Руководство художественно творческой деятельностью

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

О курсе

Как эффективно и увлекательно организовать продуктивное творчество детей в детском саду и школе в условиях реализации требований образовательных стандартов? Модульный принцип организации художественного образования основывается на тематических предпочтениях детей разных возрастных групп. В программу «Художник и природа», которая является темой данного курса, входят четыре тематических модуля: «Я и мир природы», «Я и мир животных», «Я и мир человека», «Я и мир искусства». 

Основная цель курса – совершенствование профессиональных компетенций педагогов предметной области «Искусство» в области организации и руководства художественно-творческой деятельностью детей дошкольного и школьного возраста.

О чем курс и что нового вы узнаете:

  • модульный принцип организации художественного образования;
  • содержание тематических модулей: «Я и мир природы», «Я и мир животных», «Я и мир человека», «Я и мир искусства»;
  • механизмы, принципы и этапы организации художественно-творческой деятельности детей;
  • механизмы, принципы и этапы организации проектной деятельности юных художников

Чему вы научитесь:

  • активизировать познавательные и коммуникативные интересы детей, развивать у них навыки поисковой деятельности;
  • увлекательно организовывать продуктивное творчество обучающихся в условиях реализации ФГОС;
  • учить детей разных возрастных групп рисовать насекомых, рыб, диких зверей и домашних животных;
  • организовывать творческую деятельность детей 6−7 лет в процессе реализации творческого проекта «Книга своими руками».

Для кого этот курс:

Курс адресован педагогам предметной области «Искусство».  

Что входит в курс:

Видеолекции, презентации, онлайн-тестирование.

  Условия организации художественно – творческой деятельности

         «Дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и ещё надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу» [2, с.11].

Творческая деятельность — чрезвычайно сложное психическое явление. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность- это «деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [4, с.3].

Условия эффективности организации художественно-творческой деятельности детей.

Определение условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывающих интерес исследователей.

Само понятие «условие» определяется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [8, c.827].

Большинство исследователей (В. И. Загвязинский, А. М. Москвина, А. П. Тряпицына и др.) отмечают, что творческое начало в обучении возможно лишь при наличии определённых условий, а именно:

—  потребности в поиске; положительной мотивации, вариативности путей организации усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями учащихся;

— сотворчества как ведущего вида воспитательных взаимодействий и отношений;

—   приоритета целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя;

— осознания и нивелировки штампов и стереотипов мышления и самовыражения.

Наиболее существенными педагогическими условиями для развития творческой активности детей, по мнению современных исследователей, являются:

  • Изменение характера деятельности;
  • Атмосфера доброжелательности в учебной деятельности детей;
  • Сформированность коллектива.

Организуя художественно-творческую деятельность необходимо помнить о важности выбора стратегии взаимодействия между обучающим и обучаемым. На практике, как отмечают исследователи, при выборе стратегии взаимодействия обычно используются два пути:

—  развитие извне, как вмешательство во внутренний мир личности, навязывание ему выработанных способов, норм деятельности и поведения;

—    развитие изнутри, как стимулирование активности, самостоятельности, ответственности, проявление уважения к личности, раскрытие заложенных в ней возможностей, развитие творческих способностей.

Главное условие творческого развития заключено в ней самой, в её открытости конструктивному творчеству, в психологической безопасности и её свободе.

При этом необходимо учитывать условия, отрицательно влияющие на течение творческой деятельности, а именно: ситуативные и личностные.

К ситуативным условиям относятся: лимит времени, стресс, состояние повышенной тревожности, желание быстро найти решение, слабая или сильная мотивация, установка на конкретный способ решения, неуверенность в своих силах, вызванная неудачами, страх, повышенная цензура и т. д.

К личностным условиям относятся: конформизм (соглашательство), неуверенность в себе, эмоциональная подавленность, доминирование отрицательных эмоций, низкая самооценка, повышенная тревожность, механизм личной защиты и др. Поэтому важно формировать качества, благоприятствующие творческому мышлению: уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости, склонность к риску, чувство юмора, отсутствие конформизма, боязни показаться странным, необычным, любовь к фантазированию и построение планов на будущее и т. п.

