Ремесленной частью древнерусского города, располагавшейся вокруг центральной части (кремля), был
(*ответ*) посад
слобода
майдан
детинец
Руководство к действию для губернаторов, общее для всех губерний, – это
(*ответ*) наказ
Русская армия, вступив в Первую мировую войну, уже в середине августа 1914 г. начала активные военные действия
(*ответ*) в Восточной Пруссии
на Румынском театре
на Кавказе против Турции
против немецкого флота в Балтийском море
С 1803 года в основу системы образования были положены принципы
(*ответ*) бессословности учебных заведений
(*ответ*) бесплатности обучения на низших ступенях
(*ответ*) преемственности учебных программ
преимуществ в обучении для дворянского сословия
перехода исключительно к платному обучению
использовании в обучении европейских образовательных программ
Северная война России со Швецией, начавшаяся с поражения русской армии под Нарвой, длилась _ год(а)
(*ответ*) 21
30
23
15
Систематическое продвижение русских в Сибирь началось знаменитым походом в Сибирь казацкого атамана
(*ответ*) Ермака Тимофеевича
Степана Разина
Семена Дежнева
Козьмы Минина
Слова: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет уничтожаться снизу», – принадлежат _ II
(*ответ*) Александру
Смутное время (1598-1613) характеризуется
(*ответ*) слабостью государственной власти
(*ответ*) самозванством
(*ответ*) мощными народными выступлениями
возникновением опричнины
расширением границ страны
внешнеполитической активность
Соборным уложением назывался
(*ответ*) свод законов
порядок назначения на должности
законосовещательный орган
литературный памятник
Согласно «Жалованной грамоте дворянству» от 1785 г., к российскому дворянству относились прибалтийские
(*ответ*) бароны
Согласно петровской Табели о рангах, должность президента Коллегии иностранных дел именовалась «_»
(*ответ*) канцлер
Согласно Табели о рангах, высшим военным чином, командовавшим всей пехотой, являлся генерал от
(*ответ*) инфантерии
Согласно Указу 1684 г., принятому по требованию патриарха, выявленных раскольников
(*ответ*) пытать
(*ответ*) казнить
надлежало
ссылать на каторгу
сажать в тюрьму
Соотнесите историков и эпоху, в которой они жили
В.Татищев < эпоха Петра I
С.Соловьев < эпоха буржуазных реформ
А.Шлецер < эпоха русского Просвещения
М.Покровский < эпоха революционных потрясений
Соотнесите органы власти пореформенной России и их функции
Сенат < высший судебный орган
Земское собрание < орган местного самоуправления
Государственный совет < законосовещательный орган
Особый секретный комитет < орган по решению в перспективе крестьянского вопроса
Детали файла
Имя файла: | 1013.03.01;Т-Т.01;1 |
Размер: | 113 Kb |
Дата публикации: | 2015-03-09 03:26:31 |
Описание: | |
Политическая история России — Тест-тренинг
Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов): «Птенцы гнезда Петрова» — это |
|
Для скачивания этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой —> | |
ВНИМАНИЕ: | |
Нажимая на кнопку «Скачать бесплатно» Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с «Правилами сервиса» | |
§ 41. Общее губернское управление¹*
Главным административным органом в губернии по общему правилу являются губернаторы, начальники и правители губерний (Общее Учреждение губерний, ст. 201). Они назначаются именными Высочайшими указами и вместе Высочайшими приказами. Закон не устанавливает никаких условий для назначения на губернаторские должности, ни образовательного, ни служебного ценза. Упоминается только, “что состоящим кандидатами на места губернаторов поручается от министра внутренних дел обозрение губернских правлений, городских и в особенности уездных полиций”’ (ст. 263). Однако, предварительное состояние таким кандидатом не обязательно, и губернатором может быть назначено всякое лицо без каких бы то ни было ограничений.
Функции губернатора двойственны. Он является и общим представителем высшей правительственной власти в губернии и вместе с тем органом министерства внутренних дел. Как представителю высшей правительственной власти, ему принадлежит местный надзор за всеми находящимися в губернии гражданского ведомства административными установлениями и должностными лицами (ст. 271). Но и как орган министерства внутренних дел, он имеет отношение к местным учреждениям всех ведомств. Дело в том, что в заведовании министерства внутренних дел состоят полицейские учреждения, а они служат у нас как бы общим исполнительным органом для всех ведомств. Другие ведомства, по общему правилу, не имеют собственных исполнительных органов, и принудительное осуществление их распоряжений возлагается поэтому на полицию. Губернатору, как начальнику всей местной полиции, принадлежит наблюдение за надлежащим исполнением полицейскими учреждениями требований посторонних ведомств. К этому присоединяется еще обязанность разрешать множество разнообразных вопросов текущего управления по ведомству собственно министерства внутренних дел и председательство во множестве местных присутствий и комитетов; в губернском присутствии, в губернском по воинским делам присутствии, в губернском по питейным делам присутствии, в губернском по земским и городским делам присутствии, в губернском по фабричным делам присутствии, в статистическом комитете, в лесоохранительном комитете, в распорядительном комитете, в приказе общественного призрения, в комиссии народного продовольствия, в особом по почтовым делам присутствии (ст. 264, 265). Кроме того, губернаторы суть вице-президенты попечительных о тюрьмах комитетов, члены особых губернских присутствий по обеспечению православного духовенства, особых присутствий судебных палат (ст. 265, 266), почетные попечители женских гимназий (ст. 273). Таким образом, круг предметов, подлежащих ведению губернатора, представляется крайне обширным, едва ли не чрезмерным.
Как представитель высшей правительственной власти, губернатор: 1) заведует обнародованием законов; 2) осуществляет надзор за всем управлением губернией, и 3) сам издает обязательные постановления в видах правильного и успешного исполнения указаний об общественном благочинии, порядке и безопасности.
Из этих функций самая важная функция надзора. Губернаторский надзор распространяется на административные учреждения в губернии, на всех должностных лиц, на органы земского общественного и сословного самоуправления.
Надзор за деятельностью административных учреждений осуществляется прежде всего посредством т. н. общих обозрений губерний. Они производятся обязательно при вступлении вновь назначенного губернатора в управление губернией (ст. 381) и затем ежегодно или по крайней мере раз в два года (ст. 388). Но губернатор обязан представлять ежегодно, не позже 1 мая следующего за отчетным годом (для отдаленных губерний не позже 7 июля) всеподданнейший отчет (ст. 389). Порядок, срок и форма его устанавливаются с Высочайшего утверждения, испрашиваемого через комитет министров. Кроме общих обозрений, губернатор может производить еще частные и внезапные ревизии (ст. 271). Если вследствие произведенной ревизии или другим путем, например, из частных жалоб, губернатор узнает о каких-либо “действиях, несогласных с законом или противных распоряжениям начальства, он немедленно прекращает сии действия, дает делу надлежащее направление и подвергает виновных взысканию” (ст. 279). Впрочем, это право производить ревизии и исправлять замеченные нарушения законного порядка непосредственными распоряжениями предоставлено губернатору только в отношении к губернскому правлению, уездному и городскому полицейскому управлению, казенной палате, казначействам, управлению государственных имуществ. В случае замеченных беспорядков в других местных учреждениях, например, по части горной, монетной, сельскохозяйственной, контрольной, губернатор не входит ни в какие непосредственные распоряжения, а только поставляет замеченное на вид этим учреждениям (ст. 361, 362); если же замечания губернатора будут оставлены без внимания, и беспорядки не прекратятся, то губернатор доводит о том до сведения высшего над теми учреждениями начальства (ст. 363).
Для осуществления надзора за личным составом служащих в губернии губернатор наделен следующими правами. Во-первых, он имеет право вызывать или приглашать к себе для объяснений “всех служащих в губернии лиц, даже не подчиненных ему в служебном отношении, несмотря на сравнительное их по классу должности или чину старшинство, или на особый характер служебной деятельности, иногда совершенно независимой от влияния административной власти” (ст. 292). Во-вторых, при определении административными учреждениями губернии своею властью чиновников на службу или к должностям, при перемещении с одной должности на другую, а также при замещении должностей по найму, губернатор может заявить, в течение двух недель со дня уведомления его о том, свое несогласие, если признает чиновника неблагонадежным. В случаях несогласия губернатора назначение не может состояться, и губернатор немедленно доводит о том до сведения подлежащего министра (ст. 286). В-третьих, все представления непосредственного начальства о награждении должностных лиц, подчиненных административным губернским учреждениям, кроме контрольных палат, входят в министерства не иначе, как через губернатора (ст. 289).
Надзор за деятельностью органов самоуправления осуществляется губернаторами частью посредством права утверждения должностных лиц, частью в праве не утверждения или опротестования постановлений органов самоуправления. Относительно исполнительных органов земского и городского самоуправления губернаторам предоставлено теперь и право ревизии делопроизводства.
