Руководство i государственной думой кто 1905

Государственная дума Российской империи I созыва
1st State Duma of the Russian Empire.svg
 

     РСДРП
     Трудовики
     Кадеты, ПДР

     Беспартийные
     Польское коло, группа Западных окраин
     Умеренные

Парламент Государственная дума Российской империи
Страна  Российская империя
Срок 27 апреля (10 мая) — 9 (22) июля 1906 года
Следующий созыв II
Членство 499 депутатов

  • избрание 11 депутатов было аннулировано
  • 1 ушёл в отставку
  • 1 умер
  • 6 не успели приехать
Председатель Государственной думы С. А. Муромцев
Доминирующая партия Конституционно-демократическая партия (176 депутатов)

Основная схема выборов по куриям в I-ю Государственную думу в 1906 году.

Государственная дума Российской империи I созыва — первый в России избранный населением представительный законосовещательный орган. Стал результатом попытки преобразовать Россию из самодержавной в парламентскую монархию, вызванной стремлением стабилизировать политическую обстановку в условиях многочисленных волнений и революционных выступлений. Дума I созыва провела одну сессию и просуществовала 72 дня, с 27 апреля (10 мая) по 9 (22) июля 1906 год, после чего была распущена императором.

Содержание

  • 1 Полномочия
  • 2 Выборы
  • 3 Состав
  • 4 Деятельность
  • 5 Роспуск
  • 6 Известные депутаты
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Полномочия[править | править код]

Начало определению полномочий Государственной думы и её места в системе органов власти было положено Манифестом Императора Николая II, разработанным в основном министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, Государственной думе отводилась роль не законодательного, а законосовещательного учреждения с весьма ограниченными правами, избираемого ограниченными категориями лиц: крупными собственниками недвижимых имуществ, крупными плательщиками промыслового и квартирного налога и, на особых основаниях, крестьянами (так называемая «Булыгинская дума»). Однако, недовольство данными предложениями вылилось в многочисленные акции протеста, стачки и забастовки по всей стране, следствием чего стала выработка новых принципов формирования и работы Государственной думы[1].

Корректировка полномочий Думы и наделение её законодательными функциями была осуществлена Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года[2]:

Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность избирательного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

Полномочия Думы были окончательно определены законом от 20 февраля 1906 года, регулирующим порядок работы Думы и «Основными государственными законами» от 23 апреля 1906 года. Этими документами существенно сокращались полномочия Думы. Дума избиралась на 5 лет, причём Императору предоставлялось право её роспуска. Дума могла принимать предложенные ей правительством законы, а также утверждать государственный бюджет. В период между сессиями император мог единолично принимать законы, которые затем подлежали утверждению Думой во время сессий[3]. Государственная дума была нижней палатой парламента. Роль верхней палаты исполнял Государственный совет, который должен был одобрять или отклонять законы, принятые Думой.

Вся исполнительная власть оставалась в руках монарха, он также единолично руководил Вооружёнными силами, определял внешнюю политику, решал вопросы объявления войны и мира, введения чрезвычайного или военного положения на любой территории Империи.

Выборы[править | править код]

Почтовая открытка, посвященная выборам в I Государственную думу (1906). Художник — Е. М. Бём

Закон о выборах в Государственную думу был опубликован 11 декабря 1905. Выборы были непрямые и должны были проходить по куриальной системе: всего было создано 4 курии — землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая, которые получили возможность выбирать определённое число выборщиков. Были установлены следующие квоты: один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи — в городской, на 30 тысяч — в крестьянской, на 90 тысяч — в рабочей.

Избирательное право имели не все жители империи. Для того, чтобы иметь избирательное право необходимо минимум за год до выборов соответствовать следующим критериям:

  • по землевладельческой курии — быть владельцем от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, иметь недвижимую собственность стоимостью не менее 15 тыс. рублей.
  • по городской курии — быть владельцем городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъемщиком или служащим.
  • по крестьянской курии — иметь домовладение;
  • по рабочей курии — быть рабочим предприятия с не менее 50 рабочими мужского пола.

Кроме того, имелись категории населения, вообще лишённые избирательных прав. К ним относились иностранные подданные, лица моложе 25 лет, женщины, учащиеся, военные состоящие на действительной службе, бродячие инородцы, признанные виновными в преступлениях, отрешённые от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения), состоящие под судом и следствием, банкроты (до определения причины — все кроме несчастных), состоящие под опекой (под опекой помимо малолетних состояли глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями), лишённые духовного сана за пороки, исключенные из сословных обществ по их приговорам, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники (во вверенных им территориях) и полицейские (работающие в избирательном округе).

Выборы проходили в несколько ступеней:

  • для городской курии двухступенчатые: в Москве, Санкт-Петербурге и 24 крупных указанных в избирательном законе городах избиратели выбирали выборщиков на городское собрание, которое затем избирало членов Думы.
  • для землевладельческой курии (в уездах и всех других городах) двух- или трёхступенчатые: лица, чья собственность была равно или больше установленного для данной местности ценза на уездном съезде землевладельцев избирали делегатов на губернское собрание, которое затем избирало членов Думы. Владельцы 1/10 ценза и священнослужители на предварительных уездных съездах избирали уполномоченных, которые затем на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания.
  • для рабочей курии трёхступенчатые: 1) выборы одного уполномоченного от рабочих от предприятия с численностью рабочих 50-1000 человек или по 1 уполномоченному от каждой тысячи рабочих на крупных предприятиях, 2) избрание выборщиков на губернских сходах уполномоченных, 3) выборы членов Думы на губернском избирательном собрании;
  • для крестьянской — четырёхступенчатые: 1) выборы выборных от 10 дворов, 2) выборы уполномоченных от волости на волостном сходе, 3) избрание выборщиков на уездном съезде уполномоченных, 4) выборы членов Думы на губернском или областном избирательном съезде)[4].

Таким образом, эти курии (в 26 городских округах выборщиков избирали только городская и рабочая курии) избирали выборщиков в собрание избирателей округа, которое затем уже на избирательном съезде избирали столько депутатов, сколько полагалось законом избирать от данного округа.

