — когда человек смотрит на часы и думает, хоть бы это никогда не кончалось»

Е.М. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

Опыт применения: На самом деле, в чем-то нам намного проще, чем йогам, медитационный опыт которых мы используем. Им ведь нужно не просто сидеть неподвижно, а еще и молчать, в то время как мы можем занять свой язык повторением Святого имени. При небольшом усилии ум обязательно последует за языком и сидеть неподвижно будет нетрудно.

Преданный Господа Шри Кишны

«Громкое взывание к Кришне называется бхакти»

В киртане нужно перекричать свой ум, петь громко. А джапу нужно повторять быстро, удерживая зрительный образ Маха-мантры перед внутренним взором. Все преданные, кто повторяет лакх и больше, пользуются именно этой техникой. Нужно представить перед глазами ясно написанную Махамантру и сохранять этот образ внутри на протяжении всей медитации. Главное, чтобы в ней были все слова, при этом, возможно, что сами слова вы не сможете разобрать.  По этой технике один круг прочитывается за 4-4,5 минуты.


Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Важность режима дня

00:00:00 Я хочу, все-таки, остановиться вкратце на одном вопросе, который является очень важным. Этот вопрос заключается в том, что самоконтролем невозможно заниматься, если человек неправильно относится к тому, что окружает его. Что нас прежде всего окружает? Нас прежде всего окружает время, верховная личность Бога в виде времени. Он здесь возглавляет все в этой материальной Вселенной. Нас окружает Солнце. Да? То есть человек, который не занимается садханой-бхакти (то есть, он не регламентирует свою духовную жизнь), а также тот человек, который не регламентирует время еды (йукта-карма)… то есть, если человек не контролирует свою еду, не самоконтроль свой отдых и свою работу, он не может достичь счастья в йоге.

00:01:07 В йоге — то есть связи со Всевышним. То есть, счастья не достигнет. Таким образом, надо изучить, как движется Солнце; надо изучить, как правильно питаться; надо изучить, когда заниматься каким видом деятельности и когда каким видом деятельности не заниматься, и когда не надо питаться. Это надо все изучить. Когда надо просыпаться и когда надо ложиться спать. Это очень важно. Потому что, если человек встаёт позже, чем положено, он не может быть в гуне благости. Если человек ложится позже, чем положено, он не может быть отдохнувшим.

00:01:42 Для самоконтроля мы должны уважать Верховную Личность Бога, который пришел сюда в форме времени. Это означает выполнять режим дня. То есть, что предписано этой Верховной Личностью Бога. А Солнце — это кала-чакра, то есть это колесо времени. Если Солнцем предписано действовать таким образом, мы не должны этим пренебрегать. То есть, наше служение, садхана-бхакти также означает это уважение вот этой вот воли времени, это то же самое бхакти. То есть, мы должны уважать волю всех, как бы, всей организации божественной природы. Как она организована, мы должны уважать. Как мы должны вовремя вставать, вовремя ложиться. Это тоже будет критерием нашего служения Богу. Если мы этого не делаем, то ни о каком самоконтроле речи быть не может. Вот. И самый главный самоконтроль – это сосредоточить себя всесторонне, связать себя с Богом. Человек должен понять все аспекты Бога. Он должен понять, что такое жертвоприношение, как Бог приходит через жертвоприношение. Потому что без жертвоприношения невозможно заниматься никакой позитивной деятельностью. Ведь наше жертвоприношение – это воспевание святого имени Господа и выполнение своих обязанностей. В этом заключается…

00:03:14 Но также существуют другие жертвоприношения. Даже когда человек дышит, он должен это предлагать Верховной Личности Бога. И в этом заключается понимание его аспекта, то есть его формы вот этой вот; формы, как Он пришел к форме жертвоприношений, Йогешвары. То есть, мы должны понять это, мы должны понять, что Господь является Властелином всего этого существования. То есть, мы должны понять, что Он всем управляет, всем руководит. Вот, и так далее. То есть, мы должны изучать все эти аспекты. Это тоже самоконтролю очень помогает в нашей духовной жизни. Потому что когда мы это все изучаем, у нас появляется понимание, как нам надо поступать в той или иной ситуации. То есть, мы таким образом тренируем свой разум.

Роль ума

00:04:02 Пожалуйста, если есть какие-то у вас вопросы… Язык неконтролируемый, говорит и говорит. Да?
[Из зала] [неразборчиво] Это то же самое фактически, или нет? И есть какая-то разница?
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос. Ум является шестым чувством. То есть язык – это чувство. Чувство, язык, то есть это орган действия, это тоже чувство. Ум функционирует с помощью 10 чувств. Да? Органы восприятия, органы действия. Но ум является тоже чувством, сам. Если человек думает, он совершает деятельность внутри себя. То есть, разница заключается в том, что если человек действует через органы действия, то грехи прорастают быстрее, чем он пользуется умом как действием, как чувством. Пользуясь умом, он таким образом, как бы, кормит идею греховной деятельности, он, как бы, кормит эту идею. Но когда он осуществляет действие через органы действия, таким образом он связывает себя непосредственно с материальной природой, именно материальными связями, то есть связями чисто механическими. То есть, когда человек на умственном плане это делает, то он связывает себя на тонком плане. И, таким образом, эту связь ещё разорвать можно. Но когда он связывает себя на грубом плане, совершая действия, то, извините меня, уже рождаются дети от этого, то есть на грубом плане. Или он должен попасть в тюрьму. То есть, я говорю, как бы, уже плоды проросшие.