Право издавать обязательные постановления предоставлено губернаторам Положением комитета министров 1876 г. Они могут относиться только к местному благочинию, порядку и безопасности и не должны противоречить существующим законам (ст. 421‑428). Подобное же право по особо перечисленным предметам предоставлено земским собраниям и городским думам, но не иначе, как с утверждения губернатора. В законе прямо оговорено, что по предметам, регулирование которых предоставлено городским думам, губернатор не может издавать постановлений без их участия. Относительно земских собраний такой оговорки не сделано. Но это объясняется тем, что в 1876 г. права земских собраний были в этом отношении крайне ограничены. Изданное постановление немедленно представляется министру внутренних дел, а где они имеются, и генерал-губернаторам, публикуется в губернских ведомостях и сверх того в течение месяца выставляется на видных местах на улицах и в полицейских управлениях и волостных правлениях. Виновные в неисполнении обязательного постановления губернатора подвергаются ответственности по ст. 29 Мир. уст. Частные лица и общественные установления могут приносить жалобы на постановления губернатора Сенату, но подача жалобы не освобождает от обязанности исполнить постановление. Министр внутренних дел и генерал-губернатор могут изменять, дополнять и отменять постановления губернатора.
В том же качестве общего представителя высшей правительственной власти в губернии губернатору в частности предоставлено общее наблюдение за ходом и направлением первоначального обучения (ст. 272), дела об установлении опек над душевнобольными и расточителями (ст. 337‑339), участие в делах казенного управления по ведомству казенных палат (ст. 348—354) и государственных имуществ (ст. 355).
Как орган министерства внутренних дел, губернатор ведает все дела, входящие в компетенцию всего министерства, разрешая их по общему правилу при содействии губернского правления.
В частности сюда относятся: 1) содействие духовному начальству в охранении прав православной церкви и незыблемости самой веры и защита других свободно исповедуемых в империи религий (ст. 298‑300); 2) охрана прав дворянства и надзор за дворянскими собраниями; 3) наблюдение, чтобы сельские обыватели не были подвержены противозаконным наказаниям и поборам и надзор за сельскими и волостными управлениями с правом удаления должностных лиц от должности (ст. 291, 311, 312); 4) наблюдение за иностранцами (ст. 313), за общественною нравственностью (ст. 314), за безопасностью от разбойников и воров, за недопущением беспорядков, за состоящими под надзором (ст. 315‑319), за недопущением открытия противозаконных обществ, с правом, в случае обнаружения в них чего-либо противного государственному порядку и общественной безопасности, довести, однако, об этом до сведения министерства внутренних дел и подлежащего центрального ведомства (ст. 320, 321); 5) попечение о народном продовольствии (ст. 322‑325), о противопожарных мерах (ст. 329, 330), о народном здравии (ст. 333); об общественном призрении (ст. 340‑349).
Власть губернатора вообще только исполнительная. Будучи только оберегателями законов, они не в праве делать новых постановлений, ни отступать от существующих, ни учреждать налогов или сборов какого-либо рода, ни изменять судебных приговоров. Они всеми зависящими от них средствами способствуют утверждению и возвышенно народного благосостояния, но о необыкновенных для сего мерах представляют на разрешение высшего начальства (ст. 274). При исполнении своих обязанностей, в пределах, законами для того начертанных, губернатор должен в точности сообразоваться и с порядком, для каждого рода дел установленным. Они действуют или 1) через губернские правления, или 2) через особые учрежденные для некоторых предметов места, или 3) в делах, не входящих в круг общего управления губернии, а равно и тех, кои не терпят отлагательства или подлежат тайне или же по иным причинам поручены от высшего начальства исключительному их ведению — прямыми от своего лица предписаниями и распоряжениями (ст. 274).
Законодательство наше предусматривает возможность назначения, кроме губернаторов, еще и главных начальников губерний или генерал-губернаторов (ст. 202). Они назначаются по непосредственному избранию и особому личному к ним доверию Государя Императора для заведования одной или несколькими губерниями (ст. 204). В общем они пользуются теми же правами, как губернаторы, но кроме того в отношении к ним установлены следующие особые правила. Во-первых, они имеют право представлять непосредственно на Высочайшее усмотрение о делах управляемого ими края (ст. 238) и получать непосредственно от Государя Императора повеления (ст. 240). Во-вторых, по более важным делам, как представления губернского начальства, так и распоряжения министров направляются не иначе, как через генерал-губернаторов (ст. 241, 242). В-третьих, никакая новая мера или особое распоряжение или новый закон, касающиеся данного края, не могут состояться иначе, как по предварительном истребовании заключения генерал-губернатора (ст. 243, 244). Наконец, в-четвертых, к представлениям о наградах за отличие присоединяется всегда и мнение генерал-губернатора (ст. 245).
При генерал-губернаторе не полагается никаких учреждений, кроме канцелярии и чиновников особых поручений (ст. 258). Как лицо, назначаемое по особому личному доверию Государя, генерал-губернатор в случае болезни или отсутствия замещается другим лицом не иначе, как по особому Высочайшему повелению (ст. 240). Если же это сделано не будет, то во время отсутствия генерал-губернатора губернаторы действуют так же, как и в тех губерниях, где нет главных начальников (ст. 206).
Московский генерал-губернатор обо всем касающемся полицейского управления столицею, а также по всем предметам особенной важности представляет непосредственно Государю Императору (ст. 253, 254). Когда сии дела будут обсуждаться в департаментах Государственного Совета или в комитете министров, он, в случае нахождения в Петербурге, приглашается для пояснения и общего совещания (ст. 254). В городе Москве он имеет первенство перед всеми воинскими начальниками, хотя бы они были старее его в чине, исключая главнокомандующих (ст. 255).
Органами, непосредственно содействующими губернатору в осуществлении его функций, служат губернское правление, канцелярия губернатора и чиновники особых поручений (ст. 658). Губернское правление есть учреждение коллегиальное, иногда самостоятельно решающее дела, но большею частью выполняющее лишь совещательную функцию; кроме того, отдельные чины губернского правления являются докладчиками дел при губернаторе. Канцелярия губернатора есть только подготовляющее и докладывающее учреждение.
По определенно закона, губернское правление есть “высшее в губернии место, управляющее оною, в силу законов, именем Императорского Величества” (ст. 436). Оно подчинено непосредственно Сенату и состоит в ведомстве министерства внутренних дел (ст. 440). Но отсюда не следует заключать, чтобы губернское правление стояло выше или наравне с губернаторскою властью. Напротив, оно есть установление, по общему правилу, только содействующее осуществлению губернаторской власти. Все вообще дела, восходящие к губернатору, кроме отнесенных к ведению губернаторской канцелярии, производятся в губернском правлении (ст. 438, § I, п. 13), и решительное большинство из них разрешается единоличною властью губернатора.
Ведению губернского правления подлежат только административные дела; дел, подлежащих производству судебным порядком, оно не принимает к своему рассмотрению (ст. 439). Власть губернского правления есть полицейская в высшем значении, т. е. судебно-полицейская, распорядительная, исполнительная и понудительная (ст. 467). Оно содействует всей другим управлениям в исполнении законов (ст. 437).
Если губернское правление усмотрит в предписании министра что-либо противное законам или пользам Императорского Величества, то, не делая исполнения, представляет о том, от лица губернатора, тому начальству, от коего распоряжение последовало; в случае же подтверждения — правление представляет о том на разрешение в Правительствующий Сенат. И в том случае, если оно усмотрит что-либо подобное в указе самого Сената, правление представляет о том ему; но если Сенат подтвердит прежнее свое определение, тогда обязано исполнить оное уже безмолвно и непременно (ст. 473).
В случаях важных и чрезвычайных, встретив сомнение и недоразумение в смысле законов, губернское правление, по распоряжению губернатора, приглашает в свое присутствие казенную палату и управление государственных имуществ²*. Составленное на сих основаниях общее присутствие губернских установлений рассуждает и делает постановление большинством голосов: настоит ли сомнение или недоразумение по предложенному предмету? Когда вопрос сей решен будет утвердительно, то губернское правление представляет дело на усмотрение Сената; если же общее присутствие решит, что недоразумения нет, то объясняет, в чем именно должно состоять исполнение, а губернское управление действует на сем основании, донося в том и другом случае Сенату. По вопросам более частным губернское правление может также ограничиться представлением, через губернатора, тому главному начальнику, к ведению которого предмет относится (ст. 474).
Губернскому правлению принадлежит разрешение всех пререканий о подсудности между городскими и уездными административными установлениями данной губернии, а также пререкания, возникшие первоначально в данной губернии с городскими и уездными установлениями другой губернии (ст. 175, 438, § I, п. 5, ст. 469). Пререкания между губернскими установлениями разрешаются, если установления одного ведомства, тем министерством, которому подчинены; если разных ведомств — первым департаментом Сената (ст. 175, пп. 4 и 5).
