Руководство хоровым коллективом

Методическое сообщение

«Некоторые
аспекты работы руководителя хорового коллектива
»

Среди
различных форм музыкального воздействия, наиболее эффективно хоровое пение. Оно
является наиболее массовым видом музыкального образования и в конечном итоге
воспитания культуры человека.

В
хоровом пении в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос,
пользоваться которым могут все дети. Поэтому оно становится наиболее доступным
и действенным видом воспитания детей. Участвуя в хоровом пении, дети становятся
как бы сотворцами музыкального произведения. Передавая образ песни, они
обогащают его собственными впечатлениями о жизни.

Но
пение вызывает эстетические переживания и значимые эмоциональные состояния лишь
в том случае если исполнители глубоко проникают в содержание произведения,
исполняют его выразительно и красиво, эмоционально и творчески относясь к
пению. Это важно и с точки зрения развития голоса, и для наиболее эффективного
развития музыкальных способностей.

В
хоровом пении происходит процесс взаимодействия всех элементов музыкального
воспитания. Особенно навыки анализа и понимания средств выразительности.

В
недрах хоровой деятельности заложена возможность сочетания, тесного
взаимодействия таких средств воспитания как музыка и коллектив. Поэтому хоровое
исполнительство не только развивает музыкальные способности детей, их
художественный вкус, но и способствует развитию определенных черт характера.
Создаются условия для выработки и проявления определенных норм поведения,
общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, воли, чувства
ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу,
умения подчинить свои интересы интересам коллектива. Осознание детьми
значимости их совместной деятельности, зависимости каждого из них от успеха
всех, а успеха всего коллектива от успеха каждого участника хора способствует
интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся. Золтан
Кодай писал: «Ни один другой предмет не может служить физическому и духовному
благополучию ребенка так, как пение».

Хоровое
пение требует высокого художественного уровня исполнения. В связи с этим
большое значение приобретает формирование технических умений хористов. Таким
образом, хоровая репетиция – это не просто «спевка», а обучающая дисциплина,
способствующая обучению, развитию и воспитанию хористов. Она имеет много
взаимосвязанных разделов:

ü  Распевание;

ü  Интонационно-слуховые
упражнения;

ü  Разучивание
вокально-хоровых произведений;

ü  Творческие
задания;

ü  Определенные
формы и виды слушания музыки, элементарного музицирования, ритмического
движения;

ü  Изучение
музыкального материала раздельно по партиям, изучение наиболее трудных
фрагментов;

ü  Доработка
и повторение выученных произведений, подготовка к концертным выступлениям;

ü  Концертно-просветительская
деятельность.

При
планировании репетиции необходимо учитывать:

a)       
Методическую направленность обучения, при
которой учащиеся осознанно выполняют указания руководителя, понимают, зачем это
нужно, запоминают способы, приемы, последовательность работы.

b)      
Расширение рамок хоровой репетиции путем
включения элементов сольфеджио, ритмического движения, игровых элементов.

c)       
Стимулирование активности,
самостоятельности и творчества, учащихся во всех видах деятельности.

d)      
Проблемное строение репетиционных занятий,
активизирующее внимание, мышление и развитие детей.

e)       
Необходимость постоянного и системного
преподнесения учебного материала, формирования навыков.

Все
эти положения остаются неизменными на всех этапах становления хорового
коллектива. Меняется конкретное содержание, формы и методы работы. Большое
значение имеет умение заинтересовать учащихся. Причем для разного возраста
работают разные способы и приемы: элементы игры, привлечение дополнительного
материала (репродукции, отрывки литературных произведений, сказок),
аналитическая и познавательная работа вокруг изучаемого произведения и т.д.

Учебно-воспитательная
работа в хоре строится по ступеням с учетом возраста. Лучше всего вычленить
младшую группу хора, среднюю и старшую. Последовательно проводимая система
подготовки «кадров» для концертного хора – важнейшее условие стабильности
хорового коллектива и его творческого роста.

При
выборе методических приемов следует опираться на закономерности восприятия,
развития способностей детей в рамках хорового обучения. На этих принципах
должна базироваться любая методика работы с хором:

ü  Принцип
связи теории с практикой; применяя теорию как итог практики, не боясь
специальной терминологии.

ü  Принцип
доступности. Не давать невыполнимых заданий и большом количестве сразу, — это
убивает интерес. Делить каждое задание на этапы, постепенно усложняя. Каждое
упражнение должно нести доступную трудность. Девиз обучения: самостоятельность,
сознательность, активность, радость.

ü  Принцип
образности преподавания. Большую роль играет облик преподавателя
эмоциональность, активность, яркая выразительная образная речь, умение хорошо
петь, эрудиция.

ü  Принцип
наглядности и использования вспомогательных средств. При участии нескольких
органов чувств восприятие и усвоение происходит быстрее. Использование аудио,
видео материалов репродукции, рисунки, шумовые инструменты помогут
самовыражению ребенка и укреплению знаний. Но все это не должно оказаться
просто развлечением.

ü  Принцип
ритмического воспитания и развитие способностей через движение. В младшем возрасте
именно движение больше всего пробуждает заинтересованность музыкой, развивает
внимание, слух, память, чувство ритма, метра, динамики, фразы и т.д. дети
гораздо легче запоминают музыкальный материал если он сопровождается движением.

ü  Принцип
творческого восприятия. Пробуждение в учащихся творчества – это активная форма
их развития.

ü  Принцип
межпредметных связей.

ü  Принцип
индивидуального подхода к учащимся.

ü  Принцип
ладового воспитания.

ü  Принцип
преобладания работы без сопровождения.

ü  Принцип
воспитания через коллектив. Доля самоуправления необходима.

ü  Принцип
расширения рамок через внеклассную работу. Расширение кругозора учащихся,
общехудожественного и общеэстетического воспитания.

ü  Принцип
воспитывающего обучения.

ü  Темп,
насыщенность репетиции, контрастность построения, целенаправленность.

Музыкальные
способности не могут существовать отдельно друг от друга. Поэтому педагогу
необходимо выяснить каков состав музыкальности ребенка, — для определения путей
ее развития. Причины различного хода развития музыкальных способностей
различны. Наиболее важная из них – тормоз в виде слаборазвитой одной из них.
Например, слабые слуховые представления, которые внешне выражаются в отсутствии
координации между слухом и голосом, уменьшают возможность развития
эмоционального компонента. Если устранить основной тормоз, то у ребенка могут
обнаружиться прекрасные данные в отношении других музыкальных способностей.