00:06:04 Но смысл заключается в том, что когда человек действует через органы действия, то плоды растут быстрей, чем когда он действует на уровне ума. Таким образом. Но несомненно: когда человек просто думает, он, несомненно, тоже эти плоды культивирует. Шрила Прабхупада говорит: «Точно так же, как одна материальная мысль, одно материальное желание в нашей голове сменяет другое, точно также мы будем сменять одно тело на другое». [Смеется] Прямо, конкретную связь поставил. То есть, от этих вот верчений материальных желаний в голове зависит и то, что мы будем перевоплощаться, не уйдем, как бы, из этой материальной… Это Прабхупада, прямо, конкретно так говорит. Еще. Да?

О сне и пробуждении

00:06:52 [Из зала] [неразборчиво] Это по жизни будет плохо, или все-таки постепенно?
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос.
[Из зала] …постепенно можно это преодолеть? Потому что…
[Торсунов О.Г.] Действительно.
[Из зала] Очень важно.
[Торсунов О.Г.] Действительно, по карме некоторым людям очень трудно вставать утром рано, и даже они в этом случае рождаются вечером. Если человек рождается вечером, то ему очень трудно утром вставать. Поэтому считается более благоприятно рождаться утром, чем вечером. Потому что по карме в этом случае человеку очень легко будет вставать утром. Если человек рождается днем, ему, в принципе, и не сильно хочется вставать, и не сильно хочется ложиться вовремя. Так, как бы, все у него поровну. Вот. Действительно, будет очень тяжело вставать утром рано, когда человек рождается вечером. Очень тяжело, действительно. Вот. Но он должен всегда прилагать к этому максимальные усилия.

00:07:52 Существуют определённые техники. Понимаете? Есть же способы, как можно себя поднять. То есть, когда человек изучает это, он знает, как себя можно поднять. Первая техника заключается в том, что человек должен перед сном понять, какое это счастье — вставать утром рано и не валяться в постели. То есть, первое — он, как бы, прививает себе установку, что вот это очень приятно, рано вставать. Второе — он прививает себе установку: нельзя ни секунды валяться в постели. Потому что, когда человек валяется в постели, в это время, так как он уже проснулся, у него появляется шакти, то есть энергия. И она в это время, как бы, в первые минуты жизни в постели, определяет, куда ей идти. То есть, человек всегда настраивается: или служить Богу, или служить себе.

00:08:43 Энергия идет или вверх, или вниз. И так определяется тонус всего дня. Если человек сразу встаёт с постели, в этом случае он настраивается на духовную жизнь. Если человек валяется, значит энергия будет спускаться, и у него появляется мысль о вожделении. И самая первая мысль о вожделении такая: «Надо ещё поспать». И человек продолжает спать опять. И он усиливает себе желание это. То есть, первое — надо вечером создать установку себе: «Я не хочу валяться, потому что это противно. И я люблю рано утром вставать, потому что это счастье». И для того, чтоб культивировать это счастье, человек должен, когда он рано утром встает, он ничего несчастного делать не должен. Если он читает утром джапу, он должен настроить эту джапу таким образом, что он должен условия себе создать для джапы такие, что эта джапа ему читается приятно.

Руководство к джапа-медитации

00:09:34 Человек, который начинает заниматься духовной практикой, не должен ни в коем случае из джапы делать концлагерь. [смех в зале] То есть, «Харе Кришна, Харе Кришна…» [кривляется] То есть, ненавидеть, там, что-то во время джапы, там, торопиться, бегать, прыгать, там, биться головой об стену. То есть, считать, поставить часы, поклоняться Верховной Личности Бога в виде времени во время джапы. [смех в зале]. «5 минут, 15 секунд. На 15 секунд больше! Значит, я в майе». Вот, сама мысль об этом — это уже майя. Потому что джапа означает воспевание святого имени Господа, а не воспевание Верховной Личности Бога в виде времени. То есть, прежде всего, человек должен почувствовать радость, он должен создать условия. Например, как, допустим, я создаю условия себе? Я включаю Шрилу Прабхупаду во время джапы, когда он поет «Харе Кришна», вот именно этот киртан я включаю, таким образом. И включаю негромко.

00:10:45 В результате мой ум входит в определённый тонус. Понимаете? Когда я это делаю, то у меня появляется вдохновение очень сильное. И когда я читаю, я смотрю. Так как у меня глаза, они куда-то хотят смотреть еще, внутрь себя чувство не направлено, то я смотрю на Радху-Кришну. Я повторяю: «Харе Кришна, Харе Кришна», смотрю на Радху, на Кришну. То есть, таким образом, происходит контакт глаз с Кришной, то есть образ Кришны входит. И когда поет Шрила Прабхупада, появляется вдохновение. Вот. Но, в конце концов, мы должны научиться читать таким образом, что вы только через один слух должны получать вкус. Но это очень длительный процесс. Поэтому временно человек может создать себе какие-то условия.