Затем отдельные дела, производящиеся в губернском правлении, закон (ст. 438) разделяет на семь категорий: 1) общее управление губернии, куда относятся дела о сыске разных людей, все извещения к общенародному сведению, дела по отысканию дворянства, заготовление и рассылка бланков еврейских метрических книг, ревизование и хранение метрических книг раскольников, ведомство лиц, обязанных избрать род жизни, ведомство иностранцев, дела о цехах (Уст. пром., ст. 284); 2) охрана безопасности и общего спокойствия, куда относятся дела о порочных людях, представляемых мещанскими и сельскими обществами в распоряжение правительства, назначение сроков жительства приезжающих евреев, прекращение нищенства и бродяжества, дела о спасенных кораблях и такелажах; 3) охранение народного здравия и меры против прилипчивых болезней по правилам устава врачебного; 4) полиция хозяйственная, как-то: сведения о народонаселении, торговле, промышленности, фабриках, заводах, о состоянии почт, дорог, надзор за исправностью мер и весов, учреждения, переводы, закрытие ярмарок, вызов к торгам; 5) дела строительные и дорожные по правилам уставов строительного и путей сообщения; 6) дела казенного управления: сведения о недоимках и меры к их взысканию; 7) межевая часть и судебное управление: запрещения, арест и продажа имуществ по указам Сената и по приговорам старых судебных мест³*, надзор за исполнением духовных завещаний, в коих включены пожертвования на богоугодные заведения, наблюдение за дворянскими опеками и сиротскими судами, свидетельство душевнобольных, наложение опеки на расточителей.
Губернское правление состоит из общего присутствия и канцелярии (ст. 441). Общее присутствие образуется, под председательством губернатора, из вице-губернатора, советников, губернского врачебного инспектора, губернского инженера, а в помощь ему — губернского архитектора (с совещательным голосом), губернского землемера (кроме губернии Архангельской) и асессора (ст. 442). Все они именуются членами общего присутствия. В тех губерниях, где учреждена тюремная инспекция, в состав общего присутствия входит также и тюремный инспектор (ст. 443). Впрочем, для губернатора не обязательно председательствовать в губернском правлении, за исключением только заседаний общего присутствия губернских палат и особых заседаний правления для свидетельствования сумасшедших (ст. 521). В случае отсутствия губернатора, его заменяет, в качестве председателя, вице-губернатор, но в решении дел имеет один только голос (ст. 485, 522). Вице-губернатор, советники и асессор участвуют в заседаниях по всем делам, а прочие члены общего присутствия только по делам их специальной части (ст. 444). Число советников не определено законом, но оно не может быть менее двух (ст. 445). Один из советников, по представлению губернатора, утверждается министром внутренних дел в звании старшего советника, замещающего в случае надобности вице-губернатора (ст. 458, 488). Асессор может быть по усмотрению министра вовсе не назначаем (ст. 455). По делам об охране общественного здоровья или требующим общих, касающихся различных ведомств единообразных мер к прекращению эпидемий и эпизоотий в общее присутствие могут быть приглашены предводители дворянства, управляющие государственными имуществами, удельным округом, казенною палатою, председатель губернской управы, полицмейстер, городской голова, духовные лица по назначению консистории, помощник врачебного инспектора и другие лица, могущие быть полезными своими познаниями и влиянием (ст. 448, 449). Кроме того, в делах особо важных или чрезвычайных губернатор, если нет главного начальника, может созвать общее присутствие губернских установлений (ст. 280), т. е. губернского правления, казенной палаты и управления государственных имуществ для обсуждения встретившихся недоразумений и сомнений в законе (ст. 474).
Все члены общего присутствия губернского правления, кроме асессора, несут и лично определенные обязанности. Вице-губернатор есть ближайший помощник губернатора и, в случае его отсутствия, исправляет его должность и председательствует вместо него в губернском правлении. На него возлагается сверх того наблюдение за делопроизводством в губернском правлении, в особенности в канцелярии общего присутствия (ст. 480), “председательство в попечительствах над исправительными арестантскими отделениями” (ст. 484). Кроме того, губернатор может поручить ему частное обозрение городских и уездных управлений, донося о том каждый раз министру (ст. 484). Советники заведуют распорядительными отделениями канцелярии губернского управления (ст. 446). Губернский инженер заведует строительным отделением, губернский врачебный инспектор — врачебным, губернский землемер — межевым отделением (губернской чертежной) (ст. 450) и тюремный инспектор — тюремным отделением (ст. 451). Кроме этих отделений, имеется еще канцелярия общего присутствия, состоящая в ведении секретаря (ст. 453). Асессор не управляет никакою отдельною частью, заседает в присутствии с правами члена, но главная его обязанность в том, чтобы заменять отсутствующих советников (ст. 491).
По различию порядка решения дела губернского правления разделяются на три категории: 1) судные, 2) административные первого разряда и 3) административные второго разряда (ст. 493, 496). Дела судные решаются постановлениями присутствия губернского правления по большинству голосов (ст. 495). Когда голоса разделятся поровну, мнение губернатора дает перевес, но если члены, вопреки мнению которых состоялось решение, не могут согласиться с ним, то им не воспрещается донести о том министру внутренних дел и главному начальнику края в семидневный срок (ст. 507). К ним принадлежат: 1) предание суду чиновников, 2) вопросы о подсудности, 3) дела по сомнению в законах, 4) дела по наложению денежных взысканий за упущения по службе и 5) жалобы на медленность в делопроизводстве (ст. 494).
Дела административные первого разряда решаются, говорится в ст. 497, коллегиально постановлениями присутствия, с утверждения губернатора. Но из других статей (506 и 507) видно, что дела эти решаются собственно единолично губернатором только по выслушивании мнения присутствия. Губернатору представляются по этим делам мнения и большинства в составе журнала, и меньшинства в приложении к журналу (ст. 504). В случае несогласия губернатора с постановлением присутствия, он предлагает ему свое мнение (ст. 506). Предложения губернатора по делам административным обязательно принимаются к исполнению (ст. 507).
К делам административным первого разряда относятся: 1) все те из предоставленных правлением распоряжений, которые ограничивают чьи-либо права личные или по имуществу, именно: по учреждению опек, по наложению и снятию запрещений, по назначению в продажу имущества и т. п.; 2) дела, сопряженные с казенным или общественным интересом или отдельных обществ, как-то: определение и увольнение лиц у которых на руках находятся деньги или казенное имущество; сложение недоимок; распоряжения по открытию городов и уездов; 3) из дел, производимых в строительном отделении, те, которые касаются не одной искусственной, но вместе и хозяйственной части, как-то: предположения о необходимых работах, сметы и кондиции на оные, распоряжение к производству торгов, неисправности подрядчиков, по жалобам их на производителей работ, и т. п., а также дела по техническо-полицейскому надзору за правильностью построек, и 4) все вообще дела, которые от генерал-губернатора или губернатора поручено будет обсудить общему присутствию (ст. 497).
Дела административные второго разряда вовсе не вносятся в общее присутствие, а решаются по докладу начальников отделений губернатором, вице-губернатором или самими начальниками (ст. 498). Властью губернатора решаются: 1) дела, касающиеся службы по назначению правительства и по выборам; 2) первоначальные или не терпящие отлагательства распоряжения к охранению народного здравия; по взысканию недоимок; допущение иностранцев к присяге на подданство; разрешение устройства фабрик, заводов, хозяйственных и торговых заведений; открытие типографий и литографий; надзор за книжною торговлею; 3) по врачебному отделению: свидетельствование больных для определения их прав; открытие аптек; определение и увольнение городовых и уездных врачей, и утверждение в правах государственной службы врачей в частных имениях (ст. 499).
Вице-губернатор ведает: 1) переписку, касающуюся самого губернского правления и служащих в нем лиц; 2) исполнение законных предписаний или требований разных мест и лиц; 3) определение, перемещение, увольнение и отпуск канцелярских служителей как правления, так и подведомых ему мест (ст. 500).
Дела, предоставляемые начальникам отделений, относятся к случаям простого исполнения (ст. 501).
Если по какому-либо делу административному второго разряда губернатор сделает какое-нибудь распоряжение, оно производится тем же порядком, как и административные дела первого разряда (ст. 509).
Все вообще дела губернского правления изготовляются к докладу в отделениях и докладываются их начальниками (ст. 492, 502).
При губернском правлении состоят две канцелярии: общего присутствия, под управлением секретаря (ст. 453), и канцелярия губернского правления, разделяющегося на распорядительные отделения, в заведывании советников (ст. 446, 454). Кроме того имеются еще особые отделения: врачебное, строительное, межевое и тюремное, под начальством соответственного врачебного инспектора, губернского инженера, губернского землемера и тюремного инспектора (ст. 451, 454).
