Руководство ифла по работе публичных библиотек

Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек

Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек

Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек

183 с.

Количество страниц

Санкт-Петербург

Место издания

О произведении

Ответственность

Фирсов Владимир Руфинович

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек». Книга была издана в 2011 году. Содержит 183 с. Язык книги: «Русский».

Выражаем благодарность библиотеке «Российская национальная библиотека (РНБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
зарегистрируйтесь.

РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ

Поиск по сайту

Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек (второе пересмотренное издание)

Скачать: PDF

Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек / Междунар. федерация библ. ассоц. и учреждений, Рос. библ. ассоц. ; сост.: Кристи Кунц и Барбара Габбин ; науч. ред. изд. на рус. яз. В. Р. Фирсов ; подгот. к изд. в России, пер. с англ. доп. и изм. И. А. Трушиной. — 2-е, полностью пересмотр. изд. — СПб. : Рос. нац. б-ка, 2011. — 183 c.

Предыдущее руководство, на основе которого подготовлено данное издание, было выпущено ИФЛА под названием «Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» в 2001 году. На русском языке оно было издано Российской библиотечной ассоциацией по официальному разрешению ИФЛА в 2002 году (официальный перевод подготовлен ЮНЕСКО). Второе, полностью пересмотренное, издание 2010 года издается РБА также на основании официального разрешения ИФЛА. Не весь текст подвергся изменениям, и там, где он остался в неизменном виде, для обеспечения преемственности сохранён перевод ЮНЕСКО 2001 года. Перевод на русский язык всех изменений и дополнений 2010 года является официальным переводом РБА.

Вернуться

Pinupwin.uz — O’zbekistonning eng mashhur pin-up sayti. O’zbek pin-up casino uz madaniyati va dizayni bu saytda yoritilgan, ularda eng qiziqarli va janli o’yinlarni topishingiz mumkin.

Свобода, процветание, развитие общества, как и отдельных граждан, относятся к числу основополагающих человеческих ценностей. Всё это достигается только путём обеспечения возможности широко информированным гражданам осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе. Плодотворное участие граждан и развитие демократии зависят от получения удовлетворительного образования, а также от свободного и неограниченного доступа к знаниям, идеям, культуре и информации.

Публичная библиотека, открывающая путь к знаниям на местном уровне, необходима для обеспечения непрерывного обучения, самостоятельного принятия решений и культурного развития граждан и социальных групп. Она закладывает фундамент для становления здорового общества знаний, предоставляя доступ и создавая условия для формирования знаний и обмена всеми их видами, включая научные и краеведческие, без

каких-либо

коммерческих, технологических или правовых преград.

По всему миру, но особенно в развивающихся странах, библиотеки способствуют реализации прав на образование и участие в культурной жизни сообщества максимального числа людей.

Настоящий Манифест провозглашает веру ЮНЕСКО в публичную библиотеку как живительную силу образования, культуры и информации, важнейший фактор обеспечения устойчивого развития и индивидуального достижения мира и духовного благополучия через сознание всех людей.

В связи с этим ЮНЕСКО призывает национальные и местные правительства оказывать поддержку развитию публичных библиотек и активно участвовать в этой деятельности.

Публичная библиотека

Публичная библиотека — местный центр информации, в котором читатели могут получить всевозможные знания. Она является важной составляющей общества знаний, постоянно адаптирующегося к новым средствам коммуникации с целью выполнения обязательства по предоставлению всеобщего доступа к информации и использования её для всех людей. Библиотека обеспечивает общедоступное пространство для производства знаний, распространения информации и культуры и обмена ими, а также для поощрения вовлечения граждан в общественную жизнь.

Библиотеки — это создатели сообщества, активно привлекающие новую аудиторию. Они внимательно прислушиваются к нуждам пользователей для поддержки разработки услуг, отвечающих местным потребностям и служащих улучшению качества жизни. Население доверяет своей библиотеке, а публичная библиотека, в свою очередь, стремится оперативно информировать общественность и держать людей в курсе событий.