Сословно-куриальная система была признана более предпочтительной, чем общие, прямые, равные и тайные выборы, так как и император, и председатель правительства С. Ю. Витте опасались, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты»[5].

Было создано 135 избирательных округов в том числе 26 городских (избирали 34 депутата), 33 территориально-сословных, конфессиональных, территориально-конфессиональных и этнических округов (40 депутатов). От губернии избиралось от 2 до 15 депутатов, от города — от 1 до 6. Европейская Россия избирала 412 депутатов (79 %), Польша — 37 депутатов (7 %), Кавказ — 29 (6 %), Сибирь и Дальний Восток — 25 (4 %), Средняя Азия и Казахстан — 21 (4 %)[6].

Выборы проводились в основном в феврале-марте 1906 года, а в национальных районах и окраинах и позже, так что к началу работы из 524 депутатов были избраны около 480, поэтому состав первой Думы постепенно дополнялся подъезжающими избранными депутатами. Во многих районах Сибири, например, выборы проводились в мае—июне 1906 года, кроме того властями отрабатывался механизм проведения выборов в условиях военного положения, поэтому военное положение было введено во всех уездах, прилегавших к линии Сибирской железной дороги[4].

Представители левых и крайне правых партий бойкотировали выборы, левые считали, что Дума не обладает никакой реальной властью, а крайне правые вообще относились отрицательно к самой идее парламентаризма, выступая за незыблемость Самодержавия. Несмотря на это, в выборах участвовали меньшевики и социалисты-революционеры, как независимые кандидаты. В. И. Ленин впоследствии вынужден был признать, что бойкот выборов в I Государственную Думу «был ошибкой»[7].

Состав[править | править код]

План зала заседаний Государственной думы

Всего было избрано 497 депутатов из них избрание 11 депутатов было аннулировано, 1 ушёл в отставку, 1 умер, 6 не успели приехать.

Депутаты распределились следующим образом:

  • по возрасту: до 30 лет — 7 %; от 30 до 40 лет — 40 %; от 40 до 50 лет — 38 %; старше 50 — 15 %;
  • по уровню образования: с высшим образованием 42 %, средним — 14 %, низшим — 25 %, домашним — 19 %, неграмотных — 2 человека;
  • по профессии: 121 земледелец, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 46 помещиков и управляющих имениями, 73 земских, городских и дворянских служащих, 6 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров и приват-доцентов, 3 преподавателя гимназии, 14 сельских учителей, 11 журналистов и 9 лиц неизвестных занятий.

По признаку партийной принадлежности большинство мест заняли конституционные демократы — 176 человек. Избрано также 102 представителя «Трудового союза», 23 социалиста-революционера, 2 члена Партии свободомыслящих, 33 члена польского коло, 26 мирнообновленцев, 18 социал-демократов (меньшевиков), 14 беспартийных автономистов, 12 прогрессистов, 6 членов партии демократических реформ, 100 беспартийных.

Избрано 279 депутатов, русских по национальности[6].

Были образованы фракции: кадетов — 176 человек, октябристов — 16, трудовиков (члены «Трудового союза») — 96, социал-демократов (меньшевики) — 18 (сначала меньшевики вступили во фракцию трудовиков и только в июне по решению 4-го съезда РСДРП образовали собственную фракцию); автономисты — 70 человек (представители национальных окраин, выступающие за автономии этих территорий и их сторонники), прогрессисты — 12 (фракция образована беспартийными кандидатами с либеральными, близкими к кадетам, взглядами). Независимых кандидатов насчитывалось 100 человек, в это число входили и эсэры, которые не стали официально образовывать фракцию в связи с бойкотом выборов их партией[8].

Председателем был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Товарищами председателя стали князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем — князь Д. И. Шаховской (кадет).

Деятельность[править | править код]

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приёма у Николая II в Зимнем).

С самого начала работы большинство Государственной думы было настроено на резкую борьбу с правительством И. Л. Горемыкина. За 72 дня Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства.

С началом работы кадеты поставили вопрос об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой. Большинство депутатов поддержало эти требования, и 5 мая 1906 года они были направлены председателю Совета министров И. Л. Горемыкину, который 13 мая ответил отказом на все требования Думы.

Политическая карикатура по басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» («Искры», 1906, № 23, С. 274.)

Заседание аграрной комиссии I Государственной Думы, Санкт-Петербург, май 1906

Главным вопросом в работе I Государственной думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

23 мая фракция трудовиков (104 человека) предложила свой законопроект, предусматривавший образование «общественного земельного фонда», из которого предполагалось выделять землю в пользование безземельным и малоземельным крестьянам, а также конфискацию земель у помещиков сверх «трудовой нормы» с выплатой последним установленного вознаграждения. Реализацию проекта предлагалось осуществить через выборные местные земельные комитеты.

6 июня 33 депутатами был подан законопроект, разработанный эсерами о немедленной национализации всех природных богатств и отмене частной собственности на землю. Большинством голосов Дума отказалась рассматривать столь радикальный проект. Также 8 июня Совет министров принял решение о роспуске Государственной думы в случае продолжения нагнетания обстановки вокруг аграрного вопроса, так как его широкое обсуждение в Думе вызвало рост общественной полемики и усиление революционного движения.

Билет для входа в Государственную Думу, 1906 год

Фракция кадетов также вносила законопроект о неприкосновенности депутатов Думы, который предусматривал, что уголовное преследование депутата во время сессии возможно лишь с согласия Думы (кроме задержания при совершении преступления или сразу после него, однако и в этом случае Дума могла отменить задержание), а если дело возбуждено между сессиями, то все процессуальные действия и задержания приостанавливались до открытия сессии и решения данного вопроса Думой. Парламент, однако, отказался рассматривать данный законопроект.