Для обсуждения и разрешения специальных вопросов в научном и техническом отношениях по части врачебной, строительной и межевой, в каждом из соответствующих отделений правления, под председательством их начальников, из наличных техников составляются отдельные совещательные присутствия. По усмотрению губернатора в них могут быть приглашены и посторонние врачи, техники-строители и землемеры (ст. 449).
Кроме губернского правления, содействующим губернатору по общему управлению местом служит также губернаторская канцелярия. Но круг дел, в ней производимых, гораздо ограниченнее.
В ней производятся дела по обозрению губернии, по составлению годовых отчетов, земские, о дворянских выборах, дела о печати, дела о движении и употреблении войск, о заграничных паспортах, а также все вообще дела, требующие особой тайны или личного распоряжения губернатора или представляющие особенную экстренность (ст. 430).
В непосредственном заведовании губернатора состоит также образуемый под его председательством и под главным ведением генерал-губернатора губернский статистический комитет, имеющий своей задачей исправное содержание местной административной статистики (ст. 606). Кроме председателя, он состоит из его помощника и членов непременных, действительных, почетных и секретаря (ст. 608). Непременные члены суть: губернский предводитель, вице-губернатор, начальствующие отдельными частями управления в губернии по ведомствам финансов, государственных имуществ, удельному и медицинскому, директора училищ, профессор статистики местного университета, член от духовной консистории и члены от иностранного духовенства, член от ведомства путей сообщения и горного ведомства и городской голова губернского города (ст. 610). Действительные и почетные члены избираются самим комитетом (ст. 612, 614).
В губерниях Архангельской, Астраханской, девяти Западных, Прибалтийских, Ставропольской и в Области войска Донского состоят еще приказы общественного призрения (Уст. общ. призр., ст. 59)⁴*. Они составляются, по Общему Учреждению, под председательством губернатора, из трех заседателей, избираемых по одному от дворянства, от губернского городского общества и сельских обывателей (ст. 66). В приказы, имеющие значительные капиталы, министр внутренних дел⁵*, если признает это нужным, назначает по одному непременному члену (ст. 67). Но и во все вообще приказы он⁵* может вводить таких лиц, которые по должностям своим или по собственному расположению могут быть с пользою употреблены по сей части (ст. 71). Сам приказ в случае надобности может призывать к заседанию уездного предводителя или городского голову (ст. 70).
Все предметы, до приказа относящиеся, рассматриваются в общем его присутствии, и губернатор не может в этих делах ни распоряжаться своим лицом, ни давать приказа к исполнению своих предложений, но должен предлагать все на общее суждение (ст. 82).
По Учреждению 1775 г. все губернские установления, административные и судебные, составляли одно целое. Все они подчинялись двоякому общему надзору: надзору губернатора и надзору губернского прокурора. Но теперь это совершенно изменилось. Местные судебные установления судебными уставами совершенно выделены из общей системы губернских установлений. Теперь нет более губернских судебных мест. Административные губернские установления также потеряли свое прежнее единство. Должность губернского прокурора, с введением судебной реформы и в Сибири, вовсе уничтожилась. Да и непосредственная объединяющая власть губернатора распространяется теперь не на все административные установления губернии, а только на казенную палату и управление государственных имуществ⁶*, только их губернатор может приглашать в общее присутствие губернских установлений, только они сохранили прямую зависимость от губернатора. Некоторые постановления казенной палаты требуют согласия или утверждения губернатора (ст. 348). Например, дела о причислении в оклад лиц, избирающих род жизни, об увольнении из бывшего податного состояния в духовенство (ст. 351), о ценах, состоявшихся на торгах (ст. 352). Кроме того, ему представляются ежегодно ведомости всех дел палаты, решенных и нерешенных, и если он заметит медленность производства, то немедленно доводить до сведения министра финансов (ст. 349). Усмотрев в палате беспорядки и злоупотребления, он в праве делать ей непосредственные предложения к восстановлению порядка (ст. 350). То же право непосредственных предложений принадлежит губернатору и относительно управления государственных имуществ⁶* (ст. 355, п. 2).
Но относительно других административных установлений губернии, не состоящих от него в прямой зависимости, губернатор не входит ни в какие непосредственные распоряжения, а о замеченных злоупотреблениях может только сообщать главному начальству соответствующего ведомства (ст. 362).
Примечания:
1* Славатинский, Исторический очерк губернского управления. 1859. Андреевский. О наместниках, воеводах и губернаторах. 1864. Лохвицкий. Губерния, ее земские и правительственные учреждения. 1864, Градовский. Начала русского государственного права, т. III. Органы местного управления. 1883.
2* [Управления государственных имуществ переименованы в управления земледелия и государственных имуществ].
3* [По указам Сената или по требованиям кредитных установлений. П. 38 ст. 438 по Прод. 1906 г. Старые судебные места повсюду упразднены].
4* В других губерниях они заменяются новыми установлениями, в земских губерниях — земскими учреждениями. [Приказы общественного призрения существуют в губерниях Архангельской, Астраханской, Виленской, Гродненской, Ковенской, Прибалтийских и Ставропольской. Ст. 59 по Прод. 1906 г.].
5* [Начальник главного управления по делам местного хозяйства. Ст. 67 по Прод. 1906 г.].
6* [Управление земледелия и государственных имуществ].
240 лет назад, 18 ноября 1775 г., был издан манифест о новом областном делении России. Российская империя разделилась на 50 губерний. Первые 8 губерний были образованы по указу Петра I в 1708 году. Императрица Екатерина II продолжила реформу. Вместо губерний, уездов и провинций вводилось деление страны на губернии (300-400 тысяч человек) и уезды (20-30 тысяч человек), в основе лежал принцип численности податного населения.
Во главе администрации стоял наместник или генерал-губернатор, подведомственные Сенату и прокурорскому надзору, возглавляемому генерал-прокурором. Во главе уезда стоял капитан-исправник, который выбирался 1 раз в 3 года уездным дворянским собранием. Губернское деление просуществовало в России до 1920-х годов, когда губернии были заменены на области, края и округа.
Областная реформа Петра
С конца 1708 г. Пётр начал осуществлять губернскую реформу. Осуществление этой реформы было вызвано необходимостью совершенствования системы административного деления, которое во многом устарело к началу XVIII века. В XVII веке территория Московского государства делилась на уезды — округа, имевшие с городом тесные хозяйственные связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный из Москвы. Уезды по своему размеру были чрезвычайно неравномерны — иногда очень крупные, иногда очень маленькие. В 1625 году число уездов составляло 146, помимо которых существовали волости. К XVIII веку отношения между центром и провинцией стали крайне сложными и запутанными, а управление уездами из центра — крайне громоздким. Другой важной причиной проведения областной реформы Петра I была необходимость создания новой системы финансирования и материального обеспечения вооруженных сил для успешного ведения войны.
Кроме того, необходимо было укрепить «вертикаль власти». Астраханское восстание и восстание на Дону показали слабость местной власти, её необходимо было укрепить, чтобы главы губерний могли решать подобные проблемы без масштабного вмешательства центра. Губернаторы имели всю полноту военной власти и необходимый военный контингент, чтобы подавить волнения в зародыше без привлечения войск с линии фронта. Губернаторы должны были обеспечить своевременный сбор налогов и податей, набор рекрутов, мобилизовать местное население на трудовую повинность.
Указ от 18 (29) декабря 1708 г. извещал о намерении «для всеобщей пользы учинить 8 губерний и к ним расписать города». Первоначально были созданы Московская, Ингерманландская (позднее Санкт-Петербургская), Смоленская, Киевская, Азовская, Архангелогородская и Сибирская губернии. В 1714 г. из Казанской выделили Нижегородскую и Астраханскую губернии, а в 1713 г. возникла Рижская губерния. Суть реформы была в том, чтобы между старинными уездами и центральными учреждениями в столице, котом непосредственно подчинялась уездная администрация, появилась промежуточная инстанция — губернские учреждения. Это должно было повысить управляемость территориями. Губернии возглавляли губернаторы, наделенные всей полнотой административной, судебной, финансовой и военной власти. Губернаторами царь назначил близких себе людей. В частности, Петербургской губернией управлял Меншиков, Казанскую и Азовскую губернии возглавляли братья Апраксины, Московскую — Стрешнев.
Реформа Петра была «сырой», поспешной. Так, не был определен принцип комплектования губерний. Неизвестно, чем руководствовался царь, когда приписывал тот или иной город к той или иной губернии: размерами губернии, численностью населения или экономическими, географическими факторами и т. д. Губернии были слишком большие, чтобы губернские правления могли эффективно ими управлять. Областная реформа четко не определила место губернской администрации в правительственном механизме России, то есть её отношение к центральным учреждениям и уездной администрации.
