Руководство играми занимательного характера

Доклад на родительском собрании

«Руководство играми занимательного характера»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34»

Чиркова И.В.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание.

Дидактическая игра является наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность детей в игре и желание играть необходимо использовать у детей и направить в целях решения определенных задач в развитии детей. Задача родителей состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу для воображения, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Для развития познавательного интереса к математике необходимо использовать красочные дидактические игры.

Знакомя детей с цифрами, даем возможность детям поиграть в различные игры. Такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаем детям такие задания, как назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, названия сказок, где бы присутствовала цифра. Например: «Семь Семеонов», «Два жадных медвежонка», «Три поросенка», « 7 раз отмерь и один раз отрежь» и т. д.

Можно использовать такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» — здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь предмет, что развивает фантазию детей.

Детям можно предложить игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, парами, используют свое тело.

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру «Пара слов». Например, родитель говорит слово «круг», дети называют предмет похожий на круг — руль, колесо, квадрат — картина, коробка, овал — яйцо, дыня и т. д. И наоборот, родитель называет предмет, дети — форму. Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» — здесь дети называют и показывают не только лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит. Также используем такие игры, как «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Блоки Дьенеша». Дети выкладывают фигурки по образцу и по памяти. Закрепляем геометрические фигуры в играх «Геометрическое лото», «Кодирование фигур».

Кроме того можно использовать различные кроссворды. головоломки, компьютерные игры развивающего характера, парные картинки на определенное соответствие (например: части суток, времена года).

Детей не рекомендуется насильно принуждать к играм, их необходимо заинтересовать, вместе с ними играть.

«Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности и дома»

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

        Существуют разные виды  

занимательных математических игр и упражнений.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,  присущая  занимательной   задаче, интересна детям. Желание достичь цели — составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат — стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения,  доведения начатого дела до конца, поиск  ответа до получения результата).

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности.  Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

    Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств  личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути,  способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль над ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Тангирам»и др.).

Работу с родителями и детьми следует вести одновременно. Этим будет обеспеченно разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучение их способам поиска ответа, решения.

Формы и методы работы с родителями по данной проблеме могут быть разнообразными: тематические родительские собрания, беседы и консультации, просмотр игр детей, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике, пропаганда знаний о роли занимательного материала.

  1. Что такое занимательный математический материал?

Воспитатель, знакомя родителей с занимательным математическим материалом (в общих чертах), подчеркивает его игровой характер, вызывающий интерес к нему детей и взрослых. Он перечисляет виды занимательных игр, упражнений, доступных детям дошкольного возраста. Говорит об играх с математическим содержанием, дает рекомендации по их изготовлению вместе с детьми или советы, какие игры можно купить в магазине.

2. Руководство играми занимательного характера.

Здесь уместно рассказать о том, как учить детей воспринимать умственную задачу, представленную в игре, анализировать условия, исходные данные, обучать поисковым действиям через выдвижения предположения, апробирование разных путей поиска ответа, способа доказательства правильного или ошибочного хода поиска. Важно указать при этом на недопустимость сообщения детям готового ответа, а также порицаний высказываний недовольства.

В руководстве деятельности детей важна опора на наглядность.

Возможны и частичная подсказка, одобрение правильного пути поиска, поощрение ребенка.

Родителям следует давать конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр: головоломок с палочками, логических упражнений и др. Учитывая индивидуальные возможности ребенка, воспитатель дает советы родителям по организации той или иной игры. При этом он напоминает цель руководства: учить ребенка последовательным действиям, умению планировать их в уме, приучать к умственному труду и др.

3. Значение занимательного математического материала для   всестороннего развития детей.

     Воспитатель раскрывает роль игр в развитии наглядно-образного и логического мышления, сообразительности, смекалки, познавательных интересов, личностных качеств (целенаправленности, поисковых практических и умственных действий, настойчивости, самостоятельности).

4. Роль занимательного математического материала в подготовке к школе.

 Родителей необходимо ознакомить с показателями готовности детей к школьному обучению. Целесообразно организовать выступление учителя начальных классов. В беседе с родителями занимательный материал должен быть представлен (наряду с другими) В качестве одного из средств подготовки детей к обучению в школе. Необходимо показать его воздействие на ребят при соответствующем руководстве со стороны взрослого: воспитание умения сосредоточенно думать, развитие способности к длительному умственному напряжению и других качеств личности старшего дошкольника.