Ряд либеральных членов Совета министров предложил ввести представителей кадетов в состав правительства. Это предложение не получило поддержки большинства министров. Государственная Дума выразила недоверие правительству, после чего ряд министров стали бойкотировать Думу и её заседания. В знак своего презрительного отношения к Думе туда был внесён первый правительственный законопроект об ассигновании 40 000 рублей на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете[9]. За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта — об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством[10]. При этом изначально правительство предлагало кредит в размере 50 млн рублей, однако Дума, желая выразить ему свое недоверие, сократила сумму. Вот что писал по этому поводу русский историк С. С. Ольденбург:

Государственный совет, который должен был служить опорой власти, держал себя пассивно, выжидательно. Когда Дума, желая показать недоверие к правительству, сократила кредит на оказание помощи голодающим с 50 млн до 15 млн руб. — Гос. совет, вопреки настояниям министра финансов В. Н. Коковцова, принял думскую цифру ассигнования. (Это был первый и единственный проект, прошедший при 1-й Думе все законодательные инстанции.)

Роспуск[править | править код]

6 (19) июля 1906 вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П. А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). 8 июля последовал указ Николая II о роспуске Государственной думы, этот шаг в манифесте от 9 июля объяснялся так:

Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населению.

Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновению закону и законным властям.

Но пусть помнят Наши подданные, что только при полном порядке и спокойствии возможно прочное улучшение народного быта. Да будет же ведомо, что Мы не допустим никакого своеволия или беззакония и всею силою государственной мощи приведем ослушников закона к подчинению Нашей Царской воле. Призываем всех благомыслящих русских людей объединиться для поддержания законной власти и восстановления мира в Нашем дорогом Отечестве.

В манифесте также было объявлено о проведении новых выборов по тем же правилам, что и в I Государственную думу.

Фотокопия оригинального текста Выборгского воззвания

9 июля пришедшие на заседание депутаты нашли двери в Таврический дворец запертыми и прибитый рядом на столбе манифест о роспуске думы. Часть их — 180 человек — в основном кадеты, трудовики и социал-демократы, собравшись в Выборге (как ближайшем к Петербургу городе Княжества Финляндского), приняли воззвание «Народу от народных представителей» (Выборгское воззвание). В нём говорилось о том, что правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. Выборгское воззвание призывало поэтому к гражданскому неповиновению — отказу платить налоги и поступать на службу в армии. К неповиновению властям опубликование воззвания не привело, а все его подписавшие были приговорены к трём месяцем заключения и лишены избирательных прав, то есть не могли в дальнейшем стать депутатами Государственной думы.

Известные депутаты[править | править код]

К числу наиболее известных депутатов I Государственной думы можно отнести[7][11][12] С. А. Муромцева, М. М. Ковалевского, В. Д. Кузьмина-Караваева, Т. В. Локотя, Г. Е. Львова, А. Н. Букейхана, А. А. Муханова, В. Д. Набокова, П. И. Новгородцева, В. П. Обнинского, И. Н. Присецкого, В. А. Харламова, Д. И. Шаховского, М. Я. Герценштейна, Ф. И. Родичева, П. Д. Долгорукова, Ф. Ф. Кокошкина, И. П. Лаптева, И. В. Галецкого, А. Э. Демяновича, Л. И. Петражицкого.

  • Группы депутатов по избирательным округам
  • Воронежская губерния

  • Вятская губерния

  • Кубанская область и Черноморская губерния

  • Пензенская губерния

  • Полтавская губерния

  • Самарская губерния

  • Тверская губерния

  • Депутаты-грузины (Тифлисская и Кутасская губернии)

Примечания[править | править код]

  1. Государственная Дума // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. Манифест 17 октября 1905 г.
  3. Манифест 20 февраля 1906 г.
  4. 1 2 Особенности избирательных кампаний в I и II Государственные думы в Сибири
  5. Боханов А. Н., Горинов М. М. История России с древнейших времен до конца XX века
  6. 1 2 Болтенкова Л. Ф. Влияние парламентов на развитие федерализма в России // Политико-правовые основы федерализма в России / под ред. Р. Хакимова. — Казань, 2006. — С. 8-23. (в сети)
  7. 1 2 Шуб Д. Н. Политические деятели России (1850-х—1920-х гг.). Сборник статей. Издание «Нового журнала». Нью-Йорк 1969.
  8. Алескеров Ф. Т., Кравченко А. С. Распределение влияния фракций в Государственный думах Российской империи (1906—1917): Препринт WP7/2005/03. — М.: ГУ ВШЭ, 2005.
  9. Энциклопедия «Кругосвет»
  10. Сайт «Томское краеведение»
  11. Выступление ректора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академика В. А. Садовничего — «Парламент, общество и образование в России» (недоступная ссылка). Дата обращения 5 января 2009. Архивировано 2 февраля 2009 года.
  12. Депутаты Государственной думы Российской империи

Литература[править | править код]