В 1719 году царем Петром была проведена ещё одна реформа административного деления. Губернии были разделены на провинции, а провинции, в свою очередь — на дистрикты. Во главе провинции стоял воевода, а во главе дистрикта — земский комиссар. Согласно этой реформе высшей областной единицей Российской империи становилась провинция, а губернии выполняли роль военных округов. В 1719 г. была учреждена Ревельская губерния. 1725 г. Азовская губерния была переименована в Воронежскую.
В 1727 году был произведён пересмотр административно-территориального деления. Дистрикты были упразднены, вместо них снова введены уезды. Границы «старых» дистриктов и «новых» уездов во многих случаях совпадали или почти совпадали. Были образованы Белгородская (выделена из Киевской) и Новгородская (выделена Петербургской) губернии.
В дальнейшем, вплоть до 1775 года, административное устройство оставалось относительно стабильным с тенденцией к разукрупнению. Так, в 1744 году были образованы две новые губернии — Выборгская и Оренбургская. Губернии образовывались в основном на новых территориях, в ряде случаев происходило выделение нескольких провинций старых губерний в новые. К октябрю 1775 года территория России делилась на 23 губернии, 62 провинции и 276 уездов.
Реформа Екатерины II
7 (18) ноября 1775 года был издан указ императрицы Екатерины II «Учреждения для управления губерний», в соответствии с которым в 1775—1785 гг. была проведена коренная реформа административно-территориального деления Российской империи. Реформа привела к разукрупнению губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти. Надо сказать, что при Екатерине губернии обычно назывались «наместничествами».
Необходимость реформы была связана с теми же причинами, что и во времена Петра. Реформа Петра была незавершенной. Необходимо было укрепить местную власть, создать четкую систему. Крестьянская война под предводительство Пугачева также показала необходимость укрепления власти на местах. Дворяне жаловались на слабость местных властей.
Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было решение налоговых и полицейских дел. Кроме того, в основу деления был положен чисто количественный критерий — численность населения. На территории губернии проживало около трехсот-четырехсот тысяч душ, на территории уезда — около двадцати-тридцати тысяч душ. Старые территориальные органы ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.
Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации находился земский исправник (капитан-исправник), избираемый уездным дворянством, и коллегиальный орган управления — нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями передавалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на территории генерал-губернаторства, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайное положение, непосредственно обращаться с докладом к царю.
Таким образом, губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и разукрупнила территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью при Екатерине II были проведены и другие реформы: создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система. Из негативных моментов можно отметить отсутствие экономического значения, рост бюрократического аппарата и сильный рост расходов на него. В целом расходы на содержание бюрократического аппарата за годы правления Екатерины II выросли в 5,6 раз (с 6,5 млн. руб. в 1762 г. до 36,5 млн. руб. в 1796 г.) — намного больше, чем, например, расходы на армию (в 2,6 раза). Это было больше, чем в любое другое царствование в течение XVIII—XIX столетий. Поэтому в дальнейшем систему губернского управления постоянно совершенствовалась.
Надо сказать, что губернское (областное) деление России по территориальному и демографическому принципам имеет больше преимуществ, чем деление СССР и Российской Федерации на автономные республики, края и области. Национальный характер многих республик несет в себе «мину замедленного действия», ведущую к разрушению России. Первая такая катастрофа произошла в 1991. Если с отделением Средней Азии и Закавказья ещё можно смириться, хотя за эти земли наши предки заплатили большую цену, и их утрата больно ударила по военно-стратегической стабильности России, то утрату таких частей Великой России, как Прибалтика, Белая Русь, Малая Русь и Бессарабия, ничем оправдать нельзя. Военно-стратегическая ситуация на западном и северо-западном направлениях резко ухудшилась, по сути, утрачены достижения и победы нескольких столетий. Утрачены исконные земли русского суперэтноса. Суперэтнос русов (русские) стал крупнейшим в мире разделенным народом.
Троцкисты-интернационалисты, создавая национальные республики, подложили под русскую цивилизацию «мину» огромной разрушительной мощи. И процесс не завершен. Национальные республики в составе Российской Федерации — это удар по русскому народу, которому отказано в привилегии развивать свои особенности в особых, «тепличных» условиях и угроза дальнейшего распада. Экономический кризис в России и начало Третьей мировой войны, с втягиванием России в конфликт по разлому Юг — Север, ведут к усугублению внутренних противоречий в РФ, и амбиции этнократических элит и национальных интеллигенций, которые поддерживают из-за рубежа, могут быть весьма опасными для единства страны. Поэтому в перспективе в России необходимо вернуться к территориальному делению, с сохранением только культурной автономии малых народов.
§ 41. Общее губернское управление¹*
Главным административным органом в губернии по общему правилу являются губернаторы, начальники и правители губерний (Общее Учреждение губерний, ст. 201). Они назначаются именными Высочайшими указами и вместе Высочайшими приказами. Закон не устанавливает никаких условий для назначения на губернаторские должности, ни образовательного, ни служебного ценза. Упоминается только, “что состоящим кандидатами на места губернаторов поручается от министра внутренних дел обозрение губернских правлений, городских и в особенности уездных полиций”’ (ст. 263). Однако, предварительное состояние таким кандидатом не обязательно, и губернатором может быть назначено всякое лицо без каких бы то ни было ограничений.
Функции губернатора двойственны. Он является и общим представителем высшей правительственной власти в губернии и вместе с тем органом министерства внутренних дел. Как представителю высшей правительственной власти, ему принадлежит местный надзор за всеми находящимися в губернии гражданского ведомства административными установлениями и должностными лицами (ст. 271). Но и как орган министерства внутренних дел, он имеет отношение к местным учреждениям всех ведомств. Дело в том, что в заведовании министерства внутренних дел состоят полицейские учреждения, а они служат у нас как бы общим исполнительным органом для всех ведомств. Другие ведомства, по общему правилу, не имеют собственных исполнительных органов, и принудительное осуществление их распоряжений возлагается поэтому на полицию. Губернатору, как начальнику всей местной полиции, принадлежит наблюдение за надлежащим исполнением полицейскими учреждениями требований посторонних ведомств. К этому присоединяется еще обязанность разрешать множество разнообразных вопросов текущего управления по ведомству собственно министерства внутренних дел и председательство во множестве местных присутствий и комитетов; в губернском присутствии, в губернском по воинским делам присутствии, в губернском по питейным делам присутствии, в губернском по земским и городским делам присутствии, в губернском по фабричным делам присутствии, в статистическом комитете, в лесоохранительном комитете, в распорядительном комитете, в приказе общественного призрения, в комиссии народного продовольствия, в особом по почтовым делам присутствии (ст. 264, 265). Кроме того, губернаторы суть вице-президенты попечительных о тюрьмах комитетов, члены особых губернских присутствий по обеспечению православного духовенства, особых присутствий судебных палат (ст. 265, 266), почетные попечители женских гимназий (ст. 273). Таким образом, круг предметов, подлежащих ведению губернатора, представляется крайне обширным, едва ли не чрезмерным.
Как представитель высшей правительственной власти, губернатор: 1) заведует обнародованием законов; 2) осуществляет надзор за всем управлением губернией, и 3) сам издает обязательные постановления в видах правильного и успешного исполнения указаний об общественном благочинии, порядке и безопасности.
Из этих функций самая важная функция надзора. Губернаторский надзор распространяется на административные учреждения в губернии, на всех должностных лиц, на органы земского общественного и сословного самоуправления.
Надзор за деятельностью административных учреждений осуществляется прежде всего посредством т. н. общих обозрений губерний. Они производятся обязательно при вступлении вновь назначенного губернатора в управление губернией (ст. 381) и затем ежегодно или по крайней мере раз в два года (ст. 388). Но губернатор обязан представлять ежегодно, не позже 1 мая следующего за отчетным годом (для отдаленных губерний не позже 7 июля) всеподданнейший отчет (ст. 389). Порядок, срок и форма его устанавливаются с Высочайшего утверждения, испрашиваемого через комитет министров. Кроме общих обозрений, губернатор может производить еще частные и внезапные ревизии (ст. 271). Если вследствие произведенной ревизии или другим путем, например, из частных жалоб, губернатор узнает о каких-либо “действиях, несогласных с законом или противных распоряжениям начальства, он немедленно прекращает сии действия, дает делу надлежащее направление и подвергает виновных взысканию” (ст. 279). Впрочем, это право производить ревизии и исправлять замеченные нарушения законного порядка непосредственными распоряжениями предоставлено губернатору только в отношении к губернскому правлению, уездному и городскому полицейскому управлению, казенной палате, казначействам, управлению государственных имуществ. В случае замеченных беспорядков в других местных учреждениях, например, по части горной, монетной, сельскохозяйственной, контрольной, губернатор не входит ни в какие непосредственные распоряжения, а только поставляет замеченное на вид этим учреждениям (ст. 361, 362); если же замечания губернатора будут оставлены без внимания, и беспорядки не прекратятся, то губернатор доводит о том до сведения высшего над теми учреждениями начальства (ст. 363).