При подведении итогов педагог подчеркивает своеобразие мыслительной деятельности детей, говорит об индивидуальности каждого ребенка, развивающем влиянии игр, необходимости организации этой работы в условиях семьи.

Можно познакомить родителей с развивающими играми семьи Никитиных. Воспитатель демонстрирует такие игры, как «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кирпичики», «Кубики для всех» и др., рассказывает о том, как их можно организовать дома, напоминает о необходимости последовательного усложнения требований к детям. Педагог стремится вызвать у родителей желание самим изготовлять и разрабатывать такие игры.

В уголок для родителей воспитатель помещает информацию ( в определенной системе) о значении занимательных игр, приемах руководства ими, дает описание способов их изготовления. Здесь желательно помещать также чертежи игрового материала, обзор книг, статей по данной проблеме.

Работа воспитателей с родителями по такой форме организации досуга детей, как занимательные игры, способствует формированию у родителей творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.

Работа с родителями в этом направлении явится одним из аспектов педагогического всеобуча.

Автор:Смолина Татьяна Анатольевна

Место работы: МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик» города Чебоксары Чувашской Республики

Должность:воспитатель

Консультация «Руководство играми занимательного характера»

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание.

Дидактическая игра является наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность детей в игре и желание играть необходимо использовать у детей и направить в целях решения определенных задач в развитии детей. Задача родителей состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу для воображения, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Для развития познавательного интереса к математике необходимо использовать красочные дидактические игры.

Знакомя детей с цифрами, даем возможность детям поиграть в различные игры. Такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаем детям такие задания, как назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, названия сказок, где бы присутствовала цифра («Один в поле не воин», «Два жадных медвежонка», «Три поросенка», « 7 раз отмерь и один раз отрежь» и т. д.). Часто используем такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» — здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь предмет, что развивает фантазию детей. Также детям очень нравится игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, парами, используют свое тело. Очень нравится детям дидактический материал под названием «Игры Воскобовича» — «Геоконт». В ней дети с удовольствием составляют различные цифры, фигуры с помощью резинок и гвоздиков, в ней закрепляются знания цифр и цветов.

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру «Пара слов». Например, воспитатель говорит слово «круг», дети называют предмет похожий на круг — руль, колесо, квадрат — картина, окно, овал — яйцо, огурец и т. д. И наоборот, воспитатель называет предмет, дети — форму. Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» — здесь дети называют и показывают не только лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит. Также используем такие игры, как «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Блоки Дьенеша». Дети выкладывают фигурки по образцу и по памяти. Закрепляем геометрические фигуры в играх «Геометрическое лото», «Кодирование фигур».

Очень часто используем игры с палочками. Сначала даем простые задания – выложить узор по образцу, на память. Затем задание усложняется – составить два равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат из двух палочек (используя угол стола).

Можно использовать в работе с детьми по формированию количественных представлений такие игры, как «Чет-нечет», «Назови число на единицу больше (меньше). Интересно проходят игры «Сколько нас без одного», «Какое число я задумала». При изучении чисел второго десятка можно использовать игры «Кто знает, пусть дальше считает», «Какие числа пропущены», «Назови соседей».

При формировании циклических представлений детям можно предложить такие игры, как «Что сначала, что потом», «Раскрась, продолжая закономерность», «Какая фигура будет последней» и т. д.

Очень часто используем задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Их не следует решать как обычные задачи. Для решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Они побуждают детей к рассуждению, заставляют мыслить, находить ответ, используя уже имеющиеся знания. Такие задачи-шутки используем в проведении математических досугов. Например, «Сколько орехов в пустом стакане?», «Сколько лап у двух медвежат?».

Также в работе с детьми для решения математических задач используем развивающую игру «Палочки Кюизенера». Каждая палочка обозначает какое-либо число и различается по цвету. Дети учатся различать цвета палочек и запоминают, какая из них какое число обозначает. Например, один – белая палочка, три – голубая. В играх с палочками Кюизенера у детей развиваются мышление, внимание, память, сообразительность и смекалка.

В заключении хочется сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры. Обучение не покажется им трудным и скучным.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/322813-konsultacija-rukovodstvo-igrami-zanimatelnogo

Использование занимательного и дидактического материала в работе с детьми

Автор: Мусиец Татьяна Николаевна

Организация: МБДОУ д/с №30

Населенный пункт: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск

Введение.