  • Аврех А. Я., Грунт А. Я. Государственная дума // Советская историческая энциклопедия: В т.: т. 4: Г-Д / Редкол.: Жуков Е. М. (гл. ред.) и другие. — М.: Советская энциклопедия, 1963. — С. 610—619;
  • Алескеров Ф. Т., Кравченко А. С. Распределение влияния фракций в Государственный думах Российской империи (1906—1917): Препринт WP7/2005/03. — М.: ГУ ВШЭ, 2005. — 20 с (в сети)
  • Бонч-Осмоловский И. (сост.). Работы Первой Государственной Думы. Издание Санкт-Петербургского комитета Трудовой Группы. Ред. С. И. Бондарев. СПб.: Типогр. Т-ва «Дело». 1906. С. 492.
  • Витенберг Б. М. Государственная дума // Отечественная история: энциклопедия: В 5 т.: т.1: А-Д / Редкол.: В. Л. Янин (гл. ред.)и другие. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 611—612;
  • Думский сборник. I. Государственная дума первого созыва (27 апреля-8 июля 1906 года). Бесплатное приложение к газете «Товарищ» Санкт-Петербург. 1906.
  • Езерский Н. Ф. Государственная Дума первого созыва. — Пенза, 1907. — 203 с.
  • Малышева О. Г. Государственная дума // Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. / Под общ. ред. В. К. Егорова. Отв. ред. И. Н. Барциц / Том I. А-Е. Отв. ред. И. Н. Барциц. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — С. 209—211.
  • Первая Государственная дума (на сайте «Томское краеведение»)
  • Первая Государственная Дума. Алфавитный список и подробные биографии и характеристики членов Государственной Думы. — М.: Тип. Товарищества И. Д. Сытина, 1906. — 159 с.
  • Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. — Москва: книгоздательство «Возрождение», 1906.
  • Государственная дума Российской империи в энциклопедии «Кругосвет»
  • Митрохина Н. В. История Первой Государственной Думы Российской империи // История государства и права. — 2000. — № 2. — С. 29 — 36.
  • Состав сибирских депутатов первой Государственной думы
  • Выборы в I-IV Государственные Думы Российской империи (Воспоминания современников. Материалы и документы.) / ЦИК РФ. Под ред. А. В. Иванченко. — М., 2008. — 860 с.
  • Кирьянов И. К. Российские парламентарии начала XX века: новые политики в новом политическом пространстве / Диссертация на соискание степ. д. и. н. На правах рукописи. — Пермь, 2009. — 537 с. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка)
  • Герье В. Первая русская государственная дума. Политические воззрения и тактика её членов. — М.: Т-во «Печатня С.П.Яковлева», 1906. — 120 с. Архивная копия от 24 марта 2012 на Wayback Machine (недоступная ссылка)
  • «Дума народного гнева». Избранные места из речей, произнесенных в первой русской Думе / Сост. М. Гурлянд. — СПб.: Тип. «Освобождение», 1907. — 148 с. (недоступная ссылка)
  • «А судьбы были такие разные…». Саратовцы в Государственной думе Российской Империи I созыва (недоступная ссылка) (недоступная ссылка)
  • Первая государственная дума — Лекция на сайте ПостНаука Кирилла Соловьева, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН. (также на радиостанции «Маяк» [1], [2])
  • Владимир Абаринов. Оппозиция Его Величества // «Радио Свобода», 21.07.2016
commons: Государственная дума Российской империи I созыва на Викискладе

Первая Государственная
дума начала работу 27 апреля 1906 г. Она
формировалась в соответствии с Манифестом
от 6 августа 1905 г. «Об учреждении
Государственной думы» и Положением о
выборах в Государственную думу.

Согласно этим
документам Государственная дума была
представительным органом, избираемым
на пять лет на основе цензового и
сословного избирательного права. Выборы
проходили по трем куриям: уездных
землевладельцев, городской и крестьянской.
Из политических партий большинство
мест получили кадеты. Также широко были
представлены крестьянские депутаты,
объединившиеся во фракцию трудовиков.

Политическое
противостояние Государственной думы
и Государственного совета было
предопределено самой российской
Конституцией, предоставившей этим
органам одинаковые законодательные
права. Государственный совет, наполовину
состоявший из высших чиновников,
сдерживал либеральные настроения
Государственной думы.

Не менее острыми
были конфликты между Думой и правительством.
Так, при обсуждении аграрного вопроса
правительство возражало против
экспроприации поместий и утверждало,
что проекты кадетов и трудовиков дадут
крестьянам небольшое увеличение
земельных наделов, а разрушение помещичьих
хозяйств причинит стране большие убытки.
Правительство также было против перехода
от дуалистической монархии к парламентарному
строю.

В свою очередь,
Дума отказывалась сотрудничать с
правительством и требовала его отставки.

Для преодоления
возникших разногласий предлагалось
сформировать коалиционное правительство,
в которое должны были войти лидеры
думских фракций. Однако царское
правительство пошло на роспуск Думы.
Первая Государственная дума, проработав
всего 72 дня, прекратила свое существование
8 июля 1906 г.

Вторая Государственная
дума начала работу 20 февраля 1907 г. Она
избиралась на основании августовских
Манифеста и Положения. Левые партии
были представлены еще большим количеством
депутатов, чем в первой Думе.

Премьер-министр
П. А. Столыпин сообщил о мерах, принятых
в период между первой и второй думами.
Столыпин пытался наладить сотрудничество
с Думой. Были изложены основные положения
будущих реформ: крестьянское равноправие,
крестьянское землеустройство, реформа
местного управления и суда, легализация
профсоюзов и экономических стачек,
сокращение рабочего времени, школьная
и финансовая реформы и др.

Думская оппозиция
была критически настроена к предлагаемым
реформам. Проведение правительством
законов наталкивалось на жесткое
сопротивление.

Правительство 2
июня 1907 г. разогнало Вторую Государственную
думу, которая просуществовала 102 дня.
Поводом для ее роспуска стало дело о
сближении думской фракции социал-демократов
с военной организацией РСДРП, готовившей
восстание в войсках.

Третья Государственная
дума начала работу 1 ноября 1907 г. Выборы
были проведены на основе нового
избирательного закона — Положения о
выборах, принятого 3 июня 1907 г.

Издание избирательного
закона было проведено с нарушением
Манифеста 17 октября 1905 г. и Основных
государственных законов 1906 г., согласно
которым царь не имел права вносить
изменения в законы без одобрения
Государственной думы и Государственного
совета.

Изменив избирательный
закон, правительство стремилось найти
опору конституционного строя в земской
общественной среде. Большинство мест
в Думе получили октябристы — представители
Союза 17 октября. Крайние правые и левые
были представлены незначительным
количеством депутатов. Такой состав
Думы позволил провести ряд важнейших
преобразований.

Были приняты: указ
«О дополнении… закона, касающегося
крестьянского землевладения и
землепользования» от 9 ноября 1906 г.,
предоставивший крестьянам право
закрепить свои участки общинной земли
в личную собственность, закон «Об
изменении и дополнении некоторых
постановлений о крестьянском землевладении»
от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве
от 29 мая 1911г., регулировавшее работу
землеустроительных комиссий, законы о
социальном страховании рабочих и другие
нормативные акты.