Для осуществления надзора за личным составом служащих в губернии губернатор наделен следующими правами. Во-первых, он имеет право вызывать или приглашать к себе для объяснений “всех служащих в губернии лиц, даже не подчиненных ему в служебном отношении, несмотря на сравнительное их по классу должности или чину старшинство, или на особый характер служебной деятельности, иногда совершенно независимой от влияния административной власти” (ст. 292). Во-вторых, при определении административными учреждениями губернии своею властью чиновников на службу или к должностям, при перемещении с одной должности на другую, а также при замещении должностей по найму, губернатор может заявить, в течение двух недель со дня уведомления его о том, свое несогласие, если признает чиновника неблагонадежным. В случаях несогласия губернатора назначение не может состояться, и губернатор немедленно доводит о том до сведения подлежащего министра (ст. 286). В-третьих, все представления непосредственного начальства о награждении должностных лиц, подчиненных административным губернским учреждениям, кроме контрольных палат, входят в министерства не иначе, как через губернатора (ст. 289).
Надзор за деятельностью органов самоуправления осуществляется губернаторами частью посредством права утверждения должностных лиц, частью в праве не утверждения или опротестования постановлений органов самоуправления. Относительно исполнительных органов земского и городского самоуправления губернаторам предоставлено теперь и право ревизии делопроизводства.
Право издавать обязательные постановления предоставлено губернаторам Положением комитета министров 1876 г. Они могут относиться только к местному благочинию, порядку и безопасности и не должны противоречить существующим законам (ст. 421‑428). Подобное же право по особо перечисленным предметам предоставлено земским собраниям и городским думам, но не иначе, как с утверждения губернатора. В законе прямо оговорено, что по предметам, регулирование которых предоставлено городским думам, губернатор не может издавать постановлений без их участия. Относительно земских собраний такой оговорки не сделано. Но это объясняется тем, что в 1876 г. права земских собраний были в этом отношении крайне ограничены. Изданное постановление немедленно представляется министру внутренних дел, а где они имеются, и генерал-губернаторам, публикуется в губернских ведомостях и сверх того в течение месяца выставляется на видных местах на улицах и в полицейских управлениях и волостных правлениях. Виновные в неисполнении обязательного постановления губернатора подвергаются ответственности по ст. 29 Мир. уст. Частные лица и общественные установления могут приносить жалобы на постановления губернатора Сенату, но подача жалобы не освобождает от обязанности исполнить постановление. Министр внутренних дел и генерал-губернатор могут изменять, дополнять и отменять постановления губернатора.
В том же качестве общего представителя высшей правительственной власти в губернии губернатору в частности предоставлено общее наблюдение за ходом и направлением первоначального обучения (ст. 272), дела об установлении опек над душевнобольными и расточителями (ст. 337‑339), участие в делах казенного управления по ведомству казенных палат (ст. 348—354) и государственных имуществ (ст. 355).
Как орган министерства внутренних дел, губернатор ведает все дела, входящие в компетенцию всего министерства, разрешая их по общему правилу при содействии губернского правления.
В частности сюда относятся: 1) содействие духовному начальству в охранении прав православной церкви и незыблемости самой веры и защита других свободно исповедуемых в империи религий (ст. 298‑300); 2) охрана прав дворянства и надзор за дворянскими собраниями; 3) наблюдение, чтобы сельские обыватели не были подвержены противозаконным наказаниям и поборам и надзор за сельскими и волостными управлениями с правом удаления должностных лиц от должности (ст. 291, 311, 312); 4) наблюдение за иностранцами (ст. 313), за общественною нравственностью (ст. 314), за безопасностью от разбойников и воров, за недопущением беспорядков, за состоящими под надзором (ст. 315‑319), за недопущением открытия противозаконных обществ, с правом, в случае обнаружения в них чего-либо противного государственному порядку и общественной безопасности, довести, однако, об этом до сведения министерства внутренних дел и подлежащего центрального ведомства (ст. 320, 321); 5) попечение о народном продовольствии (ст. 322‑325), о противопожарных мерах (ст. 329, 330), о народном здравии (ст. 333); об общественном призрении (ст. 340‑349).
Власть губернатора вообще только исполнительная. Будучи только оберегателями законов, они не в праве делать новых постановлений, ни отступать от существующих, ни учреждать налогов или сборов какого-либо рода, ни изменять судебных приговоров. Они всеми зависящими от них средствами способствуют утверждению и возвышенно народного благосостояния, но о необыкновенных для сего мерах представляют на разрешение высшего начальства (ст. 274). При исполнении своих обязанностей, в пределах, законами для того начертанных, губернатор должен в точности сообразоваться и с порядком, для каждого рода дел установленным. Они действуют или 1) через губернские правления, или 2) через особые учрежденные для некоторых предметов места, или 3) в делах, не входящих в круг общего управления губернии, а равно и тех, кои не терпят отлагательства или подлежат тайне или же по иным причинам поручены от высшего начальства исключительному их ведению — прямыми от своего лица предписаниями и распоряжениями (ст. 274).
Законодательство наше предусматривает возможность назначения, кроме губернаторов, еще и главных начальников губерний или генерал-губернаторов (ст. 202). Они назначаются по непосредственному избранию и особому личному к ним доверию Государя Императора для заведования одной или несколькими губерниями (ст. 204). В общем они пользуются теми же правами, как губернаторы, но кроме того в отношении к ним установлены следующие особые правила. Во-первых, они имеют право представлять непосредственно на Высочайшее усмотрение о делах управляемого ими края (ст. 238) и получать непосредственно от Государя Императора повеления (ст. 240). Во-вторых, по более важным делам, как представления губернского начальства, так и распоряжения министров направляются не иначе, как через генерал-губернаторов (ст. 241, 242). В-третьих, никакая новая мера или особое распоряжение или новый закон, касающиеся данного края, не могут состояться иначе, как по предварительном истребовании заключения генерал-губернатора (ст. 243, 244). Наконец, в-четвертых, к представлениям о наградах за отличие присоединяется всегда и мнение генерал-губернатора (ст. 245).
При генерал-губернаторе не полагается никаких учреждений, кроме канцелярии и чиновников особых поручений (ст. 258). Как лицо, назначаемое по особому личному доверию Государя, генерал-губернатор в случае болезни или отсутствия замещается другим лицом не иначе, как по особому Высочайшему повелению (ст. 240). Если же это сделано не будет, то во время отсутствия генерал-губернатора губернаторы действуют так же, как и в тех губерниях, где нет главных начальников (ст. 206).
Московский генерал-губернатор обо всем касающемся полицейского управления столицею, а также по всем предметам особенной важности представляет непосредственно Государю Императору (ст. 253, 254). Когда сии дела будут обсуждаться в департаментах Государственного Совета или в комитете министров, он, в случае нахождения в Петербурге, приглашается для пояснения и общего совещания (ст. 254). В городе Москве он имеет первенство перед всеми воинскими начальниками, хотя бы они были старее его в чине, исключая главнокомандующих (ст. 255).
Органами, непосредственно содействующими губернатору в осуществлении его функций, служат губернское правление, канцелярия губернатора и чиновники особых поручений (ст. 658). Губернское правление есть учреждение коллегиальное, иногда самостоятельно решающее дела, но большею частью выполняющее лишь совещательную функцию; кроме того, отдельные чины губернского правления являются докладчиками дел при губернаторе. Канцелярия губернатора есть только подготовляющее и докладывающее учреждение.
По определенно закона, губернское правление есть “высшее в губернии место, управляющее оною, в силу законов, именем Императорского Величества” (ст. 436). Оно подчинено непосредственно Сенату и состоит в ведомстве министерства внутренних дел (ст. 440). Но отсюда не следует заключать, чтобы губернское правление стояло выше или наравне с губернаторскою властью. Напротив, оно есть установление, по общему правилу, только содействующее осуществлению губернаторской власти. Все вообще дела, восходящие к губернатору, кроме отнесенных к ведению губернаторской канцелярии, производятся в губернском правлении (ст. 438, § I, п. 13), и решительное большинство из них разрешается единоличною властью губернатора.
Ведению губернского правления подлежат только административные дела; дел, подлежащих производству судебным порядком, оно не принимает к своему рассмотрению (ст. 439). Власть губернского правления есть полицейская в высшем значении, т. е. судебно-полицейская, распорядительная, исполнительная и понудительная (ст. 467). Оно содействует всей другим управлениям в исполнении законов (ст. 437).