Детство- это период усиленного развития, воспитания, обучения.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования, социальный заказ общества требует детей раскрепощенных, с хорошо развитыми коммуникативными способностями, с развитой речью, толерантных, социально значимых и уверенных в своих силах.

Актуальность выбранной темы:

Известно, что особая роль в развитии ребенка состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В ребенке заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы. Поэтому, всесторонне развитие ребенка по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования, и очень важно подобрать не только программу и методики обучения, но и дидактический материал, который будет являться пособиями, элементами и игры и творчества. Его использование оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям в дальнейшем развитии. Развитие и обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, пособий, демонстрационного и раздаточного материала. Использование дидактического материала дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

Научность опыта

Проблема использования дидактического материала в педагогическом процессе имеет давнюю историю. В классических системах воспитания ВФ.Фребеля и М.Монтессори к подбору занимательного материала отводилось центральное место, как основе всего содержания учебно-воспитательной работы.

В настоящее время его использование приобретает особую популярность в практике работы современных детских садов.

Занимательный материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, логические задачи и т. д. Занимательные задачи и головоломки составлены на основе знания законов мышления. Догадке как способу решения головоломки предшествует тщательный анализ, выделение в задаче существенных признаков. Выполняющий задачу-головоломку ребенок приходит к решению в результате тщательного ознакомления с ней, подробного анализа ее условий. Психологи и педагоги Я. А. Пономарев, В. А. Крутецкий, Б. А. Кордемский, А. Насыров и др. определили влияние задач-смекалок на умственное развитие детей.

В процессе использования дидактического материала дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Используя дидактические пособия в педагогическом процессе, необходимо учитывать те из них, которые доступны для детей и соответствуют их возрастным возможностям. В разном возрасте один и тот же материал может использоваться с разными целями.

Цель опыта — повышение уровня развития детей посредством использования специально подобранного дидактического материала.

Задачи опыта:

— способствовать умению оперировать свойствами, отношениями

объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости

объектов по форме, величине;

— сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять,

закономерности чередования и следования, оперировать в плане

представлений ,стремиться к творчеству;

— проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в

уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в

выполнении и достижении результата;

— рассказывать о выполняемом или выполненном действии,

разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу

содержания игрового (практического) действия.

Использование занимательного материала в процессе НОД

Многообразие занимательного материала — игр, задач, головоломок — дает основание для его классификации по разным признакам: по содержанию и значению, по характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. Условно можно выделить три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения .

Используется занимательный материал с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Головоломки, ребусы, лабиринты интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения. Головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (кроссворды, шарады).

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т.к. в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие.

Задачи на смекалку геометрического характера частично включаются непосредственно в содержание занятий в старшей и подготовительной к школе группах с целью активизации детской мысли, развития логического мышления, сообразительности, что необходимо каждому человеку для жизни и трудовой деятельности.

Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить умение детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур и т.д. Каждая игра решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры я включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью закрепления.

В развитии детей широко используется занимательные по форме и содержанию дидактические игровые упражнения. Они отличаются от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности.

В своей группе логические упражнения я использую в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи обучения (формировании количественных, пространственных представлений, на развитие логического мышления) . В этих играх используются блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Использование занимательного материала приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления -уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.

Подбор картинок. Самое простое задание при их использовании — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, и по фасону, или две куклы , внешне ничем не отличающиеся одна от другой. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Составление разрезных картинок, кубиков, пазлов. Задача этого вида материала – учить логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Для старших детей на картинке изображается сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.

Запоминание состава, количества и расположение картинок. Например, «Отгадай, какой картинки не стало?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить какой не стало. Материал направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами занимательного материала является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковым счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, сбоку, впереди и др.), умение связно рассказать о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, используются ИКТ, иллюстрации, картины, плакаты, настольные и настольно-печатные игры, авторский дидактический материал: блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, игровые пособия Воскобовича, кубики Никитина и мн.др. Эти дидактические пособия важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают логику и речь, способствую творческому развитию, учат быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

В подготовительной группе, в которой я работаю воспитателем используется программа «Детство» авт. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и мы широко используем пособия, игры, дидактический материал, рекомендованный этой программой.

Подбор занимательного материала для обучения детей проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая игра подбирается согласно цели и содержанию предстоящего занятия. Она должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Мои наблюдения показали , что детей увлекает игровое действие, занимательный материал, который привлекает их своей яркостью, разнообразием.