00:11:28 Я знаю, что Бхактивинод Тхакур таким образом читал, что он ставил перед собой изображение Радхи-Кришны. И он, читая, очень внимательно смотрел на них. Идеальный вариант – только слушать. С полузакрытыми глазами. Но если мы не контролируем ни ум, ничего мы не контролируем… Можете попробовать, контролируете или нет. Если во время джапы в полутемной комнате мы настраиваемся на слухи, и происходит углубление в себя постепенно, (типа засыпает?) (смех в зале), вот такое, это значит, что надо активизировать свою духовную жизнь каким-то внешним фактором — включить Шрилу Прабхупаду, читать вместе с преданными, читать рядом с туласи, читать в более светлой комнате. Читать, зажигая благовония. Вот, и так далее. То есть, надо занять больше чувства, потому что мы… То есть, когда я читал лекцию по сознанию в Алма-Ате, там разбирали такой вопрос, что когда ни одно чувство не занято, автоматически ум входит в состояние дремоты.

00:12:42 Если чувство означает вкус. Если у нас нет вкуса к воспеванию Святого Имени, одно чувство не занято, и мы сразу в полудрему впадаем, то есть надо занять чем-то вкусным свои чувства во время воспевания. И сразу дремоты не будет. Будет лучше концентрация таким образом. Поэтому надо вставать рано, и утром не надо над собой издеваться, чтоб следующим вечером не подумать: «Опя-а-ть это утро!» (Смеется вместе с залом) То есть человек должен утром… утро для него должно быть нектаром, и тогда ему захочется рано утром вставать. Потому что он думает: «Это самый большой праздник в моей жизни, никто не пристает, никто лечиться не хочет, можно читать джапу». [Смеется вместе с залом]. Какие ещё вопросы?

00:13:32 [Из зала] Ну ещё тогда такой вопрос. Вы говорили, что нельзя резко соскакивать раньше, кровообращение не готово мы ещё в состоянии такой неактивности, и рекомендовали почему-то даже массаж рук, допустим, ну, какой-то делать, самомассаж. В то же время я читала, что нужно вскакивать буквально, вот мгновенно, иначе уже мы впадаем в невежество, в тамас, или в страсть. То есть, вот, как вы считаете, правильно сразу соскочить или же все-таки нужно какое-то…
[Торсунов О.Г.] Ну вообще, вскакивать быстро – это, как бы, лучше, чем медленно. Например, вот у нас в [неразборчиво] была на заре нашей, так сказать, духовной практики такая очень хорошая практика — мы ставили в ногах будильник. Мы рядом спали. И когда он звенел, мы должны, кто вперед… это у нас было соревнование: кто вперёд нажмет на кнопку. (смеется) То есть, быстро включаться. И тогда никакого нарушения кровообращения не было. Просыпались сразу, и шли счастливые омовение делать. То есть, это просто придумали материалисты, потому что он валяется в постели, вот, не спит, у него там застой кровообращения наступает, давление сразу падает, вся энергия уходит в нижние центры. Ему потом чтобы встать, надо массировать себе все. (смех в зале) А у преданного ничего не успевает уходить в нижний центр.

00:15:00 [Из зала] [Неразборчиво] бывает, просыпаешься очень рано. Ну, допустим, в час, в два, и вообще спать не хочется. Что делать в этом случае?
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос. Есть 2 способа, что делать в этом случае. Первый способ – это если, как бы, твой день не принадлежит тебе, а ты должен делать много практического служения и в концентрированном состоянии, в этом случае надо продолжать спать, заставить себя спать. И есть один способ хороший – надо включить просто музыку, которая тебе очень нравится, духовную. Ум успокоится, и сразу войдет в состояние сна. Надо включать на пороге слышимости — ни громко, ни тихо. То есть, тогда, когда музыка совсем не раздражает ум, ум мгновенно умиротворяется и человек засыпает.

00:15:55 У меня есть такая практика, я постоянно включаю киртан, вот этот двадцатичасовой киртан Индры на все сутки. То есть у меня, как бы, плеер, он работает на реверсе, и у нас постоянно [неразборчиво] счастье царит, вот это, вот этого киртана у нас. И ночью тоже, когда ночью просыпаешься (я тоже часто ночью просыпаюсь), ночью просыпаешься, и слышишь киртан Индры, и думаешь: «Какое счастье…», и сразу засыпаешь. [смех в зале] Без проблем. А мы просыпаемся, потому что мы оскверняемся. У нас сон когда становится слабым, духи… Когда человек спит, он не защищается. Когда ослабевает тело, когда мы не сильно, там, в ананду уходим во сне, то есть поверхностный сон начинается, у нас ум активизируется, и духи пытаются воспользоваться им. Они нападают на ум, и начинаются кошмары, или просто ум входит в состояние сильного беспокойства, человек просыпается и не может спать. Но если он при этом слышит киртан, который ему очень нравится, сразу же он входит в состояние умиротворения. Он ещё не успел проснуться, уже опять засыпает. Поэтому один из способов самозащиты от всяких ненужных таких моментов — это просто, вот, ставить киртан, хотя бы при засыпании. Пускай он, там, сам остановится магнитофон, таким образом.