Публичная библиотека предоставляет свои услуги на основе равенства доступа всех, независимо от возраста, этнической принадлежности, пола, вероисповедания, национальности, языка, социального положения и любых других признаков. Особые услуги и материалы должны предоставляться всем, кто по тем или иным причинам не могут пользоваться обычными услугами и материалами, например представителям языковых меньшинств, людям с ограниченными возможностями здоровья, низким уровнем владения цифровыми или компьютерными технологиями или грамотности, а также больным в стационарах или заключённым.

В фондах должны храниться материалы, отвечающие потребностям всех возрастных групп. Необходимо, чтобы библиотечные фонды и услуги включали все виды соответствующих средств информации, современные технологии, а также традиционные материалы. Обеспечение высокого качества, учёт местных потребностей и условий, отражение языкового и культурного разнообразия сообщества имеют основополагающее значение. Материалы должны отражать современные тенденции и эволюцию общества, а также основные вехи человеческой деятельности.

Фонды и услуги не должны подвергаться

какой-либо

идеологической, политической или религиозной цензуре, а также коммерческому давлению.

Задачи публичной библиотеки

Публичные библиотеки в своей деятельности должны руководствоваться ключевыми задачами, решая их, они вносят свой вклад в достижение целей в области устойчивого развития и построения более справедливого, гуманного и устойчивого общества.

Ключевые задачи публичных библиотек, касающиеся информации, грамотности, образования, инклюзивности, гражданского участия и культуры:

  • предоставление свободного от цензуры доступа к широкому спектру информации и идей, поддержка формального и неформального образования на всех уровнях, обучения на протяжении всей жизни, способствующего непрерывному, добровольному и самостоятельному стремлению людей к знаниям;
  • предоставление возможностей для личного творческого развития и стимулирование воображения, творческих способностей, любознательности и эмпатии;
  • формирование и укрепление навыков чтения у детей с рождения и до взрослого возраста;
  • инициирование и поддержка мероприятий и программ для развития навыков чтения и письма, участие в таких мероприятиях и программах, содействие развитию медийной и информационной грамотности и навыков цифровой грамотности среди людей всех возрастов;
  • оказание услуг своим сообществам как очно, так и удалённо с помощью цифровых технологий в целях предоставления доступа к информации, коллекциям и программам в тех случаях, когда это возможно;
  • обеспечение доступа всех людей ко всем видам общественной информации и возможностям социальной организации в подтверждение и признание ключевой роли библиотек в структуре общества;
  • предоставление своим сообществам доступа к научным знаниям, в том числе результатам исследований и медицинской информации, которые могут повлиять на жизнь пользователей и на научный прогресс;
  • оказание соответствующих информационных услуг местным предприятиям, ассоциациям и кружкам;
  • сохранение данных, знания и наследия коренных народов (включая устные традиции), а также предоставление доступа к этим данным, знаниям и наследию, с обеспечением условий, при которых местное сообщество может играть активную роль в выявлении материалов, подлежащих сбору, их сохранению и распространению, в соответствии с пожеланиями сообщества;
  • развитие межкультурного диалога и поощрение культурного многообразия;
  • содействие сохранению продуктов культурного самовыражения и культурному наследия и предоставлению содержательного доступа к ним, уважению к произведениям искусства, открытому доступу к научным знаниям, исследованиям и инновациям, размещённым как на традиционных носителях информации, так и существующим в форме оцифрованных и изначально цифровых материалов.

Финансирование, законодательство и сети

Публичная библиотека обычно предоставляет доступ к зданию и услугам без взимания платы. Ответственность за её функционирование несут местные и национальные власти. Деятельность библиотеки, которую обязаны финансировать национальные и местные органы власти, определяется специальным, регулярно обновляемым законодательством, соответствующим международным договорам и соглашениям. Деятельность публичной библиотеки является важным компонентом любой долгосрочной стратегии в области культуры, предоставления информации, распространения грамотности и образования.