«Опыт
показал, что музыкальность, даже весьма слабая, довольно легко поддается
развитию, если заняться этим планомерно и целесообразно», — писал А.Б.
Гольденвейзер.

Обучение
в хоре в конечном итоге сводится к развитию комплекса мухыкальных и общих
способностей.

Известный
психолог Б.М. Теплов дает понятие «музыкальная одаренность» и определяет его
как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит
возможность успешного занятия музыкальной деятельностью».

                 
I.              
Более общие способности, требующиеся
многим видам человеческой деятельности (внимание).

              
II.              
Более специальные, специфические
способности, требующиеся только для музыкальной деятельности, которые в свою
очередь делятся на:

1)     
Общие музыкальные способности, для любых
видов музыкальной деятельности (слушание, исполнение, сочинение;

2)     
Способности, требующиеся только для
некоторых из них (например, исполнительская воля, умение подчинить аудиторию
своей воле).

           
III.              
Способности более общего характера:

ü Вдохновение.

ü Внимание.

ü Творческая
воля.

ü Общая
культура.

«Хороший
музыкант, кем бы он ни был – композитором, исполнителем или просто понимающим
слушателем, — должен быть человеком большого ума и большого чувства».

                       
IV.           
Музыкальность – следует различать две ее
стороны:

ü Эмоциональная
сторона, то есть способность эмоциональной отзывчивости на музыку в силу того,
что музыкальное переживание это – эмоциональное переживание ее содержания. Это
основа музыкальности.

ü «слуховая»
сторона – способность воспринимать музыкальный язык.

Эти
две составляющие очень тесно связаны друг с другом, хотя одна может преобладать
над другой.

Н.А.
Римский-Корсаков считал, что все музыкальные способности делятся на 2 группы:

1)   
Технические.

2)   
Слуховые.

Особенно его интересовали способности 2
группы, которые он разделил на элементарные и высшие. К элементарным он относил
гармонический и ритмический слух, различая две подгруппы:

ü  Слух
строя и слух лада в гармоническом;

ü  Чувство
темпа и чувство размера в ритмическом виде слуха.

Память в его системе отсутствует так как
он считал, что она не поддается «искусственным способам развития».

Высшими слуховыми способностями
Римский-Корсаков считал:

1.    
Природный комплекс всех элементарных способностей;

2.    
Абсолютный слух;

3.    
Внутренний слух;

4.    
Архитектонический слух и чувство
музыкальной логики;

5.    
Любовь и увлечение искусством.

В хоровых коллективах сейчас занимается
много детей со слабыми голосовыми данными. Поэтому вопросы, связанные с
вокальной работой в хоре, стали особенной актуальны. Вокальные навыки не
самоцель, а средство наиболее полного раскрытия содержания произведения. Сам
процесс пения по своей природе комплексный. В нем участвует весь организм
ребенка, звукообразующий, артикуляционный, дыхательный и нервно-мышечный
аппараты. Неправильная работа какого-либо из них может нарушить нормальное
протекание всего певческого процесса. Поэтому развитие певческих навыков должно
осуществляться комплексно, взаимодействуя друг с другом.

В первую очередь необходимо воспитывать
бережное отношение к голосу, подчеркивая важность владения вокально-хоровыми
навыками. На репетициях следует обеспечить охрану детских голосов, избегать
форсированного пения, использовать умеренную силу звучания. Большое внимание
необходимо уделять пению произведений, развивающих вкус учащихся, воспитывать
правильную вокальную установку.

Главной составляющей является работа с
музыкальным произведением, так как на основе музыкального материала лучше и легче
воспитывать певческие навыки. Но нельзя забывать и о распевании, разделе с
помощью которого вырабатываются эти навыки. Все новые трудности необходимо
сначала проработать как упражнения, а затем реализовывать при исполнении
произведения.

Большое значение имеет работа без
инструмента, так как повышается слуховое внимание к чистоте интонации,
ансамблевому и гармоническому равновесию. При этом развивается внутренний слух,
самоконтроль, и другие важные качества (чувство «локтя», осознание себя частью
целого «организма»).

К дирижерскому жесту целесообразно
приучать детей с первых шагов обучения, начиная с: «внимания», «дыхания»,
«вступления», «снятие». Жестом дирижер напоминает о правильном дыхании,
певческой позиции, динамике, дикции, артикуляции и т.д.

Эмоциональное, творческое отношение
учащихся к пению, переживание чувств и мыслей, заложенных в произведении делает
хоровое пение по-настоящему воспитательным процессом. Это важно для развития
голоса, так как при эмоциональном отношении к исполнению активизируется весь
голосовой аппарат.

В
работе с хором необходимо следовать принципу «от простого к сложному»,
постепенно наслаивая элементы, давая учащимся усвоить материал и в полной мере
контролировать себя. Важно не забывать о предыдущих навыках при прохождении новых.
Все навыки формируются сначала в упражнениях и затем применяются в работе над
произведение.

Большое
значение имеет принцип индивидуального подхода, при всей сложности его
выполнения в условиях коллектива.

Вокально-хоровые
упражнения необходимо подбирать с учетом особенностей данного конкретного
коллектива и менять их по мере необходимости, постепенно усложняя или для
преодоления той или иной трудности в изучаемых произведениях.

Все
методы вокально-хорового развития детей принесут пользу лишь в том случае, если
будет решена проблема репертуара. Руководитель хора должен стремиться к
постоянному расширению и обновлению репертуара. Подбирая репертуар, педагог,
должен помнить о необходимости расширения музыкального кругозора детей, о том,
что хоровое пение – мощное средство духовного, эстетического, нравственного
воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны
сочетаться с песнями современных композиторов и народными песнями разных
жанров. Помимо этого, он должен отличать подлинно талантливые произведения от
ремесленной подделки, и противостоять напору примитива.