00:17:19 Ну, второй способ – это встать и начать читать джапу, то есть делать то, от чего ты испытываешь большой вкус. Можно даже без омовения. Потому что знаешь, что есть вероятность, что ты опять сейчас быстро утомишься и заснешь. Просто проснуться и читать джапу, пока не появится желание спать. Потом, как бы, опять засыпаешь, и все. И вставать при этом надо всё равно вовремя. Если человек встаёт вовремя и сильно не высыпается, он должен омыться пойти и начать читать джапу. И во время джапы, если у него проявляется желание кланяться Верховной Личности Бога, и углубляется сильно понимание вещей (зал смеется), то в это время он должен, сидя, опустить свою голову, просто на 5 минут, не ложиться, не протягивать ноги. Потому что его тело входит в тама-гуну. А сидя, прямо вот так, облокотившись на что-то, надо минут 5-10 подремать. В этом состоянии, когда нас тама-гуна начинает одолевать, сильно затекают ноги, и человек просыпается. То есть в момент одолевания тама-гуны, человек пробуждается. А тама-гуна означает, что мозг уже отдохнул. Пока тама-гуна не одолевает человека, вся энергия идет в мозг. Мозг устал, он хочет спать, он устал. Когда мозг устал, он требует себе энергию, мы спим. Но когда мозг насытился, энергия начинает спускаться вниз, в тело. И он начинает расслабляться, ноги затекают, человек просыпается довольный, потому что он бодрый, уже отдохнул, и читает джапу. А если человек вытягивает ноги, вот, то он, тело, вся энергия, она идет дальше, и ничего не затекает, человек впадает в гуну невежества. И чем больше он спит, тем больше ему хочется. И он потом себе весь день портит. Поэтому надо спать сидя — когда днем, всегда надо спать сидя. Никогда лежа нельзя спать днем, только сидя, и все. Да?

Гнев, самобичевание, истерия

00:19:16 [Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос. Хороший вопрос. Ответ такой: в принципе, когда человек направляет свой гнев против своих плохих поступков, в любом случае это благо. Но самобичевание означает, что человек использует критику себя для оправдания своих недостатков. То есть такой, как бы, тайный, скрытый механизм. Когда человек занимается самобичеванием и не преследует цель исправиться, то есть, когда он, как бы, направляет против себя гнев, но не преследует цель исправиться, а преследует цель, оправдать свои недостатки. То есть он: «Я плохой, я такой плохой, а-а-а». То есть, и он, как бы, сам себе оправдывает свои недостатки таким образом. Вот. Это называется самобичевание. И цель одна – уйти от решения трудностей просто.

00:20:34 Второй вариант – человек с полной решимостью исправиться направляет гнев против себя. В этом случае он поступает правильно. То есть, он должен знать, что в конечном счете он исправится, направляя гнев. Он должен так, как бы, требовать от себя после этого гнева исправления. Иначе, это направится в ту строну, чтобы оправдывать себя. «Раз я плохой, я никчемный, значит и от меня никто ничего не должен требовать». Все, очень просто. Эта развившаяся степень такого самобичевания называется истерия. Когда человека заставляют.

00:21:09 Истерия – что такое? Когда человека заставляют что-то делать, он сразу впадает в состояние слабости. Вот до этого он нормально жил, все, у него, там, все работало хорошо, он книжки читал. Ему подошли, сказали: «Слушай, помой полы». Он сразу такой: «А!», и у него реально заболевает голова. Реально заболевает голова. То есть, это состояние называется истерия. То есть, человек настолько сильно не хочет служить никому, что у него сразу начинает полностью пропадать желание жить. И у него расстраиваются функции в организме сразу. Он сразу плавать стал: «Плохо…». Сердце начинает биться, пот идет. Он говорит: «Слушай, сегодня я мыть полы не буду. Все!» Это идет, вот, как завершающая ступень вот этого самобичевания. То есть, человек уже совсем издевается над собой. Только он не хочет служить никому, только кроме себя. Настолько издевается над собой, что у него начинают функции организма расстраиваться таким образом.

Разговоры на профессиональную тему

00:22:08 [Из зала] [неразборчиво] А как вот, разговоры на профессиональную тему, то есть [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Если во время этого разговора постоянно думаете о том, что, вы хотите служить Богу, тогда это Кришна-катха. А когда разговор на профессиональную тему уходит в ту сторону, где что почем, вот… То есть, это, как бы, когда человек на профессиональную тему… Мы знаем, что Прабхупада говорил на профессиональную тему. Даже фильмы видим, он говорит о бухгалтерии, но при этом видно, что он думает только о Боге в это время. Он конкретно… то есть, это разговор должен быть очень серьезный всегда, на профессиональные темы. Как только начинается болтовня на профессиональную тему, а не серьезный разговор, тогда язык человека уводит в сторону, в сторону политики. Он начинает, там, вот как только начинается обсуждение кого-то во время профессиональных разговоров, как начинает, как только начинаются сплетни, как только начинаются сомнения… то есть, мы обсуждаем профессиональную тему, но, вдруг, начинается сомнение, и это сомнение начинает обсасываться со всех сторон. «Это то… а так может получится, а может, не получится…». Профессиональный разговор означает, что человек обдумал, принял решение и сказал своё мнение. Если кто-то не согласен, хорошо, вот, пускай человек другой скажет своё мнение. И опять они обдумывают, и потом принимают какое-то решение, если они начинают… Ну, могли немножко пообсуждать, но когда это принимает такой запущенный оборот, и это потом уводит в строну, там, какой-то [смеется] крайний находится в результате всех этих бесед. Это уже про праджалпа.
[Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Должен думать, зачем ты этот разговор затеял, вот на эту профессиональную тему? Какой смысл этого разговора? Постоянно думаешь, что ум не уйдет в сторону.