8 сентябре 1911г.
глава правительства П. А. Столыпин был
убит анархистом.

9 июня 1912 г. истек
срок полномочий  Третьей Государственной
думы.

Выборы в Четвертую
Государственную думу прошли 15 ноября
1912г. в обстановке нового социально-политического
кризиса. Председателем Думы был избран
М. В.
Родзянко.                                                                                      

Начало первой
мировой войны обозначило политическое
согласие Думы с правительством. Однако
поражения русской армии привели к
расколу этого единства. В августе 1915 г.
в Думе образовался Прогрессивный блок,
программа которого требовала создать
Министерство общественного доверия,
провести ряд реформ и политическую
амнистию. Оппозиция требовала ухода в
отставку правительства. В ответ на эти
требования производилась неоднократная
смена кабинета министров.

27 февраля 1917 г.
императорским указом Государственная
дума была распущена на перерыв,
окончательно она была распущена решением
Временного правительства 6 октября 1917
г.

27 февраля депутаты
Думы создали Временный комитет
Государственной думы, на основе которого
впоследствии было образовано Временное
правительство.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Categories:

  • Политика
  • История
  • Cancel

Как родилась и погибла Первая Государственная Дума России

Оригинал взят у vvprohvatilov в Как родилась и погибла Первая Государственная Дума России

Сегодня исполняется ровно 111 лет со дня учреждения императором Николаем IIпервого в российской истории парламента — Государственной Думы. 6 августа 1905 года император своим Манифестом учредил Государственную Думу. Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина.
Учреждение Первой Госдумы было прямым следствием революции 1905 года. Николай II под давлением либералов, которых возглавлял премьер-министр С.Ю.Витте, издал свой знаменитый августовский Манифест, где прямо говорилось: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов».