При
составлении репертуара хормейстер должен учитывать:

ü Степень
художественной ценности произведения;

ü Ценность
произведения с точки зрения расширения кругозора как музыкального, так и
литературного;

ü Ценность
произведения для расширения выразительных возможностей учащихся и достижения
определенных исполнительских навыков;

ü Разнообразие
репертуара;

ü Доступность
репертуара (уровень подготовки, возрастные особенности и т.д.);

ü Задачи
воспитания (патриотические произведения и посвященные каким-либо датам);

ü Включение
в работу произведений на «опережение» (более сложных);

ü Включение
произведений для исполнения в тематических программах (юбилей композитора,
календарные даты).

Работа
над произведением занимает главное место на уроке. Успех в разучивании хорового
произведения во многом зависит от правильно спланированной подготовительной
работы хормейстера, насколько верно он выберет те или иные методы работы.

Хормейстер
должен серьезно подойти к разработке плана:

ü Показ
произведения. Очень важно грамотно, убедительно и эмоционально исполнить
произведение. Цель такого пения – показать, как надо исполнять произведение,
передать эмоциональную и смысловую нагрузку;

ü Проанализировать
выбранное произведение для выявления музыкального образа, раскрыть его
художественную ценность, наметить исполнительский план;

ü Работа
хормейстера над словом, дирижерским жестом, эмоционально-образным содержанием
текста;

ü Методический
разбор произведения. Уровень трудности, объём знаний и навыков необходимый для
исполнения данного произведения. Подбор приемов и методов для преодоления трудностей
исполнения;

ü Подбор
наглядных материалов (если это необходимо) для работы над произведением
(репродукции, аудио и видео материалы).

Чем
многообразнее приемы, тем шире кругозор детей в данной области, тем свободнее и
легче они смогут пользоваться полученными знаниями и навыками.

В
подготовке выученного репертуара к концертному исполнению необходимо уделить
особое внимание. Учащимся необходимо объяснисть правила концертного
выступления: как выйти на сцену; как стоять; куда смотреть; как поклониться;
как уйти. Все эти правила вырабатываются во время репетиций.

Хор
– это единый организм, один музыкальный инструмент при любом количестве
участников. Главной задачей хормейстера является создание дружного коллектива,
имеющего общие интересы и цели. Рост исполнительского мастерства, творческой
активности, развитие способностей во много зависит от взаимоотношений в
коллективе. Благоприятные условия для стимулирования активности учащихся и
создания хорового коллектива создаются в результате развития самоуправления.
Система взаимопомощи, взаимной ответственности, взаимного руководства и
подчинения.

В
организации ученического самоуправления используется метод «кажущаяся
самостоятельность», при этом руководство хормейстера с одной стороны не убивает
творчество детей, но при этом не подлежит обсуждению.

Коллектив
формируется на основе системы перспективных линий, разработанной А.С.
Макаренко, при которой коллективу, для успешного развития необходимы ближние,
средние и дальние перспективы. Самоуправление в хоре опирается на так
называемый совет хора (старосты партий, старшие учащиеся).

Для
успешного создания и развития коллектива необходимо создавать традиции. Важную
роль в сплочении коллектива играют концертные, особенно выездные, и конкурсные
выступления.

Следует
отметить, что подчинение «совету хора», старостам – это полезная традиция. В.А.
Сухомлинский писал, что «подчинение – это одно из самых сильных проявлений
активной духовной деятельности человека. Сознательное подчинение, как сама суть
дисциплинированности и внутренней организованности личности, требует тонко
развитого чувства собственного достоинства»
. А еще «Какова главная сила,
объединяющая людей в коллектив? Эта сила – забота человека о человеке,
ответственность человека за человека… Забота о других является огромной
духовной силой, которая объединяет детей»
.

Организовывая
деятельность всего коллектива, хормейстер должен видеть каждого ребенка, его
возможности, трудности, влиять на каждого ученика учитывая все особенности его
личности. При организации можно использовать систему поручений, систему
стимулирования, помощи и т.д.

Большое
значение имеет эмоциональное благополучие ребенка в коллективе, основанное на
осознании значимости своего участия в коллективе.

Руководитель
хорового коллектива должен разработать систему стимулов развития коллектива, в
том числе:

ü Организация
значимых мероприятий;

ü Расширение
круга знаний, формирование интеллектуального фона деятельности;

ü Стимулирование
коллективного творчества;

ü Постепенное
расширение и обогащение сферы деятельности каждого ученика.

Надо
отметить, что самоуправление – это хорошая школа для будущих организаторов и
руководителей.

Развитие творческой личности в
образовательно-воспитательном процессе является одним из важнейших аспектов
деятельности учителей художественно-эстетического цикла.

Творчество — деятельность человека, создающая
новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью.

Пение в хоре является наиболее активной,
действенной и доступной формой музыкального обучения. В процессе исполнения
развиваются не только музыкальные способности, такие как слух, чувство ритма,
но и способности, имеющие значение в общем развитии личности ребёнка: память,
воображение, творческая активность, целеустремленность и т.д. Кроме того,
хоровое пение содействует овладению культуры речи, выработке четкого и
выразительного произношения. Использование разнообразных видов импровизации на
занятиях вокала, поисково-проблемных ситуаций, игровых приемов и пр. помогает
развить творческую личность учащегося.

В
результате грамотной работы хормейстера с детским хором у детей интенсивнее
развивается интерес к хоровой деятельности, развиваются способности,
усиливается эмоциональный отклик, формируются вокально-хоровые навыки,
создается дружный коллектив, увлеченный единой целью.

Литература

1.    
Изюменко В. Обучение молодого хормейстера навыкам распевания хора
// Вопросы хороведения и дирижирования. Горький, 1982.

2.    
Казачков С.А. От урока к концерту. – Изд-во Каз.гос.университета,
1990.

3.    
Современный хормейстер. Сборник статей. Автор-составитель И.В.
Роганова. Издательство «Композитор» 2014.

4.    
Современный хормейстер. Развитие традиций. Новые тенденции. Опыт
работы. Автор-составитель И.В. Роганова. Издательство «Композитор» 2019.

5.    
 Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2003.

6.    
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М., Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2002.

7.    
Г.П. Стулова. Хоровое пение. Методика работы с детским хором:
учебное пособие. Издательсво «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2014.

8.    
Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное
пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных
заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко и др.; Под редакцией Г.М. Цыпина. –
М.: Издательский центр «Академия», 2003.