Вопросы о специях

00:24:09 [Из зала] А вот сегодня тема была ещё насчет специй. Три вида специй существует… [неразборчиво], то у меня температура повышается, то ещё что-то. То есть какие-то специи, они обладают какими-то качествами все равно?
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос. То есть, может специя благости у человека плохо перевариваться какая-то, и она вызовет у него состояние невежества. Поэтому я вам предложил, как бы, вариант, как проверять для себя специи с помощью запаха на лекциях в Омске. И там же разбирались, какие специи в благости, какие нет. Также у меня есть методичка по всем продуктам, какие продукты какими качествами характера обладают конкретно. Вы можете просто её себе взять и изучать самостоятельно. Да, мы занимаемся бизнесом, продаем методички. (смеется) У нас сейчас нет, вот, но мы, если вам понадобится, будут заказы — мы напечатаем, и будем распространять.

00:25:26 [Из зала] [Неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Хороший вопрос. Лучше сладкими. Можно, но если, в том случае, если у детей страдает пищеварение. Лучше сладкими специями, потому что у детей, у них, как бы, пищеварение больше в благости находится, пищеварение. Они любят больше сладкое, они любят больше фрукты, они любят больше молочное, это продукты гуны благости. И поэтому специи им тоже только благостные нужны. И даже они любят крупы только в благости. Пшеницу, рис, в основном, дети любят, кукурузу. Это все в благости, как бы. Поэтому надо учитывать особенности организма. Так как ребенок сам, сознание у него находится в тамасе, а ему надо развиваться, то ему требуется очень много благости. Поэтому он воспринимает только все в состоянии радости, когда ему говорят родители. То есть гуны, в гуне благости когда с ним общаются, он все воспринимает. Когда в невежестве с ним общаются, он не воспринимает. Потому что он питается этой благостью, без благости невозможно расти и развиваться невозможно. И он питается продуктами благости, потому что у него растет организм. Он питается весь день, потому что у него весь день растет. Если же мы начинаем весь день питаться продуктами благости, то есть сладкое едим весь день и сладкие специи весь день добавляем, то у нас тоже организм расти начинает, только вширь, а не в высоту. [смеется вместе с залом] В этом заключается разница.

00:26:54 [Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Да, вот детям как раз нужно смешивать молоко с другими продуктами, как Прабхупада описал. «От того, что мы смешиваем молоко с другими продуктами, в этих продуктах повышается гуна благости». Это в Бхагавад-гите есть такое высказывание.
[Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Да, конечно. Только не надо при этом смешивать овощи с фруктами. Если вы смешали овощи с фруктами, и с ними ещё молоко, то это как бы [неразборчиво] (смеется с залом).

00:27:34 [Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Но ведь есть… Правильно. В Индии, кстати, преобладает гуна страсти, потому люди очень сильно чили любят. Но это не значит, что оно способствует духовному прогрессу. Вот. Что касается остроты, то существуют многие острые специи, которые находят преимущество в гунах благости. Это имбирь, мускатный орех. Вот. Потом тот же черный перец, у него достаточно много гуны благости. Ну, то есть можно сделать чатник без чили. То есть однозначно. Есть много специй острых, которые… то есть, я просто сказал против Чили, не против острых специй. Надо, как бы, разграничить эти две вещи. Я против красного перца и чили. Последний вопрос.

00:28:41 [Из зала] Сказано, что [неразборчиво о посте]
[Торсунов О.Г.] Очень хороший вопрос. Существует 2 праздника – это Радхаштами и Джанмаштами. и Шукадева Госвами в Падма-пуране по поводу этих двух праздников так сказал: «Люди, люди, люди, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, поститесь на Джанмаштами и Радхаштами, поститесь на Джанмаштами и Радхаштами, поститесь на Джанмаштами и Радхаштами. И вы несомненно получите великое благо». Это означает, что здесь надо выбросить все теории. Вот, можно обожраться на следующий день, нет проблем. Просто, в этом случае надо просто поститься, и все. Вот в этих двух случаях, как бы. По крайней мере, это авторитетные слова Шукадева Гасвами, что в этих двух случаях надо поститься обязательно, сухой пост держать.
[Из зала] Сухой?
[Торсунов О.Г.] Да. Ну, по крайней мере, пост, хотя бы с водой. Ну, то есть он предложил, как можно сильнее поститься в эти дни.

00:30:11 Харе Кришна, спасибо большое.

транскрибирование:


Анастасия Будашева


| Георгиевск
| Россия

| 03 января 2012

Намасте, каждому желающему разобраться в себе, обрести гармонию или просто приятно провести время! В достижении всех этих целей нам поможет техника Джапа, ниже мы узнаем особенности этой древней практики. Но прежде чем мы перейдем к её освоению, давайте разбираться, что это такое, а также зачем она нужна. Мы ежедневно моем руки, лицо, но забываем, что наше сознание тоже требует своеобразной «чистки».