Головоломки с палочками , с геометрическими фигурами, с картинками относятся к нестандартному материалу. В результате их решения, дети, приобретают способность подходить к каждой нестандартной задаче творчески. Моя работа была построена в три этапа (по степени сложности).

В начале работы дети решали задачи – головоломки с помощью частичных подсказок, наводящих вопросов. В подготовительной группе дети сами придумывали элементарные задачи, головоломки с палочками. Для этого я беседовала с ними, как придумываются такие задачи, что в них задано, какое преобразование требуется осуществить (видоизменить фигуру, уменьшить или увеличить количество палочек).

Кроме того предлагались игры с логическими блоками. Игра «У кого в гостях Вини-пух и Пятачок?» была направлена на развитии способности к анализу, сравнению и обобщению фигур – с начала по двум, затем по трем свойствам и, наконец, по самостоятельно выделенным свойствам. Дети постепенно учились переходить от сравнения двух предметов к сравнению трех, от обобщения предметов по отдельным свойствам к выведению закономерностей их порядка. В игре с блоками «Помоги фигурам выбраться из леса» дети учились разбивать множество на классы по совместимым свойствам с помощью логических операций «не», «и», «или» строили истинные высказывания, кодировали и декодировали информацию о свойствах предмета.

Не менее важную роль в своей работе уделяла играм по составлению плоскостных фигур – силуэтов из геометрических фигур. Они требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, сообразительности.

Обучение играм «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», проводила последовательно, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Эта работа включала в себя ряд этапов. Первый этап предусматривал ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей. На втором этапе – составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета, состоящие в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. На третьем этапе дети по частичному элементному изображению самостоятельно путем проб и ошибок добивались результата. Самый сложный, четвертый этап, на котором очень важна помощь взрослого. Детям предлагалась составлять фигуры по контурному или силуэтному образцу.

Переход детей к построению фигур по замыслу – яркое проявление творческих способностей, самостоятельности, гибкости ума.

Значительное место в обучении дошкольников заняли игры с палочками Кюизенера.

Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал, с помощью которого у детей развиваются представления о многих математических понятиях. Дети учатся декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок – в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре – в состав числа, решаются «цветные» уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок).

В содержание математического развития детей по программе включена работа со схемами, алгоритмами. Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов, (действий) в нем. Определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Алгоритм рассматривается в качестве средства обучения.

С целью освоения умения ориентироваться в строгой последовательности действий с детьми проводились различные игры.

Освоение алгоритма состояло в овладении умением последовательно выполнять действия, следуя за стрелкой. В игре «Собери цепочку» требовалось найти недостающий конец цепочки; в играх с логическими блоками «Необычные фигуры», «Автотрасса», развивались способности детей к анализу, умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий. Дети строили цепочки по правилам, которые требовали учета трех свойств — цвета, формы, размера. Разнообразие в игровые задания внесла дидактическая игра «Водители». Дети знакомились с дорожными знаками и учились ориентироваться в пути по схеме. Дети овладели умением ориентироваться на условный знак – стрелку.

Неотъемлемой частью занятий является использование занимательных загадок, задач – шуток . Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

Наиболее запоминающимися для детей были вечера досуга, конкурсы смекалистых и находчивых, игры – соревнования. Они разнообразны по построению и содержанию «Путешествие на необитаемый остров», «Полет на космическом корабле» и т.д.

В содержание включались занимательные задачи, загадки, разгадывание лабиринтов, считалки, небылицы, логико-математические игры, элементы подвижных игр. Занимательный материал включался с учетом степени сложности развивающего значения, интересов и опыта своих детей.

Все это помогает не только развивать умственную активность детей, смекалку, конструктивные умения, но и разностороннее развитие детей, формировать жизненно-важные качества, как: самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому усилию (умственному, физическому), создавать условия для проявления творчества. Все эти качества необходимы для успешного овладения учебными дисциплинами в школе.

Большое значение для развития детей имеет созданная в группе развивающая среда.

Прежде всего, необходимо создать такие условия для деятельности, при которых дети могут проявлять самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов.

Уголки – специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место.

Успех игровой деятельности в организованном уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Заинтересованность, увлеченность педагога – основа для проявления детьми интереса к задачам и играм. Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей.