9.    
Хоровая педагогика. Теория и практика. Сборник научных и
научно-методических трудов. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2006

10.
Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.:
Музыка, 1993.

Методическая разработка «Руководитель хорового коллектива и его значение в музыкально-эстетическом воспитании детей»

Хоровое пение является одной из эффективных форм музыкального воспитания, а так же важнейшей частью общественного воспитания при формировании личности.

Я руковожу детским хором гимназии г. Белореченска 20 лет и очень хорошо представляю себе многогранность и важность задач, направленных  на воспитание грамотных, пытливых, понимающих и любящих свое дело учеников. Основные направления в моей работе:

— привить любовь к хоровой музыке, научить ребят сознательно ее исполнять;

— всемерно расширять их музыкальный и общий кругозор;

— воспитывать чувство коллективного творчества, патриотизма, любви к народной песне, к произведениям классиков и современных композиторов;

— расширять голосовой диапазон у ребят, научить пользоваться своим голосом и беречь его;

— воспитывать навыки певца-ансамблиста, максимально развивать музыкальный слух и память;

— разбудить чувство творческой радости от успешного выступления, чувство гордости за свой коллектив и за дело, которым он занимается;

— воспитывать чувство ответственности за работу свою и всего коллектива, полезности хорового искусства;

Руководитель хорового коллектива предстает перед слушателями и перед хором, который он возглавляет, во многих ролях. Он не только дирижер, но и организатор, идейных руководитель, педагог по вокалу, знаток музыкального творчества и истории музыкального искусства, сферы знаний, которые нужны хормейстеру, столь многообразны, что все их даже трудно перечислить. Великий русский композитор Н. Римский-Корсаков писал: «Для понимания художественного произведения необходима возвышенная любовь и оценка гармонии, мелодии, ритма, голосоведения, тембров и оттенков». Эти слова лишь до некоторой степени раскрывают качества, без которых немыслим настоящий руководитель хора. Он должен слышать все хоровые голоса вместе (гармонический строй) и каждый в отдельности (мелодический строй), а для этого необходимо постоянно совершенствовать свой слух. Руководителю хора необходимы так же педагогические способности, артистический дар. Он должен высокообразованным, разносторонним музыкантом.

Одно из первых и важнейших свойств искусства хорового пения- чистота интонации. Чистая интонация – результат не только непосредственной работы над произведением, но и воспитания в коллективе вокально-слуховых навыков. Все компоненты хоровой звучности-ансамбль, дикция, звуковая выразительность формируются и совершенствуются в постоянном сочетании их с работой и интонацией.

Специфические особенности хормейстера заключаются в том, что стоящие перед ним задачи он осуществляет не непосредственно, а при помощи жестов. Ими он указывает темп, регулирует динамические оттенки, фиксирует моменты вступления голосовых партий. Постоянная работа руководителя хора формирует его отношение к произведению, помогает созданию исполнительских представлений, обеспечивает высокий творческий уровень работы хора над произведением.

Великим даром каждого большого художника является его способность отдавать в произведении искусства тепло своего сердца другому человеку. В творениях великого мастера нас манит и греет его живая душа, жизнь человека высокого чувства и тонких духовных ощущений, в которой всякий находит для себя близкое и желанное.

В детском хоре использование одноголосия и унисона не упрощают, а усложняют исполнительские задачи певцов. Большим и длительным трудом приобретаются в хоре прочные навыки пения в унисон, умение голосов сливаться в монолитную, стройную, единую звуковую линию. Наиболее труден, конечно, унисон без сопровождения. Вдумчивый исполнитель должен проникнуть во внутренний мир композитора, открыть его слушателю, осветив огнем артистического вдохновения. Атмосфера влюбленности в произведение во время работы над ним руководителя и хора – вернейшее условие, важнейший стимул достижения лучшего исполнения.

Руководствуясь предварительным представлением руководитель и хор идут к воплощению произведения неуклонно и последовательно, внося в первоначальный замысел большие или меньшие коллективы, диктуемые практикой, реальными возможностями и условиями. Если же руководитель не имеет вначале работы живого, ясного, основанного на совершенном знании произведения представления о том, каким должно быть его окончательное исполнение, заранее можно сказать, что успеха не будет. Работа хормейстера на угад никогда не принесет творческой удачи.  Идя от простого к сложному, не следует перегружать важнейшую работу над простыми первоначальными заданиями, увеличивать их число. На начальном этапе работы можно ставить и раскрывать дальнейшие исполнительские задачи, но лишь постольку, поскольку они могут служить разрешению очередных задач, не мешая им или совмещаясь с ними. Важно последовательно и методично создавать у учащихся цельный образ произведения, его исполнительское ощущение. Чем совершеннее, тщательнее будет выполняться каждый этап этой работы, тем с большим творческим удовлетворением сможет наблюдать руководитель, как под его руками совершенствуется будущее исполнение. В работе руководителя хора должны присутствовать художественный вкус, наклонности. дарование, знания и культура, исполнительский опыт. И чем искренние и горячее руководитель хора сможет высказать, тем больше поверят исполнителю слушатели.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что обмен опытом живой практики в труде, науке и искусстве всегда был и остается лучшим средством передать свои знания другому и научиться самому. Кроме того, сохранения в памяти опыта пройденного и уяснения перспективы дальнейшего дают возможность руководителю хора неразрывно обогащать свой труд различными фактами и обобщениями, способствующими совершенствованию его профессиональных качеств.

Хоровое пение – как средство
эстетического воспитания детей в музыкальной
школе

В нашей стране огромное внимание уделяется
эстетическому воспитанию подрастающего
поколения. Одним из наиболее действенных средств
эстетического воспитания является хоровое
пение. Через хоровое пение дети приобщаются к
искусству, участвуют в нем, познают мир
прекрасного.