Медитация помогла мне познать себя…

Иногда ваша духовная деятельность на первый взгляд никак не связана с произошедшими переменами, но нельзя недооценивать эффект от работы со своим внутренним «я». Мне посчастливилось испытать его на себе. На тот момент мои отношения с мужем переживали не лучший период, все шло не так, как мне этого хотелось, он был невнимательным, не ласковым, а я все время была раздражена.

Количество взаимных претензий множилось, а как это исправить я не представляла. Тем временем я начала увлекаться йогой, медитацией, после нескольких месяцев регулярных занятий перемены не заставили себя ждать, в наш дом наконец-то пришла любовь и гармония. Все дело в том, что я обрела состояние духовного равновесия, ушли злость и обиды, вместо вечно уставшей и недовольной фурии появился спокойный, наполненный радостью человек, с которым и взаимодействовать нужно подобающе. С тех пор работа со своими мыслями прочно вошла в мою жизнь.

Особенности джапа медитаций

Особенности техники Джапа

Слово с санскрита переводится как «бормотать», «повторять». В ведической культуре эта техника считается одной из самых могущественных, потому как позволяет проникнуть в сознание Кришны. На четках читается маха-мантра, она состоит из имен бога. Повторение святых имен для верующих – это прямой диалог с Кришной. Поэтому помимо практической пользы, эта практика несет в себе сакральный смысл.

Эту технику можно по праву назвать одной из самых доступных, так как при желании и должном уровне сноровки можно практиковать, даже проходя по оживленной улице. Эта техника во многом схожа с практикой киртан, в которой славят богов посредством пения их имен, группами, под аккомпанемент хлопков, музыкальных инструментов.

Можно читать в специальной позе, или даже просто сидя на стуле с прямой спиной. Можно читать стоя, на ходу, во весь голос, шепотом или про себя, в уединении или группе единомышленников. Самое главное это концентрация внимания. Очень важно осознавать каждое произнесенное слово. Прикосновение пальцев к четкам, монотонное их передвижение помогут телу успокоиться, от вас требуется лишь контроль потока ваших мыслей. Подход к практике может быть совершенно разный, как к религиозному действу, как к способу работы со своими энергиями, или же, как к психологическому инструменту, который позволяет контролировать свое сознание и подсознание. Выбор за Вами! Что Вам даст Джапа медитация:

  1. Соблюдение «ментальной гигиены». То есть очищение вашей головы от плохих мыслей.
  2. Борьба с рассеянностью и отсутствием концентрации.
  3. Развитие осознанности. Вы реже будете совершать действия автоматически.
  4. Улучшение отношений с людьми. Вы станете менее раздражительным и более чутким.
  5. Позитивный взгляд на жизнь и как следствие, пробуждение творческой энергии.
  6. Развивается интуиция, становится проще принимать решения.
  7. Принятие себя. Вы начинаете слышать себя и свои желания, понимать, чего хочет Ваше сердце и как этого добиться.
  8. Просветленное состояние. Повторение имен Кришны наполняет Вас особой, «светлой» энергией.

Кому подходит?

Каких-либо противопоказаний эта техника не имеет и подходит всем, кто хочет, как бы помпезно не прозвучало, изменить свою жизнь. Она поможет стать сбалансированной, гармоничной личностью. Даже 10-20 минут пребывания в просветленном состоянии ежедневно приведут к очищению сознания от негатива, раздражения, старых обид и прочих лишних эмоций.

Единственный нюанс – её религиозный аспект. Не забывайте, что маха-мантра, которая читается при Джапа, воспевает Кришну. В зависимости от вашего вероисповедания, а также личных убеждений, решите, подходит ли вам этот вид медитации.

Эффективность джапа медитации

Правила работы с четками

Четки – незаменимый духовный атрибут, который используется во всех культурах мира. На четках отсчитывают количество произнесенных молитв или мантр, чтобы быть сосредоточенным на духовном аспекте, не отвлекаясь на подсчеты. Кроме того, размеренное движение бусин в руках обладает медитативным действием.

Четки на санскрите называются мала (в переводе «гирлянда»). Они состоят из 108 бусин, 109-я, отличается по размеру, может иметь иные форму и цвет, носит имя Гуру-бид или бусина Кришны. Гуру-бид не участвует, но является стартовой.

При работе с четками нужно помнить:

  1. Их нужно держать в чистоте.
  2. Медитацию или молитву, да и сами Джапа-мала скрывайте от посторонних глаз, так как это сокровенный предмет. Лучше всего читать мантры, перебирая четки внутри специального мешочка с отверстием для указательного пальца.
  3. Их держат в правой руке. В ведической культуре правая рука для «чистых» дел, а левая для «нечистых».
  4. Нельзя класть на пол.
  5. Нельзя брать их грязными руками.
  6. Отсчитывают большим и средним пальцами, а вот касаться их указательным не рекомендуется.
  7. На каждой бусине произносится маха-мантра.
  8. Дойдя до 108-й, вы завершите один круг Джапы. Не отсчитывайте 109-ю и не читайте мантру, разверните четки, так, чтобы 108-я стала первой.

Запреты для практикующих:

  1. Нельзя касаться четок левой рукой.
  2. Не трясите рукой с Джапа-мала во время медитации. В сидячей позе пусть она покоится на колене.
  3. Нельзя практиковать с покрытой головой.
  4. Воздержитесь от приема алкоголя и наркотических веществ. Ваше сознание должно быть не затуманено.
  5. Не читайте голым.
  6. Не занимайтесь практикой лежа.
  7. Воздержитесь от бесед на время практики.