Эти черты свойственны творческой личности, складываются только благодаря демократическому стилю общения. В этом случае преподаватель учитывает индивидуальные особенности личности, её опыт, специфику потребностей и возможностей, а также он должен быть объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах с детьми.

Самым плодотворным является общение на основе совместной увлечённости творческой деятельностью. Основой такого стиля является высокий профессионализм педагога. Ведь увлечённость творческим поиском — это результат не только коммуникативной деятельности, но и в большей мере отношение к педагогической деятельности в целом.

Следовательно, развивая творческую личность, необходимо придерживаться:

—       демократического стиля руководства деятельностью;

—  положительного стиля взаимоотношения в процессе совместной творческой деятельности.

С. Л. Рубинштейн считал, что существуют внешние (объективные) и внутренние (субъективные) условия развития творческого потенциала личности.

Таким образом, процесс организации художественного творчества детей включает следующие направления:

— создание положительных отношений между участниками процесса (формирование позитивного эмоционального состояния как у педагога, так и у воспитуемого; доверие, поощрение, соревнование и т. д.);

— изменение организации и способа проведения занятий по художественному творчеству (разнообразие формы работы, новые способы деятельности, исследование и постижение красоты окружающего мира, самостоятельные творческие работы и др.);

— наличие творческого характера деятельности.

           Для выявления условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей необходимо решить следующие задачи:

  • Определить место творческой личности в процессе образования;
  • Изучить способы и методы обучения художественному творчеству;
  • Найти эффективные формы организации художественно-творческих занятий в процессе дополнительного образования.

К эффективным условиям можно отнести следующие:

1.Построение учебного процесса на основе гуманизации обучения детей;

2.Создание художественно обогащённой педагогической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха в деятельности детей.

Рассмотрим подробнее выделенные условия.

Первое условие-построение учебного процесса на основе гуманизации обучения детей.

 В противовес традиционной возникла педагогика альтернативная. Так, одним из инновационных течений педагогической науки является педагогика ненасилия, которую можно считать своеобразным компонентом современного гуманистического течения в педагогике.

В настоящее время существуют различные определения педагогики ненасилия ( В. А. Ситаров, В. Г. Маралов, А. Г. Козлова и др.)

Во-первых, педагогика ненасилия — это движение прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм принуждения, подавления достоинства личности и опирающихся на личностный подход к воспитанию, суть которого состоит в провозглашении субъективной свободы.

Во-вторых, педагогика ненасилия — это направление в теории, практике обучения и воспитания, интегрирующее в себе самые различные подходы в обозначенной сфере, пропагандирующее гуманное отношение к личности и способствующее реализации этих идей и методических систем.

В-третьих, педагогика ненасилия — это направление, ориентированное на формирование у подрастающего поколения психического здоровья, важнейшим признаком которого является умение строить свои отношения с миром, другими людьми, природой на ненасильственной основе. В этом ключе важной задачей педагогики является разработка содержания, форм и методов воспитания у школьников позиции ненасилия.

Приведённые определения не являются противоречащими и лишь логически дополняют друг друга, т. к. педагогика ненасилия вбирает в себя несколько направлений: педагогику прав человека, педагогику сотрудничества, педагогику диалога, педагогику успеха, педагогику творчества.

Целью педагогики ненасилия является обучение и воспитание человека, приобщение его к культурным и научным достижениям общества, соблюдение прав, свободы с учётом идеалов и потребностей.

          Таким образом, основные задачи педагогики ненасилия сводятся к следующем:

  • Помогать личности осознавать себя, свою ценность, права и свободу (так же и других людей);
  • Воспитывать миролюбие, уважение и гуманное отношение к людям, к природе, ко всему живому;
  • Формировать умение разрешать межличностные конфликты ненасильственными путями.

Т. к. художественно-творческое воспитание органически связано с нравственным, то главной целью педагогического процесса в целом является формирование у детей навыков и умений в области художественного творчества. Дети не всегда могут содержательно организовать свою деятельность и оценить полученные результаты, поэтому педагог разъясняет и стимулирует нестандартные интересные решения.