В музыкальной школе пение входит в цикл
музыкально-теоретических дисциплин,
способствующих развитию и совершенствованию
слуха, расширению общего кругозора, воспитанию
высокого художественного вкуса. Кроме этого, на
занятиях хора детям прививаются основы
певческой культуры, они приобретают навыки
коллективного исполнительства. Но работа с хором
осложнена тем, что в музыкальной школе поют все
дети, без специального отбора. В то же время в
коллективе ребенку со средними музыкальными
способностями легче раскрыться, почувствовать в
себе силы для дальнейшего творческого развития,
и даже для сольного выступления в концертах. Из
своего опыта могу сказать, что многие
воспитанники моего детского коллектива успешно
выступают на сцене районного Дома культуры и в
ансамбле, и сольно, и ведущими, а также активно
проявляют себя в общеобразовательной школе,
являясь организаторами многих внеклассных
мероприятий, хотя сначала это были замкнутые,
стеснительные, неуверенные в себе дети.

Руководитель хора — создатель
“Ценностно-ориентационного единства”
коллектива

Работа с детским хоровым коллективом требует
от руководителя большой организованности,

ясного перспективного представления о
педагогическом процессе, как единой
согласованной и последовательно проводимой
системе воспитания и обучения учащихся.

Наибольший результат виден у такого детского
хора, который развивается в ходе регулярных
занятий, на протяжении многих лет, охватывая все
периоды роста детей, начиная от младшей
возрастной группы и кончая старшей. Ребята,
прошедшие такую школу хорового пения, на всю
жизнь сохраняют любовь к нему и часто продолжают
свои певческие занятия во взрослой
самодеятельности.

Мне, приехавшей в 1977 году в р/п Мордово, можно
сказать, пришлось почти с нуля начать работу по
созданию хорового коллектива в музыкальной
школе, так как до меня хоровой класс велся не
специалистами. Дети посещали предмет плохо и без
желания. Разделение на младший и старший хоры
было чисто формальным, так как репертуар по
трудности и исполнению не отличался друг от
друга. Много труда пришлось приложить , чтобы
наладить стройную систему, которая существует у
нас сейчас. Если в начале в течение пятнадцати
лет я одна вела оба хора, то сейчас руководителем
младшего хора является другой педагог, а я
занимаюсь с учащимися старшего хора. Но наличие
двух руководителей не нарушило сложившейся
системы занятий. Между нами существует полное
взаимопонимание относительно задач развития и
принципов обучения коллектива. Главной заслугой
этих лет я считаю то, что хор нашей музыкальной
школы сейчас называют “спутником” народного
хора, а многие бывшие наши хористы до сих пор поют
в народном хоре ЦКД.

Известно, что роль хормейстера в создании
коллектива и обеспечения его творческого роста
огромна. Большое значение имеет общая
музыкальная культура руководителя хора, его
способности к управлению им. Но это далеко не
достаточно. Дирижер должен хорошо чувствовать и
знать природу хорового пения, ясно представлять
себе весь сложный и трудный процесс работы с
хором, начиная от первых шагов и кончая
концертной деятельностью.

Исполнение музыкального произведения
коллективом действительно требует огромного
взаимопонимания и умения подчинять свои
действия единой воле дирижера, отвечающего за
конечный результат усилий многих музыкантов.

И руководитель, и хор составляют единое целое.
Как хоровой коллектив не может без руководителя
осуществлять плодотворную художественную
деятельность, так и один руководитель без
поддержки коллектива мало что в состоянии
сделать. Воспитание сплоченного музыкального
коллектива – это задача, которая встает перед
многими дирижерами хоров и оркестров; решение
этой задачи, помимо чисто музыкальных проблем,
включает в себя и некоторые психологические,
связанные с закономерностями общения людей друг
с другом.

Руководитель, никогда и ни при каких
обстоятельствах, не должен противопоставлять
себя хору. Он является для участников старшим
товарищем, который одинаково относится ко всем
членам коллектива, никому не оказывая
предпочтения. Однако это вовсе не предполагает
панибратских отношений.

Авторитет руководителя должен быть очень
высок, он завоевывается знаниями, хорошей
работой и активным участием в жизни хорового
коллектива. Руководитель должен быть
требовательным в первую очередь к себе.
Чрезвычайно важно, чтобы он никогда не терял
самообладания и не выходил из равновесия при
неудачах. Совершенно недопустима грубость в
отношении детей-участников; для них руководитель
хорового коллектива должен являться образцом
дисциплинированного и тактичного поведения.

Очень важную роль играют и взаимоотношения
между самими участниками детского хора. Они
могут способствовать успеху в работе или,
наоборот, мешать ей. Нельзя допускать, чтобы в
хоре были группы, противостоящие друг другу, или
отдельные певцы, которые противопоставляли бы
себя коллективу: это может создать нездоровую
обстановку. Руководителю хора следует постоянно
заботиться о том, чтобы отношения в коллективе
устанавливались на основе взаимопонимания и
взаимоуважения. Только при этих условиях в хоре
может возникнуть коллективная дружба,
необходимая для успешной деятельности.

Большое значение для успешной деятельности
коллектива имеет его сплоченность, понимаемая
как “ценностно-ориентационное единство” (по
высказыванию В.И. Петрушина), в которой
отражается степень совпадения мнений членов
группы по отношению к наиболее значимым для нее
объектам. Сближение оценок в профессиональной и
нравственной среде, сопровождается ростом
эмоциональной привязанности детей к делам
коллектива, ростом внутригрупповых
коммуникаций.

Если детский хор и его руководитель
представляют собой монолитный коллектив,
проникнутый пониманием стоящих перед ним
художественно-общественных задач, и все его
участники относятся к своим обязанностям с
полной ответственностью, возникает творческая
атмосфера, появляется горячая увлеченность
делом, а это создает необходимые предпосылки для
укрепления сознательной дисциплины.

Большое значение для хорошей работы детского
коллектива имеет совместимость психологических
характеристик входящих в него детей. Такие черты
личности, как общительность, хорошая
работоспособность, способность к эмпатии
положительно влияют на успешность совместной
деятельности, в то время как подозрительность,
самоуверенность и авторитарность препятствуют
ей. Серьезные помехи в системе межличностного
взаимодействия чаще всего возникают в ситуациях,
когда в коллективе хора среди детей ярко заметен
разный уровень профессиональной подготовки,
способности к творческим решениям.