Как читать Джапа. Пошаговая инструкция

Медитацию можно сравнить с ездой на велосипеде, даже если долго изучать теорию и методику, не научишься, пока не сядешь за руль и не начнешь крутить педали, поэтому перейдем непосредственно к делу. Как уже говорилось выше, вы можете принять любое положение тела, даже ходить, но начать все-таки лучше со статичной позы, сидя с прямой спиной.

Первоначально лучше исключить все отвлекающие факторы, потому как сконцентрироваться на одной мысли, не рассеивая внимание совсем не просто. Практикуют рано утром, желательно до восхода солнца, но всемирно известный йогатерапевт мастер Шри Чандран советует подготовиться заранее, то есть очистить свой ум перед отходом ко сну. Для этого:

  1. Побудьте в тишине, постарайтесь успокоить свой внутренний диалог, глубоко, размеренно дышите, расслабьтесь.
  2. Прокрутите мысленно весь свой день, до мельчайших подробностей. Поочередно отпускайте произошедшие за день события. Выбрасывайте их из своей головы.
  3. Вспомните все произошедшие за день неприятности, затем избавьтесь от них, освободите свой разум. Мысли будут приходить снова и это нормально, при ежедневной практике, вы научитесь от них освобождаться.
  4. Ложитесь в кровать и ощутите все свое тело, прислушайтесь к эмоциям. Не пытайтесь воздействовать на него, будьте наблюдателем, почувствуйте себя от головы до стоп. Если все сделать правильно, вы крепко и сладко уснете.

работа с четками при джапа медитации

Пробудившись, начинайте Джапа медитацию

Наденьте комфортную, свободную одежду, найдите тихое, уединенное место. Примите удобную позу, например, падмасана (поза лотоса) или сукхасана («поза удобная для сидения», с перекрещенными голенями). Держите спину прямо, однако постарайтесь не ложиться, потому, как в ранний час вы рискуете уснуть. Старайтесь не перенапрягать тело, слегка напряжены только мышцы спины, помогая держать прямую осанку.

При желании можете включить тихую буддистскую музыку, или же маха-мантру исполненную мастерами, давно практикующими и обладающими особой энергетикой, например аудиозапись Джапы индийского философа, кришнаитского духовного лидера Шрила Прабхупада. Также могу посоветовать немецкую исполнительницу Дэву Превал, её творчество представляет собой синтез стильной музыки и аутентичных мантр. Музыка или голос просветленной личности поможет вам достичь нужного состояния.

Возьмите четки правой рукой, левой можете сделать гьяна мудру (большой и указательный палец образуют круг). Первую бусину возьмите между большим и средним пальцами, прикройте глаза, прислушайтесь к своим ощущениям и читайте маха-мантру про себя, шепотом или громко: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

Старайтесь не убегать в посторонние мысли. Возьмите следующую бусину и снова читайте мантру. Повторяйте, пока не вернетесь к бусине Гуру-бид, это будет окончанием круга Джапа. Начните с одного круга, прислушивайтесь к себе и своим возможностям и постепенно прибавляйте круг за кругом.

  1. Не ждите моментального просветления, имейте терпение.
  2. Старайтесь каждый день выделять время для работы над собой. Буддистская поговорка гласит: «Если у вас есть время, медитируйте 20 минут в день, а если нет – 1 час».
  3. Не начинайте сразу с большого количества кругов, лучше делать один, но каждый день, чем шестнадцать раз в месяц.
  4. Не забывайте про осознанность. Ничего не выйдет, если во время чтения мантры вы будете составлять список дел на день.
  5. Получайте удовольствие!

В заключение

Следуйте этим простым инструкциям и у вас все получится!  Прочитав эту статью, Вы сделали первый шаг к положительным переменам в своей жизни! Продолжайте духовно расти и совершенствоваться. Открывайте для себя новое и познавайте и другие медитативные техники, описание и инструкции к которым вы можете найти на сайте «Тренер мозга». Спасибо за внимание и хорошей практики!

Намасте, уважаемые читатели, на связи Руслан Цвиркун! Сегодня поговорим о Джапа медитации, разберемся что это такое и как ее правильно повторять, а также в приложении к статье можно послушать Джапу Шрилы Прабхупады.
Это очень могущественный метод духовного самоосознания, и я сам лично его практикую уже более 10 лет.

Джапа медитация

Содержание статьи

  • Что такое Джапа медитация?
  • Практика повторения
  • Джапа Мала
    • Сколько кругов повторять
  • Шрила Прабхупада

Что такое Джапа медитация?

Джапа — это индивидуальное повторение мантры или имен Бога.

В древних текстах говорится:

Бхагавад Гита 10.25

махаршинам бхргур ахам
гирам асмй экам акшарам
йаджнанам джапа-йаджно ’сми
стхаваранам хималайах
 
маха-ршинам — среди великих мудрецов;  бхргух — Бхригу;  ахам — Я;  гирам — из звуков;  асми — (Я) есть; экам акшарам — пранава;  йаджнанам — из жертвоприношений;  джапа-йаджнах — повторение святых имен;  асми — (Я) есть;  стхаваранам — из неподвижных;  хималайах — Гималаи.
 