Если губернское правление усмотрит в предписании министра что-либо противное законам или пользам Императорского Величества, то, не делая исполнения, представляет о том, от лица губернатора, тому начальству, от коего распоряжение последовало; в случае же подтверждения — правление представляет о том на разрешение в Правительствующий Сенат. И в том случае, если оно усмотрит что-либо подобное в указе самого Сената, правление представляет о том ему; но если Сенат подтвердит прежнее свое определение, тогда обязано исполнить оное уже безмолвно и непременно (ст. 473).
В случаях важных и чрезвычайных, встретив сомнение и недоразумение в смысле законов, губернское правление, по распоряжению губернатора, приглашает в свое присутствие казенную палату и управление государственных имуществ²*. Составленное на сих основаниях общее присутствие губернских установлений рассуждает и делает постановление большинством голосов: настоит ли сомнение или недоразумение по предложенному предмету? Когда вопрос сей решен будет утвердительно, то губернское правление представляет дело на усмотрение Сената; если же общее присутствие решит, что недоразумения нет, то объясняет, в чем именно должно состоять исполнение, а губернское управление действует на сем основании, донося в том и другом случае Сенату. По вопросам более частным губернское правление может также ограничиться представлением, через губернатора, тому главному начальнику, к ведению которого предмет относится (ст. 474).
Губернскому правлению принадлежит разрешение всех пререканий о подсудности между городскими и уездными административными установлениями данной губернии, а также пререкания, возникшие первоначально в данной губернии с городскими и уездными установлениями другой губернии (ст. 175, 438, § I, п. 5, ст. 469). Пререкания между губернскими установлениями разрешаются, если установления одного ведомства, тем министерством, которому подчинены; если разных ведомств — первым департаментом Сената (ст. 175, пп. 4 и 5).
Затем отдельные дела, производящиеся в губернском правлении, закон (ст. 438) разделяет на семь категорий: 1) общее управление губернии, куда относятся дела о сыске разных людей, все извещения к общенародному сведению, дела по отысканию дворянства, заготовление и рассылка бланков еврейских метрических книг, ревизование и хранение метрических книг раскольников, ведомство лиц, обязанных избрать род жизни, ведомство иностранцев, дела о цехах (Уст. пром., ст. 284); 2) охрана безопасности и общего спокойствия, куда относятся дела о порочных людях, представляемых мещанскими и сельскими обществами в распоряжение правительства, назначение сроков жительства приезжающих евреев, прекращение нищенства и бродяжества, дела о спасенных кораблях и такелажах; 3) охранение народного здравия и меры против прилипчивых болезней по правилам устава врачебного; 4) полиция хозяйственная, как-то: сведения о народонаселении, торговле, промышленности, фабриках, заводах, о состоянии почт, дорог, надзор за исправностью мер и весов, учреждения, переводы, закрытие ярмарок, вызов к торгам; 5) дела строительные и дорожные по правилам уставов строительного и путей сообщения; 6) дела казенного управления: сведения о недоимках и меры к их взысканию; 7) межевая часть и судебное управление: запрещения, арест и продажа имуществ по указам Сената и по приговорам старых судебных мест³*, надзор за исполнением духовных завещаний, в коих включены пожертвования на богоугодные заведения, наблюдение за дворянскими опеками и сиротскими судами, свидетельство душевнобольных, наложение опеки на расточителей.
Губернское правление состоит из общего присутствия и канцелярии (ст. 441). Общее присутствие образуется, под председательством губернатора, из вице-губернатора, советников, губернского врачебного инспектора, губернского инженера, а в помощь ему — губернского архитектора (с совещательным голосом), губернского землемера (кроме губернии Архангельской) и асессора (ст. 442). Все они именуются членами общего присутствия. В тех губерниях, где учреждена тюремная инспекция, в состав общего присутствия входит также и тюремный инспектор (ст. 443). Впрочем, для губернатора не обязательно председательствовать в губернском правлении, за исключением только заседаний общего присутствия губернских палат и особых заседаний правления для свидетельствования сумасшедших (ст. 521). В случае отсутствия губернатора, его заменяет, в качестве председателя, вице-губернатор, но в решении дел имеет один только голос (ст. 485, 522). Вице-губернатор, советники и асессор участвуют в заседаниях по всем делам, а прочие члены общего присутствия только по делам их специальной части (ст. 444). Число советников не определено законом, но оно не может быть менее двух (ст. 445). Один из советников, по представлению губернатора, утверждается министром внутренних дел в звании старшего советника, замещающего в случае надобности вице-губернатора (ст. 458, 488). Асессор может быть по усмотрению министра вовсе не назначаем (ст. 455). По делам об охране общественного здоровья или требующим общих, касающихся различных ведомств единообразных мер к прекращению эпидемий и эпизоотий в общее присутствие могут быть приглашены предводители дворянства, управляющие государственными имуществами, удельным округом, казенною палатою, председатель губернской управы, полицмейстер, городской голова, духовные лица по назначению консистории, помощник врачебного инспектора и другие лица, могущие быть полезными своими познаниями и влиянием (ст. 448, 449). Кроме того, в делах особо важных или чрезвычайных губернатор, если нет главного начальника, может созвать общее присутствие губернских установлений (ст. 280), т. е. губернского правления, казенной палаты и управления государственных имуществ для обсуждения встретившихся недоразумений и сомнений в законе (ст. 474).
Все члены общего присутствия губернского правления, кроме асессора, несут и лично определенные обязанности. Вице-губернатор есть ближайший помощник губернатора и, в случае его отсутствия, исправляет его должность и председательствует вместо него в губернском правлении. На него возлагается сверх того наблюдение за делопроизводством в губернском правлении, в особенности в канцелярии общего присутствия (ст. 480), “председательство в попечительствах над исправительными арестантскими отделениями” (ст. 484). Кроме того, губернатор может поручить ему частное обозрение городских и уездных управлений, донося о том каждый раз министру (ст. 484). Советники заведуют распорядительными отделениями канцелярии губернского управления (ст. 446). Губернский инженер заведует строительным отделением, губернский врачебный инспектор — врачебным, губернский землемер — межевым отделением (губернской чертежной) (ст. 450) и тюремный инспектор — тюремным отделением (ст. 451). Кроме этих отделений, имеется еще канцелярия общего присутствия, состоящая в ведении секретаря (ст. 453). Асессор не управляет никакою отдельною частью, заседает в присутствии с правами члена, но главная его обязанность в том, чтобы заменять отсутствующих советников (ст. 491).
По различию порядка решения дела губернского правления разделяются на три категории: 1) судные, 2) административные первого разряда и 3) административные второго разряда (ст. 493, 496). Дела судные решаются постановлениями присутствия губернского правления по большинству голосов (ст. 495). Когда голоса разделятся поровну, мнение губернатора дает перевес, но если члены, вопреки мнению которых состоялось решение, не могут согласиться с ним, то им не воспрещается донести о том министру внутренних дел и главному начальнику края в семидневный срок (ст. 507). К ним принадлежат: 1) предание суду чиновников, 2) вопросы о подсудности, 3) дела по сомнению в законах, 4) дела по наложению денежных взысканий за упущения по службе и 5) жалобы на медленность в делопроизводстве (ст. 494).
Дела административные первого разряда решаются, говорится в ст. 497, коллегиально постановлениями присутствия, с утверждения губернатора. Но из других статей (506 и 507) видно, что дела эти решаются собственно единолично губернатором только по выслушивании мнения присутствия. Губернатору представляются по этим делам мнения и большинства в составе журнала, и меньшинства в приложении к журналу (ст. 504). В случае несогласия губернатора с постановлением присутствия, он предлагает ему свое мнение (ст. 506). Предложения губернатора по делам административным обязательно принимаются к исполнению (ст. 507).
К делам административным первого разряда относятся: 1) все те из предоставленных правлением распоряжений, которые ограничивают чьи-либо права личные или по имуществу, именно: по учреждению опек, по наложению и снятию запрещений, по назначению в продажу имущества и т. п.; 2) дела, сопряженные с казенным или общественным интересом или отдельных обществ, как-то: определение и увольнение лиц у которых на руках находятся деньги или казенное имущество; сложение недоимок; распоряжения по открытию городов и уездов; 3) из дел, производимых в строительном отделении, те, которые касаются не одной искусственной, но вместе и хозяйственной части, как-то: предположения о необходимых работах, сметы и кондиции на оные, распоряжение к производству торгов, неисправности подрядчиков, по жалобам их на производителей работ, и т. п., а также дела по техническо-полицейскому надзору за правильностью построек, и 4) все вообще дела, которые от генерал-губернатора или губернатора поручено будет обсудить общему присутствию (ст. 497).