Групповая деятельность может быть построена
как на основе принципов кооперации,
предполагающих взаимопомощь и сотрудничество,
так и на основе принципов конкуренции, в основе
которых лежит идея соревнования участников хора
друг с другом. В разные моменты работы
руководителя с детским коллективом, при
правильном умении регулировать отношения между
детьми, эти два принципа могут иметь
положительный успех. Отмечая большое значение
сплоченности коллектива для эффективности его
деятельности В.И. Петрушин, ссылаясь на
исследования психологов Г. Келли и Д. Тибо,
утверждает, что “до определенного предела
межличностная контактность, то есть, теплые и
дружеские отношения между участниками хора
способствуют повышению успеха в работе, но после
перехода критической точки подобная
контактность становится отрицательным фактором.
При слишком теплых отношениях в коллективе,
участники большую часть своей энергии
направляют не на работу, а на поддержание хороших
межличностных отношений и работа незаметно
отходит на второй план”.

Роль дирижера хора в
жизнедеятельности коллектива

На успешность деятельности детского хора
большое влияние оказывает стиль руководства,
используемый дирижером для решения
организационных и исполнительских задач.

При авторитарном методе руководства
большинство решений принимает сам руководитель.
Права подчиненных, в данном случае хористов, на
выработку решения игнорируются, ибо к участникам
хора дирижер относится как к людям мало
компетентным и не обладающим необходимым
кругозором. В этом случае хоровой коллектив
живет по жестким законам, установленным
дирижером, которые надлежит безоговорочно
выполнять.

Демократические принципы управления основаны
на признании прав хористов участвовать в
выработке решений, передачи части управляющих
действий воле коллектива.

Третий тип управления называется
попустительским, при котором ни руководитель, ни
коллектив не обсуждают и не участвуют в
поступательном решении коллектива и не намечают
перспективы его развития. Результаты
деятельности коллектива при таком отсутствии
целенаправленного руководства, как правило, ниже
среднего.

Использование того или иного стиля руководства
детским коллективом зависит от обстоятельств и
уровня развития данного коллектива.

При недостаточной квалификации детского хора,
их низкой сознательности лучшие результаты
может дать директивный стиль управления, четко
определяющий функции каждого ребенка в хоре и
строгий контроль за их действиями.

Демократический стиль руководства дает
наилучший результат в коллективе с
разветвленными горизонтальными и вертикальными
связями. Участники такого хора отличаются
хорошей подготовкой и ответственностью за
выполняемое дело. Контроль за деятельностью в
этом случае осуществляется не столько со стороны
руководителя коллектива, сколько со стороны
самих участников процесса.

Попустительский тип руководства хоровым
детским коллективом не допустим. У каждого
коллектива нет ни будущего, ни результатов в
работе, ни интереса у участников самого процесса.

Групповая дискуссия, как один из
эффективных методов формирования
“ценностно-ориентационного единства”

Одним из наиболее эффективных методов развития
коллектива и формирования в нем
ценностно-ориентационного единства является
групповая дискуссия, посвященная выработке
решения по вопросам, связанным с
жизнедеятельностью коллектива. Цель групповой
деятельности воспринимается каждым ребенком как
своя собственная и для достижения
прикладывается больше усилий, чем в том случае,
когда они приходят к нему со стороны в готовом
виде.

В ходе коллективных дискуссий дети лучше
узнают друг друга, между ними лучше возникают
дружеские и деловые связи, коллектив в целом
становится дружнее и стабильнее в отношении
неблагоприятных внешних воздействий. Такой
метод работы в своем коллективе я использую при
подготовке к внеклассным мероприятиям, при
посещении и обсуждении классных часов,
проводимых другими коллективами: вокальной
группой, оркестрами у нас в школе. Такая форма
работы помогла при постановке с коллективом
музыкальной сказки С. Соснина “Кот в сапогах”,
при проведении Лекций-концертов. Детям очень
интересно самим участвовать в процессе. В ходе
обсуждения того или иного вопроса, я иной раз
удивляюсь их мышлению, какие любопытные
предложения они могут внести. Наиболее ценные из
них я обязательно отмечаю для себя.

Применяя метод групповой дискуссии, следует
соблюдать одно важное условие: никогда не
критиковать выдвигаемые предложения. Все
предложения обсуждаются и по ним принимается
коллективное решение.

О правильной постановке
учебно-репетиционной работы в хоре

“Руководить — значит приводить коллектив к
успеху и к самореализации”. Это значит, что
руководитель хорового коллектива должен знать о
потребностях и нуждах участников, с которыми он
делает общее дело. По выражению лица, по их
глазам, жестам, мимике руководитель должен уметь
составить себе представление о том, с каким
настроением работают его ученики в коллективе.
Умение в одном случае приказать, в другом –
попросить, в одном случае – улыбнуться, в другом
– тактично промолчать, приемы увеличения и
сокращения социальной дистанции в интересах
дела – все эти тонкости психологии в управлении
детьми необходимы каждому дирижеру хора.
Важнейшим условием планомерной работы хора
является правильная постановка всей
учебно-репетитационной работы.

Так трудно поддерживать интерес к работе и
дисциплину, если в репертуаре преобладают
художественно слабые произведения. Только тогда,
когда репертуар, над которым работает хор,
является полноценным по своему художественному
содержанию, он может пробудить у исполнителей
подлинную заинтересованность.

Не меньшее значение имеет и правильная
методика работы. Использование правильных и
разнообразных методов, соответствующих
изучаемому материалу, поможет сделать занятия
увлекательными и, следовательно, они будут
проходить с наибольшей продуктивностью.

Залогом успешного проведения занятий является
также их четкая организация. Они должны
начинаться в точно назначенное время, даже если
собрались еще не все участники. При таком порядке
каждый опоздавший почувствует, что он помешал
работе своих товарищей по хору. Это заставит
участников подтянуться и повысить дисциплину.

В моей практике был очень интересный случай,
когда коллектив смог перевоспитать одну девочку,
которая постоянно опаздывала минут на десять.
Каждый раз приходилось отвлекаться, пока она
пройдет на свое место. Конечно, я ей делала
замечания, что надо уважать других детей. Но ей,
как я поняла, нравилось привлекать к себе
внимание. И вот однажды у меня вырвалась фраза:
“О, какое счастье, Инна к нам пришла!”. Она
заулыбалась и видно не поняла моей иронии, но это
отметили дети. И когда в следующий раз она
опоздала, кто-то из хористов захлопал при ее
появлении, и спонтанно его поддержали остальные,
а я их не прервала. Инна засмущалась, такое
поведение сверстников на нее подействовало, и
больше она не опаздывала.