Из великих мудрецов Я Бхригу, а среди звуков Я трансцендентный звук ом. Из жертвоприношений Я джапа [повторение святых имен], а из недвижимого — Гималайские горы.»

Практика повторения

Более 10 лет назад, когда я в первые познакомился с Джапа медитацией, я ощутил необычный опыт. Приведу сравнение, чтобы Вам было боле понятно то, о чем я говорю.

Представьте, что Вы находитесь совершенно одни в огромном холле или зале с хорошей акустикой. И в этот момент если громко закричать, а потом замолчать. Можно будет почувствовать как после этого вокруг создается гробовая тишина. Чувство достаточно необычное. Примерно такое чувство было и у меня при первом опыте Джапа йоги.
Ум всегда находится в движении и беспокойстве, но джапа успокаивает ум и в такие моменты можно ощутить эту тишину.

Во время Джапа медитации необходимо концентрироваться на звуке и на смысле мантры, которую повторяете. Тогда можно получить максимальный эффект.

Залог успеха в джапе — это сосредоточенность. Под сосредоточенностью я подразумеваю спокойный и сконцентрированный ум.Не стоит пытаться сконцентрироваться за счет того, что напрягаете тело. Напряжение, наоборот, мешает концентрации внимания.
Когда тело расслаблено и не испытывает какого — то излишнего дискомфорта, тогда и Ум легче собрать и направить в нужное русло.

При повторении Джапы чаще всего повторяют Маха Мантру, самую могущественную мантру из всех. Но в разных традициях могут использоваться разные мантры.

Джапу можно повторять тремя методами:

  • вслух;
  • шепотом;
  • мысленно.

Более подробно об этом читайте в статье индийские мантры для медитации.

Заниматься Джапа йогой можно как сидя в медитативной асане,

например в позе Лотос — Падманаса, как научиться сидеть читайте тут, так и стоя и даже при ходьбе.

Это чуть ли не единственный вид медитации, который можно практиковать при ходьбе и вообще в любом состоянии и месте.

Джапа Мала

Традиционно джапу повторяют на четках, на джапа мале. Я написал об этом подробный пост и снял видео, о том как правильно медитировать на четках. Там я подробно все объясняю и показываю, рекомендую ознакомиться.

Сколько кругов повторять

Сколько кругов повторять каждый решает сам для себя.
Я начинал повторять Джапу с одного круга в день.Один круг — это 108 бусин на четках, на каждой бусинке повторяется одна мантра. В настоящее время мой минимум — это 16 кругов. Я знаю таких личностей, которые повторяют ежедневно 32 и даже есть такие, кто читает 64 круга.
Вы можете начать с малого и постепенно шаг за шагом двигаться вперед.

Самое важное — это стабильность. Лучше повторять каждый день определенное количество кругов, чем в один день много а в другой день вообще ничего.

Регулярность — это один из секретов успеха для начинающих.
Установив какую — то планку следуйте ей. Например, один круг, но ежедневно не взирая ни на что. Даже если интенсивный график, занятость, работа, учеба, семья и т.д. Перечислять можно долго.
Постепенно утвердившись в этом начинайте увеличивать. Повторяйте два круга, потом три или четыре. Таким образом, можно без особых усилий, очень естественно научиться это делать

Совершенство в Джапе — это сосредоточенность 24 часа в сутки на звуках и смысле мантры, которую повторяют.

Этого достичь не так уж и просто, требуются годы и годы практики. Я встречал в Индии таких личностей, это по настоящему Святые, освобожденные души.

Как я уже говорил, Джапа — это индивидуальная практика, но ее можно практиковать и всем вместе. В одном зале, комнате, лужайке и т.д. Просто практикующие сидят все вместе, но каждый повторяет так, чтобы слышать только самого себя. Повторяя всем вместе, коллективно мы можем слышать как наш сосед повторяет мантру, и это может нам помогать.

Бывает Ум убегает, отвлекается на посторонние вещи, а услышав звуки мантры возвращается сразу же назад.

Еще один из действенных методов, чтобы улучшить повторение — это повторять рядом с теми кто обладает большой погруженностью и вкусом к этой деятельности. Если таких личностей нет рядом, то можно включать аудио запись, с голосом возвышенной личности.

Шрила Прабхупада

Я предлагаю Вашему вниманию послушать  запись джапы Шрилы Прабхупады, Великого индийского святого, философа и ученого.
Включите негромко эту запись, и повторяйте сами. Не старайтесь повторять в такой же манере и ритме. Пусть ваша скорость будет индивидуальна, просто голос Шрилы Прабхупады, под музыку и звуки природы будет помогать Вам в этом.

И еще одна запись с Джапой Шрилы Прабхупады, где он повторяет в быстром темпе.

Если Вам понравилась эта статья поделитесь ей пожалуйста со своими друзьями в социальных сетях и оставляйте свои комментарии.

На сегодня все. Спасибо за Ваше внимание.
С уважением, Руслан Цвиркун.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция слесаря электрика 4 разряда
  • Пергола деревянная своими руками для роз пошаговая инструкция
  • Дибикор инструкция отзывы пациентов принимавших препарат
  • Caterpillar c9 руководство по ремонту pdf
  • Таблетки симетикон с фенхелем инструкция по применению