Мною в уголок помещены:

  • настольно — печатные игры;
  • игры для развития логического мышления;
  • головоломки;
  • лабиринты;
  • игры на составление целого из частей;
  • игры на передвижение;
  • игровые панно.

Все они интересны, занимательны. Для стимулирования творческой деятельности использую магнитные доски, счетные палочки, альбомы для зарисовки придуманных детьми задач, составленных фигур.

В течение года по мере усвоения игр детьми, я или разнообразила их виды, или вводила более сложные игры с новыми конструктивными решениями.

Руководство самостоятельной деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу организовывала с учетом индивидуальных особенностей детей.

Мое руководство было направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества. Устраивала разнообразные соревнования, конкурсы на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру – силуэт.

Работая с родителями по данной проблеме, проводила тематические беседы, консультации, просмотр игр и занятий в дни открытых дверей. При подведении итогов подчеркивала своеобразие мыслительной деятельности детей, говорила об индивидуальности каждого ребенка, развивающим влиянии игр, необходимости организации этой работы в условиях семьи.

В папку для родителей помещала информацию:

  • о значении занимательного материала для развития детей;
  • о роли занимательного материала в подготовке детей к школе;
  • руководство играми занимательного характера.

Тем самым формировалось творчество родителей, изобретательность, активность в создании условий для полноценного познавательного и личностного развития детей.

Результативность педагогического опыта

Использование занимательного материала показало реальное существование устойчивой положительной динамики способностей старших дошкольников к классификации и анализу, к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения в специально созданных условиях. На основании этого я могу сделать вывод о наличии процесса развития всех психических процессов, на основе использования дидактического материала.

То есть, условия с применением специально подобранных дидактических пособий являются наиболее благоприятными для общего и умственного развития детей.

В ходе формирующего опыта я увидела положительную динамику реакции детей, их суждений, увлечения, заинтересованности в занятиях. Слабые дети стали более активными, лучше воспринимали материал, чаще поднимали руки. В моей группе установилась атмосфера сотрудничества, доброжелательности, здорового соперничества. Неоднократно были отмечены случаи, когда более сильные воспитанники по собственной инициативе помогали слабым и неуверенным.

Положительным является и то, что мне удалось достигнуть лучших результатов в развитии детей при наименьшей затрате своих сил и времени, при этом данный опыт не стал помехой для решения других учебно-воспитательных задач.

Новизна представляемого педагогического опыта

Новизна моей работы заключается в эффективном применение на практике известных научных положений и совершенствовании на этой основе учебно-воспитательного процесса. В работе с детьми я использую различные дидактические игры на развитие связной речи, разработанные мной рекомендации для родителей по организации игр на развитие речи в домашних условиях.

Выводы

Таким образом, занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к познавательному развитию, логике и доказательности рассуждения, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Эти компоненты умственной деятельности необходимы в период школьного обучения. Освоение занимательного материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает у них логическое мышление.

Литература:

1. Дидактические игры в детском саду А.И.Сорокина

2. Чего на свете не бывает О.М.Дьяченко, Е.А.Агаева

3. Ступени творчества или развивающие игры Б.П.Никитин

4. Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова

5. Давайте поиграем А.А.Столяр

6. Математика для дошкольников Т.И.Ерофеев

7. Развитие логического мышления детей Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов

8. Математика от трех до семи (Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов)

Опубликовано: 28.12.2019

Библиографическое описание:

Смолина, Т. А. Игры занимательного характера в работе с дошкольниками / Т. А. Смолина, А. П. Агентова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6785/ (дата обращения: 25.09.2023).




В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.



Ключевые слова:



дидактическая игра, занимательные игровые задачи, задачи-шутки, палочки Кюизенера, развивающее обучение.

Для развития детей очень большое значение в дошкольном возрасте имеет игра. Она является наиболее важным видом деятельности. В игре можно вызвать интерес к таким явлениям, которые в повседневной жизни детей не волнуют, и на них они не обращают внимание.

Дидактическая игра больше всего доступна и увлекательна для дошкольников. Интерес детей к игре и готовность у них играть имеет важное значение для решения поставленных задач в дальнейшем развитии. Цель родителей состоит в привлечении детей к материалу, дающему пищу для воображения, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Необходимо использовать разнообразные дидактические игры для поддержания интереса у детей к математике.