Разработанные комиссией во главе с Булыгиным и одобренные на Петергофском совещании под председательством Николая II положения о выборах в Думу были утверждены августовским Манифестом. Правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимости, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и отдельные группы крестьян. Это вызвало сильнейшее общественное недовольство, митинги протеста и забастовки вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» были отменены.
Вскоре последовал Манифест от 17 октября 1905, который радикально расширил полномочия Думы, сделав ее уже не законосовещательным, а законодательным органом. Госдума стала нижней палатой российского парламента, ее законопроекты поступали в верхнюю палату — Государственный Совет.
19 октября 1905 был издан указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений», который превратил Совет министров в высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления». Законопроекты не могли быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров.
Председатель Совета министров назначался царем. Первым председателем реформированного Совета министров стал Сергей Витте. С апреля по июль 1906 Совет министров возглавлял И.Л.Горемыкин, который не пользовался ни малейшим авторитетом. Затем его сменил Петр Столыпин.
I Государственная дума действовала недолго — с 27 апреля по 9 июля 1906 года. Ее открытие состоялось в Петербурге 27 апреля в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца.
Неторопливость и осторожность в подготовке необходимых для перехода к конституционной форме правления, которая сегодня может показаться странной, объясняется неуверенностью царя в правильности курса на демократизацию монархического режима. Царь не имел адекватного понимания того, что творилось в обществе. Не только он, но и великие князья, а также вся верхушка армии считали, что Россия должна оставаться самодержавной монархией. Эта позиция резко изменилась после неудач в первой мировой войне, когда бывшие «охранители» стали рьяными разрушителями, которые, перефразируя Александра Зиновьева, метили в царя, а попали в Россию.
Порядок выборов в первую Думу определялся законом о выборах (декабрь 1905). В этом законе было четко прописано сословное «устройство» империи. Учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие предприятий с числом работающих не менее пятидесяти человек. Царь отсек от выборов тогдашних пролетариев малого бизнеса. Избирательного права были лишены два миллиона мужчин-рабочих. В выборах также не принимали участия женщины и молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд нацменьшинств (и это было, на мой взгляд, огромной ошибкой). Выборы были многоступенчатыми, видимо для обеспечения полного контроля над электоральным процессом. Депутатов избирали выборщики от избирателей. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской – на 4 тысячи, в крестьянской – на 30, в рабочей – на 90 тысяч.
23 апреля 1906 Николай II утвердил Свод основных государственных законов. Согласно Своду все принимаемые Думой законы подлежали утверждению царем, вся исполнительная власть в стране также подчинялась царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. В Свод был внесен «лукавый» параграф №87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. То есть царь мог отменить любые принятые Госдумой законы в период между сессиями и принять другие, прямо противоположные.
Выборы в I Государственную Думу прошли с 26 марта по 20 апреля. Большинство левых партий — РСДРП (большевики), Партия социалистов-революционеров (эсеры), Всероссийский крестьянский союз — бойкотировали их, презрительно прозвав Госдуму «Булыгинской».
Меньшевики пытались сесть сразу на два стула, заявив о готовности участвовать лишь на начальных стадиях выборов. Правое крыло меньшевиков во главе с Георгием Плехановым выступило за участие в выборах и в работе Думы.
Социал-демократическая фракция образовалась в Думе 14 июня, сразу после приезда 17 депутатов с Кавказа. В противовес социал-демократической фракции, правые парламентарии объединились в отдельную парламентскую партию — Партию Мирного Обновления. Включая группу «прогрессистов», их было 37 человек. Очень грамотно провели свою предвыборную кампанию конституционные демократы («кадеты»), получившие 161 место в Думе (1/3 от общего числа депутатов).
Справка:
Конституционно-демократическая партия (Партия Народной Свободы) выступала за демократические права и свободы: совести и вероисповедания, слова, печати, публичных собраний, союзов и обществ, стачек, передвижения, за отмену паспортной системы, неприкосновенность личности и жилища и т.д. В программе КДП были пункты об избрании народных представителей путем всеобщих, равных и прямых выборов без различия вероисповедания, национальности и пола, распространении местного самоуправления на всей территории Российского государства, распространении круга ведомств органов местного самоуправления на всю область местного управления; сосредоточении части средств из государственного бюджета в органах местного самоуправления, невозможности наказания без вошедшего в силу приговора компетентного суда, отмене вмешательства министра юстиции в назначение или перемещение судей в ведение дел, упразднении суда с сословными представителями, отмене имущественного ценза при замещении должности мирового судьи и исполнения обязанностей присяжного заседателя, отмене смертной казни и т.д. Подробная программа также касалась реформы просвещения, аграрного сектора, сферы налогообложения (предлагалась прогрессивная система налогообложения).
Самым известным кадетом был председатель партии — Павел Милюков.
Черносотенцы мест в Думе не получили. Разгромное поражение потерпел на выборах «Союз 17 октября» («октябристы») — умеренно правая политическая партия крупных землевладельцев, предпринимательских кругов и чиновников. Самым известным «октябристом» был Александр Гучков. К началу думской сессии у них было всего 13 депутатских мест. В составе Первой Думы было 18 социал-демократов, 63 представителя от национальных меньшинств, 105 — от беспартийных. Была серьезно представлена аграрная трудовая партия («трудовики») — 97 мест.
28 апреля 1906 от крестьян, рабочих и интеллигенции была сформирована Трудовая фракция. В нее вошло 80 депутатов. К концу 1906 года в ней уже было 150 человек.
Уже после начала работы Государственной Думы образовался внепартийный Союз Автономистов (около 100 депутатов). В него вошли кадеты и трудовики. Эта фракция вскоре была преобразована в одноименную партию, выступавшую за децентрализацию госуправления на основе широкой автономии регионов, предоставление нацменьшинствам гражданских прав, употребления родного языка в общественных и правительственных учреждениях, за право на культурное и национальное самоопределение с отменой всех привилегий и ограничений по национальности и вероисповеданию. Ядро партии составили депутаты с западной Украины, в основном крупные помещики. 35 депутатов от 10 губерний Царства Польского образовали партию «Польское Коло».
С первых же заседаний Дума встала в жесткую оппозицию царю и его правительству. Став главной фракцией Думы, кадеты 5 мая потребовали отменить смертную казнь, амнистировать политзаключенным, установить ответственность правительства перед Думой, упразднить Государственный совет. Также они потребовали политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных и удельных монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих земель для ликвидации земельного «голода» крестьян. Все эти требования были изложены в письменном виде и вручены депутату Муромцеву, но Николай II его не принял. Тогда документ был отдан председателю Совета министров Горемыкину, который ответил отказом на все требования Думы.
19 мая 104 депутата Трудовой группы внесли своей проект аграрной реформы («проект 104-х»), суть которой сводилась к конфискации помещичьих земель и передачи их в «пользование» малоземельным крестьянам.
6 июня появился намного более радикальный эсеровский «проект 33-х». Он предусматривал полное уничтожение частной собственности на землю. Обсуждение аграрного вопроса в Думе возбудило народные массы и вызвало даже протестные выступления.
В ответ на игнорирование ее требований Дума приняла резолюцию о полном недоверии правительству Горемыкина и потребовала его отставки. 6 июля 1906 председатель Совета министров дряхлый Иван Горемыкин был заменен энергичным Петром Столыпиным, который сохранил за собой пост министра внутренних дел, который он занимал ранее. Но это вовсе не было шагом навстречу парламентариям.
9 июля 1906 депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на закрытые двери.
А рядом на телеграфном столбе был приклеен царский Манифест о прекращении работы I Думы, так как она «разжигает смуту». Началась подготовка к выборам во II Госдуму.
Первая Государственная «Булыгинская» Дума России просуществовала всего 72 дня, приняв за это время 391 запрос о незаконных действиях правительства.
После роспуска Думы около двух сотен депутатов (кадеты, трудовики и социал-демократы) собрались в Выборге и приняли воззвание к народу. В нем говорилось, что правительство противится наделению крестьян землей, что оно не имеет права без согласия народных представителей собирать налоги, призывать солдат на военную службу и делать займы. Воззвание призывало к отказу давать деньги в казну и саботажу призыва в армию. Против подписантов «Выборгского воззвания» было возбуждено уголовное дело. Они отсидели три месяца в тюрьме и были лишены избирательных прав.
Было еще три созыва Государственной Думе. Дума четвертого созыва стала локомотивом Февральской революции. 27 февраля был образован Временный комитет Государственной думы, ставший по факту верховной властью, и вскоре сформировавший Временное правительство России. 6 октября Временное правительство распустило Госдуму, а 25 октября власть взяли большевики. 18 декабря декретом Совета народных комиссаров была упразднена и Дума и её Временный комитет.
18 сентября состоятся выборы в Государственную Думу Российской Федерации, правопреемницы Российской империи и Советского Союза. +
Учтут ли вновь избранные депутаты уроки печальной истории своих предшественников?
Автор: Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук

http://argumentiru.com/society/2016/08/435441

Государственная дума — в 1906-1917 гг. высшее наряду с Государственным советом, законодательное (нижняя палата первого российского парламента), учреждение Российской империи.


Предыстория формирования Государственной думы

Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.

В рескрипте 18 февраля 1905 года император Николай II выразил обещание «отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений».

Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.

Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.

17 октября 1905 года появился манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором были намечены основы новой конституционной формы управления Россией: 1) населению дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы; 3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав.

В развитие начал манифеста 17 октября были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим. 

Однако, преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату, и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы.

Порядок выборов в Государственную думу

Государственная дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Это право применялось императором Николаем II для роспуска Государственной думы 1-го и 2-го созывов.

В основание избирательной системы были положены цензовое и отчасти сословное начало.

Выборы в первую и вторую Думы проходили на основании «Положения о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года и именного высочайшего указа от 11 декабря 1905 года «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу».

Выборы были многоступенчатыми, проводились по четырем неравноправным куриям: 1) землевладельческой, 2) земледельческой, 3) городской и 4) рабочей.

Норма представительства составляла: один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. — в городской, на 30 тыс. — в крестьянской, на 90 тыс. — в рабочей.