В эпоху цифровых технологий законодательство об авторском праве и интеллектуальной собственности должно гарантировать публичным библиотекам такие же возможности по приобретению и предоставлению доступа к цифровому контенту на приемлемых условиях, как и в случае с физическими ресурсами.

Для того чтобы обеспечить внутригосударственную библиотечную координацию и сотрудничество, в законодательстве и стратегических планах следует предусматривать создание национальной сети библиотек и оказание ей поддержки на основе согласованных норм обслуживания.

Сеть публичных библиотек должна создаваться с учётом национальных, региональных,

научно-исследовательских

и специальных библиотек, а также библиотек в школах, колледжах и университетах.

Деятельность и управление

Следует сформулировать чёткую политику, определяющую задачи, приоритеты и услуги, с учётом локальных общественных потребностей. Краеведческие знания и участие сообщества имеют особую ценность для этого процесса, и местные сообщества должны быть вовлечены в процедуру принятия решений.

Необходимо обеспечить эффективную организацию работы публичной библиотеки и поддерживать её на профессиональном уровне.

Услуги должны быть доступны для всех членов сообщества физически или в цифровом виде. Это требует наличия удобно расположенных и оборудованных библиотечных зданий, комфортабельных помещений для чтения и учёбы, а также соответствующих технологий. Библиотека должна работать в удобное для пользователей время. Предполагается, что она будет предоставлять услуги тем пользователям, которые не могут её посещать.

Библиотека должна строить свою работу с учётом различных потребностей населения, проживающего в сельской и городской местности, а также социально отчуждённых групп, пользователей с особыми нуждами, многоязычных пользователей и коренных народов внутри сообщества.

Библиотекарь — это активный посредник между пользователями и источниками как цифровыми, так и традиционными. Человеческие ресурсы и материальная база, а также специальное и непрерывное образование библиотекаря для решения текущих и будущих задач являются неотъемлемыми условиями обеспечения услуг соответствующего уровня. Следует проводить консультации руководства с библиотечными работниками относительно определения надлежащих ресурсов с точки зрения их объёма и качества.

Необходимы программы обучения пользователей, помогающие им в работе со всеми источниками.

Текущие исследования должны быть сосредоточены на оценке воздействия библиотек и сборе данных, чтобы продемонстрировать представителям правительственных структур социальную пользу библиотек. Следует собирать статистические данные в долгосрочной перспективе, поскольку важная роль библиотек в обществе часто проявляется с течением времени.

Партнёрские отношения

Установление партнёрских отношений необходимо для того, чтобы библиотеки могли охватить более широкую и разнообразную аудиторию. Следует наладить сотрудничество с соответствующими партнёрами, например группами пользователей, школами, неправительственными организациями, библиотечными ассоциациями, предприятиями и другими специалистами на местном, региональном, национальном и международном уровнях.

Выполнение манифеста

ЮНЕСКО настоятельно призывает руководителей на национальном и местном уровнях, всех библиотечных работников в разных странах мира выполнять принципы, изложенные в этом Манифесте.

18 июля 2022 года

Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек
21.10.2011

Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек

Подробно: 

Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек / ИФЛА, РБА ; сост. К. Кунц, Б. Габбин ; науч. ред. изд. на рус. яз. В. Р. Фирсов. — 2- е. изд., полн. пересмотр. — Санкт-Петербург, 2011. – 183 с.

«Руководство», подготовленное ИФЛА в 2010 г., является второй доработанной редакцией «Руководства ИФЛА/ ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» 2001 г.

Адресовано широкому кругу библиотечных и информационных специалистов, руководителям библиотек, лицам, участвующим в формировании библиотечной политики. Рекомендуется Российской библиотечной ассоциацией для использования в муниципальных и других общедоступных библиотеках.

Возврат к списку

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кулон 720 инструкция по эксплуатации на русском
  • Outventure hudson 4 инструкция по сборке
  • Ацикловир акрихин 200 инструкция по применению для детей таблетки
  • Indesit iwsb 5085 мануал
  • Швейная машинка чайка 132 м ссср инструкция по применению