В работе с детьми важно использовать рекомендации последователей гуманистической психологии (У. Глассер, Р. Кэмпбелл, М.Максимов, В.Сатир и др.):

  • Начинать разговор с похвалы;
  • Обращать внимание на ошибки детей только косвенным образом;
  • Не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках;
  • Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других;
  • Не приказывать;
  • Выражать одобрение по поводу каждой удачи;
  • Создавать детям хорошую репутацию;
  • Постоянно поощрять детей;
  • Делать любую ошибку легко исправимой;
  • Добиваться того, чтобы ребёнок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.

В построении учебного процесса необходимо учитывать основы народной педагогики, народного искусства, эстетики.

Народная педагогика имеет единую основу, опираясь на общепринятые, общечеловеческие нормы, правила обучения и воспитания. Каждый народ по-своему выражает, преломляет реализует эти общие идеи и знания, исходя из национальных обычаев и традиций данного народа.

Второе условие-создание художественно обогащённой педагогической среды, предполагающей сотворчество и творческую атмосферу.

В сотворчестве исследователи выделяют 2 позиции управления творчеством:

— Овладение элементарными действиями, алгоритмами через создание соответствующих моделей разнообразных творческих решений;

— Создание наиболее благоприятных условий его протекания и соответствующей психологической атмосферы, стимулирующей личность.

Учёт первого и второго подходов к организации творческой деятельности позволяет овладеть творчеством. Здесь без постоянного сотворчества с детьми продуктивный педагогический процесс невозможен. Основной задачей педагога при этом является организация и создание условий для развития творческой деятельности детей.

Главные принципы педагогики сотрудничества: оптимизм и гуманизм. Педагоги-новаторы Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, С. И. Лысенкова и др. подчёркивают, что достичь высоких результатов в обучении и воспитании возможно при максимальном учёте интересов обучающихся, предоставление им свободного выбора, принятие их такими, какие они есть.

«Научиться любить детей, — писал В. А. Сухомлинский, нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но, по своей природе педагогический труд — повседневное общение с детьми — углубляет любовь к человеку, веру в него» [7, с.34].

Важнейшим условием организации художественно-творческой деятельности школьников, по мнению многих педагогов, является создание творческой атмосферы, которая создаётся не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандартным решениям, способности нетривиально мыслить, но и необходимостью воспитывать готовность к восприятию нового и необычного, стремлением использовать и внедрять творческие достижения других детей.

Существует множество приёмов создания творческой атмосферы:

  • Первоначально давать доступные творческие задания;
  • Проявлять интерес к действиям учеников;
  • Признавать и поощрять множественность вариантов ответов;
  • Раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;
  • Поощрять чувство предвосхищения и ожидания;
  • Знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);
  • Строить предположения на неограниченных данных;
  • Соотносить на первый взгляд несоотносимое;
  • Не подчёркивать чувство вины после совершения ошибки, повышать значение ответа и др.

Педагогу необходимо создать такие условия, которые помогли бы реализовать весь положительный потенциал ребёнка как творческой личности и помочь ему адаптироваться в социальной жизни.

Литература:

1.Абдульханова М. К. Славская К. А. «Деятельность и психология личности» М., 1980

2. Амонашвили Ш. А. «Размышления о гуманной педагогике» М., 1995

3. Волков И. П. «Учим творчеству» М., 1982

4. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» СПб., 1997

5. Глассер У. «Школы без неудачников» М., 1991

6. Журкин А. А. «Художественно-оформительская деятельность» СПб., 1996

7. Сухомлинский В. А. «Избранные произведения: в 5 т Киев, 1979–1980, т.4

8. Толковый словарь русского языка/Под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой М., 1995

9. Якобсон П. М. «Психология творчества» М., 1971

10.Ячменёва В. В. «Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7–14 лет» М., 2003

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Витаксон инструкция по применению таблетки инструкция по применению цена
  • Флуниджект инструкция по применению в ветеринарии для поросят
  • Tp link archer c6u инструкция на русском
  • Инструкция по эксплуатации железнодорожного переезда утверждает владелец
  • Днок фунгицид инструкция по применению цена