Для участия в выборах по землевладельческой курии устанавливался земельный ценз — владение от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, и имущественный ценз — наличие недвижимой собственности стоимостью не менее 15 тыс. рублей.

Городские избиратели в столицах и 24 крупных указанных в законе городах составляли один разряд (избирательная курия), пользующийся правом двухстепенной подачи голосов, то есть избиратели выбирали выборщиков, а последние в одном собрании — членов Думы.

Избиратели в уездах и всех других городах образовывали два разряда: 1) крупные землевладельцы и 2) владельцы 1/10 ценза и священнослужители; первые выбирали двухстепенными выборами, а вторые — трехстепенными, то есть на предварительных съездах избирали уполномоченных, которые на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания. 

Для крестьян и рабочих предусматривалась сложная многоступенчатая система выборов. Сельские и хуторские крестьянские сходы выбирали десятидворников, те на волостных сходах — уполномоченных, последние на уездных сходах — выборщиков от волостей.

По рабочей курии каждый завод, фабрика, предприятие горно-заводской промышленности, железнодорожная мастерская с числом рабочих мужского пола от 50 до 1000 человек избирали одного уполномоченного. Наиболее крупные предприятия избирали уполномоченного от каждой тысячи рабочих. Уполномоченные всей губернии собирались на губернское собрание уполномоченных от рабочих. На нем избирались выборщики для участия в губернском избирательном собрании.

Выборщики губернии от всех курий (от уездов, городских избирателей и крестьян) избирали установленное законом количество членов Государственной думы на губернском избирательном собрании.

Выборы в третью и четвертую Государственные думы проходили на основании высочайшего манифеста от 3 июня 1907 года «О роспуске Государственной думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу», а также нового избирательного закона.

Число выборщиков было коренным образом перераспределено в пользу помещиков и крупной буржуазии.

При этом городская курия делилась на курии 1-го разряда (крупная буржуазия) и 2-го разряда (мелкая буржуазия и городская интеллигенция). 

Теперь в курии землевладельцев один выборщик приходился на 230 избирателей, в 1-м разряде городской курии — на 1000 избирателей, во 2-м разряде — на 15 тыс., в крестьянской курии — на 60 тыс., в рабочей — на 125 тыс.

Таким образом, землевладельческая курия и крупная буржуазия избирали 2/3 всех выборщиков, а на долю крестьян и рабочих приходилось около четверти выборщиков. Сильно сокращалось представительство от национальных окраин.

Казачьему населению было предоставлено право отдельно избирать своих уполномоченных и выборщиков.

Совершенно лишены избирательных прав военнослужащие на действительной службе, учащиеся в учебных заведениях, лица до 25-летнего возраста и женщины.

Число членов первой и второй Государственной думы в 50 губерниях 412, от 10 губ. Царства Польского — 36; от Кавказа — 32, от Сибири — 20, от Закаспийских областей — 19, от сибирских казаков, кочевых калмыков и киргиз и холмской православной епархии — 5, всего 524 (с 1907 года — 442 человек).

Сфера компетенции Государственной думы

По Основным Законам, изданным 23 апреля 1906 года, Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой: никакой новый закон не может последовать и воспринять силу без одобрения Государственной думы и Государственного совета.

Лишь при исключительных и чрезвычайных обстоятельствах может быть принята во время прекращения занятий Государственной думы какая-либо мера, требующая обсуждения Думы, но мера эта не может вносить изменений ни в Основные Законы, ни в учреждения Государственной думы или Государственного совета, ни в постановления о выборах в Думу или в Совет.

Действие этой меры прекращается, если в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект не будет внесен в Государственную думу, или он будет отклонен Думой или Государственным советом.

Государственной думе было предоставлено право законодательной инициативы — она имела право возбуждать предположения об отмене или изменении действовавших и издании новых законов (за исключением Основных законов).

К предмету ведения Государственной думы отнесены законодательные предположения, требовавшие издания законов и штатов, их изменение, дополнение, приостановление их действия или отмену; рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений (кроме кредитов на расходы Министерства иностранных дел в суммах, не превышавших росписи на 1906 года, платежей по государственным обязательствам и ряду других расходов), а также отчёта государственного контроля об исполнении росписи; дела об отчуждении части государственных доходов и имуществ, о постройке казённых железных дорог, об учреждении компаний на акциях (когда испрашивались изъятия из действующего законодательства); дела, вносимые на рассмотрение Государственной Думы Высочайшими повелениями; сметы и раскладки земских повинностей (в местностях, где не введены земские учреждения) и о повышении земского и городского обложения.

Государственная дума могла обращаться с запросами к министрам (главноуправляющим) по поводу действий, которые сочтёт незаконными, а также обращаться к ним за разъяснениями, от которых министры могли отказаться, если «эти предметы по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению».

Министры (главноуправляющие) должны были быть выслушаны в Государственной думе каждый раз, когда они об этом заявляли.

Законопроекты вносились в Государственную думу министрами, комиссиями Государственной думы или поступали из Государственного совета.

В перерывах между заседаниями Государственной думы законодательные функции передавались императору, с тем чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний Государственной Думы (в случае непредставления закона на её рассмотрение) или если её не примет Государственная дума либо Государственный совет (статья 87-я Основных законов).

Статус депутата Государственной думы

Члены Государственной думы пользовались свободой суждений и мнений по делам, обсуждавшимся в Государственной думе, не несли ответственности перед избирателями.

Они могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей, не подлежали задержанию за долги.

Для лишения свободы члена Государственной думы во время её сессии необходимо было разрешение Государственной думы.

Члены Государственной думы выбывали из её состава по личному заявлению, в случае утраты российского подданства, ценза, поступления на действительную военную службу, при назначении на высокооплачиваемую гражданскую должность (за исключением должностей министров и главноуправляющих), а также, если член Государственной думы не посещал в год ни одного заседания без уважительной причины.