Решающее значение в педагогическом процессе
имеет высокий профессионализм дирижера. Знание
материала, понимание цели, к которой направлена
вся работа, четкий план в занятиях, умелое
применение методов, твердая деловая дисциплина,
творческий подход, внимательное и любовное
отношение руководителя к хору – вот фундамент,
на котором основывается успех детского хорового
коллектива.

Деятельность дирижера в коллективе

Деятельность дирижера – одна из сложнейших в
ряду музыкальных профессий. Кажущееся
отсутствие трудностей в ней, по словам Лео
Гинзбурга, является источником величайших
недоразумений. За дирижерским пультом
“проваливались” такие выдающиеся музыканты,
как Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев, Лядов,
Глазунов, Шуман, Бриттен, Кабалевский, Хачатурян,
Шостакович. Хорошие межличностные отношения,
складывающиеся у дирижера с коллективом,
помогают детскому хору и дирижеру быть в хорошем
контакте и увлеченно служить своему искусству.
Черты личности дирижера, стиль его обращения с
исполнителями накладывают на коллектив особый
отпечаток в манере звучания, что хорошо понимают
опытные дирижеры.

Многие дирижеры отмечают, что во время
исполнения между ними и музыкантами возникают
“духовные токи”, по которым устанавливается
необходимая связь. Говорят о гипнотическом
воздействии дирижера на сознание музыкантов,
которые как завороженные выполняют все указания
дирижерского жеста. Большое значение многие
дирижеры отдают зрительному контакту. “Глаза
всесильны, — утверждает Ю. Орманди – Внушающие,
просящие, утверждающие глаза – средство
постоянной коммуникации между руководителем и
музыкантами, то зеркало, которое отражает каждую
мысль и эмоции дирижера”.

Очень важной проблемой является умение
дирижера делать своим ученикам критические
замечания в адрес их исполнения. Многие из них
воспринимают подобные замечания болезненно.
Поэтому дирижер должен быть всегда тактичен и
корректен в общении с детьми – участниками
своего хора. Ему нужно помнить, что
воздействовать на людей надо не оскорбляя их и не
вызывая чувства обиды, а для этого надо:

— начинать с похвалы и искреннего признания
достоинств исполнителя;

— указать на ошибки не прямо, а косвенно;

— выражать детям одобрение по поводу малейшей
их удачи и отмечать каждый их успех;

— создавать детям хорошую репутацию, которую
они будут стараться сохранить.

Способность дирижера к общению является одной
из составных граней его таланта. И как каждая
способность, она поддается развитию. Ошибки в
общении дирижера со своими хористами приводят к
тому. Что они не раскрывают полностью своих
возможностей и не желают работать так, как могут.

Для сохранения хороших отношений с хористами
дирижер должен уметь играть попеременно три роли
– Родителя, Взрослого и Ребенка. Находясь в
позиции Взрослого, он обсуждает проблемы
трактовки музыкального произведения или дела из
текущей жизни хора. Находясь в позиции Ребенка,
он может пошутить со своими учащимися, обсудить
какие-то личные проблемы детей и т. д.

Умение встать на правильно выбранную позицию в
зависимости от сложившейся ситуации
способствует формированию и поддержанию
группового единства хорового коллектива.

Заканчивая рассмотренную тему, подчеркнем:

Деятельность хора требует усилий всех его
участников, а поведение каждого человека в
коллективе имеет свои закономерности. Для
успешного участия в ансамблевом или хоровом
пении каждый исполнитель-учащийся должен
учиться согласовывать свои действия с
действиями партнера. Любой коллектив проходит
ряд стадий роста. Сплоченный коллектив отличает
единство во мнениях, взглядах и установках. На
этом пути одним из действенных методов, на наш
взгляд, является групповая дискуссия по
важнейшим организационным вопросам и
исполнительским целям.

Дирижер хора, как отмечалось, может
придерживаться разных стилей руководства. Но
если ему присущ Демократический стиль, то это
говорит о высокой нравственной культуре данного
дирижера. Такой руководитель может быть поднят
коллективом на такую высоту художественных
достижений, на которую не может рассчитывать
дирижер при попустительском или авторитарном
стиле руководства. Важнейшим условием такого
результата является любовь хористов к своему
искусству, с одной стороны, и любовь к своему
дирижеру — с другой стороны.

Заключение

В заключение хотелось бы дать несколько
советов молодым дирижерам, начинающим работать с
детским хором.

1.Не показывайте детям-хористам своей радости и
волнения, которые естественны при первом выходе
к хору.

2. В домашней работе помимо изучения партитуры,
несколько раз мысленно прорепетируйте и
представьте момент выхода к хору, и, по
возможности, спрогнозируйте все ситуации,
имеющие непредвиденный характер.

3. Помните, что от дирижера должны исходить сила,
уверенность в себе, подчиняющая хористов воле
дирижера.

4. Используйте такие механизмы взаимодействия с
детьми, как; волевой жест, подбадривающая или
одобрительная улыбка, шутка, легкая ирония,
требовательная настойчивость, вежливая просьба
– эти и другие приемы взаимодействия с детьми
помогут вам, начинающему дирижеру, найти свой
неповторимый стиль общения с хором и добиться
того, чтобы ваш коллектив стал единым целым.

Литература

  1. Петрушин В.И. Музыкальная психология.- М., 1997.
  2. Пономарьков И. Пособие для руководителей
    самодеятельных хоровых коллективов – М., 1955.
  3. Работа с хором: методическая разработка для ДМШ
    – М., 1970.
  4. Работа в хоре: сборник статей /Под редакцией Д.
    Локшина – М., 1960.
  5. Соколов В. Работа с хором – М., 1967.
  6. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым
    коллективом – м., 1988.

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Мулдашева Г.Э.

Бакалавр2 курса, «МБУДО «ДШИ с. Александров-Гай»

Васильева Д.Н.

ФГБОУ ВО «СГУ им. Н.Г.Чернышевского»

Институт искусств г.Саратов

Особенности педагогической работы

руководителя хорового коллектива.