Дела административные второго разряда вовсе не вносятся в общее присутствие, а решаются по докладу начальников отделений губернатором, вице-губернатором или самими начальниками (ст. 498). Властью губернатора решаются: 1) дела, касающиеся службы по назначению правительства и по выборам; 2) первоначальные или не терпящие отлагательства распоряжения к охранению народного здравия; по взысканию недоимок; допущение иностранцев к присяге на подданство; разрешение устройства фабрик, заводов, хозяйственных и торговых заведений; открытие типографий и литографий; надзор за книжною торговлею; 3) по врачебному отделению: свидетельствование больных для определения их прав; открытие аптек; определение и увольнение городовых и уездных врачей, и утверждение в правах государственной службы врачей в частных имениях (ст. 499).
Вице-губернатор ведает: 1) переписку, касающуюся самого губернского правления и служащих в нем лиц; 2) исполнение законных предписаний или требований разных мест и лиц; 3) определение, перемещение, увольнение и отпуск канцелярских служителей как правления, так и подведомых ему мест (ст. 500).
Дела, предоставляемые начальникам отделений, относятся к случаям простого исполнения (ст. 501).
Если по какому-либо делу административному второго разряда губернатор сделает какое-нибудь распоряжение, оно производится тем же порядком, как и административные дела первого разряда (ст. 509).
Все вообще дела губернского правления изготовляются к докладу в отделениях и докладываются их начальниками (ст. 492, 502).
При губернском правлении состоят две канцелярии: общего присутствия, под управлением секретаря (ст. 453), и канцелярия губернского правления, разделяющегося на распорядительные отделения, в заведывании советников (ст. 446, 454). Кроме того имеются еще особые отделения: врачебное, строительное, межевое и тюремное, под начальством соответственного врачебного инспектора, губернского инженера, губернского землемера и тюремного инспектора (ст. 451, 454).
Для обсуждения и разрешения специальных вопросов в научном и техническом отношениях по части врачебной, строительной и межевой, в каждом из соответствующих отделений правления, под председательством их начальников, из наличных техников составляются отдельные совещательные присутствия. По усмотрению губернатора в них могут быть приглашены и посторонние врачи, техники-строители и землемеры (ст. 449).
Кроме губернского правления, содействующим губернатору по общему управлению местом служит также губернаторская канцелярия. Но круг дел, в ней производимых, гораздо ограниченнее.
В ней производятся дела по обозрению губернии, по составлению годовых отчетов, земские, о дворянских выборах, дела о печати, дела о движении и употреблении войск, о заграничных паспортах, а также все вообще дела, требующие особой тайны или личного распоряжения губернатора или представляющие особенную экстренность (ст. 430).
В непосредственном заведовании губернатора состоит также образуемый под его председательством и под главным ведением генерал-губернатора губернский статистический комитет, имеющий своей задачей исправное содержание местной административной статистики (ст. 606). Кроме председателя, он состоит из его помощника и членов непременных, действительных, почетных и секретаря (ст. 608). Непременные члены суть: губернский предводитель, вице-губернатор, начальствующие отдельными частями управления в губернии по ведомствам финансов, государственных имуществ, удельному и медицинскому, директора училищ, профессор статистики местного университета, член от духовной консистории и члены от иностранного духовенства, член от ведомства путей сообщения и горного ведомства и городской голова губернского города (ст. 610). Действительные и почетные члены избираются самим комитетом (ст. 612, 614).
В губерниях Архангельской, Астраханской, девяти Западных, Прибалтийских, Ставропольской и в Области войска Донского состоят еще приказы общественного призрения (Уст. общ. призр., ст. 59)⁴*. Они составляются, по Общему Учреждению, под председательством губернатора, из трех заседателей, избираемых по одному от дворянства, от губернского городского общества и сельских обывателей (ст. 66). В приказы, имеющие значительные капиталы, министр внутренних дел⁵*, если признает это нужным, назначает по одному непременному члену (ст. 67). Но и во все вообще приказы он⁵* может вводить таких лиц, которые по должностям своим или по собственному расположению могут быть с пользою употреблены по сей части (ст. 71). Сам приказ в случае надобности может призывать к заседанию уездного предводителя или городского голову (ст. 70).
Все предметы, до приказа относящиеся, рассматриваются в общем его присутствии, и губернатор не может в этих делах ни распоряжаться своим лицом, ни давать приказа к исполнению своих предложений, но должен предлагать все на общее суждение (ст. 82).
По Учреждению 1775 г. все губернские установления, административные и судебные, составляли одно целое. Все они подчинялись двоякому общему надзору: надзору губернатора и надзору губернского прокурора. Но теперь это совершенно изменилось. Местные судебные установления судебными уставами совершенно выделены из общей системы губернских установлений. Теперь нет более губернских судебных мест. Административные губернские установления также потеряли свое прежнее единство. Должность губернского прокурора, с введением судебной реформы и в Сибири, вовсе уничтожилась. Да и непосредственная объединяющая власть губернатора распространяется теперь не на все административные установления губернии, а только на казенную палату и управление государственных имуществ⁶*, только их губернатор может приглашать в общее присутствие губернских установлений, только они сохранили прямую зависимость от губернатора. Некоторые постановления казенной палаты требуют согласия или утверждения губернатора (ст. 348). Например, дела о причислении в оклад лиц, избирающих род жизни, об увольнении из бывшего податного состояния в духовенство (ст. 351), о ценах, состоявшихся на торгах (ст. 352). Кроме того, ему представляются ежегодно ведомости всех дел палаты, решенных и нерешенных, и если он заметит медленность производства, то немедленно доводить до сведения министра финансов (ст. 349). Усмотрев в палате беспорядки и злоупотребления, он в праве делать ей непосредственные предложения к восстановлению порядка (ст. 350). То же право непосредственных предложений принадлежит губернатору и относительно управления государственных имуществ⁶* (ст. 355, п. 2).
Но относительно других административных установлений губернии, не состоящих от него в прямой зависимости, губернатор не входит ни в какие непосредственные распоряжения, а о замеченных злоупотреблениях может только сообщать главному начальству соответствующего ведомства (ст. 362).
Примечания:
1* Славатинский, Исторический очерк губернского управления. 1859. Андреевский. О наместниках, воеводах и губернаторах. 1864. Лохвицкий. Губерния, ее земские и правительственные учреждения. 1864, Градовский. Начала русского государственного права, т. III. Органы местного управления. 1883.
2* [Управления государственных имуществ переименованы в управления земледелия и государственных имуществ].
3* [По указам Сената или по требованиям кредитных установлений. П. 38 ст. 438 по Прод. 1906 г. Старые судебные места повсюду упразднены].
4* В других губерниях они заменяются новыми установлениями, в земских губерниях — земскими учреждениями. [Приказы общественного призрения существуют в губерниях Архангельской, Астраханской, Виленской, Гродненской, Ковенской, Прибалтийских и Ставропольской. Ст. 59 по Прод. 1906 г.].
5* [Начальник главного управления по делам местного хозяйства. Ст. 67 по Прод. 1906 г.].
6* [Управление земледелия и государственных имуществ].
Отечественная история
Верны ли определения? А) Друзья молодости Александра I имели неофициальное название Государственный совет В) Друзья молодости Александра I имели неофициальное название Негласный комитет
Отечественная история
Укажите хронологическую последовательность правлений императоров эпохи дворцовых переворотов
Отечественная история
Укажите правильную хронологическую последовательность важнейших событий в правление Ивана III
Иван III стал именоваться государем всея Руси
битва на реке Шелони между войсками Москвы и Новгорода
создание первого государственного учреждения — Казны
принятие нового свода законов — Судебника
Отечественная история
Смутное время (1598-1613) характеризуется
мощными народными выступлениями
внешнеполитической активность
расширением границ страны
слабостью государственной власти
Отечественная история
При объединении в 1237 г. Ордена меченосцев и Тевтонского ордена образовался _________________ орден
Отечественная история
В 1818 г. были изданы первые ____ томов «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина
Отечественная история
Установите хронологию присоединения городов к Московскому княжеству в период правления Ивана III Васильевича
Отечественная история
После второго раздела Польши в 1793 г. Россия получила
центральную часть Белоруссии с Минском
Восточную Белоруссию по Западной Двине
Отечественная история
Сроки поиска беглых крестьян и возвращение их феодалам назывались ____________ лета
Отечественная история
Согласно петровской Табели о рангах, должность президента Коллегии иностранных дел именовалась «__________»
Отечественная история
За составление Свода законов Российской империи Николай I воздал государственные почести
Отечественная история
Укажите правильную хронологическую последовательность событий Смутного времени
второе (нижегородское) оплчение
Отечественная история
Соотнесите историков и эпоху, в которой они жили
эпоха русского Просвещения
эпоха революционных потрясений
Отечественная история
Исследовательские экспедиции, организованные Петром I, впервые нанесли на карты _____________ море, о существовании которого не знали в Европе
Отечественная история
Определяемый «Русской правдой» штраф в пользу семьи убитого, призванный заменить кровную весть, — это