При ознакомлении дошкольников с цифрами создаем для них такие условия, при которых дети смогут поиграть в разнообразные игры. Например, игры «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Предлагаем детям отгадать загадки с математическим содержанием, выучить стихи о цифрах, можем познакомить со сказками, в которых присутствуют цифры («Три медведя», «Три поросенка», «Два жадных медвежонка» и др.). При знакомстве с одной из цифр можно предложить детям такие задания, например, «Назови пословицы», «Подбери поговорку», «Вспомни крылатое выражение с цифрой» («Один в поле не воин», «Семь раз отмерь и один раз отрежь», «Дерево погубить в пять минут, а вырастить его — года пройдут» и т. д.). Многократно в работе с детьми берем такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр». Ребенок может в этой игре нарисовать человека, дерево, жилище или какой-нибудь предмет, при этом развивается фантазия у детей. Очень нравится дошкольникам игра «Изобрази цифру». Они показывают цифры, используя части своего тела: пальцы, руки, ноги. С большим удовольствием дошкольники играют в игру В. Воскобовича «Геоконт». В ней дети составляют различные цифры, фигуры, используя резинки и гвоздики, с ее помощью закрепляют знания о цифрах и цветах спектра.

Игра «Пара слов» используется в работе с детьми при изучении геометрических фигур. Например, взрослый говорит слово «круг», ребенок называет предметы похожие на круг — тарелка, солнце, «квадрат» — салфетка, стол, овал — кабачок, дыня и т. д. Или наоборот, взрослый называет предмет, ребенок определяет, какой он формы. Можно предложить дидактическую игру «Какая фигура лишняя», в которой дети называют и показывают не только лишнюю фигуру, но и объясняют, почему она не подходит. Здесь развиваем у дошкольников внимание, воображение, память, логическое мышление, речь. Также в работе с детьми можно использовать такие развивающие игры, как «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку», «Пифагор», «Танграм», «Вьетнамская игра», «Блоки Дьенеша». Дети выкладывают фигурки по образцу и по памяти. В играх «Геометрическое лото», «Кодирование фигур» закрепляем знания детей о геометрических фигурах.

Очень нравятся детям игры с цветными счетными палочками. Сначала предлагаем им простые задания «Выложи узор по образцу», «Собери по памяти». Затем задания усложняем — «Составь два равных квадрата из 7 палочек», «Составь квадрат из двух палочек (используя угол стола)» и т. д.

По формированию количественных представлений в работе с детьми применяем такие игры, как «Покажи столько же», «Сколько нас?», «Что прибавилось?», «Что убавилось?». С удовольствием дети играют в игры «Сколько разных игрушек», «Который по счету?». При изучении чисел второго десятка можно использовать игры «Живые числа», «Какое число рядом?», «Найди свое место».

При формировании циклических представлений детям можно предложить такие игры, как «Фигуры по местам!», «Продолжи закономерность», «Соберем бусы по образцу» и т. д.

Задачи-шутки очень интересны дошкольникам. Это занимательные игровые задачи с математическим содержанием. Они не решаются как обычные задачи. Только проявив находчивость, смекалку, чувство юмора возможно их решить. Они подталкивают детей к размышлению, заставляют думать, находить ответ, используя уже имеющиеся умения и навыки. Широко используем задачи-шутки при проведении развлечений по математике. Например, «Умники и умницы», «Веселая математика», «Приключения в стране Чудес».

Широко в работе с детьми дошкольного возраста для решения математических задач используется развивающая игра «Палочки Кюизенера». Каждая палочка обозначает какое-либо число и различается по цвету. Дети учатся различать цвета палочек и запоминают, какая из них какое число обозначает. Например, один — белая палочка, два — розовая и т. д. В играх с палочками Кюизенера у детей развиваются мышление, внимание, память, сообразительность и смекалка.

Через увлекательные игры занимательного характера при помощи развивающего обучения дети входят в мир математики. Они приобщаются к материалу, дающему пищу для воображения, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу дошкольников. И таким образом, обучение для них не кажется трудным и скучным, а наоборот увлекательным и интересным!

Литература:

  1. Арапова-Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. — М.: Эксмо, 2005.
  3. Михайлова З. А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике — СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
  5. Новикова В. П. Математика в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  6. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Для руководства мфц
  • Краска kapous hyaluronic professional краска для волос инструкция
  • Микроволновая печь lg smart inverter magnetron 10 инструкция по применению
  • Таблетки от цистита недорогие фурадонин инструкция по применению
  • Таблетки аэртал 100 мг показания к применению инструкция