Включение детей в творческий процесс на занятиях вокально-хорового коллектива происходит постепенно .Этому весьма способствует внимание педагога и его поддержка каждому ребенку.

Образовательной целью психолого-педагогической поддержки является:

  • формирование позитивных мотиваций к здоровому образу жизни;

  • создание условий для личностного развития средствами вокально-хорового искусства;

  • совершенствование умений и формирование навыков: естественного свободного пения на опорном дыхании в высокой певческой позиции, навык чистой и безупречно окрашенной интонации,умение передать стилевые признаки и элементы выразительности певческой культуры.

Воспитательной целью психолого-педагогической поддержки являются:

  • создание условий для развития творческого потенциала учащихся;

  • создание внутри себя соответствующей духовно-нравственной атмосферы;

  • передача художественного воплощения песен сценическим действием,пластикой движения,хореографией,усиливающим музыкальную драматургию;

  • создание базы для понимания высоких образцов классической народной музыки мировой музыкальной культуры.

Развивающей целью психолого-педагогической поддержки является:

  • поиск обоснованного сценического решения;

  • выработка стереотипа музыкально-образного мышления музыкальными звуками;

  • побуждение к пытливости;

  • побуждение к поиску тех психологических состовляющих, акцентов, которые определяют атмосферу и микроклимат в коллективной музыкальной деятельности.

Важным в психолого-педагогической поддержке являются воспитание чувства коллективизма,сотворчества,умение слушать и слышать другого для достижения хорошего ансамблевого строя,воспитание культуры выступления(поведение на сцене и за кулисами,эмоциональная искренность в передаче музыкального образа,общение со слушателями).

Задача руководителя хорового коллектива-поддержать ребенка в любом выборе и выразить свою готовность помочь в любом случае. Для этого руководитель помогает обучающимся сформулировать проблему самому, т.е. проговорить вслух то, о чем он беспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось разрешение этой проблемы .Важность этой задачи основывается на данных психолого-педагогических исследований, которые установили, что словесное оформление постановки проблемы ребенком обеспечивает более успешное ее разрешение по сравнению с теми случаями, когда педагог сам формулирует проблему ребенка. И здесь важно исключать педагогическое давление, не давать свои установки.

Основными принципами педагогической оценки являются:

  • недопустимость сравнения ребенка с другими детьми;

  • перевод негативных проявлений в позитивные;

  • сохранение достоинства ребенка;

  • принятие ребенка таким, каков он есть.

Правильную ценностную ориентацию школьников в огромном потоке музыкальной информации обеспечивает выбор репертуара, в котором учитывается художественная ценность произведения, базирующаяся на позитивных музыкальных представлениях. Необходимо учитывать степень трудности произведения, ее соответствие квалификации коллектива, возможности диапазона хористов младшего школьного возраста.

Чтобы оказать педагогическую поддержку в этом выборе необходимо решить следующие задачи:

  • выявить особенности интонирования;

  • определить на основе ладогармонического анализа наиболее сложные в интонационном отношении моменты, с учетом закономерностей мелодического и гармонического строя;

  • находить способы преодоления интонационных трудностей;

  • учитывать особенности произношения литературного текста; его вокальность, а также без текстового пения;

  • постановка дыхания ( по фразам и цепного);

  • характеристика приемов звуковедения( легато, нон легато, маркатто );

. разработка исполнительского плана на основе литературно-музыкального и хорового анализа;

. установить темповый план в соответствии с характером произведения и его частей;

. выявить специфические исполнительские трудности;

. определить общие и частные динамические и смысловые кульминации;

. определить наиболее важные и трудные моменты и методы эффективной работы над ними;

Руководителю вокально-хорового коллектива следует помнить: важно не только что поют, но и как поют.

Основными направлениями в педагогической работе руководителя хорового коллектива являются:

  • развитие культуры мировосприятия;

  • способность выразить свое артистическое увлечение;

  • образно-игровое видение;

  • стремление детей к импровизации и совместному творчеству;

  • создание ситуаций успеха.

Голосовой аппарат и характеристики голоса младшего школьника тоже имеют свои особенности, которые педагогу необходимо учитывать в своей работе.

Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие заключается в ширине диапазона ( он несколько меньше). А также различен в характере звучания. Детские голоса более « светлые», « серебристые», нежели женские. Сопрано детского хора от до I- до соль II октавы. Альт детского хора от ля малой до ре II октавы.

У детей специфичный голосовой аппарат ( короткие и тонкие голосовые связки, малой емкости легкие).Свойственно высокое головное звучание, характерная легкость, «серебристость» тембра ( особенно у мальчиков ), но в то же время отсутствие тембральной насыщенности. Условно детские голоса в хоре можно разделить на 3 группы, в зависимости от возраста: младшая группа, средние школьники и старшее звено. Младшая детская группа- от самого младшего возраста до 10-11 лет, которой характерно фальцетное звукообразование, довольно небольшой диапазон (до I октавы- до II октавы, или ре I-ре II октавы, небольшая сила звука, отсутствие существенного различия между мальчиками и девочками. В репертуаре таких хоровых коллективов как правило имеется 1-2 произведения.

Кроме того , на начальном этапе хорового воспитания закладывается такие профессиональные навыки интонирования, вокальная техника, ансамблирование.

Итак, работа по хоровому исполнительству детей может быть организована как в рамках урока музыки, так и в хоровых коллективах в условиях дополнительного образования. В связи с этим следующая глава нашего исследования посвящена организации работы по формированию вокально-хоровых навыков у детей в младшем хоре.

Литература

  1. Жданова Т.А. Организация учебного процесса в детском хоре.- Изд-во МХШ «Радость», 2011.

  2. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М. Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

  3. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. – Педагогическое общество России, Москва, 2005.

  4. Металлиди Ж. Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем ( 1 класс)- Изд-во «Композитор» С. Петербург, 2001.

  5. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. Москва, 1987.

  6. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей у детей.- Изд-во «Академия развития», Ярославль 1997.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Скачать руководство эксплуатации ситроен джампи
  • Рибоксин инструкция по применению в таблетках от чего помогает взрослым
  • Репитеры gsm руководство
  • Сложная мазь для носа инструкция по применению взрослым при гайморите
  • Капли анаферон для детей инструкция по применению для профилактики детям