Структура и регламент работы Государственной думы

Для законности состава заседаний Государственной думы требовалось присутствие не менее 1/3 её членов.

Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его товарищи, они избирались из числа членов Государственной думы закрытым голосованием на 1 год, по истечении которого могли переизбираться. Председатель Государственной думы имел право всеподданнейшего доклада императору «О занятиях Государственной Думы». 

Государственная дума избирала секретаря и его товарищей, на которых возлагалось управление Канцелярией Государственной думы.

Для предварительного рассмотрения законопроектов и вопросов текущей деятельности Думы её общим собранием избирались постоянные комиссии: бюджетная, финансовая, по рассмотрению государственной росписи доходов и расходов, по запросам, редакционная, личного состава, распорядительная, по военным и морским делам (до 1912 г. — по государственной обороне).

Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей. 

Государственная Дума избирала также временные комиссии для подготовки конкретных законопроектов.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой. 

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению. 

Государственная дума избирала секретаря и его товарищей, на которых возлагалось управление Канцелярией Государственной думы.

Для предварительного рассмотрения законопроектов и вопросов текущей деятельности Думы её общим собранием избирались постоянные комиссии: бюджетная, финансовая, по рассмотрению государственной росписи доходов и расходов, по запросам, редакционная, личного состава, распорядительная, по военным и морским делам (до 1912 г. — по государственной обороне).

Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей. 

Государственная Дума избирала также временные комиссии для подготовки конкретных законопроектов.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой. 

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению. 

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки.

Третье чтение являлось, по существу, вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками. 

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов. 

Законопроекты рассматривались общим собранием Государственной думы. Принятый законопроект получал силу закона после одобрения его Государственным советом и утверждения императором. Если законопроект отвергался одной из палат, для его доработки создавалась согласительная комиссия из членов Государственной думы и Государственного совета.


Литература:

  • Аврех А.Я., Грунт А.Я. Государственная дума // Советская историческая энциклопедия: В т.: т. 4: Г-Д / Редкол.: Жуков Е.М. (гл. ред.) и другие. — М.: Советская энциклопедия, 1963. — С. 610-619;
  • Витенберг Б.М. Государственная дума // Отечественная история: энциклопедия: В 5 т.: т.1: А-Д / Редкол.: В.Л. Янин (гл. ред.)и другие. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 611-612;
  • Малышева О.Г. Государственная дума // Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. / Под общ. ред. В.К. Егорова. Отв. ред. И.Н. Барциц / Том I. А-Е. Отв. ред. И.Н. Барциц. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — С.209-211.

Материалы по теме

Материальное обеспечение депутатов Государственной думы


Публикации по теме

Алескеров Ф.Т., Кравченко А.С. Распределение влияния фракций в Государственных думах Российской империи (1905-1917 гг.)

Родионов Ю.П. Государственная дума и Государственный совет: два подхода к введению земства в Азиатской России в начале XX в.

Государственная дума как представительное законосовещательное учреждение Российской империи была создана согласно Манифесту императора Николая II от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы».

В ходе октябрьской политической стачки Николаем II был издан Манифест 17 (30) октября 1905 г., в соответствии с которым Государственная дума получила законодательные права. «Положение о выборах в Государственную думу» и избирательный закон 11 (24) декабря 1905 г. определили задачи и условия работы Думы, а также порядок проведения выборов в неё.

К предмету ведения Государственной думы были отнесены законодательные предположения, требовавшие издания законов и штатов; рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений; дела об отчуждении части государственных доходов и имуществ, о постройке казённых железных дорог, об учреждении компаний на акциях; дела, вносимые на рассмотрение Государственной думы высочайшими повелениями; сметы и раскладки земских повинностей. Государственная дума могла обращаться с запросами к министрам по поводу действий, которые сочтёт незаконными.

Государственная дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Избирательных прав были лишены женщины, военные, городская беднота. Выборы проводились по куриальной системе, для чего были созданы четыре курии: землевладельческая, городская, рабочая и крестьянская. На выборах, которые проходили в феврале — марте 1906 г., наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты).

27 апреля (10 мая) 1906 г. в Петербурге в Тронном зале Зимнего дворца состоялся торжественный приём депутатов I-ой Государственной думы Российской империи. После приветственной речи императора Николая II депутаты отправились в Таврический дворец, ставший местом их работы. Председателем Думы был избран кадет С. А. Муромцев.

I Государственная дума Российской империи проработала 72 дня. Центральным вопросом был аграрный: депутаты предложили несколько проектов, но все они были отклонены Советом министров как «безусловно недопустимые».

В целом за 2,5 месяца работы Думой был принят 391 запрос о незаконных действиях правительства и одобрено два законопроекта: об отмене смертной казни (он был инициирован депутатами) и об ассигновании 15 млн. рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством. 8 июля 1906 г. правительство приняло решение о роспуске Думы и о проведении новых выборов.

Всего за 11 лет состоялись выборы четырёх созывов Государственной думы Российской империи. 6 (19) октября 1917 г. Государственная дума четвёртого созыва была распущена Временным правительством в связи с назначением выборов в Учредительное собрание на 12 (25) ноября и началом избирательной кампании.

Лит.: Государственная дума Российской империи 1906-1917 гг. [Электронный ресурс] // Томская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина. Б. д. URL: http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php?id=1154; Демин В. А. Государственная Дума России, 1906-1917: механизм функционирования. М., 1996; Смирнов А. Ф. Государственная Дума Российской Империи, 1906-1917: Ист.-прав. очерк. М., 1998; Цитрон А. 72 дня первого русского парламента. СПб., 1906.

См. также в Президентской библиотеке:

Государственная дума в истории российской государственности: [цифровая коллекция];

Утверждены «Основные государственные законы Российской империи» // День в истории. 6 мая 1906 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Искусственная инсеминация в домашних условиях инструкция
  • Инструкция по применению лазерного дальномера mileseey
  • Кофеварка на газу инструкция по применению
  • Агат дуга руководство по эксплуатации
  • Сито лабораторное руководство по эксплуатации